Учебное пособие посвящено теоретической проработке вопросов и специфике практического применения активных форм обучения в рамках Федерального государственного стандарта высшего образования. В теоретическом плане рассмотрены подходы к развитию творческого мышления и сущность активных форм обучения, а практикум представлен конкретными упражнениями, играми и разбором реальных ситуаций, включенных в структуру практических учебных занятий.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю.

    Стратегический менеджмент (бакалавриат и магистратура): учебное пособие

    Рецензенты:

    Г.В. Гутман, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Владимирского института бизнеса, доктор экономических наук

    А.В. Карасев, декан экономического факультета Московского института коммунального хозяйства и строительства, доктор экономических наук

    Предисловие

    Гари Хамелу – одному из выдающихся современных теоретиков и практиков стратегического управления – принадлежит высказывание о том, что науки о стратегическом управлении бизнесом как таковой не существует. Есть отдельные подходы, методы, инструменты, с помощью которых лица, принимающие стратегические решения, выстраивают свое видение перспектив развития организаций.

    Но менеджеры организаций во все времена и везде в мире едины в стремлении обеспечить динамичное развитие своего бизнеса, что предполагает выстраивание перспективных планов, которые они часто называют стратегическими.

    Переход на двухуровневую подготовку кадров в системе высшего образования предъявляет специфические требования к подготовке бакалавров и магистров. Кроме того, стандарты третьего поколения базируются на компетентностном подходе, что требует подготовки соответствующей учебной литературы.

    Учебная дисциплина «Стратегический менеджмент» в составе направления «Менеджмент» является обязательной для подготовки как бакалавров, так и магистров, что делает необходимым систематизацию знаний и опыта по указанной дисциплине в отношении последовательности изложения материала, и в то же время для обеспечения достаточности компетенций на уровне бакалавра в случае завершения обучения на этом уровне.

    Настоящее учебное пособие состоит из двух частей. Первая посвящена рассмотрению вопросов, отражающих содержание компетенций в рамках бакалавриата направления «Менеджмент», а вторая часть содержит модули для магистратуры того же направления подготовки. Всего в пособии девять модулей, материал которых связан комплексом компетенций, необходимых выпускнику высшей школы в практической деятельности.

    Первый модуль предусматривает передачу знаний и опыта в области процесса стратегического управления с акцентом на целеполагание в этом процессе.

    Во втором модуле рассмотрен новый аспект стратегического управления бизнесом, представляющий собой обоснование того, как корпоративная социальная ответственность может повысить капитализацию самого бизнеса, как могут быть учтены ожидания стейкхолдеров в процессе формирования стратегии развития организации.

    Третий модуль содержит описание базовой методологии формирования стратегии развития организаций на основе конфигуратора, включающего эталонные стратегии, результаты SWOT-анализа, а также анализа действующей стратегии и разработки философии развития организации. Кроме того, в модуле представлены модели детализации стратегии до уровня функциональных стратегий, стратегических проектов и программ.

    Первую часть заключает четвертый модуль, в котором отражены компетенции, обеспечивающие эффективную реализацию разработанной стратегии. Соответствующие изменения рассмотрены на уровне индивида, группы и организации в целом. Отдельная тема посвящена командообразованию (малой группе), которое необходимо не только в процессе разработки стратегии, но и на этапе внесения стратегических изменений в организацию.

    Вторая часть включает пять модулей, отражающих компетенции, которыми должны обладать выпускники высшей школы в направлении «Менеджмент», ориентированные на научную и педагогическую деятельность.

    Пятый модуль посвящен рассмотрению новейших проблем стратегического менеджмента, как в части основных научных школ, так и в части конкурентных стратегий организаций.

    В шестом модуле нашли отражение методы проведения стратегических исследований, среди которых выделены методы организационной диагностики и методы поиска стратегических решений, а также активизации творческого мышления, необходимые на всех этапах стратегического управления.

    Схемы разработки стратегии составили основу седьмого модуля, где рассмотрены общие методы разработки стратегии, а также стратегические модели матрицы и методы корректировки реализуемой стратегии.

    Восьмой модуль включает новые подходы к принятию стратегических управленческих решений, а девятый – вопросы модификации и разработки стратегии на основе ключевых компетенций.

    Основной текст иллюстрируется большим числом таблиц и рисунков. После каждой темы приводятся контрольные вопросы. Дан список основной литературы. Завершают книгу восемь приложений, содержащих иллюстрации к учебному материалу.

    Стратегический менеджмент: бакалавриат

    Процесс стратегического управления

    Типология проблем управления

    1.1. Проблемная ситуация

    Из теории систем известно, что разнообразие, привнесенное в систему, увеличивает ее потенциал. Но вместе с тем внесение разнообразия понижает стабильность системы, приводит к отклонениям от нормы. Когда указанные отклонения приобретают уродливую форму, то речь идет о патологии. Патологические изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы.

    Например, если руководитель один раз отложил принятие управленческого решения, другой раз отложил, а затем это становится нормой, которая сводится примерно к следующему: бумага должна отлежаться, или решение должно созреть. Но в тех случаях, когда решения следует принимать незамедлительно, продолжает срабатывать отмеченная норма: бумага должна отлежаться.

    Система претерпевает патологические изменения в силу неспособности ее элементов адекватно воспринимать происходящие изменения. Неадекватность восприятия обусловлена как давлением метальных моделей, так и физиологическими способностями людей.

    Начинаются патологические изменения с нарушений взаимодействия внутри системы.

    Источники отклонений от нормы могут находиться как на границе между внешней средой и системой (на входе и выходе), так и в составе самой системы, а также на линиях связей между элементами системы.

    На входе в систему патология возникает как реакция на воздействие внешней среды и регулирующие воздействия управляющей системы. На выходе из системы патология проявляется в несоответствии ожиданиям внешней среды и реальных потоков продуктов жизнедеятельности системы.

    Примером может служить зарплата «в конвертах». При приеме на работу работнику сообщают о такой системе оплаты труда, и он воспринимает это как проблему. Внешняя среда в лице, например, налоговых органов, также воспринимает подобную ситуацию как проблему.

    Модель состава системы претерпевает патологические изменения в силу неспособности ее элементов адекватно воспринимать происходящие в системе изменения.

    Например, в процессе приватизации государственной собственности в 90-х гг. прошлого столетия в России только часть населения страны сознательно хотели стать собственниками, что подтверждается социологическими опросами , в соответствии с которыми более 60% населения были настроены патерналистски , т.е. не желали нести ответственность не только за свою собственность, но и за свое будущее. В итоге – собственниками стали те члены социально-экономической системы, которые способны были адекватно воспринять происходящие в обществе реформы.

    В отношении связей между элементами системы можно сказать, что они как место зарождения патологии в первую очередь отражают борьбу, происходящую внутри системы за различные ресурсы (время, энергию, информацию, финансы и т.д.). Например, те же отношения собственности в период экономических реформ стали основным источником формирования отклонений от нормы в потреблении благ, когда «братва» стала носить огромные золотые цепи на шее и ездить исключительно на джипах.

    Представлены наиболее значимые подходы к разработке управленческих решений в организациях. По каждому этапу принятия решений дан инструментарий, необходимый для разрешения проблем управления. Наряду с методами определения тактических и оперативных решений различных проблем показаны алгоритмы разработки стратегических управленческих решений
    Пособие содержит руководство по изучению курса, которое позволяет эффективно осуществлять самообучение и подготовку к учебному процессу, а также создает возможность для выработки необходимых компетенций в части принятия решений.
    Для студентов и преподавателей экономических специальностей ВУЗов, а также менеджеров всех уровней.

    Уровни принятия управленческих решений.
    Принятие решений - механизм менеджмента, обеспечивающий выбор способа достижения его целей. Цели бываю краткосрочными (их достижение обеспечивается принятием оперативных решений), среднесрочными (как правило, гарантируются тактическими решениями) и долгосрочными (обеспечиваются стратегическими решениями).

    Стратегические решения принимаются в случае возникновения стратегических проблем, признак которых - отклонение контрольных параметров системы от запланированных вследствие изменений внешней среды, влияющих на все организации отрасли. Такие проблемы не снимаются оперативными и тактическими решениями и требуют диагностики организации, анализа факторов внутренней и внешней среды и разработки стратегии.

    Тактические проблемы - проблемы среднего уровня, представляют собой противоречия между среднесрочными целями организации и ее текущим состоянием. Такие проблемы решаются корректировкой стратегии, разработкой тактических планов в рамках действующей стратегии, незначительными изменениями функциональных стратегий.

    Оперативные проблемы - это проблемы нижнего уровня, они возникают постоянно и требуют принятия постоянных решений, ограниченных временными рамками. Менеджеры среднего звена, а в некоторых случаях и исполнительный персонал организации могут принимать множество таких решений в течение одною дня.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие 7
    Раздел I. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
    Тема 1. Принятие решений в организациях 11

    1.1. Организация как сложная социально-экономическая система 11
    1.2. Принципы управления сложными социально-экономическими системами 23
    1.3. Уровни принятия управленческих решений 25
    1.4. Патологии в управленческих решениях 25
    1.5. Классификация управленческих решений 28
    Тема 2. Принятие решений в структуре менеджмента 37
    2.1. Функции управленческого решении 37
    2.2. Организация управления как система формирования решений 38
    2.3. Содержание конкретных функций при РУТ 41
    2.4. Содержание процедур и общих функций процесса РУР 42
    2.5. Общие сведения о теории принятия решении 46
    Тема 3. Сущность и содержание управленческого решении 50
    3.1. Сущность принятия решений 50
    3.2. Управленческое решение как явление и как процесс 53
    3.3. Задача принятия управленческих решений 54
    3.4. Обобщенная схема никла принятия управленческих решений 55
    3.5. Проблемы принятия решений 58
    Тема 4. Этапы процесса принятия решений 60
    4.1. Системный аспект процесса разработки управленческих решений 60
    4.2. Парадигмы разработки управленческих решений. 64
    4.3. Методология процесса разработки управленческого решения 66
    4.4. Этапы процесса принятия решений 68
    Тема 5. Принятие УР в различных условиях внешней среды 71
    5.1. Анализ внешней и внутренней среды организации, SWOT-анализ 71
    5.2. Понятия «неопределенность» и «риск» 83
    5.3. Принятие решений в условиях определенности 85
    5.4. Принятие решений в условиях неопределенности 85
    5.5. Принятие решений в условиях риска 86
    Тема 6. Повторяющиеся решения 94
    6.1. Роль человеческого фактора в процессе РУР 94
    6.2. Эксперты и базы экспертных знаний 101
    6.3. Подсознательный характер процедурального знания и специфика его передачи 101
    Раздел II. ИНСТРУМЕНТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ PEUIКIIИ Й
    Тема 7. Положения психологической теории разработки управленческих решений 105

    7.1. Человеческие системы переработки информации для принятия решений 105
    7.2. Этапы переработки информации и типы памяти 106
    7.3. Мышление человека и его виды 108
    7.4. Поведение человека в процессе принятия решений НО
    7.5. Феномены поведения человека в процессе припиши решений 110
    7.6. Специфика и феномены индивидуальных решении 112
    7.7. Специфика и феномены групповых решении 120
    Тема 8. Методы решения управленческих задач 125
    8.1. Алгоритм анализа информации 125
    8.2. Метод экспертного оценивания 132
    8.3. Методы оптимизации решений 145
    8.4. Методы моделирования и формализации проблемной ситуации 146
    8.5. Модели систем 150
    8.6. Единство анализа и синтеза как метод познания 151
    8.7. Подход к исследованию операций 152
    8.8. Аналитический метод РУР 156
    8.9. Статистический метод РУР 157
    8.10. Метод математического программирования РУР 158
    8.11. Матричный метод РУР 159
    8.12. Исследование решений на множестве Парето 160
    Раздел III. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
    Тема 9. Постановка задачи решения проблем 163

    9.1. Понятия «проблема» и «проблемная ситуация» в системах управления» 163
    9.2. Моделирование проблемной ситуации 168
    9.3. Типология проблем 169
    9.4. Методы организационной самодиагностики 170
    9.5. Методы организационной диагностики 183
    9.6. Методы определения наиболее значимых проблем 191
    Тема 10. Целеполагание в организациях 200
    10.1. Целевая ориентация управленческого решения 200
    10.2. Целеобразование в организациях 201
    10.3. Стратегическая система целей 207
    Тема 11. Критерии достижения целей организации 211
    11.1. Критерии принятия решений и их шкалы 211
    11.2. Показатели и критерии эффективности 213
    Тема 12. Генерирование альтернатив решения 216
    12.1. Активизирующие и эвристические методы выработки вариантов решений 216
    12.2. Методы тестирования, тренинга и проведения имитационных игр 232
    Тема 13. Выбор решения из множества альтернатив 250
    13.1. Основные положения теории эффективности 250
    13.2. Эффективность управленческою решения 260
    13.3. Эффективность операции 267
    13.4. Виды эффективности и методы оценки 273
    13.5. Эффективность стратегических управленческих решений 285
    Тема 14. Реализация решений 291
    14.1. Перемены как проблема менеджмента организации 291
    14.2. Типология концепции стратегических перемен 295
    14.3. Сопротивление изменениям в организациях 302
    14.4. Подходы для преодоления сопротивления изменениям 305
    Тема 15. Стратегические управленческие решения 311
    15.1. Специфика стратегических УР в сравнении с оперативными 311
    15.2. Этапы разработки УР и стратегическом планировании 315
    15.3. Конкуренция и сотрудничество 316
    15.4. Конфигуратор стратегий 317
    15.5. Стратегические управленческие решения 320
    15.6. Определение элементов философии развития 323
    15.7. Анализ сегмента SWOT-матрицы решений 326
    15.8. Матрица анализа сочетаний синергии 328
    15.9. Анализ показателей стратегического развития системы 331
    15.10. Разработка альтернатив стратегического решения 332
    15.11. Реализация философии с использованием эталонных стратегий 334
    15.12. Проекция выделенных (приоритетных) стратегий на факторы среды 334
    15.13. Альтернативы тактических решений и использования эталонных стратегий 337
    Раздел IV. РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ»
    Руководство по изучению дисциплины «Разработка управленческого решения» 341
    Словарь 434
    Библиографический список 444.

    В период спада и оживления, в период стабильного функционирования менеджеры стремятся обеспечить своим организациям динамичное развитие, что предполагает выстраивание перспективных планов, которые часто называют стратегическими.

    Изменения, обусловленные российскими экономическими реформами, побуждают руководителей разрабатывать стратегию поведения в условиях развития, что делает актуальным разработку стратегии организации, определение содержания стратегии и проработку вопросов, связанных с внесением стратегических изменений.

    Понятие «стратегическое управление» вошло в профессиональный оборот отечественных менеджеров и руководителей организаций всего лишь десятилетие назад, но за это время накопилось достаточно опыта и знаний, чтобы переосмыслить подходы к стратегическому управлению с позиций разных школ как стратегического управления, так и анализа различных формальных моделей.

    В теоретическом плане интерес представляют вопросы, связанные с алгоритмом разработки стратегии организации – формированием философии бизнеса и на основе анализа стратегических проблем организации и ее конкурентного положения, а также создания команды управления на уровне организации.

    Прикладные вопросы разработки стратегии заключаются не только в определении параметров, влияющих на выбор варианта разработки стратегии и самих методов, за которыми следуют модели детализации стратегии, но и в осуществлении реальных стратегических изменений.

    Для рассмотрения отмеченных аспектов при подготовке пособия использованы труды известных зарубежных ученых, таких как И. Ансофф, К. Боумен, Х. Виссема, П. Дойль, Б. Карлоф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, А. Томпсон, А. Стрикленд, а также достижения отечественных исследователей в рассматриваемой области – О. С. Виханского, А. П. Градова, В. С. Ефремова, В. Л. Лунева, А. И. Люкшинова, С. А. Попова, А. И. Пригожина, В. Г. Смирновой, Э. А. Уткина, В. Д. Шапиро.

    Предлагаемый в учебном пособии подход основан на систематизации различных направлений в стратегическом управлении организациями. Пособие содержит также новые варианты использования результатов SWOT-анализа, «матричный метод» разработки стратегии и совокупность графических моделей, позволяющих формализовать процесс разработки и детализации стратегии развития организации.

    Структурно пособие состоит из трех разделов и 15 глав. После каждой главы даны контрольные вопросы для закрепления тематического материала.

    Завершают книгу 6 приложений и словарь, включающий более 130 терминов.