Если даже под руководством человека находится два-три человека — он руководитель, который должен организовать их работу. А если от вас и ваших действий зависит жизнь целого коллектива? Каким должен быть руководитель? Какими качествами обладать? Просто ли руководить, или руководителем может стать далеко не каждый? Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Знаете ли вы, что означает слово «руководитель»? Ведущий за руку. И суть деятельности руководителя – следить за целым. Не заниматься решением конкретных специализированных задач, а следить за всем процессом в целом, чтобы он был результативным.

Руководитель — это лидер, за которым идут люди

Можно ли научиться эффективности

Как вы понимаете слово «эффективность»? Ответ довольно прост – это правильное выполнение поставленных задач. То же самое эффективный руководитель. Он может быть наделен великолепными умственными способностями, иметь лучшие знания, но на практике показать неэффективную работу.
Поэтому умение управлять людьми, быть лидером дается не каждому. Идеальный руководитель в специализированной литературе описывается, как человек, обладающий такими способностями:

  • умение анализировать;
  • принятие решений и ответственности за них;
  • умение работать с людьми;
  • творческое мышление;
  • хорошие знания математики;
  • понимание структуры управления и особенностей своего предприятия.

Людей, обладающих всеми этими качествами, катастрофически мало. Но это не значит, что их нельзя в себе наработать. Да, это большой труд, но возможный. Руководитель, о котором можно сказать, что он на своем месте, умеет во всем добиваться результата. Для эффективности своей работы человеку, занимающему руководящее положение, нужны пять качеств, которые можно выработать:

  1. Умение управлять временем . Правильно расходовать его.
  2. Концентрация нужна на конечный результат.
  3. Развитие сильных сторон не только у себя, но и у всех членов коллектива. Начинайте решать те задачи, которые выполнимы. Задачи, которые на данный момент решить невозможно, лучше отложить.
  4. Умение определять приоритеты .
  5. Умение принимать правильные решения . Надо понимать, что правильное решение – это не одно действие. Это правильные шаги в нужной последовательности.

Как распределять свое время

Время бесценно. Берегите его

Все на земле можно чем-то заменить, только не время. Поэтому нужно обязательно научиться им управлять. Определите, на что оно у вас расходуется. И если продуктивности мало, сократите время на этот процесс максимально.

Управление временем можно разделить на три этапа:

Регистрация

На выполнение любой работы тратится определенное количество времени. И его нужно научиться анализировать. Регистрируя затраты времени, можно выявить нерезультативные действия, от которых необходимо избавиться.

Управление

Полезные и необходимые дела нужно делать по плану. Плохое управление вами всего процесса производства забирает большое количество времени. А этого у хорошего руководителя быть не должно.

Читайте также: Образец заявления на компенсацию отпуска

Консолидация

Не делите дела на мелкие блоки. Таким образом, вы потратите безрезультатно слишком много времени. Временные блоки можно укрупнить, планируя все свои дела заранее. Берегите свое время. Разговоры с клиентами, проведение собраний, выдача необходимых документов – отнимает много времени. Эту работу могут делать ваши помощники, чтобы ваше время было потрачено на более продуктивные действия.

Как распоряжаться своим временем, чтобы его хватало на творчество и реализацию планов, мы поговорили. Рассмотрим, какими качествами должен обладать руководитель.

Личностные качества

Продуктивная работа на предприятии возможна в том случае, когда в коллективе создан соответствующий психологический климат. И здесь велика роль руководителя. Если он уверен в себе, то вызывает уважение со стороны подчиненных, и желание выполнять все его распоряжения.

Уважая своих подчиненных, вы получите уважение и от них

Важна и стрессоустойчивость. Во время производственного процесса могут возникать и проблемные моменты. И если в таких обстоятельствах руководитель теряет самообладание, теряется и авторитет.
Лидерские качества, несомненно, важны, чтобы вести людей за собой. Важно быть строгим, но справедливым. Люди смотрят не только на профессиональные качества руководителя. Они видят и мелочи: какой пример подает их начальник. И если он требователен к себе лично, не боится ответственности за свои поступки, сотрудники будут стараться соответствовать ему.

Очень важны человечные качества. Никто не отменял человеческого фактора. Уважение к подчиненным, понимание их личных проблем, вера в их силы вызовет обратное чувство уважения и желание лучше сделать свою работу.

Был проведен интересный опрос большого количества рядовых сотрудников различных компаний, у которых спросили, каким бы они хотели видеть своего руководителя. Ответы в большинстве своем совпали. Все предпочли бы начальника, который способен придумывать новые пути и новые способы организации производственного процесса. Чтобы его решения согласовывались с мнением своего коллектива, предоставлял свободу и был благосклонен к инициативам сотрудников. Чтобы он в них видел не только работников, но и людей, интересуясь их запросами, помогая решить их проблемы.

Подведем итоги: личные качества руководителя — это:

  • высокие моральные требования как к себе, так и к окружающим людям;
  • крепкое здоровье;
  • наличие внутренней богатой культуры;
  • доброе, заботливое и отзывчивое отношение к работникам;
  • уверенность в своих силах.

Профессиональные качества

Данные качества должны характеризовать менеджера, как специалиста, опытного и грамотного:

  • наличие соответствующего образования и, естественно, опыта;
  • компетентность;
  • эрудированность, самосовершенствование;
  • умение критически воспринимать действительность и переосмыслить ее;
  • поиск и использование новых технологий в работе;
  • обучение своего персонала;
  • планирование работы.

Но обладая этими качествами, можно не стать идеальным руководителем. Потому что помимо вышеперечисленных качеств для хорошего руководителя большое значение имеют деловые качества. Именно благодаря им он ведет за собой людей к успеху. Эти качества можно объединить в три блока.

Умение решать поставленные задачи

Практический интеллект

Логическое мышление. Использование своих знаний, навыков, опыта при решении производственных задач. Необходимые качества, но результативность управления не всегда зависит от правильного мышления и работы с информацией. Это происходит в связке с умением налаживания с людьми правильных отношений. И здесь не менее важен второй блок.

Для многих начинающих управленцев наиболее актуальной становится проблема того, как стать хорошим и эффективным руководителем, повысив, тем самым рейтинг своего отдела или предприятия. Психологи, коучеры и опытные лидеры дают самые различные рекомендации, но чаще всего некоторые проблемы настолько индивидуальны, что управленец просто теряется и не знает, каким советом или методом воспользоваться.

На самом деле, для того чтобы действительно эффективно руководить командой, необходимо обладать значительными знаниями в области психологии и уметь воспринимать коллектив не как однородную массу подчиненных, а как группу людей, в которой каждый имеет свои личностные особенности и индивидуальные взгляды.

Бывают ситуации, когда руководитель находится на своей должности уже довольно длительный период. Но при этом все равно не может правильно стимулировать команду, эффективность работы снижается и он утрачивает веру в себя, как в лидера. В такой ситуации довольно сложно будет продолжать руководить подчиненными, ведь, в первую очередь, управленец должен подавать пример, поддерживать желание работать и быть уверенным в успехе своего дела.

Как уже было сказано, методик предлагается огромное количество и все они совершенно различны, основываются на принципах научных исследований, на опыте и ошибках других руководителей и на психологических приемах и инструментах. Далее рассмотрим девять основных принципов, которым советуют следовать эксперты, для того чтобы .

Принцип №1.

Следует взглянуть на себя, как на руководителя коллектива, глазами подчиненных, и проанализировать, в чем ваша политика управления правильная, а где есть проблемные моменты.

Для того, чтобы добиться успехов на управляющей должности, необходимо на подсознательном уровне ощущать себя на лидирующей позиции в коллективе, ведь то, как мы относимся к себе, зачастую формирует и отношение окружающих к нам. Прежде, чем начинать руководить группой людей, оцените ваше отношение к должности управленца. Допустим, многим людям проще эффективно и продуктивно работать, когда им указывают направление деятельности, а не когда это направление необходимо самостоятельно найти не только для себя, но и для подчиненных. Некоторые особенности характера могут дать человеку возможность быть лучшим среди исполнителей, но худшим, как руководитель.

То нельзя считать отрицательным качеством, скорее, просто особенностью психологического склада индивида. Например, есть люди, которые отлично справляются с творческой деятельностью, но вот расчеты и проектирование им никак не удается. Такая же ситуация и здесь: человек отлично выполнит поставленную задачу, но сам сформулировать необходимый план действий не может.

Исполнительные сотрудники также востребованы в работе компаний, как и профессиональные управленцы. Скорее возникает перебор желающих занять управляющую должность, чем просто выполнят поставленные задачи. Поэтому, если лидерские навыки руководителя у вас отсутствуют, это не признак того, что возникнуть проблемы с достижением успехов в карьере.

Единственной проблемой является то, что насколько бы хорошо вы не выполняли свои обязанности подчиненного, уровень оплаты труда все равно будет ниже, чем у руководителя, пусть и не профессионального. В принципе, стремление к лидерству присутствует практически у каждого человека, но проявляется оно у всех в разных формах и количестве. Одним достаточно быть лидером в дружбе с коллегой, а другим хочется возглавить компанию.

Предлагаем вашему вниманию небольшой психологический тест, который позволит выявить уровень вашего стремления к занятию лидерской позиции. Когда будете отвечать на вопросы, делайте это, не обдумывая результат, и основываясь на своих первичных импульсах. Не старайтесь оценить, как ваш ответ повлияет на окончательный результат, и если вы будете действовать честно, то узнаете, какие у вас шансы стать хорошим руководителем.

Психологический тест на оценку лидерского потенциала.

Как часто окружающие соглашаются с вашими идеями и воплощают их в жизнь:

1. Довольно часто;
2. Бывает, но иногда;
3. В редких случаях;

Итак, вы получили очень важное задание, и все коллеги ждут, когда вы его выполните. Ваши ощущения:

1. Это не вызывает у меня напряжения;
2. Иногда я чувствую себя неуютно и ощущаю дискомфорт;
3. Такая ситуация заставляет меня сильно напрягаться;

Представим, что вы выполняете какое-либо командное задание, в котором каждый коллега взаимодействует с другими. Для вас имеет значение, насколько сплочен коллектив:

1. Считаю, что для достижения поставленной цели коллектив должен быт сплоченным;
2. Хорошо, если в коллективе присутствует сплоченность, но от нее не сильно зависит конечный результат;
3. Для эффективного решения задачи необходимо, чтобы каждый сотрудник работал со всей самоотдачей, фактор сплоченности не имеет никакого значения;

В ситуации, когда вам следует доказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение, для вас это:

1. Настоящее удовольствие – вы владеете даром убеждения ивам приятно наблюдать, как люди принимают вашу сторону в диалоге;
2. Часто встречающая часть дискуссии, которой вы по возможности стараетесь избегать, только если это не является действительно важным – убедить человека в том, что вы правы;
3. Бессмысленно. Вы не любите убеждать кого-либо – пусть каждый имеет свое собственное мнение, для вас это не имеет никакого значения.

Итак, отвечая на вопросы, вы заметили баллы, которыми пронумерованы варианты ответов. Сложите сумму номеров выбранных вами вариантов и оцените свои лидерские качества.

Количество баллов 4, 5, или 6. У вас есть все шансы стать эффективным руководителем, ведь управление – это одна из ваших основных целей. У вас очень развиты организационные способности, вы умеете мотивировать окружающих к достижению поставленных задач, а также легко находите контакт с людьми и умеете найти индивидуальный подход к каждому человеку. Если ваш результат теста – 4, 5 или 6 баллов - лидерские способности очень развиты и у вас есть все шансы достигнуть высших ступеней карьерной лестницы.

Количество баллов 7, 8 или 9. На подсознательном уровне вы не представляете себя на управляющей должности, хотя это вполне можно изменить, проанализировав причины скрытого желания избежать руководства. Необходимо заняться формированием лидерских качеств, ведь способности руководить есть у каждого, просто у некоторых они совершенно не развиты. Переоцените свое восприятие трудового процесса: вполне вероятно, что вы предпочитаете самостоятельно выполнять работу, так как уверены в себе, а вот другим людям не доверяете и опасаетесь, что они могут совершить серьезную ошибку.

Для того, чтобы стимулировать себя к развитию способностей лидера, представьте сколько новых возможностей у вас появится на должности управленца. Эффективность работы подчиненных во многом зависит от того, как их направляет руководитель, поэтому если вы правильно построите политику управления, то и сомневаться в подчиненных не придется.

Количество баллов 10, 11 или 12. Данный результат теста указывает на то, что вы в принципе не хотите занимать руководящую должность. Вас напрягают рабочие моменты, когда следует брать ответственность за деятельность других людей на себя, ведь проще выполнить все самостоятельно. Формировать задачи, решать, что должны делать другие – все это кажется вам сложным и неинтересным. Что ж, если вам действительно не хочется продвигаться дальше по карьерной лестнице и вас устраивает роль подчиненного – значит, вы относитесь к категории хороших исполнителей.

Однако если все же иногда вы представляете себя управленцем и надеетесь, что когда-нибудь вас заметят и повысят до руководителя, то следует направить все силы на развитие лидерских способностей. Возможно, вы просто очень боитесь, что не справитесь, поэтому и убедили себя, что ваша роль – исполнитель. Тренируйте свои лидерские навыки, и, вполне вероятно, через некоторое время вы станете отличным управленцем.

Принцип №2.

Необходимо ознакомиться с теми качествами характера и умениями, которые понадобятся вам для того, чтобы добиться успехов в управлении.

На самом деле человек способен научится любым способностям, главное поставить себе цель, прилагать усилия и выделять достаточно времени на развитие своих умений. Даже, если у вас и не ярко выражены черты управленца, их также можно в себе сформировать. Просто, если одни начинают командовать и управлять людьми со школьных лет, то другим придется научиться многим нюансам управления и способам влияния на группы индивидов.

Конечно же, стать хорошим руководителем с нуля невозможно. Необходимо подготовить себя к мысли о том, что теперь вы ответственны не только за свою работу, но и за работу других сотрудников. А для того, чтобы не попасть в неприятности по вине их недочетов и ошибок, следует четко разработать стратегию управления, поставить свой авторитет, изучить личностные качества подчиненных и найти рычаги влияния на каждого из них.

Настоящий управленец осваивает множество различных навыков и умений, прежде чем заступить на ответственную должность. Какие же основные умения вам понадобятся, рассмотрим ниже.

1. Научитесь быстро находить первопричину проблем, а саму задачу, с которой вы столкнулись, разделать на небольшие элементы.

Если вы являетесь управляющим, то наверняка будете сталкиваться с регулярными проблемными ситуациями, как масштабными, так и с мелкими недочетами. Именно от скорости ваших действий и принятия решений зависит то, насколько качественно и слаженно будут работать подчиненные.

Зачастую, когда возникает сложная проблемная ситуация, практически все сотрудники компании обсуждают ее на совещании, предлагая различные способы решения задачи. В силу того, что подразделения по-разному смотрят на проблему, каждое со стороны своего отдела, очень трудно достигнуть компромисса, так как варианты выхода из ситуации предлагаются противоположенные. Сотрудники начинают конфликтовать, спорить, тем самым не стараясь разобраться в мнениях друг друга, что затягивает процесс поиска решения.

Именно в такой момент, человек, который является руководителем и признанным лидером, должен взять ситуацию в свои руки и остановить разгорающийся конфликт. Отличным предложением будет расформировать одну сложную задачу на несколько частей, что может повлиять на направление дискуссии, направив ее в другую область.
На самом деле любая проблема поддается расформировке, насколько бы сложной она не казалась, а поэтапное решение всегда облегчает процесс поиска выхода из основной ситуации.

Допустим, организация не успевает выполнить заказ. Разделяем проблему на части: почему так происходит? – в компании недостаток оборудования. Почему возник недостаток? – рост объема заказов и отсутствие средств на новую технику. Если поток заказчиков растет, следовательно, прибыль тоже скоро вырастет, значит можно взять необходимое оборудование в кредит.

Таким образом, большая проблема: угроза невыполнения заказа в срок, была разделена на части: отсутствие оборудования, отсутствие средств, не взяли оборудование в кредит. Значит для того, чтобы решить основную задачу, необходимо обратиться к дилеру, занимающегося оборудованием и узнать условия кредитования. Параллельно поинтересоваться банковскими правилами выдачи кредита в денежной форме. Выбрать наиболее выгодный вариант, приобрести необходимое оборудование и выполнить заказ. Если сроки минимальны, можно нанять временных сотрудников для того, чтобы организовать работу в несколько смен.

2. Научитесь принимать четкие и быстрые решения.

Для того, чтобы добиться успехов в карьере, научиться быстро ориентироваться в ситуации и принимать важные решения просто необходимо. Причем, это умение понадобится вам не только на руководящей должности, но и в самом начале пути, ведь с принятием решений сталкивается и менеджер, и охранник, и начальник отдела. Однако учитывая, что руководитель – это человек, который задает направление работы всего коллектива, ему необходимо относиться к принятию решений с максимальной ответственностью.

Если командой руководит человек, который в сложной ситуации умеет быстро взвесить все за и против и принять четко сформулированное, конкретное решение, то эта команда всегда будет работать эффективно и достигать успехов в своей области деятельности. Не затягивайте с решением вопроса, но и не решайте проблемы не задумываясь, набегу – это может принести серьезные неприятности для всего вашего отдела.

Из этого следует, что принимая решения, руководитель должен ориентироваться на два основных действия: взвесить все за и против, и не затягивать со сроками. Для того, чтобы успешно принять решение, необходимо найти баланс между этими двумя элементами. Здесь стоит обратить внимание на особенности своего характера. Если по природе вы – теоретик, то наверняка изучите проблему со всех сторон, найдете массу информации, проанализируете все плюсы и минусы, но вот окончательного решения от вас придется ждать очень долго.

Такая особенность личности вряд ли даст вам возможность эффективно руководить коллективом. Ведь на всех совещаниях, собраниях и обсуждениях именно вам необходимо направлять и корректировать диалог. Если вы начнет вместе с подчиненными вести долгие дискуссии, обсуждая случаи из практики, советы экспертов и знакомых, на протяжении длительного времени, конечного решения вы так и не примете. Когда руководитель видит, что возникает конфликт мнений, или разговор идет по кругу, именно он должен выдать своё решение в сложившейся ситуации. В крайнем случае, совещание можно отложить на некоторое время, но ни в коем случае не мяться, сомневаться и выказывать неуверенность в своем мнении.

Таким образом, вы только вызовете непонимание среди сотрудников, а ваша неуверенность передастся им, снижая эффективность работы и целеустремленность.

3. Научитесь управлять проектами и процессом работ.

В зависимости от того, руководителем какого звена вы являетесь, регулируется и сложность поставленных задач. Чем больше человек в подчинении, тем больше мелких задач, проектов и нюансов, которым следует уделить внимание. Часто управленец, особенно начинающий, теряется в проблемах, путается и не знает к чему приступить в первую очередь. Это нарушает структуру работы всего отдела или организации в целом.

Для того, чтобы стать эффективным руководителем, необходимо научиться формировать иерархическую структуру задач, которые следует выполнить, от дел первой необходимости, до второстепенных моментов. Можно разделять задачи на комплексы, каждый из которых воспринимать как отдельный проект. На каждый проект, состоящий из нескольких заданий, необходимо выделить определенные временные рамки, ресурсную поддержку и способы контроля этапов его выполнения. Важно также правильно распределять свое время, выделяя на выполнение каждого комплекса задач определенный срок.

Принцип №3.

Для того чтобы подняться по карьерной лестнице, не следует ждать толчка со стороны, стремитесь самостоятельно строить и формировать свое будущее в компании.

На самом деле, никто не заинтересован в успехе человека так, как он сам. Поэтому не стоит тратить время на ожидание предложений со стороны начальника отдела или руководителя попробовать себя не новой должности, пройти тренинги или обучится дополнительным навыкам. У руководителей есть много других вопросов, которые ему необходимо решать, кроме карьерного роста подчиненных. В некоторых компаниях ведется специализированная мотивационная политика, которая включает в себя регулярное обучение персонала, курсы повышения квалификации или посещение семинаров и конференций, но все же лучше рассчитывать на себя.

Руководитель выполнил свою задачу – он указал вам, что вам необходимо делать на должности и за что нести ответственность, помог освоить непонятные нюансы, после этого он рассчитывает получать результаты от вашей работы и контролировать качество ее выполнения.

Многие руководители в принципе не стремятся повысить подчиненных, так как это чревато для них новыми проблемными моментами, например, поиском сотрудников на освободившуюся должность, а это в свою очередь собеседования, неуверенность в уровне профессионализма, обучение и прочее.

Главный враг продвижения по службе – пассивность сотрудника. Проявляйте активность, старайтесь выделиться и показать, что вы сможете стать эффективным руководителем для компании.

Принцип №4.

При формировании своей репутации в компании, опирайтесь на свои таланты и сильные стороны.

Конечно же, любому человеку намного проще культивировать в себе те способности, которые в них заложены. Допустим при поиске работы, человеку, который был отличником по математике и любил точные науки, намного лучше искать вакансию бухгалтера или сметчика. Если же с детства у человека предрасположенность к гуманитарным наукам, языкам и литературе, то вероятнее всего, он будет комфортно чувствовать себя на должности преподавателя или переводчика. В противоположенном случае, когда, например, ребенка после школы, направляют на факультет физики при том, что он склонен к рисованию и дизайну, вряд ли он достигнет успехов в обучении.

Конечно же, человека можно научить практически всему, но вот вряд ли сотруднику, который увлечен модой и продажей одежды, будет легко стать руководителем предприятия по производству строительных материалов. Это займет много времени на обучение, привыкание и адаптацию в новой среде бизнеса, да и вряд ли будет вызывать такую же заинтересованность, как и у профессионального строителя или архитектора.

Для того, чтобы выбрать свою нишу, в которой вы сможете достигнуть максимальных успехов, контролируйте свою деятельность. Возможно, вам прекрасно удавалось продавать товары или вы легко находите контакт с детьми – тогда вам можно претендовать на должность начальника продаж или директора учебного заведения.

Принцип №5.

Вы должны сами для себя выделить то, к чему стремитесь, не ориентируясь на кого-либо другого.

Лидер – это человек, которого всегда уважают в коллективе, к нему прислушиваются, а его мнение часто становится мнением всей команды. Причем для этого ему не надо становиться руководителем – просто он обладает даром убеждения, уверенностью в себе, и прочими качествами, которые стимулируют людей следовать за ним.

Для того, чтобы получить , необходимо иметь четкую жизненную позицию, собственные цели и стремления, а также постоянно приближаться к ним, выполняя задачи и преодолевая преграды.

Определите для себя, какую должность вы хотели бы получить и за какой срок, а также для чего вам это нужно: у вас материальный стимул, вы стремитесь признания от окружающих или просто хотите руководить людьми.

Лидер никогда не позволяет себе поддаваться влиянию и действовать так, как ему того советуют, указывают. Помните, что вы живете свою жизнь, которую никто планировать и расписывать не имеет права, только вы сами. Поэтому выстройте свои цели в последовательность, задайте временные рамки, которые отводите себе на достижение каждой из них, и уверенно идите вперед.

Принцип №6.

Изучайте успешных людей и их путь к успеху.
Итак, у вас есть определенные цели, вы выбрали наиболее близкую для вас сферу деятельности и примерно сориентировали свои дальнейшие действия. После этого, следует сравнить ваш план действий и стратегию достижения успеха тех людей, которые в интересуемой вас области достигли больших высот.

Если вы задались вопросом, как стать хорошим и эффективным руководителем, то проанализируйте круг вашего общения, ваших знакомых, возможно. у кого-то есть опыт достижения идентичной цели. Наилучший способ – это встреча с таким человеком. Наверняка, он не откажется рассказать о своих успехах и о том, какие трудности вставали на пути и как он их преодолевал, ведь большинство людей гордятся своими успехами. Не следует использовать встречу, как способ решить возникшие у вас проблемы в работе с помощью знакомого, вряд ли человек захочет встретиться с вами еще раз, если поймет, что вы просто хотите воспользоваться им для выполнения своей работы.

Если у вас нет контактов с теми, кто мог бы посодействовать вам в развитии навыков, то выберите человека, с которым вы не знакомы, но который имеет хороший опыт работы на нужной вам должности. Здесь можно использовать простое наблюдение. Постарайтесь анализировать его деятельность, запоминать особенности его поведения в рабочей среде, выделите личностные качества, которые помогли ему достигнуть успеха, и развивайте их в себе.

Для того чтобы корректировать свою работу и получать необходимую помощь в сложной ситуации, можно воспользоваться и литературными источниками, только нужно подобрать наиболее подходящий и хорошо изложенный материал.

О том, как стать хорошим руководителем, на интернет сайтах написано очень много статей, интервью и советов, на самых различных языках, так что здесь тоже всегда можно найти подсказку, не отходя от рабочего места.

Принцип №7.

Если вы хотите добиться успеха в карьере, то не старайтесь не оставаться в тени и не держаться незамеченным, будьте инициативны.

Составьте для себя примерную последовательность действий, которые будете совершать для того, чтобы достигать поставленных задач. Если вы считаете, что недостаточно владеете информацией в той или иной отрасли, не стоит ожидать, когда ваш отдел отправят на повышение квалификации. Самостоятельно найдите нужные курсы, пройдите обучение и получите сертификат – это прибавит вам уверенности в себе. Главное, никогда не останавливайтесь на достигнутом, ставьте себе все новые цели и стремитесь к ним.

Не имеет значения, претендуете ли вы на звание руководителя на своей работе сейчас, или планируете перейти на такую должность в другую компанию – инициативность должна проявляться в любом случае.

Также следует учитывать факт, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Многие люди, будучи инициативны, сталкиваются с ошибками, которые совершают непроизвольно, что приводит к спаду активности, они закрываются в себе и больше стараются не принимать важных решений. В таком случае, для всех коллег и для руководства сотрудник ассоциируется с его ошибкой и отношение к нему формируется соответствующее. А вот если вы признаете, что были не правы, возьметесь за другую задачу или начнете заново решать ту, в которой ошиблись, то покажете себя как сотрудника, желающего научиться, исправить свою ошибку и принести пользу.

Риск – неотъемлемый элемент в жизни. Возможно, вы не уверены, что всегда сможете сделать все идеально, но к этому нужно стремиться, формируя свой профессиональный уровень и ценность, как сотрудника.

Принцип №8.

Для того, чтобы стать эффективным руководителем, вам необходимо убедить людей в том, что за вами действительно стоит следовать, а больше всего люди тянутся к позитивным, оптимистически настроенным людям.

Даже сталкиваясь с проблемами, необходимо поддерживать дух команды, а самому оптимистично смотреть на любые обстоятельства. Все сложные ситуации даются нам для того, чтобы мы стали опытнее, устойчивее и напористей, поэтому не стоит впадать в депрессию при малейшей проблеме. Помните, что вы являетесь примером для своих подчиненных, если вы настроены пессимистично, то и коллектив вскоре будет смотреть на ситуацию аналогично.

Принцип №9.

Занимайтесь тем, что получается у вас лучше всего.
Выберите вид деятельности и станьте в нем профессионалом, изучите максимально полно. Таким образом, вы повысите вашу ценность, как сотрудника и шансы на повышение. Лучше быть профессионалом в одной деятельности, чем заниматься всем понемногу, заменяя то одного, то другого работника.

Помните о том, что лидер – это общительный человек , за которым готов пойти коллектив, поэтому учитесь контактировать с окружающими, вести диалог, и создавать о себе приятное впечатление.

В первую очередь, вы должны планировать продвижение по службе, а уже потом думать о рабочих моментах. Если вы хороший исполнитель, который хочет стать руководителем, делайте правильные шаги в сторону своей цели и не стойте на месте.

Суть работы руководителя

Реалии деятельности современного руководителя требуют от него эффективной работы и одновременно делают достижение эффективности постоянно усложняющейся задачей. Действительно, если руководитель не будет стремиться к максимальной эффективности в работе, он просто превратится в чиновника, отсиживающего положенные часы.

Чтобы понять суть этой проблемы, рассмотрим деятельность работника умственного труда, работа которого практически не зависит от его организации. У врача, например, в целом не возникает проблем с эффективностью. Приходя к нему кабинет, пациент приносит с собой все, что делает работу врача эффективной. Во время осмотра врач, как правило, концентрирует на пациенте все свое внимание. В этот момент он как бы остается один на один со стоящей перед ним задачей и ему практически ничто не мешает. Задача врача понятна. Подходы к ее решению зависят от истории болезни пациента. Иными словами, у врача есть четкая цель – восстановить здоровье больного или, по крайней мере, улучшить его самочувствие. Специалисты в медицине не отличаются умением организовывать себя и свою работу, однако мало у кого из них возникают трудности с обеспечением должного уровня эффективности.

Руководитель в организации находится в совершенно ином положении. В его ситуации существуют четыре основные реалии, которые практически невозможно контролировать. Каждая свойственна любой организации и работе любого руководителя; с этим просто приходится мириться как с чем-то неизбежным. И каждая реалия мешает достижению положительных результатов в работе руководителя и обеспечению должного уровня эффективности.

1. Создается впечатление, что время руководителя принадлежит всем, кроме него самого. Если попытаться дать определение этому понятию с функциональной точки зрения, то правильнее всего будет сказать, что руководитель – «пленник своей организации». Все могут пользоваться его временем, и все так и поступают. И руководитель фактически не может этому препятствовать. Как правило, он не может, подобно врачу, высунуть голову из кабинета и сказать медсестре: «Следующие полчаса я не принимаю». Тут же кто-нибудь позвонит, и он просто обязан будет поговорить с лучшим клиентом компании, высоким чиновником из городской администрации или со своим боссом – вот и пролетели полчаса.

2. Руководители вынуждены продолжать «функционировать» таким образом до тех пор, пока не изменят реальность, в которой живут и работают.

В Соединенных Штатах часто приходится слышать жалобы на то, что президент компании – или другой руководитель высшего звена – продолжает заниматься маркетингом или производством, хотя под его начало перешла вся компания и ему необходимо уделять ей все свое внимание в целом. Как правило, это объясняют тем, что богатый опыт практической деятельности большинства американских управленцев не дает им избавиться от укоренившихся привычек. Но точно такие же жалобы звучат и в тех странах, где существует совершенно иная модель карьерного роста. Например, в странах Северной Европы путь к высшему уровню управления обычно пролегает через централизованный секретариат, где человек сначала работает на уровне так называемого общего руководства. И все же и в Германии, и в Швеции, и в Дании менеджеров высшего звена критикуют за склонность к функциональной деятельности, как и американских руководителей высшего ранга. Более того, такая тенденция характерна не только для высших слоев управления организации – она охватывает все уровни менеджмента. Значит, первопричина этой тенденции обусловлена не особенностями модели карьерного роста и даже не порочностью человеческой натуры в целом. Фундаментальная проблема заключается в современных реалиях деятельности руководителя. Если он не найдет в себе сил сознательно изменить ситуацию, ему придется привыкнуть к тому, что он будет просто плыть по течению, поддаваясь влиянию событий.

Зависимость от хода событий характерна для работы врачей, и в этом нет ничего предосудительного. Взглянув на вошедшего в кабинет пациента, врач спрашивает: «Что вас беспокоит на этот раз?» – и ожидает получить четкий и адекватный ответ. Отвечая: «Доктор, я перестал спать. Последние три недели меня мучит бессонница», пациент четко расставляет для врача приоритеты. Даже если после тщательного осмотра врач придет к выводу, что бессонница служит лишь одним из симптомов куда более серьезного заболевания, он обязательно примет меры, чтобы помочь пациенту нормально спать по ночам.

Для руководителей организаций события не содержат в себе какой-либо конструктивной информации, не говоря уже об информации о той или иной конкретной проблеме. Для врача жалоба пациента имеет определяющее значение, потому что она важна для больного. Руководитель имеет дело со значительно более сложным миром. Для него события сами по себе не несут в себе информации. Они даже не могут служить симптомами в том смысле, в каком жалобы пациента содержат первичную информацию для лечащего врача.

Если руководитель позволяет событию определять, что ему делать, над чем работать и к чему следует отнестись серьезно, то все его усилия в конечном счете растратятся на мелочи. При этом он может быть прекрасным человеком и прекрасным работником, но потратит свои знания и умения и потеряет даже ту малую толику эффективности, которой ему, возможно, удалось добиться. Руководителю нужны критерии, которые позволят ему работать над действительно важными вещами, а именно над увеличением своего вклада в деятельность организации и ее результаты. И, вполне вероятно, эти критерии не будут определяться чередой событий.

3. Третья реалия, препятствующая эффективности работы руководителя, – это действие в рамках организации. Иными словами, эффективность проявляется только в том случае, если его замыслами и решениями воспользуются коллеги. Организация – это средство объединения и усиления способностей отдельных индивидов. Организация использует знания отдельного работника как источник, мотивацию и ви?дение для других работников умственного труда. Работники умственного труда редко действуют слаженно, причем объясняется это именно тем, что они трудятся на интеллектуальном фронте. У каждого их них свои навыки и свои проблемы. Одного может интересовать налоговое дело, другого – бактериология, третьего – подготовка и развитие административных работников для местного муниципалитета. А в соседнем кабинете сидит специалист, который интересуется тонкостями бухгалтерии, управления больницей или правовыми проблемами городского устава. И каждому из них нужно уметь пользоваться результатами работы других.

Обычно эффективность руководителя зависит не от тех, кого он непосредственно контролирует, а от тех, кто работает в других областях деятельности, либо от его начальства. Деятельность управляющего не эффективна, если он не взаимодействует с этими людьми и не вносит свой вклад в их работу.

4. И наконец, любой руководитель действует внутри организации.

Каждый руководитель, независимо от типа организации, в которой он работает – на бизнес-предприятии или в исследовательской лаборатории, в правительственном учреждении, крупном университете или военной части, – рассматривает организацию изнутри как окружающую его реальность. На все, что находится вне его организации, он смотрит как будто сквозь толстые, искажающие действительность линзы; о внешних событиях, как правило, он узнает не из первых рук. Он получает доклады, отфильтрованные другими уровнями организации, так сказать, уже «переваренные» другими людьми, и информация к моменту поступления принимает рафинированную и абстрактную форму, соответствующую критериям данной организации.

Но и организация сама по себе – абстракция. Математически ее можно представить в виде точки, то есть величины, у которой нет ни размера, ни протяженности. Даже самая крупная организация нереалистична по сравнению со средой, в которой она существует.

В частности, никакие результаты не имеют смысла внутри организации. Все результаты дают о себе знать извне. Например, результаты работы бизнес-предприятия определяет потребитель, превращающий затраты и усилия компании в доходы благодаря своей готовности (либо неготовности) обменять свою покупательную способность на ее товары или услуги. Принимая решение о покупке, покупатель выступает в роли потребителя, руководствуясь рыночной конъюнктурой, либо в роли социалистического правительства, регулирующего спрос и предложение на основе внеэкономических ценностных критериев. В любом случае субъект, принимающий решение, находится за рамками предприятия.

Таким же образом результаты работы больницы определяются ее пациентами. Но пациент – это не член администрации больницы, для него больница «реальна» только тогда, когда он туда попадает. И самое большое его желание – как можно быстрее вернуться во внебольничный мир.

Внутри любой организации мы имеем дело только с затратами и усилиями. Называть себя «центрами прибыли» – сегодня весьма распространенная тенденция, но это не более чем эвфемизм. Скорее, следовало бы называть себя центрами затраченных усилий. Чем меньше усилий приходится прикладывать организации ради получения результата, тем лучше она справляется со своей работой. Для автомобилестроительного или сталелитейного производства, востребованных на рынке, нужны сотни тысяч рабочих, что свидетельствует о серьезном техническом несовершенстве организации. Чем меньше работников, чем меньше предприятие, чем меньше работы выполняется внутри него, тем больше организация соответствует своему единственному предназначению – удовлетворению потребностей внешней среды.

Внешняя среда, эта единственная истинная реальность, не подлежит эффективному контролю изнутри. В лучшем случае результаты определяются и изнутри, и извне, как, например, в военном деле, где исход столкновения зависит от действий и решений обоих армий. В бизнесе возможны попытки формирования приоритетов и ценностей клиентов с помощью продвижения товаров на рынке и рекламы. За исключением ситуаций, характеризующихся крайним дефицитом (например, во время войны), решающее слово и фактическое право вето остаются за покупателями и потребителями. (Именно поэтому экономика любой страны коммунистической ориентации сталкивается с трудностями, как только перешагивает порог крайнего дефицита, но еще не достигает нормальной рыночной ситуации, при которой реальные и окончательные решения принимаются не политическим руководством, а покупателем.) Вместе с тем руководителю виднее всего ситуация внутри организации, в которой он работает. Больше всего его волнует положение дел именно в ней. Здесь перед ним раскрываются все ее стороны и детали. Если управляющий не прилагает особых усилий, чтобы быть ближе к жизни, протекающей вне стен его учреждения, он все больше замыкается на деятельности в нем. Чем выше такой руководитель поднимается по служебной лестнице, тем больше внимания он уделяет внутренним проблемам в ущерб анализу окружающей действительности.

Организация, будучи искусственным социальным объектом, очень отличается от биологического организма. Тем не менее она подвластна тому же закону, который регулирует строение и размер животных и растений. Согласно этому закону, поверхность среды обитания увеличивается в квадратичной пропорции, а масса растет в кубической. Чем крупнее представитель животного мира, тем больше ресурсов необходимо выделять на поддержание его массы, внутреннее функционирование, циркуляцию и информацию, нервную систему и т. д.

Каждая часть амебы находится в постоянном, прямом контакте с внешней средой. Следовательно, ей не нужен специальный орган для восприятия и обработки информации. Но такому крупному и сложному организму, как человек, скелет необходим как объединяющее начало. Ему необходимы различные специализированные органы для приема пищи и переваривания, дыхания и выдыхания воздуха, переноса кислорода к тканям, размножения и т. д. Но самое главное – человеку нужен мозг и сложная нервная система. Подавляющая часть массы амебы непосредственно вовлечена в решение проблем выживания и размножения. Бо?льшая же часть массы животного высшего порядка – ресурсы, пища, энергоснабжение, ткани и т. п. – занята преодолением и балансированием структурных сложностей и отделением от внешнего мира.

В отличие от животных организация не является конечным продуктом. Ее успех не определяется простым актом продолжения своего рода. Организация – это орган общества, который реализует себя через вклад, вносимый ею во внешнюю вреду. Однако чем больше и успешнее становится организация, тем больше внимания требуют ее внутренние события, тем больше энергии и умений нужно руководителю для решения насущных задач и эффективной работы во внешней среде.

В настоящее время негативный характер подобной ситуации усугубляется внедрением компьютерной и информационной техники. Компьютер, будучи механическим идиотом, способен манипулировать только исчисляемыми данными. В этом случае он гарантирует скорость, точность и четкость. Он способен производить операции с доселе неслыханными объемами информации. Но количественному определению в основном поддаются внутренние характеристики: затраты, производительность, истории болезни, отчетные данные по учебному процессу и т. п.; адекватные данные о внешних событиях в количественном выражении почти недоступны и, как правило, попадают в руки руководителей слишком поздно для того, чтобы эффективно их применить.

И дело не в том, что наша способность собирать информацию о внешних событиях отстает от возможностей компьютера. Если бы в этом состоял единственный повод для беспокойства, оставалось бы только прикладывать больше усилий в области статистики. Да и сам компьютер помог бы нам преодолеть чисто механические ограничения. На самом деле, к сожалению, важные внешние события часто измеряются качественными, а не количественными характеристиками. Их еще нельзя назвать «фактами». Ведь к фактам можно отнести те события, которые уже кто-то определил, классифицировал и, прежде всего, наделил релевантностью. Для того чтобы сделать количественное определение, необходимо первым делом выработать концепцию. Для начала следует вычленить из бесконечного числа явлений какой-либо конкретный аспект, которому впоследствии можно будет дать то или иное наименование и выразить количественно.

В связи с вышесказанным можно упомянуть трагедию с талидомидом, которая привела к рождению множества младенцев с врожденными уродствами. К тому времени, когда врачи в Европе собрали достаточно данных, говорящих о том, что увеличение числа детей с врожденными патологиями имеет конкретную причину, помочь жертвам было уже невозможно. В США трагедию удалось предотвратить благодаря тому, что один врач заметил качественное изменение – слабое и само по себе незначительное покалывание кожи, вызванное препаратом. Соотнеся его с совершенно иным событием, произошедшим на несколько лет раньше, он забил в набат задолго до того, как талидомид получил широкое распространение в стране.

Подобный урок вынесли и разработчики автомобиля Ford Edsel. Перед тем как запустить модель в производство, были собраны и проработаны все возможные данные. Все указывало на то, что Edsel суждено завоевать популярность в своей категории. Однако ни одно статистическое исследование не могло предсказать качественных изменений рынка: поведение покупателя все больше стало определяться не стоимостью автомобиля, а личным вкусом. К тому времени, когда исследователи выразили это изменение в цифрах, было уже слишком поздно: Edsel поступил на рынок, где его ждало сокрушительное поражение.

Следует помнить, что важны не сами тенденции, а их изменения. Именно они в конечном счете определяют успех или неудачу организации и ее деятельности. Изменения необходимо воспринимать и чувствовать; их нельзя сосчитать, определить или классифицировать. Любая классификация дает в итоге ожидаемые количественные показатели – как в случае с автомобилем Edsel. Но, полученные задним числом, они уже не могут стать основанием для реальных поступков.

Компьютер – логический механизм, в этом его сила, но и его ограниченность. Важные события вне организации не могут быть представлены в форме, которую способен обработать компьютер (или любая иная логическая система). Человек же, не обладая автоматической логикой, восприимчив и проницателен, и именно в этом его сила.

Иногда руководители с пренебрежением относятся к информации и сигналам, которые нельзя свести к компьютерной логике и компьютерному языку, – это опасно. Они становятся слепыми ко всему, что связано с восприятием (то есть к событиям), а не с фактами (последствиями событий). Огромные объемы информации, полученной посредством компьютера, препятствуют доступу к реальности.

Со временем именно компьютер – потенциально самый полезный управленческий инструмент – должен вывести управленцев из состояния самоизоляции и дать им возможность посвящать больше времени внешним событиям. Но в ближайшем будущем, к сожалению, возникает опасность всеобщей и острой компьютеромании. И это очень серьезный недуг.

Компьютер показывает только ситуацию, которая уже сложилась. По независящим от них причинам руководители живут и работают в рамках своей организации. Если они сознательно не приложат усилий к тому, чтобы научиться воспринимать внешнюю среду, внутренние вопросы заслонят от них реальность.

Описанные выше четыре реалии руководитель изменить не в силах – это объективные условия его существования. Но он должен исходить из того, что его работа будет неэффективной, если он не приложит сознательных усилий, чтобы сделать ее такой.

Из книги Джек. Мои годы в GE автора Бирн Джон

Из книги Генератор новых клиентов. 99 способов массового привлечения покупателей автора Мрочковский Николай Сергеевич

Суть маркетинга В любом бизнесе все делается ради клиентов и для клиентов.Клиенты – это главное. Поиск и привлечение новых клиентов, а также их удержание – это, собственно, и есть задача маркетинга.По нашему мнению, маркетинг не является чем-то неведомым, загадочным

Из книги Wiki-правительство [Как технологии могут сделать власть лучше, демократию – сильнее, а граждан – влиятельнее] автора Новек Бет

Суть идеи Выступая в фонде New America Foundation, генеральный директор Google Эрик Шмидт сказал о проекте Peer-to-Patent:«В Бюро по регистрации патентов и торговых марок, как всегда заваленного заявками, сейчас проходит важный эксперимент, в ходе которого патентные заявки публикуются на

Из книги Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует автора Адизес Ицхак Калдерон

Суть и смысл Первая и самая важная функция, которую менеджмент должен выполнять в любой организации, – это (P), или производство результатов, ради которых и существует данная компания или структура.Что это значит? В существовании любой организации есть свой смысл, ее

Из книги Стили менеджмента – эффективные и неэффективные автора Адизес Ицхак Калдерон

Суть и смысл Первая и самая важная функция, которую менеджмент должен выполнять в любой организации, – это P, или производство результатов, ради которых и существует данная компания или структура.Что это значит? В существовании любой организации есть свой смысл, ее

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

Из книги Миллионер. Чего не знает большинство автора Макферсон Скотт

3.5. Суть денег И напоследок поговорим о сути денег. Для богача деньги – это инструмент. С его помощью он может реализовать те самые мечты, которые начинают со временем конвертировать новые финансовые потоки. Миллионера богатым делает как активный доход, так и пассивный, к

Из книги PROвокатор. Мы$ли автора Смирнов Сергей

Глава 5. В чем же суть работы риелтора? ПервоеРиелтор не является информационным посредником. Поэтому не стоит в разговоре с клиентом упирать на то, что у вас есть некая исключительная База данных, которой нет ни у кого. А ведь именно такие Базы постоянно подключают

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СУТЬ СОБЕСЕДОВАНИЯ Собеседование может быть описано как разговор с определенной целью. Оно является разговором, потому что людям, проводящими интервью, нужно вызвать кандидатов на свободную беседу о себе, своем опыте работы и своей карьере. Но этот разговор должен быть

Из книги Встань с дивана! Как создать свой бизнес и стать независимым автора Лысов Сергей Александрович

Суть денег Деньги – это не бумага и не счет в банке. Они лишь материальное выражение того, что мы подразумеваем под этим словом. На самом деле деньги – это энергия. Например, мы видим работающую электростанцию. Это означает, что к ней поступает необходимая энергия,

Из книги Глобальный кризис. За гранью очевидного автора Долан Саймон

Суть УОС УОС – это восприимчивость, дополняющая практическую деятельность компаний, начиная с совместного определения целей (всеми заинтересованными лицами) и операционных ценностей предприятий. УОС подразумевает стратегическое управление компанией на основе

Из книги Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом автора Уитмор Джон

Суть коучинга В действительности Голви нащупал самую суть коучинга. Коучинг раскрывает потенциал человека и таким образом помогает ему достичь максимальной эффективности. Коучинг – скорее помощь, чем обучение. Вспомните, как вы научились ходить. Разве мама давала вам

Из книги Капитал Российской империи. Практика политической экономии автора Галин Василий Васильевич

3. Суть перемен Если мы не сменим направление, угодим туда, куда нас несет. Ныне как никогда громко раздается требование радикально изменить методы ведения бизнеса. Уже довольно давно стало ясно, что пора пересматривать традиционную бизнес-культуру, но сравнительно

Из книги автора

4. Суть коучинга Формирование ОСОЗНАННОСТИ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ – суть хорошего коучинга. Некоторые читатели наверное уже думают, что я слишком далеко отклонился от темы книги и что разговор о роли руководителя и культуре перемен имеет разве что косвенное отношение к

Из книги автора

Суть коучинга Я уделил столько времени простому, казалось бы, делу – следить за мячом, чтобы с помощью этой аналогии раскрыть суть коучинга. Мы должны понимать, какого эффекта добиваемся (а добиваемся мы осознанности и ответственности), и должны знать, какими словами и

Из книги автора

Что значит быть эффективным руководителем?

Кто такой эффективный руководитель? Как добиться успеха в организации? Эффективными руководителями рождаются или становятся?

Все-таки эффективным руководителем можно стать! Да, некоторые качества закладываются самой природой, но главное – работать над собой. Так скажет любой целеустремленный Человек. Добившись определенного успеха, взлетев по карьерной лестнице до желаемой цели, важно не забывать в чем состоит эффективное руководство. "Руководство - это воздействие на людей, цель которого в том, чтобы они выполняли работу качественно, в соответствии со стандартом и сверх нормы. И делали это охотно» – напоминают нам многие учебники экономики.

Вас отметило начальство, Вам доверили руководить людьми, а может быть и целыми отделами. Теперь ваш задача – закрепить оказанное доверие, и всегда помнить, что эффективный руководитель – это, прежде всего человек, понимающий, что он должен служить примером, создавая соответствующий микроклимат в коллективе. Такой руководитель всегда увлекает примером, его слова не расходятся с делом. Этот человек должен быть еще и хорошим психологом – найти общий язык с подчиненными, объяснить и обосновать свои идеи и мысли так, чтобы не возникло конфликтов и разногласий в коллективе, удержать собственную репутацию. Дать задание одному сотруднику, не обидев другого, увидеть, кто является более компетентным в тех или иных вопросах – все это требует знаний не только в области экономики и юриспруденции. Эффективное руководство также заключается и в умении четко организовать работу всех подчиненных, без давления не на них, а наоборот, поощряя и показывая, что они не просто сотрудники, а очень ценные кадры, без которых данная организация вряд ли смогла бы достойно представляться на рынке. Конечно же, ведь всегда приятнее осознавать, что руководство видит в тебе не только «технического исполнителя» приказов и поручений. Здесь важную роль играет человеческий фактор – ведь если к сотрудникам относятся с уважением, значит, и работать они будут охотнее и эффективнее, они сделают все возможное для процветания своей компании. Помню себя, секретарем сразу двух начальников. Как было приятно и лестно, что со мной советуются по очень важным финансовым вопросам, спрашивают мнение о сотрудниках, предлагают принять участие в обсуждении других важных дел. Возможно, именно поэтому через пять лет мне удалось подняться по служебной лестнице до заместителя одного из начальников! То есть, стимулируя работника на самом начальном этапе, эффективный руководитель не только обеспечивает эффективную и качественную работу отдела, но и воодушевляет своих подчиненных на дальнейшие карьерные подвиги. В голове у эффективного начальника всегда есть свежие идеи, но он выслушает своих подчиненных с интересом. И всегда нужно помнить, что эффективный руководитель общается искренне и прямо со своими подчиненными, практически на равных, избегает строгого надзора – то есть не «играет в начальника», а действительно является эффективным руководителем. Именно такого общения не хватает во многих фирмах и организациях в наше время.

Умный начальник обязательно будет иметь много сторонников, постоянно поддерживающих его идеи и стиль руководства. Руководитель сможет грамотно распределить обязанности, распланирует работу так, что никто и не поймет, что ими руководят! Иными словами, эффективный руководитель в наши дни становится наставником своих подчиненных, их «учителем». Он готов простить ошибку, если она была совершена из желания принести пользу фирме. Такой руководитель старается быть «вместе» со своими подчиненными, а не «над ними». Как говорит Мераб Елашвили, президент «ГМР. Планета гостеприимства»: «Стиль стилем, но руководитель должен всегда оставаться самим собой, не превращаться в театрального актера, примеряющего маски. Скажем, если я по жизни человек требовательный, но справедливый, я таким останусь при любых обстоятельствах - причем не только на работе, но и дома, везде. Я всегда буду максимально выкладываться сам и призывать к активности и дисциплине других. Если вы остаетесь верным самому себе, люди вам верят. У них не возникает лишних сомнений и размышлений. У них горят глаза и появляется дополнительный стимул к тому, чтобы делать свою работу хорошо, - уважение к вам. Им просто хочется выполнить работу хорошо. Будьте открытым и искренним - и у вас будет больше кадровых и деловых удач, чем неуспехов». И с этим нельзя не согласиться.

Мастерство эффективного руководителя требует особых усилий и тренировок – для этого создаются специальные бизнес-тренинги. Все тренинги выполняют одну задачу и ставят перед собой аналогичные цели. Это – определить стили руководства, способствующие эффективному взаимодействию с сотрудниками; научиться координировать деятельность сотрудников, повышать эффективность взаимодействия между ними; научиться находить подход к каждому сотруднику и быть лидером для него; научиться анализировать и разумно использовать собственное время и время своих сотрудников; научиться распределять роли в команде, с учетом возможностей каждого участника. В ходе тренингов затрагиваются такие важные темы, как лидерство, формирование команды, развитие персонала, планирование, а также функции и качества руководителя.