Материал из Летний лагеря

"Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с)

Хороший вожатый. Кто это?

  • Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.
  • Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.
  • Хороший вожатый - тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.
  • Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное - чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.
  • А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.

Итак,... Понравиться детям (или сверстникам) - это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего "расшифруйте" для себя это словосочетание -"понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то (понравиться детям) означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то (понравиться детям) воспринимает, как влюбить в себя детей, значит завоевать их восхищение и обожание. И по другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: "понравился и всё". И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

  1. ваш внешний вид,
  2. выражение вашего лица,
  3. наши запахи,
  4. тембр вашего голоса,
  5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного впечатления" вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:

  • не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.

Произвести первое впечатление - это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: "произвести второе впечатление".

Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

  • чем интересным я занимался в жизни?
  • какие у меня есть способности и таланты?
  • за что меня уважают и любят мои друзья?
  • о чем увлекательном я могу рассказать?
  • чему необычайному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим. При этом не пытайтесь искать в себе сверх**способности. Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо лазаете по скалам, владеете секретами макраме, с одной спички разжигаете костёр, и великолепно готовите какао - это неплохо, и это производит на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку "Смок Белью", коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про "Черный плащ" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство,и будут вас уважать. Но конечно, лучше, если вы все-таки что-то умете и знаете.

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

  1. Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
  2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
  3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
  4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
  5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
  6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.
  7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
  8. Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:
    • Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.
    • Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).
    • Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.
    • Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).
    • Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.
    • Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Неплохо, правда?

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, - пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится, прежде всего, о ребёнке и готов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ребёнку во вред.

Несколько полезных советов.

1. Для первых нескольких дней смены придумано такое название: "организационный период". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена". Как ко всякой народной мудрости, к этой примете нужно отнестись с серьёзностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно складывать свои вещи в палатке и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены (хотя и это возможно). Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к лагерным требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую.

2. Обращение. Для ребят намного важнее не слово, а интонация, с которой оно произносится. Можно и стандартное "дети" произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной назидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и изначально теплое и доброе "ребятушки" проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться. А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно просто полюбить детей.

3. Не забывайте, праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, и вообще - "лучший отдых - это смена деятельности".

4. Сдерживать и подавлять активность детей, как порой это делают некоторые взрослые, - не лучший способ решения проблемы. Во-первых, это все равно не удастся. А во-вторых, это и не нужно. Разумнее направлять бурлящую энергию детей в "мирное" русло. То есть придумывать такие занятия, в которых дети реализуют своё стремление к действию "без разрушительных последствий".

Самый лучший вожатый не тот, который умеет говорить умные и добрые вещи. Лучший вожатый - тот, который умеет создавать умный и добрый образ жизни. Слова можно пропустить мимо ушей, а образ жизни переменит любого.

Необходимые качества для Вожатого:

  • Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.
  • Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность .
  • Общечеловеческая внятность . Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.
  • Терпение , терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.
  • Уверенность в себе, находчивость . Умение быстро найти выход из любого трудного положения.
  • Яркость натуры . Помогает завоевать уважение детей.
  • Не быть ребёнком . Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый - мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок - капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый - это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.

Итак, вожатому необходимо:

  • Поставить дисциплину . Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты - это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.
  • Завести детей на творчество . Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.
  • Сплотить отряд . Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд - люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд - дружная работоспособная команда.
  • Стать для детей старшим товарищем . Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно. Поэтому самый простой способ создать имидж вожатого - сделать это самостоятельно. Как стать собственным имиджмейкером? О чем нужно помнить, работая с имиджем? Сначала ты работаешь на имидж, а потом он работает на тебя! Чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу! Поэтому очень хорошо, когда вожатый несет заряд позитива, всесторонне развит, поет, танцует, рисует, играет на музыкальных инструментах, знает об увлечениях ребят, готов к играм и развлечениям и т. д. … Вожатый - лидер. Тот, кто готов вдохновить ребят!

А что же делать, если ты не танцуешь, не поешь и даже не рисуешь? Имидж - это набор из самых сильных качеств! Нереально уметь делать все и сразу (хотя все-таки желательно). Определите свои преимущества: вы легко находите общий язык, решаете конфликтные ситуации, готовы выслушать, понять, примчаться на помощь. Вы креативны, можете из мелочей создать праздник, настроение? По крайней мере, у вас есть огромное желание научиться этому. Неважно как: из книжек, из интернета, у друзей, у старших коллег… Вот это и есть тот ключ к имиджу успешного вожатого! Есть три важных элемента имиджа: определяющие черты характера, внешность (как вы выглядите + одежда + манеры), стиль общения (грамотность речи, интонация, темп, тембр, сила голоса…). Но это внешний имидж, а есть еще и внутренний, который и определяет внешний - это мечты, стремления, желания, чувства.

Создание имиджа вожатого. Имидж зависит от возраста детей. Если что-то умеешь - петь, играть на гитаре, танцевать, рассказывать фантастические истории или бомбить футбольные ворота - надо показать детям, но ни в коем случае не бравировать этим.

Общий стиль поведения - создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант "я тут самый сильный и умный" проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет "лопнет" за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

Внешний вид

Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более - в первые три дня, когда присматриваются. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять своей столь любимой полинявшей футболкой. Но не нужно бросаться в крайности - в вечернем платье сражать десятилетних мальчишек или выказывать свою индивидуальность жутко стильным нарядом а-ля "хиппи". Но следить за собой просто необходимо!

Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия "загадочного" единства вожатых.

Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

Уверенность

Даже если едет новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете. Дети очень любят спрашивать о личной жизни, об этом надо тоже заранее договориться с напарником. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику. От Вас потребуются мгновенные решения, которые необходимо будет генерировать мгновенно и самостоятельно.

План действий

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено,

Существует и еще один небольшой секрет, который помогает начинающим вожатым. Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если ты одет просто, но аккуратно - отношение в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Любая попытка подчеркнуть свою индивидуальность должна быть продумана. Нужно помнить о разных вкусах детей из твоего отряда. Ведь ребенок может воспринять яркую одежду, аксессуары или прическу как элемент агрессии. В этом случае, ты рискуешь получить в ответ «вызов» от ребенка, который постарается тоже заявить о своем Я.

Вожатый: ведущий, не ведомый.

В адаптационный период требуются постоянные тренинги развития внимания и креативности. Это поможет вожатому быть в тонусе, максимально быстро реагировать на происходящие события. Методик много, но вот времени на их реализацию бывает подчас мало. Стать уверенным специалистом и настоящим лидером отряда поможет нехитрая шпаргалка. Эти советы эффективны и просты, они за короткое время помогают установить баланс между вашими знаниями и возможностями, помочь безболезненно войти в незнакомую среду.

Установи традиции в общении.

  • Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
  • Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр . В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут педагогу и вести ситуацию по своему сценарию.
  • Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.
  • Будь разным в делах , но стабильным в отношении к делу!

Перед началом какой-нибудь программы предложи детям просто покричать. Прокатывает даже на взрослых. Маленьким детям "Давайте покричим... насчет 1,2,3" хватает. Постарше нужен креатив.

Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство сердца». Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будьте открыты и не бойтесь ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.

Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут этого приятного состояния (можно подкрепить его для храбрости шоколадкой), зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!

За день до заезда

Сегодня вы приехали в лагерь. Если это ваша первая смена, то настраивайтесь на то, что этот день будет очень насыщенным.

Минимум, что вам предстоит сделать

Устроиться на работу;

Узнать как можно больше о лагере (ведь завтра вы будете проводить экскурсию для вашего отряда);

Уточнить месторасположение медпункта, столовой, охранника и др.;

Получить информацию о том, с каким отрядом вы будете работать (возраст детей);

Познакомиться с вашим напарником (напарницей);

Узнать, в каком корпусе вы будете жить, получить постельное белье и спортинвентарь;

Провести уборку вокруг корпуса со своим напарником;

Наконец, на общем собрании вожатых внимательно прослушать инструктаж по технике безопасности и поставить свою подпись в журнале, в котором четко прописано, что вы несете ответственность за жизнь и здоровье детей, которые завтра приедут в ваш отряд. Все это займет у вас большую часть дня.

Пришло время включить второе дыхание, ведь теперь вам предстоит сделать все, чтобы мальчишки и девчонки, которых вы будете встречать завтра в отряде, почувствовали желание остаться в лагере. И первое, на что они обратят внимание, как вы подготовились к их приезду.

Что необходимо для этого

Украсить помещение, в котором будет жить ваш отряд (фасад корпуса, холл, коридоры);

Повесить плакаты с надписями «Мы вас ждали!», «Ах, как здорово, что вы приехали!», «Добро пожаловать домой!

Твои вторые мама и папа», «Здесь живут самые веселые мальчишки и девчонки!»;

Яркие веселые картинки, смешные рожицы, воздушные шарики, новогодняя мишура и т. д.

В общем, все, что может вызвать у ребят хорошее настроение, должно быть приготовлено и привезено вами в лагерь.

Надеюсь, вы не забыли взять из дома все, что пригодится для работы вожатым: методические разработки, сценарии, сборники стихов и песен, диски для музыкального сопровождения мероприятий, фонарик, свечи, линейку, листы ватмана, цветные карандаши, бумагу, ручки, иголки, нитки, ножницы, скрепки, кнопки, скотч, клей, свисток, средство от комаров, краски, маскарадные костюмы, магнитофон, упаковку листов формата А4.

Чтоб стать вожатым в детском летнем лагере, нужно быть молодым и ответственным, обладать определенными качествами и знаниями, и, несомненно, желанием делать такую работу. Как стать вожатым в лагере, узнайте из этой статьи.

Что нужно, чтоб стать детским вожатым

  • В качестве вожатых в летние лагеря набирают молодых людей, возраст которых составляет от 20 до 26 лет. При этом пол человека совершенно неважен.
  • Желательно, чтоб претендент на такую должность имел социально-педагогическое образование. Но если потенциальный работник проявляет большое желание, то его могут нанять даже без этого условия.
  • Перед тем как стать вожатым, необходимо пройти специальную подготовку. Как правило, она бесплатна. На занятиях будущих вожатых обучают правильному общению с детьми, рассказывают о тонкостях работы и потенциальных сложных ситуациях, учат находить из них выход. Пройдя такие подготовительные курсы, человек получает соответствующий сертификат, который дает ему право работать детским вожатым.
  • Обязательное условие – вожатый должен быть здоров физически и не иметь психических отклонений. Кроме того, такой человек не должен иметь вредных привычек, то есть того, кто курит или имеет пристрастие к алкоголю, на такую должность точно не возьмут.
  • Будущий вожатый должен быть стрессоустойчивым, готовым к высоким физическим и эмоциональным нагрузкам.

Как устроиться на работу вожатым в лагерь

Поскольку вожатыми часто становятся студенты педагогических вузов, в их учебных заведениях еще до начала летних каникул распространяют информацию о подобных вакансиях.

Те, кто не является будущим педагогом, может поискать контакты администраций летних лагерей и позвонить туда. Или же получить информацию на порталах по поиску работы либо на сайтах самих пансионатов.

Лучше связываться с работодателями напрямую – так вероятность устроиться будет намного выше, чем при размещении своего резюме в интернете. Если не удалось найти работу в начале лета, не нужно огорчаться. Часто подобные вакансии заново открывают в августе или даже в конце июля, когда другие вожатые по каким-то причинам отказываются от работы.

Поскольку работа вожатого полностью связана с детьми, то самое главное в ней – наладить контакт еще в самом начале вашего общения. Тут вам помогут следующие рекомендации:

  • Старайтесь всегда выслушивать жалобы и проблемы детей, проникаться ими, и, по возможности, стараться помочь.
  • Какая бы ни возникла ситуация, действуйте в интересах детей и старайтесь поддерживать их сторону.
  • Терпение – одно из необходимых качеств педагога. Держите себя в руках при любых обстоятельствах.
  • Еще одна важная черта хорошего вожатого – уверенность в себе. Помните, что вы «капитан», и никогда не теряйте лицо, даже если сами взволнованы или растеряны. Дети полагаются на вас, и им важно видеть, что вы сумеете найти выход из любой ситуации.
  • Будьте открыты с детьми – это поможет быстрее достичь взаимопонимания с подопечными.
  • Помните, что вы приехали в лагерь не для собственного удовольствия, а затем, чтоб подарить удовольствие от отдыха детям. Поэтому поступайтесь своими амбициями, не проявляйте эгоизма, умейте искать компромиссы.
  • Не показывайте при детях своего плохого настроения . Да и ради собственного блага, постарайтесь сохранять только позитивный настрой.
  • Будьте для подопечных другом, но не забывайте о дисциплине. Только дисциплинированный коллектив поможет вам без труда справляться со всеми поставленными задачами. Постарайтесь сделать так, чтоб дети в обязательном порядке соблюдали ваши требования, для этого им нужно объяснить необходимость и пользу послушания.
  • Почти все дети – натуры творческие. Помогайте им реализовывать их таланты.
  • Чтоб отдых в лагере каждому ребенку приносил удовольствие, направьте силы на то, чтоб сплотить детский коллектив, превратить его в дружную и веселую команду друзей.


Подростки и студенты могут работать вожатым в лагере, так они могут прекрасно показать свою готовность к труду, самостоятельность, ответственный и серьезный настрой. Средний возраст вожатых – от 19 до 25 лет. Если вы решили стать вожатым в конкретном лагере, то заранее узнайте, как сделать это правильно, ведь для этого необходимо выполнять ряд требований.

Сначала вам придется перед самой работой окончить курсы вожатых или посетить соответствующую школу. Это совсем не значит, что вам обязательно надо иметь незаконченное или законченное социально-педагогическое образование, главное, чтобы у вас было желание, а в образовании иметь другой профиль. Обучение в школах для вожатых обычно бесплатное, но для них существует одно условие – новоявленный вожатый после окончания учебного заведения обязан отработать у работодателя определенное время в счет возвращения ему денег, которые он заплатил за обучение. В таких школах будущих вожатых знакомят с особенностями работы, общению с детьми, учат, как с успехом выходить из неоднозначных ситуаций. После того, как курсы или школа будет окончена, все слушатели получают официальные документы, которые подтверждают их право быть вожатыми в детских лагерях.

Если вы хотите работать вожатой, то сначала определите, есть ли в вас такие качества, как активность, любовь к детям, желание помогать им, обучать их и воспитывать, ответственность, сострадание, жажда нового… Причем, все это надо делать с детьми на равных, без руководящих методов. Такие качества обязательно должны быть у хорошего вожатого, чтобы попасть на работу в любой лагерь.

Также помните, что для такой работы вы должны быть абсолютно здоровым человеком, это значит, что у вас не должно быть серьезных заболеваний, в том числе и инфекционных. Не получится стать вожатым, если у вас есть вредные привычки, например, употребление алкоголя, курение. Кроме того, у него не должно быть противопоказаний к работе с повышенной эмоциональной и физической нагрузкой.

Если вы точно соответствуете всем требованиям, имеете возможность, желание и свободное время проводить лето в лагере с детьми, то вперед, осуществить такую задумку очень просто.

Вожатый - это супермен и дядя Стёпа в одном лице. О том, кто вообще может стать вожатым и что для этого нужно, рассказывает начальник управления организации работы с вожатыми Мосгортура Сергей Лапшин.

Кто может стать вожатым

  • студент или выпускник вуза, не моложе 18 лет из любого региона России;
  • тот, кто прошёл специализированный курс подготовки;
  • тот, кто сдал все положенные зачёты и тесты по итогам программы подготовки;
  • человек с лидерскими качествами, ответственный, стрессоустойчивый, общительный и с хорошо развитой фантазией.

Как стать вожатым

  • выбрать школу вожатых, в которой вы будете учиться;
  • пройти собеседование или вступительный тест;
  • пройти обучение;
  • успешно сдать зачёт или экзамен по итогам обучения;
  • выбрать лагерь;
  • собрать все необходимые документы для работы в этом лагере.

Обычно нужны документы: копия паспорта, студенческий билет (для студентов), ИНН, СНИЛС, справка об отсутствии судимости и медицинская книжка.

Хорошо, если у вас есть документы, подтверждающие ваши навыки (документы о присвоении квалификации, документы о дополнительном образовании, грамоты, награды, сертификаты).

1. Центральная школа московских вожатых

Школу открыла самая крупная компания-организатор детского отдыха Мосгортур. Ежегодно подготовку в Школе проходят около 4000 вожатых.
Все желающие стать «московскими вожатыми» при поступлении в Центральную школу московских вожатых проходят личное собеседование, демонстрируют уровень общих знаний и пишут эссе. Каждый вожатый проходит 2 обязательных ступени и 1 специальную, по желанию и на выбор: основной курс, программную специализацию и профильное обучение.
Занятия в Центральной школе московских вожатых для первых групп начинаются уже 22 октября. Зачисление в школу - по результатам собеседования.

2. Школа вожатых педагогического отряда «Атмосфера»

Занятия в этой школе начинаются весной. Но уже отрыт предварительный набор. Все желающие пройти подготовку в ШВ «Атмосфера» могут подать заявку на сайте.

В эту Школу принимают только студентов. Занятия начнутся весной, но записаться можно уже сейчас. Заявки принимаются до 1 апреля.

Вы бывали в лагерях в детстве? Это чудесное время - столько новых эмоций, друзей... И все это создается благодаря вожатым, которые мало спят, порой сердятся, но становятся по-настоящему близкими своему отряду за сремя смены. Если вы хотите окунуться в эту атмосферу снова, но уже со стороны вожатого, то продолжайте читать.

Меня часто спрашивают о вожатстве - как стать вожатым, как устроиться в лагерь, а стоит ли вообще это делать... Поэтому, когда мне предложили написать об этом, у меня даже не возникло сомнений, что это хорошая идея.

Итак, начнем с самого главного - нужно ли это Вам? Для этого нужно понять, что значит быть вожатым. Прежде всего это ответственность.

Нет, Вы не поняли.

Это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!

Это маленькие (или уже не очень) дети, которые полностью зависят от вас в течение смены. Это вы отвечаете за их здоровье и безопасность. Вплоть до уголовной ответственности. Трижды подумайте, готовы ли вы к этому.


Решились? Тогда продолжаем.

Вожатый - это друг, мама/папа, наставник и все прочее в одном лице. Нужно уметь сочетать в себе эти качества. Вожатый должен быть авторитетом и примером для подражания, а не хулиганом-заводилой, который разрешает все. Однако не стоит забывать, что это вы работаете, дети то как раз отдыхают:) Не стоит запрещать все подряд!

Под запретом должно быть всё, что может навредить ребенку. Например, нельзя позволять детям покупать газировку и чипсы. У них запросто может оказаться язва, а виноватым будете вы.

Работа вожатого требует огромных усилий: будьте готовы к тому, что у вас в сутках будет 25 часов и из них часов 6-7 на сон.

Но в тоже время вожатство дает огромную отдачу. Когда ты видишь улыбающиеся лица детей, которые кричат тебе, что ты самая лучшая в мире вожатая, что они тебя очень любят, когда они обнимают тебя всей гурьбой - ради этого стоит работать! Это бесконечный заряд положительных эмоций, которых нам порой так не хватает в обычной жизни.

Стоит знать, что вожатые, как правило, работают в паре. Напарники на время смены должны стать самыми близкими друг другу людьми. Важно, чтобы вы подходили друг другу, ведь с этим человеком вам предстоит все делать вместе.


Итак, как же стать вожатым?

Если вы хотите летом поехать работать вожатым, задуматься об этом стоит уже в марте-апреле, а то и раньше. Но обо всем по порядку.

В первую очередь если у вас есть желание поехать в конкретный лагерь (например, вы ездили туда, когда были ребенком), стоит связаться с руководством лагеря и выяснить, как у них происходит набор вожатых. Сделать это достаточно просто, почти у каждого лагеря есть группа в (или собственный сайт прим. редактора ), где указаны контакты. Вам лучше всего сразу связаться с менеджером по подбору персонала.

На самом деле существует две возможные системы: лагерь может привлекать отдельных вожатых или педагогический отряд.

Во втором случае вам нужно связаться с руководством пед отряда и постараться вступить в него. Скорее всего вам не откажут и научат всему, что необходимо знать вожатому-новичку.

С первым случаем другая история. Отбор в таком случае происходит посредством интервью, где вы должны доказать, что готовы быть вожатым. Более того, вас скорее всего попросят предъявить официальное подтверждение о прохождении школы вожатого .

Что это такое и как туда попасть?

Школа вожатого - это курс лекций, мастер-классы, семинары и тренинги, включающие в себя психологические аспекты поведения детей, юридические аспекты вашей работы вожатым, что можно и что нельзя делать вожатому при работе с детьми, что стоит запрещать детям, чем можно с ними заниматься и т.д. Это крайне полезно для вас в плане опыта и знаний + очень сильно повышает ваши шансы устроиться в хороший лагерь.

Для тех, кто живет в Москве, могу посоветовать отличную школу вожатых. Она так и называется - Школа Молодого Вожатого, проводится Московским Студенческим Педагогическим Отрядом. Я сама её закончила, получила сертификат и уехала летом работать на море.

Работа с детьми всегда сопряжена с определенными трудностями, но именно их преодоление приносит колоссальное удовольствие. Дети - замечательные люди, чистые, светлые, где-то порой наивные, а где-то совсем не по-детски мудрые. Их подарки - рисунки, поделки - до сих пор занимают почетное место на полке. Ведь дети всегда дарят что-то от души. И улыбаются тоже!

Впервые, постарайтесь собрать максимальное количество информации о нем. Как располагаются корпуса, столовая, медкабинет, кабинеты администрации, комнаты вожатых и другие стратегически важные пункты; распорядок дня в лагере, официальные и неофициальные традиции, количество отрядов и примерный возраст детей в них - все это облегчит вашу дальнейшую работу. Узнать все это не столь сложно - сайты лагерей, официальные странички в соцсетях вам в помощь. Также некоторые лагеря организуют предварительные сборы, на которых можно "вживую" познакомиться с будущим местом работы и проживания.

"Спокойствие, только спокойствие!" Эти слова должны стать вашим главным девизом на эту смену. Это касается общения не только с детьми, но и с администрацией лагеря, напарником (вторым вожатым), родителями детей... Кстати, о родителях. В некоторых лагерях с родителями все вопросы решают воспитатели, а значит не забываем уточнить и этот момент.

И вот, лагерь выбран, вся необходимая информация собрана. Что же дальше? А дальше необходимо определиться с желаемым возрастом детей. Как же решить, на какой отряд записаться в вожатые? Какой возраст наилучший? На этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку у каждого возраста свои особенности, свои сложности и бонусы. Здесь вам помогут книжки по возрастной психологии, а также великое множество тематических сайтов.

Необходимая одежда и документы В зависимости от лагеря оба этих набора могут отличаться, и порой существенно, но все же есть и неизменное. Из документов - это медкнижка, выписка об имеющихся прививках. Из одежды - головной убор, штаны (спортивные или джинсы), легкая обувь, футболки-майки и пара теплых вещей. Ведь даже в самых жарких странах случаются холодные деньки, не забываем также о ночных кострах с отрядом и, конечно же, планерках, которые зачастую проходят после отбоя.

Итак, подготовка закончена. Или нет? Если есть такая возможность, стоит изучить план-сетку предстоящей смены еще до начала самой смены. Так вы сможете примерно продумать каждое из мероприятий, спланировать свою работу. Если же с фантазией и креативностью у вас совсем туго, подготовьте заранее один-два варианта номеров на каждое из выступлений. И тогда в лагере останется лишь доработать эти варианты вместе с детьми и как следует отрепетировать. Также заранее можно продумать и название отряда, девиз, отрядный уголок. Велика вероятность того, что план-сетку вы впервые увидите лишь в лагере, в начале смены. В таком случае не отчаивайтесь, а постарайтесь узнать о традиционно проводимых в лагере мероприятиях. А дальше действуйте по изложенной выше схеме.

Несколько слов об отрядном уголке. Это именно то, о чем стоит побеспокоиться заранее. Продумать примерный эскиз, оформление, расположение элементов. Некоторые заготовки можно сделать дома и привести с собой в лагерь. Это могут быть как всевозможные картинки для оформления, так и различные "листы именинников", "экраны настроения" и прочее. В каждом лагере вожатым выдаются канцелярские принадлежности: краски, кисти, цветная бумага, ножницы, - но их всегда катастрофически не хватает. А значит, стоит позаботиться об этом "на берегу". Также стоит позаботится и об оформлении общей отрядной комнаты (коридора, веранды), ведь голые стены - это так скучно!

И вот вы в лагере. Документы и одежда в порядке, канцелярии набрано с запасом, отрядный уголок красиво оформлен, название и девиз отряда детьми выучены, к мероприятиям готовы. Что дальше? А дальше все просто. Приглядываем за детьми, выслушиваем их проблемы, помогаем, организовываем всевозможные игры в любую свободную минуту. Об играх с детьми, кстати, тоже стоит позаботиться заранее. Как и о музыке и костюмах для номеров. И, самое главное, не бойтесь просить помощи! У других вожатых, у воспитателя, администрации - у всех членов дружного лагерного коллектива!

Вожатый в современном детском лагере - это молодой, но уже состоявшийся человек, который сознательно предпочитает именно такой вид отдыха всем прочим. Такая мода появилась главным образом благодаря бывшему главному редактору Esquire Филиппу Бахтину и его лагерю «Камчатка» в Псковской области. Это, конечно, самый знаменитый, но далеко не единственный пример детского лагеря новой формации. The Village поговорил с вожатыми четырёх таких лагерей о том, почему они решили работать с детьми.

Творческий лагерь «Камчатка»

дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

рублей стоит смена

Все двенадцать дней смены дети ставят спектакли и мюзиклы, снимают кино, участвуют в хитроумных играх, разработанных специально для лагеря.














ДанИл Перушев

сооснователь
«Теорий
и практик»

Первый раз я поехал работать вожатым в прошлом году по приглашению моего друга Филиппа Бахтина в лагерь, который он придумал, в «Камчатку». Мне было просто интересно попробовать новое занятие. Я ничего не знал про детей и не понимал, насколько я буду в лагере на своём месте. То есть не думал о какой-то миссии. Я очень люблю лес и палаточный образ жизни, поэтому мне показалось, что я могу рискнуть: в крайнем случае проведу пару недель на свежем воздухе.

Но всё оказалось гораздо интереснее: две недели в лагере стали самым запоминающимся временем в году. Ты занимаешься там очень интересным и правильным делом - общаешься с детьми, да ещё и в компании странных и приятных взрослых-вожатых. Я не уверен, что за пару недель можно научить чему-то детей. Я просто пытаюсь дать им возможность здорово провести время. А чему они научатся в процессе, трудно сказать. Хотелось бы, конечно, чтобы они могли сами, без взрослых, организовываться для решения задач: мне кажется, это полезный навык. Поэтому я как вожатый - не распорядитель, а скорее ресурс для детей.

Нужно быть порядочным человеком с головой на плечах
и хорошим парнем, даже если вы девушка

Думаю, что у нас детям хорошо, потому что они свободны - в расписании, в самовыражении, в общении с вожатыми. А минимум правил, которые всё-таки есть, или ежедневные творческие задания - это просто фундамент, на котором эта свобода строится. У меня, как, видимо, у всех наших вожатых, нет особой теоретической подготовки для работы с детьми, но чтобы провести с ними две недели и модерировать их активность (к этому и сводится задача), не нужно быть педагогом. Нужно быть порядочным человеком с головой на плечах и хорошим парнем, даже если вы девушка. Тут работает чутьё Бахтина, он зовёт в вожатые своих друзей-приятелей, про которых думает, что они адекватны. Пока, насколько я знаю, провалов не было.

Я от лагеря ничего не хочу получить - просто фактом своего присутствия я получаю возможность несколько дней жить в каком-то вымышленном, но при этом очень правильном мире, где занимаешься действительно важными вещами.

«Школа друзей природы»

дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

Стоимость:

Бесплатно

Лагерь находится в национальном парке «Мещёра». Попасть в него могут лишь дети, участвующие в школьных экологических проектах во Владимирской области. В лагере они наблюдают за научными исследованиями, каждый день посвящён определённой теме: ребятам рассказывают об экологическом следе человека, об особо охраняемых природных территориях, экотуризме и так далее.








Ива Лебедева

генеральный директор издательства «Индекс Маркет»

В лагерь меня пригласила Елена Книжникова из экоцентра «Заповедники», который был одним из организаторов лагеря. Я была не вожатой даже, а скорее волонтёром - участвовала в разработке и проведении мероприятий. Для меня это не первый волонтёрский проект, экологическими программами я занимаюсь последние лет 15. И когда я услышала про то, что создаётся такой лагерь, сама напросилась туда.

Пляжный отдых никогда не был для меня интересным, мне всегда казалось, что лучше тратить время на что-то, что имеет дополнительный смысл. Я давно наблюдаю за тем, что сейчас происходит в стране, проблемам экологии отводится едва ли не самое последнее место среди других интересов государства. Я не верю, что можно что-то изменить в сознании поколения, которое сейчас находится у власти, которое принимает решения. Но шанс есть, если сегодня работать с новым поколением. Если детям сейчас задать правильные ориентиры относительно охраны окружающей среды, роли экологии в нашей жизни, тогда, может быть, в будущем что-то и изменится.

проблемам экологии отводится едва ли не самое последнее место среди других интересов государства

В лагере есть опытные педагоги, психологи, а волонтёры вносят свой посильный вклад, мы как специалисты работаем над содержательной программой: придумываем игры, викторины, занятия. Для себя я каких-то больших задач не ставлю, мне просто очень приятно общаться с людьми, которые туда приезжают: педагогами, вожатыми и, конечно, детьми.

«Никола-Ленивец»

дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

рублей стоит смена

Лагерь создан компанией, которая управляет территориями деревни Никола-Ленивец в Калужской области и там же проводит фестиваль «Архстояние». Этим летом будет первая смена. Лагерь исходит из ценностей «Никола-Ленивца»: гармония с природой вне города в компании творческих людей. Лагерь должен показать детям, как можно уйти от городского образа жизни и вернуться в мир, где люди умели сами выращивать еду, делали что-то своими руками и обходились без компьютеров.









Линор Горалик

писатель

Я первый раз еду в лагерь, но работаю с детьми очень давно. В Никола-Ленивце буду заниматься двумя довольно разными делами. Во-первых, я, наверное, буду помогать тем детям, которым интересно писать тексты. Не учить их писать - ни в коем случае, - но быть человеком, с которым ребёнок, пишущий стихи, или рассказы, или что угодно ещё может об этом поговорить. А во-вторых, я надеюсь провести несколько мастер-классов на тему refashioning - это когда из старых вещей разными способами делаются новые. Мне бы очень хотелось дать детям возможность создать для самих себя ровно такую одежду, которая им нравится, вне всяких взрослых правил.

Понятно, что для меня как для человека, интересующегося refashioning в рамках теории костюма, это уникальный опыт, но важнее то, что работа с детьми - самое благодарное дело на свете. Она даёт ощущение, что ты предлагаешь людям идею, а они у тебя на глазах развивают её так, как ты в силу своей взрослой зашоренности никогда бы не смог. Это захватывающе. Я стараюсь заниматься с детьми тем, что сейчас острее всего интересует меня саму (тексты и работа с костюмом - хорошие примеры). А дети всегда чувствуют искреннюю вовлечённость в тему и охотно вовлекаются следом.

Мне кажется, что любой случай, когда рядом с ребёнком находится благожелательный взрослый, готовый разговаривать с ним по-человечески, - это достаточно хорошо, и обычно мне удаётся быть взрослым, которому интересно разговаривать с детьми.

Городской лагерь
«Музеона» «Классики »

рабочих дней длится смена

детей отдыхают
в лагере

лет - возраст детей

рублей стоит смена

Лагерь создан в парке «Музеон» на Крымской набережной при участии проекта «Булки не растут на деревьях», где детей знакомят с разными взрослыми профессиями. Каждый день, помимо игр, йоги и других развлечений, у детей было по два мастер-класса со специалистами разных профессий, которые показывали им азы своей специальности.














Катя Малютина

ландшафтный дизайнер

О проекте «Булки не растут на деревьях» я узнала от любимого человека, который помогал им на этапе создания, и с интересом следила за тем, как он развивается. Мне очень понравилась их идея - творчески рассказывать детям о разных профессиях. На одном из занятий, куда мой любимый водил сына, я познакомилась с директором проекта Марией - тогда и родилась идея дополнить курс «Архитектор» занятием по ландшафтному дизайну. К лету идея выросла в отдельный курс занятий по ландшафтной архитектуре на базе летнего лагеря в «Музеоне».

Я думала, что детей будет трудно заставить взять лопату в руки,
а в итоге они дрались из-за лопат

Мы с детьми сделали два проекта. Первый - клумба в «Музеоне» в виде улыбающейся рожицы. Я думала, что детей будет трудно заставить взять лопату в руки, а они, наоборот, дрались из-за лопат. Наш второй проект мы делали в рамках фестиваля «Яркие люди» в парке Горького - «Вторая жизнь старых ботинок». Мы собирали всем миром старую обувь, вместе с детьми красили её в яркие цвета и сажали в неё цветы, чтобы получилась ходячая клумба.

Было приятно, что дети искренне отзывались на все идеи и им действительно нравилось что-то вскопать, посадить и полить. Это было общение с живой природой, чего так не хватает городским деткам. Сейчас мы думаем о том, чтобы создать полноценный курс по ландшафтному дизайну в рамках «Булок». Я от этого проекта получила огромное удовольствие и с радостью продолжила бы заниматься с детворой.

Фотографии: Kamchatka-camp.ru , Nikola-lenivets.com , Александра Филиппова для лагеря «Школа друзей природы»

Общие положения:

К работе вожатого допускаются лица:

Достигшие 18-летнего возраста;

Прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

В своей работе вожатый подчиняются начальнику лагеря, старшему вожатому.

Рабочий день вожатого - ненормированный, рабочая неделя - 6 дней.

Обязанности вожатого:

Отрядный вожатый выполняет следующие функции:

    Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.

    Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

    Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

    Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

    Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.

    Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции, и ставят в известность начальника лагеря.

    В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.

    Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.

Ответственность вожатого

    Несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей.

    Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.

    Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

Вожатому запрещается:

    Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время.

    Самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или старшего вожатого.

    Допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения начальника лагеря.

    Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.

    Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.)

    Пропускать без уважительной причины планерки или иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.

Распоряжением начальника лагеря, старшего вожатого для педагогического состава могут быть введены обязанности и запреты, не предусмотренные данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ.

Нарушение или несоблюдение педагогическим составом настоящей инструкции, требований трудового распорядка и внутренней дисциплины лагеря влечет за собой налагаемые администрацией взыскания в соответствии с КЗОТ РФ, вплоть до увольнения с уведомлением администрации места постоянной работы или учебы нарушителя, а в установленных законом случаях - административную и уголовную ответственность.

Права вожатого:

    Знакомится с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.

    Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

    Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Кодекс вожатого

Вожатый обязан:

    Нести ответственность за детей

    Решать детские конфликты

    Знать, где находятся ВСЕ его дети в ЛЮБОЙ момент времени

    Следить за гигиеной

    Быть трезвым

    Сплачивать детей

    ВСЕГДА быть в доступе

    Соблюдать режим дня

    Организовывать досуг детей

    Находить общий язык с напарником

    Знать об индивидуальных особенностях детей

    Отвечать за здоровье детей

    Курить, пить, ругаться матом, употреблять наркотики и т.д.

    Ссориться с напарником ПРИ детях

    Иметь ЛЮБЫЕ отношения ИНТИМНОГО характера с пионерами

    Наказывать детей физически

    Отпускать детей одних за территорию лагеря

Вожатому следует:

    Знать детей по именам

    Подавать положительный пример

    Знать межличностные отношения в отряде

    Знать о семье, родителях ребенка

    Следить за приемом пищи

    Частично воспитывать

    Следить за своим здоровьем

    Смывать косметику с девочек

    Иметь план Б

    Поощрять решение конфликтов вербально

    Следить за интимными отношениями между детьми

    Не давать невыполнимых обещаний

    Нести позитив

Вожатому не следует:

    Спать у детей в палатах

    Кричать на детей

    Выделять любимчиков или отщепенцев

    Нарушать покой детей во время сна

    Клянчить у детей

    Делить отряд на стареньких и новеньких

    Излишне доверять детям

    Наказывать детей

    Показывать свои негативные эмоции

Вожатый с точки зрения детей

10 качеств личности вожатого:

    отВетственный

    требОвательный к себе

    небезучастный

    уваЖительный

    активный

    спрАведливый

    энергичный

    отвеТственный

    креативнЫй

    стрессоустойчивыЙ

10 крайностей вожатого:

    Вожатый – ноль

    Вожатый – терминатор

    Вожатый - Наполеон

    Вожатый – вольнодумец

    Вожатый – отдыхающий

    Вожатый - романтик

    Вожатый – террорист

    Вожатый – экспериментатор

    Вожатый – конформист

    Вожатый – старослужащий

10 мечтаний вожатого:

    Стать «пионером» в лагере

    Сон в летний день

    Жареная картошка или пельмени с кетчупом (в общем то, что в лагере не бывает) на 21 день смены

    Самоорганизующиеся ребята с идеальным поведением

    Передвижения отряда по лагерю исключительно ровным строем под дружную отрядную песню

    30 тарелок, вылизанных языками, после обеда

    Искупаться, а не быть говорящим буйком

    Услышать тишину в первую минуту после отбоя

    Иметь во всём первый отряд

    Получить огромную зарплату

10 навыков, необходимых вожатому:

    Отличать Машу от Пети хотя бы к последнему дню смены

    Разбудить ребят так, чтоб он не только открыли глаза, но и поднялись с постели, умылись и надели ботинки на ту ногу

    На глаз отличать «больных» детей от детей, страдающих от боли

    Обладать талантом убеждения носить тёплую одежду в холод, открытую – в жару, а не наоборот

    Провести зарядку так, чтоб ребята снова не уснули

    Раздать столовые предметы так, чтоб у всех оказалось по ложке, вилке, стакану и тарелке

    Обладать даром внушения окружающим, что чистота – залог здоровья

    Уметь по шёпоту определять, кто и в какой палате нарушает режим сна

    Кроме всего прочего иметь навыки сценарно-дизайнерской и режиссёрско-музыкальной работы, а также по совместительству:

    Терапевт (в частности трудотерапвет)

    Парикмахер-стилист

    Имиджмейкер

    Охранник

    Участковый милиционер

    Детектив

    Уборщица

    Секретарь

    Третейский судья…

10 ошибок вожатого:

    Соревнование с напарником или вожатым другого отряда

    Открытые конфликты или обсуждение начальства и их действий при детях

    Неискренность и лицемерие по отношению к ребятам

    Курение при детях

    Отчитывание провинившихся прилюдно

    Психологическое вмешательство в жизнь ребёнка

    Чувство юмора на грани с пошлостью, хамством

    Бестактное поведение, ответ грубостью на грубость детей

    Непоследовательность в действиях, установление двойных стандартов

Вопросы для составления психологического портрета:

    День рождения

    Есть ли опыт работы с детьми? Какой?

    Что привлекает в работе с детьми?

    Рано встаёшь? Является ли большой потерей ограничение сна?

    Является ли большой потерей ограничение в еде?

    При спорных моментах: уступаешь, предлагаешь/идёшь на компромисс, настаиваешь на своём

    При конфликте: ругаюсь, пытаюсь решить ситуацию, избегаю решения

    На сколько ты вспыльчивы? Что может вывести из себя? Как это проявляется у тебя?

    Гордый ли ты? Легко ли принимаешь свою неправоту? Легко ли просишь прощения, когда неправ?

    Что тебя может задеть (ранить)? Как ведёшь себя в этой ситуации?

    Какие у тебя недостатки как у вожатого? Как у напарника?

    Какие у тебя достоинства как у вожатого? Как у напарника?

    Какие качества ценишь в людях?

    Какие качества неприемлемы в людях?

    Важно ли тебе общественное мнение? (зависишь, учитываешь, игнорируешь)

    Какая твоя личная цель в работе вожатого?

    Какие ставишь задачи в работе с детьми?

    По какому вопросу к тебе могут обратиться дети? Коллеги? (в чём сильная сторона)

    Составь портрет напарника: какие качества в нём должны быть (те, которых не хватает у тебя)? Каких не должно быть?

    Твои увлечения, которые могут пригодиться

    Какие моменты в предстоящей работе тебя пугают или смущают?

    Кем тебе свойственно быть ведущим или ведомым? Наставником или подопечным?