Труд - вид деятельности, направленный на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Учение – процесс систематического овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Поведение – это внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Привычка является негибкой частью деятельности и выполняется человеком механически.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

Основные виды деятельности

Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвоение общественного опыта. Виды игр: индивидуальные - представляют собой род деятельности, в которой занят один человек; групповые - включают несколько индивидов; предметные - связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов; ролевые - допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью.

Непосредственное общение предполагает прямой контакт друг с другом.
При опосредованном общении обмен информацией происходит через других людей, через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон и т.д.).

Вербальное общение – это общение с помощью речи, а невербальное общение – общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д.

Развитие деятельности

Филогенетическое развитие системы деятельности человека совпадает с историей социально-экономического развития человечества.

Онтогенетическое развитие системы деятельности человека связано с включением человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития.

Изменение внутри отдельных видов деятельности включает их трансформации по мере совершенствования навыков и умений людей в процессе развития самого труда.

Дифференциация видов деятельности соответствует появлению из одних видов деятельности других за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения шести этапов:

I этап - мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойством ненасыщаемости.

II этап - ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным результатом на этом этапе является понимание. Глубина и объем понимания зависят от типа ориентировки или типа учения, о которых будет сказано несколько позже.



III этап - материальный, или материализованный (начиная с третьего этапа их названия совпадают с названием форм действия). На этом этапе учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции, входящей в состав действия. Материальный этап действий проявляется в счете с помощью палочек.

IV этап - внешнеречевой. На этом этапе все элементы действия представлены в форме устной или письменной речи, что обеспечивает резкое возрастание меры обобщения действия благодаря замене конкретных объектов их словесным описанием. На внешнеречевом этапе счет выполняется устно, с помощью слова.

V этап - беззвучной устной речи (речь про себя), отличается от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью. Этап «речи про себя» предполагает счет с проговариванием «про себя».

VI этап - умственного, или внутриречевого, действия. На этом этапе действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным. Умственный этап связан с выполнением действия «в уме».

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты:

Внутренние: анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.

Внешние компоненты: разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

М. б. переход внешних компонентов во внутренние и наоборот. Ведущая роль принадлежит внутреннему компоненту (умственному плану действий). Генетически внутренняя (психическая, умственная) деятельность производна от внешней (предметной): ребенок первоначально совершает предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, приобретает способность совершать те же действия в уме. А. Н. Леонтьев: детерминанта – внешняя деятельность (в процессе развития она формирует внутреннюю деятельность).

Деятельность есть условие развития личности и проявления её качеств. Сама же деятельность, в свою очередь, зависит от уровня развития личности. Сознание, изначально формируемое в деятельности, обеспечивает затем её регулирование.


Тема 1.5. Развитие психики человека

По данной теме студент должен знать: стадии развития психики в филогенезе и онтогенезе, основные закономерности развития психики

Литература:

Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб. : Питер. - 2008. – 253 с.

Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология / Е. А. Сорокоумова. – СПб. : Питер, 2008. – 208 с.

Косякова, О. О. Возрастные кризисы. / О. О. Косякова. - Ростов на Дону: Феникс. - 2007. - 221 с.

Материалы для подготовки к теме

Развитие психики в филогенезе имеет следующие стадии:

Развитие сенсорных процессов животных.

На начальном этапе развития психики животных осуществляется:

Совершенствование их двигательного аппарата;

Постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;

Одновременно развиваются органы рецепции – обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения.

Развитие перцептивных процессов животных.

- у животных появляется сложная нервная система;

Наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов у животных, а также усложняется их роль в поведении;

Совершенствуются центральные отделы нервной системы животных, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

- появляется предметно-образное отражение действительности;

Появляются эмоции животных.

Развитие интеллектуальных действий животных.

Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;

Интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;

Интеллектуальные действия не занимают у животных главенствующее положение в их поведении;

Изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, продуктом видового развития.

Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.

Руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познать важные для процесса труда особенности предметов;

Появляется способность к мышлению;

Возникает потребность к общению с другими людьми;

Появление речи содействует развитию абстрактного мышления;

Отражательная деятельность начинает носить сознательный характер.

В основе развития человеческой психики лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь.

Онтогенетическое развитие психики соответствует следующим стадиям:

Этап психического развития Возрастные границы Особенности
Младенческий От 0-1 года Ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними.
Ранний От 1-3 лет Связан с овладение основами предметно-манипулятивной деятельности. Это позволяет ребенку освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов. При этом формируется способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и со сверстниками.
Дошкольный От 3 – 6, 7 лет В процессе игровой деятельности у ребенка формируются способность к воображению и способность к употреблению разных символов.
Младший школьный возраст От 6,5, 7 лет – 11 лет На основе учебной деятельности ребенок приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Формируются основы логического мышления.
Подростковый От 12 лет – 16 лет Развиваются основы логического мышления, формируются потребности в труде и навыки трудовой деятельности. Основным видом деятельности становится общение.
Юношеский От 17 – 21 года Основный вид деятельности – трудовая.

На всех этапах развития психика человека подчиняется закону, сформулированному Л.С. Выгодским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная….второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка…».

Л.С. Выготский выделял две зоны психического развития: зону ближайшего и зону актуального развития. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Зона актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день.

Д. Б. Эльконин в основу возрастной периодизации положил следующие критерии:

– социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется;

– основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте;

– основные психологические новообразования личности, то есть те способности, которые складываются у ребенка в ходе осуществления ведущего типа деятельности.

Одним из положений возрастной психологии является идея о наличии кризисов при прохождении от одного возрастного этапа к другому. По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов. Согласно автору, изменения в критические периоды могут происходить как резко, так и постепенно.

К отличиям стабильных и кризисных периодов относятся темп возрастного развития, длительность периода, наличие кульминационной точки, особенности поведения, направленность развития, особенности возрастных новообразований.

Особенности протекания возрастных кризисов зависят от темперамента, характера , особенностей эмоционально-волевой сферы и т.д. Начало кризисного периода знаменуется конфликтом между желаемым и доступным. Сам возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущего типа деятельности.

По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Л. С. Выготский выделяет следующие признаки кризиса первого года жизни: становление ходьбы, наличие латентного периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли. В связи с формированием навыка ходьбы ребенок получает самостоятельный доступ ко многим предметам. В становлении речи Л. С. Выготский выделял автономную речь как необходимый период развития всякого нормального ребенка. Аффективные реакции обычно возникают у детей тогда, когда взрослые не понимают его желаний, слов.

К симптомам кризиса трех лет относят негативизм, упрямство , строптивость и своеволие. Негативизм проявляется в том, что ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно этого хочется, а потому что он это потребовал. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. Своеволие ребенка заключается в стремлении к самостоятельности.

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет.

Основная симптоматика кризиса: потеря непосредственности : между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; манерничанье : ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает; симптом "горькой конфеты" : ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Человек и общество

1.6. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

Деятельность - активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени: Потребность -> Мотив -> Цель -> Средства -> Действие -> Результат

Потребность - это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию. В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме. Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д. Средства должны соответствовать целям..

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Результат - это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда - товары, результатом научной деятельности - идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).Учение может приобрести характер самообразования.

Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

Тема «Деятельность»

1. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойственен… характер»? а) инстинктивный; б) орудийный; в) совместный; г) преобразовательный.

2. Верны ли суждения?

А. Орудийная деятельность присуща только человеку.

Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их.

а) верно только А; б) верно А и Б; в) верно только Б; г) оба неверны.

3. К духовной деятельности относится: а) строительство кинотеатра; б) изготовление орудий труда; в) съёмки фильма; г) работа типографии.

4. Труд как целесообразная деятельность человека начался: а) с занятий охотой;

б) изготовления орудий труда; в) земледелия; г) овладения огнём.

1. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя? а) познание; б) творчество; в) преподавание; г) изображение.

2. Верны ли следующие суждения о человеческой деятельности?

А. Изменение и преобразование мира в интересах людей – характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны.

3. Ученик для учителя является: а) субъектом деятельности; б) объектом деятельности; в) конкурентом; г) коллегой.

Заполни пробелы в схемах.

Запиши номера, под которыми указаны примеры деятельности, в со­ответствующий блок схемы.

Примеры: 1) хозяйка готовит обед; 2) школьники устроили шахмат­ный турнир; 3) генерал планирует парад войск; 4) продавец упако­вывает покупку; 5) дачник поливает овощи на грядке; 6) студент готовится: к экзамену; 7) несколько семей организовали футбольный матч; 8) участники телевикторины отвечают на вопросы ведущего; 9) школьник летом читает заданные учителем литературы книги; 10) девочка делает причёску кукле; 11) министры правительства со­ставляют государственный бюджет.

Ответ

Цель – Достижение – Путь

Основные виды человеческой деятельности:

1. Игра - это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.

Примеры: 2) школьники устроили шахматный турнир; 7) несколько семей организовали футбольный матч; 8) участники телевикторины отвечают на вопросы ведущего; 10) девочка делает причёску кукле.

2. Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).

Примеры: 6) студент готовится к экзамену; 9) школьник летом читаем заданные учителем литературы книги.

3. Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.

4. Труд - вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.

Примеры: 1) хозяйка готовит обед; 3) генерал планирует парад войск; 4) продавец упаковывает покупку; 5) дачник поливает овощи на грядке; 11) министры правительства составляют государственный бюджет.

Для более экономного использования дискового пространства на сервере работы запакованы в zip-архивы.
Чтобы их распаковать и посмотреть, необходимо иметь установленный на вашем компьютере архиватор, например, WinZip или WinRAR или другой, распаковывающий zip-архивы.
Или после того, как архив вами был загружен на ваш компьютер, воспользуйтесь любым из онлайн-сервисов распаковки архивов, например, B1.org. Перейдя на сайт B1.org, кликаете по "Click here" и выбираете на своем компьютере скачанный архив. Все - архив распакован, скачивайте файл с документом. Не забываете загружать на наш сайт ваши хорошие работы:-) Будем признательны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие деятельности в психологии как специфического вида активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, ее структура. Основные формы и виды деятельности. Сущность умственного, а также общественного труда.

    реферат , добавлен 25.12.2012

    Деловое общение, процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализации определенной поставленной цели. Виды общения.

    реферат , добавлен 08.06.2008

    Деятельность как специфический вид активности человека. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения. Анализ проблемы общения с позиций различных научных подходов. Классификация совокупности деятельностей, характерных для человека.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2010

    Деятельность человека: понятие, содержание, цели и мотивы. Действия и движения: структура, виды и способы. Виды трудовой деятельности человека и их характеристики. Роль игры в физическом воспитании ребенка. Основное различие между учением и трудом.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Психические процессы, сопровождающиеся речевой деятельностью. Понятие устной диалогической речи. Место монологической речи в практике общения людей. Факторы успеха речевой деятельности. Понятие и характеристика основных видов человеческой деятельности.

    реферат , добавлен 28.10.2009

    Понятие личности и основные направления ее развития, проявляющиеся в поведении, деятельности, общении. Темперамент и его влияние на формирование индивидуального стиля деятельности и общения. Основные этапы процесса социализации личности через общение.

    реферат , добавлен 07.05.2011

    Понятие, строение, виды и функции человеческой деятельности, ее связь с психическими процессами. Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Операционно-технические аспекты деятельности.

    Основные классификации деятельности

    По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.


    Основа классификации Виды деятельности
    Субъект деятельности - индивидуальная - коллективная
    Характер самой деятельности - репродуктивная (деятельность по образцу) - творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
    Наличие или отсутствия новизны - шаблонная, однообразная - инновационная, изобретательская
    Соответствие общекультурным ценностям, социальным нормам - моральные или аморальные - законная или незаконная
    Соотношение с общественным прогрессом - прогрессивная или реакционная - созидательная или разрушительная
    В соответствии с формами объединения людей - коллективная - массовая - индивидуальная
    Зависимость от сфер общественной жизни - экономическая -социальная -политическая - духовная
    Особенности проявления человеческой активности - внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) - внутренняя (умственные действия)

    Общение.

    1) Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями

    Функции общения:

    1) контактная

    2)информационная (функция общения, связанная с обменом информацией, идеями. обогащением друг друга новыми знаниями)

    3) побудительная, стимуляция активности

    4) координационная (взаимное согласование действий)

    5) понимающая

    6) эмоциональная (обмен эмоциями)

    7) влияние (изменение состояния или поведения партнера)

    Общение и коммуникация.

    Коммуникация Общение
    ограничено передачей информации предполагает взаимодействие и взаимопонимание партнеров
    Однонаправленный поток сведений при отсутствии обратной связи Диалог и обмен мнениями переговоры
    однонаправленностью передачи информации от одного (отправителя) к другому (получателю)
    выступление политика по радио
    выступление политического деятеля по телевидению Общение может происходить в форме дружеской переписки
    отправление телеграфного сообщения дрессировки животного
    выступление политического лидера на митинге обменом информацией между партнерами
    восприятия произведения искусства наличием обратной связи в процессе обмена информацией между всеми участниками
    школьного анкетирования равноправием участником в обмене информацией
    социологического опроса
    психологическое тестирование
    дипломатическая переписка

    Общение в:

    Общение между реальным субъектом и воображаемым партнером Ритуальное действие человека с самим собой («внутренним голосом») Общение с художником – создателем произведения
    Общение вымышленных партнеров действующими лицами литературного произведения, диалог персонажей радиопьесы, Е. Базаров и П. П. Кирсанов
    общения реального субъекта с иллюзорным партнером Иллюзорному партнеру присваиваются не свойственные ему качества разговор ребенка с игрушкой, разговор с собакой
    диалог программиста с компьютером
    дрессировки животного
    Общение между реальными субъектами В процессе труд соц. Практики, духовное общение, игра, представительное общение (Дипломатическое) выступление лектора перед слушателями, разговор соседей
    беседа соседей на скамейке у подъезда
    между журналистом и политиком в телепередаче новостей
    Л. H. Толстой и Пьер
    Ф.М. Достоевский и Раскольников
    Д.И. Писарев и Е. Базаров
    интервью журналиста с политиком в Интернете
    переписки друзей по Интернету
    спортивный поединок

    Общение подразделяется на:

    Творчество

    1) Творчество- деятельность человека по созданию чего-либо качественно нового.

    2)Основные этапы творческой деятельности:

    1.возникновение творческой идеи;

    2.концентрация знаний, относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

    3.сознательная и бессознательная работа над материалом, озарение;

    4.проверка, доработка в процессе реализации замысла.

    3) Виды творчества

    Научное изобретательство литературное

    Смысл жизни.

    1) Смысл жизни – вопрос о предназначении человека, о том, стоит ли жизнь, чтобы ее прожить. Вопрос рождается из сомнений в существовании этого смысла. Действительность зачастую непоследовательна и абсурдна.

    2) Экзистенциализм (Бердяев, Сартер): в центре внимания проблемы сущности и существования человека. Человек внутренне свободен и он сам обретает свою сущность. Вера в прогресс потерпела крах, царят отчуждение, произвол, насилие, безответственность.

    Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развивающейся мировоззренческой системе, именно оно истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходимо предписанная ими деятельность. Смысл жизни содержит: объективное содержание (существование человека определяют социальные условия, смысл жизни должен объединять усилия личности и общества для решения назревших задач; субъективное содержание (смысл жизни познают люди в определенных субъективных формах)

    Столетиями лучшие умы человечества пытаются решить проблему ухода из этого мира, где кипит жизнь. Так хочется быть вечным зрителем этой великолепной и грандиозной картины вселенной.

    В мировых религиях проблема смерти решается так:

    Современная наука о смерти (танатология). Смерть имеет два измерения:

    Наука занята поисками бессмертия:

    1. гены, потомство

    2. медицина будущего

    3. результаты творчества

    4. прорыв в иные измерения, миры, трансформация сознания

    Интерес к проблеме жизни и смерти обострили глобальные проблемы и успехи биоинженерии (эвтаназия, аборты, суицид, хосписы)