Каждому человеку присуща естественная потребность в самовыражении. В современном обществе мы часто делаем то, чего от нас ожидают, то, что уместно в данной ситуации, на работе или в учебном заведении.
Это не плохо и не хорошо, это способ социальной адаптации – такова реальность многих людей, однако свою потребность в самовыражении нужно удовлетворять, и вот несколько причин, почему это нужно делать:

– Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии. Не зря говорят, что для художника картина – это канализация, куда он сливает отрицательные эмоции.

– Самовыражение человека – способ найти себя, лучше понимать себя и развиваться.

– Терапия самовыражением – актуальное и набирающее силу направление психологической помощи. Наиболее популярными являются арт-терапия и танцевально-двигательная терапия.

Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения. В этой статье мы предлагаем выбрать то, что подходит именно вам, не обязательно останавливать выбор только на одном способе – исследуйте себя, пробуйте новое и оценивайте результаты.

Творческое самовыражение

Самовыражение через творчество является одним из самых эффективных, так как мы занимаемся тем, что нам нравится, реализуем свои таланты и способности, облегчая душу и получая признание (хотя это необязательно, можно наслаждаться результатами творчества в одиночку). Если вы уже знаете свои склонности, будь то сочинение музыки, танцы, журналистика или фотография, занимайтесь этим как можно чаще. Если же вы считаете себя человеком не творческим, скорее всего, вы еще не нашли свое направление, поэтому экспериментируйте!
Может быть, ваш творческий холст – это ваш дом и вам понравится самовыражаться, декорируя и обставляя помещение?
Для тех, чьи творческие порывы связаны со словесным искусством, прекрасным способом самовыражения будет собственный блог, завести который можно за 10 минут; участие в дискуссиях, посещение курсов ораторского мастерства и даже изучение английского; написание прозы, стихотворений. Вяжете ли вы крючком или рисуете комиксы – главное, чтобы вам это приносило истинное удовольствие, не нужно поддаваться моде и чужому мнению и пытаться выразиться в сфере, которая не отвечает вашему внутреннему миру – пользы от этого не будет никакой.

Самовыражение через внешность

Ряд известных и успешных психологов считает, что для человека крайне важно самовыражаться посредством внешних атрибутов, создания своего уникального образа. Когда вы надеваете «свою» вещь, делаете стрижку в соответствии со своим внутренним ощущением себя, подбираете аксессуары и макияж так, как хотите, это дает вам возможность прочувствовать свою индивидуальность. Татуировка и пирсинг традиционно являются способами самовыражения, имеющими миллионы поклонников во всем мире.

Самовыражение с помощью вкусов

Для киномана делиться своей коллекцией фильмов – высшая радость, так же как для меломанов – музыкой. Наши вкусы и страсть к коллекционированию могут не только доставлять удовольствие от просмотра/прослушивания, но и дарить радость от признания другими людьми нашего вкуса, распространения хороших и малоизвестных произведений, расширения кругозора других людей. Кто-то спрашивает вас, что сегодня почитать или посмотреть? Не отмазывайтесь двумя-тремя наименованиями, составьте хороший список с учетом индивидуальности просящего, и увидите, какое удовлетворение вам это принесет. (с)

Гуманизация современного образования актуализирует его ориентацию на процессы саморазвития, самоактуализации, самостроительства, самовыражения личности, необходимые для становления успешной личности, способной активно и конструктивно выражать себя в деятельности и общении, проектировании своей жизненной траектории, начиная с дошкольного детства. С этой точки зрения проблема самовыражения, как фактор становления личности (А. Ф. Лобова (Яфальян), А. С. Косогова, С. С. Брикунова, В. И. Салютнова), является значимой для педагогической науки. Анализируя сущность понятия «самовыражение», М. В. Деньгина указывает, что данный термин используется в научной литературе для обозначения особенного и единичного в человеке, а также для указания на целостность качеств личности, делающих её уникальной. Он обозначает определённый уровень развития.

А. Ф. Лобова (Яфальян) относит самовыражение к одним из фундаментальных понятий педагогики, поскольку оно представляет собой процесс самодвижения от реального к потенциальному, в котором у ребёнка появляется возможность пройти оптимальный путь общечеловеческого и эстетического становления 1 . Она считает, что самовыражение служит средством согласования внутреннего мира ребёнка с внешними проявлениями его мыслей и чувств, с его словами и поведением и обосновывает положение, что самовыражение способствует раскрытию творческих способностей 2 . А. С. Косогова отмечает, что самовыражение диалогично по своей природе, многопланово и имманентно жизнедеятельности любого человека безотносительно к сферам его жизнеосуществления. Оно акцентировано не столько на утверждении своего "Я", сколько на презентации "Я" с целью познания другого и самопознания, оценки и самооценки направлений и качества самоосуществления. Самовыражение человека – это отражение его желания быть понятым и принятым другими, это поиск того, что необходимо, чтобы быть понятым другими, это развитие своего "Я" и "Я" другого через вовлечение в сотворчество. Поэтому творческое самовыражение – проявление свободной воли, продуктивной для обеих взаимодействующих сторон 3 .

Под самовыражением Е. А. Омельченко понимает стремление человека передать другим людям то, что значимо и ценно для него самого 4 И. П. Шкуратова определяет его как широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе другим лицам и создания определённого образа себя 5 Н. Г Чанилова и В. Ф. Шкель считают, что самовыражение есть способность человека к более полному проявлению своих наличных и потенциальных возможностей и представлений о себе, познаваемых и осваиваемых в процессах выделения себя из социума и идентификации с ним, направленное на качественное изменение своей личности, других людей, окружающего мира 6 . М. В. Деньгина доказывает, что самовыражение не только способ жизнедеятельности ребёнка, определяющий его самостоятельность, но и творчество самой жизнедеятельности 7 .

Анализ научных исследований, раскрывающих сущностные характеристики самовыражения личности в различных видах деятельности, позволяет судить о многообразии сфер самовыражения человека и их применении.

Например, выделяют индивидуальное, личностное (Н. Г. Чанилова, В. Ф. Шкель), творческое (С. С. Брикунова), эмоциональное самовыражение (Е. А. Шиндяева), самовыражение в общении (И. П. Шкуратова), в изобразительной деятельности (В. И. Салютнова), в процессе музыкального обучения (М. В. Деньгина), научно-исследовательской деятельности (Е. А. Омельченко), историко-ролевом движении (М. С. Горбулёва). В их работах представлены различные аспектные решения проблемы, способствующие феномену самовыражения. Так, Г. А. Гарипова и О. С. Булатова считают, что артистизм является общекультурной категорией и относится к различным областям человеческой деятельности: образу жизни, поведению, различным видам искусства, научной деятельности, поэтому определяет его не только как способность к перевоплощению, а как целостную систему личностных качеств, способствующих свободному самовыражению личности. Терапию творческим самовыражением в психиатрической практике исследует М. Е. Бурно.

Исходя из анализа вышеперечисленных исследований, Б. Г. Ананьев рассматривает творчество в широком философско-психологическом понимании как важнейший вид человеческой духовно-практической деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Содержанием этой деятельности является целенаправленное изменение объективного мира, проявление индивидуальности человека, открытие новых смыслов осваиваемых культурных ценностей (А. А. Майер). Можно говорить о творчестве как неотъемлемом атрибуте процесса самовыражения.

В культурно-исторической парадигме специфика возрастных периодов детства и этапов социального становления человека раскрывается через понятия социальной ситуации развития (Л. С. Выготский). Как ведущий вид деятельности рассматривают творчество А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, общения – М. И. Лисина, психологических новообразований возраста – Л.С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др. Как литический и критический периоды центральной психической функции рассматривают Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова. Нам представляется необходимым рассмотреть становление личности ребёнка в аспекте её самовыражения через понятие творческой активности как имманентного фактора развития ребёнка как субъекта деятельности и человека культуры. А. А. Майер считает, что достижения социализации связаны преимущественно с культурогенезом детства – результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и экстериоризации, опредмечивания и распредмечивания его жизненных сил. С этой точки зрения представляется необходимым рассмотреть творческое самовыражение в процессе вхождения ребёнка в мир культуры (культурогенез). А. А. Майер, выделяет следующие его стадии: адаптация, освоение, усвоение, присвоение и культуротворчество со специфическими акмеологическими характеристиками. Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом как во внутреннем плане развития (субъект, личность, индивидуальность), так и во внешнем (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Они отражают ступени становления ребёнка, противоречия между актуальным уровнем его развития и его потенциальными возможностями в процессуально-динамических характеристиках. Это позволяет показать многообразие проявлений субъектности ребёнка как форм его жизненного самоосуществления, что сближает позицию А. А. Майера и научной школы В. Е. Клочко в понимании жизненного самоосуществления, становления человека как «постоянного движения в сторону усложнения» и «открытия новых мерностей» 8 . Рассмотрение культурогенеза детства с точки зрения трансформационной онтологии бытия личности (М. Ш. Магомед-Эминов) как трансформации, преобразования возможности в действительность, позволяет понять, как конструируется конкретная история жизни, бытие личности в «событии» с другими, в процессе смыслопорождения и смыслопостижения ценностей культуры и самовыражения в ней. Таким образом, культурогенез детства понимается нами, как начало становления личности в жизненном самоосуществлении, восхождения её к своему «акме».

Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития ребёнка: сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и культуротворчество, выражающее высший уровень развития субъектности ребёнка, связанное с созданием объективно или субъективно нового содержания культуры. Последующая стадия становления ребёнка определяет безграничные возможности самореализации ребенка в детстве – это собственно накопленное и реализуемое «акме» человека, актуализирующееся в дальнейшей жизни 9 .

Стадии детского культурогенеза отличаются особой социальной ситуацией в развитии ребёнка, когда он, становясь взрослым, овладевает культурой, и когда происходит взаимодействие со значимым для него старшим (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром). Стадиям культурогенеза, выделенным А. А. Майером, соответствуют три стадии самовыражения, предложенные в докторском исследовании А. Ф. Лобовой (Яфальян):

1) реальный и внутренний мир не расчленён (способ самовыражения спонтанно-интуитивный – ребёнок следует законам природы, но не освоил социальные законы) – соответствует этапу адаптивного детства (жизнетворчество);

2) реальный мир богаче, чем внутренний (способ самовыражения, доверительно-регламентированный – ребёнок подчиняется социальным законам, которые управляют им) – соответствует этапу интегрированного детства (социотворчество);

3) внутренний мир богаче, чем реальный (способ самовыражения произвольно-творческий – ребёнок самопроизвольно выражает разнообразный опыт в деятельности) – соответствует этапу индивидуализированного детства (культуротворчество). Отсюда А. Ф. Лобова (Яфальян) рассматривает самовыражение в виде возрастной разновидности самостоятельности, присущей дошкольному возрасту, развивающееся в младшем школьном возрасте при создании эстетико-педагогических условий, представляющем собой самопроизвольный акт, источник пробуждения эстетической активности, которая рождается под воздействием внутренних сил ребёнка, направленных на внешнее проявление. Взрослый в этом случае, выполняя фасилитирующую роль (А. Ф. Лобова (Яфальян), А. А. Майер), призван расширять культурное поле ребёнка, тем самым способствуя его саморазвитию (Кудрявцев).

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно выделить ряд характеристик, определяющих роль творческого самовыражения ребенка в становлении личности. К наиболее существенным, по нашему мнению, относятся следующие:

– имманентность самовыражения в различных сферах жизнеосуществления человека;

– отождествление его с процессом самодвижения от реального к потенциальному в диалогическом общении с миром и другим;

– оптимальный путь общечеловеческого и эстетического становления;

– связь с процессами социализации-индивидуализации;

– персонализация в процессе самовыражения;

– создание определённого образа себя (имиджа);

– направленность на позитивное изменение (себя, других, окружающего мира);

– раскрытие творческих способностей личности, позволяющей ей быть успешной;

– педагогическая помощь и содействие творческому самовыражению дошкольника, исходя из возможностей и потребностей ребёнка и сущностных особенностей ситуации развития на каждом этапе становления личности.

14.11.2016 в 08:47

Здравствуйте, дорогие друзья!

Каждому человеку, живущему на планете Земля, свойственна потребность к самовыражению граней своей тонкой, уникальной натуры.

Не беря во внимание то, что современное общество любит ставить табу, навешивать стандарты и рамки по любому типу поведения, отличающегося от нормы, любой из нас стремиться найти время побыть самим собой.

Самовыражение человека — это один из самых результативных способов найти себя и создать наиболее подходящий стиль подачи своего «Я» для Вселенной. Уж больно часто нам доводится выдавать себя за другую личность. Эта тенденция прослеживается и на работе, и на студенческой скамье, и даже в школе.

Особе проще воплощать то, что конкретно от нее ожидают, а не то что ей хотелось бы в данный момент. На самом деле, это ни хорошо, ни плохо - это факт. К тому же, такую манеру поведения можно смело назвать способом социальной адаптации людей.

Если на работе или в университете мы можем ограничивать себя во имя дисциплины, то в свободное время человек обязан находить способы для наиболее конструктивного самовыражения.

Почему нужно самовыражаться?

В случае, если особь по любой причине не может позволить себе снять маску и остаться наедине с любимым занятием, то это очень быстро приводит к падению самооценки , блокам и зажимам, а также к рецидиву комплексов. Но из-за чего так происходит?

  • Именно благодаря самовыражению повышается самооценка. Как это происходит? Например, ваш труд, как участника в коллективе или сообществе, признают единомышленники и конечно же почитатели;
    Из-за такой продуктивной отдачи уверенность в своих силах возрастает, а талант получает новые стимулы для раскрытия в массах;
  • оковы и рамки, способны держать человека в железной узде. Но для гармоничной и развитой личности очень мощным и необходимым является свободное выражение себя;
  • оно дает особе силы и сильнейший источник радости, внутреннего роста и счастья ;
  • способно избавить людей от вялости, негатива и способствует полноценной разрядке от груза накопившихся проблем;
  • выражение себя помогает развить у подростков и сложных детей способ созидательного общения с миром, избавленного от тирании, жестокости и садистских наклонностей;
  • выражение себя качественно и эффективно помогает отыскать те жизненные маршруты, которые наиболее тонко и ярко описывают ваше внутреннее состояние. Помимо этого, благодаря ему можно обзавестись единомышленниками и новыми друзьями ;
  • выражение собственных чувств, считается самым простым методом, чтобы окончательно узнать себя, свои склонности и черты характера. Это улучшает уже приобретенные навыки и укрепляет новые. Но как отыскать свой стиль?

Разнообразие на любой вкус

Каждый из нас уникален и имеет личное право на свободное выражение индивидуальности! Именно поэтому, не существует универсального способа самовыражения для широких масс. Его нужно выбрать самостоятельно, исходя от личных потребностей и склонностей.

Пирамида Маслоу , демонстирует нам определенную иерархию «нужностей». На первом месте всегда находятся базовые и физические потребности. Но чем выше — тем более высокоинтеллектуальной и духовной становится пирамида. Наша задача удовлетворить эти потребности для наиболее объемного развития личности.

В сегодняшней статье мне хотелось бы предложить выбрать то, что наиболее гармонично подходит вашей душе. Не стоит останавливать свой выбор сугубо на одном способе. Рекомендую вам исследовать себя, попробовав что-то новое. А в комментариях я предложу вам оценить результаты своих ощущений!

Для одних людей выражение себя - это карьера, для других - рукоделие или творчество, а третьи зависимы от усовершенствования внешности. Предлагаю более подробно рассмотреть варианты!

Через творчество к звездам!

Выражение себя с помощью творчества считается наиболее популярным и эффективным способом выйти не только из зоны комфорта, но и плена комплексов.

Это происходит по причине занятий, направленных на реализацию талантов и умений. Мы получаем признание, облегчаем душу и проводим время с пользой для эмоциональной гармонии.

Если вы уже раскусили свои увлечения и определили, что склонность лежит к пению, рисованию и лепке статуэток из глины, то я советую вам реализовывать это действо, как можно чаще.

А вот если вы считаете себя личностью, избавленной от творческой жилки, то вам непременно стоит попробовать себя в новом амплуа, ощутив эксперименты на практике, а не только в теории.

  • Практикуйте рисование с помощью ладоней или баллончиков, внутри помещения;
  • попробуйте новое направление в танцах или музыке. На сегодняшний день в просторах Интернета залежались тонны программ, позволяющих писать свои композиции не имея полного, музыкального образования;
  • создайте собственный блог и делитесь навыками, эмоциями и опытом;
  • изучайте английский язык по Скайпу и участвуйте в созданных дискуссиях. Важно пробовать себя в тех стилях, к которым у вас действительно лежит душа иначе все то, что вы делаете не принесет нужного удовольствия и профита.

Через внешность к звездам!

Наука психология считает, что для человека жизненно важно утверждаться с помощью внешних, дополнительных атрибутов усовершенствования. Создавая свой уникальный образ, личность способна говорить невербально.

То бишь, используя посыл, фактуру, антураж и цветовую гамму воплощения для демонстрации своего «Я». Любые действия направленны на то, что бы подчеркнуть индивидуальность.

Для того, чтобы поднять себя над серостью масс и выделиться, в самовыражении с помощью внешних изменений, стоит отказаться от тяготений к прошлому.

Через уникальный вкус к звездам и вершинам!

Если кто-либо интересуется тем, что бы послушать или посмотреть, то не ограничивайте себя парой-тройкой наименований. Составьте список грандиозных и потрясающих творений и отрекомендуйте особе.

  • Пишите профессиональные рецензии, участвуйте в семинарах и выставках по теме, в которой вы прекрасно осведомлены. Усовершенствуйте себя в стиле или вкусовой определенности;
  • общайтесь с единомышленниками в интересных для вас тематиках;
  • смешивайте несколько способов самовыражения для достижения наиболее конструктивного результата. Они могут не только помочь вам раскрыться и развить свои навыки, но и существенно улучшить жизнь, приблизив ее к успешности!

Одним словом, не бойтесь быть собой, но и не во вред себе!

На этом, я окончу свой список на сегодня. Обязательно подписывайтесь на обновления блога — дальше еще интересней!

В комментариях расскажите о своих ощущениях и опыте в экспериментах!

До встречи на блоге пока-пока!

В 40-х годах психологи стали уделять большое внимание отражательной природе психического, рассматривать чувства и потребности на основе прин­ципа отражения. Однако осталась в тени другая сто­рона проблемы, а именно способность психики не только отражать, но и активно относиться (пережи­вать) к отражаемому, формировать это отношение, выражать свое «я», способность к самовыражению.

Если для раннего детства свойственно формиро­вание высших психических функций, способностей и т.д., то для юношеского периода характерно разви­тие социального мышления, самосознания, инициа­тивы и т. д. Вопрос о самовыражении (особенно у под­ростков и юношей) стоит очень остро, являясь прин­ципиальным не только для проявления своего «я» (что характеризует все возрасты), но и как одно из важных условий адекватного и гармоничного разви­тия личности. В этот период формируются такие важнейшие личностные качества, как направлен­ность, установки, умение правильно ориентироваться (в жизни, в общении и т.д.). Фактором, активно формирующим эти способности человека, является достаточно разнообразное общение (о чем уже гово­рилось выше), когда предъявляемые к развивающей­ся личности общественные требования служат от­правными моментами в формировании жизненной позиции, критериями правильности выбора, когда си­стема социальных «опор» постоянно находит внут­реннее одобрение личности.

Однако далеко не всегда развитие подростка, юно­ши осуществляется бесконфликтно, гармонично. Ча­сто желание «выделиться», показать, что «я лучше других», вызывает у старших раздражение, стрем­ление приостановить такую активность, «поставить на место», «осадить». Подобная практика общения отцов и детей, дедов и детей, к сожалению, является обычной. Такие отношения имеют место не только в семейном общении, но и на производстве (началь­ник - подчиненный).

Мы часто забываем, что дети не изолированы от проблем взрослых, что они слышат и видят больше, чем мы думаем, замечают недостатки и «проколы» взрослых, перенося их негативный опыт в практику своего - сначала детского, а затем все более и более «взрослеющего» - общения, в практику своих отно­шений. Здесь также имеет место соотношение «ро­лей», только не начальник - подчиненный, а лидер или «козел», очкастый или толстый и т.д. За этими внешне безобидными прозвищами скрывается целая драма (или трагедия) распределения социальных ролей.

Особенно остро такое соперничество проявляется у ребят, когда в группе выбор лидера и «козла отпу­щения» является первостепенным, когда решаются вопросы распределения ролей «адъютантов», «мужи­ков» и т.д. В соответствии с полученной, навязанной «ролью» подросток должен и действовать, «выра­жаться», подчиняться и т.д. Так, например, статус «отверженного» обществом человека может получить юноша (подросток), совершивший противоправный поступок, накладывающий на него пожизненное клеймо человека второго сорта. Такие «роли» вынуждают человека к отказу от собственной позиции в жизни, доводят до того, чтобы он «махнул на себя рукой», примирился с навязанной ему общественной функцией (преступника, передовика и т. д.). Некото­рые социальные взаимодействия имеют четкую тен­денцию к занижению собственного «я», его подавле­нию, искажению. При этом личность постепенно утра­чивает критерии адекватного самовыражения, ищет «окольные» пути для самореализации, потому что «прямые» уже «заняты другими» или осуждены.

Адекватная, правильная оценка себя (самооценка) не менее важна для определения личностью своего места в жизни, выбора жизненной позиции, чем активная реализация этой позиции. Отношение к себе помимо самооценки должно включать постоянную потребность в самопознании. Познание самого себя начинается с познания своих способностей, характе­ра, возможностей. Вместе с тем «я», оформляясь в устойчивый образ себя, в представление о своих воз­можностях, должно включать способность к внутрен­нему сомнению, способность к внутреннему диалогу с самим собой. Уверенный в себе человек, не сомне­ваясь в общем направлении своих принципиальных действий, может сомневаться в правильности отдель­ных поступков. Это выглядит не как проявление не­уверенности в себе, а лишь как желание еще раз убедиться в целесообразности выбранного способа действий.

Способность к внутреннему оппонированию свя­зана с диалогичностью сознания человека, определе­ние которой было дано М. М. Бахтиным 7 . Неразви­тый образ самого себя, неспособность к рефлексии, к адекватным оценкам не только своих отдельных действий и проявлений, но и своей личности в целом приводят человека в состояние «внутреннего тупика», когда ему «нечего сказать самому себе», когда он знает самого себя хуже, чем тех людей, с которыми непосредственно общается. Отсутствие самопознания, самооценки приводит к тому, что человек подчиняет­ся власти своих первых порывов, непроверенных мне­ний или, напротив, фиксированных (раз и навсегда) установок, не умеет дифференцировать себя от дру­гих, не знает свои слабости, достоинства и т.д.

Такая «псевдоскромность» нередко располагает к человеку, рождает у окружающих желание «ис­пользовать» его в своих целях (если уж он сам не хочет и не умеет «использовать» себя). При отсутст­вии образа своего «я» человеку навязывается любой другой образ, любая социальная функция, которые он присваивает за неимением своих. Напротив, внут­ренняя зрелость позволяет человеку не только адек­ватно видеть себя со стороны, не только создавать свой верный социальный образ, но и реально осуще­ствлять многообразные социальные роли, оставаясь самим собой.

Но занимаемые человеком социальные позиции (роли) в обществе отнюдь не всегда свидетельствуют об аналогичной внутренней позиции. Социальная роль в таком случае включает функцию «затемне­ния» истинных намерений, желаний. Человек не вы­ражает свою сущность, а скрывает ее.

Потребность в самовыражении как причина актив­ности может быть очень различной: у одних она про­является в крайних формах (например, в самолюбии), у других - в неявных. Чем слабее выражена у че­ловека способность оппонировать своему внутреннему «я», чем меньше он оценивает самого себя, тем более значимым для него оказывается момент внешней выразительности (привлекательности). Адекватность самовыражения человека непосредственно воплоща­ется в его чувстве собственного достоинства, об от­сутствии которого в русском человеке с горечью писал Ф. Шаляпин.

Самовыражение (как и активность) имеет разные степени зрелости, разные этапы сформированности. Так, на более ранних этапах (когда образ внутрен­него «я» еще очень далек от своего построения) само­выражение, как правило, проявляется в формах «де­монстраций» (своего «я», «выступлений», «выпадов» и т.д.). Зрелой формой самовыражения становится тот этап, на котором проявление себя превращается в действительную потребность адекватного и сущ­ностного выражения своего «я». Человек начинает вырабатывать свою манеру поведения, ищет свой стиль речи и, главное, стремится выразить себя в жизни, в поступках, в делах. Поэтому образ, осозна­ние своего «я», в известном смысле предшествует во времени своего возникновения самовыражению

(т.е. потребность в самовыражении является потреб­ностью в выражении своего действительного, а не мнимого «я»). Пока образ внутреннею «я» не сфор­мирован, самовыражение находится на стадии чисто внешнего, показного «выражения» самого себя (когда показывать и демонстрировать еще нечего). Однако если для молодежи это является нормальным, то в дальнейшем такое «самовыражение» становится при­знаком «великовозрастного инфантилизма».

Поэтому, говоря об адекватности осуществления социальных ролей (в профессии, в общении, в об­щественной работе и т.д.) внутреннему «я-образу», нужно, прежде всего, учитывать сформированность этого образа у самой личности, ее желание совершен­ствовать его (вести диалог с самим собой). Неадекват­ность внешних ролей внутренним чаще всего являет­ся следствием несформированности «я-образа», не­способности оценить себя, выбрать тот способ само­выражения, который приносил бы удовлетворение человеку.

Естественно, источником активности становится только гармоничное соотношение выбранной соци­альной роли (статуса) своей внутренней позиции, своему «я», которое осуществляется на основе адек­ватной самооценки (самопознания способностей, воз­можностей). Принципиальным для такой социаль­но-психологической гармонии является соотнесение человеком своих возможностей, целей, задач с харак­тером жизни, с данным жизненным этапом (его спе­цификой, нетипичностью для жизни в целом). Тот способ, которым человек реализует себя как личность в деятельности, в общении, в решении жизненных за­дач, и есть самовыражение. Трудности самовыраже­ния начинаются с таких простых явлений, как за­стенчивость, неловкость в общении или, напротив, нарочитая грубость, являющаяся лишь внешней фор­мой, которая прикрывает неуверенность. Но эти проб­лемы и трудности касаются только самовыражения в общении, тогда как они существуют (или могут возникать) и в деятельности, и по отношению к жизни в целом. Человек не знает, как ему поступить, за что взяться, чем себя занять, как бы все время скользя по поверхности жизни. Его действия лишены логики и для окружающих, и для него самого. Когда он сталкивается с отпором, осуждением своих действий, которые не продуманы, не выношены, не выражают его подлинного «я», он внутренне теряется, переста­ет воспринимать и понимать окружающее, отгора­живается от мира.

Что же происходит в тех случаях, когда внешние или случайно найденные роли не соответствуют внут­реннему «я»? Проблема «человека не на своем месте» всегда стояла очень остро. Ведь он может оказаться не на своем месте (как правило, в профес­сиональном отношении) в силу различных случайно­стей, но последствия всегда закономерно ведут к сни­жению активности или раздвоению личности. Выда­вая себя не за того, кем он является на самом деле, человек предает свое «я», свою личность, возможно­сти открыто, прямо, непосредственно выразить себя, заявить о себе.

Самовыражение, связанное с образом своего «я», с самопознанием своих способностей, с соотнесением их со своими потребностями и т.д., отличается от самореализации в жизни, когда познание окончено и нужно строить всю совокупность своих внешних взаимодействий с миром (не только в ценностно-смысловом, но и в контрольно-действенном отноше­нии). Возможность полного, гармоничного совпаде­ния самовыражения и самореализации целиком за­висит как от сформированности «образа я» (с точки зрения целостности), так и от личностной готовно­сти организовать, обеспечить, создать и т.д. всю совокупность внешних условий самореализации. Эти два условия являются необходимой предпосыл­кой для того, чтобы самовыражение и самореали­зация адекватно (для личности) совмещались во всех аспектах (временном, ценностном, действенном и т. д.).

Потребность в самовыражении, возникая уже в детском возрасте (претерпевает изменения в подрост­ковом, а затем в юношеском и т.д.), нуждается не только в специальном рассмотрении, но и во внима­нии к ней окружающих (особенно на первых, ранних стадиях ее формирования). Являясь конкретной фор­мой активности, самовыражение (потребность в нем) может также переходить во внутренний, скрытый план в случае своей нереализованности (а вначале - в ответ на неприятие ее со стороны окружающих). Однако если вовремя нереализованная активность (в ее общем виде) способна к своему «возрождению» на новых этапах (в новом качестве), то подавленное, неосуществленное (и в соответствующей форме) само­выражение «уходит» во внутренний план необрати­мо. Превращаясь в тот или иной комплекс, нереали­зованное «я» претерпевает качественные изменения уже на самых ранних стадиях своего формирования. Это может быть и феномен «больного» самолюбия, и комплекс неполноценности (в сфере личной жизни), и неадекватность самооценки (пониженный уровень притязаний), и другие последствия.

Процесс формирования своего «я» (с точки зрения его целостности, разносторонности) пробуждает высо­кую потребность в самовыражении, в «апробации» своих жизненных сил и возможностей. Вначале эта потребность имеет неярко выраженные формы, неяс­ную цель (на уровне «непонятных, волнующих жела­ний» и т.д.), приобретая (вместе с жизненным опытом) черты все большей определенности. Форми­рование внутреннего «я» идет «параллельно» посто­янному внешнему испытанию себя («на прочность», «на выносливость», «на силу» и т.д.). Получая свое­образный «отклик», подтверждение адекватности своего способа действия, общения, человек становится более уверенным в себе. Однако самая большая слож­ность заключается в том, что не все эти «подтвер­ждения» одобрительны, позитивны.

Творчески реализующий себя человек сплошь и рядом наталкивается на неприятие, непонимание или даже осуждение. Самым главным в таком случае является выработка представления о своем собствен­ном способе действия и жизни и убежденность в не­обходимости его реализации при всех обстоятель­ствах. Между тем одни люди при этом склонны считать, что их не поняли, другие - что они сами не правы. В этих выводах огромную роль играют жиз­ненные чувства личности, ее своеобразные интерпре­таторы жизненных проявлений. Эти интерпретации не только трагичны или оптимистичны, как выше отмечалось: они выражают внутреннее несогласие человека (скажем, с неприятием его окружающими) или протест, здоровую амбицию доказать свою правоту, упорство. В других случаях люди эмоциональ­но соглашаются с оценками своих действий, своего способа жизни, но тем самым уступают внутренне, отказываясь от своей индивидуальности, от своего права на особенность жизни. Поэтому разрыв в этой цепи приводит к задержке развития, застойным явле­ниям, «закомплексованности» и т.д.

Однако забота об адекватном самовыражении ре­бенка не должна превращаться со стороны взрослых в систему разнообразных запретов, сводящих все про­явления ребенка к своему минимуму, она должна находить гибкие формы ненавязчивого руководства этим процессом. Нельзя не учитывать, что поведение детей (особенно подростков) принимает крайние фор­мы только как реакция на всевозможные запреты, на «вяжущую руки» опеку, как желание «сделать по-своему», «всем вопреки» (а впоследствии - «всем назло»). Считая таких детей эгоистами, себялюбцами, родители не хотят понять, что сами настраивают их против себя, лишают их самого необходимого для правильного развития - возможности своевременно и адекватно самовыразиться, самоутвердиться. Та­ким образом, формируемое отношение «я» личности к миру - это целостный способ ее самовыражения в жизни, с присущими ей (и только ей) особенно­стями этого самовыражения и объективации, само­реализации.

Д. Н. Узнадзе предложил интересную типологию способов самовыражения 8 . Он заметил, что один че­ловек выражает все, что на самом деле испытывает, причем выражает бурно, экспансивно, как бы «вы­плескивает» всего себя. Другой для своего внешнего выражения должен приложить волевое усилие (например, заставить себя позвонить кому-то по теле­фону), т.е. как бы преодолеть невидимую преграду, чтобы перейти из внутреннего мира во внешний (в то время как для первого типа личности никакой преграды не существует). Третий тип (названный им парадоксальным) ведет себя противоположным об­разом в одинаковых ситуациях и сходным - в раз­ных. Четвертый тип остается все время только во внутреннем мире, внешне только «приспосабливаясь» к ситуации, «учитывая» ее.

К. Леонгард описывает так называемую акцентуацию характера как определенные поведенческие и психологические «странности». Так, педантичность у женщины в домашнем быту, выражающая ее соб­ственное отношение к дому, может переходить в по­стоянные перепроверки (закрыты ли газовые краны, заперта ли дверь, выключен ли свет и т. д.), в не­обоснованные опасения и подозрения (себя и окру­жающих). Не имея внешне объективных причин для таких волнений, она начинает искать их, придумы­вать, постепенно убеждая себя в «реальности» суще­ствования той или иной «опасности».

К. Леонгард рассматривает случаи, когда одна из черт характера (наиболее ярко выраженная) начинает преобладать над остальными, приводя к неадекватным решениям жизненных ситуаций, их неверному восприятию и истолкованию.

При этом одна черта (доминирующая), достигая определенной степени, определенного предела, начи­нает сказываться на продуктивности (деятельности, активности) человека. «Постоянная неуверенность, постоянный последующий контроль могут достигнуть такой степени, при которой всякая работа продви­гается вперед черепашьим шагом. Предупредитель­ное взвешивание превращается в бесплодные раз­думья...» Демонстративный тип личности проявляет­ся в том, что люди «рисуют себя не такими, какими являются на самом деле, а такими, какими хотелось бы казаться» 9 . Они используют всякую возможность представить себя с наилучшей стороны. «Поскольку у таких людей явно выражена склонность избегать трудностей, они часто меняют не только место рабо­ты, но и профессию... тем больше насчитывается на работе срывов, внезапных отказов от работы, которая якобы слишком тяжела...» 10

Проявление своего «я», адекватное или неадекват­ное самовыражение сопровождаются особым чувст­вом самолюбия. Оно является таким же своеобраз­ным «камертоном» своего внутреннего «я» в плане соответствия (или несоответствия) внешнему миру, как совесть является «камертоном» и регулятором соответствия (или несоответствия) поступков челове­ка его убеждениям, ценностям, целям и т.д. Психо­логический эквивалент самолюбия начинается с утверждения ребенка: «Я сам» (которое уже содержит в единстве и активацию, и самостоятельность). Оно проявляется в тезисах взрослой личности: «Я знаю, что делаю», «Я имею право делать так, как считаю нужным». Социально-психологически это чувство «я» выступает как тип соотнесения себя с другими: «Я сам» (синоним «Я один»), «Я лучше других», «Я не хуже других», «Я всем докажу», «Я нужен другим» и т.д.

Тот или иной тип самолюбия выражает не только способ активизации личности, но и ее жизненную позицию, ее программу, идеал. В анкете, предложен­ной подросткам, были получены такие ответы: «Я покажу себя», «Я докажу, на что способен», «Хочу проверить себя на самом трудном», «Я хочу доказать себе», «Хочу быть нужным другим», «Хочу быть интересным». Таковы формулы, выражающие самолюбивую позицию подростков. Здесь нетрудно увидеть и ту жизненную линию, которой они могут придерживаться, и ее движущую силу, характерную для каждой личности. Тот, кто хочет «себя пока­зать» или что-то кому-то «доказать», исходно ориен­тирован на сравнение с другими, на успех. Тот, кто хочет проверить себя на самом трудном, закладывает в свою программу критерий трудности, а не крите­рий успеха и удач, он не ориентируется на сравне­ние с другими, на то, чтобы быть на виду, и т.д. Тот, кто хочет быть нужным, ориентируется на полез­ность другим людям, на общее дело и не выбирает в качестве критерия личные достижения.

Анализ биографических материалов и опроса по­казал, что подростки с ярко выраженным желанием «показать себя», «всем доказать» преимущественно выбирают престижные или модные профессии. Те, кто нацелен на проверку себя в трудностях, преимуще­ственно выбирают редкие профессии, связанные с риском, романтикой, трудными условиями, а неко­торые - научную работу. Выбор профессии подрост­ками, желающими быть нужными, полезными, пре­имущественно приходится на специальности врача, педагога; хотя этот выбор и не так однозначен, но эти подростки редко выбирают престижные про­фессии. Таким образом, самолюбие выступает как некоторое интегральное личностное образование, ко­торое одновременно выражает движущую силу «я», его активную сторону, но не замкнутую «в себе» и «для себя», как утверждается в идеалистических теориях личности, а как способ соотнесения личности с социальным миром, другими людьми.

Если Рубинштейн раскрыл личность как триедин­ство - того, что человек хочет, что он может и что есть,- то мы добавляем к этому еще один пара­метр - что человек должен. Это - отношение к необходимости, к требованиям общества, окружаю­щих. Как показало исследование, самолюбие пред­ставляет собой некоторое сложное соединение ини­циативы, желания и одновременно долга, необходи­мости, обязанности, ответственности. Если исходно активность, индивидуальность личности включены в систему необходимости, то ее самолюбие становится синонимом полезности обществу, другим людям, си­нонимом общественной необходимости своей лично­сти и основанными на этом достоинстве и ответ­ственности.

Если активность «я» развивается путем противо­поставления себя другим, общественной необходи­мости, то движущей силой становится гипертрофи­рованное самолюбие - эгоизм, себялюбие, честолю­бие. Этому сопутствуют волюнтаризм, непризнание дисциплины, правил, обязательных для всех, своего долга и ответственности перед обществом.

Если человек не может активизировать свои внут­ренние возможности соотносительно со своим инди­видуальным «материалом» (способностями и т.д.), не находит адекватного внешним задачам способа ак­тивности, то развивается больное самолюбие. Послед­нее проявляется в двух крайностях: в занижении роли «я», неуверенности в себе, или, наоборот, в за­вышении роли «я», притязании на высокую оценку и признании своей исключительности. Однако в обоих случаях больное самолюбие требует постоянного под­тверждения своей социальной значимости. Но, как бы часто ни давалась общественная оценка, это все равно не способствует реалистичности самооценки. И другой парадокс: даже если самооценка завышена, человек с больным самолюбием всегда зависим от оценки окружающих.

Есть люди с неразвитым самолюбием. Однако вну­три этого типа возможны вариации. Одна из них связана с преобладанием чувства долга, исполни­тельности, добросовестности над инициативой. Дру­гая группа людей с неразвитым самолюбием харак­теризуется низкой активностью, постоянной неуве­ренностью в себе, склонностью к самообвинению и т.д. Если чувство долга гармонично сочетается с самолюбием, то возникает постоянная требователь­ность к себе, оптимизация активности, ответствен­ность. Если долг остается внешним регулятором, а самолюбие - истинным двигателем активности, то возникает противоречие, способ решения которого позволяет понять (кроме направленности личности) ее нравственно-психологическую устойчивость-не­устойчивость, самостоятельность-несамостоятель­ность и т.д.

Там, где активность личности идет вразрез с требо­ваниями к ней и долгом, активность не только полу­чает индивидуалистическую направленность, но и предполагает особый способ удовлетворения. Поэтому среди личностей с индивидуалистической направ­ленностью можно выделить разные типы по способу приведения в действие активности. Например, суще­ствует тип личности с развитым самолюбием, кото­рое требует и яркого выражения, и связанного с рис­ком способа удовлетворения. Не находя удовлетво­рения в общепринятой системе ценностей и в обыч­ных способах самовыражения, личность такого типа проявляет авантюрные инициативы, склонность к риску, притягательность которых для нее связана именно с тем, что человек переживает остроту нару­шения грани общепринятого, пренебрегает общест­венными правилами и бравирует этим. Другой тип личности с индивидуалистической направленностью удовлетворяется не только тем, что действует в су­губо личных интересах (это раскрывается в харак­теристике направленности), но и тем, что игнорирует общественные интересы. Иными словами, при инди­видуалистической направленности происходит не только замыкание «на себя», обособление «в себе», но и отрицательное отношение к общепринятым нор­мам социальной жизни.

Существует тип личности с индивидуалистической направленностью, который строит свою активность в системе общественной жизни, но учитывает лишь формальную сторону необходимости и долга. Психо­логически он «подкрепляется» тем, что использует возможности, предоставленные обществом, в своих целях. В отличие от авантюрного типа активность таких людей носит обыденно-потребительский харак­тер. Если у авантюрного типа активность поддержи­вается гипертрофированным чувством «я», умножа­ется на индивидуальность (А. Р. Ратинов и другие отмечают своеобразную «гордость» преступника, со­знание своего «мастерства»), то у второго активность укрепляется сознанием типичности своих действий («все копят», «все покупают» и т.д.).

Типы активности различаются по следующим основаниям: устойчивость-неустойчивость, уверен­ность-неуверенность, преобладание инициативы или ответственности, сочетание инициативы и ответствен­ности, высокая-низкая активность.

Личность с функционально-потребительской ак­тивностью, в силу того, что формальное выполнение долга для нее служит своеобразной ширмой, моти­вирована тем, что скрывает свои истинные побужде­ния. Напротив, личность с индивидуалистической (эгоистической) направленностью и «больным» само­любием навязчиво-болезненно противопоставляет себя другим, подчеркивает границу своих взаимо­отношений с ними. Активность таких людей, как правило, круто замешана на самолюбии: неприятие общественного долга, притязания на исключитель­ность связаны с тем, что личность возлагает ответ­ственность за неудачи на других. Она требует предо­ставления ей исключительных возможностей при минимальных обязанностях. Такой человек в прин­ципе не отрицает необходимости правил и порядка, но для себя требует исключения. Напротив, личность с преобладающим чувством долга и сознанием обще­ственной ответственности находит удовлетворение в выполнении этого долга и равнодушна к постоянно­му акцентированию ее заслуг, похвалам.

Таким образом, самолюбие как индикатор, крите­рий взаимодействий с миром играет важную роль в развитии ценностно-нравственной сферы личности, без которой невозможно чувство удовлетворенности, полноты жизни. Поэтому при определении различ­ных типов самовыражения должно приниматься в расчет самолюбие как постоянный его спутник, как один из действенных источников повышения (пони­жения) мотивации, приобретения (утраты) смысла жизни. Подводя итоги, заметим, что главным усло­вием самовыражения является установление адекват­ности, определяемой в большинстве случаев самой личностью, между внутренним миром (его запроса­ми, ориентациями, ценностями) и внешним способом выражения внутреннего мира. Это может проявлять­ся как в выборе социальной роли, так и в любой об­щественно полезной деятельности, в других занятиях.

Интересны исследования чехословацкого психо­лога О. Микшика, выявляющего способы поведения человека в критических ситуациях (поскольку имен­но в них испытывается на «прочность» способ вы­ражения себя в жизни) 11 . Это различные ситуации риска, возникающие у летчиков, альпинистов, в ко­торых один тип личности не выдерживает нагрузки, «распадается» уже на физиологическом уровне (по­гружается в сон во время полета, теряет координа­цию, перестает видеть, слышать, реагировать), другой тип «ломается» на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения и т.д.), третий - на социально-психологическом уровне (со­храняет физиологическую и психическую мобилизо­ванность, но жертвует жизнью своего товарища ради собственного спасения, выпрыгивая из горящего са­молета, оставляет товарища, обрезая веревку в связке двух альпинистов). Поведение человека в таких кри­тических ситуациях становится показателем подлин­ной (или мнимой) нравственности человека, его ре­альным испытанием, жизненной проверкой (того, что он есть в действительности, а не напоказ).

Поэтому даже такой тип, который с трудом осу­ществляет переход от мечтаний к реальности в обыч­ной жизни, подчас способен проявить мужество, бы­строту, сообразительность в критических случаях, тогда как «предприимчивый тип» может проявить полную беспомощность перед лицом ответственности и т.д.

Разнообразие психических типов людей (сама идея этого разнообразия) не является чем-то обид­ным, указывающим на недостатки одних и досто­инства других. У всех в равной мере есть и то, и другое. Значение проблемы типологии сегодня состоит в том, чтобы понять, что у другого могут быть такие же важные проблемы, как и у меня, или, наоборот, свои, и не менее важные, чем у меня, проблемы, которые он должен и будет решать независимо от того, нравится мне это или нет, допускаю я это или нет.

Особенно остро проблема социально-психологиче­ских различий встает при определении активности личности (ее форм, способов реализации) 12 . Соци­альное поощрение, стимулирование людей социально активных, предприимчивых, деятельных должны стать повседневной практикой жизни общества.

Итак, творческое начало заложено в природе каждого человека, а значит, все дети – активные творцы. Они рисуют и поют, строят дома и покоряют неведомые миры, конструируют космические ракеты и летающие тарелки. Создают свое, новое, никому ранее не приходившее в голову. Творчество детей ярко проявляется в фантазировании. Каждый ребенок – художник, музыкант, скульптор до тех пор, пока мы его не убедим, что он поет как будто ему на ухо медведь наступил, что двигается он как слон, а рисует как курица лапой.

Ребенок должен получать огромное удовольствие от самовыражения, и если мы не ставим задачу сделать из ребенка профессионала, то не должны ждать от творчества детей высоких (с наших позиций!) результатов. Чрезвычайно важно сохранить радость от процесса, желание творить, созидать.

Что же такое «самовыражение», и как оно проявляется? Что заставляет родителей увидеть в ребенке способности и потом искать подтверждения своего открытия? «Она все замечает», «Куда он только не влезет!», «Она все сказки слово в слово повторяет и свои все-время придумывает!», «А мой все время по лужам скачет и всех обрызгивает!» – восклицают родители.

Почему ребенок испытывает потребность в самовыражении? По достижении школьного возраста ребенок расстается с иллюзией, когда он полагал, что все люди испытывают одинаковые ощущения и думают одинаково. Младший школьник узнает, что мысли его присущи только ему самому и остаются скрытыми и отличными от мыслей других, пока он их не обнаружит. Он открывает для себя радость новой идеи, нового решения проблемы. Такие открытия приносят радость всем детям. Всем нравится делать то, что хорошо получается.

Самовыражение – это радость от новых открытий, от результата приложения своих возможностей и способностей. Это знакомство ребенка с собой, наблюдение за собой. Это обращение к своему внутреннему миру – открытому для детей этого возраста (так как ребенку всегда интересно жить в своем мире: фантазировать, воображать, разговаривать с воображаемыми собеседниками, животными, сказочными героями, людьми – и все они воплощены в нем одном), но пока еще не изученному.

А что понимается под самовыражением с научной точки зрения?

«Само» – это направленность на самого себя, непроизвольное и произвольное проявление личности, которое происходит без внешнего толчка и руководства, совершения чего-либо без посторонней помощи. «Само» – это действие на пользу себе, это собственная автономность и независимость. «Выражение» можно определить как внешнее проявление, обнаружение, отражение внутреннего состояния. Выразить можно характер, чувства, мысли, состояния. Выразительными могут быть жесты, мимика, позы, движения, действия, поступки.

Таким образом, самовыражение – это самопроявление личности, выражение самого себя . Выразить себя – значит открыть в себе вселенную и делиться этим богатством со всеми. В самовыражении главное – не конкретный результат деятельности, а процесс духовного становления личности. Чем сложнее воспринимает и отражает ребенок реальный мир, тем сложнее и ярче становится его собственная индивидуальность.

Самовыражение ребенка может проявляться в одной или нескольких сферах:

Интеллектуальной;

Академических достижений;

Творческого мышления;

Общения и лидерства;

Художественной деятельности;

Двигательной.

Младший школьник уже хорошо осознает, какой вид самовыражения присущ ему, какое именно поведение делает его отличным от других детей его возраста. Приход ребенка в школу активизирует определенный вид самовыражения, давая возможность самоутвердиться в детском школьном коллективе. Давайте рассмотрим, как может проявляться самовыражение ребенка младшего школьного возраста в каждой из вышеперечисленных сфер.

Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому применению знаний, много знает и задает много вопросов учителям, ставя их в неловкое положение, проявляет исключительные способности к решению задач. Такой ребенок с удовольствием и легкостью рассказывает на публике стихи, рассуждает о сложных проблемах, просит взрослых, чтобы ему задавали загадки и задачки; всегда хорошо учится в школе.

Сфера академических достижений:

Чтение: ребенок много читает, у него богатый словарный запас, который он активно использует в своей речи; он подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; хорошо запоминает и пересказывает то, что ему прочитали; проявляет необыкновенный интерес к письму; демонстрирует умение бегло читать.

Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; легко и быстро воспринимает, запоминает и манипулирует математическими символами; быстро считает; хорошо разбирается в измерении времени или счете денег; часто применяет математические знания в областях, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; часто задает вопросы о происхождении и функционировании предметов и явлений природы; проявляет большой интерес к опытам и экспериментам и часто их ставит.

Творчество (креативность). Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, с головой уходит в интересующее его занятие; он достаточно энергичен, проявляет интерес к множеству разных вещей; часто делает все по-своему; изобретателен в изобразительной деятельности, в игре, в использовании материалов и идей; высказывает много соображений по поводу одной идеи; предлагает оригинальные идеи и решения; как правило, завершает дело в занятиях и играх.

Общение и лидерство. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; дети всегда выбирают его партнером по играм; в окружении других людей сохраняет уверенность в себе; склонен руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается и со взрослыми и с детьми; проявляет инициативу в общении; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки возраста; другие дети часто обращаются к нему за помощью или советом. Однако, если ребенок не получает должного внимания со стороны окружающих, он склонен к демонстративному поведению (назло ведет себя плохо, пакостит, делает то, что неприятно другим), привлекая тем самым внимание к себе.

Сфера художественной деятельности:

Изобразительное искусство: ребенок проявляет большой интерес к зрительной информации; быстро и в мельчайших подробностях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием различных материалов; работы оригинальны, композиционно выстроены, индивидуальны.

Рисование часто является для ребенка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний. Родители должны помнить, что объективный мир для ребенка иной – он воспринимает его детскими глазами. И индивидуальность ребенка иная – еще хрупкая, очень пластичная, еще только складывающаяся. В меру своих возможностей ребенок стремится изображать окружающий мир как можно ближе к своему детскому видению, не изменяя его, не искажая, думая над тем, как нарисовать, чтобы было «как живое», чтобы вышло «похоже».

АЗБУКА ДЛЯ ПАП И МАМ
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЮБОЕ ЗАНЯТИЕ ПРЕВРАЩАЕТ В ИГРУ ПО РОЛЯМ…
Ребенок любое занятие превращает в игру по ролям, надевает маску («Принеси, пожалуйста, стакан воды! – Я официант. Что желаете? А вам в стакане или в кружке? Холодную или теплую? Может, лучше сока?» или: «Давай-ка отремонтируем велосипед… – Пусть у нас будет мастерская, ладно? Ты будешь директор, а я мастером, буду все делать» и т. д.) Он, скорее всего, маскируется, то есть прячет самого себя. Он не уверен в своих силах и возможностях, боится не той оценки, что хочет получить. Если «официант», подавая на стол, разобьет тарелку, то и наказать надо «официанта»; а ребенок здесь не виноват, его здесь не было. Уместно предложить ребенку сделать то же самое от своего имени.
Но все-таки чаще всего ребенок просто играет: дети так любят играть.

Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет ритмические рисунки; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием поет и подпевает; определяет, какие ноты выше, какие ниже и т. д.

Двигательная сфера. Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики (например, моделирование из мелких деталей у мальчиков и плетение из бисера – у девочек); обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазанье); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине); прекрасно владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. д.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье, прыжки, умение бросать и ловить предметы). Очень часто в школе такого ребенка называют «гиперактивным», живчиком.

Все эти виды самовыражения являются в той или иной степени творческими.

Характерно, что в творческом самовыражении для детей младшего школьного возраста важнее сам процесс, экспериментирование, а не стремление получить тот или иной конечный продукт. Самое большое влияние на творческое развитие оказывает поведение окружающих взрослых, их отношение к занятиям детей.

Семья может развить, но в то же время и подавить творческий потенциал ребенка. Подавление нередко приводит к эмоциональным сложностям. Когда творческая энергия ребенка серьезно блокируется, возникают трудности и с решением более простых задач. Ребенок может принимать оборонительные модели поведения, плохо приспосабливается к окружающему миру и подвержен стрессам.

Лучший способ воспитать творчество в детях – это самому быть творческой личностью. В идеале творческими личностями должны быть и родители и учителя, то есть взрослые, оказывающие наиболее сильное влияние на подрастающую личность.

В основе самовыражения лежит не только восприятие окружающего мира, но и восприятие ребенком самого себя, или самовосприятие .

Наше представление о себе формируется из субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Первую такого рода информацию дети получают от родителей, затем – от учителей, работающих с ребенком в школе: «Ты сильный», «Ты радуешь меня», «Ты это можешь», «Ты хороший помощник», «Ты такая смешная», «Расскажи, что ты мастеришь?», или «Ты ведь можешь и лучше», «Ты меня так расстраиваешь», «Дай-ка я лучше сам это сделаю», «У меня получится быстрее», или «Потом, дорогая, сейчас я читаю». Из суждений значимых взрослых ребенок узнает о том, какое поведение желательно, а какое – нет, какое опасно, а какое рискованно.

Однако высказывая подобные мнения в адрес ребенка, нужно учитывать, что положительные сообщения поддержки и любви должны обязательно перевешивать негативные, критические . В любом возрасте человек продолжает развивать те модели поведения, которые приносят желаемый эффект, и, напротив, оставляет те, которые такого эффекта не приносят.

Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать приятное окружающим взрослым , которое тесно связано и с другим желанием – быть похожим на них: «Я хочу работать, как папа, директором лазерных дисков» или «Учительница в школе говорит так же, как я тебе…» Как ребенок узнает, что приятно взрослым? Он замечает и запоминает все события, которые вызывают довольную улыбку, одобрительный кивок головы, особый свет в глазах или горделивую нотку в голосе мамы, папы или учителя. Ребенок усваивает, что преуспеть, стать лучшим – это способ заслужить максимум положительного внимания.

Наше собственное поведение говорит ребенку, что в нем для нас важно. Обязательно нужно поощрять за старания, даже если результат далек от желаемого, награждать за участие, а не только за победу. Иначе с раннего возраста дети будут отлынивать от трудностей, стараясь заниматься только тем, в чем преуспевают. Надо радоваться успехам ребенка вместе с ним, но не захваливать.

Первое и самое главное условие успеха ребенка в процессе самовыражения – это улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе ученика, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание – похвала не по заслугам – может и навредить. Всегда нужно уметь показывать ребенку резерв его возможностей, что можно делать еще лучше: «Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась. Если все линии будут прямыми, рисунок будет еще красивее! Попробуй-ка!» Это возбуждает у ребенка желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию – очень важное условие творческой деятельности в любой области.

Ребенок ждет от взрослого не только похвалы вообще, а конкретной оценки своих действий. Однако не забывайте, что оценка не должна быть количественной, вроде школьных пятерок, троек и других отметок. Оценка должна отражать качественные характеристики деятельности ребенка. К оценке важно привлекать и самого ребенка: «Что, по-твоему, сегодня у тебя особенно удалось? А что еще не совсем получилось?» Все это поддерживает интерес ребенка к творчеству, к движению вперед, к совершенствованию, но…

Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто перебарщиванием, доведением до того, что творческая деятельность станет надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятия до пресыщения, до того, что ребенку не хочется играть, рисовать, петь и т. д. Как перекармливаемый малыш теряет аппетит и приятная еда превращается для него в мучение, так и всякое давление, всякое насилие вызывает у младшего школьника сопротивление, нежелание заниматься тем, чем заставляют. Наоборот, заканчивать нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к занятию, но пообещайте, что завтра или «в другой раз мы позанимаемся или поиграем побольше», чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость. Творчество развивается, и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления. Надо организовать это желание, пробудить его, создать условия для его возникновения.

Ребенку надо знать, что порой терпеть неудачу (а в школе ему с этим придется сталкиваться довольно часто) – это нормально и даже неизбежно. Неудачу надо принимать как возможность для новых свершений, но не как повод для отчаяния и самоунижения.

Во время творческого процесса никогда не допускайте замечаний по отношению к ребенку : «Ну и бестолковый же ты!», «Ты все по сторонам смотришь! Скорее соображай!» Толковее от этих обидных слов еще никто не становился, зато они вызывают у детей раздражение, озлобленность, неверие в свои силы, нежелание думать – все, что творчеству, да и не только творчеству, просто противопоказано.

Следующее правило в процессе самовыражения ребенка – взрослый не должен выполнять задания за ребенка . Младший школьник уже обладает достаточным запасом знаний, умений и навыков для выполнения любой творческой деятельности. Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями типа: «Ай-яй-яй!» или «Гм…», или «Так-так-так…» и т. п. Почему они нежелательны? Потому, что ребенок начинает больше судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. В итоге развитие столь ценного качества, как самоконтроль – умение самостоятельно контролировать свои действия – у ребенка замедляется.

После очередного шага в решении творческой задачи ребенок пристально смотрит на вас: улыбнетесь вы или нахмуритесь, одобрительно кивнете или покачаете головой. И если это станет главным критерием в оценке его собственных действий, то вместо самоконтроля разовьется стремление угадать, как относятся к его творениям окружающие. Даже при оценке самых сложных, «кишащих недоделками» работ не надо торопиться с замечаниями: «Смотри, ошибка, и еще одна ошибка!» Лучше сделать по-другому.

В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ
Главная беда взрослых (по отношению к детям) заключается в том, что они забыли, что значит быть ребенком.
Рэндолл Джарелл
Вот Алеша строит сложную модель из конструктора:
– Пап, у меня готово!
– Хорошо, давай посмотрим… Ты знаешь, а я, кажется, вижу три ошибки.
– Не может быть! Я проверял.
– Ты проверь еще разок.
Две ошибки Алеша обнаружил сам. А вот третья…
– Не вижу, где еще?
– А ты по всем проекциям проверял?
– Да! И спереди смотрел, и сверху, и сбоку…
– А ну-ка, проверь второй кирпич снизу. Не видишь? Жаль! Ну ладно, так и быть. Где у тебя в модели видна эта линия? То-то же!

Прежде чем указать на ошибку, отец заставил сына «выложиться» до конца. Это очень важно. Можно пойти даже «на хитрость», то есть указать на ошибку там, где ее нет, – пусть ребенок докажет, что там все правильно. Но такие пробы надо делать, будучи уверенным, что ребенок действительно докажет – и так докажет, что это обрадует и вас, и, главное, самого ребенка. Или можно специально сделать что-то с ошибками, а потом вместе отыскивать ошибки, даже устроить соревнование, кто их больше найдет.

Два совета родителям при общении с ребенком, который открывает себя:

Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи.

Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него свои собственные интересы и увлечения.

Родители должны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

– уверенность, основанную на понимании ребенком своей уникальности;

– осознание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

– интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

– уважение к доброте, честность, дружелюбие, сопереживание, терпение и душевное мужество;

– привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

– умение находить общий язык и радость в общении с разными людьми.

Иногда чрезмерная родительская забота о развитии способностей ребенка приводит к увлечению уроками и любимыми занятиями за счет выполнения обязанностей по дому, возложенных на ребенка. Важно найти золотую середину между специальными занятиями и домашними делами, которые делятся между всеми членами семьи.

С другой стороны, встречаются родители, которые почитают за лучшее не уделять внимания детскому самовыражению и проявленным способностям. Такое отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на ребенка. Так, ребенок может сделать ложный вывод, что важнее всего на свете – быть таким, как все. Тогда он начинает скрывать свои способности.

Что делает ребенка в младшем школьном возрасте счастливым? Новые задачи и цели, новые объекты исследования, новые чувства и переживания, то есть развитие интереса и постановка новых задач, расширяющих возможности самовыражения и самостоятельности. Дом – единственное место, где человек может рассчитывать на безусловную любовь к себе, а родители – незаменимый источник этой любви. В силах родителей вырастить ребенка счастливым и хорошо приспособленным, если они чутко воспринимают все аспекты его личности и делят с ним и беды и радости.

Конечно, развитие творческого самовыражения ребенка будет успешным при наличии определенных условий как дома, так и в школе. А если в школе такие условия не созданы, что же делать тогда? Тогда попытайтесь максимально компенсировать недостаток благоприятных условий в учебном заведении комфортной и стимулирующей к творчеству обстановкой дома.

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он этого желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. В то же время находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать опыты – как бы они ни были неудачны: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию.

Ребенок, чья деятельность относительно автономна от мелочного внешнего контроля, лучше воспринимает и осознает внутренний смысл и социальную ценность своего продукта. Чем меньше у ребенка самостоятельности в деятельности, тем больше он будет склонен в будущем в других сферах деятельности ориентироваться на внешние авторитеты, считать окружающий мир враждебным и угрожающим. Дети, занятые самостоятельным трудом, будут отличаться большей избирательностью и интеллектуальностью досуга. Самостоятельность не только стимулирует детей к творчеству и самовыражению, но и существенно улучшает их мыслительные процессы, повышает удовлетворенность учебой.

Постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Для ребенка младшего школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Если же ребенок сам нашел друга по интересам – не критикуйте его выбор, даже если вам он кажется сомнительным.

Бывает ли так, что в процессе самовыражения ребенок ведет себя плохо? Да, бывает. При осознании своей особенности, отличия от других у ребенка может возникнуть стремление демонстрировать собственные знания и умения, превращать окружающих в предмет насмешек – то есть желание всячески показать свое превосходство. Такому ребенку обязательно требуется чуткая помощь, и прежде всего родительская. Стоит ли говорить о том, что подобное поведение может быть всего лишь результатом копирования поведения взрослых.

Зазнаек нужно учить культуре диалога. Полезно обратиться к сильно развитому в этом возрасте чувству справедливости. Помогите ребенку научиться терпению. В свою очередь и сами в общении с ребенком будьте терпеливы и не забудьте похвалить его, когда он проявит терпение.

Издевка, высмеивание окружающих – проблема, имеющая более сложные корни, чем нарушение самовосприятия. Если ваш ребенок постоянно подтрунивает и смеется над товарищами, над братьями и сестрами, и даже учителями и родителями – подумайте, нет ли в его окружении какого-то источника боли, страдания. Если вам сделали больно, ваша собственная реакция – ответь тем же, а если вы не можете отомстить обидчику, вы обычно направляете гнев против того, кто оказался рядом. Поговорите с ребенком о том, что так задевает его в ежедневном общении. Отнеситесь с вниманием к ребяческому излиянию боли и обиды и постарайтесь понять причины. Помогите также понять болезненность его собственных выпадов.

Ребенок младшего школьного возраста еще не до конца осознает, как его собственное поведение влияет на других людей. Фразы: «А если бы ты был на его месте?» или «Хорошо бы тебе было, если бы он с тобой так поступил?» – часто не оказывают серьезного воздействия на детей и не вызывают желаемой реакции сопереживания, так как не подкреплены собственным опытом ребенка. В этом случае лучшим инструментом представляется ролевая игра , с помощью которой родители и учителя могут добиться впечатляющих результатов.

В пользу применения метода ролевой игры говорит и то, что игра у младших школьников остается одной из самых ярких форм самовыражения. Дети играют в «школу», учат друг друга, дают друг другу уроки и организуют внеклассные мероприятия; игры носят все более познавательный и воспитательный характер, дублирующий взаимоотношения между учениками и учителями в школе.

Самое главное для ребенка, занятого процессом самовыражения, – огромная потребность в том, чтобы дорогое для него было признано за таковое другими, что укрепит его уверенность в себе.

Кто не встречал людей, казавшихся в детстве весьма самобытными, но впоследствии превратившихся в унылых соглашателей? Бывает и обратное: оказавшись в условиях, требующих ответственных решений, человек резко повышает свою самостоятельность, проявляя фантастическую креативность. А приобретенный творческий опыт в одной сфере деятельности пробуждает вкус к творчеству и в других областях .

Готовых, подходящих для всех рецептов воспитания и развития творческого потенциала личности нет – да и быть не может. Жесткая дисциплина, не терпящая индивидуальных вариаций, так же противопоказана, как и вседозволенность или тепличная атмосфера. Творчество формируется всем стилем жизни, побуждающим личность с детства решать проблемы, самоутверждаться, творить, совершать поступки и принимать за них ответственность. Не случайно мы убеждаем читателя, что младший школьный возраст – самый благоприятный для развития творческого потенциала, проявляющегося в самовыражении.