Урок-путешествие в сказку

Прибавление и вычитание числа 5

(по программе Н.Ф.Виноградовой)

Кобзева Людмила Станиславовна

МОУ гимназия №3

Учитель начальных классов

Цели урока:

    Отрабатывать умение прибавлять и вычитать число 5;

    Закреплять знание состава чисел 2, 3, 4, 5;

    Учить рассуждать, спорить, высказывать своё мнение;

    Развивать, расширять математический кругозор, учить анализировать.

Оборудование: рисунки с изображением сказочных героев (дядя Фёдор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон Печкин), макет поезда с вагончиками, конверт с письмом, игра «Молчанка», рисунок «Заяц», письмо, примеры с «косточкой», карточки, книга о дяде Фёдоре.

Х о д у р о к а.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению табличного сложения и вычитания в пределах 20. Вас ждёт интересная встреча с героями произведения Э. Успенского (показывается книга)

Кто помнит название? («Дядя Фёдор, пёс и кот»)

Перед уроком нам принесли письмо от дяди Фёдора. Вот что он пишет

Дорогие ребята!

Я вас очень люблю! И зверей я тоже очень люблю. А мама с папой не разрешают мне их заводить. Поэтому я уехал в деревню Простоквашино. Здесь хорошо: река, воздух и животные рядом- кот Матроскин и пёс Шарик. Но без друзей мне всё равно скучно. Приезжайте к нам в Простоквашино, будем вам рады.

Дядя Фёдор, пёс и кот .

Думаю, что вы не откажитесь побывать в гостях у наших друзей.

Чтобы в дороге быстро и точно находить верный путь, давайте потренируемся.

1) Веселый счет

11

17

12

15

19

13

5

10

14

16

18

20

Какое число в этой таблице лишнее?

Назовите все числа от 10 до 20 в порядке возрастания.

А теперь в порядке убывания.

2) Паровозик из Ромашково

Простоквашино - красивое место, но оно далеко от нашего города. Как вы думаете, на чём удобнее будет добраться до деревни?

Мы поедем на нашем весёлом «Паровозике из Ромашково».

Этот сказочный поезд всегда готовит нам сюрпризы. Вот и сейчас, посмотрите, он отправится в путь, если мы правильно вставим пропущенные слагаемые в окошечки (повторяем состав чисел 5 и 6)

5=4+…

6=3+…

5=2+…

6=4+…

5=1+…

6=5+…

Молодцы! Садимся поудобнее. Отправляемся в путь. Чтобы в пути не было скучно, порешаем занимательные задачи в стихах.

3) Задачи в стихах

(повторение сложения вида 10+…)

    Под кустами грибы сохли,

Ну, а в дождь, конечно, мокли.

10 жёлтеньких опят,

Да 2 рыжие лисички-

Очень милые сестрички.

2 груздя и боровик.

Вы, ребята не молчите,

Сколько всех грибов? Скажите.

(10+2+2+1=15)

    Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал 5 окуней.

Рыбак Евсей- 5 карасей,

А рыбак Михаил 2 сомов уловил.

Сколько рыб из реки

Натаскали рыбаки?

(5+5+2=12)

    Пошла курица гулять,

Собрала своих цыплят.

7 бежали впереди,

Три остались позади.

Беспокоится их мать

Сосчитайте-ка, ребята,

Сколько было там цыпляток?

(7+3=10)

Формирование практических навыков

Вот мы и добрались до нужной нам станции на поезде, но дальше нам придётся двигаться пешком по дороге, которая приведёт нас к деревне Простоквашино. Сколько же километров нам придётся пройти?

1. Цепочка

3

2

1

2

4

?

+

-

-

+

=

Мы дошли. Кто же нас встречает?

Пёс Шарик!

2. Найди косточку (прибавить, вычесть 5)

Но почему он такой грустный? Оказывается, он никак не найдёт спрятанную косточку. Давайте поможем ему. Для этого нужно выполнить следующее задание с объяснением (на доске)

7 +5=

13-5=

9+5=

11-5=

8+5=

12-5=

Шарик очень рад, что мы ему помогли.

А вот и кот Матроскин.

Он очень умный, начитанный и хочет, чтобы мы поработали над задачами №7 и №8. А задачи он выбрал на свою любимую тему.

    Работа по учебнику

(При работе над задачей №8 использовать схематический рисунок)

Молодцы, ребята. Устали, наверное, пока помогали Шарику и Матроскину?

Давайте отдохнём.

    Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая-

Нас от парт не отпускает.

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок - другой

Покачаю головой.

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

Другой - вперёд,

А потом наоборот.

Хорошо чуть - чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

А вот и дядя Фёдор.

У него скоро день рождения. Он просит помочь составить и решить задачу № 14 в тетради №1 (стр. 52)

    Работа в тетради №1 (с.52)

Дядя Фёдор очень самостоятельный мальчик, один живёт, без родителей. Он хочет посмотреть, как вы умеете работать самостоятельно.

    Самостоятельная работа

Ребята, дядя Фёдор любит ходить на фотоохоту. Посмотрите, кого он сфотографировал в последний раз. Это зайчик. Рассмотрите его и скажите, из каких фигур составлен его портрет. Ребята, почему дядя Фёдор не любит ходить на обычную охоту, а занимается фотоохотой?

7. Геометрическая задача

А вот и ещё один житель деревни Простоквашино.

Почтальон Печкин тоже принёс своё задание. Он предлагает нам подумать над заданием № 20 из учебника.

Пора возвращаться домой. Вы все устали, поэтому по дороге домой мы поиграем в игру «Молчанка»

Приготовьте свои веры с цифрами.

(работа по таблице с примерами)

7+3

4+4

9-6

8-2

5+3

7-1

6+3

10-4

7+2

Итог урока

Вы все хорошо поработали сегодня. Жители Простоквашино рады, что у них есть друзья – умные, находчивые, старательные. А дядя Фёдор принёс вам в подарок новую книгу о себе и своих друзьях, которую мы обязательно прочитаем на уроках «Литературного чтения».

Всем спасибо!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложение и вычитание смешанных чисел Учитель математики Старостенко В. Ф.

Ребус С л о ж е н и е В ы ч и т а н и е С м е ш а н н ы х Ч и с е л

Цели 1. Сформулировать правила сложения и вычитания смешанных чисел; 2.Продемонстрировать умения применять правила в практической работе. Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Эпиграфом к нашему уроку послужат такие строки: Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато куда б ты н и попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется!

1. Представьте неправильную дробь в виде смешанного числа 37 8 = 4 5 8 53 5 = 5 10 3 2.Представьте смешанное число в виде неправильной дроби 7 1 9 10 = 5 4 = 19 10 7 39 Задания для устного счёта:

Малыш принес для Карлсона две банки с вареньем. Масса одной банки кг. Она легче второй банки на кг. Сколько варенья скушал «самый больной в мире» Карлсон из двух банок? 2 4 7 1 5 7 Решим задачу №1

Решение задачи про Карлсона: 2 4 7 + 1 5 7 = 3 9 7 = 4 2 7 (кг) было варенья во второй банке 7 7 2) 2 4 7 + 4 2 = 6 6 (кг) варенья скушал Карлсон Ответ: 6 6 7 кг 1)

Чтобы найти сумму смешанных чисел, нужно сложить отдельно целые и дробные части. Если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, выделяют целую часть этой дроби и добавляют к уже имеющейся целой части. Пример:

Физкультминутка. Отдохнем и поиграем.

На тарелке лежали 2 плитки шоколада. Сколько останется шоколада на тарелке, если 1 плитки съедят? Решим задачу №2

Решение задачи:

Чтобы выполнить вычитание (найти разность) смешанных чисел, нужно найти отдельно разность целых частей и отдельно разность дробных частей. Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, то одну единицу целой части уменьшаемого необходимо предварительно прибавить к его дробной части. Пример:

1)5 + = 5 2) 8 +7 = 15 3)5 - 2 = 3 4)7 - 5 = 2 5)(2б) 7- 3 = 4 - = 3 6) (2б) 15 - 3 =14 - 3 = 11 Задача(3б) 1)6 - 2 = 5 - 2 = 3 баке 2) 6 + 3 = 9 = 10 Ответ: 10 т. «5»-от 8 до 11 б; «4» – от 6 до 7 б; «3» –от 3 до 5 б. Самостоятельная работа

Продолжите фразу: Я доволен своей работой на уроке, потому что… Кто считает, что результат его работы мог бы быть лучше? И почему? Кто недоволен своей работой? Почему? Итог урока

Домашнее задание: . П.29, №776, №778(1-5), №783.

Запись числа, содержащую целую и дробную части, называют смешанной. Для краткости вместо " число в смешанной записи" говорят смешанное число. Пример смешанного числа: 15 5 8 Целая часть Числитель дробной части Знаменатель дробной части

Смешанное число можно представить и в виде неправильной дроби. Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби, нужно: 1) умножить его целую часть на знаменатель дробной части; 2) к полученному произведению прибавить числитель дробной части; 3) записать полученную сумму числителем дроби, а знаменатель дробной части оставить без изменения. Пример: 1 5 6 = 5*6+1 6 31 6 =

Чтобы неправильную дробь представить в виде смешанного числа, надо: 1) разделить с остатком числитель на знаменатель; 2) неполное частное будет целой частью; 3) остаток дает числитель, а делитель - знаменатель дробной части. Пример: 6 3 4 5 4 6 =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Презентация к уроку математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел". Урок повторения и обобщения материала....

Урок математики в 6 классе с презентацией по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел".Учебник математики 6 класс Н.Я.Виленкин и др. Тип урока - комбинированный...

Разделы: Математика , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Место урока в системе уроков: восьмой урок изучения темы «Сложение и вычитание дробей».

Тип урока: применение знаний.

Образовательная технология: информационная, развитие критического мышления через чтение и письмо.

Прием: практический.

Цель урока: Совершенствование навыков сложения и вычитания смешанных чисел в процессе выполнения различных упражнений.

Проблемный вопрос: «Как разделить 5 мандаринов между четырьмя детьми?»

Ключевые вопросы: « Как разделить один апельсин, два яблока и т.д. на несколько человек?»

Оборудование: презентация; мультимедийный проектор; экран; компьютер.

Ресурсы (откуда берется информация по теме: книги, учебники, Интернет и т.д.) – Учебник «Математика – 5», Н.Я. Виленкин, 1997 г.

Формы организации учебной деятельности учащихся (групповая, парно-групповая, фронтальная и т.д.) индивидуальная, частично фронтальная.

Критерии оценивания:

А – знание и понимание +
В – применение и рассуждение
С – сообщение +
D – рефлексия и оценка

Области взаимодействия

ATL (подходы к учению)- организовывать учебное пространство; эффективно использовать время; планировать деятельность под руководством учителя.

Рефлексия: контролировать выполнение задания по образцу, по результатам; оценивать свою деятельность.

Мыслительная: уметь выделять главное; обобщать, подытоживать информацию.

Прикладные: использовать полученные знания, работа с научно-популярным текстом, умение выделять главное, логично и коротко излагать свои мысли.

  • HSE (здоровье и социальное образование)
  • ENV (среды) – применение дробей в окружающем нас мире.
  • HI (деятельность человека)
  • CS (служение обществу)

Ход урока

I. Организационный момент, приветствие, пожелания плодотворной работы.

II. Актуализация знаний.

(Слайд 1–5)

– Вспомнить какие числа называются смешанными?

III. Работа по теме урока.

(Слайд 6–9)

– Повторить алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел.

  1. Представь каждое слагаемое в виде суммы целой и дробной частей.
  2. Сложи отдельно целые части, затем дробные части слагаемых.
  3. Результат запиши в виде смешанного числа.
  4. Посмотри на дробную часть результата. Если дробь правильная, то ответ оставь таким.

Если дробь неправильная, выдели целую часть и сложи с целой частью результата.

  1. Представь уменьшаемое и вычитаемое в виде суммы целой и дробной части.
  2. Из целой части уменьшаемого вычти целую часть вычитаемого.
  3. Из дробной части уменьшаемого вычти дробную часть вычитаемого.
  4. Полученные результаты сложить.

– Разобрать примеры сложения и вычитания смешанных чисел.

IV. Работа по теме урока.

(Слайд 10–12)

Работая над проектом «Защитники Земли Московской на карте Москвы», в рамках городской игры «Чуден град Москов», мы с вами знакомелись с историей Отечественной войны 1812 года, значением этих событий для истории города Москвы; с маршрутами народного ополчения 1612 года К. Минина и Д. Пожарского в Москве, защитниками Москвы в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г.г.

Давайте вспомним, кто и когда основал наш славный город?

– Юрий Долгорукий в 1147 году.

Сколько же сейчас лет нашему городу?

– 865 лет.

Столица нашей Родины – Москва, а Сердце Москвы?

– Кремль, Красная площадь.

Знаете ли вы сколько башен у стен Московского Кремля и как они называются? 20

  • Водовзводная
  • Боровицкая
  • Комендантская
  • Оружейная
  • Троицкая
  • Кутафья
  • Средняя Арсенальная
  • Угловая Арсенальная
  • Никольская
  • Сенатская
  • Спасская
  • Царская
  • Набатная
  • Константино-Еленинская
  • Беклемишевская
  • Петровская
  • Первая Безымянная
  • Вторая Безымянная
  • Тайницкая
  • Благовещенская

V. Решение задач.

(Слайд 13–21)

VI. Итог урока, рефлексия, самостоятельная работа.

VII. Домашнее задание.

п. 26–29, словарь, карточка.


Тема урока: «Сложение и вычитание числа 5»
Цели урока:
-формирование умения обучающихся прибавлять и вычитать число 5 разными способами;
-закрепить состав числа 5;
-формирование умения анализировать задачи и решать их;
-формировать навыки работы в паре, самоконтроля;
2. Развивающие:
-развивать способность к элементарному математическому анализу;
-развивать познавательную активность учащихся;
-развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы;
-развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
-развивать устную и письменную речь;
-развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
3. Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, уверенность при выполнении заданий, любознательность, аккуратность в выполнении работы, любовь и бережное отношение к птицам.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, презентация к уроку.
Методы:
-словесная (беседа)
-практические (работа с геометрическим материалом)
-наглядные: презентация.
Оборудование урока: слайды, раздаточный материал.
Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности (слайд1)
Есть у нас минутка сроку
Все готовы вы к уроку?
А девиз у нас какой?
-Все что надо под рукой,
Быть должны у нас впорядке
Парта, книжки и тетрадки.
-Вы готовы рассуждать и
Друг другу помогать?
-Март- первое дыхание весны. Птицы- верные друзья сельского и лесного хозяйства возвращаются из теплых стран. Первыми прилетают грачи. А еще какие птицы прилетают?
С3Ж 40А ЛАС. (слайд 2)
Стриж сорока ласточка
-Что можете сказать об этих птицах?(перелетные и оседлая)
2. Устный счет.
- Сорока на хвосте принесла задание: (слайд)
- Найди лишнее число.
11 17 12 15(четное, назови соседей)
18 5 10 16(однозначное) Какие задания можете предложить?
-Сколько хвостов у 9 сов?
-Сколько ушек у 5 хрюшек?
-5 гусей летят над вами, столько же за облаками. Посчитайте вы скорей! Сколько же летит гусей?
-Как можно получит число 10 ?
3. Математический диктант.
8 ув. на 3
9 ум. на 2
1слаг 9, 2слаг. 4 Найди сумму
Найди разность чисел 12 и 4
На сколько 10 больше 6 ?
На сколько 5 меньше 8 ?
Запиши число, которое стоит между числами13 и 15
4. Проверка математического диктанта (слайд)
5.Работа с геометрическим материалом.
-Из каких геом. фигур состоит сова? (5т.)
-Сколько треугольников и сколько кругов?(5к.)
Пара сов съедает столько мышей, что сохраняют 1 тонну зерна.
-Как можно получить число 5 ? (слайд)
1 и 4; 2 и 3; 3 и 2; 4 и 1;
- Для чего нужно хорошо знать состав числа?
6. Физминутка (слайд зарядка)
7. Работа над новым материалом.
-Объяснение способов прибавления числа 5 (Число 5 будем прибавлять частями. Разобьем на две части так, чтобы при прибавлении первой части сразу получилось 10, а затем прибавим оставшуюся часть)
8. Работа у доски.(решение с объяснением)
6+5=6+4