И так, дорогие друзья. Начинаем небольшой цикл статей о том, как открыть свою типографию. Совсем недавно, в нашем боге была опубликована замечательная инструкция, по . Советуем прочитать. Однако, кто-то может заявить - зачем мне ходить по чужим людям, когда я могу сам организовать свою. Вот для них и написана эта «инструкция».

Вначале было слово

Глас был такой - как открыть типографию с нуля? Тут, прозвучало другое слово - купить! Всё элементарно, Ватсон! Действительно, если решено заняться таким делом, значит имеются соответствующие средства. Если это не так, то вам ни к чему читать эту статью, а лучше озаботиться добычей наличности. Если же с деньгами все в порядке, продолжим.

Наиболее простой вариант - это купить уже готовый бизнес. Так сказать - под ключ. В таком варианте, присутствует несколько положительных моментов. Как правило, вам в наследство достается не только имущество и площадь, но и персонал. Плюс, наработанная база клиентов.

Компетентная сработавшаяся команда, важная часть любого начинания. Как говаривал дедушка Сталин дедушке Берии - кадры решают все, Лавруша. Но будьте внимательны! Тщательно проанализируйте все аспекты деятельности вашего предшественника. Ведь вместе с грамотным персоналом, вы можете получить и долги, а также грамотных людей эти долги выбивающие.

Первый и основной вопрос, который нужно задать - почему продается налаженная структура? Не получив внятного ответа, разберите ситуацию до мелочей. На самом деле, все может быть не так уж и страшно. Вероятно, бизнес «не пошел» из-за неправильного маркетинга.

Для того, чтобы найти продавца, достаточно набрать в любом поисковике нужный запрос. В результате вы получите массу информации. К примеру, набрав продажа типографии в Москве , ваш покорный слуга, получил два миллиона результатов. Тут есть из чего выбрать.

Основным минусом при покупке готового производства, является цена. Она будет несколько выше, чем при открытии его самостоятельно. С другой стороны, эти деньги существенно экономят вам время и следственно нервы. Не надо искать оборудование и нанимать работников. Арендовать помещение, и утрясать множество вопросов, с соответствующими службами. Да и с бумажками волокиты в разы меньше.

Потом было дело

Дела у нас такие. Решение вопроса как открыть мини типографию. Половину ответа на этот вопрос, вы получили чуть выше. Теперь, давайте зайдем, с другой стороны. Попробуем разобраться, какие действия следует предпринять, если вы решили начинать полиграфический бизнес с нуля.

Первый шаг - изучений производственной ниши. Процесс этот важный и кропотливый. Вам необходимо четко представлять, каков спрос на печатную продукцию в вашем регионе. Именно в регионе, а не городе или тем более районе. Рамки должны быть максимально возможными.

Форма собственности

Если вы решили открыть свою типографию, то стоит подумать и о форме собственности. Для небольших типографий вполне подойдет оформление в качестве ИП. Такая типография работает без планов на расширение и обслуживает в основном частных клиентов. Если вы нацелились на крупные заказы и сотрудничество с серьезными юридическими лицами, то лучше оформить ООО. Большим плюсом типографской деятельности является то, что она не требует специальных лицензий.

В какой бы форме вы не зарегистрировались необходимо встать на учет в пенсионном фонде, службе занятости и других соответствующих органах. Что бы вам разрешили работать необходимо иметь бумаги от пожарной безопасности и службы надзора по охране труда.

Изучив спрос, вы сможете определиться с направлением. Ведь печатное производство поддается профилированию. Можно заняться печатью небольших объемов с высоким качеством или печатать большие объемы, но предоставлять ограниченный спектр услуг.

В идеале, вы должны уметь обрабатывать крупные заказы на достойном уровне и предоставлять массу сопутствующих услуг. Образцом может служить . Но эта компания - мощный игрок на полиграфическом рынке Москвы. Такие показатели нарабатываются не один год, не старайтесь объять необъятное. При исследовании рынка, желательно максимально расширить поиск, чтобы наметить более узкую тропинку, по которой вы пойдете.

Изучив рынок и выбрав направление оцениваются риски. Следующим этапом, станет определение места расположения. Оно тоже играет немаловажную роль. После аренды помещения, приступают к закупке оборудования, параллельно подбирая сотрудников.

Все эти моменты, мы подробно разберем в следующих статьях. Но и это еще не все. Помимо оснащения и кадрового вопроса, необходимо решить множество задач. Следует определиться с формой собственности. Накидать примерную структуру работы. Разработать вменяемый бизнес-план и конечно же, наметить маркетинговую стратегию.

Риски

Пришло время оценить возможные риски, найти помещение и начинать заполнять его необходимым оборудованием. Но, для уточнения деталей деятельности, нам понадобится примерная структура будущего производства. Постепенно, она будет дополняться необходимыми деталями.

Кто не рискует тот не пьет

Основным риском, при оборудовании мини типографии, становится неправильный выбор необходимой техники. Вы можете неверно подобрать комплектацию или рассчитать производственную мощность. В итоге, все это может негативно сказаться на выполнении крупного заказа. Если же вы планируете начинать с небольших объемов, то слишком мощное оборудование может простаивать. Это, в свою очередь, повлечет неоправданные расходы на обслуживание.

При недостаточной мощности, вы рискуете сорвать сроки сдачи заказа. Такая ситуация неизбежно приведет к выплате неустоек и потере репутации. Восстановить репутацию, намного сложнее чем ее заработать.

Поэтому, прежде чем начать приобретать необходимое имущество, всеми средствами постарайтесь заполучить на работу опытного полиграфиста. Он поможет вам выбрать необходимую комплектацию ориентированную на конкретные задачи. Так же с его помощью можно будет сформулировать исходный бизнес-план. В крайнем случае, если полиграфист на постоянную работу еще не найден, наймите его в качестве консультанта.

Возвращаясь к комплектации типографии стоит сказать, что придется искать золотую середину. С одной стороны небольшие объемы снижают начальные затраты. С другой, крупные заказы позволяют ускорить окупаемость. Без помощи специалиста тут ни как не обойтись. Да и вы сами, должны быть максимально осведомлены о тонкостях производства.

Железяки и железки

Теперь обсудим необходимое оборудование для типографии. Сразу стоит отметить, что экономить на оборудовании, как и на нижнем белье, не рекомендуется. Приобретая технику бывшую в употреблении, вы повышаете риск остановки производства из-за поломок. Если вы стеснены в средствах, лучше приобрести оборудование меньшей мощности, но новое и с гарантией.

Минимальный набор техники выглядит следующим образом. Первое что необходимо приобрести - это недорогую цифровую печатную машину. Она понадобится для выполнения коротких тиражей и небольших заказов и будет являться основой вашего производства.

Копировальное устройство, позволяющее работать с форматом А3. Лазерный принтер того же формата и сканер. При расширении производства можно будет приобрести ризограф, со скоростью печати до 130 копий в минуту в формате А4. Ризограф это устройство, совмещающее в себе функции сканера и офсетной печатной машины.

Не лишним будет и бумагорезательный станок, и переплетное оборудование. Вообще список оборудования для хорошей типографии довольно обширен. Посмотреть какое оборудование применяют продвинутые типографии, можно на сайте Еврографики. Конечно для начинающих это высочайший уровень, но к нему следует стремиться.

Указанный список оборудования ориентирован на цифровые мини типографии. Приобретение ризографа, существенно расширит ваши возможности. К этому списку стоит добавить производительные компьютеры с набором графических программ. Конечно же стоит позаботиться о надежной связи с внешним миром, посредством телефонов, факсов и интернета. Помимо прочего, придется вложиться и на расходные материалы и запчасти для машин.

Что касается где приобрести все эти механизмы то тут можно посоветовать обратиться в специализированные компании. Именно те, которые занимаются поставкой и гарантийным обслуживанием оборудования для типографий.

В интернете найти такие компании несложно. Опять же, вспомним про профессионального полиграфиста, которого следует нанять или пригласить консультантом. Человек не один год проработавший в этой сфере даст вам дельные советы по закупке техники.

Структура типографии

«Прежде чем что-то сделать, три раза подумай» - сказал персонаж одного фильма. Воспользуемся этим мудрым советом. Прежде чем решить кадровый вопрос давайте определим примерную структуру типографии. В зависимости от структуры будет уже более понятным каких специалистов необходимо привлечь для работы.

Все начинается с коммерческого отдела. Коммерческий отдел (клиентская служба типографии) - это структура, непосредственно контактирующая с клиентом, производящая расчеты поступающих заказов, и контролирующая их прохождение по всем технологическим этапам, до самой отгрузки готового тиража.

Вторая, но не менее значимая структура типографии - отдел допечатной подготовки. Часто, в типографиях Москвы и других городов России, в этом отделе выполняются работы по дизайну полиграфии и корректорская проверка макетов. Этот отдел в типографии - последняя линия обороны, если хотя бы один макет не будет правильно подготовлен к печати, ждите брака в тираже. Согласно статистике, порядка 70% поступающих в типографию заказов приходится дорабатывать - они просто-напросто не соответствуют техническим требованиям типографии. Несоответствие макетов можно объяснить следующими факторами:

  • непониманием клиента сути того, как должны быть подготовлены макеты и отсутствия у него в штате доверенного, опытного специалиста, способного правильно подготовить макет к печати
  • макет - результат непрофессиональной работы клиента и бездарного (в профессиональном плане) фрилансера
  • макет для клиента готовил его друг/родственник/рекомендованный специалист, который скрывая свою некомпетентность предпочитает настаивать на том, что его «макет идеально подготовлен к печати, а сотрудники типографии его просто оговаривают»

Не стесняйтесь довести до сведения вашего клиента, что типография - это по сути, большой принтер. Если в него запихнуть изначально некачественный исходник, конечный продукт будет аналогичным. Именно поэтому, доведение макетов до соответствия требованиям типографии должно осуществляться еще на стадии предпечатной подготовки, не важно, в типографии, или у опытного фрилансера.

Производственный цех - самая большая структура типографии. Управлять ей должен только компетентный специалист, прекрасно разбирающийся в технологии печатного производства. Здесь будут располагаться печатный участок, участок брошюровки, участок резки, участок ручных операций.

Кроме этих структур вам не обойтись без бухгалтерии и склада. В крупных типографиях дополнительно создается структура по обслуживанию и ремонту типографского оборудования, но в небольших типографиях, эту функцию выполняют, либо сами работники, либо периодически приглашаемый специалист.

Кадры решают всё

Определившись со структурой становится ясным кого позвать на работу. И кадры решают всё. Действительно, от кадровой политики во многом зависит успех любого производства и типография в этом деле не исключение.

Как мы уже говорили, первым делом необходимо найти опытного полиграфиста. Он сможет подсказать что нужно для мини типографии на первых этапах. Также, он обучит подсобных рабочих и будет вести контроль производственного процесса. На самом деле, сфера полиграфии испытывает острую нехватку в квалифицированных специалистах. Поэтому при подборе персонала вы столкнетесь с определенными трудностями.

Также для полноценной работы, вам, помимо полиграфиста, понадобится хороший менеджер по работе с клиентами, именно он будет продавать услуги вашей типографии, операторы печатного и послепечатного оборудования. Никак не обойтись без грамотного дизайнера с углубленным знанием препресс. Если человек опытен, креативен и исполнителен - не скупитесь на оплату его труда, ведь оригинальный дизайн и качественная допечатная подготовка - это дополнительная возможность привлечь хорошего клиента и выделится среди конкурентов. Примером может служить дизайн-студия типографии EGF (Еврографика) на Шаболовской. Ее дизайнерские решения, всегда интересны и привлекают внимание, а профессиональная допечатная подготовка позволяет предлагать клиенту только то, что возможно увидеть в реальности, а не эфемерные воздушные замки от фрилансера, далекого от технологии печатного производства.

Если вы не уверенны в своих силах, то лучше за это дело не браться. Тем более если вы далеки от полиграфии в целом и от графики в частности. Проще, быстрее и намного дешевле обратиться в действующую типографию. Типография EGF (Еврографика) обладает необходимым типографским оборудованием и опытными специалистами, способными решать любые полиграфические задачи, которые ставит современная реальность.

Если вы решили открыть свой бизнес, то наверняка изучили, какие услуги сегодня наиболее востребованы. Например, пользуются популярностью полиграфические, которые включают в себя печать на различных материалах, ламинирование и многое другое. А как открыть типографию? Что для этого потребуется?

С чего следует начать?

Многие могут подумать, что оказывать полиграфические услуги может любой. Но на самом деле нужно учитывать массу моментов.

Чтобы понять, будет ли бизнес прибыльным и успешным, нужно составить .

Это некий план деятельности предприятия, которое вы хотите открыть. Он включает в себя несколько разделов:

  1. Резюме, которое состоит из содержания, основной мысли и выводов. Из данной части должно быть понятно, каким будет ваш бизнес.
  2. Задачи и цели бизнеса. Тут нужно указать, чего вы хотите достигнуть (это и будет цель) и как вы это планируете сделать (а это задачи). Все должно быть описано четко и подробно, без лишней информации.
  3. Описание компании. Нужно описать, какой вы видите свою деятельность, какой будет ваша фирма. Указывайте все важные детали и основные моменты: деятельность, особенности, отличия от других фирм, услуги и так далее. Все должно быть реалистичным.
  4. Финансовый план. Тут должны быть освещены все финансовые моменты: затраты, источники финансирования, банк, с которым планируется сотрудничество, формы расчетов и налогообложения и виды договоров.
  5. Маркетинговый план. Тут должны быть описаны такие моменты как конкуренты, преимущества, особенности и недостатки товара, место компании на рынке услуг данной сферы, потенциальные клиенты и общение с ними.
  6. План производства. Здесь должен быть описан весь технологический процесс от закупки оборудования и сырья до поступления товара к клиенту.
  7. Организационный план, в котором должны быть описаны обязанности сотрудников, способы их взаимодействия и прочие моменты организации деятельности.
  8. Работа с персоналом. Укажите, как вы будете развивать и совершенствовать навыки сотрудников.

Если вы понимаете, что не осилите бизнес-план самостоятельно, то лучше обратитесь к специалисту.

Вернуться к оглавлению

Регистрация предприятия

Лицензия на оказание данных услуг не требуется, так что свою типографию можно зарегистрировать в качестве индивидуального предприятия. Для этого нужно определить виды деятельности (по классификатору кодов ОКВЭД), выбрать систему налогообложения и оплатить государственную пошлину (ее стоимость составляет 800 рублей). Затем следует подготовить и сдать в регистрационный орган следующие документы: паспорт, копии свидетельства ИНН и паспорта, заявление на применение упрощенной системы налогообложения, заявление о регистрации ИП и квитанцию об оплате пошлины. Все это сдается в ИФНС, после чего вам выдадут заявление на применение упрощенной формы налогообложения, а также расписку в том, что документы были получены. Примерно через 5 рабочих дней можно будет получить основные регистрационные документы. Налоговая служба передаст информацию в Пенсионный фонд России и в Фонд обязательного медицинского страхования. Точный список документов и порядок их подачи и получения можно узнать у специалиста при обращении в ИФНС.

Вернуться к оглавлению

Какие услуги будет оказывать предприятие?

Крайне важно еще до регистрации и открытия типографии определить, какие услуги будет оказывать предприятие. Для этого можно нанять маркетолога, который изучит особенности рынка. Но ниже перечислены самые актуальные услуги, которые на сегодняшний день наиболее востребованы:

  • печать книг, брошюр, буклетов, визиток, объявлений, каталогов, газет, анонсов и так далее;
  • печать фотографий;
  • печать на ткани и прочих материалах (например, на посуде);
  • создание упаковки;
  • создание сувенирной продукции (блокнотов, календарей, открыток, приглашений и так далее);
  • печать стикеров и наклеек;
  • ламинирование документов.

Прежде чем выбирать тот или иной виде деятельности, определите, какой из них наиболее популярен в вашем городе (для этого можно проводить опросы в социальных сетях или на улицах), сколько стоит оказание тех или иных услуг и какова их себестоимость.

Вернуться к оглавлению

Клиенты: поиск заказчиков

Крайне важно найти клиентов, которые будут заказывать продукцию в вашей типографии. Поначалу их будет не так много, так что на первых порах нужно будет привлечь заказчиков (низкими ценами, к примеру), а затем создать репутацию серьезной типографии, дающей гарантию качества.

Что касается конкретных способов поиска клиентов, то это могут быть объявления в газетах, в интернете и даже на домах и столбах. Может сработать так называемое «сарафанное радио» (передача информации от друзей и знакомых к другим людям и далее по цепочке). А можно самостоятельно искать заказчиков, обзванивать их и предлагать услуги.

Вернуться к оглавлению

Как найти и выбрать помещение для типографии?

Как выбрать помещение для типографии? Важно учесть несколько важных моментов:


Вернуться к оглавлению

Какое оборудование понадобится?

Понятно, что оказание типографических услуг просто невозможно без специфического оборудования. Что именно нужно купить? Это зависит от конкретного вида деятельности. Но для функционирования среднестатистической типографии потребуются следующие приборы и приспособления:

Стоит отметить, что не нужно скупать все и сразу. Для начала закупите основной минимум и найдите постоянных заказчиков. А когда деятельность начнет приносить доход, можно приобрести дополнительное оборудование. И необязательно покупать все новое. Можно купить подержанные приборы, но важно убедиться в их исправности (а это может быть весьма затруднительно без определенных знаний). И еще один вариант - это лизинг.

Вернуться к оглавлению

Персонал: кто должен работать в типографии?

Ни одна организация не сможет работать без сотрудников. А какой персонал сможет обеспечивать деятельность типографии? Если предприятие небольшое, то хватит печатника, резчика, помощника, специалиста по подготовке к печати, а также менеджера по работе с клиентами (он будет заниматься оформлением и формированием заказов). Но если деятельность будет расширяться, то могут потребоваться и другие сотрудники: бухгалтер, маркетолог. Кроме того, нелишним будет и дизайнер, который будет разрабатывать макеты. Если масштаб предприятия невелик, то один человек может выполнять обязанности по двум или даже нескольким направлениям (это позволит сэкономить).

Вот уже несколько лет экономические обозреватели не могут сойтись во мнении относительно перспектив развития типографского бизнеса. Некоторые пророчат катастрофический обвал спроса на полиграфию, другие, наоборот, позитивно оценивают наметившиеся тенденции и советуют предпринимателям спокойно работать и развивать рынок печатной продукции. В любом случае, вне зависимости от выводов аналитических обзоров, каждый, кто обдумывает, как открыть собственную типографию с нуля, должен детально проработать план развития своего бизнеса, и тогда шансы преуспеть в этом деле значительно повысятся.

Открытие своей типографии: с чего начать

Современный типографский бизнес развивается по трём основным направлениям:

  • издательство;
  • изготовление коммерческой печатной продукции (например, каталогов, брошюр, листовок, а также );
  • оказание типографских услуг.

Каждое из направлений требует специальной подготовки, особого оборудования и найма профильных специалистов. Открыть с нуля типографию, которая бы могла выполнять заказы по всем видам печатных работ, новичку под силу только в том случае, если у него имеется крупный стартовый капитал и есть специалисты, способные наладить и запустить дело, а после курировать его в течение нескольких лет.

Если же у вас небольшой бюджет и нет за плечами долгих лет практической работы в печатной промышленности, то вам до момента организации и открытия своей типографии нужно определиться с её специализацией. Есть мнение, что чем уже специализация типографии, тем качественнее её продукт и больше возникает к нему интереса у заказчиков из разных регионов.

Новичкам советуют начать с изготовления коммерческих печатных изделий. Для этого вида деятельности не требуется закупать дорогостоящее оборудование и брать в работу сомнительные заказы. Достаточно вложить около 20 тысяч долларов США и в течение следующих двух лет работать на развитие предприятия.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Требования к помещению и оборудованию типографии

Небольшое производство печатной продукции можно организовать в помещении до 30 кв. м. Требования к такому месту минимальные:

Кроме того, это должно быть здание с нежилыми помещениями. Размещать типографию в жилищном фонде запрещено. До начала работы необходимо оформить бизнес в налоговой службе (см. ) и получить согласования на использование выбранного помещения в Роспотребнадзоре и местном органе МЧС.

Месторасположение типографии не влияет на поток клиентов и на обороты производства, поэтому, выбирая помещение, в первую очередь необходимо обратить внимание на то, насколько оно соответствует именно требованиям типографии и есть ли возможность для расширения производственных площадей.

Второй ответственный момент - оборудование.

Если вы не знаете, с чего начать поиск оборудования для типографии, то можете воспользоваться советом предпринимателей, которые давно работают в этом бизнесе. Опытные типографы советуют начинающим не брать новое типографское оборудование. Преимуществ закупки б/у техники несколько:

  • более низкие цены;
  • отсутствие сложностей в настройке и обслуживании;
  • возможность сразу производить широкий ассортимент продукции.

Сегодня на рынке типографского оборудования можно приобрести офсетные печатные машины, ризографы и цветные копиры. Самые дешёвые – ризографы, а дорогие – цветные копиры. Стоимость первых – около 10 тысяч долларов США, цена вторых может доходить до 200 тысяч долларов США.

Важно! Дешевизна ризографа объясняется тем, что он выполняет только чёрно-белую печать. При современных требованиях к полиграфии печатнику практически невозможно будет удовлетворить заявки клиентов, используя только ризограф. Это оборудование может служить как вспомогательное.

Сердцем же типографии должна стать либо офсетная печатная машина, либо цветной копир. При небольшом стартовом капитале, правильное решение – приобретение бывшего в употреблении офсетного станка.

Кроме печатной машины, перед тем как открыть свою типографию, предприниматель должен приобрести дополнительное оборудование. К нему относятся: гильотина для обрезки, фальцевальный (сгибающий) аппарат, биндеры для пружинного скрепления, оборудование для производства коробок из картона, и т. п.

При выборе страны-производителя оборудования специалисты рекомендуют обращать внимание на немецкую и японскую технику. Китайская аппаратура хоть и отличается дешевизной, но к ней есть масса нареканий со стороны работающих типографов. Если бюджет не позволяет приобрести качественное дополнительное оборудование, то на первое время можно купить китайские аппараты, но в приоритет развития бизнеса поставить финансирование закупки качественного вспомогательного оборудования.

Каких специалистов нанимать

Для небольшой типографии понадобится нанять трёх сотрудников: менеджера, дизайнера и печатника. Без этих специалистов типография как бизнес не сможет эффективно работать. При этом не рекомендуется практиковать совместительство. Если на начальном этапе типография работает не на полную загрузку, то хороший вариант – нанимать каждого специалиста на неполный рабочий день или заключать договоры подряда на выполнение определённых работ. Такая кадровая политика позволит создавать действительно качественную продукцию.

В связи с тем, что начинающий бизнесмен не сможет предложить сразу всем специалистам хорошую оплату труда, рекомендуется на первых порах нанять только одного опытного специалиста – печатника. Он сможет сразу качественно выполнять свои задачи и укажет менее опытным сотрудникам на нюансы практического выполнения тех или иных заказов.

Финансовая составляющая печатного бизнеса

При стартовых вложениях около 1,5 млн рублей, бизнесмен должен иметь примерно такое же количество денежных ресурсов, чтобы обеспечивать работу типографии первые пару месяцев, пока предприятие не сможет самостоятельно покрывать свои затраты.

Ежемесячные расходы небольшой типографии – около 800 000 рублей. Из которых 100 000 рублей – оплата труда, 600 000 – закупка расходных материалов и обслуживание техники, 100 000 рублей – транспортные и административные расходы, налоги и реклама.

Чтобы заработать за месяц 1 млн рублей, типография должна выполнить около 100 заказов, средней стоимостью около 10 000 рублей. Для примера, при современных ценах на полиграфию, за 10 000 рублей можно приобрести: 6 000 буклетов формата А4; 2 000 евро-флаеров; 6 000 визиток. Это стандартные заказы, и работающие типографии не испытывают в них недостатка.

При таких объёмах загрузки и грамотном руководстве первоначальные затраты окупятся за 2,5 года. А поможет в реализации этой коммерческой идеи.

Заключение

Успех типографии зависит в первую очередь от специалистов, которые в ней работают, а во вторую - от оборудования. Обеспечивать нормальные условия для работы коллектива, а также следить за состоянием аппаратуры и вовремя её обновлять и усовершенствовать – основные задачи бизнесмена, принявшего решение заниматься типографским бизнесом. Для того чтобы качественно их выполнять, сам предприниматель должен быть хорошим организатором и экономистом. Если у вас есть эти профессиональные качества, вы добьётесь успеха.

К услугам небольших типографий обращаются частники - владельцы небольших печатных точек; государственные организации - для внутреннего документооборота (налоговики, почтовики и т.д.); учебные организации - для размножения методических материалов; банки, торговые фирмы (прайсы); предприятия общепита и производители (ценники, этикетки, меню, копии сертификатов); крупные заводы, рекламные и PR—агентства (анкеты, рекламные листовки, флаеры) и т.д.

Обычно небольшая типография предполагает наличие оборудования, способного в короткие сроки выполнять не очень крупные полиграфические заказы. Одним станком, однако, обойтись не удастся. Вторая составляющая - так называемые “вспомогательные“ машины, которые позволяют совершать ряд действий с уже отпечатанной продукцией. Именно совокупность двух этих видов оборудования можно считать мини-типографией. На московском рынке печатных услуг четко разделяются как типографии, так и клиенты: мелкие заказы выполняются в мини-типографиях, средние - в средних, а крупные, соответственно, - в крупных. Здесь главное - обозначить ту нишу, в которой вы собираетесь работать, начиная типографский бизнес. Если у вас уже есть потенциальные заказчики, вам необходимо закупить такое оборудование, которое будет задействовано максимально. При покупке слишком мощного оборудования, придется искать дополнительных клиентов, чтобы загрузить машины “по полной“.

Ризограф и офсет

Оснащение небольших типографий делится по нескольким критериям. Одни предприниматели покупают ризографы, другие - цветные копиры, третьи - машины для офсетной печати. Ризограф - это, прежде, всего черно-белая печать. Есть и цветные ризографы, позволяющие, например, напечатать черно-белую листовку с красным флажком. На таких аппаратах обычно делается деловая документация, инструкции для бытовой техники и т.д. Визитки на ризографе не напечатаешь - для этого нужна офсетная машина, которая позволяет печатать сложные цвета и совмещать их. Если говорить об офсетной печати, то дополнительными здесь будут: машина для резания, оборудование для производства печатных форм (копировальная рама и процессор для проявки пластин), аппарат для скрепления, машина для сгиба и т.д.

Хороший ризограф стоит около 10 тысяч долларов, хотя цена сильно колеблется в зависимости от комплектации. Цена цветного копира - от 10 до 50 тысяч долларов. За 10-15 тысяч долларов также можно купить и подержанную одно- или двухкрасочную офсетную машину. На ней можно будет делать и визитки, и другие простые работы. Мини-типографию, состоящую из одной машины офсетной печати, если знать рынок б/у оборудования, можно “построить“ и за 10-15 тысяч долларов. Но можно вложить и 150-200 тысяч - тут все зависит от объема стартового капитала.

Рассказывает директор московской типографии “Елена“ Сергей Немцов: “Мы изначально были рекламным агентством, размещали заказы по типографиям. Затем купили маленькие резачки, другие аппараты офисного плана. То есть конечной отделкой полиграфии стали заниматься сами. Поднабравшись опыта, мы решили приобрести офсетную машину. Изначально наш ориентир был направлен именно на офсетную печать. С учетом вложений - это, конечно, дорогостоящая аппаратура. Но существуют многочисленные системы лизинга и кредитования, которые облегчают возможное начало бизнеса. Хотя сейчас я искал бы именно б/у технику, но в хорошем состоянии. Это, как и в случае с годовалой машиной, - она ведь уже полностью готова к эксплуатации, ее не нужно доводить “до ума“. Цены на б/у аппаратуру - от 15 тысяч долларов, новую - от 200 тысяч долларов. Разброс цен на московском рынке полиграфического оборудования очень большой - все зависит от технических характеристик“.

Горячее дыхание конкурентов

Ризограф дешевле и, как следствие, более доступен, но нужно отдавать себе отчет в том, что такое оборудование под силу не только вам, но и вашим конкурентам. Чем меньше его стоимость, тем ближе будет чувствоваться их дыхание. Чтобы строить бизнес, надо реально представлять себе, кому будет оказываться услуга, в чем будут состоять ваши преимущества, и т.д. “Можно, допустим, играть на скорости, - говорит директор РА “Солист“ Александр Ер, открывший типографию при своем рекламном агентстве около четырех лет назад. - Например, делать все заказы в кратчайшие сроки. Сотрудники при этом должны быть готовы оставаться на ночь. Таким образом, охватывается аудитория “горячих“ клиентов. Можно предлагать варианты технологий печати, советовать, что подходит заказчику, а что нет, ориентироваться именно на высокое качество услуг, учитывая, разумеется, и остальные факторы“.

Все мини-типографии объединяет сходный принцип действия, основанный на трафаретной печати. Первыми на российском рынке появились аппараты фирмы Riso, пионера этой области полиграфии, получившие название “ризографы“, а фирма Duplo, позже вышедшая на этот рынок, предпочитает называть свои аппараты дупликаторами. Ныне на рынке представлены три основных производителя - Riso, Duplo и Ricoh (все - японские). Аппараты Ricoh производятся также в Европе и России под марками Rex-Rotary, Nashuatec, MB, Gestetner. На московском рынке сейчас, в основном, востребованы аппараты начального уровня формата A4 и системы формата A3. Сказать точно, какая фирма-производитель лучше, трудно. Все аппараты устроены примерно одинаково. Разумеется, речь о престиже здесь не идет: мини-типографию уместнее сравнивать с грузовиком, а уж на каком грузовике возить доски - это неважно.

Наиболее популярной является печать с отсканированных бумажных оригиналов. Однако все большее число потребителей обращают внимание на такие детали, как наличие компьютерного интерфейса (RIP) для подключения мини-типографии к ПК и печати электронных документов (блок идет в поставке или покупается отдельно) или сетевой карты - для использования мини-типографии в качестве устройства сетевой печати.

Ломовые лошадки

Именно ризографы можно назвать ломовыми лошадками на рынке офисной техники. Они предназначены для быстрой (до 120-130 стр/мин.) и экономичной печати на бумаге формата А6-А3. При тиражах в диапазоне 50-5 000 копий они успешно конкурируют по себестоимости оттиска с копирами и малоформатными офсетными машинами. Стоимость копии в этом случае резко снижается при увеличении тиража. Важными преимуществами мини-типографий является большой ресурс работы машин (до 9 миллионов копий), малое энергопотребление (до 400 Вт) и экологическая чистота (расходники часто нетоксичны). В отличие от офсетной печати, при работе с мини-типографией не требуется никаких затрат на подготовку печатного процесса. Даже если вы приобретаете бывшее в употреблении оборудование, которое у прежнего хозяина работало без всякого сервисного обслуживания, “внутренности“ аппарата могут быть в полной целости и сохранности.

А вот большим плюсом копировальных машин последнего поколения является их способность работать практически на любой бумаге - от недорогой тонкой (46 г/м?) до картона (240 г/м?). Специалисты настоятельно советуют приобретать устройства формата А3, даже если вы планируете печатать только копии формата А4. Дело в том, что на аппарате формата А3 за один проход вы сможете напечатать сразу две копии формата А4. Это продлевает срок службы аппарата, снижает себестоимость и значительно ускоряет процесс печати. А для “разделки“ готовых копий можно приобрести специальный резак, способный резать пачки бумаги толщиной 500 листов.

Именно в самом начале организации бизнеса необходимо решить важную проблему - какое оборудование покупать. Здесь можно пойти двумя путями. Первый - приобрести б/у машины, “пробег“ которых позволяет с некоторыми издержками производить качественную полиграфию, способную удовлетворить запросы не слишком взыскательных клиентов. Второй путь - закупка абсолютно нового оборудования. Некоторые эксперты утверждают, что начинать с новой машины правильнее. Особенно это важно, если у вас в штате нет высококлассного специалиста по оборудованию, который в короткие сроки сможет найти причину возможных неполадок и устранить их. По опыту многих владельцев типографий, бывшее в эксплуатации оборудование часто дает сбои и нуждается в пристальном контроле.

Кроме машин

Если говорить о других необходимых требованиях бизнеса, то, в первую очередь, это помещение. Как бы ни была мала типография, она требует наличия склада (как для исходников, так и для готовой продукции). Вообще же, мини-типография занимает мало площади - можно начать с 40 кв. м. Однако известны случаи, когда мини-типография располагалась и на 20 кв. м. - буквально в отгороженном углу офисного помещения. При таких обстоятельствах вполне возможно объединить в одном месте и производство, и офис. При их разделении, конечно же, потеряется мобильность и потребуется налаживать логистику процесса.

Период, за который может окупиться оборудование, назвать сложно. Порог рентабельности в этом случае зависит от очень многих причин. “Могу сказать одно, - говорит Александр Ер, - если вы начнете бизнес с производства полиграфической продукции на офсетном оборудовании, вам понадобится около года только на то, чтобы привести работу типографии к более-менее скоординированному взаимоотношению заказов клиентов и ваших мощностей. Непосредственно сроки окупаемости оборудования также зависят и от наличия клиентской базы, и от местоположения производства, и от многого другого. Если говорить о возвращении “своих“ - то можно назвать срок в три года. В первый год, конечно, вам уже не надо вкладывать инвестиции, но и баланс будет фактически равен нулю. Пока вы не приведете в должную форму технические параметры своего оборудования, пока не будут сформированы заказы, о постоянном серьезном доходе можно забыть“. Такого же мнения придерживаются многие владельцы типографий. Для этого бизнеса вполне применима знаменитая пословица: “Первый год ты кормишь бизнес, второй - бизнес кормит себя сам, третий - бизнес кормит тебя“.

Но при грамотно построенном продвижении услуг достичь удается многого. Известны примеры людей, которые, даже не являясь специалистами в вопросах полиграфии, но имея предпринимательскую жилку, добивались в этом направлении больших успехов.

“Если брать новое офсетное оборудование - то окупится типография не раньше, чем через три года. Конечно, при покупке уже проработавшей какое-то время аппаратуры, есть риск, что она сломается. Гарантий никаких нет. И через сколько окупится бывшая в употреблении техника - неизвестно. Но обычно, если берешь “старую“ машину, - через год-полтора ее можно “отбить“, и потом уже пойдет прибыль“, - говорит директор типографии “Елена“ Сергей Немцов.

Результаты труда

Сориентировать читателя по прибыли очень сложно - это зависит от многого, но в среднем мини-типография (офсетный станок + вспомогательное оборудование) реально может приносить доход около 2-5 тысяч долларов в месяц. Рассмотрим простой пример. Цена одного оттиска на копировальном оборудовании составляет 0,5 доллара, а затраты - около 12 центов/оттиск. При почти полной загрузке машины можно получить “грязную“ прибыль в 10 тысяч долларов в месяц. С вычетом затрат на обслуживание, аренду помещения, зарплату сотрудников - получается около 2-3 тысяч долларов чистой прибыли в месяц. Однако надо помнить, что летом для типографий фактически наступает мертвый сезон, а затраты остаются.

Аренда помещения, зарплата сотрудникам, модернизация аппаратуры - все это постоянные статьи расходов. Будущим владельцам мини-типографий стоит уделить особое внимание вопросу приобретения расходных материалов. На рынке достаточно много так называемых “совместимых“ материалов, которые примерно на 30% дешевле оригиналов. Однако все продавцы ризографов в вопросе выбора расходников поразительно единодушны - они настоятельно рекомендуют своим клиентам пользоваться только оригинальными материалами и никакими другими принципиально не торгуют. Последствия применения нефирменных материалов катастрофичны. Например, если на Riso использовать совместимые расходники, то можно смело откладывать 1 000 долларов на новый барабан. Одно дело, если выйдет из строя струйный принтер стоимостью 100 долларов, другое дело - ризограф в тридцать-сорок раз дороже. Бывает и так, что на тубе с краской может быть написано одно, а внутри может находиться совсем другое. В случае с совместимыми материалами есть вероятность попасть на перезаправленную тубу, куда заливают порой обычную типографскую краску. И хотя специалисты обычно отличают “липу“ по запаху и консистенции, обычному пользователю оценить качество краски очень трудно. Чтобы избежать неприятностей, имеет смысл покупать расходники в той же компании, которая осуществляет сервисное обслуживание.

Факторы успеха

Что касается остальных факторов успеха, то здесь на первом месте стоит наличие клиентской базы. Конечно, немаловажны и оперативность выполнения заказов, и местоположение самого производства. Предприятия в промзонах или имеющие сложную пропускную систему могут и отпугнуть клиентов. “Где находится производство, в принципе, все равно, - считает Сергей Немцов. - Главное, чтоб был удобный подъезд к офису - погрузка-отгрузка товара идет постоянно“.

В случае с мини-типографией, в первую очередь, нужно думать о том, чтo она будет делать и для кого. Реклама в данном виде бизнеса - в основном, прямой маркетинг, то есть, менеджер обзванивает потенциальных клиентов. Хотя некоторые предприниматели размещают объявления в газетах и журналах типа “Товары и услуги“. Еще один важный момент: полиграфическая услуга - сложная. Нет четких, с первого взгляда очевидных мерил, позволяющих определить, качественно выполнена работа или нет. Откровенный брак определить легко, но в полиграфии существует множество промежуточных критериев. Клиент, узнав о вас, не сразу побежит делать заказ - нужно завоевать его доверие.

По поводу ценовой политики можно сказать следующее: если рассчитывать оперативную прибыль по заказу, то есть по прямым затратам из общего дохода, можно утверждать, что полиграфия - высокорентабельный бизнес. Продавец может варьировать цены на услугу в зависимости от того, насколько сильно хочет получить данный заказ. Тут есть большой диапазон всевозможных действий: так как мини-типографии рассчитаны на небольшие и неотложные заказы, то на повышении цен для “срочных“ клиентов можно “играть“. Например, приглашения нужны на какое-то мероприятие к утру, а заказчик приходит, скажем, накануне в шесть вечера. Тогда можно требовать дополнительной платы за срочность - как правило, клиент идет на это. Цена в этом случае может повышаться в два раза. В идеале, кстати, имеет смысл наладить круглосуточную работу типографии - в этом случае она будет приносить максимальные доходы

Александр Иванов