Поведение человека складывается из отдельных поведенческих сценариев, которые начинают закладываться ещё в детстве и потом на протяжении всей жизни добавляются и совершенствуются. Таким образом, каждый человек, в общем, знает, как нужно правильно себя вести в той или иной ситуации на основании своего опыта. Но некоторые поведенческие сценарии, усвоенные ранее, нам мешают, а не помогают. При помощи НЛП возможно безболезненно заменить неработающие или негативные сценарии поведения и перестать делать глупости, которые вам мешают достичь своих целей в жизненных ситуациях.

Как изменить привычные реакции при помощи НЛП

Бывают моменты, когда случайно сказанная фраза буквально выбивает человека из колеи. До этого всё было хорошо, переговоры велись в правильном направлении, но прозвучала эта фраза, и человек занервничал, вышел из себя, в результате переговоры сорваны, сделка провалилась.

При помощи техник НЛП можно предусмотреть и исправить такую ситуацию. Давайте на примере посмотрим, как это сделать.

Меняем сценарий поведения

Давайте попробуем вспомнить какую-то ситуацию из жизни, при которой до определённого момента всё было хорошо, но после какой-то случайно сказанной фразы или слова всё изменилось.

  1. Погрузимся в эту ситуацию. Необходимо представить эту ситуацию в виде фильма, вернее, в виде киноплёнки, на которую записан фильм.
  2. Теперь просмотрим этот кинофильм кадр за кадром. Вот всё идёт хорошо, хорошо, но вот мы дошли до момента срыва, и далее началось неправильное поведение нашего героя.
  3. Отрезаем этот кусок плёнки, где записано плохое кино с неправильным поведением главного героя.
  4. Но при этом оставляем кадры самого момента срыва, кадры с плохой фразой.
  5. Теперь необходимо успокоиться, обдумать ситуацию, и записать другое кино, в котором после ключевой фразы главный герой теперь будет вести себя спокойно и правильно.
  6. Если трудно самостоятельно выработать правильную стратегию поведения, то можно прибегнуть к помощи любимых кино-героев – представить, как бы они себя повели в этой ситуации.
  7. Потом склеиваем новый фильм, приклеив получившийся «правильный кусок» после ключевой фразы. Теперь нужно вновь просмотреть это кино и убедиться, что после ключевой фразы нет никакого срыва, наш герой сдержан и ведёт себя правильно.

Всё. Ситуация исправлена. Любые переговоры пройдут успешно, и сделка состоится.

Прокручиваем новый, исправленный сценарий поведения

Теперь достаточно перенести этот вымышленный фильм в реальную жизнь, и когда в следующий раз возникнет подобная ситуация, уже будет ясно, как себя вести, потому что на этот случай у нас есть учебный фильм.

  • Ситуации в жизни бывают разные.
  • Разными бывают и фразы, которые могут вывести человека из себя.
  • Разными могут быть и сами сценарии.

Поэтому таких «учебных фильмов» нужно записать несколько, для разных жизненных ситуаций. И перед следующей беседой просматривать некоторые из этих «учебных фильмов», которые могли бы пригодиться во время беседы с очередным клиентом.

Точно так же работает процесс при исправлении поведения в отношениях с любимым человеком. Просмотрите фильм со своей последней ссорой и замените проблемный кусок новым решением. Успеха!

Прочтите также:

Почему же мы так часто бываем несчастны?
Живём не так как нам хотелось бы...
Не с тем с кем нам хотелось бы..
Работаем не на той работе, которая на самом деле нам нравится...
И много много всего в нашей жизни вовсе не так, как нам хотесь когда-то давно в юности, в молодости. Тогда ведь казалось, что жизнь будет такой прекрасной, интересной и обязательно счастливой...

Для того, чтобы разобраться в этих вопросах нам с вами вначале нужно понять какой же механизм запускает все несчастья в нашей жизни.
Психологи установили, что все упущенные возможности в жизни человека происходят из-за его пассивности.

В определении пассивности я буду опираться на то, как её трактует Трансактный анализ.
Оказывается пассивность - это способ поддержания своего сценария, неосознанности, автоматизма. Человек, у которого частенько отмечается пассивность, фактически большую часть своего времени находится в Адаптивном Ребёнке. Пассивное поведение возникает у людей в моменты стресса и не приводит к разрешению ситуации, к решению проблемы.

Таким образом, пассивное поведение - это такое поведение, которое не решает проблему!!!

Давайте рассмотрим, какие виды пассивного поведения бывают:
Ничегонеделание - человек нервничая, просто прекращает предпринимать какие-либо действия. Он просто замирает, как ребёнок в утробе матери. Часто такое наблюдается на экзаменах, когда у человека от страха все мысли исчезают из головы и он замирает, ничего не может ответить.
Сверхадаптация - человек подстраивается под желания других людей, а свои собственные желания, потребности не осознает. При этом он не решает свои жизненные задачи, а делает то, что указывают ему другие. У этих людей очень часто встречается в речи слова: мне надо, я должен. На самом деле «должен» - это чужое хочу. Я таких людей спрашиваю: Как интересно, ты должен? Кому и что ты должен? А сам ты что хочешь?
Ажитация - в момент стресса человек вместо того, чтобы предпринимать что-либо для разрешения ситуации, начинает в панике суетиться, лихорадочно повторять одни и те же слова, рыдать…
Беспомощность или насилие - человек пытается решить проблему с помощью своей агрессии. Беспомощность - это его агрессия. направлена внутрь себя. Насилие - это агрессия направленная на другого.

Итак, я думаю, вы теперь понимаете, что такое пассивность. Пассивность - это поведение человека, которое не решает возникшую проблему. И как вы видите, люди практически всё время практикуют именно пассивность при решении своих проблем. А уж как эта пассивность выглядит - в виде скандала, оскорблений, криков давления или в виде слёз, - это уже зависти от личностной адаптации человека.

Естественно, что такое неэффективное поведение не сможет привести человека к его счастью. А вот проигрышный сценарий такое поведение конечно поддерживает.

Человек, практикующий в своей жизни пассивность, находится в неосознанном состоянии. Он практически всё время воссоединён со своим Адаптивным Ребёнком или же со своим Внутренним Монстром (Негативным Контролирующим Родителем).

Внутренняя Сила Души заблокирована. Фактически он не является хозяином самому себе. Он стихийно подпадает под влияние своих вредных привычек, часто бывает в раздражении. Ощущает напряжение, неудовлетворённость, упадок сил. Как результат - проблемы в жизни человека и болезни.

О каком счастье и радости жизни тут можно говорить? Всё на пределе сил.

В Трансактном анализе, как вы видите много специфических терминов, понятий. В то же время ТА несёт людям драгоценные знания.

Я, для того, чтобы облегчить понимание простыми людьми всех этих терминов позволяю себе некоторую вольность и ввожу простые и емкие названия, чтобы всё сразу было ясно. Так мне значительно легче разговаривать со своими учениками, клиентами.

Например, по этой теме все виды пассивного поведения я называю Глупым Разрушающим Поведением. А термин осознанность, я часто заменяю на Мудрость. Соответственно вы теперь понимаете, что т.к. при пассивном поведении человек находится в своём сценарии, в Адаптивном Ребёнке или в Контролирующем Негативном Родителе, то можно сказать иначе по-простому:

Большую часть времени люди, к сожалению, практикуют Глупое Разрушающее их жизнь Поведение. Они не являются Мудрыми, потому что при общении с близкими, при решении жизненно важных задач проявляют свои самые неприглядные маски - состояние Жертвы или свою часть, называемую Монстром.

Каков же механизм, который поддерживает такое сценарное поведение человека, как пассивность?

У кого, какие есть мысли, каким образом мы регулярно в нашей жизни запускаем наш сценарий и практикуем Глупое Разрушающее Поведение, вместо того чтобы демонстрировать Мудрое Поведение. Почему мы так себя ведём?

У многих людей есть повторяющиеся, излюбленные сценарии поведения. Это объясняется тем, что все мы, живя и взаимодействуя в социуме, ограничены определенными условностями и факторами этикета. Так, ребенок может подойти к маме и сказать: «Пожалей меня, меня обидели» или: «Похвали меня, я ведь хорошо прочитал стихотворение». Для взрослого человека такое поведение нелепо, однако его подсознание (на которое приходится 5/6 перерабатываемой информации по отношению к 1/6, приходящейся на сознание) нуждается в самовыражении и подает сигналы с помощью специфических «сценариев». При условии, что они повторяются довольно часто, мы можем понять, в каких мотивационных психологических факторах и сигналах нуждается кандидат. Рассмотрим несколько типичных примеров сценариев, обсудим, как их можно интерпретировать и каким образом вести себя с человеком, если мы хотим расположить его к себе и мотивировать на взаимодействие (при проведении психоанализа или психокоррекции стоит другая задача - модифицировать поведение и восприятие, однако этого аспекта мы практически не будем касаться).

«Ни на что не хватает времени / Такая нагрузка / Все на мне»
Такой сценарий является одним из самых распространенных, причем в одних случаях человек действительно не умеет управлять своим временем, вследствие чего перегружен, а в других его загрузка вполне нормальна, и он прекрасно справляется с порученным объемом работы. Но на самом деле это не имеет особого значения.
Основной сигнал, посылаемый в такой ситуации, состоит в следующем: «Я действительно значим, я действительно полезен, без меня нельзя обойтись». Его поведение свидетельствует о том, что такому человеку не хватает признания собственной значимости. Наиболее предпочтительная реакция - подтверждение этой значимости, периодическая похвала и поддержание разговора о том, как вы (возможно, не только вы, но и другие люди) цените то, что он делает. Следует подтвердить, что от мнения и действий этого человека действительно многое зависит. Очень часто такой сценарий становится повторяющимся в ситуациях, когда сотрудник не получает возможности карьерного роста, на который претендует, или когда работа сама по себе не дает необходимого человеку признания. Тогда это может и должно быть компенсировано руководителем. Сам по себе такой сценарий не опасен, его нельзя считать особенно негативным, но он помогает корректировать подход к мотивации сотрудника.
Неправильная и непродуктивная реакция: советы по управлению временем, тем более упреки в неправильном планировании дня (это можно и нужно делать, но не в момент проявления сценария); отказ от обсуждения темы как таковой со ссылкой на собственную занятость; использование элемента «соревнования» («Да что там у тебя, вот я...»).
«Все пропало/Никто меня не понимает»
Данный сценарий говорит о повышенной потребности человека в сочувствии, эмпатии, сопереживании.

Правильная реакция заключается в том, чтобы подтвердить: вы разделяете эмоции человека и в целом согласны, что в жизни мы действительно часто сталкиваемся с непониманием. Мысль о том, как это трудно пережить, можно подтвердить примерами из собственной жизни (но избегая сравнений). Следует постепенно уводить человека от этой темы, переводя разговор на продуктивные пути выхода из сложной ситуации или на другой предмет. Зацикливание на обозначенной проблеме может привести к неадекватной реакции собеседника и его депрессивному состоянию. Главное, о чем стоит задуматься руководителю, - это является ли такое настроение сотрудника временным или постоянным. Если оно временное, то мы можем просто увеличить «дозу» адресованных ему эмпатии, сопереживания. Если же это его постоянное состояние, то оно, как правило, свидетельствует о наличии у него достаточно серьезных комплексов и жизненных проблем. В такой ситуации важно определить, как они сказываются на работе и готов ли руководитель постоянно оказывать данному сотруднику поддержку.
Неправильная реакция: утверждать, что все проблемы собеседника - ерунда, не стоят внимания или очень легко разрешимы; обвинять собеседника; использовать элемент соревнования.
«Все они (мужчины, начальники, обеспеченные люди, женщины и пид.) -ругательное слово (проходимцы, идиоты, дуры и пид. в зависимости от ситуации) /Не хочу никакого дела иметь с...»
Этот сценарий демонстрирует защитную реакцию человека, который, чувствуя себя не очень уверенно в определенной сфере, старается нанести опережающий удар. Например, неуверенная в себе женщина (это может быть как постоянным, так и временным ее состоянием) очень часто затрагивает тему мужского эгоизма. Механизм защитной реакции очень прост: она нанесла опережающий удар, и теперь ей есть чем объяснить отсутствие отношений или неудачные отношения с мужчинами - она ведь сама их отвергает. Точно так же человек, который испытывает некоторые комплексы по поводу своего социального статуса или
дохода, начинает часто обращаться к идее о том, что все начальники - мягко говоря, не очень хорошие люди, а обеспеченные граждане - воры и взяточники. При этом он как бы заранее оправдывает свою социальную неуспешность тем, что он-то хороший, не такой, как остальные. Подобных примеров можно привести очень много.
Правильная реакция (мы опять-таки говорим о мотивации и расположении к себе, а не о коррекции поведения или восприятия) состоит в частичном согласии (да, действительно, ИНОГДА такое случается) и сопереживании человеку, столкнувшемуся с неприятной для себя ситуацией. Важно понимать, что он ЗАЩИЩАЕТСЯ, поэтому его эпатаж или агрессию не надо воспринимать всерьез: это всего лишь попытка не очень уверенного в себе (в определенной сфере) человека избежать эмоциональных травм. Безусловно, такая самооценка человека и данный тип поведения требуют коррекции, но это отдельная тема. Следует лишь учесть, что подобный повторяющийся сценарий указывает на зоны низкой уверенности в себе и/или некомпетентности. Поэтому, если речь идет о рабочих отношениях («Все клиенты - идиоты», «С поставщиками ни о чем нельзя договориться: сами не знают, чего хотят» и т.д.), руководителю стоит проверить профессионализм и поведение сотрудника именно в этих сферах, а дальше задуматься о мерах по корректировке моделей его поведения или о его обучении.
Неправильная реакция: «Да ты сам/сама...»; вступление в дискуссию (у человека в данный момент не тот настрой); слишком активное поощрение данных высказываний и длительное обсуждение этой темы.
«У меня все равно не получится I Заранее извините...»
Данный сценарий имеет смысл учитывать только в том случае, если он является повторяющимся; если же человек поступает так только в конкретный, отдельно взятый момент, то никаких выводов делать не стоит. В ситуации повторения такой сценарий
очень похож на предыдущий, разве что лишен агрессии и характерен для случаев заниженной самооценки (возможно, в какой-то одной сфере). Человек заранее обезопасил себя на тот случай, если не справится с порученной работой.
Оптимальный вариант: дать понять собеседнику, что он действительно умеет прогнозировать ситуацию и вы приняли его предостережение, однако предложить ему попробовать, заверив, что ничего страшного не произойдет и в том случае, если у него ничего не получится. Впоследствии следует выяснить, что же именно его смущало, и постараться постепенно внушить ему позитивный настрой. В дальнейшем необходимо повышать квалификацию сотрудника в этой сфере, а также его самооценку и уверенность в себе.
Неправильная реакция: отмахнуться от предупреждения, заявив, что все получится; обвинить человека в неспособности хоть что-нибудь сделать; предложить отказаться от попытки что-либо предпринять.
«Да разве могут (умеют)...»
Как правило, данный сценарий возникает, когда речь идет о тех навыках, которыми сотрудник особенно гордится, но при этом не очень уверенно чувствует себя в других сферах. В любом случае, его частое возникновение свидетельствует об имеющихся комплексах: принижая других, человек как бы возвышает себя.
Если вы хотите завоевать расположение сотрудника, порой бывает достаточно с энтузиазмом поддержать эту тему и подтвердить его достоинства. Однако в будущем необходимо корректировать поведение такого человека, т.к. оно может перейти в агрессию и привести к необъективности его самооценки.
Неправильная реакция: «На себя посмотри»; попытка убедить в наличии у «них» каких-то из упомянутых навыков или возможностей.

Следует учесть, что взаимодействие с людьми, у которых данный сценарий проявляется часто и в различных областях, может быть очень непростым и низкопродуктивным.
«Толи дело мы тогда.../В наши годы...»
Данный сценарий также говорит об определенной неуверенности в себе, при этом подчеркивается не конкретный навык, как в предыдущем случае, а «стаж». Если довести такой сценарий до крайности, то мы придем к классической «дедовщине», где уже присутствуют элементы некоторой мстительности и морального садизма, однако его основной причиной можно считать недостаток признания и уверенности в себе в настоящий момент.
Именно поэтому наилучшей реакцией будет подтверждение достоинств данного сотрудника, его прошлых и нынешних заслуг. Но в дальнейшем не следует позволять ему стагнировать и жить прошлым. Необходимо побудить его к развитию, например показав, как много он еще не знает, но может узнать и каких результатов способен достичь в в настоящем и будущем.
Неправильная реакция: объективное сравнение «стариков» и «молодых»; снижение значимости заслуг собеседника в прошлом или настоящем; анализ различий между поколениями.
Если данный сценарий проявляется слишком часто, будьте готовы к прямой агрессии со стороны такого человека по отношению к новичкам или молодежи.
«Я и так все знаю (зачем мне еще чему-то учиться, да и кто меня может чему-то научить?) /Ну что тут может быть нового!»
Защитная реакция, подтверждение собственной значимости, компетентности, профессионализма. Очень часто этот сценарий характерен именно для людей, не вполне уверенных в себе (уверенный в своих способностях и адекватный человек помнит о том, что получение дополнительных знаний всегда полезно).

В такой ситуации следует подтвердить компетентность и прошлые заслуги сотрудника и свести вопрос обучения, повышения квалификации, по сути дела, к обмену опытом, оценке навыков других людей или каких-либо теорий. Такого человека следует чем-то удивить, поразить. Если же подобный сценарий становится доминантным, то почти всегда можно говорить об отсутствии перспектив дальнейшего развития такого работника. Этот момент стоит учитывать при управлении организацией, культивируя в ней идею о том, что перспективность человека и его карьерный рост определяются стремлением развиваться и обучаться.
Неправильная реакция: попытка доказать некомпетентность данного сотрудника (можно удивить его или продемонстрировать ему что-то, чего он не знает, не подчеркивая его неосведомленность); убеждать в том, что обучение полезно.
«Быстрее, быстрее...»
Этот сценарий чаще всего проявляется не только в процессе коммуникации, но и в действиях сотрудника, который стремится все больше и больше ускорить темп жизни. Очень часто такое поведение сочетается с расторможенностью и некоторой суетливостью.
Наиболее правильная реакция - поддерживать общение в привычном для этого человека темпе. Однако в будущем стоит задуматься, от каких проблем он хочет таким образом устраниться и что произойдет при снижении интенсивности его деятельности. Обычно такой тип поведения является маскировкой каких- либо комплексов, страхов, неуверенности в завтрашнем дне.
«Только о деле...»
Имеется в виду ситуация, когда человек всячески избегает обсуждения тем, хотя бы в некоторой степени носящих личный характер. Причем это часто выливается в то, что он не только сам уклоняется от подобных разговоров, но и старается пресечь разговоры других. Крайний вариант этого сценария означает очень высокую степень неуверенности в себе, проявляющуюся в личной сфере, а также, как правило, свидетельствует о том, что такой человек - интроверт.

Наиболее правильным будет (если, конечно, мы говорим не о психокоррекции) не касаться личных тем и свести общение с таким сотрудником к сугубо деловым вопросам. В целом такой сценарий не несет в себе особых угроз для бизнеса и деловых отношений.
Мы рассмотрели несколько достаточно типичных сценариев, которые проявляются как при взаимодействии с человеком в бизнес-среде, так и при личном общении. Важно понимать, что в большинстве случаев причины нашего поведения лежат в подсознании. Они дают нам возможность заглянуть за ширму этикета и понять скрытые потребности и слабости человека. Их нужно учитывать, чтобы правильно строить с ним отношения, эффективно его мотивировать и влиять на него.
Важно оценивать фактор повторяемости, навязчивости сценария. Чем он типичнее и чем чаще проявляется, тем более значим данный фактор для человека.
Главная идея заключается в следующем: если человек на подсознательном уровне просит вас о необходимом ему позитивном моральном стимуле, такой стимул ему обязательно нужно дать. Это поможет вам более успешно влиять на сотрудника и мотивировать его. В дальнейшем, в зависимости от отношения к человеку и собственных возможностей, можно начать постепенно корректировать его мировосприятие и поведение.
о ЗАДАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫИ ОТДЕЛ Попробуйте спрогнозировать типовые сценарии, которые могут проявиться у каждого из сотрудников Виртуального отдела. Обоснуйте свое мнение. Предложите пути нейтрализации техсценариев, которые вы выявили.

У многих людей есть повторяющиеся излюбленные сценарии поведения. Это объясняется тем, что все мы, живя и взаимодействуя в социуме, ограничены определенными условиями и факторами этикета. Так, ребенок может подойти к маме и сказать: «Пожалей меня, меня обидели» или: «Похвали меня, я ведь навел порядок у себя в комнате». Взрослый человек так поступить не может, а наше подсознание нуждается в самовыражении и подает сигналы с помощью специфических «сценариев».

При условии, что они повторяются довольно часто, мы можем понять, в каких мотивационных психологических факторах и сигналах нуждается человек. Мы можем расположить его к себе и мотивировать на взаимодействие.

Ниже рассмотрим сценарии поведения и правильные реакции на них.

Сценарий: Ни на что не хватает времени / Такая нагрузка / Все не по мне

Порой человек действительно не умеет управлять своим временем, вследствие чего перегружен. А бывает, сотрудник не получает возможности карьерного роста, на который претендует, или работа сама по себе не дает человеку необходимого признания: «Я действительно значим, я действительно полезен, без меня нельзя обойтись». Такому человеку не хватает признания собственной значимости.

Правильная реакция:

    • Подтвердите эту значимость , периодически хвалите и поддерживайте разговор о том, как вы (возможно, не только вы, но и другие люди) цените то, что он делает. Подтвердите, что от его мнения и действий действительно многое зависит .

Неправильная (непродуктивная) реакция:

    • Давать советы по управлению временем, тем более упреки в неправильном планировании дня (это можно и нужно делать, но не в момент проявления сценария).
    • Отказаться от обсуждения темы как таковой со ссылкой на собственную занятость.
    • Использовать элемент «соревнования» («Да что там у тебя, вот я…» ).

Сценарий: Все пропало / Никто меня не понимает

Так говорит человек с повышенной потребностью в сочувствии, эмпатии, сопереживании.

Правильная реакция:

  • Подтвердите, что вы разделяете его эмоции и согласны, что в жизни мы очень часто сталкиваемся с непониманием. Подтвердите это примерами из собственной жизни, избегая элемента соревнования.
  • Выясните, это временное или постоянное явление. Если временное – увеличьте «дозу» эмпатии, сопереживания . Если постоянное - это говорит о наличии существенных комплексов и жизненных проблем. Определите, как они сказываются на работе и готовы ли вы постоянно оказывать поддержку.

Неправильная реакция:

  • Утверждать, что все проблемы собеседника – ерунда, не стоят внимания или очень легко разрешимы.
  • Обвинять собеседника.
  • Использовать элемент соревнования.

Сценарий: Все они (мужчины, начальники, обеспеченные люди, женщины и т.д.) – ругательное слово (проходимцы, идиоты, дуры и т.д.) / Не хочу никакого дела иметь с …

В этом сценарии человек демонстрирует защитную реакцию, чувствуя себя не очень уверенно, некомпетентно в определенной сфере, старается нанести опережающий удар. Например, неуверенная в себе женщина часто затрагивает тему «Все мужики – сволочи». Она сама нанесла опережающий удар, и теперь ей есть чем объяснить отсутствие отношений или неудачные отношения с мужчинами – она ведь их отвергает.

Человек с комплексами по поводу своего статуса или дохода, начинает часто обращаться к идее «Начальник – дурак», «Обеспеченные люди – ворье», «Все клиенты – идиоты», «С поставщиками нельзя договориться, - они сами не знают, чего хотят». При этом он как бы заранее оправдывает свою социальную неуспешность тем, что он-то хороший, не такой, как остальные.

Правильная реакция:

  • Помните, что мы говорим о мотивации, а не коррекции поведения. Дайте частичное согласие («Да, действительно, иногда так случается ) и сопереживайте человеку , столкнувшемуся с неприятной для себя ситуацией. Поймите, что он ЗАЩИЩАЕТСЯ, поэтому его эпатаж или агрессию не нужно принимать всерьез.
  • Проверьте профессионализм и поведение сотрудника , подумайте о мерах по коррекции моделей его поведения или обучению.

Неправильная реакция:

  • Говорить «Да ты сам / сама» .
  • Вступать в дискуссию на рациональном уровне (у человека в данный момент не тот настрой).
  • Слишком активно поощрять данные высказывания и длительно «зависать» на возникшей теме.

Сценарий: У меня все равно не получится / Заранее извините…

Человек с явно заниженной самооценкой, лишенный агрессии. В этом сценарии он заранее выставляет защиту - чтобы обезопасить себя на тот случай, если действительно не справится.

Правильная реакция:

  • Дайте ему понять, что он действительно умеет прогнозировать ситуацию. Вы приняли его предупреждение, но предлагаете ему попробовать, заверив, что ничего страшного не произойдет и в том случае, если у него ничего не получится . Позднее выясните, что именно смущало человека, и постарайтесь постепенно внушить ему позитивный настрой.
  • Повышайте квалификацию сотрудника в этой сфере, а также уровень его самооценки и уверенности в себе .

Неправильная реакция:

  • Отмахнуться от предупреждения, голословно заявив, что все получиться.
  • Обвинить человека в неспособности хоть что-нибудь сделать.
  • Предложить отказаться от попытки что-либо предпринять.

Сценарий: Да разве могут (умеют)…

Сотрудник, хорошо владеющий определенными навыками, которыми он особенно гордится, может не очень уверенно себя чувствовать в других сферах. Формируется комплекс: принижая других, человек как бы возвышает себя.

Правильная реакция:

  • Поддержите с энтузиазмом тему , и подтвердить достоинства сотрудника . В будущем скорректируйте поведение такого человека, т.к. оно может перерасти в агрессию и привести к необъективности его самооценки.
  • Учтите, что взаимодействие с людьми, у которых такое поведение проявляется часто, может быть очень непростым и низкопродуктивным.

Неправильная реакция:

  • Говорить «На себя посмотри» .
  • Пытаться убедить в наличии у «них» каких-то из упомянутых навыков или возможностей.

Сценарий: То ли дело мы тогда / В наши годы

Человек демонстрирует определенную защитную реакцию, скрывая неуверенность в себе, недостаток признания в настоящий момент. При этом во главу угла ставится не конкретный навык, а «стаж». Это может привести к классической «дедовщине», где уже присутствуют элементы некоторой мстительности и морального садизма, однако его основной идеей.

Правильная реакция:

  • Подтвердите значимость человека , его прошлых и нынешних заслуг. В дальнейшем учитывайте, что этот сотрудник в некотором роде стагнирует и живет прошлым.
  • Побудите его к развитию в настоящем и будущем, показав, как много он еще не знает, но может узнать и каких результатов в состоянии достичь в дальнейшем.
  • Если сценарий повторяется часто, будьте готовы к прямой агрессии со стороны такого человека по отношению к новичкам или молодежи.

Неправильная реакция:

  • Реально сравнивать на логическом уровне «стариков» и «молодых».
  • Снижать значимость заслуг собеседника в прошлом или настоящем.
  • Обосновывать различия на логическом уровне.

Сценарий: Я и так все знаю (зачем мне еще чему-то учиться, да и кто меня может чему-то научить) / Ну что тут может быть нового

Человек демонстрирует защитную реакцию, направленную на подтверждение собственной значимости, компетентности, профессионализма. Характерно для людей, не вполне уверенных в себе (уверенный в своих способностях и адекватный человек помнит о том, что получение дополнительных знаний всегда полезно).

Если такое поведение становится доминантным, то почти всегда можно говорить об отсутствии перспектив дальнейшего развития такого работника.

Правильная реакция:

  • Подтвердите компетентность и прошлые заслуги сотрудника , и сведите вопрос обучения, повышения квалификации, по сути дела, к обмену опытом, оценке навыков других людей или каких-либо теорий. Впоследствии удивите, поразите чем-то такого человека.
  • Культивируйте среди своих сотрудников идею о том, что перспективность человека и его карьерный рост определяются стремлением развиваться и обучаться .

Неправильная реакция:

  • Пытаться доказать некомпетентность напрямую (можно удивить или продемонстрировать что-то, чего человек не знает, не делая акцента на его незнании).
  • Убеждать в том, что обучение полезно.

Сценарий: «Быстрее, быстрее …»

Проявляется не только в процессе коммуникации, но и в действиях человека, который стремится все больше и больше ускорить темп жизни. Часто такое поведение сочетается с некоторой расторможенностью и некоторой суетливостью.

Правильная реакция:

  • Поддержите общение со свойственной человеку интенсивностью . Задумайтесь, от каких проблем он хочет устраниться и что произойдет при снижении темпа. Обычно такой тип поведения является маскировкой каких-либо комплексов, страхов, неуверенности в завтрашнем дне.

Сценарий: «Только о деле …»

В сценарии человек всячески избегает обсуждения тем, хотя бы в некоторой степени носящих личный характер. Часто это проявляется в том, что он не только сам уклоняется от подобных разговоров, но и старается пресечь разговоры других. Крайний вариант: высокая степень неуверенности в себе, проявляющаяся в личной сфере, и свидетельствующая о том, что такой человек, скорее, – интроверт.

Правильная реакция:

  • Не касайтесь личных тем и сведите общение с таким сотрудником сугубо к деловым вопросам. Подобный сценарий не несет в себе особых угроз для бизнеса и деловых отношений.

Важно оценить фактор повторяемости, навязчивости сценария. Чем он типичнее и чаще проявляется, тем более значим данный фактор для человека.

Главная идея: при любом сценарии человек на подсознательном уровне просит вас о какой-то реакции , о необходимом ему позитивном моральном стимуле. Такой стимул обязательно нужно дать. Это поможет более успешно влиять на сотрудника и мотивировать его.

  • Мотивация, Стимулирование, Оплата труда, KPI, Льготы и Компенсации