ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ Цель проекта: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Задачи проекта: Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам; Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период; Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

ВОРОНА Опустели гнёзда и кроны, на юг улетели стаи, И замарашки-вороны снова заметными стали. Занятное очень обличье, осмысленное выраженье. И что-то совсем не птичье в некоторых движеньях. То чинно шагает по тропкам, как ходят солидные люди, То скачет нелепым галопом, как бедуин на верблюде. Всю зиму живём бок о бок и рады уже, как другу: Не испугалась сугробов, не улетела к югу. А когда прогорланит в марте: «Кар-кар, прошла зима!- Крику вещуньи, поверьте, рада весна сама.

Висит кормушка на окне на радость нам и птицам. И каждый день по сто друзей в окно моё стучится. Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры – Стучаться дружно по утрам в окно моей квартиры. Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек! Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

КОРМ ДЛЯ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ. Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми шишками. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью. Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овёс едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьёв. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе- сентябре, пока они ещё не осыпались. Для заготовки семян срезают все растения и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины- любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливают лучше после заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало- превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сало подвешивают на ниточках.

Разнообразие корма – праздник для птиц.

Какое вкусное сало, даже не оторваться!

Викторина «Узнай птицу» Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись

Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета

У этой птицы красивое пёстрое оперение: верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.

Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом

У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова. Горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое

Эта птица славится своими зимними кладовками. Величиной она поменьше галки, слегка похожа на скворца: такой же тёмной окраски, с многочисленными светлыми пестрянками по всему туловищу. В конце августа слетаются эти птички в кедровые леса. Наберёт она полон рот орехов, а потом, подобно сойке, засунет куда-нибудь: в земляную щёлку или мох. Забытые птицами такие кладовки со временем прорастают. Поэтому птичку называют сеятель леса

Занимательная страничка. Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи собирает.

«Тук-тук-тук!» - поутру носом он долбит кору. Сколько пользы этот нос нашим яблоням принёс! Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок, Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло. Много времени потратил на своё жилище…

Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик. Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки. Что с опаскою глядишь? Что на крышу ты летишь? Я не трону, не робей, эй, пугливый…

Вот опять гнездо себе смастерит в печной трубе. И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому. Натаскает ваты, пуха- хорошо птенцам и сухо. И в колодец- дымоход ни за что не влезет кот! Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?..

Народные приметы: Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде, к потеплению. Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению. Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза. Если ворона купается ранней весной – к теплу. Если грачи прилетели до 14марта – быть лету мокрому, а снег сойдёт рано. Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало. Увидел скворца – знай: весна у крыльца. Летом ворона купается – к дождю. Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи – к ненастью. Синица пищит – зиму вещает.

С утра и до позднего вечера, Освоив полянки страниц, Хозяйствует в книжке доверчиво Раздольная музыка птиц. А может быть, с этого времени Наступит иная пора – И станет для птичьего племени Милее ещё детвора?! Порадуют снова пернатые Руладами сердце и слух, И крепче подружат с юннатами От неба до мира подводного Давайте ж, как Родины речь, Умом и душой благородную

Дата публикации: 15.12.17

Проект

«Покормите птиц зимой!»

Подготовила воспитатель группы «Солнышко» Лапенкова Т.В.

Цель проекта: формирование интереса к природе родного края; к птицам, зимующим в нашей местности; формировать любовь к животным и птицам, требующим особой заботы и внимания в холодное время года; активизация познавательных интересов; заинтересовать родителей принять участие в акции: «Покормите птиц зимой!», а также в конкурсе на изготовление лучшей кормушки для птиц.

Всестороннее развитие личности ребенка, укрепление здоровья при взаимодействии с окружающей средой.

Обогащение предметно-развивающей среды. Подборка и обновление игрового оборудования.

Повышение квалификации педагогов и компетентности родителей.

Задачи проекта:

Развивающие: Расширение кругозора, приобретение новых знаний о птицах.

Коррекционные: Развитие двигательных навыков, развитие общей и мелкой моторики, укрепление здоровья на прогулках, на занятиях и в повседневной жизни.

Воспитательные: Воспитание духовных, нравственных и волевых качеств, доброты и сострадания к «братьям нашим меньшим».

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети группы раннего возраста «Солнышко», воспитатели, родители.

Реализация проекта

По трем этапам

Подготовительный этап

Диагностический опрос родителей «Наблюдаете ли вы за птицами, когда гуляете с детьми?»

Оформление информационного уголка для родителей: «Советы родителям»

Изготовление плаката «Покормите птиц зимой!»

Подбор подвижных игр о птицах: «Воробушки и автомобиль», «Птички летают» и др.

Подбор стихов и потешек о птичках, чтение художественной литературы.

Подбор пальчиковых, дыхательных гимнастик.

Разучивание игр с детьми.

Наблюдения за птицами на прогулке.

Экскурсия по территории участков дома ребёнка с целью наблюдения за поведением зимующих птиц «Где же наши птички?»

Основной этап

Мероприятия:

Беседы с детьми о птицах, зимующих в нашей местности.

Разучивание подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Прилетели птички воробьи, синички» на участке дома ребёнка и на физкультурных занятиях.

Проведение наблюдений за птицами на прогулке: голуби, синицы, воробьи, вороны.

Рассматривание предметных картинок о зимующих птицах нашей полосы.

Проведение разных видов гимнастик: пальчиковая и дыхательная.

Чтение художественных произведений: стихов, рассказов, потешек о птицах: «Сорока-сорока», «Андрей-воробей» и др.

Проведено открытое занятие «К нам синичка прилетела».

Наблюдение на прогулке «Наши кормушки для птиц».

Экскурсия по участку «Где же наши птички?»

Проведён смотр-конкурс «Лучшая кормушка для птиц».

Заключительный этап

Развитие детей - это получение информации об окружающем мире. Окружающий мир всегда интересует детей. Они задают сотни вопросов каждый день. Наблюдения за природой - один из способов получения ответов на детские вопросы. Это способствует развитию памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи.

В ходе реализации проекта дети получили навыки наблюдения за живой природой. Стали чаще обращать внимание на птиц, прилетающих на участок, где проходит прогулка. Приносить из дома корм для птиц и сыпать его в кормушку. Наблюдать за птичками в кормушке. Эмоционально реагировали на стихи и потешки о птицах, многие заучили полюбившиеся потешки и с удовольствием рассказывали их на прогулках и занятиях.

В уголке для родителей была размещена информация о прогулках и наблюдениях в живой природе, подборка подвижных игр, в которые можно играть на прогулке. Также подготовлен плакат «Покормите птиц зимой!» Проведён конкурс для родителей и детей

« Лучшая кормушка для птиц». Родители Светы М. и Ангелины М. приняли активное участие в изготовлении кормушки для птиц, за что были отмечены «Благодарностью за активное участие в жизни группы»

В результате работы над проектом у детей сформированы разносторонние знания о зимующих птицах нашей полосы. Родители получили полезную информацию о важности воспитания в подрастающем поколении доброты и отзывчивости к «братьям нашим меньшим», внимательного отношения к природе родного края.

ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Конспект открытой образовательной деятельности:

Экскурсия по участку «Где же наши птички?»

Воспитатель: Лапенкова Т.В.

Присутствовали подгруппа детей:

София С. 2г.7м.(ЗРР),Таисия Г. 2г.5м (ЗРР), Максим В. 2г (ЗПРР)

Рита К. 2г.4м (ЗРР), Ангелина М. 2г.8м (ДЦП, ЗПРР), Светлана М. 2г.8м.(ЗПРР)

Цель ООД: доставить детям удовольствие и радость от экскурсии, продолжать
формировать представление о внешнем виде птиц, о жизни птиц зимой;

Задачи ООД:
1.Развивающие:
- обогащать словарный запас детей: птица, воробей, синица, голубь, голова, хвост, крылья, клюв, глазки, синий, черный, желтый, кормушка, корм.
- ввести в пассивный словарь детей слова: семечки, пшено, хлопья, снег, холодно, голодно

Развивать желание наблюдать за птицами.

2.Коррекционные:

Развивать моторику рук,

.
3.Воспитательные :

Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

4. Образовательные :

Формировать представления о зимующих птицах (синица, воробей), что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей.

Учить узнавать и называть птиц, формировать умение выделять характерные особенности внешнего вида, способы передвижения, особенности поведения.

Побуждать включать движения рук по предметам (кормушка, корм) в процессе знакомства с ними, потрогать их и т.д.

Учить детей следить за рассказом воспитателя

Формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом или предложением из 2 слов,

Используемые технологии

Средства обучения : кормушки для птиц, щёточка для очистки кормушек от снега, пакетики с кормом для птиц (пшено, семена подсолнечника, кукурузные хлопья)

Методические приёмы :

1.Сюрпризный момент. Чтение стихотворения о птицах.

2. Наблюдение за птицами на прогулке.

3. Рассматривание кормушек на прогулке, очистка кормушек от снега, добавление корма в различные кормушки.

4. Вопросы к детям.

5. Рассказ воспитателя о зимующих птицах.

5.Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Предварительная работа : разучивание пальчиковой игры «Птички», рассматривание предметных картинок «Зимующие птицы», изготовление кормушек для птиц, рисование на занятии пальчиками «зёрнышки для птиц».

Ход экскурсии.

Выход на прогулку. Организационный момент: построение парами.

Чтение стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Вопросы к детям: - Почему птиц зимой нужно кормить? (ответы детей).

А как вы думаете, только мы с вами повесили кормушку для птиц? (ответы детей).

Сейчас мы погуляем с вами вокруг дома и внимательно посмотрим, где висят кормушки для птиц? Какие птицы прилетают на кормушки?

Во время экскурсии обратить внимание детей на кормушки для птиц не только на нашем участке, но и на соседних. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами. Показать, как очистить кормушку от снега (Смести снег щёточкой). Рассмотреть с детьми, какие бывают кормушки (большие, маленькие). Рассмотреть принесённый корм для птиц (пшено, семечки, хлопья, крошки белого хлеба). Просить детей повторять названия корма для птиц. Если есть возможность, опустить кормушки, чтобы дети сами могли насыпать корм на дно кормушки. Поощрить активность детей.

Как вы думаете, почему так много кормушек? (ответы детей). Потому, что птиц много, нужно, чтобы всем зимующим птицам хватило кормушек и корма.

Вывод. Зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки.

ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребёнка для детей споражением центральной нервной системы с нарушениемпсихики»

Конспект организованной образовательной деятельности.

Наблюдение «Кормушки для зимующих птиц»

Подготовила и провела воспитатель группы «Солнышко» Лапенкова Т.В.

Присутствовала подгруппа детей:


София С. 2г.7м.(ЗРР),

Таисия Г. 2г.5м (ЗРР),

Максим В. 2г (ЗПРР)

Рита К. 2г.4м (ЗРР),

Ангелина М. 2г.8м (ДЦП, ЗПРР), Светлана М. 2г.8м.(ЗПРР)


Цель ООД: доставить детям удовольствие и радость от занятия на свежем воздухе;
формировать представление о внешнем виде кормушек для птичек,
о жизни птиц зимой;

Задачи ООД:
1.Развивающие:
- обогащать словарный запас детей: птица, кормушка, корм.
- ввести в пассивный словарь детей слова: семечки, зёрнышки, хлопья, крошки хлеба.

Развивать способность детей к речевому общению,

Развивать умение выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2.Коррекционные:

Развивать моторику рук,

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи
3.Воспитательные :


4. Образовательные :

Формировать представления о зимующих птицах (синица, воробей, голубь)

Дать представление о кормушке, формировать умение выделять её характерные особенности внешнего вида,

Обогащать непосредственный чувственный опыт детей,

Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним, потрогать их и т.д.,

Формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом или предложением из 2слов

Развивать умения играть вместе со сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» Сенсорное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие компонентов устной речи детей.

«Социализация». Развитие игровой деятельности детей.

Используемые технологии : коррекционно-развивающего обучения, элементы здоровье-сберегающей технологии, игровые, личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Средства обучения : кормушки для птиц, блюдечки с разным кормом для птиц (пшено, семена подсолнечника, кукурузные хлопья, кусочки хлеба)

Методические приёмы :

1.Сюрпризный момент. Внесение кормушек на участок дома ребёнка.

2.Рассматривание кормушек.

3. Рассматривание корма для птиц

4.Чтение потешек о птичках.

Предварительная работа : разучивание пальчиковой игры «Птички», разучивание подвижной игры «Воробушки и автомобиль», изготовление кормушек для птиц, рассматривание предметных картинок о зимующих птицах нашей полосы.

Ход занятия.

Внести кормушки на участок. Обратить внимание детей на кормушку, стоящую

на столе. Воспитатель задаёт вопросы детям: «Ребятки, что это такое?»

Подытоживает ответы детей: «Да, это кормушка для птичек, которые остались зимовать у нас». Воспитатель: «А какое сейчас время года?» Дети отвечают.

Да наступила зима, стало холодно, птицам тяжело достать корм, поэтому люди делают кормушки для птиц и подкармливают птичек.

Воспитатель даёт возможность потрогать кормушку, объясняет, что у каждой кормушке есть донышко, куда насыпают корм, есть крыша, чтобы корм не засыпал снег.

Затем воспитатель задаёт вопрос: «Дети, а какой корм можно насыпать в кормушку?» Правильно, можно насыпать зёрнышки, хлебные крошки, хлопья и семечки. Посмотрите, какой корм я принесла? Семечки и хлопья. (Ребятки повторяют названия корма.) Я сейчас вам раздам немного корма, а вы посыпьте его в кормушку.(Дети сыплют зёрнышки в кормушку со словами: «Кушайте птички! Кушайте птички!»

Воспитатель читает потешку: «Кушайте птички! Снегири, синички! И хохлатый воробей, подлетай, не робей!» Дети повторяют потешку, имитируя ручками полёт птиц.

Затем воспитатель вешает кормушку на дерево и приглашает ребят поиграть в подвижную игру «Воробышки и автомобиль». Игра проводится 2-3 раза.

В завершении воспитатель снова просит подойти детей к кормушке и подводит итог занятия: «Сегодня мы с вами повесили кормушку для птиц и насыпали в неё корм для птичек, которым холодно и голодно зимой. Ребятки, давайте будем каждый день подкармливать птичек, приносить зёрнышки и сыпать в кормушку, чтобы наши птички не погибли».

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по теме:

«Птичка-синичка прилетела к нам»

Взаимопосещение занятий, декабрь, 2016 г.

ООД проводила с детьми:

Маша М., 4г.2м., ДЦП, ЗРР,

Ника Г., 3г.10м., синдром Дауна, ЗПРР

Знакомство с птичкой – синичкой.

Цель ООД: доставить детям удовольствие и радость от занятия,
формировать представление о внешнем виде птицы (синица),
о жизни птиц зимой;

Задачи ООД:


1.Развивающие:
- обогащать словарный запас детей: птица синица, голова, хвост, крылья, клюв, глазки, синий, черный, желтый, кормушка, корм.
- ввести в пассивный словарь детей слова: семечки, пшено, хлопья, холодно, голодно

Развивать способность детей к речевому общению,

Развивать умение выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2.Коррекционные:

Развивать моторику рук,

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи
3.Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
- прививать любовь и бережное отношение к птицам, стимулировать добрые чувства по отношению к ним.

4. Образовательные :

Формировать представления о зимующих птицах (синица),

Учить узнавать и называть птицу (синица), формировать умение выделять её характерные особенности внешнего вида, способы передвижения, особенности поведения,

Обогащать непосредственный чувственный опыт детей,

Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним, гладить их и т.д.,

Учить детей следить за рассказом воспитателя,

Формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом или предложением из 2-3 слов,

Развивать умения играть вместе со сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» Сенсорное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие компонентов устной речи детей.

«Социализация». Развитие игровой деятельности детей.

Используемые технологии : коррекционно-развивающего обучения, элементы здоровье-сберегающей технологии, игровые, личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Средства обучения : игрушка-синичка, кормушка для птиц, блюдечки с разным кормом для птиц (пшено, семена подсолнечника, кукурузные хлопья, кусочки хлеба), краски пальчиковые, влажные салфетки, альбомные листы с рисунком кормушки для птиц.

Методические приёмы :

1.Сюрпризный момент.

2.Рассматривание игрушки-синички.

3. Вопросы к детям.

4.Физкультминутка (пальчиковая игра)

5. Рисование пальчиковыми красками зёрнышек в кормушке

Предварительная работа : наблюдение за зимующими птицами на прогулке, разучивание пальчиковой игры «Птички», изготовление кормушек для птиц, рисование воспитателем на альбомных листах кормушки с птицами.

Ход занятия.

Организационный момент. (Дети сидят за столом)
Сюрпризный момент: Стук в окно.
Воспитатель: Тише, ребята, слышите? Кто-то стучится к нам в окно! (Берёт в руки спрятанную игрушку-птичку и показывает детям).
Смотрите! Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай, с детками ты поиграй!

Основная часть.

Воспитатель:
- Ребята, давайте познакомимся с птичкой?(ответ детей)
Воспитатель говорит от имени птички:
- Я птичка синичка.
Ответ детей: (Я Маша, я Ника)
Птичка:
- Посмотрите, какое у меня желтое брюшко, а головка черная, еще у меня есть лапки, крылышки, клюв и глазки!
Воспитатель снова закрепляет части тела птички.
Воспитатель:
- А теперь давайте поиграем с синичкой!
Пальчиковая гимнастика "Птички"
Птички-невелички летают и поют. (Машут руками.)
Птички- невелички зернышки клюют! (Стучат пальчиками по столу)
Птички сели посидели, птички дальше полетели! (Сжать кулачки на столе и снова помахать руками).
Дети повторяют движения за взрослым, имитируя движения птичек кистями рук.
Воспитатель:
- Ой, устали, полетали, кушать захотели!
Воспитатель: (от имени птички)
- Вы меня покормите? Давайте ребята покормим нашу птичку!(ответ детей)
Воспитатель:
- Вы знаете, что кушают птички?(ответ детей)
-Ребята посмотрите что под салфеточкой! Там ждет птичку сюрприз!
(На столе стоят, накрытые салфетками, блюдца с кормом для птиц.)
Воспитатель убирает салфетки и рассматривает с детьми угощения для птиц, рассказывает, чем можно кормить птиц (пшено, крошки хлебные, зерна, семечки и т.д.)
Воспитатель ставит на стол кормушку
- Кто знает, что перед нами? Кормушка. (ответ детей)
- А теперь тихонечко, чтобы не испугать птичку, насыпаем зернышки и посмотрим.
(Воспитатель ставит птичку в кормушку, дети сыплют корм.)
Птичка:
- Спасибо большое, здесь так много корма, можно я отнесу своим друзьям? (ответ детей)
- Мне у вас понравилось, но надо лететь. Я полечу и позову своих друзей, а вы повесьте эту кормушку на дерево. Мы с друзьями всегда будем прилетать к вам в гости!
Птичка: До свидания ребята!
Дети: - До свидания!

Рисование пальчиками зёрнышек для птичек.

(На листе бумаги нарисована кормушка и птицы)см. приложение

Воспитатель: Ребята, посмотрите, птички перелетели в кормушку, а корма в ней нет? Что же делать?

Дети: нужно нарисовать зернышки (если не отвечают помочь с ответом)

Воспитатель: (показ) Я обмакиваю кончик пальца в краску и прикладываю его к бумаге, отрываю кончик пальчика и снова прикладываю рядышком, и так много раз, чтобы получилось много зернышек в кормушке для птиц. Затем вытру палец влажной салфеткой. А теперь вы нарисуйте зёрнышки в своей кормушке.

Дети рисуют, у кого не получается помочь.

Воспитатель: птички обрадовались, стали клевать зернышки и весело щебетать.

Молодцы, ребятки, справились с заданием.

Итак, сегодня, мы с вами познакомились с птичкой синичкой, узнали какая она и как она живет и питается.

ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики».

Мастер-класс по изготовлению кормушки для птиц.

Подготовила и провела воспитатель Лапенкова Т.В.

занятие, декабрь, 2016 г.

проводила с детьми:

Таисия Г. 2г.7м. (ЗРР), Рита К.2г.6м. (ЗРР), Влада К. 2г.5м.(ЗРР), Максим В.2г.(ЗПРР)

Мастер-класс по изготовлению кормушки для птиц.

Цель :

1.Доставить детям радость и удовольствие от занятия.

2.Поддерживать познавательный интерес и любовь к природе. Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи :

1. Образовательные :

Дать понятие «кормушка», её назначение

Формировать знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник) при украшении кормушки

Узнавать и называть основные цвета : синий, красный, белый

Расширять представления о жизни зимующих птиц, особенностях их поведения и питания

Закреплять обобщающее понятие : корм

2. Развивающие :

Развивать мелкую моторику рук (зрительно-моторную координацию) при украшении кормушки

Развивать точность, аккуратность, дифференцированные движения рук;

Развивать тактильно-двигательные ощущения (знакомить с разными видами материала : твёрдый, гладкий)

Развивать внимание, память, точность движения.

3. Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение и любовь к птицам.

Для создания кормушки вам понадобятся:

1.2 пластиковые тарелки.

  • 3 верёвочки по 50 см.
  • Краска акриловая.
  • Шило.
  • Крупные бусины 6 шт.
  • Цветная самоклеющаяся бумага.

Начинаем изготовление.

  • Возьмите две пластиковые тарелки, и сделайте в каждой тарелке по три отверстия на равном расстоянии друг от друга, примерно 1 см от края.
  • Покрасьте тарелки в понравившийся Вам цвет.
  • Вместе с детьми, украсьте геометрическими фигурами, вырезанными из самоклеящейся цветной бумаги.
  • Сквозь отверстия 1 тарелки (нижней) протягиваем верёвочки. Завязываем узелки и крепим бусины.
  • Переворачиваем тарелку вверх дном и протягиваем верёвочки в отверстия.
  • Все три верёвки связать одним узлом.

5.Второй ряд бусин крепим на середине каждой верёвочки.

Кормушка готова. На прогулке вместе с детьми закрепите изготовленную кормушку на ветке дерева и насыпьте корма.

Экологический проект

Руководитель проекта : Яцута Юлия Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 с.Прикумское, Минераловодского района Ставропольского края.

Проект составила: Яцута Юлия Ивановна, учитель начальных классов.

Тип проекта : познавательно-практический

Цели: 1.Закрепить представления учащихся о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Задачи: 1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

2.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.

3.Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

4.Научить детей правильно их подкармливать.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Срок реализации проекта : ноябрь – апрель

Участники проекта: учащиеся 2 класса «б».

План проведения проекта:

Подготовительный этап

    Составление предварительного плана проведения проекта;

    Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, загадок и стихов о зимующих птицах;

    Подготовка презентации для привлечения детей к проекту;

    Разработка анкеты для проведения опроса учащихся, с целью выявления знаний детей о зимующих птицах.

    Приобретение методической литературы.

Основной этап

мероприятие

сроки

форма

Анкета входная

ноябрь

внеурочная

Исследовательская работа «Зимующие птицы в нашем крае»

ноябрь

внеурочная, родители, дети

3.

Знакомство с зимующими птицами. Игра «Угадай птицу по описанию».

ноябрь

внеурочная

4.

Беседа «Птицы – наши друзья»

декабрь

внеурочная

5.

Изготовление птиц из бумаги (оригами)

урок, внеурочная

6.

Рисуем птиц (урок ИЗО)

декабрь

урок

7.

Выполнение заданий и отгадывание кроссвордов, загадок, ребусов. (творческие задания)

январь

внеурочная с родителями

8.

Просмотр презентации «Как помочь птицам зимой»

январь

урок внеурочная

9.

Сбор книг о птицах, стихов, загадок, пословиц и поговорок, разыгрывание сценок.

январь

внеурочная, с родителями

10.

Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»

февраль

внеурочная

11 .

Подкормка и наблюдение за птицами.

внеурочная

12.

февраль

внеурочная

13.

Проведение дидактических игр «верю-не верю», «Четвертый лишний», «Накорми птиц».

март

урок внеурочная

14.

март

внеурочная

15.

Викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

март

урок

16.

Изготовление памятки «Как кормить птиц»

апрель

внеурочная

17.

Изготовление кормушек для птиц. Организация птичьей столовой на территории школы.

декабрь

внеурочная с родителями

18.

Участие в акции «Скворечник»

март

внеурочная

19.

Отчетное мероприятие «Покормите птиц зимой»

внеурочная

20.

Итоговая анкета по проекту.

апрель

внеурочная

Заключительный этап.

Готовый продукт проекта:

Оформление отчётов исследования работ. Оформление альбома работ на данную тему, выставка рисунков и фотографий зимующих птиц, поделок. Участие в акции «Скворечник».

    Викторина по командам. Награждение;

    Внеклассное отчётное мероприятие - «Покормите птиц зимой!»

    Оборудование:

    Фотоаппарат

    Компьютер

    телевизор

    магнитофон

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание необходимых условий в школе по формированию у школьников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Заинтересованность детей в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Выводы о проделанной работе:

    Готовя угощение, дети имели в виду, что птицам нельзя давать цитрусовые, соленые сухарики и чипсы, не должны быть жаренными, сало – солёным, а ржаным. Игнорирование этих запретов не только может вызвать нарушение пищеварения, но и привести к гибели птиц. Дети внимательно относились и к качеству пищи, зная, что птички вряд ли обрадуются прогорклым семенам, заплесневелому хлебу или крупе изъеденной жучком

    Для синиц и других насекомоядных птиц лучшая подкормка – это не соленое сало, нежирные семечки подсолнечника, семена тыквы,арбуза, дыни, крошки белого хлеба, овсяные хлопья. Не забыли мы и про главный деликатес синичек и дятлов – сало и маргарин, которые можно не только положить в кормушку в виде кусочков, но и намазали ими кору дерева.

    Только заканчивается конкурс, посвященная определению лучшей кормушки. Авторы затейливых конструкций, получив заслуженную порцию славы, забывают о тех, для кого их творения предназначалось. В таком случае кормушка может нанести только вред. Если птицы несколько раз пообедали на определенной кормушке, то однажды, не найдя в ней корм, они не сразу полетят искать другую, а останутся ждать следующей кормёжки.

    Следует помнить несколько не хитрых правил: кормушка должна быть с крышей и, желательно с бортиками. Чтобы ветер и снег не проникли в кормушку. Еще одно важное «техническое» требование: у кормушки не должно быть острых краев и глубоких щелей, иначе птички могут застрять или поранится. В закрытых кормушках – домиках отверстие для птиц должно быть не меньше 8 см., но не стоит делать его слишком большим, иначе обед синички достанется голубю или вороне. Кормушку нужно не только постоянно пополнять пищей, но и регулярно очищать ее от снега и мусора, проверять. Не появились ли, в ней щели и не выступил ли где - нибудь гвоздь. Моделей кормушек – множество. Но голодные птички к эстетическим изыскам равнодушны, для них главное в кормушках – удобство и безопасность. Ведь самые удачные кормушки – это не те, в корм надежно защищен от осадков и ветра.

    Помочь птицам не так уж сложно: организовав кормление всего на одной кормушке, можно поддержать не малое количество птиц. Зимняя подкормка - дело не только нужное и полезное, выжившие зимой птицы истребят большое количество вредных насекомых, но и очень увлекательное: наблюдать за веселой птичьей толкотнёй у «обеденного» стола- огромное удовольствие!

I этап – подготовительный

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми – практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу, так как хороший слой жира под кожей образует дополнительную защиту от морозов.

Для того чтобы научить детей особенностям кормления, правилами поведения возле кормушек с видовым разнообразием зимующих птиц, педагогам самим необходимо знать все о птицах.

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим.

Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.

II этап – основной (практический)

Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.

Ежегодно, начиная, с 12 ноября …(пока не появится корм для птиц) в нашей школе проходит акция «Покормите птиц!» (по старинному поверью 12 ноября в День Зиновия Синичника («Синичкин день») свиристели, щеглы, сойки, синицы, и многие другие пернатые перебираются поближе к человеку, чтобы получить еду в предстоящие холодные зимние дни).

Мы с ребятами с большим удовольствием изготавливаем кормушки для птиц. В работу идет всё: пластиковые бутылки, и пакеты из - под сока, молока и красочные упаковки от новогодних подарков.

Учащиеся нашего класса с большим трепетом каждый день бегут проверять кормушки - очищают их от снега и пополняют их кормом. А птицы не заставляют себя долго ждать.

Во время подкормки дети учатся соблюдать правила поведения возле кормушек: громко не кричать, не сорить, не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Дети узнают, что корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала, ягоды рябины.

Ребята должны знать, что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.

Места для размещения кормушек также заранее планируем: места подбираем не шумные. И желательно, чтобы кормушки были видны из окон, где можно было посмотреть и понаблюдать за птицами (разнообразием, повадками).

Планирование акции начинается задолго до её начала, ведь прежде чем накормить, необходимо знать какие птицы зимуют, особенности их поведения, чем питаются птицы, а также заготовить корм заранее.

В классе проводим различные мероприятия познавательного характера.

Учащиеся рассматривают картинки с птицами, разучивают стихи о птицах.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

А. Яшин «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетаются зимой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна:

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну!

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

***

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их -не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть.

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

***

НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

И. Беляков

***

СВИРИСТЕЛИ

Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.

Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.

***

ПОПОЛЗЕНЬ

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки

Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”

***

КЛЕСТЫ

Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.

***

СИНИЦЫ

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.

Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –

Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.

Ю.Синицын

***

СНЕГИРИ

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев

***

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

    Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)

    Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

    Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)

    Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

    Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

    Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

    Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

    Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)

    Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка)

    Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)

    Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

1. Какого цвета ворон и ворона?

2. У какой птицы птенцы не знают своей матери?

3. Какие птицы особенно любят рябину?

4. Какие птицы остаются у нас на зиму?

5. Какая птица издает крик, похожий на рёв быка?

6. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок?

8. Какая птица имеет самый длинный язык – 8-10 см?

9. Какая птица летает в «очках» на носу?

10. Есть ли у скворца своя песня?

11. Без рук, без топорёнка построена избёнка.

Загадки о зимующих птицах.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый...(воробей)

Трещала с самого утра:

Пор-ра! Пор-ра!

А что пора? такая всем морока,

Когда трещит... (сорока)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды -

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись… (дятел)

И в лесу, заметьте дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и … (совы)

Памятка «Как кормить птиц».

1. Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

2. Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

3. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Арбузные и дынные семечки любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для синиц и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!)

4. Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!

5. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

6. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы.

7. По возможности корм должен быть защищён от непогоды!

8. Кормушку необходимо регулярно чистить

Дидактическая игра «Накорми птиц»

Дети получают карточки с изображением птиц. Учитель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.

Дидактическая игра «Разрезная картинка».

Собрать из частей птиц (синица, воробей, дятел)

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

1 Вариант: Воробей, синица, лебедь, голубь

2 Вариант: Ворона, цапля, снегирь, голубь.

Дидактическая игра «Верю – не верю»

· Клесты выводят птенцов зимой.

· У синицы желтая грудка.

· У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?

· У сороки длинный черный хвост.

· У свиристеля на голове хохолок.

· Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?

· Ворона питается остатками пищи.

· Клесты любят семена шишек.

Игра - инсценировка “Узнай птицу!”

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Ребята попробуйте угадать какие птицы живут в лесу.

Выходят дети, каждый из которых изображает свою птицу. Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь : У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока : Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.)

Кто присел на толстый сук

И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее -… (Ворона.)

Кто так громко всех стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

Мы построили вдвоем,

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец,

Прилетай скорей … (Скворец.)

Всех прелестных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица… (Грач.)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат

На носу повисла капля…

Узнаете? Это… (Цапля.)

В лесу ночном кукует птица.

Она позвать себя боится

Ку-ку…ку-ку не спит опушка

А птицу эту звать? (Кукушка.)

Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)

Что такое – посмотри!

Выпал снег, на нем огни

Это птицы - … (снегири).

Летом ловит он жуков,

Поедает червяков.

На юг не улетает,

Под крышей обитает.

«Чики-рики», - не робей.

Дам тебе крошек, …. (воробей).

Села на кормушку

Птичка с желтым брюшком (синица).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая,

Знатная персона.

Это же … (ворона)

Бела как снег,

Черна как жук,

Вертится как бес,

Стрекочет на весь лес. (сорока).

На деревьях днем умело

Клювом долбит он кору.

Друг деревьев, враг жуков –

Это кто же он таков? (дятел)

Анкета.

1. В каком виде работы ты участвовал?

Рисунок птицы;

Доклад о зимующей птице;

Поиск литературного произведения

Написание сочинения;

Изготовление кормушки;

- кормление птиц;

- выступление.

2. Что тебе больше всего понравилось делать?

- рисунок птицы;

- доклад о зимующей птице;

- поиск литературного произведения;

- написание сочинения;

- изготовление кормушки;

- кормление птиц;

- выступление.

3. Как выполнял задание?

- самостоятельно;

- с помощью родителей;

- с помощью учителя.

4. Чем пользовался?

- справочниками, энциклопедиями;

- компьютером.

5. У твоего дома есть кормушка?

Да -

Нет -

6. Кормишь птиц сам или после напоминания взрослых?

Сам

Взрослые

7. Чего ты достиг (что понял, узнал, чему научился)?

- расширил знания о птицах;

- учился находить и пользоваться дополнительной литературой;

- учился оформлять доклад, сочинение;

- учился выступать перед публикой;

- учился работать в группе

- получил удовольствие.

III этап - заключительный

После таких бесед, викторин, игр познавательного характера, конечно же, ребята готовы и хотят помочь птицам. Для этого дети вместе с родителями, изготавливают кормушки. Затем кормушки развешивают, прикрепляют и кормят уже своих маленьких друзей.

Находясь возле кормушек ребята строго соблюдают

правила поведения возле кормушек:

громко не кричать,

не сорить,

не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты,

жестяные банки и коробочки.

Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Дети сами замечают, что если не постоянно кормить птиц, то некоторые птицы улетают. Поэтому, даже в праздничные дни у ребят нашего класса есть обязанность, приходить и приносить корм для птиц. А пернатые друзья благодарят своим радостным щебетаньем, пением. Все что связано с друзьями - интересно, а птицы для нас – друзья. Поэтому детям интересно проверять народные приметы.

Ребята с чувством понимания и гордости относятся к кормлению птиц, зная, что если не покормят, то птица может погибнуть.

Итогом нашего проекта стал праздник «День птиц».

Список использованной литературы:

4. «Птицы. Какие они?» Т.А.Шорыгина

5. «Времена года» Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева

6. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М., Педагогика, 1992 г

7. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М., Просвещение,1986г.

8. Сайт:http://www.rbcu.ru/

О чём поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы живы! Живы мы!
- Мы дожили!
- Мы выжили!

С этим стихотворением Валентина Берестова мы познакомились на уроке чтения, когда изучали «Азбуку». После прочтения этого произведения у нас возникло много вопросов. Как удаётся таким маленьким пташкам выжить в морозы? Конечно, благодаря помощи людей. Как мы можем помочь птицам? Все дружно ответили, что можно сделать кормушки. Вроде все всё знали. А чем нужно кормить птиц, чем можно, чем нельзя? Какие кормушки лучше? На эти вопросы ответить сразу мы не смогли. Поэтому мы начали наше исследование.

Цель: знакомство с особенностями зимней подкормки птиц.

Задачи:
- познакомиться с птицами, зимующими в Карелии;
- изучить правила кормления птиц;
- изготовить кормушку;
- провести наблюдения за птицами у кормушки.

Методы:
- изучение литературы;
- конструирование;
- наблюдение за птицами;
- фотосъёмка.

Изучение литературы
Зимующие птицы Карелии
Карелия - родина 217 видов птиц. Ещё 60 видов пересекают Карелию во время перелётов. Немало видов остаётся зимовать или совершает небольшие кочёвки. Осенью некоторых птиц в посёлках и городах становится больше. Им легче пережить зиму рядом с человеком. Рассмотрим особенности питания некоторых птиц, зимующих в Карелии.
Большая синица
Зимующие у нас большие синицы уже в конце августа из леса перелетают ближе к жилью человека. Летом питаются они в основном насекомыми, уничтожая вредителей садов и леса. С осени и до весны большие синицы становятся всеядными - кормятся пищевыми отходами, семенами, уничтожают зимующих в трещинах коры и стенках построек насекомых и их личинок. Часто посещают птичьи кормушки, где кормится семечками подсолнуха, остатками пищи, несолёным салом.
Воробей
Эти птицы в Карелии зависят от человека. Гнездятся в жилых и нежилых постройках. Птицы зерноядные, но большую часть года питаются пищевыми отходами и только птенцов выкармливают насекомыми. Живут стайками.
Сорока
В Карелии сороки гнездятся только вблизи населённых пунктов. Птица всеядна. Зимой посещает свалки, мусорные контейнеры - места, где можно найти пищевые отходы.
Снегирь
Обитает в таежных лесах, в Карелии встречается повсеместно. Розово-красная окраска нижней части тела известна всем, а вот у самки и молодых птиц она коричневато-серая. Стайки снегирей зимой часто появляются в населенных пунктах. Корм разный, зависит от сезона, местности и урожайности. Зимой это семена травянистых растений, ягоды рябины, почки.
Свиристель
Места зимовки свиристелей непостоянны. В годы хорошего урожая ягод рябины они всю зиму проводят у нас в Карелии. Зимой стайки свиристелей часто можно встретить на рябине, так же они поедают боярышник, облепиху и сочные плоды других кустарников.
Чиж
Населяет всю территорию Карелии. Любимое местообитания - старые ельники и сосняки. Питается семенами ольхи, берёзы, ели, сосны. Зимой вместе с синицами и воробьями прилетает к кормушке.

Почему птиц надо подкармливать зимой
Зимняя подкормка птиц необходима. Уже осенью, когда становится холоднее на улице, птицы затрачивают больше энергии на поддержание температуры тела и теряют собственный вес. Чтобы поддержать температуру тела и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — повсюду снег и лёд.
В Карелии птицам зимой не достаёт не только корма, но и не хватает времени - зимний день очень короткий. В декабре и январе солнце появляется примерно на 5 часов. За это время птицы должны найти такое количество корма, которое необходимо им для нормальной жизни в течение дня и длинной, холодной ночи. Это удаётся не всем видам, многие не доживают до весны. Особенно много их гибнет во время резких похолоданий, сильных снегопадов.

Правила зимней подкормки птиц
- Начинать подкармливать птиц надо поздней осенью и продолжать до весны.
- Важно кормить птиц регулярно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
- Корм можно заготовить в конце лета и осенью. Это семена берёзы, жгучей крапивы, одуванчика, лебеды, подорожника, щавеля. Из ягод запасают рябину, плоды шиповника и можжевельника. Зимой заготавливают семена ели и сосны.
- Зимующие птицы любят нежареные семечки подсолнуха, просо, давленый овёс, крошки пшеничного хлеба. Можно высушивать семена арбуза, тыквы, дыни, кабачков, яблок и груш.
- Если в кормушку прилетела незнакомая птица, можно накормить её нежареными семечками.
- Для синиц вывешивают кусочки несолёного свиного сала и мяса. Сало развешивают на тонких ветках, обвязывая ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно - утащат вороны.
- Неправильно подкармливая птиц, человек может им навредить, а закармливая, даже убить. Корма в кормушке должно быть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. И только нужного птицам.
- Нельзя кормить птиц жареным, солёным, острым, ржаным хлебом, цитрусовыми, кожурой банана.
- Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
- Необходимо следить, чтобы в кормушке не было снега, а корм был постоянно.

Типы кормушек
Кормушки для птиц могут быть разных конструкций (см. фото Приложение 2). Но обязательное условие, чтобы корм в них был защищён от ветра, снега, дождя.
Один из вариантов, когда сверху у кормушки широкая крышка, а по краю основания - бортики. Ширина щели между бортиком и крышкой - от 6 до 8 см. Так до корма не доберутся серые вороны, галки и сороки. Специально этих птиц не подкармливают, так как они переносят разные опасные заболевания и разоряют весной гнёзда певчих птиц.

Практическая часть
Изготовление кормушки
Мы с дедушкой изготовили две кормушки. Одну в виде домика с каркасом из деревянных брусков. Для основания взяли кусок строительной панели, так как её легче очистить от остатков корма. Крышу покрыли кусочками сайдинга, чтобы кормушка не промокала. Конёк из уголка. Украсили резьбой и деревянные детали покрыли морилкой коричневого цвета. Кормушку закрепили на кол высотой полтора метра. Расположили её рядом с кустами малины, напротив окна, чтобы удобно было наблюдать за птицами у кормушки.
Вторую кормушку из пластиковой бутылки разместили чуть подальше в кустах малины.
Третью кормушку из деревянных брусков и тонкой доски мы сделали в классе.

Наблюдение за птицами
Кормушку посетили несколько видов птиц. Это очень знакомые большая синица, воробей, снегирь, а также чиж, лазоревка, гаичка.
Синицы и воробьи прилетали стайками, чаще других видов птиц.
Увидели мы и незнакомых нам птиц. С помощью литературы определили чёрного дрозда. В один из дней он разрывал листья под малиной. Так как зима была с оттепелями, снега было мало.
Вместе с красногрудым снегирём прилетала самка снегиря. Грудка у неё окрашена в неяркий серый цвет.
Дольше всего не могли мы решить, что за птица с зеленоватым оттенком прилетала на кормушку, чаще в морозные дни. После долгих поисков решили, что это зеленушка, которая живёт в пихте недалеко от кормушки.
Наблюдая за кормушками, мы увидели, что птицы чаще прилетали к первой кормушке, съедали весь корм, быстрее семена подсолнечника.
В сильные морозы птиц прилетало больше, значит, мы помогали им выживать в трудных условиях зимы. Вторая кормушка, возможно, была не очень удобна для птиц.
Больше птиц прилетало днём, в светлое и более тёплое время суток. В солнечные дни птицы были более подвижны, прилетали стайками. Особенно оживленно вели себя синицы.
В марте к кормушке подлетали скворцы. В этом году они прилетели рано, в начале марта. После этого были ещё сильные заморозки и снегопад.
В начале апреля у кормушки появились зяблики и зарянки.

Выводы
По результатам наблюдений можно сделать выводы:
1) Птицы привыкли к подкормке и с удовольствием едят предложенный корм.
2) Для птиц удобны деревянные кормушки.
3) Основные посетители кормушки - синицы и воробьи.
4) Чем холоднее, тем чаще к нам прилетали птицы.
5) Любимое лакомство птиц семена подсолнечника, сало и хлебные крошки.
III. Заключение.
В результате проделанной работы я узнал, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, какие корма любят птицы, научился правильно кормить птиц. Теперь знаю из чего можно сделать кормушку и могу сделать её сам.

Актуальность проекта:

В стремительно развивающемся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно острой и актуальной. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе, научиться беречь окружающий мир. Приобретённые в дошкольном детстве знания о окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.

В холодное время года зимующие птицы страдают не столько от холода, сколько от голода. Доступной пищи становится все меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому некоторые птицы не могут пережить зиму и погибают.

Анализ проведенных с детьми бесед показал, уровень знаний детей о зимующих птицах и оказании помощи птицам зимой недостаточный.

Очень важно научить детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению желания помогать птицам зимой.

Проблема:

Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах родного края. У детей не сформированы знания о названиях птиц, о зимующих и перелётных птицах. Дети владеют небольшим запасом знаний о среде обитания птиц, о том, зачем заботиться о них в зимний период, и о том, как они сами могут помочь птицам.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Цель: закрепить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживой и живой природы и роли человека в жизни птиц.

Расширить представление детей о зимующих птицах.

Обобщить знания детей о повадках птиц.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, способствовать возникновению желания помогать им в трудных зимних условиях.

Прививать детям любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Привлечь внимание детей и родителей к проблемам сохранения природы.

Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

Ожидаемый результат:

- Уучастников проекта систематизировались и расширились знания о внешнем виде птиц, их названиях и образе жизни, о способах приспособления к жизни в зимний период; сформировалось желание и проекта помогать птицам; расширился словарного запас; родители приобщились к совместной деятельности.

Выставки рисунков, аппликаций, поделок детей, кормушек сделанные родителями с детьми.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

Определить тему проекта.

Сформулировать цели и задачи проекта.

Составить план реализации проекта.

Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.

Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап – основной, организационно-практический

Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.

Беседа «Птицы зимой»

Продуктивная деятельность

  • Аппликации «Птичка-синичка», «Снегирь».
  • Рисование «Воробьи» (нетрадиционная техника: рисование ладошками).
  • Лепка «Грозди рябины».

Просмотр презентации: «Перелётные и зимующие птицы»

Проведение пальчиковой гимнастики «Птицы», «Сел на ветку снегирёк».

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Игра-диалог «Чем питаются зимующие птицы?»

Подвижная игра «Филин и пташки.

Подвижная игра «Перелёт птиц».

Подвижная игра «Совушка».

Подвижная игра «Воробьи и кот».

Чтение. Стихи: А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко».

Чтение и разучивание стихотворения З. Александровой «Новая столовая».

Наблюдение за птицами у кормушки, птичьи следы.

Проведение конкурса для семей воспитанников по изготовлению кормушек «Покормите птиц зимой».

3 этап – заключительный

Подведение итогов конкурса кормушек.

Развешивание кормушек на участке.

Проведение наблюдения за птицами в кормушках.

Результат.

В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания. Которые им дали родители и воспитатели. Расширяя кругозор и представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе. Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.