Елена Евсеенко
Рабочая программа кружок дополнительного образования «Готовим руку к письму»

1. Пояснительная записка.

Разнообразные графические изображения , состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.

С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют , что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.

И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.

Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений , которые затем перерастают в понятия об окружающем мире .

Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу , выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами , карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз. Разработанные занятия можно использовать не только для дополнительного образования , но и использовать упражнения и игры при проведении других интегрированных занятий

1.1. Педагогическая целесообразность :

Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук. -

Обеспечение качественной подготовки детей к школе , формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом .

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования , как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания.

Выработать у детей четкое , красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке руки к письму должна начинаться , задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом

Актуальность программы «Готовим руку к письму » заключается в том, что неподготовленность к письму , недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом , создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Деятельность кружка направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе : познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Принципы построения программы :

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность - это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну) .

2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе . Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей , которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации : взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

1.2. Цели и задачи

Цель программы : совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений геометрических фигур.

Задачи программы :

Обучающие : 5-6 лет :

- подготовка ребенка к письму ;

Учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур ;

письма

Положительное отношение к письму .

способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Развивающие :

Развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом , выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;

Развиватьиндивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы ;

Развиватьзрительно - моторную координацию;

Развивать познавательные процессы : зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;

Развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;

Развиватьпространственную ориентировку.

Воспитательные :

Интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;

Организованность, усидчивость и аккуратность в работе ;

Заинтересованность в освоении навыков письма , стремление учиться писать в школе;

Положительное отношение к письму .

1.3. Методы и приемы работы с детьми

Методические условия реализации программы .

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия :

Словесные :

Объяснение,

Чтение стихов и загадок.

Наглядные :

- работа по образцу (штриховка) ;

Зрительный диктант;

Показ иллюстраций, картинок, букв.

Практические :

Самостоятельная работа детей в тетрадях (штриховка) .

Пальчиковая гимнастика.

Физминутки.

Типы занятий :

Первичное ознакомление с материалом;

Усвоение новых знаний;

Применение полученных знаний и умений на практике;

Закрепления и повторения.

Форма организации учебного занятиякружковое занятие .

Форма организации деятельности учащихся на занятии –групповое.

Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение , память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов . Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения . Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму .

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

2.1. Прогноз результативности

Воспитанник будет знать :

Правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

Гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме , положение ручки, тетради);

Правила работы с тетрадью .

Воспитанник будет уметь :

Правильно сидеть за столом во время письма ;

Правильнорасполагать рабочую тетрадь ;

Правильно держать карандаш и ручку;

Проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые) ;

Проводить линии в разных направлениях;

Обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

Ориентироваться на листе бумаги в клетку;

Ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

4. Список литературы

Программно -методическое обеспечение

Перечень литературы

И. А. Подрезова. Графические навыки у детей 5 -7 лет.

Издательство Гном 2013г.

Перечень пособий

И. А. Подрезова, рабочая тетрадь по развитию графических умений.

Подготовка руки к письму - это обязательный этап в обучении ребенка. Многие неопытные родители не знают, с чего начинать подготовительный этап. В связи с этим обучение нередко заканчивается ссорой с ребенком. Как следствие, возникает нежелание учиться. В дальнейшем такие дети чувствуют себя в общеобразовательном учреждении неуверенно. Чаще всего они имеют низкую успеваемость и неаккуратный почерк. В нашей статье присутствует информация, которая позволит понять родителям, как правильно подготовить ребенка к письму.

Специальные игрушки

Письмо - это сложный для изучения детьми навык. Освоить его сразу может не каждый ребенок. Подготовка руки к письму - один из наиболее сложных процессов, который должен быть пройден до систематического обучения. Написание букв требует слаженной работы руки и всего тела. У детей младшего возраста мелкая моторика развита на недостаточном уровне. Мышцы рук в этот период еще слабы. Важно ребенка младшего возраста подготовить к письму, а не обучать ему. Надо создавать такие условия, которые позволят детям получить практический опыт.

С чего должна начинаться подготовка руки к письму? 3 года - это лучший возраст для того, чтобы начать первый этап обучения. На сегодняшний день существует множество игрушек, благодаря которым можно с легкостью подготовить ребенка к написанию букв. В трехлетнем возрасте дети еще плохо ориентируются в пространстве, и работа с прописью им не подходит. Именно поэтому игрушки позволяют весело и интересно получить новые навыки.

Одной из игрушек, которые помогают подготовить ребенка к письму, является юла. С ней знаком каждый, но вот ее положительные качества известны далеко не всем. Благодаря такой игрушке можно освоить несколько методик захвата. Движения кистей рук вниз и вверх укрепляют их. При знакомстве ребенка с юлой необходимо научить его раскручивать игрушку всей рукой. Ее понадобится напрягать и удерживать в одном положении. Со временем ребенка необходимо научить раскручивать игрушку тремя пальцами. Тренировки с юлой всегда оказываются эффективными, поскольку детей завораживает процесс ее движения. Еще один плюс такой игрушки - низкая стоимость.

Всем также известна игрушка волчок. Она также отличается низкой стоимостью и эффективностью. Она достаточно схожа с юлой. Однако для ее вращения необходимо выполнить резкое круговое движение кистью руки, держа ручку тремя пальцами. Волчок бывает разных размеров. Наиболее маленькие модели можно найти в шоколадных яйцах с сюрпризом. Подготовка руки к письму с такой игрушкой более эффективна. Однако для того, чтобы ее раскрутить, необходима определенная сноровка и ловкость. Для большей эффективности ребенок может соревноваться с родителями или сверстниками. В таком случае для детей такое необычное обучение будет более привлекательным.

Немаловажную роль в обучении играют и музыкальные инструменты. Например, барабан тренирует сгибательные и разгибательные мышцы кистей. Для того чтобы улучшить подвижность детских пальцев, необходимо отдавать предпочтение клавишным и струнным музыкальным инструментам. К ним можно отнести балалайку, гитару, пианино и подобные.

Мозаика привлекает многих детей. Благодаря небольшому размеру деталей такая игрушка формирует мелкую Для сбора узоров и рисунков важно использовать только два пальца.

Пальчиковая гимнастика

Подготовка руки дошкольника к письму - это важный этап обучения, который требует определенных навыков. Пальчиковую гимнастику можно проводить с первых дней жизни. Важно выполнять упражнения ежедневно.

Сначала необходимо сделать массаж всех пальцев рук. Если ребенок не может выполнить упражнение самостоятельно, ему должны помочь родители. Необходимо начинать с кончиков пальцев. Потребуется сделать поглаживающие, круговые и растирающие движения. Продолжительность такого массажа составляет 2-3 минуты. Его необходимо проводить до и после работы с ручкой или карандашом. Такой массаж можно проводить детям любого возраста. Благодаря ему улучшается подвижность пальцев.

Во время работы ребенок должен сделать несколько волновых движений кистями рук. Благодаря этому дети могут отдохнуть и с новыми силами продолжить обучение письму. После окончания работы необходимо встряхнуть пальцами.

Особенности формирования письма у детей

Письмо - это достаточно сложный в изучении навык для детей 3-7 лет. К первому классу у ребенка, по данным физиологии, формируется нервная система и нервно-мышечный аппарат. По этим критериям шестилетний ребенок не уступает взрослому человеку. После 5-6 лет, согласно исследованиям, у детей возникают условно-рефлекторные функции чтения и письма. На протяжении дошкольного возраста возрастает роль слова в формировании двигательных навыков.

Подготовка руки к письму делится на несколько этапов. Дошкольный возраст считается ориентировочной стадией. В процессе ее ребенок знакомится с графическими движениями, а также приобретает графический навык. От правильной организации данного этапа напрямую зависит успех первых письменных упражнений в общеобразовательном учреждении. Известно, что детей с первых лет жизни интересует бумага и ручка. В дошкольных учреждениях систематически проходят занятия по изобразительной деятельности. На них дети усваивают графические навыки, которые им будут необходимы в дальнейшем.

Известно 3 группы навыков письма:

  • техническая - умение по назначению использовать канцелярские принадлежности;
  • графическая - умение правильно изображать буквы, цифры и звуки;
  • орфографическая - умение услышать и правильно записать слово.

На начальных этапах обучения ребенок контролирует свои движения зрением. Он смотрит на написанную на доске букву, и мысленно анализирует ее структуру. Со временем в голове создается модель буквенного знака и посторонняя помощь не нужна.

Специалисты утверждают, что ребенок еще до школы должен приобрести чувственный опыт ориентации в пространстве. Он должен уметь корректировать свои движения. Именно поэтому программа подготовки руки к письму должна быть пройдена заранее. Благодаря ей ребенок избавляется от тех трудностей, которые возникают на первых этапах. Дети с легкостью могут овладеть письмом, имея начальные знания. Именно такие дети чаще всего имеют каллиграфический почерк.

Каплетерапия - отличный способ подготовки

Достаточно просто проходит подготовка руки к письму. 4-5 лет, по мнению многих родителей, - это лучший возраст для того, чтобы получить начальные знания и умения. Каплетерапия - это метод, благодаря которому ребенок сможет не только подготовить руку к письму, но и развить в себе разностороннюю и творческую личность.

Каплетерапия - это рисование разноцветными каплями. Для использования данной методики подготовки необходимо заранее подготовить:

  • акварельные краски;
  • бумагу;
  • салфетки;
  • губку;
  • фартук;
  • пипетку.

В каждом стакане необходимо развести определенный цвет. Желательно, чтобы палитра красок была разнообразной и яркой. Методика достаточно проста для ребенка. Ему необходимо набрать в пипетку желаемый цвет и с помощью капель изобразить на бумаге рисунок.

Работа с разными цветами нравится детям. Благодаря этому занятие получается интересным и ярким. Рисовать необходимо аккуратно, а наносить каплю точно. Занятие является эффективным, поскольку движения ребенка становятся более координированными.

Благодаря каплетерапии у детей развивается мелкая моторика. Со временем ребенок сможет правильно держать Он с легкостью сможет выполнить задание учителя и написать ту или иную букву. Помимо этого, каплетерапия развивает у детей творческое воображение. Известно, что благодаря работе с данной методикой наблюдается положительная динамика готовности будущих школьников к обучению в общеобразовательном учреждении. Каплетерапия положительно влияет на самооценку, внимательность и координацию. Дети учатся видеть что-то прекрасное в каждой капле.

Декоративное рисование при подготовке к письму

Многим тяжело дается подготовка руки к письму. 4-5-летние малыши не могут сосредоточиться на том или ином обучающем занятии. Подготовка детей нередко не устраивает и преподавателей младших классов. Они утверждают, что многим ребятам тяжело научиться писать. Это связано с тем, что они не имеют начальных знаний, которые должны быть получены в дошкольном возрасте, для того, чтобы получить навык письма.

При выборе дошкольного учреждения важно узнать присутствует ли там подготовка руки к письму в старшей группе. Однако не стоит забывать, что немаловажную роль в обучении играют родители. Они также должны регулярно проводить занятия со своим ребенком. Важно, чтобы они ни в коем случае при этом не ругали чадо за ошибки. Родители и воспитатели не должны брать на себя обязанности школьного учителя и обучать ребенка написанию букв. В их обязанности входит лишь полная подготовка руки к письму. Детям важно, чтобы такие занятия проходили весело и непринужденно.

Эффективной методикой, которая позволяет подготовить ребенка, считается декоративное рисование. Она помогает в развитии двигательных ощущений и мелкой моторики рук. Рисуя узоры, дети учатся рисовать линию. Нанесение точек, штрихов и мелких элементов учит ограничивать свои движения. Это крайне необходимо для написания слов, цифр и знаков. Некоторые элементы напоминают фрагменты букв, а именно овал, крючки, палочки и т. д.

Декоративное рисование позволяет решить и многие другие обучающие проблемы. Оно положительно воздействует на мыслительную деятельность. Оно позволяет внести в мир ребенка радость и другие положительные эмоции. Благодаря декоративному рисованию дети видят результат своей деятельности. Они учатся их анализировать, а также находят им применение. Такая подготовка руки к письму в школе позволяет воспитать в ребенке многогранную личность.

Подготовка к письму по методу Монтессори

Методика обучения детей Монтессори уже не первый год популярна среди родителей. Такая техника позволяет обучить ребенка самым разнообразным навыкам. Методика Монтессори нередко встречается в общеобразовательных и дошкольных учреждениях. На сегодняшний день также существуют заведения, в которых преподаватели занимаются с детьми только по этой технике. В таких учреждениях наблюдается высокая успеваемость.

Родители часто не понимают, как должна проходить подготовка руки к письму. 5 лет - это возраст, когда детей чаще всего начинают обучать и готовить к школе. Однако подготовка к письму должна начинаться намного раньше. Позднее начало обучения никогда не заканчивается успехом.

Благодаря ребенка можно подготовить к письму намного раньше, чем он заинтересуется ручкой и бумагой. Для этого существует множество упражнений, которые без труда можно выполнять дома. С раннего возраста ребенок может тренировать мелкую моторику, нанизывая бусины на нитку и нарезая бумагу. Согласно методике Монтессори, мытье рук, чистка обуви и стола - это также своеобразная подготовка руки к освоению письменных навыков. Это неслучайно, ведь все движения выполняются правой рукой круговыми движениями слева направо. Она абсолютно также движется при написании букв.

Подготовка руки детей дошкольного возраста к письму по методике Монтессори начинается с основного упражнения. Оно связано с рамками-вкладышами. В нем ребенку необходимо обвести специальную рамку, а затем заштриховать полученную фигуру. Благодаря такому упражнению дети учатся держать письменные принадлежности правильно и выполняют те же движения, что и при заполнении прописи. При этом ребенок не испытывает дискомфорта и выполняет задание с интересом.

Достаточно эффективным является шершавый алфавит по методике Монтессори. Суть заключается в том, что на деревянную доску наклеивают контуры букв из шершавой бумаги. Ребенку необходимо обвести их двумя пальцами правой руки. Взрослый при этом должен произнести соответствующий букве звук. В данном упражнении задействована тактильная, слуховая и зрительная память.

Подготовка руки к письму (5-6 лет) по методике Монтессори включает в себя упражнение, в котором ребенок должен чертить буквы на песке или манке.

Со временем можно использовать мел и доску. На самом последнем этапе дети начинаются писать ручкой на бумаге. Считается, что методика Монтессори является одной из наиболее эффективных. Именно поэтому ее нередко используют родители и преподаватели. Благодаря ей также происходит развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму по методике Монтессори занимает несколько месяцев. Она дается ребенку с легкостью. Подготовку можно начинать с 4-5 лет. До этого возраста можно тренировать руку в жизни. Как мы говорили ранее, это может быть мытье рук и различных поверхностей.

Графические диктанты

Учится писать дети начинают в школе. Однако им этих знаний недостаточно. Важно также выполнять упражнения дома. Подготовка руки к письму (6-7 лет) может происходить благодаря графическим диктантам. Родители должны заранее специальные шаблоны. Их можно приобрести в книжном магазине или подготовить самостоятельно на компьютере, а затем распечатать. На листе в клетку располагается точка. Именно от нее ребенок будет вести первую линию. В нижней части листа располагается специальная таблица. В ней указано, какая должна быть длина линии и ее направление. Следуя инструкции, ребенок сможет начертить силуэт животного или какого-либо предмета.

Такая подготовка руки к письму (6-7 лет) развивает воображение. Благодаря регулярному проведению графических диктантов у ребенка формируется внимание, мелкая моторика рук и пространственное воображение. Рисовать по клеточкам очень занимательно и полезно. Детям нравится видеть результат своей деятельности в виде определенного рисунка.

Прописи. Обзор подготовительных пособий

Подготовка руки к письму в подготовительной группе нередко происходит посредством выполнения упражнений в специальной прописи. Такой способ обучения является наиболее распространенным. Однако далеко не каждая пропись является качественной. В нашей статье рассмотрено несколько учебных пособий.

Автором пособия "Мои первые прописи" является Н. В. Володина. Оно было выпущено издательством "Стрекоза". Дизайн прописи не отличается особой яркостью. Однако преподаватели считают это плюсом, поскольку яркая обложка может отвлекать внимание дошкольника. В начале прописи даны рекомендации в стихах, благодаря которым обучение можно сделать более эффективным. Существует несколько выпусков данного пособия. В первом издании ребенку предложено выполнить наиболее простые задания. Уровень сложности постепенно возрастает. В последнем издании присутствуют задания, в которых ребенок должен будет самостоятельно написать буквы.

"Мои первые прописи" выпущены в виде обычной тетради. Это является плюсом, поскольку ребенок учится правильно работать с рабочей тетрадью. Стоимость одного издания составляет примерно 50 рублей.

"Мои первые прописи" имеют и недостатки. Издание отличается достаточно тонкой бумагой. Местами листы просвечиваются, и это может отвлекать дошкольника. Изображения, которые предложено раскрасить, имеют достаточно маленький размер.

"Подготовка руки к письму" - это пропись, которая была выпущена издательством "ВК Дакота". На ней стоит маркировка - "5-6 лет". Такая подготовка руки к письму (1 класс) не подойдет дошкольникам. В прописи содержатся достаточно трудные задания. Оно подойдет первоклассникам, которым нужно тренировать свой навык написания букв. На каждой из страниц обрабатывается определенный элемент письма. Задания достаточно однообразные. Неусидчивому ребенку работать с такой прописью будет неинтересно, поскольку игровые элементы там отсутствуют.

Это пропись для детей 4-5 лет. Это красочное издание с привлекательными иллюстрациями. Задания разделены на 14 занятий. Каждое из них включает в себя 2 страницы и небольшую историю про мышонка. В издании нет заданий с элементами букв. Оно лишь подготавливает руку дошкольника к письму. Ему потребуется обводить линии, рисовать черточки и осваивать штрихование.

"Рисую узоры" - пропись, которая выпущена издательством "Эксмо". Она предназначена в прописи вполне доступны для дошкольников. В ней также можно найти пальчиковую гимнастику. Бумага достаточно плотная. Пропись разделена на 34 занятия.

Выбор ручки

При обучении письму ребенка немаловажную роль играют канцелярские принадлежности. Правильно подобранная ручка - залог успеха. Ее длина не должна превышать 15 сантиметров, а диаметр -7 миллиметров. Различные ребристые и четырехгранные ручки не подходят для подготовки к письму. Держа их, ребенок быстро устает. Важно, чтобы цвет пасты был темно-синим или темно-фиолетовым.

В последнее время особую популярность имеют так называемые ручки-самоучки. Это своеобразный тренажер, благодаря которому ребенок учиться правильно держать письменные принадлежности и красиво писать. Их также используют для того, чтобы переучить левшу. Выпущена также серия, которая позволить скорректировать почерк ребенка 7-8 лет.

Подводим итоги

Подготовка руки к письму в подготовительной группе - это сложный этап обучения. Как организовать данный процесс известно далеко не всем родителям. Именно подготовительный этап влияет на конечный результат. Правильно проведенная подготовка ребенка - залог его хорошего почерка. Важно начинать ее с двухлетнего возраста. В этот период необходимо развивать моторику. Спустя год родители могут использовать специальные методики, с которыми вы ознакомились в нашей статье. Работу с прописью рекомендовано начинать в возрасте 4-5 лет. Однако не стоит учить ребенка писать буквы. В ином случае в школе ему будет неинтересно. Необходимо подготовить руку к письму. Это станет основой для получения навыков в общеобразовательном учреждении.

Подготовка руки к письму: система упражнений для подготовки руки к письму, задания для развития ручной умелости для детей старшего дошкольного возраста, готовность руки ребенка к письму.

Подготовка руки к письму

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».

Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков

Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой. Названия упражнений придуманы мной в совместном творчестве с детьми. Вы можете придумать свои названия.

Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

Подготовка руки к письму: определение ведущей руки у ребенка

Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста, Вы узнаете из статьи

Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости

Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей, разработанную (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки и другие), в систему (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном).

ТОП- 30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:

Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
— конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
— конструирование из бумаги и картона,
— плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
— работа на детском настольном ткацком станочке,
— вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),
— шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),
— изготовление поделок из проволоки,
— пришивание пуговиц,
— нанизывание бусин и изготовление детских бус,
— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
— пальчиковые игры,
— штриховки,
— изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
— выжигание по дереву,
— выпиливание,
— валяние,
— раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
— рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
— дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
— обведение рисунков по точкам,
— выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
— плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),
— изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).
— вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,
— декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
— задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
— рисование на доске мелом, цветными мелками,
— оригами,
— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).

Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
— вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
— линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
— ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Если рука недостаточно хорошо развита , то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш

Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки , сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

Еще одна типичная ошибка ребенка.
Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.
Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.

Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики.

Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики и сенсомоторной координации Вы найдете в этом видео. Какие упражнения можно провести с каштанами, ортопедическими мячиками, веревочками — ежиками, волчками? Как они готовят руку к тому, чтобы потом рука правильно держала карандаш и ручку? Несколько идей для занятий с ребенком дома и в детском саду.

Надеюсь, что эти рекомендации по подготовке руки к письму помогут Вам. А какие задания, которые готовят руку к письму, используете Вы? И какие из них особенно любимы Вами и Вашими детьми? Давайте поделимся в комментариях своим опытом.
До новых встреч на «Родной тропинке»!

Еще о развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму Вы можете найти интересную информацию, игры и упражнения в статьях сайта:

А в конце статьи — еще несколько идей по подготовке руки к письму в очень радостном видеоролике для хорошего настроения Вам и Вашим детям! Вы увидите в нем современные пособия, которые используются в детских садах для подготовки руки детей к письму, развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации. И — это мне было очень приятно — в нем есть и текстильные игрушки моего любимого «Наивного мира» (все, кто был на Интернет-Мастерской развивающих игр, которую я веду ежегодно весной, помнят эти игрушки. Ведь «Наивный мир» — это постоянный, неизменный и очень душевный спонсор «Родной тропинки» и Мастерской игр «Через игру — к успеху!»)

Желаю Вам и Вашим детишкам успехов!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 393» Ново-Савиновского района г. Казани

Пояснительная записка:

Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс, поэтому в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, для развития у него графических навыков.

Данная программа предусматривает тесную взаимосвязь с задачами, рекомендованными в программах воспитания и обучения детей в детском саду. Сочетание содержания занятий кружка с содержанием действующих программ позволит более успешно обеспечить реализацию поставленных целей и задач.

Так как программа данного курса ориентирована на дополнительное образование, в ней предусмотрены задания, обеспечивающие познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания.

  • игровые;
  • словесные;
  • наглядные;

Основные цели:

  1. Подготовка дошкольника к обучению письму средствами художественно-продуктивной, познавательно-речевой деятельности, через интенсивное развитие координирующих движений (мелкой моторики) , совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребенка.
  2. Формирование графических навыков, подготовки руки ребенка к овладению письмом.

Основные задачи:

  • развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения;
  • отрабатывать умение достигать хорошего развития мелкой моторики рук, которая подготавливает ребенка к письму;
  • добиваться хорошей подвижности, гибкости кисти рук, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма;
  • отрабатывать навык штриховки;
  • познакомить детей с многочисленными способами штриховки.

Организация занятий.

Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет

К концу года дети должны уметь:

К концу курса дети должны уметь:

  • различать основные элементы букв по форме, используя шаблоны;
  • писать в определенной, заданной последовательности, ориентируясь на сигнальную красную строчку со штрихом;
  • соблюдать строку, и вести прямую линию закруглять ее
  • писать элементы букв по образцу;
  • учиться ориентироваться в тетради, на ее листах;
  • прописывать элементы букв (от простого к сложному) :

а) обвести контур в воздухе;

б) по пунктирам;

в) по опорным точкам;

г) самостоятельное прописывание по образцу.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2006
  2. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника У – Фактория. – Екатеринбург, 2004 – 224с.
  3. Бабушкина Р.Л. Кислова О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками страдающими общим недоразвитием речи. СПб: КАРО, 2005.
  4. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей – 2-й издание и дополнение: М. «АРКТИ» , 2007г.
  5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Готовим руку к письму. М.: Росмэн, 2008г. – 24с.
  6. Толбанова А., Речедвигательный тренинг. Коррекционно- развивающие занятия для детей дошкольного возраста. Феникс, Ростов - на – Дону, 2010
  7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. «Лань» , Санкт-Петербург, 1998.

Ольга Милютина
Кружок в старшей группе «Подготовка руки к письму»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5

г. Вольска Саратовской области»

Улица Революционная, 29. Телефон 7-10-39

«Рассмотрено» «Утверждаю»

на педагогическом совете Заведующий МДОУ№5

от «» ___2017г. ___Тимофеева Н. А.

Протокол № от «___» ___2017 «___» ___2017г

Программа кружка

по внеурочной деятельности

«Подготовка руки к письму »

Для детей 5-6 лет

По художественно-эстетическому

Милютина О. Г.

г. Вольск 2017-2018

1. Паспорт Программы

2. Пояснительная записка

3. Принцыпы построения программы

5. Календарно-тематическое планирование работы кружка «Почемучки!»

6. Планируемый результат освоения детьми программы :

7. Оценка индивидуального развития детей в ходе внутреннего

мониторинга

8. Методическое обеспечение

Пояснительная записка

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки : это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму .

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос : как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму , а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.

Адресная направленность.

Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе .

Новизна опыта.

использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка ;- систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму .

Цели : Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Задачи : 1. Развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания, сосредоточенности.

2. Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.

3. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

4. Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.

Принципы построения программы

1. От простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении

сложных творческих работ).

2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой. (работы выполнялись с помощью полученных знаний такие как : работы с тетрадями, авторучкой, простым карандашом и т. д)

3. Научность. (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы)

4. Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)

5. наглядности (наличие образца) .

Учебный график

Возрастная группа Количество детей в группе Длительность

занятия Количество

занятий в месяц Количество

занятий в год Общее количество часов

10-15 25-30 минут 4 32 960 минут

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Функциональное несовершенство руки ребенка . Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки , координация движений пальцев. Наблюдается быстрая утомляемость.

Не сформированность навыка работы с пишущими предметами, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки .

Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.

Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

Структура занятия. Занятие включает в себя три этапа :

1. Вводная часть;

2. Основная часть занятия;

3. Заключительная.

Вводная часть :

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность) .

Основная часть занятия :

Организация детского внимания;

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (10-15 мин) ;

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с материалом.)

Заключительная :

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);

Основные формы и методы

В программу включены упражнения, направленные на :

Повышение уровня активации больших полушарий мозга;

Развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;

Развитие пространственных представлений;

Расслабление, нормализацию мышечного тонуса;

Массаж рук с различными предметами и обучение детей самомассажу рук;

Данная программа может быть полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе с детьми.

Методы и приемы.

Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

Любые пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму . Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут ежедневно. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.

«Поставить руку» , подготовить ее к письму , поможет работа в прописях (графические упражнения, штриховка. Правила штриховки нетрудно запомнить. Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями (штрихами) . Такие упражнения развивают точное и уверенное владение карандашом, ручкой. Учат проводить непрерывные прямые, округлые, плавные линии, зигзагом. Учат раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

Подвижные игры и физминутки способствуют совершенствованию двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, умению ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, развивают глазомер. Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки , пальцы должны слышать информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки.

Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма , на формирование учебной позы. На занятиях необходимо создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку) ; как правильно располагает альбом, тетрадь для работы.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект, так как рука имеет большое представительство в коре головного мозга.

Режим проведения : одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут предназначена для работы с детьми 5 -6 лет.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Условия реализации программы :

Систематическое проведение занятий.

Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Сотрудничество педагога с семьей. (Консультации для родителей, показ рабочих тетрадей, прописей;) .

Ожидаемые результаты :

К концу старшей группы детей :

координации

;

Календарно-тематический план

Пальчиковая игра " Прогулка"

Штриховка (раскраска)

Обведи линии, расставь точки (прописи) , упражнять в координации движений с речью.

12.10.2017г Пальчиковая игра "Лодочка"

Штриховка (раскраска)

Графическое упражнение "обведи квадратики и линии" (пропись . 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами. Пропись

20.10.2017г Пальчиковая игра "Четыре братца"

Штриховка (раскраска)

Продолжи узор (прописи)

Упражнять в штриховке фигур разными способами, обучать печатанию буквы. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; Пропись , авторучка, карандаш,раскраска

26.10.2017г Пальчиковая игра "Братцы"

2. Штриховка (раскраска)

3. Обведи и дорисуй линии по образцу (пропись )

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

№ дата проведения Тема Программное содержание Материал

3.11.2017г Пальчиковая игра «Пошли пальчики гулять»

Штриховка (раскраска)

Обведи по трафарету. (тетрадь)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; Упражнять в штриховке фигур разными способами Пропись , авторучка, карандаш,раскраска

9.11.2017г Пальчиковая игра «Лодочка"

Выкладывание узоров из спичек.

Продолжи узор (пропись )

Обведи и дорисуй треугольники по образцу (пропись ) Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью. Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу, учить составлять слова из выбранных букв, ставя на них пальцы.

17.11.2017г Изображение животных ладошками

Штриховка (раскраска)

Упражнение в прописи. (дорисуй линии и елочки)

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

23.11.2017г. Массаж карандашом

Выкладывание узоров из спичек

Дорисуй домики по образцу (пропись ) Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу, Пропись , авторучка, карандаш,раскраска,спички

№ дата проведения Тема Программное содержание Материал

1.12.2017г. Пальчиковая игра «Строим дом"

Графическое упражнение «Дорожки» (пропись )

Рисование по клеточкам елки (пропись )

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления

Пальчиковая игра «Четыре братца»

Графическое упражнение «Дождик»

Штриховка (раскраска)

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Пальчиковая игра «Пять пальцев»

Продолжи узор (волны-пропись )

Игра «Волшебный мешочек»

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики Пропись , авторучка, карандаш,раскраска

21.12.2017г Пальчиковая игра «Братцы»

Рисование по клеточкам машины (тетрадь)

Штриховка (раскраска)

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

№ дата проведения Тема Программное содержание Материал

12.01.2018г. Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики»

Дорисуй маленьких и больших ёжиков

Штриховка

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

18.01.2018г Пальчиковая игра «Гости»

Работа в прописях. (дорисуй рыбок по образцу)

Штриховка (раскраска)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики Пропись , авторучка, карандаш,раскраска

26.01.2018г. Пальчиковая игра по выбору детей

Обведи и дорисуй фигуры по образцу (круг,квадрат) Штриховка (раскраска)

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

№ дата проведения Тема Программное содержание Материал

1.02.2018г Пальчиковая игра «Помощники»

Работа в прописях. (цветы)

Штриховка (раскраска)

9.02.2018г Пальчиковая игра «Моя семья"

Работа в прописях. (листики,вишенки)

Штриховка (раскраска)

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

15.02.2018г Пальчиковая игра «На блины»

Рисование по клеточкам зонта. (тетрадь)

Штриховка (раскраска)

Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Упражнять в ориентировке на клетках.

23.02.2018г Пальчиковая игра "Пришли солдаты на постой".

Рисование по клеточкам ракеты.

Штриховка (раскраска)

Упражнять в ориентировке на клетках. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

№ дата проведения Тема Программное содержание Материал

1.03.2018г Пальчиковая игра " Мои веселые пальчики"

Выкладывание узора из счетных палочек.

Рисование по клеточкам " Корабль"

Упражнять в выкладывании фигурок из счетных палочек по образцу Пропись , авторучка, карандаш,раскраска

15.03.2018г Пальчиковая игра «Гости»

Работа в прописях.

Штриховка (раскраска)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

23.03.2018г Пальчиковая игра «Моя семья"

Работа в прописях.

Штриховка (раскраска)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

29.03.2018г Пальчиковая игра "Братцы"

2. Штриховка (раскраска)

3. Рисование по клеточкам "Апельсин" (тетрадь)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

№ дата проведения Тема Программное содержание Материал

6.04. 2018 Пальчиковая игра по выбору детей

Рисование по клеточкам ящерицы (тетрадь)

Штриховка (раскраска)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

12.04. 2018 Пальчиковая игра «Строим дом"

Графическое упражнение «Допиши» (пропись )

Упражнять в ориентировке на клетках.

Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления Пропись , авторучка, карандаш,раскраска.

20.04. 2018 Пальчиковая игра "Братцы"

2. Штриховка (раскраска)

3. Дорисуй узор" (пропись )

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

26.04.2018 Пальчиковая игра «Строим дом"

Графическое упражнение «Допиши» (пропись )

Рисование по клеточкам белочки (графический диктант в тетради)

Упражнять в ориентировке на клетках.

Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления Пропись , авторучка, карандаш,раскраска

№ дата проведения Тема Программное содержание Материал

4.05.2018г Пальчиковая игра "Братцы"

2. Штриховка (раскраска)

3. Рисование по клеточкам "Цветка" (тетрадь)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

10.05.2018г Пальчиковая игра "Братцы"

2. Штриховка (раскраска)

3. Рисование по клеточкам "зайца " (тетрадь)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

18.05.2018г Пальчиковая игра «Помощники»

Работа в прописях.

Штриховка (раскраска)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

24.05.2018г Пальчиковая игра " Баба Фрося".

Работа в прописях

Штриховка (раскраска)

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

Планируемые результаты освоения детьми программы.

К концу старшей группы предполагается развитие и совершенствование у детей :

Мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации : развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

Крупных движений и умения владеть своим телом;

Пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела) ;

Активной речи, словарного запаса;

Мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

Навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

Оценка индивидуального развития детей (диагностика)

Фамилия имя

ребенка Развитие мелкой морики Ориентировка в пространстве Развитие графических навыков

Срисовывание образца штриховка Графический диктант

н. г к. г н. г к. г н. г. к. г н. г. к. г н. г. к. г

Высокий уровень 3б : без ошибок

Средний уровень :2б с ошибками.

Низкий уровень : 1бребёнок не смог продолжить выполнить заданий.

1. Развитие мелкой моторики

Упражнения «Кольцо» , «Зайчик» -пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу) ;

-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка) ;

Завязывание шнурков разной величины;

Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.

2. Ориентировка в пространстве

Зрительные, слуховые диктанты;

Д\И «Найди, где спрятано?»

3. Срисовывание образца

Задания на листе бумаги в клетку, в линейку;

Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4. Штриховка

Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5. Графический диктант.

Задание по типу «Продолжи узор»

Графический диктант Д. Б. Эльконина

Тестирование проводится с детьми в группе .

Цель диагностики : выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.

Срок диагностики : от 15.10.17 до 22.05.18 г.

В диагностике принимает участие : 10-15 детей.

Для получения результатов диагностики будут использованы следующие методы и приёмы :

Беседы, игры, художественное слово;

Специально организованные занятия (кружок ) по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование) ;

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям : развития мелкой моторики движений руки , пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. продуктивной деятельности.

Диагностика проводится в начале учебного года и в конце.

Методическое обеспечение

Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -5-е изд., испр. и доп. -М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. -2008с.

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» . – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. -224с.

Т. С. Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму . – Мозаика-Синтез,2001 г. – 62 стр.

Клеточка за клеточкой (первые прописи)

Ресурсы интернета