Турнир знатоков этикета

Цель мероприятия:

Способствовать формированию представления учащихся об этикете, выработке умения вести себя в соответствии с его основными критериями, определению уровня воспитанности и владения этикетной речью, привитию навыков культурного, правильного поведения в социальной среде, закреплению знаний о правилах хорошего тона; стимулировать развитие речевых умений, актерских способностей; способствовать воспитанию чувства красоты, эстетического восприятия.

Место проведения: актовый зал.

Оборудование (зал украшен в стиле XIX века): плакат-объявление, гербы династий, флаги с названием мероприятия, канделябры, фортепиано с нотами, 2 стола, 2 скатерти, 2 сервиза, салфетки, карточки для игры, свитки, грамоты.

Техническое оборудование: презентация, ноутбук, проектор, экран, музыкальная аппаратура.

Объявление о начале (плакат перед входом в зал):

"О, юные повелители душ! Знатоки вежливости и любезности! Явитесь на зов турнирных труб! Турнир Этикета ждет вас! Доспехи ваши - вежливость и любезность, внимание и доброжелательность. Пусть победит сильнейший! Турнир состоится..."

(Играет торжественная музыка. Слышится звук горна или трубы.)

Глашатай 1 и 2.

Внимание! Внимание! Начинаем наш праздник «Турнир знатоков этикета».

Глашатай 1.

Сегодня у нас необычная встреча, мы проведем турнир знатоков этикета, на котором вас ждут различные испытания.

Глашатай 2.

Для этого, мы пришли в этот замечательный зал, где нас встречает Маркиза де Этикет.

Под музыку выходит Маркиза де Этикет.

Маркиза де Этикет:

Милые гости, я приветствую вас и поздравляю с чудесным событием! Каждый рад открытию праздничного, долгожданного турнира, большого и знаменательного. На состязания явилось много участников. Я хочу пожелать вам пройти все испытания, показать, на что вы способны.

Глашатай 1:

В турнире участвуют две знаменитые династии. Династия фон АБ солют и династия де ля В остор Г .

Глашатай 2:

Поприветствуем друг друга.

Династия фон Абсолют.

Добрый день! Мы рады вас видеть!

Династия де ля Восторг.

Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас!

Глашатай 1:

Победить в турнире очень нелегко,

Здесь сражаются за каждое очко.

Чтобы в турнире победить,

Очень умным и культурным надо быть.

Глашатай 2.

Династия фон Абсолют - ваш девиз!

Династия фон Абсолют.

Аккуратность и благородство!

Глашатай 1:

Династия де ля Восторг - ваш девиз!

Династия де ля Восторг.

Вежливость и гостеприимство!

Глашатай 1 и 2:

Внимание! Турнир Знатоков Этикета объявляется открытым!

Глашатай 2:

Что такое этикет?

Не наделаем с ним бед?

Глашатай 1:

Здесь мы будем все учиться,

Как уместнее проститься,

Как представится, назваться,

Как нам правильно общаться.

Глашатай 2:

На вопросы ты ответа

Не найдешь без этикета.

Маркиза де Этикет : Открою я вам книгу эту.

Ведь в помощь всяк ее совет.

Будем учиться этикету

И на любой вопрос найдем ответ.

Глашатай 2:

Что такое этикет? Это каждый знает

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.

А теперь серьезное дадим определение.

Маркиза де Этикет :

Этикет - это правила поведения человека среди других людей.

Историческая справка.

В один из исторических дней 17 века у французского короля Людовика 14 состоялся приём. Людовик, имевший громкое прозвище «король-солнце» и необычайно любивший пышность, распорядился вручить всем гостям карточки. На них перечислялись правила поведения, необходимые к соблюдению. Такая карточка называлась – этикетка. Именно от неё и появилось слово этикет – правила поведения. Таким образом, мы видим, что «этикет» - слово французского происхождения.

Глашатай 1:

Что такое этикет?

Это можно,

Это нет...

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно.

Все прекрасно,

Что не дурно.

Маркиза де Этикет :

Перед тем, как проверить ваши знания, мы проведём небольшую разминку. Истинные знатоки этикета очень часто пользуются «волшебными словами». Итак, минутка поэзии – «Доскажи словечко».

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого... (спасибо).

    Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо).

    Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста).

    Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

    И во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Волшебные слова знаете хорошо, но главное – не забывайте употреблять их в речи и с особой интонацией. А также, достопочтенные гости, не забывайте соблюдать правила поведения!

Правила поведения для наших достопочтенных гостей:

    Говорить комплименты друг другу.

    Говорить только правду.

    Уметь признавать и исправлять свои оплошности.

    Не давать сдачи, а решать проблемы словами.

    Всегда благодарить за помощь с улыбкой на лице.

    Никогда не грубить, не кричать, разговаривать со всеми спокойным и вежливым тоном.

    Заметив какой-то непорядок, устранять его, не ожидая, когда их об этом попросят.

    Не хвалиться, если что-то хорошо получается, а учить этому других.

    Проявлять заботу о малышах, помогать взрослым.

    Уметь слушать, не перебивая собеседника.

    Учится красиво ходить и танцевать.

    Уметь правильно пользоваться столовыми приборами.

Маркиза де Этикет :

Молодцы, много правил знаете. Я надеюсь, что вы их соблюдаете.

Песня «Вежливость» (под минус песни «Чудо Детство»)

Куплет.
Здравствуйте, пожалуйста,

Позвольте, извините –

Это ведь несложно

Нам всем повторять.

Лучшие традиции,

Хорошие манеры

Будем непременно

Мы все выполнять.

Припев (2 раза):

Вежливость, вежливость – главная наука!

Рады встрече с ней всегда

И он, и ты, и я.

Вежливость, вежливость,

Проходи без стука.

Будем мы с тобой всегда

Хорошие друзья.

Маркиза де Этикет:

Ну что ж, для начала мы выясним насколько вы хорошо ориентируетесь в теоретических вопросах этикета. Каждая династия поочередно отвечает на вопрос. Итак, начнём:

    Что такое этикет? (Правила поведения)

    Кто придумывает правила поведения? (Сами люди)

    Кого называют культурным человеком?

    Зачем выполнять правила этикета?

    Какими словами можно заменить слово «спасибо»?

    Можно ли дарить один цветок? (Несомненно).

    Допускается ли в беседе спор? (Да, но без лишних эмоций) .

    Принято ли выражать свою благодарность за мелкую услугу хорошо знакомому человеку? (Да, всегда).

    Вы пришли в гости. Кто приглашает гостей за стол и определяет ваше место за столом?

    Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?

Благодарю участников за ответы!

Сценическая миниатюра «Встреча»

Глашатай 1:

Уважаемая публика! Вашему вниманию предлагается сценическая миниатюра. Вам предстоит обнаружить ошибки в соблюдении правил этикетной речи.

Повстречала Маша Петю:

Самый лучший ты на свете!

Петя ей тотчас в ответ:

Машка, шлю тебе привет!

Как дела?

Да все путем!

А в кино сейчас пойдем?

Нет, ну все пока, давай!

Ладно, ну давай, прощай!

Глашатай 2:

Доблестные участники! Хорошо ли воспитаны наши герои? Как бы вы себя вели в такой ситуации?

Маркиза де Этикет:

Вам предстоит научить наших героев хорошим манерам и этическим нормам. Исправьте ситуацию, вставив, где необходимо этикетные слова, заменив просторечия нормативной лексикой.

Повстречала Маша Петю:

- …, лучший друг на свете!

Петя тотчас ей в ответ:

- …, шлю тебе привет!

Петя, как твои дела?

- …, хорошо! Как жизнь твоя?

Все в порядке. А в кино

Не пойти ли нам?

Маша, … , давно

Обещал помочь я маме.

Непременно в другой раз

Мы посмотрим «Ералаш».

Вот и хорошо. …!

- … в добрый вечер!

Слова для справок: извини, Маша, до встречи, здравствуй, спасибо, до свиданья.

Маркиза де Этикет:

Вы отлично справились с заданием!

Маркиза де Этикет:

А сейчас предлагаю вам послушать стихотворение Агнии Барто. Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании? Вежлив ли он?

    Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут.. а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

    Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

    «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

    А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«ну, я пошел, пока, всего…»

    Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

    Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

    Но, может быть, он всем знаком,

И вы встречались с ним где-либо.

Тогда скажите нам о нем,

А мы … мы скажем вам – спасибо!

Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании?

Как называет он своих друзей?

Вежлив ли он?

Маркиза де Этикет :

Ах, как не хватает истинных кавалеров в современном мире! Но в нашем королевстве, наверняка, найдутся кавалеры в каждой династии. Я просто в этом уверенна! Предлагаю провести конкурс-дуэль «Комплимент прекрасной даме» .

Приглашаю на сцену по одному кавалеру от каждого класса. Перед вами прекрасная дама. Ваша задача, как можно больше сделать ей комплиментов. Займите свои исходные позиции. Делая шаг, вы произносите один комплимент. Если мы не услышим комплимента в адрес прекрасной дамы, вы выбываете из конкурса.

Маркиза де Этикет : Уважаемые участники турнира, вы доказали, что в нашем королевстве есть истинные кавалеры!

Игра «Хорошо – плохо» (Физминутка)

«Хорошо» – хлопаем в ладоши, «плохо» – топаем ногами.

    Здороваться при встрече.

    Толкнуть и не извиниться.

    Помочь поднять упавшую вещь.

    Не встать, обращаясь к учителю.

    Взять билет в автобусе.

    Не уступить место в транспорте.

    Сидеть в шапке за столом.

    Резать – уродовать стволы деревьев.

    Ломать ветки деревьев и кустов.

    После отдыха в лесу оставить после себя свалку.

    Поздравить родных с праздником.

Маркиза де Этикет :

Следующее задание на знание русского языка. На столах лежат карточки. Выберите к слову вежливость синонимы. Задание понятно, время пошло.

Маркиза де Этикет :

Команды готовы. И первой справилась династия «___________»! Зачитайте слова синонимы к слову вежливость. Молодцы! С заданием вы справились. Я желаю Вам быть ВЕЖЛИВЫМИ, ВНИМАТЕЛЬНЫМИ, ТАКТИЧНЫМИ, ПОРЯДОЧНЫМИ, ДОБРЫМИ. Ведь нам так этого не хватает в нашем современном мире!

Игра с залом «Лови смайлик»

Маркиза де Этикет :

Высоко цените в общении между людьми такое мимическое движение, как улыбка. Когда человек улыбается, его лицо делается несравненно лучше. Окружающие благодарно принимают улыбку, выражающую приветливость и дружелюбие.

Сейчас я «брошу улыбку» любому участнику турнира, который «поймает» ее руками и «нанесет» ее на свое лицо, потом «сотрет» и «бросит» другому.

Улыбающийся человек быстрее вызывает к себе расположение. Улыбайтесь чаще!

Маркиза де Этикет :

Вы успешно справились с первыми конкурсными заданиями турнира и готовы перейти к следующим.

Музыкальная пауза: «Бал вежливости»

Маркиза де Этикет :

Сегодня находясь на турнире Знатоков Этикета несомненно мы поговорим с вами о правилах поведения на балу.

1.Приглашая даму на танец, следует поклониться и сказать: «Позвольте Вас пригласить!»

2.После танца следует проводить даму и поблагодарить её.

3.Отказываясь от приглашения на танец, девушка говорит вежливо: «Извините, я не танцую»

Маркиза де Этикет :

Обратите внимание, на бал пришли добрые, тактичные и заботливые кавалеры и очень милые дамы. Задание заключается в следующем: кавалеры команд приглашают своих дам на танец, выполняя при этом первое правило поведения на балу. После танца кавалеры провожают дам на своё место и благодарят за танец. Задание понятно? Тогда попросим музыку.

Глашатай:

Объявляется музыкальная пауза!

Дети исполняют танец.

Маркиза де Этикет :

Итак, обе династии себя показали и с заданием справились.

«Ситуация»

Маркиза де Этикет :

Сейчас вам будут предложены ситуации на знание общепринятых норм поведения.

Ситуация 1. В некотором царстве, в некотором государстве живет несчастный король: все его 13 умнейших министров на всех советах говорят вместе, поэтому никто никого не слышит и ничего не может толком решить. Какое из правил этикета посоветовали бы Вы этому королю сделать Первым Законом в его Государстве?

Ситуация 2. ...Грозный рыцарь в тяжелых доспехах остановил коня у порога дома. Никто не посмел выйти ему навстречу – страшно... Он медленно повернулся к двери, снял шлем и вошел: "Эй, хозяева! Привет вам привез от родных..." – и улыбнулся, молодой и красивый... С тех самых пор все мужчины, входя в дом с добрыми намерениями, что делают?

Ситуация 3. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. "У Вас упала книга" - закричал мальчик, догоняя прохожего. "Разве?" - удивился тот. "Конечно. У Вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета, "- объяснил мальчик. "Я вижу, что ты хорошо знаешь математику," -сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - "Но, однако, есть правила, которые ты не усвоил." Что должен был сделать мальчик?

Ситуация 4. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: "Во дворе мальчишка такой невежливый, зовет меня Танька." "А ты как зовешь его?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!" - ответила Таня. Права ли Таня?

Ситуация 5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семёнович». Скажите, какая допущена ошибка? А может всё в порядке?

Сервировка стола

Маркиза де Этикет :

Следующий конкурс сервировка стола. Как это ни печально, застольный этикет в нашей стране отнюдь не популярен. Положа руку на сердце, ответьте мне, кто из вас за домашним столом пользуется ножом и вилкой одновременно. Каждой династии предоставляется набор посуды для того, чтобы накрыть стол согласно правилам этикета. Побеждает тот, кто сервирует стол правильно.

Итак, сервируем стол. (Звучит музыка)

Сценки-шутки

Сценка 1. В автобусе.

Дама спрашивает:

Я извиняюсь, Вы выходите?

Выхожу.

А впереди Вас выходят?

Да.

А вы у них спрашивали?

Спрашивала, спрашивала.

А что они Вам ответили?

Сценка 2.Мать поучает сына.

Никогда не тянись через весь стол, если тебе что-нибудь нужно. Разве у тебя языка нет?

Есть, но руки длиннее.

Сценка 3. Бабушка воспитывает внука.

Андрей, когда кашляешь, прикрывай рот ладошкой.

Не бойся, бабуля, у меня зубы не выпадут.

Сценка 4. В театре во время спектакля разговаривают двое.

Один из впередисидящих зрителей оборачивается и говорит:

Простите, мсье, я ничего не слышу.

А почему, собственно говоря, Вы должны слышать, о чем мы говорим?

Игра «Стоп красный свет»

Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Вы сейчас прослушаете маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение – поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете – поднимите зеленую карточку. Приготовьте карточки.

    Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)

    На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)

    Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за столом во время еды. (Красная.)

    Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)

    По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)

    После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)

    Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете. (Красная.)

    Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)

"Вредные советы"

Маркиза де Этикет:

А сейчас ребята будут давать вам вредные советы, а вы будете находить ошибки в поведении героев и исправлять их.

Если ты пришел к знакомым - не здоровайся ни с кем.

Слов "пожалуйста", "спасибо" никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.

Девчонок надо никогда не замечать

И не давать проходу им нигде и никогда

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

Если друг на день рожденье пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома, пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай.

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

Маркиза де Этикет :

В нашем королевстве на нашем турнире, как мы уже убедились, собрались истинные знатоки этикета. А Вам интересно узнать, что происходит у наших соседей? Тогда предлагаю совершить путешествие в соседнее царство.

Вопросы по содержанию видео:

А сейчас внимание! К нам прибыли гости из соседнего царства. Они решили нам показать свои обычаи и свое видение этикета.

Танец.

Маркиза де Этикет :

Да, современный этикет стал менее церемонным, более простым. Этикет сегодня - это прежде всего средство общения. Открываю следующую страницу своей чудесной книги.

Маркиза де Этикет :

Мы хорошо сегодня провели своё время, побывали на Турнире Знатоков Этикета и многому научились.

Маркиза де Этикет :

Пришло время произнести торжественную клятву. (Клятву читают хором)

Клянемся вежливыми быть,

Всегда «спасибо» говорить,

И «добрый день», и «до свиданья».

Нет в мире выше звания.

Мы все люди прилежные

Будем всегда вежливы.

Добры и старательны,

И ко всем внимательны!

Маркиза де Этикет :

Спасибо вам, мои друзья,

За доблесть награжу Вас я.

Маркиза де Этикет вручает участникам турнира грамоту, подтверждающую их участие. Орден этикета.

Песня «Вежливо-невежливо» Малышарики

Здравствуйте, до свидания, Вам спасибо за внимание,

Извините, проходите, можно Вас спросить?

Нам слова простые эти помогают жить на свете

Как приятно, как полезно вежливыми быть.

Проигрыш.

Должен вежливым быть каждый – и пугливый и отважный

Даже кто-то очень важный должен не забыть

Здравствуйте, до свидания, Вам спасибо за внимание,

Как несложно и как важно вежливыми быть.

Королева:

А нам пора прощаться. Ведь суровое правило этикета гласит: вовремя откланяться не менее важно, чем вовремя прийти.

(Под торжественную музыку после фотографирования дети покидают зал.)

Сценарий игры-путешествия «Этикет-шоу»
5-6 классы

Выход ведущей под фанфары.

Ведущий: Мне кажется, что «здравствуй» - лучшее из слов,
Потому что «здравствуй» - значит будь здоров.
Правило запомни, знаешь - повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Здравствуйте, дорогие друзья! (ответы детей)

Я не случайно начала сегодня наше мероприятие с этого стихотворения, ведь говорить при встрече «Здравствуйте» - это одно из правил этикета. А наше мероприятие так и называется – «Этикет-шоу».
Что же такое этикет? Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.
И сегодня мы с вами проверим себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона. Вы покажете, какие вы культурные, вежливые, тактичные, и мы надеемся, что вы для себя навсегда усвоите «золотое правило» этикета:
«НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ».
А сейчас хотелось бы представить команды участников: 5а______________, 5б__________, 5в____________,6а___________, 6б__________, 6в______________.
Оценивать вас будет компетентное жюри: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объявляем первый конкурс визиток, в котором оценивается название, эмблема, внешний вид команды, оригинальность, соответствие тематике конкурса. Максимальное количество баллов – 10.

Выступление команд.

1. Визитку на тему:
5а- Что такое этикет?
5б– Правила поведения в театре (музее)
5в-Правила беседы по телефону, пользования сотовым телефоном
6а- Правила общения по интернету (сетикет)
6б- Правила общения с окружающими
6в- Правила гостеприимства
Ну что ж дальше соревнования знатоков правил этикета я предлагаю продолжить на станциях.

Раздать маршрутные листы
Напоминаю, что на каждом этапе вы будете получать баллы, команда, набравшая в сумме наибольшее количество баллов становится победителем. Время работы на станциях 5 минут, 1 минута на переход.
Станции:
1. Интеллектуальная.
Ответить с помощью сигнальных карточек, выбрав правильный ответ. Высшая оценка – 8 баллов (1 правильный ответ – 0,5 балла).
1. Встретились старший и младший. Кто должен поздороваться первым?
- младший,
- старший.
2. Кто первым протягивает руку при знакомстве?
- младший - старшему,
- старший – младшему.
3. Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми?
- девушка,
- молодой человек,
- оба.
4. Кто первым кладёт телефонную трубку?
- девушка,
- молодой человек.
5. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать?
- извините,
- извиняюсь.
6. Вы пришли в театр и пробираетесь на своё место в ряду. Как проходят по ряду перед сидящими людьми?
- спиной к сидящим,
- лицом к сидящим,
- боком к сидящим.
7 Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
- нежелательно.В любом случае предпочтительна сдержанность.
- шумное поведение допустимо везде.
8 Как следует принимать подарки?
-поблагодарить, не раскрывая подарка
- развернуть, порадоваться и поблагодарить
- развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, преподнесших менее удачные и значительные подарки.
9 Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой?
- обязательно,
- если ярлык свидетельствует о высокой цене подарка или престижной фирме-изготовителе, то его лучше оставить.
10. Как поступить со сладостями, фруктами, полученными в подарок?
- раскрыть, поблагодарить за подарок и отложить в сторону (фрукты и сладости желательно поместить в холодильник
- раскрыть. Поблагодарить и угостить присутствущих.
11. Как используется полотняная салфетка?
- её кладут на колени,
- кладут рядом с тарелкой,
- заправляют за воротник.
12. Как берут из общего блюда хлеб?
- руками
- вилкой
13 Сидя за праздничным столом, как есть хлеб?
- откусывать от куска
- отламывать рукой маленькие кусочки и есть их
14 Как познакомить своих друзей с родителями?
- представить родителей друзьям
- представить друзей родителям
15 Можно ли есть на улице, в театре, в транспорте?
- нельзя
- можно, если голоден
- можно во всех случаях
16 Встретив на улице приятеля (подругу), который гуляет со своими
друзьями, ты поздороваешься:
- только с другом
- со всеми

2. Культура речи.
Класс делится на 2 команды. Каждой команде дается лист с написанными на нем заголовками. Нужно за 3 минуты написать как можно больше вежливых слов и фраз, которые используют при:
- встрече
- расставании
- если обращаешься с просьбой
-если извиняешься
- если благодаришь
- высказываешь добрые пожелания
- выражаешь сочувствие
За каждое слово: 0,5 баллов.

3. «Сервировка стола». Высшая оценка – 10 баллов (3 балла за сервировку и по 1 за каждый вопрос)
Поведение за столом: За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе? Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку (Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа ставят стакан. Салфетки в салфетницы.
- Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)
- У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вы резать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам)
- Что такой «шведский стол»? (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах)
- Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках)
- Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это (нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно- окончание трапезы)
- С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть? (не имеет значения, просто с тупого удобнее)
- По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)

4. Аукцион идей – за каждый правильный ответ – 1 балл, макс – 9 баллов
Ситуация 1:
Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.
-Садитесь, пожалуйста!
-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…
-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.
В чём не прав мальчик?
Ситуация 2:
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось». В чём не прав мальчик?
Ситуация 3.
«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)
Ситуация 4.
«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?
Ситуация 5. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?
Ситуация 6.
«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?
Сейчас я предложу вам несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, а вы отвечаете на вопрос и аргументируете, объясняете свой ответ.
Ситуация 7.
Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?
Ситуация 8.
Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
Ситуация 9.
Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

5. У меня зазвонил телефон – по 2 балла за каждую ситуацию, макс – 10 баллов
Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?
Сценка.
Два мальчика сидят у телефона.
Первый: Алло! Алло!
Второй: Алло!
Первый: Слышно что-нибудь?
Второй: Слышно. А тебе слышно?
Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?
Второй: Хорошо! А тебе?
Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.
Второй: Давай. А о чём разговаривать?
Первый: Ну, о чём… О чем-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?
Второй: Правда.
Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
Второй: Правда.
Первый: Ну?
Второй: Что «ну»?
Первый: Чего ж ты не разговариваешь?
Второй: А ты почему не разговариваешь?
Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.
ПК.
Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.
Сценка №2.
У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.
Первый.
Кто? С кем я говорю?
Второй.
Здрасьти. А кто вам нужен?
Первый.
Что? Куда я попал?
Второй.
Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?
Первый бросает трубку. Звучат гудки.
ПК для жюри.
Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»
Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.
Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.
Вопросы:
- Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (Подождите, пожалуйста. Извините, но он будет позже)
- Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу?
- Перечислите правила телефонного этикета. (*Дети заранее при подготовке могут использовать рисунки, иллюстрирующие эти правила. Разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, поздороваться, представиться, обратиться по имени)

6. Творческая
Капитаны команд (либо любой желающий) вытягивают карточку с написанной на ней пословицей. Необходимо изобразить пословицу, используя мимику и жесты. Команда отгадывает пословицу. Максимальное количество баллов – 8 (4 балла за артистичность, 4 балла, если команда отгадает пословицу).

Сбор в актовом зале

«Давайте говорить друг другу комплименты»
Комплимент соседней команде и комплимент любимой школе.

Поведение итогов, награждение.

Будьте добры иль будете любезны -
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома,
Будет приятно их слышать другому.
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
И сказать «спасибо» ты не позабудешь.
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!

Надеюсь, что сегодня вы стали чуточку вежливее! Мы будет рады встрече с вами, наши вежливые дети и не забудем при прощании говорить простое слово – до свидания!

Цель: Вызвать у детей радостные эмоции и обогатить новыми яркими впечатлениями.

Задачи:

Закрепить знания детей об окружающем мире;

Развивать творческую инициативу и эмоциональную отзывчивость на музыку;

Закреплять пройденный материал, устанавливать связь между жизненными явлениями и их воплощение в музыкальных образах.

Музыкальный материал:

«Доброе лето»

ПЕСНЯ «ДЕТСКИЙ САД»

«Доброе лето!»

песня «Паровозик Антошка»

Песня "Кошка»

"Небо высоко»

ТАНЕЦ «Хорошее настроение»

Песню « Мы рисуем голубя»

«Песенка друзей»

Танец Буги-вуги

Танец «Не рвите цветы»

Под песню «Доброе лето» дети выстраиваются по периметру площадки.

Ведущий. - Сегодня у нас с вами веселый праздник, посвященный Дню защиты детей. Мы будем петь, играть, плясать и веселиться. Всем-всем лучезарных улыбок и хорошего настроения! В начале нашего праздника, хочется поздравить наших старших детей, они выпускники нашего детского сада, пройдёт лето, и они станут школьниками. Давайте поприветствуем наших старших друзей.

Ведущая: Есть одна страна на свете, не найти другой такой,

Не отмечена на карте, и размер-то небольшой.

Там ребята - дошколята замечательно живут,

Подскажите нам скорее, как страну эту зовут?

ВСЕ: ДЕТСКИЙ САД!

ПЕСНЯ «ДЕТСКИЙ САД»

Ведущая: А теперь я загадаю вам загадку.

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Как зовется время это?

Угадать не трудно – (Лето).

1 ребенок.

Мы встречаем праздник лета,

Приходите в гости к нам

рады мы всегда гостям!

2 ребенок.

Мы встречаем праздник лета,

Праздник солнца, праздник света!

Солнце, солнце, ярче грей,

Будет праздник веселей!

Звучит «Доброе лето!»

выходит Лето

Лето: Мой вам привет, ребята! Я – Лето красное.

Цветы в моём венке горят. Цветы живые – мой наряд!

А знаете вы, что такое Лето?

Дети: Это много света!

Это поле, это лес, это тысяча чудес!

Лето: А хотите, я покажу вам свои владения

Дети: Конечно, очень хотим.

Лето: Давайте и мы с вами отправимся в очень далекое и интересное путешествие, в мою летнюю, веселую, страну песен, плясок, игр и загадок? Согласны?

Лето . А отправимся в путешествие на паровозике Антошка.

Звучит песня «Паровоз Букашка» дети имитируют движения.

Ведущая . Наш паровозик прибыл на станцию

«Музыкальная полянка»

От плохого настроения

Превосходно лечит пение.

Станет легче труд любой,

Если песенка с тобой.

Песня "Кошка»

Ведущая . А на следующей станции музыка играет, пляски затевает. Давайте поедем туда скорее.

(Дети садятся, приезжают на следующую станцию)

Станция «Плясок»

Ведущая. С хорошим настроеньем

Мы в детский сад идём

И всех мы поздравляем

С чудесным летним днём!

ТАНЕЦ «Хорошее настроение»

Лето .

Следующая станция «Лесная полянка»

Лето:

Вот цветочная поляна,

Здесь цветов не перечесть.

Угадайте-ка, ребята,

Цветы, на ней какие есть?

В белой шапке стоит дед,

Если дунешь - шапки нет! (Одуванчик)

Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

В ярком платье модница -
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Нектар собирает. (Бабочка)

Показать картинки цветов.

Ведущая: Как в любой сказочной стране живут сказочные герои и сегодня к нам придет один из них. Встречайте.

Ириска: Всем-всем добрый день! Я – весёлая девчонка, меня зовут-Ириска! (знакомится с детьми )
Я рада видеть вас сегодня, поприветствуем друг друга?
– Когда встречаем мы рассвет, Мы говорим ему… (Привет!)
– С улыбкой солнце дарит свет, Нам посылает свой… (Привет!)
– При встрече через много лет Вы крикните друзьям… (Привет!)
– И улыбнутся вам в ответ От слова доброго… (Привет!)
– И вы запомните совет: Дарите всем друзьям… (Привет!)
– Давайте дружно все в ответ Друг другу скажем мы… (Привет!)

Ребята, вы знаете, какой сегодня праздник? (Дети отвечают). Правильно сегодня – День защиты детей!

Ириска : Ребята, как называется страна, в которой мы с вами родились и живем? (ответы) А какая она – Россия?
Ребёнок : Посмотри, как он хорош - край, в котором ты живешь.
Все, что сердцу дорого в песню так и просится.
И рассвет малиновый, и под небом рощица
Поглядишь с пригорочка - видно речку синюю,
Видно даль бескрайнюю, что зовут Россиею!

Исполняют Песню « Мы рисуем голубя»

Забияка: Здрасте, здрасте, всех, всех приветствую….!
Ириска: А ты кто такой?
Забияка: Я – забияка, на праздник пришел! Буду вам мешать, воду мутить.
Ириска : Сегодня надо не воду мутить, а надо праздник лета, солнышка встречать, ведь сегодня День защиты детей!
Забияка: Что-то я никогда о таком празднике не слышал: Новый год знаю, день рождения знаю, а про День защиты детей ничего не знаю.
Ребенок : Детство – время золотое и волшебные мечты.
Детство – это мы с тобою, Детство – это я и ты!
Забияка : (перебивает) А, вот теперь понятно, итак готовьтесь все, сейчас будем защищаться! Берите палки, кирпичи, все сюда тащи.
Ириска : Ты нам все забияка путаешь. В этот день ребята могут говорить о своих мечтах и желаниях, о том, как они умеют дружить, как дружно играют все вместе.


Забияка: А можно мне рассказать о своих желаниях?
Ириска: Ну, расскажи!
Забияка : Я люблю драться и обзываться. А вы, ребята? Мне вот кажется, что ребята здесь драчуны и забияки собрались и все буки – бяки. (Показывает рожицы )


Ириска : Зря, ты так плохо думаешь о нас. Сейчас ребята, расскажут тебе, какие они дружные!

Дети
1: Друг нам в жизни очень нужен, с другом жить нам веселей!
Рядом с ним в любую стужу нам становится теплей!
2: Друг хороший нас утешит, успокоит в трудный час.
Доброй шуткою потешит, рассмешить сумеет нас.
3: Дружбой искренней и честной нужно всем нам дорожить,
Потому что, как известно, без друзей нам не прожить!
Дети поют «Песенка друзей»


Забияка : Да, вы и, правда, хорошие, добрые. Но зато вы - очень маленькие и ничего не умеете. Вот я, например, умею танцевать, вот, смотрите, как!
Забияка кривляется под музыку


Ириска : Что-то у тебя не очень получается, а теперь посмотри на наших ребят…
Дети исполняют Танец Буги-вуги


Забияка: Ну, это вы молодцы… За вами и не успеешь…

Забияка начинает плакать:
Забияка: Теперь вы со мной точно дружить не будете, вы все умеете и вы такие дружные, а у меня друзей нет!


Ириска: Ну, почему же не будем дружить будем. Только ты должен стать добрым и дружелюбным, а ребята тебе в этом помогут.


Забияка : Ну, я буду стараться. Я даже знаю одну интересную игру. Вы будете, ребята, со мной играть? Ну, тогда начнем!
Игра «Как живете?»

Забияка : Как живете?
Дети : Вот так! (Показывают большой палец )
Забияка : Как идете?
Дети : Вот так! (Шагают на месте )
Забияка : Как бежите?
Дети : Вот так! (Бегут на месте)
Лето : Ночью спите как?
Дети : Вот так! (складывают ладошки вместе и прикладывают к щеке )
Забияка: Как плывете?
Дети : Вот так! (Руками имитируют плывущего человека )
Забияка : Как даете?
Дети : Вот так! (Протягивают руки вперед )
Забияка : Как берете?
Дети : Вот так! (Имитируют загребающие движения )
Забияка : Как живете?
Дети: Вот так! (Дети громко кричат)
Забияка : Веселая вышла, ребята игра!
Давайте же скажем друг-другу: Ура!!!

Ириска: А еще для вас ребятки у меня есть загадки, но они не простые, а с отгадками. Нужно слушать отгадки внимательно, потому что в них могут быть ошибки.
В чаще голову задрав, воет с голоду.. . жираф (Волк )
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (Медведь )
Дочерей и сыновей учит хрюкать … муравей (Свинья)
Быстрее всех от страха несется… черепаха (Заяц)
В теплой лужице своей громко квакал… Бармалей (Лягушка)
С пальмы - вниз, на пальму снова ловко прыгает … корова (Обезьяна )
Ириска: А теперь я загадаю вам загадку. Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника, Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке. Как зовется время это?
Угадать не трудно – (Лето ).
Танец «Небо высоко»

Забияка: Какие вы веселые и дружные.

ЛЕТО:

Да и за это я хочу вас угостить.

Раздает воспитателям конфеты

Ириска: Я ещё я знаю, что вы умеете отлично рисовать.
Свои таланты можете сейчас вы показать?
Но карандаш не справится с работаю такой…
А я мелки цветные вам захватила с собой!
Ириска: А сейчас, ребята, вы все нарисуете то, что по-вашему означает слово «ДРУЖБА!»
Конкурс: «Рисунок на асфальте»
Атрибуты:
Конфеты, мелки, мыльные пузыри

Сценарий развлечения в старшей группе "Этикет и вежливость"

До начала мероприятия звучит спокойная музыка

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здесь, в музыкальном зале вы учитесь играть на различных музыкальных инструментах, познаёте тайны нотной грамоты. Но сегодня мы с вами поговорим совсем о другом. Нашу встречу мы посвящаем этикету и вежливости. Начнём мы её с улыбки и песенки.

Песня «Улыбка»

Ребятам предлагается образовать 2 круга (внешний и внутренний) ,

рассчитавшись на первый и второй и встав напротив друг друга.

Игра «Приветствие» .

Звучит музыкальный фон

- (хором) Здравствуй, друг! - здороваются за руку.

Как ты тут? - хлопают по плечу.

Где ты был? - дёргают за ухо.

Я скучал! - руки к сердцу.

Ты пришёл? - развести руки.

Хорошо! – обнимаются.

Ведущий: Поприветствовав друг друга, мы отправляемся в путешествие по стране Этикета. А для этого все дружно произнесём слова: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»

звучит музыка.

I. Этикет и вежливость.

Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.

Дети отвечают. Педагог обобщает высказывания детей.

Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в данное время.

Что значит слово «вежливость» ?

Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, знать. Быть вежливым, значит знать, как себя вести

Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям. Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра. Будьте внимательны.

Игра- кричалка-путаница

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только…

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…

Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем?

Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там?

Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе.

Мимо урны без труда бросим фантики мы?

Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы? Будем старшим мы в ответ говорить неправду? … С нами рядом едет дед.

Мы уступим место?

Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Вежливые загадки

1Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет.

Это слово «золотое» слышали мы с детских лет. Произносим это слово, если что-то попросить. Мы б хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)

2. Ну а это покороче будет слово, хоть цена

Высока, и даже очень, слова этого всегда.

С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,

Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.

Это слово-благодарность за хорошие дела,

Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)

А теперь поговорим о поступках. Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.

Игра «Вежливо-невежливо»

Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя.
Придти в гости без приглашения.
Уходя, попрощаться.

Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше. Давайте все вместе вновь произнесём волшебные слова «Вежливыми быть должны, с этикетом дружим мы!»

Сегодня мы поговорим об этикете на концерте, в театре и кинотеатре.

Этикет в театре и на концерте.

Обычно сразу возникает вопрос – что надеть в театр или на концерт. Не так давно при посещении театра была необходима сменная обувь. В наше время одежда не имеет большого значения. В то же время она должна быть нарядной, но не вызывающей. Не стоит надевать потёртые джинсы, растянутые свитера и футболки, топы, оголяющие живот, а также спортивную или молодёжную одежду с дырами и разрезами. Если вы идёте на концерт классической музыки, помните, что классическая музыка требует классического костюма. Конечно, никто вас не остановит, если вы придёте в джинсах, спортивной майке и сандалетах на босу ногу, но это будет неуважением не только по отношению к артистам, но и к окружающим. Избегайте крепких духов и одеколона.

Иллюстрация: рисунок с молодыми людьми в современной или пляжной одежде.

Входить в театральный или концертный зал лучше за 10-15 минут до начала. Тогда вы успеете купить программку и спокойно сесть на свои места. Если ваши места в середине ряда, постарайтесь занять их пораньше, не дожидаясь третьего звонка, и вам не придется беспокоить сидящих с краю. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим. Заметив идущих по узкому проходу, вы не должны ждать, пока у вас попросят разрешения пройти, а встать заранее, Вежливых людей, которые встали, чтобы пропустить вас, непременно поблагодарите.

Вставая и садясь, старайтесь не шуметь. Сиденье кресла опускайте бесшумно. Занимать оба подлокотника невежливо, так как ваш сосед может тоже захотеть облокотиться. Не следует опираться на спинку переднего кресла или упираться в нее ногами. Не следует разглядывать публику в бинокль, рассказывать им содержание пьесы.

К началу спектакля даётся 3 звонка. После начала спектакля или фильма нужно прекратить все разговоры. Прерванный разговор можно продолжить в перерыве или после спектакля. Не забудьте отключить звонок мобильного телефона.

Этикет в кинотеатре.

В кино мы бываем значительно чаще, чем в театре. И несмотря на то, что обстановка в кинотеатре более демократична и менее торжественна, при посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами.

В кинотеатре обычно не снимают верхнюю одежду. Если вы сняли верхнюю одежду, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени. Если у вас мохнатая шапка, ее нужно снять.

На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим.

На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.

  • Ведущий: Наше путешествие завершит блиц-турнир «Хорошо ли вы знаете правила этикета?» Разделимся на 2 команды. Для определения команды- победителя, нам необходимо жюри.

Блиц-турнир.

  1. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? Нет. Для этого существует буфет.
  2. Нужно ли аплодировать после поднятия занавеса? Да, если надо одобрить декорации.
  3. Что можно рассматривать в театре в бинокль? Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
  4. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
  5. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? Лицом и только лицом.
  6. Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?
  7. Этикет велит благодарить даже за самую маленькую услугу. Если друг положил вам в чай чёрного перца, а теперь услужливо предлагает свой носовой платок – согласно этикету, надо ли его благодарить?
  8. Вежливый марсианин ничем не отличается от вежливого землянина. Принято ли у марсиан здороваться с соседями?
  9. Одногодки Петя с Сашей еще не знакомы, хотя живут в одном подъезде. И каждый раз, когда ни встречаются в его дверях – Петя вежливо уступает дорогу Саше, Саша улыбается, вежливо благодарит и проходит. Как Вы думаете, почему все происходит именно так?
  10. Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино:

– Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым – кто ВХОДит...

– Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! – кричит Буратино!

Прав ли он? И почему?

Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд. Вручаются медали «Знаток этикета в театре и на концерте» и «Самому активному участнику» .

Итак, сегодня мы узнали новое об этикете в театре, на концерте, в кинотеатре, во время выступлений. И я верю, что вы, ребята, будете самыми вежливыми, воспитанными, и тактичными на любом концерте.

Сценарий досуга для старших дошкольников: «Весёлый этикет или Столик к празднику накройся»



Описание работы: В разработке представлен сценарий досуга «Весёлый этикет или Столик к празднику накройся», в котором участвуют педагоги и дети, имеются разнообразные виды деятельности. Сценарий предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов для проведения досуга с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование навыков культурного поведения за столом и правил этикета в гостях.
Задачи:
1) изучить с дошкольниками понятия «этикета» и «культурного человека», в игровой форме дать представление о различных праздниках
2) развивать у детей образное мышление, речь, память, коллективизм и стремление участвовать в различных конкурсных заданиях;
3) воспитывать интерес к игровой деятельности и уважительное отношение к окружающим.
Ход досуга:
Ведущая: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я.
Ребята, улыбнитесь друг другу и улыбнитесь гостям.
Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашими помощниками. А наш сегодняшний праздник мы посвящаем этикету.
А что же такое этикет нам расскажут ваши воспитатели.
1-ый воспитатель:
Что такое этикет – знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ этот самый этикет. (А.Усачёв)
2-ой воспитатель: ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?
Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка
И хорошая отметка, Но не только в дневнике,
У людей на языке… Очень просто жить культурно.
Все прекрасно, что не дурно. (А.Степанов)
3-ий воспитатель: Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет. Сотни правил в ЭТИКЕТЕ,
Все не выучите враз. Но, пожалуйста уж, дети,
Вы не огорчайте нас.
Правила эти предельно просты,
Если захочешь, всё выполнишь ты! (Ю.Чичёв)
4-ый воспитатель: Помни правило номер один в воспитании:
Говорить всегда «Здравствуйте» и «До свидания»!
Нельзя говорить никому никогда
Обидные или плохие слова!
Не дразнись, не будь задирой никогда!
Всех ребят зови по имени всегда!
Беседе взрослых не мешай,
Их разговор не прерывай!
Запомни правило простое:
Без спроса не бери чужое!
Старшим старайся во всём помогать,
В транспорте место всегда уступать! (К.Демидова)
Ведущая: Этикет – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Сегодня мы с вами поговорим об этикете за столом. Посмотрите, какие замечательные столы вы накрыли к различным праздникам. Давайте узнаем: кто к какому празднику накрыл стол. И как он будет себя за ним вести.
1-ая группа

1-ый ребёнок: Новый Год стучится в дверь! Открывай ему скорей.
Новый год! О нем и летом так приятно помечтать!
Как волшебным, чудным светом будет елочка сиять.
Как мы шарики повесим, ветки обовьем дождем.
Как про дедушку Мороза песню весело споем.
2-ой ребёнок: Сядем мы сейчас за стол
И расскажем вам о нём.
За столом сиди спокойно
Не толкайся, не кричи
Это правило такое
Знать должны все малыши.
3-ий ребёнок: Кушай кашу, не спеши
Ложку правильно держи.
Рот салфеткой вытирай,
Стул спокойно задвигай.
Не забудь сказать СПАСИБО!
Благодарности слова
Нам нужны они всегда!
Ведущая: Ну, что же нам всё понятно. Ваш стол накрыт к новогоднему празднику. Тогда я вам предлагаю спеть самую новогоднюю песню «Маленькой ёлочке». (исполняют все дети)
Ведущая: А сейчас я приглашаю следующую группу. Что же у них за праздник? Нам очень хочеться узнать?!
2-ая группа

1-ый ребёнок Почему и отчего к нам пришло веселье?
Ведь уже не Новый год и не новоселье.
Но не зря нам сейчас весело с друзьями.
Что у нас, что у нас? Отгадайте сами!
2-ой ребёнок: Почему и отчего лампы светят ярко,
И кому так в этот день весело и жарко?
И не зря в это час пироги с вареньем.
Потому что у нас сегодня…..день рожденья!
3-ий ребёнок: Сначала ты договорись, потом уж в гости соберись.
Одеваемся нарядно, чтобы выглядеть парадно.
Ты оделся, расчесался... Почему ж не умывался?
Не ходите без подарка, Не должно его быть жалко!
4-ый ребёнок: Если вас не пригласили, не врывайтесь в гости силой.
Не забудь ботинки снять, дома в них нельзя гулять!
Не шали и не кусайся, без причин не обижайся.
Не ломай столы и мебель, где б в гостях, мой друг, ты не был.
5-ый ребёнок: Будь воспитанным и скромным, по местам не шарь укромным.
Бить ногой не надо кошку и бросать под стол картошку!
Похвали хозяев, дом, а также то, что в доме том.
Ты обулся, куртку взял... а "До свидания!" сказал?
Ведущая: Теперь нам понятно, какой у вас праздник. А сейчас я хочу вас проверить: знаете ли вы как нужно вести себя в гостях.
1. Можно ли опаздывать на праздник?
2. Нужно ли имениннику дарить подарки?
3. Можно ли разгуливать по чужой квартире, где вам захочется?
4. Можно ли садиться за праздничный стол, без приглашения?
5. Как нужно есть торт: руками или ложкой?
6. Можно ли об скатерть вытирать грязные руки?
7. Можно ли качаться на стуле?
8. Разговаривать с набитым ртом?
9. Можно ли облизывать соловые предметы?
10. Вы будете забирать еду у вашего соседа, если он не доел её?
11. Что нужно сказать хозяину, когда вы уходите домой?
Молодцы, я рада, что вы знаете правила поведения в гостях. Ну а мы с вами давайте послушаем ещё одну группу ребят.
3-тья группа

1-ый ребёнок Восьмое Марта, праздник мам,
Тук, тук! – стучится в двери к нам.
Он только в тот приходит дом, где помогают маме.
Мы пол для мамы подметём, мы стол накроем сами.
Мы сварим для неё обед. Мы с ней споём, станцуем.
Мы красками её портрет в подарок нарисуем.
2-ой ребёнок: Друзья, настал обеда час! За стол мы приглашаем вас!
К обеду всё уже накрыто, приятного вам аппетита.
3-ий ребёнок: Руки вымой, не ленись, лишь потом за стол садись!
На колени, детка, положи салфетку.
Чтобы выглядеть опрятно, ешь красиво, аккуратно!
И ногами не болтай, и соседа не толкай!
4-ый ребёнок: Для второго, помни тоже, надо вилку взять и ножик.
По кусочку отрезай, так второе и съедай.
За едою не тянись, а к соседу обратись.
Передаст тебе сосед: и компот, и винегрет.
5-ый ребёнок: Суп, конечно, ты прольёшь, если из тарелки пъёшь.
Наклони её немножко, доедай свой супчик ложкой.
Угощенья хороши, ешь спокойно, не спеши.
Не болтай с набитым ртом, разговаривай потом!
Ведущая: Раз вы накрыли стол к маминому празднику, давайте проверим, хорошие ли вы мамины помощники?
Сыграем с вами игру: «Помоги маме убрать со стола»
На праздничном столе осталось много грязной посуды, кто же уберё её первый?
Отлично. Мне понравилось. А теперь давайте заглянем в гости ещё к одним ребятам: что же у них за праздник?
4-ая группа:

1-ый ребёнок: К нам пришёл весёлый праздник,
Льётся музыка кругом.
Мы сегодня этот праздник
Днём влюблённых назовём.
2-ой ребёнок: С праздником влюблённых,
С праздником любви,
Девочек и мальчиков
Поздравляем мы.
Ведущая: День святого Валентина - праздник для влюблённых пар.
Поэтому сейчас мы будем искать сладкую парочку. Только пару не из людей, а конфет. У меня есть множество конфет, но не у всех есть пары. Ваша задача: найти каждой конфетке по паре.
Игра «Сладкая парочка»
Ведущая: Молодцы, хорошо поиграли. Далее предлагаю перейти к следующему столику.
5-ая группа

1-ый ребёнок: Очень весело сегодня,
Песни звонкие звучат,
Потому что День рожденья
Отмечает детский сад!
2-ой ребёнок: У Барбоса день рожденья!
Будут танцы, угощенье!
На крылечке, у дверей
Ждёт Барбос своих гостей.
Ведущая: Мы Барбоса поздравляем
Счастья и добра желаем!
А сейчас не зевай,
«Каравай» запевай.
Песня «Каравай».

Ведущая: Ну, что ж, у нас остался один столик. Пожалуй самый необычный и загадочный. Что же здесь за праздник нас ожидает?
6-ая группа

1-ый ребёнок Хэллоуин – не страшный праздник,
А весёлый и смешной!
На меня взгляните – разве
Может ведьма быть такой?
Фиолетовые ногти,
Тараканы в волосах,
Но совсем не видно злости
В озорных моих глазах.
2-ой ребёнок: На улицах скелеты пляшут,
А ведьмы метлами все машут
И в дом стучит ужасный черт,
И просит у хозяев торт.
3-ий ребёнок: А ведьма плохо руки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась –
На руках вся грязь осталась.
Полотенце – в чёрных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот –
Заболит тогда живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо тёплою водой
Руки мыть перед едой!
4-ый ребёнок: Чертёнок в праздник хлеб жевал –
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом –
Что? Не мог понять никто.
После взялся за компот –
Стол облил и свой живот!
Все над ним хохочут звонко,
Застыдили все чертёнка:
- Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
5-ый ребёнок: Скелеты за столом сидят,
Нос воротят, не едят:
– Эту кашу не хотим!
Чёрный хлеб мы не едим!
Я напомню об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут – ешьте всё, что вам дадут!

Ведущая: Ведьма мчится на метле,
Пляшут черти на столе
Вот какой весёлый праздник
Получился в январе.
Ну, ребята, удивили, не напрасно вы стихи учили!
Мне понравилось! А вам? Пора расходиться по домам!
Но прежде песенку споём, за стол друзей всех позовём!
(на мотив песни «Голубой вагон»).
1. Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.
Припев: Скатертью, скатертью,
Стол скорей накрывай.
И наливай-ка всем
Ароматный чай.
2. Знаем лучше доктора серьезного –
Лечит чай и скуку, и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!
Ведущая: Вот и праздник наш окончен, что же вам ещё сказать:
разрешите на прощанье вам здоровья пожелать.