Британское ополчение использовало его как зенитный в годы Второй мировой войны. Во время Первой мировой его использовал, кроме англичан и французов, американский экспедиционный корпус.

История создания этого оригинального оружия напоминает детективный роман.

Схему автоматики разработал отставной австро-венгерский ротмистр барон Одколек фон Аугезд. Автоматика оружия работала на энергии отвода пороховых газов через поперечное отверстие ствола и длинным ходом газового поршня с патрубком. Совсем как на большинстве современных пулеметов. Однако главной «головной болью» была система подачи патронов.

Питание подавалось лентой, свитой из веревок, в которой были закреплены винтовочные патроны. Забегая вперед скажу, что проблему эту так и не удалось решить на всем протяжении выпуска этого пулемета. Для удобства стрельбы барон Одколек оснастил свое оружие сошками и плечевым упором. Сначала барон пытался продать свою разработку военному ведомству Российской империи, но потерпел неудачу. Затем он продал свою разработку французской фирме «Гочкис э Компани». Доработкой системы до опытного образца занимались американец Лоуренс Бене (Benet), француз Хенри Месье (Mercie). Позже по фамилиям разработчиков будет названа одна из модификаций пулемета. «Автоматическая митральеза Гочкиса» появилась уже в 1895 г.

В 1897 г. пулемет Hotchkiss Мlе1897 под 8 мм патрон к французской винтовке Лебеля был принят на вооружение французской армии. Ленту из веревок заменили жесткой латунной полосой с выемками для патронов. Ствол для быстрого охлаждения оснастили бронзовым радиатором. Потом бронзу заменили на сталь. Затем вновь вернулись к бронзе и сделали переключатель на одиночный и автоматический огонь (модификации Мlе 1905 «Пюто» (Puteux) и Мlе 1907 «Сент-Этьен» (Sent-Etienne)). Из-за неудачной конструкции механизма темпа стрельбы (от 8 до 650 выстрелов в минуту) модификацию «Пюто» быстро изъяли из полевых частей и поставили в крепости. Модификации «Сент-Этьен» тоже не повезло: пулемет из-за массивной автоматики и механизма подстройки прицела при перегреве ствола стал весить больше 50 кг.

Самой удачной модификацией схемы барона Одколека стал пулемет обр. 1909 г. (Hotchkiss Мlе 1909). Оружие было облегчено настолько, что носить его мог один человек, с 50 до 13 кг (с полной патронной лентой). Почти в четыре раза! Это был уже самый настоящий ручной пулемет — дальнобойное автоматическое оружие, которое носил и использовал в бою один человек. Именно эта модификация и начала триумфальное шествие по всему миру.

Ее начали активно закупать другие страны: Россия, Греция, Испания, Норвегия, Бразилия… В Великобритании налажено лицензионное производство Гочкисов под британский патрон.303 British, который состоял на вооружении армий всех британских колоний. Сначала пулеметы применялись в основном кавалерией. Затем, с развитием авиации, их стали ставить на первые самолеты.

Для американского экспедиционного корпуса в Первую мировую войну был выпущен вариант пулемета Гочкиса под американский патрон.30−06 Springfield, модификация «винтовка-пулемет Бене-Мерсье» (Benet — Mercie Machine Rifle .30 model 1909).

Технические данные

Боеприпас, французский патрон 8 мм. Лебель (8×50R мм), британский.303 British (7,7×56R мм), американский.30−06 Springfield (7,62×63 мм).

Длина, мм — 1187.

Длина ствола, мм — 596.

Вес без патронов, кг — 12,25.

Емкость ленты, патронов — 30 английских или 24 французских.

Темп стрельбы, выстр./мин — 500.

Боевая скорострельность, выстр./мин — до 250.

Начальная скорость пули, м/с — 739.

Прицельная дальность, м — 2000.

В Россию пулеметы Гочкиса попали в 1909 г. Поставки продолжались вплоть до революции 1917 г. Сначала «русский заказ» оснащался матерчатыми лентами, похожими на ленты для пулемета «Максим», но затем от них отказались, дополнительно заказав стандартные латунные ленты. Пулемет и так работал… не айс…, а уж с матерчатой лентой заедания патрона происходили слишком часто. Однако он был настолько прост в обслуживании, что недостатки в виде заедания патронов и быстрого перегрева ствола ему неизменно прощались.

Практически все «русские Гочкисы» были переданы в авиацию. Но и в качестве авиационного пулемета «Гочкис» проявил себя… очень не очень, так как перезаряжать его гибкими латунными обоймами на 30 патронов в открытой кабине аэроплана было очень неудобно.

Для нужд авиации в 1912 г. во Франции начат выпуск варианта пулемета с пистолетной рукояткой, специальным прицелом и турелью. Лента была заменена коробчатым магазином, таким же как в датском ручном пулемёте «Мадсен». Его, кстати, и ставили так же, сверху, а не сбоку, как ленту. Такие же пулеметы ставились потом на первые британские танки.

После Первой мировой войны большинство пулеметов «Гочкис» различных модификаций метрополии передали в колонии, Британия — в британские, Франция — во французские. Часть была заложена в арсеналы, откуда извлечена в связи с нехваткой оружия в начале Второй мировой войны.

В США признали уникальность российского комплекса. ТАСС - об истории создания и исключительном потенциале, заложенном в истребитель-перехватчик, а также возможностях новейшей неуязвимой ракеты

Американское издание The National Interestопубликовала статью, в которой назвало гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс "Кинжал" уникальным российским оружием. При этом ракета "способна маневрировать в полете и имеет непредсказуемую траекторию, которая затрудняет перехват". "Ни у кого в мире нет баллистической ракеты воздушного пуска, поэтому Москва справедливо говорит о том, что у "Кинжала" нет аналогов за рубежом", - пишет издание.

О наличии у России этого оружия мир узналв марте 2018 года. 9 мая два истребителя МиГ-31К с комплексами "Кинжал" впервые приняли участие в авиационной части парадаПобеды в Москве. "Кинжал" предназначен для уничтожения наземных и морских целей. Носителем был выбран сверхзвуковой всепогодный истребитель дальнего радиуса действия МиГ-31, созданный РСК "МиГ" еще в Советском Союзе и принятый на вооружение в 1981 году. Foxhound (в переводе "Лисья гончая"), как называют его на Западе, - ветеран Воздушно-космических сил РФ, однако по своим скоростным и высотным характеристикам он уникален до сих пор.

МиГ-31 с легкостью может подняться на высоту до 25 км, разогнаться до 3000 км/ч, и дальше ракета, достигнув точки сброса за считаные минуты, начинает уже свое автономное движение. Ядерные и обычные боезаряды доставляются к цели на расстояние до 2 тыс. км. При этом нанести серьезный удар по противнику она может, не заходя в его зону, серьезно защищенную системой ПВО-ПРО. Благодаря таким высоким летно-техническим характеристикам МиГ-31, гиперзвуковая ракета с малой радиолокационной заметностью и высокой маневренностью комплекса "Кинжал" не имеет аналогов в мире.

В 1977 году советский летчик-испытатель Александр Федотов поднялся на МиГ-31 в ближний космос - на высоту 37 650 метров. И до сих пор этот самолет перекрывает практически весь диапазон высот, доступных для современных летательных аппаратов. А два года назад на МиГ-31БМ был установленновейший рекорд по длительности беспосадочного перелета - 7 часов 4 минуты (с двумя дозаправками в воздухе). Уникальные материалы (качество металла, из которого создан корпус) вместе с просчитанной конструкцией делают "Лисью гончую" самолетом-рекордсменом по многим показателям.

Неуязвимость "Кинжала"

На видео, показанном1 марта президентом РФ, МиГ-31БМ доставил ракету в точку сброса, при этом она летела с гиперзвуковой скоростью (превышающей скорость звука в 10 раз) и осуществляла маневрирование на всех участках траектории полета. По мнению заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, основная первая особенность и сложность - нужно было достичь скоростей гиперзвуковых, то есть около 10 Махов. "Это позволяет довольно быстро подойти к объекту в отличие, скажем, от крылатых ракет, которые летят со средними крейсерскими скоростями около 850-900 км/ч, то есть первая особенность - это в первую очередь скорость", - говорит он.

Вторая особенность системы, считает Борисов, - с помощью аэродинамических рулей она может осуществлять маневры во время своего полета и обходить зоны противовоздушной или противоракетной обороны.

По мнению главнокомандующего ВКС России генерал-полковника Сергея Суровикина, создание "Кинжала" стало важным прорывом в разработке гиперзвуковых систем вооружения. Самолет-носитель доставляет аэробаллистическую ракету в район сброса за считаные минуты, затем маршевый двигатель разгоняет боеприпас до гиперзвуковой скорости за секунды. "На конечном участке траектории включается головка самонаведения, она обеспечивает требуемую точность и избирательность поражения целей в любое время суток", - говорит главком. Полет к цели также занимает несколько секунд, что исключает перехват средствами ПВО. Эффективность "Кинжала" многократно подтверждена на государственных испытаниях.

На опытно-боевом дежурстве уже стоятдесять МиГ-31К с "Кинжалом". С декабря 2017 года первое авиационное формирование в Южном военном округе (ЮВО), оснащенное этими комплексами, приступило к несению дежурства, в ходе которого отрабатываются основы его боевого применения. "И это далеко не фантастика, - говорит Борисов. - Более того, это класс высокоточного оружия, которое имеет многофункциональную боевую часть, позволяющую работать как по стационарным, так и по движущимся целям. В частности, авианосцы и корабли класса крейсер, эсминец, фрегат - потенциальные цели для этого оружия".

По мнению военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, размещение МиГ-31К с "Кинжалом" в ЮВО объясняется, по всей видимости, необходимостью "держать под контролем акваторию Черного моря", куда регулярно заходят американские и натовские корабли с крылатыми ракетами большой дальности "Томагавк" на борту, угрожая позициям наших стратегических ракетных комплексов в европейской части страны. "Для острастки им и предназначен "Кинжал". Непрошеные гости Черного моря должны об этом знать", - говорит эксперт. Кстати, с начала 2018 года, по сообщениям Минобороны РФ, экипажи авиакомплекса в ЮВО уже выполнили около 250 полетов днем и ночью в различных метеоусловиях.

11 марта Минобороны РФ опубликовало новое видео испытаний гиперзвуковой ракеты. На кадрах было видно, что на МиГ-31 исчезли точки подвески для ракеты класса "воздух-воздух" Р-33, входящей в стандартный состав вооружения истребителя. Специально под "Кинжал" был разработан новый узел подвески, что говорит о большой массе изделия. Истребитель получилотдельную модификацию - МиГ-31К. Отметим, что изначально самолет являлся перехватчиком, а не носителем оружия класса "воздух-поверхность".

По данным из открытых источников, ракета "Кинжал" является дальним прототипом советской тактической ударной ракеты Х-15, принятой на вооружение в 1988 году. При этом внешний облик ракеты имеет сходство с аэробаллистической ракетой 9М723-1(обозначение США - SS-26) оперативно-тактического комплекса "Искандер-М". Скорость полета у нее до 1800 м/с, дальность действия до 400 км. Скорее всего, первая ступень "Кинжала" создана на основе "Искандера". В показанных видео носовая часть ракеты была заретуширована.

В свою очередь, гиперзвуковая ракета с термоядерной боевой частью Х-15 считалась советским ответом на американскую ракету SRAM, которая поступила на вооружение ВВС США в 1972 году. Х-15 была предназначена для оснащения стратегических и дальних бомбардировщиков Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160. Однако до распада Советского Союза в строевых частях ракету успели освоить только несколько полков дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Массовому производству помешали как экономические проблемы, так и не удовлетворявшая требованиям военных дальность, которая не позволяла уверенно действовать за пределами зоны ПВО противника. После пуска с бомбардировщика Х-15 набирала высоту более 40 км и затем по траектории, близкой к баллистической, пикировала на цель, развивая скорость до 5 Махов.

С вооружения Х-15 начали постепенно снимать в начале 2000-х годов ввиду прекращения серийного производства и окончания гарантийного срока хранения компонентов твердого топлива. Известно, что на ее базе были разработаны версии с обычными боевыми частями - противорадиолокационная Х-15П и противокорабельная Х-15С. Носителями последней могли быть в том числе и истребители Су-27, однако данных о принятии ее на вооружение нет.

Несмотря на такое конструктивное сходство, летно-технические характеристики "Кинжала" на порядок превосходят 9М723-1 и Х-15.

Самолет, опередивший время

Модернизация МиГ-31 происходила параллельно с разработкой гиперзвуковой ракеты для комплекса "Кинжал".

С "Кинжалом" перехватчик МиГ-31 получил для себя новую роль - ударного самолета. Кстати, такое же развитие прошел и его предшественник - МиГ-25. Он мог поражать наземные цели с помощью свободно падающих бомб.

Первый советский боевой самолет четвертого поколения МиГ-31 разрабатывался в 1970-х годах коллективом отдельного конструкторского бюро завода 155 (ныне - РСК "МиГ") под руководством главного конструктора Глеба Лозино-Лозинского.

Первоначально авиация ПВО СССР хотела, чтобы новый истребитель был быстрее, чем МиГ-25. В то время он был самым быстрым истребителем в мире, его максимальная скорость составляла 3000 км/ч. В новый проект закладывалась уже скорость 3700-4000 км/ч. Для него был заказан двухконтурный Д-30Ф6 с максимальной тягой 152,0 кН, который создавался на базе гражданского Д-30, применявшегося на Ту-134. Сохраняя общую компоновку, технологию производства и размеры МиГ-25, новый проект получил экипаж из двух человек. Жесткость крыльев и воздухозаборников была увеличена для обеспечения полета на сверхзвуковых скоростях вблизи земли. По сравнению с МиГ-25 у МиГ-31 уменьшилась доля стали, зато возросла доля титана и современных алюминиевых сплавов. Так появился самый тяжелый и самый быстрый истребитель-перехватчик в мире.

Первый полет МиГ-31 состоялся 16 сентября 1975 года, опытный образец поднял в воздух шеф-пилот завода имени Микояна Александр Федотов.

В 1978 году на полигоне испытательного центра в Ахтубинске был проведен эксперимент по одновременному сопровождению десяти воздушных целей с помощью РЛС "Заслон". Цели шли фронтом шириной 150 км. Истребитель находился на высоте 5000 м. Пять мишеней находились ниже перехватчика, на высотах от 1400 до 2600 м, а еще пять - выше (от 8400 до 9600 м). Тогда впервые четыре воздушные цели были одновременно уничтожены четырьмя ракетами. Примечательно, что спустя несколько месяцев американцы сообщили, что их спутник-разведчик зафиксировал поражение воздушной цели, летевшей на высоте 60 м, ракетой "воздух-воздух", запущенной с дистанции 200 км, с борта "модифицированного МиГ-25", летевшего на высоте 6000 м.

Мировой общественности МиГ-31 был впервые показан на авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 году. Производился в 1975-1994 годах на авиазаводе "Сокол" в Горьком (ныне Нижний Новгород), всего было построено более 500 единиц.

МиГ-31 был специально разработан для отражения групповых атак небольших крылатых ракет, идущих на малой высоте. В течение всех лет, пока этот самолет находится на службе, он проходил модернизации. Стоит отметить, что интерес к нему увеличивался каждый раз после военных операций США и НАТО, особенно после бомбардировки Ирака, Югославии и Афганистана.

Был нереализованный проект с комплексом перехвата - МиГ-31М. В 1993 году он стал первым истребителем в мире, сбившим (ракетой К-37) воздушную цель на дальности 200-228 км.

Еще одной версией 1980-х годов, не принятой на вооружение из-за развала СССР, был МиГ-31Д. Он был элементом русской противоспутниковой системы 30П6 "Контакт". Истребитель должен был иметь трехступенчатую ракету, разработанную Московским институтом теплотехники (там же проектировались стратегические ракеты "Тополь-М" и "Булава"). В отличие от стандартного МиГ-31, "истребитель спутников" не имел ненужного радара и не имел пушки. Двигатели были модернизованы с целью увеличения тяги на большой высоте. Испытания проходили на полигоне войск ПВО Сары-Шаган в Казахстане, где испытывали системы противоракетной обороны. В 1991 году программа была прекращена.

В 2001 году был представлен проект МиГ-31Сдля запуска небольших коммерческих спутников. Ракета-носитель "Микрон" могла вывести спутник массой 100 кг на орбиту высотой 200 км. Ракета должна была запускаться на скорости 2,3 Маха на высоте 20-25 км. Другой планируемой нагрузкой для МиГ-31С мог стать трехместный ракетоплан для суборбитальных полетов. С его помощью предполагали проводить подготовку космонавтов, а также выполнять туристические и рекламные полеты.

В 2005 году Россия и Казахстан объявили о планах по созданию еще одной аэрокосмической системы под названием "Ишим" для вывода на околоземную орбиту малоразмерных спутников. МиГ-31Ии трехступенчатая твердотопливная ракета, созданная Московским институтом теплотехники, подвешенная под фюзеляжем, должны были выводить спутник массой 160 кг на орбиту высотой 300 км.

Модернизированный МиГ-31БМдолжен был получить новое вооружение, в том числе проверенные на МиГ-31М ракеты "воздух-воздух" большой и средней дальности К-37М и К-77М, а также новые ракеты 9М96 от зенитной системы С-400. Дальность действия модернизированной радиолокационной станции должна быть адекватна новым ракетам. Локатор мог сопровождать 24 цели и на восемь из них наводить ракеты. В кабине появились жидкокристаллические экраны. Самолет должен был получить новые электронные боевые системы.

С 2011 года на нижегородском заводе "Сокол" началась модернизация самолетов до версии МиГ-31БМ. В 2013 году первая пара заступила на боевое дежурство на аэродроме Мончегорск (Мурманская область). По данным открытых источников, сегодня в строю около 100 модернизированных МиГ-31БМ.

На МиГ-31БМ установлена новая система управления вооружением и радиолокационные станции, позволяющие обнаруживать цели на дальности до 320 км и поражать их на расстоянии до 280 км. Самолет способен сопровождать до десяти и поражать шесть воздушных целей одновременно. Однако он уступает большинству современных истребителей в маневренности, но дальность действия радара и ракет в сочетании с возможностью обстрела нескольких целей одновременно позволяет ему избегать сближения с противником. Боевой радиус действия в зависимости от варианта нагрузки и скорости полета составляет от 700 до 1500 км.

Группа из четырех самолетов способна перекрыть воздушное пространство протяженностью по фронту до 1000 км - к примеру, от Москвы до Краснодара. МиГ-31 способен перехватывать любые цели в воздухе, сбивать крылатые ракеты во всем диапазоне их высот и скоростей и уничтожать спутники, работающие на низких космических орбитах.

Многоцелевой истребитель МиГ-31ФЭ.

Разработчик: ОКБ МиГ
Страна: Россия
Первый полет: 1998 г.

В 1995 году на 41-м международном авиасалоне в Ле Бурже АНПК «МиГ» представило проект еще одной модификации МиГ-31 — многоцелевого фронтового истребителя МиГ-31ФЭ с доработанной системой вооружения и новым оборудованием. Такой самолет должен принимать на борт большинство находящихся сейчас в эксплуатации в ВВС России управляемых ракет класса «воздух-поверхность». Основным средством поражения наземных радиолокационных станций должны стать ракеты Х-31П и Х-25МП , надводных морских целей — противокорабельные ракеты Х-31А с активной радиолокационной головкой самонаведения. Тактическое управляемое вооружение класса «воздух-поверхность» должно включать две ракеты Х-59М или три Х-59 с телевизионно-командной системой наведения или три более легких Х-29Л/Т .
Вместо ракет на самолет можно подвешивать корректируемые авиабомбы: три КАБ-1500Л/ТК или 8 КАБ-500Кр. Лазерно-телевизионная аппаратура системы управления оружием класса «воздух-поверхность» будет размещаться в подвесном контейнере. Максимальная масса боевой нагрузки должна составить 9000 кг (6 бомб ФАБ-1500).

Для поражения воздушных целей на МиГ-31ФЭ сохраняется радиолокационная станция «Заслон», ракеты большой дальности, ракеты средней дальности РВВ-АЕ и ракеты ближнего боя Р-73 . В смешанном варианте вооружения МиГ-31ФЭ принимает на борт средства поражения обоих классов (например, четыре Х-31 и четыре РВВ-АЕ), при этом оружие «воздух-поверхность» размещается под фюзеляжем, а «воздух-воздух» — под крылом. По компоновке, конструкции и силовой установке МиГ-31ФЭ практически не отличается от серийного перехватчика МиГ-31. Максимальная взлетная масса МиГ-31ФЭ возросла до 50 т; дальность полета на дозвуковом режиме составляет 2500 км (с подвесными баками — 3000 км), на сверхзвуковом режиме — 1200 км. По желанию заказчика на самолете могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

Модификация: МиГ-31Ф(Э)
Размах крыла, м: 13,46
Длина, м: 22,69
Высота, м: 6,15
Площадь крыла, м2: 61,60
Масса, кг
-пустого самолета: 22400
-нормальная взлетная: 44200
-максимальная взлетная: 50000
Тип двигателя: 2 х ДТРД Д30Ф-6М
Тяга, кгс: 2 х 16500
Максимальная скорость, км/ч
-на большой высоте: 3000 (М=2,83)
-у земли: 1500
Практическая дальность, км
-дозвуковая: 2500
-с ПТБ: 3000
-сверхзвуковая: 1200
Боевой радиус действия, км: 650
Максимальная скороподъемность, м/мин: 19800
Практический потолок, м: 20000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 5
Экипаж: 2
Боевая нагрузка, кг: 9000 (на 8 узлах подвески)
Вооружение: 1 х 23-мм авиационная пушка ГШ-6-23 (260 снарядов); УР «воздух-воздух» — 6 х Р-33Э , 4 х РВВ-АЕ, 2 х Р-40ТД ; УР «воздух-поверхность» — 6 х Х-31П или -31А, 6 х Х-25МП или -25МПУ, 3 х Х-59, Х-29Л/Т, 2 х Х-59М; бомбы — 3 х КАБ-1500, 8 х КАБ-500, 6 х ФАБ-1500С.

МиГ-31ФЭ.

Здравствуйте. Всегда мечтал иметь на полке рядок из наших МиГов, поэтому, увидев в магазине МиГ-31 от «Звезды», купил его не раздумывая. Серийный выпуск истребителя начался в 1979 на авиазаводе в г. Горьком (ныне Нижний Новгород). Госиспытания МиГ-31 завершились в декабре 1981г. В июне 1991 г. самолет впервые демонстрировался на авиационном салоне в Париже, а осенью 1991г. на международном авиасалоне в Дубае.

МиГ-31 -экспортный вариант, принадлежащий МАПО «МиГ», выставленный на авиашоу МАКС-99.
Схема окраски данного аппарата представляет собой аналог МиГ-31Б , экспоната авиашоу в Ле-Бурже, Париж 1991год. Разница лишь в сохраненной радиопрозрачной окраске обтекателя ФАР РЛС. Технические надписи нанесены поверх новой краски .
Сборка модели особых затруднений не вызвала, за исключением передней часта фюзеляжа, там получалась огромная ступенька. Она была залита супер клеем, зашпаклевана и зашлифована, затем заново нанесены линии расшивки . Кстати, о линиях расшивки, мне они показались слишком грубыми и толстыми. Хотя в моем случае начинающего, это скорее плюс, чем минус. В остальном стыковка деталей отличная и я обошелся минимумом шпаклевки . Инструкция звезды предлагает собрать стойки шасси сразу вместе со сборкой фюзеляжа, этого делать не стал, а собрал стойки уже после сборки, на свои места они встают без проблем.
Модель в чертежи не вкладывал, в моем случае это занятие пока бесперспективное… Из дополнений были закуплены кресла пилотов от НеОмега и декаль от фирмы «Бегемот » . При помощи фольги и шприцов в том числе инсулиновых, в передней части фюзеляжа были сделаны антенны и пвд. Я не силен в терминалогии так, что прошу прощения если, что - то назову не так. На стойках шасси попытался изобразить шланги гидравлики. По моему вышло не очень, хотя их особо и не заметно. Не сделал заправочную штангу. Готового решения не нашел, а делать самостоятельно не решился. Стабилизаторы ракет Р-33 срезал и сделал из жестянки.


После сборки модель была загрунтована белым тамиевским грунтом и нанесены маски обозначающие белые продольные полосы.
Окраска, акрил : АКАН , Звезда и Тамия.
Фонарь искупал в футуре. Первый раз красил фонарь с внутренней стороны. Тамиевский скотч наклеивал с внешней стороны на переплет обводил контур, снимал и вырезал с небольшим отступлением от контура затем наклеивал на внутреннюю часть фонаря. После окрашивал в цвет герметика , затем в интерьерный.


Основной светло серый цвет был накрашен, как и предлагала инструкция «Звезды» №30. Синий цвет был подобран по цвету знака Нижегородского авиазавода «Сокол» т.к. судя по фото они были идентичны.


После окраски покрыл Футурой . Первый слой лег, не совсем удачно, пришлось его смыть нашатырным спиртом, думал краска слезет, но все прошло нормально.
Первый раз при переводе декалей пользовался сетом и солом. Почему-то после обработки декалей составами вокруг них образовавались белые разводы, особенно были заметны на синем фоне. Их приходилось многократно стирать влажными ватными палочками. Никогда раньше не переводил такое кол-во технички.


На мой взгляд, декаль очень толстая. Выпирает над поверхностью ступенькой, только после финишного покрытия они более или менее сгладились.
Смывку делал «звездовским» акрилом на фейри. Цвет смывки чуть темнее основного серого.

Первую информацию о разработке в ОКБ Микояна двухместного перехватчика на основе МиГ-25 сообщил заинтересованным лицам на Западе Беленко. Самолет получил НАТО"вское обозначение Super Foxbat. В 1983 г. Министерство обороны США опубликовало проекции самолеты, сделанные на основе фотоснимков, полученных со спутников. Из всех первых изображений перспективных советских самолетов (Су-27, МиГ-29, Су-25. МиГ-31). гулявших по страницам авиационных журналов в начале 80-х г.г. Super Foxbat более других похож на реальный прототип; в ряде изданий даже высказывалось предположение, что проекции. на самом деле, «рисовались» по куда более качественным, чем спутниковые. фотоснимкам, полученным с помощью агентурной разведки. Анализ информации позволил экспертам сделать вывод о значительно возросшей по сравнению с МиГ- 25П боевой эффективности перехватчика и определить его основное назначение – перехват маловысотных целей ракетами большей дальности (американские спутники засекли в районе Владимировки, по меньшей мере, два перехвата мишеней, имитирующих крылатые ракеты; в ходе одного из них перехватчик, летевший на высоте 6000 м сбил мишень на высоте 300 м. в ходе другого – мишень летела на высоте порядка 20 м). Super Foxbat в середине 1982 г. получил в НАТО обозначение Foxhound, новое название говорит о том. что НАТОвцы оценили МиГ-31 не модификацией МиГ-25. а новым самолетом; к примеру – МиГ-27 «обзывается» на Западе так же как и МиГ-23 – Flogger.


МиГ-31 Б



Задержание Адольфа Толкачева, продавшего на Запад секретные данные по системам вооружения МиГ-29 и МиГ-31 вынудило конструкторов ускорить введение на МиГ-31 новой системы вооружения. В результате появился МиГ- 31В («изделие 01 Б») с улучшенной радиолокационной станцией и доработанными ракетами Р-33С. Боевая нагрузка осталась прежней, но за счет улучшенного БРЭО и ракет возможности комплекса возросли в 1,3-2,5 раза. Производство модификации началось в начале 1991 г. Как и в случае с МиГ- 25НДС, после акции Толкачева все ранее выпущенные МиГ-31 («изделие 01») необходимо было доработать до стандарта МиГ-31Б. Доработанные строевые самолеты получили обозначение МиГ-31БС («изделие 01БС»), Заодно установили штангу дозаправки на тех машинах, где ее не было.


Во всей красе перед «супостатами» МиГ-31 предстал осенью 1985 г., когда летчик F-16 331-й эскадрильи ВВС Норвегии сфотографировал новый перехватчик над нейтральными водами у побережья Восточного Финмарка. Фотографии были опубликованы во всех ведущих авиационных журналах мира, снимки сопровождались пространными комментариями. суть которых сводилась к тому, что Запад правильно представлял внешний облик перехватчика. Американцы лишний раз высказали свою обеспокоенность в связи с разработкой в СССР новых систем оружия, не уступающих по своим характеристикам западным. Помощник министра обороны США по вопросам командования, управления, связи и разведки Дональд Леман заявил: «Самолет МиГ-31 превосходит любой американский истребитель, включая F-15, и имеет лучшее бортовое радиоэлектронное оборудование, лучшую радиокомандную систему наведения, управления и связи, лучшие управляемые ракеты воздух-воздух. обладает большей скоростью и радиусом действия; Советский Союз выпускает эти истребители в качестве главной устрашающей силы.»

Впервые за рубеж МиГ-31 попал в виде модели, которая демонстрировалась в советском павильон на торговой выставке в Маниле, проходившей в ноябре 1990 г. «Живой» самолет намечалось показать в январе 1991 г. на выставке военной технике в Дубае, однако из-за войны в Персидском заливе выставку перенесли на октябрь, а международный дебют перехватчика состоялся на Парижском авиасалоне 1991 г. МиГ-31 в выставочной бело-голубой окраске посадил 10 июня на полосу аэропорта Ле Бурже старший летчик-испытатель ОКБ им. Микояна Валерий Меницкий. вторым членом экипажа был штурман-испытатель Юрий Ермаков. Перехватчик принял участие в демонстрационных полетах в последние дни работы авиасалона, выполнив проходы над аэродромом на малой высоте и несколько фигур высшего пилотажа. Возможно, праздношатающаяся публика ждала от очередного «сюрприза перестройки и гласности» чего-то из ряда вон выходящего, вроде колокола, показанного на МиГ-29 Анатолием Квочуром в Фарнборо или кобры, демонстрировавшейся Виктором Пугачевым на предыдущем Парижском салоне.



На базе серийного МиГ-31 заводской №38401208786 был создан специальный экспортный вариант МиГ-31Э (борт 903). Самолет оснащен РЛС «Заслон» в экспортном исполнении, несет четыре ракеты Р-33 (опять же в экспортном варианте) и до четырех ракет ближнего боя на пилонах под крылом. Отличается МиГ-31Э, в основном, составом БРЭО, однако он не лишен возможности наводить на цели другие самолеты (МиГ-21, МиГ- 23, МиГ-29), поэтому мог бы быть интересен тем странам, где уже есть советская авиатехника. Впервые борт 903 экспонировался в июне 1992 г. на Берлинском авиасалоне 1LA-92, затем был участником многих международных выставок. Участвовал он и в МАКС"99.




«Общечеловеческого» эффекта, сравнимого с эффектом от первых демонстраций МиГ-29 и Су-27. показ МиГ-31 не вызвал, совсем другое дело – эффект узкоспециализированный! Профессионалы оценили перехватчик по высшему разряду, особенно двухконтурные двигатели, систему управления оружием и вооружение: шестиствольную пушку, в наличии которой на МиГ-31 существовали определенные сомнения и «русский Феникс» – ракеты Р-33. Обычно, западные эксперты предпочитали отдавать должное аэродинамике советских самолетов, весьма пренебрежительно отзываясь о двигателях, электронике и вооружении. Знакомство с МиГ-29. Су-27, а теперь и с МиГ-31 полностью развеяло эти иллюзии. Перехватчик демонстрировался на стоянке со снятым обтекателем РЛС, выставив на показ и на зависть всему миру свою главную изюминку – фазированную антенную решетку РЛС «Заслон». Антенна вызвала огромнейший интерес. Даже воочию увидев ФАР, отдельные американские инженеры не верили своим глазам и утверждали, что антенна обычная, щелевая с механическим сканированием! Наиболее серьезные претензии, если не считать весьма спорную дискуссию о «щелевой антенне», высказанные западными специалистами в отношении перехватчика выглядели смешными: «… качество сварных швов на элементах конструкции истребителя лучше всего охарактеризовать словами «как на машинах для сельского хозяйства», линии окраски «под авиалайнер» не всегда ровны, а комплект АНО выполнен на уровне светотехнического оборудования самолета Цессна- 172.» Претензии к качеству сварки советской техники, а если точнее – к «ровности» сварных швов высказывались еще в отношении танка Т-34, однако по настоящему качеству сварки, а не по ее «красивости» Запад так и не смог превзойти академика Патона, что же касается «сельскохозяйственных машин»… «Беларусь» не «Катерпиллер» и в Ле Бурже не демонстрировался, а жаль – было бы с чем сравнить швы на МиГ-31.

Итог изучению МиГ-31 в Париже подвел специальный выставочный выпуск «Флайта» – «Эйр Шоу Дэйли»: «Внешне МиГ-31 похож на своего предшественника – самолет МиГ-25, однако это совершенно иная машина, в которой использованы все преимущества современного радиоэлектронного оборудования. МиГ-31 является мощным истребителем, благодаря своим всеракурсным системам обнаружения он способен уничтожать любой самолет противника на любой высоте. Самолет МиГ-31 нельзя сравнить ни с каким другим истребителем нового поколения. Нет смысла искать в нем какие- либо признаки концепции малозаметности «Стелс» или необычные аэродинамические формы, это – просто «боевой конь».

Советская делегация не делала секрета из побудительных мотивов, заставивших везти в Париж МиГ-31 – торговля. Зам. министра авиационной промышленности В.Иванов скромно заметил: «Мы надеемся, что наша экспозиция поможет Вам найти с СССР партнера, в котором Вы нуждаетесь.» В отношении МиГ-31 такой партнер нашелся пока только один, не на Западе, а на Востоке – красный Китай.





Один из серийных МиГ-31 (б/п 79) переделан в испытательный стенд для отработки катапультирования новых типов кресел. Внешне самолет отличается сигарообразными контейнерами с фотокинооборудованием на концах крыла и отсутствием остекления между подвижными частями фонарей передней и задней кабин. Как и на всех самолетах подобного назначения, экспериментальные катапультирования осуществляются из задней кабины. В августе 1992 г. самолет можно было увидеть на МосАэрошоу. В сентябре 1995 г. на праздновании 75-летия НИИ ВВС в Ахтубинске, на нем демонстрировали катапультирование ни предельно малой высоте. Традиционно такие машины получают в обозначении суффикс ЛЛ – «летающая лаборатория». Аэродромные остряки раскрыли аббревиатуру иначе – «Лысый Лев» – и украсили воздухозаборники борта 79 портретом плешивого царя зверей.



МиГ-31 М «056»



МиГ-31М «057»


На октябрьский авиасалон в Дубае МиГ-31 все-таки попал, а на обратным пути с салона, группа советских самолетов (включая МиГ-31) «завернула» в Тегеран для показа техники иранцам.

В 1992 г. МиГ-31 демонстрировался в Англии, на авиасалоне в Фарноборо.

Надежда на значительный экспорт перехватчиков пока не оправдались, пожалуй и надежда та была излишне оптимистична. Слишком сложная и дорогая система оружия. В разное время интерес к МиГ-31 проявляли Сирия, Ливия, но 24 истребителя закупил только Китай.