• 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые

    формы.

    Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

    Различают следующие виды общественных объединений:

      Общественная организация;

      Общественный фонд;

      Общественное учреждение;

      Орган общественной самодеятельности;

      Политическая партия.

    Общественная организация

    Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.

    Суть членства заключается в документальном оформлении участия в организации (заявления, членские билеты и пр.), наличии определенных прав (избирать и быть избранными в руководящие органы), обязанностей (уплачивать взносы и т.п.) и ответственности за несоблюдение устава организации вплоть до исключения из ее рядов. Этим общественные организации и партии отличаются от других видов общественных объединений, основанных на участии.

    Участники - это физические и юридические лица (общественные объединения), выражающие поддержку целям объединения или его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.Общественное движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественное полезные цели.

    Общественный фонд

    Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

    Общественное учреждение

    Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг.

    Орган общественной самодеятельности

    Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

    Политическая партия

    Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

    23. Политические партии: понятие, порядок создания, права и

    обязанности.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПС) РФ: ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

    Субъекты ПС – граждане, обладающие политическими правами, общественные объединения (прежде всего политические партии), государство.

    Конституционно закреплены такие принципы регулирования ПС, как идеологическое многообразие (ч. 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ), политический плюрализм (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ), равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ), запрет на создание и деятельность опасных для общества и государства общественных объединений (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

    Более подробно правовой статус политических партий определяется ФЗ «О политических партиях».

    Отдельно среди общественных объединений выделяются политические партии, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Основные требования, предъявляемые к политической партии: региональные отделения более чем в половине субъектов РФ; не менее 50 тыс. членов. Запрет на создание региональных партий и ограничение минимальной численности членов партии были признаны соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г.

    Деятельность политических партий строится на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

    Политическая партия создается свободно, подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица (общественного объединения). Помимо устава политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, методы реализации целей и решения задач.

    Членами политической партии могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста.

    В случае успешного выступления политической партии на выборах (набрали не менее 3 % на выборах депутатов Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу, либо избрано не менее 12 депутатов по одномандатным округам в Государственную Думу, либо выдвинутый партией кандидат в Президенты РФ набрал не менее 3 % голосов) политическая партия имеет право на получение государственной финансовой поддержки (из федерального бюджета).

    Только политическая партия (из всех видов общественных объединений) вправе самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (эта норма вступила в силу с лета 2003 г.).

    Политическая партия может быть ликвидирована по решению высшего руководящего органа либо (в некоторых случаях) по решению Верховного Суда РФ.

    Искать другие статьи

    Страницы в журнале: 24-29

    Н.А. ЛЮБУТОВ,

    аспирант кафедры конституционного и муниципального права ГУ-ВШЭ

    Рассматриваются вопросы правового статуса так называемых государственно-общественных и общественно-государственных объединений в Российской Федерации. Доказывается тезис о несоответствии подобных организационных структур признакам объединений, право на создание которых гарантировано ст. 30 Конституции РФ.

    Ключевые слова: общественные объединения, негосударственные объединения, право на объединение, государственно-общественные объединения, общественно-государственные объединения.

    State and public associations: problems of legal status

    Article is dedicated to analysis of the so-called state-public and public-state associations legal status. The author argues inconsistency of their status with characteristics of associations to which Article 30 of the Constitution of the Russian Federation guarantees freedom of association.

    Keywords: рublic associations, non-governmental organizations, freedom of association, state-public associations, public-state associations.

    Совершенствование российского законодательства требует пересмотра взглядов на некоторые правовые явления, уходящие своими корнями в советский период. Одними из таковых нужно признать так называемые государственно-общественные (общественно-государственные) объединения (далее - ГОО).

    Впервые в научно-практический оборот данное понятие было введено Ц.А. Ямпольской, рассматривавшей «государственно-общественные органы государственного управления» в качестве органов, призванных со временем превратиться в органы власти и управления, в деятельности которых принимает участие общественность.

    В действующем российском законодательстве понятие ГОО встречается в немногих нормативных актах, и вопросы деятельности таких объединений практически не урегулированы. ГОО лишь упоминаются в некоторых актах федерального уровня: в ст. 51 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях), в ст. 15 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», в Указе Президента РФ от 21.02.1996 № 241 «О некоторых мерах поддержки Всероссийского физкультурно-спортивного общества “Динамо”» (далее - Указ № 241; в нем ВФСО «Динамо» рассматривается как общественно-государственное объединение) и ряде других. В юридической литературе вопрос правового статуса подобных объединений также разработан недостаточно подробно (единственным современным фундаментальным исследованием можно назвать диссертацию М.А. Пимановой; вопросы отраслевых ГОО затронуты в работе С.В. Коршунова).

    Действующее законодательство не раскрывает содержания понятия ГОО. Статья 51 Закона об общественных объединениях только гласит, что впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти. На практике вопросы деятельности ГОО в субъектах Федерации часто регламентируются распорядительными актами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, что противоречит ст. 4 Закона об общественных объединениях, согласно которой деятельность общественных объединений регулируется федеральным законодательством.

    М.А. Пиманова рассматривает ГОО как самостоятельный вид некоммерческих публично-правовых организаций, действующих в посреднической государственно-общественной среде жизнедеятельности, которые выполняют отдельные государственные функции, затрагивающие права, свободы, обязанности и законные интересы граждан. Она предлагает рассматривать ГОО как форму реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ) и подразделяет их на две разновидности: собственно ГОО (не имеющие фиксированного членства) и государственно-общественные органы (формирующиеся с фиксированным членством). Для первого типа объединений не характерно назначение государством членов объединения: в их деятельности может принимать участие любой желающий (примером может служить ВФСО «Динамо»). В объединениях второго типа, наоборот, уполномоченный государственный орган указывает список их членов для дальнейшей постоянной совместной деятельности (пример - Общественная палата РФ).

    Следует согласиться с тем, что участие граждан в деятельности ГОО является способом и формой их участия в управлении делами государства. В то же время представляется, что первую из указанных М.А. Пимановой разновидностей ГОО (собственно ГОО) не следует рассматривать в качестве объединений как таковых, поскольку в создании объединения в смысле ст. 30 Конституции РФ не может участвовать государство.

    Среди признаков ГОО выделяются следующие:

    1) функционирование в сфере публичного права;

    2) как правило, двоякая цель создания (вовлечение граждан в управление делами государства и согласование взаимных интересов);

    3) отсутствие у ГОО цели извлечения прибыли;

    4) как правило, отсутствие государственно-властных полномочий;

    6) участие государства в создании и деятельности ГОО;

    7) выполнение функций, как правило, негосударственными, невластными способами воздействия на общественные отношения;

    8) как правило, фиксированное членство;

    9) назначение членов (участников) государственными органами (органами местного самоуправления);

    10) четко закрепленная правовыми актами компетенция.

    Следует задаться вопросами: во-первых, насколько корректно именовать «объединениями» организации, созданные государственными органами или органами местного самоуправления, и, во-вторых, что следует понимать под понятием «объединение» в российском праве. Для ответа на них следует проанализировать применение данного понятия в нормах Конституции РФ. В ней слово «объединение» встречается 11 раз, из которых 10 - в значении негосударственных объединений и 1 - для обозначения международно-правового объединения государств с участием Российской Федерации (ст. 79). В различных конституционных нормах можно встретить следующие словосочетания: «общественное объединение» (части 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 46), «религиозное объединение» (ч. 2 ст. 14), «граждане и их объединения» (ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 36), а также просто «объединения» (ч. 2 ст. 30). Родовым является понятие «объединение». Что же понималось под этим словом при подготовке конституционного текста?

    Анализ проектов Конституции РФ, подготовленных в 1990-1993 гг., а также стенограммы заседаний Конституционной комиссии РСФСР и Конституционного совещания свидетельствует о том, что право на объединение в начале 1990-х годов не рассматривалось в качестве серьезной проблемы в дискуссиях между представителями различных политических сил. Вместе с тем разработчики прекрасно помнили проблемы, существовавшие в советский период в связи с полновластием КПСС, поэтому в тексте проектов конституции можно встретить нормы, которыми любые решения общественных объединений объявляются не имеющими императивного характера для третьих лиц и государственных органов. Например, ч. 3 ст. 62 проекта конституции, разработанного Конституционной комиссией, гласит: «Решения общественных объединений не имеют обязывающей силы для государственных органов и органов местного самоуправления, их учреждений и предприятий, а также занятых в них работников при выполнении ими своих обязанностей». Также различные проекты как бы объединяла общая тенденция: отсутствовало разграничение понятий «объединение», «общественное объединение», «юридическое лицо» и т. п. Указанные понятия часто пересекались в своем содержании, подменяли друг друга, поэтому подчас нелегко было установить их юридическое значение.

    В принятой в 1993 году Конституции РФ существуют аналогичные нестыковки. В различных ее нормах понятие «объединение» использовано в разных смыслах. Проанализировав текст, можно прийти к выводу, что оно обозначает в различных ситуациях:

    1) негосударственные объединения лиц, составляющие организационное единство (негосударственные юридические лица, общественные объединения - ч. 4 ст. 13, ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 19, ст. 30, ч. 1 ст. 36, ч. 2 ст. 46);

    2) религиозные объединения (ч. 2 ст. 14);

    3) группы физических и (или) юридических лиц, не составляющие в совокупности организационное единство (например, группа лиц, приобретших в общую собственность земельный участок, - ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 36);

    4) любые организации, включая государственные и муниципальные юридические лица (ч. 2 ст. 30 о запрете принуждать к вступлению в какое-либо объединение).

    Для характеристики природы права на объединение важны лишь первый и второй случаи употребления термина. Если бы мы допустили, например, распространение понятия «объединение» лишь на общественные объединения (в изначальном смысле слова), то получилось бы, что любое юридическое лицо, не являющееся общественным объединением, не вправе приобретать земельные участки в России; что оно не равно перед законом в сравнении с общественным объединением и т. д. Таким образом, характеристика объединения Конституцией РФ как «общественного» означает лишь то, что это оно имеет негосударственный статус, т. е. основной закон не различает в юридическом смысле статус негосударственных объединений и негосударственных общественных объединений. Кроме того, в тексте Конституции РФ нигде не встречается словосочетание «юридическое лицо», но при этом в ряде случаев используемое понятие «объединение» означает в том числе и негосударственное юридическое лицо, причем любой организационно-правовой формы и действующее в любых целях (некоммерческие и коммерческие объединения).

    По всей видимости, право на объединение в смысле ст. 30 Конституции РФ распространяет свое действие на все негосударственные коллективные образования физических и (или) юридических лиц. Такой вывод вытекает из следующего. Во-первых, как мы уже установили, в нормах Конституции РФ понятия «объединение» и «общественное объединение» употребляются как синонимы. Во-вторых, понятие «объединение» в Конституции РФ применяется в его конституционно-правовом значении, выработанном отечественными правоведами еще в советское время и обозначающем все виды негосударственных коллективных образований, включая негосударственные юридические лица. В-третьих, понятие «объединение» («общественное объединение») в конституционной терминологии включает в себя и понятие «юридическое лицо» (см., например, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 36). Это не означает, что все объединения являются юридическими лицами, но все негосударственные юридические лица, созданные двумя и более лицами, являются «объединениями» в смысле текста Конституции РФ.

    Системный анализ ст. 30 Конституции РФ позволяет выделить следующие признаки негосударственных объединений: 1) добровольность; 2) наличие общих целей и интересов; 3) личный характер участия членов (участников) в деятельности объединения; 4) негосударственный характер объединения; 5) организационное единство; 6) законность создания и деятельности.

    С учетом данных признаков получается, что ст. 30 Конституции РФ гарантирует право на создание: 1) собственно общественных объединений, 2) религиозных объединений, 3) негосударственных некоммерческих организаций, не являющихся общественными и религиозными объединениями (например, некоммерческое партнерство), 4) негосударственных коммерческих организаций. Но относятся ли государственно-общественные объединения к организациям, соответствующим признакам объединения из ст. 30 Конституции РФ?

    Согласно указанным выше признакам негосударственных объединений, в составе учредителей (членов, участников) любого такого объединения не должно присутствовать государство, его органы или органы местного самоуправления (что наиболее четко проявляется в деятельности общественных объединений). Если сопоставить с этой точки зрения негосударственные объединения и ГОО, то мы обязаны признать, что последние не являются институциональным результатом реализации ст. 30 Конституции РФ.

    Каковы же функции таких организационных структур? К примеру, устав общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество “Динамо”» от 29.05.1996 среди функций общества перечисляет и такую, как «участие в государственной системе обеспечения правопорядка, безопасности личности, общества и государства» (п. 2.2.3). Само общество по своей организационно-правовой форме - общественная организация и действует в соответствии с положениями Закона об общественных объединениях, а среди его учредителей косвенно признается государство. Кроме того, Указом № 241 и принятым в соответствии с ним совместным приказом ряда федеральных министерств и ведомств от 06.05.1997 данному объединению выделяется государственное финансирование на осуществление своих функций, а также оказывается организационно-методическая помощь со стороны органов государственной власти федерального уровня и уровня субъектов Федерации. Очевидно, что указанные обстоятельства свидетельствуют о смешении в данном объединении признаков общественной организации, соответствующей ст. 30 Конституции РФ, с признаками государственного органа, что ставит в заведомо невыгодное положение иных участников оборота. Подобное положение вещей следует рассматривать и как прямое нарушение ч. 4 ст. 13 и ст. 30 Конституции РФ, а также ст. 6 Закона об общественных объединениях, поскольку, во-первых, органы государственной власти не вправе являться членами и участниками общественных объединений, а во-вторых, это нарушает принцип равенства общественных объединений перед законом. Аналогичные замечания относятся и к другим существующим в Российской Федерации ГОО.

    Следует отметить, что западным правовым системам неизвестен институт ГОО как таковой. Сегодня встретить упоминание о таких структурах можно только в законодательстве государств-членов СНГ. Так, в законодательстве Республики Беларусь существует отдельная организационно-правовая форма юридических лиц - республиканские государственно-общественные объединения. Данные организации создаются в целях выполнения возложенных на них государственно значимых задач. Очевидна архаичная связь подобного рода отношения к негосударственным объединениям как к «приводным ремням» партии, которые находятся на службе у государственного аппарата и фактически дискредитируют конституционное право на объединение.

    Из-за того что подробная регламентация правового статуса ГОО в действующем отечественном законодательстве отсутствует, определение какого-либо объединения как государственно-общественного или общественно-государственного возможно только при наличии соответствующего указания в нормативном правовом акте органа власти или в уставных документах такой организации, а также по характеру деятельности данного института.

    Если обратиться к механизму создания любого негосударственного объединения, то он предполагает обязательное равноправие субъектов в отношениях между собой и в деятельности объединения. Применив этот принцип к ГОО, следует задаться вопросом: а могут ли быть равноправными в отношениях друг с другом государство и физические (юридические) лица? На первый взгляд может показаться, что нет. Существующие ГОО не являются способом реализации ст. 30 Конституции РФ по причине того, что государство в отношениях, связанных с деятельностью подобных объединений, действует в качестве сугубо властного института, самостоятельно определяющего направления их работы, осуществляя контроль за участниками таких объединений и т. п. Думается, что ГОО могло бы быть формой реализации ст. 30 Конституции РФ только при соблюдении ряда следующих условий.

    Во-первых, оно должно быть образовано посредством договора о создании с уже существующим негосударственным объединением и (или) физическими лицами. Принятие нормативного или распорядительного акта в данном случае нельзя рассматривать в качестве надлежащего способа регулирования подобных отношений.

    Во-вторых, государственные органы, участвующие в процессе создания ГОО, не должны самостоятельно определять задачи и направления его деятельности. Все решения должны приниматься коллегиально, и у представителя государственного органа в момент голосования должен быть голос, равный голосам иных участников объединения.

    В-третьих, финансирование подобных объединений не может осуществляться только из государственного либо местного бюджета, поскольку это поставит объединение в исключительную финансовую зависимость от действий государства, что само по себе означает утрату существенной доли самостоятельности.

    В-четвертых, контроль за внутренней деятельностью объединения должны осуществлять на паритетных началах как государственные органы, так и граждане (либо негосударственные объединения) или созданные ими органы внутреннего контроля. Это позволит избежать ситуации, при которой такие объединения фактически являются «внутренними отделами» конкретного органа власти.

    При соблюдении названных условий, как представляется, можно говорить о самой возможности существования ГОО как институциональных проявлений права на объединение. В иных случаях подобные структуры можно рассматривать лишь как способ реализации права на участие в управлении делами государства, когда общественность и негосударственные институты оказывают поддержку или помощь органам власти в осуществлении ими определенных общественно значимых функций. Нетрудно догадаться, что объединения, соответствующие названным признакам, существуют: это коммерческие организации, долями или акциями в уставном (складочном) капитале которых владеют как частные лица, так и органы государственной власти или местного самоуправления. Но тогда возникает вопрос: а зачем нужна в принципе категория ГОО?

    Один из составителей текста Закона об общественных объединениях пояснил нам в личной беседе, что при разработке проекта закона авторы столкнулись с проблемой уже существующих ГОО и не могли «подогнать» данную категорию ни под одну из существующих в законодательстве правовых конструкций, а ликвидировать подобные объединения в один момент было невозможно. Поэтому в ст. 51 Закона об общественных объединениях была сделана оговорка, что деятельность данных объединений регламентируется актами органов государственной власти впредь до принятия соответствующего федерального закона. Это, однако, не означало признание подобных структур объединениями в смысле ст. 30 Конституции РФ.

    ГОО в большинстве случаев дублируют функции консультативных комиссий, советов, палат и иных совещательных органов при органах государственной власти и местного самоуправления. Данная разновидность организаций представляется пережитком советской системы и не соответствующей духу Конституции РФ, поэтому, с нашей точки зрения, подлежит исключению из действующего российского законодательства.

    Библиография

    1 В настоящей статье понятия «государственно-общественное объединение» и «общественно-государственное объединение» рассматриваются нами как синонимы. Единственное их различие можно усматривать лишь в субъекте, который был инициатором создания такой организации: орган власти или физические лица (негосударственные объединения). Кроме того, понятие «государственно-общественное объединение» можно применять и в отношении муниципально-общественных объединений.

    2 См.: Ямпольская Ц.А. Общественные организации и развитие советской социалистической государственности. - М., 1965. С. 81; Она же. Общественные организации в СССР. - М., 1972. С. 124-143.

    3 См.: Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений (конституционно-правовое исследование): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Тюмень, 2007.

    4 См.: Коршунов С.В. Государственно-общественные объединения в системе инженерного образования России. - М., 2005.

    5 См.: Пиманова М.А. Указ. раб. С. 9.

    6 Там же. С. 11.

    7 См.: Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.): В 6 т. / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. - М., 2007-2009.

    8 Конституционное совещание: Стенограммы. Материалы. Документы: В 20 т. / Под общ. ред. С.А. Филатова и др. - М., 1995.

    9 Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.). Т. 3: 1992 год. Книга вторая (июль-декабрь 1992 года) / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. - М., 2008. С. 541.

    10 А.В. Маркитантов выделяет следующие признаки негосударственных объединений: 1) самостоятельность, 2) добровольность, 3) целевая направленность, 4) формальный статус, 5) непрерывность деятельности, 6) общественная полезность (см.: Конституционное право России: Учеб. / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - М., 2008. С. 202-203). Представляется, что признак самостоятельности объединений является составной частью признака добровольности, поскольку добровольно созданное и действующее объединение не может зависеть от органов публичной власти или иных субъектов, а признаки формального статуса и непрерывности деятельности являются следствием признака организационного единства объединения.

    11 http://dynamo.org.ru/dinamo/ystav/index.html

    12 Приказ МВД России, ГТК России, ФПС России, ФСБ России, СВР России, ФСНП России, ФАПСИ, ФСО России, Минатома России, Государственной фельдъегерской службы РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Центрального совета общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество “Динамо”» от 06.05.1997 № 276/240/280/178/25/138/85/144/292/256/13/26 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации о деятельности общественно-государственного объединения “Всероссийское физкультурно-спортивное общество “Динамо” ”» // СПС «Гарант».

    В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

    1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
    2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
    3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
    4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

    Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

    1.3. К ВОПРОСУ О РОЛИ ОБЩЕСТВЕННОГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Поспехов Иван Александрович. Должность: главный юрисконсульт. Место работы: Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Республики Марий Эл. Email: [email protected]

    Аннотация: Статья посвящена анализу нового для российской правовой практики института - общественно-государственной организации. Автор рассматривает вопросы правового регулирования статуса общественно-государственной организации в РФ, а также условия, при которых общественногосударственная организация будет в полной мере отражать интересы граждан. В заключение статьи даётся вывод, что общественно-государственная организация является своеобразным связующим звеном между обществом и государством, созданным для решения задач, находящихся на стыке компетенций государства и гражданского общества.

    Ключевые слова: общественно-государственная организация, государство, гражданское общество, интересы общества, задачи государства.

    TO THE QUESTION OF FUNCTIONS OF PUBLIC-STATE ORGANIZATIONS IN THE POLITICAL SYSTEM OF THE SOCIETY OF THE RUSSIAN FEDERATION

    Pospekhov Ivan Alexandrovich. Position: chief legal adviser. Place of employment: DOSAAF Russia Regional branch of Mariy El Republic. E-mail: [email protected]

    Annotation: The article is devoted to the analysis of the new to the Russian legal practice institute - the public-state organization. The author examines questions of the legal regulation of the status of the public-state organization in the Russian Federation, and also conditions at which the public-state organization will reflect to the full concerns of citizens. The author arrives at a conclusion, that the public-state organization is an original link between the society and the state created for the decision of tasks, taking place on a joint of competences of the state and the civil society.

    Keywords: a public-state organization, a state, a civil society, concerns of citizens, state tasks.

    Согласно одному из определений, даваемых нам теорией государства и права, государство - это единственно возможная организация общества, в котором господствуют разные и противоположные интересы, по их согласованию, выработке и реализации общих целей всего общества. И только государство, функционирующее в общих целях всего общества, может считаться демократическим и правовым.

    Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.931, Российская Федерация провозглашена демократическим федеративным правовым государством. Однако, согласовать разные

    и противоположные интересы всех граждан нашей страны - это громаднейший объём работы, который крайне сложно выполнить государству непосредственно.

    Сложившуюся проблему призван решать институт общественных объединений, т.е. добровольных, самоуправляемых, некоммерческих формирований, созданных по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения2. Посредством данного института группы граждан доводят свои согласованные интересы до государства, чтобы принятые впоследствии решения наиболее полно выражали общие цели всего общества.

    Данный механизм получил в науке наименование гражданского общества. К нему существует множество подходов. Имеют место категоричные точки зрения, согласно которым гражданское общество - «организованное противостоящее государственной власти»3. Однако данная позиция не соответствует реалиям российского государственного и общественного строительства. Как было отмечено в выступлении Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета, демократическое государство в России должно стать эффективным инструментом самоорганизации гражданского общества4. Таким образом, на современном этапе развития государство должно содействовать развитию институтов гражданского общества в целях выполнения своего главного предназначения - наиболее полного согласования разных и противоположных интересов всего общества, для выработки и реализации общих целей.

    Одной из форм такого содействия может служить появление в отечественной правовой практике новой формы общественного объединения - общественногосударственная организация.

    В соответствии со ст. 51 Федерального закона от

    19.05.95 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти5.

    В соответствии с данной статьей в Российской Федерации была создана одна общественногосударственная организация.

    Это Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», созданная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.09 №973 «Об Общероссийской общественногосударственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»»6.

    2 Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.95 №82-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№21. - Ст. 1930.

    3 Лысенко, В.В. Гражданское общество: к вопросу правопони-мания / В.В. Лысенко // История государства и права. - 2009. -№23. - С. 43-47.

    4 О стратегии развития России до 2020 года: Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета. - М.: Издательство «Европа», 2008. - С. 22.

    5 Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.95 №82-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№21. - Ст. 1930.

    6 Правительство РФ. Об Общероссийской общественногосударственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»: Постановление Правитель-

    ОБЩЕСТВЕННО ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

    Поспехов И.А.

    В этой ситуации возникает несколько вопросов о положении общественно-государственной организации в политической системе общества.

    С одной стороны, ст. 17 Федерального закона от

    19.05.95 №82-Фз «Об общественных объединениях» предусматривает, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

    Данная норма гарантирует свободу выражения гражданами своих интересов, посредством общественных организаций. В противном случае может возникнуть ситуация, когда государство, вмешиваясь в деятельность общественных организаций, может создать видимость, что функционирует в общих целях всего общества. Однако интересы граждан учтены не будут, и граждане будут не в состоянии донести их до государства. Такое положение вещей в корне противоречит сущности демократического государства.

    Получается, что общественно-государственная организация противоречит сущности демократического государства?

    В вышеупомянутой статье Федерального закона «Об общественных объединениях» указывается, что вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общественных объединениях». Из этого мы можем сделать вывод, что законодатель считает возможным в некоторых случаях взаимовоз-действие общественных организаций и государства для наиболее полного соответствия государства интересам всех его граждан. Однако, данное воздействие не может влиять на процесс согласования интересов членов общественной организации и представления их согласованной воли государству.

    Таким образом, нам необходимо выяснить: какую роль выполняет данная общественно-государственная организация в политической системе общества? Создана ли она для того, чтобы государство влияло на общество, или для того, чтобы государство и общество совместно решали значимые задачи?

    На этот вопрос отвечает п. 2 Постановлением Правительства РФ от 28.11.09 №973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»», согласно которому на ДОСААФ России возложены государственные задачи, а именно:

    а) патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан;

    б) подготовка граждан по военно-учётным специальностям;

    в) развитие авиационных и технических видов спорта;

    г) участие в развитии физической культуры и военноприкладных видов спорта;

    д) лётная подготовка курсантов лётных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности лётного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ;

    е) участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе;

    ства РФ от 28.11.09 №973 // СЗ РФ. - 2009. - №49 (2 ч.). - Ст. 5969.

    ж) подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества;

    з) участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

    Данные задачи тесно связаны с обеспечением обороноспособности и безопасности страны. А так как функции обороны и безопасности неразрывно связаны с возможностью легального применения силы, то выполнять их может только государство.

    В то же время интересы в поддержании безопасности - это одни из интересов, охватывающих практически всех членов общества. В этой связи мы можем утверждать, что общество заинтересовано в содействии укреплению обороноспособности страны.

    Более того, функции государства в данной общественно-государственной организации чётко очерчены указанным выше Постановлением Правительства РФ - содействовать ДОСААФ России в реализации возложенных на него задач. Таким образом, государство в данной организации не должно оказывать воздействие на согласование интересов её членов, а только лишь должно содействовать им в реализации общих для них целей, которые, с одной стороны, являются общими для подавляющего большинства членов общества, а с другой стороны, - являются одной из форм реализации государством своей исключительной функции.

    В связи с этим мы можем утверждать, что данная общественно-государственная организация создана для совместного решения государством и обществом значимых задач, находящихся на стыке компетенций государства и гражданского общества.

    Таким образом, мы можем предположить, что общественно-государственная организация является своеобразным связующим звеном между обществом и государством, как единственно возможной организацией всего общества, в процессе выработки и реализаций общих задач государства, отвечающих интересам, охватывающим практически всех членов общества.

    Список литературы:

    2. Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.95 №82-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - №21. - Ст. 1930.

    3. Правительство РФ. Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»: Постановление Правительства РФ от 28.11.09 №973 // СЗ РФ. - 2009. - №49 (2 ч.). - Ст. 5969.

    4. Лысенко, В.В. Гражданское общество: к вопросу правопонимания / В.В. Лысенко // История государства и права. - 2009. - №23. - С. 43-47.

    5. О стратегии развития России до 2020 года: Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета. - М.: Издательство «Европа», 2008. - 28 с.

    Рецензия:

    В данной работе отмечено, что появление в отечественной правовой практике новой формы общественного объединения - общественно-государственная организация является одной из форм содействия государ-

    ства в развитии институтов гражданского общества в целях выполнения своего главного предназначения -наиболее полного согласования разных и противоположных интересов всего общества, для выработки и реализации общих целей. До принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях, общественногосударственные организации функционируют на основании ст. 51 Федерального закона от 19.05.95 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и нормативными правовыми актами органов государственной власти. Однако в данной ситуации возникает несколько вопросов о положении общественно-государственной организации в политической системе общества.

    Автор отмечает, что может возникнуть ситуация, когда государство, вмешиваясь в деятельность общественных организаций, может создать видимость, что функционирует в общих целях всего общества. Такое положение вещей в корне противоречит сущности демократического государства.

    Поспехов И.А. отмечает, что государство в общественно-государственной организации не должно оказывать воздействие на согласование интересов её членов, а только лишь должно содействовать им в реализации общих для них целей, которые, с одной стороны, являются общими для подавляющего большинства членов общества, а с другой стороны, - являются одной из форм реализации государством своей исключительной функции.

    В статье делается вывод, что общественногосударственная организация является своеобразным связующим звеном между обществом и государством, как единственно возможной организацией всего общества, в процессе выработки и реализаций общих задач государства, отвечающих интересам, охватывающим практически всех членов общества.

    Автором проведено изучение вопросов о роли общественно-государственных организаций в политической системе общества Российской Федерации, дана собственная трактовка действующего законодательства о соответствии общественно-государственных организаций сущности демократического общества.

    Д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Чебоксарского кооперативного института (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» А.И. Сидоркин