Следующим шагом является изучение проблемы выбора, которая порождена ограниченностью ресурсов. Понять логику изложения теории выбора поможет схема.
Осуществление выбора - это реализация рационального поведения человека. Оттолкнувшись от определения рационального поведения, при котором человек стремится максимизировать результат при данных затратах, необходимо проанализировать его составляющие: целесообразность, вариа-

ограничены безграничны
х х
Проблема
выбора
цель выбора
I
альтернативы
I
критерии
I
цена выбора (альтернативная стоимость)
Схема 1.2. Проблема выбора в экономике.
тивность, выбор критериев, оценку вариантов по каждому из критериев, нахождение цены выбора, подход с позиций маржинального анализа.
В цепи анализа ступеней рационального поведения наиболее труднопонимаемыми являются понятия альтернативной стоимости и маржинального анализа. Следует подчеркнуть, что альтернативная стоимость имеет несколько выражений. Она может выражаться в другом товаре, лучшем из оставшихся, которые вам пришлось отвергнуть, когда выбор совершался по принципу «или-или». Но если нельзя отказаться ни от одного из товаров, то увеличить потребление или производство одного из них можно, только если сократить потребление или производство другого. В этом случае альтернативная стоимость будет определяться тем количеством товара, от производства которого пришлось отказаться, чтобы увеличить производство данного. Возможность иллюстрации последнего определения предоставляет кривая производственных воз
можностей. Учащиеся должны уметь показать на графике производственных возможностей величину альтернативной стоимости, выявить ее характер (возрастающая, постоянная) и объяснить, чем он определяется. И наконец, учащиеся должны уметь определять величину альтернативной стоимости в денежном выражении.
Изучив материал параграфа 1.2 учебника и выполнив задания «Практикума», ученик должен: понимать, что означает рациональное поведение человека и каковы его признаки; уметь объяснять, что такое альтернативная стоимость на разных уровнях глубины рассмотрения этого понятия, иллюстрируя свои объяснения примерами из окружающей его действительности; уметь осуществлять выбор в ситуациях, предложенных учителем, используя решетку принятия решения; уметь использовать график кривой производственных возможностей для нахождения альтернативной стоимости увеличения производства одного из товаров; используя график кривой производственных возможностей, находить точки эффективного и неэффективного использования ресурсов, точки объемов производства, невозможного при заданном количестве и качестве ресурсов; уметь объяснять, что означает каждая точка, лежащая на кривой производственных возможностей; уметь объяснять причины выпуклости кривой производственных возможностей и анализировать ее альтернативные варианты.
Ключевые понятия и термины
1-В; 2-И; 3-Е.
Тесты
I. Утверждение неверно. Проблемы морали, этики находятся за пределами характеристики рационального поведения. Экономиста будут интересовать толь-

ко дополнительные затраты и дополнительные выгоды от производства оружия. Утверждение верно. Утверждение ошибочно. О том, что ресурсы страны используются не полностью, свидетельствуют лишь точки, лежащие левее кривой производственных возможностей. Точки же, расположенные правее, иллюстрируют недостижимый объем производства. Утверждение верно. Утверждение неверно. Если ресурсы взаимозаменяемы, то кривая производственных возможностей будет иметь вид прямой линии, что объясняется неизменностью альтернативной стоимости увеличения производства одного из товаров на каждую следующую единицу. На практике такие случаи крайне редки.
II. Утверждение «а» ошибочно, поскольку неверна исходная посылка о том, что альтернативную стоимость использования могут иметь только факторы производства; утверждение «б» правильно, так как альтернативной стоимостью хранения денег в сейфе банка является хранение их в банке; если же банковский процент растет, возрастают и потери, связанные с альтернативным вариантом использования денег; таким образом, не сохраняя их в банке, вы лишаете себя дохода в форме банковского процента, и чем он больше, тем больше ваши потери; утверждения «в» и «г» неверны. Утверждение «а» неверно, поскольку производство, ориентируясь на объем спроса на товары и услуги, может расширяться, если есть достаточное количество надлежащего качества труда, капитала и природных ресурсов; следовательно, верным является утверждение «в», а «б» и «г» неверны. Верно утверждение «г», что хорошо иллюстрирует кривая производственных возможностей. Из перечисленных вариантов выбора наилучшим из отвергнутых является шоколад «Фазер», поэтому правильный вариант ответа - «а». Остальные варианты ошибочны: бутылка «Пепси-колы» стала вашим действительным выбором, а не отвергнутым вариантом; видеофильм, который вы посмотрите вечером, не конкурирует с другими вариантами; новый американский боевик для вас оказался менее ценен, поскольку его в какой-то мере заменил видеофильм; поэтому конечный выбор происходил между шоколадом и «Пепси-колой». Рост квалификации производителей косметики увеличит производительность
их труда, поэтому объем производства косметических товаров вырастет, а в производстве обуви все останется без изменений, так что верен вариант «а».
III. Утверждение «а» правильное, так как кривая производственных возможностей страны А показывает, что в ней производится больше и средств производства, и предметов потребления, что возможно только, если в стране либо имеется, большее количество ресурсов, либо выше их технический уровень. Утверждение «б» правильное, поскольку если страна Б большую часть своих ресурсов тратит на производство средств производства, то это создает предпосылки для расширения производства в будущем, тогда как страна А большую часть своих ресурсов направляет на производство предметов потребления, что может замедлить в скором времени увеличение объема производства в обоих секторах экономики. Утверждение «в» ошибочно: в обеих странах точка С лежит правее кривой производственных возможностей и, если ресурсы ни количественно, ни качественно не изменяются, объем производства в точке С не может быть достигнут. Утверждение «г» ошибочно, так как увеличение производства предметов потребления, определяемое перемещением из точки В в точку D, для страны Б связано с отказом от производства большего количества средств производства, чем в стране А. Утверждение «д» верно. Утверждения «а», «в», «г» и «д» правильны; утверждение «б» неверно, так как с помощью кривой производственных возможностей нельзя найти от

вет на вопрос, для кого производятся товары и услуги. Утверждения «а», «в», «г» и «д» правильны; утверждение «б» ошибочно, так
как альтернативная стоимость принятого решения - это расходы на осуществление этого решения и упущенные доходы от отвергнутых вариантов; расходы же на отвергнутые варианты не включаются в альтернативную Стоимость выбранного варианта. Утверждения «а», «б», «г» и «д» правильны; утверждение «в» ошибочно, так
как осуществление выбора, с позиций экономики, не может зависеть от мнения окружающих людей.
Вопросы и упражнения
Предваряя решение учащимися упражнения 1, можно рассмотреть с ними аналогичный процесс выбора, взяв в качестве ограниченного ресурса некую сумму денег, которую нужно использовать для покупки подарка маме ко дню рождения. Ситуация выбора при принятии решения в области как экономических, так и неэкономических проблем весьма успешно иллюстрируется примером, в основе которого леАит построение решетки принятия решений. Последовательность ее заполнения следующая: Определение цели выбора - вуз, в который учащийся будет поступать после окончания школы. Выявление возможных вариантов (альтернатив) - например, юридический, медицинский, финансово-экономический и т. д. Определение критериев, которые будут использоваться при оценке вариантов, например желание родителей, престижность вуза, возможности трудоустройства после окончания, индивидуальные способности в Области естественных (гуманитарных) знаний и т. д. Оценка каждого варианта по пятибалльной шкале по каждому критерию. Суммирование баллов по вариантам и выбор варианта с максимальным количеством баллов. Определение цены выбора (альтернативной стоимости) как наилучшего из отвергнутых вариантов.


^^Критерии
Варианты (виды вузов)

Желание
родителей

Престижнос ть ВУЗа

Возможност
ь
трудоустро йства после окончания

Соответств ие моим способностя м в области гуманитарн ых знаний

Сумма
баллов

1. Юридический институт

5

5

4

5

19

2. Медицинский институт

1

3

3

3

11

3. Финансовоюридическая академия

4

5

4

3

16

4. Театральный институт

1

4

3

5

13

Способ выбора с использованием решетки принятия решения позволил выявить в качестве наиболее подходящего для ученика юридический институт: этот вариант получил наибольшее количество баллов - 19. Ценой выбора в представленном примере стала учеба в Финансово-экономической академии. Составим таблицу возможных вариантов использования фермером своего участка земли:

Используем полученные данные для построения кривой производственных возможностей фермерского хозяйства.

Кривая производственных возможностей имеет форму прямой линии, поскольку в данном примере ресурсы взаимозаменяемы и, следовательно, альтернативная стоимость увеличения производства свеклы (моркови) постоянна. >
3. Используем данные таблицы для построения кривой производственных возможностей. Кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму, так как
альтернативная стоимость уве
личения производства компьютеров каждую следующую единицу
возрастает вследствие того, что ресурсы, используемые в этих отраслях, не являются взаимозаменяемыми. Вариант «а» невозможен, так как лежит запределами границы производственных возможностей; вариант «б» неэффективен, так как находится внутри площади производственных возможностей, ниже линии границ, что свидетельствует о том, что либо не все ресурсы задействованы, либо они используются неэффективно;
вариант «в» возможен и эффективен, так как находится на границе производственных возможностей; вариант «г» невозможен, так как лежит за пределами границы производственных возможностей;
Пусть первоначальное положение
alt="" />кривой производственных возможностей - АА ]. >
а) кривая займет положение BB1;
б) кривая займет положение АС;
в) кривая займет положение DA j;
г) положение кривой АА j не изменится, так как существующий технологический уровень будет заморожен. Альтернативная стоимость увеличения производства компьютеров: с 20 тыс. штук до 30 тыс. штук - 30 тыс. тостеров (отрезок CCj); с 10 тыс. штук до 40 тыс. штук - 90 тыс. тостеров;
с 30 тыс. штук до 40 тыс. штук - 40 тыс. тостеров.
4. Пусть первоначально товара А производилось 0 штук, а товара Б - 3 штуки. >
При увеличении производства товара А на 1 единицу не надо будет уменьшать производство товара Б, поэтому альтернативная стоимость увеличения производства товара А равна 0. Это справедливо и при дальнейшем расширении производства товара А. Следовательно, кривая производственных возможностей фирмы,

на которой производятся товары А и Б, имеет форму прямой, параллельной оси ординат. На практике такая ситуация невозможна, так как, если соблюдаются допущения, принимаемые для анализа экономической модели «кривая производственных возможностей», - количественная и качественная неизменность ресурсов, увеличить производство одного товара можно только путем уменьшения производства другого. Данный пример имеет только теоретическое значение. Если на дорогах появятся «пробки», альтернативная стоимость поездки в метро снизится. Раньше, добираясь на работу с помощью метро, мы приносили «в жертву» такому варианту скорость и комфорт, которые давала нам поездка в автомобиле. После появления «пробок» на дорогах наши потери уменьшились; теперь мы жертвуем только комфортом, а длительность поездки на автомобиле увеличилась. Альтернативная стоимость учебы на юридическом факультете:
плата за учебу - 4 тыс. р.
расходы на учебники - 0,4 тыс. р.
зарплата секретаря - 1,8 тыс. р.
ИТОГО - 6,2 тыс. р.
Транспортные расходы, оплата снимаемой комнаты, расходы на одежду - безальтернативны, их придется совершать как в первом, так и во втором случае вашего возможного поведения. Действия бывшей домохозяйки вполне обоснованны, дело в том, что, если бы она продолжала готовить и шить сама, она понесла бы существенные потери дохода, так
как 1 час ее работы в должности нотариуса принесет ей значительно больший доход, чем
сумма, которой ей придется пожертвовать, оплачивая менее квалифицированный, а значит, создающий меньший доход труд повара и швеи за то же время.

Типы задач:

1. Анализ функции кривой производственных возможностей и её графическое обоснование;

2. Построение кривых производственных возможностей на основании различных данных об альтернативных возможностях производителей.

3. Расчёт альтернативных издержек.

4. Применение закона возрастающих альтернативных издержек.

На машиностроительном предприятии в одном из цехов можно произвести 1000 двигателей или 500 агрегатов, а в другом альтернативная стоимость производства 2 агрегатов равна 8 двигателям при максимально возможном производстве двигателей равном 1600 единицам.

Постройте общую кривую производственных возможностей машиностроительного предприятия и заштрихуйте плоскость каждого цеха.

Рассчитаем максимально возможное производство двигателей (Д) и агрегатов (А) в двух цехах. Если максимально возможное производство двигателей во втором цехе составляет 1600 единиц, а при этом альтернативная стоимость производства 2А равна 8Д, то в данном цехе, при имеющихся ограниченных ресурсах, можно произвести 400 агрегатов. Тогда в обоих цехах можно произвести либо 2600 двигателей (1600Д + 1000Д), либо 900 агрегатов (500А + 400А).

Приступим к построению общей КПВ машиностроительного предприятия, при условии, что в данном году руководство предприятия решило произвести только двигатели. По оси абсцисс отложим максимально возможное производство двигателей в двух цехах (2600Д), а по оси ординат максимально возможное производство агрегатов (900А).

Построение КПВ начнём со второго цеха, т.к. в данном цехе потери в виде недополученных агрегатов минимальные (альтернативная стоимость 1Д = 1/4А). Линия производственных возможностей второго цеха будет соединять точку максимального производства агрегатов на предприятии (0Д; 900А) с проекцией точки наибольшего производства двигателей в данном цехе (1600Д; 500А). При таком выборе предприятие, отдавая предпочтение производству двигателей, отказалось от возможного производства агрегатов в размере 400 единиц (900А - 400 А). Данная прямая линия есть частный случай общей выпуклой кривой производственных возможностей предприятия.



Точка с координатами (1600Д; 500А) – это точка перегиба КПВ.

КПВ первого цеха строится аналогично. Увеличив производство двигателей на величину возможного производства (1000 единиц), мы попадём в точку с координатами (2600Д; 0А) В данном выпуске продукции машиностроительное предприятие не сможет произвести 500 агрегатов. Линия, соединяющая точку (2600Д; 0А) с точкой перегиба, будет частным случаем кривой производственных возможностей первого цеха.

Заштрихованные области – цеха машиностроительного предприятия.

Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А (18; 0), В (11; 16), С (16; 9), Е(8;15), М (7; 16), Р (0; 21)? Обоснуйте свое решение, не прибегая к построению графика КПВ.

Применим закон возрастающих альтернативных издержек. Расположим заданные точки по возрастанию одной из координат (например, координаты Х): Р (0; 21), М (7; 16), Е (8; 15), В (11; 16), С (16; 9), А(18; 0). Если данные точки принадлежат одной КПВ, то значения чисел по другой координате (например, Y) должны убывать.

Однако точка В с координатами (11; 16) не отвечает главному требованию нашего условия.

Ответ: Точки А, В, С, Е, М и Р не могут принадлежать одной кривой производственных возможностей, т.к. нарушен закон возрастающих альтернативных издержек.

Пример 3. Ниже приведена кривая производственных возможностей машиностроительного предприятия, которое производит двигатели и агрегаты (в единицах).

Охарактеризуйте производственные возможности предприятия при условии, что в данном году оно будет производить только двигатели.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Сколько у предприятия производственных участков и чему равны альтернативные возможности производства на них?

2. Чему равна альтернативная стоимость производства ещё одного двигателя, если их производится 60 единиц? Вычислите максимально возможное производство агрегатов.

1. На предприятии три участка с максимально возможным производством или 350 двигателей (Д), или 190 агрегатов (А). На верхнем участке производственные возможности предприятия позволяют произвести или 100Д, или 40А (190А – 150А). Альтернативная стоимость производства 1Д = 0,4А.

На среднем участке можно будет произвести или 100 Д (200Д - 100Д) или 50 А (150А – 100А). Альтернативная стоимость производства 1 Д. равна 0,5 А.

На нижнем участке возможное производство составит или 150 Д (350 Д – 200 Д) или 100 А (100А – 0А) с альтернативной стоимостью производства 1 Д = 0,7 А.

Если предположить, что в этом году на предприятии решили производить только двигатели, то процесс производства начнут с того участка, на котором потери в виде недополученных агрегатов будут минимальными, т.е. там, где альтернативная стоимость двигателей наименьшая. Следовательно, эффективное производство двигателей можно достичь на верхнем участке, где производство каждой его дополнительной единицы предполагает потерю ресурсов, предназначаемых на производство 0,4 агрегатов.

2. Если двигателей производится 60 единиц, то это означает, что рациональный производитель будет работать на верхнем участке, т.к. на данном участке альтернативная стоимость каждой дополнительной единицы двигателя наименьшая (0,4 А.). При этом производство 60 двигателей приведёт к тому, что производитель должен будет отказаться от выпуска 24 агрегатов (60 Д. Ч 0,4). Увеличив производство двигателей ещё на одну единицу, производитель уже теряет 24,4 А. от максимально возможного производства.

Следовательно, максимально возможное производство агрегатов, при условии, что производитель будет производить только 61 Д., составит 165,6 А. (190 А. - 61 т Ч 0,4).

Пример 4. Дана кривая производственных возможностей фермера на трех полях.

Предположим, что он решил под выращивание 130 тонн картофеля отвести нижнее поле, а два других поля не трогать. Используя графическое изображение КПВ фермера, оцените его выбор.

Вычислите максимально возможное производство пшеницы, если картофеля будет произведено 130 тонн.

В плоскости нижнего поля производство каждой тонны картофеля предполагает, что потери пшеницы на нем будут составлять ⅔ тонны от возможного выпуска. Тогда, при производстве 130 тонн картофеля, возможные потери пшеницы составят 86,6 т (130 т К. Ч ⅔). Отсюда следует, что максимально возможное производство пшеницы фермером будет 103,4 т (190 т П. – 86,6 т П.).

Однако следует заметить, что данный выбор фермера является не эффективным. Согласно теории КПВ эффективным считается выбор, при котором потери в виде недополученной продукции минимальны. Следовательно, фермер под выращивание 130 т К. должен отвести верхнее поле полностью и часть среднего. На данных полях потери в виде недополученной пшеницы будут минимальными (каждая тонна картофеля предполагает отказ от производства 0,4 или 0,5 тонн пшеницы соответственно). Отсюда альтернатива отказа по полям составит 55 т пшеницы (40 т П. + 30 т П. Ч 0,5). Тогда максимально возможное производство пшеницы фермером, при условии, что он будет производить 130 т К., составит 135 т (190 т П. – 55 т П.).

Ответ: эффективное производство 130 тонн картофеля возможно при возделывании верхнего поля полностью и части среднего. Потери в виде недополученной пшеницы на них будут минимальными (55 т против 86,6 т). Максимально возможное производство пшеницы составит 135 т против 103,4 т.

На одном поле фермер может произвести 1000 т картофеля или 400 т пшеницы, а на другом, альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 6 т картофеля при максимальном производстве картофеля равном 1500 т.

1. Постройте общую кривую производственных возможностей фермера на двух полях при условии, что фермер решил выращивать картофель. Заштрихуйте поля.

2. Допустим, фермер всегда засевал все поля картошкой, но на этот год ему потребовалось произвести только 200 т пшеницы. На каком поле её посадить? Каково при этом максимально возможное производство картофеля (в тоннах)?

1. Построим КПВ:

- (2500 т К.; 0 т П.) и (0 т К.; 900 т П.) – координаты максимально возможного производства картофеля и пшеницы фермером на двух полях;

- (1500 т К.; 400 т П.) – координаты точки перегиба КПВ.

1 т К. = 0,3 т П. – альтернативные возможности производства на верхнем поле;

1 т К. = 0,4 т П. – альтернативные возможности производства на нижнем поле.

2. Если исходить из того, что на этот год фермеру потребовалось произвести только 200 т пшеницы, то ему выгоднее всего ее посадить на том поле, где потери в виде недополученного картофеля будут минимальными, т.е. там, где альтернативная стоимость пшеницы наименьшая. В силу того что на нижнем поле альтернативная стоимость 1т П. = 2,5 т К., а на верхнем 1 т П. = 3т К., то фермеру выгоднее произвести 200 тонн пшеницы на том поле, где каждая тонна пшеницы предполагает отказ от производства 2,5 тонн картофеля, т.е. на нижнем.

При производстве только 200т пшеницы потери в виде недополученного картофеля составят 500 тонн (2500т К. – 200т П. Ч2,5). Отсюда максимально возможное производство картофеля будет 2000 тонн.

Инструкция

Так если человек может приобрести два товара - А и В, одинаково интересные ему, и выбирает все же товар А за n-количество , то стоимость второго товара определяют как m и приходят к выводу, что альтернативная стоимость покупки А будет равняться m. То есть в случае необходимости можно будет альтернативный товар за вычисленную цену.

Альтернативная стоимость часто применяется к деятельности человека. Например, при походе в ночной клуб высчитывается стоимость входа в клуб, еды и напитков и подсчитывается общая сумма. Альтернативой клубу мог бы быть ужин дома - он бы обошелся человеку в меньшую сумму. Эта сумма и является его альтернативной стоимостью. К этому расчету можно добавить, что время, проведенное в клубе, можно было бы посвятить работе или решению домашних дел.

Фактически альтернативная стоимость подразумевает под собой стоимость неиспользованных возможностей. На основе теории альтернативной стоимости определяются многие факторы экономический жизни: оценка инвестиционных проектов, анализ рисков вложения капитала и т.д. Вопрос альтернативы возникает из-за того, что человеческие и экономические ресурсы небезграничны, поэтому человеку приходится выбирать те варианты, которые кажутся ему самими лучшими на определенном отрезке времени.

Одним из главных постулатов экономики и предпринимательства является тезис о том, что нужно в проекты, которые приносят наибольшую выгоду, и вкладывать их нужно до тех пор, пока доход от проекта превышает альтернативную стоимость инвестируемых средств.

Добавленная стоимость – это разница между отпускной ценой товара и затратами на его изготовление. Поставщик и продавец имеют право включить в добавленную стоимость все затраты, связанные с перевозкой, рентой, выплатой налогов, зарплаты, с учетом прибыли предприятия.

Вам понадобится

  • - товарные счет-фактуры.

Инструкция

ПБУ №5 не ограничивает ни производителя, ни представителей торговли и не дает общих рекомендаций по сумме, которая будет считаться добавленной стоимость ю, но при этом обе стороны должны учитывать, что большая надбавка сделает товар неконкурентоспособным на рынке и он останется невостребованным. Поэтому включайте все расходы и делайте минимальную процентную накрутку на получение прибыли с учетом цен ваших конкурентов на аналогичный вид товара.

Для расчета валовой добавленной стоимости, по которой производитель, сложите все суммы, затраченные на производство продукции. Включите в них стоимость расходных и дополнительных материалов, из которых вы произвели продукт, затраты на электрическую энергию. Далее, произведите расчет дополнительных затрат на выплату налогов, амортизацию основных средств, зарплату, выплаченную за работы по производству товара, доставку материалов, включите процент прибыли. Вы получите оптовую отпускную цену. Отнимите от результата валовую добавленную стоимость . Конечный результат будет промежуточной добавленной стоимость ю.

Торговая точка приобретает товар по оптовой отпускной цене производителя. Добавленной стоимость ю на товар будет разница между отпускной оптовой ценой и отпускной продажной ценой. В эту сумму включите все затраты, связанные с доставкой, выплатой налогов, зарплаты и своей прибыли.

В товарной фактуре указывайте отпускную и закупочную цену. В соответствующей графе №42 – разницу между отпускной и закупочной ценой, которая и будет считаться добавленной стоимость ю или торговой накруткой вашего предприятия.

Процент добавленной стоимости укажите во внутренних правовых актах предприятия. Вы имеете право применить общий процент ко всем видам товаров или приложить таблицу с расчетной процентной стоимость ю торговой добавленной стоимости по каждому наименованию отдельно.

Видео по теме

Понятие альтернативной стоимости широко используется в экономическом анализе и планировании при принятии решений. Оно характеризует наилучшую из упущенных альтернатив в результате выбора определенного варианта. Альтернативная стоимость может выражаться не только в денежной форме, но и в натуральном или временном эквиваленте.

Инструкция

Используйте денежное выражение альтернативной стоимости, если необходимо спрогнозировать и оценить стоимость какого-либо товара. К примеру, определенная продукция не обеспечивает полного наслаждения своих потребителей по причине низкого предложения. Для того чтобы увеличить предложение и тем самым удовлетворить спрос можно увеличить цену на товар. Данная более высокая цена и будет являться альтернативной стоимостью ресурса. Во-первых, она охарактеризует то, насколько может возрасти производство продукта, а во-вторых, определить, ли спрос из-за повышенной цены.

Применяйте натуральную форму расчета альтернативной стоимости, если находитесь перед выбором приобретения нескольких определенных товаров. Для этого необходимо цену одного продукта разделить на стоимость второго. В результате будет получена относительная цена, которая уже выражается в количественном сравнении. Таким образом, цена одного товара будет выражена в альтернативной стоимости в виде количества другого. Сравнивая блага, которые можно получить от данных величин, можно определиться с выбором.

Выражайте альтернативную стоимость в относительных затратах времени, чтобы определить пользу от определенного процесса. Для этого необходимо сравнивать определенный период времени на проведение одного процесса с тем, что можно сделать в этот же период, занимаясь чем-то другим. Сравнивая полезность затраченного времени, можно спрогнозировать деятельность не только предприятия, но и личной жизни человека.

Заменяйте в некоторых расчетов понятие альтернативной стоимости на издержки упущенных возможностей. К примеру, можно сравнить вариант, когда предприятие занимается производством продукции и предоставлением услуг. Для того чтобы фирма могла увеличить оказание услуг на определенное число без увеличения затрат, необходимо уменьшить производство товаров на n-ое число. Таким образом, альтернативная стоимость будет выражаться в отношении услуг к товарам.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Альтернативные издержки и производственные возможности

Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов, которая по мере развития общества не только сохраняется, но порой и возрастает. Это обусловлено тем, что истощаются невоспроизводимые природные ресурсы. Но так как ресурсы ограничены, то общество должно делать выбор. Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться. То, от чего мы отказываемся, называется альтернативными издержками.

Кривая производственных возможностей или трансформации

График границ производственных возможностей, или трансформации. Зафиксировав любые количественные данные на графике и соединив их, получаем кривую производственных возможностей, или трансформации (ABCDEF).

Функционирование экономической системы на границе своих производственных возможностей (точки A, B, C, D, E, F) свидетельствует об ее эффективности. Выбор сочетания, соответствующего точке М, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Производство же на основе выбора точки N вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границами производственных возможностей данной экономической системы.

Таким образом, основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска научного сочетания факторов производства.

1.2. Альтернативные издержки и кривая производственных возможностей

Итак, мы установили, что ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, и факторов производства, которые применяются людьми, чтобы создавать экономические блага, ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. Объективно людям всегда приходится решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности. Для того чтобы понять, как решается проблема выбора, нужно исходить из следующей предпосылки:
Совершая свой выбор в условиях ограниченности экономических благ и факторов производства, люди ведут себя РАЦИОНАЛЬНО.
Рациональное поведение людей
Если вы читали повесть Лескова «Очарованный странник», то, наверное, помните, как ее герой в пьяном угаре швырнул к ногам танцующих цыганок несколько тысяч рублей (громадную по тем временам сумму), предназначенных для покупки новых лошадей для эскадрона, в котором он служил. Да и в реальной жизни не только отдельные (частные) лица, но и государственные руководители нередко принимают решения, которые ведут к нерациональному использованию ресурсов. Так, в недалеком прошлом в соответствии с решениями, принятыми руководителями органов КПСС, студенты, преподаватели, научные сотрудники, работники конструкторских бюро направлялись на сельскохозяйственные работы. В результате в некоторых случаях специалисты, занятые конструированием уборочных машин, вместо того, чтобы разрабатывать более совершенную уборочную технику, вручную копали картофель.
Что же предполагает рациональность поведения человека в экономике?
1. Прежде всего, человек (будь то домашняя хозяйка, менеджер, глава государства и т.д.) так организует свою деятельность, деятельность руководимой им фирмы или государства, чтобы добиться наибольшего результата при имеющихся в его распоряжении ресурсах. В частности, использование факторов производства предполагает затраты труда, расходование сырья, снашивание оборудования и т. д. Рациональность поведения предполагает, следовательно, что при данных затратах факторов производства необходимо произвести как можно больше экономических благ, т. е. максимизировать результат при данных затратах. Человек поступит рационально и в том случае, если он достигнет желательного результата при наименьших затратах, т. е. минимизирует затраты для достижения данного результата.
2. Рациональное поведение, с точки зрения экономиста, не обязательно является «правильным», если его оценивать с позиции норм морали. Предположим, экономист помогает собственнику табачной фабрики добиться высокой прибыльности путем наиболее эффективного использования ресурсов. Экономист при этом не должен считаться с тем, что курение вредно для здоровья. Моралист осудит собственника табачной фабрики, полагая, что производство сигарет нерационально с точки зрения интересов общества и норм морали. Экономист с ним согласится, но скажет: «Если уж сигареты производятся, то их нужно производить, рационально используя факторы производства».
3. Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели. Например, государство, решая проблему повышения уровня жизни людей в ближайшее время, должно выделять средства на оказание социальной помощи неимущим и стимулировать рост капиталовложений для производства потребительских товаров. Но тогда возникает опасность «проедания» большей части произведенного сегодня продукта, что может привести к невозможности роста производства в будущем, так как ресурсов на совершенствование и обновление материальной базы производства будет не хватать. Если же целью является обеспечение стабильного роста благосостояния в последующие годы, то придется большую часть ресурсов вкладывать в развитие производства, его модернизацию, совершенствование, но в этом случае придется смириться с ограничением потребления в ближайшее время. Если правители какой-либо страны полагают, что главная цель — наращивание военной мощи, то большинству населения этой страны придется оставить мечты о росте благосостояния и в ближайшем будущем, и в отдаленной перспективе.
4. Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора. Скажем, решая истратить имеющуюся сумму денег на обновление своего гардероба, разные люди будут руководствоваться различными критериями достижения поставленной цели. Для одних важна дешевизна приобретаемых вещей — это позволит приобрести их в большем количестве; для других — добротность и прочность, что позволит носить их дольше; для третьих — соответствие современной моде, престижность.
Цена выбора и альтернативные издержки
В любом случае выбор какого-то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага. Если школьнику, имеющему немного денег, хотелось бы пойти в кино и купить мороженое, но на то и другое денег не хватает, то ему приходится чем-то жертвовать. Предположим, что школьник принял решение идти в кино. Он отказал себе в удовольствии съесть мороженое ради того, чтобы посмотреть кинофильм. Мороженое в этом случае явилось ценой его выбора, т. е. альтернативными издержками билета в кино. Если руководство фирмы принимает решение приобрести пять «Роллс-Ройсов», чтобы укрепить престиж своего президента и вице-президентов, и отказывается от покупки новейшего оборудования, то новое оборудование является альтернативными издержками приобретенных автомобилей. В обоих случаях альтернативные издержки выражаются в товаре, который был отвергнут покупателем, сделавшим выбор в пользу другого товара или услуги. Альтернативные издержки могут быть выражены и в услуге. Например, если школьник выбрал мороженое и не пошел в кино, то отвергнутая услуга (показ фильма) будет альтернативными издержками мороженого.
Альтернативные издержки могут иметь и денежное выражение.
Предположим, что выпускник средней школы решил поступить в платную «Школу бизнеса», готовящую специалистов в области менеджмента. Что будут представлять собой альтернативные издержки его обучения? Чтобы определить их, необходимо учесть только те денежные расходы, которые связаны с обучением в «Школе бизнеса» и которые могли бы иметь альтернативное применение. К этим расходам должны быть отнесены: плата за обучение, затраты на покупку учебников, расходы на дорогу до учебного заведения и домой. Если бы этот юноша не учился в «Школе бизнеса», он мог использовать эти деньги иначе, например совершить турне по городам Западной Европы. При этом некоторые расходы (на питание, услуги парикмахера и т. д.) не должны включаться в альтернативные издержки, так как они не зависят от того, учится или путешествует наш герой.
Принцип альтернативных издержек может быть распространен и на экономику в целом. Например, правительство может стоять перед выбором: закупить у предприятий военно- промышленного комплекса новые танки, чтобы перевооружить несколько армейских соединений, или приобрести очистное оборудование и установить его на государственных заводах, сбрасывающих отравленную воду в реки страны. Если правительство примет решение закупить танки, то их альтернативными издержками будет очистное оборудование. Это означает, что развитие военно-промышленного комплекса будет происходить за счет ухудшения экологической обстановки в данной стране.
На практике любой субъект экономики имеет возможность выбирать между несколькими и даже многими товарами и услугами.
Вернемся к примеру с нашим школьником, который пошел в кино, отказав себе в мороженом. В действительности школьник имел более широкий выбор: он мог купить интересную книгу, коллекционную марку, «сникерс» и т. д. Однако «сникерсы» ему надоели, коллекционированием марок он не увлекается, такую же книгу он может попросить почитать у приятеля. Следовательно, с точки зрения школьника, наилучшим из отвергнутых вариантов является мороженое. Перед аналогичным многовариантным выбором может стоять руководство фирмы, правительство и т. д. Итак, альтернативными издержками товара или услуги могли бы служить те товары или услуги, от которых приходится отказаться, чтобы приобрести товар или услугу, которому(ой) отдано предпочтение. Но определяются альтернативные издержки НАИЛУЧШИМ ИЗ ОТВЕРГНУТЫХ ВАРИАНТОВ.
Кривая производственных возможностей
Проблема выбора и альтернативных издержек имеет значение для определения границы производственных возможностей любой экономики. Это можно показать с помощью кривой производственных возможностей, которая является примером моделирования экономики, часто используемого в экономических исследованиях.
Для построения кривой производственных возможностей необходимо принять два допущения: 1) экономика функционирует в условиях полного использования всех имеющихся ресурсов; 2) имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству, а следовательно, предполагается применение неизменной технологии в исследуемом кратковременном периоде.
В то же время мы примем более реальные условия экономики и предположим, что в ней Производятся потребительские товары, т. е. в этой стране ресурсы используются для производства предметов потребления, удовлетворяющих потребности людей непосредственно (продуктов, предметов одежды, жилищ, предметов домашнего обихода и т. п.), и средств производства, которые удовлетворяют потребности людей опосредованно, т. е. с их помощью создаются необходимые предметы потребления (сырье, станки, машины, передаточные устройства, производственные здания и т.п.).
Построим график производственных возможностей данной страны.
По оси абсцисс будем откладывать количество средств производства, по оси ординат — количество предметов потребления (см. рис. 1-2).
График показывает, что, используя все имеющиеся в стране ресурсы, можно произвести либо только 3 единицы средств производства (точка В) и ни одной единицы предметов потребления (точка 0), либо 9 единиц предметов потребления (точка А) и ни одной единицы средств производства (точка 0).
Наиболее реальный вариант, который показывает наш график, предполагает, что имеются различные комбинации производства средств производства и потребительских товаров. Например, точка С показывает, что если в стране производится 1 единица средств производства, то выпуск потребительских товаров не может быть более 8 единиц. Точка D показывает, что если выпуск средств производства составит 2 единицы, то в их производство будет вовлечено больше ресурсов экономики и, следовательно, в изготовлении потребительских товаров будет занято меньше ресурсов. Тогда выпуск потребительских товаров сократится до 5 единиц, и т. д. Проведя линию через точки А, С, D и В, мы получим кривую производственных возможностей данной страны. Любая точка на этой кривой показывает, какое количество товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном использовании имеющихся в ней ресурсов. Любая точка вне кривой производственных возможностей показывает, что ресурсы страны или используются не полностью, или недостаточны для выпуска желаемого количества товаров и услуг. Например, точка К показывает, что ресурсы

Рис. 1.2. А Кривая производственных возможностей
Кривая, которая проходит через точки А, С, D и В, показывает, что если в экономике производится 9 единиц предметов потребления, то ресурсов на производство средств производства не останется и их выпуск будет равен нулю. Если выпуск средств производства составит 1 единицу, то производство потребительских товаров и услуг сократится с 9 единиц до 8. Дальнейшее увеличение выпуска средств производства до 2 единиц приведет к сокращению выпуска предметов потребления до 5 единиц. Если же в экономике производство средств производства будет доведено до 3 единиц, то ресурсов для производства потребительских товаров и услуг не останется. Точка Е показывает, что экономика не располагает ресурсами, достаточными, чтобы производить 7 единиц предметов потребления и 2,5 единицы средств производства, а точка К показывает, что ресурсы экономики используются не полностью.

страны используются не полностью, т. е. имеются резервы для увеличения выпуска как средств производства, так и предметов потребления. В частности, выпуск предметов потребления может быть увеличен с 3 до 7,5 единиц (точка К). Возможен и другой вариант: выпуск предметов потребления остается неизменным (3 единицы), а выпуск средств производства увеличивается до 2,5 единиц. Наконец, соотношение выпуска средств производства и предметов потребления возможно в любой другой комбинации в пределах отрезка К 1 К 2 .
Уровень производства, который показывает точка Е, недостижим, нереален для экономики данной страны, так как она не располагает ресурсами, достаточными для выпуска 7 единиц потребительских товаров и 2,5 единиц средств производства.
Кривая производственных возможностей является вогнутой по отношению к началу системы координат. Это отражает закон экономики, согласно которому с увеличением выпуска данного вида продукции в краткосрочном периоде альтернативные издержки единицы прироста этой продукции возрастают.
Предположим, что производство средств производства увеличится с 0 до 1 единицы. Тогда, согласно условиям кривой производственных возможностей, выпуск предметов потребления сократится с 9 до 8 единиц. Это означает, что альтернативные издержки единицы приращения средств производства равны единице выпуска потребительских товаров, от производства которых пришлось отказаться. Если же производство средств производства увеличить еще на 1 единицу, т. е. выпускать не 1, а 2 единицы, то производство предметов потребления придется сократить с 8 до 5 единиц. Следовательно, альтернативные издержки второй единицы приращения выпуска средств производства равны 3 единицам предметов потребления. Если довести выпуск средств производства до 3 единиц, то производство предметов потребления в стране прекратится, упадет с 5 единиц до нуля. Следовательно, альтернативные издержки третьей единицы приращения выпуска средств производства равны уже 5 единицам предметов потребления.
Если мы проследим увеличение выпуска предметов потребления от 0 до 9 единиц за счет сокращения выпуска средств производства от 3 единиц до 0, то установим наличие процесса возрастания альтернативных издержек потребительских товаров и услуг.
В чем причины того, что альтернативные издержки производства товара увеличиваются? Главная причина — в неполной взаимозаменяемости ресурсов. Не все ресурсы, используемые в производстве предметов потребления, можно с легкостью переключить на производство средств производства. Рабочие, занятые на сборке велосипедов, не будут с той же эффективностью строить здания, а оборудование, используемое для консервирования фруктов, едва ли может быть применено для производства деталей грузовиков. Переход от производства одного товара к производству другого никогда не бывает простым. Понятными поэтому становятся слова директора одного конверсируемого завода: «Мы можем делать холодильники вместо космического корабля “Буран”, но стоимость холодильника будет равна стоимости “Бурана”».

Занятия 1-2. Тема 1. Альтернативные издержки.

1. Рабочий может производить детали А, Б, В. Затраты времени на детали и размер оплаты представлены в таблице:

В каком интервале может находиться пропущенное количество табуреток?

6. На одном поле фермер может произвести 500 тонн картофеля или 100 тонн пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 тонн пшеницы равна 5 тонн картофеля при максимальном объёме выращиваемого картофеля, равном 1000 тонн. Постройте кривую производственных возможностей фермера.

7. В течение рабочего дня два кондитера, Иван и Игорь, делают пирожные и торты. Иван за это время может испечь 10 пирожных или 4 тортов, а Игорь – 12 пирожных или 6 тортов. Они решают объединить усилия. Постройте КПВ кондитеров и определите, чему равны альтернативные затраты:

а) производства пятого торта;

б) первых 3 пирожных;

в) двадцатого пирожного;

г) десяти пирожных.

8. В течение рабочего дня два кондитера, Иван и Игорь, делают пирожные и торты. Иван за это время может испечь 15 пирожных или 6 тортов, а Игорь – 18 пирожных или 8 тортов. Они решают объединить усилия. Постройте КПВ кондитеров и определите, чему равны альтернативные затраты:

а) производства третьего торта;

б) первых 10 тортов;

в) двадцать пятого пирожного;

г) семнадцати пирожных.

9. Страна А в текущий момент времени использует ресурсы полностью и эффективно и при этом выращивает 8 т апельсинов и 10 т мандаринов. Альтернативная стоимость 1т апельсинов неизменна и составляет 0,5 т мандаринов. Запишите уравнение кривой производственных возможностей страны А.

10. Страна А в текущий момент времени использует ресурсы полностью и эффективно и при этом выращивает 4 т апельсинов и 6 т мандаринов. Альтернативная стоимость 1т апельсинов неизменна и составляет 0,25 т мандаринов. Запишите уравнение кривой производственных возможностей страны А.

Занятия 6-8. Тема 3. Спрос и предложение, рыночное равновесие.

1. Спрос на карандаши задан функцией Qd = 120 – 3P, а предложение Qs = – 30+2P, где Qd – величина рыночного спроса на карандаши, тыс. шт., Qs – величина рыночного спроса на карандаши, тыс. шт., P – рыночная цена одного карандаша, руб.

б) что произойдет, если на рынке карандашей государство установит фиксированную цену на уровне P = 35 руб.

2. Спрос на карандаши задан функцией Qd = 170 – 6P, а предложение Qs = 65+15P, где Qd – величина рыночного спроса на карандаши, тыс. шт., Qs – величина рыночного спроса на карандаши, тыс. шт., P – рыночная цена одного карандаша, руб.

а) определите координаты точки равновесия графически и аналитически;

б) что произойдет, если на рынке карандашей государство установит фиксированную цену на уровне P = 25 руб.

3. Кривые рыночного спроса и предложения имеют вид: Qd = 150 – P, Qs = - 30 + 2P. Правительство ввело налог на продавца товара в размере 3 денежных единиц с каждой единицы товара. Каковы новые параметры равновесия на рынке товара?

4. Кривые рыночного спроса и предложения имеют вид: Qd = 150 – P, Qs = - 30 + 2P. Правительство снизило налог на продавца товара на 3 денежные единицы с каждой единицы товара. Каковы новые параметры равновесия на рынке товара?

5. Спрос на товар X предъявляется двумя потребителями. Спрос первого потребителя описывается функцией Qd = 80-2P, спрос второго потребителя – функцией Qd = 240-3P.

Определите:

а) функцию рыночного спроса на товар X;

б) величину рыночного спроса при значении цены, равном 30;

в) величину рыночного спроса при значении цены, равном 50.

6. На товарном рынке функции индивидуального спроса трёх потребителей имеют вид Qd = 35-7P, Qd = 50-5P, Qd = 6-2P. Определите:

а) функцию рыночного спроса;

б) величину рыночного спроса при цене 8; 4; 2.

7. Спрос на товар X предъявляется двумя потребителями. Спрос первого потребителя описывается функцией Qd = 90-P, спрос второго потребителя – функцией Qd = 240-2P.

Определите значение цены спроса при величине рыночного спроса, равной:

8. На товарном рынке функции индивидуального спроса трёх потребителей имеют вид Qd = 15-P, Qd = 20-4P, Qd = 12-0,5P. Постройте функцию рыночного спроса аналитически и графически.

Занятие 9. Тема 4. Издержки фирмы.

1. АC (10)= 15; МC (10)= 16. Чему равны АC (11)?

2. АC (5)= 10; AC (6)= 10; АС (7)= 11;. Чему равны МC (7)?

3. ТС (3)= 100; МС (4)= 22; МС (5)= 21; МС (6)= 19. Чему равны АС (6)?

4. АС (5)= 41; АС (6)= 40. Чему равны МС (6)?

5. ТС (5)= 450; МС (6)= 30. Чему равны АС (6)?

6. АС (5)= 50; МС (6)= 8. Чему равны АС (6)?

7. Заполните таблицу на основании следующих данных:

8. Заполните таблицу на основании следующих данных о затратах фирмы:


Занятие 10. Тема 5. Рыночные структуры.

1. Какой из перечисленных ниже признаков соответствует рынку монополистической конкуренции?

а) барьеры входа в отрасль значительны, но в принципе преодолимы,

д) все перечисленное выше верно.

6. Московский рынок услуг по ксерокопированию формата A4 ближе всего к следующему типу рыночной структуры:

а) совершенная конкуренция,

в) олигополия,

г) монополия.

7. Мировой рынок нефти, скорее всего, относится к следующему типу рыночной структуры:

а) совершенная конкуренция,

б) монополистическая конкуренция,

в) олигополия,

г) монополия.

8. Мировой рынок военной техники, скорее всего, относится к следующему типу рыночной структуры:

а) совершенная конкуренция

б) монополистическая конкуренция

в) олигополия