Фролова Татьяна Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: город Назарово, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "АРТ - терапия, как средство сохранения психологического здоровья детей".
Дата публикации: 05.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Мастер - класс для педагогов ДОО «Арт-терапия как

средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников

мастер – класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт

– терапевтических технологий.

Задачи:

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих

характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки

поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным

материалом;

4. Формировать адекватную самооценку.

Основная часть:

Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это

понятие означает терапия искусством.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие

способности самовыражения и самопознания.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает

выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять

собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это

метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием

своего внутреннего мира.

Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и

тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для

детей является не искусством, а речью.

У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их

помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что

педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы

ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания,

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с

использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на

психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в

психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-

положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок,

метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует

потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически

выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии

коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка -

основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,

которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со

взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию

при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и

пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность

поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи

прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый

психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние

конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия - вид психотерапии, в которой используется терапевтическое

воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и

социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть

самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве

средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и

справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и

удивительные звуки музыки, а также богатство образов и красок произведений

великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти

особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями,

помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь

каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих

маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и

дают возможность выплеснуться своему "Я".

Практическая часть:

1.Упражнение «Приветствие» (игровая терапия)

Ход упражнения: Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы

здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки,

эфиопы – прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю вам

участникам мастер – класс поздороваться с соседом слева по - европейски, с

соседом справа как эфиопы, Молодцы!

2. Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

Отгадать загадку,

Рассказать стишок,

Сказать комплимент соседу справа,

Произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,

Спеть куплет из любой песни,

Пройти по залу, как модель.

3. Мандалы для раскрашивания (изотерапия).

Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок.

Рисуются по разным случаям. Используется только всего 4 цвета: красный,

желтый, зеленый и синий. Раскрашивать нужно только цветными карандашами.

Раскрашиваются те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке,

закрашивая полностью или частично.

4. Сказкотерапия.

а) «Сочиняем сказку».

Вопрос на который вы должны ответить сказкой «Почему кактус колючий».

б) Рассказывание сказки «Снегурочка» сказка должна закончиться хорошо.

в) Рисование иллюстраций в «Книгу страхов».

5. Музыкотерапия.

Упражнение «Рисунки на спине».

Все встают по кругу, в затылок друг другу, на расстоянии чуть меньше

вытянутой руки. «Сейчас, − говорит психолог, − я расскажу вам сказку, которую

мы «нарисуем» друг у друга на спине. Приготовим «лист бумаги», «разгладим»

его (гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Итак, жил-

был медвежонок (рисуют пальцем фигурку). Он очень любил гулять по лесу.

Однажды он пошёл на прогулку (изображают пальцами идущие ножки).

Сначала он шёл медленно. Дорожка была ровная, а потом кривая, с резкими

поворотами (всё это изображается на спине). Светило яркое солнце (пальцем

рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучики нежно ласкали спинку

медвежонка (ладошками гладят спину игрока). Вдруг появились тучи (рисуются

тучи). Начался дождь (показывают, как падают капли дождя). Затем пошёл град

(игроки стучат кулачками по спине). Дождь успокоился. Появились большие

лужи (рисуются лужи). Любимым занятием медвежонка было смотреть в лужи и

улыбаться своему отражению (пальцем рисуют веселые рожицы).

6. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».

Педагогам, предлагается написать на спикере одним словом оценку мастер –

класса и поместить на рисунки чемодана, корзины и мясорубки.

Чемодан – мастер – класс был им полезен и важен, они берут материал в свой

педагогический багаж.

Мясорубка – мастер – класс полезен и важен, но нужно его осмыслить,

«переварить».

Корзина – мастер – класс педагогам не интересен, не представляет для них

важность и в их практике не пригодиться.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : обучение учеников 4-х классов приемам саморегуляции посредством метода “Мандала”.

Задачи :

  • Познакомить участников с понятием “Мандала”, ее видами и значением.
  • Обучить способам диагностики эмоционального состояния с помощью метода “Мандала”.
  • Обучить способам коррекции эмоционального состояния с помощью метода “Мандала”.
  • Развить воображение и креативность с помощью метода “Мандала”..

План занятия:

  1. Теоретическая вводная часть
  2. Правила работы с методом “Мандала”.
  3. Медитация.
  4. Рисование.
  5. Рефлексия.
  6. Рисование 2.
  7. Рефлексия 2.
  8. Завершение.

Материалы:

  • смарт-доска;
  • заготовки для рисования (по 2 на каждого участника);
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • памятки.

Условия:

  • ученики рассаживаются вокруг большого стола, на котором в общем доступе есть вся необходимая канцелярия.

Ход занятия

1. Теория.

Добрый день, уважаемые участники!

Любая работа с психологом имеет свои правила . И вначале мы остановимся на том, как будет проходить наше занятие. Наша встреча продлится около часа, втечение которого каждый из вас будет работать сам с собой, исследовать своё внутреннее состояние. Чтобы вам ничто не помешало встретиться с собой, прошу вас отключить звук телефонов и убрать все посторонние предметы. Занятие наше достаточно безопасно , у вас не будет необходимости рассказывать что-то о себе без вашего желания.

Сегодня мы будем рисовать своё состояние, самочувствие, настроение. Поэтому прошу вас ни в коем случае не давать оценку своему творчеству или творению соседа или друга. Ведь каждый человек имеет право чувствовать то, что он чувствует. “Хороших, плохих, красивых, некрасивых” изображений быть не может. Мы лишь констатируем факт: “Сейчас я переживаю это”. Если вам самим приятен ваш рисунок, а, следовательно, и ваше состояние, - прекрасно. Если нет – вы определяете для себя цель (к какому самочувствию вы хотите прийти), и работаете над ней.

(Слайд 2-6)

“Мандала” в переводе с санскрита означает “круг” или “центр”. Это символ, который издревле встречается в творениях людей и самой природы. Например, бубны сибирских шаманов, юрты кочевников, Стоунхендж, клумбы, снежинка и радужка человеческого глаза – это всё мандалы. Даже наша Земля из космоса выглядит как мандала. Люди давно интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге.

Мандала обладает такими качествами, как: (Слайд 7) Универсальность . Арт-терапия подходит людям любого возраста, пола. Подходит для работы индивидуально и в группе. А также помогает в решении самых различных проблем: во взаимоотношениях, со здоровьем, для разрешения внутренних противоречий и т.д.

  • Развитие творческих способностей. Каждый человек с рождения имеет творческий потенциал и способен к творческому самовыражению. Но с годами мы начинаем оценивать своё творчество словами “правильно-неправильно, красиво-некрасиво, похоже-непохоже” и т.д. И ставим себе запрет на дальнейшее творчество, считая себя бесталанным. Но в том и состоит суть: выразить то, что видите вы сам. Выразить так, как никто, кроме вас, не увидел. Творчество – это не предмет для оценивания, это путь самовыражения.
  • Безоценочность . Из вышесказанного и вытекает ещё одна особенность Арт-терапии – безоценочность.
  • Безопасность . Арт-терапия безопасна для нас, поскольку любое своё состояние вы можете нарисовать, облачить в сказку, вышить или сплести, сочинить музыку. И вам нет необходимости разъяснять людям свои чувства, если вы считаете это неуместным. Кроме того, арт-терапия безопасна для окружающих. Если вы очень разгневаны, гораздо более приемлемо выразить свой гнев на бумаге в виде рисунка или беспорядочной мазни, чем ругаться с людьми или крушить мебель. Также, просто рисуя своё неприятное самочувствие или сильную неприятную эмоцию, вы уже освобождаетесь от неё, уменьшаете её действие, вытаскиваете её из себя на бумагу.
  • Свобода самовыражения. В арт-терапии нет никаких законов и правил. Никто не скажет, что ваше творчество “нелогично, неправильно”. Это позволяет вам найти свой собственный уникальный путь, создать уникальный продукт, который будет эффективным именно для вас.
  • Простота в применении. Во-первых, нам достаточно легко раздобыть лист и карандаш, чтобы в любое время и в любом месте выплеснуть эмоции или создать себе поддержку с помощью приятного изображения. Во-вторых, арт-терапия не требует от человека каких-то особых знаний и навыков.
  • Связь с бессознательным. Когда мы перестаём говорить, размышлять, просто выключаем интеллект и доверяем работу чувству, телу, снимаются различные преграды, которые мы строим в своём сознании. Все, что мы прячем даже от самих себя, может беспрепятственно пройти из глубин души наружу. Именно с помощью методов арт-терапии быстрее всего можно проникнуть в самую суть проблемы и также быстро решить её.
  • Научно доказано, что Мандала помогает : (Слайд 8) Исследовать самочувствие и взаимоотношения. Рисунок мандалы позволяет диагностировать физическое и психическое самочувствие, чем мы сегодня и займёмся. А так же мандала, сделанная семьёй или членами семьи в отдельности, показывает самочувствие членов семьи, удовлетворённость семейными отношениями.

  • Нормализовать эмоциональное состояние. Помогает простое раскрашивание готовых шаблонов, это успокаивает, снимает напряжение.
  • Активизировать ресурсные состояния, улучшить взаимоотношения. Можно целенаправленно создать специальные мандалы, которые будут вас расслаблять или, наоборот, заряжать энергией.
  • (Слайд 9-23) Посмотрим, как же выглядят мандалы (мандалы древних народов и цивилизаций; мандалы, нарисованные современными людьми в психотерапевтических целях). Таким образом, мандала – это не обязательно симметричное изображение с ярко выраженным центром. Это любое изображение, вписанное в круг и выражающее особый смысл.

    II. Медитация (под музыку)

    (Слайд 24)Примите удобную позу и закройте глаза. /Сосредоточьтесь на дыхании. Дышите ровно и спокойно. Вдыхайте носом и выдыхайте ртом. / Послушайте звуки вокруг вас. Ощутите пространство, температуру. /Теперь прислушайтесь к звукам внутри вас. Ощутите своё тело. Пройдитесь мысленным взором по всем частям тела. Ощутите вес рук и ног. /Сосредоточьтесь на своих чувствах. Какие сейчас внутри вас эмоции? Попробуйте определить, какого они цвета? Какой они формы? /сейчас опять сосредоточьтесь на ощущениях в теле... на дыхании. /когда будете готовы, открывайте глаза и возвращайтесь в кабинет.

    Сейчас без лишних слов возьмите заготовку мандалы, и с помощью карандашей и фломастеров изобразите те чувства, которые вы в себе увидели. На это у вас есть 10 минут.

    III. Рисование 1

    Рисование длится 5-10минут. Завершаем рисование. Готовимся к исследованию своего внутреннего мира. По ходу размышлений можете делать для себя пометки на листах у вас на столе.

    IV. Рефлексия 1

    Для начала посмотрите на свою мандалу. Нравится ли она вам в целом?

    Каково общее впечатление от рисунка? (тревожное, спокойное, агрессивное, движется ли она или статична)

    Теперь перейдём к определению значения цветов и форм элементов, которые вы использовали в рисунке. (работа с таблицами) (Слайд 25-27)

    • Теперь попробуйте обобщить, какое вы нарисовали самочувствие, настроение?
    • Насколько вы согласны с этим описанием?
    • Это самочувствие относится к физическому или эмоциональному состоянию?
    • Знаете ли вы причины этого состояния? Что его могло вызвать?
    • Хотите ли вы что-то изменить? Какова ваша цель? (Запишите её.)
    • Подберите для целебной мандалы нужные цвета и формы.

    V. Рисование 2 (под музыку)

    Рисование длится 10 минут. Завершаем рисование. Внимательно посмотрите на оба своих рисунка. Готовимся к размышлениям и обсуждению.

    VI. Рефлексия 2

    Самый главный вопроснравится ли вам то, что вы изобразили ? Если есть желание что-то добавить или перерисовать, обязательно нужно это сделать. Мандала будет закончена тогда, когда, глядя на неё, вы будете полностью довольны.

    • Сейчас посмотрите внимательно на ваш рисунок.
    • Не изменилась ли ваша цель в процессе рисования?
    • Удалось ли вам войти в желаемое состояние?
    • Как вы ощущаете себя сейчас?
    • Близок ли вам оказался этот метод?

    VII. Завершение.

    На этом наше занятие завершается. Есть ли у вас вопросы?

    (Слайд 28) Для успешной работы с мандалами я приготовила для вас памятки, с помощью которых вы сможете исследовать диагностический рисунок и создать целебный.

    Список используемой литературы.

    1. Шевченко М. Я рисую и исцеляю себя / М. Шевченко.- АСТ, У-Фактория, ВКТ, 2009.
    2. Вознесенская В. Мандалы. Магические рисунки для счастья, любви, удачи/ В. Вознесенская. ООО “Издательство АСТ”.
    3. Статья: Мандала. Электронный ресурс (1997-2016 Универсальная научно-популярная энциклопедия “Кругосвет).
    4. Статья: Практическая работа с детьми с использованием техники Мандалы. Шевелёва Е.В. электронный ресурс

    МБДОУ «Детский сад «Флажок» пгт. Гвардейское»

    Симферопольский район Республика Крым

    Презентация разработана:

    Педагогом - психологом

    МБДОУ «Детский сад «Флажок»

    пгт. Гвардейское»

    Доброжанской Т.О.

    Презентация темы по самообразованию:

    «Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в психокоррекционной работе педагога-психолога».

    Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Выражение ребёнком своих чувств – важный показатель понимания им собственного внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

    В последнее время все чаще и чаще приходиться сталкиваться с детьми, у которых наблюдаются нарушения эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты, агрессивны, застенчивы, с повышенной тревожностью, с низкой самооценкой, с наличием страхов. Такие дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения и в работе с ними очень важно использовать, гибкие формы коррекционно-развивающей работы. Все это диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

    Одной из приемлемых, форм работы с детьми является методы арт-терапии. Это и оказало влияние на выбранную тему по самообразованию. Одним из методов арттерапии является и мандалотерапия.

    Мандала (санскр., «круг», «диск») - сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.

    Мандала – это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр),который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Яркой иллюстрацией религиозной мандалы могут быть буддистские изображения . Мандала как отражение процесса развития и изменений в разных культурах это: «Эффект зеркала», «Мировое древо», «Колесо», «Священное место».

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Мандала «Мандала - точно капля человеческой крови, живая клетка, анализируя которую, можно сказать, в каком состоянии находится здоровье ее создателя». J. Kellogg

    3 слайд

    Описание слайда:

    Что такое мандала? Мандала – в переводе с санскрита обозначает «круг». То есть это рисунок, состоящий из кругов, или вписанный в круг. В различных других традициях это же слово обозначает – колесо, венец, вращение, круговорот, хоровод, танец, кольцо, ритм, ритуал, молитва... Буквальный перевод санскритского слова mandala – «то, что содержит сущность», рисунок, в котором есть некое важное содержание, послание, идея, душа, зерно, суть. Это понятие введено в психотерапию Карлом Густавом Юнгом Кстати, произносить слово надо с ударением на первую букву «А». Некоторые люди делают акцент на второй букве «А» и у них получается матерное слово.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Существуют разные формы мандал: круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники. Мандалы могут быть как двухмерными – изображенными на плоскости - выполненными красками, разноцветным песком, вышиты нитками, а могут быть объемными, трехмерными. Примером объемной мандалы является самый большой буддистский памятник на Земле - Боробудур, на острове Ява в Индонезии, материалом для которого стал камень. Или же круги на полях, которые находят по всему миру, также можно назвать трехмерными мандалами.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Мандалы бывают природного происхождения и созданные человеком. В природе можно увидеть мандалу в спелом фрукте, цветке и снежинке и многом другом. Земля, какой она видится из космоса – тоже мандала. Компас, колесо велосипеда, часы, снежинка, человеческий глаз – все это тоже мандалы. Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, бетона, бронзы, железа, высечь в мраморе, а в наши дни создать с помощью компьютерных программ. Мандалу можно сделать как татуировку на теле человека, разрисовать на бампере автомобиля или оставить как элемент фамильного герба.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Буддистские мандалы. Тибетские монахи долгими часами кропотливо создают круг из цветных песчинок, восхитительные красочные узоры и орнаменты. Затем, то что создавалось так долго, уничтожается в одно мгновение.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Мандалы несут некий сакральный смысл и люди наделяют их способностью гармонизировать, оберегать и даже исполнять желания. Мандалы есть во многих культурах и религиозных культах. Особенно много их в восточных культурах. Но, и в христианстве, и в славянской культуре можно встретить мандалы. Витражные окна готических католических соборов – rose windows – типичные мандалы. Они обладают симметричностью, красочностью, символизмом. Вот, например, витраж собора Нотр-Дам, в Париже

    8 слайд

    Описание слайда:

    Мандалы в древних культурах символизировали модель Вселенной, в центре которого Бог, или как микромир, в центре которого человек. Возможно, иногда это был символ человека, в центре, которого душа. Мандала похожа на диск, который в культуре славян символизировал Солнце, благодаря которому на Земле существует все живое. Солнце – как символ времени, как символ огня, символ центра всего сущего. Наш, павловопосадский платок тоже может быть мандалой, у него узор имеет симметрию и центр. Раньше, каждая “закорючка”, каждый цветочек имели смысл. Это мог быть оберег от всего плохого, или “магнит” для чего-то хорошего.

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    В Индии существует РАНГОЛИ – это традиционное домашнее искусство создания цветных мандал для защиты от несчастий и привлечения процветания для живущих в этом доме. Это искусство сухой живописи, когда цветной порошок пропускают между пальцев и рисуют тончайшие узоры, чередуя цвета, сохраняя правильную геометрическую форму. Ранголи – это своего рода мандала-оберег, который наносит женщина рано утром, перед входом в дом, пока семья спит. Женщина на полу перед входом в дом, цветными мелками или красками рисует мандолу, для защиты дома от несчастий и привлечения процветания в дом.

    11 слайд

    Описание слайда:

    12 слайд

    Описание слайда:

    Мандала встречается в каждой культуре, у каждого народа. Мандала говорит нам, что мы едины, что мы все дети Бога, что между нами по большому счету больше общего, чем различий.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это один из инструментов для оздоровления и исцеления психики, естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей и взрослых. Мандалотерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и взрослыми.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Мандалотерапия: Созерцание мандал. Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Систематических – это как минимум каждый день по 15-20 минут 30 дней подряд. Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными).Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному. Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т.д.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Давно известно, что цвет и форма оказывают сильное воздействие на эмоциональное, физическое и духовное состояние человека. Это традиционно использовалось в целительских практиках различных культур и народов. Терапевтический эффект мандалы может быть использован как средство самопомощи при стрессе, соматическом заболевании, эмоциональном расстройстве, как взрослого, так и ребенка. Мандалы прекрасно чистят и излечивают душу и ум человека, могут восстанавливать зрение, просветлять ум, давать ясность мыслей и чувств, возбуждать или успокаивать как одного человека, так и массовые потоки людей. Есть специальные мандалы, способные влиять на организм человека и такие органы, как сердце, почки, желудок, матка, яичники, селезенка, суставы, печень, кости, обмен веществ, регулировка смены настроения, выработка гормонов и красных кровяных телец.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Мандалы могут влиять на растения и животных. Цветы могут активнее цвести, деревья плодоносить, животные не болеть, а вредные насекомые могут покинуть место своей дислокации. При помощи мандалы можно объединиться с душой любого минерала, растения, животного или человека. Мандалы помогают осознать прошлое и смоделировать будущее. Привести в порядок и гармонию настоящее человека и помочь позитивнее воспринимать происходящие события,услышать мелодию собственной души, расшифровать голос сознания и подсознания. Практически все виды мандал можно использовать как для себя лично, для своих задач, целей и желаний, так и для работы с окружающим пространством. Также все виды мандал можно срисовывать с уже имеющегося образца, раскрашивать готовые шаблоны или придумывать и рисовать мандалы самостоятельно.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Мандалы не являются источниками энергии, они только ее проводят, притягивают из единого энергоинформационного пространства; их энергия мгновенно распространяется на любые расстояния, пронизывая все препятствия; взаимодействие человека с ними происходит непрерывно, и интенсивность этого обмена постоянно увеличивается; пользоваться ими можно в любое время суток; их можно класть, ставить так, как вы захотите - действие от этого не ослабнет; одновременно можно использовать до 3-4 изображений; не следует их передавать другому лицу, их нельзя уничтожать - лучше закопать в землю, когда они обветшают; нежелательно обертывать их полиэтиленовой пленкой, целлофаном или чем-нибудь еще: они должны взаимодействовать со средой; работать с ними можно ежедневно 15-30 минут, делая перерыв на каждый седьмой день. Через 5-6 месяцев занятия можно проводить уже через 1-2 дня, спустя год сделать их еще реже и заниматься сознательно только тогда, когда для этого появляется внутренняя потребность.

    18 слайд

    Описание слайда:

    1.Созерцание мандал Для использования мандалу нужно скачать и распечатать в реальном цвете. Работа с мандалой имеет свой особый ритм, необходимо рассматривать ее медленно, двигаясь взглядом от краев к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, остановите взгляд, но не фокусируйте его. Прислушайтесь к своим ощущениям, не пытайтесь их оценивать или анализировать, просто сосредоточьте внимание на них, чтобы усилить эффект до максимума, и продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально и зависит от тренировки (от 5 минут до часа и более). Можете прекращать, как только почувствуете, что устали, и никаких изменений в вашем состоянии больше не происходит. Продолжайте работать с мандалой ежедневно до получения результата.

    19 слайд

    Описание слайда:

    2. Раскрашивание готовых мандал 1. Предлагается несколько мандал на выбор (то, что ближе по настроению). Ребёнку даётся четкую инструкцию о том, что нужно выбрать только один «волшебный круг». 2. Он самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму. 3. На одном занятии предлагается только одна мандала. 4. Практикуется использование музыкального сопровождения. 5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия. 6.Следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы. 7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы. 8. После работы предлагается дать название мандале, проводится беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы). Важно дать возможность проговорить о своих чувствах и переживаниях. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

    20 слайд

    Описание слайда:

    3.Рисование и создание собственных мандал Для рисования раздаются белые круги, выбираются необходимые материалы (краски,карандаши,мелки,фломастеры).Можно использовать наборы цветного песка, крашеные крупы, макаронные изделия,соль,камушки,кристаллы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей,развивает детскую фантазию,мелкую моторику.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Применение мандал в психокоррекционной, развивающей работе с детьми, подростками и взрослыми в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок) в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга) в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции) с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)

    22 слайд

    Описание слайда:

    А также: При проблемах самооценки При ощущении внутреннего дисбаланса Активизация ресурсных состояний личности При страхе потерять контроль над собой При пессимизме и депрессии При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций). При ощущение жизненного тупика Психокоррекция страхов и тревог Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные) Сопровождение адаптации Семейные ситуации Психосоматические проблемы Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей) Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения Воспитание терпеливости и аккуратности Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

    23 слайд

    Описание слайда:

    24 слайд

    Описание слайда:

    Создание своей мандалы по дате рождения Наверное, многим будет интересно просчитать и раскрасить Мандалу даты своего дня рождения. При ручном расчете мандалы, Вы вкладываете в нее свою энергетику. Как в подписи - в ней остается ваш энергетический след. Вы взаимодействуете с цветами и цифрами достаточное количество времени и при этом включаются определенные процессы. Эффект действия мандалы в огромной степени зависит от силы концентрации на ней. Каждому числу соответствует свой цвет. Ни число, ни цвет не содержат в себе эмоции, они есть то, что есть и абсолютно чисты по своей природе и представляют собой чистую энергию. Мандала Вашего дня рождения - это восстановление Божественного порядка.

    25 слайд

    Описание слайда:

    Сеть Световых Мандал - Восстановление Божественного Порядка «Сети Света» вокруг Земли - это планы эфирных структур вокруг нашей планеты. Они существуют на уровнях различных измерений и проявляются в разных геометрических формах. Нам были даны через Урсулу Ирганг- ученого и удивительного целителя из Австрии- паттерны излучения или резонанса для активации Духовного кода в нашей ДНК и восстановления Божественного плана на Земле. Сети Света - это язык Света, поэтому они одновременно несут в себе и передают информацию. Они есть мост между эфирным планом Высших измерений и эфирным телом третьего измерения. Они создают поток спиралей, несущих в себе световой код, которые закрепляются (заякориваются) в человеческом теле, что обеспечивает поступление информации в сознание человека. Основой Сети Световых Мандал являются первые девять цифр Творения, которые являются базой для всех других чисел. Каждому числу соответствует буква и цвет. Используя различные методы обсчета, которые всегда основаны на ряде Фибоначчи, вводят эти мандалы в существование. 9 цифр и 9 цветов различной частоты раскрывают матрицу и являются холистической космограммой. Они содержат биофизические длины волны всех 10 планет. Это можно выразить следующим образом: Сети Световых Мандал визуально проявляются через различные мыслеформы, которые представляют себя как чистую энергию. Ни число ни цвет не содержит в себе эмоции, они есть то, что есть и абсолютно чисты по своей природе. Высокие вибрации реагируют на эфирное поле ауры и активируют кодированные спирали ДНК. В этих спиралях содержится информация Исходной матрицы. В тех случаях, когда имеются блоки, возникающие из негативных мыслеформ и эмоций, которые не поддаются удалению, Сеть Световых Мандал может возвратить их на уровень сознания и убрать их.

    26 слайд

    Описание слайда:

    Точно также могут быть компенсированы болезни, которые еще не проявились на физическом уровне, но информация о них уже существует в эфирном теле. И это окажет позитивный эффект на все системы человеческого организма. Поэтому Сеть Световых Мандал поддерживает процесс исцеления тела, души и ума. Все мандалы Света интегрируют полярности Инь и Ян и создают равновесие. Они удаляют блоки и негативную информацию, хранящуюся в тонких телах. Что же происходит с энергиями? Когда Вы начинаете смотреть на мандалы или просто находитесь рядом, мозг начинает интегрировать Свет. Это приводит левое полушарие и правое полушарие в равновесие. Это позволяет адекватно воспринимать информацию. Чистый свет мандал активирует тонкие поля в высших измерениях, и они начинают вибрировать. Кодированные Светом хромосомы становятся подвижными и передают информацию в сознание при условии, что вы открыты этим энергиям и находитесь в состоянии любви. Эти энергии восстанавливают «порядок», удаляя блоки из организма. Световая Сеть мандал заполняет всю систему нашего организма и тем самым оказывает очищающий и гармонизирующий эффект на тело, душу и разум. Метод Урсулы уже на протяжении нескольких лет успешно применяется в больницах и госпиталях Австрии и Германии. Спонсирует ее исследования знаменитая фирма «Сваровски». Урсулой Ирганг были экспериментально получены мандалы для исцеления многих болезней, таких как псориаз, диабет II стадии, мочекаменная болезнь, мигрень, улучшение работы сердечнососудистых систем организма, восстановление зрения и многое другое. Для исцеления применяется определенный алгоритм и компьютерная программа, которая рассчитывает мандалы Света. Любая мандала (не только персональная), поскольку она является порталом, транслирующим Свет и Любовь, благотворно отражается и на помещении, в котором она расположена, и на людях, которые находятся в её целительном вибрационном поле. Мандала - это напоминание человеку о его Божественности. Исцеление Мандалами Света

    Слово “мандала” в переводе означает означает “круг”, “диск”. В духовных традициях мандала – это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.

    Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Свою первую мандалу он нарисовал 1916 году, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый его рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.
    • в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок)
    • в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)
    • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)
    • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)
    • При проблемах самооценки
    • При ощущении внутреннего дисбаланса
    • Активизация ресурсных состояний личности
    • При страхе потерять контроль над собой
    • При пессимизме и депрессии
    • При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии
    • Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций).
    • При ощущение жизненного тупика
    • Психокоррекция страхов и тревог
    • Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные)
    • Сопровождение адаптации
    • Семейные ситуации
    • Психосоматические проблемы
    • Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества
    • Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)
    • Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения
    • Воспитание терпеливости и аккуратности
    • Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала
    1. Если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть клиент сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению
    2. Выбор мандалы и сюжет работы клиент осуществляет самостоятельно.
    3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) клиент выбирает самостоятельно.
    4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.
    5. Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанное с процессом работы.
    6. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка, подростка, взрослого без его согласия.
    7. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.
    8. Клиент, при желании, даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
    9. После работы важно дать возможность клиенту проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы)
    Мандала строится в определенном порядке и соотвественно она влияет на порядок жизни человека. Через мандалу человек начинает осознавать важность всего, что с ним происходит и выделять главное.

    Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, например, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой, например за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент. Если мы проанализируем вышеупомянутые рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются простые геометрические фигуры (обычно квадрат, окружность или спираль).

    Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит как для тех людей, которые раньше не медитировали, так и для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться.

    Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени.

    Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:

    Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это:

    Важно! Мандала завершена, когда, посмотрев на нее, клиент чувствует удовлетворение от созерцания.

    Существуют правила работы психолога с клиентом при использовании мандалы:

    На раскрасках мандал желательно использовать всего 4 цвета: красный, жёлтый, зеленый и синий, хотя, конечно же, можно использовать и другие цвета. По умолчанию картинка чёрно-белая и любые её части можно оставить не закрашенными.

    Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров и прочего, потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться.

    Современные мамы собирают целые альбомы из раскрашенных мандал, с интересом следя за тем, как одна и та же мандала меняется со временем. Остаётся всё больше белых не закрашенных частей, а в тот момент, когда ребенок посчитает одну из мандал самодостаточной, и не закрасит на ней ни одной части, считается последним шагом искусства, означающего, что человек нашел себя.

    В мандале заключен определенный философский смысл, гармония, примирение с миром. Рассматривая и раскрашивая мандалу, человек внутренне успокаивается, сосредотачивается и “заряжается” положительной энергией. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. Все зависит от сиюминутного состояния души и тела.

    Если грустно, цветовая гамма будет одной, а если весело – совершенно другой. Дайте мандалу ребенку, когда он встревожен, скучает, не может сосредоточиться… Результат вас не разочарует.

    Мандала - это символ устройства Мироздания, модель мира, в которой существует высший божественный порядок. Порядок – условие гармонии.

    Круг — самый глубокий символ тайны жизни. Символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни, их единства.

    «Раскрашивание» — это ритуал, танец вокруг центра, исполняемый карандашами, которые оставляют свои цветные следы.

    Посмотрите очень интересную передачу "Мандала. Арт-терапия с Ириной Попроцкой". Эта передача том, что же такое мандала, как самому нарисовать мандалу, как с ее помощью понять свое состояние, разобраться в сложившейся ситуации и найти из нее выход .

    1. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007.
    2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 144 с.
    3. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 18-19.
    4. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28.
    5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007,С.29-31.
    6. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004.
    7. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»).
    8. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182.
    9. Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации. // Тэвистокские лекции. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – С. 211-283.