Сеть Интернет и ее сервисы. World Wide Web - всемирная паутина. Особенности мультимедиа-ресурсов, размещенных в сети Интернет

Основным источником мультимедиа ресурсов для большинства учителей и школьников становится всемирная компьютерная сеть Интернет. Эта сеть предоставляет доступ как к образовательным, так и ко многим другим ресурсам, содержащим в себе информацию самых разных типов, начиная текстом и заканчивая сложными видеоизображениями. В настоящее время мультимедиа и гипермедиа-технологии становятся неотделимыми от телекоммуникационных технологий, а всемирные сети превращаются в большое и хорошо структурированное хранилище мультимедиа-информации. Одним из самых популярных и перспективных сервисов сетевых технологий, связанных с мультимедиа, является WWW-технология , которая представляет собой распределенную систему гипермедиа-ресурсов, отличительной особенностью которых, кроме привлекательного внешнего вида, является возможность организации перекрестных ссылок друг на друга. Используя специальную программу просмотра документов WWW (браузер), пользователь сети может быстро перемещаться по ссылкам от одного документа к другому, путешествуя по пространству всемирной паутины.

Наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта (E-mail) - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую мультимедиа-информацию (текстовые документы, изображения, цифровые данные, звукозаписи и т.д.). Такая сервисная служба реализует:

    редактирование документов перед передачей,

    хранение документов и сообщений,

    пересылку корреспонденции,

    проверку и исправление ошибок, возникающих при передаче,

    выдачу подтверждения о получении корреспонденции адресатом,

    получение и хранение мультимедиа-информации,

    просмотр полученной корреспонденции.

Электронная почта может быть использована для невербального общения участников учебного процесса и пересылки мультимедиа (учебно-методических материалов).

Чтобы использовать электронную почту, достаточно освоить несколько команд почтового клиента для отправки, приема и обработки информации. Заметим, что при коммуникации посредством электронной почты возникает больше психолого-педагогических проблем, чем технических. Дело в том, что при непосредственном человеческом общении информация передается не только с помощью речи, здесь включаются иные формы коммуникации: мимика, жесты и т.д. Конечно, для передачи эмоций при переписке можно использовать "смайлики", но это не решает проблему некоторого обезличивания общения. Тем не менее, переход к письменной речи воспитывает такие положительные черты, как точность и краткость выражения мысли, аккуратность и т.п. Электронная почта может использоваться учителями для консультации, отправки контрольных работ школьников и профессионального общения с коллегами. Целесообразно также ее использование для проведения электронных занятий в асинхронном режиме, когда обучающимся предварительно пересылается в электронном виде учебный мультимедиа-материал, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем проводятся консультации по электронной почте. Выделим основные возможности использования электронной почты в учебном процессе школы:

    организация консультации;

    взаимообучение при обмене информацией между школьниками;

    проведение дистанционных уроков в режиме off-line;

    общение учителей и администрации школ с родителями школьников.

Отличительной особенностью и удобством электронной почты является возможность рассылать одно и то же сообщение сразу большому числу адресатов. Подобный принцип рассылки используется службой Интернет под названием списки рассылки. Данный сервис работает в режиме подписки. Подписавшись на список рассылки, педагог или школьник будет с определенной периодичностью получать на свой почтовый ящик подборку электронных сообщений по выбранной теме. Списки рассылки выполняют в сети Интернет функции периодических изданий. С дидактической точки зрения, с помощью списков рассылки можно организовать так называемые "виртуальные учебные классы". В созданной учебной группе объясняются правила и способы подписки, и она приступает к работе. Каждое сообщение, посланное в дискуссионную группу любым ее участником, автоматически рассылается сервером рассылки всем участникам. Одним из участников (модератором) является учитель. Основными дидактическими возможностями использования списков рассылки являются автоматическая рассылка учебно-методических материалов и организация виртуальных учебных классов. Другим популярным сервисом, предоставляемым современными телекоммуникационными сетями и реализующим обмен мультимедиа-информацией между людьми, объединенными общими интересами, являются телеконференции. Телеконференция представляет собой сетевой форум, организованный для ведения дискуссии и обмена сообщениями по определенной тематике. Телеконференция позволяют публиковать сообщения по интересам на специальных компьютерах в сети. Сообщения можно читать, подключившись к компьютеру и выбрав тему для дискуссии. Далее, по желанию, возможен ответ автору статьи или отправка собственного сообщения. Таким образом, организовывается сетевая дискуссия, носящая новостной характер, поскольку сообщения хранятся небольшой период времени. Наличие аппаратных мультимедиа-средств: аудио- и видеооборудования (микрофон, цифровая видеокамера и др.), подключенного к компьютеру, позволяет организовать компьютерные аудио и видеоконференции, все более широко распространяемые в системе общего среднего образования. В отличие от списков рассылки, основанных на применении электронной почты, некоторые телеконференции и группы новостей работают в режиме реального времени. Разница заключается в том, что в случае со списком рассылки обмен информации осуществляется в режиме off-line путем автоматической рассылки электронных писем. Сервер новостей публикует все сообщения на общей доске немедленно, и сохраняет их в течение некоторого времени. Таким образом, телеконференции позволяют организовать дискуссию как в режиме on-line, так и в отложенном режиме. При организации учебных занятий целесообразно использование групп новостей, модерируемых учителем. Одной из форм проведения электронных занятий с использованием телекоммуникационных мультимедиа-технологий являются занятия по классическому сценарию "вопрос-ответ". Учитель заранее оповещает школьников о теме и вопросах семинара, затем назначает время проведения занятия. Во время семинара преподаватель задает вопрос в письменной форме любому ученику, который должен ответить на него. Затем можно организовать обсуждение ответа, либо самому высказать замечания. Результаты дискуссии протоколируются, и в конце занятия учитель может оценить как ответы школьников, так и их активность. С развитием технических средств компьютерных сетей увеличивается скорость передачи данных. Это позволяет пользователям, подключенным к сети, не только обмениваться текстовыми сообщениями, но и передавать на значительное расстояние мультимедиа-ресурсы - звук и видеоизображение. Одним из представителей программ, реализующих общение через сеть, является программа NetMeeting, входящая в состав комплекта Internet Explorer. NetMeeting является мультимедиа-средством, реализующим возможности прямой связи через сеть Интернет.

Следует отметить, что для реализации звуковой связи необходимы соответствующие аппаратные мультимедиа-средства: звуковая карта, микрофон и акустические системы. Для передачи видеоизображения необходимы видеоплата и камера, или только камера, поддерживающая стандарт Video for Windows. Основными направлениями использования NetMeeting в учебном процессе средней школы являются:

    организация виртуальных уроков и консультаций в реальном режиме времени, включая голосовое общение и передачу видеоизображений учителей и школьников;

    обмен информацией в текстовом, графическом и звуковом режимах;

    организация совместной работы с учебной информацией в режиме on-line;

    пересылка учебно-методической информации в виде файлов в реальном режиме времени;

    интерактивное общение учителей и администрации с родителями школьников, в перспективе - телекоммуникационные оперативные родительские собрания.

Одной из важнейших сетевых мультимедиа-технологий является распределенная обработка данных . В этом случае персональные компьютеры используются на местах возникновения и применения информации. Если они соединены каналами связи, то это дает возможность распределить их мультимедиа-ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации. В наиболее сложных системах распределенной обработки данных осуществляется подключение к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным и глобальным информационно-поисковым системам, базам данных и банкам знаний и т.д.). Значимым с точки зрения повышения эффективности школьного обучения сервисом, реализованным в компьютерных сетях, является автоматизированный поиск мультимедиа-информации. Используя специализированные средства - информационно-поисковые системы, можно в кратчайшие сроки найти интересующие сведения и мультимедиа-ресурсы в мировых информационных источниках. За последние годы наметилась устойчивая тенденция к созданию профессиональных средств систематизации и каталогизации мультимедиа-ресурсов, опубликованных в сети Интернет. Появились так называемые образовательные порталы , содержащие в себе ссылки на большинство наиболее качественных и эффективных мультимедиа-ресурсов.

В свою очередь, мультимедиа-ресурсы сети Интернет, каталогизируемые на образовательных порталах, обладают рядом специфических свойств. Использование современных телекоммуникационных технологий позволяет не только предоставить распределенный в пространстве и во времени доступ к образовательным информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса, но и привлечь к формированию содержания мультимедиа-ресурсов и системы образовательных порталов как большого количества специалистов, так и большого количества самих ресурсов. В связи с этим при разработке, компоновке и каталогизации мультимедиа-ресурсов необходим учет системы организационно-технологических положений, имеющих существенное значение с точки зрения включения ссылок на мультимедиа-ресурсы в состав образовательных порталов. В подобную систему должно входить несколько основных технологических ограничений, связанных с разработкой и функционированием мультимедиа-ресурсов. 1. Входящее в состав мультимедиа-ресурса программное обеспечение должно быть модульным, что позволило бы дистанционно динамически наращивать мультимедиа-ресурс или использовать его по частям. 2. Мультимедиа-ресурс должен обладать свойством масштабируемости, что позволит максимально упростить процесс его адаптации к спецификациям образовательного портала и технологическим особенностям аппаратных и программных средств пользователей, работающих с ресурсом и порталом. 3. Мультимедиа-ресурсы должны быть адаптированы к работе на телекоммуникационных серверах, используемых разработчиками портала, специалистами, формирующими мультимедиа-ресурсы, разработчиками других ресурсов, входящих в портал.

Введение

2. Рабочая программа ……..

Нелинейные мультимедийные ресурсы.

Интерактивные мультимедийные ресурсы.

Мультимедиа компоненты.

Графика

Анимация

Видео

Методика применения линейных, нелинейных и интерактивных мультимедийных средств в профессиональной деятельности.

Линейный сценарий. 14

Нелинейный сценарий. 14

Интерактивный сценарий. 14

Заключение

Литература

Введение

В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции.

Кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни, которые несут с собой эти информационные и коммуникационные технологии и новые модели деятельности вкупе с новыми социальными требованиями мирового сообщества, требуют совершенно иного уровня грамотности, соответствующего запросам информационного общества. А для этого необходимо создать принципиально новую технологию приобретения научных знаний, новые педагогические подходы к преподаванию и усвоению знаний, новые курсы обучения и методики преподавания. Все это должно способствовать активизации интеллекта обучаемых, формированию их творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения индивида – полноправного члена информационного общества.

Однако само по себе одно лишь применение новых информационных и коммуникационных технологий автоматически не повысит качества образования, поэтому педагогам и методистам необходимо осваивать, развивать и активно применять в своей практической деятельности компьютерную психологию, компьютерную дидактику и компьютерную этику...

2. Рабочая программа …….

……………………..

Основными задачами ………….. являются:

……………………

…………………..

………………….. т.д.


Мультимедийные ресурсы Интернет по теме «………………………………..»

Линейные мультимедийные ресурсы

К линейным мультимедийным ресурсам относятся веб-сайты закрытого типа, характеризующиеся внутренней завершенностью (внешние ссылки отсутствуют либо носят факультативный характер) и ограниченностью траектории передвижения (возможности навигации сводятся к линейному перемещению по карте веб-сайта; иногда добавляется механизм внутреннего поиска по сайту). Поэтому линейная по­следовательность изложения особенно рекомендуется в тех случаях, когда обучаемые имеют весьма ограниченные знания или совсем их не имеют.

№ п/п Адрес мультимедийного ресурса Описание ресурса Страница сайта
http://magilus.chat.ru/texts/virus.htm
Очерк истории компьютерных вирусов. Хотя компьютерные вирусы являются одной из разновидностей компьютерного вандализма, получившей распространение в конце 80-х годов, исторически их возникновение связано с идеей создания самовоспроизводящихся программ – концепции, уходящей своими корнями в пятидесятые годы. Идея самовоспроизводящихся механизмов исследовалась еще Джоном Фон Нейманом, который в 1951 году предложил метод создания таких механизмов.

… 15-20 источников

Мультимедийные ресурсы Интернет по теме «…………………………………….»

Мультимедиа компоненты

Мультимедиа приложения, позволяют разбить сложные задачи на части и помогают структурировать последовательность выполнения учебных задач. В качестве организационных форм преподаватель использует самостоятельную работу студентов, в которой проявляются средства активизации их познавательной деятельности, а мультимедийное приложение обеспечивает необходимую поддержку. Мультимедийные приложения существуют двух типов:

Обучающие (предоставляют информацию по теме и помогают организовать изучение материала)

Контролирующие (проверяют правильность усвоения, логику рассуждения, и объем усвоенной информации)

Интерактивность – одно из наиболее значимых преимуществ мультимедиа. Она подразумевает процесс представления информации в ответ на запросы пользователя, управлять представлением информации, менять настройки, а также изучать результаты.

Привлекательность интерактивных мультимедиа продуктов усиливается наличием качественной графики, таблиц и схем, анимации (иллюстрирующей данную тему), видеофрагментов. Все эти факторы способствуют мотивации обучающегося, а так же увеличивается степень взаимодействия с пользователем.

Результаты самостоятельной работы студентов проверяются разными способами: итоговыми формами контроля знаний, тестированием и др.

25…

Андресен Б.Б. предлагает более общий подход к классификации стратегий использования мультимедиа, основанный на структуре и функциональности используемых мультимедийных продуктов. Этот подход к обобщению совершенно не зависит от вышеперечисленных факторов; более того, классификационный признак и, соответственно, методика (сценарий) его использования закладывается, вообще говоря, на этапе создания мультимедийного продукта. Задача преподавателя в этом случае - выбрать соответствующий мультимедийный продукт в соответствии с целями и задачами обучения.

В соответствии с этим подходом все мультимедийные продукты делятся на три типа:

предоставляющие линейную (последовательную) навигацию по мультимедийной информации;

предоставляющие свободную нелинейную (непоследовательную) навигацию по мультимедийной информации;

организующие изучение информации в определенной (отчасти несвободной) последовательности и/или проверяющие уровень усвоения (интерактивные обучающие программы или образовательные курсы) в соответствии с выбором обучающегося или преподавателя.

В соответствии с этим разделением мультимедийной продукции предлагаются четыре стратегии их использования в обучении, которые Б.Б. Андресен назвал сценариями («модель сценариев»):

сценарий 1: использование линейных представлений мультимедиа информации;

сценарий 2: использование нелинейных представлений мультимедиа информации;

сценарий 3: использование обучающих программ и образовательных курсов;

сценарий 4: создание мультимедийной продукции самими обучающимися («создавая - обучаюсь; при этом вижу и показываю другим, как я обучаюсь и чего достиг»).

Линейный сценарий. 14

Сценарий 1 - линейные мультимедийные средства. Линейная структура представления информации знакомит с материалом последовательно и ограничивает ход и последовательность его изучения при полном отсутствии интерактивности, хотя допускает изменение темпа линейной навигации. Использование сценария 1 можно рассматривать для двух ситуаций: на занятиях под руководством преподавателя или при самостоятельном изучении.

На занятиях преподаватель может сам проводить линейную навигацию в соответствии с планом проведения занятия (например, на лекционных занятиях; обычно это учебные презентации), причем подаваемая информация является единственной для всех. С другой стороны, сами обучающиеся могут управлять темпом подачи информации индивидуально для себя (например, в компьютерном классе), но опять же под наблюдением преподавателя или в соответствии с темпом его рассказа.

При самостоятельном изучении обучающийся полностью сам контролирует темп подачи информации. На наш взгляд, использование сценария 1 для самостоятельного изучения учебного материала является неэффективным. Сценарий 1 не позволяет организовать помощь (предоставление дополнительной информации) при возникающих затруднениях и формировать свою последовательность изучения материала в соответствии с текущими потребностями. Кроме того, при изучении сложного материала жесткая последовательность информации скрадывает от обучающегося конечную цель обучения и путь ее достижения (т.е. обучающийся не может посмотреть путь предполагаемого изучения «с высоты птичьего полета»), что тоже немаловажно для мотивации обучения.

Исходя из вышесказанного, сценарий 1 и соответствующий мультимедийный продукт целесообразно использовать или на занятиях под руководством преподавателя (в этом случае недостающая информация предоставляется им), или при самостоятельном изучении достаточно простого материала (например, обзорного (обобщенного, укрупненного) материала перед изучением сложной темы).

Нелинейный сценарий. 14

Сценарий 2 - нелинейные мультимедийные средства. Само понятие нелинейной организации информации предполагает использование сценария 2 и соответствующих мультимедийных средств при самостоятельном изучении учебного материала обучающимися, хотя ничто не препятствует его использованию и на традиционных занятиях. Это связано со следующими моментами:

нелинейность требует соответствующей навигации, что означает поиск нужной информации. Поэтому сценарий 2 можно использовать для привития навыков нахождения учебной и иной информации; при этом у обучающихся развивается способность критически ее оценивать и усиливается мотивация обучения («я сам нашел, без вашей помощи»). Самый крупный нелинейный «продукт», который можно вообразить - это сеть INTERNET. Значит, методически оправдано использование INTERNET для привития творческих начал по поиску и сбору информации. Другими возможными средствами для этого могут служить электронные справочники и энциклопедии (их можно использовать и на занятиях);

нелинейные мультимедийные средства обладают некоторой интерактивностью, поэтому при возникновении затруднений обучающийся может получить хотя бы минимальную помощь;

нелинейность подразумевает иерархическую организацию информации с четкой ее структуризацией. Если используемое мультимедийное средство показывает свою структуру, то обучающийся увидит свой путь для достижения цели и, соответственно, может ее выбрать (здесь не требуется участия преподавателя) - это очень важно для мотивации и рефлексии. К сожалению, INTERNET не может предоставить такую информацию и, соответственно, его нельзя использовать в этом качестве. С другой стороны, многие электронные учебники обладают таким свойством;

нелинейные мультимедийные средства в наиболее полной форме могут реализовать свойство полисенсорного воздействия материала на обучающегося, хотя полисенсорность присуща и другим сценариям. Но в данном случае обучающийся может сам выбрать «степень полисенсорности» в соответствии с собственными особенностями.

Интерактивный сценарий. 14

Сценарий 3 - интерактивные мультимедийные средства и обучающие курсы. Интерактивные обучающие программы и электронные курсы могут включать в себя всю необходимую для обучения и организации обучения информацию: учебный план и программу, перечень рекомендуемых печатных пособий, учебный фактический материал, тренировочный материал, дополнительные справочные сведения, контрольные материалы и тесты, виртуальные лабораторные работы и т.д.; при этом все свойства мультимедийных средств, используемых по сценариям 1 и 2, органически могут содержаться и в них. Кроме этого, в такие средства может быть вложена определенная функциональность, призванная контролировать уровень знаний обучающегося по определенным этапам и, соответственно, информировать обучающегося об учебных достижениях и корректировать его деятельность. Электронный курс должен обеспечить, с одной стороны, возможность выбора траектории обучения; с другой стороны, он должен контролировать процесс обучения, что фактически означает некоторую несвободу для обучаемого.

Из вышесказанного следует, что самым приемлемым использованием интерактивных учебников и курсов является самостоятельное изучение учебного материала обучающимся при минимальном участии преподавателя (например, при заочной и дистанционной формах обучении) (но это не означает, что эти средства нельзя использовать на обычных занятиях).

Высокая эффективность использования мультимедийной информации в образовании обусловлена:

повышением качества учебной информации старых классических технологий (уже только это дает выигрыш);

изменением способа формирования сенсорной информации с помощью мультимедиа, позволяющего создавать «наглядную абстракцию» (которую классическими технологиями невозможно создать);

возможностью сенсорной интерпретации не только свойств доступных восприятию реальных объектов и явлений, но и непосредственно недоступных, а также научных закономерностей, теорий, понятий (причем, если необходимо, в динамике);

возможностью параллельно- или последовательно-комбинированного воздействия на несколько механизмов восприятия информации человеком.

Достоинство любого электронного тестирования заключается в том, что преподаватель освобождается от рутинной, механической проверки заданий, но чтобы избежать негативных моментов необходимо грамотно и творчески подходить к подбору вопросов, чтобы они максимально помогли бы раскрыть уровень развития и способности тестируемого к выполнению таких операций содержательно-логического мышления, которые не могут раскрыть простые устные опросы по схеме вопрос – ответ в силу сложившегося крайне консервативного формалистического подхода.

Программу UNITEST можно использовать не только для контроля знаний, но и в режиме самоконтроля, в последнем случае студент может работать с тестом в любое удобное ему время, такой режим дает возможность студенту просматривать подробный отчет по сдаваемому тесту, можно вывести список заданных вопросов и оценку, полученную по каждому вопросу, кроме того, режим прохождения таких тестов предоставляет студенту быструю обратную связь – он практически сразу получает сообщение о том, правилен его ответ или нет.

Программа Unitest позволяет использовать при тестировании несколько вариантов оценки знаний студентов. Предусматриваются следующие типы оценок: средняя оценка, строгая оценка, число верных ответов, сумма баллов и процент верных ответов.

Каждый тест кодируется с помощью специального алгоритма. Для кодирования каждого теста используется своя кодовая последовательность. Во время загрузки теста в ОЗУ он декодируется по частям, по мере необходимости – это снижает вероятность получения полного текста теста студентом.

Требование кода доступа при старте

Помимо установки кода доступа, существует возможность защиты теста с помощью блокировки. Преподаватель или администратор базы данных может указать программе, что такая-то группа не имеет права сдавать такой-то тест.

Каждый преподаватель – разработчик теста имеет свой личный пароль в программе Unitest, который служит для идентификации разработчика, и получения прав на редактирование теста, проведения тестирования, получения временного кода доступа, блокировки теста.

Личный ключ студента служит для проверки правильности выбора имени студента перед сдачей теста. Единожды получив личный ключ, студент может его самостоятельно поменять.

Код доступа служит для защиты тестов от несвоевременной сдачи. Код доступа требуется ввести перед сдачей теста в окне идентификации студента, если уровень защиты больше, чем 0. Код доступа может быть временным (зависящим от времени) или неизменным. Узнать временный код доступа может только преподаватель, зарегистрировавшись в программе с помощью своего личного пароля, и выбрав нужный тест.

После проведения тестирования преподаватель может ознакомиться с результатами теста. Результаты тестов фиксируются двумя способами:

в общей базе данных для дальнейшего анализа и формирования отчетов

и в локальном файле истории теста для выяснения возможных недоразумений.

Программа Unitest предоставляет возможность провести сортировку результатов тестирования для каждого студента индивидуально (при условии, что предоставлялось несколько попыток сдать тест) по оценке или по дате сдачи теста. При формировании отчета имеется возможность:

включать или отключать вывод даты сдачи теста.

В программе Unitest имеется несколько способов напечатать отчеты по результатам тестирования:

скопировать таблицу результатов в Word;

вывести на печать таблицу результатов;

сформировать стандартную ведомость для одного столбца оценок и вывести на печать только последние или лучшие результаты.

Заключение

Применение мультимедиа делает процесс обучения более самостоятельным, что по сравнению с традиционными формами увеличивает свободу обучаемого, изменяет взаимоотношения между обучаемым и преподавателем, что, несомненно, приводит к положительному изменению индивидуального мировоззрения.

Безусловно, грамотно примененные, качественные мультимедийные ресурсы дают надежно прогнозируемый положительный эффект, но затраты на их создание или приобретение, далеко не всегда оправдывают поставленные цели. Потому целесообразность использования некоего мультимедийного ресурса может определятся не педагогическими, а экономическими критериями (дороговизна мультимедийного ресурса, отсутствие оборудования или коммуникаций для его использования, несоответствие технических характеристик оборудования или коммуникаций требованиям мультимедийного продукта, дороговизна лицензионного программного обеспечения, отсутствие технологий применения мультимедиа и т.п.)

Ошибок можно море здесь найти,
Но не спеши пометки делать справа.
Всё это не пробелы в знаниях моих,
А это моё авторское право!

Литература

Введение

2. Рабочая программа ……..

3. Мультимедийные ресурсы Интернет по теме «……………………………».

Линейные мультимедийные ресурсы.

Мультимедийные образовательные ресурсы

1. Мультимедийные презентации могут быть проведены человеком на сцене, показаны через проектор или же на другом локальном устройстве воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Стоит отметить, что мультимедиа в онлайне может быть либо скачана на компьютер пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных. Мультимедиа, воспроизводимая при помощи технологий потоковой передачи данных может быть как «живая», так и предоставляемая по требованию.

2. Мультимедийные игры -- такие игры, в которых игрок взаимодействует с виртуальной средой, построенной компьютером. Состояние виртуальной среды передается игроку при помощи различных способов передачи информации (аудиальный, визуальный, тактильный). В настоящее время все игры на компьютере или игровой приставке относятся к мультимедийным играм. Стоит отметить, что в такой тип игр можно играть как в одиночку на локальном компьютере или приставке, так и с другими игроками через локальную или глобальную сети.

Различные форматы мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде.

3. Лазерное шоу -- «живое» мультимедиа представление

Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube или Яндекс. Видео, пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик.

Мультимедиа ресурсы сети Интернет

Основным источником мультимедиа ресурсов для большинства пользователей становится всемирная компьютерная сеть Интернет. Эта сеть предоставляет доступ как к образовательным, так и ко многим другим ресурсам, содержащим в себе информацию самых разных типов, начиная текстом и заканчивая сложными видеоизображениями. В настоящее время мультимедиа и гипермедиа-технологии становятся неотделимыми от телекоммуникационных технологий, а всемирные сети превращаются в большое и хорошо структурированное хранилище мультимедиа-информации .

Одним из самых популярных и перспективных сервисов сетевых технологий, связанных с мультимедиа, является WWW-технология, которая представляет собой распределенную систему гипермедиа-ресурсов, отличительной особенностью которых, кроме привлекательного внешнего вида, является возможность организации перекрестных ссылок друг на друга. Используя специальную программу просмотра документов WWW (браузер), пользователь сети может быстро перемещаться по ссылкам от одного документа к другому, путешествуя по пространству всемирной паутины.

Наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми.

Электронная почта (E-mail) - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую мультимедиа-информацию (текстовые документы, изображения, цифровые данные, звукозаписи.).

Такая сервисная служба реализует:

* редактирование документов перед передачей,

* хранение документов и сообщений,

* пересылку корреспонденции,

* проверку и исправление ошибок, возникающих при передаче,

* выдачу подтверждения о получении корреспонденции адресатом,

* получение и хранение мультимедиа-информации,

* просмотр полученной корреспонденции.

Другим популярным сервисом, предоставляемым современными телекоммуникационными сетями и реализующим обмен мультимедиа-информацией между людьми, объединенными общими интересами, являются телеконференции.

Телеконференция представляет собой сетевой форум, организованный для ведения дискуссии и обмена сообщениями по определенной тематике.

Телеконференция позволяют публиковать сообщения по интересам на специальных компьютерах в сети. Сообщения можно читать, подключившись к компьютеру и выбрав тему для дискуссии. Далее, по желанию, возможен ответ автору статьи или отправка собственного сообщения. Таким образом, организовывается сетевая дискуссия, носящая новостной характер, поскольку сообщения хранятся небольшой период времени. Наличие аппаратных мультимедиа-средств: аудио- и видеооборудования (микрофон, цифровая видеокамера), подключенного к компьютеру, позволяет организовать компьютерные аудио и видеоконференции.

С развитием технических средств компьютерных сетей увеличивается скорость передачи данных. Это позволяет пользователям, подключенным к сети, не только обмениваться текстовыми сообщениями, но и передавать на значительное расстояние мультимедиа-ресурсы - звук и видеоизображение. Одним из представителей программ, реализующих общение через сеть, является программа NetMeeting, входящая в состав комплекта Internet Explorer. NetMeeting является мультимедиа-средством, реализующим возможности прямой связи через сеть Интернет .

Одной из важнейших сетевых мультимедиа-технологий является распределенная обработка данных. В этом случае персональные компьютеры используются на местах возникновения и применения информации. Если они соединены каналами связи, то это дает возможность распределить их мультимедиа-ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации. В наиболее сложных системах распределенной обработки данных осуществляется подключение к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным и глобальным информационно-поисковым системам, базам данных и банкам знаний).

Значимым с точки зрения повышения эффективности обучения сервисом, реализованным в компьютерных сетях, является автоматизированный поиск мультимедиа-информации. Используя специализированные средства - информационно-поисковые системы, можно в кратчайшие сроки найти интересующие сведения и мультимедиа-ресурсы в мировых информационных источниках (Google, Яндекс, Rambler)

Разработка и применение мультимедийных технологий

2.4 Мультимедиа ресурсы сети Интернет

Основным источником мультимедиа ресурсов для большинства пользователей становится всемирная компьютерная сеть Интернет. Эта сеть предоставляет доступ как к образовательным, так и ко многим другим ресурсам, содержащим в себе информацию самых разных типов, начиная текстом и заканчивая сложными видеоизображениями. В настоящее время мультимедиа и гипермедиа-технологии становятся неотделимыми от телекоммуникационных технологий, а всемирные сети превращаются в большое и хорошо структурированное хранилище мультимедиа-информации.

Одним из самых популярных и перспективных сервисов сетевых технологий, связанных с мультимедиа, является WWW-технология, которая представляет собой распределенную систему гипермедиа-ресурсов, отличительной особенностью которых, кроме привлекательного внешнего вида, является возможность организации перекрестных ссылок друг на друга. Используя специальную программу просмотра документов WWW (браузер), пользователь сети может быстро перемещаться по ссылкам от одного документа к другому, путешествуя по пространству всемирной паутины.

Наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми.

Электронная почта (E-mail) - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую мультимедиа-информацию (текстовые документы, изображения, цифровые данные, звукозаписи и т.д.).

Такая сервисная служба реализует:

· редактирование документов перед передачей,

· хранение документов и сообщений,

· пересылку корреспонденции,

· проверку и исправление ошибок, возникающих при передаче,

· выдачу подтверждения о получении корреспонденции адресатом,

· получение и хранение мультимедиа-информации,

· просмотр полученной корреспонденции.

Другим популярным сервисом, предоставляемым современными телекоммуникационными сетями и реализующим обмен мультимедиа-информацией между людьми, объединенными общими интересами, являются телеконференции.

Телеконференция представляет собой сетевой форум, организованный для ведения дискуссии и обмена сообщениями по определенной тематике.

Телеконференция позволяют публиковать сообщения по интересам на специальных компьютерах в сети. Сообщения можно читать, подключившись к компьютеру и выбрав тему для дискуссии. Далее, по желанию, возможен ответ автору статьи или отправка собственного сообщения. Таким образом, организовывается сетевая дискуссия, носящая новостной характер, поскольку сообщения хранятся небольшой период времени. Наличие аппаратных мультимедиа-средств: аудио- и видеооборудования (микрофон, цифровая видеокамера и др.), подключенного к компьютеру, позволяет организовать компьютерные аудио и видеоконференции.

С развитием технических средств компьютерных сетей увеличивается скорость передачи данных. Это позволяет пользователям, подключенным к сети, не только обмениваться текстовыми сообщениями, но и передавать на значительное расстояние мультимедиа-ресурсы - звук и видеоизображение. Одним из представителей программ, реализующих общение через сеть, является программа NetMeeting, входящая в состав комплекта Internet Explorer. NetMeeting является мультимедиа-средством, реализующим возможности прямой связи через сеть Интернет.

Одной из важнейших сетевых мультимедиа-технологий является распределенная обработка данных. В этом случае персональные компьютеры используются на местах возникновения и применения информации. Если они соединены каналами связи, то это дает возможность распределить их мультимедиа-ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации. В наиболее сложных системах распределенной обработки данных осуществляется подключение к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным и глобальным информационно-поисковым системам, базам данных и банкам знаний и т.д.).

Значимым с точки зрения повышения эффективности обучения сервисом, реализованным в компьютерных сетях, является автоматизированный поиск мультимедиа-информации. Используя специализированные средства - информационно-поисковые системы, можно в кратчайшие сроки найти интересующие сведения и мультимедиа-ресурсы в мировых информационных источниках (Google, Яндекс, Rambler и др.)

Анализ проблем информационной безопасности в компьютерной сети организации, подключенной к сети Интернтет

Существует несколько подходов к решению проблемы защиты КСО подключенной к сети Интернет от НСД. Первый подход состоит в усилении защиты всех имеющихся систем, открытых к доступу из Интернет...

Безопасность детей в мире компьютерных технологий

Исследование организации безопасности детей при работе в локальной сети и сети Интернет в МОУ "СОШ №10" г. Славгорода ставило перед собой следующие задачи: 1) определение перечня локальных актов, прочих нормативных документов...

Интернет-технологии

В 1969 году Министерством обороны США была создана сеть, которая явилась предшественницей Интернета, -- ARPANET. ARPANET была экспериментальной сетью. Она проектировалась для исследований методов построения сетей...

Интернет-технологии в использовании информационных ресурсов

Сегодня Интернет можно характеризовать как: · средство массовой информации, · информационная обучающая структура, · грандиозный мировой справочник, · средство для рекламы и саморекламы, · массив для развлечений, · доска объявлений...

Информационные ресурсы глобальной сети Интернет

Интернет позволяет осуществлять поиск необходимых сведений, начиная от справочной информации (статьи в словарях и энциклопедиях, статистические данные, библиографии, карты, адреса, сведения о компаниях и организациях и т.п...

Информационные технологии в строительстве

Глубокое проникновение информационных технологий во все процессы и этапы строительства и последующего обслуживания м управления зданиями, обусловило необходимость использования оборудования и П.О...

Локальные сети в компьютерном классе

Защита при работе в сетиИтак, сеть заработала. Компьютеры объединены с помощью коммутаторов, точек доступа и маршрутизаторов, везде установлен протокол TCP/IP и настроены параметры IP. Теперь нужно работать в сети...

Основные услуги Интернета

Основные понятия World Wide Web Сегодня Интернет используется как источник разносторонней информации по различным областям знаний. Большинство документов, доступных на серверах Интернета, имеют гипертекстовый формат. Гипертекст - текст...

Основы бизнеса в Интернете. Создание базы данных "Авиаперевозки"

Торговая площадка (модель В2В - электронная площадка) - это портал, на котором пользователи имеют возможность осуществлять весь комплекс торгово-закупочных мероприятий: искать товары по каталогам, проводить on-line переговоры, заключать сделки...

Почтовые программы

1. Федотов А.М. Введение в технологии ИС. - Новосибирск, Институт вычислительных технологий СО РАН, 2007. 2. Официальный сайт программы The Bat! http://www.ritlabs.com/ru/products/thebat/ 3. Документация по программе The Bat! 4. Брайан Андердал, “Самоучитель Windows 98", Изд. Питер...

Разработка и применение мультимедийных технологий

Основным источником мультимедиа ресурсов для большинства пользователей становится всемирная компьютерная сеть Интернет. Эта сеть предоставляет доступ как к образовательным, так и ко многим другим ресурсам...

Разработка коммерческого сайта для ООО "000000-Тактик"

Интернет - это всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой...

Разработка мультимедийного веб-сайта

Существует множество определений сети интернет. Вот некоторые из них: 1. Интернет- глобальная информационная система, части которой взаимосвязаны друг с другом посредством уникального адресного пространства...

Разработка мультимедийного сайта

Русский писатель, философ и общественный деятель XIX века Владимир Одоевский в незаконченном утопическом романе «4338-й год», написанном в 1837 году, похоже...

Разработка программы "Лабиринт" в сфере развлекательного досуга

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Факультет Дошкольного и начального образования

Кафедра Дошкольное образование

Реферат на тему:

«Мультимедиа-ресурсы сети интернет»

По дисциплине «Информатика»

Выполнила:

Грудцына Светлана Васильевна

(гр. ДБSZ-21,ОЗО)

Волгоград

1.1 Удаленный доступ к мультимедиа-ресурсам

Основным источником мультимедиа ресурсов для большинства учителей и школьников становится всемирная компьютерная сеть Интернет. Эта сеть предоставляет доступ как к образовательным, так и ко многим другим ресурсам, содержащим в себе информацию самых разных типов, начиная текстом и заканчивая сложными видеоизображениями. В настоящее время мультимедиа и гипермедиа-технологии становятся неотделимыми от телекоммуникационных технологий, а всемирные сети превращаются в большое и хорошо структурированное хранилище мультимедиа-информации.
Одним из самых популярных и перспективных сервисов сетевых технологий, связанных с мультимедиа, является WWW-технология, которая представляет собой распределенную систему гипермедиа-ресурсов, отличительной особенностью которых, кроме привлекательного внешнего вида, является возможность организации перекрестных ссылок друг на друга. Используя специальную программу просмотра документов WWW (браузер), пользователь сети может быстро перемещаться по ссылкам от одного документа к другому, путешествуя по пространству всемирной паутины. Наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта (E-mail) - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую мультимедиа-информацию (текстовые документы, изображения, цифровые данные, звукозаписи и т.д.).
Такая сервисная служба реализует:

  • редактирование документов перед передачей,
  • хранение документов и сообщений,
  • пересылку корреспонденции,
  • проверку и исправление ошибок, возникающих при передаче,
  • выдачу подтверждения о получении корреспонденции адресатом,
  • получение и хранение мультимедиа-информации,
  • просмотр полученной корреспонденции.

Электронная почта может быть использована для невербального общения участников учебного процесса и пересылки мультимедиа (учебно-методических материалов).

Чтобы использовать электронную почту, достаточно освоить несколько команд почтового клиента для отправки, приема и обработки информации. Заметим, что при коммуникации посредством электронной почты возникает больше психолого-педагогических проблем, чем технических. Дело в том, что при непосредственном человеческом общении информация передается не только с помощью речи, здесь включаются иные формы коммуникации: мимика, жесты и т.д. Конечно, для передачи эмоций при переписке можно использовать "смайлики", но это не решает проблему некоторого обезличивания общения. Тем не менее, переход к письменной речи воспитывает такие положительные черты, как точность и краткость выражения мысли, аккуратность и т.п.
Электронная почта может использоваться учителями для консультации, отправки контрольных работ школьников и профессионального общения с коллегами. Целесообразно также ее использование для проведения электронных занятий в асинхронном режиме, когда обучающимся предварительно пересылается в электронном виде учебный мультимедиа-материал, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем проводятся консультации по электронной почте. Выделим основные возможности использования электронной почты в учебном процессе школы:

  • рассылка учебно-методических материалов школьникам;
  • организация консультации;
  • взаимообучение при обмене информацией между школьниками;
  • проведение дистанционных уроков в режиме off-line;
  • общение учителей и администрации школ с родителями школьников.

Отличительной особенностью и удобством электронной почты является возможность рассылать одно и то же сообщение сразу большому числу адресатов.
Подобный принцип рассылки используется службой Интернет под названием списки рассылки. Данный сервис работает в режиме подписки. Подписавшись на список рассылки, педагог или школьник будет с определенной периодичностью получать на свой почтовый ящик подборку электронных сообщений по выбранной теме. Списки рассылки выполняют в сети Интернет функции периодических изданий.
С дидактической точки зрения, с помощью списков рассылки можно организовать так называемые "виртуальные учебные классы". В созданной учебной группе объясняются правила и способы подписки, и она приступает к работе. Каждое сообщение, посланное в дискуссионную группу любым ее участником, автоматически рассылается сервером рассылки всем участникам. Одним из участников (модератором) является учитель.
Основными дидактическими возможностями использования списков рассылки являются автоматическая рассылка учебно-методических материалов и организация виртуальных учебных классов.
Другим популярным сервисом, предоставляемым современными телекоммуникационными сетями и реализующим обмен мультимедиа-информацией между людьми, объединенными общими интересами, являются телеконференции.
Телеконференция представляет собой сетевой форум, организованный для ведения дискуссии и обмена сообщениями по определенной тематике.
Телеконференция позволяют публиковать сообщения по интересам на специальных компьютерах в сети. Сообщения можно читать, подключившись к компьютеру и выбрав тему для дискуссии. Далее, по желанию, возможен ответ автору статьи или отправка собственного сообщения. Таким образом, организовывается сетевая дискуссия, носящая новостной характер, поскольку сообщения хранятся небольшой период времени.
Наличие аппаратных мультимедиа-средств: аудио- и видеооборудования (микрофон, цифровая видеокамера и др.), подключенного к компьютеру, позволяет организовать компьютерные аудио и видеоконференции, все более широко распространяемые в системе общего среднего образования.
В отличие от списков рассылки, основанных на применении электронной почты, некоторые телеконференции и группы новостей работают в режиме реального времени. Разница заключается в том, что в случае со списком рассылки обмен информации осуществляется в режиме off-line путем автоматической рассылки электронных писем. Сервер новостей публикует все сообщения на общей доске немедленно, и сохраняет их в течение некоторого времени. Таким образом, телеконференции позволяют организовать дискуссию как в режиме on-line, так и в отложенном режиме. При организации учебных занятий целесообразно использование групп новостей, модерируемых учителем.
Одной из форм проведения электронных занятий с использованием телекоммуникационных мультимедиа-технологий являются занятия по классическому сценарию "вопрос-ответ". Учитель заранее оповещает школьников о теме и вопросах семинара, затем назначает время проведения занятия. Во время семинара преподаватель задает вопрос в письменной форме любому ученику, который должен ответить на него. Затем можно организовать обсуждение ответа, либо самому высказать замечания. Результаты дискуссии протоколируются, и в конце занятия учитель может оценить как ответы школьников, так и их активность.
С развитием технических средств компьютерных сетей увеличивается скорость передачи данных. Это позволяет пользователям, подключенным к сети, не только обмениваться текстовыми сообщениями, но и передавать на значительное расстояние мультимедиа-ресурсы - звук и видеоизображение. Одним из представителей программ, реализующих общение через сеть, является программа NetMeeting, входящая в состав комплекта Internet Explorer. NetMeeting является мультимедиа-средством, реализующим возможности прямой связи через сеть Интернет. Следует отметить, что для реализации звуковой связи необходимы соответствующие аппаратные мультимедиа-средства: звуковая карта, микрофон и акустические системы. Для передачи видеоизображения необходимы видеоплата и камера, или только камера, поддерживающая стандарт Video for Windows. Одной из важнейших сетевых мультимедиа-технологий является распределенная обработка данных. В этом случае персональные компьютеры используются на местах возникновения и применения информации. Если они соединены каналами связи, то это дает возможность распределить их мультимедиа-ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации. В наиболее сложных системах распределенной обработки данных осуществляется подключение к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным и глобальным информационно-поисковым системам, базам данных и банкам знаний и т.д.).
Значимым с точки зрения повышения эффективности школьного обучения сервисом, реализованным в компьютерных сетях, является автоматизированный поиск мультимедиа-информации. Используя специализированные средства - информационно-поисковые системы, можно в кратчайшие сроки найти интересующие сведения и мультимедиа-ресурсы в мировых информационных источниках.
За последние годы наметилась устойчивая тенденция к созданию профессиональных средств систематизации и каталогизации мультимедиа-ресурсов, опубликованных в сети Интернет. Появились так называемые образовательные порталы, содержащие в себе ссылки на большинст В свою очередь, мультимедиа-ресурсы сети Интернет, каталогизируемые на образовательных порталах, обладают рядом специфических свойств.
Использование современных телекоммуникационных технологий позволяет не только предоставить распределенный в пространстве и во времени доступ к образовательным информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса, но и привлечь к формированию содержания мультимедиа-ресурсов и системы образовательных порталов как большого количества специалистов, так и большого количества самих ресурсов.
В связи с этим при разработке, компоновке и каталогизации мультимедиа-ресурсов необходим учет системы организационно-технологических положений, имеющих существенное значение с точки зрения включения ссылок на мультимедиа-ресурсы в состав образовательных порталов. В подобную систему должно входить несколько основных технологических ограничений, связанных с разработкой и функционированием мультимедиа-ресурсов.
1. Входящее в состав мультимедиа-ресурса программное обеспечение должно быть модульным, что позволило бы дистанционно динамически наращивать мультимедиа-ресурс или использовать его по частям.
2. Мультимедиа-ресурс должен обладать свойством масштабируемости, что позволит максимально упростить процесс его адаптации к спецификациям образовательного портала и технологическим особенностям аппаратных и программных средств пользователей, работающих с ресурсом и порталом.
3. Мультимедиа-ресурсы должны быть адаптированы к работе на телекоммуникационных серверах, используемых разработчиками портала, специалистами, формирующими мультимедиа-ресурсы, разработчиками других ресурсов, входящих в портал.

2.1 Использование телекоммуникационных мультимедиа-ресурсов в обучении школьников

Большинство наиболее качественных мультимедиа-ресурсов, использование которых повысило бы эффективность общего среднего образования каталогизировано на образовательных Интернет-порталах. В настоящее время в России уже выработана организационная схема создания системы образовательных порталов, имеющая свои особенности. В организационную схему создания системы образовательных порталов включаются:

  • горизонтальный портал "Российское образование",
  • профильные вертикальные порталы по областям знаний: гуманитарный, экономико-социальный, естественно-научный, инженерный, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный и др.,
  • специализированные вертикальные порталы: книгоиздание, единый экзамен, новости образования и др.

Горизонтальный портал "Российское образование" обеспечивает:

  • навигацию по всем вертикальным порталам;
  • поиск мультимедиа-информации в области образования в Интернет;
  • персонификацию и персональную адаптацию интерфейса как путем выбора пользователем собственной категории (обучаемый, преподаватель, администратор, разработчик портала) и указанием уровня образования, так и путем конструирования собственного интерфейса;
  • формирование и предоставление срезов вертикальных порталов по уровням образования;
  • хранение и предоставление информации в области образования (законодательство, приказы, нормативные документы, стандарты, перечни специальностей, федеральный комплект учебников, база данных вузов и др.);
  • публикацию ежедневного обзора прессы по вопросам образования;
  • новостную ленту в области образования;
  • организацию проведения форумов, дискуссионных групп, списков рассылки.

Профильные вертикальные порталы должны содержать материалы для всех уровней образования: начальной школы, средней школы, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного образования, послевузовского образования.
Специализированные вертикальные порталы должны обеспечивать информационное сопровождение и сервисы для решения конкретных специальных задач общероссийского уровня. Для всех вертикальных порталов должен быть предусмотрен единый интерфейс, единые правила пополнения и ведения. Вертикальные порталы в полной мере смогут пользоваться справочной информацией, располагающейся на верхнем горизонтальном портале, его поисковой машиной, средствами персонификации и адаптации интерфейса.
Распределенная система образовательных порталов строится на множестве российских порталов: горизонтальных, вертикальных и корпоративных. Порталы разделяются на общероссийские, межрегиональные и региональные. Корпоративные порталы/сайты подразделяются на коллективные порталы образовательных организаций (ассоциаций, консорциумов и т.п.) и порталы (чаще, сайты) учебных заведений.
Таким образом, в формируемой российской системе образовательных порталов возможно выделение нескольких основных уровней.
Верхний уровень представлен ведущим горизонтальным порталом "Российское образование", предусматривающим систему его полнофункциональных копий в федеральных округах. Общая структура и сервисы портала "Российское образование" и его копий совпадают, но информационное содержание может варьироваться за счет того, что в копиях могут содержаться специфические региональные компоненты и мультимедиа-ресурсы. Наполнение этого портала осуществляется объединенной редакцией под управлением объединенного редакционного совета, который осуществляет также общее методическое руководство редакционными советами вертикальных и горизонтальных порталов всех уровней.
К верхним портальным уровням принадлежат также горизонтальные общероссийские образовательные порталы, сформированные, например, по уровням образования или принадлежащие ассоциациям, или являющиеся информационными срезами портала "Российское образование".
Образовательные горизонтальные порталы всех уровней опираются на систему вертикальных порталов: профильных и специализированных порталов общего назначения. Профильные порталы обслуживают отрасли знаний и, как правило, формируются по ряду смежных дисциплин. Специализированные порталы ориентируются на выполнение определенных функций (например, отраслевой новостной портал или отраслевой портал для тестирования). Вертикальные порталы или их компоненты также могут копироваться на нижних уровнях. Наполнение профильных порталов (в том числе и включение в их состав мультимедиа-ресурсов) осуществляется соответствующими профильными редакциями под управлением соответствующих редакционных советов.
На следующем уровне располагаются региональные образовательные порталы, которые являются горизонтальными и объединяют ресурсы нижних уровней - порталы и сайты вузов, школ и других организаций.
Важными элементами в системе являются порталы-спутники, связанные с образованием и создаваемые в рамках крупных самостоятельных коммерческих или некоммерческих проектов.
Описанная архитектура обеспечивает полноту системы образовательных порталов, а также доступ к ней в фазах потребления мультимедиа-ресурсов и информационного наполнения на всех уровнях, начиная от федерального и заканчивая персональным, что должно учитываться в процессе построения, компоновки, экспертизы и эксплуатации мультимедиа-ресурсов в системе образовательных порталов.
Использование мультимедиа-ресурсов, опубликованных в сети Интернет и каталогизированных на образовательных порталах не даст должного эффекта в общем среднем образовании без определения методов использования таких ресурсов в обучении школьников.
К числу таких методов относится так называемый метод проектов - частный случай интегральной технологии обучения. В процессе его реализации в обучении школьников реализуются такие новые формы организации учебной деятельности как:

  • работа учеников в группах с сетевыми партнерами;
  • усвоение общекультурных знаний, формирование мировоззрения школьников на основе мультимедиа-информации, получаемой ими по телекоммуникационным каналам;
  • использование новейших мультимедиа-технологий;
  • развитие коммуникативной письменной речи у школьников.

Кроме того, использование подобных педагогических технологий способствует организации совместной работы нескольких учителей, объединению учебных и внеучебных форм работы, изменению содержания общего среднего образования, связанному с качественно новым доступом обучаемых к мировым информационным ресурсам, использованию мультимедиа-средств как инструмента практически во всех школьных учебных дисциплинах.
В ходе изучения мультимедиа-средств и их содержательного наполнения большое внимание должно быть уделено той информации, на примере которой будет осуществляться обучение школьников. За основу вышеупомянутых проектов, как правило, берут интересные для обучаемых идеи и подстраивают их под конкретные географические, социальные и индивидуальные условия. Проект наполняется содержанием, собранным большим коллективом участников. Основная цель реализации проекта заключается в создании образовательного телекоммуникационного мультимедиа-ресурса, наполненного интерактивными заданиями, конкурсами, другим содержательным материалом, представляющим интерес не только для самих школьников - участников проекта, но и для всех пользователей сети Интернет.
Существующий опыт применения подобных методов в общем среднем образовании свидетельствует о наличии новых форм организации учебного процесса, попытках интеграции мультимедиа-материала, представленного в телекоммуникационных сетях, с существующим учебным материалом многих учебных предметов системы общего среднего образования, высокой педагогической эффективности создания мультимедиа-ресурсов сети Интернет в результате коллективной поисковой и образовательной деятельности школьников.
Следует также отметить, что целесообразность практического применения таких проектов доказывает существенный дидактический потенциал современных телекоммуникационных систем и соответствующих мультимедиа-ресурсов, применяемых в обучении школьников.
К образовательному проекту школьник может подключиться самостоятельно, если он уже обучен работе с телекоммуникационными системами и обладает умениями использования соответствующих технических мультимедиа-средств. При реализации метода проектов вся проектная деятельность направлена на обучаемого, и не столь важно, пересекается он с ней в школе или дома. Самостоятельность в выборе учебной траектории позволяет школьнику выйти на новый, более высокий уровень работы с Интернет и рассматривать сеть как инструмент познания и саморазвития, что, в свою очередь, способствует проявлению социальной активности учащегося.
Практическое обучение содержанию телекоммуникационных мультимедиа-ресурсов выявило отсутствие специально отработанных методических приемов при внедрении Интернет-технологий в систему общего среднего образования. Определенную дидактическую проблему до сих пор порождает необходимость овладения школьниками навыками информационного поиска в телекоммуникационной сети. Более того, во многих типах проектов в обучении используется только один сервис Интернет - электронная почта. С ее помощью заинтересованные школьники получают информацию о проекте и отправляют результаты своей работы.
К числу распределенных телекоммуникационных мультимедиа-ресурсов, применяемых в обучении школьников, могут быть отнесены различные средства, созданные для системы общего среднего образования и доставляемые до обучаемого посредством использования разнообразных телекоммуникационных средств.
В частности, к таким технологиям могут быть отнесены дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи мультимедиа-информации. В основу подобных образовательных технологий положен модульный принцип, предполагающий разделение содержания школьной дисциплины на замкнутые блоки, по которым предусмотрены контрольные мероприятия.
Мониторинг качества усвоения знаний учениками реализуется с помощью системы электронного тестирования.
Современные телекоммуникационные технологии и размещенные на них распределенные мультимедиа-ресурсы учебного назначения характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных школьникам с помощью глобальной (Интернет) и локальных (Интранет) компьютерных сетей. Элементом обучения при такой технологии являются, прежде всего, очные формы уроков и аттестации школьников. Поэтому корректнее говорить о комплексных технологиях с существенным использованием образовательных электронных изданий и других распределенных мультимедиа-ресурсов телекоммуникационных сетей.
При таком подходе все учебные мультимедиа-материалы размещаются на серверах и доступны для самостоятельного изучения. У обучаемого появляется возможность связаться с учителем, пройти промежуточные и итоговые тесты.

Мультимедиа-ресурсы и специализированные методы обучения школьников с использованием таких ресурсов позволяют привнести в работу школы:

  • использование мультимедиа-информации, размещенной на учебных и научных Web-сайтах, для выполнения заданий, подготовки учебно-методических материалов, рефератов, проектных работ;
  • организацию представительства школы в сети Интернет;
  • создание размещенного в сети Интернет мультимедиа-ресурса по одной из школьных дисциплин;
  • размещение личных Web-сайтов учителей и учащихся.

Методы обучения должны учитывать, что все пространство WWW состоит из документов, называемых Web-страницами. Web-страница - это документ, содержащий:

  • форматированный текст;
  • мультимедийные объекты (графика, звук, видеоклипы);
  • ссылки на другие Web-страницы или иные ресурсы сети Интернет;
  • активные компоненты, способные выполнять работу на компьютере клиента по заложенной в них программе.

В рамках одной страницы трудно изложить все необходимые сведения, поэтому, как правило, информацию представляют в виде набора из нескольких десятков или сотен Web-страниц, связанных вместе единой темой, общим стилем оформления и взаимными гипертекстовыми ссылками. Такой набор называется Web-site или Web-узел.
Web-site (Web-узел, Web-сайт) - группа Web-страниц, связанных вместе единой темой, общим стилем оформления и взаимными гипермедиа-ссылками.

Каждый Web-сайт имеет свою стартовую страницу, которая называется начальной или домашней.
Обычный Web-узел отправляет запрошенный мультимедиа-ресурс только по обращению клиента. В WWW существуют Web-узлы, способные самостоятельно передавать обновленную информацию при условии регистрации и подписки клиента.
Многочисленные Web-сайты и Web-страницы хранятся на множестве так называемых WWW-серверов, то есть компьютеров, на которых установлено специальное программное обеспечение.