ГБОУ СО «Школа- интернат г.Пугачёва»

Беседа "Скажи, НЕТ вредным привычкам"

Воспитатель

Урлапова О.В.

Задачи:

    сформировать знания о вредном воздействии табачного дыма и алкоголя на организм человека;

    пропаганда здорового образа жизни;

    подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам;

    обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих;

    вовлечь учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья.

Ход беседы

Мы все знаем, что алкоголь, курение – это вредные привычки. Однако мы забываем об этом, приобретем их сами.

Самой распространенной и чрезвычайно опасной привычкой каждого пятого жителя планеты является табакокурение. Многие курильщики рассматривают свое пристрастие к табаку как «маленькую слабость». Однако они глубоко ошибаются, поскольку курение подрывает здоровье человека, снижает его работоспособность, является причиной многих болезней, ускоряет увядание организма, приближает старость и смерть. Курильщики быстро утомляются, раздражаются, у них нарушен сон,они в два раза чаще попадают в автомобильные аварии, чем некурящие.

В средние века во многих странах употреблять табак (курить, нюхать, жевать) запрещалось законом. За употребление табака в Турции была введена смертная казнь. В Персии курильщикам вырывали ноздри. В Англии любителей Табака водили по улицам с веревкой на шее, а самым злостным отрубали голову и выставляли ее на показ с курительной трубкой во рту. В России борьбу с курением начал царь Михаил Федорович Романов. В 1649 году он издал указ о запрете курения. Нарушителей этого указа шестьюдесятью ударами палок по стопам ног, а если это не помогало, курильщику отрезали нос и уши. Несмотря на преследования и суровые наказания, вредная привычка использовать табак быстро и широко распространялась по всему миру. В конце XX столетия Европа отметила своеобразный «юбилей» - 500 лет с начала использования табака. За это время табакокурение стало самой опасной и вредной привычкой человека. Примерно 50% современных европейцев регулярно курят. Широкое распространение табакокурение получило в России. Наша страна считается самой «курящей» в мире. Заядлыми курильщиками являются 75% мужчин, 27% женщин, 42% школьников.

Еще одна не менее опасная вредная привычка это алкоголизм.

Слово «Алкоголь» в переводе с арабского означает «одурманивающий».

История изготовления хмельных напитков уходит вглубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. В древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. Особый вариант сомы получали выжимкой из грибов (мухоморов и др). Сому пили жрецы во время ритуальных церемоний, жертвоприношений, она считалась напитком бессмертия. Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до нашей эры. Вино считалось даром богов. Покровителем виноградарства и виноделия в Греции является Дионис, сын Зевса. С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира. Первые сведения об употреблении алкоголя на Руси датируются XI веком нашей эры. Указы этого времени запрещали «гнусное пьянство». Основными хмельными напитками русичей были медовуха, брага, пиво. Их крепость составляла 10 градусов. На Руси пили очень мало. Спиртные напитки подавали к столу только по большим праздникам в ограниченном количестве. В будние дни хмельное не употребляли, а пьянство считалось грехом и позором.

Вредные привычки серьезно подрывают здоровье человека.

Когда человек курит, то в его организм попадает более 400 вредных веществ, а самое вредное из них – это яд никотин. Если к клюву птицы поднести палочку, всего лишь смоченную никотином, то она умрет. Собака может умереть от половины капли никотина. Для человека составляют опасность 2-3 капли никотина, столько содержится в 20 сигаретах. Если человек за раз выкурит столько, то может даже расплатиться жизнью.

Вы, наверное, уже знаете, что курение сокращает жизнь. Если человек курит в день 1-9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4-5 лет, если 10-19, то на 5-6 лет. Курение является причиной многих заболеваний. Одно из них – рак легких - это очень тяжелая болезнь.

Сейчас нередко курят не только взрослые, но и дети. Курение сильно сказывается на сердце, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, невнимательности, плохому сну, неуспеваемости в школе.

Также курение сказывается на росте. Рост замедляется, ребенок растет хилым, слабым, вялым. Постоянное курение вызывает привычку, т.е. человеку уже трудно бросить курить.

К вредным привычкам, кроме курения, относится еще более губительная - употребление спиртных напитков.

Алкоголь относится к наркотическим веществам, поскольку его употребление приводит к привыканию организма, болезненному пристрастию, наркотической зависимости, развитию различных заболеваний, сокращает жизнь на 10-12 лет.. Алкоголь является ядом для всех органов нашего организма. Наибольший вред алкоголь оказывает центральной нервной системе, угнетая деятельность головного мозга. Человек может быть хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым, а в состоянии опьянения он совершает «дикие» поступки. Он теряет бдительность, перестает быть осторожным может выболтать любую тайну. Существует даже такая пословица: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

Вам было дано задание найти пословицы и поговорки о вредных привычках. Давайте их прочитаем (ребята читают пословицы и поговорки, объясняют их значение) Например:

1-ая пословица : «С хмелем познаться – с честью расстаться»
- Как вы понимаете эту пословицу? (Пьянство заглушает рассудок, совесть; пьяный легко может обмануть, не сдержать слово)

2-ая пословица : «Пить до дна – не видать добра»
- О чем эта пословица? (Пьяница теряет здоровье, друзей, работу, уважение, окружающих, любовь близких)

А теперь давайте посмотрим, как ребята отобразили понравившееся пословицы в рисунках. (Учитель с помощью сканера выводит на экран рисунки учащихся, ребята комментируют их)

На экране появляется ряд фотографии сделанных в общественных местах, с информацией о запрете курения и распития спиртных напитков.

Ребята, вам знакомы эти фотографии? Где вы их могли видеть?

Правильно, эти фотографии сделаны в кинотеатре, в библиотеке, в магазине, в транспорте, в больнице…. Одним словом, в общественных местах.
А почему нельзя курить в общественных местах? (Потому что люди, которые находятся в одном помещении с курящим, дышат дымом)

Да, в самом деле это приносит большой вред окружающим. При курении в организм человека попадает ¼ часть от всех ядовитых веществ. Половина же вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Следовательно, они получают такой же вред от табачного дыма, как и курящие.

Мы выяснили, что вредные привычки вредят здоровью человека. И все же очень многие наши знакомые, родственники курят и употребляют спиртные напитки. Почему же они это делают? Когда-то они попробовали в первый раз закурить, а за первым – второй, третий и так у них сформировалась привычка. Отсюда следует, если в первый раз не откажешься, потом это сделать труднее, почти не возможно. Если вам предлагают спиртное или сигарету, то ваш ответ должен быть «Нет!». Сейчас мы потренируемся, как нужно правильно отказываться от таких предложений.

А в завершении нашего урока мы соберем с вами «Дерево здоровья».

У меня на столе лежат разноцветные листочки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, есть много сладкого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, курить, умываться, чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, читать книги, помогать маме)

Каждый из вас выбирает на моем столе понравившийся листочек и, прочитав, решает, прикреплять ли его к «Дереву здоровья» или же выбросить в корзину.

Дети под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют листочки на изображение дерева. Можно предложить детям прокомментировать свои действия.

Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось такое яркое, крепкое, здоровое дерево. Пусть оно остается у вас в группе и радует вас каждый день! Будьте Здоровы!

«Беседа о хороших и вредных привычках»

Цель: актуализировать знания учащихся о здоровом образе жизни.

Задачи: формировать у учащихся понятия о хороших и вредных привычках, повторить правила хорошего тона, развивать у учащихся мыслительные процессы.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о привычках. Как вы думаете, что такое привычка?

Привычка - это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.

Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, т.к. о многих своих действиях он перестаёт задумываться, они словно совершаются сами собой.

Какие же это привычки? Чаще мыть руки с мылом, умываться и закаливаться холодной водой по утрам, делать зарядку, соблюдать режим дня, следить за своим внешним видом.

А какие ещё нужные действия мы совершаем автоматически?

Приходя с улицы, мы переобуваемся и надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, аккуратно вешаем в шкаф.

А скажите, ребята, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки?

Конечно, плохо. А почему?

Да потому, что потом на поиски нужной вещи вы потратите много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть своё место. Класть вещи на место - полезная привычка:(поговорить о школьных вещах).

Привычка ценить время и своё, и своих родных, и друзей -замечательная привычка. Недаром говорят: « Точность - вежливость королей». Невежливо опаздывать на встречу с другом, на занятия в школу -это вредные привычки.

Ещё хочу напомнить о таких хороших привычках, как соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты, мытьё посуды.

Полезная привычка - соблюдение правил личной гигиены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно причёсанным -замечательная привычка.

Вот вам этикетная задачка - Вася забыл дома расчёску и стал просить её у своего товарища Серёжи. Но Серёжа не дал свою расчёску.

Ответ: Серёжа не жадный. Просто он знает, что расчёска- предмет личной гигиены и пользоваться своей расчёской может только один человок.

Разминка: Все ребята изображают часы. Две руки - это стрелки, которые ходят по кругу воображаемого циферблата. Ведущий:

Тики - так, тики - так - Семь утра часы пробили,
Ходят часики вот так. Всех детишек разбудили.

Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом - бом. Ведущий:

Утро настало, Отвечайте - кА, ребята,

Солнышко встало... Что сказать, проснувшись, надо?

Дети: Доброе утро!

Стрелки снова ходят и показывают уже 12 часов дня. Ведущий:

Вот и день настал, ребята; Что сказать при встрече надо? Дети: Добрый день! Ведущий:

Стрелки тикали - ходили И шесть вечера пробили. Дети хлопают в ладоши шесть раз. Ведущий: Вечер наступил, ребята.

Что сказать при встрече надо?

Дети: Добрый вечер!

Ведущий: Молодцы!

Да, ребята, существуют, к сожалению, и вредные привычки. Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Это несоблюдение режима дня, малая подвижность, курение.

Многие дети, видя, что взрослые курят, хотя подражать им, чтобы казаться взрослее и самостоятельнее, затягиваются сигаретой. Ничего хорошего из этого не получается: сразу начинает тошнить, кружится голова.

Курящие люди чаще болеют воспалением лёгких, бронхитом и бронхиальной астмой. Курильщики губят не только своё здоровье, но и здоровье окружающих. Человек, который провёл четыре часа в накуренном помещении, отравляется также как человек, выкуривший 4 сигареты. Такое вдыхание сигаретного дыма называют «пассивным курением». Если ребёнок рано пристрастился к курению, он плохо растёт, становится ниже ростом, слабее своих сверстников, у него часто болит голова.

Запомните! Курение и здоровье несовместимы!

К плохим привычкам относятся и такие, как если человек не здоровается, плохо ведёт себя за столом, в гостях, в транспорте.

А вот ещё одна этикетная загадка:

Именинница Леночка угощала гостей пирожными. Вася растерялся, не зная, какое из пирожных ему выбрать?

«Возьму - ка я то пирожное, что лежит ближе ко мне,» - подумал Вася и ухватился руками за угощение.

А потом вдруг передумал.

«Нет - нет! Очень уж оно маленькое! Возьму - кА я лучше то, что лежит в центре блюда!» Но и это пирожное Вася не взял: оно показалось ему недостаточно красивым. Наконец-то Вася выбрал себе пирожное. И хоть лежало оно далеко и дотянуться до него было трудно, Васю это не остановило.

Вопрос: Какое пирожное должен был взять Вася?

Ответ: Нужно было взять то пирожное, которое лежало ближе к Васе.

А сейчас ребята покажут нам сценку. Кто пришёл в нежданный час? Праздник здесь сейчас у нас. Мы гостей уже не ждали, Танцевали и играли, Веселились все на диво. И одеты мы красиво, А у этих странный вид! Что-то он не веселит. Кто такие? Отвечайте! Праздник нам не нарушайте!

Обжора: Я люблю покушать сытно, Много, вкусно, аппетитно. Ем я всё и без разбора, Потому что я.... (обжора).

Плакса: Ну, а я ленив и скучен,Я с платочком не разлучен. Не люблю играть и петь, Мне бы лучше пореветь. Главный нытик я из класса, А зовут меня все... (плакса). Грязнуля: Не люблю я, братцы, мыться, С мылом, щёткой не дружу. Вот поэтому, ребята, Вечно грязный я хожу.И сейчас не потому ли Назовут меня... (грязнулей). Неряха: Честно я скажу ребятам:Быть опрятным, аккуратным Очень трудно... Самому. Сам не знаю, почему. Вещи всюду я бросаю И найти их не могу. Что схвачу, в том и бегу. Где штаны, а где рубаха? Я не знаю. Я... (неряхая).

1 -ый ученик: Вы компания на славу.Только скучно что-то стало. Мы поём и веселимся, И играем, и резвимся. Ну, а вы- грустны, плаксивы, Вы неряхи и ленивы, И обжоры, и слепцы. Словом, попросту глупцы. Нам, увы, не по дороге. Уносите, братцы, ноги! Не найдёте среди нас Вы друзей себе сейчас!

2-ой ученик: Все мы любим умываться И опрятно одеваться. Солнце, воздух и вода -Наши лучшие друзья. К спорту мы не равнодушны, Аккуратны и послушны. Вот любимые продукты:

Витамины, соки, фрукты... Мы сильны, крепки, красивы- Всем на зависть и на диво. Хором скажем вам сейчас...

НЕТ ВАМ МЕСТА СРЕДИ НАС!

Учитель: А сейчас поиграем с вами в игру «Полезные- вредные привычки» Полезные - большой палец вверх «да», Вредные - большой палец вниз «у-у».

1) Разбросал я книги, вещи и искал их целый вечер. У-у.

2) Мою грязную посуду, пол помыть я не забуду. Да.

3) Пылесосом убираю, пыли я не оставляю. Да.

4) Ногти очень грызть люблю, всех микробов я ловлю. У-у.

5) Чисто с мылом я умоюсь, у меня опрятный вид. Да. Итак, какие же хорошие привычки, а какие вредные?

Расскажите о своих полезных привычках. Какие они?

А есть ли у вас вредные привычки?

Да, ребята, у нас есть и хорошие и вредные привычки. Редко встретишь

человека, у которого только хорошие привычки. Но с вредными привычками

надо бороться, а поможет нам в этом сила воля.