Что же такое "светская этика", которую собираются преподавать детям?

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком
из вас сердца лукавого и неверного, дабы
вам не отступить от Бога живаго»
Евр.3:12

Этика без Бога в теории – сериал «Школа» в реальности

Светское школьное образование без религиозной духовности и нравственности – это неполноценное образование. Идеальное знание гуманитарных и естественных наук, увы, не помогает человеку бороться со страстями и грехом, не противодействует распространению блуда, алкоголизма и наркомании, преступности, не делает человека хорошим семьянином и т.п.
Уверен, что курс «Основы мировых религий и светской этики» способен существенно повлиять на нравственность нашего общества. Луи Пастер, величайший ученый и основоположник микробиологии и иммунологии говорил: «Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных».
Когда вера исчезает, люди порабощаются страстями и похотью и ради удовольствия, готовы идти на любые преступления. Светскую этику и этику семейной жизни начали преподавать в школах с конца 1980-х. И что? Сейчас только на официальном учете стоят 2,5 млн. алкоголиков и 1 млн. наркоманов, половина браков распадается, 2 млн. абортов в год в России. В 90-х годах страна просто захлебнулась в преступлениях.
Зачем надо тратить время впустую на предмет, неспособный эффективно удержать человека от греха? Почему не может? Потому что человек с момента грехопадения наших прародителей в раю своими силами не может противостоять страстям, толкающим его на преступления.
Победить в себе грех, и стать по-настоящему нравственным человеком, можно именно с Божией помощью: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).
Владимир Путин, еще будучи президентом РФ, в одном из своих интервью верно подметил: «Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».

Если только люди будут определять нормы нравственности – общество деградирует

Общество, где только люди будут решать, что нравственно – неизбежно деградирует . Что такое светская этика? Эта этика, несвязанная с Богом и Его заповедями. Эта этика, придуманная и установленная только людьми. В светской этике мерой нравственности является сам человек, точнее государство в лице чиновников, «элиты» СМИ и интеллигенции. Именно они определяют, и будут определять что, по их мнению, нравственно, а что нет.
И если через несколько лет государство и наша «элита», как это уже произошло в Европе, решит, что гомосексуализм – это этично, усыплять больных и ненужных стариков – это приемлемо, вы с этим безропотно согласитесь, и будете посылать детей на уроки толерантности к геям, либо лесбиянкам? Или позволите, чтобы вашим детям внушали, что если их родители станут в старости больной обузой, то их лучше сдать в хоспис, где их «безболезненно» под наркозом отправят на тот свет?
Вы, думаете, уроков в школе, когда извращенцы будут рассказывать нашим детям, что они «нормальные», никогда не будет? И гомосексуалисты не будут спокойно и радостно ходить парадами по улицам наших городов? Не обманывайтесь, еще 20 лет назад в школах США перед занятиями ученики молились. Сейчас там все чаще администрация школ даже запрещает детям праздновать Рождество Христово.
Да, что американцы, мы сами жили 70 лет в стране, где только государство определяло, что такое хорошо, и что такое плохо: итоги их большевистской «этики» – около 500 тыс. репрессированных православных только за веру, не говоря уже о масштабах репрессий вообще. И еще нам грозили показать последнего попа по телевизору…
Не допустимо, чтобы только государство, бездуховная псевдоэлита, и тем более извращенцы определяли для моих детей, что для них нравственно.

Не хочу отдавать своих детей во власть воинствующих атеистов

Как родитель, категорически против того, чтобы отдавать своих детей во власть воинствующих атеистов. Нам нужно понимать, кто сейчас писал, и пишет учебник по светской этике.
Министерством образования изначально был выбран ведущим автором заведующий кафедрой этики философского факультета СПбГУ доцент Вадим Перов – воинствующий атеист, который просто пылает ненавистью к любой религиозной морали.
Это хорошо видно из его статьи с названием «Этика без религии. Критика религиозного обоснования морали». Вот совершенно безумный вывод из этой обширной богоборческой статьи: «В человеческом мире не должно быть места для бога, ибо в противном случае, человек перестает быть человеком. Религиозность, основанная на абсолюте и абсолютных нормах и ценностях, разрушает нравственность в положительном смысле». И это писалось сейчас, когда нравственность среди неверующих и маловерующих стремительно деградирует, когда люди живут по принципу: «С волками жить – по-волчьи выть».
Примечательно, что Вадим Перов единственный, кто нарушил условия эксперимента, и в своем учебнике, написанном на совершенно недетском, сложном языке, начал критиковать другие убеждения, тогда как требовалось просто позитивно излагать свои, не говоря уже о массе ошибок в его искусственной этике без Бога.
И самое страшное, судя по комментариям людей, читавших проект его учебника, в нем нет четкого понятия зла и аморальности. Для Перова норма – это то, что общепринято в обществе. То есть наши опасения верны. Принято в обществе убивать абортами детей – это норма, легализована содомия – это норма, принято сексуальное просвещение детей с 10 лет – это норма.
После того, как Перову указали на ошибки его учебника, и в издательстве «Просвещение» сделали редакцию, этот человек истерично воспринял критику, и отказался писать учебник. Ссылаясь на то, что якобы нравственности даже светской четвероклашек учить рано! Хотя любой здравый родитель и педагог знает, что в 14-15 лет начинать говорить об этом уже поздно, к этому времени немало детей уже невозвратно нравственно деградируют.
Невероятно, но наши учителя, продавливая и вырывая у родителей их согласие на преподавание «Основ светской этики» в декабре 2009 года агитировали нас, родителей за дефективный, сложный и некорректный учебник воинствующего атеиста. До сих пор не известно какого «кота в мешке» нам подсунут, какую нравственность без Бога будут преподавать детям, поскольку, как известно, учебник этот ещё так и не написан.

Лучший способ вырастить из детей атеистов – это преподавание в школе основ светской этики и основ сразу всех мировых религий

Воспитание детей фактически до средней школы строиться на авторитете и доверии к родителям и вообще к старшим. Часто ребенку достаточно сказать – это плохо, а то хорошо, и он принимает это на веру, не требуя особых объяснений.
Что ответит учитель, который исповедует ислам и ведет «Основы мировых религий», на вопрос ученика: «Это, правда, что Христос – воплотившийся Бог?». Согласится ли? Или будет лицемерить?
Что ответит учитель, который исповедует христианство и ведет «Основы мировых религий» на вопрос ученика: «Это, правда, что Христос – всего лишь человек, пророк, как учат мусульмане?» Согласится ли? Или будет лицемерить?
Что ответит учитель-атеист, который ведет «Основы мировых религий» на вопрос ученика: «Это, правда, что Бог есть?». Согласится ли? Или будет лицемерить?
Или на этот вопрос: «Учитель, какая вера самая правильная?»
Этот предмет будет самым конфронтационным, если учителю отвечать по правде своей религии, если же детям говорить, что религиозной правды нет – это будет воспитание будущих безбожников.
И в таком случае, верующим родителям после таких уроков придется дискредитировать учителя и учебник, доказывая, что именно вера их семьи истинна, а все остальные заблуждаются.

Никакая светская этика не поможет человеку в трудное время

Современное мировоззрение человека – это мировоззрение САМО: САМОобразование, САМОисцеление, САМОсовершенствование, САМО… САМО… Надейся только на самого себя – внушают нам...
Но рано или поздно САМОсилы заканчиваются, человек выдыхается, истощается. Откуда он возьмет силы, чтобы выйти из уныния и отчаяния? От биографии и поучений атеиста-гуманиста, жившего 200 лет назад? Сомневаюсь... Благодатные и действенные силы может дать только Бог.
В качестве яркого примера, как православная культура может изменить человека, приведу поэтическую переписку двух великих современников XIX века: митрополита Московского Филарета (Дроздова) и Александра Сергеевича Пушкина.
В один из сложных годов своей юности поэт, одолеваемый давящим унынием и скепсисом, написал:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.


Тогда, несмотря на свою крайнюю занятость, митрополит Филарет возразил поэту в стихах:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал.
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал!..

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.


Эти слова нашли отклик в душе поэта! Пушкин ответил:

…Я лил потоки слез нежданных
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.


Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.


Нельзя не вспомнить и рассказ писателя Всеволода Гаршина «Ночь» (1880), когда звон церковного колокола пробудил в герое теплые воспоминания детства, и уберег его от самоубийства. Достаточно было только звона колокола! А что, если даже это будет совершенно чуждо, и незнакомо нашим детям в трудную пору?

*** Обобщить все выше сказанное можно словами из псалма: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс.145:3).
Пусть наши дети узнают красоту православной культуры, сделавшей нашу страну великой, давшей миру самых великих писателей и поэтов, художников, ученых, воинов, политиков, которые стали таковыми именно в контексте христианской, православной веры и культуры.


С некоторых пор остро встал вопрос введения предмета основы светской этики в школьную программу. Основной мотивацией служит попытка привить юным школьникам основные моральные понятия. Без внутреннего культурного фильтра разуму человека сложно отделить лонные понятия от стоящего информационного материала. Поскольку детский ум восприимчив к разного рода инсинуациями со стороны сложно формирующееся современной культуры, было решено начать изучать основы этического воспитания.

Что значит термин «светская этика»?

Базовое светское воспитание еще в царское время было обязательной дисциплиной для изучения подрастающим поколением аристократии и зажиточного сословия. Это был свод правил необходимый для нормального функционирования личности в обществе.
В простонародном воспитании такие основы закладывались общими понятиями, вложенными в ряд запретов и предписаний. Воспитание детей было делом общественным, контроль за качеством которого продолжался на протяжении всей жизни.

С приходом новых понятий некоторые правила ушли в прошлое. Огромные массивы информации и деформированные моральные образы подвигли культурных деятелей общества задуматься о будущем государства.

С появлением нового течения морального возрождения термин «этика» вернулся в словесный оборот. С греческого языка этот термин переводится как «мораль», в дальнейшем под этим понятием стало пониматься несколько разных качеств воспитания:
нравственность;
целомудрие;
добродетель;
честь;
достоинство;
этикет.
Вводя в обиход этот комплекс качеств воспитания, деятели культуры наедятся возродить интерес к личностному росту, борьбу с деградацией. Нельзя сказать, что суть этого вопроса была полностью запущена, многие ученые, писатели и философы на протяжении всего развития общества работали над выведением золотого сечения идеального воспитания полноценного члена общества.

Насколько важно обсуждать понятия добра и зла?

Если рассматривать продукты кино и медиа индустрии не только как развлечение, можно обратить внимание на такие факты:
основу любого сюжета составляет борьба светлого и темного начала;
конфликт интересов человек и общества возводится в ранг личностного противостояния;
в ранг героя может возводится совершенно аморальная личность, или имеющая моральные отклонения;
весь развлекательный контент хаотичен, в нем нет единого направления;
противоречие визуальных выражений доброго и негативного часто заменяют местами.

Задачей изучения этики, как школьной дисциплины дать основную базу определения понятий «добро» и «зло». Считается, что апеллировать этими формами ребенка должны научить родители. Но в условиях нынешних реалий очень многому в воспитании детей не уделяется внимания. Поскольку родители сконцентрированы на решении материальных проблем.
Развивающийся ум вынужден самостоятельно искать ответы в потоке информации. На его мнение может повлиять любое авторитетно и доступно изложенное умозаключение. Что делает неокрепший ум мишенью для манипуляции различных фракций извлекающие из такого положения вещей выгоду.

Как закладывается понятие морали?

Человек рождается думающим, но не моральным. Первые шаги к усвоению законов общества закладываются в почти бессознательном возрасте. Ребенок чутко реагирует на поведение родителей, их реакцию на то или иное явление.

В случае неправильного воспитания, когда старшее поколение не достаточно компетентно происходят различные отклонения этики сознания. Первые ниточки к светской ориентации исходят от правильно построенной логической цепи «плохо/хорошо». В задачу родителей входит выстроить эту последовательность в правильном порядке.

К сожалению в большинстве вариантов сами родители не имеют достаточной квалификации в вопросах моральных ориентиров. Исправить это положение может общественность. Здоровый социум в состоянии перехватить инициативу, донести нужное зерно истины до ребенка.

Весь этап морального становления личности можно выстроить в следующей последовательности:
ранее воспитание;
дошкольный возраст;
формирования понятий в школьном коллективе;
приобретение нужных навыков вербального общения в ориентированных субкультурах;
закрепление убеждений через призму полученного опыта в период перехода на следующий возрастной этап.

У этих этапов нет четких возрастных границ. Скорее они распределены между важными для человека событиями, формирующими отношению к тому или иному процессу.

Что может дать углубленное изучение основ светской этики в раннем возрасте?

Основы правильного понимания базовых понятий на ранних этапах развития формируют здоровые ассоциации между абстрактной формой и действием. Детский ум легко можно перепрограммировать, дав необходимые знания. Без закрепления светской морали на подсознательном уровне человек вырастает не адаптированным к взрослой жизни.

Глубокое изучение основ морального кодекса в раннем возрасте дает ребенку:
иммунитет от пагубного влияния;
стойкий фон психического равновесия;
умение справится со стрессом;
закладывает основы самоанализа;
развивает в ребенке критическое мнение;
прививает уважение к окружающим людям;
вырабатывает понятие ценности личности;
дает ему возможность самостоятельно определять правильный ход событий.

Таким образом, выходя из этапа раннего формирования личности, ребенок готов к самостоятельным решениям. Он в состоянии выбрать правильную компанию, отвергнуть деструктивное влияние.

Нужно ли вводить сложные психологические и социологические понятия в программу?

Рассматриваемые социологами и психологами сложные понятия этики имеют вполне практическое применение. Они несут важную информацию о появившихся, или уже сформировавшихся механизмах воздействия на сознание. Без заложенной основы этих явлений ребенок может стать жертвой чужой манипуляции.

Чтобы донести рациональное зерно этих форм нужно изложить из в простой форме, иллюстрируя примерами или образами. Например «Окно Обертона», обозначает границы дозволенного со стороны светской морали перечня мнений, излагаемых в публичных высказываниях.

Эту сложное определение можно переформулировать так:
Окно Обертона обозначает ряд допускаемых мнений, не противоречащих понятиям нормального, здорового, адекватного. Смещение этого Окна может изменить мнение о чем то негативном, преподнеся это в положительном ключе.
Лучше всего иллюстрирует это понятие изображение окна, в котором видна часть расположенных на определенном протяжении домов. В Окне видно красивый дом с ухоженным садом. Но если его переместить в сторону, вид покажет нелицеприятную картину развалин, или свалки.

Как основы светской этики влияют на адаптацию человека в обществе?

Заложенные с детства основы общечеловеческих понятий помогают ему при взрослении справляться с нагрузкой на психику. Под давлением различных явлений человек может отступить от правил этики, при этом подвергнуться осуждению с стороны светского мнения. Умение оценить ситуацию, переосмыслить ошибки помогает вернуться в общество.


Основы светской этики

Урок 3 «Культура и мораль»

Цель: дать представление о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества

Задачи:

Личностные

Воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали

метапредметные

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

Познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;

Уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;

Создать представление о роли морали в жизни людей

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

Ход урока :

Чтение писем учащихся на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … » (2-3 уч.)

- Что такое этика?

Кто считается её основателем?

Что такое мораль?

Какие рассказы и сказки, в которых рассматриваются проблемы морали, вы подобрали?

2. Введение в тему урока

Посмотрите на экран. (Презентация№1.слайд1-6)

Узнали вы героев этой сказки?

Как она называется?(Морозко )(слайд 7)

Давайте вспомним сказку.

(слайд 8,9,10)

Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?

Кого встретила падчерица?

А родная дочь, зачем поехала в лес?

Как она ведет себя с Морозко?

Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Мораль)

Культура)

Что такое культура? (

Сколько мнений мы записали?

Как вы думаете, какое из них верное?

Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое культура)

3. Изучение нового материала

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту учебника (с. 8-9)

Работа в группах (каждой группе рассказать все, что они узнают о культуре из материалов учебника)

По итогам обсуждения учителем оформляется кластер на доске:


А сейчас посмотрите слайды и постарайтесь определить, о какой культуре идет речь? (презентация 2)

(Ответы детей)

Почему вы так считаете?

Вещи, книги, картины…)

Существует много видов и духовной культуры. Например, правовая культура – это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов – это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры – это

Чтение «цепочкой» текста учебника (с. 9) об истории возникновения морали.

Когда возникла мораль?

Какие поступки помогают жить, а какие мешают?

Но практически все можно объединить в одно золотое правило:(слайд 13)

« » (фиксируется в тетради)

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Что (или кто) нам помогает стать культурным человеком?

Дополнительно : Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

морозко Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь, что ни сделает - за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету… Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. - Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь: - Садись, мила дочь, в сани.

Тепло ли тебе, девица? - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: - Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка? Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит: - Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает: - Тепло ли тебе, девица? А она ему: - Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко … Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать. - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? - Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко … Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал: - Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? - Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Что значит быть культурным? Задание: Составьте словесный портрет культурного человека

Культура и мораль

Культура (лат.) – «возделывание земли». В русском языке употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность

Домашнее задание: Что или кто мне помогает стать культурным человеком? (письменно в тетради)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Мусина А.С., Щепачева О.Ю., Бугаева Е.А., Гавриш Л.В., Галкина О.Ю., Жумагулова Г.Ж.

Основы светской этики

Урок 3 «Культура и мораль»

Цель: дать представление о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества

Задачи:

Личностные

Воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали

метапредметные

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

Познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;

Уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;

Создать представление о роли морали в жизни людей

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

Чтение писем учащихся на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … » (2-3 уч.)

Что такое этика?

Кто считается её основателем?

Что такое мораль?

Какие рассказы и сказки, в которых рассматриваются проблемы морали, вы подобрали?

2. Введение в тему урока

Учитель использует подводящий к теме диалог – систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Посмотрите на экран. (Презентация№1.слайд1-6)

Узнали вы героев этой сказки?

Как она называется ?(Морозко )(слайд 7)

Давайте вспомним сказку.

(слайд 8,9,10)

Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?

Кого встретила падчерица?

А родная дочь, зачем поехала в лес?

Как она ведет себя с Морозко?

Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?

Как вы думаете, что значит быть культурным? (Ответы фиксируются на доске).(слайд 11)

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

(слайд 12)

Какое слово вам уже знакомо?(Мораль)

С каким словом мы еще не встречались на уроке? (Культура)

Что такое культура? (Ответы фиксируются на доске).

Сколько мнений мы записали?

Как вы думаете, какое из них верное?

Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узна ть, что такое культура)

3. Изучение нового материала

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту учебника (с. 8-9)

Работа в группах (каждой группе рассказать все, что они узнают о культуре из материалов учебника)

вторая природа

По итогам обсуждения учителем оформляется кластер на доске:

культура

материальная и духовная

создается трудом людей

не существует в единственном числе

На доске (или слайде) фиксируется схема:

КУЛЬТУРА

духовная

материальная

А сейчас посмотрите слайды и постарайтесь определить, о какой культуре идет речь? (презентация 2)

(Ответы детей)

Почему вы так считаете?

Что может относиться к материальной культуре? (Вещи, книги, картины…)

Существует много видов и духовной культуры. Например, правовая культура – это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов – это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры – это мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (запись в тетрадь «Мудрых мыслей»).

Чтение «цепочкой» текста учебника (с. 9) об истории возникновения морали.

Когда возникла мораль?

Какие поступки помогают жить, а какие мешают?

Но практически все можно объединить в одно золотое правило: (слайд 13)

« Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой! » (фиксируется в тетради)

4. Подведение итогов урока

По вопросам учебника с.9

5. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Что (или кто) нам помогает стать культурным человеком?

Дополнительно : Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.


С одержание


Введение

1. Основные правила написания современного письма

2. Этикет написания письма в современном бизнесе

3. Отношение к переписке в прошлом веке

4. Примеры написания письма в прошлом веке и современном мире

5. Разновидности писем по их характеру

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Слово «этикет» - французское, толкуется оно как «установленный порядок поведения где-либо». Но не случайно оно стоит рядом со словами: «этика» и «этикетка». Этика занимается нормами поведения, а этикетками изначально называли специальные карточки, на которых фиксировались основные правила. Такие этикетки раздавались во Франции при королевском дворе Людовика XIV, чтобы каждый мог свериться – правильно ли он поступает в той или иной ситуации. Но, конечно же, общие правила этикета – те, которые мы применяем сейчас – появились задолго до «этикеток». Вопросы воспитанности, поведения, манер волновали людей давно. Первая книга об этом так и называется – «О правилах поведения» и была издана еще в 1204 году. Сейчас нам покажутся смешными и нелепыми рекомендации, которые содержались в самом первом российском своде хороших манер, изданном в 1772 году. Называлась эта удивительная книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обсуждению».

Да, этикет, прежде чем стать таким, как сегодня, претерпел немалые изменения. Но основные правила остались теми же, что и в книгах Платона, Аристотеля, Декарта…. Ибо фундамент этикета – воспитанность, вежливость, уважительное отношение к себе и окружающим.

Но правила хорошего тона заключаются не только в умении расположить к себе собеседника, сервировать стол, встречать и провожать гостей, красиво выглядеть, избежать конфликтных ситуаций. Наша культура поведения особенно ярко проявляется и в умении написать письмо. Нередко, взявшись за ручку, мы чувствуем растерянность, не умея найти нужных слов для рекомендации или для выражения соболезнования. Мы так любим получать письма, но не любим их писать. А может быть, просто не умеем? Не хватает этикета написания письма?


1. Основные правила написания современного письма


К сожалению, эпистолярный жанр сейчас отмирает, вытесненный современными ритмами, темпами, телефонной связью. Мы удивляемся и восхищаемся, перечитывая изданные тома писем Пушкина, Толстого, Чехова. И более ранние – времен Древнего Рима. Привлекает и их форма, и содержание, и само по себе оформление – четкое, выверенное, аккуратное, в котором чувствуется уважение к адресату.

Письма бывают личные, официальные и деловые. Соответственно и требования к их содержанию и оформлению различны. Конечно, каждый пишет письма по – своему, исходя из отношений с адресатом, информации и состояния. Один считает, что достаточно сообщить о своем здоровье, другой же, наоборот, на нескольких страницах описывает прогулку по осеннему лесу или посещение консерватории. Содержание письма – это дело воспитанности и необходимости, хотя и здесь следует помнить, что тон должен быть выдержанным, мысли хорошо продуманы и логически выстроены. Не обижайте других отписками – лучше сообщите, что сейчас вы заняты или не в том настроении. И поэтому подробное письмо напишите на следующей неделе. Помните, что поспешно написанное послание может сослужить плохую службу – ведь что написано пером, то не вырубишь топором. Наша неряшливость или обидная для другого мысль будет постоянно попадаться человеку на глаза, если он хранит письма.

Если вы пишете от руки, то почерк должен быть разборчивым, аккуратным, исключающим неправильное прочтение слова. Если же текст отпечатан на машинке, то подписать его надо от руки. Для написания писем не следует использовать карандаш, так как это затрудняет чтение.

Особое внимание надо обращать на бумагу и конверт. Желательно, чтобы бумага была белой и плотной, ровной, а конверт – не просвечивающимся.

Если вы решили кого–либо пригласить на торжество, или пишете благодарственное письмо, или поздравляете со знаменательной датой – пишите только от руки, это придает посланию особую теплоту, доверительность. Любое письмо – как личное, так и деловое – должно начинаться с даты. Ее место – правый верхний угол первой страницы. Ставя ее, помните, что правила хорошего тона требуют, чтобы на полученное письмо отвечали в среднем через пять дней после его получения. Письмо начинается с обращения, расположенного посередине листа. В личных письмах обращение диктуется этическими нормами и, конечно, тем, как вы привыкли называть ваших друзей или близких, или членов семьи: «Дорогая мамочка», «Милая сестренка», «Здравствуй, Николай». Каковы ваши отношения с адресатом, таковы и обращения. Но в любом случае нельзя оставлять письмо безымянным. Если в письме несколько страниц, проследите за тем, чтобы конверт был достаточно велик и чтобы все страницы были пронумерованы. Завершается письмо добрыми пожеланиями и выражением своего отношения к адресату: за этим следует подпись. Например: «Желаю Вам всего самого доброго», «С уважением…». Итак, культурно оформленное письмо состоит из:

2) обращения;

3) основного текста;

4) заключительной формулы вежливости и подписи, если письмо адресовано близкому человеку. Например: «Твоя Наташа» или «Целую, ваша Люба».

Лист складывается так, чтобы текст был внутри. Следовательно, писать письма надо на одной стороне листа. Даже если оно короткое, состоит из нескольких предложений, все равно используйте целый лист, а не часть его. За неимением белой нелинованной бумаги часто пользуются обыкновенными ученическими тетрадями. В этом случае края желательно подровнять ножницами, чтобы лист не был неряшливым.

Что касается художественных открыток, то они предназначены для поздравления или краткого сообщения. По возможности открытки тоже запечатываются в конверт, тем более, если текст содержит информацию личного, интимного характера. Адрес должен быть точным и написан четким почерком. Указывается почтовый индекс, город, улица, номер дома и квартиры и фамилия с инициалами.

Письма, адресованные не вам и попавшие к вам по ошибке, читать нельзя; так же, как нельзя без разрешения писавшего давать полученное вами письмо другим людям. Родители, перехватывающие и читающие письма своих детей, рискуют испортить свои с ними отношения. Переписка – личное дело тех, кто ее ведет.

Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора; он должен быть ясен, прост и сжат. В искусстве составлять письма играет весьма важную роль умение отличить того, к кому мы пишем, дать верный тон своему письму, который согласовался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с лицом, к которому пишем. Нужно сообразоваться, во – первых, с возрастом, во – вторых, с уважением к женщинам, старикам, в – третьих, с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем. Не тактично писать об удовольствиях человеку, который удручен в это время каким – либо горем. Не следует похваляться роскошью перед теми, кому судьба предоставила лишения и горькие испытания.

Мужчина должен писать к женщине в самой почтительной форме; правило это должно быть соблюдаемо даже и в том случае, если он по своему положению стоит гораздо выше ее. Кто бы он ни был, к кому мы пишем, никогда не надо выражать чувств, которых мы к нему не питаем. Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного. Отосланного письма не вернуть, и мы уже не в состоянии исправить необдуманного. Если случится писать под влиянием чувств гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня: иногда минутная несправедливая вспышка может уничтожить самые добрые отношения даже между самыми близкими людьми.

В переписке нужно избегать двусмысленностей. Письменная передача мыслей имеет большой недостаток. Она не обладает свойством передачи тона голоса и выражения лица пишущего. А всякий из нас знает, какое огромное значение имеют в разговоре тон и взгляд. Можно прочитать одну и ту же фразу десятью разными тонами, и каждый раз она будет иметь новый смысл. Поэтому нужно писать с величайшей осмотрительностью. И весьма снисходительно относиться к получаемым нами письмам.

Письма к отцу и матери должны носить характер почтительной привязанности.

Этикетом в письмах следует назвать известные формальности, установленные обычаем.

Письма, поздравляющие с Новым годом, посылаются обыкновенно заранее; это делается для того, чтобы они были получены накануне праздника, или же в самый день Нового года.

Срок этот соблюдается в отношении родных. Относительно же друзей и знакомых срок поздравлений продолжается всю первую неделю Нового года, а остальных можно поздравлять в продолжение всего января. Красоты почерка не требуется, но писать неразборчиво так же неприлично, как говорить невнятно. Крайне досадно получать письмо, смысл которого нужно угадывать. Очень невежливо вместо подписи ставить одну лишь букву. Высокопарность в письме также нелепа и смешна, как и в разговоре. Если вы употребляете в письме второе лицо, то всегда пишите большое «В».

Подписываться в письмах «Ваш покорный слуга» теперь уже не принято. Вместо этого пишут: «Готовый к услугам» или «Преданный вам».

Служебные письма печатаются только на машинке и оформляются более строго. Для написания используют лишь одну сторону листа, на котором располагают заголовок, дату, адрес и фамилию получателя (или названия учреждения), сам текст и указания на приложения. И непременно: «Искренне Ваш», «С уважением».

Подпись ставится на правой стороне листа, под заключительной формулой вежливости. Фамилия подписывающегося печатается на машинке под его рукописной подписью. Можно обойтись стандартным конвертом для международной почты, но следует иметь в виду, что за рубежом все достаточно крупные фирмы имеют свои конверты, на которых в несколько усеченном виде повторяют те же сведения, что и на бланке. Фирменный конверт не только поднимает престиж вашей организации в глазах зарубежного партнера, но и избавит вас от необходимости сообщать обратный адрес. Написание письма – это своего рода искусство. Деловое письмо должно быть безукоризненным во всех отношениях. Даже мелкое несоблюдение правил может сделать его неправомочным с юридической точки зрения.


2. Этикет написания письма в современном бизнесе


Особо хотелось остановиться на этикете письма в современном бизнесе. Здесь существуют определенные каноны написания письма, несоблюдение которых может не только отразиться на престиже фирмы, но и помешать заключению выгодных контрактов.

Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Желательно иметь фирменный знак письма с эмблемой фирмы, ее полным названием, почтовым и телеграфным адресом, телефоном, телефаксом и банковскими реквизитами.

Служебное письмо печатается на машинке на лицевой стороне без помарок. Страницы нумеруются, кроме первой, арабскими цифрами. Ширина поля с левой стороны листа должна быть не менее 2 см. Печатается текст через полтора – два интервала. Абзац начинается с красной строки, с отступлением пяти интервалов от поля. Рекомендуется избегать переноса слов. В правом верхнем углу под адресом организации, отправляющей письмо, ставится дата отправления письма. Сокращения дат типа 16.10.2004г. в международной переписке не употребляется. Необходимо писать полностью число, месяц и год. Наименование фирмы или фамилия и адрес лица, куда направляется письмо, проставляется на левой стороне, чуть ниже строки с датой. Еще ниже, на левой стороне листа с отдельной строки пишут вежливое обращение. Оно традиционно состоит из слов по-русски «Уважаемый господин (мистер)» и фамилия адресата.

Если вы пишете своему партнеру впервые, необходимо начать с представления фирмы, ее целей и задач. Еще лучше послать партнеру буклет с подробной информацией о фирме. Однако рекламный материал не должен быть объемным. Текст должен быть на языке вашего партнера. Заканчивается письмо словами благодарности за сотрудничество и выражением надежд на его продолжение.


15.05.2007

Уважаемый господин Смит!

Мы узнали Ваше имя во время пребывания представителя нашей фирмы в Германии. Наш агент посетил туристическую контору города Дюссельдорфа в связи с организацией экскурсий в Германию российских школьников на период летних и зимних каникул, и сотрудники конторы любезно предоставили ему всю необходимую информацию, касающуюся Вас и Вашей фирмы. Нам стало известно, что Вы уже несколько лет успешно занимаетесь организацией экскурсий для учащихся немецких учебных заведений по странам Европы и Латинской Америки, и мы уверены, что Вас заинтересует наше предложение – организовать путешествия ваших школьников по нашей стране.

Наша фирма, которая в этом году отмечает свой юбилей – 10 лет успешной деятельности, - является крупнейшим туристическим агентством в Москве и у нас есть конторы и представительства во всех крупных городах России. Мы уже организовали путешествия французских и итальянских учителей и школьников по России и полагаем, что имеет смысл обменяться нашим опытом в этой сфере деятельности и заключить договор о сотрудничестве на взаимовыгодных условиях.

Представитель нашего экскурсионного бюро будет находиться в Германии с 1 по 10 июня и будет рад встретиться с Вами для обсуждения вопросов, связанных с заключением предполагаемого договора о сотрудничестве. Мы будем весьма признательны Вам, если Вы заблаговременно сообщите нам по факсу, какая дата и время наиболее подходит для Вас. Очень надеемся на общее сотрудничество.

С уважением, директор фирмы А.А. Иванов

3. Отношение к переписке в прошлом веке


В своем реферате мне хотелось бы написать о том, как относились к переписке в прошлом веке. Уверена, что основные ее положения приемлемы и сейчас, в 21 веке. Есть смысл перенять и некоторые правила, бытовавшие тогда. Потому что значительная часть хороших манер – это не дань моде, не сиюминутные веяния, а отшлифованные временем правила, следование которым избавляет нас от неудобств, принося радость от общения. В книге «Жизнь в свете, дома и при дворе» сказано:

1. Молодая девушка никогда не пишет мужчине, даже от имени своих родителей, который не приходится ей сродни;

2. Женщина не должна переписываться с мужчиной, который ей не муж;

3. Дети, в каком бы возрасте они ни были, находясь в разлуке с родными, должны писать родителям в Новый год, в именины и в дни рождения их. Письмо служит для детей отрадным утешением в разлуке с родителями, так как дает им возможность хотя и заочно, но все–таки лично выразить те чувства, которыми исполнено их сердце.

Письма к отцу и матери должны быть полны привязанности и покорного доверия;

4. Когда молодая особа пишет к своим подругам, она может принять шутливый тон и предаться излияниям дружбы; но в письме ее не должно быть того смирения, которым отличается письмо к старшим;

5. Когда кто-нибудь берет на себя обязательство передать кому-либо письмо, он обязан передать его нераспечатанным;

6. Вежливость предписывает не задерживать ответного письма, чего всеми силами надо избегать;

7. Каждое письмо состоит из четырех частей.

1) Обращение начинается титулом, когда обращаемся к лицу титулованному или просто именем, отчеством и фамилией.

2) Выступление начинается с какой-нибудь любезности, пожелания.

3) Изложение о предметах, интересующих адресата.

4) Заключение состоит в заявлении чувств преданности и почтения.

Постскриптум: при законченном уже письме иногда вспомнится то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак «PS» и за ним приписывается забытое. Это добавление употребляется с короткими знакомыми, но избегается с высшими особами. Переписка ведется на почтовой бумаге белого цвета. Приличие требует, чтобы письмо было написано четко, во избежание затруднения читать его. Особенно внятно, без ненужных росчерков, должно писать свою фамилию. Часто случается – получивший письмо не может догадаться, от кого оно, и поэтому оставляет его без ответа. Конверты употребляются соответственно формату бумаги. В каждом письме ставится дата, т.е. значение месяца, числа, а иногда и года.

В моем реферате много рассуждений об этикете русского письма. Но очень бы хотелось привести конкретные примеры эпистолярного жанра прошлого века. Личные письма, благодарности, поздравления, приглашения… В них столько такта и благородства, достоинства и души!

4. Примеры написания письма в прошлом веке и современном мире


С Новым Годом.

Все семейство наше, поздравляя Вас с Новым годом, желает Вам всякого благополучия и долгоденствия, и чтобы наступивший год для Вас был счастливее минувшего. Примите уверение в глубочайшем к Вам почтении.

П. С. …


С законным браком.

Милостивый Государь Алексей Игнатьевич!

Радуюсь Вашему благополучию, долгом считаю поздравить Вас с законным браком и засвидетельствовать Вам свое искреннее желание, чтобы Всевышний благословил Вас всеми возможными благами, даровал Вам безмятежное спокойствие и ничем не нарушаемое согласие. Прошу Вас не лишать меня прежней дружбы, ценимой мною очень высоко.

Глубоко уважающий Вас и неизменно преданный Вам П. Л....


Приведенные выше образцы послужили мне хорошим примером при написании писем моему лучшему другу. Одно из них мне хочется прочитать в своем реферате.


Любовное письмо девушки к юноше.

15.05.2007

Мой дорогой и любимый!

Я пишу тебе письмо – первое письмо в моей жизни, в котором я говорю о своей любви тебе! Чувства так переполняют меня, что я нуждаюсь высказаться. Сердце мое сильно бьется. Сегодня утром я включила свое любимое радио «Орфей», которое целый день передает классическую музыку, и получила неожиданный подарок: звучит концерт Брамса для скрипки с оркестром! Я много раз слышала его в разных исполнениях, но каждый раз мне хочется погрузиться в эту музыку, словно в кристально-прозрачную воду, и уплыть – далеко-далеко. Туда, где нет пространства и времени, а есть только музыка, и все живое живет ее звуками, и в ней все люди существуют не отдельно друг от друга, а вместе со всеми, ощущая такую близость и любовь, что слова им не нужны – они говорят и отвечают музыкой! Мне ничуть не стыдно своего восторженного состояния, я знаю, ты поймешь меня! Ведь ты сам тоже любишь и понимаешь музыку. И это она познакомила нас с тобой. Я помню, как мы с тобой в большой компании нашего класса проходили мимо какого-то дома и из открытого окна доносились волшебные звуки Моцарта, а ты остановился и стал слушать. Мы позвали тебя, а ты даже не услышал нас. Тогда я подошла к тебе и сказала: «Я тоже очень люблю этот концерт!» Прежде я никогда не обращалась к тебе, и мы ни о чем не разговаривали. А потом мы отстали от всех и долго гуляли и говорили о музыке, и стали вместе ходить на концерты. И я не знаю, как это произошло, и когда – мы полюбили друг друга. Сейчас мне кажется, что это было всегда! Растаяли в воздухе заключительные аккорды, но музыка не кончилась – она во мне. Моя душа спокойна, как зеркальная поверхность моря, когда ветер не волнует его. Я допишу свое письмо, встану из-за стола и пойду к тебе. Мы вместе будем слушать музыку наших чувств, мыслей, надежд – пусть это будет ВСЕГДА!

5. Разновидности писем по их характеру


Как известно, письма можно разделить по их характеру на деловые, дружеские, церемонные. Естественно, каждое из них имеет свои особенности, которым мы должны следовать в переписке.

Просьбы и прошения.

Мы просим и о совете, и об услуге, и о месте. Мы просим у знакомых, у друзей, у чужих, у ниже и выше нас поставленных. Поэтому каждый раз, смотря по предмету и личности, просьба должна быть выражена в другой форме. И чем яснее и толковее изложена просьба, тем больше шансов на успех. В каждом прошении, вслед за разъяснением повода к просьбе, следует изложить причины, которые вынуждают нас обратиться с нею. Затем, коснувшись наших, зависящих от успеха, выгод, упомянуть об обязательствах, которые мы принимаем на себя относительно других лиц. В особенности внимательно надо обсудить все то, что мы хотим сказать в нашу пользу, чтобы оно не имело вида хвастовства или излишней уверенности в наших преимуществах. Мы должны выразить свою просьбу просто и скромно, но не униженно или высокомерно. Составляя прошение, необходимо помнить: то, что мы пишем, отражает наши мысли и наши чувства. Поэтому важно, чтобы читающего нашу просьбу расположили в нашу пользу не только слова, наши выражения, доводы, но и искренность и уверенность в его помощи и содействии.

Каждая благовоспитанная личность должна дать ответ в возможно короткие сроки. Каков бы он ни был, утвердительный или отрицательный, должен быть дан в крайне вежливой форме.

Благодарственные письма.

Личность, которой оказали услугу или приняли участие в ее судьбе, обязана выразить свою благодарность, хотя бы ее и не ожидали. Содержание подобного письма составляет выражение сердечной, искренней благодарности. Много уверять в готовности услужить не следует: может создаться впечатление, что мы не имеем доверия к бескорыстию других. Но если узнаем о возможности отплатить за услугу услугой, то следует воспользоваться этим случаем.

Извинения.

Они посылаются в том случае, если обители или оскорбили чем-нибудь. Извиняясь, надо быть откровенным и придерживаться истины. Искреннее признание вернее всего располагает к прощению. Если делаете извиниться за необдуманно сказанное слово или за оскорбительного содержания письмо, то следует сначала совершенно успокоиться, дать пройти минутной вспышке, - кто действует под влиянием гнева, тот никогда не поступает правильно. Только тогда ваше письмо с извинениями может достигнуть желаемой цели, если оно написано совершенно спокойно и предварительно серьезно обдумано.

Поздравления.

Поздравления пишутся только в случае радостного события. Следует стараться, чтобы они были по возможности кратки. Между родственниками или близкими друзьями можно еще позволить себе упомянуть в них о постороннем предмете, но относительно мало знакомой личности упоминание всего не относящегося к делу, неуместно.

Бумага с хорошенькой виньеткой совершенно подходит для поздравления себе равных. На Новый год многие пользуются первым или последним в году письмом, чтобы выразить свои поздравления и пожелания к Новому году. В его содержание должны входить воспоминания о прошедшем годе, о здоровье и о случившихся приятных получателю событиях. Следует пожелать в новом году здоровья, радости, благополучия и хорошо провести наступающий год.

Поздравления по случаю свадьбы всегда посылаются в форме письма. В них следует высказать участие в семейной радости по случаю счастливого события. Необходимо упомянуть (если знаем жениха и невесту), что их хорошие качества составят залог их будущего счастья, и окончить письмо пожеланиями счастливого будущего и всегда безоблачного неба в брачной жизни молодых.

Рождение ребенка – событие, тоже требующее письменного поздравления. Содержание его состоит в выражении нашей радости по поводу счастливого события, несколько слов о маленьком, и, наконец, пожелания счастья как ребенку, так и его матери. Высказать свое участие к последней необходимо.

Соболезнование.

Письма, выражающие соболезнование, самые трудные, так как вообще помочь горю словами почти невозможно. Поэтому цель этих писем – не желание утешить, а только выразить свое участие или соболезнование. Помогают перенести утрату добрые, хорошие воспоминания, которые дорогое нам лицо оставило по себе в памяти всех, его знавших.

Размолвка или окончательный развод двух до сих пор любивших друг друга людей тоже заслуживает соболезнования. В какой форме выражено будет участие – зависит от обстоятельств; но деликатность, такт всегда благотворно влияющие на больное сердце, должны быть и в этом случае главными руководителями при составлении письма.


Заключение


Исследуя материал по этикету эпистолярного жанра, я пришла к выводу, что современное письмо претерпело немало изменений и, к сожалению, не в лучшую сторону. Не хватает чувства уважения к адресату, такта, благородства, души. Поэтому нужно уважительнее относиться к переписке.

Перечитывая образцы этих писем, ловлю себя на мысли, что некоторые и сегодня, в 2007 году, можно копировать почти в точности. Не сомневаюсь, приведенные примеры не будут лишним для нас, людей электронного века, которым хорошим пример тоже не помешает.

Вы любите получать письма? Тогда научитесь их писать. Хороших манер не бывает много, зато их отсутствие заметно всегда.


Список используемой литературы

1. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Москва, 1997г.

2. Л.А. Глинкина. Речевой этикет в частных письмах 19 века.

3. В.Е. Гольдин. Этикет и речь. Саратов, 1978г.

4. А.А. Акишина. Русский речевой этикет. Москва, 1983г.

5. Н.И. Формановская. Речевой этикет и культура общения. Москва, 1989г.

6. С.В. Шевцова. Речевой этикет. Справочник. Москва, 1990г.

7. М.А. Кронгауз. Изменения в современном речевом этикете. Жизнь языка. Москва, 2000г.

8. М.В. Колтунова. Язык и деловое общение. Москва, 2000г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Модуль

Основы светской этики

Урок № 2

Что такое светская этика

Руководитель

К. п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

Урок 2 «Что такое светская этика»

Цель: дать представление об этике как о науке, рассматривающей общественные нормы нравственности и морали.

Задачи:

личностные

Формирование учебно-познавательного интереса к вопросам светской этики

метапредметные

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах

предметные

Познакомить учащихся с основными понятиями этики;

Уточнить смысл понятий «мораль» и «нравственность»;

Создать целостное представление о предмете изучения светской этики

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

Презентации учащихся по итогам выполнения заданий на с.5 учебника.

2. Введение в тему урока

Учитель использует подводящий к теме диалог – систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

– Что такое «наука»?

– Какие науки вы уже знаете?

– В Древней Греции все науки назывались философией. Кто знает, что означает это слово?

– Давайте попробуем перевести это слово с греческого языка, и узнаем, что оно означает.

«фило» – любовь

«софия» – мудрость

– Так что такое философия?

На доске (или слайде) делается запись:

Философия – любовь к мудрости

– Сегодня мы с вами начнем знакомство с новой для вас наукой – этикой (делается запись на доске), основателем которой был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.) (делается запись на доске). Он считал, что это часть философии. Давайте узнаем, что изучает этика.

Учитель демонстрирует рисунки, на которых изображены добрые (хорошие) и злые (плохие) поступки людей.

Примерный набор иллюстраций:

– Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображённые на них ситуации.

– Что заметили общего?

– В чем различие?

– На какие группы можно разделить данные поступки?

(В результате обсуждения дети приходят к выводу, что поступки и отношения между людьми могут быть добрыми (хорошими) и злыми (плохими).

– Так что изучает наука этика?

На доске (или слайде) фиксируется схема:

https://pandia.ru/text/78/398/images/image009_17.gif" alt="Овал: ЗЛО" width="102" height="52">.gif" width="140" height="79">

– Как называется наш предмет? («Основы светской этики»)

–Что нам еще надо узнать, чтобы объяснить, например родителям, что означает название нашего учебного предмета? (Что такое светская этика? )

– Это и будет темой нашего урока (фиксируется на доске).

3. Изучение нового материала

– В ходе урока мы с вами будем заполнять кластер:

– Что мы уже можем заполнить? (Основателем является Аристотель )

– Давайте откроем учебник на с.6 – 7, прочитаем раздел «Это интересно» и рассмотрим иллюстрации. (Вместе с учителем обсуждают фреску Рафаэля )

– Работая в парах, прочтите 2-3-й абзац в учебнике (с.6-7) и заполните в кластере раздел «Основные понятия этики» (После заполнения вместе с учителем обсуждают, что такое «мораль», «привычки», «обычаи», «правила поведения», «нравы», «нравственность» )

– Этика помогает разобраться в том, что такое «нравственность» и как она достигается. Давайте посмотрим высказывания о нравственности известных людей. Что они хотели нам сказать?

На доске (слайде):

Нравственность - это разум сердца. (Г. Гейне)
Нравственность должна лежать в характере. (И. Кант)
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. ()

Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. ()

– В каждом человеке есть положительные черты. Давайте их перечислим.

– А какие отрицательные? Прочитайте параграф до конца и заполните незаполненные ячейки в кластере. (Работа в парах, затем совместное обсуждение заполненного кластера)

Бешенство" href="/text/category/beshenstvo/" rel="bookmark">бешенства .
Я долгое время не мог понять, почему собака укусила меня, Ведь единственное, чего я хотел, это помочь ей, спасти жизнь. Я не собирался причинить ей вред. Что же произошло? Я хотел стать ей другом, вылечить ее, выкупать, оставить у себя и заботиться о ней. Это был первый случай в моей жизни, когда я хотел сделать добро, когда я хотел сделать доброе дело, а меня обидели, и я не понимал почему.
Если кто-то причиняет вред тому, кто плохо к нему относится, это понятно. Но, когда ты хочешь кому-то помочь, а тебе отвечают обидой, это необъяснимо.
Вопросы для обсуждения:

1. Как вы считаете, почему мальчик решил помочь собаке?

2. Почему он расстроился?

3. Почему собака укусила мальчика?

4. Всегда ли человек может получить вознаграждение за добрый поступок?

Вторая часть. Прошло много лет, прежде чем я понял, что собака меня не кусала, меня укусила ее рана, ее страх и боль, теперь я прекрасно понимаю это.
Когда кому-то плохо, он чувствует себя в душе раненным и, получая от кого-то любовь или хорошее отношение, - кусает! Но это не он сжимает зубы при укусе, это его рана. Надо стараться понимать плохое состояние, в котором иногда пребывают люди. Не всегда, когда кто-то на тебя кричит, обвиняет, критикует, оскорбляет, обижает или причиняет вред, он делает это потому, что не любит или ненавидит тебя. Может, он просто ранен, у него рана в душе, или плохо себя чувствует, или что-то нехорошее происходит в его жизни. Не защищайся, не нападай, не критикуй, постарайся понять, принять и помочь. Сейчас я это понимаю.

5. Подведение итогов урока

– Что вы сегодня узнали нового на уроке?

– Как можно коротко ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока «Что такое светская этика?»

6. Домашнее задание

Напишите письмо другу (бабушке, брату …) на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … »

Дополнительно:

1. Подготовьте сообщение об Аристотеле.

2. Найдите рассказы, сказки, где обсуждаются проблемы нравственности и морали.

По материалам сайта http://*****/diary/velena2/