Тихий вечер. Горит торшер. В кресле сидит ваш ребенок с книжкой в руках. Читает. Удивительно идиллическая картинка, правда? А для многих родителей она нереальная. «Да что же это такое, – жалуются папы и мамы друг другу на своих нерадивых детей. – За все лето ни строчки не прочитал. Как его заставить книги читать – понятия не имею». Между тем, говоря так, они лишают и себя, и своего ребенка надежды на исправление ситуации, потому что заставить любить книги – нельзя. А вот сформировать у ребенка привычку читать – можно. Главное – понять, что мешало этому прежде.

Почему ребенок не читает книги

Мудрые люди еще тысячу лет назад замечали: нельзя требовать от других того, чего не в состоянии дать ты сам. К сожалению, большинство причин детского равнодушия к книгам нужно искать в семье. Итак, давайте разбираться, кто или что мешает вашему ребенку взять в руки книгу.

  • У ребенка слишком много соблазнов для другого времяпрепровождения. Планшет, компьютер, сотовый телефон, игровая приставка появились в его жизни гораздо раньше, чем книги. Да, при помощи гаджетов родителям проще занять своего ребенка, но в результате он мечется от одного устройства к другому, а книги так и остаются на обочине его жизни.
  • Ребенок не видит в чтении никакой ценности – ни информационной, ни культурной, ни развлекательной. Собственно, как ему это увидеть, если в его семье человек с книгой в руках – редкое явление. Родители, приходя домой с работы, первым делом включают телевизор или компьютер. Далее – поужинать, проверить уроки, что-то посмотреть в эфире или в сети, лечь спать. На выходных ждут магазины и гости, прогулки на свежем воздухе или домашние дела. И в этом расписании нет времени для чтения. А если честно, то и желания читать тоже нет. Даже если в детстве и юности вы читали взахлеб, сейчас – отвыкли, разучились, разленились. К тому же книг у вас дома – раз-два и обчелся. С кого вашему ребенку брать пример?
  • Допустим, вы книгоман. Чтение – ваше любимое занятие. И тем страннее вам кажется нелюбовь к книгам собственного ребенка. В данном случае истоки проблемы очевидны: вы не являетесь для него авторитетом, другом, близким человеком – тем, к чьему мнению следовало бы прислушаться. Вы не умеете общаться со своим ребенком «по душам», а он не верит вам, что чтение необходимо и полезно.
  • Вы так старательно воспитываете из своего ребенка вундеркинда, что сил на чтение для души у него не остается. Секции – спортивная и музыкальная, уроки иностранного языка и рисования – в детском расписании нет ни одной свободной минуты. Ребенок только и мечтает о том, чтобы поиграть с друзьями или побездельничать в одиночестве. И ему совсем не до книг. Он просто устал.
  • Вы навязываете чтение своему ребенку. Он то и дело слышит фразы вроде «пока не прочитаешь главу, гулять не пойдешь». Неудивительно, что чтение воспринимается им в лучшем случае как довольно обременительное занятие, в худшем – как наказание. В результате ребенок игнорирует его при каждом удобном случае.
  • Чтение как процесс дается ребенку с трудом. Может, он и хотел бы получать от него удовольствие, только читает он плохо, многие слова для него непонятны. Беря в руки книгу, ребенок чувствует себя недостойным ее. Плохим и глупым ему быть не хочется, поэтому он старается избегать лишних встреч с художественными произведениями.

По данным статистики, еще 20 лет назад 80% детей и взрослых прочитывали хотя бы одну книгу в год. Сейчас этот показатель составляет около 60%. Более того – если в 70-е гг. прошлого века вслух своим детям читали 80% родителей, то в настоящее время таковых практически не осталось. Так что борьбу за возвращение детей к литературе взрослым нужно начинать с себя.

Как ребенку привить любовь к чтению

Как же помочь маленькому человеку окунуться в мир книг? И можно ли привить любовь к чтению, или это способность, данная от рождения? Можно. Правда, для этого придется начать с себя.

  • Воспитывайте на личном примере. Как часто ваш ребенок видит вас с книгой в руках? Если вы читаете постоянно, то и ваши дети задумаются о важности и нужности этого занятия. Ведь детям так хочется во всем подражать взрослым. Но если в семье маму не оторвать от сериалов, а папа целиком и полностью принадлежит компьютерным играм, то странно было бы ожидать от ребенка иных моделей поведения. Всячески давайте понять ребенку, что книга – важный элемент повседневной жизни, без которого человек не может состояться как личность, и что в вашей семье не читать – это странно и удивительно.
  • Приучайте ребенка трудиться и любое начатое дело доводить до конца. Казалось бы, какое отношение эта способность имеет к чтению? Ответим: самое непосредственное. Чтение – это такой же труд, который требует определенных усилий. Если ребенок ленив, то вряд ли ему захочется открывать книгу.
  • Попытайтесь по максимуму исключить из своей жизни современные гаджеты. Установите правило: телефон – для разговоров, компьютер – для работы. Телевизор – только по необходимости.
  • Читайте ребенку перед сном. Только постарайтесь сделать так, чтобы этот процесс был не обязательной рутиной, а любимым ритуалом. Читайте эмоционально, вдохновенно, «вкусно». Пусть ребенок чувствует, что знакомство с книгами – это увлекательное путешествие, которое является не наказанием, а наградой.
  • Пусть ребенок читает вслух вам. Схитрите: допустим, вы заняты какими-то неотложными делами. Почему бы ребенку не развлечь вас чтением? Заодно потренируется в технике, а после – заслужит похвалу.
  • Обсуждайте с ребенком прочитанное. Даже если он вас не спрашивает о том, что вы сейчас читаете, все равно делитесь с ним впечатлениями о сюжетных перипетиях, характерах героев, мотивах их поступков. «Знаешь, я сейчас читаю одну книгу, мне интересно, что ты думаешь по поводу…»; «Главный герой сделал очень сложный выбор, а как бы ты поступил на его месте…» – чем не начало семейной литературной дискуссии?
  • Не заставляйте ребенка любить книги насильно. Ему и так достается от школьных учителей с их обязательными программами по литературе. Если и вы еще станете цербером, то ребенок не проникнется таинством чтения никогда. Тем более ни в коем случае нельзя делать книги наказанием за проступки, мол, виноват – теперь сиди дома и читай. Нужно придумать, как вывернуть ситуацию наизнанку: поступил плохо – значит, будешь лишен чтения.
  • Помогите маленькому человеку найти «свои» книги. Он не обязан любить ту литературу, которая нравилась вам в его возрасте, ведь у него свои вкусы и предпочтения. Неинтересное ему и в школе предложат с избытком, а домашнее чтение должно быть исключительно для души. Предложите ему литературу, исходя из его собственных интересов. А еще лучше – позвольте ему самому сделать выбор.
  • Регулярно посещайте книжные магазины. Позвольте ребенку понять, как это интересно – бродить вдоль стеллажей, перебирать страницы, вдыхать запах свежих книжных переплетов. Покажите ему, где размещаются аннотации к изданиям. Пусть он сам выберет и купит ту книгу, которая его заинтересовала.
  • Устраивайте семейные чтения. Сделайте их альтернативой совместного просмотра ТВ-программ. Да, ломать устоявшиеся привычки непросто, но наградой вашим усилиям станет однажды заданный вашим ребенком вопрос: «А мы будем сегодня читать?» И пускай книжная история прервется на самом интересном месте. Тогда велик шанс, что ребенок будет с нетерпением ждать встречи с ней. А может, сам захочет узнать развязку и дочитает книгу самостоятельно.

По большому счету, привлечь внимание ребенка к книге не так уж и трудно. Гораздо сложнее это внимание удержать. Некоторые педагоги советуют строить художественные мосты между литературной и реальной жизнью. К примеру, можно сравнивать героев книг с людьми из жизни или проецировать сюжетные линии на окружающую действительность. Еще можно совместить чтение с другими увлечениями ребенка: заняться иллюстрированием или инсценированием книжного мира.

Что касается дневника чтения, который иногда рекомендуют вести учителя, то это весьма спорный момент. С одной стороны, записи о прочитанном дисциплинируют. С другой – делают чтение таким же обязательным занятием, как и выполнение школьного домашнего задания. В этом случае удовольствие от знакомства с книгой ребенок вряд ли получит.

Если вы всерьез намерены наладить отношения своего ребенка с книгами, то будьте последовательны. Это процесс непростой и небыстрый. Но, чтобы прийти к желанному результату, требуйте с себя не менее строго, чем с детей. И помните: врожденная любовь к чтению – это миф. Это чувство можно только воспитать, так что все в ваших руках.

Давайте сначала попробуем разобраться, почему и тогда ответ придёт сам по себе.

Мы говорим о детях разного возраста, значит, причины могут быть разные.

Если это ребенок - дошкольник. Сейчас очень рано и поэтому читающий дошкольник вполне обычное явление. Но нельзя забывать, что чтение - очень сложный физиологический процесс, который требует больших усилий со стороны читателя. Нам, взрослым, уже трудно вспомнить, как тяжело было читать, потому что мы научились читать давным-давно и сейчас это происходит автоматически.

Можно сколько угодно объяснять ребенку, что читать полезно и модно, что читать необходимо, но пока ребенок сам не поймет, что читать можно легко и даже весело, о любви к книге говорить не приходится.

Хотите, чтобы ребенок полюбил чтение и читал с интересом? Создайте условия для этого, помогите ребенку быстрее овладеть навыком чтения. И

Какие приемы вы используете, чтобы помочь ребенку овладеть навыком чтения? Пишите в комментариях.

В последний день перед каникулами учителя выдали школьникам список литературы для внеклассного летнего чтения. Куча книг, большая часть которых, как вы понимаете, вряд ли будет открыта. Как быть? Как увлечь книгами ребенка? За советом мы обратились к новосибирским специалистам со стажем в области психологии и педагогики.

На улице солнышко, товарищи гоняют на велосипедах и играют в догонялки. А на столе тяжким грузом лежит список литературы, которую нужно прочитать за лето. Такие списки дают даже самым маленьким школьникам. Задача родителей - помочь прочитать нужные книжки, но никак не заставлять.

Книжки не по возрасту

Очень часто в списках литературы есть книжки, которые ребятам в силу возраста или развития читать рано. И это нормально. Для кого-то «Война и мир» - классный боевик, для кого-то - роман про любовь, а кому-то все это совершенно не интересно!

Просмотрите список сами. Вы знаете свое чадо! Выберите те книжки, которые вашему ребенку будут интересны. Остальные произведения возьмите на себя. Прочитайте и перескажите их детям своими словами, лучше опуская сложные подробности. Пересказывайте не слово в слово, а как историю, адаптируя к детскому пониманию и восприятию. Очень важно, чтобы книжка попала в нужный возраст.

Следует отметить, что чтение - это не только изучение классических произведений, но и возможность развить воображение и мышление ребенка, - уверена директор новосибирского Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и подростку Наталья Мандель. - Именно литература, знакомство с персонажами, наделенными разными характерами, улучшает способность самостоятельно мыслить. У ребенка, когда он читает, возникают индивидуальные ассоциации, он становится более творческим.

Наша собеседница говорит, что нет единого способа, который помог бы мотивировать детей к чтению. Каждый ребенок индивидуален, и к каждому нужен свой подход. Но неудачные способы, которые применяют взрослые, имеются.

Например, стимулировать сына или дочь какими-либо покупками точно не стоит, - считает Наталья Владимировна. - Во-первых, это может войти в привычку, и тогда родителям станет обременительно обеспечивать постоянные бонусы. Во-вторых, ребенок тогда будет читать именно для родителей, а не для себя. А необходимо развивать именно внутреннюю мотивацию - пробуждать искренний интерес.

Несмотря на то, что к каждому малышу нужен индивидуальный подход, мы нашли ряд общих рекомендаций, которые наверняка могут пригодиться взрослым.

* Читайте вслух. Например, Пушкина или Тургенева можно читать всей семьей. Вы получите от чтения не меньше удовольствия, чем ребенок. Кроме того, сможете поставить акценты правильной интонацией, объяснить по ходу чтения все непонятное. А главное - проведете время вместе, у вас будет общее занятие, а потом вы сможете обсудить прочитанную книжку.

* Иногда у детей бывает предубеждение: то, что задают в школе, не может быть интересным. В таком случае расскажите ребенку самый увлекательный эпизод книжки из списка для внеклассного чтения, но не называйте книжку. А если школьнику понравится и он спросит, откуда этот эпизод, доставайте книжку и открывайте карты.

* Если удается заинтересовать юного чтеца каким-нибудь отрывком из произведения, предложите, чтобы всю книжку он прочитал самостоятельно.

* Расскажите свое детское впечатление от книги: «Когда я прочитал «Вий» Гоголя , начал бояться приведений…» или «Когда я читал «Капитанскую дочку», так влюбился в Машу, что и тебя, свою дочку, решил назвать Марией…»

* Самые сложные, но важные и нужные книжки можете читать детям вслух перед сном. Ребятня никогда не хочет укладываться в кровать и готова на любую форму досуга - даже послушать школьную книжку, лишь бы не спать!

* Покупайте фильмы, снятые по классическим литературным произведениям. Но сначала смотрите сами и выбирайте наиболее удачный, если есть несколько фильмов. Например, по «Войне и миру» самый правильный фильм - отечественный. А творчество Шарлотты Бронте можно смело изучать по голливудской экранизации.

* Дети любят ходить в кино. И если найдете в кинотеатрах фильм по школьной программе, сходите на него с ребенком, прежде чем подсунуть книжку.

Вопрос в тему

А как обычно мамы и папы прививают своим чадам любовь к литературе? «Комсомолка» опросила новосибирцев, которые поделились своим опытом.

Николай Довлатов, слесарь : - Метод кнута и пряника еще никто не отменял. Все книги, заданные на лето, я по количеству распределяю на декады, составляю для сына список. А по истечении 10-дневного срока принимаю небольшой зачет. Спрашиваю не строго - чтобы ответить, достаточно прочесть на скорую руку. Если задание выполнено, то по итогам декады сыну приз - новая компьютерная игра и безлимитное время за компьютером. Если «плавает» - строгий лимит и умеренная трудотерапия. Сейчас вот сын «отрабатывает» один такой проваленный зачет - поропалывает грядки на даче. Жена, кстати, очень поддерживает данный метод.

Ирина Миронова, домохозяйка : - По-моему, это вообще бред - заставлять ребенка летом изучать школьную программу. Пусть отдыхает, укрепляет здоровье спортивными играми, дышит свежим воздухом. Учебную программу он и в школе освоит. А летом я иногда просто покупаю именно детские яркие книжки, которые несложны для восприятия. Мой Димка сам охотно их читает, даже принуждать не надо.

Лариса Сергеева, менеджер : - У меня простой метод: нахожу для дочери фильмы, снятые по соответствующим книгам. Покупаю диски либо скачиваю фильмы из Интернета. Рекомендую их посмотреть. Если не понравилось - увы, а если понравилось, дочь сама потом берется перечитывать все по книге. «Мастера и Маргариту» она после фильма еще в четвертом классе прочитала! Хотя еще и не нужно было по программе.

Насколько школьная литература подходит для восприятия детьми? Влияет ли на понимание очередного произведения литературы темперамент ребенка? Что сделать, чтобы сын или дочь вне зависимости от индивидуальных качеств смогли усвоить содержание программы? В ближайших выпусках еженедельника мы продолжим разговор на тему детского чтения.

Да, чувак, это отвратная вещь. Многие люди категорически не могут читать книг. Они называют это разными словами: не хватает усидчивости, не хватает концентрации, «не идет». Не так давно от одного товарища, который внезапно увлекается… соционикой, я узнал, что он не может читать книги по одной причине, якобы научной: он аудиофил. Конечно, я не приуменьшаю важности этой классификации, проблема только в том, что она к делу практически не относится. В чтении книг главное опыт и привычка. Это весьма ценный навык, и лично я считаю, что он так же жизненно необходим, как, например, умение готовить. Но что же делать, если серьезная литература у тебя никак не идет? Из этой статьи ты узнаешь, почему книги не читаются, и получишь совет, как научиться читать книги.

Почему книги не читаются

Если книга не идет, это не значит, что ты аудиофил или тебе не хватает усидчивости. Проблема гораздо проще: у тебя нет книжного опыта.

1. Тебе лень

Да, чувак, лень, она такая! Некоторые товарищи читают книжки Достоевского годами, а другим хватает недели две. Почему так происходит? Потому что тебе лень. Лучшее средство против лени — мотивировать себя. Сначала тебе лень, потом становится терпимо, а потом без этого жить не можешь.

2. Книга кажется скучной

Нет спецэффектов, даже картинок нет! Как это может быть интересным досугом? Мне кажется, что в таком отношении виновата наша система образования. Все эти сочинения на тему «Прав ли был Базаров?», «Не придурок ли Раскольников?», «Образ дуба и его значение в российской истории», «Образ тапера» и вся такая ерунда. Причем, как я помню по своим школьным годам, мы в классе уделяли довольно мало внимания непосредственно чтению, а вот написанию этих скучных статей, высосанных из пальца, крайне много времени. Большим упущением было почти полное отсутствие иностранной литературы, что закрепило в некоторых товарищах уверенность, что русская литература самая великая, а на Западе только извращенное говно подают. К тому же, большинство школьников не интересуют моральные вопросы, весьма серьезные причем, даже отличники их до конца не понимают. До пятого класса я страшно любил читать, но когда начался период первых школьных сочинений, книги казались мне чертовски унылым занятием, а постоянное размусоливание тем отбило у меня всякое желание читать. Нет, я читал, но буквально скрипя зубами. Если бы лет в 12 я сильно не заболел, не пролежал много времени в больнице и не прочитал бы от скуки «Героя нашего времени» и еще много книг из программы, я бы вряд ли так охотно читал книжки.

3. Нет привычки

Читать книги — дело привычки. Если не привыкнуть к этому, не научиться представлять себе другой мир и абстрагироваться от реальности, читать будет сложнее. Так что привычку надо нарабатывать постоянным и частым чтением.

А теперь поговорим о том, как можно научиться читать больше и лучше.

Книга «не идет»

Один из коллег как-то жаловался, что рядом с кроватью его жены лежит объемный томик Достоевского. Почти каждый день она открывает его, читает некоторое время, сморщив лоб, а потом ложится спать. И так происходит почти год. Да, чувак, многие люди действительно не имеют привычки читать, а делают это чаще всего для саморазвития и чтобы показать, что таки не зря живут в самой читающей стране мира.

1. На силу

Во всем очень важно принуждение. Ты не ослышался! Если не сделать первый шаг, всё полетит к чертям. Иногда первый шаг нужно делать даже без мотивации, она может прийти позже. Если начинать постепенно, можно приучить себя к чтению. И вот ты увлекаешься книгой и читаешь дальше с большим удовольствием.

2. Начинай с небольших текстов

Если у тебя никогда не было опыта читать книги больше 500 страниц, тебе, вероятно, будет трудно читать как большие произведения, так и многотомники, поэтому рекомендую тебе начать с небольших текстов. Сборники рассказов, небольшие повести известных и не очень авторов — все это хороший способ приучить себя к чтению. Конечно, есть и достаточно интересные большие произведения, которые, несмотря на объем, читаются очень быстро. Но тут есть проблема: тебе надоедает читать много текста с одними и теми же героями на одну и ту же тему. С опытом к тебе придет возможность осиливать том за томом какой-нибудь «Песни люда и пламени» или «Саги о Форсайтах» за недели.

3. Привычка — вторая натура

Если хочешь получать удовольствие от чтения, нужно привыкнуть часто читать. В идеале хорошо читать каждый день. Плевать на объем — главное, каждый день. Тогда привычка закрепится в твоем мозгу еще сильнее и ты постоянно будешь думать, что бы почитать. Или почему тебе не хватает времени перечитать все те книжки, какие хочется. Книжная зависимость — охренительная зависимость, хотя нужно быть аккуратнее с этим делом, а то можно превратиться в этакую филологическую деву.

Головокружение от успехов

Одна из неприятнейших вещей на свете — это книжный снобизм. Он выражается либо в том, что человек, который ранее практически никогда не открывал книги, читает какого-нибудь Ремарка или Хемингуэйя, охреневает от того, что в книгах могут быть такие оригинальные, с его точки зрения (неопытного человека), идеи, и становится этаким носителем истины. От такого человека крайне часто можно услышать презрительные фразы «Книжек больше читай!», «Ты, наверное, книжек мало читал, они ума добавляют», «Книги мир изменяют, а ты какой-то непросвещенный! Всё интернеты!» Самое забавное, что это можно услышать от людей твоего возраста. Еще более забавно, что эти просвещенные личности, прочитавшие две-три книги, которые «вторглись в их подкорку», не могут хотя бы на секунду представить, что люди рядом с ними читают книги гораздо чаще, чем они, но не считают, что это может возвеличивать их над другими. Второе проявление книжного снобизма — это чтение «элитной» или «правильной» литературы. Это может выражаться в том, что для человека есть высшие жанры (скажем, постмодернизм, футуризм или мистический реализм), но вот фантастика, детективы и фэнтези будут для него автоматически недостойными жанрами. Такому человеку сложно объяснить, что есть бульварное чтиво, а есть что-то, в чем можно найти пресловутый глубокий смысл и идеи. К слову, такие товарищи иногда приплетают ту же самую фантастику в свои любимые книги и до боли в паху спорят, что эти книги не фантастика.

Хорошая литература — она хорошая всегда. Иногда ты перерастаешь книги, и Ремарк кажется очень вялым на фоне Гессе или Томаса Манна. Главное — это не останавливаться и не думать, что чтение делает тебя лучше других: ты просто читаешь книги. А еще можно научиться

🤔Многие родители сталкиваются с такой проблемой, когда ребенок не хочет, сопротивляется, на отрез отказывается и не любит читать!

Были проведены очень интересные исследования:

📌Родители, которые никогда не принуждали ребёнка к чтению, в 100% случаев стали счастливыми обладателями ребёнка-книголюба.

И пока ребенок мал, сейчас самое время научить ребенка читать и прививать ему любовь к чтению.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ?

РОДИТЕЛИ, НАЧИНАЕМ С СЕБЯ
Первый шаг, который необходимо сделать, это любить книгу самому и показывать свою любовь к чтению детям. Есть, конечно, случаи, когда дети сами по себе книголюбы и просто влюблены в чтение, но это большая редкость. В основном же любовь к чтению нужно прививать.

ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ
Читая книги вместе с ребенком, Вы тем самым отрабатываете хорошую привычку, интерес и любовь к чтению. Читайте ежедневно. Читайте книги на ночь. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день.

НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ!
«Если не заставлять, то мой ребёнок вообще ничего делать не будет. Его интересует только: поиграть, погулять, поесть и поспать» — скажете Вы. Если Ваш ребёнок не читает и не учится без принуждения, значит, Вы уже успели “постараться”. Поэтому не давите и не принуждайте, не заставляйте ребенка читать.

👉👉👉Совет родителям: если хотите вызвать у ребёнка стойкую ненависть к определённым действиям – заставляйте его! Принуждайте его делать что-то, когда он меньше всего этого хочет и когда занят другим интересным делом.

ПРЕДОСТАВЬТЕ РЕБЕНКУ ВЫБОР
Дайте ребенку время и возможность выбрать СВОЮ книгу. Возможно его не интересуют те книги, которые лежат у Вас на полке. Сходите в магазин, пусть он САМ выберет ту книгу, которая ему будет по нраву.

ВЫЗЫВАЕМ ИНТЕРЕС
Выберите текст с интересным, ярким сюжетом, начните читать и вдруг остановитесь на самом интересном месте, а потом сообщите, что у Вас катастрофически нет времени. Оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!

ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ
Если Вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа.

❗❗❗ Хотите еще проверенные и действующие методы, которые вызовут большой интерес и любопытство у Вашего ребенка при чтении книги, пиши в комментариях💬👇 и жди выход нового поста!!!