О чём поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы живы! Живы мы!
- Мы дожили!
- Мы выжили!

С этим стихотворением Валентина Берестова мы познакомились на уроке чтения, когда изучали «Азбуку». После прочтения этого произведения у нас возникло много вопросов. Как удаётся таким маленьким пташкам выжить в морозы? Конечно, благодаря помощи людей. Как мы можем помочь птицам? Все дружно ответили, что можно сделать кормушки. Вроде все всё знали. А чем нужно кормить птиц, чем можно, чем нельзя? Какие кормушки лучше? На эти вопросы ответить сразу мы не смогли. Поэтому мы начали наше исследование.

Цель: знакомство с особенностями зимней подкормки птиц.

Задачи:
- познакомиться с птицами, зимующими в Карелии;
- изучить правила кормления птиц;
- изготовить кормушку;
- провести наблюдения за птицами у кормушки.

Методы:
- изучение литературы;
- конструирование;
- наблюдение за птицами;
- фотосъёмка.

Изучение литературы
Зимующие птицы Карелии
Карелия - родина 217 видов птиц. Ещё 60 видов пересекают Карелию во время перелётов. Немало видов остаётся зимовать или совершает небольшие кочёвки. Осенью некоторых птиц в посёлках и городах становится больше. Им легче пережить зиму рядом с человеком. Рассмотрим особенности питания некоторых птиц, зимующих в Карелии.
Большая синица
Зимующие у нас большие синицы уже в конце августа из леса перелетают ближе к жилью человека. Летом питаются они в основном насекомыми, уничтожая вредителей садов и леса. С осени и до весны большие синицы становятся всеядными - кормятся пищевыми отходами, семенами, уничтожают зимующих в трещинах коры и стенках построек насекомых и их личинок. Часто посещают птичьи кормушки, где кормится семечками подсолнуха, остатками пищи, несолёным салом.
Воробей
Эти птицы в Карелии зависят от человека. Гнездятся в жилых и нежилых постройках. Птицы зерноядные, но большую часть года питаются пищевыми отходами и только птенцов выкармливают насекомыми. Живут стайками.
Сорока
В Карелии сороки гнездятся только вблизи населённых пунктов. Птица всеядна. Зимой посещает свалки, мусорные контейнеры - места, где можно найти пищевые отходы.
Снегирь
Обитает в таежных лесах, в Карелии встречается повсеместно. Розово-красная окраска нижней части тела известна всем, а вот у самки и молодых птиц она коричневато-серая. Стайки снегирей зимой часто появляются в населенных пунктах. Корм разный, зависит от сезона, местности и урожайности. Зимой это семена травянистых растений, ягоды рябины, почки.
Свиристель
Места зимовки свиристелей непостоянны. В годы хорошего урожая ягод рябины они всю зиму проводят у нас в Карелии. Зимой стайки свиристелей часто можно встретить на рябине, так же они поедают боярышник, облепиху и сочные плоды других кустарников.
Чиж
Населяет всю территорию Карелии. Любимое местообитания - старые ельники и сосняки. Питается семенами ольхи, берёзы, ели, сосны. Зимой вместе с синицами и воробьями прилетает к кормушке.

Почему птиц надо подкармливать зимой
Зимняя подкормка птиц необходима. Уже осенью, когда становится холоднее на улице, птицы затрачивают больше энергии на поддержание температуры тела и теряют собственный вес. Чтобы поддержать температуру тела и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — повсюду снег и лёд.
В Карелии птицам зимой не достаёт не только корма, но и не хватает времени - зимний день очень короткий. В декабре и январе солнце появляется примерно на 5 часов. За это время птицы должны найти такое количество корма, которое необходимо им для нормальной жизни в течение дня и длинной, холодной ночи. Это удаётся не всем видам, многие не доживают до весны. Особенно много их гибнет во время резких похолоданий, сильных снегопадов.

Правила зимней подкормки птиц
- Начинать подкармливать птиц надо поздней осенью и продолжать до весны.
- Важно кормить птиц регулярно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
- Корм можно заготовить в конце лета и осенью. Это семена берёзы, жгучей крапивы, одуванчика, лебеды, подорожника, щавеля. Из ягод запасают рябину, плоды шиповника и можжевельника. Зимой заготавливают семена ели и сосны.
- Зимующие птицы любят нежареные семечки подсолнуха, просо, давленый овёс, крошки пшеничного хлеба. Можно высушивать семена арбуза, тыквы, дыни, кабачков, яблок и груш.
- Если в кормушку прилетела незнакомая птица, можно накормить её нежареными семечками.
- Для синиц вывешивают кусочки несолёного свиного сала и мяса. Сало развешивают на тонких ветках, обвязывая ниткой, на толстые ветки эти лакомства класть бесполезно - утащат вороны.
- Неправильно подкармливая птиц, человек может им навредить, а закармливая, даже убить. Корма в кормушке должно быть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время. И только нужного птицам.
- Нельзя кормить птиц жареным, солёным, острым, ржаным хлебом, цитрусовыми, кожурой банана.
- Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
- Необходимо следить, чтобы в кормушке не было снега, а корм был постоянно.

Типы кормушек
Кормушки для птиц могут быть разных конструкций (см. фото Приложение 2). Но обязательное условие, чтобы корм в них был защищён от ветра, снега, дождя.
Один из вариантов, когда сверху у кормушки широкая крышка, а по краю основания - бортики. Ширина щели между бортиком и крышкой - от 6 до 8 см. Так до корма не доберутся серые вороны, галки и сороки. Специально этих птиц не подкармливают, так как они переносят разные опасные заболевания и разоряют весной гнёзда певчих птиц.

Практическая часть
Изготовление кормушки
Мы с дедушкой изготовили две кормушки. Одну в виде домика с каркасом из деревянных брусков. Для основания взяли кусок строительной панели, так как её легче очистить от остатков корма. Крышу покрыли кусочками сайдинга, чтобы кормушка не промокала. Конёк из уголка. Украсили резьбой и деревянные детали покрыли морилкой коричневого цвета. Кормушку закрепили на кол высотой полтора метра. Расположили её рядом с кустами малины, напротив окна, чтобы удобно было наблюдать за птицами у кормушки.
Вторую кормушку из пластиковой бутылки разместили чуть подальше в кустах малины.
Третью кормушку из деревянных брусков и тонкой доски мы сделали в классе.

Наблюдение за птицами
Кормушку посетили несколько видов птиц. Это очень знакомые большая синица, воробей, снегирь, а также чиж, лазоревка, гаичка.
Синицы и воробьи прилетали стайками, чаще других видов птиц.
Увидели мы и незнакомых нам птиц. С помощью литературы определили чёрного дрозда. В один из дней он разрывал листья под малиной. Так как зима была с оттепелями, снега было мало.
Вместе с красногрудым снегирём прилетала самка снегиря. Грудка у неё окрашена в неяркий серый цвет.
Дольше всего не могли мы решить, что за птица с зеленоватым оттенком прилетала на кормушку, чаще в морозные дни. После долгих поисков решили, что это зеленушка, которая живёт в пихте недалеко от кормушки.
Наблюдая за кормушками, мы увидели, что птицы чаще прилетали к первой кормушке, съедали весь корм, быстрее семена подсолнечника.
В сильные морозы птиц прилетало больше, значит, мы помогали им выживать в трудных условиях зимы. Вторая кормушка, возможно, была не очень удобна для птиц.
Больше птиц прилетало днём, в светлое и более тёплое время суток. В солнечные дни птицы были более подвижны, прилетали стайками. Особенно оживленно вели себя синицы.
В марте к кормушке подлетали скворцы. В этом году они прилетели рано, в начале марта. После этого были ещё сильные заморозки и снегопад.
В начале апреля у кормушки появились зяблики и зарянки.

Выводы
По результатам наблюдений можно сделать выводы:
1) Птицы привыкли к подкормке и с удовольствием едят предложенный корм.
2) Для птиц удобны деревянные кормушки.
3) Основные посетители кормушки - синицы и воробьи.
4) Чем холоднее, тем чаще к нам прилетали птицы.
5) Любимое лакомство птиц семена подсолнечника, сало и хлебные крошки.
III. Заключение.
В результате проделанной работы я узнал, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, какие корма любят птицы, научился правильно кормить птиц. Теперь знаю из чего можно сделать кормушку и могу сделать её сам.

Дата публикации: 15.12.17

Проект

«Покормите птиц зимой!»

Подготовила воспитатель группы «Солнышко» Лапенкова Т.В.

Цель проекта: формирование интереса к природе родного края; к птицам, зимующим в нашей местности; формировать любовь к животным и птицам, требующим особой заботы и внимания в холодное время года; активизация познавательных интересов; заинтересовать родителей принять участие в акции: «Покормите птиц зимой!», а также в конкурсе на изготовление лучшей кормушки для птиц.

Всестороннее развитие личности ребенка, укрепление здоровья при взаимодействии с окружающей средой.

Обогащение предметно-развивающей среды. Подборка и обновление игрового оборудования.

Повышение квалификации педагогов и компетентности родителей.

Задачи проекта:

Развивающие: Расширение кругозора, приобретение новых знаний о птицах.

Коррекционные: Развитие двигательных навыков, развитие общей и мелкой моторики, укрепление здоровья на прогулках, на занятиях и в повседневной жизни.

Воспитательные: Воспитание духовных, нравственных и волевых качеств, доброты и сострадания к «братьям нашим меньшим».

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети группы раннего возраста «Солнышко», воспитатели, родители.

Реализация проекта

По трем этапам

Подготовительный этап

Диагностический опрос родителей «Наблюдаете ли вы за птицами, когда гуляете с детьми?»

Оформление информационного уголка для родителей: «Советы родителям»

Изготовление плаката «Покормите птиц зимой!»

Подбор подвижных игр о птицах: «Воробушки и автомобиль», «Птички летают» и др.

Подбор стихов и потешек о птичках, чтение художественной литературы.

Подбор пальчиковых, дыхательных гимнастик.

Разучивание игр с детьми.

Наблюдения за птицами на прогулке.

Экскурсия по территории участков дома ребёнка с целью наблюдения за поведением зимующих птиц «Где же наши птички?»

Основной этап

Мероприятия:

Беседы с детьми о птицах, зимующих в нашей местности.

Разучивание подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Прилетели птички воробьи, синички» на участке дома ребёнка и на физкультурных занятиях.

Проведение наблюдений за птицами на прогулке: голуби, синицы, воробьи, вороны.

Рассматривание предметных картинок о зимующих птицах нашей полосы.

Проведение разных видов гимнастик: пальчиковая и дыхательная.

Чтение художественных произведений: стихов, рассказов, потешек о птицах: «Сорока-сорока», «Андрей-воробей» и др.

Проведено открытое занятие «К нам синичка прилетела».

Наблюдение на прогулке «Наши кормушки для птиц».

Экскурсия по участку «Где же наши птички?»

Проведён смотр-конкурс «Лучшая кормушка для птиц».

Заключительный этап

Развитие детей - это получение информации об окружающем мире. Окружающий мир всегда интересует детей. Они задают сотни вопросов каждый день. Наблюдения за природой - один из способов получения ответов на детские вопросы. Это способствует развитию памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи.

В ходе реализации проекта дети получили навыки наблюдения за живой природой. Стали чаще обращать внимание на птиц, прилетающих на участок, где проходит прогулка. Приносить из дома корм для птиц и сыпать его в кормушку. Наблюдать за птичками в кормушке. Эмоционально реагировали на стихи и потешки о птицах, многие заучили полюбившиеся потешки и с удовольствием рассказывали их на прогулках и занятиях.

В уголке для родителей была размещена информация о прогулках и наблюдениях в живой природе, подборка подвижных игр, в которые можно играть на прогулке. Также подготовлен плакат «Покормите птиц зимой!» Проведён конкурс для родителей и детей

« Лучшая кормушка для птиц». Родители Светы М. и Ангелины М. приняли активное участие в изготовлении кормушки для птиц, за что были отмечены «Благодарностью за активное участие в жизни группы»

В результате работы над проектом у детей сформированы разносторонние знания о зимующих птицах нашей полосы. Родители получили полезную информацию о важности воспитания в подрастающем поколении доброты и отзывчивости к «братьям нашим меньшим», внимательного отношения к природе родного края.

ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Конспект открытой образовательной деятельности:

Экскурсия по участку «Где же наши птички?»

Воспитатель: Лапенкова Т.В.

Присутствовали подгруппа детей:

София С. 2г.7м.(ЗРР),Таисия Г. 2г.5м (ЗРР), Максим В. 2г (ЗПРР)

Рита К. 2г.4м (ЗРР), Ангелина М. 2г.8м (ДЦП, ЗПРР), Светлана М. 2г.8м.(ЗПРР)

Цель ООД: доставить детям удовольствие и радость от экскурсии, продолжать
формировать представление о внешнем виде птиц, о жизни птиц зимой;

Задачи ООД:
1.Развивающие:
- обогащать словарный запас детей: птица, воробей, синица, голубь, голова, хвост, крылья, клюв, глазки, синий, черный, желтый, кормушка, корм.
- ввести в пассивный словарь детей слова: семечки, пшено, хлопья, снег, холодно, голодно

Развивать желание наблюдать за птицами.

2.Коррекционные:

Развивать моторику рук,

.
3.Воспитательные :

Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

4. Образовательные :

Формировать представления о зимующих птицах (синица, воробей), что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей.

Учить узнавать и называть птиц, формировать умение выделять характерные особенности внешнего вида, способы передвижения, особенности поведения.

Побуждать включать движения рук по предметам (кормушка, корм) в процессе знакомства с ними, потрогать их и т.д.

Учить детей следить за рассказом воспитателя

Формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом или предложением из 2 слов,

Используемые технологии

Средства обучения : кормушки для птиц, щёточка для очистки кормушек от снега, пакетики с кормом для птиц (пшено, семена подсолнечника, кукурузные хлопья)

Методические приёмы :

1.Сюрпризный момент. Чтение стихотворения о птицах.

2. Наблюдение за птицами на прогулке.

3. Рассматривание кормушек на прогулке, очистка кормушек от снега, добавление корма в различные кормушки.

4. Вопросы к детям.

5. Рассказ воспитателя о зимующих птицах.

5.Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Предварительная работа : разучивание пальчиковой игры «Птички», рассматривание предметных картинок «Зимующие птицы», изготовление кормушек для птиц, рисование на занятии пальчиками «зёрнышки для птиц».

Ход экскурсии.

Выход на прогулку. Организационный момент: построение парами.

Чтение стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Вопросы к детям: - Почему птиц зимой нужно кормить? (ответы детей).

А как вы думаете, только мы с вами повесили кормушку для птиц? (ответы детей).

Сейчас мы погуляем с вами вокруг дома и внимательно посмотрим, где висят кормушки для птиц? Какие птицы прилетают на кормушки?

Во время экскурсии обратить внимание детей на кормушки для птиц не только на нашем участке, но и на соседних. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами. Показать, как очистить кормушку от снега (Смести снег щёточкой). Рассмотреть с детьми, какие бывают кормушки (большие, маленькие). Рассмотреть принесённый корм для птиц (пшено, семечки, хлопья, крошки белого хлеба). Просить детей повторять названия корма для птиц. Если есть возможность, опустить кормушки, чтобы дети сами могли насыпать корм на дно кормушки. Поощрить активность детей.

Как вы думаете, почему так много кормушек? (ответы детей). Потому, что птиц много, нужно, чтобы всем зимующим птицам хватило кормушек и корма.

Вывод. Зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки.

ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребёнка для детей споражением центральной нервной системы с нарушениемпсихики»

Конспект организованной образовательной деятельности.

Наблюдение «Кормушки для зимующих птиц»

Подготовила и провела воспитатель группы «Солнышко» Лапенкова Т.В.

Присутствовала подгруппа детей:


София С. 2г.7м.(ЗРР),

Таисия Г. 2г.5м (ЗРР),

Максим В. 2г (ЗПРР)

Рита К. 2г.4м (ЗРР),

Ангелина М. 2г.8м (ДЦП, ЗПРР), Светлана М. 2г.8м.(ЗПРР)


Цель ООД: доставить детям удовольствие и радость от занятия на свежем воздухе;
формировать представление о внешнем виде кормушек для птичек,
о жизни птиц зимой;

Задачи ООД:
1.Развивающие:
- обогащать словарный запас детей: птица, кормушка, корм.
- ввести в пассивный словарь детей слова: семечки, зёрнышки, хлопья, крошки хлеба.

Развивать способность детей к речевому общению,

Развивать умение выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2.Коррекционные:

Развивать моторику рук,

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи
3.Воспитательные :


4. Образовательные :

Формировать представления о зимующих птицах (синица, воробей, голубь)

Дать представление о кормушке, формировать умение выделять её характерные особенности внешнего вида,

Обогащать непосредственный чувственный опыт детей,

Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним, потрогать их и т.д.,

Формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом или предложением из 2слов

Развивать умения играть вместе со сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» Сенсорное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие компонентов устной речи детей.

«Социализация». Развитие игровой деятельности детей.

Используемые технологии : коррекционно-развивающего обучения, элементы здоровье-сберегающей технологии, игровые, личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Средства обучения : кормушки для птиц, блюдечки с разным кормом для птиц (пшено, семена подсолнечника, кукурузные хлопья, кусочки хлеба)

Методические приёмы :

1.Сюрпризный момент. Внесение кормушек на участок дома ребёнка.

2.Рассматривание кормушек.

3. Рассматривание корма для птиц

4.Чтение потешек о птичках.

Предварительная работа : разучивание пальчиковой игры «Птички», разучивание подвижной игры «Воробушки и автомобиль», изготовление кормушек для птиц, рассматривание предметных картинок о зимующих птицах нашей полосы.

Ход занятия.

Внести кормушки на участок. Обратить внимание детей на кормушку, стоящую

на столе. Воспитатель задаёт вопросы детям: «Ребятки, что это такое?»

Подытоживает ответы детей: «Да, это кормушка для птичек, которые остались зимовать у нас». Воспитатель: «А какое сейчас время года?» Дети отвечают.

Да наступила зима, стало холодно, птицам тяжело достать корм, поэтому люди делают кормушки для птиц и подкармливают птичек.

Воспитатель даёт возможность потрогать кормушку, объясняет, что у каждой кормушке есть донышко, куда насыпают корм, есть крыша, чтобы корм не засыпал снег.

Затем воспитатель задаёт вопрос: «Дети, а какой корм можно насыпать в кормушку?» Правильно, можно насыпать зёрнышки, хлебные крошки, хлопья и семечки. Посмотрите, какой корм я принесла? Семечки и хлопья. (Ребятки повторяют названия корма.) Я сейчас вам раздам немного корма, а вы посыпьте его в кормушку.(Дети сыплют зёрнышки в кормушку со словами: «Кушайте птички! Кушайте птички!»

Воспитатель читает потешку: «Кушайте птички! Снегири, синички! И хохлатый воробей, подлетай, не робей!» Дети повторяют потешку, имитируя ручками полёт птиц.

Затем воспитатель вешает кормушку на дерево и приглашает ребят поиграть в подвижную игру «Воробышки и автомобиль». Игра проводится 2-3 раза.

В завершении воспитатель снова просит подойти детей к кормушке и подводит итог занятия: «Сегодня мы с вами повесили кормушку для птиц и насыпали в неё корм для птичек, которым холодно и голодно зимой. Ребятки, давайте будем каждый день подкармливать птичек, приносить зёрнышки и сыпать в кормушку, чтобы наши птички не погибли».

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по теме:

«Птичка-синичка прилетела к нам»

Взаимопосещение занятий, декабрь, 2016 г.

ООД проводила с детьми:

Маша М., 4г.2м., ДЦП, ЗРР,

Ника Г., 3г.10м., синдром Дауна, ЗПРР

Знакомство с птичкой – синичкой.

Цель ООД: доставить детям удовольствие и радость от занятия,
формировать представление о внешнем виде птицы (синица),
о жизни птиц зимой;

Задачи ООД:


1.Развивающие:
- обогащать словарный запас детей: птица синица, голова, хвост, крылья, клюв, глазки, синий, черный, желтый, кормушка, корм.
- ввести в пассивный словарь детей слова: семечки, пшено, хлопья, холодно, голодно

Развивать способность детей к речевому общению,

Развивать умение выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2.Коррекционные:

Развивать моторику рук,

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи
3.Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
- прививать любовь и бережное отношение к птицам, стимулировать добрые чувства по отношению к ним.

4. Образовательные :

Формировать представления о зимующих птицах (синица),

Учить узнавать и называть птицу (синица), формировать умение выделять её характерные особенности внешнего вида, способы передвижения, особенности поведения,

Обогащать непосредственный чувственный опыт детей,

Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним, гладить их и т.д.,

Учить детей следить за рассказом воспитателя,

Формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом или предложением из 2-3 слов,

Развивать умения играть вместе со сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» Сенсорное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие компонентов устной речи детей.

«Социализация». Развитие игровой деятельности детей.

Используемые технологии : коррекционно-развивающего обучения, элементы здоровье-сберегающей технологии, игровые, личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Средства обучения : игрушка-синичка, кормушка для птиц, блюдечки с разным кормом для птиц (пшено, семена подсолнечника, кукурузные хлопья, кусочки хлеба), краски пальчиковые, влажные салфетки, альбомные листы с рисунком кормушки для птиц.

Методические приёмы :

1.Сюрпризный момент.

2.Рассматривание игрушки-синички.

3. Вопросы к детям.

4.Физкультминутка (пальчиковая игра)

5. Рисование пальчиковыми красками зёрнышек в кормушке

Предварительная работа : наблюдение за зимующими птицами на прогулке, разучивание пальчиковой игры «Птички», изготовление кормушек для птиц, рисование воспитателем на альбомных листах кормушки с птицами.

Ход занятия.

Организационный момент. (Дети сидят за столом)
Сюрпризный момент: Стук в окно.
Воспитатель: Тише, ребята, слышите? Кто-то стучится к нам в окно! (Берёт в руки спрятанную игрушку-птичку и показывает детям).
Смотрите! Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай, с детками ты поиграй!

Основная часть.

Воспитатель:
- Ребята, давайте познакомимся с птичкой?(ответ детей)
Воспитатель говорит от имени птички:
- Я птичка синичка.
Ответ детей: (Я Маша, я Ника)
Птичка:
- Посмотрите, какое у меня желтое брюшко, а головка черная, еще у меня есть лапки, крылышки, клюв и глазки!
Воспитатель снова закрепляет части тела птички.
Воспитатель:
- А теперь давайте поиграем с синичкой!
Пальчиковая гимнастика "Птички"
Птички-невелички летают и поют. (Машут руками.)
Птички- невелички зернышки клюют! (Стучат пальчиками по столу)
Птички сели посидели, птички дальше полетели! (Сжать кулачки на столе и снова помахать руками).
Дети повторяют движения за взрослым, имитируя движения птичек кистями рук.
Воспитатель:
- Ой, устали, полетали, кушать захотели!
Воспитатель: (от имени птички)
- Вы меня покормите? Давайте ребята покормим нашу птичку!(ответ детей)
Воспитатель:
- Вы знаете, что кушают птички?(ответ детей)
-Ребята посмотрите что под салфеточкой! Там ждет птичку сюрприз!
(На столе стоят, накрытые салфетками, блюдца с кормом для птиц.)
Воспитатель убирает салфетки и рассматривает с детьми угощения для птиц, рассказывает, чем можно кормить птиц (пшено, крошки хлебные, зерна, семечки и т.д.)
Воспитатель ставит на стол кормушку
- Кто знает, что перед нами? Кормушка. (ответ детей)
- А теперь тихонечко, чтобы не испугать птичку, насыпаем зернышки и посмотрим.
(Воспитатель ставит птичку в кормушку, дети сыплют корм.)
Птичка:
- Спасибо большое, здесь так много корма, можно я отнесу своим друзьям? (ответ детей)
- Мне у вас понравилось, но надо лететь. Я полечу и позову своих друзей, а вы повесьте эту кормушку на дерево. Мы с друзьями всегда будем прилетать к вам в гости!
Птичка: До свидания ребята!
Дети: - До свидания!

Рисование пальчиками зёрнышек для птичек.

(На листе бумаги нарисована кормушка и птицы)см. приложение

Воспитатель: Ребята, посмотрите, птички перелетели в кормушку, а корма в ней нет? Что же делать?

Дети: нужно нарисовать зернышки (если не отвечают помочь с ответом)

Воспитатель: (показ) Я обмакиваю кончик пальца в краску и прикладываю его к бумаге, отрываю кончик пальчика и снова прикладываю рядышком, и так много раз, чтобы получилось много зернышек в кормушке для птиц. Затем вытру палец влажной салфеткой. А теперь вы нарисуйте зёрнышки в своей кормушке.

Дети рисуют, у кого не получается помочь.

Воспитатель: птички обрадовались, стали клевать зернышки и весело щебетать.

Молодцы, ребятки, справились с заданием.

Итак, сегодня, мы с вами познакомились с птичкой синичкой, узнали какая она и как она живет и питается.

ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики».

Мастер-класс по изготовлению кормушки для птиц.

Подготовила и провела воспитатель Лапенкова Т.В.

занятие, декабрь, 2016 г.

проводила с детьми:

Таисия Г. 2г.7м. (ЗРР), Рита К.2г.6м. (ЗРР), Влада К. 2г.5м.(ЗРР), Максим В.2г.(ЗПРР)

Мастер-класс по изготовлению кормушки для птиц.

Цель :

1.Доставить детям радость и удовольствие от занятия.

2.Поддерживать познавательный интерес и любовь к природе. Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи :

1. Образовательные :

Дать понятие «кормушка», её назначение

Формировать знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник) при украшении кормушки

Узнавать и называть основные цвета : синий, красный, белый

Расширять представления о жизни зимующих птиц, особенностях их поведения и питания

Закреплять обобщающее понятие : корм

2. Развивающие :

Развивать мелкую моторику рук (зрительно-моторную координацию) при украшении кормушки

Развивать точность, аккуратность, дифференцированные движения рук;

Развивать тактильно-двигательные ощущения (знакомить с разными видами материала : твёрдый, гладкий)

Развивать внимание, память, точность движения.

3. Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение и любовь к птицам.

Для создания кормушки вам понадобятся:

1.2 пластиковые тарелки.

  • 3 верёвочки по 50 см.
  • Краска акриловая.
  • Шило.
  • Крупные бусины 6 шт.
  • Цветная самоклеющаяся бумага.

Начинаем изготовление.

  • Возьмите две пластиковые тарелки, и сделайте в каждой тарелке по три отверстия на равном расстоянии друг от друга, примерно 1 см от края.
  • Покрасьте тарелки в понравившийся Вам цвет.
  • Вместе с детьми, украсьте геометрическими фигурами, вырезанными из самоклеящейся цветной бумаги.
  • Сквозь отверстия 1 тарелки (нижней) протягиваем верёвочки. Завязываем узелки и крепим бусины.
  • Переворачиваем тарелку вверх дном и протягиваем верёвочки в отверстия.
  • Все три верёвки связать одним узлом.

5.Второй ряд бусин крепим на середине каждой верёвочки.

Кормушка готова. На прогулке вместе с детьми закрепите изготовленную кормушку на ветке дерева и насыпьте корма.

Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»

Введение

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю, что о птицах дети знают мало. Появляется идея - познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, беречь их. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому был разработан проект «Птицы на кормушке».

Цель проекта: создать условия для развития детской исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность «Птицы на кормушке»

Проблема . Почему не все птицы улетают в теплые края?

Гипотеза. Наверное, зимующие птицы не боятся холода и могут сами находить корм.

Цель: узнать, как живут в нашем городе птицы зимой.

Задачи:

1. Выяснить какие птицы остаются зимовать.

2. Определить, чем питаются птицы зимой.

3. Сделать кормушки и подкармливать птиц.

4. Привлечь друзей к оказанию помощи птицам зимой.

Объект исследования : зимующие птицы нашего города.

Методы исследования , которые ребенок для себя определяет сам:

  • Подумай сам.
  • Спроси у другого.
  • Посмотри в книге, получи информацию по интернету.
  • Понаблюдай.

Теоретический этап исследования

Я обратился за помощью к старшему брату, к родителям, воспитателям. Оказывается, рядом с нами и летом, и зимой живут птицы, и их не так уж и мало. В нашем городе зимуют воробьи, сороки, голуби, снегири, синицы, свиристели, вороны, клесты, дятлы, совы. Мне захотелось узнать подробнее о каждой птице. В этом мне помог брат. С помощью интернета, на страницах книг я рассмотрел фотографии птиц, узнал об особенностях их зимовки.Вот, что я узнал:

Зимующие птицы могут переносить холода. Например:сова и дятел прячутся в дуплах деревьев. Синицы, сороки, прилетают к жилью человека. Вороны, галки, голуби ночуют, прижавшись, друг к другу. Перья помогают птицам сохранять тепло. Между перышками у птиц - воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они.

Зимующие птицы могут сами находить себе корм - ягоды и плоды. Например, дятел умеет добывать насекомых из под коры. Семена, которые созревают осенью на деревьях, кустарниках - то же корм для птиц. Клест даже выводит птенцов в январе, потому что для них есть много корма - семян из еловых шишек.

Практический этап исследования

Я очень удивился, когда узнал, что синицы любят сало. Подумал, а где она его берет? Вспомнил, что синицы, что бы выжить зимой прилетают поближе к жилью человека.

1. Изготовление кормушек .

Вместе со старшим братом смастерили разные кормушки и развесили их в своем дворе и на участке детского сада. Поинтересовался у родителей и воспитателей, чем можно кормить птиц. И вместе со своими друзьями стали наблюдать. Воробьи, вороны и голуби - были главными гостями. А вот синицы прилетали когда мы уходили с прогулки. Они видимо, очень пугливы и осторожны.

2. Питание птиц.

Подкармливая птиц, я наблюдал и узнал, что:

  • почти все птицы едят семена подсолнечника и, в первую очередь, синицы.
  • синицы не любят семена дыни и тыквы, а воробьи едят с удовольствием.
  • Пшено и просо - любимая еда воробьев.
  • Хлебные крошки едят синицы и воробьи. Но хлеб в большом количестве вреден для птиц.

А снегири на мою кормушку так и не прилетели, я для них приготовил ягоды рябины. Но я буду их ждать - надеюсь, что прилетят.

Результаты исследования:

1. Теперь я знаю зимующих птиц и могу определить их по внешнему виду.

2. Оформил альбом о зимующих птицах.

3. Составил рассказ о птицах для детей своей группы по плану: внешний вид, где живут, чем питаются.

Моя гипотеза подтвердилась: остаются зимовать только те птицы, которые могут переносить холод и находить себе корм, но им нужна наша помощь. Если повесить кормушки и подкармливать птиц, то весной будет больше птиц.

4. Я привлек своих друзей к оказанию помощи птицам. И теперь мы вместе следим, что бы в кормушках был корм и наблюдаем за ними.

5. Птиц на участке детского сада и в моем дворе стало больше.

Вывод: Зима - трудный период в жизни птиц. Если человек будет о них заботиться, им легче будет перенести холод и голод.

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

Конкурсный проект акции «Покормите птиц зимой»

в номинации «Птичье кафе»

тема

«Видовой состав птиц,

посещающих кормушку

в течение всего холодного периода»

Руководитель проекта:

учитель биологии МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» Беляева Наталья Александровна

2015-16 уч.г.

Введение

I .Этапы реализации проекта:

-теоретический этап

-основной (практический) этап

II

III .

IV . Приложение

Фото птиц и кормушек

Введение

Актуальность данного проекта состоит в том, что большое количество пернатых погибает в зимнее холодное время года. Некоторые из них остаются у нас зимовать. Птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.

А человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность. К тому же покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее.Вот почему так важна зимняя подкормка птиц! Она помогает сохранить как обычные, так и редкие виды птиц, ведь многие из них остаются на зимовку в нашем регионе. Следовательно, нужно решить проблему с подкормкой и сделать доброй традицией развешивание кормушек в садах, возле домов в нашем селе Борки.

Гипотеза: помогая зимой птицам, мы не даем им погибнуть от холода и голода, а они, запоминая места кормления, возвращаются к нам весной и оберегают наши сады.

Цель проекта:

Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности,

Оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей и видового разнообразия птиц Суджанского района,

Развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.

Задачи проекта:

    Изучить видовое разнообразие зимующих и кочующих птиц фауны.

    Ознакомиться с биологическими основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.

    Изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке.

    До конца зимы ухаживать за кормушками и добавлять в них корм.

Основные методы:

Визуальное наблюдение за живыми объектами,

Анализ статистических данных,

Работа с разнообразными источниками информации,

Практическая работа по изготовлению кормушек, подкормке птиц.

Тип проекта: практико - ориентированный.

Продолжительность проекта: январь – март 2016 г.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта : фотоаппарат, компьютер, принтер, материалы для изготовления кормушек, разные виды корма, учебники, методические пособия, справочный материал, интернет-ресурсы.

Результатом нашего труда должна быть помощь зимующим птицам и сбор информации о них. Работая над проектом, мы так же хотели, быть примером для всех жителей села и других учеников нашей школы.

Этапы реализации проекта

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

Задачи: расширить знания о жизни зимующих и кочующих птиц в условиях сельской местности, об их приспособленности, особенностях поведения и питания.

Объект наблюдения: видовое разнообразие птиц с. Борки Суджанского района.

По нашим наблюдениям, в нашей сельской местности зимой можно увидеть следующих птиц: голубя, воробья, ворону, снегиря, синицу, дятла, дрозда-рябинника, ворону и сороку.

Согласно нашим наблюдениям, мы составили таблицу местообитания, особенности питания и хозяйственного значения этих птиц.

Место обитания, зимовка

Значение

Питание

Си́зый го́лубь (Columba livia )

Обитает в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем(чердаки, заброшенные сараи)

Благодаря скорости и способности к ориентации, одомашненные голуби издавна использовались как средство связи;

Уничтожают также семена сорных трав. В местах проживания человека легко приспосабливается к употреблению в пищу пищевых отбросов и бросового зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др.)

Воробей домовый (Passer domesticus )

Обычно в городах и поселках. Птица оседлая, но чувствительная к холоду (зимует обычно в теплых спальных гнездах)

уничтожает насекомых

Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов.

В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов,хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах, весной цветочные почки. При отсутствии поблизости полей вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает семена дикорастущих трав и насекомых.

Больша́я сини́ца , или больша́к (Parus major )

Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Оседлая птица.

Наш незаменимый помощник в борьбе с вредителями садов и огородов.

Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе.

Уничтожает множество вредных насекомых. В период размножения питается мелкими беспозвоночными и их личинками. Её рацион составляют гусеницы бабочек, пауки, долгоносики и другие жуки, двукрылые (мухи,комары, мошки) и полужесткокрылые (клопы, тли и т. п.). Также тараканов, прямокрылых(кузнечиков, сверчков), мелких стрекоз, сетчатокрылых, уховёрток, муравьёв, пчёл (предварительно удалив жало),двупароногих многоножек, клещей и др. Весной может охотиться на нетопырей-карликов, Птенцов выкармливает главным образом гусеницами бабочек, длина которых не превышает 1 см. Кормится на полях бросовым зерном ржи, кукурузы, пшеницы, овса, плоды и семена:сосны, ели, липы, клёна, берёзы, сирени, конского щавеля, лопуха, пикульников,красной бузины, рябины, ирги, черники, подсолнечника и конопли.

Снеги́рь , или обыкновенный снегирь (Pyrrhula pyrrhula )

Живет в лесах, парках, садах (избегает только чистые сосняки с густым подлеском). Оседлая и кочующая птица.

Красивые певчие птицы. Они украшают нашу жизнь.

Питается снегирь семенами, почками, некоторыми паукообразными и ягодами (в частности, рябиной). Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливает в основном растительными кормами, добавляя насекомых и ягоды.

Серая ворона (Corvus cornix )

Предпочтение отдает населенным пунктам. Зимой частично откочевывает к югу, где собирается огромными стаями, кормясь на свалках.

В большинстве мест она приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчи, жуков и озимого червя - вредителя озимых посевов.

Всеядные птицы, питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; растительной пищей - семенами различных растений, как и самими растениями, а также пищевыми отбросами.

Пёстрый дятел (Dendrocopos )

Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья.

Дятлы иногда используют в качестве барабана пустые консервные банки и куски железа для того, чтобы их барабанная дробь звучала достаточно далеко: так они призывают к себе других дятлов, чтобы вместе «лечить» деревья.

Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев.

Свиристели (лат. Bombycilla )

Свиристели не являются перелётными птицами, они кочуют на небольшие расстояния вне брачного сезона, перемещаясь зимой несколько южнее своего летнего ареала.

Очень красивая птица. она украшает наш мир. Ей даже посвящены стихи…

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времирей!

(поэт-футурист Велимир Хлебников )

…..Я тень, я свиристель, убитый влет

Подложной синью, взятой в переплет

(Первые строки поэмы Владимира Набокова « Бледное пламя »)

Птицы питаются летом насекомыми, зимой ягодами и фруктами.

Дрозд - ряби́нник (Turdus pilaris )

Гнездится повсеместно в Европе, начиная от северной границы лесной растительности до северной границы степной полосы, а также в Сибири - до водораздела между Енисеем и Леной. Встречается как залётная, зимующая птица, хотя при значительном урожае лесных ягод зимует также в средней Европе. Они любят селиться в парковых насаждениях и в перелесках, по опушкам лесов, поближе к влажным лугам.

Особое предпочтение в зимнее время эти дрозды отдают рябине. Недаром же их так назвали. При обильном урожае птицы могут надолго задержаться в одном месте, пока не объедят все ягоды. Дрозд рябинник – основной распространитель семян этих растений. Побывав в желудочно-кишечном тракте птицы, семена всхожести не теряют.

Птица всеядная. Рябинник питается как животной, так и растительной пищей. Зимой стаи рябинников слетаются полакомиться зрелой рябиной и другими ягодами (например, облепихой).

Весной и летом питается преимущественно насекомыми, червями, улитками, зимой и осенью – ягодами, плодами, семенами. Кормиться может как на деревьях, так и на земле.

Результаты наблюдений:

1. За время наблюдения из всех видов, зимующих птиц кормушки в основном посещали воробьи, синицы.

2. Во время наблюдения были выявлены кормовые предпочтения. Кормушки, где дополнительно к основным кормам были закреплены кусочки несолёного сала, чаще посещались птицами, особенно синицами. Сосчитать сколько раз прилетали синицы к кормушке очень сложно, потому что нельзя узнать эти синицы вернулись или прилетели новые. Предпочтение синицы отдавали и нежареным семечкам подсолнечника, тыквы, овсяным хлопьям.

3. Традиционное пшено, овёс, крошки белого хлеба в большей степени привлекали воробьёв. Если что-то просыпалось на снег, то воробьи, тут как тут, охотно собирали крошки хлеба, различные семена, прямо со снега.

Основной (практический) этап

Изготовление и размещение кормушек.

Материалы для строительства

Кормушки из бумажных коробок. Это недолговечный и ненадежный вариант.

Кормушка из пластиковых бутылок – не совсем эстетична, к тому же птицам неудобно садиться на тонкий пластмассовый край, лапки соскальзывают.

Кормушки-сетки - Эффективны потому что позволяют кормить лесных птиц, которые имеют обыкновение захватывать зерна и семена на лету. В зависимости от типа корма и количества птиц можно выбрать разные типы кормушек-сеток.

Но по нашим наблюдениям птицы предпочитают кормушки из натуральных материалов. Поэтому мы решили делать кормушки из дерева (запаслись деревянными рейками и фанерой). Металл использовать для кормушек нельзя. Это "холодный" материал, птицам он не понравится. Даже для крыши кормушки – и то не стоит его применять: птицы ведь наверняка будут использовать крышу в качестве "аэродрома".

Правила развешивания кормушек.

Их подвешивают на деревья, столбы, крепят к стенам зданий. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и то же время, а еще лучше - 2-3 раза в день. Можно сделать деревянный поднос размером 30 на 45 см, предусмотрительно просверлив отверстия для дренажа. Крыша над ним защитит корм от дождя и снега. Не беда, если часть корма птицы сбросят на землю, некоторые виды предпочитают кормиться с земли.

Маленькие кормушки привлекают мелких птиц. Кормушки, расположенные низко от земли, предназначены для видов, которые кормятся на земле. Много птиц привлекают капитальной конструкции кормушки, которые выставлены на высоте.

Семена, кусочки фруктов, птичий корм и обрезки сала размещаем в кормушку в виде подноса, которая защищена от дождя.

В подвесные кормушки можно мы кладем орешки и семена подсолнечника. Эти два типа кормушек должны располагаться на открытых местах, чтобы в них не могли залезть кошки и другие хищники.

Во время непогоды: сильного дождя, снега, мороза, когда количество кормных мест резко сокращается, значение кормушек резко возрастает. Даже в самый суровый мороз пернатые могут выжить, но при условии, что у них будет достаточно корма.

Другое время, когда птицам необходима подкормка, это конец зимы – начало весны, когда у птиц сокращаются источники корма. Рекомендуется, чтобы зимняя столовая продолжала работать до мая, когда подходит первая зелень.

Кормушку расположите в месте, закрытом от ветра и недоступном для хищников (в первую очередь котов). Пусть кормушка будет выставлена на открытом месте в 4-5 метрах от дерева или кустов. На таком расстоянии птицы заметят приближающегося хищника.

«Помогаю птицам я»

Как - то, на уроке раз, попросил учитель нас:

Вы попробуйте детишки, смастерить для птиц «домишки».

Дружно все мы согласились, к папам, к мамам обратились.

И построили «домишки» - из вторичного сырья.

Было много удивленья, шуток, смеха и веселья.

Почему? Скажу вам я - это конкурс мастерства.

Один домик для пернатых был похожий на дворец,

Но мальчишки как «мужчины», кормушки делали из древесины

У девчонок домик проще, но поверьте, он не тощий.

Не промокнет он от снега, и не страшен будет дождь,

Потому что, пластик прочный, защитит пернатых - ВОТ!

Все мы вместе собрались, чтоб пернатых подкормить

Новоселье было сразу, угощенье каждый день.

Понимаем, Мы в ответе за прирученных друзей.

Так летим же в школьный сад,

Ведь кормушки там висят.

Их, поверьте, там немало.

Есть на них зерно и сало,

Крошки хлеба и пшено!

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Был жестоким день обычный,

Оказалось, не со зла.

Людям я не безразлична!

Я нужна им! Ну, дела!

Да, в саду я убедился:

До весны я доживу!

А весной мы дружно вместе

Будем петь вам, люди, песни,

Защищать от злой беды

Огороды и сады.

Ведь на сытый-то желудок

Нам, пернатым, ерунда

И любое время суток,

И снега, и холода!

Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет и пестрая спецовка.

Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.

Не боится он простуды - с первым снегом тут как тут.

Опять осеннею порой к нам в гости прилетели

И сели дружною семьей на ветках свиристели.

Дрозды- рябинники летят сквозь ветры, дождь и град.

Рябины красные огни, наверно, их манят.

К их перышкам взъерошенным не пристают снежинки,

Они и под порошами резвятся для разминки.

(К. Мухаммади)

Сидят вороны по столбам,

Галдят на ветках галки,

Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

Спасибо вам великое!”

II .Результаты реализации и практическая значимость проекта

Результаты реализации проекта

    Мы ознакомились с видовым составом орнитофауны с.Борки Суджанского района.

    Изучили биологические основы организации зимней подкормки птиц: правила изготовления и размещения кормушек, способы подкормки и возможные корма.

    Учащиеся школы изготовили и представили на конкурс кормушки для птиц. Лучшие кормушки были размещены на пришкольном участке.

    Ведется наблюдение за птицами, еженедельно пополняется корм в кормушках. Организован сбор кормов для птиц.

Выводы по проекту

1 . В зимний период большинство птиц живет в стаях. В селе птиц встречалось больше, чем в лесной зоне.

2. Бедность видового состава, низкая численность и неравномерность распределения птиц по территории - это основные особенности состояния зимней орнитофауны.

3. Подкормка птиц в кормушках имеет большое значение для пернатых. Это подтверждает анализ их поведения.

4. Концентрация особенно ощущается после снегопадов, когда птицам становится трудно добывать корм из-под снега. Вблизи же человеческого жилья они всегда могут найти, чем поживиться.

5. При регулярной и длительной подкормке численность птиц увеличивается.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

IV. Список используемой литературы

    Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.

    Ж.-л.Биология №5, изд. «Первое сентября» стр. 14-16, 2009г.

    «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).

    В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г.

    Благосклонов К.Н. «Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве» (энциклопедия) стр. 224, М. 1949г.

    Поисковая система Интернета.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Экологический проект

«Покормите птиц зимой»

Составитель: воспитатель

Кузьмина Людмила Петровна

Экологический проект « Покормите птиц зимой».

Пояснительная записка.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.

Работа по экологическому воспитанию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

Выбор темы «Покормите птиц зимой» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям,

тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

И мы с родителями должны создать условия для общения ребёнка с природой.

Паспорт проекта .

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: 4 неделя ноября – март.

Участники проекта: дети средней группы (4 – 5 лет), воспитатель, родители.

Предмет изучения: зимующие птицы.

Цель проекта: уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их питании, повадках.

Задачи проекта:

- формировать интерес к исследовательской деятельности;

Расширять представления о зимующих птицах;

Познакомить детей с условиями их жизни;

Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Предполагаемый результат.

Расширить и углубить знания детей о зимующих птицах (ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, свиристель);

Создание стойкого интереса к проектной деятельности;

Повышение родительской компетентности в формировании экологической культуры;

Воспитать бережное отношение к птицам.

Продукты проекта:

  • Изготовление кормушек для птиц.
  • Сооружение на участке «птичьей столовой».
    • Почему Никита решил, что воробей не настоящий?
    • Где стал жить воробей, когда Никита принес его домой,
    • Почему воробей всё время кричал?
    • Как Никита учил воробья летать?

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана).

2. Основной (реализация плана проекта).

3. Заключительный (подведение итогов).

Этапы реализации проекта.

Мероприятия

Сроки реализации.

Подготовительный.

Разработка плана реализации проекта.

Составление конспектов мероприятий.

Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта.

4 неделя ноября.

Подборка иллюстративного материала.

Оснащение предметно-пространственной среды.

1 неделя декабря

Знакомство родителей с планом проекта.

Вовлечение родителей в проектную деятельность.

2 неделя декабря

Основной

Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихов про птиц.

Расширить представления о зимующих птицах.

2 неделя декабря

Чтение рассказа Е. Чарухина «Воробей».

Расширять представление о жизни птиц зимой.

2 неделя декабря

Интегрированное занятие «Такие разные птицы».

Формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

3 неделя декабря

Дидактическая игра

«Найди лишнюю птичку».

Закрепление полученных знаний и умение классифицировать птиц на зимующих и перелётных.

4 неделя декабря.

Наблюдения за птицами в «птичьей столовой» на участке и фиксирование результатов наблюдений в журнале.

Расширение представлений о жизни зимующих птиц (кто прилетает к кормушке, что и как едят, как себя ведут).

с 1 недели декабря по март.

Заключительный

Изготовление кормушек и развешивание их на участке детского сада.

Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, желание помочь им, приучать выражать свою заботу в полезной деятельности.

2 неделя декабря.

Приложения проекта.

1. Конспект занятия «Покормите птиц зимой».

2. Конспект интегрированного занятия «Такие разные птицы».

3. Конспект занятия «Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей».

4. Подвижные игры.

5. Картотека стихов о птицах.

6. Картотека загадок о птицах.

7. Картотека пословиц и поговорок о птицах.

8. Картотека народных примет.

Цикл наблюдений за птицами в средней группе .

Цель: продолжить знакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сороки), закрепить название знакомых птиц.

Методические приёмы:

Чтение “Сорока, сорока, где была? Далёко …”

Рассматривание сороки (внешний вид, как передвигается, чем питается, как кричит-стрекочет (тр-р-р).

Почему сороку называют белобокой?

Словесная игра “Придумай словечко” (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т.д.)

“Ты сорока-белобока,

Зря не прыгай, не летай,

Строить домик помогай”

Вспомнить названия другой, прилетевшей птички - воробей:

Как узнали? (Маленький, шустрый, коричневого цвета, клюёт хлебные крошки и зёрна).

Игра “Кто как кричит?”. 1 ч.-воробей, 2 ч.-сороки, 3 ч.-дети. Дети кормят птиц, подражают движениям воробьёв, сорок, чирикают, а потом каждый ребёнок изображает свою птичку.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Зимой чуть жив! Чуть жив! Весной - жив-жив!

Три разные сестрицы.

Цель: учить сравнивать и различать птиц по внешнему виду: галку, сороку, ворону. Расширять представление об особенностях питания этих птиц зимой. Развивать умение различать следы на снегу.

Методические приёмы:

Где чаще всего можно увидеть этих птиц на участке?

Почему они чаще всего бывают на хозяйственном дворе?

Чем питаются галка, ворона, сорока? (Они всеядные).

Как кричат эти птицы?

Описание птиц.

Как отличить галку от вороны?

Чем сорока отличается от галки и вороны?

Поисковое задание.

Рассмотреть следы птиц на снегу и определить, чьи они.

Последующая работа.

Рисование птиц или раскрашивание контуров этих птиц.

Наблюдение за синичками

Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Методические приёмы:

Ты с модницей этой конечно знаком.

Вертушке на месте никак не сидится

Всё хвастает синим своим сюртучком

И шапочкой чёрной гордится (синица).

Рассматривание внешнего вида:

Какого цвета спинки, грудки, головки?

Одинаковые ли все они по размеру?

Каков клювик? Как поёт?

Скинь кафтан,

Скинь, скинь, скинь.

Рван кафтанчик

Скинь, скинь, скинь.

Одинаковы ли все синички? В чём их отличие?

Поисковое задание.

Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала.

Определить, что любят синички.

Как ведёт себя во время питания?

Наблюдение за дятлом через “Волшебное окно”

Цель: познакомить детей с новой птицей - дятлом: учить узнавать его по внешнему виду, по звукам, которые он издаёт. Дать знания о питании этой красивой птицы и её месте обитания. Воспитывать уважение за пользу, которую она приносит.

Методические приёмы:

Включение грамзаписи: стук дятла в лесу и другие голоса птиц.

Какие звуки вам незнакомы?

Как вы думаете, кто это может так стучать?

А теперь давайте посмотрим с вами в наше волшебное окно и увидим эту птицу.

Рассматривание дятла, его внешнего вида. Как можно отличить дятла от других птиц? Какой клюв у дятла? Как он сидит на дереве? Как передвигается? Что ел дятел на кормушке? Почему дятла называют лесным доктором?

Д/и “Накормим птиц”.

Фотографирование птицы и последующее рассматривание фотографии.

Наблюдение поползня

Цель: познакомить с поползнем, особенностями окраски, способом передвижения, способом её питания. Закрепить названия знакомых птиц, их питание. Воспитывать заботу о птицах.

Методические приёмы:

Рассматривание картины:

Назовите всех знакомых вам птиц.

Как вы их узнали?

Чем питаются эти птицы?

Как они по-разному ведут себя во время еды?

Составление описательного рассказа об одной из птиц или обо всех, которые прилетели на кормушку.

Какая новая птица появилась на участке?

Рассказ воспитателя о поползне. Его название связано с манерой передвигаться по стволу дерева - вниз головой, как будто ползёт. Берёт в клюв не одно семечко, а несколько. Ещё он питается зерном.

Моделирование “Угадай птичку”.

Использование художественного слова детьми о своей птичке.

Цикл занятий «Птицы к югу полетели».

Цель: расширять представления о птицах, показать связь способа питания со строением клюва и сезонной жизнью птиц; воспитывать желание заботиться о птицах.

Методические приёмы:

Вспомнить сказку “Лягушка-путешественница”.

Зачем птицы осенью улетают в тёплые края?

Как называются такие птицы? (Перелётные).

Почему не все птицы улетают на юг?

Кого вы знаете, кто остаётся зимовать?

Как называются такие птицы? (Зимующие).

Логическая цепочка “Отлёт птиц”. Использовать картинки. (Завяли цветы, попрятались насекомые, улетели птицы.)

Д/и “Птицы на кормушке”. Выбрать среди множества птиц тех, кто прилетает к кормушке, что ест каждый из них? Рассматриваем строение клювика. Вывод: от того, какой клюв у птицы, зависит то, чем она питается.

Экологические круги: на классификацию (перелётные - зимующие).

Изготовление кормушек из шишек. Дети выбирают любую шишку и под чешую вставляют кусочки сала.

Чтение стихотворения Яшина “Покормите птиц зимой”.

Последующая работа.

Консультация для родителей “Типы кормушек”.

Заготовка корма.

Изготовление кормушек из шишек, бросового материала и др.

Птицы зимой

Цель: познакомить с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем питаются), с трудностями добывания корма; вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время.

Методические приёмы:

Беседа :

Почему многие из птиц улетают на юг?

Какие птицы остаются у нас? (Вороны, воробьи, сороки, синички).

Как их можно назвать? (Зимующие).

Почему они остаются зимовать?

Просмотр кадров диафильма “Кто как зимует?”

Д/и “Кто прилетел к нам на кормушку”. Описание внешнего вида, приговорки-подражания.

Кого чем накормим?

Чтение рассказа Скребицкого “Зимние гости”.

Где зимой птицы могут добыть себе еду?

Последующая работа.

Изготовление “пирога” для птиц.

Рисование птиц.

Чтение рассказов Сладкова “Синичкин запас”, “Осень на пороге”.

Беседа о зимующих птицах.

Цель: углубить знания о жизни птиц в зимний период, вызвать сочувствие к птицам и желание помогать им.

Методические приёмы:

Игровая ситуация “Посмотрим в наше волшебное окно”.

Почему так много птиц прилетело к нашим кормушкам?

Назовите птиц.

Как вы их различаете?

Д/и “Кто к нам прилетел на кормушку?” Среди разных птиц дети выбирают тех, которые прилетели к кормушке. Один описывает птицу, другой - её угадывает, третий называет корм, который она ест.

Чтение приговорок: “Тук! Тук! Слышен стук.Фырр - фырр, восемь дыр.Тр -р-р!” (Дятел).

Психологическая ситуация: “Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирём и т.д.), то что бы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?”

Чтение стихов о птицах.

Конспект занятия с детьми средней группы

Тема: «Покормите птиц зимой»

Цель : формировать у детей обобщенное представление о зимую­щих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отноше­ние к птицам, желание помогать им в трудных зимних ус­ловиях.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые дере­вья скрипят от холода.

А как живется зимой птицам? (Холодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав - под снегам. Мало корма находят пти­цы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теп­лые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Де­вять погибают от голода.

Жалко? (Очень жалко!)

- Послушайте стихотворение Н. Грибачева

Ну, морозы, ну, морозы.

Нос наружу - ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки-непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю.

Не дожить мне до весны!»

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спе­шить! Дорог каждый час!

Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережа: «Ладно!

Потерпи недолгий срок…»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист - зерна.

А на лист - пшена.

Конопли две горсти -

Собирайтесь, гости!

Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены раз­ные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, де­лятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилегали, каким кормом кормили птиц.

Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармли­вать птиц.

Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи крупу, семена, хлеб. Снегири -семечки арбуза, тыквы; свиристели - рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтилено­вые пакеты, жестяные банки, коробки;

Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;

Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы пти­цам выжить;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддер­жать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.

Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)

Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

Конспект занятия .

Тема: Чтение Рассказа Е. Чарушина «Воробей»

Цель : приобщать детей к рассказам.

Задачи:

учить слушать, оценивать поступки героев;

развивать память, мышление, внимание;

воспитывать любовь к птицам;

активизировать словарь детей: воробей, птенчик, летать.

Материалы и оборудование : иллюстрации к рассказу «Воробей»

Воробей.

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит – кто-то чирикает:

Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.

Смотри-ка, папа, – закричал Никита, – воробей не настоящий!

А папа говорит:

Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.

И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит – есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, – он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

Ты крыльями вот так маши, – сказал Никита и показал руками, как надо летать.

А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.

Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел.

Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

Плохо ты ещё летаешь, – говорит ему Никита. – Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.

Через стул перелетел.

Через стол с кувшином перелетел.

Вот только через комод не мог перелететь – свалился.

Видно, надо его ещё кормить.

На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел.

Через пенёк перелетел.

И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел.

И через дерево перелетел.

И через дом перелетел.

И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!