ГИПЕРЗВУКОВАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА X-51A WAVERIDER

HYPERSONIC CRUISE MISSILE X-51A WAVERIDER

28.03.2007
«Глобальным ударным оружием», по планам Пентагона, должна стать и гиперзвуковая крылатая ракета Х-51 «Уэйврайдер». Изготовленная из никелевого сплава со срезанной под углом носовой частью, воздухозаборником в нижней части корпуса и небольшим хвостовым оперением крылатая ракета внешне напоминает космический корабль, предназначенный для межпланетных полетов. Ракета, испытания которой запланированы на 2008 год, сможет развивать скорость до 6 тыс. км в час. Дальность полета Х-51 составит примерно 1.200 км, однако при условии доставки ракеты самолетами или подводными лодками зона ее применения будет практически неограниченной.
«Красная звезда»

27.05.2009
ГИПЕРЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ Х-51А ВЫПОЛНИТ ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ НА СКОРОСТИ М=6 В КОНЦЕ ГОДА

Гиперзвуковой самолет X-51A WaveRider выполнит свой первый полет на скорости соответствующей числу М=6 в четвертом квартале 2009 г., сообщает Flight International со ссылкой на официальные лица программы.
Консорциум трех организаций — исследовательской лаборатории ВВС США AFRL (Air Force Research Laboratory), компаний Boeing и Pratt & Whitney — на авиабазе «Эдвардс» (США) уже разрабатывает программу летных испытаний самолета Х-51А.
Boeing и Pratt & Whitney завершили наземную отработку двигателя, в том числе и топливной системы.
Лаборатория AFRL выделила на испытания $250 млн. Этих средств должно хватить на выполнение четырех испытательных полетов, которые должны состояться в конце октября — начале ноября 2009 г.
Следующим этапом на пути к летным испытаниям должен стать совет летно-испытательного центра авиабазы Эдвардс, который намечено провести в начале июня. Примерно через месяц планируется подвесить экспериментальный самолет Х-51А под бомбардировщик B-52H, с которого будет производиться пуск, для проверки совместимости электронных систем самолетов. После этого B-52H выполнит несколько полетов с подвешенным Х-51А.
В сентябре намечено провести «генеральную репетицию» пуска, возможно с участием самолетов ВМС США P-3C Orion для телеметрии. Первый из четырех полетов должен состояться месяц спустя после этого. Если не обнаружится каких-либо проблем, на подготовку следующего полета понадобится от 30 до 60 дней.
АвиаПорт.ru

02.06.2010
РАСКРЫТЫ ПОДРОБНОСТИ ПЕРВОГО ПОЛЕТА НОВОЙ ГИПЕРЗВУКОВОЙ РАКЕТЫ
Испытатели американской гиперзвуковой ракеты X-51A Waverider, первый полет которой состоялся 26 мая 2010 года, приступили к расшифровке полученных в ходе испытания данных, сообщает Aviation Week. По данным специалистов, испытание оказалось «на 95 процентов удачным», однако в ходе полета была выявлена нестабильность ракеты. Инженерам предстоит определить причину неполадок, чтобы устранить их в следующих экземплярах X-51A.
Согласно сообщению Исследовательской лаборатории ВВС США (AFRL), первый полет X-51A проходил так: бомбардировщик B-52 Stratofortress, под крылом которого была закреплена ракета, поднял X-51A на высоту 15,2 тысячи метров и на скорости в 0,8 числа Маха сбросил ее. После этого на X-51A включился ускоритель, который вывел ракету на высоту 19,8 тысячи метров и разогнал ее до скорости в 4,8 маха. После этого ускорительная ступень отделилась и включился гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель Pratt & Whitney JP-7. При этом ракета выполнила заранее запрограммированный маневр — перевернулась нижней частью вверх и обратно.
Ракетный двигатель проработал на протяжении 200 секунд вместо запланированных 300. Причиной этого стал перегрев задней части двигательного отсека. Точную причину перегрева инженеры AFRL пока не установили. Кроме того, было зафиксировано недостаточное ускорение ракеты — 0,15g вместо запланированных 0,22g. При достижении скорости в пять мах X-51A начала терять скорость, хотя должна была разогнаться по меньшей мере до шести мах. При этом инженеры начали фиксировать перебои связи.
Работа двигателя X-51A в ходе полета у инженеров нареканий не вызвала, хотя силовую установку необходимо будет доработать. Между тем, по данным AFRL, «ракета в полете была абсолютно нестабильна во всех направлениях». Инженеры упомянули, в частности, нестабильную работу механизмов управления закрылками и неверный расчет необходимого для стабильного полета ускорения. Все полученные данные будут учтены при последующих запусках X-51A.
Следует отметить, что первый полет X-51A, несмотря на большое число отклонений, был признан удачным, потому что он был нацелен на проверку работы двигателя, а не всей системы в целом.
В настоящее время компания Boeing, разрабатывающая X-51A, создала четыре гиперзвуковые ракеты. Одна приняла участие в испытаниях 26 мая. Полет второй намечен на осень 2010 года. Не исключено, что Boeing построит еще две таких ракеты — компания намерена расширить программу предварительных испытаний устройства до шести полетов.
Lenta.ru

18.06.2011
ВТОРОЙ ТЕСТ-ПОЛЕТ ГИПЕРЗВУКОВОЙ РАКЕТЫ ВВС США ЗАВЕРШИЛСЯ НЕУДАЧЕЙ

Второй экспериментальный тест-полет гиперзвуковой ракеты Икс-51 «Уэйврайдер» (X-51 WaveRider) закончился крушением в воду у побережья Калифорнии, сообщает в субботу агентство Ассошиэйтед Пресс.
Беспилотный X-51 для выполнения полета был сброшен стратегическим бомбардировщиком B-52. После четырехсекундного падения двигатель ракеты успешно заработал, однако затем летательный аппарат не смог в нужное время отделиться от ракеты и упал в воды Тихого океана близ штата Калифорния.
Первый тест-полет X-51 был проведен успешно в 2010 году. Испытания нового «глобального ударного оружия» начали планироваться еще в 2008 году при администрации Джорджа Буша. Изготовленная из никелевого сплава и имеющая стандартные размеры ракеты класса «воздух-земля», 4-х метровая Икс-51, как ожидается, сможет развить скорость 6,4 тысячи километров в час.
В случае успеха программы в Пентагоне надеются получить оружие, позволяющее наносить очень быстрые — максимум в течение 60 минут — точечные удары в любой точке мира в глобальном масштабе, что требуется для успешной борьбы с терроризмом. Аппарат разрабатывался корпорацией Boeing.
РИА Новости


20.06.2012
ГИПЕРЗВУКОВОЕ ОРУЖИЕ НА «СТЕЛСАХ»: США ОПЯТЬ ПУГАЮТ РОССИЮ

Американские военные объявили о намерении увеличить бюджет разработок в области гиперзвуковых боеприпасов на 150 % — с нынешних 6,2 млн долл. до 15,4 млн долл. в 2013 году. Кроме того, ракетами, летающими в 5 раз быстрее звука, планируется вооружить стелс-истребители пятого поколения F-22 и F-35. Это позволит быстро уничтожать любые системы ПВО и безнаказанно наносить удар по целям, защищенным мощной эшелонированной системой противовоздушной обороны. Увеличение бюджета будет направлено прежде всего на ускорение разработки образцов ракет, пригодных для боевого применения.
В настоящее время самым компактным гиперзвуковым боеприпасом является 8-метровый прототип ракеты X-51 Waverider, которая запускается с бомбардировщика B-52. Для истребителей придется разработать гораздо более компактные ракеты, что представляет определенную сложность, так как для разгона до высоких скоростей требуется мощный ракетный двигатель и совершенный компактный прямоточный воздушно-реактивный двигатель.
По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, исследования гиперзвукового оружия, которые США планируют завершить к 2015 году, представляют особенно серьезную угрозу для России.
Гиперзвуковые ракеты существенно нарушают сложившийся паритет в области обычных и даже стратегических вооружений. Благодаря высокоскоростным ракетам малозаметные истребители смогут наносить неожиданные обезоруживающие удары, которые откроют дорогу для «традиционных» средств нападения, например, бомбардировщиков или крылатых ракет.
CNews.ru.

15.08.2012
ВВС США ИСПЫТАЛИ ГИПЕРЗВУКОВУЮ РАКЕТУ X-51 WAVERIDE

Специалисты ВВС США и компании Boeing провели над Тихим океаном ключевые испытания экспериментального гиперзвукового летательного аппарата X-51 WaveRide, который относится к классу March 6, то есть может развивать скорость, в шесть раз превышающую скорость звука.
Результаты испытаний пока не были обнародованы. По словам военных, они будут опубликованы позже в среду, передает «Интерфакс».
Предполагалось, что полет будет продолжаться в течение пяти минут. Во время прошлого испытания в 2011 году Х-51 WaveRide упал уже через четыре секунды после старта. Самолет не смог отделиться от ракеты и рухнул в океан, передает Sky News.
Во время испытаний воздушное судно будет находиться в свободном падении после отцепления от бомбардировщика около четырех секунд – за это время его двигатель должен быть запущен. После этого аппарат поднимется на высоту 21 тыс. 300 метров, где наберет максимальную скорость, после чего, по мере расходования топлива, будет снижаться и в конечном итоге рухнет в Тихий океан, передает BBC.
Инженеры считают, что летательный аппарат способен поддерживать максимальную скорость в течение 300 секунд испытательного полета. Предполагается, что X-51 WaveRider достигнет скорости 6 Маха, то есть – до 6900 км/ч. Двигающийся с такой скоростью самолет сможет преодолеть расстояние между Лондоном и Нью-Йорком примерно за час.
С помощью этой ракеты, как уверяют разработчики, Пентагон сможет проводить воздушные удары по всему миру в течение нескольких минут.
Деловая газета «Взгляд»


21.01.2013
ГИПЕРЗВУКОВОЙ ПРОРЫВ ВВС США

Научно-технический задел, реализованный в той или иной степени в программах различных ведомств – X-43A (НАСА), X-51A (ВВС), AHW (СВ), ArcLight (DARPA, ВМС), Falcon HTV-2 (DARPA, ВВС) и других, позволит, по мнению ряда специалистов, создать гиперзвуковые ВВТ: авиационную крылатую ракету (КР) большой дальности, морскую крылатую ракету в противокорабельном (ПКР) и ударном (против наземных целей) вариантах – к 2018–2020 годам, разведывательный самолет – к 2030-му.
Работы в области гиперзвука начались в США в конце 70-х годов ХХ века, когда компания «Мартин Мариетта» разрабатывала перспективную стратегическую авиационную ракету ASALM (Advanced Strategic Air Launched Missile) с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД). Именно в те годы американские специалисты осознали реальные технологические проблемы обеспечения гиперзвукового полета как для системы ударного оружия, так и для самолета. Реализация детального плана работ в области гиперзвука, сформированного на современном этапе развития науки и техники, должна помочь достижению давно задуманных целей.
Пока налицо крайне медленный прогресс в указанной области за весь период с момента создания ракеты ASALM до недавних полетов аппарата – демонстратора гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) – крылатой ракеты X-51A Waverider разработки компании «Боинг». Тем не менее неизменной остается погоня за увеличением скорости.
В мае 2010 года первый полет X-51A с углеводородным ГПВРД продолжался 143 секунды вместо запланированных 300. Утечка в уплотнении между двигателем и соплом привела к преждевременному окончанию полета, однако ГПВРД обеспечил требуемое ускорение. Второй полет в июне 2011-го завершился, когда воздухозаборник не начал работать в момент запуска ГПВРД. А третий в августе 2012 года закончился до момента запуска двигателя из-за неисправности в управляемом стабилизаторе аппарата, которая привела к его падению и разрушению. В рамках подготовки к завершающему четвертому полету по всем выявленным недостаткам были проведены необходимые конструктивные доработки аппарата-демонстратора.
Новые испытания двигателя-демонстратора будут проходить на планере уменьшенных размеров с подачей потока топлива как полномасштабной, так и половинной мощности. Эта опытная модель станет технологическим стендом для отработки других систем, например композиционных конструкций с керамической матрицей, технологии регулирования мощности, теплорегулирования, бортовых датчиков. В тестах будут применяться ГПВРД, в 8–16 раз превосходящие по размерам те, которые выполняли испытательные полеты до нынешнего дня.
Недавно в число задач технологических испытаний включена герметизация сопла. «На примере аппарата X-51A мы увидели, как простые вещи, например уплотнение, могут привести к проблемам», – отметил один из представителей ВВС. Он также сообщил, что четвертый полет демонстратора гиперзвуковых технологий X-51A состоится в любом случае. Всего было проведено три испытательных полета: один признали частично успешным, два – неудачными. Научно-исследовательская лаборатория ВВС США (Air Force Research Laboratory – AFRL) четвертый тест наметила на середину 2013 года.
Надежды ВВС на возможность создания боевой гиперзвуковой техники в указанные сроки связаны с определенными успехами прежних программ различных организаций. В частности, в ходе первого полета аппарата X-51A работа в режиме ГПВРД продолжалась 143 секунды, что в 11 раз превысило время работы аппарата X-43A НАСА в 2004 году.
Военно-промышленный курьер

06.05.2013
В США прошли успешные испытания гиперзвуковой ракеты X-51A Waverider. Об этом 3 мая сообщает официальный сайт ВВС страны. Испытания в районе Тихого океана были проведены еще 1 мая. Ракета была запущена с борта самолета B-52 на высоте 15200 метров и затем с помощью ускорителя поднялась на высоту 18200 метров. В ходе полета, который продолжался в течение шести минут, X-51A Waverider развила скорость в 5,1 числа Маха (6100 км/ч). Пролетев расстояние в 426 километров, ракета уничтожилась.


06.05.2013
В США прошли успешные испытания гиперзвуковой ракеты X-51A Waverider. Об этом 3 мая сообщает официальный сайт ВВС страны. Испытания в районе Тихого океана были проведены еще 1 мая. Ракета была запущена с борта самолета B-52 на высоте 15200 метров и затем с помощью ускорителя поднялась на высоту 18200 метров. В ходе полета, который продолжался в течение шести минут, X-51A Waverider развила скорость в 5,1 числа Маха (6100 км/ч).
Пролетев расстояние в 426 километров, ракета уничтожилась. Как отмечается, прошедший полет стал самым продолжительным среди всех, проведенных ранее, и самым длительным в истории гиперзвуковых ракет. В ВВС США сочли, что испытания завершились «полным успехом».
Прошедшее испытание стало четвертым в истории X-51A Waverider. Из предыдущих трех лишь первое, проведенное в 2010 году, было «успешным на 95 процентов»: тогда ракета в течение трех минут поддерживала скорость в 5 чисел Маха, однако в ходе полета была выявлена ее нестабильность.
Последующие испытания, проведенные в 2011 и 2012 годах, завершались неудачами. В первом из них возникли неполадки с работой ускорителя ракеты, а во втором из-за технического сбоя не включился гиперзвуковой прямоточный двигатель, что привело к потере управления.
Прошедшие 1 мая испытания стали заключительными, в соответствии с первоначальными планами проекта Waverider. В ВВС США отметили, что в ближайшее время готовых планов по запуску аналогичных проектов нет, однако разработки в сфере гиперзвуковых исследований с учетом успеха миссии будут продолжаться
ОРУЖИЕ РОССИИ

19.09.2013
По мнению бывшего главного ученого ВВС США Марка Льюиса (Mark Lewis), после эпохи стелс настанет новая эра, частью которой станут гиперзвуковые скорости, сообщает Defense News 17 сентября. «США имеют ряд огромных преимуществ по сравнению с другими странами, включая космические и стелс-технологии», заявил Льюис. Гиперзвуковые скорости перспективного оружия, даже при обнаружении сетью РЛС, не оставят противнику времени для принятия контрмер, полагает ученый. Гиперзвуковое оружие будущего может быть создано на основе технологий ракеты X-51А WaveRider. Х-51 предназначена для сброса с подкрыльевого пилона бомбардировщика В-52, но с уменьшением размеров будущие версии могут быть размещены в отсеках вооружения истребителя F-22 или разрабатываемого дальнего бомбардировщика. Военный паритет

17.10.2013
В начале сентября в США появились описания нового гиперзвукового оружия, которое разрабатывается в рамках программы «Мгновенного глобального удара» (CPGS), сообщил со ссылкой на южнокорейский государственный телерадиоканал KBS информационный портал «Повестка дня».
Речь идет о неядерном оружии, способном поразить любую цель на Земле в течение часа после получения команды. При этом отмечается, что в ходе его разработки одними из приоритетных целей считались северокорейские ядерные объекты. Как передает KBS, работы по созданию нового оружия ведутся с 2000 года.
Такое оружие может использоваться для нанесения упреждающего или ответного удара по Северной Корее в случае ядерной угрозы со стороны этого государства, подчеркивает KBS.

Траектории МБР «Трайдент 2″ и ГЗЛА X-51.

http://www.vz.ru/society/2009/8/20/319481.html

Скорость превыше всего


В России заявлено о начале создания тактических гиперзвуковых ракет

20 августа 2009, 20::27
Фото: warfare.ru
Текст: Геннадий Нечаев

В ближайшем будущем в России могут быть разработаны тактические гиперзвуковые ракеты. Об этом сообщил на авиасалоне МАКС-2009 гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. Он не стал раскрывать подробности проекта, но подтвердил, что работы в этом направлении ведутся, и в скором времени можно будет ожидать результатов. Газета ВЗГЛЯД попыталась проанализировать, в чем особенности разработки этого перспективного вида вооружения.

Россия близка к созданию тактических гиперзвуковых ракет, сообщил в четверг генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. Подробности проекта не сообщаются, однако из сообщения ясно, что в нашей стране ведется разработка этого «модного», а главное, перспективного вида вооружений.

«Не хочу раскрывать все секреты, но мы в этом направлении много работаем, и, думаю, в ближайшем будущем результаты появятся», - сказал Обносов журналистам на авиасалоне МАКС-2009. По этой тематике в России «есть определенный задел, и не надо упускать время», отметил он, цитирует «Интерфакс» .

Если следовать формальной логике, гиперзвуковые, то есть способные перемещаться со скоростью, превышающей 5 скоростей звука, ракеты существуют очень давно, и не только в нашей стране: боеголовки баллистических ракет на конечном участке траектории могут разгоняться и до 7М (7 единиц Маха, в авиации за 1М упрощенно принято считать скорость звука на данной высоте в условиях «международной стандартной атмосферы»). Более того, аэробаллистическая ракета Х-15, стоящая на вооружении стратегических бомбардировщиков, длительно развивает и поддерживает скорость, немного превышающую 5 скоростей звука на маршевом участке траектории. Однако Обносов имеет в виду оружие совершенно иного рода.

Речь идет о летательных аппаратах, способных развивать в атмосфере скорость больше 5М и маневрировать с использованием аэродинамических сил. Кроме того, такие перспективные аппараты будут оснащены гиперзвуковыми прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ГПВРД), а не ракетными, как большинство существующих на сегодняшний день летательных аппаратов, способных развивать такие скорости.

Скорость 5М считается нижней границей, отделяющей сверхзвуковой диапазон скоростей от гиперзвукового. Именно на этой скорости происходит резкое изменение характера обтекания летательного аппарата: начинают заметно проявляться не только физические характеристики среды (воздуха), но и электрохимические, которые в ряде случаев становятся определяющими.

Все эти проблемы делают конструирование подобных аппаратов делом чрезвычайно трудным. Недаром от первого полета самолета под управлением человека до того, как ракетоплан Bell X-1 преодолел звуковой барьер, прошло 46 лет, но до сих пор, несмотря на ускорившийся прогресс науки, ни один человек не совершил управляемый полет в нижних слоях атмосферы со скоростью, превышающей 3,4М (самолет SR-71). Экспериментальный ракетоплан North American X-15 разгонялся и до скорости 7,273 км/ч (6.70М), но на высоте более 50 км, при этом аппарат не управлялся «по самолетному», двигаясь, подобно аэробаллистической ракете. То же можно сказать и о космонавтах, включая экипажи «Шаттлов»: космические корабли достигают таких скоростей на очень больших высотах, при этом аэродинамическое управление не работает.

В общем-то, пока речь и не идет о создании пилотируемых гиперзвуковых аппаратов: их экономическая целесообразность не доказана. А вот гиперзвуковые крылатые ракеты на сегодняшний день рассматриваются как один из магистральных путей развития этого вида вооружений.

Преимущества таких ракет очевидны: высокая скорость означает малое подлетное время, а это, во-первых, затрудняет перехват ракеты средствами ПВО/ПРО, а во-вторых, оставляет противнику минимальное время на реагирование. Особенно перспективным представляется применение гиперзвуковой технологии в противокорабельных и противотанковых системах. Отдельно рассматриваются ракеты оперативно-тактического назначения, предназначенные для ударов по особо важным и особо защищенным целям.

Представителем последнего направления является разрабатываемая в США гиперзвуковая КР (ГКР) X-51 WaveRider. Разработка идет в рамках концепции «быстрого глобального удара» Global Prompt Strike , благодаря которой США планируют приобрести возможность «обезоруживающего удара» по стратегическим силам противника без использования ядерного оружия. В этом смысле ГКР подходят как нельзя лучше, поскольку благодаря высочайшей скорости могут вообще не нести боевую часть: поражение достигается за счет огромного запаса кинетической энергии. Общее количество энергии (тепловой, механической, химической), выделяемое при столкновении такой ракеты с препятствием, может быть сравнимо с энергией, выделяемой при взрыве тактического ядерного заряда, но без отрицательных последствий, сопутствующих применению ядерного оружия. В связи с этим говорят о рождении нового класса вооружений: кинетическом оружии.

Буквально несколько дней назад из США пришло сообщение о том, что WaveRider, установленный под крыло бомбардировщика В-52, проходит комплекс наземных испытаний на авиабазе «Эдвардс». Эти мероприятия предшествуют началу полномасштабных летных испытаний, намеченных на декабрь. Х-51 всего лишь «технологический демонстратор», однако Пентагон рассчитывает принять на вооружение ракеты такого типа уже к 2017 году.

Кроме того, за океаном в разработке находятся еще несколько типов гиперзвуковых летательных аппаратов. На одном из них, Х-43А, в мае 2004 года удалось достичь скорости 9,7М в течение 10 секунд. Аналогичные программы развиваются во многих странах: Франции, Индии, Великобритании. Естественно, что Россия не осталась в стороне от общих процессов.

Первые летающие лаборатории для изучения гиперзвуковых скоростей были созданы в нашей стране в рамках темы «Холод» на базе ракеты комплекса С-200 в середине-конце 1980 годов, а испытания состоялись уже после распада СССР, в конце 1991 года. При этом была достигнута скорость, соответствующая 6,49М. Главное, что было установлено по результатам полета: камера сгорания ГПВРД осталась работоспособной после выключения двигателя, то есть он мог быть запущен многократно.

Следует особо сказать об испытаниях гиперзвуковой техники: они возможны только в полете. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции (благодаря отсутствию движущихся частей), ГПВРД требует для надежной работы скоростей не менее 4,5М, практически недостижимых на наземном оборудовании.

Экспериментальный аппарат сначала разгоняется до таких скоростей внешними или внутренними ускорителями (химическими ракетами), а по окончании испытаний, как правило, разрушается или становится непригоден для повторного использования, что заметно удорожает цикл испытаний.

В начале 1997 года конструкторы дубнинского МКБ «Радуга» показали на авиасалоне МАКС систему нового класса: гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА) Х-90. На Западе его называют AS-19 Koala. Эта гиперзвуковая крылатая ракета создавалась для замены стратегической крылатой ракеты Х-55. Дальность ее полета - 3000 км. Ракета может нести две боеголовки с индивидуальным наведением, способные поразить цели на удалении 100 км от точки разделения. Однако, по официальным данным, работа над ракетой была приостановлена в 1992 году в угоду опасениям американской стороны.

На салоне 2004 года был продемонстрирован макет гиперзвукового аппарата «Игла» («Холод-2»), испытания которого были намечены на конец 2005 года, однако вскоре после завершения МАКС-2004 все упоминания об этом аппарате из открытых документов исчезли. Точно так же, как упоминания летающих лабораторий ГЛЛ-31 и ГЛЛ-АП, макеты которых демонстрировались в разные годы.

Между тем, по некоторым сведениям, один из аппаратов был испытан в полете, как минимум, дважды.

Таким образом, очевидно, что задел по гиперзвуковой технике у нашей страны есть. Как заявил еще в 2007 году в беседе с журналистом «Ведомостей» все тот же Борис Обносов, «в 1990 гг. имел место дисбаланс в темпах развития авиационных носителей и авиационных средств поражения, эта программа и призвана его ликвидировать. Основная цель программы - чтобы к моменту создания новых боевых авиационных комплексов были готовы и новые образцы вооружения». Будем надеяться, что сегодняшнее заявление - один из результатов принимаемых мер.

Текст: Геннадий Нечаев

Финансирование программы Prompt Global Strike («Быстрый глобальный удар») будет сокращено из-за неудач с разработкой и испытаниями крылатой ракеты Х-51А Waverider. Создание ракеты, способной летать со скоростью, многократно превышающей скорость звука, велось в США с 2008 года.

Американский Пентагон закрывает программу Prompt Global Strike, конечной целью которой была возможность нанесения удара по любой цели на поверхности земли в течение считаных минут. Ранее сообщалось, что в рамках программы предлагалось даже оснащать обычные межконтинентальные ракеты (МБР) неядерными боеголовками. Впрочем, по мнению экспертов, такой удар может быть принят за полномасштабную ядерную атаку. Таким образом, нельзя исключить встречный удар русских ракет - и результат превзойдет все ожидания.


В итоге американские разработчики решили сосредоточиться на создании крылатых ракет, способных летать с гиперзвуковой скоростью (в четыре и более раз быстрее скорости звука). Таким проектом и стала разрабатываемая компанией Boeing ракета Х-51А. Предполагалось, что она сможет летать на высоте 15–20 км в десять раз быстрее звука (10 М). То есть преодолеть тысячу километров за пять минут. Дальность полета - 6 тыс. км, что вполне сопоставимо с дальностью МБР и вдвое больше обычных крылатых ракет, летающих с дозвуковыми скоростями.

Однако конструкторов ждало немало подводных камней, основным из которых была разработка двигателя. Обычный турбореактивный такую скорость обеспечить не может, его предел - 3 М. Ракетный двигатель невыгоден: надо нести с собой не только топливо, но и окислитель, что снижает полезную нагрузку. Тут-то и вспомнили о гиперзвуковом прямоточном воздушно-реактивном двигателе (ГПВРД), хорошо описанном в теории. Он легок и прост, в нем нет турбины и компрессора: воздух сжимается за счет набегающего потока. С виду напоминает две соединенные носиками воронки. Первая - воздухозаборник. В ее узкой части входящий воздух сжимается, в него впрыскивается топливо, и смесь сгорает, что еще больше поднимает температуру и давление образовавшегося газа. Вторая воронка служит соплом, через которое происходит расширение продуктов сгорания и создание тяги. Основная сложность такой схемы состоит в том, что топливо должно быть смешано с воздухом и сожжено за крайне короткое время. И на практике такой двигатель оказался капризен: запускается при скорости, в 4–5 раз превышающей звуковую (то есть ракету, на которой он установлен, надо предварительно разогнать), и глохнет при меньших скоростях или из-за проблем с образованием горючей смеси. Мало того, возникающий при этом скачок давления разносит двигатель в куски. Вместе с ракетой. Так и произошло во время испытаний.

Задумка выглядела интересной: достаточно было сделать ракету с подобным движком, установить ее под крыло стратегического бомбардировщика B-52 - и контроль в воздухе был бы обеспечен. Однако 300 млн долларов оказались потраченными впустую. Сумма могла быть и больше: испытания гиперзвуковых летательных аппаратов исключительно дороги, ведь на земле их не проведешь, только в полете. Экономии удалось достичь за счет использования результатов исследований российских инженеров, которые работали над подобным проектом еще в начале 1990-х.

Разработка гиперзвуковых ракет в СССР велась с 1970-х годов. Тогда была создана летающая лаборатория «Холод» на базе ракеты зенитного комплекса С-200. В ходе летного испытания ракета сумела развить скорость в 5,2 числа Маха (около 6 тыс. км/ч). На основе этого проекта машиностроительное КБ «Радуга» в Дубне разработало стратегическую крылатую ракету Х-90, более известную на Западе как AS-X-21. Непритязательный с виду аппарат длиной 12 м и со складывающимися крыльями размахом 7 м, будучи запущен с борта Ту-160М, улетает со скоростью 5 М за 3 тыс. км, имея на борту две ядерные боеголовки индивидуального наведения. Х-90 была способна подниматься на высоту более 30 км и активно маневрировать в полете. Кроме того, ею можно управлять в полете, что приводит экспертов в замешательство: при таких скоростях ракету окружает облако плазмы, которая блокирует радиоволны.

По мнению скептиков в конгрессе США, военным стоит обратиться к другому решению, с использованием суборбитальных глайдеров (их еще называют управляемыми боевыми блоками - УББ), которые запускаются почти что в самый космос и уже оттуда планируют к цели.

Еще весной 2004 года, после широкомасштабных учений наших вооруженных сил с участием всей ядерной триады, прозвучала очень важная . Тогда Владимир Путин заявил, что вскоре российские вооруженные силы получат боевые комплексы, способные действовать на межконтинентальных расстояниях, с гиперзвуковой скоростью, с большой точностью, с широким маневром по высоте и направлению удара. «Эти комплексы сделают бесперспективными любые образцы противоракетной обороны - существующие или перспективные», - добавил он.

В западной прессе активно обсуждался вопрос, где русские нашли средства. Некоторые СМИ и вовсе недоумевали: может «русские еще 20 лет назад работали в этом направлении»?

Разработка управляемых боевых блоков, перехват которых невозможен системами ПРО, началась в СССР в 1972 году (проект «Маяк»). К 1984 году появился натуральный УББ под индексом 15Ф178. В космосе ориентация и стабилизация обеспечивались реактивным двигателем на углекислом газе, в атмосфере - аэродинамическими рулями. Помимо систем управления в блок упаковали термоядерный заряд.

Сочетая свойства беспилотного космического корабля и гиперзвукового самолета, блок все эволюции, как в космосе, так и в атмосфере, выполнял автономно, что было проверено на испытаниях по трассе Капустин Яр - Балхаш в 1990 году. Аэродинамика и система управления позволяют ему маневрировать с очень высокими перегрузками. На практике это означает неуязвимость УББ - его просто нечем сбивать при таком режиме подлета к цели. Работы были прекращены в 1991 году, документацию передали на Оренбургский машзавод, тогда же, по некоторым данным, разработка была остановлена.

Впрочем, уже летом 2006 года военное ведомство России объявило о создании маневрирующей боеголовки межконтинентальной ракеты. В конце августа этого года занимавший пост первого заместителя министра обороны Александр Сухоруков заявил, что в России в настоящее время также активно ведутся работы по созданию гиперзвуковой ракеты. Первые испытания в рамках этого проекта планируется провести до конца 2012 года.

Александр МОЗГОВОЙ

Во время первомайских испытаний WaveRider запустили с борта стратегического бомбардировщика B-52 Stratofortress. X-51A с помощью ракетного ускорителя сделала «горку», включила гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) и развила скорость, равную 5,1 Маха, то есть 6100 км/ч. «Волнолет» находился в автономном полете 360 секунд, что является абсолютным рекордом для гиперзвуковых летательных аппаратов. При этом ракета преодолела расстояние 462 км, после чего, получив команду на самоликвидацию, взорвалась. «Это полный успех миссии, – заявил руководитель проекта Чарли Бринк. – Полет оказался самым продолжительным и успешным из всех проведенных ранее. Полученные данные и имеющиеся наработки позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее гиперзвуковых полетов».

X-51A готова к испытаниям.

В ходе последующих испытаний WaveRider должен достигнуть расчетной скорости 6-7 М (7200-8400 км/ч). Это позволит получить Вооруженным Силам США оружие, способное поражать, как заявляют в военном ведомстве Соединенных Штатов, с высокой точностью цели в любой точке мира в течение часа.

Реализацией программы Wave-Rider занимаются такие мощные организации Соединенных Штатов, как Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA), Национальное агентство по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA), отдел реактивного движения Исследовательской лаборатории ВВС США, а также корпорации Boeing и Pratt & Whitney Rocketdyne. Они работали согласованно и плодотворно. В июле 2006 г., а затем в апреле 2007 г. в аэродинамической трубе исследовательского центра в Лэнгли состоялись «продувки» перспективного гиперзвукового аппарата. Они дали положительные результаты.

Весной 2010 г. ракета X-51A была предъявлена на испытания. Они должны были состояться 25 мая. Однако их пришлось отложить на сутки. Причиной отсрочки стало обнаружение патрульным самолетом P-3 Orion сухогрузного судна, которое неизвестно каким ветром занесло в закрытую зону морского полигона авиации ВМС США Пойнт-Мугу в нескольких сотнях километров от побережья Калифорнии. Как раз в этой точке, по расчетам, должны были упасть обломки аппарата. А они дорогого стоят. Могло подвергнуться опасности и само судно. На следующий день бомбардировщик

B-52 с подвешенной под крылом X-51A поднялся на высоту 15000 м над Тихим океаном и сбросил ракету. Разгонная ступень подняла ее на высоту в 19800 м и «подтолкнула» до 4,8 М. На высоте 21300 м была зафиксирована скорость в 5 М (5800 км/час). Предполагалось, что гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель WaveRider проработает 300 секунд и даст возможность развить скорость в 6 М, после чего X-51A упадет в Тихий океан.

Однако этого не случилось. Двигатель проработал около 200 секунд, а потом ракету пришлось подорвать. А все из-за аномального поведения аппарата. Хотя двигатель работал штатно, телеметрия стала давать сбои. Затем на три секунды связь с X-51A совсем прекратилась. Тогда-то и было принято решение прервать полет. Как показал затем анализ полученных с борта WaveRider данных, причиной сбоя стал перегрев отсека с ГПВРД, который оказал влияние на работу систем управления и контроля.

X-51A перед продувкой в аэродинамической трубе.

Однако испытания признали достаточно удачными, поскольку полет WaveRider стал на тот момент самым продолжительным среди гиперзвуковых аппаратов. ВВС США дали ему «твердую четверку», выразив уверенность, что следующий старт потянет уже на «пятерку». Увы, надежды не оправдались. Второй и третий пуски X-51A оказались неудачными. Весной 2011 г. не запустился двигатель разгонной ступени, а потом не отделился разгонный блок. Дело в том, что ГПВРД питает топливо JP-7 – смесь углеводородов с добавлением смазочных фторуглеродов и окислителя. Оно успешно использовалось на высотном самолете-разведчике SR-71. Теперь его «переориентировали» на X-51A. Но для того чтобы «поджечь» JP-7, требуется «запал». Его роль играют 2,7 кг этилена. Вот этот «стартер» и дал осечку. В другой раз – в августе 2012 г. – на 15 секунде полета вышел из строя верхний правый руль ракеты, на 17 секунде она потеряла управление и распалась на части.

И вот, наконец, очевидный успех во время первомайских испытаний! Тут надо заметить, что если на первоначальном этапе X-51A рассматривалась как исключительно экспериментальная, то теперь речь о разработке на ее базе боевой гиперзвуковой крылатой ракеты, уже получившей обозначение Х-51A+. ВВС открыли соответствующее финансирование. Ракета получит возможность маневрировать, менять направление полета, самостоятельно выбирать наиболее важные цели и уничтожать их в условиях активного радиоэлектронного противодействия.

Ракета Х-51A+ как нельзя лучше вписывается в новейшую концепцию Пентагона «Глобального удара», или точнее – «Неядерного быстрого глобального удара» (Conventional Prompt Global Strike). Она предусматривает уничтожение неядерными средствами командных пунктов и стратегически важных объектов противника, государственных органов управления и даже неугодных политических лидеров в любой точке Земного шара, а также крупных надводных кораблей в Мировом океане. Важнейшее требование «глобального удара» – способность в кратчайшие сроки, желательно в течение часа после получения приказа об атаке, поразить цель.

Импульс реализации этой концепции дали события 1998 года. Тогда после терактов против американских посольств в Кении и Танзании ВМС США с надводных кораблей в Аравийском море нанесли удар крылатыми ракетами Tomahawk по лагерю в Афганистане, где, по данным разведки, находились лидеры «Аль-Каиды». Пока ракеты 80 минут летели к назначенной точке, Усама бен Ладен и его сподвижники ушли. «Томагавки» поразили пустые палатки. Как показали расчеты, для гарантированного уничтожения бандитов требовалось 12 минут. Но таких средств нападения у Соединенных Штатов не было. И вот они, кажется, появляются.

Разработкой гиперзвуковых ЛА США занимаются несколько десятилетий. Прототипом всех современных реально летающих аппаратов можно считать X-43А, созданный по программе Hyper-X Национального агентства по воздухоплаванию и исследованию космического пространства. Первое его испытание состоялось в июне 2001 года. Через 11 секунд после сброса с самолета дал сбой разгонный модуль Pegasus, и аппарат пришлось уничтожить. Два других пуска были выполнены успешно. Гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели работали намеченные 10 секунд, а затем следовало 10-минутное планерное снижение. Во время третьего полета 16 ноября 2004 г. был установлен рекорд скорости в 11200 км/ч (9,6 М).

Но не успели завершиться испытания Х-43А, как DARPA организовало в 2003 г. тендер на выполнение эскизных работ по разработке гиперзвукового летательного аппарата Falkon («Сокол»). В нем приняли участие девять компаний. Перед ними были поставлена задача создания единой воздушной платформы для гиперзвуковых межконтинентальной баллистической и крылатой ракет, а также для гражданского использования. Программа потом была разделена на несколько подпрограмм, большинство из которых, впрочем, вскоре было закрыто.

Проект HTV-3Х Blackswift («Черный стриж»), где ведущей была корпорация Lockheed Martin, предназначался для создания гиперзвукового аппарата с использованием комбинированного двигателя, состоящего из турбореактивной установки и ГПВРД. Турбина должна была разогнать аппарат до 3 М, а прямоточный воздушно-реактивный двигатель – до 6 М. Но программа была заморожена.

Та же участь постигла программу крылатой ракеты Hypersonic Cruise Vehicle (HCV). Она должна была преодолевать 17000 км со скоростью 20 М (23000 км/ч) и доставлять головную часть массой 5500 кг.

А 20 апреля 2010 г. с базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии стартовала ракета-носитель Minotaur IV (конверсионная версия МБР МХ) с гиперзвуковым аппаратом Falcon HTV-2. Он за полчаса преодолел 7600 км и упал в акватории полигона имени Рейгана у атолла Кваджалейн, что в архипелаге Маршалловых островов. Предположительно, аппарат сумел развить скорость в 20 М в верхних слоях атмосферы, однако связь с ним была потеряна.

Причиной неудачи специалисты DARPA сочли неправильно рассчитанный центр тяжести аппарата и недостаточную подвижность рулей высоты и стабилизаторов. Предположительно, в полете ракета стала поворачиваться вокруг продольной оси. При этом имевшаяся система управления не позволила выровнять Falcon. Когда вращение достигло предельного значения, аппарат самоуничтожился.

Второй запуск Falcon HTV-2 состоялся 11 августа 2011 г. с той же авиабазы Ванденберг. Все прошло штатно. При входе в плотные слои атмосферы все системы сигнализировали о нормальной работе, но затем аппарат пропал из поля зрения средств контроля.

17 ноября 2011 г. Falcon HTV-2 отправился в свой третий полет. Ракета-носитель Minotaur IV подняла его над землей, а ракетный ускоритель разогнал аппарат и позволил ему скользить в верхних слоях атмосферы на гиперзвуке. Примерно через полчаса аппарат, преодолев 3700 км, упал в воду в акватории полигона имени Рейгана. Эти испытания были признаны успешными. «Цель испытаний, – отмечалось в официальном заявлении Пентагона, – сбор данных по проверке работоспособности гиперзвуковых технологий в условиях продолжительного полета в атмосфере. Упор делался на аэродинамические качества аппарата, его системы наведения, управления и контроля, а также теплозащитное покрытие. Полученная информация будет использована для усовершенствования гиперзвукового летательного аппарата». Безусловно, испытания «Сокола» будут продолжены, поскольку, по сути дела, речь идет о создании гиперзвуковой маневрирующей головной части баллистической ракеты.

Если Falcon HTV-2 относится к высокорискованным проектам, то программа AHW (Advanced Hypersonic Weapon, то есть «перспективное гиперзвуковое оружие»), отработку которой ведет американская армия, считается более простой. 17 ноября 2011 г. аппарат, запущенный с Гавайских островов с помощью баллистической ракеты STARS, пролетел около 3800 км до атолла Кваджалейн. Его скорость минимум в пять раз превысила скорость звука.

AHW так же, как и Falcon HTV-2, является высокоточной управляемой боеголовкой. Однако ее конструкция совсем иная. Это не летательный аппарат с треугольным крылом, а боевой блок биконической формы с четырьмя аэродинамическими поверхностями. Траектория полета – настильная – на высоте не более 200-300 км. Это позволяет повысить скрытность удара и сократить время достижения цели. Указывается, что при максимальной дальности в 6000 км AHW долетит до объекта атаки всего за 35 минут и поразит ее с вероятным круговым отклонением не более 10 м. Наведение блока обеспечивается инерциальной навигационной системой с коррекцией по GPS, а на конечном участке – пассивной системой самонаведения. Важная деталь – AHW не несет какой-либо взрывчатый боезаряд. Сам гиперзвуковой аппарат за счет кинетического воздействия поразит назначенную цель. И перехватить такой снаряд существующими средствами ПВО и ПРО невозможно, впрочем, равно как Falcon HTV-2 и Х-51А.

В гиперзвуковом оружии важную роль играют не только прямоточные воздушно-реактивные двигатели, разгоняющие аппараты до сумасшедших скоростей, но и материалы, из которых они изготовляются. Высокие и сверхвысокие температуры, разогревающие эти «болиды» во время полета и особенно при вхождении в плотные слои атмосферы, требуют высокой жаростойкости. При этом они должны быть достаточно легкими. Вот почему при их изготовлении используются титан, вольфрам, тантал, хром, никель, сталь, алюминиевые сплавы, углеродное волокно, диоксид кремния и ряд других часто редких в обиходе материалов.

Гиперзвуковой тематикой занимаются не только в США. В КНР, например, в аэродинамической трубе в Пекине испытываются модели аппаратов, способные развивать скорость в 5,6 М. В Китае также построена аэродинамическая труба, в которой можно испытывать гиперзвуковые аппараты на скорости 9 М.

Проекции ГЭЛА.

Во второй половине 80-х – начале 90-х гг. прошлого века Советский Союз лидировал в создании гиперзвуковой техники и заметно обгонял Соединенные Штаты. В 1979 г. Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П.И. Баранова начал работу по гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод» на базе ЗУР 5В28 зенитной ракетной системы С-200В. В 1991 г. этот аппарат достиг скорости 5,6 М. Всего было выполнено 7 полетов. «Холод» разгонялся до максимальной скорости 6,5 М. Потом ЦИАМ приступил к созданию исследовательского гиперзвукового летательного аппарата (ИГЛА). Он демонстрировался на выставке МАКС-2009. Там же можно было познакомиться со стендовой моделью гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ) АП-02, изготовленной ЦИАМ в кооперации с Летно-исследовательским институтом. Модель предназначена для испытаний на специальном стенде Т-16ВК, который позволяет моделировать гиперзвуковые условия полета со скоростью воздушного потока от М 4 до М 7. АП-02 способен «опробовать» различные виды топлива: метан, водород и др.

МКБ «Радуга» из подмосковной Дубны – тоже один из лидеров гиперзвуковой тематики. До 1992 г. эта конструкторская организация проводила испытания гиперзвукового экспериментального летательного аппарата (ГЭЛА) – прототипа авиационной гиперзвуковой крылатой ракеты, получившей на Западе обозначение AS-X-21. МКБ «Радуга» разрабатывало и другие образцы гиперзвукового ударного оружия.

Ленинградское научно-исследовательское предприятие гиперзвуковых систем (НИПГС) холдинговой компании «Ленинец» с конца 80-х гг. прошлого века вело проект гиперзвукового многоцелевого самолета «Аякс». Однако ни ГЭЛА, ни «Аякс», ни ряд других разработок развития не получили в «лихие» 90-е, когда финансирование этих проектов полностью прекратилось.

После того как Соединенные Штаты приступили к возведению глобального противоракетного щита, который угрожает устойчивости российских сил ядерного сдерживания, Москва заявила, что у нее есть средства для преодоления американской ПРО. В том числе назывались высокоманевренные гиперзвуковые блоки. Будем надеяться, что они существуют.

Одной из ведущих российских организаций сегодня по созданию гиперзвуковых ударных средств является Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», в которую, кстати, входит сейчас МКБ «Радуга». Об этом не раз говорил на пресс-конференциях генеральный директор КТРВ Борис Обносов. «Мы работаем, – заявляет он, – и в ближайшем будущем результаты будут».

Американское Агентство передовых оборонных исследований при взаимодействии с ВВС США разрабатывают и уже давно публично тестируют сверхбыстрые летательные аппараты и средства вооружения для армии США, которые смогут многократно превышать скоростью звука в полете.

Самым результативным тестированием было запуск компанией Boeing в 2013 году гиперзвукового летательного аппарата Boeing X-51 WaveRider . Во время тестирования аппарат успешно прошел все этапы тестирования и достиг скорости 5521 км/ч. После исчерпания топлива аппарат X-51 упал в воду.

Основной центр испытаний находится на одной из самых современных баз ВВС США в Штате Калифорния. Именно здесь на базе ВВС США Эдвардс, ранее проходили испытания стел-истребителей и бомбардировщиков для армии США.

Не смотря на то, что гиперзвуковой аппарат связывают с компанией Boeing, работа над усовершенствованием технологий Х-51 ведется в рамках специально созданной группы HIT (Hypersonic Industry Team) в состав которой входят как представители вооруженных сил США , Boeing, так и другие военно-промышленные компании Northrop Grumman Corporation (разработан выдающийся бомбардировщик B-2 Spirit), Raytheon (разрабатывающая передовые ракетные вооружения и средства локации), Aerojet (разрабатывает инновационные двигатели), лаборатория инновационных разработок Университета штата Мэриленд Либерти Уоркс и Агентство передовых оборонных исследований ВВС США (DARPA).

Путешествуя со значением числа Маха 5.1, а это около 5 417 км/ч, самолет мог бы преодолеть расстояние от Лондона до Нью-Йорка за час. Задействованный в разработке старший научный советник ВВС США Мика Эндсли отметил, что первые гиперзвуковые летательные средства должны быть представлены уже к 2023 году.

Однако, перевозка пассажиров, на данный момент недопустима из-за очень больших нагрузок в процессе полета на ультразвуке. Поэтому основным предназначение таких воздушных аппаратов будет перевозка грузов. Так США получат возможность в кратчайшие сроки перебросить военную технику и оборудование в зону военной операции. Другим назначением ультразвуковых летательных аппаратов, на службе армии США, станет разведка и подавление связи противника.

Представители ВВС США подтверждают, что данные технологичные средства будут использоваться в военной сфере, вместо гражданского применения, в качестве сверхбыстрого оружия, работая как ракета.

Аналогично гиперзвуковому летательному аппарату, гиперзвуковые ракеты, должны будут введены в строй ВВС США к 2023 году. Они также будут сверхбыстрыми и смогут достигать скорости в десятки раз превышающую скорость звука.

"Мы - Военно-воздушные силы. Что мы хотим сделать с этой технологией? Мы хотим использовать её в военных целях", сказал Райан Хелбак, чиновник из Научно-исследовательской лабораторией Военно-воздушных сил. Военные чиновники США ожидают, что Китай и другие страны также пытаются разработать подобную технологию.

Ракета X-51 WaveRider , разработанная корпорацией Boeing, работает, выпадая из традиционного самолета носителя. Во время успешных тестов ракета сбрасывалась с борта самолета носителя, затем включала несколько ступеней разгона и уходила на скорости ультразвука по цели.

Как отмечают разработчики из Исследовательской лаборатории ВВС США, "Главным назначением такой ракеты станет молниеносная атака целей противника, которые заняли оборону. Даже если цель будет передвигаться, это не станет помехой для ракеты X-51".

Главными компонентами ультразвуковой ракеты являются:

1. Двигатель, который прошел множество испытаний. Сегодня последние тесты показывают, что специально разработанный двигатель для ультразвуковой ракеты может работать до полного расхода топлива, независимо от дистанции и времени полета. Ранее он отрабатывал несколько десятков секунд.

2. Важнейший компонент ракеты X-51 является ее особая оболочка. Точнее материалы из которых эта ракета состоит. В данном случае разработчики учли как предельно высокую скорость и нагрузки, так и высокую температуру возникающую при трении с атмосферой.

3. Технологичная начинка ракеты. Кроме двигателя и оболочки важное значение имеет специальное оборудование разработанное для этой ракеты. И в этой области у США нет конкурентов. Разработчики задействовали самые передовые военные разработки, которые проходят обкатку на истребителях F-22 Raptor , F-35, бомбардировщиках B-2, B-1, беспилотных летательных аппаратах Fire Scout и других секретных аппаратах, включая космический многоцелевой беспилоник X-37B.

При всех достигнутых положительных результатах тестирования, исследователи отмечают, что перед ними стоит еще много сложных технологических задач, для того, чтобы сделать оружие США самым эффективным в мире.