Основой эффективного управления компанией является фундаментальный закон, где указывается, что любая организация, как и все живые организмы, проходит через различные стадии жизненного цикла, демонстрируя повторяющиеся и прогнозируемые паттерны поведения во время развития и роста. На определенных стадиях компания сталкивается со сложностями.

При переходе от одной стадии к другой – это очень сложный процесс. Необходимы фундаментальные изменения при управлении, тщательное балансирование степени гибкости и контроля на всех стадиях. Лидеры, которые не понимают потребности компании, часто мешают ее развитию. Руководящий человек должен контролировать изменения рынка, обходить конкурентов, ознакомиться с политической и экономической средой. Главные качества директора: неконфликтность, ответственность, адаптивность, ситуационное лидерство и высокий интеллект. Кроме этого он должен постоянно совершенствоваться и заниматься саморазвитием. Для этих целей подходят тренинги для руководителей.

Распространенные темы бизнес-тренингов

Излюбленные темы многих тренинговых компаний: себя и сотрудников, лидерство, делегирование, планирование, контроль временем. Также выделяются тренинги по управлению изменениями, непрямому руководству в сложных ситуациях, коммуникациям. Естественно, предпочитаются комплексные программы, так как они дают высший и более надежный эффект.

Если речь идет о первом тренинге, то для начала лучше выбрать занятия по базовым управленческим навыкам, чтобы понимать, из чего состоит каждая минута нахождения руководителя в компании и за что ему платят зарплату.

Управление проектами

Управление проектами – это главная функция каждого руководителя. Это задач экстремальной сложности и высоких скоростей. От управляющего требуется хирургическая точность планирования, виртуозное владение механизмами координации, чуткое руководство командой, оперативный и объективный контроль каждого починенного. Если человек умеет следить за проектами, то он сможет управлять чем угодно. Проектный менеджмент впитывает лучшие инструменты из многих областей: только информацию, прошедшую проверку на эффективность, жизнеспособность и простоту в ходе проектов, которые сдвинули человечество на шаг вперед.

Результаты тренинга:

  • представление о проектном построении деятельности любой организации;
  • знания системы слежения за тем или иным проектом;
  • отработка основных практических умений разработки проектов;
  • работы по этапам проекта, распределение ответственности, анализ работы команды проекта.

Управление конфликтами

В рамках тренинга определяются причины возникновения конфликтных ситуаций. Вы узнаете, как предотвратить конфликт, как вести себя в споре уверенно и сохранять спокойствие. На семинарах вы ознакомитесь с оптимальными способами управления конфликтами, способствующими достижению поставленных целей. Вы научитесь предпринимать меры по предотвращению конфликтов, ведь это повышает эмоциональную напряженность во время делового общения.

Результаты тренинга:

  • целостное системное представление о причинах конфликтов и динамике их дальнейшего развития;
  • осознание собственных неэффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, выработка новых успешных поведенческих моделей;
  • быстрое диагностирование и грамотное разрешение конфликтных ситуаций, возникших в коллективе;
  • применение способов профилактики конфликтов и эффективных методов контроля собственным эмоциональным состоянием.

Жесткие переговоры

Желаете научиться правильно вести переговоры с сильной стороной. Тогда необходимо посетить тренинг «жесткие переговоры», где вы , научитесь распознавать манипуляции, обучитесь технике элегантной контрстратегии, будете определять потребности и интересы сторон. Также на занятиях руководитель освоит технику влияния и убеждения.

Результаты тренинга:

  • выработка системного стратегического подхода при проведении сложных переговоров;
  • отработка техники воздействия на партнеров во время переговоров;
  • правильная реакция на неконструктивное поведение партнера, на агрессию и оскорбления;
  • управление собственными эмоциями;
  • быстрое структурирование имеющихся знаний.

Эффективное руководство персоналом

В рамках данного тренинга определяются задачи руководителя. Вы узнаете, как подобрать правильный стиль руководства под сотрудника или конкретную ситуацию. Научитесь правильно распределять задачи и вовремя «бодрить» сотрудников, . Одни люди нуждаются в мотивации, а другие нет, на занятиях вы научитесь выделять таких людей. Тренер расскажет, что делать, чтобы сотрудники работали даже в отсутствие руководителя. Анализируются правила усиления авторитета. Все эти вопросы рассматриваются не только теоретически, но и на практике.

Данный тренинг очень важен для руководителей, ведь их главная задача – правильно управлять персоналом и уметь распределять обязательства.

В последние годы я только и слышу со всех сторон истории о том, как люди ходят на тренинги и якобы после этого кардинально преобразуют свою жизнь. Наверняка и мой читатель не раз сталкивался с активными призывами посетить какой-нибудь тренинг «Личностного роста» или прочего возвышения, а может быть, даже являлся участником подобного мероприятия.

На данный момент в обществе есть как ярые сторонники подобных обучающих схем, так и убежденные ненавистники тренинговых махинаций . Кто-то, единожды посетив семинар внезапно для себя «просветлел», а кто-то, вытащив из дебрей своей психики ненужные ответы – стал противником тренингов и занялся их анти пиаром. Кто-то и вовсе никогда не посещал мероприятий взявших свое начало в американских сборищах анонимных алкоголиков, но при этом всё равно очерняет такого рода техники. А есть и такие, кто стали завсегдатаями тренингов, буквально подсели на «иглу» групповых обучающих программ и вкладывают в это непомерные деньги из года в год, дабы еще больше «усовершенствовать» лидерские навыки, которые вроде как нужно регулярно подпитывать.

В сегодняшнем материале речь пойдет, как вы поняли, о тренингах. О том, кому нужны тренинги и кому они способны помочь. И почему некоторые люди и даже целые компании готовы тратить баснословные суммы за обучение, которое, казалось бы, не повествует ни о чем новом?

А заинтересовала меня конкретная тема в связи со следующей историей:

Как-то вечером, мы с друзьями переходили дорогу в центре Петербурга и застряли на оживленном перекрестке, на светофоре. В один момент нас окружила толпа из человек 7-10, в возрасте примерно от 30 до 50 лет – мужчины и женщины, которые не побоюсь этого слова «лаяли», удерживая каждый в своей руке веревку, к которой был привязан резиновый тапочек – олицетворяющий, судя по всему собаку! Кроме этого, в другой руке у каждого из этой «идиотичной» компании был огурец – олицетворяющий микрофон… Окружив нас своей сумасшедшей толпой, эти люди наперебой, улыбаясь и крича, вопрошали: «Довольны ли Вы своей жизнью? »

Если честно, вначале меня эта компания дико испугала, от них явно исходила угроза, но после того, как я вгляделась в их остекленевшие глаза – всё стало понятно, перед нами были «жертвы» тренинга «Личностного роста». Так и не дав интервью «огурцам-микрофонам», «облаянные» тапковыми «собаками» мы с друзьями отправились дальше, еще долго недоумевая о том, что побудило этих с виду приличных людей выйти на улицы Петербурга с подобной инициативой.

И если до этого случая я смотрела спустя рукава на бесконечную рекламу, исходящую отовсюду — о групповых тренингах саморазвития, о тренингах для бизнесменов, об индивидуальных коуч-программах, то после встречи выходцев явно из такого рода «секты» — всерьез задумалась об опасности и сомнительных достоинствах подобного обучения. На фоне чего и решила разобраться с вопросом.

Итак, что такое тренинг, для тех, кто вдруг еще не знает или не совсем понимает значение данного слова. Википедия дает нам следующее определение:

Тренинг это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок . Использование тренингов характерно для тех ситуаций, когда обучаемый желает не только получить информацию, но и стремится суметь применить полученные знания на практике.

Тренинги могут выступать как своеобразной «дрессировкой» каких-либо навыков, так и плацдармом для раскрытия ранее потаённых способностей участников. Существуют разновидности тренировочного обучения , среди которых отдельными группами выделяют такие как:

  • навыковый тренинг,
  • психотерапевтический тренинг,
  • социально-психологический тренинг и
  • бизнес-тренинг.

Если с первым видом всё очевидно и понятно – целью его служит приобретение определенного, нужного ученику навыка, то второй вид тренинга уже направлен на непосредственное изменение сознания человека. Социально-психологический тип объединяет в себе и присвоение навыка, и корректировку взгляда на жизнь. Последняя форма бизнес-тренинга направлена соответственно на раскрытие определенных навыков для построения успешного бизнеса.

Помимо того, что человек может выбрать любую из представленных разновидностей обучения, необходимую для реализации своих конкретных целей, существуют еще и вариативные методы проведения тренингов. Как-то – деловая игра, ролевая игра, кейс, мозговой штурм и так далее.

В основном тренинги нацелены на групповое обучение, которое позволяет развивать в людях командный дух. Известно также, что толпа легче принимает на веру все те постулаты, которые проповедуют ей «гуру-тренеры» — якобы кардинально меняющие жизнь вступивших на путь осознанного преобразования людей. Здесь же воспевается идея, что именно Учитель способен сделать из закоренелых неудачников – успешных и уверенных в себе личностей .

А теперь немного о личном опыте:

Пару лет назад мои друзья – из разных частей страны начали буквально одолевать меня рассказами о том, как посещали те или иные тренинги и как круто это помогло им разобраться с волнующими вопросами, или изменить сознание. Одна знакомая очень настойчиво вовлекала сходить на тренинг личностного роста, который можно было оплатить по какой-то особенно скидочной системе. Долго отказываясь и сопротивляясь, я практически убедила ее в том, что мне это не нужно. Но в какой-то момент решила, а почему бы не попробовать? Ведь теряю я, как мне показалось тогда – немного. И я пошла.

Арендованный зал на глухой улочке Петербурга, полсотни людей, яркий свет и стулья, выставленные полукругом. Когда все расселись — пришел тренер и начал вещать. Честно говоря, с первых нот в его голосе я поняла – что делать мне здесь нечего. Тренер, обучающий личностному росту – с плохой дикцией, бедным словарным запасом и примитивными примерами, в буквальном смысле «опускающий» тех, кто, послушав его 15 минут вставали и уходили – явно не тот гуру, которому можно вверить без оглядки свое время и деньги. Я не буду здесь рассказывать о том, что говорил нам не внушающий никакой уверенности в себе человек, называющий себя тренером, так как вопрос не в его повествовании. Но мой личный опыт участия в тренингах закончился выходом на кофе-брейк и дальнейшим невозвращением .

Со мной тогда была подруга, которая решила там остаться, хотя была изначально настроена не менее скептически, чем я. Несколько дней она выполняла задания и исправно ходила на занятия. Наблюдая за ней, я заметила то самое «свечение», которое исходит от людей, вдохновленных идеей. Потом она говорила мне даже, что зря я не продолжила обучение. Однако в качестве вывода получилось, что подруга после этих самых тренингов «просветилась» неделю и погасла, вернулась к обычной жизни . Не знаю как внутренне, но для внешнего мира она ничуть не изменилась. Те же проблемы окружают её по сей день.

Так кому помогают тренинги?

  • Во-первых, людям, которые глубоко убеждены, что подобная методика преподавания способна кардинально изменить их жизнь .
  • Во-вторых, тренинг может помочь тем, кто совсем отчаялся и не знает — как жить дальше , какие цели ставить и к чему идти.
  • В-третьих, одиноким людям, нуждающимся в обществе и коммуникации .
  • В-четвертых, тренинги для бизнесменов могут поспособствовать обнаружению внутри группы — будущих соратников и партнеров.
  • И в-пятых, тренинги, безусловно, помогают жить и при всех положительных вытекающих даже процветать тем, кто их организует !

Из положительных и результативных историй, которые я знаю о людях, прошедших те или иные тренировочные обучения социально-психологического характера у меня есть лишь одна.

Приятельница, которая долгие годы вела собственный бизнес по продаже одежды с единственной целью заработать – в какой-то момент устала и осознала, что занимается тем, что ей совсем неинтересно. Однако, согласитесь, что человеку, который всю сознательную жизнь пытался строить бизнес довольно сложно переформатировать себя и отправиться работать в офис, начинающим специалистом в даже очень интересной для себя области.

Находясь в поиске пути развития, она и наткнулась на всё те же тренинги личностного роста. Результат ом явилось — создание бизнеса в интересующей её сфере туризма. Таким образом, занятия и мозговые штурмы в группе таких же потерявшихся, казалось бы, людей поспособствовали тому, что моя приятельница увидела альтернативную сторону своей жизни и довольно скоро нашла выход на нужную ей стезю. Сейчас она полностью прекратила рабочую деятельность по продаже одежды и вплотную занимается организацией экскурсий по исторически значимым местам Петербурга и Ленобласти. Иногда даже сама выступает в роли гида. Словом, делает то, о чем всегда мечтала, и что удалось воплотить в реальность, всего лишь изменив угол зрения.

Но как вы понимаете, тренинги, внушающие всем и каждому то, что можно стать успешным и независимым лишь соблюдая определенные заповеди, помогают далеко не все м присутствующим. В лучшем случае это 5% из 100, иногда и вовсе 1%. Благодаря таким примерам, хоть и весьма редким, существование тренингов торжественно продолжается, а методики не прекращают плодиться, как грибы после летнего дождя.

Выгода тренингов стала очевидной для тех, кто умеет продавать и жаждет лёгкой наживы . Тренинги – хороший бизнес, машина для выкачивания огромных денег не требующая практически никаких затрат.

По сути, для того, чтобы организовать тренинг нужно не так уж много. Умение внушать людям жизнеутверждающие постулаты, помещение со стульями, тренер – взявший на себя роль всезнающего гуру и оратора, а также задания – заставляющие учеников верить в то, что они платят за действенное обучение.

Как вы понимаете для тренингов не нужно задействовать никакое дополнительное оборудование – в редких случаях доска, компьютер, музыкальный центр – но эти вещи сейчас есть практически в каждом доме, их не составляет труда достать. В ходе тренинга не приходится тратиться даже на распечатку для слушателей какой-то информации , ведь полученные сведения строго запрещается рассказывать, кому бы то ни было. Это главное правило всех без исключения тренингов. Помимо него имеются и более абсурдные правила – не заниматься сексом пока идет обучение, не заводить романтических отношений с кем-либо из группы, не рассказывать родным о том, чему учат на тренинге и так далее.

Таким образом, проведение тренингов со стороны организаторов – вполне бюджетное мероприятие, которое позволяет на проблемах сограждан зарабатывать хорошие деньги. Тем более что считается, чем дороже стоит занятие – тем лучше учитель. Что по факту далеко не всегда соответствует действительности, однако цены безбожно завышаются.

Что касается цен, согласно данным независимых исследователей, стоимость тренингов может варьироваться от 3000-6000 рублей в сутки с человека, до 60 000 рублей за программу тренера мирового масштаба.

Самое интересное здесь то, что помимо рядовых граждан, вовлекаемых в позитивный пиар тренинговых компаний, в подобные авантюры с легкостью вписываются и крупные компании.Полным ходом идет расцвет корпоративных тренингов , то есть организация обучения, повышение квалификации сотрудников с привлечением тренинговых контор.

Главный вопрос тут заключается в следующем – почему богатые компании вверяют совсем не маленькие средства в руки тех, кто обучает лидерству и мастерству продаж?

Вероятно, тренинги и впрямь помогают подтянуть не только доходность организации продающей занятия, но и компании заказавшей их. Кроме этого, если брать чисто психологическую сторону обучения, то в рамках корпорации гораздо выгоднее научить группу менеджеров интенсивности продаж и заставить их выработать в себе определенные выгодные компании навыки, чем ждать того, пока сотрудники по отдельности решатся на посещение бизнес-тренингов, научатся самостоятельности и вовсе покинут фирму.

И если вопрос с тем, кто, в конце концов, зарабатывает на тренингах больше всего — раскрыт, то при выяснении того, кто же обучает богатству и прочему мастерству в ходе исключительно оплачиваемых занятий пришлось столкнуться с весьма занятными фактами.

Как я уже упоминала ранее, мой личный опыт посещения тренинга личностного роста запомнился лишь некомпетентным тренером и непонятным основанием для дальнейшего выслушивания его бреда. Также я упоминала, что многие мои друзья стали кто жертвами, а кто победителями после посещения тех или иных интересующих их тренингов. Среди них есть и один приятель, который так вовлекся с тренинговую жизнь, что сам стал преподавать.

Так вот, помимо известных имен и зарекомендовавших себя тренеров, выпускающих в свободное плавание стремящихся к успеху и ничего не боящихся после тренингов людей, в этой области найдется уйма персонажей – фанатиков, не имеющих ни гроша за душой, живущих иллюзиями и заученными фразами и при этом, преподающих другим людям мастерство лидерства, мастерство соблазнения, мастерство богатства и так далее.

Как правило, такими тренерами становятся лучшие ученики из групп, «заболевшие» идеями о том, что Вселенная всех слышит и всем поможет, главное правильно обратиться . Одним из таких людей и стал мой знакомый. Стоит отметить, что он очень ленивый человек во всех областях, кроме обучения людей — «как надо жить» , совершенно не богат, живет практически на иждивении у супруги, работает редко – только когда фирме удается собрать группу людей, жаждущих личностного роста, получает со всего мероприятия небольшой процент и снова ждет, когда наберется группа. С одной стороны – работа «не бей лежачего» — главное иметь подвешенный язык, с другой – нестабильная, не такая уж и денежная, основная часть дохода идет в карман компании – имеющей имя и организующей обучение. Но суть в другом. Загвоздка в тренере – бедный человек учит вас стать богатым . Каким образом такая система способна помочь кому-либо?

Естественно я здесь говорю скорее о шарлатанских тренингах, компаний однодневок, однако существует и масса фирм, действительно имеющих в своем коллективе одного мощного тренера, сделавшего репутацию компании, и кучу других тренеров, типа моего знакомого, которые по факту – учат людей тому, чего сами не умеют и никогда не делают . Такой вот обман тренингов.

Но главная проблема в том, что человек увлеченный идеей самореализации даже не задумывается об имени тренера и его заслугах, он реагирует лишь на правильно выстроенную рекламную кампанию и беззаветно вливает в нее свои, чаще всего, последние накопления .

Исходя из этого, стоит отметить и то, что тренинговые организации в основном используют для самопиара самый мощный рекламный рупор – сарафанное радио . Потому что если даже люди перестанут верить тому, что говорят по радио или телевидению, они никогда не перестанут слушать себе подобных, грубо говоря, с легкостью доверятся тому, что сказал сосед. Одним из основных правил любого тренинга по его окончанию является – привлечение энного числа друзей , знакомых, просто людей к данной программе уже получившим «знание» учеником.

Подобная закольцованность напоминает чем-то пирамиду, будь она финансовой или сетевым маркетингом, в ней как и в иных вариантах счет идет на людей . Пришел сам – приведи другого. Только прошедшим тренинг людям промывают мозги настолько, что они совершенно безвозмездно вовлекают своих товарищей в обучающую программу. Такое вот отлаженное и совсем не затратное сарафанное продвижение .

Говорить о том, кому это выгодно здесь не стоит – всё и так очевидно. Но в любом случае, нужно упомянуть про перспективы людей, которые всё еще сомневаются в том – участвовать или нет в каких-либо тренингах.

Если у вас нет достаточного количества свободных денег, чтобы в случае неудачного выбора тренера или при отсутствии истинного стремления кардинально преобразовывать свою жизнь — не жалеть о выброшенных на ветер средствах, то лучше не ввязываться в подобные авантюры. Альтернативным вариантом для вас станет покупка пары тройки книг, про то «Как стать богатым» или «Как поднять самооценку». В принципе, такого рода литература является зеркальным отражением тех «знаний», которые долго и мучительно вбивают в подсознание на тренингах .

Купить книгу или же оплатить день занятия в группе с малознакомыми людьми и неизвестным тренером – выбирать исключительно вам. Однако очевидно, что в первом случае вы потратите гораздо меньше средств и времени.

Стоит также отметить, что тренинги рассчитаны на ленивых людей , тех, кто не любит читать и заниматься самостоятельно своим развитием. Поэтому всегда прежде думайте — за что вы платите, если идете на тренинг. Цена вашей лени может оказаться слишком завышенной.

Тем не менее, есть и положительная сторона тренингов . И это как я уже отмечала выше – возможность завести новых друзей, шанс встретить партнеров для организации бизнеса или развития уже имеющегося, возможность вырваться из привычной и засасывающей как трясина скучной повседневности, и в некоторых случаях – действительно полное преобразование жизни, переворот сознания, путь к успеху и покорению новых вершин.

Безусловно, на фоне этого нельзя сказать, что тренинги – это исключительно негативная тенденция и всеобщий развод на деньги. Имеются в этих программах и действительно достойные внимания факторы, позволяющие людям найти себя и свое предназначение. Но не стоит забывать, что даже красиво выстроенные декорации могут скрывать за собой довольно банальную схему по выкачиванию наличных, некомпетентных преподавателей и недееспособную обучающую систему, превращающую людей в идиотов.

Например, как в случае с теми «тапками-собаками» и «огурцами-микрофонами». Если люди, таким образом, в 40 лет борются со своей робостью и прочими подобными комплексами, то можно им лишь посочувствовать. Если они принимают на веру то, что лающий тапок позволит им преодолеть внутренний страх и превратиться в лидера, то кроме как дураками их никак не назовешь.

Если вы несмотря ни на что желаете вписаться в какой-то тренинг, первым делом советую разузнать по возможности про тренера и его достижения, а потом промониторить список выходцев из обучающей программы и получить отзывы от людей, прошедших тренинг, хотя бы полгода назад. Только при наличии достойных примеров и очевидного успеха — как тренера, так и людей, пошедших его курс, стоит идти на обучение.

В противной ситуации — не тратьте свое время, да и деньги на сомнительные организации и компании неудачников, выгуливающих по выходным тапки на веревках и тщетно пытающихся убедить окружающих в том, что это и есть счастливая жизнь.

Интересно ваше мнение о тренингах, как вы к ним относитесь?

Тренинги придуманы для того, чтобы люди получали пользу. Конечно, профит рассчитывают получить и компании, которые тренинги заказывают. Но это уже вторичный эффект, так как если пользу не получат сами участники, то и компания не получит ничего. Поэтому давайте поговорим о том, как участнику тренинга выжать из него максимальную пользу.

Владимир Зима , бизнес-тренер, управляющий партнёр компании «Эрбитек консалтинг ». Разрабатывает и проводит авторские тренинги для руководителей, среди них — серия программ «Инструменты менеджера». Руководящий опыт более 15 лет.

ПЕРЕД ТРЕНИНГОМ

Подготовьтесь — поставьте цели

Во-первых, как только вы решили пойти на тренинг, вам нужно поставить перед собой цель. Это не так просто, как может показаться. Ведь настоящая цель должна быть конкретной и измеримой. Измерить результат тренинга можно двумя способами: эмоциональным и рациональным.

Рациональные цели

Рациональное измерение цели заключается в том, что вы говорите себе: «После тренинга я хочу уметь делать…» и перечисляете два-три умения, которыми хотите овладеть. Нельзя ставить себе слишком много целей. Это помешает вам сосредоточиться.

Подходить к целям нужно внимательно, так как расплывчатое «умение», это всё равно что отсутствие цели. Например, если вы говорите себе: «После тренинга я хочу уметь продавать», то можете считать, что не поставили себе цель вовсе. Понятие «продажа» слишком расплывчатое и всеобъемлющее. А чтобы действительно научиться, нужно выделить то поведение, которое вы хотите изменить или улучшить. Например: «хочу научиться использовать технику СПИН», «хочу научиться понимать мотивацию других людей». Ещё лучше направить прохождение тренинга на решение конкретной задачи: «на тренинге получить инструменты, которые позволят договориться с клиентом Х», «после тренинга решить конфликт с сотрудником».

Следующий шаг рационального целеполагания заключается в том, чтобы определить поведение, которое вы хотите изменить или приобрести. Причём такую цель вы можете себе поставить как изначально, так и скорректировать уже поставленную прямо во время тренинга. Например, в данный момент вы ведёте переговоры с партнёрами или беседы с сотрудниками интуитивно, спонтанно переключая темы и подбирая аргументы. Поставьте себе поведенческую задачу — вести структурированный диалог. Тогда на тренинге вы сумеете подобрать себе инструмент, с помощью которого сможете вести себя по-новому. Главное, что нужно запомнить для достижения результата: тренинг — это инструмент изменения поведения. Поэтому после обучения вы сможете чётко понять, получили вы желаемое или нет.

Эмоциональные цели

Есть и другой вид целей. Эмоциональные. Эти цели не поддаются «оцифровке». Их можно конкретизировать только по имеющемуся опыту эмоциональных переживаний и ощущениям. Наиболее показательный пример такой цели бывает на тренингах по ораторскому мастерству, куда люди приходят для того, чтобы «чувствовать себя спокойно перед аудиторией». В случае если вы поставили себе эмоциональную цель, отследить результат иногда даже легче, чем при цели рациональной. Попав после тренинга в целевую ситуацию, вы сразу поймёте, как вы себя чувствуете.

Ещё один важный момент заключается в том, что цель нужно ставить только в отношении себя любимого. Если вы сформулируете цель так: «хочу, чтобы начальник изменил своё отношение ко мне», то будете ждать результатов не от себя, а от начальника. А он, скорее всего, об этом даже не подозревает. Правильной формулировкой будет: «хочу научиться изменять отношение начальника ко мне». В этом случае вы ставите цель в отношении себя и берёте на себя ответственность за её достижение.

Формулировка цели

И естественно, формулировка цели влияет на вашу собственную мотивацию. Просто сравните две формулировки: «хочу научиться разговаривать по-английски, чтобы иметь возможность объясняться» и «хочу выучить английский, чтобы расспросить моего знакомого Джона о его семье». Какая из этих целей будет действовать лучше?

Первый вариант расфокусирован, и его практическая польза не воспринимается сознанием. Во второй формулировке есть конкретное действие, которое нужно выполнить в результате.

Так что перед посещением тренинга и в самом его начале постарайтесь сформулировать цели максимально конкретно. Польза будет ощутимой.

НА ТРЕНИНГЕ

Теперь поговорим о том, как получить максимум пользы на самом тренинге.

Для этого нужно выполнять несколько простых правил:

    Задавайте вопросы.

    Ведите себя естественно и не бойтесь сделать ошибку.

    Выполняйте упражнения в удобном для вас темпе.

    Фиксируйте все важные моменты, собственные идеи и инсайты.

    Перекладывайте теорию на собственный опыт.

    Будьте готовы убеждаться.

Теперь подробнее.

Вопросы

Не стесняйтесь задавать вопросы. Даже если они кажутся вам глупыми. Глупых вопросов не бывает. Они бывают не до конца сформулированными, расплывчатыми и т. п. Но никогда не бывают глупыми. А раз так, то любой вопрос имеет право на существование.

Кстати, довольно часто бывает ситуация, когда кто-то из группы решается задать вопрос, который мучает половину аудитории. Это хорошо заметно по благодарным взглядам на него других участников тренинга.

Конечно, старайтесь формулировать вопросы как можно конкретнее. Однако если у вас не получается задать вопрос сразу, то приведите пример и попросите тренера помочь вам сформулировать вопрос. Хороший тренер никогда в этом не откажет.

Если у вас есть вопрос, который вы не хотите выносить на общее обсуждение, подходите к тренеру в перерывах. Перерывы — они для участников, чтобы была возможность немного проветрить мозг. Для тренера же перерыв — это точно такое же рабочее время, в которое он выполняет своё предназначение — нести мудрое и вечное, а значит, и отвечать на вопросы.

Естественное поведение

Часто во время упражнений участники ведут себя как на театральной сцене: используют обороты, которые никогда бы не прозвучали в обычной жизни, говорят с интонациями, которых до сих пор от них никто не слышал и т. п. Как ни грустно, но такое поведение сразу отбирает 50 процентов эффективности тренинга, так как в реальную жизнь вы унесёте с собой не естественно изменившееся поведение, а театральную модель, которая пропадёт через два-три дня после обучения.

Например, на управленческих тренингах руководители во время упражнения «беседа с сотрудником» иногда закатывают длинную тираду: «Уважаемый Василий Иванович, Вы выполнили очень большую работу, весь коллектив и я лично гордимся Вами в этот ответственный для нашей компании момент…» и так далее. Когда же я спрашиваю, как они общаются сотрудниками на самом деле, то оказывается, что в реальности это звучит так: «Вась, предыдущий отчёт сделал отлично, а в текущем поправь третью строку, там что-то не сходится». Разница ощутимая.

И поскольку тренинги нужны для того, чтобы менять реальные поведенческие модели, то и работать на них нужно с настоящим, естественным поведением. И соответственно, приобретать реальные поведенческие модели, которые вы сможете использовать в жизни и работе.

Для каждого упражнения свой темп

Упражнения, которые предлагаются участникам тренинга, условно можно разделить на три категории, в каждой из которых важен темп их выполнения:

    Упражнения, демонстрирующие участникам их недостаточную компетентность или недостаточное использование собственного потенциала. То есть дающие возможность сделать наиболее распространённые ошибки, которые не позволяют добиться результата. На выполнение таких упражнений, как правило, даётся строго определённое время. Делать их стоит в том темпе, который задаёт тренер. Иначе вы лишите себя удовольствия осознать собственные неправильные модели поведения.

    Упражнения, направленные на осознание участниками предложенных теоретических моделей. Эти упражнения помогают понять пользу инструментов, предлагаемых в рамках тренинга. Темп выполнения этих упражнений задаётся тренером. При этом на вопросы участников должно быть отведено столько времени, сколько требуется на то, чтобы 70 % группы получило полное понимание концепций. Если вы не успели получить такое понимание в отведённое время, а это может случиться по разным причинам: от невнимательности до попытки слишком глубоко «вжиться» в материал, то не стесняйтесь подойти к тренеру в перерыве.

    Упражнения для выработки успешных моделей поведения. Эти упражнения создаются специально для того, чтобы вы научились. Научились делать то, что у других получается хорошо и что должно хорошо получиться у вас. Поэтому такие упражнения нужно делать в том темпе, который вам удобен. Одна из ошибок, которую допускают участники тренинга, заключается в том, что они пытаются сделать всё и сразу. Конечно, собственную гениальность и адаптивность неплохо продемонстрировать. Но не во время обучения. Тренинг — это специальная среда, в которой положено делать ошибки, чтобы их можно было исправить. И место — где можно и нужно учиться. Поэтому если вы делаете, например, коммуникативное упражнение, то делайте его в том темпе, который позволит подбирать правильные слова. Не спешите. Делайте паузы на обдумывание. Если тренер вас подгоняет, то просто попросите его быть несколько лояльнее и дать вам как следует освоить предложенные модели поведения. Хотя хороший тренер не будет вам мешать.

Фиксация промежуточных результатов

Вполне возможно, что вам легче размышлять, рисуя в тетради чёртиков и цветочки. Однако на тренинге такой способ обучения вреден. Так как в процессе тренинга для эффективного освоения инструментов нужно пересмотреть некоторые свои стереотипы, то лучше направить усилия на ведение записей. Причём фиксировать стоит всё, что приходит в голову по теме тренинга. Не только информацию, которую вы боитесь забыть, но и собственные выводы.

Зачастую нас меняет не большое количество инструментов, а один единственный вывод, который делает их применение лёгким и приятным. А если этот вывод не будет зафиксирован, то он может быть забыт из-за обилия разных мыслей и теоретических концепций.

Использование собственного опыта

Иногда бывает так, что информация, предлагаемая тренером, «пролетает» мимо участника тренинга по той причине, что не находит подтверждения в его собственном опыте. Хотя на самом деле мы обладаем опытом, который необходим для освоения почти любых поведенческих инструментов. Важно его правильно определить. Возможно, вы не сталкивались с описываемыми ситуациями на работе. Но вполне могли сталкиваться с ними в семье, в компании друзей или ещё где-нибудь. Проанализируйте.

Такой анализ поможет вам найти пользу в применении инструментов. А значит, существенно облегчит их освоение и позволит задать осмысленные вопросы в адрес тренера.

Готовность убеждаться

Ещё только собираясь на тренинг, честно признайтесь себе, хотите ли вы освоить новые инструменты или же отстоять свою позицию. Если первое, то будьте готовы убеждаться. В первую очередь в том, что не все люди думают так же, как и вы. В том, что можно найти пользу там, где вы её раньше не видели.

Но и не стоит принимать исключительно на веру всё, что говорит тренер. Требуйте аргументов. Требуйте логики и примеров.

Кстати

Иногда участники корпоративных тренингов в крупных компаниях относятся к ним как к неприятной обязаловке или как к поводу пару дней отдохнуть от рутины. В результате компания не получает нужных результатов, а люди разочаровываются в краткосрочном обучении. Конечно, хороший тренер сможет убедить почти всех в пользе обучения. Но на это уйдут дополнительные силы тренера и, что самое главное, время тренинга. То самое время, в течение которого вы можете научиться многим полезным вещам. Поэтому я рекомендую вам перед корпоративным тренингом узнать рейтинг тренера и примерную стоимость его дня. И представить, что эти деньги вы заплатили из собственного кармана. Это поможет вам напрячься в достаточной степени, чтобы извлечь максимальную пользу.

ПОСЛЕ ТРЕНИНГА

Конечно, тренинг заканчивается тогда, когда он заканчивается. А вот количество пользы, которую вы можете извлечь из него, далеко не ограничивается теми знаниями, которые вы успели приобрести за несколько дней обучения. Чтобы извлечь максимальное её количество, нужно помнить несколько простых принципов.

Во-первых, после тренинга вы уносите с собой только то, что вас больше всего зацепило. А это значит, что реально вы освоите два-три важных инструмента.

Во-вторых, то, что вас больше всего задело эмоционально, совсем не обязательно было самым важным из того, что преподавалось.

В-третьих, если вы не вернётесь к материалам тренинга в течение одного — полутора месяцев после его прохождения, то, скорее всего, не вернётесь к ним уже никогда.

* В расчетах используются средние данные по России

Тренинги стали очень распространённым явлением, потому что позволяют раскрыться личности и дать ей некий новый позитивный опыт, который поможет ей в профессиональной или личной жизни. Многие крупные организации заказывают проведение тренингов в офисе или отправляют своих сотрудников на дополнительные курсы. Среди населения постоянно набирает популярность и практика тренингов личностного рота, которая направлена непосредственно на саму личность, а не на профессионала определённой области. Также тренинги могут проводиться по очень многим направлениям: от повышения квалификации персонала до раскрытия потенциала в коллективе; от обучения основам социализации до pick-up’а. Всё это даёт возможность начинающему предпринимателю, выбрав свою сферу для тренингов, начать заниматься кажущимся на первый взгляд лёгким делом.

Однако даже в случае весьма оригинальной идеи есть немалый шанс провалить всё начинание. Во-первых, людей новый тренинг должен заинтересовать. Причём не какую-то группу фанатиков, а определённый контингент, который постоянно будет интересоваться тренингом, и из которого постоянно будут набираться новые обучаемые. Во-вторых, тренинг должен быть интересным, привлекающим новых людей и не упускающим старых. В-третьих, тренинг должен быть реально полезен и приносить пользу закончившему его. И, в-четвёртых, тренер и сама программа обучения должны постоянно развиваться, если не учитывать какие-либо изменения и тенденции, то не удастся выполнить три предыдущих условия. И это не говоря про то, что сами ведущие и организаторы должны обладать соответствующей квалификацией и знаниями, быть гуру своего предмета, а не зелёными новичками.

Чтобы начать, следует зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. В данном случае подходит и форма индивидуального предпринимателя, и общества с ограниченной ответственностью (физическое и юридическое лицо соответственно). Выбирать стоит только из этих двух форм, потому что им доступна упрощённая система налогообложения, которая введена для поддержки малого предпринимательства. При этом концепция работы может несколько отличаться. Регистрация проводится в ближайшем отделе налогового органа, где в течение месяца будут урегулированы все формальности. Оформить юридическое лицо значительно сложней, но в некоторых случаях это единственно возможный вариант. Коды указываются: (ОКПД 2) 70.22 Услуги консультативные в области управления предприятием или же (ОКПД 2) 85.23 Услуги по подготовке кадров высшей квалификации, (ОКПД 2) 85.31 Услуги по профессиональному обучению, (ОКПД 2) 85.41 Услуги по дополнительному образованию детей и взрослых либо (ОКПД 2) 85.42 Услуги по дополнительному профессиональному образованию. Кодировка выбирается в зависимости от типа проводимых тренингов, и указание второй группы существенно меняет принцип ведения бизнеса.

Безусловно, здесь нужно остановиться немного подробней. С первой кодировкой всё относительно ясно. В неё входят услуги по простому консультированию, которые не предполагают продолжительного обучения и направлены на оказание возмездной помощи клиентам по тем или иным вопросам. Если объяснить ещё проще, то бизнесмен просто помогает обратившимся советом благодаря своему опыту и знаниям. Что важно, тренинги в данном случае не могут иметь программы, превышающие нормы не лицензируемого образования (на данный момент – это программы с продолжительностью курса менее 144 часов). В общем и целом, это неплохая ниша для бизнеса, но в ней нельзя заниматься полноценным обучением и повышением квалификации, выдавать сертификаты тоже не получится (они в любом случае будут всего лишь «бумажками», которые не имеют никакой юридической силы). Это работа с предприятиями и помощь в вопросах определённой тематики.

С второй группировкой несколько сложней. Образование в юридическом понимании этого слова без лицензии могут вести только преподаватели с образовательным цензом и работающие в одиночку. То есть не лицензировать свою деятельность может только индивидуальный предприниматель и с условием, что он сам будет преподавать тренинги и при этом он же обладает образовательным цензом. Если же бизнесмен не планирует лично проводить занятия и просто набирает преподавателей в свой штат, то ему придётся получить лицензию для себя. А вот образовательный ценз и сертификаты о квалификации должны будут предоставлять преподаватели-тренеры.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Если придётся работать через интернет (так называемые вебинары) или проводить немного нестандартные занятия, то нужно ещё и указать код (ОКПД 2) 96.09 Услуги персональные прочие, не включенные в другие группировки. Но здесь в законе имеется оговорка, которая обязывает проводить лицензирование своей деятельности только в определённых случаях. Этот список постоянно меняется и дополняется, но касательно профессионального образования его можно представить так:

    Реализация основной программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

    Реализация основной программы профессионального обучения - программы переподготовки рабочих, служащих.

    Реализация основной программы профессионального обучения - программы повышения квалификации рабочих, служащих.

    Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ.

    Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных предпрофессиональных программ.

    Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

    Реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.

То есть, если деятельность не подпадает под эти определения, то можно смело заниматься работой без лицензии. Однако такой список кажется охватывающим вообще все возможные программы обучения персонала.

Если не строить из себя психолога, то нужно также определиться с тематиками программ проводимых занятий. Здесь необходимость лицензии также определяется тем, подходит ли тема под определение лицензируемых видов деятельности или нет. В общем можно сказать, что государство нацелено на принудительное лицензирование именно общеобразовательных и высших учебных заведений; если предприниматель рассказывает своим клиентам о том, как повысить свои социальные навыки или научиться манипулировать людьми, то ему не обязательно заниматься лицензированием. Однако, если это проходит в рамках психологической работы, то будет нужна уже медицинская лицензия (о чём и было сказано выше).

Обобщив, можно сделать вывод, что в каждом конкретном случае необходимо точно собрать информацию даже о местных правовых актах (потому что в разных регионах свои требования, и они могут меняться в разных уголках страны); и помощь грамотного юриста на первых порах не помешает.

В дополнение стоит отметить, что при необходимости лицензирования нужно не только предоставить в лицензирующий орган информацию о преподавателях и учебной программе, но и сведения о помещении (а оно должно быть в распоряжении предпринимателя постоянно на правах владения или долгосрочной аренды) и оборудовании. Столь туманное определение «оборудование для обучения» развёрнуто даётся в лицензирующем органе, потому что в разных регионах его определяют по-разному.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы получить лицензию, стоит обратиться в местный комитет по надзору и контролю в сфере образования. Туда передаются все сведения о предпринимателе, информация о имеющихся фондах и персонале. Процесс лицензирования схож с получением всех остальных видов лицензии, а сроки решения и некоторые условия, как уже было отмечено, меняются от региона к региону.

Можно существенно упростить себе задачу, обратившись к фирмам, специализирующимся на получении лицензии. Это сэкономит нервы (а иногда и время), но потребует бо́льших вложений. При условии изначально соблюдения всех требований процесс получения лицензии не должен затянуться более, чем на два месяца. Кстати, стоит отметить, что образовательной деятельностью заниматься коммерческие организации имеют право только с 2013 года, ранее это позволялось только НКО.

После этого, чтобы выйти на рынок уже компанией с гарантиями, следует обратиться в некоммерческие организации, которые представляют собой некоммерческие объединения тренеров и компаний по тренингам. Самой известной в этой стране, пожалуй, является Международная ассоциация профессионалов развития личности. Но, как можно догадаться из названия, она работает с компаниями по тренингам личностного роста, фактически не относясь к бизнес-тренингам. На самом деле, клиента будут привлекать громкие заявления и членства в каких-то организациях; ему не важно, в каких, главное, чтобы это членство у тренеров было. Ассоциации и объединения могут даже помочь с программами, установить квалификацию и выдать прочие справки об уровне подготовки. Конечно, заниматься можно и в одиночку, не сотрудничая ни с кем. Рассматривать подобные содружества нужно в первую очередь как рекламу (хотя некоторые из них могут предложить и реальную помощь).

Из-за ужесточения положения о лицензировании теперь приходится заниматься поиском постоянного помещения. Если же это простые ничему, по факту, не обучающие (с юридической точки зрения опять же) программы, то можно работать так, как начинали первые компании по тренингам – посредством единоразовой аренды помещения или с выездом по месту требования клиента. Постепенно такая практика будет уходить в прошлое (хотя услуга выездных тренеров по нраву многим предприятиям), но соблюдать закон необходимо.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Размер помещения может быть различным в зависимости от того, сколько тренингов одновременно будет проводиться. Так, одна группа может состоять и из 20 человек, хотя некоторые тематики предполагают не более 10-15, а то и 5 человек. Но и сама тематика может влиять на размеры площадей. Ведь есть тренинги, которые предполагают активные игры и даже наличие спортивных снарядов, поэтому в рамках одной статьи рассмотреть все варианты нецелесообразно, а вывести какие-то универсальные показатели нелогично.

Стоит только отметить, что располагаться лучше в центральных и деловых районах города, где выше стоимость аренды, но и больше потенциальных клиентов. Ведь никому из сотрудников, которые проходят корпоративное обучение, не хочется ехать через полгорода ради тренинга, который затеял босс.

Все тренинги условно можно разделить на следующие виды по целям, которых нужно достичь:

    Формирование определённого поведения; сюда входит как выработка положительных шаблонов, так и «стирание» отрицательных.

    Тренировка и выработка определённых умений, знаний и навыков; причём это могут быть и психологические умения, и физические, тренер здесь может и не обладать сам нужными навыками, его задача: помочь их приобрести обучаемым.

    Обучение, которое помогает перенести знания и опыт тренера обучаемым; отличается от предыдущего пункта тем, что тут преподаватель знаток и мастер своего дела.

    Постепенное формирование личности и её самораскрытие; чаще всего относится к психологии, так как помогает человеку получить знания о самом себе, не обучаясь ничему конкретному.

В рамках одного тренингового центра могут быть использованы все методики для достижения цели. Причём человек вполне может посещать их все. Ознакомившись с описанием, можно понять, что в некоторых случаях потребуется первоклассных специалист своего дела, в других – просто опытный психолог, в третьих – личность с харизмой, в четвёртых – просто интересный собеседник и «душа компании». Идеально, когда эти все черты имеются в одном человеке, который тогда сможет стать тренером-универсалом, проводящим несколько тренингов, каждый из которых безусловно имеет успех.

Кадровый вопрос – самый серьёзный, и его решение может затянуться надолго, потому что грамотных специалистов, которые при этом умеют работать с людьми, не так-то просто найти. Впрочем, их можно обучить, и тут на помощь могут прийти ассоциации, которые имеют в своём штате опытных наставников для обучения будущих тренеров.

Что интересно, в рамках одного центра и хорошо проводить тренинги разной направленности. Причём, если имеется лицензия, можно заниматься и настоящей подготовкой или переподготовкой кадров высшей квалификации, и простыми «консультационными» услугами. И даже бытовыми советами. Ведь никто не запрещает включить несколько классификаторов и работать в соответствии с каждым из них. Особенно, если имеется множество идей и люди, способные их реализовать.

Да, успешным будет тот тренинг, который даёт людям что-то новое, не копирует уже имеющиеся на рынке программы и реально действует. Разработать такую концепцию бывает непросто, но в этом случае и гонорар будет весьма существенным. Без хорошей идеи (вне зависимости от сферы тренинга) выйти и, во всяком случае, удержаться на рынке будет невозможно. Обычно опытные тренеры, которые имеют известное имя, располагают своими собственными программами, но такой человек будет требовать высокий процент от собранной суммы и ставить определённые условия. Да и найти его не так легко.

О чём часто забывают тренинговые компании – это о последующем обслуживании, о так называемом «посттренинге». В соответствии с теориями менеджмента, человек – существо не всегда нацеленное на получение информации и её усваивание, поэтому многие члены группы по завершению курса приобретут только обрывочные знания. Посттренинг позволяет выявить то, что не было освоено учениками, определить причины этого и привести к завершению программу обучения. Причём стоимость посттренинга лучше включать в изначальную стоимость курса, ведь в проведении анализа после окончания программы заинтересован и сам тренер. В некоторых случаях это можно делать вообще бесплатно, потому что такая практика позволит определить слабые стороны программы (и самого тренера), доработать их и вывести на рынок усовершенствованный продукт. Посттренинг – один из инструментов развития и повышения собственной квалификации. Но не единственный.

Но любое начинание интересно только в случае, если оно приносит деньги. Проведение тренингов будет оплачиваться по-разному в зависимости от тематики, но, как правило, бизнес-тренинги дороже тренингов личностного роста. Как минимум хотя бы потому, что в первом случае обучаются топ-менеджеры, во втором – домохозяйки (это условное деление, но точно показывающее разницу). На стоимость услуги сильно сказывается и репутация тренера, потому что именитые лекторы могут только за своё имя взимать больше половины стоимости тренинга. В итоге тренер забирает себе от 50 до 80% от собранной суммы, но, если учитывать, что предприниматель фактически ничего сам не делает, то он будет получать пусть меньший, но пассивный доход.

Но в этом случае особенно рентабельно нанимать нескольких тренеров, которые ведут несколько тренингов. И наладить такую работу, чтобы были минимальные простои по времени. Чтобы это обеспечить, придётся немало потратиться на рекламу, но в итоге эти вложения оправдают себя.

352 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 44446 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Такой вид предпринимательства отличается достаточно большой суммой стартовых инвестиций, потому что закупка мощного и производительного оборудования обойдётся в несколько сотен тысяч рублей, и при это...

Сумма на открытие небольшой адвокатской конторы вряд ли будет превышать 200-300 тысяч рублей, хотя может существенно увеличиваться в зависимости от своего размера. Частнопрактикующий адвокат обычно ог...

Бизнес-тренинг: как это делается Григорьев Дмитрий А.

1.1.1. Смысл, цель и задачи бизнес-тренинга

Первый вопрос, который обязан задать себе любой профессионал, – в чем смысл деятельности, которой он занимается. Зачем мы проводим бизнес-тренинги? В чем их предназначение и каковы цель и задачи?

В соответствии с осознанным или неосознанным выбором того или иного ответа тренеры существенно отличаются друг от друга тем, на какой результат они работают, какие технологии используют и каким образом. Два тренера, владеющих одинаковым набором инструментов, в зависимости от понимания целей бизнес-тренинга могут совершенно по-разному оценивать одну и ту же ситуацию на тренинге и принимать разные решения о том, что делать.

Простой пример. Представим, что тренер сталкивается с тем, что участники пассивны в силу отсутствия внутренней мотивации к обучению и развитию. Предположим, это корпоративный тренинг, на который их направило руководство, а сами они не понимают его нужности и значимости. В этой ситуации один тренер может принять решение о том, чтобы вести тренинг более динамично, постарается сделать его более приятным для участников, сделает акцент на групповую динамику и разнообразие методов, добавит юмора в свои презентации. Главной его целью будет провести внешне успешный тренинг и получить положительную обратную связь от участников. Поэтому он постарается избегать острых углов, сложных вопросов о том, почему участники не мотивированы к развитию, изменению и достижению целей, поставленных заказчиком. Подтекст этой стратегии прост: «Мы тут вместе оказались, я вас не напрягаю, и вы войдите в мое положение; давайте просто весело проведем время». Другой будет работать над мотивацией участников и стараться показать, что предлагаемые изменения выгодны для них. Ему также, возможно, придется добавить динамики, разнообразить методы и т. д., но акцент и содержание его работы будут совершенно иными. Разница в целях: для одного важны только субъективная удовлетворенность участников и внешние проявления успеха, для другого – реальное изменение поведения и действий сотрудников (задачи, озвученные заказчиком).

Каждый бизнес-тренер сам для себя отвечает на вопрос о смысле своей деятельности. Ответ во многом зависит от личностных ценностей и личных целей. Главное – осознавать последствия.

Итак, бизнес-тренинг – прежде всего инструмент, средство решения тех или иных задач развития бизнеса, деятельности компании-заказчика .

И это отражено во вполне определенной логической структуре целей и задач тренинга:

Проиллюстрирую эту схему на примере.

Предположим, компания-заказчик хочет повысить качество обслуживания клиентов. Допустим, что стратегия достижения этой цели – внедрение новых стандартов сервиса. Тогда на следующем этапе нужно определить, насколько и каким образом успешная реализация этой стратегии зависит от человеческого фактора – сотрудников компании и их действий. Здесь есть три ключевых вопроса:

1. Какое организационное поведение должны демонстрировать сотрудники; как действовать, чтобы задача по повышению качества сервиса была выполнена?

2. Что сейчас сотрудники компании делают не так?

3. Почему сотрудники в настоящий момент не действуют так, как необходимо для максимально эффективной реализации задачи?

Ответы на первые два вопроса позволяют определить цель работы с персоналом: каких действий необходимо добиться от сотрудников.

Например, заказчик ожидает полного соблюдения новых недавно внедренных стандартов сервиса, и, проведя анализ, мы можем сказать, какие конкретно составляющие стандарта недостаточно выполняются сотрудниками, то есть какие их действия в настоящий момент ему не соответствуют.

Третий вопрос помогает понять ситуацию и причины недостаточно эффективных действий сотрудников, а также определить, поможет ли тренинг как инструмент решить эту задачу. Например, если сотрудники не знакомы со стандартом или не имеют тех или иных навыков для его реализации, тренинг будет для них очень полезен. Сложнее, если они не думают, что выполнять стандарт необходимо, или считают отдельные его элементы неэффективными, или вообще не мотивированы прикладывать усилия и по сути саботируют внедрение новых стандартов сервиса. В этом случае тренинг должен включать существенный мотивационный компонент. Но даже тогда, скорее всего, менеджменту компании-заказчика потребуется принять дополнительные меры, направленные на развитие системы мотивации, управления, корпоративной культуры и т. д.

Следующий шаг по результатам проведенного анализа – постановка четких задач, определение того, каких конкретно изменений в сознании и эмоционально-мотивационной сфере участников нужно достичь в рамках тренинга: какие ценностные установки, предметные представления и компетенции должны быть сформированы, какие технологии переданы, какие техники отработаны, какие компетенции развиты.

На последнем шаге необходимо разработать программу тренинга в соответствии с поставленными целями и ситуацией участников.

В рассмотренном выше примере я постарался проиллюстрировать логическую структуру целей и задач бизнес-тренинга:

Актуальная цель и стратегия бизнеса (развитие сервиса путем внедрения новых стандартов);

Цель тренинга (соответствие действий сотрудников новым стандартам);

Задачи тренинга (достижение изменений в сотрудниках: развитие компетенций, разрушение стереотипов, мотивация к внедрению стандартов и т. д.);

Реализация конкретной программы тренинга, направленной на решение обозначенных выше целей и задач.

Теперь представим ситуацию: бизнес-тренер в своем мышлении и действиях отрабатывает только часть этих уровней целей и задач. Проанализируем, как это отразится на качестве тренинга.

Например, он просто проводит тренинг по определенной программе и не стремится к конкретному результату. Его ответ на вопрос: «В чем цель данного тренинга?» – будет звучать примерно так: «Провести удачный тренинг». Тогда он способен осознанно и целенаправленно работать только на один тип результата: чтобы участники остались довольны тренингом.

Если участники не мотивированы к развитию, изменению своей деятельности, тренер будет стараться, чтобы им понравился и он сам, и процесс тренинга. А это вовсе не гарантирует практического эффекта, скорее наоборот.

Но предположим, что группа мотивирована и тренеру удалось получить обратную связь от участников. Получилось сосредоточиться на их ожиданиях, дать то, что им необходимо, и в итоге добиться их удовлетворенности. Даже в этом случае возникает целый ряд вопросов и сомнений в эффективности бизнес-тренинга:

Есть ли уверенность в том, что именно эти темы нужно было рассмотреть для формирования необходимых компетенций, усиления навыков и т. д.? Именно эти компетенции необходимо было формировать, именно эти технологии передавать участникам для решения бизнес-задач компании? Или участники на самом деле мотивированы решать свои задачи, отличные от поставленных заказчиком, и успешно увели тренера в сторону?

Даже если тренинг направлен на развитие навыков участников в нужном для заказчика направлении, есть ли уверенность, что формирование именно этих компетенций будет достаточным для изменения организационного поведения и профессиональной деятельности сотрудников в нужном направлении в соответствии с ситуацией, целями и стратегией развития бизнеса?

Вторая возможная ситуация – тренер четко осознает, каких изменений в компетенциях участников он хочет достичь. Тогда он выстраивает тренинг таким образом, чтобы добиться своей цели. Его ответ на вопрос о задачах будет примерно следующим: «участники должны в результате тренинга получить…, понять…, научиться…, развить…, сформировать…, овладеть…». Он выбирает соответствующую программу, методы и может оценить в ходе тренинга, насколько эффективно формируются необходимые компетенции у участников. Такой тренер не просто ориентируется на субъективную оценку участниками бизнес-тренинга – он может целенаправленно работать на конкретный результат: изменение представлений и навыков; разрушение стереотипов, мешающих эффективной деятельности; формирование необходимых ценностных оснований профессиональной деятельности; развитие компетенций.

И даже в этом случае остаются вопросы. Разве развитие компетенций – самоцель бизнес-тренинга? Где гарантии, что развитие именно этих компетенций позволит участникам быть более эффективными и способствовать реализации стратегии и целей компании-заказчика? Тренер очень часто может давать людям интересную информацию, развивать компетенции в целом полезные, но далеко не всегда связанные с непосредственным решением актуальных задач заказчика.

Наконец, третья ситуация: тренер в качестве ключевой цели видит изменение организационного поведения участников, причем не любое, а такое, которое непосредственно требуется для более эффективной реализации стратегии и целей компании-заказчика. Тогда он, проектируя и проводя конкретный бизнес-тренинг, стремится к этому. Ему также потребуется развивать компетенции участников, но это будет лишь средством, а не самоцелью.

Таким образом, исходя из представленной выше модели, проектирование и проведение эффективного бизнес-тренинга предполагает, что он направлен на решение конкретных задач компании-заказчика путем изменения организационного поведения и способов реализации профессиональной деятельности участников – сотрудников данной компании. Причем для осуществления этих целей необходимо достичь изменения в их сознании: сформировать определенные представления, усилить навыки, передать технологии, сформировать или развить определенные компетенции и т. д.

Резюмируем ответы на вопрос о смысле, целях и задачах бизнес-тренинга:

1. Смысл бизнес-тренинга – в решении конкретных задач по развитию бизнеса .

2. Цель бизнес-тренинга – в конкретном изменении организационного поведения, развитии профессиональной деятельности участников как сотрудников конкретной компании.

3. Задачи каждого конкретного тренинга непосредственно вытекают из его целей и представляют собой четкое ви дение: какие конкретно изменения в сознании и эмоциональной сфере участников должны произойти в ходе тренинга, чтобы их организационное поведение и профессиональная деятельность изменились. А именно – какие технологии должны быть отработаны, какие навыки развиты, какие представления сформированы.

Из книги Бизнес-планирование: конспект лекций автора Бекетова Ольга

1. Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее

Из книги Бизнес-тренинг: как это делается автора Григорьев Дмитрий А.

1.1.3. Три ипостаси бизнес-тренинга Вспомним рисунки, сделанные участниками тренингов для тренеров. Характерно, что часто даже в одной группе участников рисунки существенно различаются: Эти три варианта описывают разные понимания сути бизнес-тренинга и разное восприятие

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

2.1. Трехсферная модель бизнес-тренинга Для гарантии эффективности бизнес-тренинга важно решить три основные задачи:1. Обеспечить активное вовлечение участников, мотивировать их к развитию своих компетенций и изменению способов деятельности.2. Организовать

Из книги Аттестация персонала – путь к взаимопониманию автора Брижитт Сиван

2.4. Структура бизнес-тренинга Структура бизнес-тренинга включает три основных блока:1. Установочный блок.2. Основной блок.3. Завершающий блок.Ошибка тренера может заключаться в формальном отношении к установочному и завершающему блокам, непонимании их важности для

Из книги Краудфандинг. Справочное руководство по привлечению денежных средств автора Рич Джейсон

2.4.1. Задачи и содержание установочного блока тренинга Задачи, решаемые тренером в рамках установочного блока:1. Организация самоопределения участников по отношению к тренингу, ориентация участников: в группе, содержании и принципах тренинга.2. Мотивация к активному

Из книги автора

2.4.2. Задачи и содержание основного блока тренинга Общие задачи основного блока:1. Решение содержательных задач тренинга: развитие представлений, знаний, умений, формирование навыков, передача технологий и т. д.2. Формирование (поддержание) мотивации участников к развитию

Из книги автора

2.4.3. Задачи и содержание завершающего блока тренинга По своим задачам завершающий блок во многом схож с установочным. Но если в рамках установочного блока процессы запускаются, то в завершающем блоке – закрываются. Тренер должен: поставить точку в содержании и решении

Из книги автора

Глава 4 Методы и техники бизнес-тренинга 4.1. Обзор методов, используемых в бизнес-тренинге В этой главе будут рассмотрены методы обучения, наиболее часто применяемые в бизнес-тренингах. Данный набор ограничен, но я убежден, что их грамотного и уместного использования

Из книги автора

5.1. Определение цели и задач бизнес-тренинга Бизнес-тренинг – инструмент решения бизнес-задач. А следовательно, проектируя его на первом этапе, прежде всего надо определить эти задачи.Цель и задачи тренинга имеют вполне определенную логическую структуру: цель и

Из книги автора

5.4. Завершающие этапы проектирования бизнес-тренинга Рассмотрим три финальных этапа проектирования тренинга.Подготовка раздаточных материалов. Тренеры по-разному воспринимают ценность раздаточных материалов и задачи, которые они решают на тренинге. Такие материалы

Из книги автора

6.2. Модели оценки бизнес-тренинга Существует достаточно много подходов, моделей и технологий оценки эффективности тренингов. В реальной практике тренеру вряд ли удастся реализовать их целиком, однако полезно понимать методологию, которая лежит в их основе.Кратко

Из книги автора

Из книги автора

6.4. Инструменты оценки бизнес-тренинга Прежде всего сделаем общий обзор инструментов, которые могут быть использованы для сбора информации, ее дальнейшего анализа и выявления причин недостаточной эффективности тренинга. Затем более детально разберем распространенные