Текст 6

(В) виду скорого от…езда завотделом в командировку было проведено совещание. На совещании Петр Петрович сказал что в отсутстви... руководства он пред(о)ставил Алексееву внеочередной отпуск согласно его лично... заявлени...(в) следстви... чего нагрузка на каждого сотрудника увеличивается. Потом он подвел предварительные итоги прохождения стаж...ровки в отделе двумя аспирантами:

«Стаж...р Андреев инт...л...ектуал инт...л...гент добросовес...ный налогоплат...льщик. Как человек ответственный он многого добьет...ся. Это буду...щий профе(с,сс)ионал, ас... . Он занимается вопросами (кадрово)управленческой работы в (промышленно) развитых странах и уже подготовил ди(с,сс)ертацию на тему «Го(с,сс)лужба как социальный институт». На прот...жени... стаж...ровки он прекрасно себя зарекомендовал. Кстати вчера его вызвали в суд как свидетеля по делу о ко(р,рр)упции.

(В) отличи... от него стаж...р Федоров человек рас...четливый, кон...ю...ктурщик безынициативный работает (в)полсилы к тому же неа(к,кк)уратный. Посмотрите на его рабочий стол куски копч...ной колбасы печ...нки карбона...а грейпфру...ты серебр...н...ый медаль...н. Как говорит...ся ко(м,мм)ентарии излишни. Он все делал наперекор наш... требовани... и пожелани... .После общения с ним завотделом находился в пред...инфарктном состояни... (в) течени... месяца. Как вы знаете (пол)лета он лежал в больнице, но (в) продолжени... зимы (н...) разу не болел. (В) связи со сложивш…йся ситуацией (в) последстви... желательно обсуждать кандидатуры стаж...ров заранее. Мы заинтересован...ы в (профессионально) подготовле(н,нн)ых кадрах. По прибыти... завотделом в Москву мы еще раз вернемся к вопросу (профе(с,сс)ионально) деловой квалификации сотрудников».

(В) заключени... Петр Петрович подчеркнул что (не)смотря на отдельные недостатки (в) общем отдел справился с трудной задачей.

ТЕСТОВЫЙ ТРЕНИНГ

1. Какое утверждение не соответствует действительности?

а) Функциональный стиль – это разновидность общенародного языка.

б) Функциональный стиль – это разновидность литературного языка.

в) Функциональные стили – это исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере сообщения.

г) Функциональные стили языка связаны с ситуацией общения.

2. Отметьте ошибочное утверждение:

Выделяют следующие книжные стили:

а) официально-деловой

г) публицистический

3. Какой из перечисленных стилей не относится к книжным?

а) официально-деловой

б) научный

в) разговорный

г) публицистический

4. Какому стилю речи характерны такие стилевые черты, как неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения?

а) официально-деловой

б) научный

в) разговорный

г) публицистический

5. Какая лексика не характерна для разговорного стиля?

а) научная терминология

б) разговорные слова

в) общеупотребительные слова

г) просторечные слова

6. В каком стиле речи канцеляризмы не являются недостатком?

а) научный стиль

б) официально-деловой стиль

в) публицистический стиль

г) художественный

7. В каком стиле речи основу составляет терминологическая лексика?

а) научный стиль

б) официально-деловой стиль

в) публицистический стиль

г) художественный стиль

8. К какой лексике относятся слова здоровяк, кисонька, трудяга, заморыш ?

а) неологизмы

б) оценочная лексика

в) архаизмы

г) историзмы

9. Социальная оценочность является доминантой … стиля?

а) научного

б) официально-делового

в) публицистического

г) художественного

10. Для какого стиля доминантой является понятийная точность и абстрактность?

а) официально-делового

б) научного

в) разговорного

г) публицистического

11. Что является доминантой публицистического стиля?

а) абстрактность и точность

б) образность и эстетическая значимость

в) стандартность

г) оценочность и призывность

а) 1-го лица единственного числа

б) 1-го лица множественного числа

в) 2-го лица множественного числа

г) 3-го лица единственного числа

13. Для научного стиля речи не характерна лексика:

а) общеупотребительная

б) общенаучная

в) просторечная

г) терминологическая

Лекция №89 Система стилей

Рассматривается система функциональных стилей современного русского языка, а также понятие стилевой доминанты.

Система стилей

Рассматривается система функциональных стилей современного русского языка, а также понятие стилевой доминанты.

План лекции

89.1. Предмет и задачи стилистики

89.2. Функциональный стиль

89.3. Стилевая доминанта

89.1. Предмет и задачи стилистики

Термин стилистика , появившийся в XIX веке до сих пор не имеет единого понимания. Это объясняется тем, что стилистика как лингвистическая дисциплина развивалась в различных направлениях. В последнее время значительно расширился объект исследования этой науки. В самом широком смысле стилистику определяют как науку об употреблении языка.

Выделяются три ведущих направления этой дисциплины:

1) стилистика ресурсов , изучающая стилистические средства языка (стилистически окрашенную лексику, фразеологию, средства морфологии и синтаксиса);

2) функциональная стилистика , которая изучает функциональные стили языка;

3) стилистика художественной речи , изучающая средства художественной выразительности.

Предмет исследования стилистики охарактеризовал Г. О. Винокур: «Стилистика обладает тем свойством, что изучает язык по всему разрезу его структуры сразу, но с особой точки зрения. Эта особая точка зрения и создает для стилистики в чужом материале ее собственный предмет».

Итак, предметом исследования стилистики являются:

1) выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски;

2) закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения.

Основная задача стилистики - способствовать повышению лингвистической культуры общества, научить правильно и целесообразно пользоваться средствами языка в зависимости от конкретной обстановки общения, целей говорящего и других внеязыковых факторов.

Наша речь при официальном общении (выступлениях по радио и ТВ, на научных конференциях и т.п.) отличается от той, которая используется в быту. Применение языка в различных социальных сферах приводит к появлению в языке разновидностей, которые называют функциональными стилями.

89.2. Функциональный стиль

Функциональный стиль - это разновидность литературного языка, связанная с определенной сферой человеческой деятельности и имеющая свои нормы отбора и сочетания языковых средств.

Каждый стиль отличается от других следующими признаками:

1) сферой использования (сферой общения);

2) целью общения;

3) речевыми жанрами;

4) набором языковых средств.

Современный русский литературный язык представляет собой систему стилей.

Для книжных стилей характерна установка на монологическую речь. Типичной формой разговорного стиля является диалогическая речь.

Вопрос о классификации стилей современного русского литературного языка по разному решается учеными.

Например, не все лингвисты признают существование художественного стиля по следующим причинам:

1) язык художественной литературы выходит за пределы литературного языка (может включать просторечные, диалектные слова и т.п.);

2) язык художественной литературы многостилен, незамкнут, вбирает в себя черты различных языковых стилей;

3) он не имеет особых языковых примет.

Другие ученые включают художественный стиль в систему стилей русского языка, так как он обслуживает отдельную сферу человеческой деятельности (искусство) и выполняет особую функцию - эстетическую.

Дискуссионным остается вопрос о выделении разговорного стиля: существует мнение, что все функциональные стили обнаруживают противопоставление кодифицированного литературного и разговорного языка.

В последнее время встал вопрос о выделении особого религиозно-культового стиля.

Между стилями не существует четких границ, поэтому можно выделить своеобразные «гибридные» стилевые формы. Например, научно-популярная литература соединяет в себе черты научного и публицистического стилей (некоторые ученые говорят о выделении отдельного научно-популярного стиля). Таким образом, между стилями существуют переходные зоны.

Существует тесная связь между использованием конкретного стиля и ситуацией общения, типа мышления (логико-понятийный, информационно-эмоциональный, образный), содержанием речи и ее целью (сообщение информации, воздействие, фиксация знания). Эта связь не допускает свободного выбора стиля в конкретной речевой ситуации. Несоответствие стиля ситуации, типу мышления или содержанию речи часто используется в пародиях

89.3. Стилевая доминанта

Подбор языковых средств внутри каждого стиля и принципы построения речи определяются стилевой доминантой.

Доминанта - это основной признак функционального стиля, определяющий его языковые черты.

Доминанта научного стиля - понятийная точность , которая обусловливает использование системно организованной терминологии, подчеркнутую логичность речи. Так, в текстах научного стиля широко представлены специальные логические связки из этого следует, это приводит к, следовательно, таким образом. Точность в научном стиле является абстрактной, обобщенной.

Доминанта официально-делового стиля - точность, не допускающая двоякого толкования . Отсюда синтаксическая громоздкость, запрет местоименных замен, длинные предложения с массой уточняющих оборотов, цифровая разметка текста, стандартизованное построение речи, исключительно письменная форма речи.

Доминанта публицистического стиля - социальная оценочность , которая проявляется в газетных «ярлыках»: фашист, демократ, партократ, в словах с оценочным значением: вожак - главарь, зачинатель - зачинщик, съезд - сборище. Установка на оценку определяет сам отбор фактов, использование фразеологизмов и экспрессивного синтаксиса.

Доминанта художественного стиля - образность и эстетическая значимость каждого элемента текста. Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям, использование выразительных средств речи, ритма, рифмы.

Доминанта разговорного стиля - минимальная забота о форме выражения мыслей . Это объясняет фонетическую неточность, синтаксическую небрежность, широкое использование местоимений.

Практически все стили используются как в письменной, так и в устной форме, однако доминанта делового стиля противоречит ограниченным возможностям устной формы: невозможно добиться необходимой точности, если предварительное продумывание фразы невозможно.

Ярче всего различия между стилями выявляются на уровне лексики, поскольку существуют слова, закрепленные за определенным функциональным стилем: термины в научном стиле, канцеляризмы (нижеследующий, именуемый и т.п ) в официально-деловом, оценочная лексика (чаяния, свершения, консолидация и т.п. ) в газетно-публицистическом. И все же основу каждого стиля составляет межстилевая, неокрашенная лексика.

Стиль

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

Разговорный

Сфера

общения

Наука, техника, образование

Законодательство, делопроизводство.

СМИ, публичные выступления.

Искусство

Повседневное общение

Основная

цель речи

Сообщение, фиксация знаний

Сообщение, констатация факта

Сообщение и воздействие

Воздействие через образное моделирование мира

Доминанта

Понятийная точность

Предельная точность, не допускающая инотолкований

Социальная оценочность

Образность и эстетическая значимость

Минимальная забота о форме изложения мысли

Дата: 2010-05-22 11:08:00 Просмотров: 7005

Современный русский литературный язык неоднороден по своему составу. Существующие в нем средства позволяют обслуживать все сферы человеческой деятельности. В системе современного русского литературного языка выделяют пять функциональных стилей (ФС), представляющих собой своеобразные подсистемы, функционирование которых определяется целями и условиями общения в какой-либо сфере человеческой деятельности. Каждый функциональный стиль обладает некоторой совокупностью разноуровневых стилистических средств, употребление которых является для него характерным. В настоящее время большинство исследователей в качестве самостоятельных функциональных стилей выделяют научный, официально-деловой, публицистический, художественный стили, а также разговорную речь. Внутри функциональных стилей на основании определенных особенностей функционирования и подбора языковых средств могут быть выделены соответствующие подстили. Кроме того, между самими ФС не существует жестких границ: ряд текстов в соответствии с условиями и целями их создания может сочетать черты различных стилей. Однако наличие наиболее общих характерных черт позволяет говорить именно о пяти соответствующих функциональных стилях современного русского языка.

Научный стиль. Основная сфера использования научного стиля – наука, техника, а также образование. В качестве стилевой доминанты выступает понятийная точность, соблюдение которой необходимо для точной и адекватной фиксации результатов познания мира, передачи научного знания. Большинство текстов научного стиля существует в письменной форме.

Официально- деловой стиль. Сфера употребления официально-делового стиля – административно-правовые отношения в обществе, их организация и регулирование. Предельная стандартизированность речи и господство письменной формы речи обусловлены стилевой доминантой, которая может быть обозначена как «точность, не допускающая инотолкований». Необходимость соблюдения точности формулировок в первую очередь объясняется требованием однозначного толкования текстов, имеющих законодательных характер. В целом тексты официально-делового стиля имеют оттенок императивности и предписующе-долженствующее значение. Как проявление доминанты стиля языку официально-деловых текстов свойственно лексическое однообразие; почти полное отсутствие местоименных замен, являющееся следствием необходимости каждый раз полностью называть объект или действие в случае его упоминания в тексте; именной характер речи; синтаксическая громоздкость, обеспечивающая точность и однозначность формулировок. Отличительной чертой официально-делового стиля является наличие в нем многочисленных речевых стандартов - клише.

Публицистический стиль. Тексты публицистического стиля функционируют в общественно-политической сфере, преимущественно в средствах массовой информации, а также в ораторских выступлениях. Основными функциями текстов публицистического стиля является передача информации аудитории, а также воздействие на нее с целью убедить в верности той или иной точки зрения. Тексты публицистического стиля направлены на массовую аудиторию, при этом в большинстве случаев характер аудитории и ее количественные характеристики могут только предполагаться, прогнозироваться с определенной степенью достоверности вследствие рассредоточенности массы (аудитория, пользователи Интернета). Доминанта стиля определяется социальная оценочность. Одной из основных характерных черт публицистического стиля является тенденция сочетания в текстах экспрессии и стандарта. Стандартные речевые обороты, общепринятые формулировки облегчают процесс создания текста автором и восприятия информации аудиторией. В свою очередь, использование таких средств речевой выразительности, как оценочная лексика, лексико-фразеологические единицы, образные выражения, экспрессивно окрашенные неологизмы, разговорная, просторечная лексика, жаргонизмы и т.д., позволяют сделать более эффективным воздействие на адресата, акцентировать внимание на наиболее значимых вопросах.

Художественная речь. Специфика художественного стиля связана с тем, что сферой его использования является художественная литература, то есть вид искусства. Основная функция текстов художественного стиля - воздействие через индивидуально-образное моделирование мира. Основная форма речи – письменная, но с расчетом на звучание, особенно в стихотворной разновидности. Художественный стиль является единственным ФС, в котором активно используются языковые средства остальных стилей. Однако, в текстах художественной литературы они выступают в специфической – эстетической функции, функционируя в качестве средств образного осмысления действительности. По сути, тексты художественной литературы моделируют, создают новую действительность, для изображения которой используется весь арсенал средств языка. Характерной особенностью художественного стиля является не только регулярное использование средств остальных функциональных стилей: для текстов художественной литературы нормой является использование внелитературных (просторечных, диалектных и т.п.) форм, т.к. они наряду со средствами литературного языка служат созданию определенных художественных образов. Доминантой художественного стиля является эстетическая значимость и образность речи. Проявлением доминанты является лексическое богатство художественной речи, использование различных тропов и фигур речи с целью создания яркой образности. Для художественного стиля характерно исключительное авторское своеобразие текстов, отражающее мировосприятие писателя, его представление о прекрасном, выражаемое в организации художественного текста.



Разговорная речь. Сфера использования разговорной речи – повседневно-бытовое общение. В отличие от остальных ФС, разговорная речь в подавляющем большинстве случаев представлена в устной форме (исключения – дневники, бытовые письма, общение в Интернет-чатах (имеет свою специфику)). Доминанта разговорной речи - сведение до минимума (и даже до полного отсутствия) заботы о форме выражения. Разговорная речь используется в ситуации неофициального общения носителей литературного языка. В большинстве случаев участники общения находятся в непосредственном контакте и имеют возможность не только слышать, но и видеть партнера. Персонификация общения (его личностный характер, зачастую – знакомство участников, наличие общих знаний по определенным вопросам), возможность немедленного переспроса, уточнения в случае непонимания, а также учет внешних по отношению к речи факторов (возможность сопровождать ее какими-либо действиями, выражать отношение с помощью интонации, мимики, жестов) позволяют участников общения не сосредоточивать целенаправленно внимание на отборе языковых средств. В силу условий и личностного характера общения разговорная речь насыщена эмоционально-экспрессивными языковыми элементами.

Подбор языковых средств внутри каждого стиля и принципы построения речи определяются стилевой доминантой. Доминанта – это основной признак функционального стиля, определяющий его языковые черты. Доминанта научного стиля – понятийная точность, которая обусловливает использование системно организованной терминологии, подчеркнутую логичность речи.

Так, в текстах научного стиля широко представлены специальные логические связки из этого следует, это приводит к, следовательно, таким образом. Точность в научном стиле является абстрактной, обобщенной.Доминанта официально-делового стиля – точность, не допускающая двоякого толкования. Отсюда синтаксическая громоздкость, запрет местоименных замен, длинные предложения с массой уточняющих оборотов, цифровая разметка текста, стандартизованное построение речи, исключительно письменная форма речи. Доминанта публицистического стиля – социальная оценочность, которая проявляется в газетных «ярлыках»: фашист, демократ, партократ, в словах с оценочным значением: вожак – главарь, зачинатель – зачинщик, съезд – сборище. Установка на оценку определяет сам отбор фактов, использование фразеологизмов и экспрессивного синтаксиса. Доминанта художественного стиля – образность и эстетическая значимость каждого элемента текста. Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям, использование выразительных средств речи, ритма, рифмы. Доминанта разговорного стиля – минимальная забота о форме выражения мыслей. Это объясняет фонетическую неточность, синтаксическую небрежность, широкое использование местоимений. Практически все стили используются как в письменной, так и в устной форме, однако доминанта делового стиля противоречит ограниченным возможностям устной формы: невозможно добиться необходимой точности, если предварительное продумывание фразы невозможно. Ярче всего различия между стилями выявляются на уровне лексики, поскольку существуют слова, закрепленные за определенным функциональным стилем: термины в научном стиле, канцеляризмы (нижеследующий, именуемый и т.п) в официально-деловом, оценочная лексика (чаяния, свершения, консолидация и т.п.) в газетно-публицистическом. И все же основу каждого стиля составляет межстилевая, неокрашенная лексика.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Понятие стилевой доминанты и системной организации вокруг нее основных параметров стиля.:

  1. 9. Основные принципы и понятия контрактного права, основные параметры контракта

Целостность стиля с наибольшей отчетливостью проявляется в системе стилевых доминант, с выделения и анализа которых и следует начинать рассмотрение стиля. Стилевыми доминантами могут становиться наиболее общие свойства различных сторон художественной формы: в области изображенного мира это сюжетность, описательность и психологизм, фантастика и жизнеподобие, в области художественной речи – монологизм и разноречие, стих и проза, номинативность и риторичность, в области композиции – простой и сложный типы*. В художественном произведении обыкновенно выделяется от одной до трех стилевых доминант, которые и составляют эстетическое своеобразие произведения. Подчинение доминанте всех элементов и приемов в области художественной формы и составляет собственно принцип стилевой организации произведения. Так, например, в поэме Гоголя «Мертвые души» стилевой доминантой является ярко выраженная описательность. Задаче всесторонне воссоздать уклад русской жизни в ее культурном и бытовом планах подчиняется все строение формы. Так, среди художественных деталей преобладают детали портрета и в особенности вещного мира, при атом используются обыкновенно детали-подробности, действующие на читателя прежде всего своей массой. Преобладают внешние детали, внутренние же практически отсутствуют. Характер образности жизнеподобный, что важно для создания общего впечатления достоверности описания. Подчиняется описательности как стилевой доминанте и область композиции. Резко, насколько это возможно в эпическом произведении, ослаблена сюжетность и соответственно возрастает значение внесюжетных элементов – авторских отступлений, вставных эпизодов и особенно описаний. Практически основной сюжет у Гоголя существует для того, чтобы беспрестанно от него отвлекаться, самостоятельного значения он не имеет, а ведущий конфликт (противоречие «мертвого», застойного и «живого», развивающегося) реализуется вне сюжета, на других уровнях композиции (прежде всего в противопоставлении картин действительности и авторских отступлений). В соответствии с принципом описательности строится и композиция системы персонажей. Во-первых, их в гоголевской поэме чрезвычайно много, а во-вторых, они в своей сути равноправны и равно интересны автору; разделение на главных, второстепенных и эпизодических можно провести лишь формально (об этой особенности «Мертвых душ» подробно говорилось выше). Среди композиционных приемов особое значение приобретают повтор и усиление, нагнетание однопорядковых деталей, впечатлений, персонажей и проч., что также содействует описательности.

___________________

В области художественной речи следует отметить, во-первых, номинативность, которая необходима при описательности для того, чтобы создать полное и точное представление о предметах и явлениях, не отвлекаясь на речевые «красоты», и во-вторых, относительно медленный, неторопливый и размеренный темпоритм, усиливающий впечатление обстоятельности, дотошности изображения-описания. Важным свойством является также разноречие, при котором разные речевые манеры противопоставлены друг другу абсолютно, не проникая друг в друга; это также работает на описательность, создавая еще и речевой образ различных укладов жизни.

Другой пример – организация стиля в романах Достоевского. Стилевыми доминантами в них являются психологизм и разноречие в форме полифонии. Подчиняясь этим доминантам, художественно ориентируются все элементы и стороны формы. Естественно, что среди художественных деталей внутренние преобладают над внешними, а сами внешние детали так или иначе психологизируются – либо становятся эмоциональным впечатлением героя (топор, кровь, крест и т.п.), либо отражают изменения во внутреннем мире (детали портрета). Описательности как таковой практически нет. Используются в основном не детали-подробности, а единичные детали-символы, способные в большой степени психологизироваться. Интересную трансформацию претерпевает сюжет.

Он не ослабляется, как можно было бы ожидать, наоборот, сюжет у Достоевского всегда стремителен и напряжен, изобилует перипетиями. Но ни в одном романе Достоевского сюжет не имеет самодовлеющего значения, он работает на разноречие и психологизм: острые, экстремальные ситуации, то и дело возникающие по ходу сюжета, призваны прежде всего провоцировать идейно-эмоциональную реакцию героев, стимулировать их идеологическую и речевую активность. В композиции романов небывало большое место занимает прямая речь героев, как внешняя, так и внутренняя. Принцип полифонии реализуется и в характере повествования: слово повествователя так же инициативно и напряжено, как и слово героя, и так же «открыто» для, чужой речи, показателем чего может прежде всего служить активное использование такой повествовательной формы, как несобственно-прямая речь. Таким образом, доминантные свойства прямо определяют те законы, по которым отдельные элементы художественной формы складываются в эстетическое единство – стиль.

Однако не только наличием доминант, управляющих строением формы, создается целостность стиля. В конечном итоге эта целостность, как и само появление той или иной стилевой доминанты, диктуется принципом функциональности стиля, под которым подразумевается его способность адекватно воплощать художественное содержание: ведь стиль – это содержательная форма. «Стиль, – писал А.Н. Соколов, – категория не только эстетическая, но и идеологическая. Необходимость, в силу которой закон стиля требует именно такой системы элементов, не только художественная и тем более не только формальная. Она восходит к идейному содержанию произведения. Художественная закономерность стиля основывается на закономерности идейной. Поэтому полное понимание художественного смысла стиля достигается только при обращении к его идейным основам. Вслед за художественным смыслом стиля мы обращаемся к его идейному значению»*. О той же закономерности позже писал и Г.Н. Поспелов: «Если литературный стиль есть свойство образной формы произведений на всех ее уровнях, вплоть до интонационно-синтаксической и ритмического строя, то на вопрос о факторах, создающих стиль в пределах произведения, ответить как будто бы нетрудно. Это – содержание литературного произведения в единстве всех его сторон»**.

___________________

* Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968. С. 42. Употребление терминов «идеологическая» и «идейный», разумеется, неудачно в данном контексте, но это дань времени, а в целом мысль ученого совершенно верна.

** Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М, 1970. С. 61–62.

Почему в художественном произведении возникают те, а не иные стилевые закономерности, стилевые доминанты? Потому что именно их требуют конкретные содержательные задачи. Так, принцип контраста, который мы отмечали в стиле «Войны и мира», обусловлен прежде всего содержанием романа-эпопеи, стремлением Толстого четко противопоставить верные и неверные этические принципы, истинное и ложное, естественное и неестественное, духовное и животное, добро и зло. Это стержень как проблематики, так и аксиоматики Толстого, сущность идейной направленности его произведения, выражение этической бескомпромиссности автора. Появление описательности как доминанты стиля «Мертвых душ» объясняется тем, что Гоголь ставил своей задачей нарисовать, по его словам, «образ многого», в своем произведении он дает не образы отдельных лиц и судеб, но картину культурно-бытового уклада России, образ жизни, образ мира, нации, этноса; социокультурная проблематика стала содержательной доминантой поэмы. Психологизм и разноречие как стилевые доминанты романов Достоевского обусловлены их содержательной доминантой – идейно-нравственной проблематикой, которая предполагает поиск личностной истины, своего «слова о мире», оформляющегося в постоянном взаимодействии с «чужим словом», с иными точками зрения на мир.