Слово "синектика" означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. При использовании синектики формируются постоянные группы людей (5-7 человек) различных специальностей, которых обучают творческим приемам. Полный курс обучения методике рассчитан на год.

Теоретической основой синектики стали утверждения, что творческий процесс познаваем и может быть рационально организован. Творческие процессы отдельного лица и коллектива аналогичны, иррациональный момент в творчестве важнее рационального; в скрытом состоянии находится очень много творческих способностей, которые можно выявлять и стимулировать.

Структура современного синектического метода включает следующие этапы.

Этап 1. Формулируют проблему в общем виде.

На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию.

Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. Анализируя первые решения, эксперт обязан показать их слабые стороны и разъяснить сущность действительной проблемы. Этот этап иногда называют "формулировка проблемы как она дана".

Этап 2. Начинают анализ проблемы.

На этом этапе изыскиваются возможности превратить незнакомую и непревычную проблему в привычную. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цель решения. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпрограммы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель.

Этот этап синекторы называют "формулировка проблемы как ее понимают".

Этап 3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.

Фактически на этом этапе ищется новая точка зрения на рассматриваемую проблему. При этом синектический процесс состоит в попытках превратить незнакомое в знакомое и наоборот - превратить знакомое в незнакомое.

Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны - это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

Превратить знакомое в незнакомое означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакции на вещи, события.

Для этого синекторы используют четыре вида аналогий: личная, прямая, символическая и фантастическая.

Личная аналогия, или эмпатия, - отождествление себя с исследуемым объектом. Решающий задачу вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом ощущения. Для развития личной аналогии целесообразно последовательно использовать три приема:

описание фактов воображаемого положения исследуемого объекта от первого лица;

описание эмоций и чувств, приписываемых объекту, от первого лица;

эмпатию, отождествление себя с исследуемым объектом, вживание в его цели, функции, трудности.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным из другой отрасли или из живой природы.

Применение прямой аналогии - это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур.

Символическая аналогия - некоторая обобщенная, абстрактная аналогия. Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, ясность, противоречие. Требуется в парадоксальной форме сформулировать фразу, отражающую суть явлений. Она должна выражать связь между вами, которые обычно никак друг с другом не сопоставляются и содержат в себе нечто неожиданное, удивительное. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие. Вернее, являются противоположностями.

Например, для объекта "паркет" символическая аналогия может быть представлена так: скользкое трение, целая дробность, блестящая шероховатость и т.д.

При фантастической аналогии вводятся фантастические персонажи, средства, которые выполняют то, что требуется по условиям задачи.

Фантастические аналогии способствуют генерации свежих и оригинальных идей, активизируют творческое мышление, но не имеют точного определения.

Этап 5. Заключительный этап синектического заседания - развитие и максимальная конкретизация идеи, признанной наиболее удачной, и описание ее на специальном (техническом, семантическом и др.) языке.

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Сегодня речь пойдёт о том, как легко генерировать идеи и находить творческие решения даже самых сложных проблем. Для этих целей успешно применяют метод синектики, который является таким себе симбиозом абсолютно разнородных элементов, что помогают разрешить поставленную задачу.

Немного истории

Этот метод возник примерно в 1950-х годах благодаря Уильяму Гордону, который длительное время пытался создать более адаптивные и совершенные варианты мозгового штурма, и в итоге изобрёл этот метод. Несмотря на то, что он является усовершенствованным вариантом, синектика значительно отличается от своих истоков тем, что допускает критику и использование аналогий.

Приведу пример, чтобы было понятнее. Знаете, как появились чипсы Принглс? Компания Kellogg обратилась к Гордону с просьбой помочь придумать способ, чтобы сделать максимально компактную упаковку для чипсов, но при этом защищающую от повреждений продукта, как при транспортировке, так и во время хранения или продажи. Уильям предложил вариант, который применяется для уборки улиц от опавшей листвы.

Если пытаться собрать сухие листья в мусорный мешок, то процесс будет долгим и кропотливым, потому что они будут ломаться, разлетаться в разные стороны и занимать много места. Но если кучу с листьями намочить – они «слипнутся» и не будут оставлять зазоров в пакете, как и крошиться при любом воздействии на них. Гениально, правда?

Виды сравнений синектики

  1. Прямая аналогия, чаще всего имеет природную или техническую основу. К примеру, сочетание цветов на перьях попугаев активно используют как дизайнеры, так и художники, техника окрашивания стен отлично подходит по отношению к мебели, а самоочищающаяся краска была создана на основе строения обычного листа, который, имея определённые впадинки и бороздки способен отталкивать воду.
  2. Символическая. Включает в себя использование метафор и преобразование как обыденного в необычное, так и наоборот. К примеру, в кинематографе этот тип сравнений очень популярен, так как помогает заинтриговать зрителя и привлечь внимание, допустим, смотрели фильм «Живые мертвецы»? А слышали, как говорят: «Это было началом конца», или «Я оказался без вины виноватым»?
  3. Субъективная. Её ещё называют личной, а всё потому, что тому, кто её использует, необходимо попробовать ощутить себя в роли какого-то предмета или объекта. Особенности этого способа в том, что он позволяет нестандартно, совсем под другим углом взглянуть на проблему или задачу, которая в силу определённых обстоятельств не может быть решена с помощью обычных размышлений и логики. Например, психологи рекомендуют во время серьёзного конфликта немного абстрагироваться и представить себя мухой на потолке, которая в данный момент наблюдает за ссорой. Это помогает не только «не наломать дров», порушив отношения, но и понять, как смотрится со стороны эта ситуация.
  4. Фантастическая. Синекторы (то есть люди, использующие этот метод) игнорируя все законы физики и прочее, пытаются вообразить, что какой-либо предмет или явление обладают сверх способностями. Ну, допустим, чтобы быстрее закончить какую-то задачу, они представляют, что ручка является волшебной палочкой, способной ускорить рабочий процесс.

Фазы формирования

1. Как, в принципе, и везде, для начала необходимо отобрать участников синективной группы. Происходит это с помощью тестирования, важными компонентами которого являются показатели уровня общих знаний и компетентности в профессиональной деятельности, гибкость мышления, способность находить креативные решения, экспериментировать.

Помимо прочего, важным критерием отбора является:

  • Возраст. Принимаются личности только от 25 и до 40 лет.
  • Невербалика, то есть соотношение того, что говорит человек с его телесными реакциями и проявлениями.
  • Общительность. Работать придётся в группе, и если человек не способен «простроить» отношения с другими людьми, он не сможет активно участвовать в обсуждениях, поисках вариантов и прочее.

Для работы стараются подключить людей с совершенно разных сфер, допустим, могут создаваться такие пары, как: врач-художник, спортсмен-химик, литературовед-инженер и прочее.

2. Далее необходимо обучить новоявленных членов группы основам метода. В Америке на это уходит примерно год, в течение которого синекторы помимо теории, постоянно решают задачи и ищут совершенно новаторские подходы к проблемам в разных сферах деятельности. К сожалению, в странах СНГ этот способ не прижился, ввиду того, что требует немалых финансовых вложений в процесс специализированного обучения.

3. Непосредственно практика уже готовых специалистов. Происходит по-разному, либо человек самостоятельно обращается в подобный центр, чтобы повысить квалификацию и сменить сферу деятельности, либо компания отправляет на курсы своего сотрудника, чтобы в дальнейшем он вёл проекты по вопросам модернизации и развития корпорации.

Специальные условия, необходимые для группы:

  • Предоставление пространства, в котором они могут абстрагироваться от насущных проблем и включиться в процесс, чтобы генерирование идей происходило без помех и отвлечений.
  • Возможность высказывать своё мнение независимо от того, насколько оно абсурдно или нереально.
  • Формирование непринуждённой обстановки, чтобы люди имели возможность экспериментировать и отыгрывать различные варианты, моделировать ситуации и просто участвовать в обсуждениях.
  • Подвергать рационализации какое-либо решение уже на завершительном этапе поиска выхода из сложной ситуации.

Этапы проведения


  1. Первым делом участники знакомятся с проблемой.
  2. Процедура превращения неизвестного в известное. Исследуются нюансы, невидимые на первый взгляд, и рассматриваются более подробно. После чего делятся на несколько составных и определяются в линейку заданий.
  3. На этом этапе берётся во внимание та информация, которая «всплыла» у группы ранее, то есть, участники теперь отталкиваются только от тех задач, что были сформированы изначально.
  4. Настало время действовать, поэтому в этот период коллектив, вооружившись различными типами аналогий, начинает работу. В ход идут метафоры, представления себя на месте самой сложности и прямые, фантастические сравнения. Это помогает раскрыть суть сложности намного больше и сделать понятнее для тех, кто включён в поиски ответов.
  5. Теперь обратные действия – преобразование знакомых нюансов в неизвестную и новую форму. Это даёт возможность заглянуть в потаённы углы, ранее не замеченные. Опять-таки, если провести аналогию, то этот процесс схож с тем, когда 3д картинку разглядывают с разных сторон. Допустим, мы видим перед собой объемный квадрат, но, заглянув за угол, мы понимаем, что его обратная сторона – треугольник.
  6. Важно учитывать психологическое состояние людей. То есть, если звучит критическое замечание или несогласие с идеей – никто не должен обижаться. А этого достигнуть можно только в том случае, если участники «сработались», у них возникло доверие друг к другу. Признание, если они будут общаться на равных, проявляя уважение к знаниям, опыту и вообще, личности коллеги.
  7. Объединение. Теперь все мысли и метафоры необходимо немного структурировать, облачить в форму и обозначить границы. Выбирается наиболее удачная идея и примеряется к основной задаче.
  8. Необходимо преобразовать выбранную аналогию во вполне реальное решение. Например, если звучало предложение о том, чтобы повторить структуру листа для водоотталкивающего эффекта, то нужно составить схему рисунка, адаптировать его под материал заказчика и т.д.
  9. После ряда экспериментов выбирается наиболее подходящий вариант решения и предоставляется на оценку экспертам и непосредственно заказчику.

Умалчивается информация об ожидаемых результатах, только руководитель в курсе условий и сути. Знаете, для чего это делается? Чтобы не ограничивать синекторов ведь, если поставить перед ними определённое задание, то они будут действовать согласно шаблонам. А в этой технике привычный тип мышления и логика, наоборот, не приветствуются. Таким образом, группа сможет обнаружить «слабые места» озвученной проблемы, о которых даже руководство не догадывалось. Также предложить свои варианты их устранения или совершенствования качества, дизайна и прочее.

А ещё важна психологическая зрелость, благодаря которой человек не будет «выпадать» из профессиональной позиции в личную, детскую, считая, что к нему несправедливы и намеренно хотят обидеть, поэтому не принимают какое-то предложение. Самый банальный пример не профессионализма и «выпадания» — когда продавцу говоришь о не качественности товара, а он принимает замечание лично к себе, искренне негодуя и оскорбляясь.

В общем, если необходимый микроклимат создан ранее, то на этом этапе в воздухе «витают» идеи, размышления и предложения. Говорится всё, что приходит в голову без страха осуждения и отвержения.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Несмотря на то, что этот метод сложный, и применение его в обыденной жизни практически нереально (хотя бы если учесть тот момент, что обучаться ему следует не меньше года), вы можете просто взять на вооружение основной инструмент синектики – сравнение. Попробуйте отойти от привычных шаблонов мышления, приостановите логические умозаключения и прочее, и возможно, у вас получиться создать что-то совершенно новое и гениальное. Успехов вам!
Материал подготовила Журавина Алина.

Метод синектики — это специальная методика исследования, которая позволяет сгенерировать альтернативные идеи, используя ассоциативное мышление и поиск аналогий. Синектика основана на социально-психологической коллективной интеллектуальной деятельности.

Синектика олицетворяет собой оптимальное сочетание разнообразных элементов, которые могут быть разнородными и вообще не совместимыми между собой, в процессе решения важных задач.


В данном случае цель исследования заключается в формировании небольшого количества идей, способных эффективно решить поставленную задачу.

Особенности метода синектики

Аналогии представляют собой основной элемент данного подхода. Чтобы получить высококачественный результат, необходимо обязательное соблюдение следующих условий:

  • Нельзя обсуждать, как недостатки, так и достоинства участников.
  • Роль ведущего должна периодически доставаться другим участникам синектической группы.
  • Каждый участник может без объяснений завершить работу, если почувствовал первые признаки утомления.
  • Все участники должны обладать специальной подготовкой.

Схема действий по методу синектики должна включать следующие этапы :

  1. Тщательный подбор участников.
  2. Поиск решений посредством использования разнообразных аналогий.

Специфика первого этапа по методу синектики

На первом этапе необходимо сформировать группу из квалифицированных специалистов, в оптимальный состав которой будут входить в среднем от пяти до семи человек. Важно, чтобы в группе принимали участие, как приглашенные эксперты со стороны, так и сотрудники различных подразделений компании. Среди главных критериев отбора участников необходимо выделить :

  • Наличие гибкого мышления.
  • Широкий диапазон знаний.
  • Практический опыт. Предпочтение отдается тем, кто поменял несколько специальностей.
  • Соответствие возрастным ограничениям. В исследовании могут принимать участие специалисты от двадцати пяти до сорока лет.
  • Психологическая совместимость участвующих.

Перед тем как сделать выбор осуществляется длительное наблюдение за поведением и телесными движениями. Также потенциальных участников проверяют на возможность подключиться к уже существующим группам.

Специфика второго этапа по методу синектики

На данном этапе уже сформированная группа приступает к работе, используя обсуждение возникнувших аналогий как мощный инструмент, предназначенный для переориентации спонтанного мышления на предмет решения поставленной задачи. Стоит отметить, что для метода синектики характерно использование четырех типов аналогий, в частности :

  • Прямые типы. Такие аналогии достаточно часто связаны с разнообразными системами биологического характера.
  • Символические типы. Представляют собой многообразие поэтических средств, в частности разнообразных сравнений и метафор. Благодаря символическим аналогиям можно отождествлять характеристики одной вещи с другой.
  • Субъективные типы. В данном случае участники могут представлять различные способы использования собственного тела с целью достичь желаемого результата.
  • Фантастические типы. Фантастические аналогии предоставляют возможность представить предметы так, как участник хочет их видеть, но какими они не являются.

Стоит отметить, что аналогии в полной мере охватывают практический опыт и мысли участников. В свою очередь, вышеуказанную классификацию типов аналогий можно представить следующим образом: субъективные и символические аналогии являются телесными и абстрактными, а прямые и фантастические – реальными и нереальными соответственно.

Благодаря регулярному применению данного метода можно значительно расширить традиционный комплекс средств, а также разработать новые приемы, позволяющие более глубоко изучать проблемный вопрос.

Пример использования метода

В качестве яркого примера использования метода синектики можно привести стратегию, разработанную Дж. Гордоном, для известных чипсов Pringles. Компании необходимо было решить актуальную задачу создания новых чипсов и эффективной упаковки с условием, чтобы она не требовала заполнения большим количеством воздуха.

Сложность заключалась в том, чтобы чипсы не ломались и упаковывались достаточно компактно. Используя метод синектики, была выбрана аналогия, отображающая, как укладываются опавшие осенние листья в мешок. Вследствие этого появились известные чипсы Pringles с оригинальной и удобной упаковкой, секретом которой стало смачивание сухой муки из картофеля.

(7 оценок, среднее: 8,14 из 5)

Метод синектики — отличный способ генерации идей и определения вариантов решений. Его суть заключается в привлечении интуитивно-образного мышления, умелом использовании аналогий и ассоциаций с уже решенными задачами в других областях жизни. Метод был предложен У. Гордоном как инструмент исследования нетривиальных изобретательских задач.

Чем метод синектики отличается от мозгового штурма

Метод синектики выступает логическим продолжением приема мозгового штурма, но отличается от него тем, что участники предлагают не готовые идеи, а аналогии со свойствами других предметов, которые и выстраивают безотчетное формирование идеи. Незаконченные мысли выражаются в виде расплывчатых образов, сравнений и примеров.

В отличие от , в процессе генерации допустима конструктивная критика выдвигаемых идей, которая позволяет их развивать и видоизменять. Также в отличие от метод синектики лучше всего работает в постоянной, сыгранной группе, участники в которой не боятся реакции партнеров, привыкают к коллегам и не обижаются на критику с их стороны.

Говоря по-другому, синектика подразумевает полное погружение в творческий процесс путем абстрагирования от существующей проблемы и отыскания отправной точки в похожих сферах деятельности. Мыслительный поток при этом движется не привычными путями, а по закоулкам сознания, намеренно искажая и меняя привычные способы восприятия информации. Метод синектики – прием привлечения сравнений и аналогий, усовершенствованный механизм поиска идей, требующий от человека широты мысли, полноты воображения и неисчерпаемой фантазии.
Метод синектики используют тогда, когда необходимо коллективное решение проблемы. Для этого создается творческая группа, которая отталкивается от пяти типов аналогий и аккумулирует опыт разрешения тех или иных задач.

Аналогии в методе синектики

Виды аналогий:

  1. Прямая. Это соотношение и сравнение рассматриваемой проблемы с похожими фактами из посторонних сфер жизни и деятельности. Чаще всего сравнения производятся между природными и техническими областями. К примеру, для поиска методов окраски мебели избираются аналогии с процессами окрашивания кинопленки или бумаг. Поэтому участниками творческого коллектива становятся люди, обладающие разносторонними знаниями и неограниченными мыслительными возможностями.
  2. Личная (субъективная). Этот прием требует от синектора способностей перевоплощения в оболочку явления, о котором идет речь, представления себя с ним единым целым в целях рассмотрения скрытых аспектов, недоступных для тривиального мыслительного процесса.
  3. Символическая аналогия – это принятие решения на основании педантичного исследования проблемы и выявления парадоксов и противоречий в привычных объектах и фактах. Применение символической аналогии основывается на обнаружении связей и сочетаний между несопоставимыми с виду понятиями.
  4. Образная . Это мысленное замещение рассматриваемого объекта другим образом, более подходящим для сравнения с предметом, принятым за стандарт. Подобная замена направлена на выявление скрытых возможностей и обнаружение новых идей.
  5. Фантастическая аналогия основывается на представлении участниками объектов и фактов вне пределов физических законов и существующей реальности. То есть это мысленное воссоздание явления таким, каким его хочется видеть, а не таким, какое оно должно быть. Этот тип сравнений как никакой другой нуждается в абсолютной свободе творческого мышления. Обычно им пользуются писатели при написании произведений в стиле «фэнтези».

Особенности метода синектики

Метод синектики довольно сложен в применении и требует подготовки, но зато позволяет прийти к гениальной идее путем абстрагирования сознания от обычных умозаключений и при помощи углубленного изучения объекта.

Запомните, что знание теории без практики обычно дает только иллюзию возможностей. Поэтому еще в большей степени, чем метод мозгового штурма, метод синектики требует регулярной тренировки. Такие тренировки нужно проводить в виде бизнес-игр или тренингов, добиваясь слаженности взаимодействия членов рабочей группы.

Известно, что при создании всех, даже самых гениальных литературных произведений их авторы используют при написании текста обычные слова. Это же касается и изобретений. Все они, в том числе и самые великие, созданы из повседневных для нас вещей. В чем же заключается их новизна? Во взаимосвязи, которая обладает синергетическим эффектом. Другими словами, общая величина эффекта в этом случае намного больше, чем отдельно взятых элементов того или иного продукта.

Синектика является системой креативного мышления. При этом она основана на предположении о существующей взаимосвязи между всеми, даже самыми непохожими на первый взгляд вещами. В этом и заключена суть метода синектики. Его применение является процессом создания или открытия новых идей, нового синтеза, новых связей и решений.

На данный момент метод синектики находит свое применение при решении проблем, стоящих перед предпринимателями, маркетологами и т.д., что делает его весьма актуальным в сегодняшнем мире.

История креативного способа

Начало исследований в этой области относится к 1944 г. Именно тогда ученый из США Ульям Гордон вместе со своими единомышленниками начал наблюдать за процессом индивидуального творчества. Первым предметом подобных исследований явилась работа изобретателя, который стремился создать новый высотомер. В его задачу входило не только конструирование прибора, но и одновременное описание всех происходящих в самом конструкторе психических процессов, которое следовало наговорить на диктофон.

В 1945 г. Гордон начал серию интервью с людьми науки и искусства. Цель таких исследований заключалась в определении того психологического состояния, в котором творческие деятели находились в процессе своей работы. После проведенного анализа этих интервью стало очевидно, что существует четыре аспекта подобной деятельности. Они представляют собой такие процессы, как вовлечение и отделение, размышление, а также автономия объекта.

После этого были проведены эксперименты в лаборатории подводной акустики Гарвардского университета. Результатом стало утверждение исследователями сходства между творческими процессами в сфере искусства и науки.

В 1948 г. Гордон организовал наблюдение за группой художников. Это был так называемый Рокпульский эксперимент. Он позволил обнаружить некоторые нюансы творческого процесса, такие как использование группы в противоположность индивидууму.

Обзор всей накопленной информации был сделан Гордоном в 1949 г. В 1952 г. впервые образовалась синектическая группа, работающая на базе кембриджской фирмы «Артур Д. Литтл Инкорпорейтед». Все проводимые ею сессии в области синектики записывались на магнитофон. Данная группа опробовала открытые исследователями механизмы, которые призваны были решать разнообразные проблемы. После целого ряда проведенных научных работ возникла необходимость в выражении их результата на бумаге. Именно поэтому в 1961 г. свет увидела книга «Синектика. Развитие творческой способности», написанная Уильямом Гордоном. Это и стало началом использования данного метода.

Определение понятия

Слово «синектика» имеет греческие корни. Буквально оно означает соединение разных, на первый взгляд, явно несовместимых элементов. Основная идея синектики заключена в объединении нескольких творцов в одну группу. Это помогает совместно поставить, а затем решить конкретную творческую задачу.

На чем основан данный метод? Синектика дает возможность использовать бессознательные механизмы, проявляющиеся в мышлении человека во время его творческой активности. Гордон своим методом выдвинул своеобразный протест против той традиционной точки зрения, которая до его исследований рассматривала творчество как главенство индивидуального гения. Разумеется, автором вовсе не отрицалась великая роль «личного озарения», но с другой стороны, он утверждал о необходимости в системе «направленного поиска» нужных решений.

Использование аналогий

Данный метод - это своеобразный мозговой штурм. Только в отличие от последнего синектика приветствует критику. Кроме того, мозговой штурм не ставит перед собой цель активного использования самых разных аналогий и сравнений.

Для того чтобы найти решение поставленной задачи, собирается группа людей (синектиков). Для нахождения правильного ответа на поставленный вопрос они начинают обсуждение темы. При этом ими используются различные аналогии. В синектике их всего четыре. Рассмотрим их подробнее.

Прямые аналогии

Под ними понимают любую схожесть, имеющуюся в различных объектах или системах, в которых решаются сходные задачи. К прямым, как правило, относят либо природные, либо технические аналогии. Где был использован данный метод синектики? Пример тому - изобретение кессонного способа возведения подводных строений. Его автор инженер Изамбар Брюнель пришел к гениальному решению после наблюдения за червем-древоточцем, который при бурении древесины образовывал трубчатый канал.

Личные (субъективные) аналогии

Данный метод предлагает изобретателю представить себя частью или деталью совершенствуемого предмета. Здесь от разработчика требуется пройти процесс мысленного перевоплощения, что возможно только при наличии яркого воображения.

Применение метода синектики субъективных аналогий ставит перед собой цель рассмотреть изнутри нюансы поставленной проблемы, что просто не под силу человеческому мышлению из-за его косности.

Это позволит увидеть и прочувствовать предмет изобретений с помощью простых размышлений. Порой высказывание подобных аналогий абсолютно нелепо. Однако это не главное. Ведь здесь важно другое. Творческому человеку необходимо заметить и прочувствовать новые аспекты и грани проблемы, которые просто невозможно разглядеть при использовании логических рассуждений.

Символические аналогии

Их также нередко использует рассматриваемый метод. Синектика при помощи символической аналогии определяет и выражает суть проблемы с использованием метафор и разнообразных сравнений. В этом случае изобретателю предоставляется возможность обнаружить конфликты и парадоксы в, казалось бы, понятных и привычных фактах. Данная аналогия является ценным инструментом в руках творческого человека. Она позволяет обнаружить «обычное в необычном», а также «необычное в обычном». При ее использовании предмет определяется с неожиданной, интересной и в то же время противоречивой стороны.

Яркие примеры символической аналогии можно найти в характеристике храпового механизма в виде надежной прерывистости, дерева, сравниваемого с качающейся твердыней, и т.п. Хорошо зарекомендовал себя данный принцип во многих сферах человеческой деятельности. Например, кинематограф и литература используют символические аналогии для представления противоречивой сути описываемых персонажей или явлений. Порой это отражается даже в названиях произведений: «Сухой лед», «Живые мертвецы» и т.д.

Фантастические аналогии

Данный метод генерирования новых идей потребует от изобретателя особой творческой раскованности и присутствия креативного мышления. В этом случае синекторам предлагается представить себе рассматриваемые явления, предметы и объекты вне всяких связей с существующими законами физики. При этом изобретатель должен увидеть свой продукт таким, каким он хотел бы его увидеть, невзирая на существующую реальность.

Нередко при решении поставленной задачи синекторы используют какой-либо сказочный атрибут, например, волшебную палочку. Можно также предположить и то, что подобным видом аналогии пользуются фантасты. Она им необходима при написании произведений.

Все рассмотренные выше аналогии синектики позволяют полностью охватить мысли и опыт людей. И это станет более понятно, если объяснить данную классификацию несколько иначе. Так, прямые и фантастические аналогии можно рассмотреть как реальные и нереальные, а личностные и символические - как телесные и абстрактные.

Однако стоит иметь в виду, что данные виды синектики не стоит считать фундаментальными. Ведь при своем широком практическом применении метод постепенно расширяет количество имеющихся у него средств, разрабатывая новейшие приемы разбора и углубленного изучения явлений и предметов.

Но для того, чтобы применить необходимую в каждом конкретном случае аналогию, важно правильно сформировать синектический коллектив. Этот процесс состоит из трех фаз, которые рассмотрим подробнее.

Отбор членов группы

На данной фазе применяются специальные тесты. При этом обращается особое внимание на присутствие у кандидатов самых разнообразных знаний, общей эрудиции, достаточного уровня образования, опыта в экспериментальной деятельности и гибкости мышления.

В группу синекторов подбирают людей самых разнообразных профессий. При этом желательно, чтобы у них были две, на первый взгляд, несовместимые специальности. Это может быть, например, физик-врач, инженер-экономист, химик-музыкант и т.д.

Обучение

Данная фаза формирования группы синектиков требует проведения среди специалистов соответствующей подготовки в специальных заведениях. Например, американские компании ведут подобную подготовку около года. При этом отобранные специалисты сдают несколько очных и заочных сессий.

Обучение проводят учебные центры, после чего будущие синекторы проходят практику в нанимающих их компаниях, во время которой решаются теоретические и реальные задачи.

Начало работы группы

Данная фаза является заключительной. Она проводится посредством внедрения группы в реально существующую среду. При этом компания, подготовившая подобных специалистов, использует их для разового или регулярного сотрудничества. Синекторы начинают свою работу на определенных условиях, осуществляя разработку предлагаемых им проектов.

Что дает компаниям подобный метод? Синектика позволяет предприятиям многократно повысить вероятность успеха при решении поставленной проблемы или задачи.

Условия для работы

Для успешного проведения синектической процедуры необходимы:

Обязательная изначальная абстракция участников группы от задач и проблем;
- сдержанность высказываемых мнений и отказ от окончательного умозаключения;
- непринужденность и естественность в обсуждениях;
- предрасположенность к моделированию и обыгрыванию ситуации;
- рациональность суждений.

Как видно, в начальной стадии синектической процедуры находят свое применение метафоры, аналогии и образы. Рациональность появляется лишь на ее заключительной стадии.

Основные этапы

Как же решить все поставленные перед группой задачи? Метод синектики, как и любой другой креативный способ генерации уникальных идей, включает в себя несколько этапов. Стоит сказать, что данная категория также не является незыблемой. Начиная с того момента, когда был открыт метод синектики, этапы его применения постоянно видоизменялись и совершенствовались. Однако если взять их классическое описание, согласно труду Уильяма Гордона, то они выглядят следующим образом:

1. Проблема в том виде, в котором она дана. Особенностью данного этапа является то, что никто из участников группы, помимо ее руководителя, не знаком с конкретными условиями задачи и требуемым результатом. Это делается для того, чтобы синекторы были способны на уход от привычного хода мысли и абстрагирование. Именно поэтому на данном этапе компания лишь предлагает проблему, объект или явление.

2. Превращение в знакомое незнакомого. Прохождение данного этапа призвано открыть ранее неизведанные элементы. Для этого проблему делят на несколько частей. В результате она из одной незнакомой превращается в несколько обычных задач.

3. Проблема в ее понимании. На данном этапе поставленная задача подлежит систематизации и обдумыванию. И это производится в том ракурсе, как она понимается членами собранной группы.

4. Оперативные механизмы. Данная фаза работы имеет форму игры с метафорами. При этом активно используется выбранный метод аналогии. Синектика при этом способствует большему раскрытию проблемы.

5. Сделать из незнакомого знакомое. Такой подход позволяет рассмотреть уже осмысленную и понятую проблему совершенно с другого ракурса.

6. Психологическое состояние. Данный этап предполагает особое состояние ума синекторов. Ведь они должны размышлять над уже понятой проблемой, используя при этом все виды аналогий, которые предлагаются методом.

7. Объединение с проблемой. Данный этап подразумевает сравнение самой подходящей аналогии с понятой задачей. При этом проблема должна быть освобождена от старой жесткой оболочки.

8. Точка зрения. Данная фаза позволяет перейти от аналогий к конкретной идее, которая затем и переносится на данную изначально проблему.

9. Проведение исследовательских работ. Этот этап весьма важен, так как подразумевает под собой критическую оценку идей и доведение их до практики.

Заключение

Несмотря на то что компании могут решать самые разнообразные стоящие перед ними задачи, метод синектики является весьма сложным в применении и используется далеко не всеми. На это, как правило, идут только крупные предприятия, способные привлечь к работе опытных специалистов и обучить свой персонал премудростям этой удивительной науки. Для обычного же человека при решении творческой задачи подойдет использование аналогий, которые являются основным инструментом синектики.