March 8th, 2017

Смотрите какую фотографию я увидел. Сначала подумал корабль какой то чтоли. Потом увидел кучу миниганов на самолете. Вот придумали же вариант! Представляете какой град из пуль летит по направлению к противнику.

Окаывается есть целое направление самолетов поддержки - ГАНШИПЫ

Вот небольшая история применения таких самолетов.


Идея ставить на отслужившие свой век транспортные самолеты мощное скорострельное вооружение оказалась неожиданно плодотворной

Ночная атака на Сайгон. Несмотря на то, что трассирующим был только каждый пятый патрон, из-за высокой скорострельности установленных на ганшипах пулеметов вся очередь сливалась в один сплошной огненный поток. Фото: USAF/DoD

Вьетконговцы называли его «огнедышащим самолетом», американская пресса — «волшебным драконом», военные — «летающей канонеркой». А в истории он останется как самый необычный боевой самолет поддержки…

Одно из прилепившихся к нему ласковых прозвищ имеет целую историю, связанную с умершей в конце прошлой недели американской певицей Мэри Трэверс (Mary Allin Travers, 1936-2009). В 1963 году поп-группа «Питер, Пол энд Мэри» записала быстро ставшую популярной песенку «Волшебный дракончик по имени Пых» («Puff, The Magic Dragon»). А год спустя её вспомнил военный корреспондент газеты «Stars and Stripes», издаваемой министерством обороны США (US Department of Defense), когда опорный пункт американцев в дельте Меконга, где он как раз находился по заданию редакции, осадили вьетконговцы. Как правило, в таких ситуациях надеяться оставалось только на авиацию. И той ночью она не подвела. Огромный транспортный самолет извергал на позиции партизан сплошной поток трассирующих снарядов. Тут-то корреспондент и вспомнил про волшебного дракончика.

По имени Пых

А в действительности это был старенький военно-транспортный самолет Douglas C-47, ветеран Второй мировой войны, модернизированный в полевых условиях. На его борту установили три подвесных оружейных контейнера со скорострельными шестиствольными пулеметами «Minigun» (калибр 7,62 мм, скорострельность 6000 выстрелов в минуту), плюс прицел, позаимствованный у штурмовика А-1. Все вооружение было смонтировано так, чтобы вести стрельбу не по курсу движения, а перпендикулярно ему. Таким образом, самолет при заходе на цель «ложился на крыло» и нарезал круги вокруг точки обстрела, а бортовые орудия в это время поливали землю настоящим свинцовым дождем.

При скорострельности от пятидесяти до ста выстрелов в секунду три «минигана» с высоты в 900 м за 5 с. стрельбы обеспечивали почти полное уничтожение ничем не защищенной живой силы противника на площади размером с футбольное поле.

Впоследствии, американцы среди трофейных документов обнаружили предписание, запрещающее обстреливать ганшип «дабы не приводить дракона в ярость». Самодовольные янки решили, что дикие вьетнамские крестьяне принимали самолет поддержки за мифическое чудовище. Но дело скорее просто в том, что экипаж ганшипа не имел права открывать огонь до получения специального разрешения. За исключением тех случаев, когда самолет обстреливали с земли. Поэтому даже пара выстрелов в сторону ганшипа могли вызвать в ответ ужасающий шквал огня бортовой артиллерии.

Корабль Ганна

Устоявшееся название самолета поддержки, основное вооружение которого ориентировано перпендикулярно курсу — ганшип (англ. Gunship — канонерская лодка). Забавно, что впервые такую концепцию предложил ещё в 1943 году майор ВВС Пол Ганн (Paul Irvin «Pappy» Gunn, 1899-1957).

Он практически самовольно довооружил несколько штурмовиков А-20, установив вдоль борта четыре пулемета винтовочного калибра. Усовершенствование оказалось весьма удачным и хорошо себя зарекомендовало в операциях против слабо защищенных средствами ПВО кораблей японского торгового флота. Несколько позже изобретательный майор занялся уже тяжелыми бомбардировщиками B-25. На них он установил одиннадцать бортовых пулеметов.

Излюбленным делом майора ВВС США Пола Ганна было модифицировать летную технику и довооружать её. На бомбардировщике В-25 он установил, кроме штатных, ещё более десяти пулеметов. Фото: USAF/DoD

Эти самолеты добились ещё большего успеха: в марте 1943 года они разгромили целый японский конвой из двенадцати транспортных и десяти боевых кораблей. Благодаря этому на кустарные поделки майора наконец обратили внимание, и ударные варианты бомбардировщиков (получившие индексы B-25G/H/J и А-26В соответственно) пошли в серию.

А как вам вот такой советский самолет?

Вот еще интересный вариант:

Вернемся впрочем к ганшипам.

Небесный тихоход

Как только американцы ввязались в войну во Вьетнаме, командование ВВС США сразу же столкнулось с проблемой эффективности применения авиации. В условиях партизанской войны и густой «зеленки» индокитайских джунглей реактивные истребители и штурмовики из-за своей высокой скорости с большим трудом могли атаковать даже уже обнаруженные малоразмерные цели. Кроме того, такие самолеты не отличались большим радиусом действия и, вдобавок, требовали наличия крупных аэродромов с твердым покрытием (коих во Вьетнаме не так уж и много). Все эти факторы сводили действия авиации к кратковременным стычкам с вьетнамскими МиГами, а «работа» по наземным целям свелась к варварским ковровым бомбардировкам (в том числе напалмовыми бомбами). В результате пехота оставалась практически без поддержки, так как самолеты или прилетали поздно (большие расстояния до цели плюс длительная предполетная подготовка), или бомбили пустые джунгли, или жгли напалмом и своих и чужих.

Войскам требовался самолет, способный, во-первых, длительное время находиться в воздухе, патрулируя территорию и выискивая цели, во-вторых, обладающий мощным бортовым вооружением и солидным запасом боеприпасов, и, в-третьих, не испытывающий проблем при заходе на цель.

Тут то и вспомнили про ганшипы. Капитан Рональд Терри (Ronald W. Terry), служивший в испытательном центре базы ВВС в Райт-Паттерсоне (Wright-Patterson Air Force Base), вновь предложил концепцию размещения бортовых орудий перпендикулярно оси самолета. В 1961 году группа инженеров тщательно изучила проблему такой установки мощного вооружения на самолет, и в 1962 году было сформулировано предварительное техническое предложение.

Впрочем, командование ВВС отнеслось к идее без должного энтузиазма. Это видно по тому, что для экспериментов выделили только старый транспортник С-131, которому, в принципе, уже прочили карьеру металлолома. И даже после серии успешных летных испытаний отношение к проекту оставалось скептическим.

Тем не менее в октябре 1964 года капитан Терри с остальными членами испытательной команды отправились во Вьетнам для проведения испытаний уже в боевых условиях. Для этого им опять выделили предназначенный для списания транспортник C-47. Уже в полевых условиях, на авиабазе в Бьенхоа (Biên Hòa Air Base), на самолет установили три подвесных контейнера с пулеметами «миниган» — два в иллюминаторах левого борта и ещё один в проеме грузовой двери. Для нового ганшипа на месте было сформировано два экипажа для посменного дежурства. Капитан Терри, закончив работы по переоборудованию самолета и инструктаж, отправился обратно в Штаты для продолжения работ по созданию новых летающих линкоров.

Итак, довооруженный самолет получил новый индекс FC-47 (Fighter/Cargo-47 — истребитель/грузовоз). Но вскоре его пришлось поменять: такое название уязвило воздушную элиту — американских летчиков-истребителей, — и они принялись строчить коллективные протесты командованию, в которых заявляли что «недопустимо старый утюг C-47» ставить в один ряд с их «суперсовременными Фантомами». В результате, индекс поменяли на AC-47 (Attack/Cargo-47 — штурмовик/грузовоз).


Крупнокалиберные пулеметы, установленные на борту Douglas AC-47D и стреляющие перпендикулярно курсу, наводили ужас на вьетнамских партизан. Фото: USAF/DoD

Призрачная эскадрилья

В конце 1964 года командование ВВС США наконец-то соизволило обратить внимание на новую боевую единицу и сформировало первую эскадрилью ганшипов.

Подготовительная работа к этому торжественному событию прошла более чем комично. Однажды вечером в командном центре будущей эскадрильи, представлявшем собой убогую хижину, где из оборудования был только письменный стол и телефон, раздался звонок из штаба 7-й воздушной армии: «Какой позывной и символ вы хотели бы выбрать для своей части?». Вопрос застал личный состав подразделения врасплох. Дежурный офицер (вероятно, замученный подколками пилотов-истребителей) ответил примерно следующее: «Позывной для этого ржавого привидения? Да поцелуй меня в зад!». На том конце трубки вежливо ответили: «О’кей, пусть будет Spooky». После этого случая имя «Спуки» закрепилось за всеми самолетами AC-47.

Вскоре, однако, эскадрилья перестала быть призрачной. В конце 1964-го и первую половину 1965 года в небе Вьетнама летал только «Puff», причем нагрузка на экипажи была просто колоссальная. Ганшип мотался по всей стране от Нья Чанга на севере до дельты Меконга на юге, обеспечивая поддержку сухопутных войск и выполняя задачи по уничтожению конвоев и воинских подразделений партизан. В мае 1965 года к эскадрилье присоединился второй ганшип, также переоборудованный в местных условиях, а командование ВВС США, убедившись в эффективности самолетов данного типа, организовало подготовку экипажей в Канзасе, рассчитывая в скором времени ещё увеличить количество «Спуки».

«Тропка кривенька, тропка зла»

Действия ганшипов во Вьетнаме были, в первое время, весьма успешны. Впечатляющая огневая мощь; нестандартное расположение вооружения, позволяющее вести обстрел, ни на минуту не теряя цель из виду; низкая скорость, облегчающая атаку; дальний радиус действия и большой боекомплект — все эти качества сделали «Спуки» просто незаменимыми.

Кроме того, вьетконговцы, не обладавшие серьезными средствами ПВО, обычно при первом же залпе ганшипа предпочитали скрыться в джунглях. Но к январю 1966 года ситуация в корне изменилась. Во-первых, эскадрилью привлекли к блокаде знаменитой «тропы Хо Ши Мина» — пути, по которому из Китая вьетнамским партизанам поступало оружие. Военная мощь американцев, базирующаяся на техническом превосходстве, стала быстро обесцениваться после начала поставок советских вооружений.

Естественно, командование США пожелало как можно быстрее перерезать эту стратегическую артерию. На выполнение этой задачи вновь кинули ганшипы. Самолеты должны были непрерывно патрулировать «тропу» и немедленно уничтожать любой появившийся в зоне видимости конвой. Однако отряды НФО (Национального фронта освобождения) уже обзавелись значительным количеством советских автоматических зенитных пушек С-60 (калибр 57 мм) и 61-К (калибр 37 мм), в том числе и с радиолокационным наведением.
Для такого оружия тихоходный, громоздкий «Спуки», что ночью, что днем был самой лакомой мишенью. За короткое время над «тропой» были сбиты шесть АС-47. Тем не менее командование ВВС США продолжало отправлять «Спуки» на патрулирование. В конце Вьетнамской войны 4-я эскадрилья ганшипов стала своеобразным рекордсменом по отношению количества потерь к количеству боевых вылетов.


Четыре «минигана» на борту AC-119G «Shadow» — ганшипа следующего поколения. Фото: USAF/DoD

В поисках новых решений

Тем временем командование ВВС США срочно искало замену базовому самолету С-47. Он уже не удовлетворял военных ни по летно-техническим характеристикам, ни по вместимости. Было опробовано множество вариантов, но одним из наиболее успешных стал ганшип АС-119G Shadow («Тень»). По вооружению он недалеко ушел от своего предка: на нем устанавливалось четыре «минигана» вместо трех.
Однако «Shadow» также оснащались совершенной навигационной системой, инфракрасными приборами ночного видения, бортовой ЭВМ и системой «Black Crow» («Черный ворон»), засекавшей электромагнитные импульсы зажигания работающего автомобильного двигателя. Кабину пилотов наконец-то прикрыли броней, хотя против зенитных орудий она все равно защищала не лучше фольги от шоколадки. Всего таких самолетов в войска поступило двадцать шесть штук.

Ещё через год эскадрилья пополнилась двадцатью шестью машинами, уже существенно отличавшимися по уровню вооруженности. Ганшипы AC-119K Stinger («Жалящий») оснащались таким же комплексом оборудования, что и «Тени», и к нему добавились радиолокационная система обнаружения движущихся целей, лазерный дальномер и мощный прожектор.

Кроме того, на «Стингерах», помимо четырех «миниганов», установили в специальных амбразурах два скорострельных орудия M61 Vulcan (калибр 20 мм, скорострельность 6000 выстрелов в минуту). Новые ганшипы предназначались специально для ночного патрулирования «тропы Хо Ши Мина», чем и объясняется усиление вооружения. 20-миллиметровые снаряды с легкостью прошивали любой грузовик и крушили слабо бронированную военную технику.
Летучий линкор

В работах по программе «Ганшип-2» изначально предполагалось использовать самый крупный транспортный самолет ВВС США C-130 Hercules. Однако «Геркулесы» требовались и в качестве транспортников, поэтому командование долго не желало выделять самолеты на переоборудование. В конце концов они все же расщедрились на С-130, тоже изрядно потрепанный жизнью. Под руководством все того же Рональда В. Терри, уже ставшего майором, самолет должен был превратиться из канонерки в настоящий воздушный линкор. На него установили четыре пулемета «миниган» и четыре пушки «вулкан» плюс система ночного видения, бортовая ЭВМ, радиолокационная станция и два мощных прожектора. Летные испытания начались летом 1967 года, а осенью его уже перегнали во Вьетнам.

9 ноября состоялось первое боевое крещение «Супер-спуки», или «Вулкан экспресс» (так ласково именовал свой самолет экипаж). На «тропе Хо Ши Мина» оператор системы наведения обнаружил шесть автомобилей, и уже через пятнадцать минут на их месте остались только пылающие обломки. Удачный дебют стал отправной точкой для потокового производства ганшипов на базе С-130, за которыми отныне закрепилось название «Spectre» («Призрак»).


AC-130H/U несет боевые дежурства и в наши дни. Он тоже способен устраивать красочные фейерверки, но теперь они чаще используются, чтобы ставить помехи для самонаводящихся ракет. Фото: Senior Airman Julianne Showalter/USAF/DoD

Техническая начинка самолетов постоянно изменялась. Совершенствовались системы ночного видения и управляющие огнем ЭВМ. В мае 1969 года была сформирована эскадрилья АС-130, состоящая из восьми самолетов (ещё три остались в США для тренировок личного состава).

Ещё один ганшип, девятый по счету, отогнали на базу Райт-Паттерсон для дальнейших экспериментов, в соответствии с программой «Surprise Package». Самолет получился, действительно, с сюрпризом. Бортовое оборудование пополнилось телевизионной системой, способной работать в условиях низкой освещенности, аналоговую ЭВМ заменили на цифровую и добавили лазерный целеуказатель для наведения ракет. Кроме того, из четырех «миниганов» два демонтировали, заменив их на пару орудий «Bofors» (калибр 40 мм, скорострельность 120 выстрелов в минуту).

На этом инженеры авиабазы в Райт-Паттерсоне не остановились. В 1971 году появилась очередная модификация АС-130, с беспрецедентно мощным для самолета вооружением. На борту были установлены две скорострельные пушки «Вулкан», один 40-мм «Бофорс» и 105-мм армейская гаубица, способная уничтожать также и тяжело бронированную технику. Нововведение оказалось весьма своевременным, так как по «тропе Хо Ши Мина» стали перебрасываться и советские танки. Кроме того дальнобойность гаубицы позволяла уничтожать цель, не входя в зону поражения средств ПВО.

В период с 1970 по 1971 годы ганшипы уничтожили на «тропе Хо Ши Мина» 12741 автомобилей. Правда есть все основания предполагать, что пилоты несколько заврались. Дело в том, что ещё около пяти тысяч грузовиков на свой счет записали пилоты других самолетов. Между тем по данным американской же разведки весь автопарк Вьет-Конга насчитывал около 18000 единиц техники (включая легковые автомобили и мотоциклы). Таким образом, за один сезон все машины были уничтожены, а особо везучие — несколько раз. Между тем грузы в зону боевых действий продолжали исправно поступать.

В состав радиоэлектронного оборудования Ганшипа AC-130U входят:
- Многофункциональная РЛС AN/APG-80 (модификация РЛС, используемой на истребителе F-15). Данная радиолокационная станция обеспечивает картографирование местности, обнаружение и дальнейшее сопровождение подвижных целей, разведку погоды и ориентирование по радиомаякам. Также станция может использоваться для выполнения навигационных задач. Высокая разрешающая способность РЛС при слежении за земной поверхностью достигается при помощи использования синтезированной апертуры антенны, которая размещается на носу самолета с левой стороны.
- Инерциальная навигационная система.
- Оптикоэлектронный индикатор летчика, который отображает боевую обстановку на фоне лобового стекла кабины.
- Аппаратура спутниковой навигационной системы НАВСТАР.
- 4 бортовых компьютера IBM IP-102, обладающие тройной цифровой шиной данных MIL-STD-1553B

Система индивидуальной защиты Ганшипа AC-130U состоит из:
- станции радиоэлектронного подавления ITT Avionics AN/ALQ-17, расположенной в основании стабилизатора;
- 90 ИК-ловушек и 300 дипольных отражателей MJU7 или 180 M206 в 3-х установках, размещаемых под фюзеляжем;
- ИК-системы AN/AAR-44;
- приемника Loral AN/ALR-56M, служащего для обнаружения радиолокационного облучения.

Постепенно господству американцев в воздухе наступал конец. 31 марта 1972 года АС-130, вооруженный до зубов и напичканный суперсовременной по тем временам электроникой, был сбит зенитной артиллерией. Через два дня полет ещё одного «летучего линкора» пресекла ракета 11Д зенитного ракетного комплекса С-75. 12 мая того же года американцы лицом к лицу столкнулись с ещё более неприятной для них проблемой. Во время обороны Анлока вьетконговцы подбили очередной АС-130 ракетой из простого переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела». Экипаж дотянул машину до авиабазы, но повреждения были столь серьезными, что ганшип ещё не скоро смог вернуться в строй. Отныне американская авиация превратилась из охотников в дичь. Даже одинокий крестьянин в соломенной шляпе мог неожиданно вскинуть на плечо «Стрелу» и выпустить в сторону самолета смертельно опасную ракету.

После Вьетнама ганшипы отметились в операциях в Гренаде, Ираке, Сомали, на Балканах и в Афганистане, да и сегодня им ещё рано на свалку истории. Самолеты этого типа по-прежнему — наиболее эффективное средство поддержки сухопутных сил и борьбы с войсковыми и партизанскими отрядами, не обладающими серьезными средствами противовоздушной обороны.


источники

Военный самолет Lockheed AC-130 Spectre был создан американскими инженерами на базе модели Lockheed С-130. Оснащением дополнительного оборудования и необходимого для ведения боевых действий вооружения занималась всемирно известная организация «Боинг». Самолет АС-130 принимал активное участие в боевых действиях Вьетнамской войны.

Основные задачи военно-воздушного судна

Основными задачами, с которыми должен был справиться военный транспорт, были следующие:

  1. В первую очередь данная модель рассматривалась как самолет огневой поддержки, способный при необходимости «прикрыть» наземные войска.
  2. Патрулировать вражеские территории и атаковать их.
  3. В точности наносить авиаудары по ранее отмеченным вражеским объектам, причем как находящимся на земле, так и в воздухе.
  4. Осуществлять стратегическую оборону баз.

Работать над созданием самого мощного в те времена самолета (на фото) инженеры-конструкторы начали в начале 1965 года. По окончании работ военно-воздушные силы Америки хотели увидеть совершенно новую модель воздушного транспорта с максимально улучшенными показателями относительно продолжительности полетного времени, взлетной массы и даже максимальной скорости передвижения.

Создание новой модели

Как ранее мы уже отметили, идеальной «платформой» оказалась транспортная модель военного лайнера С-130. Бортовой номер аппарата, который был выделен для переоборудования по решению военного командования Америки – 54-1626. В ходе переоборудования инженеры оснастили исходную модель следующим :

  • четырьмя модулями MXU-470;
  • 20-мм пушками в количестве 4-х штук;
  • аппаратурой для ночного видения;
  • мощными прожекторами.

Спустя 2 года, начались первые испытания обновленной модели на 2-х авиабазах США, действующих в Энглине и Райт-Паттерсоне. В ходе испытаний были отмечены некоторые недочеты. После проведения доработок воздушный аппарат был перенаправлен на авиабазу, расположенную в Нятранге.

Первый боевой вылет был произведен осенью 1967 года. Военные пилоты дали прозвище первому боевому линкору «Супер Спуки». Цель боевых вылетов заключалась в предоставлении авиаподдержки войскам, ведущим бой с противником на земле. Военный самолет неоднократно показывал свои отличные характеристики, к примеру, сумел прицельным огнем поразить шесть грузовых машин противника, приблизившись к ранее намеченной цели.

Американское командование, проанализировав успешный военный дебют военного транспорта, приняло решение о продолжении создания линкоров. Однако выделять для переоборудования С-130 командование США не пожелало. Поэтому организацией, которой ранее пришлось заниматься модернизацией военной технике, пришлось использовать 7 моделей воздушных средств JC-130А, которые находились в плачевном техническом состоянии.

После основных модернизированных перевоплощений практически сразу открывались различные недоработки, причем при первой же эксплуатации военных самолетов. Поэтому процесс модернизации приходилось постоянно повторять. И только в начале 70-х годов инженеры смогли полностью переоборудовать первоначальную платформу в самолет АС-130 А.

Пилоты назвали его «Фёст Леди», даже несмотря на то, что модель АС-130 не являлась первой. Эти военные суда смогли прослужить много лет и были списаны с военной службы только в 1995 году.

Полностью переоборудованный летательный аппарат из JC-130А был перенаправлен на территорию Вьетнама в конце 1968 года. Ниже вы сможет посмотреть основные технические характеристики самолета АС-130А:

На протяжении года во Вьетнам были направлены еще 3 единицы АС-130А. Оставшиеся модели находились на американской военной базе. Воздушная техника использовалась для тренировочных полетов военных пилотов. Все летательные аппараты, используемые в зоне боевых действий, имели немало различий, причем не только по интерьеру. Наличие весомых отличий весьма усложняло процесс технического обслуживания наземным службам.

Всего в конфликте, имевшем место в юго-восточной Азии, принимало участие 8 линкоров. Уцелеть во время войны удалось 6-ти единицам. Военный транспорт был перенаправлен в Америку для полного переоборудования по определенным критериям.

Перед инженерами была поставлена цель переоборудовать модели АС-130А так, чтобы авиатранспорт мог вести ночное наблюдение за наземными транспортными средствами врага и в точности поражать противника. Переоборудованные модели смогли приступить к выполнению регулярных полетов в конце 1969 года.

Американские линкоры могли производить военные вылеты в сухой сезон, так как в дождливую погоду сообщение между Южным Вьетнамом и Лаосом полностью прекращалось из-за размытых дорог. Прибыв к месту предназначения, а целью линкоров чаще всего была вьетнамская тропа под названием «Хо Ши Мина», воздушный транспорт мог до 4-х часов патрулировать место, чтобы в точности выбрать цель и открыть прицельный огнь для ее поражения. Чтобы улучшить ночную видимость, в боевой вылет самолет Lockheed AC-130 Spectre выходил вместе с RC-130S, оснащенным мощными прожекторами в количестве 28-ми единиц.

Американские линкоры перебрасывались и в другие вражеские точки, к примеру, в район Ан Локка для уничтожения вражеских танков. Но и с этой задачей справиться на отлично военным воздушным суднам не удалось. Но несмотря на многочисленные недочеты, анализируемые модели самолетов продолжали вести боевые действия и весьма успешно помогали наземным войскам отбиваться от вражеских нападений.

После разрешения военного конфликта несколько линкоров уцелели и смогли благополучно вернуться на американские авиабазы. Война отняла жизни у 52 человек, входивших в состав экипажей Lockheed AC-130 Spectre.

Вконтакте

В конце 1964 года в Индокитае военный корреспондент газеты Stars and Stripes увидел сказочное ночное зрелище — над полем боя кружил огромный самолет, из чрева которого к земле тянулись яркие следы трассеров, освещая небо. Зрелище произвело на журналиста сильнейшее впечатление, и вскоре в газете появилась статья под заголовком Puff the Magic Dragon — «Извергай огонь, сказочный дракон». Звучная фраза понравилась экипажу этого самолета — на борту фюзеляжа появилась надпись Puff, а подобные самолеты стали часто называть Dragonship. Но нам они больше известны как Gunship — летающие линкоры.

Корабли Гана

Концепция самых необычных боевых самолетов — «ганшипов» — зародилась в годы Второй мировой войны, хотя название Gunship (линкор) они получили лишь во время вьетнамской войны. По иронии судьбы проект «хорошо вооруженного самолета для поражения слабо защищенных средствами ПВО надводных и наземных целей» предложил в 1943 году майор Пол Ган; таким образом, «ганшип» — это не просто «линейный корабль», но и «корабль Гана». Правда, в небе над Германией кораблям Гана появиться не было суждено. Произошло это в совершенно другом конце света.

Хорошо забытое старое

В 1950-е годы американцы все «плотнее» влезали в различные вооруженные конфликты, прежде всего в Индокитае. И тут выяснилось, что «традиционные» самолеты ВВС мало приспособлены для борьбы против партизан. Из-за их высокой скорости даже в дневное время экипажи истребителей-бомбардировщиков с трудом выходили на уже обнаруженные малоразмерные цели, а ночью о прицельных атаках вообще стоило забыть. Кроме того, базировались «джеты» только на аэродромах с твердым покрытием, коих в Юго-Восточной Азии было не так уж и много. Ко времени на подготовку самолета к боевому вылету приплюсовывалось немалое даже для скоростного самолета полетное время.

Войскам был необходим самолет с мощным вооружением, способный круглосуточно находить и эффективно поражать цели из бортового оружия.


Летающая артиллерия АС-130 — тяжеловооруженный самолет для антитеррористических операций.

Стрельба на виражах

Еще в 1927 году первый лейтенант США Фред Нельсон фиксированно установил на биплане DH.4 пулемет под углом 900 к продольной оси и выполнил несколько успешных стрельб, но командование Авиационного корпуса интереса к эксперименту не проявило. В 1943 году с вооружением, стрелявшим вбок, экспериментировал и Пол Ган. В это же время подполковник Макдональд выдвигал идею вооружить самолеты стреляющими вбок крупнокалиберными пулеметами и базуками, а также предлагал готовую методику боевого применения таких самолетов — они должны были кружить вокруг цели, находившейся в вершине перевернутого конуса. Основанием конуса служила бы плоскость выполнения виража. Наведение на цель осуществлялось изменением угла крена: стволы пулемета располагались параллельно образующей конуса. В этом случае трассы идут по образующей непосредственно в вершину конуса — в цель. Еще одно достоинство этой методики заключалось в том, что пилот не терял из виду цель, визуально контролируя ее поражение.


Самолет закладывает левый вираж и кружит над целью, находящейся в вершине перевернутого конуса. Экипаж использует телевизионное и тепловое наведение для прицеливания.

В бой идут одни старики

Вот об этих работах и вспомнили американцы. Наибольшим потенциалом при переоборудовании в штурмовики обладали транспортные самолеты. Их значительные размеры и масса полезного груза позволяли разместить на них большое количество вооружения и боеприпасов. К тому же самолеты имели значительную продолжительность полета, а уже тогда предполагалось, что основным видом боевой работы станет нанесение удара из положения «дежурство в воздухе». Большой «грузовик» представлял собой лакомую цель для зенитчиков, но зенитчики у партизан первой половины 1960-х оставались в большом дефиците. Создатели нового типа боевого самолета угрозу со стороны ПВО не рассматривали вообще.


Для экспериментов ВВС в 1963 году выделили старый С-131, на который и установили «перпендикулярное» вооружение. Несмотря на обнадеживающие результаты, идея «воздушного линкора» многим из ВВС США представлялась, мягко говоря, экзотичной. Иначе сложно объяснить выбор платформы для первого боевого «ганшипа»: это был ветеран Второй мировой DC-3 (он же С-47). Экспериментируйте, парни, — старья не жалко.

Самолет получил название FC-47D (позже из-за протестов летчиков-истребителей, уязвленных тем, что старенький утюг-«Дуглас» попал в одну компанию с «Фантомом», букву F, Fighter («истребитель»), заменили на А, Attack — «ударный»). По левому борту фюзеляжа перпендикулярно продольной оси самолета поставили контейнеры SUU-11A/A с шестиствольными пулеметами «мини-ган». Два пулемета были установлены в иллюминаторах левого борта, третий — в проеме грузовой двери. Испытания, а точнее, боевые вылеты превзошли ожидания даже самых отчаянных оптимистов: именно работа первых FC-47D произвела такое впечатление на корреспондента Stars and Stripes.


Тропа войны

Безоблачная боевая карьера первых 15 «ганшипов» продолжалась до января 1966 года, когда эскадрилью привлекли к блокаде знаменитой тропы Хо Ши Мина, по которой шла помощь партизанам с Севера. К этому времени отряды НФО (Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама) обзавелись большим количеством 37-мм и 57-мм зенитных пушек, в том числе с радиолокационным наведением. За короткое время американцы потеряли шесть АС-47. Другое дело — ночные полеты на прикрытие укрепленных пунктов. Зачастую «ганшипу» достаточно было лишь один раз обнаружить себя огнем пулеметов, чтобы атаки вьетконговцев прекратились на всю ночь. К 1967 году пехотные командиры уже не представляли ведения боевых действий в отсутствие воздушных линкоров — ВВС не успевали удовлетворять заявки. Между тем переоборудование в «ганшипы» дополнительного количества С-47 не представлялось возможным: самолет не отвечал требованиям ВВС как в отношении грузоподъемности, так и в оснащении специальными бортовыми системами. Требовалась новая платформа.


На новой платформе

Выбор пал на С-119. Большое число этих самолетов находилось на вооружении резервных эскадрилий — командование ВВС США все еще не верило в будущее «ганшипов». Новый «ганшип» АС-119G Shadow («Тень») по вооружению не далеко ушел от АС-47: четыре мини-гана вместо трех. Зато на нем установили совершенную навигационную систему, обзорную систему ночного видения, мощный прожектор и бортовой компьютер, а кабину пилотов прикрыли броней. В 1968 году в вариант AC-119G было переоборудовано 26 самолетов С-119. Через год на вооружение поступила следующая партия — 26 машин АС-119К Stinger, которые существенно отличались от AC-119G и специально предназначались для ночных полетов над тропой Хо Ши Мина. Бортовое оборудование пополнилось навигационной РЛС, РЛС обнаружения движущихся целей, инфракрасной системой ночного видения, лазерным дальномером и мощным прожектором. Кроме мини-ганов в иллюминаторах, в специальных амбразурах, установили две шестиствольных пушки Vulcan. Получился качественно новый самолет: бортовое оборудование позволяло ему действовать круглосуточно, а наличие пушек — поражать цели, не входя в зону действия эффективного пулеметного огня.


Летающий Геракл

Работы по созданию самого могучего небесного линкора Gunship-2 начались в 1965 году. Идея, положенная в основу требования к платформе, оригинальностью не блистала: «Чем больше самолет, тем лучше». Более крупного транспортного самолета, чем C-130 Hercules, в США просто не существовало. Опытный «ганшип» на базе С-130 вооружили четырьмя модулями MXU-470 по мини-гану в каждом и четырьмя 20-мм пушками «Вулкан». На самолете установили систему ночного видения, аналоговую бортовую ЭВМ, РЛС, аналогичную устанавливаемой на истребителях F-104, и мощные прожектора. К сентябрю 1967 года удалось довести оборудование самолета до более-менее приличного уровня по надежности и его перегнали в Индокитай, на авиабазу Нятранг. Первый боевой вылет Vulcan Express — так нарек первый Gunship-2 его экипаж — выполнил уже 27 сентября. До 9 ноября «Спектр» (общее название для всех моделей АС-130) совершил несколько вылетов на огневую поддержку наземных войск, в ночь же на 9-е самолет сдавал свой главный экзамен в небе Индокитая над тропой Хо Ши Мина. Практически сразу же оператор ИК системы ночного видения обнаружил на тропе шесть автомобилей; через 15 минут на их месте пылало шесть костров.


Воздушный флот

Удачный дебют «Спектра» над тропой способствовал ускорению принятия решения о постройке новых «ганшипов» на базе С-130. Девятый АС-130А послужил базой для создания еще более совершенного «ганшипа» по программе Surprise Package. Две 20-мм пушки заменили двумя 40-мм одноствольными «Бофорсами», демонтировали заднюю пару мини-ганов. Бортовое оборудование пополнилось телевизионной системой AN/ASQ-145, способной работать в условиях низкой освещенности, лазерным дальномером-целеуказателем; аналоговую бортовую ЭВМ заменили на цифровую. По аналогичной схеме переоборудовали еще девять С-130. Все самолеты оборудовались системой Black Crow, засекавшей электромагнитные импульсы систем зажигания автомобильных двигателей, а также контейнерами с аппаратурой радиоэлектронной борьбы и блоками отстрела инфракрасных ловушек. Эти самолеты появились в Юго-Восточной Азии в декабре 1970-го, заменив самолеты АС-130А. Шесть уцелевших АС-130А переправили в США для переоборудования по единому стандарту, получившему название Pave Pronto.


Убедившись в высокой эффективности АС-130А, штаб ВВС наконец выделил для переоборудования 11 совершенно новых транспортников С-130Е, переделанных в вариант Pave Spectre. На новых «Геркулесах» стояли более мощные двигатели, возросшая грузоподъемность позволила установить бронезащиту экипажа и улучшить условия работы. Первый АС-130Е приземлился в Таиланде на авиабазе Убон в конце 1971 года.

Корабельная артиллерия

Пушки калибра 40 мм эффективно поражали автомобили, но не танки. Меж тем на Юг по тропе Хо Ши Мина во все растущих количествах стали перебрасываться танки Т-34−85, Т-54/55, ПТ-76, продолжалось и усиление ПВО. Избежать потерь можно было только путем обстрела целей с большой дистанции, за пределами зоны действия зенитного огня. Специалисты с авиабазы Райт-Паттерсон предложили несколько вариантов усиления огневой мощи АС-130, лучшим был признан вариант вооружения 105-мм армейской гаубицей. Беспрецедентный в истории авиации «ствол» смонтировали вместо одного «Бофорса» в грузовой двери левого борта. Система управления огнем гаубицы во многом была аналогична системам управления огнем башен главного калибра крупных кораблей. К боевой работе самолеты АС-130Е Pave Spectre со 105-мм гаубицами приступили в 1972 году.


Смертельная угроза

Первый советский зенитный ракетный комплекс С-75 в районе тропы Хо Ши Мина разведка США засекла 11 января 1972 года. Против новых зенитных ракет «Геркулес» был беззащитен. Однако замены АС-130 не было. Невзирая на опасность, «Спектры» продолжали утюжить дороги, превращая их в коридоры смерти. С января по март их экипажи уничтожили 2782 автомобиля, повредив еще 4553. Расплата наступила 31 марта: АС-130Е, вооруженный 105-мм пушкой, был сбит огнем зениток с радиолокационным наведением. Через два дня ракета ЗРК С-75 отправила на землю еще один АС-130, экипажу спастись не удалось. Потеря двух дорогих самолетов за два дня привела практически к полному прекращению полетов АС-130 над зонами, где концентрация средств ПВО была особенно большой. При обороне Ан Лока северовьетнамцы применили новое грозное оружие — переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела». 12 мая 1972 года один АС-130А получил попадание ракетой, запущенной с плеча; экипажу удалось дотянуть до авиабазы Тан Сон Нат. Через короткое время «Стрелами» были сбиты еще два АС-130. Невзирая на потери, «Спектры» летали на боевые задания до бесславного конца войны.

Второе рождение

В 1986 году командованием ВВС США была одобрена программа модернизации самолетов специального назначения, в том числе и девяти АС-130. Модернизации подверглось прежде всего бортовое электронное оборудование самолетов. А в 1990 году на взлетную полосу заводского аэродрома в Палмдейле вырулил новый вариант «ганшипа» — АС-130U, отличавшийся более совершенной внутренней начинкой и пятиствольной 25-мм автоматической пушкой GAU-12U, установленной вместо двух 20-мм «Вулканов». Впервые после Вьетнама АС-130 приняли участие в боевых действиях в ходе вторжения на Гренаду. Операция Argent Fury («Неистовая ярость») началась вечером 24 октября 1983 года. Самолеты взлетели с авиабазы Харлберт-Филд и, совершив 10-часовой ночной перелет с двумя дозаправками в воздухе, утром 25 октября появились над столицей Гренады Порт-Салинасом. АС-130Н обеспечивали огневую поддержку высадки десанта и подавили огнем своих пушек несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии.


В ходе войны в Заливе в январе-феврале 1991 года четыре АС-130Н из состава 4-й эскадрильи совершили 50 боевых вылетов, налетав более 280 часов. Главная задача «ганшипов» состояла в поиске и уничтожении пусковых установок баллистических ракет Scud, а также РЛС раннего обнаружения воздушных целей. Ни одну из этих задач самолеты выполнить не смогли. Поисковое оборудование АС-130Н не работало в жаркой атмосфере пустыни, насыщенной пылью и песком. В 1990-х «ганшипы» отметились в Сомали, на Балканах, в настоящее время действуют в Афганистане и Ираке.

Чеченский вариант

С точки зрения боевой эффективности «Ганшип» — самолет неоднозначный. История «крылатых линкоров» свидетельствует об их неспособности действовать в условиях противодействия серьезной ПВО, зато как противопартизанский самолет «ганшип» не имеет себе равных. Сейчас «противопартизанские» самолеты стали «антитеррористическими». В рамках наращивания антитеррористических сил Boeing в начале 2004 года получил заказ на $187,9 млн., предусматривающий модернизацию четырех транспортных самолетов С-130Н2 в «ганшипы» АС-130U с новейшим управляемым ракетным оружием и корректируемыми авиабомбами. В отличие от своих морских братьев — линкоров — воздушным линкорам еще рано на свалку.