Несмотря на то, что для всех людей характерны общие особенности восприятия, каждый из нас наделен индивидуально-своеобразными отличиями этого процесса. Индивидуальный характер восприятия проявляется в разной динамике, точности, глубине, эмоциональности и тому подобных характеристиках нашего восприятия.

Виды восприятия информации

При восприятии информации у человека могут доминировать те или иные образы, например, слуховые, зрительные и т.д. Человека, у которого зрительные образы преобладают в восприятии информации, называют визуалом. Типичной познавательной позицией для визуала является стремление смотреть, представлять, наблюдать. Из истории науки известно, что такой тип восприятия был характерен для А. Эйнштейна. «Я мыслю зрительными ощущениями», – так говорил о себе великий ученый.

Человека, у которого преобладают слуховые образы в восприятии информации, называют аудиалом. Типичной познавательной позицией для него является слушать и говорить.

Человека, у которого преобладают гаптические образы в восприятии информации при их сочетании с обонянием и некоторыми другими чувственными впечатлениями, называют кинестетиком. Типичной познавательной позицией для него является действовать и чувствовать. В стрессовой ситуации такой человек старается «спрятаться» в одном доминирующем сенсорном канале. В комфортных условиях открываются все сенсорные каналы человека, что является предпосылкой для творческой деятельности.

Типы восприятия

В зависимости от индивидуальных различий, выделяют следующие типы восприятия:

  • аналитический, синтетический и аналитико-синтетический;
  • субъективный, объективный и субъективно-объективный;
  • художественный, мыслительный и художественно-мыслительный.

Для аналитического типа характерно, прежде всего, «застревание» деталей объектов и явлений. Такие люди сосредоточиваются на всех подробностях, однако, для них бывает иногда проблемой понять общую суть явления. Для людей синтетического типа свойственно обобщенное отражение явлений и определение главной сути происходящего. Они воспринимают общее впечатление, не придавая значения деталям, не склонны углубляться в них. Для аналитико-синтетического восприятия в равной степени характерны попытки понять суть явления, и фактически его подтвердить. Они одновременно воспринимают и детали, и предмет, и явление в целом.

Для субъективного типа восприятия характерна окраска образов воспринятых объектов или событий собственными эмоциями, переживаниями, колебаниями, своим отношением к ним. Такое восприятие является достаточно неорганизованным. Для объективного типа, напротив, присуща точность, беспристрастность и нейтральность при восприятии явлений. Субъективно-объективный тип сочетает в себе черты двух предыдущих.

Художественный тип восприятия характеризует людей, у которых доминирует первая сигнальная система – образ. Им легче воспринимать образную информацию (в основном, визуальную или слуховую). У мыслительного типа доминирует вторая сигнальная система – слово. Вербально представленная информация (также преимущественно визуальная или слуховая) ими воспринимается легче. У людей с художественно-мыслительным типом восприятия не наблюдается однозначного доминирование второй или первой сигнальной системы.

Мужчины и женщины: различия в восприятии – видео

Восприятие -непосредственное, чувственное отражение пред­метов и явлений в целостном виде в результате осознания, их опозна­вательных признаков.

Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим при­знакам, основаниям.

Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые - поэтапно (сукцессивно).

Восприятие осуществляется посредством действия.

Результатив­ность восприятия зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъек­том в качестве исходных опорных элементов.

Составной частью каждого акта восприятия являют­ся двигательные процессы (движе­ние глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, вос­производящее слышимый звук).

Нейрофизиологические основы восприятия

Механизмом (физиологическим) восприятия является комплексная деятельность анализаторов.

Поскольку в процессе восприятия устанавливаются отношения меж­ду частями и свойствами предмета , то одним из физиол. меха­низмов восприятия является образование условных рефлексов на отно­шения. Если на анализатор постоянно воздействует система раздражителей, то ответная ре­акция начинает зависеть не от отдельного раздражителя, а от связи раздражителей, их соотношений.

Одним из основных физиологических механизмов восприятия яв­ляется образование динамического стереотипа, а также установление условно-рефлекторных связей между анализаторами.

Восприятие человека всегда связано с деятельностью второй сиг­нальной системы.

Классификация восприятий:

1)в зависимости от модальности рецеп­торов: зрительные, слуховые и осязательные восприятия.

2)сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени.

3)в зависимости от участия воли, целенаправленности: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и преднаме­ренное (целенаправленное), произвольное.

4)в зависимости от специ­фики объекта отражения (восприятие величины и формы предмета, объемности и удаленности; восприятие человека человеком, воспри­ятие речи и т.п.).

5)в зависимости от сложности деятель­ности восприятие бывает одноактным и поэтапным, последовательным.

Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но оно может выступать и в качестве самостоятельной деятельности. Наблюдение – это специальное, организованное восприятие для раз­решения какого-либо вопроса.

Общие закономерности восприятия:

1) осмысленность и обобщенность;

2) предметность;

3) целостность; 4)структурность;

5) избирательная направленность; 6)апперцепция; 7) константность.

1.Осмысленность и обобщенность восприятия.

Восприятие связаны с от­несением данного предмета к определенной категории, понятию. Только определив категорию воспринимае­мого объекта, мы распознаем его признаки.

Процесс опознания воспринимаемого объекта имеет структуру:

Выделение из потока информации таких стимулов, которые можно объединить в самостоятельные комплексы;

Актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотно­сится воспринимаемый объект (узнавание);

Отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории объектов, поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения;

Окончательный вывод по идентификации объекта восприятия.

Установка – это зависимость восприятия от опыта и задач деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Наиболее простой формой осмысливания является узнавание . Здесь восприятие тесно связано с памятью. Уз­нать предмет - это значит воспринять предмет и соотнести его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание может быть обоб­щенным , когда предмет относится к какой-либо общей категории (стол, дерево), дифференцированным , когда объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстро­той. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опоз­навательные признаки (так, пароход мы издали узнаем по наличию трубы и не думаем, что это лодка).

2. Псих. образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. Предметность восприятия - отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

3.Целостность восприятия. В вос­приятии отражаются устойчивые связи между компонентами. Целостность восприятия - это отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности.

Даже в тех слу­чаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части.

4.Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется выч­ленение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспри­нимаем и интерпретируем как дом вне зависимости от частных призна­ков данного конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта. В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднительно, затрудняется и восприятие предмета в целом.

5.Избирательная направлен­ность восприятия . Из бесчислен­ного количества предметов и явлений мы выделя­ем неко­торые из них. Это зависит от направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов . (при осмот­ре места происшествия следователь выделяет прежде всего следы пре­ступника, вещ. доказательства).

Избирательность восприятия - преимущественное выделение объек­та из фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном (ваза на черном фоне или 2 профиля на белом).

Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение.

6.Апперцепция (от лат. восприятие) - зависи­мость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности, в соответствии с которой человек избирательно воспринимает различ­ные стороны предметов. Апперцепция бывает личностной и ситуативной.

Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь.

7.Константность восприятия (от лат. постоянный)-это независимость отражения объективных качеств предметов (вели­чины, формы, характерного цвета) от измененных условий их воспри­ятия - освещенности, расстояния, угла зрения.

При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зре­ния на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предме­том присущую ему форму.

Аконстантность - зрительные иллюзии (искажения). Они вызыва­ются физ., физиолог. и психич.причинами.

Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (люди, автомобили кажутся нам неестественно уменьшенными).

Особенности восприятия пространства и времени

Восприятие пространства состоит из вос­приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения пред­метов и их движения .

Восприятие формы -сложный процесс зрительного восприятия конфигурации объекта, в котором большое значение имеют быстрые, скачкообразные движения глаз: они как бы ощупывают предмет.

При восприятии плоскостной формы большую роль играет отчет­ливое различение очертаний предмета, его контура. При восприятии объемной формы существенную роль играет глубинное зрение.

При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает кон­стантность восприятия. В ситуациях равнозначности объекта и фона возникает эффект двойственной фигуры. При этом происходит перио­дическое колебание внимания - возникает его флуктуация.

Рельеф и объемность предметов, глубина пространства восприни­маются за счет того, что изображение объекта возникает на несовпа­дающих (диспаратных) точках сетчатки двух глаз; при этом не про­исходит полного совпадения изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате возникает стереоскопический эффект.

Удаленность предметов воспринимается также за счет бинокуляр­ного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие удаленности пред­мета зависит не только от величины его изображения на сетчатке гла­за, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика, взаиморасположения зрительных осей.

Изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предметов называется аккомодацией. Аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее рас­стояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаи­морасположения зрительных осей. Но определение глубины про­странства ограничено порогом глубинного зрения (=5).

Расстояние, с которого опознаются объекты, называется простран­ственным порогом различения .

Пространственное перемещение предметов, их движение восприни­мается благодаря перемещению их изображения на сетчатке глаза. Для восприятия движения существенное значение имеет также движение головы, парное движение глаз

Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называется глазомером. Различают статический и динами­ческий глазомеры:

-статический глазомер - определение размеров неподвижных пред­метов с учетом их удаленности;

-динамический глазомер - способность определять соотношение между движущимися объектами.

Существуют значительные индивидуальные особенности глазоме­ра. Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза.

Осязание -один из основных источников наших пространствен­ных представлений. Ощупывающие движения рук воспроизводят кон­тур, объем, рельеф и фактуру предмета.

Различаются пассивное и активное осязание:

-пассивное осязание формирует осязательный образ контура пред­мета при его перемещении на покоящейся руке;

-активное осязание характеризуется активным ощупыванием объекта;

-бимануальное осязание - осязание двумя руками - оптимизиру­ет стратегию восприятия.

Восприятие времени - отражение длительности, скорости и после­довательности явлений. Временные отношения отражаются посредством:

-хронометрии - отсчета времени, измеряемого при помощи рав­номерного движения объектов (стрелки часов);

-хронологии - отражения времени в соответствии с общими для всех событиями (времена года, исторические события);

-хроногнозии - субъективного времени (субъективного пережи­вания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности).

При оценке временных интервалов и продолжительности событий следует учитывать особенности субъективного восприятия времени.

Длительность не­больших промежутков времени обычно несколько преувеличива­ется, а большие интервалы време­ни несколько уменьшаются. Бы­стрый темп также ведет к преуве­личению интервала времени, а медленный - к преуменьшению. Период времени, связанный с ин­тересными, значительными собы­тиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, бо­лее длительным). При положи­тельных эмоциях время недооце­нивается, а при отрицательных - переоценивается.

Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического раз­вития определяют индивидуальные особенности восприятия – его избирательную направленность, полноту и точность.

Синтетический тип восприятия характеризуется большей целост­ностью и эмоциональностью. Обладатели аналитического типа про­являют большую склонность к выделению и объяснению отдельных сторон объекта. Наиболее распространен средний аналитико-синте­тический тип восприятия.

Людям с недостаточным развитием дифференцировочной деятель­ности свойственны неполнота и неточность восприятия. Значительное влияние на восприятие оказывает подверженность личности косным стереотипам.

Неполнота опыта и знаний обусловливает фрагментарность вос­приятия, его недостаточную осмысленность и целостность. Восприни­мая предметы и явления, человек оценивает их.

2.Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект вы­деляет в нем те особенности его внешности, которые дают информа­цию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры.

На одном из первых мест оказываются профессиональная характе­ристика человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общи­тельный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избира­тельно.

Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с ним.

Восприятие человека человеком подвержено определенным соци­ально сформированным стереотипам, эталонам, меркам.

Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогран­ны. Но в основном они подразделяются на конъюнктивные - объеди­няющие и на дизъюнктивные - разъединяющие. Дизъюнктивные чув­ства вызываются тем, что осуждается в данной среде.

3. Восприятие речи. С физической точки зрения речь - это комби­нация звуков, изменяющаяся по высоте и интенсивности. Максималь­ная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки речи не воспринимаются в виде свя­занных слов.

Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты.

Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за гово­рящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значи­тельной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первона­чальном виде.

Оптимальный темп речи - 70 слов в минуту, верхний предел- 120 слов в минуту. Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова.

Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фра­зы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же как и от­сутствие пауз, затрудняют восприятие речи.

Учет закономерностей восприятия в следственной практике.

При допросе свидетеля следователь должен отчленить объектив­ные факты от субъективных наслоений, необходимо:

Выяснить усло­вия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорол. условия). Следует учитывать, что люди часто не способны точно оце­нить количество предмето в, расстояние между ними, их размеры .

Правильно установить вре­мя совершения расследуемого события, его длительность и последо­вательность.

Учесть особенности восприятия человека человеком. В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, ис­пытывают различные чувства и при даче показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

При производстве предъявле­ние для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфическим признакам (не менее 3х). При предъявлении для опознания необходимо учитывать объективные и субъективные условий .

К объективным относятся физические условия перво­начального восприятия объекта (освещение, ракурс, расстояние).

К субъективным факторам опознания относится псих. со­стояние человека в момент наблюдения объекта и в момент его опоз­нания (испуг, отвращение, нервозность и т.д.), а также псих. свойства человека (развитость того или иного вида памяти, восприя­тия, способности к соотнесениям, группировке признаков).

При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что первая сигнальная система (непосредственное впечатле­ние человека) зависит от второй сигнальной системы (слова) .

Для квалифицированного ведения допроса следователю необхо­димы некоторые сведения о восприятии речи человека.

Наблюдательность следователя - это форма восприятия вещ. док, место происшествия, производит допрос и очную ставку или следственный эксперимент с целью реше­ния вопроса.

Наблюдательность не врожденное качество, она вырабатывается практикой, упражнениями. Следователю полезно специально упражняться в следу­ющем:

1)в сравнении и сопоставлении сходных предметов;

2)в быстром восприятии наибольшего количества особенностей предмета;

3) в обнаружении ничтожных, малозаметных изменений в объектах;

4) в выделении существенного с точки зрения цели наблюдения.

Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями . Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей действительности. Наличие общего в отражательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, приходить к понятным для всех заключениям, объективно отражать окружающий мир.

Воспринимает и наблюдает конкретный человек. Поэтому в процессе восприятия и наблюдения каждый из нас обнаруживает свои индивидуальные особенности. Это объясняется психическим складом личности, апперцепцией. Индивидуальные особенности могут зависеть также от различий встроении и функционировании органов чувств. Это определяет остроту зрения, чуткость слуха, тонкость обоняния, вкуса, осязания.

Индивидуальные особенности придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индивидуально-своеобразным. Индивидуальный характер восприятий и наблюдений проявляется в их динамике, точности, глубине, степени их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.

В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном.

У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них.

Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Для них характерно стремление выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений.

У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов – с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада является наиболее благоприятным для деятельности.

Люди эмоционального типа восприятия – те, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением.

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, инте-.ресы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии (рис. 8.2).

Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выде­лить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и ана­литическим, восприятием.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ

ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ

ПРЕДНАМЕРЕННОЕ

НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ

Рис. 8.2. Индивидуальные различия в восприятии

Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подроб­ности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую оче­редь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавли­вают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

Лица с другим типом восприятия - детализирующим, или аналитическим, - наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замеча­ется. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.



Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее про­дуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих ти­пов. Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое по­зволяет человеку быть неординарной личностью.

Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объясни­тельный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что.видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительно­му типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объек­тивного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пре­делы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъек­тивные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют раз­личия в наблюдательности.

Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в. них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или ха­рактерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особен­ностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способ­ствующим развитию наблюдательности.

Поскольку мы коснулись проблемы наблюдательности, то следует отметить, что существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произ­вольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуем­ся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Вос­приятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной пред­мет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная дея­тельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно высту­пает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью про­следить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия. Поэтому наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматри­ваться как характеристика активности восприятия.

Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигатель­ной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их качества и свойства. Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность. Хорошее наблюдение, направленное на широ­кое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Только при таком подходе наблюдатель ни­чего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.

Однако наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окру­жающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметно­го восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном вы­делении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, словно ощупывает своим взором.

По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начи­нают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда на­чинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он опери­рует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, толь­ко начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществ­ляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошколь­ному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, иссле­дуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприя­тия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со ста­новлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предме­том. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами пред­метов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия? Таким условием является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, например по выполнению своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности. Не менее важно для ребенка участие в игре. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.

Следующий, не менее интересный вопрос, который мы должны задать себе - это вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в срав­нении с взрослым человеком? Прежде всего, ребенок совершает большое количе­ство ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при воспри­ятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприя­тие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра*, «вчера», «раньше», «позже*.

Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных пред­метов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосуществен­ные признаки.

Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других осо­бенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.