Ганс Айзенк и Гленн Вильсон

Как измерить личность

Введение

«Познай самого себя» – любили повторять древнегреческие философы. Этот совет не утратил своей актуальности и сегодня. Действительно, если человек не сумел достаточно хорошо разобраться в самом себе, то ему будет очень трудно найти свое место в жизни, свое призвание (где мне учиться и что изучать?), трудно подобрать себе подходящее занятие (какую профессию мне выбрать?), его ожидают большие сложности в семейной жизни (с каким типом женщины/мужчины я буду счастлив(а) в браке?) и т. д. Иначе говоря, принимая то или иное жизненно важное решение, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой выбора, и в этой ситуации верная самооценка имеет первостепенное значение. Профессиональные психологи знают немало случаев, когда человек принимал, казалось бы, верное, со своей точки зрения, решение, в то время как для его друзей или близких ошибочность такого решения была очевидна заранее. В большинстве подобных случаев причина ошибки заключалась в неверном самовосприятии, т. е. в неудачной попытке человека понять самого себя. Поэт Роберт Бёрнс сказал об этом так:

О, если б нам силы небесные дали
Взглянуть на себя, как глядят на других!
Сколь многих ошибок бы мы избежали,
И глупых гаданий, и мыслей пустых.

Задача этой книги состоит в том, чтобы дать читателю редкую возможность посмотреть на себя как бы со стороны, т. е. увидеть себя таким, каким вас видят другие люди. А если говорить коротко, то наша цель – помочь вам свести к минимуму естественный субъективизм самооценки. Конечно, мы не можем гарантировать вам ни того, что вы будете свободны от «блуждания в темноте», ни того, что вы будете защищены от «дурацких идей» на свой счет. Нужно иметь в виду и следующее обстоятельство: эта книга по своему жанру стоит в одном ряду с книгами «Узнай свой IQ» и «Проверь свой IQ» и представляет собой как бы завершение этой «психологической трилогии». Однако если в указанных выше изданиях речь шла об интеллектуальных способностях человека, то в этой книге мы будем говорить исключительно о личностных особенностях.

Мы решили построить свое изложение по схеме, ставшей уже традиционной для таких изданий: в коротком вступлении излагаются основные концепции, объясняется методика составления тестов, затем предлагаются сами тесты и способы самостоятельной интерпретации полученных результатов. Возможно, кому-то наше вступление к этой книге может показаться лишним: вопросы тестов сформулированы доходчиво, да и подсчет результатов не вызовет затруднений. И тем не менее авторы настоятельно рекомендуют вам прочитать эти несколько вступительных страниц, прежде чем вы начнете работать непосредственно с тестами. Поверьте, вы об этом не пожалеете!

Итак, прежде чем начать разговор о том, что такое личностные особенности, как они проявляются и как можно их измерить, мы должны располагать некой исходной теоретической моделью, которая смогла бы объяснить эти особенности и представить их в соответствующих понятиях. К примеру, древние греки использовали в этих целях теорию четырех типов темперамента, согласно которой все люди, в зависимости от своих индивидуальных качеств, четко делились на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Эти термины уже давно вошли в нашу повседневную жизнь, потому что наблюдения, на которых были основаны описания этих типов, оказались весьма точными. Мы и сейчас можем пользоваться этими терминами, без особого труда распознавая с их помощью склад характера того или иного человека. И все же греки ошибались, утверждая, что любой человек является примером того или иного типа темперамента в его, так сказать, чистом виде. В действительности большинство из нас сочетают в своем характере качества двух и более указанных типов темперамента, являя собой некий комбинированный тип личности. У теории четырех типов темперамента, восходящей к древним грекам, оказалась долгая история: эта теория господствовала в науке на протяжении двух тысяч лет и была окончательно отброшена только в начале нашего столетия.

Современные психологи предпочитают теорию свойств, или черт, личности, в основе которой лежит описание привычных форм поведения, таких, к примеру, как общительность, упорство, импульсивность и т. п. Эти психологические термины очень широко используются в нашей повседневной речи. Так, в английском языке насчитывается около 4500 названий личностных черт, и хотя часть из них – синонимы или близкие по смыслу описания поведения определенного типа, число оставшихся психологам терминов очень велико. Даже с учетом того обстоятельства, что многие из этих терминов узкоспециальные, а другие – не столь важные, задача отсортировать их оказывается далеко не простой. Представьте себе свое положение, если бы мы напечатали в этой книге список из 4000 слов-характеристик и предложили вам разобраться в них самостоятельно!

Путь, избранный психологами для выхода из этой ситуации, состоял в группировке названий личностных черт по сходству их значений или по описываемому ими поведению и разработке опросников, предназначенных для измерения того центрального смыслового ядра, которое лежит в основе проведенной классификации. Опросник представляет собой просто список вопросов, относящихся к поведению индивида, его предпочтениям, реакциям, установкам и мнениям. Напротив каждого из вопросов стоят два варианта ответов – «да» или «нет» (встречается также знак «?», что означает «затрудняюсь ответить»). Человек, заполняющий предложенный ему опросник, просто отмечает тот вариант ответа, который он считает для себя верным. Понятно, что в такого рода опросниках не может быть «правильных» или «неправильных» ответов в отличие, скажем, от тестов, выявляющих уровень умственных способностей. Так, на вопрос «Часто ли у вас случаются головные боли?» люди ответят по-разному, совершенно не задумываясь над тем, какой из ответов будет «правильным», а какой – «неправильным» (хотя согласитесь, что в этом случае все же приятнее было бы ответить «нет», чем «да»).

Такие опросники стали сегодня весьма популярны: сотни их, различных по тематике и объему, кочуют по страницам газет и журналов. И в этой связи очень важно понять одну вещь: между опросниками, составленными для развлечения журналистами, и теми, которые сконструированы и валидизированы профессиональными психологами для научных целей, есть существенная разница. В конечном счете любой из нас может собрать серию неких вопросов и на их основе подготовить свой собственный опросник. Вы спросите, чем же тогда он отличается от профессионального? Коротко говоря, тем, что он не основан на какой-либо проверенной теории и представляет собой произвольный набор вопросов, при формулировке которых даже не пытались оценить их достоверность и надежность. Кроме того, недостатком этих «самоделок» является отсутствие стандартизации на репрезентативной выборке. Такие опросники могут казаться забавными, но их совершенно нельзя воспринимать всерьез.

Профессиональные опросники создаются совершенно иначе. Большая часть времени уходит на то, чтобы разработать базовую модель или теорию, отобрать и выверить различные варианты предлагаемых вопросов; затем проводится стандартизация опросника на различных репрезентативных выборках населения. Немало усилий требует и другая задача: доказать, что данный тест «измеряет» именно то, что его создатели собирались «измерить», т. е. отвечает своей цели. Остановимся на всех этих моментах несколько подробнее, чтобы вы смогли лучше понять, о чем, собственно, идет речь.

Начать надо с разработки определенной теоретической модели личности. Предположим, что имеется нескольких черт личности, которые нам было бы интересно «измерить», например, общительность, экспрессивность, импульсивность, способность рисковать, склонность к размышлениям, ответственность и, наконец, физическая активность. Далее, нужно составить список тех вопросов, которые, как мы считаем, связаны с каждой из выбранных нами черт. Следующий этап – предварительное тестирование, в ходе которого регистрируются реакции значительного числа людей различного образовательного и интеллектуального уровня на предложенные им вопросы; после этого принимается окончательный список скорректированных вопросов, который используется для полномасштабного опроса больших групп населения.

Однако работа над опросником на этом не заканчивается. Теперь нам предстоит проанализировать все полученные ответы с учетом одного важного обстоятельства. Предположим, мы поставили своей целью «измерить» уровень общительности. Давайте рассмотрим с этой точки зрения два вопроса из тех, что были включены в наш список, например, «Любите ли вы ходить на вечеринки?» и «Легко ли вам начать разговор с незнакомыми людьми?» Ответ «да» на каждый из этих вопросов дает балл в пользу высокого уровня общительности. Но отсюда следует, что оба вопроса измеряют одну и туже переменную (общительность) и что большинство людей, ответивших «да» на первый вопрос, точно так же ответят и на второй; соответственно, ответившие «нет» на первый вопрос и на второй ответят сходным образом. Это требование имеет принципиальное значение; если же два вопроса совершенно не зависят друг от друга, то очевидно, что они не могут измерять один и тот же параметр.

Ганс Юрген Айзенк

Четвёртого марта 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения одного из крупнейших психологов 20 века Ганса Айзенка (1916—1997). Широкой общественности он известен в первую очередь благодаря тестам, призванным количественно измерять интеллект (тесты IQ).

По происхождению Ганс Айзенк — немец, хотя большую часть жизни прожил в Англии. Он родился в семье не слишком преуспевающих киноактеров, вскоре после рождения ребенка родители разошлись. В юности Айзенк увлекался разными экзотическими предметами, в частности астрологией, и даже составлял гороскопы для лидеров нацистской партии. Свои гороскопы вместе с советами воздержаться от агрессии и насилия Айзенк посылал Геббельсу и Гиммлеру, но ответа не получил.

В середине 1930-х годов Ганс Айзенк с семьей эмигрировал сначала во Францию, а затем в Англию. Будущий великий психолог мечтал стать физиком, однако поступить на физический факультет хорошего университета ему не удалось. Поэтому он занялся изучением истории и литературы, а затем переключился на психологию, которую изучал в Лондонском университете. После окончания университета работал психологом и заведующим психотерапевтическим отделением в госпитале. С 1955 года Ганс Айзенк — профессор психологии Лондонского университета (с 1983 года почетный профессор).

Еще в студенческие годы (а возможно, и раньше) Айзенка очень интересовало, почему некоторые люди становятся великими и чем великие люди отличаются от обычных. Для решения этого вопроса он пытался использовать методы астрологии, но затем разочаровался в них, предпочтя твердую почву психологических подходов. Наверное, именно по этой причине в центре внимания Айзенка оказалась дифференциальная психология, пытающаяся понять, чем психика одних людей отличается от психики других.

Первое крупное исследование в области дифференциальной психологии он провел сразу после Второй мировой войны. Его результаты были опубликованы в книгах «Dimensions of Personality» (1947) и «The Scientific Study of Personality» (1952). Айзенк исследовал две большие группы военнослужащих. В первую вошли те, кого начальство считало здоровыми и соответствующими требованиям уставов, во вторую — невротики, нуждающиеся в помощи психологов. Ганс Айзенк провел большую кропотливую работу и выяснил, что невротики достоверно отличаются от здоровых солдат по 39 показателям. Используя методы факторного анализа, Айзенк сгруппировал эти показатели в четыре группы и высказал предположение, что показатели внутри каждой группы связаны между собой. Таким образом он выделил две пары базовых параметров: экстравертность-интровертность и стабильность-нестабильность (невротичность). Айзенк постулировал существование четырех типов личности, которые отличаются по выраженности этих параметров: стабильный экстраверт, нестабильный экстраверт, стабильный интроверт, нестабильный интроверт. Позже, уже в 1970-х годах, он ввел еще одну пару базовых параметров: психотичность — непсихотичность. Судя по всему, сам Айзенк был нестабильным экстравертом.

Айзенк высказал очень интересную гипотезу о физиологической основе экстравертности-интровертности. Он предположил, что, вопреки распространенному мнению, в нервной системе интровертов процессы возбуждения выражены сильнее, чем у экстравертов, а процессы торможения — слабее. Поэтому интроверты не стремятся к большому количеству получаемых извне впечатлений — они их утомляют. У экстравертов же поток впечатлений поддерживает тонус нервной системы.

Одним из доводов в пользу точки зрения Айзенка стал так называемый тест лимонной капли. Если капнуть на язык лимонного сока, то у интровертов выделится в два раза больше слюны, чем у экстравертов.Если экстравертность-интровертность связана, по мнению Айзенка, с различной возбудимостью коры головного мозга, то стабильность-нестабильность — с различной возбудимостью подкорковых структур, отвечающих за мотивацию и эмоциональное состояние. У нестабильных индивидов эта интенсивность значительно выше. Айзенк предполагал, что различия психотичности-непсихотичности связаны с гормональным фоном, но какой-то целостной концепции по этому поводу не представил.

Он отмечал также, что, коль скоро за принадлежностью человека к определенному типу личности стоят определенные физиологические особенности, она в значительной степени должна определяться генетически. Ганс Айзенк и его последователи установили немало интересных и неожиданных различий между разными психологическими типами. Так, экстраверты гораздо терпеливее переносят боль, любят пить кофе и болтать с коллегами в рабочее время, пользуются большим успехом у лиц противоположного пола. Среди интровертов чаще встречаются «жаворонки», в то время как среди экстравертов — «совы». Интроверты в среднем учатся лучше, чем экстраверты, но чаще бросают учебу по психологическим причинам. Интроверты предпочитают работу в области науки и техники, экстраверты любят работать с людьми.

Знаменитый «круг Айзенка». По: Eysensk H.J. and Eysensk M.W. Personality and Individual Differences. Plenum Publishing, 1958

Айзенк попытался установить связь между типом личности и вероятностью развития определенных заболеваний, как психических, так и соматических. Например, истерический невроз более вероятен у нестабильных экстравертов, так же, как и болезни сердца. А у нестабильных интровертов часто бывают депрессии и состояния тревоги. Чтобы определить принадлежность человека к тому или иному типу, Ганс Айзенк разработал ряд вопросников, ответы на которые допускают количественную обработку. Эти опросники используются и поныне, «Химия и жизнь» их тоже публиковала (2001, 10). Нетрудно найти такие опросники в Сети, хотя к найденному в Сети относиться следует критично: так, совмещение типов личности по Айзенку с зодиакальными гороскопами вряд ли имеет научную основу.

Вообще говоря, в психологии предлагались разные класси-фикации типов личности. В нашей стране (главным образом, в далеких от профессиональной психологии кругах) пользуется популярностью классификация, созданная в 1970-х годах литовским психологом Аушрой Аугустинавичюте (1928—2005). Эта концепция получила название «соционика». В ее основу положены три параметра: «экстравертность-интровертность», «логика-этика» (интерес к миру или к человеческим отношениям), «сенсорика-интуиция» (приоритет чувственных ощущений или размышлений в познании действительности). Шестнадцать соционических типов получили псевдонимы в честь исторических лиц и литературных персонажей; если вас, казалось бы, безо всякого повода назвали Драйзером или Штирлицем, возможно, ваш собеседник увлекается соционикой.

Уже в первых работах Айзенка проявилось его стремление не только наблюдать, но и измерять. Он считал что в психологии имеет смысл количественно выражать все что угодно. За это коллеги прозвали Айзенка Термометром. Пытаясь понять, почему одни люди умные, а другие — не слишком, Айзенк начал искать способ измерения интеллекта. Так, он использовал тесты для определения умственного развития детей, предложенные в 1905 году Альфредом Бине (1857—1911) и Теодором Симоном (1873—1961). По тому, какой процент заданий решали дети, определялся их умственный возраст, который мог быть большим или меньшим, чем возраст биологический. В 1912 году немецкий психолог Вильгельм Штерн (1871—1938) ввел понятие «коэффициент интеллекта» (IQ), под которым он понимал отношение умственного возраста к биологическому, умноженному на 100.

Это понятие позволило характеризовать интеллектуальный уровень ребенка вне зависимости от его возраста и рассматривать его динамику. Последующее изучение возрастной динамики IQ показало, что у большинства детей с возрастом он существенно не меняется. Ганс Айзенк предложил использовать методику IQ для оценки интеллекта взрослых людей. При этом он переформулировал понятие коэффициента интеллекта: IQ по Айзенку — отношение правильно выполненных заданий к среднему числу заданий, правильно выполненных большой группой людей, умноженное на 100.

Читатель, который интересуется тестами, используемыми для измерения интеллекта, может найти их в Интернете и даже самостоятельно определить собственный IQ. Эти тесты представляют собой большое число задачек на сообразительность, которые нужно решить за некий промежуток времени. Массовое тестирование на IQ позволило сделать некоторые важные выводы. Во-первых, стало ясно, что коэффициент интеллекта определяется в значительной степени наследственностью: у однояйцовых близнецов его значения ближе, чем у разнояйцовых, IQ усыновленных детей более похож на IQ биологических родителей, чем на IQ приемных. Во-вторых, высокие значения IQ коррелируют со школьными успехами детей и с жизненным успехом у взрослых. В-третьих, существуют межрасовые и межнациональные различия в величине IQ.

Самый высокий IQ в странах Дальнего Востока: Японии, Тайване, Гонконге, Сингапуре, Южной Корее. Немного ниже, но все равно высокий IQ у жителей Китайской Народной Республики. Еще ниже и приблизительно одинаковый — в России и США. А самый низкий IQ в странах Африки. Высокий IQ жителей дальневосточного региона мы можем объяснить, вспомнив о существовании «китайских головоломок». В этих странах уже несколько тысячелетий существует традиция давать детям решать трудные задачи. Многие такие головоломки сильно напоминают тесты на IQ, хотя в своем большинстве головоломки труднее.

Было бы, наверное, интересно сопоставить уровень IQ с традициями «народной педагогики» в разных странах. Эта педагогика включает в себя большое число загадок, задач на сообразительность с коварными ловушками. Полагаю, что народная педагогика влияет на IQ куда сильнее, чем школьное образование. Кстати, тестовые задания с выбором одного ответа из нескольких изобрели, по-видимому, в России. Вспомним задачку: «А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала, кто остался на трубе?». Такие задачи учат человека вдумываться в условия, искать нетривиальные решения: сообразить, например, что И — тоже буква.

Тест на темперамент, предложенный датским карикатуристом Херлуфом Бидструпом

В 2002 году вышла книга Р.Линна и Т.Ванханена «IQ and the Wealth of Nations» («IQ и богатство народов»), в которой читателей подводили к мысли о том, что причина низкого уровня развития большинства стран — наследственно обусловленный низкий интеллект их граждан, и поэтому слаборазвитые страны обречены оставаться на обочине мирового развития. Эта явно расистская идея была встречена широкой общественностью с неодобрением. Критики книги спрашивали, что, собственно, является причиной, а что — следствием. (Подробнее о том, что именно измеряет IQ, и о других влияющих на него факторах, таких, как обеспеченность семьи, условия, в которых растет ребенок, см. «Химию и жизнь», 2001, 11, 2010, 8, 9).

Действительно ли умение решать задачки на IQ показывает интеллект человека? Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы понимаем под словом «интеллект». Это слово, вообще говоря, имеет несколько разных значений. Первое значение, которое, собственно, и имеет в виду Айзенк, — это умение решать задачки на сообразительность, предложенные экспериментатором. Второе значение — знакомство с идеями, популярными в определенном избранном кругу, и умение в этом кругу эти идеи воспроизводить, подобно Евгению Онегину, который умел

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка

С ученым видом знатока,

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Третье значение — круг интересов человека. Он может быть более широким или более узким. Человека, чьи интересы не ограничиваются собственным материальным преуспеянием, мы часто считаем более интеллектуальным. Четвертое значение — умение строить отношения с окружающими людьми (это качество обычно называется «социальным интеллектом»). Круг интересов Чацкого, безусловно, шире, чем у Фамусова и его окружения. С идеями, популярными в кругу передовой молодежи, Чацкий знаком гораздо лучше, чем Фамусов. Но вот с точки зрения социального интеллекта у склонного к демонстративному поведению Чацкого имеются серьезные проблемы, как и у многих интеллигентных подростков. Да-да, у Чацкого типично подростковая психика, что использовал в трактовке этой роли великий актер Василий Качалов: «Его Чацкий — очень молодой человек, почти мальчик. Ему девятнадцать-двадцать лет. Его многословие, его горячность, его отчаяние, его обличения, смешные в устах зрелого мужа, каким мы привыкли видеть Чацкого на сцене, вполне естественны, искренни и вызывают наше глубокое сочувствие в устах этого юного-юного мальчика» (М.А.Волошин. «Горе от ума» на сцене Московского Художественного театра. 1906).

И наконец, пятое, может быть, самое важное значение: внутренняя установка человека на то, чтобы самостоятельно разбираться в окружающей действительности, жить своим умом. Уровень интеллекта в первом смысле определяется, по-видимому, двумя факторами. Во-первых, это умение пользоваться некоторыми алгоритмами решения задач. Вообще говоря, нет причин, по которым человека принципиально нельзя было бы научить пользоваться этими алгоритмами.

Мозг человека, в отличие от мозга других животных, подобен ЭВМ, использующей универсальный язык программирования: речь. Как известно, на цифровой ЭВМ можно реализовать любой алгоритм, не выходящий за пределы быстродействия и объема машинной памяти. Именно по этой причине мозг человека, эволюционно сформировавшийся в далекие первобытные времена, оказался пригодным для решения задач, которые ставит перед человечеством атомно-космический век: наш мозг ориентирован на решение не определенных, а произвольных задач. Часто говорят, что результаты тестов на IQ не зависят от обучения. Но этот факт лишь свидетельствует о том, что наша система образования построена таким образом, что, приобретая знания в школе и вузе, человек интеллектуально не развивается. А может быть, как считают некоторые сердитые авторы, интеллектуально деградирует.

Не делая ошибок, невозможно ничему научиться. Но школа поощряет учеников, не делающих ошибок. Вторая причина заключается в том, что, приступая к той или иной деятельности, человек сознательно или, чаще, подсознательно оценивает реальность ее успешного завершения. Если вероятность успеха оценивается низко, то человек старается увильнуть от работы. Как говорил выдающийся педагог Джон Холт: «Хороший ученик ищет способ решить задачу, плохой ученик ищет способ ее не решать». И нередко бывает, что в этих поисках слабый ученик демонстрирует куда больше интеллекта, чем его одноклассник, добросовестно решающий задачу.

В 1975 году американский психолог Мартин Селигман ввел понятие «выученная беспомощность». Если животному долго не удается решить какую-либо жизненно важную задачу, оно прекращает попытки и начинает вести себя явно неадекватно. Очень похоже на то, что основная причина школьной неуспеваемости — выученная беспомощность. Школьник, несколько раз не справившийся с заданием, теряет веру в свои силы и желание выполнять дальнейшие задания. Этим, возможно, и объясняются низкие результаты тестов на IQ: ведь за прошедшие годы человек уже привык к тому, что он не способен решать сложные задачи.

Грамотно составленная контрольная работа должна начинаться с простых (и по возможности веселых) заданий и завершаться сложными. Так, тестовые задания для одной из Московских городских биологических олимпиад школьников мы начали с теста

Ближайшим родственником человека является:

а) проказница мартышка;

б) осел;

в) козел;

г) косолапый мишка.

Хорошо известно, что животные, умные во взрослом состоянии, как правило, беспомощны и глупы в раннем детстве. Птенец ястреба, которого выкармливают родители, значительно глупее самостоятельного цыпленка, но взрослый ястреб, несомненно, умнее курицы. Возрастная динамика IQ этому закону не подчиняется. Дети с повышенным коэффициентом интеллекта обычно сохраняют его и взрослея.

Это также свидетельствует о том, что распространенная причина интеллектуальной недостаточности — выученная беспомощность. При выполнении тестов на IQ важное, если не решающее значение имеет скорость выполнения работы. Эти тесты поощряют тех, кто действует быстро. Действительно, существуют сферы деятельности, где быстрота принятия решений играет решающую роль, например в армии, гражданской авиации, хирургии. Но есть сферы, где важна не скорость, а глубина мышления. Например, в науке или изобретательстве, где первое пришедшее на ум решение обычно не бывает лучшим.

Чарльз Дарвин в своей автобиографии очень сдержанно характеризовал свои интеллектуальные способности. По-видимому, за этим стояла не только украшающая великого человека скромность, но и трезвая самооценка. Дарвин не обладал быстрым умом, но был склонен долго размышлять над интересующими его проблемами. Поэтому-то он и сумел создать теорию естественного отбора. По-видимому, наиболее содержательно пятое значение термина «интеллект»: стремление жить своим умом, не принимая на веру общепринятые мнения. Такая установка способствует и развитию интеллекта в первом смысле, то есть обогащению новыми сложными алгоритмами решения проблем.

В конце концов, развитие любой психической функции обеспечивается положительными обратными связями: чем больше человек занимается той или иной деятельностью, тем сильнее развиваются его способности и тем больше ему хочется заниматься именно этим. Сверхталантливые люди отличаются от обычных тем, что такие связи работают у них не короткий промежуток времени в определенном возрасте, а большую часть жизни. А то и всю жизнь.

Что можно сказать о характере самого Ганса Айзенка? Несомненно, он был очень азартным и экстравагантным человеком, любил провоцировать окружающих скандальными заявлениями, вызывая огонь на себя. Он сам продавал свои книги и вступал в научные дискуссии с покупателями. В 1971 году Ганс Айзенк опубликовал статью «Раса, интеллект и образование», в которой написал, что среднее значение IQ у представителей негроидной расы на 15 единиц меньше, чем у европеоидов, и что эти различия определяются наследственными задатками. Поэтому-де обществу не следует проявлять особых забот об образовании для негров.

Статья вызвала большой скандал. В 1973 году возмущенные студенты Сорбонны даже избили Айзенка. Полиция возбудило уголовное дело, однако психолог заявил, что он не имеет претензий к студентам. Дело замяли. За сто лет до того вопрос об интеллектуальных различиях между европеоидной и негроидной расой обсуждал выдающийся русский публицист Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868). Как в XIX веке, так и в наши дни критики расизма в качестве главного аргумента приводят мысль об интеллектуальном равенстве людей всех рас. Писарев четко указал на уязвимость подобной аргументации: а вдруг завтра обнаружится, что белые и негры действительно неравны в интеллектуальном отношении? Значит ли это, что неграми можно торговать, как скотиной, и вообще подвергать дискриминации? — Нет, не значит! — отвечал Писарев в статье «Посмотрим!» (1865). Ибо там, где существует угнетение человека человеком, где существуют люди первого и второго сорта, невозможна нормальная жизнь ни для тех, кто внизу, ни для тех, кто наверху. Не может быть свободным народ, угнетающий другие народы или же часть населения собственной страны. Поэтому борьба против расового, национального и иного угнетения необходима и естественна для любого порядочного человека.

Разумеется, мысли о превосходстве белых людей над неграми у нас не встречают сочувствия. Но гораздо важнее мысль о том, что даже если такое превосходство существует, расистские выводы из этого никак не следуют. И на данные по IQ у представителей разных рас прогрессивному человечеству следует смотреть спокойно — эти данные ничего принципиально не меняют. Айзенк очень скептически относился к работам Зигмунда Фрейда. Он считал, что сочинения основоположника психоанализа следует рассматривать не как научные работы, а как художественную литературу. В книге «Закат и гибель империи Фрейда» Айзенк жестко раскритиковал психоанализ и его поклонников. Критически он оценивал и возможности психотерапии: по его мнению, психотерапевтические методы действуют на больных только тогда, когда они уже находятся на пути к выздоровлению. Для лечения некоторых не слишком серьезных психических нарушений Айзенк предлагал жестокие методы, такие, как электрошок, препараты, вызывающие болезненные ощущения, и т. д. А детей, которые устраивают истерики, Айзенк предлагал запирать на некоторое время в комнате.

Научная продуктивность Ганса Айзенка была огромной. За свою жизнь он опубликовал 45 книг и более 600 статей. Его научное наследие вызывало и вызывает много споров. Наверное, это обстоятельство следует поставить в заслугу великому психологу. Ведь работы, которые встречают вежливым равнодушием, вряд ли имеют большую ценность для науки.

Кандидат биологических наук

В то время как в американской и западноевропейской психологии господствовал фрейдизм, в Советском Союзе проводились исследования в другом направлении; их результаты в дальнейшем легли в основу теории личности, которая в корне отличается от психоаналитических моделей. Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов, активно работал в начале XX века. Он исследовал процессы пищеварения и проводя эксперименты на собаках, Павлов заметил, что когда в лабораторию входил ассистент, обычно приносивший животным корм, у собак начиналось слюноотделение. Обычно у собак не выделяется слюна при виде людей - они реагируют слюноотделением только на пищу. Поэтому Павлов предположил, что у собак сформировалась ассоциативная связь между появлением ассистента и кормлением. Для проверки своей гипотезы Павлов провел серию экспериментов: непосредственно перед кормлением собакам предъявляли стимулы, которые обычно не вызывают у них слюноотделения (наиболее известна версия эксперимента, когда таким стимулом был звон колокольчика, но использовались и другие стимулы, например мигающий свет). Сначала собаки не реагировали на звонок, но через несколько дней у них начинала выделяться слюна, как только зазвонит колокольчик, даже если их после этого не кормили. Иначе говоря, между стимулом и пищей возникала ассоциативная связь. Сформировавшаяся в результате научения связь между «нейтральным» стимулом и другим стимулом, который вызывает «естественную» реакцию, называется условным рефлексом , а процесс ее формирования - классическим обусловливанием. Открытие этого феномена положило начало целой области весьма плодотворных исследований, однако сейчас нас интересуют индивидуальные различия между собаками в скорости формирования этой связи. Оказалось, что не все собаки Павлова обучались одинаково быстро: у более дружелюбных и «ручных» собак связь формировалась медленнее, чем у более спокойных и менее общительных. На первый взгляд может показаться, что условные рефлексы формировались быстрее у более умных собак, однако один из учеников Павлова, Теплов (например, Teplov, 1964), предложил более правдоподобное объяснение. По существу, он утверждал, что способность к научению зависит от «силы» нервной системы собаки. «Сильная» нервная система малочувствительна даже к мощной стимуляции, в то время как «слабая» чутко реагирует на самое незначительное стимулирование.

Объяснение Теплова связано с феноменом так называемой перевернутой U-образной функции. Дело в том, что повышение уровня стимуляции сначала вызывает усиление реакции, которое продолжается до достижения максимального уровня, после чего дальнейшая стимуляция приводит к ослаблению реакции. Предположим, например, что собаку обучают реагировать на звонок. Если слегка увеличить громкость звонка, то реакция усилится (выделится больше слюны). Однако если звонок будет слишком громким, то вместо усиления слюноотделения произойдет ослабление реакции. У разных людей ослабление реакции начинается при различных уровнях дополнительной стимуляции. Другими словами, у одних людей ослабление реакции начинается только после значительного усиления стимуляции, в то время как другим для этого достаточно небольшого дополнительного стимулирования. Принято считать, что у людей первого из упомянутых типов сильная нервная система, а у людей второго типа - слабая.

Интроверсия — экстраверсия

В дальнейшем концепция сильной и слабой нервной системы была подвергнута тщательному анализу и экспериментальной проверке, и на ее основе Ганс Айзенк (1916-1997) построил модель интроверсии-экстраверсии. Опыт повседневной жизни показывает, что некоторые люди более общительны и коммуникабельны, чем другие. Степень выраженности этих качеств варьирует в диапазоне от замкнутости и застенчивости (интроверты) до общительности и коммуникабельности (экстраверты). Как эти различия связаны с типами нервной системы? Из сказанного выше следует, что люди со слабой нервной системой более возбудимы, чем люди с сильной нервной системой. Даже после незначительной стимуляции реакция человека со слабой нервной системой достигает максимального уровня и начинает ослабевать. Поэтому такие люди склонны избегать ситуаций, когда стимуляция бывает слишком сильной. И наоборот, людям с сильной нервной системой для достижения максимального уровня реакции необходима мощная стимуляция, поэтому они склонны к поиску возбуждающих стимулов. Айзенк утверждал, что у интровертов слабая нервная система, в то время как у экстравертов - сильная. Для достижения максимального уровня реакции интровертам требуется относительно слабая стимуляция, а при чрезмерной стимуляции они рискуют «перевозбудиться», поэтому для них, как правило, характерна замкнутость. Экстравертам же, наоборот, нужны сильные возбуждающие стимулы, чтобы реакция достигла максимального уровня, поэтому им свойственна общительность. Опять-таки, поскольку по сравнению с экстравертами интроверты более возбудимы, любые предъявленные стимулы вызывают у них более сильную реакцию. Это означает, что в обычных ситуациях научения поступающие сигналы оказывают па интровертов более интенсивное воздействие, и условные реакции у них будут формироваться быстрее. В большинстве случаев интроверты, как правило, значительно лучше «обусловливаемы», чем экстраверты (Monte, 1987). Айзенк считал, что процессы возбуждения регулирует восходящая ретикулярная система активации , то есть сложная система нервных волокон, соединяющих стволовую часть головного мозга (область, прилегающая к спинному мозгу) с его полушариями. Ученые не пришли к единому мнению по поводу того, какие именно функции выполняет эта система, однако у приматов стимуляция этой области мозга приводит к ускорению формирования условных реакций.

На примере разработанной Айзенком модели интроверсии — экстраверсии мы видим, что чрезвычайно сложные личностные характеристики, такие как степень общительности, могут зависеть от особенностей функционирования относительно простых физиологических механизмов. Айзенк продолжал развивать свою теорию и включил в модель личности еще один параметр, отражающий степень нейротизма, присущего данному человеку. В сущности, уровень этого параметра показывает, насколько спокойно или тревожно человек реагирует на различные жизненные ситуации. Человек с высоким уровнем нейротизма склонен тревожиться и беспокоиться из-за любой мелкой неприятности (реальной или даже воображаемой). Людям с низкими уровнями нейротизма, как правило, наоборот, «наплевать» на любые неурядицы, и они не волнуются даже по серьезным поводам. Айзенк утверждал, что в зависимости от степени нейротизма и интроверсии — экстраверсии людей можно разделить на широкие типы. На самом деле он считал, что различные сочетания этих параметров соответствуют четырем типам темперамента. Сочетание интроверсии с эмоциональной стабильностью соответствует флегматическому темпераменту; нестабильные интроверты - это меланхолики; сочетание экстраверсии с нестабильностью тождественно холерическому темпераменту, а у эмоционально стабильных экстравертов сангвинический темперамент. Таким образом, можно описывать личностные типы, пользуясь оценками личностных черт. В дальнейшем Айзенк добавил еще одну личностную черту - психотизм , которая отражает степень эмоциональной «холодности» и «бесчувственности» человека.

Личностный опросник Айзенка (EPQ)

Айзенк создал измерительный инструмент для оценки экстраверсии-интроверсии, нейротизма и психотизма - Личностный опросник Айзенка (EPQ), который широко используется. Интересной особенностью этого опросника является шкала лжи. Многие люди, проходящие личностное тестирование, хотят произвести благоприятное впечатление. Используя шкалу лжи, можно проверить правдивость ответов на вопросы. Тестируемого просят указать, какие из предложенных высказываний годятся для описания его личности. Высказывания составлены таким образом, будто они принадлежат невероятно добропорядочному человеку (например, «Я никогда в жизни не выходил из себя»). Если человек выбирает все или большинство таких высказываний, то он, по-видимому, пытается произвести благоприятное впечатление, не вполне соответствующее действительности. В таких случаях используются специальные процедуры для внесения соответствующих поправок в результаты тестирования.

Вообще говоря, результаты личностных тестов часто воспринимаются в качестве оценочных суждений, однако это неправильно. По-видимому, крайняя степень выраженности любой черты всегда нежелательна - болезненно застенчивый или тревожащийся по пустякам человек явно находится в невыгодном положении, но если человек настолько общителен, что его поведение шокирует окружающих (например, участники некоторых телевизионных конкурсов и шоу, завсегдатаи караоке-баров, посещающие их в трезвом виде , и другие.), или пренебрегает любыми предупреждениями об опасности, то он также ведет себя не слишком разумно. Однако большинство людей не впадают в такие крайности, и не следует считать, что один тип личности «лучше», чем другой.

ПРЕДИСЛОВИЕ:

В поисках подходящих тестов и опросников изучающих личность, я пересмотрела огромное количество материала. Одни из них были примитивны настолько, что не хотелось тратить время на из прохождение, а потом на их обpaботку. Тесты из серии "Кому мыть посуду" не имеют никакого отношения к глубокому изучению личностных свойств. Другие опросники были слишком сложны. Их обработка походила на решение задач из высшей матиматики.

О системах тестирования и опросов вы узнаете подробней в этой книге. Ее авторы являются одними из самых известних в области исследования личности и поэтому я остановила свой выбор имеено на этой книге. И позволила себе по ходу редактировать текст (отмечен звездочками - * текст* ), делая его более простым для понимания. Уверена, что господа Ганс АЙЗЕНК и Гленн ВИЛЬСОН простили бы мне эту вольность, так как моя цель довести их идеи до всех достаточно грамотных и думающих людей, желающих изучить себя и понять свои возможности и потенциал для дальнейшего саморазвития. И если эта книга попала вам в руки, значит вы уже на пол-пути к успеху.

Хочу обратить ваше вниминие на условия, при которых вы должны отвечать на вопросы. Прежде всего в спокойной обстановке, не задумываясь слишком долго над ответом, так как первая мысль самая верная. НО, повторюсь, что нет правильных или не правильных ответов. Они только ваши и они уникальны, и в этом их ценность. УДАЧИ!

АЙЗЕНК Ганс Юрген (Eysenck H.J.) - английский психолог (родился в Германии), профессор Лондонского университета, руководил психологической лабораторией Института психиатрии (Лондон). Один из основателей клинико-психологического направления исследований в Великобритании. Известен многочисленными работами в области исследования расстройств личности, ее структуры, факторов развития. Г. Айзенком внесен значительный вклад в разработку психодиагностических методов, поведенческих методов лечения неврозов и других расстройств личности, проблем исследования интеллекта. Г. Айзенк является автором оригинальной модели личности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной теории памяти. Основные работы: "Многомерность личности", "Биологические основы личности", "Структура человеческой личности", "Контроль за сознанием". Основал журнал "Исследование поведения и терапия".

ВИЛЬСОН Гленн (Wilson G.D.) - английский психолог, долгое время работал вместе с Айзенком в Лондонском Институте психиатрии. Эксперт в области индивидуальных различий, сексуального поведения, прикладной психологии искусства. Автор более 25 книг, в том числе таких как "Психология консерватизма", "Экспериментальное исследование теории Фрейда" (вместе с Г.Ю.Айзенком), "Любовь и инстинкт". Известен также как актер и оперный певец.

Г.Айзенк, Г.Вильсон КАК ИЗМЕРИТЬ ЛИЧНОСТЬ

1. ВВЕДЕНИЕ

"Познай самого себя" - любили повторять древнегреческие философы. Этот совет не утратил своей актуальности и сегодня. Действительно, если человек не сумел достаточно хорошо разобраться в самом себе, то ему будет очень трудно найти свое место в жизни, свое призвание (где мне учиться и что изучать?), трудно подобрать себе подходящее занятие (какую профессию мне выбрать?), его ожидают большие сложности в семейной жизни (с каким типом

file:///F|/New Folder/1.htm (1 of 10)1/20/2010 8:10:46 PM

женщины/мужчины я буду счастлив(а) в браке?) и т.д. Иначе говоря, принимая то или иное жизненно важное решение, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой выбора, и в этой ситуации верная самооценка имеет первостепенное значение. Профессиональные психологи знают немало случаев, когда человек принимал, казалось бы, верное, со своей точки зрения, решение, в то время как для его друзей или близких ошибочность такого решения была очевидна заранее. В большинстве подобных случаев причина ошибки заключалась в неверном самовосприятии, т.е. в неудачной попытке человека понять самого себя. Поэт Роберт Бернc сказал об этом так:

О, если б нам силы небесные дали Взглянуть на себя, как глядят на других! Сколь многих ошибок бы мы гих!

Сколь многих ошибок бы мы избежали, И глупых гаданий, и мыслей пустых.

Задача этой книги состоит в том, чтобы дать читателю редкую возможность посмотреть на себя как бы со стороны, т.е. увидеть себя таким, каким вас видят другие люди. А если говорить коротко, то наша цель - помочь вам свести к минимуму естественный субъективизм самооценки. Конечно, мы не можем гарантировать вам ни того, что вы будете свободны от "блуждания в темноте", ни того, что вы будете защищены от "дурацких идей" на свой счет. Нужно иметь в виду и следующее обстоятельство: эта книга по своему жанру стоит в одном ряду с книгами "Узнай свой IQ" и "Проверь свой IQ" и представляет собой как бы завершение этой "психологической трилогии". Однако если в указанных выше изданиях речь шла об интеллектуальных способностях человека, то в этой книге мы будем говорить исключительно о личностных особенностях.

Мы решили построить свое изложение по схеме, ставшей уже традиционной для таких изданий: в коротком вступлении излагаются основные концепции, объясняется методика составления тестов, затем предлагаются сами тесты и способы самостоятельной интерпретации полученных результатов. Возможно, кому-то наше вступление к этой книге может показаться лишним: вопросы тестов сформулированы доходчиво, да и подсчет результатов не вызовет затруднений. И тем не менее авторы настоятельно рекомендуют вам прочитать эти несколько вступительных страниц, прежде чем вы начнете работать непосредственно с тестами. Поверьте, вы об этом не пожалеете!

Итак, прежде чем начать разговор о том, что такое личностные особенности, как они проявляются и как можно их измерить, мы должны располагать некой исходной теоретической моделью, которая смогла бы объяснить эти особенности и представить их в соответствующих понятиях. К примеру, древние греки использовали в этих целях теорию четырех типов темперамента, согласно которой все люди, в зависимости от своих индивидуальных качеств,

четко делились на сангвиников, флегматиков, холерикови меланхоликов. Эти термины уже давно вошли в нашу повседневную жизнь, потому что наблюдения, на которых были основаны описания этих типов, оказались весьма точными.

Добавлю характеристики типов для простоты восприятия

Cангвиник - cильный уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник - человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием

file:///F|/New Folder/1.htm (2 of 10)1/20/2010 8:10:46 PM

Г.Айзенк, Г.Вильсон. Как измерить личность.

нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик peaгирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

Xолерик - cильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

Меланхолик - слабый тип. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

Мы и сейчас можем пользоваться этими терминами, без особого труда распознавая с их помощью склад характера того или иного человека. И все же греки ошибались, утверждая, что любой человек является примером того или иного типа темперамента в его, так сказать, чистом виде. В действительности большинство из нас сочетают в своем характере качества двух и более указанных типов темперамента, являя собой некий комбинированный тип личности. У теории четырех типов темперамента, восходящей к древним грекам, оказалась долгая история: эта теория господствовала в науке на протяжении двух тысяч

лет и была окончательно отброшена только в начале нашего столетия.

Современные психологи предпочитают теорию свойств, или черт, личности, в основе которой лежит описание привычных форм поведения, таких, к примеру, как общительность, упорство, импульсивность и т.п. Эти психологические термины очень широко используются в нашей повседневной речи. Так, в английском языке насчитывается около 4500 названий личностных черт, и хотя часть из них - синонимы или близкие по смыслу описания поведения определенного типа, число оставшихся психологам терминов очень велико. Даже с учетом того обстоятельства, что многие из этих терминов узкоспециальные, а другиене столь важные, задача отсортировать их оказывается далеко не простой. Представьте себе свое положение, если бы мы напечатали в этой книге список из 4000 слов-характеристик и предложили вам разобраться в них самостоятельно!

Путь, избранный психологами для выхода из этой ситуации, состоял в группировке названий личностных черт по сходству их значений или по описываемому ими поведению и разработке опросников, предназначенных для измерения того центрального смыслового ядра, которое лежит в основе проведенной классификации. Опросник представляет собой просто список вопросов, относящихся к поведению индивида, его предпочтениям, реакциям, установкам и мнениям. Напротив каждого из вопросов стоят два варианта ответов - "да" или "нет" (встречается также знак "?", что означает "затрудняюсь ответить"). Человек, заполняющий предложенный ему опросник, просто отмечает тот вариант ответа, который он считает для себя верным. Понятно, что в такого рода опросниках не может быть "правильных" или "неправильных" ответов в отличие, скажем, от тестов, выявляющих уровень умственных способностей. Так, на вопрос "Часто ли у вас случаются головные боли?" люди ответят по-разному, совершенно не задумываясь над тем, какой из ответов будет "правильным", а какой- "неправильным" (хотя

file:///F|/New Folder/1.htm (3 of 10)1/20/2010 8:10:46 PM

Г.Айзенк, Г.Вильсон. Как измерить личность.

согласитесь, что в этом случае все же приятнее было бы ответить "нет", чем "да").

Такие опросники стали сегодня весьма популярны: сотни их, различных по тематике и объему, кочуют по страницам газет и журналов. И в этой связи очень важно понять одну вещь: между опросниками, составленными для развлечения журналистами, и теми, которые сконструированы и валидизированы профессиональными психологами для научных целей, есть существенная разница. В конечном счете любой из нас может собрать серию неких вопросов и на их основе подготовить свой собственный опросник. Вы спросите, чем же тогда он отличается от профессионального? Коротко говоря, тем, что он не основан на какой-либо проверенной теории и представляет собой произвольный набор вопросов, при формулировке которых даже не пытались оценить их достоверность и надежность. Кроме того, недостатком этих "самоделок" является отсутствие стандартизации на репрезентативной выборке. Такие опросники могут казаться забавными, но их совершенно нельзя воспринимать всерьез.

Профессиональные опросники создаются совершенно иначе. Большая часть времени уходит на то, чтобы разработать базовую модель или теорию, отобрать и выверить различные варианты предлагаемых вопросов; затем проводится стандартизация опросника на различных репрезентативных выборках населения. Немало усилий требует и другая задача: доказать, что данный тест "измеряет" именно то, что его создатели собирались "измерить", т.е. отвечает своей цели. Остановимся на всех этих моментах несколько подробнее, чтобы вы смогли лучше понять, о чем, собственно, идет речь.

Начать надо с разработки определенной теоретической модели личности. Предположим, что имеется нескольких черт личности, которые нам было бы интересно "измерить", например, общительность, экспрессивность, импульсивность, способность рисковать, склонность к размышлениям, ответственность и, наконец, физическая активность. Далее, нужно составить список тех вопросов, которые, как мы считаем, связаны с каждой из выбранных нами черт. Следующий этап - предварительное тестирование, в ходе которого регистрируются реакции значительного числа людей различного образовательного и интеллектуального уровня на предложенные им вопросы; после этого принимается окончательный список скорректированных вопросов, который используется для полномасштабного опроса больших групп населения. Однако работа над опросником на этом не заканчивается. Теперь нам предстоит проанализировать все полученные ответы с учетом одного важного обстоятельства. Предположим, мы поставили своей целью "измерить" уровень общительности. Давайте рассмотрим с этой точки зрения два вопроса из тех, что были включены в наш список, например, "Любите ли вы ходить на вечеринки?" и "Легко ли вам начать разговор с незнакомыми людьми?" Ответ "да" на каждый из этих вопросов дает балл в пользу высокого уровня общительности. Но отсюда следует, что оба вопроса измеряют одну и туже переменную (общительность) и что большинство людей, ответивших "да" на первый вопрос, точно так же ответят и на второй; соответственно, ответившие "нет" на первый вопрос и на второй ответят сходным образом. Это требование имеет принципиальное значение; если же два вопроса совершенно не зависят друг от друга, то очевидно, что они не могут измерять один и тот же параметр.

Статистический анализ легко покажет, что оба этих вопроса удовлетворяют данному требованию. Правда, в нашем примере сами вопросы настолько схожи по смыслу, что такое заключение почти очевидно. В более сложных случаях, однако, на этот счет могут возникнуть сомнения; часто можно столкнуться и с обратным явлением: вопросы коррелируют между собой, хотя априори этого совсем не предполагалось. Ясно одно: тщательный статистический анализ взаимосвязи между разными пунктами опросников является абсолютно необходимой частью работы по конструированию профессионального теста. В ходе такого анализа те элементы опросника, которые не коррелируют (* взаимодействуют или имеют связь* ) с остальными, должны быть исключены, сколь бы привлекательными они нам ни казались. Только при этом условии мы сможем получить опросник, состоящий из однородных пунктов, и быть уверены, что все они измеряют одну и ту же черту личности. Дело это весьма непростое: часто приходится опробовать не одну сотню вопросов, чтобы наконец прийти к такому их набору, где все вопросы в

file:///F|/New Folder/1.htm (4 of 10)1/20/2010 8:10:46 PM

Г.Айзенк, Г.Вильсон. Как измерить личность.

достаточной степени различны (ясно, что они не должны быть слишком схожими) и в то же время достаточно однородны, ибо только в этом случае мы сможем с высокой степенью уверенности утверждать, что все отобранные нами пункты опросника четко связаны с одной и той же чертой личности. Конечно, важным подспорьем при отборе вопросов будет просто здравый смысл, однако полностью полагаться на него было бы ошибкой: без статистического анализа в этом деле не обойтись.

Допустим, мы справились с этой задачей и составили несколько опросников, предназначенных для измерения выбранных нами характеристик личности. Следующий шаг - экспертиза опросников на предмет их независимости друг от друга. Руководствуясь здравым смыслом, житейским опытом или собственными чувствами, мы можем предположить, что, скажем, общительный человек более импульсивен по сравнению с необщительным или что импульсивные люди чаще других принимают рискованные решения, а физически активные - менее склонны к размышлениям и реже других обладают чувством ответственности. Конечно, остается реальная возможность, что разные черты личности не являются полностью независимыми. Поэтому другая задача, которую психологи поставили перед собой и исследуют в течение уже многих лет, состоит в обнаружении корреляций между отдельными чертами личности. Полученные здесь результаты не оставляют сомнений в существовании достаточно выраженной взаимосвязи между различными чертами личности, и это обстоятельство обязательно должно быть учтено в работе над созданием теоретической модели личности. Так психологи пришли к мысли использовать иерархическую модель личности.

Эта модель показана на рисунке 1 в форме диаграммы. Все семь характеристик, которые мы собирались измерять, связаны между собой; все они коррелируют в том смысле, что общительные люди, как правило, отличаются импульсивностью, им свойственны также активность, склонность к риску, экспрессии, но в то же время им недостает рефлексивности(* рефлексия - это поведение человека в какой-либо жизненной ситуации, основанное на его жизненных принципах и его уровне самоконтроля в общении* ) и чувства ответственности. Комбинация этих качеств определяет общую, более объемлющую черту личности, получившую название экстраверсии.

Другими словами, в описание экстраверсии входят все те черты личности, корреляция между

file:///F|/New Folder/1.htm (5 of 10)1/20/2010 8:10:46 PM

Г.Айзенк, Г.Вильсон. Как измерить личность.

которыми доказана эмпирически - * опытным путем* . Можно назватьэкстраверсию типом, но в более современном значении этого термина, из которого отнюдь не следует, что каждый из нас непременно является либоэкстравертом , либоинтровертом . Напротив, этот термин как раз указывает на то, что между двумя крайними полюсами имеется целый континуум* (от лат.continuum - непрерывное)* промежуточных состояний и что большинство людей тяготеет к центру, а не к полюсам. На самом деле люди распределяются между этими полюсами точно так же, как они распределяются по росту или умственным способностям,- лишь немногие обладают очень высоким ростом или выдающимися умственными способностями; немного людей имеют очень маленький рост или крайне низкий интеллект. Большинство людей находится в середине континуума, т.е. имеет средний рост и средний интеллект. В этой книге мы будем использовать понятие "тип" в современном его значении, а не в устаревшем, когда оно обозначало те или иные эксклюзивные группы.

Термины "экстраверсия " и "интроверсия " сразу вызывают ассоциацию с именем швейцарского психиатра К. Г. Юнга, вышедшего из школы Фрейда. (Исключенный самим Фрейдом из числа учеников, Юнг впоследствии основал собственную научную школу.) На самом деле у этих терминов довольно долгая история: они встречаются уже в первом словаре английского языка доктора Джонсона, хотя имеют там несколько иное значение. Однако в XIX в. эти термины начали использоваться писателями и широкой публикой уже в своем современном (или близком к нему) значении. Сам Юнг заимствовал эти термины для обозначения некоторых очень сложных по структуре личностных характеристик, которые имели мало общего с наблюдаемым поведением человека; он разделил также психику человека на четыре компонента, каждый из которых мог быть экстравертивным или интровертивным. Считая, видимо, такое представление недостаточно сложным, он утверждал, что каждый из этих четырех компонентов существует как в сознательной, так и в противоположной ей подсознательной форме. Другими словами, если ваша функция чувств или функция мышления являются осознанно интровертными, то в вашем подсознании они выступают как экстравертные. Данная теория насколько запутана и трудна для понимания, что в настоящее время практически никто или лишь единицы психиатров и психологов принимают ее всерьез.

Экстраверсия - интроверсия является одним из современных типологических концептов. А есть ли другие? Большинство специалистов, работающих в этой области, сходится на том, что можно выделить и подтвердить убедительными эмпирическими данными еще, по крайней мере, два типологических концепта. Правда, гораздо меньше согласия наблюдается в том, как эти типы должны называться. Психологи всегда отличались весьма ревнивым отношением к своим собственным терминам и упорным нежеланием использовать терминологию, предложенную их коллегами из других научных школ. Поэтому при первом взгляде на литературу по этому вопросу может показаться, что все оперируют разными понятиями, хотя на самом деле обсуждаются одни и те же черты и типы характера. Что касается данной книги, то используемая здесь терминология тоже до некоторой степени спорна; в принципе могли бы быть использованы и другие термины. В конечном счете это не имеет принципиального значения: роза всегда останется розой, как ее ни назови...

Итак, второй типологический концепт, о котором сейчас пойдет речь, может называться эмоциональностью, или тревожностью, или плохой приспособляемостью, или нестабильностью, или нейротизмом (возможны и другие термины). Данная теоретическая модель также основывается на том эмпирическом факте, что различные личностные качества коррелируют друг с другом.

file:///F|/New Folder/1.htm (6 of 10)1/20/2010 8:10:46 PM

Г.Айзенк, Г.Вильсон. Как измерить личность.

Из приведенной на рисунке 2 диаграммы видно, что этот личностный тип включает такие черты, как низкая самооценка, подавленность, тревожность, навязчивость, недостаток автономии, ипохондрию и чувство вины. Правда, корреляции между этими чертами личности не очень велики, но существует отчетливая тенденция, что человек, набравший высокий балл при измерении одного из этих качеств, получит столь же высокий балл и по всем другим.

Прежде чем обратиться к третьему личностному типу, читателю было бы, наверно, интересно на конкретном примере познакомиться с тем, какого рода вопросы позволяют выявить конкретный тип личности и какого рода связи можно обнаружить между этими вопросами, когда на них отвечают типичные представители всего населения. С этой целью мы предлагаем вашему вниманию следующие двенадцать вопросов. (Конечно, их число слишком мало для того, чтобы получить сколько-нибудь содержательные результаты, этот опросник приводится здесь исключительно для иллюстрации. Некоторые из этих вопросов вы встретите потом в опросниках, содержащихся в данной книге.) Один совет: прежде чем заглядывать в расшифровку ответов, не поленитесь сами ответить на эти двенадцать вопросов.

Опросник:

Вам случается чувствовать себя в иные моменты то подавленным, то счастливым без явных

на то причин?

Бывают ли у вас частые подъемы и спады настроения, вызванные конкретными причинами

либо спонтанно?

Вы часто бываете хмурым(ой)? Да Нет

Вы часто "отключаетесь" в то время, когда нужно быть особенно сосредоточенным?

Часто ли во время общего разговора вы "погружаетесь в себя"? Да Нет

Случается ли так, что в иные моменты вас то переполняет энергия, то одолевает пассивность

и вялость?

Нетт

Предпочитаете ли вы сами действия процессу планирования своих действий?

Вы счастливы, когда участвуете в проекте, требующем немедленных действий?

Вы обычно берете на себя инициативу в обретении новых друзей?

file:///F|/New Folder/1.htm (7 of 10)1/20/2010 8:10:46 PM

Г.Айзенк, Г.Вильсон. Как измерить личность.

А теперь подведем итоги. Ответив "да" на любой из первых шести вопросов, вы получаете за каждый ответ один балл в пользу эмоциональности, в то время как ответ "нет" никак не оценивается. Сходным образом, каждый ответ "да" на любой из последних шести вопросов дает один балл в пользу экстравертивности. Таким образом, мы получаем две суммы баллов, каждая из которых может варьировать от 0 (очень стабильный, очень интровертивный) до 6 (очень нестабильный эмоционально, очень экстравертивный). У большинства тестируемых сумма баллов обычно равна 2, 3, максимум 4; данные значения указывают на среднюю степень эмоциональности или экстравертивности.

Откуда мы знаем, что предложенные двенадцать вопросов попадают в две независимые группы и полученные там оценки могут складываться? И здесь мы вновь вынуждены воспользоваться статистическим методом подсчета корреляций. Выяснилось, что первые шесть вопросов, равно как и последние шесть, тесно коррелируют между собой, тогда как между двумя этими группами по шесть вопросов корреляция полностью отсутствует. Данная ситуация наглядно представлена на рисунке 3, где графически отображены корреляции между всеми двенадцатью вопросами. Угол в девяносто градусов указывает на полное отсутствие корреляции, а угол в ноль градусов свидетельствует о идеальном совпадении. Видно, что две группы точек по шесть каждая расположены под прямым углом друг к другу, демонстрируя отсутствие корреляции между этими группами. В то же время шесть вопросов, которые составляют каждую из групп, располагаются на диаграмме очень кучно, что опять-таки наглядно демонстрирует очень высокую корреляцию вопросов внутри каждой группы. Таким образом, нет ничего субъективного в нашем делении вопросов на две разных группы; основанием для такой группировки явились объективные данные о классификации ответов, полученных на определенных выборках населения.

Было бы здорово, конечно, если бы на самом деле удалось отыскать такие вопросы, которые бы так же четко распадались на отдельные группы. К сожалению, это относится лишь к идеальному случаю: есть немало вопросов, которые соотносятся с двумя (и даже более) чертами и даже типами личности. Эту трудность можно преодолеть с помощью различных статистических

file:///F|/New Folder/1.htm (8 of 10)1/20/2010 8:10:46 PM

Г.Айзенк, Г.Вильсон. Как измерить личность.

ухищрений; мы можем сосчитать подобный вопрос дважды (соответственно, для каждой из двух черт личности, с которыми этот вопрос соотносится), или же мы можем "отключить" его посредством другого вопроса, оцениваемого с противоположным знаком. Есть и такой прием: использовать подобный "двойственный" вопрос только применительно к одной черте личности и не рассматривать его соотношение с другой чертой и поступить точно так же, но в противоположном направлении с другим вопросом, который тоже соотносится с двумя чертами личности. Вообще при конструировании опросников возникает немало проблем, однако мы слишком отвлечемся от нашей темы, если станем их здесь разбирать. Главное заключается в том, что эти проблемы хорошо известны психологам, и они научились находить пути и методы их решения.

Итак, мы рассмотрели два психологических типа, и если объединить их вместе, то получится модель, которая обнаруживает некоторое сходство с древнегреческим учением о четырех типах темперамента. Это достаточно хорошо видно на рисунке 4, где две размерности (или две оси) -

экстравертность - интровертностьи эмоциональная стабильность-

нестабильность - при своем пересечении образуют четыре квадранта. В один квадрант попадают нестабильные экстраверты, в другой - нестабильные интроверты, в третий - стабильные интроверты и в четвертый - стабильные экстраверты. По внешнему краю круга расположены названия некоторых черт, характерирующих каждый из четырех квадрантов, а внутри квадрантов, в малой окружности, вписаны названия соответствующих греческих типов темперамента. Таким образом, меланхолик - это нестабильный интроверт, холерик - нестабильный экстраверт, флегматик - стабильный интроверт, а сангвиник - стабильный экстраверт. Эти две схемы, или модели, отличаются главным образом тем, что в греческой модели любого человека можно было отнести лишь к одному из четырех квадрантов, в то время как на современной схеме возможны любые комбинации баллов на двух ортогональных осях.

Если представленные здесь типы личности действительно имеют какое-то значение, то распределение представителей различных социальных и профессиональных групп по

file:///F|/New Folder/1.htm (9 of 10)1/20/2010 8:10:46 PM

Г.Айзенк, Г.Вильсон. Как измерить личность.

квадрантам не должно быть одинаковым. Так на самом деле и оказалось. Например, спортсмены, парашютисты, а также солдаты войск особого назначения почти всегда оказываются в квадранте сангвиников, поскольку сочетают в себе эмоциональную стабильность с экстравертивностью. Такая связь прослеживается даже у детей: так, дети, которые быстро учатся плавать, почти всегда оказываются в квадранте сангвиников. В то же время преступники, например, тяготеют к квадранту холериков, невротики - к квадранту меланхоликов. Последние две группы почти в равной мере нестабильны, но большинство преступников - экстраверты, в то время как большинство невротиков - интроверты. Ученых, математиков и удачливых предпринимателей чаще всего можно обнаружить в квадранте флегматиков, но при этом должно быть ясно, что их флегматичное поведение ни в коем случае не распространяется на работу! Необходимо отметить следующее: ни одну из обозначенных здесь связей нельзя считать абсолютной, это лишь тенденции, хотя и весьма отчетливые. Ясно, что не все преступники оказываются холериками, и не все холерики - преступники! Все эти вещи важно видеть в жизненной перспективе, ибо любые личностные особенности - это лишь одно из многих определяющих условий, в результате которых человек становится невротиком, спортсменом, преступником, парашютистом или удачливым бизнесменом. На выбор человека и принятие им того или иного решения могут повлиять и его способности (как умственные, так и физические), и удачное стечение обстоятельств, и его возможности, и многое другое. Личностные качества важны, но было бы ошибкой утверждать, что они всеопределяющи.

назад вперед

Ганс Юрген-Айзенк профессор Лондонского университета, психолог-диагност, руководитель психологической лаборатории института психиатрии в Лондоне. Является основателем клинико-психологического исследования. Написал множество работ в этой области. Он является автором теории личности, которую он создал на естественнонаучном подходе. На основе этих исследований в середине 70-х им была написана книга «Как измерить ». Различия между людьми Айзек рассматривает как следствия генетических особенностей. В основу личностных особенностей человека положены четыре основные характеристики: экстравертность– интровертность, эмоциональная нестабильность- уравновешенность, упорство-уступчивость, чувство.

Каждый тип делится на семь субфакторов. Если человек не смог хорошо разобраться сам в себе, изучить себя как личность, ему очень трудно будет определить свое место в жизни, найти свое призвание. Существует немало случаев, когда человек принимал, казалось бы, для него, верное решение, в то время для окружающих ошибочность этого решения была очевидна. Причина этих ошибок кроется в неправильном самовосприятии себя как личности.

Всего им было написано более 20 книг (узнать о других его книгах ), но эта книга занимает особое место среди всех его книг благодаря ее содержанию доступному любой группе читателей. Книга написана весьма доходчиво, не смотря на раскрытие весьма сложных вопросов, таких как измерение качеств личности, основанных на практических примерах. Введение книги представляет методику составления опросников для определения типа личности и их применение. Основная часть книги посвящена непосредственно определению типов личности и дает возможность сравнить его со стандартными профилями.

Что предлагает автор в книге Как измерить личность

Автор предлагает новую теорию свойств личности основанной не на темпераменте, а на формах поведения личности. Тип личности определяется по простым вопросам, которые учитывают предпочтения личности, мнения и установки. Затем при помощи простых подсчетов определяется тип личности. Оценка своих личностных особенностей позволит иначе взглянуть на окружающих его людей, особенно на членов семьи. В содержании книги автор демонстрирует использование психометрического подхода к таким свойствам человека как сексуальность, чувство юмора, политические и социальные ориентации.

Каждый человек сочетает в себе и добрые и дурные качества. Если вы чувствуете раздражение по отношению к другим людям, вы должны твердо знать, это раздражение не из-за того что человек плохой, просто он не похож на вас.

Кому будет интересна книга Ганса Айзенка

Эту книгу не обязательно рассматривать как научный трактат, ее можно читать и для развлечения, можно провести самотестирование, сравнить свои результаты с результатами друзей и знакомых. Книга «Как измерить » подойдет и тем, кто интересуется изучением личности с научной точки зрения. Может быть использована студентами и начинающими психологами.

Основная задача этой книги дать возможность читателю посмотреть на себя со стороны, увидеть себя таким, каким видят его окружающие, т. е. свести к минимуму самооценку собственного субъективизма.

Быть здоровым легко!