Несмотря на то, что для всех людей характерны общие особенности восприятия, каждый из нас наделен индивидуально-своеобразными отличиями этого процесса. Индивидуальный характер восприятия проявляется в разной динамике, точности, глубине, эмоциональности и тому подобных характеристиках нашего восприятия.
Виды восприятия информации
При восприятии информации у человека могут доминировать те или иные образы, например, слуховые, зрительные и т.д. Человека, у которого зрительные образы преобладают в восприятии информации, называют визуалом. Типичной познавательной позицией для визуала является стремление смотреть, представлять, наблюдать. Из истории науки известно, что такой тип восприятия был характерен для А. Эйнштейна. «Я мыслю зрительными ощущениями», – так говорил о себе великий ученый.
Человека, у которого преобладают слуховые образы в восприятии информации, называют аудиалом. Типичной познавательной позицией для него является слушать и говорить.
Человека, у которого преобладают гаптические образы в восприятии информации при их сочетании с обонянием и некоторыми другими чувственными впечатлениями, называют кинестетиком. Типичной познавательной позицией для него является действовать и чувствовать. В стрессовой ситуации такой человек старается «спрятаться» в одном доминирующем сенсорном канале. В комфортных условиях открываются все сенсорные каналы человека, что является предпосылкой для творческой деятельности.
Типы восприятия
В зависимости от индивидуальных различий, выделяют следующие типы восприятия:
- аналитический, синтетический и аналитико-синтетический;
- субъективный, объективный и субъективно-объективный;
- художественный, мыслительный и художественно-мыслительный.
Для аналитического типа характерно, прежде всего, «застревание» деталей объектов и явлений. Такие люди сосредоточиваются на всех подробностях, однако, для них бывает иногда проблемой понять общую суть явления. Для людей синтетического типа свойственно обобщенное отражение явлений и определение главной сути происходящего. Они воспринимают общее впечатление, не придавая значения деталям, не склонны углубляться в них. Для аналитико-синтетического восприятия в равной степени характерны попытки понять суть явления, и фактически его подтвердить. Они одновременно воспринимают и детали, и предмет, и явление в целом.
Для субъективного типа восприятия характерна окраска образов воспринятых объектов или событий собственными эмоциями, переживаниями, колебаниями, своим отношением к ним. Такое восприятие является достаточно неорганизованным. Для объективного типа, напротив, присуща точность, беспристрастность и нейтральность при восприятии явлений. Субъективно-объективный тип сочетает в себе черты двух предыдущих.
Художественный тип восприятия характеризует людей, у которых доминирует первая сигнальная система – образ. Им легче воспринимать образную информацию (в основном, визуальную или слуховую). У мыслительного типа доминирует вторая сигнальная система – слово. Вербально представленная информация (также преимущественно визуальная или слуховая) ими воспринимается легче. У людей с художественно-мыслительным типом восприятия не наблюдается однозначного доминирование второй или первой сигнальной системы.
Мужчины и женщины: различия в восприятии – видео
Восприятие -непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания, их опознавательных признаков.
Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям.
Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые - поэтапно (сукцессивно).
Восприятие осуществляется посредством действия.
Результативность восприятия зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.
Составной частью каждого акта восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).
Нейрофизиологические основы восприятия
Механизмом (физиологическим) восприятия является комплексная деятельность анализаторов.
Поскольку в процессе восприятия устанавливаются отношения между частями и свойствами предмета , то одним из физиол. механизмов восприятия является образование условных рефлексов на отношения. Если на анализатор постоянно воздействует система раздражителей, то ответная реакция начинает зависеть не от отдельного раздражителя, а от связи раздражителей, их соотношений.
Одним из основных физиологических механизмов восприятия является образование динамического стереотипа, а также установление условно-рефлекторных связей между анализаторами.
Восприятие человека всегда связано с деятельностью второй сигнальной системы.
Классификация восприятий:
1)в зависимости от модальности рецепторов: зрительные, слуховые и осязательные восприятия.
2)сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени.
3)в зависимости от участия воли, целенаправленности: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и преднамеренное (целенаправленное), произвольное.
4)в зависимости от специфики объекта отражения (восприятие величины и формы предмета, объемности и удаленности; восприятие человека человеком, восприятие речи и т.п.).
5)в зависимости от сложности деятельности восприятие бывает одноактным и поэтапным, последовательным.
Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но оно может выступать и в качестве самостоятельной деятельности. Наблюдение – это специальное, организованное восприятие для разрешения какого-либо вопроса.
Общие закономерности восприятия:
1) осмысленность и обобщенность;
2) предметность;
3) целостность; 4)структурность;
5) избирательная направленность; 6)апперцепция; 7) константность.
1.Осмысленность и обобщенность восприятия.
Восприятие связаны с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию. Только определив категорию воспринимаемого объекта, мы распознаем его признаки.
Процесс опознания воспринимаемого объекта имеет структуру:
Выделение из потока информации таких стимулов, которые можно объединить в самостоятельные комплексы;
Актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотносится воспринимаемый объект (узнавание);
Отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории объектов, поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения;
Окончательный вывод по идентификации объекта восприятия.
Установка – это зависимость восприятия от опыта и задач деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.
Наиболее простой формой осмысливания является узнавание . Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет - это значит воспринять предмет и соотнести его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным , когда предмет относится к какой-либо общей категории (стол, дерево), дифференцированным , когда объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.
Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки (так, пароход мы издали узнаем по наличию трубы и не думаем, что это лодка).
2. Псих. образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. Предметность восприятия - отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.
3.Целостность восприятия. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами. Целостность восприятия - это отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности.
Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части.
4.Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспринимаем и интерпретируем как дом вне зависимости от частных признаков данного конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта. В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднительно, затрудняется и восприятие предмета в целом.
5.Избирательная направленность восприятия . Из бесчисленного количества предметов и явлений мы выделяем некоторые из них. Это зависит от направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов . (при осмотре места происшествия следователь выделяет прежде всего следы преступника, вещ. доказательства).
Избирательность восприятия - преимущественное выделение объекта из фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном (ваза на черном фоне или 2 профиля на белом).
Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение.
6.Апперцепция (от лат. восприятие) - зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности, в соответствии с которой человек избирательно воспринимает различные стороны предметов. Апперцепция бывает личностной и ситуативной.
Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь.
7.Константность восприятия (от лат. постоянный)-это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия - освещенности, расстояния, угла зрения.
При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.
Аконстантность - зрительные иллюзии (искажения). Они вызываются физ., физиолог. и психич.причинами.
Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (люди, автомобили кажутся нам неестественно уменьшенными).
Особенности восприятия пространства и времени
Восприятие пространства состоит из восприятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения .
Восприятие формы -сложный процесс зрительного восприятия конфигурации объекта, в котором большое значение имеют быстрые, скачкообразные движения глаз: они как бы ощупывают предмет.
При восприятии плоскостной формы большую роль играет отчетливое различение очертаний предмета, его контура. При восприятии объемной формы существенную роль играет глубинное зрение.
При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает константность восприятия. В ситуациях равнозначности объекта и фона возникает эффект двойственной фигуры. При этом происходит периодическое колебание внимания - возникает его флуктуация.
Рельеф и объемность предметов, глубина пространства воспринимаются за счет того, что изображение объекта возникает на несовпадающих (диспаратных) точках сетчатки двух глаз; при этом не происходит полного совпадения изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате возникает стереоскопический эффект.
Удаленность предметов воспринимается также за счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика, взаиморасположения зрительных осей.
Изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предметов называется аккомодацией. Аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей. Но определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения (=5).
Расстояние, с которого опознаются объекты, называется пространственным порогом различения .
Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается благодаря перемещению их изображения на сетчатке глаза. Для восприятия движения существенное значение имеет также движение головы, парное движение глаз
Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называется глазомером. Различают статический и динамический глазомеры:
-статический глазомер - определение размеров неподвижных предметов с учетом их удаленности;
-динамический глазомер - способность определять соотношение между движущимися объектами.
Существуют значительные индивидуальные особенности глазомера. Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза.
Осязание -один из основных источников наших пространственных представлений. Ощупывающие движения рук воспроизводят контур, объем, рельеф и фактуру предмета.
Различаются пассивное и активное осязание:
-пассивное осязание формирует осязательный образ контура предмета при его перемещении на покоящейся руке;
-активное осязание характеризуется активным ощупыванием объекта;
-бимануальное осязание - осязание двумя руками - оптимизирует стратегию восприятия.
Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Временные отношения отражаются посредством:
-хронометрии - отсчета времени, измеряемого при помощи равномерного движения объектов (стрелки часов);
-хронологии - отражения времени в соответствии с общими для всех событиями (времена года, исторические события);
-хроногнозии - субъективного времени (субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности).
При оценке временных интервалов и продолжительности событий следует учитывать особенности субъективного восприятия времени.
Длительность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный - к преуменьшению. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длительным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных - переоценивается.
Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия – его избирательную направленность, полноту и точность.
Синтетический тип восприятия характеризуется большей целостностью и эмоциональностью. Обладатели аналитического типа проявляют большую склонность к выделению и объяснению отдельных сторон объекта. Наиболее распространен средний аналитико-синтетический тип восприятия.
Людям с недостаточным развитием дифференцировочной деятельности свойственны неполнота и неточность восприятия. Значительное влияние на восприятие оказывает подверженность личности косным стереотипам.
Неполнота опыта и знаний обусловливает фрагментарность восприятия, его недостаточную осмысленность и целостность. Воспринимая предметы и явления, человек оценивает их.
2.Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры.
На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избирательно.
Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с ним.
Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сформированным стереотипам, эталонам, меркам.
Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогранны. Но в основном они подразделяются на конъюнктивные - объединяющие и на дизъюнктивные - разъединяющие. Дизъюнктивные чувства вызываются тем, что осуждается в данной среде.
3. Восприятие речи. С физической точки зрения речь - это комбинация звуков, изменяющаяся по высоте и интенсивности. Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов.
Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты.
Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.
Оптимальный темп речи - 70 слов в минуту, верхний предел- 120 слов в минуту. Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова.
Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же как и отсутствие пауз, затрудняют восприятие речи.
Учет закономерностей восприятия в следственной практике.
При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные факты от субъективных наслоений, необходимо:
Выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорол. условия). Следует учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество предмето в, расстояние между ними, их размеры .
Правильно установить время совершения расследуемого события, его длительность и последовательность.
Учесть особенности восприятия человека человеком. В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.
При производстве предъявление для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфическим признакам (не менее 3х). При предъявлении для опознания необходимо учитывать объективные и субъективные условий .
К объективным относятся физические условия первоначального восприятия объекта (освещение, ракурс, расстояние).
К субъективным факторам опознания относится псих. состояние человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг, отвращение, нервозность и т.д.), а также псих. свойства человека (развитость того или иного вида памяти, восприятия, способности к соотнесениям, группировке признаков).
При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что первая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит от второй сигнальной системы (слова) .
Для квалифицированного ведения допроса следователю необходимы некоторые сведения о восприятии речи человека.
Наблюдательность следователя - это форма восприятия вещ. док, место происшествия, производит допрос и очную ставку или следственный эксперимент с целью решения вопроса.
Наблюдательность не врожденное качество, она вырабатывается практикой, упражнениями. Следователю полезно специально упражняться в следующем:
1)в сравнении и сопоставлении сходных предметов;
2)в быстром восприятии наибольшего количества особенностей предмета;
3) в обнаружении ничтожных, малозаметных изменений в объектах;
4) в выделении существенного с точки зрения цели наблюдения.
Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями . Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей действительности. Наличие общего в отражательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, приходить к понятным для всех заключениям, объективно отражать окружающий мир.
Воспринимает и наблюдает конкретный человек. Поэтому в процессе восприятия и наблюдения каждый из нас обнаруживает свои индивидуальные особенности. Это объясняется психическим складом личности, апперцепцией. Индивидуальные особенности могут зависеть также от различий встроении и функционировании органов чувств. Это определяет остроту зрения, чуткость слуха, тонкость обоняния, вкуса, осязания.
Индивидуальные особенности придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индивидуально-своеобразным. Индивидуальный характер восприятий и наблюдений проявляется в их динамике, точности, глубине, степени их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.
В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном.
У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них.
Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Для них характерно стремление выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений.
У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов – с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада является наиболее благоприятным для деятельности.
Люди эмоционального типа восприятия – те, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением.
Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, инте-.ресы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии (рис. 8.2).
Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ
ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ
ПРЕДНАМЕРЕННОЕ
НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ
Рис. 8.2. Индивидуальные различия в восприятии
Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.
Лица с другим типом восприятия - детализирующим, или аналитическим, - наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.
Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов. Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарной личностью.
Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что.видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.
Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.
Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.
Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в. них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.
Поскольку мы коснулись проблемы наблюдательности, то следует отметить, что существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия. Поэтому наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматриваться как характеристика активности восприятия.
Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их качества и свойства. Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность. Хорошее наблюдение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Только при таком подходе наблюдатель ничего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.
Однако наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, словно ощупывает своим взором.
По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, только начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.
Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия? Таким условием является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, например по выполнению своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности. Не менее важно для ребенка участие в игре. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.
Следующий, не менее интересный вопрос, который мы должны задать себе - это вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком? Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра*, «вчера», «раньше», «позже*.
Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки.
Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.