Мануфактура, классическая форма кооперации, основанной на разделении труда, господствует приблизительно с 1550 до 1770 года.

Она возникает:

1) Или путём соединения различных ремесел, каждое из которых выполняет частичную операцию (например, производство карет), причём очень скоро соответствующий отдельный ремесленник теряет способность заниматься всем своим ремеслом в целом, зато совершенствуется в выполнении частичной операции. Следовательно, при этом весь процесс сводится к разделению совокупной операции на её отдельные части.

2) Или же многие ремесленники, выполняющие одну и ту же или однородную работу, объединяются на одной и той же фабрике, и отдельные операции производятся не последовательно одним рабочим, а разделяются и выполняются одновременно различными рабочими (иголки и т. д.). Продукт теперь уже не произведение одного ремесленника, а произведение группы ремесленников, каждый из которых исполняет только одну частичную операцию.

В обоих случаях результат мануфактуры: производственный механизм, органами которого являются люди. Производство сохраняет свой ремесленный характер; каждый частичный процесс, через который проходит продукт, выполняется ручным трудом, следовательно, здесь исключается возможность действительно научного расчленения процесса производства. Именно вследствие ремесленного характера труда каждый отдельный рабочий в полной мере прикован к одной частичной функции.

Таким путём сберегается труд по сравнению с ремесленником, и это сбережение труда ещё более растёт вследствие передачи приобретённых навыков следующим поколениям. Этим мануфактурное разделение труда соответствует тенденции прежних обществ: сделать ремесло наследственным; кастовые цехи.

Подразделение орудий вследствие применения их к различным частичным операциям - пятьсот видов молотков в Бирмингеме.

Рассматриваемая с точки зрения совокупного механизма, мануфактура имеет две стороны: она - или чисто механическое соединение самостоятельных частичных продуктов (часы), или ряд связанных между собой процессов в о д н о й мастерской (иголки).

В мануфактуре каждая группа рабочих доставляет другой группе необходимое ей сырьё. Поэтому основное условие состоит в том, чтобы каждая группа в данное время производила данное количество, следовательно, создаётся совершенно другая непрерывность, порядок, однообразие и интенсивность труда, чем в собственно кооперации. Здесь, таким образом, становится уже т е х- н о л о г и ч е с к и м законом п р о ц е с с а п р о и з в о д с т в а то, что труд является общественно необходимым трудом.

Неодинаковость времени, требующегося для выполнения отдельных операций, обусловливает то, что различные группы рабочих имеют различный состав и численность (в словолитне на одного полировщика приходится четыре литейщика и два отбивальщика). Таким образом, мануфактура создаёт математически определённое отношение для количественного размера отдельных органов совокупного рабочего, и производство может быть расширено только путём принятия на работу такого количества новых рабочих, которое является кратным от совокупной группы. К этому надо прибавить, что обособление известных функций - надзора, перевозки продуктов с одного места на другое и т. д. - становится выгодным лишь по достижении известного уровня производства.

Имеет место также объединение различных мануфактур в одну общую мануфактуру, но и в ней всегда недостаёт действительного технологического единства, которое появляется лишь с введением машин.

В мануфактуре довольно рано появляются машины, но спорадически, и они играют только побочную роль, например, мельницы, толчеи и т. д. Главной машиной мануфактуры является комбинированный совокупный рабочий, который обладает гораздо более высокой степенью совершенства, чем прежний единичный ремесленный работник, и у которого все несовершенства, часто неизбежно развивающиеся у частичного рабочего, проявляются как достоинства. Мануфактура развивает различия между этими частичными рабочими, квалифицированными и неквалифицированными, и даже создаёт настоящую иерархию рабочих.

Разделение труда: 1) всеобщее (на земледелие, промышленность, судоходство и т. д.), 2) особенное (на виды и подвиды) и 3) единичное (внутри мастерской). Общественное разделение труда также развивается из различных исходных пунктов: 1) внутри семьи и рода - естественное разделение труда по полу и возрасту, которое расширяется ещё насильственным порабощением соседних племен; 2) различные общины в зависимости от своего положения, климата, уровня культуры производят различные продукты, и эти продукты обмениваются там, где общины приходят в соприкосновение между собой. Обмен с чужими общинами является одним из главных средств разрушения естественной связи внутри собственной общины вследствие дальнейшего развития естественного разделения труда.

Таким образом, мануфактурное разделение труда, с одной стороны, предполагает известную степень развития общественного разделения труда, а с другой стороны, оно развивает его дальше - таково территориальное разделение труда.

Однако между общественным и мануфактурным разделением труда всегда имеется то различие, что при первом необходимо производятся товары, между тем как при втором частичный рабочий не производит товаров. Поэтому при последнем существует концентрация и организация, при первом же - раздробленность и беспорядочность конкуренции.

О ранней организации индийских общин. О цехах. В то время как во всех этих случаях существует разделение труда в обществе, мануфактурное разделение труда есть специфическое создание капиталистического способа производства.

В мануфактуре, как и в кооперации, функционирующее рабочее тело есть форма существования капитала. Вследствие этого производительная сила, возникающая из комбинации различных видов труда, представляется производительной силой капитала. Но в то время как кооперация в целом оставляет без изменения способ труда отдельного рабочего, мануфактура революционизирует его, она уродует рабочего; неспособный производить самостоятельный продукт, он является лишь принадлежностью мастерской капиталиста. Духовные потенции труда исчезаюту многих, чтобы у отдельных лиц увеличить свой масштаб. Мануфактурное разделение труда приводит к тому, что духовные потенции процесса труда противостоят рабочим как чужая собственность и господствующая над ними сила. Этот процесс отделения, который начинается уже в кооперации и развивается в мануфактуре, завершается в крупной промышленности, которая отделяет науку, как самостоятельную потенцию производства, от труда и заставляет её служить капиталу.

Будучи, с одной стороны, определённой организацией общественного труда, мануфактура, с другой стороны, есть особый метод производства относительной прибавочной стоимости. Именно в этом её историческое значение.

Препятствия к развитию мануфактуры даже во время её классического периода: сокращение числа необученных рабочих вследствие роста числа обученных; ограничение применения труда детей и женщин вследствие противодействия со стороны рабочих-мужчин; ссылка на laws of apprenticeship до самого последнего времени, даже там, где это в сущности является излишним; постоянное неподчинение рабочих, так как совокупный рабочий не обладает ещё независимым от рабочих остовом; эмиграция рабочих.

К тому же сама мануфактура не была в состоянии произвести переворот во всём общественном производстве или хотя бы только овладеть им. Её собственный узкий технический базис вступил в противоречие с ею же самой созданными потребностями производства. Появилась потребность в машинах, и мануфактура научилась их изготовлять.

Кооперация, созданная на разделении труда, создаёт свою классическую форму в мануфактуре. И господствует примерно с половины 16-го до конца 18-го века.

Мануфактура возникает двояким способом.

Спойлер

В первом случае в одной мастерской под командой одного капиталиста объединяются рабочие самостоятельных ремёсел, через руки которых последовательно проходит продукт, пока не будет готов, что представляет собой объединение нескольких ремесленников, совершающих совместно одну работу. И скоро мало-помалу они теряют способность заниматься своим ремеслом в полном объёме. С другой стороны, их деятельность приобретает теперь более целесообразную форму, т.к. происходит кристаллизация исключительных функций рабочего специалиста.

Мануфактура возникает и другим способом. Множество ремесленников, выполняющих одну работу, объединяются капиталистом в одной мастерской. Однако при необходимости создать большой объём готового продукта происходит разделение труда по его производству на последовательное выполнение различных операций. Такое разделение постепенно кристаллизуется в систематическое разделение труда, при котором каждый рабочий непрерывно выполняет одну и ту же частичную операцию.

Итак, мануфактура возникает и образуется из ремесла двояким путём. 1) Из комбинации разнородных самостоятельных ремёсел, которые утрачивают свою самостоятельность в такой степени, чтобы стать дополняющими друг друга частичными операциями в процессе производства одного и того же товара. 2) Из кооперации однородных ремесленников, разлагая данное индивидуальное ремесло на различные обособленные операции, превратив эти операции в исключительные функции отдельного рабочего. Поэтому мануфактура вводит в процесс производства разделение труда или развивает его; с другой стороны, она комбинирует ремёсла, бывшие ранее самостоятельными. Что в конечном итоге приводит к формированию производственного механизма, органами которого являются люди.

Для правильного понимания разделения труда внутри мануфактуры следует обратить внимание на следующие пункты. Прежде всего, расчленение процесса производства на особые фазы совпадает с разложением ремесленной деятельности на её различные частичные операции. Базисом этой операции является ремесло, т.е. она зависит от силы, ловкости, быстроты рабочего. Следовательно, основа производства – это ремесленное искусство, а рабочий приспособляется исключительно к отправлению одной частичной функции, и его рабочая сила на всю жизнь превращается в орган этой частичной функции. Необходимо помнить также, что разделение труда - это особый вид кооперации, и многие его преимущества вытекают из самой сущности кооперации.

2. Частичный рабочий и его орудие

Рабочий, выполняющий всю свою жизнь одну и ту же простую операцию, превращается в живой придаток мануфактуры. И, в отличие от ремесленника, выполняющего всю работу целиком от начала до конца, комбинированный совокупный рабочий (живой механизм мануфактуры) в течение более короткого времени производит больше продукта, т.е. повышается производительная сила труда. Постоянное повторение одной и той же операции и сосредоточение внимание на узкой области помогают в итоге достигнуть лучшего результата с наименьшей затратой сил. А совместное проживание и возможность передавать опыт помогают этим умениям закрепиться.

Мануфактура, обособляя до пределов разные виды ремёсел, позволяет систематически оттачивать виртуозность частичных рабочих. Самостоятельный ремесленник при производстве продукта, совершая процессы один за другим, должен переходить с места на место, менять инструменты. Эти переходы вынуждают его делать перерывы в работе. Повысить его производительность можно, уменьшив эти разрывы, т.е. уменьшив изменчивость его операций, либо увеличив интенсивность труда. Однако это приводит к монотонности труда, что ослабляет напряжённость внимания.

Производительность труда зависит не только от виртуозности рабочего, но и от совершенства его орудий. С того момента, как различные операции процесса труда отделились друг от друга, возникает необходимость изменений в орудиях, служивших ранее для различных целей. Происходит дифференцирование рабочих инструментов, их специализация, благодаря которой каждый такой обособленный инструмент наиболее эффективен при использовании отдельной функции в руках частичного рабочего. Мануфактурный период упрощает, улучшает, умножает рабочие инструменты, приспосабливая их к выполнению исключительных функций. Тем самым создаётся одна из материальных предпосылок машины. Частичный рабочий и его инструмент образуют простые элементы мануфактуры.

3. Две основные формы мануфактуры: гетерогенная мануфактура и органическая мануфактура

По своему внутреннему строю мануфактуры разделяются на два основных рода в зависимости от самой природы продукта, который получается или путём чисто механического соединения самостоятельных частичных продуктов, или получает готовый вид только в результате последовательного ряда связанных манипуляций. При позднейшем превращении в крупную машинную промышленность это играет совершенно разную роль (пример: производство часов). При мануфактуре первого рода (гетерогенной) немногие части продукта проходят через различные руки и на итоговом этапе собираются в одних руках в одно целое. Здесь соединение многих частичных рабочих в одной мастерской наблюдается не всегда, частичные работы могут выполняться в виде отдельных самостоятельных ремёсел. Плюсом этой мануфактуры для капиталиста является отсутствие издержек на содержание фабричных зданий и пр. Минусом - невозможность совместного использования орудий труда.

Другой род мануфактуры производит продукты, которые пробегают связные фазы развития, последовательный ряд процессов (пример: мануфактура иголок). Здесь комбинируются первоначально разрозненные ремёсла и уменьшается пространственное расстояние между отдельными фазами производства продукта. Значит, сокращается время, необходимое на переход продукта от одной стадии к другой, а следовательно, и труд, затрачиваемый на эти переходы. Так из кооперативного характера мануфактуры достигается большая производительность труда по сравнению с ремеслом. С другой стороны, присущий мануфактуре принцип разделения труда приводит к изолированию различных фаз производства, а установление и поддержание связи между изолированными функциями вызывает необходимость постоянных перемещений продукта из одних рук в другие, из одного процесса в другой. Это обстоятельство является для крупной промышленности фактором, повышающим издержки, вытекающим, тем не менее, из самого принципа мануфактуры.

На мануфактуре материал проходит последовательную лестницу фаз производства, пока продукт не примет своей финальной формы. Последовательное расположение отдельных стадий процесса во времени превращается в их пространственное расположение друг возле друга. В результате в данный промежуток времени получается больше готового товара. Разделение труда создаёт экономию времени, разделяя труд на различные операции, каждая из которых может выполняться одновременно. Частичный продукт каждого частичного рабочего является в то же время лишь определённой ступенью развития одного и того же продукта. Так, один рабочий даёт занятие другому. Результат труда одного образует исходный пункт труда другого. Это также означает, что эти промежуточные результаты труда должны быть достигнуты за определённое рабочее время. Эта непосредственная зависимость отдельных работ в пространстве и во времени вынуждает рабочих употреблять на свою функцию лишь необходимое рабочее время, вследствие чего создаётся совершенно иная непрерывность, единообразие и интенсивность труда, чем это имеет место в самостоятельном ремесле или в простой кооперации. Только в мануфактуре изготовление данного продукта в течение данного рабочего времени становится техническим законом самого процесса производства.

Однако различные операции требуют неодинакового времени и потому в равные промежутки дают разные количества частичных продуктов. Следовательно, раз каждый рабочий должен изо дня в день совершать постоянно одну и ту же операцию, то для различных операций необходимо различное количество рабочих. Здесь принцип кооперации возвращается к своей простейшей форме: к одновременному применению труда многих людей, выполняющих однородную работу, но теперь этот принцип выражает собой известное органическое отношение (???). Таким образом, мануфактурное разделение труда не только упрощает и умножает качественно различные органы общественного совокупного рабочего, но и создаёт прочные математические отношения между количественными размерами этих органов, т.е. между относительным количеством рабочих или относительной величиной рабочих групп в каждой из этих специальных функций. Вместе с качественным расчленением оно развивает количественные нормы и пропорции общественного процесса труда.

Раз для определённых размеров производства опытом установлено наиболее целесообразное числовое отношение между различными группами частичных рабочих, то расширить масштаб производства можно лишь, взяв кратное от числа рабочих каждой из этих групп. Некоторые работы можно одинаково легко исполнять независимо от величины (например, перемещение большого количества продукта), поэтому выделение таких работ выгодно лишь при увеличении числа занятых в производстве рабочих.

Каждая отдельная группа - определённое количество рабочих, выполняющих одну и ту же частичную функцию, состоит из однородных элементов и образует особый орган совокупного механизма. Однако в некоторых мануфактурах каждая отдельная группа есть уже расчленённое рабочее тело, тогда как совокупный механизм образуется путём повторения или умножения этих элементарных производительных организмов (например, производство бутылок: подготовительная фаза, производство, заключительная фаза). При такой организации, если не хватает какого-то звена, всё производство останавливается.

Мануфактура, возникая в некоторых случаях сама из комбинации различных ремёсел, может, в свою очередь, сама развиться в комбинацию нескольких мануфактур (например, производство окон). В этом случае различные обособленные в пространстве производства существуют отдельно каждый с собственным разделением труда. Единство такого производства возникает в последующем при превращении мануфактуры в машинное производство.

Мануфактурный период, сокративший рабочее время, необходимое для производства товаров, развивает спорадическое применение машин, особенно для элементарных производственных процессов с применением большого количества людей и силы.

Характерным для мануфактурного периода является разделение труда и закрепление этого разделения. Различные операции, когда в одном случае необходима ловкость, в другом - внимание и т.д., попеременно совершаемые производителем товара, образуют единый процесс труда. Таким образом, мануфактура развивает рабочие силы, по своей природе пригодные лишь к односторонним специфическим функциям. Совокупный рабочий обладает теперь всеми способностями производителя в одинаковой степени виртуозности и в то же время тратит их самым экономным образом, т.к. использует их только для применения по специфике.

Индивидуальные рабочие силы теперь нуждаются в различных степенях образования и обладают поэтому теперь различной стоимостью. Таким образом, мануфактура развивает иерархию рабочих сил, которой соответствует лестница заработных плат. Мануфактура создаёт поэтому в каждом ремесле категорию так называемых необученных рабочих, которых строго исключала ремесленная организация производства. Развивая до виртуозности одностороннюю специальность, недостаток развития также превращается в свойство некоторых специальностей. Так происходит деление на обученных и необученных рабочих. В обоих случаях падает стоимость рабочей силы. Сравнительное обесценение рабочей силы, являющееся результатом устранения или понижения издержек обучения, непосредственно означает более значительное самовозрастание стоимости капитала, потому что всё, что сокращает время, необходимое для воспроизводства рабочей силы, расширяет область прибавочного труда.

4. Разделение труда внутри мануфактуры и разделение труда внутри общества

Отношение между мануфактурным разделением труда и общественным разделением труда составляет общее обоснование всякого товарного производства. Разделение общественного производства на его крупные роды будем называть общим, разделение внутри этих родов производства на виды и подвиды - частным разделением труда, а разделение труда внутри мастерской - единичным.

Разделение труда внутри общества и ограничение индивидуума сферой определённой профессии имеет две противоположные исходные точки развития. В пределах семьи/рода разделение происходит вследствие физиологических причин и расширяется с расширением общественной жизни. С другой стороны, разделение происходит на уровне отдельных родов и общин, которые различаются междусобой по способу производства, образу жизни и производимым продуктам. Эти различия приводят к взаимному обмену продуктами, далее следует превращение этих продуктов в товары, что превращает эти общины в более или менее зависимые друг от друга отрасли совокупного общественного производства. Так возникает второй тип разделения труда - посредством обмена между первоначально различными, но не зависимыми друг от друга сферами производства. В одном случае утрачивает самостоятельность то, что раньше было самостоятельным, в другом - приобретает самостоятельность раньше не самостоятельное.

Основой всякого развитого разделения труда, осуществляющегося путём обмена товаров, является отделение города от деревни. Вся экономическая история общества резюмируется в движении этой противоположности.

Материальной предпосылкой разделения труда внутри мануфактуры является определённая численность одновременно занятых рабочих; при разделении труда внутри общества такую же роль играет величина населения и его плотность, что можно сравнить со скоплением людей в мастерской.

Т.к. товарное производство и товарное обращение являются общей предпосылкой капиталистического способа производства, то мануфактурное разделение труда требует уже достигшего известной степени зрелости разделения труда внутри общества. Мануфактурное же разделение труда, в свою очередь, оказывает влияние на общественное разделение труда, развивая и расчленяя его дальше. По мере дифференцирования инструментов труда всё более дифференцируются те отрасли производства, в которых эти инструменты изготовляются. Различные ступени производства товара также становятся самостоятельными промыслами.

Однако, несмотря на многочисленные аналогии и связь между разделением труда внутри общества и внутри мастерской, оба эти типа различны между собой по типу и по существу. Разделение труда внутри общества (скотовод-кожемяка-сапожник) куплей и продажей продуктов различных отраслей труда; внутри же мануфактуры частичный рабочий не производит товара, лишь общий продукт многих рабочих сил превращается в товар. Мануфактурное разделение труда предполагает концентрацию средств производства в руках одного капиталиста, общественное разделение труда - раздробление средств производства между многими независимыми друг от друга товаропроизводителями. В мануфактуре строго определены работы между различными подразделениями, при общественном разделении труда это распределение происходит хаотически. Т.е., при мануфактурном производстве нормы потребности известны заранее, при общественном - коррекция происходит задним числом. Мануфактурное разделение труда происходит по распоряжению капиталиста, общественное - является результатом конкуренции (войны всех против всех). Поэтому то же самое буржуазное сознание, которое прославляет мануфактурное разделение труда, как организацию труда, повышающую его производительность, а следовательно, и пожизненное прикрепление работника к какой-нибудь одной операции и, тем самым, его безусловное подчинение воле капитала, - это же самое буржуазное сознание безоговорочно поносит общественное регулирование общественного процесса производства как покушение на неприкосновенные права собственности, свободы и самоопределяющегося «гения» индивидуального капиталиста.

Если анархия общественного и деспотия мануфактурного разделения труда взаимно обусловливают друг друга в обществе с капиталистическим способом производства, то в обществах ранних форм представляют с одной стороны картину планомерной и авторитарной организации общественного труда, с другой стороны - совсем исключают разделение труда внутри мастерской или развивают его в карликовом масштабе, случайно. Главная масса продукта производится для потребления самой общины, а не в качестве товара, потому само производство не зависит от разделения труда, опосредуемого обменом товаров.

Разделение труда в целом обществе свойственно самым различным общественно-экономическим формациям, мануфактурное же разделение труда есть совершенно специфическое создание капиталистического способа производства.

5. Капиталистический характер мануфактуры

Сосредоточение значительного числа рабочих под командой одного и того же капитала образует исходный пункт как кооперации, так и мануфактуры. В свою очередь, мануфактурное разделение труда делает численный рост употребляемых в деле рабочих технической необходимостью. Теперь минимум рабочих для производства предписывается наличным разделением труда. С другой стороны, выгоды дальнейшего разделения труда связаны с увеличением числа рабочих. Это порождает рост переменной и постоянной частей капитала. Масса материалов увеличивается пропорционально росту производительной силы труда вследствие его разделения. Т.о., рост минимальной суммы капитала или растущее превращение общественных жизненных средств и средств производства в капитал есть закон, возникающий из самого технического характера мануфактуры.

В мануфактуре, как и в кооперации, функционирующий общественный производственный механизм, принадлежащий капиталисту, есть форма существования капитала. Производительная сила, возникающая из комбинации различных видов труда, - производительная сила капитала. Мануфактура создаёт производственную дисциплину и иерархическую лестницу среди рабочих. Мануфактура революционизирует способ труда, превращая рабочего в придаток машины, выполняющий одностороннюю функцию, подавляя его творческие производственные наклонности. Если первоначально рабочий вынужден продавать свою рабочую силу потому, что у него нет материальных средств для производства товара, то теперь его индивидуальная рабочая сила не может быть использована до тех пор, пока она не продана капиталу. Лишённый возможности что-либо делать самостоятельно в соответствии со своими дарованиями, мануфактурный рабочий развивает свою производительную деятельность уже только как придаток мастерской капиталиста. То, что теряют рабочие, сосредотачивается в капитале. Этот процесс отделения начинается в простой кооперации и продолжается в мануфактуре, превращая рабочего в частичного рабочего. И завершается в крупной промышленности, которая отделяет науку и заставляет её служить капиталу. Человек науки отделяется от производительного рабочего, и наука, вместо того, чтобы служить в руках рабочего средством для увеличения его собственной производительной силы, почти везде противопоставляет себя ему. Познание становится орудием, которое выступает враждебно к труду.

Т.о., в мануфактуре обогащение совокупного рабочего (т.е. капитала) общественными производительными силами обусловлено обеднением рабочего индивидуальными производительными силами. Поэтому зачастую в местах развития мануфактурного производства наиболее подавлена духовная жизнь. (А.Смит: Человек, вся жизнь которого проходит в выполнении немногих простых операций, …не имеет случая и необходимости изощрять свои умственные способности или упражнять свою сообразительность… Однообразие его неподвижной жизни естественно подрывает мужество его характера… Его ловкость и умение в его специальной профессии представляются, таким образом, приобретёнными за счёт его умственных, социальных и военных качеств …в такое именно состояние должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки, т.е. главная масса народа).

Кооперация, покоящаяся на разделении труда, или мануфактура, вначале представляет собой стихийное образование. После её распространения она становится сознательной, планомерной и систематической формой капиталистического способа производства. Мануфактурное разделение труда создаёт качественное расчленение и количественную пропорциональность общественных процессов производства, т.е. создаёт определённую организацию общественного труда и вместе с тем развивает новую, общественную производительную силу труда. Как специфически капиталистическая форма общественного процесса производства - оно есть лишь особый метод производить относительную прибавочную стоимость капитала или усиливать за счёт рабочего самовозрастание капитала. Оно не только развивает общественную производительную силу труда для капиталиста, а не для рабочего, но и развивает его путём уродования индивидуального рабочего. Оно создаёт новые условия господства капитала над трудом. Т.е., с одной стороны, оно является историческим прогрессом и необходимым моментом в экономическом развитии общества, а с другой - орудием цивилизованной и утончённой эксплуатации.

Политэкономия, которая становится настоящей наукой лишь в мануфактурный период, рассматривает общественное разделение труда лишь с т.з. мануфактурного разделения труда, т.е. как средство с тем же количеством труда произвести больше товара, следовательно, удешевить товары и ускорить накопление капитала. Писатели классической древности обращают внимание только на качественную сторону и на потребительную стоимость, когда, вследствие разделения отраслей, товары изготовляются лучше, потому что различные склонности и таланты получают возможность совершенствоваться.

В период господства мануфактуры, как преобладающего способа капиталистического производства, мы видим разнообразные препятствия для её развития. Несмотря на деление рабочих на обученных и необученных, число последних остаётся весьма ограниченным в силу преобладающего значения и сопротивления первых. В течение всего мануфактурного периода происходит противостояние рабочих и буржуазии, капиталу не удавалось подчинить себе всё то рабочее время, каким располагает мануфактурный рабочий, мануфактуры недолговечны и покидают страну вместе с эмиграцией рабочих. Вместе с тем, мануфактура не была в состоянии охватить общественное производство во всём его объёме, либо преобразовать его в корне. Её собственный узкий технический базис вступил в противоречие с созданными ею же потребностями производства.

Cтраница 1


Мануфактурное разделение труда предполагает концентрацию средств производства в руках одного капиталиста, общественное разделение труда - раздробление средств производства между многими не зависимыми друг от друга товаропроизводителями. В мануфактуре железный закон строго определенных пропорций и отношений распределяет рабочие массы между различными функциями; наоборот, прихотливая игра случая и произвола определяет собой распределение товаропроизводителей и средств их производства между различными отраслями общественного труда. Однако эта постоянная тенденция различных сфер производства к равновесию является лишь реакцией против постоянного нарушения этого равновесия. Правило, действующее при разделении труда внутри мастерской a priori [ заранее ] и планомерно, при разделении труда внутри общества действует лишь a posteriori [ задним числом ], как внутренняя, слепая естественная необходимость, преодолевающая беспорядочный произвол товаропроизводителей и воспринимаемая только в виде барометрических колебаний рыночных цен.  

Мануфактурное разделение труда значительно повышало его производительность, п в то же время узкая специализация и повторение одних н тех же движений уродовали рабочего, обрекая его на крайне одностороннее развитие.  

Мануфактурное разделение труда предполагает концентрацию средств производства в руках одного капиталиста, общественное разделение труда - раздробление средств производства между многими не зависимыми друг от друга товаропроизводителями. Если в мануфактуре железный закон количественных отношений или пропорциональности подчиняет определенные рабочие массы определенным функциям, то на распределение товаропроизводителей и их средств производства между различными общественными отраслями труда оказывает влияние игра случая и произвол. Однако эта постоянная тенденция различных сфер производства к равновесию является лишь реакцией против постоянного нарушения этого равновесия. Правило, действующее при разделении труда внутри мастерской a priori [ заранее ] и планомерно, при разделении труда внутри общества действует лишь a posteriori [ задним числом ], как внутренняя, слепая естественная необходимость, преодолевающая беспорядочный произвол товаропроизводителей и воспринимаемая только в виде барометрических колебаний рыночных цен.  

Мануфактурное разделение труда предполагает концентрацию средств производства в руках одного капиталиста, общественное разделение труда - раздробление средств производства между многими независимыми друг от друга товаропроизводителями. В мануфактуре железный закон строго определенных пропорций и отношений распределяет рабочие массы между различными функциями; наоборот, прихотливая игра случая и произвола определяет собою распределение товаропроизводителей и средств их производства между различными отраслями общественного труда. Однако эта постоянная тенденция различных сфер производства к равновесию является лишь реакцией против постоянного нарушения этого равновесия. Норма, применяемая при разделении труда внутри мастерской a priori [ наперед ] и планомерно, при разделении труда внутри общества действует лишь a posteriori [ задним числом ], как внутренняя, слепая естественная необходимость, преодолевающая беспорядочный произвол товаропроизводителей и воспринимаемая только в виде барометрических колебаний рыночных цен.  

Однако именно мануфактурное разделение труда создало предпосылки возникновения крупной машинной индустрии.  

Этот продукт мануфактурного разделения труда, в свою очередь, производил машины. Последние устраняют ремесленный тип труда как основной принцип общественного производства. Этим, с одной стороны, устраняется техническая основа пожизненного прикрепления рабочего к данной частичной функции. С другой стороны, падают те преграды, которые этот принцип еще ставил господству капитала.  

Противоречие между мануфактурным разделением труда и существом крупной промышленности насильственно прокладывает себе дорогу. Оно выражается, между прочим, в том ужасном факте, что огромная часть детей, занятых на современных фабриках ж мануфактурах и с самого нежного возраста прикованных к элементарнейшим манипуляциям, целые годы подвергается эксплуатации, не имея возможности научиться какой-либо работе, которая сделала бы их впоследствии пригодными хотя бы на этой же самой мануфактуре или фабрике. Например, в английских типографиях - раньше был в обычае соответствующий системе старой мануфактуры и ремесла переход учеников от сравнительно легких к более содержательным работам.  

Противоречие между мануфактурным разделением труда и существом крупной промышленности дает о себе знать насильственным образом. Оно выражается, между прочим, в том ужасном факте, что большая часть детей, занятых на современных фабриках и мануфактурах и с самого нежного возраста прикованных к простейшим манипуляциям, целые годы подвергается эксплуатации, не имея возможности научиться какой-либо работе, которая сделала бы их впоследствии пригодными хотя бы на этой же самой мануфактуре или фабрике. Например, в английских типографиях раньше был в обычае соответствующий системе старой мануфактуры и ремесла переход учеников от сравнительно простых к более содержательным работам.  

С точки зрения мануфактурного разделения труда ткачество было отнюдь не простым, а, напротив, сложным ремесленным трудом, и потому механический ткацкий станок есть машина, исполняющая очень многосложные операции. Вообще ошибочно то представление, будто современные машины первоначально овладели такими операциями, которые были упрощены мануфактурным разделением труда. Прядение и ткачество в мануфактурный период обособились как новые виды, соответствующие орудия подверглись усовершенствованиям и видоизменениям, но самый процесс труда, нисколько не разделенный, оставался ремесленным. Своей исходной точкой машина берет не труд, а средство труда.  

С точки зрения мануфактурного разделения труда ткачество было отнюдь не простым, а, напротив, сложным ремесленным трудом, и потому механический ткацкий станок есть машина, исполняющая очень разнообразные операции. Вообще ошибочно то представление, будто современные машины первоначально овладели такими операциями, которые были упрощены мануфактурным разделением труда. Прядение и ткачество в мануфактурный период обособились как новые виды, соответствующие орудия подверглись усовершенствованиям и видоизменениям, но самый процесс труда, нисколько не разделенный, оставался ремесленным. Исходным для машины является не труд, а средство труда.  

Это различие между общественным и мануфактурным разделением труда было для янки практически проиллюстрировано.  

То, что сказано относительно мануфактурного разделения труда внутри мастерской, сохраняет свое значение и для разделения труда внутри общества.  

То, что сказано относительно мануфактурного разделения труда внутри мастерской, сохраняет свое значение и для разделения труда внутри общества. Пока ремесло и мануфактура образуют всеобщий базис общественного производства, подчинение производителя исключительно одной отрасли производства, разрушение первоначального многообразия его занятий 304) являются необходимым моментом развития. На этом базисе каждая отдельная отрасль производства эмпирически находит соответствующий ей технический строй, медленно совершенствует его и, как только достигается известная степень зрелости, быстро кристаллизует его. Время от времени происходят изменения, которые вызываются кроме нового материала труда, доставляемого торговлей, постепенным изменением рабочего инструмента. Но раз соответственная форма инструмента эмпирически найдена, он перестает изменяться, как это и показывает переход его в течение иногда тысячелетия из рук одного поколения в руки другого. Крупная промышленность разорвала завесу, которая скрывала от людей их собственный общественный процесс производства и превращала различные стихийно обособившиеся отрасли производства в загадки одна по отношению к другой и даже для посвященного в каждую отрасль.  

Поэтому буржуазное сознание, которым мануфактурное разделение труда, пожизненное прикрепление работника к какой-нибудь одной операции и безусловное подчинение капиталу частичного рабочего прославляется как организация труда, повышающая его производительную силу, - это же самое буржуазное сознание с одинаковой горячностью поносит всякий сознательный общественный контроль и регулирование общественного процесса производства как покушение на неприкосновенные права собственности, свободы и самоопределяющегося гения индивидуального капиталиста. Весьма характерно, что вдохновенные апологеты фабричной системы не находят против всеобщей организации общественного труда возражения более сильного, чем указание, что такая организация превратила бы все общество в фабрику.  

III. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАНУФАКТУРА

Мануфактура, классическая форма кооперации, основанной на разделении труда, господствует приблизительно с 1550 до 1770 года. Она возникает:

1) Или путем соединения различных ремесел, каждое из которых выполняет частичную операцию (например, производство карет), причем очень скоро соответствующий отдельный ремесленник теряет способность заниматься всем своим ремеслом в целом, зато совершенствуется в выполнении частичной операции. Следовательно, при этом весь процесс сводится к разделению совокупной операции на ее отдельные части (стр. 318, 319).

2) Или же многие ремесленники, выполняющие одну и ту же или однородную работу, объединяются на одной и той же фабрике, и отдельные операции производятся не последовательно одним рабочим, а разделяются и выполняются одновременно различными рабочими (иголки и т. д.). Продукт теперь уже не произведение одного ремесленника, а произведение группы ремесленников, каждый из которых исполняет только одну частичную операцию (стр. 319, 320).

В обоих случаях результат мануфактуры: производственный механизм, органами которого являются люди. Производство сохраняет свой ремесленный характер; каждый частичный процесс, через который проходит продукт, выполняется ручным трудом, следовательно, здесь исключается возможность действительно научного расчленения процесса производства. Именно вследствие ремесленного характера труда каждый отдельный рабочий в полной мере прикован к одной частичной функции (стр. 321).

Таким путем сберегается труд по сравнению с ремесленником, и это сбережение труда еще более растет вследствие передачи приобретенных навыков следующим поколениям. Этим мануфактурное разделение труда соответствует тенденции прежних обществ: сделать ремесло наследственным; кастовые цехи (стр. 322).

Подразделение орудий вследствие применения их к различным частичным операциям - пятьсот видов молотков в Бирмингеме (стр. 323–324).

Рассматриваемая с точки зрения совокупного механизма, мануфактура имеет две стороны: она - или чисто механическое соединение самостоятельных частичных продуктов (часы), или ряд связанных между собой процессов в одной мастерской (иголки).

В мануфактуре каждая группа рабочих доставляет другой группе необходимое ей сырье. Поэтому основное условие состоит в том, чтобы каждая группа в данное время производила данное количество, следовательно, создается совершенно другая непрерывность, порядок, однообразие и интенсивность труда, чем в собственно кооперации. Здесь, таким образом, становится уже технологическим законом процесса производства то, что труд является общественно необходимым трудом (стр. 329).

Неодинаковость времени, требующегося для выполнения отдельных операций, обусловливает то, что различные группы рабочих имеют различный состав и численность (в словолитне на одного полировщика приходится четыре литейщика и два отбивальщика). Таким образом, мануфактура создает математически определенное отношение для количественного размера отдельных органов совокупного рабочего, и производство может быть расширено только путем принятия на работу такого количества новых рабочих, которое является кратным от совокупной группы. К этому надо прибавить, что обособление известных функций - надзора, перевозки продуктов с одного места на другое и т. д. - становится выгодным лишь по достижении известного уровня производства (стр. 329, 330).

Имеет место также объединение различных мануфактур в одну общую мануфактуру, но и в ней всегда недостает действительного технологического единства, которое появляется лишь с введением машин (стр. 331).

В мануфактуре довольно рано появляются машины, но спорадически, и они играют только побочную роль, например, мельницы, толчеи и т. д. Главной машиной мануфактуры является комбинированный совокупный рабочий, который обладает гораздо более высокой степенью совершенства, чем прежний единичный ремесленный работник, и у которого все несовершенства, часто неизбежно развивающиеся у частичного рабочего, проявляются как достоинства (стр. 333). Мануфактура развивает различия между этими частичными рабочими, квалифицированными и неквалифицированными, и даже создает настоящую иерархию рабочих (стр. 334).

Разделение труда: 1) всеобщее (на земледелие, промышленность, судоходство и т. д.), 2) особенное (на виды и подвиды) и 3) единичное (внутри мастерской). Общественное разделение труда также развивается из различных исходных пунктов: 1) внутри семьи и рода - естественное разделение труда по полу и возрасту, которое расширяется еще насильственным порабощением соседних племен (стр. 335); 2) различные общины в зависимости от своего положения, климата, уровня культуры производят различные продукты, и эти продукты обмениваются там, где общины приходят в соприкосновение между собой (стр. 49). Обмен с чужими общинами является одним из главных средств разрушения естественной связи внутри собственной общины вследствие дальнейшего развития естественного разделения труда (стр. 335).

Таким образом, мануфактурное разделение труда, с одной стороны, предполагает известную степень развития общественного разделения труда, а с другой стороны, оно развивает его дальше - таково территориальное разделение труда (стр. 337, 338).

Однако между общественным и мануфактурным разделением труда всегда имеется то различие, что при первом необходимо производятся товары, между тем как при втором частичный рабочий не производит товаров. Поэтому при последнем существует концентрация и организация, при первом же - раздробленность и беспорядочность конкуренции (стр. 339, 341).

О ранней организации индийских общин (стр. 341, 342). О цехах (стр. 343, 344). В то время как во всех этих случаях существует разделение труда в обществе, мануфактурное разделение труда есть специфическое создание капиталистического способа производства.

В мануфактуре, как и в кооперации, функционирующее рабочее тело есть форма существования капитала. Вследствие этого производительная сила, возникающая из комбинации различных видов труда, представляется производительной силой капитала. Но в то время как кооперация в целом оставляет без изменения способ труда отдельного рабочего, мануфактура революционизирует его, она уродует рабочего; неспособный производить самостоятельный продукт, он является лишь принадлежностью мастерской капиталиста. Духовные потенции труда исчезают у многих, чтобы у отдельных лиц увеличить свой масштаб. Мануфактурное разделение труда приводит к тому, что духовные потенции процесса труда противостоят рабочим как чужая собственность и господствующая над ними сила. Этот процесс отделения, который начинается уже в кооперации и развивается в мануфактуре, завершается в крупной промышленности, которая отделяет науку, как самостоятельную потенцию производства, от труда и заставляет ее служить капиталу (стр. 346).

Цитаты (стр. 347).

Будучи, с одной стороны, определенной организацией общественного труда, мануфактура, с другой стороны, есть особый метод производства относительной прибавочной стоимости (стр. 350). Именно в этом ее историческое значение.

Препятствия к развитию мануфактуры даже во время ее классического периода: сокращение числа необученных рабочих вследствие роста числа обученных; ограничение применения труда детей и женщин вследствие противодействия со стороны рабочих-мужчин; ссылка на laws of apprenticeship [законы об ученичестве. Ред.] до самого последнего времени, даже там, где это в сущности является излишним; постоянное неподчинение рабочих, так как совокупный рабочий не обладает еще независимым от рабочих остовом; эмиграция рабочих (стр. 353, 354).

К тому же сама мануфактура не была в состоянии произвести переворот во всем общественном производстве или хотя бы только овладеть им. Ее собственный узкий технический базис вступил в противоречие с ею же самой созданными потребностями производства. Появилась потребность в машинах, и мануфактура научилась их изготовлять (стр. 355).

Из книги Том 16 автора Энгельс Фридрих

III. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАНУФАКТУРА Мануфактура, классическая форма кооперации, основанной на разделении труда, господствует приблизительно с 1550 до 1770 года. Она возникает:1) Или путем соединения различных ремесел, каждое из которых выполняет частичную операцию (например,

Из книги Том 6 автора Энгельс Фридрих

Из книги Инерция страха. Социализм и тоталитаризм автора Турчин Валентин Фёдорович

Разделение труда Нельзя читать это без улыбки. Марксисты тоже посмеивают­ся над Кропоткиным, над его наивностью и нереалистичностью предсказаний. Они утверждают, что только Маркс поставил учение об отмирании государства на "реалистическую" и "науч­ную" основу, связав

Из книги Том 4 автора Энгельс Фридрих

§ II. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАШИНЫ Разделением труда открывается, согласно г-ну Прудону, ряд экономических эволюций.Хорошая сторона разделения труда.«Рассматриваемое в своей сущности разделение труда есть способ осуществления равенства условий и умствен ных способностей»

Из книги Том 23 автора Энгельс Фридрих

Глава двенадцатая РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАНУФАКТУРА 1. Двоякое происхождение мануфактуры Кооперация, основанная на разделении труда, приобретает свою классическую форму в мануфактуре. Как характерная форма капиталистического процесса производства, она господствует в

Из книги Немецкая идеология автора Энгельс Фридрих

Из книги Фейербах. Противоположность материалисического и идеалистического воззреий (новая публикация первой главы «Немецкой идеологии») автора Энгельс Фридрих

4. Разделение труда внутри мануфактуры и разделение труда внутри общества Мы рассмотрели сначала происхождение мануфактуры, затем ее простые элементы - частичного рабочего и его орудие, - наконец, ее механизм в целом. Коснемся теперь вкратце отношения между

Из книги Генри Торо автора Покровский Никита Евгеньевич

Взаимоотношения между различными нациями зависят от того, насколько каждая из них развила свои производительные силы, разделение труда и внутреннее общение. Это положение

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

Наибольшее разделение материального и духовного труда, это – отделение города от деревни. Противоположность между городом и деревней начинается вместе с переходом от варварства к

Из книги автора

Следующее расширение, которое получило разделение труда, заключалось в отделении общения от производства, в образовании особого класса

Из книги автора

Из книги автора

[л. 3] Взаимоотношения между различными нациями зависят от того, насколько каждая из них развила свои производительные силы, разделение труда и внутреннее общение. Это

Из книги автора

Наибольшее разделение материального и духовного труда, это – отделение города от деревни. Противоположность между городом и деревней начинается вместе с переходом от варварства к

Из книги автора

Неудержимо развивавшаяся в XVII столетии концентрация торговли и мануфактуры в одной стране – в Англии – мало-помалу создала для этой страны относительный мировой рынок, а тем самым – такой спрос на ее

Из книги автора

1. Критический анализ: «собственность», «разделение труда», «культура», «бизнес» Даже среди радикально настроенных трансценденталистов Торо выделялся своей непримиримостью по отношению к духовным ценностям, одобрявшимся современным ему общественным мнением. Это

Из книги автора

Разделение труда как разделение предметов деятельности и как расщепление самой деятельности Каковы же исторические пути к этой универсальной деятельности – пути, пролегающие сквозь эпоху классово-антагонистических обществ и затем вырывающиеся из нее? Ответ на этот

Мы рассмотрели сначала происхождение , затем её простые элементы - частичного рабочего и его орудие,- наконец, её механизм в целом. Коснёмся теперь вкратце отношения между мануфактурным и общественным разделением труда, которое составляет общее основание всякого товарного производства.

Если иметь в виду лишь самый , то разделение общественного производства на его крупные роды, каковы земледелие, промышленность и т. д., можно назвать общим разделением труда, распадение этих родов производства на виды и подвиды - частным разделением труда, а разделение труда внутри мастерской - единичным разделением труда .

Разделение труда внутри общества и соответственное ограничение индивидуума сферой определённой профессии имеет, как и разделение труда внутри , две противоположные исходные точки развития. В пределах семьи , - а с дальнейшим развитием в пределах рода - естественное разделение труда возникает вследствие половых и возрастных различий, т. е. на чисто физиологической почве, и оно расширяет свою сферу с расширением общественной жизни, с ростом населения, особенно же с появлением конфликтов между различными родами и подчинением одного рода другим. С другой стороны, как я уже отметил раньше, обмен продуктами возникает в тех пунктах, где приходят в соприкосновение различные семьи, роды, общины, потому что в начале человеческой культуры не отдельные индивидуумы, а семьи , роды и т. д. вступают между собой в сношения как самостоятельные единицы, Различные общины находят различные средства производства и различные жизненные средства среди окружающей их природы. Они различаются поэтому между собой по способу производства, образу жизни и производимым продуктам. Это - те естественно выросшие различия, которые при соприкосновении общин вызывают взаимный обмен продуктами, а, следовательно, постепенное превращение этих продуктов в товары. Обмен не создаёт различия между сферами производства, но устанавливает связь между сферами, уже различными, и превращает их в более или менее зависимые друг от друга отрасли совокупного общественного производства. Здесь общественное возникает посредством обмена между первоначально различными, но не зависимыми друг от друга сферами производства. Там, где исходный пункт образует физиологическое разделение , особые органы непосредственно связного целого разъединяются, разлагаются, - причём главный толчок этому разложению даёт обмен товарами с чужими общинами, - и становятся самостоятельными, сохраняя между собой лишь ту связь, которая устанавливается между отдельными работами посредством обмена их продуктов в качестве товаров. В одном случае утрачивает самостоятельность то, что раньше было самостоятельным, в другом случае приобретает самостоятельность раньше несамостоятельное.

Основой всякого развитого и товарообменом опосредствованного разделения труда является отделение города от деревни . Можно сказать, что вся экономическая история общества резюмируется в движении этой противоположности, на которой мы не будем, однако, здесь долее останавливаться.

Если для разделения труда внутри мануфактуры материальной предпосылкой является определённая численность одновременно занятых рабочих, то для разделения внутри общества такой предпосылкой являются численность населения и его плотность, которые здесь играют ту же роль, какую играет скопление людей в одной и той же мастерской . Но эта плотность населения есть нечто относительное. Страна, сравнительно слабо населённая, но с развитыми средствами сообщения, обладает более плотным населением, чем более населённая страна с неразвитыми средствами сообщения; и этом смысле северные штаты Американского союза населены плотнее, чем, например, Индия .

Так как товарное производство и товарное обращение являются общей предпосылкой капиталистического способа производства, то мануфактурное разделение труда требует уже достигшего известной степени зрелости разделения труда внутри общества. Напротив, путём обратного воздействия мануфактурное разделение развивает и расширяет общественное разделение труда. По мере дифференцирования орудий труда всё более и более дифференцируются и те отрасли производства, в которых эти орудия изготовляются . Когда мануфактурное производство распространяется на какую-либо отрасль промышленности, которая до сих пор была связана с другими как главная или побочная и осуществлялась одним и тем же производителем, то немедленно происходит разделение и взаимное обособление. Если мануфактура овладевает отдельной ступенью производства данного товара, то различные ступени его производства становятся самостоятельными промыслами. Выше уже было указано, что там, где готовый продукт представляет собой чисто механическое соединение частичных продуктов, частичные работы могут, в свою очередь, обособиться в отдельные ремёсла. Для того чтобы полнее провести разделение труда внутри мануфактуры, одна и та же отрасль производства делится, - в зависимости от различия её сырья и различных форм, которые может принимать одно и то же сырьё, - на различные и притом иногда совершенно новые мануфактуры. Так, в одной только Франции уже в первой половине XVIII столетия ткалось более 100 видов разнообразных шёлковых материй, а в Авиньоне, например, существовал закон, согласно которому «каждый ученик должен всецело посвящать себя изучению одного вида производства и не изучать одновременно способов изготовления нескольких продуктов».

Территориальное разделение труда, закрепляющее определённые отрасли производства за определёнными районами страны, получает новый толчок благодаря мануфактурному производству, эксплуатирующему всякого рода особенности . В мануфактурный период богатый материал разделению труда внутри общества доставляется расширением мирового рынка и колониальной системой, которые входят в круг общих условий существования мануфактурного периода. Здесь не место исследовать, каким образом разделение труда наряду с экономической областью охватывает все другие сферы общества и везде закладывает основу того узкого профессионализма и специализации, того раздробления человека, по поводу которого уже А. Фергюсон, учитель Адама Смита , воскликнул: «Мы - нация илотов, и между нами нет свободных людей!» .

Однако, несмотря на многочисленные аналогии и связь между разделением труда внутри общества и разделением труда внутри мастерской, оба эти типа различны между собой не только по степени, но и по существу. Аналогия кажется наиболее бесспорной там, где внутренняя связь охватывает различные отрасли производства. Так, например, скотовод производит шкуры, кожевник превращает их в кожи, сапожник превращает кожу в сапоги. Каждый производит здесь лишь полуфабрикат, а окончательный, готовый предмет есть комбинированный продукт этих отдельных работ. Сюда присоединяются ещё различные отрасли труда, доставляющие скотоводу, кожевнику и сапожнику их средства производства. Можно вообразить, подобно А. Смиту, будто это общественное разделение труда отличается от мануфактурного лишь субъективно, только для наблюдателя, который в мануфактуре одним взглядом охватывает различные частичные работы, объединённые пространственно, тогда как в общественном производстве связь эта затемняется благодаря разбросанности его отдельных отраслей на значительном пространстве и благодаря большому числу рабочих, занятых в каждой отрасли . Но что устанавливает связь между независимыми работами скотовода, кожевника и сапожника? Бытие их продуктов в качестве товаров. Напротив, что характеризует разделение труда в мануфактуре? Тот факт, что здесь частичный рабочий не производит товара . Лишь общий продукт многих частичных рабочих превращается в товар . Разделение труда внутри общества опосредствуется куплей и продажей продуктов различных отраслей труда; связь же между частичными работами внутри мануфактуры опосредствуется продажей различных рабочих сил одному и тому же капиталисту, который употребляет их как комбинированную рабочую силу. Мануфактурное разделение труда предполагает концентрацию средств производства в руках одного капиталиста, общественное разделение труда - раздробление средств производства между многими не зависимыми друг от друга товаропроизводителями.

В мануфактуре железный закон строго определённых пропорций и отношений распределяет рабочие массы между различными функциями; наоборот, прихотливая игра случая и произвола определяет собой распределение товаропроизводителей и средств их производства между различными отраслями общественного труда. Правда, различные сферы производства постоянно стремятся к равновесию, потому что, с одной стороны, каждый товаропроизводитель должен производить , т. е. удовлетворять определённой общественной потребности, - причём размеры этих потребностей количественно различны и различные потребности внутренне связаны между собой в одну естественную систему, - с другой стороны, товаров определяет, какую часть находящегося в его распоряжении рабочего времени общество в состоянии затратить на производство каждого данного вида товара. Однако эта постоянная тенденция различных сфер производства к равновесию является лишь реакцией против постоянного нарушения этого равновесия. Правило, действующее при разделении труда внутри мастерской a priori [заранее] и планомерно, при разделении труда внутри общества действует лишь a posteriori [задним числом], как внутренняя, слепая естественная необходимость, преодолевающая беспорядочный произвол товаропроизводителей и воспринимаемая только в виде барометрических колебаний рыночных цен.

Мануфактурное разделение труда предполагает безусловную власть капиталиста над людьми, которые образуют простые звенья принадлежащего ему совокупного механизма; общественное разделение труда противопоставляет друг другу независимых товаропроизводителей, не признающих никакого иного авторитета, кроме конкуренции, кроме того принуждения, которое является результатом борьбы их взаимных интересов, - подобно тому, как в мире животных bellum omnium contra omnes , есть в большей или меньшей степени условие существования всех видов. Поэтому буржуазное сознание, которым мануфактурное разделение труда, пожизненное прикрепление работника к какой-нибудь одной операции и безусловное подчинение капиталу частичного рабочего прославляется как организация труда, повышающая его производительную силу, - это же самое буржуазное сознание с одинаковой горячностью поносит всякий сознательный общественный контроль и регулирование общественного процесса производства как покушение на неприкосновенные права собственности, свободы и самоопределяющегося «гения» индивидуального капиталиста. Весьма характерно, что вдохновенные апологеты фабричной системы не находят против всеобщей организации общественного труда возражения более сильного, чем указание, что такая организация превратила бы всё общество в фабрику.

Если анархия общественного и деспотия мануфактурного разделения труда взаимно обусловливают друг друга в обществе с капиталистическим способом производства, то, наоборот, более ранние формы общества, в которых обособление ремёсел естественно развивается, затем кристаллизуется и, наконец, закрепляется законом, представляют, с одной стороны, картину планомерной и авторитарной организации общественного труда, с другой стороны - совсем исключают разделение труда внутри мастерской или развивают его в карликовом масштабе, или же лишь спорадически и случайно .

Так, например, первобытные мелкие индийские общины, сохранившиеся частью и до сих пор, покоятся на общинном владении землёй, на непосредственном соединении земледелия с ремеслом и на упрочившемся разделении труда, которое при основании каждой новой общины служит готовым планом и схемой. Каждая такая община образует самодовлеющее производственное целое, область производства которого охватывает от 100 до нескольких тысяч акров. Главная масса продукта производится для непосредственного потребления самой общины, а не в качестве товара, и потому само производство не зависит от того разделения труда во всём индийском обществе, которое опосредствуется обменом товаров. Только избыток продукта превращается в товар, притом отчасти лишь в руках государства, к которому с незапамятных времён притекает определённое количество продукта в виде натуральной ренты. В различных частях Индии встречаются различные формы общин. В общинах наиболее простого типа обработка земли производится совместно, и продукт делится между членами общины, тогда как прядением, ткачеством и т. д. занимается каждая семья самостоятельно как домашним побочным промыслом.

Наряду с этой массой, занятой однородным трудом, мы находим: «главу» общины, соединяющего в одном лице судью , полицейского и сборщика податей; бухгалтера, ведущего учёт в земледелии и кадастр; третьего чиновника, который преследует преступников, охраняет иностранных путешественников и сопровождает их от деревни до деревни; пограничника, охраняющего границы общины от посягательства соседних общин; надсмотрщика за водоёмами, который распределяет из общественных водоёмов воду, необходимую для орошения полей; брамина, выполняющего функции религиозного культа; школьного учителя, на песке обучающего детей общины читать и писать; календарного брамина, который в качестве астролога указывает время посева, жатвы и вообще благоприятное и неблагоприятное время для различных земледельческих работ; кузнеца и плотника, которые изготовляют и чинят все земледельческие орудия; горшечника, изготовляющего посуду для всей деревни; цирюльника; прачечника, стирающего одежду; серебряных дел мастера и, в отдельных случаях, поэта, который в одних общинах замещает серебряных дел мастера, а в других - школьного учителя. Эта дюжина лиц содержится на счёт всей общины. Если население возрастает, на невозделанной земле основывается новая община по образцу старой. Механизм общины обнаруживает планомерное разделение труда, но мануфактурное разделение его немыслимо, так как рынок для кузнеца, плотника и т. д. остаётся неизменным, и в лучшем случае, в зависимости от величины деревень, встречаются вместо одного два-три кузнеца, горшечника и т. д. . Закон , регулирующий разделение общинного труда, действует здесь с непреложной силой закона природы: каждый отдельный ремесленник, например кузнец и так далее, выполняет все относящиеся к его профессии операции традиционным способом, однако совершенно самостоятельно, не признавая над собой никакой власти в пределах мастерской. Простота производственного механизма этих самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме и, будучи разрушены, возникают снова в том же самом месте, под тем же самым именем , объясняет тайну неизменности азиатских обществ, находящейся в столь резком контрасте с постоянным разрушением и новообразованием азиатских государств и быстрой сменой их династий. Структура основных экономических элементов этого общества не затрагивается бурями, происходящими в облачной сфере политики.

Как уже было отмечено, цеховые законы, строго ограничивая число подмастерьев, которым имел право давать работу один мастер, тем самым планомерно препятствовали превращению его в капиталиста. Равным образом мастер мог использовать подмастерьев исключительно в том ремесле, мастером которого он сам был. Цех ревностно охранял себя от всяких посягательств со стороны купеческого капитала, - этой единственной свободной формы капитала, противостоявшей цехам. Купец мог купить всякие товары, но не труд в качестве товара. Его терпели лишь в роли скупщика продуктов ремесла. Если внешние обстоятельства вызывали прогрессирующее разделение труда, то существующие цехи расщеплялись на подвиды или же наряду со старыми основывались новые цехи, однако без объединения различных ремёсел в одной и той же мастерской. Таким образом, хотя обособление, изолирование и развитие ремёсел цеховой организацией послужило материальной предпосылкой мануфактурного периода, тем не менее, сама цеховая организация исключала возможность мануфактурного разделения труда. В общем и целом рабочий срастался со своими средствами производства настолько же тесно, как улитка с раковиной, и, следовательно, недоставало первой основы мануфактуры: обособления средств производства в качестве капитала, противостоящего рабочему.

В то время как разделение труда в целом обществе - независимо от того, опосредствовано оно товарообменом или нет - свойственно самым различным общественно-экономическим формациям, мануфактурное разделение труда есть совершенно специфическое создание капиталистического способа производства.

1 «Разделение труда, начинаясь обособлением разнообразнейших профессий, идёт вплоть до такого разделения, когда разделяются рабочие, занятые изготовлением одного и того же продукта, что имеет место в мануфактуре» (Storch . «Cours d’?conomie Politique», парижское издание, т. I, стр. 173). «У народов, достигших известной ступени цивилизации, мы находим три рода разделения труда: первый, который мы назовём общим, сводится к разделению производителей на земледельцев, промышленников и торговцев - это разделение соответствует трём основным отраслям национального производства; второй, который можно было бы назвать специальным, есть разделение каждого рода производства на виды… Наконец, третий род разделения производства, который можно было бы назвать разделением работы или труда в собственном смысле, имеет место в пределах отдельных ремёсел или профессий… имеет место в большинстве мануфактур и мастерских» (Skarbek , цит. соч., стр. 84, 85).

2 {Примечание к 3 изданию . Более поздние весьма основательные исследования первобытного состояния человечества привели автора к выводу, что первоначально не семья развилась в род, а, наоборот, род был первоначальной естественно сложившейся формой человеческого общества, покоящегося на кровном родстве, так что различные формы семьи развиваются лишь впоследствии из начавшегося разложения родовых союзов. Ф. Э. }

3 Сэр Джемс Стюарт лучше других осветил этот пункт. Насколько мало известен в настоящее время его труд, появившийся десятью годами раньше «Wealth of Nations» Адама Смита, видно, между прочим, из того, что почитатели Мальтуса не знают даже, что первое издание его работы о «народонаселении», если оставить в стороне её чисто декламаторскую часть, почти целиком списано у Стюарта, а также у попов Уоллеса и Таунсенда.

4 «Требуется известная плотность населения как для того, чтобы могли развиваться социальные сношения, так и для того, чтобы создалась такая комбинация сил, при которой возрастает производительность труда» (James Mill . «Elements of Political Economy». London, 1821, p. 50). «Когда возрастает число рабочих… производительная сила общества увеличивается пропорционально результату умножения этого роста на эффект разделения труда» (Th. Hodgskin . «Popular Political Economy», р. 120).

5 С 1861 года вследствие большого спроса на хлопок в некоторых: сильно населённых районах Ост-Индии расширилось производство хлопка за счёт производства риса. Местами возник голод, так как из-за недостаточности средств сообщения и вследствие этого недостаточной физической связи недопроизводство риса в одном районе не могло быть восполнено подвозом его из других районов.

6 Так, например, в Голландии производство ткацких челноков уже в XVII столетии составляло особую отрасль промышленности.

8 A. Ferguson «History of Civil Society». Edinburgh, 1767, Part IV, sect. II» p. 285.

9 В собственно мануфактурах, говорит он, разделение труда кажется более значительным, так как «здесь рабочие, занятые в каждой из различных отраслей труда, зачастую могут быть объединены в одной и той же мастерской и таким образом все сразу охватываются взглядом наблюдателя. Наоборот, в таких больших мануфактурах (!), которые имеют своим назначением удовлетворять обширные потребности многочисленного населения, каждая отдельная отрасль труда занимает столь значительное число рабочих, что невозможно объединить их всех в одной и той же мастерской… разделение труда далеко не так резко бросается в глаза» (A. Smith . «Wealth of Nations», b. I, ch. 1). Знаменитое место той же самой главы, которое начинается словами: «Взгляните на жизненные удобства, выпадающие на долю простого ремесленника или поденщика цивилизованной и цветущей страны…» и в котором расписывается затем, сколь многочисленные отрасли производства объединяют свои усилия для удовлетворения потребностей простого рабочего,- место это почти буквально списано из примечаний к работе В. Мандевиля «Fable of the Bees, or Private Vices, Publick Benefits» (первое издание без примечаний вышло в 1705 г., с примечаниями - в 1714 г.).

10 «Здесь уже нет более ничего, что можно было бы назвать естественным вознаграждением индивидуального труда. Каждый рабочий производит лишь часть целого, и так как каждая часть не имеет сама по себе никакой ценности или полезности, то здесь нет ничего такого, что рабочий мог бы взять и сказать: «Это мой продукт, это я сохраню для себя»» («Labour Defended against the Claims of Capital». London, 1825, p. 25). Автором этой превосходной работы является цитированный выше Т. Годскин.

11 Примечание к 2 изданию . Это различие между общественным и мануфактурным разделением труда было для янки практически проиллюстрировано. Одним из новых налогов, придуманных в Вашингтоне во время Гражданской войны, был акциз в 6% на «все промышленные продукты». Но вот вопрос: что такое промышленный продукт? Законодатель отвечает: всякая вещь есть продукт, «раз она сделана» (when it is made), а она сделана, раз она готова для продажи. Вот один из многих примеров. Мануфактуры Нью-Йорка и Филадельфии в прошлом «делали» зонтики со всеми их принадлежностями. Но так как зонтик есть mixtum compositum [соединение] совершенно разнородных составных частей, то мало-помалу изготовление последних стало предметом особых отраслей производства, не зависимых друг от друга и расположенных в различных местах. Их частичные продукты входили в качестве самостоятельных товаров в мануфактуру зонтиков, которая лишь соединяет вместе их составные части. Янки назвали такого рода продукты assembled articles (сборными изделиями), и это название они действительно заслужили как сборные пункты для налогов. Так, зонтик «собирает» 6%

14 Mark Wilks , Lieutenant Colonel. «Historical Sketches of the South of India». London, 1810–1817, v. I, p. 118–120. Хорошее описание различных форм индийских общин можно найти в работе: George Cumpbell , «Modern India». London, 1852.

15 «В этих простых формах… протекала с незапамятных времён жизнь обитателей страны. Границы отдельных деревень изменялись редко; и хота сами деревни порой разорялись и даже окончательно опустошались войной, голодом или эпидемиями, тем не менее они восстанавливались вновь под тем же самым названием, в тех же самых границах, с теми же интересами и даже с теми же самыми семьями и продолжали существовать целые века. Крушение или разделение государства мало беспокоит обитателей деревни; раз деревня осталась цела, им безразлично, под чью власть она попала, какому суверену должна подчиняться; их внутренняя жизнь остаётся неизменной» (Th. Stamford Raffles , late Licut. Gov. of Java. «The History of Java». London, 1817, v, I, p. 285).