Сочинение
Не так ли, други милые?
Они сказали: «Так»…
Н.А. Некрасов
Так что же такое счастье? Счастье - это душевное состояние человека. Как же Некрасов осознает счастье и описывает его в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Писатель сочетает понятие своего счастья, «вложенного» в конкретный персонаж, и счастья людей из разных слоев общества. Герои-мужики из «сметных деревень» сходятся и затевают спор:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Не придя к общему решению, думают, что надо пройти по свету и выяснить, кто же счастлив на Руси. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - доказывает ограниченность их представлений о счастье, которые сводятся к материальной обеспеченности.
Встреча с попом выясняет, что собственного понимания о счастье у героев нет, сам поп дает им формулу счастья, а мужики с ней пассивно соглашаются:
В чем счастье, по-вашему? Покой, богатство, честь -
Не так ли други милые?
Они сказали: «Так»…
За наивным, доверчивым высказыванием попа скрывается жизнь простого народа и жизнь самой России в ее прошлом, настоящем и будущем. Не может быть счастливого духовенства, когда несчастен народ.
В направлении поисков счастья намечается поворот. Мужики решили посмотреть, узнать о счастье народа, так как без народного благополучия нет и счастья «верхов».
По своей инициативе к странникам начинают подходить «счастливцы» из низов. Конечно, «счастливцы» таковы, что мужики, увидев их, с иронией восклицают:
Эй, счастье мужицкое!
Дырявое с заплатками,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!
Но все-таки каждый из них, «счастливых», пытается представить свое понимание о счастье.
Даже старая, рябая, одноглазая старуха считает, что она тоже счастлива:
У ней по осени
Родилось реп о тысячи
На небольшой гряде…
Тут пришел и солдат с медалями, он уверен, что его счастье в том, что:
В двадцати сражениях
Я был, а не убит.
Желания каждого русского человека, думал худой, расслабленный мужик с одышкою: «попасть на родину и дома умереть». Даже оборванные нищие смогли объяснить, что они счастливо живут на Руси:
Нас у порога лавочник
Встречает подаянием…
Итак в ответ а эту позицию народного самосознания из разноречивого хора крестьянских голосов, поднимаясь над ними, начинают звучать песни Гриши Добросклонова, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за благополучие:
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней кажется
Несокрушимая!
Некрасов соглашается с позицией Григория, что народ должен сам бороться за свое благополучие и счастье, но она должна подпитываться физической и духовной поддержкой верхов.
Добросклонов выступает в поэме, как всенародный заступник:
Ему судьба готовила
Путь счастливый, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь…
В моем понимании счастье - это духовное, материальное, физическое благополучие, которого всегда должно доставать (то есть хватать). Но иногда люди думают, что не счастливы, так как не замечают его, но Ломоносов сказал: «Счастье есть только тогда, когда ты его не замечаешь!».
Но думать, внушать себе, что ты не счастлив - нельзя потому, что все люди, каждый, воспринимает благополучие по-своему и счастлив по-своему.
Героем поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ, все многочисленное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Поэмы с таким широким охватом изображения всех социальных слоев России до этого еще не было в русской литературе.
Некрасов начал ее в 1863 году, вскоре после «освобождения» крестьян. Поэт очень хорошо понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было, что крестьянство по-прежнему осталось под помещичьим ярмом и что, кроме того, «... на место сетей крепостных люди придумали много иных».
Однако Некрасов ни разу не сделал порабощенный народ предметом оскорбительной жалости; понял, что его задача как художника не в том, чтобы скорбеть и сокрушаться, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свое творчество его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением народных мыслей и чувств. Поэт хотел сделать «мужицкие очи» своими и научиться смотреть ими на каждое явление тогдашней действительности.
С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень - «Заплатово, Дырявино, Разутово, Зноби-шино, Горелово, Меелово, Неурожайна тож» - говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», на самом деле раскрывает драматизм положения героев: перед нами замученные нуждою, больные, голодные люди.
Таким образом, прочитав первые главы «Кому на Руси жить хорошо», начинаешь думать, что на вопрос заглавия некрасовского произведения можно дать единственный ответ: каждому человеку живется несладко, особенно же - «освобожденным» крестьянам, о счастье которых сказано:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!
Однако что же подразумевают странники под счастьем? «Покой, богатство, честь»?
С появлением Якима Нагого, вдохновенного защитника чести трудового народа, ставится под сомнение критерий богатства: во время пожара этот герой спасает «кар-тиночки», забыв о «целковых», скопленных в течение всей многотрудной жизни. Яким же доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью.
Другой персонаж поэмы - Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин, деревенский праведник, имеет все, «что надобно для счастья»: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной.
Невольно возникает вопрос: значит, счастье заключается в чем-то ином?
По мере поисков счастливых в народном мире, перед странниками является новый герой - Савелий, «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слоев крестьянства, которые уже не желали терпеть угнетение. Мириться с помещичьим произволом. Он способен в критической ситуации произнести решительное «наддай!», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего.
Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией: Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
... Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие,
Прошли по ней - сломалися. ..
... Не гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится...
Ужин не богатырь?
Прочитав главу «Пьяная ночь», мы узнаем русского мужика в веселье, и, хотя пьянство - неоспоримый порок, мы невольно гордимся пьяной душой русского человека: Пошла по жилам чарочка,
И рассмеялась добрая
Крестьянская душа!
Правда, было бы более отрадно, если бы «смеялась добрая крестьянская душа» без «водочки»! Однако без этого трудно было выдержать тяготы крестьянского существования. И поэтому скорее не осуждение, а призыв к пониманию звучит в этой части поэмы. Особенно следует сказать о проблеме женского счастья в произведении Некрасова. Поэт не только увидел тяжкую долю трудовой русской женщины, но и восславил «тип величавой славянки», скорбел о ее судьбе, гордился ее красотой, огромной нравственной силой. И все же, народного поэта прежде всего привлекает драматизм женской судьбы. Поэтому обращение к женской красоте служит у Некрасова тому же разоблачению мрачной социальной действительности, раскрытию темы крестьянского угнетения. Поэт, как и его герои-странники, находится во власти мучительного впечатления от печальной повести жизни своей героини. Он видит в ней безвинно страдающего и глубоко оскорбленного человека. Однако, несмотря на страдание, у Матрены Тимофеевны остается «в рабстве спасенное сердце свободное». Она не терпит унижения безропотно, на любую несправедливость отвечает немедленным действием, ищет и находит выход из самых трагических ситуаций, с гордостью заявляя о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». И в этом заключается настоящее счастье героини, ведь ей удалось сохранить «совесть спокойную, правду живучую». Показан в поэме и массовый, собирательный образ народа. Так, в главе «Пир - на весь мир» люди справляют «поминки по крепям». В праздник вовлекаются все, звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пиру народном. Здесь поэма напоминает крестьянскую сходку, мирской диалог. Однако это единство, сознание своей общинной силы у русских крестьян не может оставить читателя равнодушным. Например, если оценивать жизненный путь Матрены Тимофеевны с точки зрения бед и невзгод, тогда как же может быть счастлив Григорий Добросклонов, которому была уготована каторга? И Савелий, наверное, не согласился бы прожить свою жизнь по-иному, с другими убеждениями. Значит, он доволен прожитой жизнью, счастлив? С этим утверждением можно спорить, возразив, что сама Матрена не считает себя счастливой, что странники не нашли того, «кому на Руси жить хорошо». Но ведь и критерии счастья могут быть разные, и понимание этого слова у каждого может быть свое... А вот человека, которому жить хорошо, наши странники действительно не нашли! Я думаю, можно быть счастливым душой, но не жить хорошо - все зависит от того, какую «формулу счастья» применять к оценке действительности. Н.А. Некрасов
Так что же такое счастье? Счастье - это душевное состояние человека. Как же Некрасов осознает счастье и описывает его в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Писатель сочетает понятие своего счастья, «вложенного» в конкретный персонаж, и счастья людей из разных слоев общества. Герои-мужики из «сметных деревень» сходятся и затевают спор:
Кому живется весело,
Не придя к общему решению, думают, что надо пройти по свету и выяснить, кто же счастлив на Руси. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - доказывает ограниченность их представлений о счастье, которые сводятся к материальной обеспеченности.
Встреча с попом выясняет, что собственного понимания о счастье у героев нет, сам поп дает им формулу счастья, а мужики с ней пассивно соглашаются:
В чем счастье, по-вашему? Покой, богатство, честь -
За наивным, доверчивым высказыванием попа скрывается жизнь простого народа и жизнь самой России в ее прошлом, настоящем и будущем. Не может быть счастливого духовенства, когда несчастен народ.
В направлении поисков счастья намечается поворот. Мужики решили посмотреть, узнать о счастье народа, так как без народного благополучия нет и счастья «верхов».
По своей инициативе к странникам начинают подходить «счастливцы» из низов. Конечно, «счастливцы» таковы, что мужики, увидев их, с иронией восклицают:
Эй, счастье мужицкое!
Но все-таки каждый из них, «счастливых», пытается представить свое понимание о счастье.
Даже старая, рябая, одноглазая старуха считает, что она тоже счастлива:
У ней по осени
Тут пришел и солдат с медалями, он уверен, что его счастье в том, что:
В двадцати сражениях
Желания каждого русского человека, думал худой, расслабленный мужик с одышкою: «попасть на родину и дома умереть». Даже оборванные нищие смогли объяснить, что они счастливо живут на Руси:
Нас у порога лавочник
Итак в ответ а эту позицию народного самосознания из разноречивого хора крестьянских голосов, поднимаясь над ними, начинают звучать песни Гриши Добросклонова, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за благополучие:
Рать подымается -
Некрасов соглашается с позицией Григория, что народ должен сам бороться за свое благополучие и счастье, но она должна подпитываться физической и духовной поддержкой верхов.
Добросклонов выступает в поэме, как всенародный заступник:
Ему судьба готовила
В моем понимании счастье - это духовное, материальное, физическое благополучие, которого всегда должно доставать (то есть хватать). Но иногда люди думают, что не счастливы, так как не замечают его, но Ломоносов сказал: «Счастье есть только тогда, когда ты его не замечаешь!».
Но думать, внушать себе, что ты не счастлив - нельзя потому, что все люди, каждый, воспринимает благополучие по-своему и счастлив по-своему.
Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества.... Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан. Н.А.Некрасов
Поэт в России - больше чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет. Евгений Евтушенко
Николай Алексеевич... В лирике Некрасова слились воедино два понятия: народ и родина. Они были для поэта неразделимы, и это вполне объяснимо, если вспомнить его биографию. Некрасов провел детство на берегу Волги, под Ярославлем, в имении своего отца. С ранних лет он видел... Иди в огонь за честь Отчизны.
Н. А. Некрасов
Творчество Н. А. Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы.
Для... Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – центральное произведение творчества Н.А. Некрасова. Это монументальное лирико-эпическое творение, охватывающее целый исторический период жизни русского народа. Одной из центральных проблем поэмы является проблема понимания счастья: герои повсюду ищут счастливого человека, пытаясь понять, «кому живется весело, вольготно на Руси». Этот вопрос является у Некрасова сложным, многогранным, рассматривается с различных точек зрения – социальной, политической, нравственной, философской, религиозной. Прологе к поэме странствующие мужики выстраивают целый ряд счастливых, по их мнению, людей: чиновник, купец, помещик, священник, царь… Автор же относится с иронией к самой сути этого спора: «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь – колом ее оттудова не выбьешь…». Не согласен он с мужиками и в правильности выстроенной ими системы благополучия, полагая, что счастье этих людей является ограниченным, сводится к материальной обеспеченности. Формулу такого счастья называет презираемый поэтом «поп»: «покой, богатство, честь». Мужики же соглашаются с ним в силу своей необразованности, наивного Простодушия. Именно этот персонаж своим рассказом о «счастливой жизни» вносит разлад в образ мыслей странников и изменяет характер их поведения: от роли абстрактно спорящих созерцателей жизни они переходят к роли ее непосредственных участников. Наиболее яркое проявление этого мы находим в главе «Сельская ярмонка», в которой изображается разноголосие разноязыкого, разгульного, пьяного народного «моря». Здесь происходит диалог странников со всем мужицким «миром» который вовлекается в спор о счастье. В этой части поэмы происходит резкий поворот странствующих мужиков в сторону народной жизни. Что же такое счастье в представлении народа? Есть ли счастливые люди в этой среде? Поставленные вопросы раскрываются автором в главе «Счастливые». В которой по собственной инициативе к странникам подходят «счастливцы» из народных низов. Перед нами возникают обобщенные, но ограниченные картины счастья крестьянского («реп до тысячи на небольшой гряде»), солдатского («… в двадцати сражениях я был, а не убит!»), рабочего («щебенки наколачивать в день на пять серебром»), холопского («у князя Переметьева я был любимый раб»). Однако итог этой беседы неприемлем ни для автора, ни для его дотошных героев, вызывает их общую иронию: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями, проваливай домой!». Однако в финале этой части некрасовского произведения содержится по-настоящему серьезный и глубокий рассказ о счастливом человеке – Ермиле Гирине, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. «Не князь, не граф сиятельный, а просто он – мужик!» – по своему авторитету, влиянию на крестьянскую жизнь этот человек оказывается сильнее князя и графа. И сила эта заключается в доверии народного «мира» и в опоре Ермила на этот «мир». Это отчетливо проявляется в его тяжбе с Алтынниковым за мельницу. Гирин наделен бесценным по своей общечеловеческой значимости чувством христианской совести и чести – в этом и заключается его счастье, в авторском понимании. Совестливость Ермила Гирина, по мнению поэта, не исключительна – она выражает одну из наиболее характерных особенностей русской крестьянской общины, а этот персонаж одним из луших представителей своего народа. Таким образом, Ермил опровергает первоначальное представление странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имел все, что необходимо для счастливой жизни по предложенной формуле: и покой, и богатство, и уважение. Однако он жертвует этими благами ради правды народной и попадает в острог, сохранив тем самым свою честь, христианскую совесть. Это один из самых ярких примеров понимания истинного счастья в произведении Некрасова. Постепенно, по мере смены событий и появления новых героев, в поэме складывается обобщенный, собирательный образ счастливого человека. Таким счастливцем оказывается у Некрасова борец за народные интересы. Как бы в ответ на рост народного самосознания из разноголосого хора крестьянских голосов начинают все громче звучать песни Гриши Добросклонова – русского интеллигента, настоящего подвижника, которому за это «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Образ человека, видящего возможность достижения «счастия народного» в результате всеобщей и активной борьбы за «непотрошеную губернию», является сквозным для всего некрасовского творчества. Это село Избытково, по авторскому замыслу, и ищут теперь духовно выросшие странники, давно забывшие о первоначальной цели своего путешествия. Таким образом, некрасовские странники выступают символом тронувшейся с места, жаждущей перемен к лучшей жизни пореформенной народной России. Однако в поэме нет противопоставления счастья «верхов» и «низов», она подводит читателя к идее воплощения всеобщего счастья – «пира на весь мир». Cлайд 1
Cлайд 2
Cлайд 3
Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
Cлайд 11
Не так ли, други милые?
Они сказали: «Так»…
Вольготно на Руси?
Не так ли други милые?
Они сказали: «Так»…
Дырявое с заплатками,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!
Родилось реп о тысячи
На небольшой гряде…
Я был, а не убит.
Встречает подаянием…
Неисчислимая,
Сила в ней кажется
Несокрушимая!
Путь счастливый, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь…