Первый полет человека в космос стал настоящим прорывом, подтвердив высокий научный и технический уровень СССР и ускорив развитие космической программы в США. Между тем, этому успеху предшествовала трудная работа над созданием межконтинентальных баллистических ракет, прародительницей которых стала разработанная в нацистской Германии "Фау-2".

Сделано в Германии

"Фау-2", известная также как V-2, Vergeltungswaffe-2, A-4, Aggregat-4 и "Оружие возмездия", была создана в нацистской Германии в начале 1940-х годов под руководством конструктора Вернера фон Брауна. Это была первая в мире баллистическая ракета. "Фау-2" поступила на вооружение вермахта в конце Второй мировой войны и использовалась преимущественно для нанесения ударов по городам Великобритании.

Макет ракеты "Фау-2" и картинкой из фильма "Девушка на луне". Фото пользователя Raboe001 с сайта wikipedia.org

Немецкая ракета была одноступенчатой с жидкостным двигателем. Старт V-2 осуществлялся вертикально, а навигация на активном участке траектории осуществлялось автоматической гироскопической системой управления, в состав которой входили программные механизмы и приборы для измерения скорости. Немецкая баллистическая ракета была способна поражать объекты противника на расстоянии до 320 километров, а максимальная скорость полета V-2 достигала 1,7 тысячи метров в секунду. Боеголовка "Фау-2" оснащалась 800 килограммами аммотола.

Немецкие ракеты обладали малой точностью и были ненадежными, применялись в основном для запугивания мирного населения и заметного военного значения не имели. В общей сложности за время Второй мировой войны Германия произвела свыше 3,2 тысячи запусков "Фау-2". От этого оружия погибли около трех тысяч человек, преимущественно из числа мирного населения. Основным же достижением немецкой ракеты была высота ее траектории, достигавшая ста километров.

"Фау-2" является первой в мире ракетой, совершившей суборбитальный космический полет. По окончании Второй мировой войны образцы V-2 попали в руки победителей, которые на ее основе начали разрабатывать собственные баллистические ракеты. Программы, основанные на опыте "Фау-2", вели США и СССР, а позже и Китай. В частности, советские баллистические ракеты Р-1 и Р-2, созданные Сергеем Королевым, в конце 1940-х годов базировались именно на конструкции "Фау-2".

Опыт этих первых советских баллистических ракет в дальнейшем был учтен при создании более совершенных межконтинентальных Р-7, надежность и мощность которых были настолько велики, что их стали использовать не только в военной, но и космической программе. Справедливости ради стоит отметить, что фактически СССР своей космической программой обязан самой первой "Фау-2", выпущенной в Германии, с картинкой из фильма 1929 года "Женщина на Луне", нарисованной на фюзеляже.

Межконтинентальное семейство

В 1950 году Совет Министров СССР принял постановление, в рамках которого начались научно-исследовательские работы в области создания баллистических ракет с дальностью полета в пять-десять тысяч километров. Изначально в программе участвовали больше десяти различных конструкторских бюро. В 1954 году работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты были поручены Центральному конструкторскому бюро №1 под руководством Сергея Королева.

К началу 1957 года ракета, получившая обозначение Р-7, а также испытательный комплекс для нее в районе поселка Тюра-Там были готовы, и начались испытания. Первый запуск Р-7, состоявшийся 15 мая 1957 года, оказался неудачным - вскоре после получения команды на запуск в хвостовом отсеке ракеты возник пожар, и ракета взорвалась. Повторные испытания состоялись 12 июля 1957 года и также были неудачными - баллистическая ракета отклонилась от заданной траектории и была уничтожена. Первая серия испытания была признана полностью проваленной, а в ходе расследований были выявлены конструктивные недостатки Р-7.

Следует отметить, что неполадки были устранены довольно быстро. Уже 21 августа 1957 года был произведен успешный запуск Р-7, а 4 октября и 3 ноября этого же года ракета уже была использована для запуска первых искусственных спутников Земли.

Р-7 была жидкостной двухступенчатой ракетой. Первая ступень представляла собой четыре конических боковых блока длиной 19 метров и наибольшим диаметром три метра. Они располагались симметрично вокруг центрального блока, второй ступени. На каждом блоке первой ступени были установлены двигатели РД-107, созданные ОКБ-456 под руководством академика Валентина Глушко. Каждый двигатель имел шесть камер сгорания, две из которых использовались как рулевые. РД-107 работал на смеси жидкого кислорода и керосина.

В качестве двигателя второй ступени использовался РД-108, конструктивно основанный на РД-107. РД-108 отличался большим количеством рулевых камер и был способен работать дольше силовых установок блоков первой ступени. Запуск двигателей первой и второй ступени производился одновременно во время старта на земле при помощи пирозажигательных устройств в каждой из 32 камер сгорания.

В целом, конструкция Р-7 оказалась настолько удачной и надежной, что на основе межконтинентальной баллистической ракеты было создано целое семейство ракет-носителей. Речь идет о таких ракетах, как "Спутник", "Восток", "Восход" и "Союз". Этими ракетами осуществлялся вывод на орбиту искусственных спутников земли. На ракетах этого семейства свой первый полет в космос осуществили легендарные Белка и Стрелка и космонавт Юрий Гагарин.

"Восток"

Трехступенчатая ракета-носитель "Восток" из семейства Р-7 широко использовалась на первом этапе космической программы СССР. В частности, с ее помощью на орбиту были выведены все космические аппараты серии "Восток", космические аппараты "Луна" (с индексами от 1А, 1В и до 3), некоторые спутники серий "Космос", "Метеор" и "Электрон". Разработка ракеты-носителя "Восток" началась в конце 1950-х годов.

Ракета-носитель "Восток". Фото с сайта sao.mos.ru

Первый запуск ракеты, осуществленный 23 сентября 1958 года, оказался неудачным, как и большинство других пусков первого этапа испытаний. В общей сложности, на первом этапе были произведены 13 запусков, удачными из которых были признаны лишь четыре, включая полет собак Белки и Стрелки. Последующие запуски ракеты-носителя, также созданной под руководством Королева, были преимущественно успешными.

Как и у Р-7, первая и вторая ступени "Востока" состояли из пяти блоков (от "А" до "Д"): четырех боковых длиной 19,8 метра и наибольшим диаметром 2,68 метра и одного центрального длиной 28,75 метра и наибольшим диаметром 2,95 метра. Боковые блоки располагались симметрично вокруг центрального второй ступени. В них использовались уже проверенные жидкостные двигатели РД-107 и РД-108. В состав третьей ступени входил блок "Е" с жидкостным двигателем РД-0109.

Каждый двигатель блоков первой ступени имел тягу в пустоте в один меганьютон и состоял из четырех основных и двух рулевых камер сгорания. При этом каждый боковой блок оснащался дополнительными воздушными рулями для управления полетом на атмосферном участке траектории. Ракетный двигатель второй ступени обладал тягой в пустоте в 941 килоньютон и состоял из четырех основных и четырех рулевых камер сгорания. Силовая установка третьей ступени была способна обеспечивать тягу в 54,4 килоньютона и имела четыре рулевых сопла.

Установка запускаемого в космос аппарата производилась на третьей ступени под головным обтекателем, защищавшим его от неблагоприятного воздействия при прохождении через плотные слои атмосферы. Ракета "Восток" стартовой массой до 290 тонн была способна выводить в космос полезный груз массой до 4,73 тонны. В целом полет проходил по следующей схеме: зажигание двигателей первой и второй ступеней производилось одновременно на земле. После того как заканчивалось топливо в боковых блоках, они отделялись от центрального, продолжавшего свою работу.

После прохождения плотных слоев атмосферы сбрасывался головной обтекатель, а затем происходило отделение второй ступени и запуск двигателя третьей ступени, который отключался с отделением блока от космического аппарата после достижения расчетной скорости, соответствующей выведению корабля на заданную орбиту.

"Восток-1"

Для первого запуска человека в космос использовался космический корабль "Восток-1", созданный для осуществления полетов по околоземной орбите. Разработка аппарата серии "Восток" началась в конце 1950-х годов под руководством Михаила Тихонравова и завершилась в 1961 году. К этому времени было произведено семь испытательных запусков, включая два с манекенами человека и подопытными животными. 12 апреля 1961 года космический корабль "Восток-1", запущенный в 9:07 утра с космодрома Байконур, вывел на орбиту летчика-космонавта Юрия Гагарина. Аппарат выполнил один виток вокруг Земли за 108 минут и совершил посадку в 10:55 в районе деревни Смеловка Саратовской области.

Масса корабля, на котором человек впервые отправился в космос, составляла 4,73 тонны. "Восток-1" имел длину 4,4 метра и максимальный диаметр 2,43 метра. В состав "Востока-1" входил сферический спускаемый аппарат массой 2,46 тонны и диаметром 2,3 метра и конический приборный отсек массой 2,27 тонны и максимальным диаметром 2,43 метра. Масса теплозащиты составляла около 1,4 тонны. Все отсеки были соединены между собой при помощи металлических лент и пиротехнических замков.

В состав аппаратуры космического корабля входили системы автоматического и ручного управления полетом, автоматической ориентации на Солнце, ручной ориентации на Землю, жизнеобеспечения, электропитания, терморегулирования, приземления, связи, а также радиотелеметрическая аппаратура для контроля за состоянием космонавта, телевизионная система, система контроля параметров орбиты и пеленгации аппарата, а также система тормозной двигательной установки.

Приборная панель космического корабля "Восток". Фото с сайта dic.academic.ru

Вместе с третьей ступенью ракеты-носителя "Восток-1" весил 6,17 тонны, а их совместная длина составляла 7,35 метра. Спускаемый аппарат был оснащен двумя иллюминаторами, один из которых размещался на входном люке, а второй - у ног космонавта. Сам космонавт размещался в катапультируемом кресле, в котором он должен был покидать аппарат на высоте семи километров. Была также предусмотрена возможность совместной посадки спускаемого аппарата и космонавта.

Любопытно, что на "Востоке-1" имелся и прибор для определения точного местоположения корабля над поверхностью Земли. Он представлял собой небольшой глобус с часовым механизмом, который и показывал местоположение корабля. При помощи такого прибора космонавт мог принять решение о начале маневра на возвращение.

Схема работы аппарата при выполнении приземления была такова: в конце полета тормозная двигательная установка замедляла движение "Востока-1", после чего происходило разделение отсеков и начиналось отделение спускаемого аппарата. На высоте семи километров космонавт катапультировался: его спуск и спуск капсулы осуществлялись на парашютах раздельно. Так должно было быть по инструкции, но при завершении первого полета человека в космос почти все прошло совершенно иначе.

Макет ракеты-носителя "Восток" - полноразмерная копия одной из самых известных ракет в истории советской и российской космонавтики, установленная на площади Промышленности у на . Уникальный экспонат стал не только символом Выставки, но и одной из популярнейших космических достопримечательностей Москвы.

Макет ракеты выполнен в натуральную величину и имеет схожие с оригинальной ракетой размеры: его длина с обтекателем составляет 38,4 метра, а максимальный поперечный диаметр - 10,3 метра; вес макета - 25 тонн.

Его вид действительно впечатляет: высота вертикально установленного "Востока" соответствует высоте 16-этажного дома, и такой масштаб не может оставить наблюдателя равнодушным, особенно если он видит ракету впервые.

Ракета-носитель "Восток"

Ракета-носитель "Восток" - трёхступенчатая ракета-носитель из семейства Р-7, предназначенная для запуска космических кораблей и аппаратов. С её помощью были подняты на орбиту все космические корабли серии "Восток", космические аппараты "Луна-1", "Луна-2" и "Луна-3" и некоторые искусственные спутники Земли серий "Космос", "Метеор" и "Электрон".

Ракета-носитель "Восток" занимает особое место в истории отечественной космической программы, ведь именно она 12 апреля 1961 года вывела на околоземную орбиту космический корабль "Восток-1", на котором Юрий Гагарин совершил первый в истории Земли пилотируемый полёт в космическое пространство. А годом ранее благодаря этой же ракете на орбиту были поочерёдно выведены корабли с собаками Чайкой и Лисичкой, Белкой и Стрелкой, Мушкой и Пчёлкой.

РН "Восток" была разработана в ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва. Её длина с обтекателем составляет 38,4 метра, максимальный поперечный диаметр - 10,3 метра, стартовая масса - 287 тонн; максимальная масса полезного груза для вывода на орбиту - в пределах 4725 килограммов.

Первый запуск "Востока" состоялся 23 сентября 1958 года, последний - 29 августа 1991 года. В настоящий момент эксплуатация этого типа ракет завершена.

История макета

Установка макета ракеты-носителя "Восток" на ВДНХ СССР была приурочена к грядущему 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Он был изготовлен в Самарском ракетно-космическом центре (будущем РКЦ "Прогресс") и установлен перед павильоном "Космос" на ВДНХ 8 июля 1967 года.

Для установки было подобрано место на площади Промышленности, где в 1954 году был обустроен большой круглый фонтан-чаша (фактически, декоративный пруд), а до этого, в 1938-1951 годах, стоял гигантский памятник Сталину высотой 25 метров. Макет решили разместить прямо над водной чашей: его постамент разместился на краю, а сама ракета - ровно по центру чаши. Изначально, при монтаже, макет располагался на площадке горизонтально. После завершения монтажа его подняли на ложе постамента, оборудованное подъёмным механизмом, и он привёл макет в вертикальное положение. К сожалению, впоследствии фонтан-чаша обветшал и вышел из строя.

По некоторым данным, в 1985 году макет был заменён новым аналогичным изделием.

В 2010 году макет был укреплён и отреставрирован: специалисты усилили его несущие конструкции, а также восстановили лакокрасочное покрытие корпуса.

В наши дни, помимо "работы" городской достопримечательностью, макет ракеты "Восток" имеет ещё одну немаловажную функцию: для многих москвичей он становится самым первым объектом, открывающим для них тему освоения космоса. Впервые попадая на ВДНХ, маленькие горожане видят огромную ракету, и это остаётся у них в памяти на всю жизнь.

И, конечно же, мемориал пользуется огромной популярностью у туристов.

Макет ракеты-носителя "Восток" находится перед павильоном "Космос" на площади Промышленности ВДНХ. Добраться до него можно пешком от станции метро "ВДНХ" Калужско-Рижской линии.

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 12 апреля 2016 г. исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос, первым космонавтом планеты стал Юрий Гагарин. Стартовав с космодрома Байконур на корабле-спутнике «Восток», космонавт провел в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю.

Ракета-носитель «Восток» была создана в Советском Союзе. Использовалась для запусков первых автоматических лунных станций, пилотируемых кораблей-спутников ("Восток"), различных искусственных спутников.

История проекта

Старт проекту был дан постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 марта 1958 г., которым предусматривалось создание ракеты космического назначения на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 ("семерка", индекс 8К71) с добавлением блока 3-й ступени. Работы по ракете вел разработчик «семерки», ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С. П. Королева) под руководством главного конструктора Сергея Королева.

Эскизный проект третьей ступени МБР Р-7, получившей обозначение «блок Е», был выпущен в том же 1958 г. Ракете- носителю было дано обозначение 8К72К.

Характеристики

Ракета-носитель имела три ступени. Ее длина составляла 38,2 м, диаметр - 10,3 м, стартовая масса - около 287 т.

Двигатели всех ступеней использовали в качестве топлива керосин и жидкий кислород. Систему управления блока Е разработал НИИ-885 (ныне Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н. А. Пилюгина, Москва) под руководством Николая Пилюгина.

Могла выводить в космос полезный груз массой до 4,5 т.

Запуски и инциденты

Запуски ракеты-носителя осуществлялись с космодрома Байконур.

Первые испытательные запуски проводились в рамках лунной программы. Впервые ракета стартовала 23 сентября 1958 г. с лунной станцией Е1, однако запуск закончился аварией на 87-й секунде полета (причина - возникновение возрастающих продольных колебаний). Следующие два старта были также аварийными. Успехом увенчался четвертый запуск 2 января 1959 г. с автоматической межпланетной станцией (АМС) «Луна-1». В том же году ракетой благополучно были выведены в космос АМС «Луна-2» и «Луна-3».

15 мая 1960 г. с помощью ракеты был запущен прототип пилотируемого корабля «Восток» - экспериментальное изделие 1К (открытое наименование - «Спутник»). Следующие запуски в 1960 г. проводились с кораблями 1К, на борту которых в специальных контейнерах находились собаки. 19 августа был запущен корабль-спутник с собаками Белкой и Стрелкой.

9 и 25 марта 1961 г. состоялось два успешных запуска с кораблями, предназначенными для пилотируемых полетов (3КА), также с собаками на борту. Животные Чернушка и Звездочка полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.

12 апреля 1961 г. ракета-носитель вывела в космос корабль-спутник «Восток» с Юрием Гагариным.

Первая публичная демонстрация макета ракеты состоялась в 1967 г. на авиасалоне в Ле-Бурже во Франции. Тогда же впервые ракета была названа «Востоком», до этого в советской прессе ее именовали просто «сверхмощной ракетой- носителем» и т. п.

Всего было проведено 26 запусков ракеты «Восток» - 17 успешных, 8 аварийных и один нештатный (при запуске 22 декабря 1960 г. из-за сбоя в работе ракеты корабль-спутник с собаками совершил полет по суборбитальной траектории, животные выжили). Последний состоялся 10 июля 1964 г. с двумя научными спутниками «Электрон».

Последующие модификации ракеты

На базе ракеты «Восток» в дальнейшем были созданы другие модификации «Восток-2», «Восток-2А», «Восток-2М», которые выпускались на куйбышевском заводе «Прогресс» (ныне Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара). Запуски проводились как с Байконура, так и с космодрома Плесецк. С помощью ракет выводились в космос спутники серии «Космос», «Зенит», «Метеор» и др. Эксплуатация этих космических носителей завершилась в августе 1991 г. запуском ракеты «Восток-2М» с индийским спутником дистанционного зондирования Земли IRS-1B ("Ай-ар-эс-1-би").

12 апреля 1961 г. в 9 ч 07 мин. по московскому времени в нескольких десятках километров севернее поселка Тюратам в Казахстане на советском космодроме Байконур состоялся запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, в носовом отсеке которой размещался пилотируемый космический корабль «Восток» с майором ВВС Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Запуск прошел успешно. Космический корабль был выведен на орбиту с наклонением 65°, высотой перигея 181 км и высотой апогея 327 км и совершил один виток вокруг Земли за 89 мин. На 108-й мин после запуска он вернулся на Землю, приземлившись в районе деревни Смеловка Саратовской области. Таким образом, спустя 4 года после выведения первого искусственного спутника Земли Советский Союз впервые в мире осуществил полет человека в космическое пространство.

Космический корабль состоял из двух отсеков. Спускаемый аппарат, являющийся одновременно кабиной космонавта, представлял собой сферу диаметром 2,3 м, покрытую абляционным (плавящимся при нагреве) материалом для тепловой защиты при входе в атмосферу. Управление кораблем осуществлялось автоматически, а также космонавтом. В полете непрерывно поддерживалась радиосвязь с Землей. Космонавт в скафандре размещался в катапультируемом кресле самолетного типа, оснащенном парашютной системой и аппаратурой связи. В случае аварии небольшие ракетные двигатели в основании кресла выстреливали его через круглый люк. Атмосфера корабля - смесь кислорода с азотом под давлением 1 атм (760 мм рт. ст.). Пилотируемый отсек (спускаемый аппарат) крепился с помощью металлических стяжных лент к приборному отсеку. Все оборудование, непосредственно не требуемое в спускаемом аппарате, размещалось в приборном отсеке. В нем находились баллоны системы жизнеобеспечения с азотом и кислородом, химические батареи для радиоустановки и приборов, тормозная двигательная установка (ТДУ) для уменьшения скорости космического корабля при переходе на траекторию спуска с орбиты и небольшие двигатели ориентации. «Восток-1» имел массу 4730 кг, а с последней ступенью ракеты-носителя 6170 кг.

В состав КА «Восток» входили следующие основные системы:

  • система автоматического и ручного управления;
  • система автоматической ориентации на Солнце и ручной ориентации на Землю;
  • система жизнеобеспечения (СЖО);
  • система электропитания;
  • система терморегулирования;
  • система приземления;
  • радиотелеметрическая система;
  • командная радиолиния;
  • ТВ — система для наблюдения за космонавтом с Земли;
  • радиосистема контроля параметров орбиты и пеленгации КК;
  • тормозная двигательная установка ТДУ-1.

Космонавт находился в специальном скафандре, обеспечивающем при необходимости пребывание его в разгерметизированной кабине корабля в течение 4 ч и защиту при катапультировании из гермокабины на высотах до 10 000 м.

Приборная доска размещалась перед космонавтом, пульт — сбоку, а ручка управления у кресла.

Система ориентации корабля «Восток» имела два независимых режима работы: с автоматической одноосной ориентацией на Солнце (АСО) и ручным управлением (РУ).

В состав АСО входили блоки датчиков положения Солнца и датчиков угловой скорости (ДУС) и счётно-решающий блок. Контрольный датчик сигнализировал о правильности ориентации перед включением ТДУ.

Ручное управление включало оптический прибор для визуальных наблюдений, датчики угловой скорости, ручку ориентации, блок логики и формирования управляющих сигналов.

Перед посадкой корабль ориентируется так, чтобы вектор тяги двигателя был направлен против движения корабля по орбите.

Оптический прибор (ориентатор «Взор») имел кольцевую зеркальную зону, установленную на иллюминаторе, и матовый экран для проектирования изображения.

На экране были нанесены стрелки, указывающие направление бега подстилающей поверхности Земли при орбитальной ориентации «на торможение» перед спуском при торможении с помощью ТДУ. При использовании ТПРД бег Земли должен быть в обратном направлении. Зеркальное кольцо обеспечивало наблюдение горизонта Земли при высотах 150-350 км. Непосредственное наблюдение подстилающей поверхности через центр экрана давало возможность контролировать направление полёта.

Программа пилотируемых космических кораблей «Восток» (ЗКА) включала запуск шести пилотируемых кораблей, в том числе полёт первой женщины и групповые полёты двух пар кораблей.

12 апреля 1961 г. в 9 час 06 мин 59,7 с был запущен космический корабль «Восток» (ЗКА) с лётчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным. Полёт продолжался около 108 мин. Спуск осуществлен автоматически по программе спуска. Космонавт катапультировался и на парашюте приземлился в 10 ч 55 мин на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

2 ? -ступенчатая ракета-носитель «Восток» была создана на базе советской межконтинентальной баллистической ракеты.
Ее высота вместе с космическим кораблем 38,4 м.

«Восток-1»
1
Антенна системы командных радиолиний.
2 Антенна связи.
3 Кожух электроразъемов
4 Входной люк.
5 Контейнер с пищей.
6 Стяжные ленты.
7 Ленточные антенны.
8 Тормозной двигатель.
9 Антенны связи.
10 Служебные люки.
11 Приборный отсек с основными системами.
12 Проводка зажигания.
13 Баллоны пневмосистмы (16 шт.)
для системы жизнеобеспечения.
14 Катапультируемое кресло.
15 Радиоантенна.
16 Иллюминатор с оптическим ориентиром.
17 Технологический люк.
18 Телевизионная камера.
19 Теплозащита из абляционного материала.
20 Блок электронной аппаратуры.

Этот корабль имел два основных отсека: спускаемый аппарат диаметром 2,3 м и приборный отсек. Система управления автоматическая, но космонавт мог перевести управление и на себя. Правой рукой он мог ориентировать корабль с помощью ручного управляющего устройства. Левой рукой он мог включить аварийный переключатель, который сбрасывал входной люк и приводил в действие катапультируемое кресло. Вырез в носовом обтекателе ракеты-носителя позволял космонавту покинуть корабль при аварии носителя. При возвращении в атмосферу сферического спускаемого аппарата осуществлялась автоматическая коррекция его положения. При нарастании давления воздуха спускаемый аппарат занимал правильное положение.

Расчет траектории возвращения КК «Восток» на Землю производился с помощью ЭВМ, необходимые команды передавались на космический корабль по радио. Двигатели ориентации обеспечивали соответствующий угол входа космического корабля в атмосферу. По достижении нужного положения включалась тормозная двигательная установка, и скорость корабля уменьшалась. Затем пироболты разрывали стяжные ленты, связывающие спускаемый аппарат с приборным отсеком, и спускаемый аппарат начинал свой «огненный нырок» в атмосферу Земли. На высоте около 7 км входной люк отстреливался от спускаемого аппарата и кресло с космонавтом катапультировалось. Раскрывался парашют, через некоторое время сбрасывалось кресло, чтобы космонавт не ударился о него при приземлении. Все космонавты, летавшие на кораблях «Восток», катапультировались. Спускаемый аппарат корабля «Восток» приземлялся отдельно на собственном парашюте.

Старт и выход на орбиту прошли нормально. Тряска, шум, перегрузки, вибрации - все в пределах допустимого. Но стоило кораблю выйти на орбиту, неприятности посыпались, как из рога изобилия.

Улетел куда-то плохо закрепленный карандаш, и стало нечем делать записи в бортовом журнале.

Не до конца перемоталась пленка в магнитофоне, и пришлось ее экономить.

Связь с Землей оказалась недостаточно устойчивой, то и дело пропадала.

Корабль во время полета вращался вокруг продольной оси.

«Мне сообщили, что корабль идет правильно, что орбита расчетная, что все системы работают нормально», - свидетельствует Гагарин в своем отчете.

Согласно расчетам баллистиков, корабль Гагарина в действительности вышел на слишком высокую орбиту - 327 км в апогее (против 249 км и 247 км у беспилотных кораблей типа «Восток», запущенных ранее). На случай отказа тормозного двигателя была предусмотрена схема схода с орбиты за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы, при которой космический корабль должен был бы спуститься на Землю через 5 - 7 суток. На этот же срок рассчитывались и все запасы на борту. Однако, установив истинную орбиту «Востока», баллистики схватились за головы: корабль мог остаться в космосе на 15 - 20 суток!

К счастью, тормозная двигательная установка (ТДУ) конструкции Алексея Исаева не подвела, сработала точно в течение запланированных 40 секунд.

«В этот момент произошло следующее, - отмечает космонавт. - Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Земля проходила у меня во «взоре» сверху вниз и справа налево. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку (над Африкой произошло это), то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не попадал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрыл шторки. Мне было интересно самому узнать, что происходит. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что, по расчету, это должно произойти через 10 - 12 секунд после выключения ТДУ. При включении ТДУ все огни на ПКРС (пульте контроля ракетных систем - А.П. ) погасли. По моим ощущениям, времени прошло гораздо больше, чем следовало, но разделения все не было...»

А произошло следующее. После того, как ТДУ выдала тормозной импульс, приборный отсек должен был отделиться от спускаемого аппарата. Он отделился, но не полностью. Плата с кабель-мачтой не отстрелилась. И приборный отсек, соединенный пучком кабелей со спускаемым аппаратом, поволокся за ним. Он отстал, лишь когда провода перегорели из-за нагрева в атмосфере.

А в это время в кабине...

«Прошло минуты две, а разделения по-прежнему нет. Доложил по каналу КВ-связи, что ТДУ сработала нормально. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь будет. Шум поэтому не стал поднимать. По телефону доложил, что разделение не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом я передал команду «ВН4», что означало «все нормально»».

Схема полета КК «Восток»
1
Старт на РН «Восток».
2 Сбрасывание боковых блоков.
3 Сбрасывание носового обтекателя.
4 Ступень II отделяется, ступень III выводит КК на орбиту.
5 Ступень III отделяется.
6 Ориентация корабля перед включением ТДУ.
7 СА и блок электронной аппаратуры отделяются от приборного отсека.
8 Нагревание при входе в атмосферу.
9 Выпускается вытяжной парашют (4 км).
10 Отбрасывается вытяжной парашют и раскрывается основной парашют.
11 Спускаемый аппарат приземляется.
A Сбрасывается входной люк (7 км). Космонавт катапультируется в кресле.
B Отбрасывается катапультируемое кресло (4 км).
C Открывается парашют космонавта.
D Спуск.
Е Приземление.

Если прочитать красочную энциклопедию Гэтленда «Космическая техника» (переведена на русский), то прочтём, что "все пилоты «Востоков» катапультировались, кроме Гагарина... " . Это не ошибка, это результат удачно организованной дезинформации. СССР очень нуждался во всевозможных рекордах. Гагарин мог принести их целую гроздь, но вот незадача — ФАИ регистрировала лишь те рекорды, при которых лётчик приземлился на том же самолёте, на котором взлетел. Решено было скрыть факт катапультирования Гагарина. Напрямую старались не врать, тактично пропуская момент покидания Гагариным СА.

Примерно через три месяца в Париже Международная аэронавтическая федерация (ФАИ), на своем заседании должна была зафиксировать мировой рекорд Юрия Гагарина, но по установленным правилам рекорд официально регистрировался только в том случае, если пилот приземлялся в своем самолете или космическом корабле. Вот тут-то вновь и встал вопрос о том, как приземлился Гагарин. Советская делегация утверждала, что он был в кабине. Руководители ФАИ требовали предоставить соответствующие документы. Наши представители, конечно, никаких документов предъявить не могли, но продолжали настаивать на своей версии. Перебранка шла около пяти часов. Когда наступило время обеда, официальные руководители ФАИ решили согласиться с утверждением, что Гагарин приземлился в кабине корабля, и зарегистрировали его рекорд.

Были утверждены следующие рекорды:

Рекорд длительности полёта — 108 минут.

Это расчётное время полёта космонавта. Гагарин приземлился позже, чем СА (минут на 8), причём даже позже графика — он спускался на двух парашютах (запасной открылся совсем некстати). Гагарин приземлился далеко от СА (он говорил о 4-х км, другие пишут-1-2-5 км). В других полётах разница замерялась секундомером и доходила до 10 минут. Здесь же при посадке не было хронометристов и Гагарину было не до того.

Рекорд высоты полёта — 327,7 км.

Почему-то эта цифра округлилась до 327 (что математически неверно), но и эта цифра вызывает сомнения. Точность измерения параметров орбиты обычно на первом витке даже не считают — такие возникают неточности. (Левитан на весь мир объявил высоту 302 км). У нас считают высоту апогея и перигея от поверхности Земли в этой точке, а в США — от поверхности сферы радиусом, как от центра Земли до экватора. Земля не совсем круглая, поэтому у американцев цифры всегда меньше. Рекорд Гагарина они оценили в 315 км.

Этот рекорд уже можно сравнить с авиационными. Прежний был установлен всего за 2 недели до полёта Гагарина. 30.03.1961 Джозеф Уокер поднялся на Х-15 на высоту 51 694 м.

Вес КК — 4 725 км.

Что тут сказать? Авиационный атавизм! Я понимаю, когда «Вояджер» отправился в кругосветный перелёт (1986г), то при взлёте его крылья, наполненные горючим, цеплялись за бетон. Хвала лётчику, сумевшему поднять в небо эту цистерну и затем 9 суток державшему самую экономичную скорость! Но в чём заслуга Гагарина? Создателей ракеты заслуга несомненна, но тогда о них нельзя было и упомянуть — засекречены!

Рекорд скорости ФАИ не зарегистрировала, а между тем это главное в том полёте, что поразило всех. 7 884 м/сек была скорость «Востока»! Прежний рекорд продержался всего месяц — 7.03.1961 Р.Уайт разогнал Х-15 до 1 298м/с (4 674 км/час). Именно в скорости, а не в высоте полёта лежит понятие между авиацией и космонавтикой. Самые шустрые самолёты Х-15 почти достигли высот, где летают спутники, но не достигли и трети скорости 1-го КК.

Дальность полёта Гагарина — 40 868,6 км для лётчиков, кстати, удивительной не являлась. Ещё за 3 года до Гагарина два американца пролетели 240 000 км (с дозаправками, конечно). Правда, в небе они провели 64 дня!

Орбита КК «Восток» на карте Земли.
Путь майора Ю. Гагарина на КК «Восток-1» 12 апреля 1961 г. Запущенный с космодрома Байконур в Казахстане в 9 ч 7 мин по московскому времени КК «Восток» совершил один оборот вокруг 3eмли за 108 мин. Космонавт приземлился в сферическом спускаемом aпарате в Саратовской области.

Гагарин в полёте ничем не управлял. Ручная система ориентации была, но считалась запасной. Феоктистов вспоминает, что на «Востоке» её совсем не хотели делать, но пошли навстречу космонавтам, это сделать было несложно. Однако и просто «подопытным кроликом» или пассажиром считать его никак нельзя. Он выполнил всю программу полёта. И всё, что он делал, делалось впервые

Теперь о риске полёта. По разным подсчётам (поверим математикам на слово) вероятность успешного полёта была от 46 до 73%. Опасней, чем сыграть в «русскую рулетку» ! Но из-за засекреченности полёта в книгах постоянно появляются перекосы — то «полёт прошёл безукоризненно», то историческое повторное закрытие люка из-за плохого контакта раздуто до размеров катастрофы. Неприятности всё же были.

Космический корабль «Восток».
1 - спускаемый аппарат,
2 - катапультируемое кресло,
3 - баллоны со сжатым воздухом
и кислородом, 4 - тормозной
ракетный двигатель; 5 - третья
ступень ракеты-носителя;
6 - двигатель третьей ступени.

Самым опасным было выведение на нерасчётную орбиту. При отказе ТДУ Гагарин бы погиб непременно. При спуске приборный отсек отделился от СА нештатно, но такой вариант был предусмотрен.

Гагарин в своём докладе говорит: "больше прошло времени, но разделения нет... ". Он абсолютно прав. Однако на катастрофу это никак не тянет (что бы там ни писали в сотнях статей). ТДУ не набрала необходимой скорости и приборный отсек не отделился — так было задумано при недоборе скорости. Но ТДУ работала с большим запасом и всё же столкнула КК с орбиты. Когда КК вошёл в атмосферу и нагрелся до 150°, сработала другая система — термодатчики и приборный отсек отделился. Волочился ли он на кабелях и сколько — это уже не столь важно. Можно даже не признавать всё это нештатной ситуацией.

/ - выхлопное сопло двигателя третьей ступени ракеты-носителя; 2 - выхлопное сопло одного из четырех рулевых двигателей; 3-разъемы последней и второй ступеней; 4 - ка-белепровод; 5-однополюсная высокочастотная антенна; 6 -излучатель тепла с экраном; 7 - последняя ступень ракеты-носителя; 8 - однополюсная высокочастотная антенна; 9 - приборно-агрегатный отсек; Ю-штыревые антенны радиомаяка; // - сферические аварийные баллоны с кислородом и сжатым воздухом (16 шт.); 12 - стяжные металлические ленты, удерживающие спускаемый аппарат; 13 - спускаемый аппарат; 14 - кабелепровод; /5 - иллюминатор; 16 - антенны системы командных радиолиний. Цвета: аэродинамический обтекатель ~ белый, излучатель - серебряный, матовый; кабина - серебряная, надпись «СССР» - красная.

Неясно, что произошло при катапультировании. Почему-то раскрылся запасной парашют... На двух парашютах спускаться не положено. Однако для первого раза это был ОЧЕНЬ УДАЧНЫЙ ПОЛЁТ.

Почему Гагарин был первым? Конечно, всё в нем было со знаком «+»: биография, имя и отчество, национальность, внешность. Хорошо учился, тренировался, участвовал. Здоровье, рост, вес, возраст — оптимальные. И всё это было не главное. Гагарин умел ПРОИЗВОДИТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

Хорошо известен случай, когда Королёв, показывая КК «Восток» космонавтам, спросил: «Хочет кто-нибудь посидеть в корабле?» Гагарин уже был готов к такому случаю: «Разрешите мне?» И уж совсем очаровал Королёва, что без спешки снял перед «посадкой» ботинки.

Каманин же колебался до последнего — некоторые простодушные фразы и нотки недовольства у Гагарина он сразу подмечал и считал это нехорошим признаком. Гагарин и вёл себя с ним совсем иначе. Предельно собран, в меру дисциплинирован, всегда готов. И в отряде он не был заводилой, душой компании, не был самым спортивным, самым эстравагантным, самым начитанным. Просто создавал впечатление, что он лучший. И самое главное, что и тщеславия в нём было точно в меру.

И шёл он к своему полёту тем же размашистым шагом, как шёл после него по ковровой дорожке к трибуне от самолёта. И злополучный развязавшийся шнурок бился в ногах и не мог сбить его с этого шага, как не могли остановить никакие неудачи, на которых так часто спотыкались его друзья...

Особенности систем отображения информации кораблей «Восток».

На рисунках 1-15 показаны внешние виды приборных досок (ПД) и пультов управления (ПУ) кораблей серии «Восток» и «Восход». Как видно, конструкция ПД и ПУ всех кораблей указанной серии практически одинаковы. Отличаются они наличием кодового замка на кораблях Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова. Далее замки не использовались. Пульт подвергался непрерывным изменениям. Как известно, код замка передавался космонавтам в конверте после посадки в кабину. Считалось, что космонавты вскроют конверт и узнают код только при острой необходимости — в случае ручного спуска. Однако, как следует из воспоминаний С.Г. Даревского, Н.П. Каманина, М.Л. Галлая и неопубликованных воспоминаний Д.Н. Лаврова и др., код знали многие и каждый считал своим долгом сообщить его Ю.А. Гагарину. Что же касается самого кода, то здесь имеются противоречивые воспоминания. Так Н.П. Каманин называет код 145. Он же говорит, что проверил его лично. То же самое говорит М.Л. Галлай, но он называет код 125. Космонавты могли включать систему ориентации только после введения кода, так как замок электрически блокировал схему питания органов управления пульта. Следует отметить несколько принципиально важных технических решений, которые были приняты при создании СОИ первых ПКА.

1. Тумблеры, кнопки, сигнальные табло, трехстрелочные индикаторы были заимствованы из авиации. Переключатели, регуляторы — общие средства радиоэлектроники. Возможность их использования была подтверждена исследованиями устойчивости к воздействию факторов космического полета, в частности вакуума и инженерно-психологическими исследованиями, которые первоначально проводились в ЛИИ, а затем непосредственно в СА корабля на заводе «Звезда» с непосредственным участием разработчиков и испытателей кресла и скафандра при штатном размещении космонавта в кресле и в скафандре. Такой подход в дальнейшем был принят при проектировании каждой новой СОИ.

2. Для решения задач спуска на корабле был принят программно-временной способ управления. Для контроля программ со стороны космонавта впервые был предложен индикатор контроля программ. Эффективность принятой схемы управления и контроля была в дальнейшем подтверждена при создании СОИ кораблей «Союз», «Зонд», «Н1-ЛЗ».

3. Одним из главных индикаторов стал индикатор, с помощью которого космонавт определял свое положение относительно Земли. Текущее время и положение корабля относительно Земли являются одними из главных параметров СОИ космических кораблей.

4. При создании СОИ ПКА «Восток» принципиально был решен вопрос о выборе главных параметров систем и параметров безопасности. К первым относятся количественные характеристики запасов рабочих тел (давление в баллонах топлива, кислорода и др.), положение корабля в пространстве. Ко вторым — параметры атмосферы в кабине космонавта, напряжение питания, остаток топлива и ряд других.

Эволюция пультов и отдельных индикаторов .

Рис.1. Система отображения информации и сигнализации СИС-1-3КА корабля «Восток».
1 — Приборная лоска ПД-1-3КА; 2 — Двухкоординатная ручка управления ориентацией корабля РУ-1А; 3 — Пульт управления - ПУ-1-3КА



Рис.2. Система СИС-2-3КА корабля «Восток»:
пульт управления - ПУ-2-3КА; ручка управления РУ-1Б; приборная лоска ПД-2-3КА с новым индикатором местоположения



Рис.3. Система СИС-3-ЗКВ корабля «Восход»:
новый пульт управления — ПУ-3-3КВ; ручка управления ориентацией корабля РУ-1Б; приборная лоска ПД-3-3КВ

Рис.4. Теоретический чертеж боковой панели пульта СОИ «СИС-1-3КA» корабля «Восток»


Рис.5. Фото пульта управления СОИ «CИC-1-3KA» корабля «Восток».
В пульте применены самолетные тумблеры и кнопки, малогабаритные галетные переключатели.
Специфической была ручка запуска часового механизма газоанализатора. Она поворачивалась до упора влево и затем под воздействием сжатой пружины в течение некоторого времени возвращалась в исходное положение. После этого на одном из приборов приборной доски индицировалось значение параметров атмосферы.


Рис.6. Фото пульта управления СОИ «СИС-2-3КА» корабля «Восток»

Рис.7. Графическая модель пульта управления СОИ «СИС-1-ЗКА» корабля «Восток»



Рис.8. Фото электронного замка пульта космонавтов кораблей «Восток».
1 — Сменное кодирующее устройство; 2 — Кнопки набора кода, заданного кодирующим устройством


Рис.9. Сменное кодирующее устройство с шильдиком


Рис.10. Фото пульта управления СОИ «СИС-3-3КВ» корабля «Восход».
Для обеспечения досягаемости органов управления в этом пульте, по сравнению с пультами первых кораблей «Восток» компановка органов управления на панели пульта изменена на 180 градусов, введены органы управления пороховым реактивным двигателем (ПРД) торможения, выбор точной и грубой ориентации с использованием ионных датчиков (ИД). Космонавты приземлялись в спускаемом аппарате. Для исключения протаскивания СА после посадки введены команды (тумблер) отстрела стренг парашюта. Введены другие изменения.


Рис.11. Теоретические чертежи боковой и передней панелей пульта управления СОИ «СИС-3-3KB» корабля «Восход»



Рис.12. Фото. Приборная доска системы отображения корабля «Восток».
1 — Индикатор местоположения (ИМП); 2 — Табло сигнальные на основе ламп накаливания; 3 — Трехстрелочный индикатор давления газа в шар-баллонах систем автоматической (АУ), ручной ориентации (РУ) и тормозной двигательной установки (ТДУ); 4 — Индикатор состава воздуха: кислород (О 2), углекислый газ (CO 2) и давления в баллоне кислорода; 5 — Индикатор параметров воздуха в СА ПМП нового типа



Рис.13. Приборная доска системы отображения корабля «Восход».
Компьютерная графика Б.Н.Пушкарева, г.Жуковский


Рис.14. Фото лицевой части экспериментального индикатора временного комбинированного (ИВК).
На ИВК отсутствуют: индикатор времени полета и, соответственно, кремальера установки этого времени, риски установки индекса программ стека.



Рис.15. Индикатор временной комбинированный (ИВК) кораблей «Восток».
А. Общий вид прибора. Б. Рисунок шкал и отметок контроля программ спуска.
Обозначения: 1 — Шкала текущего московского декретного времени (час, мин. сек); 2 — Шкала времени полета (0-12); З — Индекс контроля программ спуска;
4,6,10 — Метки установки индекса программ спуска; 5 — Кремальера установки времени полета путем вращения стрелки относительно шкалы 2; 7 — Кремальера установки времени суток: при нажатой кремальере устанавливается секундная стрелка, при отжатой — минутная и соответственно часовые стрелки; 8 — Индикатор количества суток и времени полета: диапазон индикации — 6 суток, белый сектор — день, черный сектор — ночь; 9 — Кремальера установки шкалы день — ночь относительно меток шкалы суток (при исходном положении кремальеры) и установка шкалы день — ночь и стрелки индикатора суток полета одновременно относительно меток шкалы суток при нажатой от себя кремальере; 11 — Наружная шкала ИВК, на которой нанесены метки 1,2,3 в виде арабских цифр — номера программ стека; 12 — Внутренняя шкала ИВК, на которой нанесены метки установки программно-временного индекса 3 при включении программ спуска 1 или, соответственно, 2 или 3; 13 — Метки установки программно- временного индекса 3 при включении программ спуска 1 или, соответственно, 2 или 3; 14 — Сигнализаторы исполнения команд, подаваемых программно-временным устройством (ПВУ) корабля. Сигнализаторы загораются последовательно при условии исполнения команд ИВУ.


А. ИМП экспериментальной СОИ ПКА «Восток»
1. Сигнализатор «Посадка». Включается после переключения тумблера «Глобус» на пульте в положение «Место посадки»; 2. Перекрестие индикации местоположения корабля относительно Земли в положении «Место положение» тумблера «Глобус» на пульте и индикация предполагаемого места посадки в положении «Место посадки» этого же тумблера.


Б. ИМП штатных СОИ ПКА «Восток»
3. Сигнализатор «Посадка»; 4. Цифровой индикатор периода орбитального движения корабля; 5. Переключатель выбора десятичных разрядов цифрового
индикатора для коррекции и рукоятка ввода в индикатор десятичных цифр; 6. Кремальера вращения глобуса в плоскости экватора; 7. Кремальера вращения глобуса в «плоскости орбиты».


В. ИМП СОИ ПКА «Восход»
8. Индикаторы широты и долготы местоположения корабля относительно земли; 9. Круг — зона радиовидимости корабля по УКВ-каналу; 10. Сигнализатор «Посадка»; 11. Электромеханический счетчик числа витков вокруг орбиты; 12. Кремальера коррекции счетчика «числа витков».

Рис.16. Эволюция индикатора местоположения (ИМП) космического аппарата на круговой орбите относительно Земли.

Ракета-носитель "Восток" на ВДНХ March 16th, 2016

Продолжаю публиковать фотографии от прошлого воскресения. , вы уже видели. Теперь главный технический символ ВДНХ - ракета-носитель "Восток" у павильона Космос.
1.


2. Перед коллективом ОКБ, которым руководил соратник С.П. Королёва, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда, академик В.П. Бармин, была задача установить макет ракеты-носителя «Восток» на ВДНХ к годовщине 50-летия советской власти.


3. Макет ракеты «Восток» изготовлен в Самарском ракетно-космическом центре (ныне - РКЦ "Прогресс"). Он весит 25 тонн, готовая к старту ракета - 287 тонны. Общая длина ракеты-носителя «Восток» - 38,4 м (это высота 16-этажного дома). Максимальный поперечный размер - 10, 3 м. Максимальная масса полезного груза ракеты-носителя «Восток» (при выводе на орбиту) - 4 730 кг.

4. Макет ракеты был установлен 8 июля 1967 года.


5. В октябре-ноябре 2010 года на ВВЦ была проведена реставрация макета ракеты-носителя «Восток». Специалисты усилили несущие конструкции и восстановили лакокрасочные покрытия корпуса ракеты. Эти меры позволят сохранить крупнейшее достижение мирового ракетостроения в надлежащем виде.