Учеба – это не такое и простое занятие, как кажется на первый взгляд. На освоение нового материала наш организм тратит огромное количество сил и энергии. Ежедневно человеку приходится заставлять себя рано вставать с постели, собираться и отправляться на учебу. Но, придя домой, нужно повторно обработать материал. Конечно же, на это тратится много времени. И многие молодые люди жалеют его, а поэтому стараются провести его совсем по-другому. Прогулка с друзьями или развлечения в парке всегда интереснее, чем учеба.

Как заставить себя учиться, если все лень – это вопрос, который задавал себе в жизни чуть ли не каждый человек. Если в школьное время ученика контролируют и заставляют все делать учителя и родители, то во времена обучения в университете каждый человек «сам себе хозяин». Когда появляется свобода действий достаточно сложно взять себя в руки и направить все усилия на учебу. Но, если придерживаться нескольких простых психологических советов, то заставить себя учиться будет не так уж и трудно.

Правильная постановка задачи

В первую очередь нужно научиться правильно ставить перед собой задачи и цели. Нужно думать не о том, как заставить себя учиться в университете, а как начать учиться хорошо, а главное – с пользой и как побороть и победить лень. От учебы вам никуда не деться, и нужно к этой мысли привыкнуть, а не лениться. Нужно начать относиться к этому делу проще. В противном случае, если вы насильно будете заставлять себя учиться, ни к чему хорошему это не приведет. Ваше подсознание будет противиться этому процессу, и вы будете ощущать все больший и больший дискомфорт.

Формулируйте перед собой задачи и вопросы следующим образом:

  • Как можно закончить этот год лучше, чем предыдущий?
  • Как в этом семестре начать учиться лучше?

Вы сами не заметите, как на подсознательном уровне начнете искать различные способы получения лучшей отметки. Ваше подсознание настроится на позитивный результат, а вместе с ним вы сможете «свернуть горы».

Очень важно не заставлять себя насильно учиться, а искать вескую причину, для чего это вам нужно. Так на психологическом уровне будет легче и вам и вашему подсознанию. Мотивация – это очень сильный прием, который подталкивает людей совершать настоящие подвиги и делать такие поступки, на которые бы они без веской причины никогда бы не решились.

В случае с учебой, вам нужно найти весомый стимул. В качестве стимула могут служить:

  • дальнейшая карьера и продвижение по работе;
  • отчисление из учебного заведения за неуспеваемость и др.

Каждый человек должен сам для себя найти весомую причину того, что ему необходимо учиться. Это вопрос строго индивидуален. Только вы знаете, что конкретно может вас замотивировать и заставить работать и учиться лучше, чем сейчас.

Правильное настроение

Душевное состояние человека играет немаловажную роль в успешной учебе. Человек должен быть готов, как физически, так и морально к тому, что ему придется немного поработать. Для этого нужно правильно настроить свой организм. Несколько факторов, которые помогут создать правильное настроение для учебы:

  • музыка, которая вдохновляет вас на совершение каких-либо поступков;
  • активные двигательные движения, бег или просто прыжки на месте помогут «завести» организм и создать «боевой дух»;
  • в голове придумайте речь, которая вдохновит вас на то, чтобы сесть учиться;
  • постарайтесь не скучать на своем рабочем месте, а быть сосредоточенным только на учебе.

Такие, детские на первый взгляд, советы помогут действительно настроиться на учебу, и время пройдет с пользой. Поэтому, правильный психологический настрой еще никто не отменял.

Обустраиваем рабочее место

Еще один способ заставить себя учиться – правильно организовать рабочее место. Рабочее место – это важная составляющая учебы. Человеку во время этого процесса должно быть комфортно. Грамотное расположение вещей на рабочем месте – это далеко не мелочи. Любой «бардак» будет отвлекать и раздражать человека, соответственно, он не сможет сосредоточиться на учебе.

Обратите внимание на то, что если вы будете учиться в «лежачем» состоянии, то усвоите гораздо меньше информации и быстрее устанете. Это доказано медиками и психологами. Поэтому учиться лежа на кровати или диване – это не лучшая идея для организации рабочего места.

Для того чтобы сосредоточиться исключительно на учебе, необходимо убрать с рабочего стала все посторонние предметы, которые могут помешать этому процессу. Это могут быть:

  • мобильный телефон;
  • планшет;
  • ноутбук;
  • компьютер и др.

Оставить нужно только все необходимые учебники, тетради и предметы канцелярии. Если техника необходима вам для учебы, то лучше сразу открыть нужный учебник или страницу в Интернете и отказаться на это время от всех социальных сетей и сообщений.

Другими словами, ваше рабочее место должно вдохновлять вас на учебу. Возможно, в этом помогут новые канцтовары или другие предметы. Сделайте свой рабочий стол таким, каким считаете нужным. Главное, чтобы вам комфортно было за ним работать и учиться.

Поощрение

Очень важно понимать, что вы делаете это все не зря. Можно наблюдать за своими успехами, но не получать от этого никакого удовольствия. Именно поэтому нужно научиться не только хвалить себя за свои достижения, но и поощрять за все успехи. Это еще один способ, как заставить себя учиться.

Например, если вы сегодня хорошо поработали, освоили много нового материала и не получили ни единой плохой отметки – это повод побаловать себя любимой шоколадкой или встречей с друзьями.

Если вы усердно работали перед важной контрольной или над курсовой работой и успешно все сдали – это повод отметить это событие с друзьями и расслабиться в непринужденной обстановке. Ваш организм должен понимать, что если он хорошо поработает, то в будущем получит не просто похвалу и полноценный отдых и расслабление.

Грамотное распределение времени

Тайм-менеджмент – это не просто громкий и красивый иностранный термин. Каждый человек должен уметь грамотно распоряжаться своим временем. Только тогда он будет успевать делать все запланированные дела и отдыхать от работы или учебы.

Для успешной учебы очень важно составить правильный график. Тогда не только учиться легче будет, но и жить. К примеру, сразу после учебы лучше отправиться домой на обед. После обеда следует приняться за важные дела, связанные с учебой. На это следует выделить определенное количество времени, например, 2-3 часа. Тогда вы точно отсеете все ненужные дела и сможете сосредоточиться чисто на учебе. После того, как все дела будут переделаны, можно позволить организму слегка отдохнуть.

Поверьте, такой режим позволит действительно наладить работу организма, а также поможет справляться со всей учебой гораздо проще и легче. Учеными давно доказано, что люди, которые соблюдают режим, который они сами составили, достигают больших успехов чем те, которые хватаются на «все подряд».

Заставить себя учиться – это дело не из простых. Только правильная мотивация, правильное настроение смогут заставить вас сделать действительно что-то полезное, а не лениться. Самостоятельная учеба – это своеобразная проверка силы воли. Действительно ли человек, без контроля со стороны, сможет взять себя в руки и заставить себя самостоятельно учиться в школе или университете? Или же его сила воли настолько слаба, что он не сможет сделать даже такую мелочь. От этого, кстати говоря, у многих людей также зависит самооценка.

Четыре года назад на лекции по «Практической психологии» один из студентов задал мне вопрос «Как бороться с ленью?». Ответ на этот вопрос я решил опубликовать на своей странице ВКонтакте. После публикации на меня обрушился град писем на аналогичную тему. Вопрос «Как бороться с ленью» интересовал и медиков и физиков, и психологов и экономистов, и дизайнеров и программистов, и школьников, и студентов и аспирантов. С теми, у кого была возможность встретиться со мной лично, я работал в своем обычном режиме «очных консультаций». С теми же, кто жил далеко от Москвы, я переписывался по социальным сетям и электронной почте. Через полгода таких «переписок» накопилось около пятидесяти. У меня долго не было времени оформить накопившийся материал во что-то более-менее связное, но летом 2010 года, отдыхая на море, я решил не страдать от безделья, и благо мой ноутбук был со мной, выбрал десяток наиболее интересных писем и, предварительно согласовав отредактированный текст, опубликовал письма в Интернете. С тех пор на эту и другие темы мне написали около 2000 человек. Так и возник этот сайт, который разрастался за счет публикаций историй решения конкретных проблем.

Др. Рауф

Мой мозг отвергает зазубривание информации.

Сколько себя помню учиться никогда не любил но не в том плане в котором все не любят, а мне например было достаточно послушать урок по какому-то предмету и принять к сведению "для себя" просто как стороннюю информацию, признаюсь, иногда даже было интересно, но прилагать усилия к тому, чтобы впихивать в себя досконально все формулы и тексты (выполнять домашнюю работу) в силу своего менталитета я просто не мог, у меня это не получалось "технически", я честно и много пытался, но мой мозг "отвергал" любые попытки насильственного зубрения информации.

Каждый день я собираюсь на учебу, но не иду.

Здравствуйте Рауф. Помогите мне пожалуйста. Может поможете добрым советом или объясните ситуацию мою, если это возможно. Каждый день я собираюсь на учебу, но звенит будильник утром и я не иду(((. Учусь на переводчика на факультете иностранных языков, 5 курс. В сентябре и октябре я прошла практику. Но с ноября не появляюсь в институте. Я безумно не хочу туда идти, уже с конца 3 курса я стала понимать, что это не мое. Что же делать... я в растерянности.

______________________________________

______________________________________

Я ненавижу свою лень и неспособность концентрироваться!

Здравствуйте Рауф. У меня такая же проблема, как и у большинства студентов, хотя порой кажется что только у меня. Не могу заставить себя учиться. Я чувствую что учиться могу, постоянно себе это представляю, все планирую, но это остается только в моих мыслях. Когда дело доходит до уроков, появляется апатия, усталость, неотложные дела. Говорю себе вот еще 10 мин и все, точно сяду и буду делать, но 10 мин перетекают в 30, затем и в час, и так каждый день. Каждый день борьба с собой, не приносящая никаких результатов. Я ненавижу свою лень и неспособность концентрироваться на действительно важных вещах. Чем больше я себя заставляю, тем хуже, ситуация усугубляется с каждым днем.

______________________________________

Хочу бить себя за каждую минуту, проведенную в соцсетях!

Я учусь в 11 классе и в этом году мне сдавать экзамены. С начала года всё было хорошо - я с энтузиазмом готовила уроки, ходила к репетиторам. А потом (недели 3-4 назад) у меня появилось состояние апатии. Я постоянно сижу в интернете, хотя понимаю, что мне нужно сесть за уроки, что не успеваю, но всё равно сижу. Мне стыдно за саму себя перед мамой, перед учителями, я не хочу их подвести и себя тоже, но ничего не могу с этим поделать, я как будто привязана к компьютеру. Я уже без сил, не знаю что мне делать, не знаю, как бороться с ленью, хочу бить себя за каждую минуту, проведённую в соц.сетях.

______________________________________

У меня глобальная проблема (именно для меня). Я был отчислен с 3 курса мединститута. Теперь пришло время еще раз попытаться получить этот чертов диплом! Честно скажу сразу, ученик с меня не очень, я не могу побороть лень. Не то что я ленивый или глупый, но нахожу миллион занятий, пытаюсь делать то, что не столь важно, лишь бы не читать учебник! Пожалуйста обратите внимание на мое письмо и помогите мне побороть лень. Решается жизнь 21-го летнего подростка. SOS.

______________________________________

Никак не могу заставить себя делать все по мере поступления.

Моя проблема во многом схожа с проблемами тех людей, переписка с которыми опубликована на вашем сайте. Однако свою проблему мне решить так и не удалось. Я студент третьего курса, учусь на программиста. Сейчас уже заканчивается семестр, но в зачетке у меня все пару отметок, по экономике и английскому. Во всем остальном - полный провал. В течении семестра я практически ничего не делал, что связано с учебой. В данный момент нужно как-то мобилизовать все силы, чтобы на доп.сессии закрыть большинство предметов, иначе, полагаю, отчисление неизбежно. Но все усилия заставить себя готовиться, тщетны. Каждый семестр обещаю себе, что буду учиться, и каждый семестр думаю о том, что неплохо было бы изучить, что-нибудь дополнительно по специальности. Иногда даже начинаю учить, но через неделю благополучно об этом забываю. Подскажите пожалуйста, что мне делать. Заранее вам благодарен!

______________________________________

Как только начинается сессия, я впадаю в какой-то ступор.

Ситуацию которая сложилась у меня в жизни можно назвать заурядной, я не знаю как побороть лень. Я всегда считал что могу разобраться в себе, но я запутался, я не могу понять, почему так происходит и в чем причина. Я учусь на третьем курсе, и как только начинается сессия, то впадаю в какой-то ступор, доходит чуть ли не до депрессии, я не понимаю как другим удается сдавать сессию без напрягов, мне же тяжело сесть и выучить, тяжело разобраться в материале, как говориться смотрю в книгу - вижу... ну сами понимаете. Я уже стал сомневаться, а правильно ли я выбрал специальность? Туда ли я пошел?

______________________________________

Никак не могу подготовиться к адвокатскому экзамену.

Здравствуйте Рауф. У меня такая проблема. Я решила попробовать сдать адвокатский экзамен (у меня высшее юридическое образование). Экзамен через два месяца. Документы уже подала. Проблема в том, что я ленюсь – то чувствую себя уставшей - мозг не соображает, то надо какие-нибудь дела поделать, из серии - что бы поделать, чтобы ничего не делать, то начинаю себя накручивать, представляя как я буду на вопрос на экзамене отвечать, что будут дополнительно спрашивать, после этого вообще ничего учить невозможно. Мешает то, что я постоянно себе говорю - вот, дескать, надо было учить все это еще в ВУЗе, а не по шпорам или "на авось" сдавать. В общем непонятно что со всем этим делать.

______________________________________

За час я сделала один-единственный вопрос! Но у меня еще 32 вопроса!!!

Я сейчас учусь на втором курсе исторического факультета. Выбор сделала сама, но учиться мне не слишком нравится. Сейчас идёт третья по счёту сессия в моей жизни, но, к сожалению, ничего не изменилось: сделать ничего не получается, не могу заставить себя учиться. Экзамен через три дня. Нужно садиться и готовиться. Вчера заставила. Села. За час сделала один-единственный вопрос! Чётко, с конспектом, всё запомнила, но у меня ещё 32 вопроса! Я люблю учиться и узнавать новое, но терпеть не могу, когда это оценивают и ограничивают. К примеру, я обожаю французский язык, но ненавижу его как предмет. Знаю, что похожих историй к Вам приходило много, но очень прошу помочь! Как мне побороть свою лень? Как уговорить себя что-то делать, если я вполне могу, но не хочу?

______________________________________

Не знаю, как заставить себя взяться за диссертацию.

Я аспирантка первого года обучения. Всегда мечтала поступить в аспирантуру, и вот теперь, когда, казалось бы, все сложилось так, как я хотела, на меня напала чудовищная апатия - я не могу заставить себя заниматься диссертацией. Такое состояние для меня в общем-то не характерно - я всегда любила учиться - и в школе, и в университете, учеба давалась мне легко. Но теперь, при одной мысли о работе над диссертацией я мрачнею и ищу повод как-нибудь от нее увильнуть.

______________________________________

Как правильно бороться с ленью.

Сколько раз я слышал - как только мы садимся и пытаемся что-нибудь делать, на нас нападает необъяснимая апатия, нашу волю как будто парализует. Возникает ощущение, что нет никаких сил - ни моральных, ни физических. И вот тут в голове у человека и возникает мысль – я ленивый, это меня лень одолела. Сделав такой вывод, человек сначала пытается с ленью бороться. Он собирает в кучу остатки воли и заставляет себя учиться или работать. Помогает ненадолго, через какое-то время лень возвращается и становится еще сильнее. Сделав несколько аналогичных попыток человек вешает на себя ярлык – «я ленивый и ничего с этим поделать нельзя».

______________________________________

Почему мы делаем только то, что надо, а не то, что хочется?

Я студентка второго курса. Специальность дизайн. Обращаюсь, наверное, с совершенно обычной для многих студентов проблемой: не могу заставить себя учиться. Времени до сессии остается все меньше и меньше, а долгов все больше и больше. Не могу сказать, что на меня "напала" лень, но какая-то апатия. Совершенно ничего не желаю делать. Не потому что мне стыдно прийти неподготовленной, или ничего не понимаю на лекциях, а просто совершенное нежелание к чему-либо. Не получается разобраться «почему?». Надеюсь на вашу помощь.

______________________________________

Понимаю, что ничего не понимаю.

Я студентка 3 курса очной формы обучения. В перспективе - юрист. У меня никогда не было проблем в учебе, всегда закрывала сессии без троек. Однако в этом году никак не могу взять себя в руки и заставить себя учиться полноценно. Прихожу домой и начинаю тянуть время, чтобы не учить. В конце концов пересиливаю себя, но на практике понимаю, что "ни черта не понимаю", а времени уже нет - обычно на часах 1-2 ночи. Затем я сплю часа 4, утром еще читаю и с кашей иду в вуз. На семинарах, извините, лажаю, преимущественно молчу, и если спрашивают - получаю оценки хуже, чем могу заработать. Возвращаюсь домой, часа 2 сплю,потому как мозг не соображает, а потом все по новой. Часто плачу. Примерно недели через 3 такого режима я поняла, что начинаю сходить с ума и не перевариваю свой вуз категорически.

______________________________________

Когда сажусь за уроки, то ли хочется спать, то ли просто лень.

Мне 16 лет, учусь я в 11 классе. И я никак не могу заставить себя учиться. Приходил домой и сразу садился за компьютер, думал что проблема только в нем. Но теперь, когда я от него отказался, понял что ошибался. Когда сажусь за уроки, появляется странное чувство, то ли хочется спать, то ли просто лень. У меня скоро экзамены, и я не знаю как буду их сдавать, если буду продолжать в том же духе. Хотел бы узнать есть ли какие-нибудь методы, которые мне помогут? Буду очень признателен за помощь.

______________________________________

Мне стыдно, что я не могу учиться! Я сейчас учусь на 3 курсе, до этого училась хорошо а сейчас скатилась до троек. Совершенно не могу учиться. Хотя в следующем году уже получать диплом (я бакалавр). Не могу просто заставить себя сесть почитать и запомнить. Боюсь отвечать на экзамене, хотя раньше все хорошо было. Родители тоже ругают за каждый "промах" в учебе. Руки опускаются…, вот вроде как хочу начать учиться, но не могу.

______________________________________

Я как будто бы разучилась учиться.

Здравствуйте Рауф! Странствуя по Интернету я наткнулась на ваши статьи по психологии, отношения между полами, типы женщин и мужчин. Но больше всего заинтересовала ваша переписка с одним парнем, который жаловался на лень и не способность учиться. Моя проблема заключается в том, что я будто бы разучилась учиться. Вот не получается запоминать большие объемы информации. Каждый раз когда надо садиться за книги (начинаю в 6-7 утра) и в течении всего дня, я просто веду с собой междуусобные войны, чтобы заставить себя учиться. И часто проигрываю. Мне все твердят - надо поставить цель! Но я уже отчаялась.

______________________________________

Как заставить себя учиться?

Когда приходит время садиться делать некоторые предметы, я не знаю как заставить себя учиться, сразу на что-нибудь отвлекаюсь и в итоге откладываю учебу на другое время. Вспоминаются какие-либо дела (по комнате (убрать, постирать)), вспоминается что хотел почитать какую либо статью, книгу, пообщаться с каким-нибудь другом, поспать и. т.д. Это приводит к тому, что я сажусь ботать на 15-90 минут позже.

Учёба в школе и университете далеко не всем даётся легко. Даже если у человека отличная память, есть грамотность и развита логика, ему всё равно необходимо много заниматься, читать и постоянно повторять пройденное. Уже усвоенные знания тоже нужно регулярно обновлять, освежать в памяти, дополнять новыми сведениями. Есть и ряд преград, которые мешают ученикам добиться успеха: кому-то непонятны некоторые предметы, кто-то не любит строгий распорядок, многие с трудом встают по утрам и воспринимают разнородную информацию в течение учебного дня. Однако главное в этом деле – ваше желание, целеустремлённость, следование несложным рекомендациям. Тогда вы сможете начать хорошо учиться, а занятия постепенно будут отнимать у вас всё меньше времени, так как вы овладеете необходимой для обучения базой навыков и знаний.


Начинаем хорошо учиться. Полезные советы
Простые рекомендации помогут вам изменить привычную форму учёбы: начать заниматься по продуманной схеме, рационально распределять силы и время, осваивать большие объёмы материалов и запоминать выученное надолго. Хорошие результаты не заставят себя ждать, вы убедитесь, что учиться постепенно становится всё легче, а знаниями можно гордиться.
  1. Сразу обратите внимание на психологическую сторону вопроса. Для вас важно настраивать себя на занятия, находить эмоциональные стимулы, правильную мотивацию. Например, всегда помните, что бесполезных предметов не бывает, ни в школе, ни в вузе. Даже если вы убеждены, что вам никогда не пригодится какая-то наука, примите как данность её изучение. Овладение тонкостями любого предмета может неожиданно помочь вам в будущем. Изучая сложную дисциплину, вы развиваете мышление, логику, память, силу воли. Все эти качества, способности далеко не бесполезны для каждого современного человека. Также зачастую люди неожиданно для себя находят своё настоящее призвание, иногда уже получив одно высшее образование. В школе вы становитесь универсальным специалистом на уровне среднего образования: учите достойно все предметы, тогда для вас не составит труда при необходимости резко сменить направление деятельности, достичь высот в актуальной, востребованной профессии.
  2. Если возникает проблема с конкретным предметом, вы чувствуете внутреннее сопротивление и не можете заставить себя вникнуть в тему, углубиться в её изучение, мотивируйте себя целенаправленно. Постарайтесь найти в дисциплине что-то интересное, убедить себя в том, что вам она нужна, нравится. Преодолев себя, вникнув в то, что раньше казалось недосягаемым и очень сложным, вы обретёте уверенность. В дальнейшем вам будет значительно легче справляться с трудными задачами.
  3. В том случае, если вам мешает вставание по утрам, жёсткий распорядок дня, старайтесь привыкнуть к данным обстоятельствам. Для этого вам понадобится придерживаться заданного графика не только в учебные дни, но и в выходные, каникулы. Сначала такой переход даётся с трудом, но потом вы сами забудете, что когда-то жили по-другому. Организм адаптируется, войдёт в новый режим, вы начнёте высыпаться и станете гораздо лучше запоминать материалы, воспринимать информацию.
  4. Для многих проблемой становится восприятие больших объёмов сведений, обучение в классе или на лекциях. Внимание рассеивается, сложно сразу вникнуть в то, что объясняет педагог. Как начать хорошо учиться, когда эти факторы становятся серьёзной преградой? Возьмите процесс обучения в свои руки. Для начала попробуйте целенаправленно концентрировать внимание на занятиях: не думать о посторонних вещах, не разговаривать с соседом по парте, не отвлекаться. Скорее всего, уже после этого положение заметно улучшится. Если приёмы не помогли, а вы по-прежнему плохо воспринимаете речь учителя, не можете вникнуть в примеры на доске, приступайте самостоятельно к заполнению образовавшихся пробелов. Выясните, какой тип памяти у вас лучше развит. Проговаривайте материалы вслух, записывайте, читайте учебник. Возможно, вы лучше воспринимаете информацию зрительно: тогда вам потребуется писать для себя краткие конспекты, чертить схемы. В ходе таких занятий вы заметите, что темы стали запоминаться сами собой, а вы уже хорошо разобрались в материалах.
  5. Составьте чёткий план действий. Это особенно важно, когда по некоторым предметам вы уже сильно отстали от остальных. В вашем плане надо указать, каким дисциплинам необходимо уделить повышенной внимание, какие темы нужно обязательно повторить. Работайте по графику: занимайтесь в одно и то же время каждый день, делайте небольшие перерывы, но не отвлекайтесь от учёбы больше чем на 1-1,5 часа, если ещё не закончили работу на день. Распределяйте нагрузку разумно – о здоровье тоже забывать не стоит. Оценивайте ваши возможности, но помните, что, полноценно позанимавшись сейчас, потом вы будете тратить всё меньше сил на учёбу, потому что овладеете основными знаниями, методиками. Целенаправленная работа обязательно приведёт к успеху.
  6. Изучайте все темы, строго следуйте программе и не пропускайте ни одного раздела, даже если уверены, что вас об этом не спросят, а в контрольной работе, экзамене нет подобных вопросов. Любые пробелы потом обязательно негативно скажутся на вашей учёбе: в учебниках, программе нет ничего лишнего, всё взаимосвязано, выстроено в строгой последовательности. Не нарушайте её, тогда вам будет гораздо проще понять и запомнить материал.
  7. Выполняйте задания сразу, не откладывайте на следующий день. Домашнюю работу всегда легче сделать в тот же день, когда в памяти ещё свежи все объяснения учителя, работа на уроке. Таким образом вы хорошо закрепите тему.
  8. Обращайтесь за советом и помощью к преподавателям, учителям, обсуждайте сложные моменты с одноклассниками. Не стесняйтесь задавать вопросы, уточнять неясное. Ваш интерес – свидетельство того, что вы стремитесь разобраться в теме, это порадует любого педагога.
  9. Начав учиться лучше, не бойтесь совершить ошибку, ответить неправильно. Случайные недочёты бывают у всех. Если вы сомневаетесь в чём-то, важно узнать, насколько правильно вы поняли материал. Избавьтесь от страха отвечать у доски, делать доклады, сообщения. Можно репетировать дома, тренироваться. Это поможет начать хорошо учиться, поскольку именно скованность нередко мешает достойно показывать свои знания, стресс не даёт воспринимать исправления и советы учителя.
  10. Берегите все ваши записи, тетради, схемы, контрольные работы. Не выбрасывайте их, даже если перешли в другой класс, так как они наверняка и в дальнейшем вам пригодятся. Ведите собственные тетради, блокноты, выписывая туда всё непонятное, заучиваемое наизусть.
Держите в строгом порядке все ваши учебные принадлежности, книги, соблюдайте распорядок дня и не забывайте заниматься самостоятельно, вникая в непонятные темы, повторяя то, что уже стали забывать.

Учиться – только хорошо. Алгоритм работы
Как начать хорошо учиться? Помните советы, следуйте несложному алгоритму.

  1. Придумайте несколько стимулов и выпишите их на большой лист бумаги, красиво оформите плакат. Например: «Я буду учиться только хорошо по всем предметам и добьюсь в жизни успеха», «Я справлюсь с (название особенно трудного для вас предмета) и разовью в себе силу воли и целеустремлённость. Это поможет мне всегда преодолевать трудности».
  2. Определите самые сложные дисциплины, темы, составьте подробный список. Выделите время на их изучение, повторение.
  3. Составьте распорядок дня, поместите его на видном месте. Всегда следуйте ему.
  4. Распределяйте нагрузки разумно. Делайте перерывы, меняйте вид деятельности: например, изучайте сначала физику, потом русский язык, а затем делайте задание по алгебре.
  5. Не оставляйте пробелов, не пропускайте темы.
  6. Всегда занимайтесь самостоятельно: повторяйте, вникайте в материал, если чувствуете, что в чём-то ориентируетесь хуже.
  7. Если что-то не поняли на уроке, задавайте учителю вопросы.
  8. Создайте собственный сборник полезных материалов: пишите краткие конспекты, чертите схемы с примерами.
  9. За успехи не забывайте себя радовать: отдыхайте, занимайтесь любимым делом, играйте.
Постоянно следите за собой, делайте самопроверку, выясняйте, что нужно повторить, уточнить. Помните советы и алгоритм, тогда вы обязательно сумеете начать хорошо учиться.

Желание достигать новых высот требует от человека умения приобретать полезные навыки. Что требуется для усвоения новой информации? самостоятельно? Как оптимизировать освоение знаний? Как выработать в себе способность к самоорганизации? Обо всем этом и пойдет речь.

Учат ли нас учиться?

Ни в одном учебном заведении, начиная с детского сада и заканчивая университетами, человеку не объясняют, как распланировать свой день и выработать навыки самоорганизации. Зачастую педагоги попросту отрабатывают свою программу, выполняя ознакомление с базой предметов. Единственное, что можно постичь на подобных занятиях, - навык систематизировать знания в виде правильного оформления конспектов. Чтобы достичь успехов во взрослой жизни, еще в детстве нужно разобраться, как научиться учиться самостоятельно.

Зачем постигать навыки самостоятельного обучения?

Время не стоит на месте. С развитием социума меняются условия существования человека. Навыки, которые помогали человеку в прошлом, по прохождении нескольких десятилетий могут перестать помогать добиваться желаемых результатов. Многие специалисты в одной из областей замечают, что их знания постепенно обращаются в прах. Таким людям иногда приходится переучиваться просто на ходу.

Постижение навыков самоорганизации дает возможность экономить время, собственные силы и оперировать глубокими познаниями. Результатом становится готовность к самым различным жизненным ситуациям, возможность выбора новых профессий, расширения круга общения, приобретения интересных хобби.

Постановка целей

Почему сложно учиться самостоятельно? Существенные трудности возникают в первую очередь у людей, которые не имеют конкретной цели. Далеко не всегда речь идет о карьерном росте, но также о социальной жизни, творчестве, увлечениях. Цель обязательна, чтобы знать, куда следует двигаться дальше.

Порой человеку приходится себя заставлять выполнять некоторые действия. Если же достижение результата сулит реальные выгоды и преимущества перед окружающими, дело идет гораздо быстрее. Достаточно лишь втянуться в процесс обучения и шаг за шагом двигаться к конкретной цели.

Как научиться учиться самостоятельно? Немаловажную роль здесь играет выбор подходящей профессии. Некоторые люди годами испытывают страдания, обучаясь тому, что не приходится по душе. В итоге ничего плодотворного из этого не получается и время оказывается потрачено впустую. Если человеку удается найти профессию, которая действительно интересна, получение знаний в представленной сфере будет по-настоящему приносить не только пользу, но и удовольствие.

Планирование

Хаотичное движение к достижению конкретных целей тормозит процесс обучения. Без составления конкретного плана человеку приходится часто оказываться в прострации. Как же выработать умение учиться самостоятельно? Для составления плана требуется конкретная учебная программа. Важно составить список источников информации, откуда будут черпаться знания. Необходимо, чтобы работа согласно плану вошла в привычку. Только так можно настроить себя на плодотворную деятельность.

Ведение конспекта

Можно ли самостоятельно учиться? В этом поможет ведение конспекта. Если обучение происходит на лекциях, важно записывать лишь те понятия, которые могут пригодиться в будущем. При чтении литературы стоит отмечать цитаты, определения, высказывания, которые выглядят полезными.

Необязательно вести конспект от руки. При желании воспользоваться можно электронными устройствами. Удобство того или иного варианта зависит индивидуально от каждого. Как бы там ни было, попробовать стоит несколько способов организации данных. В конечном итоге это позволит прийти к наиболее удобному решению.

Расстановка приоритетов

Движение к достижению цели в обучении будет малоэффективным, если выполнение дел неупорядочено. В подобных случаях довольно часто возникает желание для начала справиться с тем, к чему больше лежит сердце, а не разобраться с действительно важным делом. Чтобы понять, как научиться учиться самостоятельно, рекомендуется определяться с актуальными задачами. Если некоторые не слишком приоритетные учебные задачи в конце дня останутся невыполненными, подобные недочеты окажутся не настолько уж важными.

Качественное выполнение дела до конца

Для получения полезных навыков при обучении необходимо стараться прилагать максимальные усилия для реализации важной задачи с первого раза. В результате не придется откладывать дело на потом и возвращаться к нему позже, когда некоторые важные моменты забудутся. Это позволит сократить количество ошибок при обучении и не заставит тратить свободное время на переделывание начатого.

Контроль над собственным состоянием

Довольно сложно заставить себя учиться, если ощущается усталость, голод либо организм изнемогает от болезни. Поэтому нужно подготовиться к процессу постижения полезной информации. Человек не должен испытывать физический или моральный дискомфорт. Необходимо, чтобы мысли были сосредоточены исключительно на обучении. Намереваясь приступить к процессу, рекомендуется доделать важные повседневные дела. Это позволит выбросить навязчивые тревоги из головы. Перед обучением стоит лишний раз принять ванну или душ, поесть, нарядиться в комфортную одежду.

Борьба с прокрастинацией

Как заставить себя учиться, если все лень? В психологии склонность личности к регулярному откладыванию важных дел на потом, что вызывает целую массу неприятностей, называют прокрастинацией. Многие люди предпочитают перебирать возможные действия в собственной голове, нежели сиюминутно приступить к реализации конкретных задач. Оправданиями проволочек в обучении часто становятся отвлекающие факторы.

Чтобы избежать прокрастинации, стоит оградить себя от раздражителей, которые приводят к рассеиванию внимания. Нужно осознать, что необходимость реализации важных, довольно сложных дел часто вызывает стремление к временному отклонению от цели. Достичь высоких результатов в самообучении позволит выбор предлогов, которые настроят на плодотворную работу.

Боязнь задавать вопросы

Как выучить английский язык самостоятельно либо постичь любую другую сферу знаний? Препятствием на пути к достижению желанных результатов для некоторых людей становится возникновение дискомфорта при необходимости общения с преподавателем. Непонимание некоторых моментов в поданном материале нарушает логическую цепочку осознания информации. Ученик, который боится задавать вопросы, практически обречен на провал. Такой человек ограничен по сравнению с окружающими. В некоторых ситуациях гораздо лучше продемонстрировать свое непонимание материала, нежели пустить все на самотек.

Поощрение самого себя

Во время занятий не стоит загонять себя в глухой угол. Помимо учебы нужно видеть и другие вещи, которые позволяют расслабиться. Любой труд должен иметь достойное вознаграждение. По этой причине стоит иногда уделять время вещам, которые приносят удовольствие. Всегда должны быть занятия, что дают возможность привести в равновесие собственное эмоциональное состояние.

Соблюдение режима

Как приучить ребенка учиться самостоятельно? Навыки для организации дел должны вырабатываться у человека с ранних лет. Ребенок должен усвоить, что после возвращения со школы его ожидает досуг на протяжении нескольких часов. Однако после этого обязательно нужно приступить к выполнению домашнего задания. Если ребенок посещает спортивный кружок, ходит на рисование либо в музыкальную школу, сесть за уроки можно позже. Как бы там ни было, не стоит откладывать постижение полезного материала в домашних условиях на момент перед самым отходом ко сну.

Адаптация малыша к подобному режиму может занять год и более. На протяжении этого времени родителям стоит поддерживать соответствующий контроль и стараться не пускать все на самотек.

Уже в младших классах ребенку важно понять, как рационально использовать свое время. Впрочем, родителям рекомендуется в нужные моменты отзываться на прошения о помощи. Но делать это следует лишь в тех ситуациях, когда малыш действительно не в состоянии самостоятельно справиться с учебными задачами.

Развитие памяти

Некоторым людям сложно учиться самостоятельно, поскольку они обладают плохой способностью к запоминанию информации. Таким лицам стоит работать над собой в плане контроля над уровнем сосредоточенности. Сконцентрировав внимание на задаче, следует постараться полностью вникнуть в смысл полученной информации. Стоит отказаться от механического зазубривания, поскольку такой подход абсолютно не способствует развитию памяти.

Вместе с тем не рекомендуется перегружать себя информацией. Лучше записывать осмысленные данные и стараться связывать их с тем, что уже отложилось в долгосрочной памяти. Такой комбинированный метод развития памяти позволит выработать правильные ассоциации.

Существуют и другие способы для лучшего запоминания полезных данных. Заключается он в разделении познаний на определенные блоки. Чем меньше объем частей полученной информации, тем лучше она усваивается.

Искоренение лени

Часто нам не позволяет самостоятельно учиться обыкновенная лень. Отсутствие мотивации может решиться следующим образом. Достаточно разделить сложное дело на незначительные этапы. Это позволит выполнить часть учебных задач за определенный временной отрезок. Так постепенно можно приблизиться к конечной цели. Каждый последующий этап задачи далее может казаться уже не настолько устрашающим.

В целях искоренения лени перед обучением стоит комфортно устроить рабочее место, послушать любимую музыку, прибегнуть к прочим решениям, которые позволят настроиться на позитивный лад.

Заставить себя также дают возможность мысли о приятных бонусах. Речь идет о награде, которую можно придумать самому себе за успешное выполнение задачи. Это может быть перерыв на чашечку кофе, просмотр любимой телепередачи, прочее.

Самостоятельное изучение иностранного языка

Отдельно хотелось бы рассмотреть, как выучить английский язык самостоятельно. Вначале важно постичь основные глаголы, к которым относятся такие понятия, как: «быть», «иметь», «желать», «давать», «брать», «идти». Освоив сочетание этих и других подобных слов с распространенными местоимениями, можно сформировать своеобразную базу. Такой подход позволит строить простые осознанные фразы.

Обычно человек, который прибегает к самостоятельному изучению иностранного языка, испытывает наибольшие сложности с преодолением речевого барьера. Чтобы действительно заговорить на английском, нужно отыскать хорошего собеседника. В поиске последнего предпочтение лучше отдавать профессиональному репетитору, который будет указывать на ошибки и заставит практиковаться.

Итак, мы постарались разобраться, как заставить себя учиться, если все лень. Напоследок хотелось бы предоставить еще несколько дельных рекомендаций по данному поводу:

  1. Необходимо ставить перед собой лишь реальные цели и радоваться каждой, даже самой маленькой победе.
  2. Важно экономить время, которое можно потратить на получение пользы от обучения, поменьше посещая социальные сети, избегая частых звонков по телефону, переписки с помощью СМС.
  3. При обучении нередко возникает ощущение рутины. Чтобы побороть такое неприятное чувство, стоит вносить в материал разнообразие. Полезным станет постижение информации не только в письменном виде, но также просмотр полезных видеозаписей, прослушивание аудио, общение с единомышленниками.
  4. В процессе обучения стоит обращать внимание на несоответствия в материале, недочеты, ошибки, неточности. Подобное можно обсудить с преподавателем. Даже если не удастся доказать свою правоту, такой подход позволит сделать процесс постижения новой информации более увлекательным. Со временем мышление станет более гибким и критичным.
  5. Полезно понять, что учеба и достижение высоких целей - это далеко не вся жизнь. Необходимо тратить время на качественный отдых, общение с членами семьи и товарищами.

В заключение

Вот мы и выяснили, что требуется для того, чтобы научиться самостоятельно постигать полезные навыки. Определяющее значение здесь имеет наличие желания. Также важно отыскать для самого себя правильный баланс между продуктивной работой и желанием впасть в бездействие. В конечном итоге любое обучение должно подкрепляться практикой. Иначе потраченные усилия не будут иметь никакого значения.

Внутренняя мотивация: правда и вымысел

Психологи утверждают, что стоит овладеть искусством внутренней мотивации, как все дела и проблемы будут решаться сами собой, ведь у человека будет свой стимул преодолеть это! Кому неподвластна эта способность, психологи готовы оказать поддержку, проводя тренинги и задания. Так ли все тут гладко? Не является ли мотивация из рода побасенок, которые так любят коучи, учителя, да и все взрослые?

Рассмотрим внутренний стимул, мотивацию и многое другое на простом примере, возьмём стандартную проблему школьника или студента: как заставить себя учиться, если все лень. Есть ли выход из этой ситуации, можно ли справиться самому и в чем причины такого состояния.

Разновидности лени: поиски оправдания

Толковый словарь объясняет слово «лень» как нежелание что-либо делать по объективным или субъективным причинам.

Интересно, что об объективных причинах лени можно знать, догадываться или даже не представлять их, тем не менее, они есть и оказывают влияние. Человек может быть уставшим, голодным, злым, расстроенным, влюблённым, увлечён каким-либо хобби и поэтому не делать уроки или не ходить в школу. Это лень? Да, и она имеет понятное и объяснимое происхождение. Бывает, что всего лишь нужно покушать или отдохнуть, и многое наладится само собой, жизнь перестанет казаться такой ужасной и тяжёлой.

Второй распространённой причиной является постоянное и нудное указание родителей и учителей о том, что это надо делать. При этом в ход идут такие приёмы как рассказ о них самих идеальных в школьные годы, о массе свободного времени, если заставить себя сесть за письменный стол и быстренько все прорешать, о тяжком бремени несделанного, о суровой необходимости учиться в наше время.

Если бы взрослые были чуточку повнимательнее и прозорливее, они бы непременно заметили, что ребёнок это и сам все прекрасно понимает, просто у него именно сейчас нет сил идти учиться и когда они появятся неизвестно. И бесконечно напоминая о грузе, родители только усугубляют ситуацию и давят все сильнее и сильнее. Такой способ борьбы с ленью может привести к банальной депрессии или другим нервным заболеваниям.

С подобной разновидностью лени бороться сложнее, потому что в решении проблемы должны участвовать как минимум двое: один, найдя силы на уроки, а второй поддерживая подростка. Основой основ в обычной бытовой ситуации будет выступать награда, поощрение, похвала – все зависит от возраста и приоритетов.

Субъективной и самой серьёзной причиной отлыниваний от своих обязанностей является отсутствие желания учиться — ну просто не хочется. Нет внутреннего стимула делать что-либо. Вот тут и выходят на арену психологи с помощью по созданию внутренней мотивации.


Отсутствие мотивации у детей: нормальное положение дел

Мотивация — это побуждение к действию, которое базируется на мечтах, желаниях. Например, подросток хочет новый телефон, и родители начинают своеобразный шантаж: вот закончишь четверть хорошо, тогда и купим гаджет. А для этого надо прилагать усилия в учебе каждый день, вовремя делать уроки.

Так родители мотивируют ребёнка. Будет ли учащийся относиться к своим обязанностям лучше и трепетнее? Несомненно, уроки будут сделаны, только, что называется, из-под палки. Самому как было все лень, так и осталось, только ради айфона, тьфу, родителей, конечно, и своего успешного будущего вопрос уроков будет решён. Насколько это правильно и педагогично, надо думать родителям, кого они хотят воспитать: солдата или свободного человека с амбициозными задатками.

У взрослых все проще: им хочется выглядеть лучше, зарабатывать больше, быть статусными и уважаемыми. Ради своих целей они способны на многие подвиги. А ребёнку сложно соотнести выполнение вот этих конкретных уроков и школы со своим будущим.

Тогда психологи придумали понятие «внутренняя мотивация». Суть ее проста: человек сам должен придумать себе личные мотивы и причины, чтобы не ожидать подходящего времени или желания что-то сделать. Отличительная особенность от обычной мотивации — нет никакого ощутимого вознаграждения.

А что значит внутренняя мотивация у подростка? Как уговорить себя учиться, если не хочется? В этом и есть корень проблемы: искать какие-то побуждающие мотивы, ещё больше запутывая ситуацию, маскировать истинные причины псевдодоводами.

А может, и не надо находить стимул, а всего лишь раз и навсегда разобраться с причиной апатии к учебе?


Почему лениво

Чтобы понять, какими методами бороться с ленью, надо найти ее причину. Это самое сложное и деликатное, ведь при этом затрагивается не только внешний, но и внутренний мир подростка, его желания, надежды, опасения, страхи, характер и привычки.

Итак, почему все лень:

В зависимости от проблемы, что именно заставляет лениться, и надо искать варианты борьбы.


  • С вопросами здоровья все понятно, нужно обязательно обратиться к врачу и нормализовать состояние. Тогда появятся силы и желание что-либо делать, лень — а здесь больше не лень, а недуг — пропадёт сама собой.
  • Психологическая надломленность и неверие в себя должны исправляться с участием взрослых, в этом случае помощь психолога просто необходима. И чем раньше подросток начнёт разбирать свою проблему, отделять надуманное от реальности, анализировать происходящее под грамотным руководством психолога, тем быстрее он избавится от такой напасти.

Конечно, в зависимости от погружения подростка в проблему, возможно, достаточно простого, но доверительного разговора с авторитетным взрослым. Говорят, у страха глаза велики, поэтому не получается адекватно оценить обстановку, найти правильные решения. Общение с психологом или близкими поможет выбраться из этого состояния. Не стоит ожидать, что сразу пойдёт как по маслу, открывать свою душу сложно, а услышать другого сквозь пелену своих забот намного сложнее. Поэтому поначалу беседы будут носить просто информативный характер. Постепенно двое научатся говорить и слушать, доверие возрастёт.

  • Изменить обстановку дома иногда невозможно, подросток должен к ней приспосабливаться и даже немного проявлять организаторские способности. Например, если лень учить уроки, потому что и нормального места нет, где присесть с учебником, не то, чтобы выучить параграф, предстоит сделать себе настоящий рабочий стол — убрать лишнее и отвлекающее. Очень помогает составление распорядка дня — оно заставляет придерживаться временных рамок.
  • Взрослым важно хвалить подростка и поощрять его в любых начинаниях. Это будет огромным естественным стимулом сделать ещё раз, но лучше.
  • Вопросы «почему это должно быть так» и «зачем это нужно» пройдут с появлением жизненного опыта, родители и учителя своим поведением должны подавать положительные примеры и тем самым способствовать изменению поведения ребёнка.

Как видно, причин у лени много и не всегда дело в банальном «не хочу». Иногда, поощрительной мотивацией или внутренней можно только усугубить проблему, загнав ее глубже. Для начала важно разобраться, что это за лень, почему подросток не хочет ничего делать, а лишь потом думать о методах борьбы. Скорее всего, после поиска истинной проблемы, лень и нежелание что-либо делать исчезнут сами собой.