1. ФИЛОСОФИЯ ЕЕ ПРЕДМЕТ СТРУКТУРА ФУНКЦИИ.

Философия (от греч. Phileo – люблю и Sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма – в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом – Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Предмет философии – не одна какая нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. В качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

В ПРЕДМЕТ философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

ЦЕЛЬ: Фил-я нацелена не на то что бы определить точные границы и внешние взаиодействия с частями и частицами мира, а на то что бы понять их внутреннюю связь.

философия - это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике. Сущность же цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация философией этой цели превращает ее в основу для понимания человеком смысла и цели жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире.

СТРУКТУРА:

В состав философии входят:

теоретическая философия (систематическая философия);

социальная философия;

эстетика;

история философии.

Основными частями теоретической философии выступают:

онтология - учение о бытии;

гносеология - учение о познании;

диалектика - учение о развитии

аксиология (теория ценностей);

герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

2. МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ КАК ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ

Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos – предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.

Mифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.

Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный.

Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание.

Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей.

Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.

3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ

Античная философия в основном опиралась на мифологию, а греческая мифология была религией природы и один из важнейших вопросов в ней, это вопрос о происхождении мира. И если миф повествовал о том, кто родил всё это, то философия спрашивала из чего всё произошло. Период античности связан с очень серьёзными социальными изменениями. Это было связано с воссозданием античной культуры, с войнами Александра Македонского, и с красотой природы, которая окружала людей в то время.

1. Космоцентризм

Первые греческие философы-мудрецы занимались осмыслением природы, Космоса, выясняя причины и начала мира. Их часто называют физиками.

Они интуитивно строили субстанциональную модель мира через выяснение первопричины (по – греч. архэ означает начало, принцип) всего сущего как его основы, сущности. Их методология содержит множество пережитков мифологического ассоциативного мышления: в мифе человеческие свойства, качества и отношения перенесены на явления природы, на небо и Космос, также в ранней греческой философии свойства и законы Космоса (в понимании мудрецов) перенесены на человека и его жизнь. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. Такое представление о мире в древнегреческой философии получило название космоцентризма. Но в понятии космоцентризма усматривается и еще один смысл: Космос - противоположность Хаосу, следовательно, порядок и гармония противопоставляются неупорядоченности, соразмерность - бесформенности. Поэтому космоцентризм ранней античности трактуется как ориентация на выявление гармонии в человеческом бытии. Ведь если мир гармонично упорядочен, если мир - Космос, Макрокосм, а человек - его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то значит, и в человеке заключена (скрыта) подобная гармония.

Общепринятое значение космоцентризма таково: признание за внешним миром (макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы, включая и духовные. Такая мировоззренческая направленность формирует онтологизм, выражающийся в том, что первые мудрецы-физики искали причины и начала бытия.

2. Философия Гераклита

Философия Гераклита еще не способна развести, отграничить физическое и нравственное. Гераклит говорит, что «огонь все обоймет и всех рассудит», огонь - не только архэ как стихия, но и живая разумная сила. Тот огонь, который для чувств есть именно огонь, для ума есть логос - принцип порядка и меры и в Космосе, и в Микрокосмосе. Будучи огненной, человеческая душа обладает самовозрастающим логосом – таков объективный закон мироздания. Но логос означает слово, причем слово разумное, то есть, во-первых, объективно данное содержание, в котором ум должен «давать отчет», во-вторых, это сама «отчитывающаяся» деятельность ума; в-третьих, для Гераклита это сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчетному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в Мире и в человеке.

Наделенный Логосом огонь, по Гераклиту, разумен и божествен. Философия Гераклита диалектична: мир, управляемый Логосом, един и изменчив, ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово, а главный закон мироздания - борьба (распри): «отец всего и царь над всем», «борьба всеобща и все рождается благодаря борьбе и по необходимости». Гераклит одним из первых объяснил сущность любой вещи, любого процесса, борьбой противоположностей. Действуя одновременно, противоположно направленные силы образуют напряженное состояние, которым и определяется внутренняя, тайная гармония вещей.

Еще один, и очень существенный шаг на пути освобождения философии от элементов мифологического сознания сделан представителями Элейской школы. Собственно, именно у элеатов впервые появляется категория бытия, впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Парменид (540-480 гг. до н. э.), известность которому принесло изречение: «Бытие есть, а небытия нет», фактически заложил основы онтологизма как осознаваемого, отчетливого образца философского мышления. Для Парменида важнейшее определение бытия - постижимость его разумом: то, что можно познать только разумом, и есть бытие. Чувствам же бытие недоступно. Поэтому «одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует». В таком положении Парменида утверждается тождество бытия и мышления. Суждения Парменда продолжает Зенон Элейский.

4. Философия Зенона Элейского

Зенон Элейский (490-430 гг. до н. э.), защищая и обосновывая взгляды своего учителя и наставника Парменида, отвергал мыслимость чувственного бытия множественности вещей и их движения. Впервые применив доказательство как способ мышления, как познавательный прием, Зенон стремился показать, что множественность и движение не могут мыслиться без противоречия (и это ему вполне удалось!), поэтому они - не суть бытие, которое едино и неподвижно. Метод Зенона - метод не прямого доказательства, а метод «от противного». Зенон опровергал или сводил к абсурду тезис, противоположный первоначальному, пользуясь «законом исключения третьего», который введен Парменидом («Для любого суждения А истинно либо само А, либо его отрицание; tertium non datur (лат.) - третьего не дано - есть один из основных логических законов»). Такой спор, в котором посредством возражений противник ставится в затруднительное положение и его точка зрения опровергается. Таким же методом пользовались софисты.

У истоков исключительной по драматизму и богатству содержания проблемы континуума в современной науке стоит легендарный Зенон из Элей. Приемный сын и любимый ученик Парменида, признанный глава элейской школы в античной философии, он первым продемонстрировал то, что 25 веков спустя названо неразрешимостью в континуум проблемы. Само название знаменитого изобретения Зенона - апория - так и переводится с древнегреческого: неразрешимое (буквально: не имеющее выхода, безвыходное). Зенон - творец более сорока апорий, неких фундаментальных трудностей, которые, по его замыслу, должны подтвердить правильность учения Парменида о бытии мира как единого и которые он умел находить буквально на каждом шагу, критикуя обычные чисто множественные представления о мире.

5. Пифагорейский союз

V век до н. э. в жизни античной Греции насыщен многими философскими открытиями. Кроме учения мудрецов – милетцев, Гераклита и элеатов, достаточную известность получает пифагореизм. О самом Пифагоре - основателе Пифагорейского союза - знаем из более поздних источников. Платон называет его имя только один раз, Аристотель-дважды. Большинство греческих авторов родиной Пифагора (580-500 гг. до н. э.) называют остров Самос, который он вынужден был покинуть из-за тирании Поликрата. По совету якобы Фалеса Пифагор отправляется в Египет, где учится у жрецов, затем пленным (в 525 г. до н. э. Египет был захвачен персами) оказался в Вавилонии, где обучался и у индийских мудрецов. После 34 лет обучения Пифагор возвращается в Великую Элладу, в город Кротон, где и основывает пифагорейский союз - научно-философское и этико-политическое сообщество единомышленников. Пифагорейский союз - закрытая организация, а его учение - тайное. Образ жизни пифагорейцев вполне соответствовал иерархии ценностей: на первом месте - прекрасное и благопристойное (к чему относили науку), на втором - выгодное и полезное, на третьем - приятное. Пифагорейцы вставали до восхода солнца, проделывали мнемонические (связанные с развитием и укреплением памяти) упражнения, затем отправлялись на берег моря встречать восход. Обдумывали предстоящие дела, трудились. В конце дня после омовения все вместе ужинали и совершали возлияния богам, затем следовало общее чтение. Перед сном каждый пифагореец давал отчет о проделанном за день.

В основе пифагорейской этики лежало учение о надлежащем: победа над страстями, подчинение младших старшим, культ дружбы и товарищества, почитание Пифагора. Такой образ жизни имел мировоззренческие основания. Он вытекал из представлений о Космосе как упорядоченном и симметричном целом; но считалось, что красота Космоса открывается не всем, а лишь тем, кто ведет правильный образ жизни. О самом Пифагоре - личности, безусловно, выдающейся, сложены легенды. Есть свидетельства, что его видели одновременно в двух городах, что он имел золотое бедро, что его однажды приветствовала громким человеческим голосом река Кас и т. п. Сам Пифагор утверждал, что «число владеет вещами», в том числе нравственными, а «справедливость есть число, помноженное само на себя». Во-вторых, «душа есть гармония», а гармония - это числовое соотношение; душа бессмертна и может переселяться (идею матемпсихоза Пифагор, возможно, заимствовал из учения орфиков), то есть Пифагор придерживался дуализма души и тела; в-третьих, положив в основу Космоса число, он наделял старое слово новым смыслом: число соотносится с единым, единое же служит началом определенности, которая одна лишь познаваема. Число - это упорядоченное числом мироздание. Значительный вклад внес Пифагор в развитие науки, прежде всего, математики. В астрономии Пифагору приписывается открытие косого положения Зодиака, определение продолжительности «великого года» - интервала между моментами, когда планеты занимают друг относительно друга то же самое положение. Пифагор - геоцентрист: планеты, утверждает он, двигаясь вокруг Земли по эфиру, производят монотонные звуки разной высоты, а совместно образуют гармоничную мелодию.

К середине V в. до н. э. Пифагорейский союз распался, «тайное» начало становится явным, Пифагорейское учение достигает вершины в творчестве Филолая (V в. до н. э.). Единица, о которой знаменитый геометр Эвклид скажет: она есть то, из-за чего каждое из существующих считается единым, у Филолая - это пространственно-телесная величина, часть вещественного пространства; Филолай связывал арифметическое с геометрическим, а через него - с физическим. Мироздание Филолай конструирует из Предела, Беспредельного (апейрона) и Гармонии, которая «есть соединение разнородного и согласие несогласного». Предел, упрочивший апейрон, как некую неопределенную материю,- это числа. Высшее космическое число - 10, декада, которая «велика и совершенна, все исполняет и есть начало божественной, небесной и человеческой жизни». По Филолаю, самим вещам присуща истина в той мере, в какой материя «организована» числом: «Ничего ложного не принимает в себя природа при условии гармонии и числа. Ложь и зависть присущи беспредельной, безумной и неразумной природе». По Филолаю, душа бессмертна, она облекается в тело посредством числа и бессмертной, бестелесной гармонии.

6. Атомистическая философия

Пифагореец Экфант из Сиракуз учил, что начало всего - «неделимые тела и пустота». Атом (дословно: неделимый) - логическое продолжение пространственно-телесной монады (дословно: один, единица, единое - как синонимы), но, в отличие от одинаковых монад, неделимые Экфанта отличаются друг от друга величиной, формой и силой; состоящий из атомов и пустоты мир един и шарообразен, он движется умом и управляется промыслом. Однако традиционно возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкиппа (V в. до н. э.) и Демокрита (460- 371 гг. до н. э.), воззрения которых на природу и строение Макрокосма одинаковы. Демокрит исследовал и природу Микрокосма, уподобляя его Макрокосму. И хотя Демокрит не намного старше Сократа, а круг его интересов несколько шире традиционной досократической проблематики (попытки объяснить сновидения, теория цвета и зрения, не имеющая аналогов в ранней греческой философии), но Демокрита все-таки относят к досократикам. Концепцию древнегреческого атомизма часто квалифицируют как «примирение» взглядов Гераклита и Парменида: существуют атомы (прообраз - парменидовское бытие) и пустота (прообраз - небытие Парменида), в которой атомы движутся и, «сцепляясь» друг с другом, образуют вещи. То есть мир текуч и изменчив, бытие вещей множественно, но сами атомы - неизменны. «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости»,- учили атомисты и демонстрировали тем самым философский фатализм. Отождествив причинность и необходимость (в действительности причинность лежит в основе необходимости, но не сводится к ней; у случайных явлений также есть причины), атомисты делают вывод: одно единичное с необходимостью вызывает другое единичное, и то, что кажется случайным, перестает казаться им, как только раскроем его причину. Фатализм не оставляет места случайности. Человека Демокрит определял как «животное, от природы способное ко всяческому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость». Человеческая душа - это совокупность атомов; необходимое условие жизни - дыхание, которое атомизм понимал как обмен атомов души со средой. Поэтому душа смертна. Покинув тело, атомы души рассеиваются в воздухе и никакого «загробного» существования души нет и быть не может.

Демокрит различает два вида существования: то, что существует «в действительности», и то, что существует «в общем мнении». К существованию действительности Демокрит относит только атомы и пустоту, которые не имеют чувственных качеств. Чувственные же качества есть то, что существует «в общем мнении»,- цветовые, вкусовые и т. п. качества. Однако, подчеркивая, что чувственная качественность возникает не просто во мнении, но в общем мнении, Демокрит считает такую качественность не индивидуально-субъективной, а общечеловеческой, и объективность чувственных качеств имеет свою основу в формах, в величинах, в порядках и в положении атомов. Тем самым утверждается, что чувственная картина мира не произвольна: одинаковые атомы при воздействии на нормальные человеческие органы чувств всегда порождают одни и те же ощущения. Вместе с тем Демокрит осознавал сложность и трудность процесса достижения истины: «Действительность - в пучине». Поэтому субъектом познания может быть лишь мудрец. «Мудрец - мера всех существующих вещей. При помощи чувств он - мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума - мера умопостигаемых вещей». Философское творчество Демокрита фактически завершает эпоху досократиков. У древних греков существовала легенда, согласно которой Демокрит приобщил старшего софиста Протагора к образованию, а затем и к философии; самый знаменитый тезис Протагора звучит так: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют», это положение созвучно с мыслью Демокрита. Философская концепция Демокрита может быть отнесена к относительно зрелым (развитым) формам философствования, уже освободившимся от превалирующего влияния социоантропоморфизма.

7. Софисты

Появление в Древней Греции в середине V века до н. э. софистов - явление закономерное. Софисты обучали (за плату) красноречию (риторике) и умению вести спор (эристике). Искусство слова и искусство мысли высоко ценилось в городах Афинского союза, образовавшегося после победы афинян в греко-персидских войнах: в судах и народных собраниях умение говорить, убеждать и переубеждать было жизненно важным. Софисты как раз и обучали искусству защищать любую точку зрения, не интересуясь, какова же истина. Поэтому слово «софист» с самого начала приобрело осуждающий оттенок, ведь софисты умели доказать тезис, а затем не менее успешно антитезис. Но именно это и сыграло главную роль в окончательном разрушении догматизма традиций в мировоззрении древних греков. Догматизм держался на авторитете, софисты же требовали доказательства, что пробуждало от догматической дремоты. Положительная роль софистов в духовном развитии Эллады состоит также в том, что они создали науку о слове и заложили основы логики: нарушая еще не сформулированные, не открытые законы логического мышления, они способствовали тем самым их открытию. Главное отличие мировидения софистов от взглядов предшествующих в четком разделении того, что существует по природе, и того, что существует по человеческому установлению, по закону, то есть разделение законов Макрокосма; внимание софистов перенесено с проблем Космоса, природы на проблемы человека, общества, знания. Софистика - это мнимая мудрость, а не действительная, и софист тот, кто ищет корысти от мнимой, а не от действительной мудрости. Но, пожалуй, самым страстным критиком софистов и софистики стал Сократ - первый философ-афинянин.

8. Сократ

Сократ (469-399 гг. до н. э.) оказал огромное влияние на античную и мировую философию. Он интересен не только учением, но и образом жизни: не стремился к активной общественной деятельности, вел жизнь философа: проводил время в философских беседах и спорах, обучал философии (но, в отличие от софистов, деньги за обучение не брал), не заботясь о материальном благополучии своем и своей семьи (имя его жены Ксантиппы стало нарицательным для вечно недовольных мужем сварливых жен). Сократ никогда не записывал ни своих мыслей, ни своих диалогов, считая, что письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению, в письменах мысль умирает. Поэтому все, что знаем о Сократе, знаем понаслышке, от его учеников - историка Ксенофонта и философа Платона. Сократ, как и некоторые софисты, исследовал проблему человека, рассматривая его как существо нравственное. Поэтому-то философия Сократа называется этическим антропологизмом.

Суть философских забот однажды Сократ выразил сам: «Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя» (над храмом Аполлона в Дельфах начертано: познай самого себя!), к ним присоединялась уверенность в том, что он мудрее других только потому, что он ничего не знает. Его мудрость - ничто по сравнению с мудростью Бога - это девиз философских поисков Сократа. Есть все основания согласиться с Аристотелем в том, что «Сократ занимался вопросами нравственности, природу же не исследовал». В философии Сократа уже не найдем натурфилософии, не найдем рассуждений космоцентрического характера, не найдем и концепции онтологизма в чистом виде, потому что Сократ следует схеме, предложенной софистами: мера бытия и мера небытия сокрыта в самом человеке. Будучи критиком (и даже врагом) софистов, Сократ считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но это не тождественно «истинам, которые у каждого - свои; истина для всех должна быть одна. На достижение такой истины направлен метод Сократа, названный им «майевтикой» (буквально: повивальное искусство) и представляющий субъективную диалектику - умение вести диалог так, что в результате движения мысли через противоречивые высказывания позиции спорящих сглаживаются, односторонность точек зрения каждого преодолевается, получается истинное знание. Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ в процессе беседы, диалога помогал истине «родиться в душе собеседника». Красноречиво говорить о добродетели и не мочь дать ей определения - не знать, что такое добродетель; поэтому-то цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета заключается в определении, выраженном в понятии. Сократ первый вывел знание на уровень понятия. До него мыслители делали это стихийно, то есть метод Сократа преследовал цель - достижение понятийного знания.

Сократ утверждал, что природа - внешний по отношению к человеку мир - непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается, по Сократу, задача философии. Познать самого себя - это значит найти понятия нравственных качеств, общие для всех людей; убеждение в существовании объективной истины означает у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно, Сократ отождествлял счастье не с выгодой (как это делали софисты), а с добродетелью. Но делать добро можно, лишь зная, в чем оно: только тот человек храбр (честен, справедлив и т. д.), кто знает, что такое храбрость (честность, справедливость, и т. д.). Именно знание того, что такое добро и что такое зло, делает людей добродетельными. Ведь зная, что хорошо и что плохо, человек не сможет поступать дурно. Нравственность - следствие знания. Безнравственность - следствие незнания доброго. (Аристотель потом возражал Сократу: знать, что такое добро и зло, и уметь пользоваться знанием – не одно и тоже, нравственные добродетели - результат не знания, но воспитания и привычки. Сократ совершил радикальную переориентацию философии с изучения природы на изучение человека, его души и нравственности.

9. Учение Платона

Платон (428-347 до н. э.) - величайший мыслитель, в творчестве которого античная философия достигла своей кульминации. Платон - основоположник объективно-идеалистической философии, положившей начало европейской метафизике. Главное достижение философии Платона - открытие и обоснование сверхчувственного, надфизического мира идеальных сущностей. Досократики не смогли выйти из круга причин и начал физического порядка (вода, воздух, земля, огонь, горячее - холодное, сгущение - разрежение и т. д.), до конца объяснить чувственно воспринимаемое посредством чувственного. «Вторая навигация» (по словам Платона) сделала ставку в поисках первоначал и первопричин не на физическую, а метафизическую, интеллигибельную, умопостигаемую реальность, которая, по убеждению Платона, и представляет абсолютное бытие. Любые вещи физического мира имеют свои высшие и последние причины в чувственно не воспринимаемом мире идей (эйдосов), или форм, и только в силу причастности к идеям они существуют. Слова киника Диогена о том, что он не видит ни чашности (идеи чаши), ни стольности (идеи стола), Платон парировал так: «Чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума».

Платон родился в знатной аристократической семье. Отец его имел предков в роду царя Кодра. Мать гордилась своим родством с Солоном. Перед Платоном открывалась перспектива политической карьеры. В 20-летнем возрасте Платок стал учеником Сократа не потому, что его привлекала философия, а чтобы лучше подготовится к политической деятельности. Впоследствии Платон проявил интерес к политике, о чем свидетельствует разработанное им в ряде диалогов и трактатов («Георгий», «Государство», «Политик», «Законы») учение об идеальном государстве и его исторических формах, и активное участие в сицилийском эксперименте по воплощению идеала правителя-философа в годы правления Дионисия I в Сиракузах. Влияние Сократа на Платона было так велико, что не политика, а философия стала главным делом жизни Платона, а любимым детищем - первая в мире Академия, просуществовавшая почти тысячу лет. Сократ преподал Платону не только образец виртуозной диалектики, направленной на поиск точных определений и понятий, но и поставил проблему несоответствия, несводимости понятий к единичным проявлениям. Сократ видел в действительности прекрасные вещи, справедливые поступки, но он не видел в вещном мире непосредственных образцов прекрасного и справедливого самих по себе. Платон постулировал существование таких образцов в виде самостоятельного изначального царства неких идеальных сущностей.

По мнению Платона, идея Блага - причина всего правильного и прекрасного. В сфере видимого она порождает свет и его владыку, а в сфере умопостигаемого она - сама владычица, от которой зависит истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет действовать сознательно в частной и в общественной жизни.

С помощью диалектической триады Единое - Ум - Мировая Душа Платон выстраивает концепцию, позволяющую удержать во взаимосвязи множественный мир идей, объединить и структурировать их вокруг основных ипостасей бытия. Основа всякого бытия и всей действительности - Единое, тесно связанное, переплетающееся, сливающееся с Благом. Единое Благо - трансцендентно, то есть находится по ту сторону чувственного бытия, что впоследствии позволит неоплатоникам положить начало теоретических рассуждений о трансцендентном едином, о едином Боге. Единое как организующий и структурирующий принцип бытия задает границы, определяет неопределенное, конфигурирует и воплощает единство множества бесформенных элементов, давая им форму: сущность, порядок, совершенство, высшую ценность. Единое, по Платону, есть принцип (сущность, субстанция) бытия; принцип истинности и познаваемости.

Вторая основа бытия - Ум - порождение Блага, одна из способностей Души. Ум не сводится Платоном только к дискурсивному рассуждению, а включает интуитивное постижение сущности вещей, но не их становление. Платон подчеркивает чистоту Ума, отграничивая его от всего материального, вещественного и становящегося. Одновременно Ум для Платона не есть какая-то метафизическая абстракция. С одной стороны, Ум воплощен в Космосе, в правильном и вечном движении неба, и небо человек видит глазами. С другой,- Ум есть живое существо, данное предельно, обобщенно, предельно упорядочено, совершенно и прекрасно. Ум и жизнь не различаются Платоном, потому что Ум тоже есть жизнь, только взятая предельно обобщенно.

Третья ипостась бытия, по Платону,- Мировая Душа, которая выступает в качестве начала, объединяющего мир идей с миром вещей. Душа отличается от Ума и от тел принципом самодвижения, своей бестелесностью и бессмертием, хотя и находит свое конечное осуществление именно в телах. Мировая Душа - смесь идей и вещей, формы и материи.

Уяснение структуры идеального мира позволяет понять происхождение и структуру чувственно воспринимаемого физического Космоса.

Эрос и любовная аналитика придают философии Платона не только известный шарм, но и позволяют интерпретировать вечную загадочную устремленность человека к Истине - Добру - Красоте.

10. Философия Аристотеля

Аристотель из Стагира (384-322 до н. э.) – пожалуй, самый универсальный философ Древней Греции, синтезировавший достижения предшественников и оставивший потомкам многочисленные труды по различным дисциплинам: логике, физике, психологии, этике, политологии эстетике, риторике, поэтике и, конечно, философии. Авторитет

и влияние Аристотеля огромны. Он не только открыл новые предметные сферы познания и разработал логические средства аргументации, обоснования знания, но и утвердил логоцентристский тип западноевропейского мышления.

Аристотель - самый одаренный ученик Платона, и не случайно учитель, оценивая его способности, говорил: «Остальным ученикам нужны шпоры, а Аристотелю - узда». Аристотелю приписывают изречение «Платон мне друг, но истина дороже», которое достаточно точно отражает отношение Аристотеля к философии Платона: Аристотель не только защищал ее в спорах с оппонентами, но и подвергал серьезной критике ее ключевые положения.

В главном философском трактате «Метафизика» (термин «метафизика» появился во время переиздания аристотелевских сочинений Андроником Родосским в I веке до н. э.

1. Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение.

Термин ≪философия≫ приблизительно в VI столетии до н. э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. phileo - любовь и sophia - мудрость, т.е. философия - это любовь к мудрости, или, как говорили в древние времена на Руси, ≪любомудрие≫. Объяснение и закрепление в европейской культуре слова ≪философия≫ связано с именем Платона (427-347 гг. до н. э.). Философы - это, по его мнению, люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания - это ≪софийное≫, мудрое знание и поучения на его основе.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности. Ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в ≪потрясении≫ сознания. Потрясение - пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

Структура и предмет философии . Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия ис­тории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро­пология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, историю философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагоги­чески, дифференцировались ее разделы. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержа­ния и смысла., т.е. мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект -объектного отношения, иначе говоря, отношения ≪человек - мир≫. Таким образом, философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему ≪человек - мир≫ в целом и состояние, в котором она находится.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей и познанием, а потому выполняет разнообразные функции.

1. Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. 2. Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека. 3. Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку общих принципов и норм познавательной деятельности. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них.4. Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. 5. Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию

культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной позиции в межличностных и социально-культурных диалогах. 6. Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. 7. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. 8. Интегративна я функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей. Его целостное философское осмысление - необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. 9. Критическая . философия осуществляет критическую ≪селекцию≫, аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи последующим поколениям. 10. Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.11. Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.

Все функции философии взаимосвязаны, и преобладающее проявление какой-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, целевой установки теоретической или практической деятельности.

Философия состав­ляет теоретическую основу мировоззрения , или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обоб­щенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обла­дает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, ска­жем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у че­ловека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к той действительности, которая его окружает, и к себе самому, т. е. наиболее обобщенные взгляды на смысл жизни, на цель человеческой деятельности. В истории человечества ранее всех возникло мифологическое мировоззрение, в котором человек предстает слитым воедино с окружающей средой и не отделяется ни от природы, ни от своего рода. Религиозному мировоззрению присуще разделение мира на земной, естественный и сверхъестественный, небесный. Философия от мифологических и религиозных форм мировоззрения отличается тем, что реализует свою мировоззренческую функцию на основе критического отношения к действительности, обращаясь к фактам логических построений, вырабатывая гносеологические и логические категории и критерии для сознательного поиска и отбора истинных взглядов.

Государственное управление – это исполнительно-распорядительная деятельность соответствующих государственных органов по реализации принадлежащих им полномочий собственников земельных участков и носителей политической власти, а также по организации рационального использования земель, их охраны и обеспечение режима законности в сфере земельных отношений. Смысл обеспечение законности – обеспечение гарантий, способов, средств, форм защиты, обеспечение прав и обязанностей субъектов и другое.

Государственное управление характеризуется единством и дифференциацией. Единство проявляется:

    В единой методике управления

    Единство земельного фонда на территории РФ

    Единство целей, задач, принципов и оснований

Дифференциация управления объясняется делением земель на категории, каждая из которых обладает особенностями в сфере управления.

Характерные черты управления

    Все решения принимаемые в щаной сфере должны быть научно обоснованы

    В системе управления должны работать специально подготовленные кадры

    Управление в земельной сфере тесно связано с управлением в области охраны окружающей среды, таким образом, носят межотраслевой характер.

    Управление находится в постоянной динамике, это свидетельствует о постоянных изменениях в области природопользования.

    Управление в сфере землепользования сочетается с управлением отдельными отраслями экономики

Принципы управления:

    Принцип комплексного подхода. Учет существующих взаимосвязей земли с другими природными ресурсами, природными комплексами и окружающей средой в целом

    Сочетание межотраслевых интересов с ведомственными и общегосударственными, при приоритете последних, так как в них проявляется интерес граждан.

    Принцип перспективности и плановости. Принятие таких актов как правила землепользования и застройки муниципальных образований, утверждение муниципальных планов.

    Разграничение функций государственного контроля с функциями по хозяйственной эксплуатации земельных участков

Виды органов управления на федеральном уровне

Президента РФ 12 мая 2008 года был утвержден указ, который называется вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

    Министерство природных ресурсов – существующая структура до нового указа, то есть до мая 2008 года

    Ему подчинялись

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (РосПриродНадзор)

      Федеральное агентство лесного хозяйства

      Федеральное агентство водного хозяйства

      Федеральное агентство по недропользованию.

До мая 2008 года действовало федеральное агентство кадастра объектов недвижимости оно стало подчиняться Министерство экономического развития и торговли

Также было в 2004 году ФСТЭА РосТехНадзор оно подчинялось напрямую правительству, но в мая 2008 года изменилось

Вопросы в системе управления является вопросом о системе управляющих субъектов, важнейшие полномочия и возможности которых сконцентрированы у специально уполномоченных на то органов. Одним из принципов охраны окружающей среды является независимость контроля в области охраны окружающей среды. Также запрещается согласно статье 65 об охране окружающей среды совмещать функции государственного контроля и функции хозяйственного использования природных ресурсов. Согласно вновь созданной системе органов исполнительной власти статус специально уполномочено органа в области охраны окружающей среды претерпел изменения:

    Министерство природных ресурсов переименованы в министерство природных ресурсов и экологии с передачей ему функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды

    РосТехНадзор передано в ведение этого министерства, также как и РосГидроМет и РоСПриродНадзор

    Министерству сельского хозяйства были переданы функции преобразуемого министерство экономического развития по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений в части касающихся земель сельскохозяйственного назначения по государственному мониторингу таких земель.

    Федеральное агентство лесного хозяйства было передано в ведение министерства сельского хозяйства

    Министерство экономического развития РФ включает в свою структуру федеральное агентство по геодезии и картографии и федеральное агентство кадастров объектов недвижимости которое на прямую уполномочено на осуществление управленческих функций в сфере земельных отношений

В произошедших изменениях в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в части осуществления экологического управления можно наблюдать как отдельные плюсы, так и отдельные минусы. С одной стороны управление органов независимого экологического контроля, а именно их упразднение не способствует повышению эффективности природоохранной деятельности и в известной части противоречит требованиям действующего законодательства. С другой стороны выявляются общие тенденции к сокращению числа специальных органов экологического управления с соответствующей концентрацией их полномочий у оставшихся.

Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления.

Государственное управление землепользованием основывается на праве территориального верховенства государства и необходимости обеспечивать в землепользовании баланс общегосударственных и частных интересов.

Формы и методы этой деятельности чрезвычайно разнообразны и содержатся в правовых нормах, которые в совокупности образуют важный инструмент земельного права. В настоящее время центр тяжести перемещается от командно-административного управления землей к заново разработанной системе экономического регулирования земельных отношений в России, когда субъектами этих отношений выступают миллионы собственников земли – граждан и юридических лиц.

Государственное управление землепользованием предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйствование.

Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами: экономическими, административными и организационно-правовыми, которые отвечают природе земельных отношений.

Экономический метод предполагает платность использования земли, экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием, право собственности на землю, совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование, нормирование и лимитирование в области управления землепользованием.

К административным методам правового управления землепользованием относятся: выдача разрешений на использование земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы.

К организационно-правовым методам управления землепользованием следует относить: обеспечение безопасного использования земли; рациональную организацию государственного земельного кадастра; создание государственного реестра собственно земель; организацию ведения мониторинга земель.

Функции государственных органов по управлению землепользованием рассчитаны на применение их в тех случаях, когда требуется государственное вмешательство. Так, при перераспределении земельных участков по договору купли-продажи государственная функция регулирования этих сделок будет выражаться лишь в регистрации в органах местной администрации и в рассмотрении споров, если таковые возникнут при заключении, расторжении или в ходе исполнения сделок.

Принципами, на которых основано выполнение государственными органами своих функций являются:

· четкое разделение функций между соответствующими звеньями государственных органов и органами местного самоуправления;

· недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других, поскольку такое вмешательство может породить неразбериху, уход от ответственности должностных лиц за порученный им участок работы.

Еще по теме 1.11. Понятие государственного управления землепользованием:

  1. 1.12. Органы, осуществляющие государственное управление землепользованием

Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами: экономическими, административными и организационно-правовыми, которые отвечают природе земельных отношений.

1. Экономический метод предполагает

- платность использования земли;

Экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием;

Право собственности на землю;

Совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование;

Нормирование и лимитирование в области управления землепользованием.

2. Административный метод правового управления землепользованием включает:

Выдача разрешений на использование земли (земельного участка);

Лицензирование использования земли;

Проведение государственной экологической экспертизы.

3. Организационно -правововой метод управления землепользованием включает:

Обеспечение безопасного использования земли;

Рациональную организацию государственного земельного кадастра;

Создание государственного реестра собственности земель;

Организацию ведения мониторинга земель.

Принципы управления земельными ресурсами можно разделить на общие и частные. К общим принципам относят:

1) Приоритет государственного управления земельными ресурсами.

2) Дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов.

3) Принцип рационального использования земель.

4) Единство управления земельными ресурсами и управления территориями.

5) Организационная согласованность использования земель и управления территориями.

6) Систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами.

7) Экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами.

8) Разграничение функций по управлению ресурсами между органами исполнительной и представительной власти одного административно-территориального уровня.



9) Разделение функций между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

10) Правовая обеспеченность управления земельными ресурсами земельных отношений.

11) Принцип организационного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации.

К частным принципам управления земельными ресурсами можно отнести:
1. Принцип организационной, финансовой и кадровой обеспеченности системы управления земельными ресурсами,который подразумевает наличие специальных органов управления земельными ресурсами с оптимальной численностью и финансированием, особенно для муниципального уровня, проводящих основной объем работ по управлению земельными ресурсами. Это обеспечит качественное проведение работ определенных видов на конкретных территориях, и которых заинтересовано государство.

2. Принцип управляемостипредполагает рациональное соотношение управленческих и управляемых структур, их штатной численности, рациональную степень загрузки структур, принимающих решения и обеспечивающих их выполнение.

3. Принцип соответствия субъекта и объектазаключается в том, что структура субъекта управления должна формироваться, исходя из особенностей земельных ресурсов (страны, региона, города и т.д.) как объекта управления. Состав органов управления, взаимосвязь между ними определяются спецификой функционирования как отдельных структур звеньев управления, так и системы в целом.

4. Принцип изменяемости–способность органов управления земельными ресурсами на основе требований гибкости и адаптивности учитывать изменения внешних и внутренних экономических, социальных, правовых и иных условий.

5. Принцип специализации– формирование структуры и органов управления должно обеспечить технологическое разделение процессов управления при одновременном сокращении числа уровней управления и объединения управленческих работ с повторяющимися операциями, однородностью приемов и методов их выполнения (плановые, бухгалтерские, учетные и т.д.).

6. Принцип иерархичностипредполагает необходимость создания структуры управления с учетом обязательности выполнения решений и постановлений вышестоящих структур нижестоящими органами.

7. Принцип экономичностизаключается в том, что планируемый эффект должен достигаться при минимально возможных затратах на управленческий аппарат, экономном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов производства.
Одна из важнейших составных частей механизма экономического регулирования земельных отношений – платность пользования землей. Законодательство РФ предусматривает такие формы платы за землю, как земельный налог и арендная плата.
За земельные участки, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании, взимается земельный налог, а за арендуемые участки – арендная плата.

Земельный налог должен поступать в распоряжение субъектов Федерации и муниципальных образований и использоваться для обустройства их территорий, проведения землеустроительных и земельно-кадастровых работ, повышения плодородия почв, развития производственной и социальной инфраструктуры.