Проект «Вода – волшебница» во второй младшей группе Тип проекта: краткосрочный, познавательно-поисковый. Актуальность В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в группе «Белоснежка» детского сада «Мальвина»был разработан проект «Вода волшебница» для детей младшего дошкольного возраста. Эта тема была всегда актуальной и до сих пор её можно и нужно исследовать. Взяв эту тему я хочу, чтобы мои дети поняли, что вода очень важна для всех живущих на Земле. Хочется также показать им, как она может меняться под воздействием человека, пробудить в них любознательность, желание как можно больше узнать. Для осуществления этого надо начинать заинтересовывать детей уже с младшего дошкольного возраста. Участники проекта: дети второй младшей группы, их родители, воспитатель Бакланова Г. С. Цель. Создать условия для формирования у детей знаний о природе, элементов экологической грамотности. Задачи. 1. Расширять представления детей о свойствах воды. 2. Формировать представления о значении воды в жизни человека; обогащать и активизировать словарь. 3. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность. 4. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний. 5. Воспитывать бережное отношение к воде. Ожидаемые результаты: 1. Расширение представления о воде, умение определять различные состояния воды. 2. Повышение уровня развития речи, обогащение словарного запаса. 3. Формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей. 4. Воспитание бережного отношения к воде. 1. Во время умывания чтение потешек о воде. Обобщение: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми и не болеть. Воду необходимо беречь. (фото1) 2. Игра «Прятки» Цель. Углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность; закреплять знания правил безопасности при обращении со стеклянными предметами. Первый эксперимент. В стаканчик с прозрачной водой дети опускают ложку.Почему ложку видно? Вода прозрачная. Второй эксперимент. Дети опускают ложку в подкрашенную воду. Что происходит? Ложки не видно. Вода подкрашена, непрозрачная. Дети подводят итоги. В прозрачной воде предметы хорошо видны, а в непрозрачной предметы не видны. (фото2) 3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя.Подвести детей к пониманию свойст воды:  вода прозрачная, она не имеет цвета;  в воде растворяются соль, сахар, гуашь;  сквозь каплю воды мы можем видеть руку. (фото3) 4. Поисковая деятельность: «Вода жидкая, не имеет формы». (фото 4) 5. Поисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса». Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.(фото5) 6. Игра «Чистые ладошки»(фото 6-7) 7. Игры-забавы «Мыльные пузыри» (фото 8-9) 8. Занятие «Про маленькую капельку»А еще мы сами превратились в капельки воды и попытались повторить весь путь воды: побывали в тучке, спустились на землю с дождем, пожурчали в ручейке, протекли по широкой реке, покачались на волнах моря, а потом нас припекло солнышко и мы опять вернулись на небо к маме-тучке. (фото 10) 9. Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем. 10.Чтение художественной литературы, беседы 11.Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода. Дети были удивлены и поражены полученными знаниями о воде. Проект дал возможность развития наблюдательности, умения анализировать, делать выводы. Объединил родителей и детей в создании - книги потешек - альбома «Водичка-водичка» - игрушки «Капитошка» Доставил детям и родителям проект положительные эмоции.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект « Волшебница Вода» Дроздова И.Н. воспитатель детского сада №125 Выборгского района Санкт-Петербурга

Цели и задачи проекта Цель проекта: закрепить знания детей о воде, ее свойствах, состояниях. Влияние воды на все живое. Задачи проекта: дать детям знания о переходе воды из одного состояния в другое. учить детей делать выводы на основе опытов; участвовать в посильной практической деятельности; воспитание бережного отношения к водным ресурсам; пополнить уголок демонстрационным материалом, создать картотеку опытов, фотоматериалов.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, родители. Тип проекта: исследовательский, информационно-практический. Продукты проекта: картотека опытов и экспериментов, картотека загадок, художественного слова о воде; коллективная работа « Аквариум», коллаж «Жители подводного мира». Сроки проведения проекта: 2 недели Итоговое мероприятие: интегрированное занятие «Путешествие капельки»

Подготовительная работа В процессе беседы перед детьми ставиться проблемный вопрос: «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?» Изготовление «портрета» капельки.

Познание Серия игр-экспериментов по ознакомлению со свойствами воды; Опыты со снегом и льдом; «Прятки»- игры с водой; Наблюдения за природными явлениями: за падающими снежинками, за образованием сосулек, за льдинками; Наблюдения за комнатными растениями; рыбками; Знакомство в доступной форме с круговоротом воды в природе.

Коммуникация Беседы: «Вода и ее превращения», «Есть ли у воды цвет?», «Капель», «Для чего нужна вода?». Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе», «Использование воды человеком». Д/игра «Угадай, где вода» (по цвету, вкусу, запаху); Отгадывание загадок о воде. Заучивание наизусть потешек и стихов о воде. Пальчиковая гимнастика «Капель», «Дождик». Игра-инсценировка «Два часа мочалкой мыли».

Социализация. Сюжетно-ролевые игры: «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем белье для куклы». Инсценировка «Девочка чумазая»

Чтение художественной литературы Чтение стихотворений «Ключевая вода», «Снежинка - балеринка», «Дождик», «Росинка», потешки о дождике, ручейке, воде. К. И. Чуковский «Мойдодыр», « Федорино горе»; Сказки С. Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка»; А. Барто «Девочка чумазая»; Словацкая народная сказка « У солнышка в гостях»

Художественное творчество Рисование «портрета» капельки; Рисование нетрадиционным способом «Весенний дождик»; Коллаж «Жители подводного царства»; Коллективная работа «Течет ручей»; Совместная работа «Аквариум».

Реализация проекта Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без нее вам не умыться! Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Экспериментирование – это интересно В группе дети узнали, …что вода прозрачная, и в ней можно увидеть другие предметы; … вода не имеет вкуса и запаха; … снег и лед – это тоже вода; … если лед взять в теплые ручки, то он растает и превратиться снова в воду.

«Путешествие капельки» В гости к детям приходила Капелька, которой ребята помогали найти своих потерявшихся подружек - капелек в группе, в снеге, в сосульках. Познакомились с понятием круговорота воды в природе.

Без воды нам не прожить! Помогаем девочке «чумазой» стать чистой и красивой. Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

«Настоящие садоводы» Мы сажали цветы и поливали их водой. Узнали, что будет, если забыть и не поливать цветы. Мы увидели, как пьет водичку лук, что водичка в баночке заканчивается.

ольга дмитриева
Проект «Волшебница водичка» во второй младшей группе

Тип проекта : познавательно-поисковый.

Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.

С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, был разработан проект «Волшебница водичка » для детей младшего дошкольного возраста.

Участники проекта : дети второй младшей группы , их родители, воспитатели,.

Срок реализации проекта : долгосрочный.

Цель проекта :

1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.

3. Развитие внимания, зрительной слуховой чувствительности.

Задачи проекта :

1. Подвести детей к пониманию :

Вода прозрачная, без запаха, без вкуса;

Роли воды в жизни человека, растений, животных.

2. Закрепить представления детей :

Вода бывает холодная, теплая, горячая;

Вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.

3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.

Ожидаемые результаты :

Образовательные :

Формирование представлений детей о природном объекте воде;

Формирование познавательного интереса;

Обогащение словарного запаса;

Воспитательные :

Воспитание бережного отношения к воде;

Предварительная работа.

1. Определение темы, цели, задач проекта .

2. Определение участников проекта .

3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта .

4. Подобрать потешки, стихи по теме.

5. Подготовка необходимого оборудования.

6. Поиск, изучение литературы по теме проекта .

Литература :

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» . Москва «Просвещение» 2005 г.

3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.

4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.

5. Интернет ресурсы.

Материал и оборудование :

ведёрко, тазик, стаканы, чашечки, баночки, бокалы, тарелочки, пипетки, салфетки, игрушки, сахар, песок, соль, гуашь, мыльные пузыри, верёвка, мыло, бумажные и пластмассовые кораблики.

Реализации проекта проходит через разные виды деятельности.

Этапы реализации проекта .

I этап. Подготовительный.

1. Составление проекта .

2. Подготовка к реализации проекта .

2 этап. Основной.

Во время умывания чтение потешек и стихотворенийо воде.

Вопросы :

1. Что делают дети?

2. Чем умываются?

3. Какая вода?

4. Что вода делает? (течет из крана)

5. Для чего мы умываемся?

Обобщение воспитателя : вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.

Дидактическая игра «Купание куклы» .

Цель : закрепить знания детей : кому и для чего нужна вода, свойств воды : чистая, теплая, холодная, горячая, льётся.

Экспериментальная деятельность «Тонет не тонет» .

Цель : закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов :

легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.

: «Холодная, теплая, горячая вода» .

Цель : уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками) .

Экспериментальная деятельность : «Мыльные пузыри»

Цель : вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Экспериментальная деятельность : «Прозрачная вода» , «У воды нет запаха и вкуса» .

Цель : продолжать знакомить детей со свойствами воды : прозрачная, дать детям знания : вода не имеет вкуса и запаха.

Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений : мытьё игрушек.

Цель : показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.

Цели : продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

Вопросы :

1. Что делаю?

2. Чем поливаю?

3. Какая вода?

4. Для чего поливают комнатные растения?

Обобщения воспитателя : вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.

Наблюдение за трудом помощника воспитателя : как Наталья Алексеевна моет посуду.

1. Что делает Наталья Алексеевна?

2. Чем моет посуду?

3. Какая вода?

4. Что делает вода? (льется из крана)

Обобщение воспитателя : вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.

Работа с родителями : предложить родителям показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода. Предложить родителям изготовить книжки – малышки о воде.

3 этап. Заключительный.

Оформление фотовыставки «Волшебница вода » .

Развлечение «Мыльные пузыри» .

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности «Водичка, водичка» во второй младшей группе Конспект образовательной деятельности «Познание» во второй младшей группе «Водичка, водичка» Группа №1 Воспитатель: Сушкова Е. И. Цель: вызвать.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Водичка-водичка» Программное содержание: Познакомить детей.

Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка…» Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка.» Программное содержание. Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление.

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Водичка, водичка…» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» Утверждено: Заведующей МБДОУ детский сад «Теремок».

Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить порядок. Но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослых. Во время игр обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Обращайте внимание детей на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без них. Помните, что для детей вода – это полезное лекарство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

по экологическому воспитанию

«Волшебница водица»

во второй младшей группе №10

Паспорт проекта

  • Тема проекта 3

1.1. Руководитель 3

1.2. Участники проекта 3

1.3. Тип проекта 3

1.4.Актуальноть проекта 3

1.5. Гипотеза проекта 3

1.6. Задачи проекта 4

1.7.Механизм реализации проекта 4

1.8. Сроки реализации проекта 5

2. Этапы реализации проекта 6

2.1. Подготовительный этап 6

2.2. Основной (исследовательский) этап 6

2.3. Заключительный этап 8

3. Ожидаемый результат 9

3.1 Продукты проекта 9

3.2. Критерии эффективности 9

3.3. Востребованность 9

3.4. Целевая аудитория 9

Информационные ресурсы 10

Приложения 11

Паспорт проекта

  • Тема « Чудесная капелька»
  • Руководитель: Евтушенко М.А.
  • Участники:
  • воспитанники второй младшей группы №10
  • родители воспитанников группы №10
  • воспитатели группы Евтушенко М.А., Пастушкова Н.Г.
  • Тип проекта: Познавательно – исследовательский
  • Актуальность.

Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить порядок. Но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослых. Во время игр обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Обращайте внимание детей на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без них. Помните, что для детей вода – это полезное лекарство.

  • Гипотеза.

Реализация проекта «Водичка» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя удивительный мир природы, расширяет знания о воде и ее свойствах.

  • Задачи:
  • Расширять знания детей 2-ой младшей группы о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
  • Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов.
  • Уточнить представления детей об использовании воды для укрепления здоровья.
  • Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, вид росы на растениях, радуга, сверкающий снег и т.д.)
  • Механизм реализации проекта:

Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно - ролевые игры «Поездка к морю», «Купание куклы Кати», «Постираем кукле платье», «Приготовим обед для гостей».

Познавательное развитие: беседа «Где живет вода?», «Для чего нужна вода?». Рассматривание картин: «Зимний лес», «Водоёмы».

Речевое развитие: чтение сказки «Заюшкина избушка», К. И. Чуковского «Мойдодыр», заучивание потешки «Водичка… » Чтение произведений: Э.Мошковская «Речка», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода», Е.Благина «Снег», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды».

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Дождик», «Рыбки в аквариуме», «Сосульки». Раскрашивание водных раскрасок «Волшебные картинки», аппликация «Ручеёк и лодочка» Прослушивание шума водопада. Музыкально-дидактическая игра «Солнышко и Тучка».

Физическое развитие: подвижные игры "Ходят капельки по кругу", «Солнышко и дождик»; «Тучка и капельки», «Ручеёк», «Море волнуется». Физкультурные минутки «Лодочка», «Кораблик», «Морское путешествие», «Огород». Пальчиковая гимнастика: «Ладошки», «Рыбки», «Кораблики».

  • Этапы реализации проекта

2.1. Подготовительный этап

  • Разработка плана реализации проекта (подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок).
  • Выявление имеющихся знаний у детей о воде, степени заинтересованности детей данной темой.
  • Обогащение предметно-экологической среды в группе для реализации проекта (Создание экспериментальной лаборатории в группе. Составление безопасных опытов и экспериментов с водой. Подбор дидактических, словесных и подвижных игр. Разработка конспектов НОД по разным областям программы).
  • Информирование родителей по теме проекта, участие родителей в сборе необходимого оборудования для опытов с водой (баночки, стаканчики, трубочки, рыбки, камешки, ракушки, лодочки, набор резиновых и пластмассовых игрушек, формочки для льда, материалы для игр с водой, красители (гуашь, акварельные краски и др.) Анкетирование родителей.
  • Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде (усилиями педагога, детей и их родителей). Чтение литературы с детьми.
  • Сбор материалов для мини-музея «Чудесная капелька».

2.2. Основной (исследовательский) этап

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

Деятельность родителей

НОД « Для чего нужна вода?»

Художественное творчество. Рисование, аппликация: «Сосульки», «Дождик», «Рыбки в аквариуме». «Ручеёк и кораблик».

Чтение рассказов о воде, стихов, отгадывание загадок.

Игры с водой : «Кораблики», «Водичка».

Опыты с водой : « Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду », « Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда », « Окрашивание воды ».

Дидактические игры:

Куда спряталась вода?»

«Море», «Парные картинки». «Дом для кота», «Что изменилось?», «Лужи и дождик».

Беседы «О волшебнице воде», «Вода»

Наблюдения: за дождём, за лужами, образовавшимися после дождя; наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя. Вода холодная и горячая. Вода-друг человека. Разноцветная вода.

Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах,

бассейне, ванне, под душем.

Создание мини-музея

«Чудесная капелька»

Разучивание стихов о воде, чтение рассказов о воде, беседы.

Проводит с детьми опыты с водой, игры с водой.

Создание плакатов о воде, изготовление дидактических игр и методических пособий

Родители показывают детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

Родители проводят простейшие опыты, игры с водой с детьми дома;

Распечатка фотографий на тему проекта

Сбор материалов по теме

2.3 Заключительный этап

  • Итоговая беседа о представлениях детей о воде с целью закрепления знаний.
  • Развлечение «В стране мыльных пузырей»
  • Выставка совместных работ детей и родителей (рисунки, поделки, мини-музей).

3.Ожидаемый результат :

  • У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений;
  • Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой;
  • У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
  • Дети узнают об обитателях морей и рек в процессе игр, рассматривания плакатов, чтения художественной литературы.
  • Продукты проекта:
  • Рисунки и поделки детей на тему «Вода»;
  • Дидактические игры: «Собери картинку « (подводный мир), «Море» (морские обитатели), «Дом для кота», «Что изменилось», «Лужи и дождь», «Собери цепочку в море»; Дидактическое пособие «Кто живет в воде»;
  • Плакаты: «Где живет вода», «Морские обитатели», «Кто живет в воде»;
  • Мини-музей «Чудесная капелька»;
  • Схема «Как лед, снег превращаются в воду».
  • Критерии эффективности
  • Сформированные навыки у детей экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
  • Умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями.
  • Востребованность

Проект может быть использован как педагогами ДОУ для активизации исследовательской позиции детей и для создания проблемных ситуаций, так и родителями для организации познавательной деятельности детей дома.

  • Целевая аудитория

Младшие дошкольники (3-4 года), воспитатели младших групп.

Информационные ресурсы:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.

2. Бондаренко Т. М. Практический материал по освоению образовательных областей во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. - Воронеж: ООО «Метода», 2013. - 368с.

3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Младшая группа. Конспект занятий. Изд. 4-е. - М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008. - 96с.

4. Дергунская В. А., Ошкина А. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2013. - 64с.

5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. - 2-е изд., испр. - М. : ТЦ Сфера, 2013. - 128с.

6. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 192с.

7. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 128с.

Приложение 1

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

«Для чего нужна вода?».

Программное содержание. Уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). Людям нужна вода для еды, питья, мытья тела и т.д. В городе вода «приходит» из реки в дом по трубам водопровода. Чистую воду надо экономить - зря не пить, закрывать кран.

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: кипяченая, очищенная, водоочистительная станция.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа. Чтение художественных произведений: К. И. Чуковский. «Федорино горе»; Б. В. Заходер. «Кит и Кот»; Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой».

Материалы и оборудование: дидактическая игра «Кому нужна вода?», плакат «Откуда пришла к нам вода?», карточки с картинками «Берегите воду?»

Ход:

I часть.

Дети, отгадайте загадку.

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Что это? (Вода.)

Что вы представляете под словом «вода»? (Ответы детей.) А для чего нужна вода? (Для умывания, мытья, стирки, приготовления еды, полива).

Можем ли мы обойтись без воды? (Нет.) Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды - всего три дня. А кому ещё нужна вода? (Ответы детей.) Об этом мы узнаем из игры, которая так и называется «Кому нужна вода?»

Дидактическая игра: «Кому нужна вода?»

Предлагаю детям карточки с изображением птиц, зверей, насекомых, рыб, растений, предметов, человека. Надо определить, кому из них нужна вода и объяснить, для чего.

Растения засохнут; рыбы погибнут, им надо много воды, чтобы плавать; всем животным нужно пить воду; игрушкам тоже нужна вода, для того чтобы они были чистыми.

Какие картинки остались на столе? (Ничего не осталось)

Значит, какой мы сделаем вывод? (Вода нужна всем)

Игровое упражнение «Буль-буль»

Буль, буль, буль – журчит водица, Показывают, как открывают кран.

Все ребята любят мыться.

Руки с мылом мы помыли. Потирают руки.

Нос и щёки не забыли. Трут ладонями нос и щёки.

Не ленились вымыть уши. Растирают ладонями уши.

После вытерлись посуше.

Мы помылись, как большие, Вытягивают руки вперёд, поворачивают ладони

Вот мы чистые какие! вверх-вниз.

2-ая часть.

Дети, всякая ли вода годится для питья, стирки, приготовления пищи? (Только чистая).

Но для питья вода должна быть не только чистая, но ещё и какая? (Кипяченая.) Правильно.

А можно ли пользоваться водой из моря? (Ответы детей.) Нет, она солёная.

А из реки? (Ответы детей.) В городе вода поступает именно из реки в дом по трубам водопровода. Но сначала вода проходит через водоочистительную станцию, там люди прилагают немало усилий для того, чтобы в воде не было грязи, песка, мусора, чтобы из наших кранов текла чистая и безопасная для нашего здоровья вода.

Рассматривание плаката «Откуда пришла к нам вода?»

Откуда же приходит к нам вода? (Из рек.)

Так вот ребята, на Земле много воды, но чистой, пригодной для нужд человека, мало, и её становится всё меньше и меньше. Воду нужно беречь.

Надо ли нам беречь воду? (Ответы детей)

Как можно её беречь? (Закрывать краны, когда умываемся, сильно не открывать.)

Прозрачная, чистая,

Струйкою льется

Плещется в море,

Мерцает в колодце.

Зверей и людей,

И растенья напоит

И дождиком чистым

Всю землю умоет.

В реке, в океане

Прохладой ласкает,

Под душем и в ванне

Теплом согревает.

Нужна она всем на земле и всегда

Прозрачная, чистая эта вода!

Приложение 2

Конспект развлечения " В стране мыльных пузырей"

Наглядный материал: мыло, вода, мыльные пузыри, 2 стакана (большой и маленький).

Цель: Закрепить навыки детей в умывании. Формировать у детей навык практического эксперементирования. Развивать речевое дыхание, доставить радость.

Предварительная работа: Заучивание потешки "Зайка серый умывается", отгадывание загадок, дидактические игры с водой (прозрачная - мыльная, мутная), чтение стихотворения К. Чуковского "Мойдодыр",подвижная игра "Пузырь".

Ход развлечения: Появляется Капитошка.

Капитошка: Здравствуйте детишки! Здравствуйте ребятишки!

Я пришёл к вам из страны, где веселья дни полны!

Где с утра и до зари все пускают пузыри.

И вас туда я приглашаю, встаньте дружно в хоровод

Мы на пузыре волшебном отправляемся в полёт.

(Подвижная игра "Пузырь")

Раздувайся пузырь, раздувайся большой.

Оставайся такой, да не лопайся.

Капитошка: Прибыли! Страна веселья очень рада вас принять.

Предлагаю для начала вам загадку отгадать.

Познакомиться готов? Я бываю всех цветов.

Руки моешь? Очень мило.

Значит пригодится............(мыло)

Капитошка: Ребята, а для чего нам нужно мыло?

ответы детей (мыть руки и лицо)

Капитошка: Ребята а давайте с вами поиграем.

Вы мне покажете как вы умеете умываться.

игра: "Зайка серый умывается".

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, полотенцем вытер сухо.

Капитошка: Ребята, а ещё из мыла делают мыльные пузыри.

Давайте с вами пойдём в мою лабораторию

и я вам покажу как делают мыльные пузыри.

Два стакана (большой и маленький), в большом

стакане вода. Какая вода? (Прозрачная, чистая.)

Маленький стакан пустой. Наливаем в маленький стакан воду, Что вода делает? (льётся, журчит).

Добавляем мыло, перемешиваем; какая вода? (мыльная, мутная)

взбалтываем и получаются мыльные пузыри.

А теперь давайте поиграем кто больше поймает мыльных пузырей.

Выходите скорей; 1, 2, 3, пузыри лети.

(играет весёлая музыка, дети ловят мыльные пузыри)

Капитошка: Все ребята молодцы справились с заданием,

А теперь пора сказать сказке до свидания.

Дружно хлопнули в ладоши, вместе топнули ногой,

Всё во что мы здесь играли, мы запомнили с тобой.

До свиданья всем сказали и отправились домой.

Приложение 3

Анкета для родителей

«Экологическое образование в семье»

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

  • Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)

2. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

а) да б) нет _______________________________________________________

3. Кто ухаживает за животными или растениями?______________________

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать._________________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

а) да б) нет

6. Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)

а) да ______________________________ б) нет

7. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

а) да б) нет

8. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

а) да б) нет

Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?

а) да б) нет

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.__________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Опыт 1. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса.) Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд.) Почему? (В холодильнике очень холодно.) Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло.) Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Когда очень холодно.) Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло.)

Опыт 2. «Окрашивание воды»
Цель: выявить свойства воды. Она может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет. Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны. (Вода прозрачная.) Далее выясняют, как можно окрасить воду. (Добавить краску.) Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой.) В каком стаканчике краска быстрее растворяется? (В стакане с тёплой водой.) Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной.)

Опыт 3. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»
Посадить за стол кукол.
– Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть, пролилась вода или нет.
– Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки.)
– Почему это произошло? (Стакан был слишком полный.)
– Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая.)
– Мы налили слишком полные стаканы, жидкая вода в них плещется и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разливалась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая.) Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться.)

Приложение 5

Художественная литература

Стихи, потешки, песенки, загадки, рассказы

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

…………………….

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

………………………….

Матросская шапка, веревка в руке.

Тяну я кораблик по быстрой реке.

И скачут лягушки за мной по пятам

И просят меня: «Прокати, капитан!»

…………………………….

Ладушки, ладушки,

Веселые ладошки,

Ладушки, ладушки,

Звонкие хлопошки.

Горят глазки у ребят,

Брызги в стороны летят!

……………………

Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

На речку.

Курочка – рябушечка, за чем ты пошла?

За водичкой?

Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыплят поить.

Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

Пи – пи – пи – пи – пи!

……………………..

Ой, лады,лады,лады! (хлопают в ладоши)

Не боимся мы воды! (разводят руки в стороны)

Чисто умываемся – вот так! (имитируют умывание)

Маме улыбаемся – вот так! (опускают руки, улыбаются)

…………………..

Капли

Капли медленно катились,

Никуда не торопилась.

Кап – кап, кап – кап!

Стали капельки играть,

Капля каплю догонять!

Кап – кап, кап – кап!

………………….

Ручеек бежит по лесенке,

По ступенькам ледяным.

И весны живые песенки

Звонко скачут вслед за ним!

………………

Вдоль обочины дороги

Мы бежим, звеним, журчим!

Рассказать друзьям хотим,

Что весенние деньки

Очень любят ручейки.

………………

Не мешайте мне трудиться,

Я водицы притащу!

И колодезной водицей

Вас, конечно, угощу!

Пейте, пейте, не жалейте,

А хотите, в лейку лейте –

Поливайте огород:

Он ведь тоже воду пьет!

…………………

По утрам и вечерам

Открываю в ванной кран.

Я воды не пожалею,

Уши вымою и шею.

Пусть течет водица –

Я хочу умыться!

……………

Воду в тазик я налью,

Горстку соли растворю,

Лучше соли не простой,

А особенно морской!

Мама мягкой рукавицей

Оботрет меня водицей,

Спину, руки, шею, грудь.

Скажет мне: «Здоровым будь»!

……………..

Под душем

Утром я едва проснусь –

Сразу в душе обольюсь.

На веселый летний дождь

Душ немножечко похож.

Он поет, журчит, звенит –

Веселит он и бодрит!

……………

Теплый дождик лил да лил,

Дело делал, не шалил:

Вымыл крышу у скворешни,

Вымыл ягоды черешни…

Протянули мы ладошки,

Дождик их помыл немножко. (А. Босев)

………………….

Песенка (норвежская)

Мы поднимем якоря,

Отплываем чуть заря.

Море зовет,

Ветер поет,

Вперед, вперед, вперед!

………….

Дождю (югославская песенка)

Ливень, ливень, Водолей,

Лей, лей!

Ты водицы не жалей,

Лей, лей!

Для пшеницы, для полей,

Лей, лей!

………….

Кто не умывается

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается

Никак не называется. Петр Синявский

……………………

М. Борисова

Песенка капели

Кап, кап, я – капель,

У меня в апреле

На весеннем тепле

Капельки поспели!

Как, кап - на скамью,

Детям на игрушки,

Кап, кап – воробью

Прямо на макушку!

……………

Загадки

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая?

……………….

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

………………..

Сама пить не пьет, а нас вынуждает.

………………..

Зимнее стекло весной потекло. (лед)

………………

Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

…………………

В огне не горит, в воде не тонет.

………………..

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

…………………

Выпучив глаза, сидит,

Не по- русски говорит.

Родилась в воде,

А живет на земле. (лягушка)

…………………..

По морям и океанам

Он ведет нас к жарким странам.

Пар, клубясь, из труб идет

Это теплый … (пароход).

Приложение 6

Дидактические игры

  • «Куда спряталась вода

Цель: закреплять представления о свойствах воды, развивать воображение.

  • «Море».

Цель: знакомство с обитателями моря.

  • «Парные картинки».

Цель: закреплять свойства воды, льда, снега.

  • « Дом для кота»

Цель: Помочь котенку построить дом, который попал под дождь.

  • «Что изменилось?»

Цель: Формировать умение детей находить отличия на картинке (аквариум).

  • «Лужи и дождик»

Цель: Развивать мышление, учить правильно отвечать на вопросы.

Приложение 7

Утренняя гимнастика

  • Льется чистая водица. (наклоны вперед)

Мы умеем сами мыться. (изображаем умывание лица)

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем. (сгибают и разгибают руки в локтях)

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше. (изображают движения вытирания полотенцем)

Поверни головку влево,

Поверни головку право,

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

  • Море волнуется раз! (ноги на ширине плеч, покачивать руками справа налево, изображая волны. Руки поднять вверх и, изображая фонарики, опустить вниз)

Море волнуется два!

Море волнуется три!

Морская фигура замри!

Кто это? Что это? Как угадать? (повороты вправо – влево с вытянутыми руками. Руки поднять вверх. Выполнять покачивающие движения вправо – влево)

Кто это? Что это? Как разгадать?

Это рыбацкая лодка, (ноги на ширине плеч, руки в стороны, кисти подняты вверх, в таком положении покачивания из стороны в сторону)

А это морская звезда, (руки подняты вверх, сжимая и разжимая пальцы, затем опустить вниз)

Это, конечно, улитка, (руки в стороны, выполнять круговые движения. Руки развести в стороны)

Всех разгадаю вас я!

  • Как приятно в лодке плавать:

Берег слева, берег справа (повороты корпуса влево, вправо)

Речка лентой голубой

Разлилась перед тобой (вытягивают руки перед собой)

Под мостом мы проплывем (наклоны вперед)

Руки в воду опускаем (опускаем руки)

По волнам гребем руками

Кто угонится за нами? (движения руками способом кроля)

Приложение 8

Пальчиковые игры

Ладошки

Мыли мылом ушки, (руками моем ушки)

Мыли мылом ножки. (моем ножки)

Ах, какие ладушки, (поднимаем руки вверх, делаем «Фонарики»)

Ладушки – ладошки.

Рыбки

Пять маленьких рыбок играли в реке, (ладони сомкнуты, волнообразные движения в воздухе)

Лежало большое бревно на песке. (руки прижаты друг к другу, переворачиваются с боку на бок)

И рыба сказала: «Нырять здесь легко !» (ладони сомкнуты, выполняют «ныряющие» движения)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко !» (качаем сомкнутыми ладонями отрицательный жест)

А третья сказала: «Мне хочется спать!» (ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыба спит)

Четвертая стала чуть – чуть замерзать. (быстро качаем ладонями – дрожь)

Пятая крикнула: «Здесь крокодил! (запястья соединяются, ладони раскрываются и соединяются – рот)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» (быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают)

Кораблики

Плывет, плывет кораблик

По речкам и морям. (обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать друг к другу, большие пальцы поднять вверх)

Плывет, плывет кораблик

На нем я капитан.

Рыбки

Рыбки плавали, ныряли (имитируют движения пловца)

В чистой свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся, (обхватывают себя руками, затем разводят руки в сторону)

То зароются в песке. (садятся на корточки)

Приложение 9

Игры с водой

«Водичка»

Материал и оборудование: бассейн с водой.

Инструкция:

Говорит ребятам солнышко в окошке:

«Вот у нас водичка, поиграй немножко.

Только помни твердо: не брызгайся водой,

Играем аккуратно, дружок мой дорогой!

Похлопаем в ладоши: да – да – да,

Вот у нас вода,

Будем мы играть

И друг другу помогать».

«Кораблики»

Материал и оборудование: бассейн с водой, игрушечные кораблики.

Инструкция:

Вот у нас кораблики.

Давайте их пускать по воде.

Налетел ветер! Спрячем руки за спину и будем дуть на кораблики, как ветер.

Кораблики можно сделать из бумаги или другого природного материала.

«В час по чайной ложке»

Материал и оборудование: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Инструкция:

Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду

Ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно. Игра

Способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия,

Пустой, полный.

«Шарики в воде»

Материал и оборудование: две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

Инструкция:

Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе игры он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

«Моем трубочиста»

Материал и оборудование: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.

Инструкция:

Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: « А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась », и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка на то, как скользит в руках намыленная кукла.

Игра способствует развитию моторику, речи.

Будет белая мука!

Приложение 10

Подвижные игры

«Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя (звучит музыка). Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама – Тучка, а ребятки ее детки – капельки. Им пора отправляться в путь.

Капельки разбегаются, прыгают, танцуют. Мама – тучка показывает, что им делать. Капельки полетели на землю. Скучно им стало по - одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама – Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети присели, затем поднимаются и вытягиваются вверх). Испарились (высохли) капельки под лучами солнца, вернулись к маме – Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

«Солнышко и дождь».

Цели: - учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

Приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Эксперимент («Вода-лед-вода»)

Ребята, я сейчас вам раздам что-то, а вы мне ответите, что это и как это получилось (педагог раздает детям заранее приготовленные кусочки льда)

Дети: это лед.

А как он получился?

Дети: когда холодно, вода замерзает и превращается в лед.

Правильно, ребята.

Какой он? (твердый, холодный, тяжелый).

А если снова будет тепло? Подержите льдинки у вас в руках. Что с ним происходит?

Дети: лед тает и снов превращается в воду.

Вывод: Лед - это замороженная вода.

Приложение 11

Беседа «О волшебнице - воде"

Цель: 1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, рассказать о значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

2. Учить детей четко проговаривать слова; разнообразить словарный запас детей.

Ход беседы.

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

- О чем говорится в стихотворении? (о воде) .

- Для чего нужна вода, как мы её используем?

(пьём, моем руки, купаемся, стираем белье, готовим еду, моем посуду, пол, поливаем цветы).

- Да, ребята, вода нужна людям, животным и растениям. Без неё нам не прожить.

- Сегодня ребята я вам расскажу и покажу, какими свойствами обладает вода.

(предлагаю детям подойти к столу)

-Что вы видите в тазах? - воду, потрогайте водичку ручками.

- Какая вода на ощупь? – теплая, жидкая.

- Вода – это жидкость. Её можно переливать из кружки в кружку. Возьмите кружку с водой и аккуратно перелейте в другую кружку.

- Что вы делаете? - переливаем воду.

-Что водичка делает? - она льется, течет.

-Какая эта вода? - жидкая. (Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, не текла бы из крана).

- А сейчас, ребята, посмотрите, в одном стакане у меня налита вода, а в другом – молоко.

- Я в стакан с водой и с молоком опустила ложку.

- В каком стакане видна ложка и почему? (вода прозрачная, а молоко белое) .

- Ребята, вот уже сколько свойств мы узнали о воде, ещё раз назовите их? (индивидуальные и хоровые ответы детей) .

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно освежились.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

2. Осенью, ребята, часто моросил холодный дождь, на дорогах лужи, деревья и кустарники грустно шуршат голыми темными ветрами. А потом выпал снег, лужи от холода, мороза превратились в лёд.

- Снег и лёд – это тоже вода, только она уже в твердом состоянии.

- Снег и лед – это, что ребята? - тоже вода.

- Сейчас я покажу и снег и лёд. (внести снег и лед)

Предлагаю детям потрогать.

-Какой лёд? - холодный, твердый, прозрачный.

- А снег какой? - белый, рыхлый, холодный.

- А сейчас, ребята, снег и лёд мы поставим на батарею, а потом посмотрим, что же с ним произойдёт?

- Раздаётся стук в дверь. (вношу конверт и большой лист бумаги)

Распечатываю конверт и читаю.

-Ребята нам прислал письмо Лесовичок, он просит нас отгадать загадку, а отгадка вот на этом листе. Только он предлагает соединить все точки на листе и мы увидим что получится.

Загадка. Покружилась звездочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке.

Соединяем точки, получилась снежинка.

- А теперь давайте посмотрим на лёд и снег, что мы поставили на батарею.

- Ой, а где же снег, лёд. Вы посмотрите, во что превратились снег и лёд? - в воду.

- А почему снег растаял? - потому что в тепле снег тает, а если мы вынесем воду на улицу, она замерзнет, превратится в лёд. Потому что в комнате тепло, а на улице холодно.

Итог: И так ребята, сегодня мы с вами познакомились с некоторыми свойствами воды. Назовите ещё раз какой вода бывает (ответы детей) .

-И ещё ребята воду можно назвать волшебницей. Из жидкости она может превратиться в твёрдое вещество. На прогулку с вами выйдем и в ведерках вынесем воду на мороз и посмотрим, что с ней произойдёт.

-Интересно было вам с водой поближе познакомиться? (ответы детей) .

-Спасибо всем вы все молодцы!

Беседа на тему: "Вода"

Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни; показать, где и в каком виде существует вода. Подводить к пониманию заботливого отношения к своему здоровью. Придерживаться правил пользования водой, не загрязнять её, использовать по назначению. Закреплять знания детей о лекарственных травах. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: Загадки; тучка – шапочка, солнышко на палке, капельки – шапочки, шум дождя, «снежки»; 2 банки с водой; снег; чайник, травы, чашка; карандаши, карточки (что не бывает в водоёме – мусор и кто там обитает).

Ход беседы:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. (Стук в дверь). К нам кто – то пришёл. Это же Степашка – замарашка. Почему ты такой грязный, неумытый?

Степашка: А зачем? И так сойдёт.

Вот послушай, Степашка, дети у нас какое стихотворение знают (с иммитацией):

Рано утром на рассвете умываются мышата,

И котята, и утята, и жучки, и паучки.

Ты один не умывался и грязнулею остался,

И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.

Ребята, надо по утрам умываться? А что ещё вы делаете, когда просыпаетесь? (зубы чистим, зарядку делаем). А когда приходите с прогулки, после туалета? (моем руки с мылом). Степашка, дети у нас знают загадки. О чём, ты послушай и отгадай, ребята тебе помогут. (Дети загадывают загадки о мыле, щётке, расчёске).

Ребята, необходимо после туалета, прогулки всегда мыть руки с мылом, чтобы к вам в организм не попали микробы. Они очень мелкие и их не видно, и если вы будете брать руки в рот, то они попадут к вам в желудок и вы будете болеть. И тебя, Степашка, это касается. (Степашка идёт умываться). Возвращается и говорит, что ему больше нравится, когда он чистый и он полюбил воду.

Дети, а для чего вода нужна? (Купаться, поливать растения, стирать, готовить пищу, пить). Вот какая волшебница – вода, а без неё мы бы не смогли жить.

Степашка: А ещё я очень люблю игры с водой. Вы хотите поиграть? Игра называется «Ходят капельки по кругу». Я буду тучка – мама, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, как шум дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. (Мама – тучка подсказывает, что им делать). Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (взялись за руки, как «Ручеёк»). Встретились ручейки и стали большой речкой (встают в цепочку). Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети встают в хоровод и идут по кругу). Плавали капельки в океане и вспомнили, что мама – тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело (Появилось солнышко). Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами Солнышка и вернулись к маме – тучке.

Тучка: Молодцы, капельки! Хорошо себя вели, не брызгались. Теперь со мной побудьте, а потом я вас опять отпущу погулять.

Ой, ребята, а сколько снега нападало, пока мы с вами путешествовали.

Хотите со Степашкой поиграть в снежки? (Игра в снежки). (Степашка сел и ест снег). Дети ему рассказывают о вреде. Почему нельзя так делать. Правильно, дети, можно заболеть. Вот теперь садитесь все и посмотрим, какой станет вода, если мы в неё положим снег. (Опыт). На столе 2 банки с водой. В I банке – чистая вода, во II банке – добавили снег, и вода стала грязной. Вот, Степашка, мало того, что у тебя будет болеть горло и ещё может заболеть живот, т. к. вода, видишь, какая стала грязная.

(Степашка заболел и сидит в одеяле). Дети, надо Степашке помочь, будем его лечить. (На столе чайник, травы, чашка). Воспитатель заваривает чай. Степашка пьёт витаминный чай.

Дети, давайте ещё расскажем Степашке, как надо беречь воду. (Проверять кран, не оставлять открытым, не бросать мусор, стёкла в речку, пруд). Дети, а кто живёт, что обитает в воде? (Рыбы, ракушки, водоросли, лягушки). Правильно.

А сейчас, ребята, вы сядьте за столы и зачеркните карандашом лишние предметы, которые не должны находиться в нашем «водоёме». (На столах карточки). Показываем Степашке карточки и обсуждаем, как дети справились с заданием.

Итог: Я беседую со Степашкой, что он понял. (Что надо умываться, мыть руки с мылом, нельзя есть снег; если заболел – заваривать чай из лекарственных растений; не загрязнять воду, беречь её).

Степашка: Спасибо, дети, что многому меня научили! До свидания!

Приложение 12

Наблюдения:

1. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.

Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

Вопросы:

1. Что делаю?

2. Чем поливаю?

3. Какая вода?

4. Для чего поливают комнатные растения?

Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.

2. Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек.

Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.

3. Наблюдение за дождем

Цель: познакомить с природным явлением - дождем.

Ход наблюдения:

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя(есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь.

  • Сколько знаю я дождей? -
  • Сосчитайте поскорей.
  • Дождик с ветром,
  • Дождь грибной,
  • Дождик с радугой-дугой.
  • Дождик с солнцем,
  • Дождик с градом,
  • Дождик с рыжим листопадом.

4. Наблюдение «Вода холодная и горячая»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода бывает разная: холодная, тёплая и горячая (холодная - освежает, бодрит; теплая - согревает, ласкает).

Ход наблюдения

Воспитатель во время гигиенических процедур открывает кран с холодной водой, предлагает потрогать воду и спрашивает детей: «Какая вода льется из крана? » Дети отвечают: «Холодная». Воспитатель включает теплую воду, предлагает потрогать и спрашивает детей: «А теперь какая вода стала? » Дети отвечают «Теплая». Воспитатель подводит итог: «Вода бывает холодная, теплая, горячая. Холодная - освежает, бодрит; теплая - согревает, ласкает; горячая вода опасна: можно обжечься. Обращает внимание детей на розовые щечки, чистые руки, гладкую кожу. Приговаривает:

Вода текучая, дитя растучее.

С гуся вода, с дитя худоба!

Вода книзу, а дитя кверху!

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок!

5. Наблюдение «Вода – друг человека»

Цель: расширить знания детей об использовании воды в жизни людей.

Ход наблюдения

Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, для чего люди используют воду? » Дети отвечают.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как няня моет посуду, спрашивает, в какой воде – холодной или теплой – она её моет. Няня показывает детям сначала грязную тарелку, затем чистую, говорит, что вода – её добрый помощник. Воспитатель сообщает, что дети тоже могут помыть водой игрушки, кубики, кукольную посуду. Желающие (по двое) в одном тазу моют игрушки и вытирают их. Воспитатель отмечает, как хорошо теплой водой мыть предметы: она делает их чистыми. Подчеркивает: вода – друг человека, она ему помогает во всем; воду надо беречь, экономить, следить, чтобы она зря не утекала, закрывать кран, если вода не нужна.

6. Наблюдение «Разноцветная вода»

Цель: организовать экспериментальную деятельность по сравнению окрашенной и неокрашенной воды (вода прозрачная, но её можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной, сквозь неё ничего не видно) .

Ход наблюдения

Воспитатель готовит пять банок, краски, поднос с формочками для льдинок. Дети сидят за одним общим столом. Банки наполнены водой до половины. Дети рассматривают их, убеждаются, что через воду всё видно. Затем в каждую банку воспитатель бросает мелкие предметы (пуговицы, шарики и пр., предлагает рассмотреть их сбоку и сверху, объясняет, почему их хорошо видно. Перемещает банки, чтобы дети рассмотрели разные предметы. Уточняет – вода прозрачная, не имеет цвета, но её можно сделать цветной, если добавить в неё краску. Воспитатель по очереди подкрашивает воду в четырех банках в красный, зелёный, синий и желтый цвета. Каждую банку дети рассматривают, любуются красивой водой, называют цвет. Затем педагог обращает внимание на то, что предметы в банках «исчезли», их не видно. Поясняет: цветная вода стала не прозрачной, через неё ничего не видно, из такой воды можно сделать красивые льдинки. Разливает воду по формочкам, говорит, что вынесет их на мороз на улицу или поставит в морозильник.


Кеменова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №17 " Машенька"
Населённый пункт: г. Ступино, Московской области
Наименование материала: проект по экологии
Тема: "Волшебница - вода"
Дата публикации: 26.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Проект по экологии во второй младшей группе

«Волшебница - вода»

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей

становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них

много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и

красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья

– это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое

вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это

вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает

различные рецепторы и предоставляет практически

неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с

водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок

получает от них массу полезных впечатлений. Вода для детей –

это полезное лекарство.

Тип проекта: педагогический

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети 2 младшей группы

Воспитатель младшей группы: Кеменова Т.А.

Срок реализации проекта: долгосрочный (с сентября

2016г – по май 2017года)

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое, художественно-

эстетическое, физическое развитие, социально-

коммуникативное развитие

Цели проекта:

1.Развивать у детей представление о природном объекте-

воде, формировать наблюдательность через игры с водой.

2.Закладывать основы экологической культуры личности,

воспитывать бережное отношение к воде.

3.Поощрять проявление инициативы и

любознательности с целью получения новых знаний.

Задачи проекта:

1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с

водой, ее значением и свойствами.

2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.

3) Научить детей выполнять простейшие опыты,

последовательно выполняя указания воспитателя

Ожидаемые результаты:

1.Формирование представлений о природном объекте

воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде,

агрегатных состояниях.

2. Формирование познавательного интереса, обогащение

словарного запаса.

3. Воспитание бережного, осознано правильного

отношения к воде, как источнику жизни на земле.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Формирование проблемы

Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и

родителями.

Подобрать методическую, познавательную и

художественную литературу по теме проекта.

Обогатить эколого- развивающую среду в группе,

центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для

проведения игр с водой.

Составить

картотеку

экспериментов

ознакомлению со свойствами воды.

Подобрать дидактический материал, наглядные

пособия (альбомы для рассматривания, картины,

иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе

есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на

болоте) , оформить альбом «Стихи и потешки о воде».

Составить примерный годовой план наблюдений,

игровых заданий, экспериментов и итоговых занятий, связанных

с темой проекта.

Осуществить психолого-педагогическую диагностику

по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.

2 этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс

эффективных методов и форм по формированию

представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах

существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.

Познавательно – речевое развитие:

Беседы: «Какую роль играет вода в жизни человека?» ;

«Круговорот воды в природе»;

«Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?»;

«Что мы знаем о воде»;

«В гостях у капельки».

Поисковая деятельность:

«У воды нет запаха и вкуса», «Вода умеет впитываться»,

«Вода бывает холодная, теплая, горячая», «Что растворяется в

воде?», «Лёд – это вода», «Снег – это вода», «Иней – это вода»

Эксперименты и опыты:

«Превращение снега в воду», «Цветные льдинки», «Тонет

– не тонет», «Как растения пьют воду», «Воду можно

окрасить в другой цвет или сделать грязной»

Практическая деятельность и трудовые поручения:

Наблюдения на прогулке за облаками, осенним небом,

дождем, первым снегом, льдом, инеем, снегопадом.

Работа в уголке природы: полив комнатных растений,

помощь воспитателю (мытье поддонов для цветов, мытье

Социально –коммуникативное развитие:

Дид.игры: «Купание куклы», «Стирка кукольного белья»,

«Снежинка в гостях у ребят», «Где спряталась рыбка?»

Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Мы

капитаны», «Уточки плавают»; «Ловись, рыбка!»

Игры в центре песка и воды: «Пирожки для куклы Кати»,

«Строим башню»

Заучивание потешки «Водичка, водичка…» , чтение сказки

«Заюшкина избушка», А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский

«Мойдодыр», «Федорино горе», чтение стихов о воде.

Художественно – эстетическое развитие:

Рисование водой (водные раскраски);

Рисование «На полянку, на лужок тихо падает снежок»;

Лепка «Мы скатали снежный ком»;

Аппликация «Снеговик».

Физическое развитие:

Подвижные игры: Солнышко и дождик, «Снежки», «Земля

и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка,

тучка…», «Тучка и капельки», «Рыбак и рыбки», пальчиковые

игры - упражнения с водой.

Показать детям в домашних условиях, где можно

использовать воду. Что растворяется в воде?

Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в

природе (лед, снег, иней)

Уход за комнатными растениями и животными дома.

Изготовить дневники наблюдений за водой.

Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»

Заучивание стихотворений и потешек о воде.

Чтение художественной литературы: «Заюшкина

избушка»,стихи А.Барто «Кораблик». «Девочка

чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».

Участие в подготовке к новогоднему празднику

(изготовление снежинок)

Консультации для родителей: «Осторожно, гололед!»

3 этап – заключительный

Подведение итогов.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе

работы над проектом. Диагностика.

4 этап - презентационный

Оформление стенгазеты по итогам проекта: «Теперь мы

знаем, что такое вода!»

Досуг «Праздник мыльных пузырей»

План работы по реализации проекта

Ожидаемые результаты: От своего проекта я ожидаю того,

что дети больше узнают о воде, её свойствах, значении и

назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что всё

происходит во время игры с водой. Ребёнок будет воспринимать

информацию с удовольствием.

Планирование

работы

Сентябрь

Прогулка целевая по

территории детского сада.

Знакомство с водой.

Заучивание потешки «Водичка… »

Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в

огороде овощи ; познакомить детей со свойствами

«Купание куклы Кати»

Наблюдение за тем, что вода имеет свойство

впитываться.

Наблюдение за дождем, лужами.

Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)

С помощью занятия дать представление о том, что

необходимо купаться, умываться, и для этого

необходима вода.

Октябрь

Беседы о том, что вода

необходима для животных,

птиц, рыб, растений и людей,

без нее нельзя выжить.

Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода

впитывается в грунт. Дома как пьют домашние

животные.

Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и

все живое на земле пьет воду.

Ноябрь

Эксперимент (вода – лед – вода)

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Дать представление о том, что вода может быть не

только жидкой, но и твердой. И что под воздействием

тепла, вода превращается из твердого состояния в

жидкое, и наоборот.

Декабрь

Наблюдение за испарением

Эксперимент «В воде не тонет»

Игра «Пускаем кораблики»

Познакомить детей со свойством воды – испарение. А

так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.

Январь

Эксперимент превращения

снега в воду

Беседы «что пьют животные и птицы зимой»

Продолжать развивать знания детей о свойствах воды

и об окружающем их мире.

Февраль

Наблюдение за рябью на воде

Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за

комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко

выгляни в окошечко»

Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на

Познакомить детей с явлением «рябь», что она

возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить

знания детей о том, для чего необходима вода. А так

же о том, что вода имеет свойство впитываться.

Март

Беседы об обитателях воды, о

том, что человек под водой

Эксперимент «Воздух под водой»

Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать

дышать не может.

за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает

воздух (эксперимент с трубочками)

Апрель

Эксперимент «Окрашивание

Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее

назначении и значении в жизни всего живого

Занятие «Экологическая сказка

«Про маленькую капельку»

Познакомить еще с таким свойством воды как

способность окрашиваться. Закрепить и обобщить

знания детей о воде.

Список литературы:

1. Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском

саду и дома».

2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому

воспитанию детей».

3. Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».

Сотникова.

маленькие

опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС.

Сотникова.

малышами

(Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА-

ПРЕСС, 2002.-216 с.

6. О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском

детьми 2-7 лет. 2009г.

7. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010

8. Материалы, собранные родителями (стихи, сказки,