И не писать «в стол»

Первый сценарий - три серии детективного сериала - я написала в 2012 году. Я только начала работать редактором сценариев, а мой теоретический багаж исчерпывался двумя учебниками. Это была первая работа непосредственно с автором: от неопытности вместо правок на полях переписала его полностью. Автор обиделся и отказался работать над сценариями дальше, поэтому доделывать пришлось мне. Я переписала их еще 5 или 7 раз, отснятые серии показали на одном из ведущих телеканалов, и у них даже был неплохой рейтинг. Мне заплатили скромный авторский гонорар, хотя в титрах я так и осталась редактором.

Первые три месяца в новой для меня роли сценариста я на ходу училась новому делу, действовала преимущественно по наитию, тонула в потоке информации и бесконечных правок канала, писала по 7-9 часов в день. К концу работы я была опустошена, плохо спала, ела исключительно фаст-фуд и выходила из дома на полчаса в день максимум. Это был тяжелый опыт, эмоционально и физически - сценарий поглотил все мои силы и время. Если бы речь шла об оригинальном сценарии, а не адаптации зарубежного сериала (адаптация - переработка готового сюжета с учетом особенностей той страны, где планируется повторная экранизация), мое боевое крещение могло закончиться бесславно.

Повторять мой экстремальный сценарный опыт совсем не обязательно: ваш путь к первому сценарию не только может, но и должен быть осмысленным, подготовленным и увлекательным.

Для начала, давайте уточним, что такое сценарий.

Если вы придумали историю, достойную собственного фильма, или на работе вас назначили ответственным за все корпоративные ролики на следующие десять лет, придется решать: поступить в киношколу или заняться самообразованием.

«Надо четко понимать, чего не может дать профессиональное образование. Наставник собирает тебе рюкзак и показывает направление, куда идти, а весь огромный путь ты должен проделать сам. На первый план выходит даже не профильное образование, а то, насколько ты интересен, как личность. Автор, не обладающий самостоятельным мышлением, способностью к критическому анализу действительности, широким кругозором и глубокой эрудицией, не способен создать ничего интересного: ни персонажей, ни сюжет».

Выбор не определяет ваше будущее в качестве сценариста: есть те, кто защитил дипломный сценарий полнометражного фильма, положил его на полку вместе с дипломом - и больше не написал ни строчки. И примерно такое же количество авторов, которые не учились в киношколе или ограничились несколькими семинарами, однако, пишут и востребованы.

Как и всё в нашей жизни, обучение в киношколе и самообразование имеют свои плюсы и минусы. Вам придется выбирать между «дорого и профессионально» и «долго и бесплатно». Какой вариант лучше - не знает никто, потому гарантий успеха вам нигде не дадут. Шансы стать профессиональным сценаристом одинаковы.



Профессиональное образование

Если вы цените время и готовы потратить деньги на обучение - вам прямая дорога в киношколу.

Под «киношколой» я подразумеваю абсолютно всех, кто на постоянной основе обучает сценаристов - от ВГИКа до гуру-индивидуалистов. Вариантов обучения сценарному мастерству множество, и вы всегда можете найти курс по душе.

«В кино очень много непрофессионалов. А они получаются, в первую очередь, из людей, не получивших профессионального образования. Ни один здравомыслящий человек не пойдет лечиться к человеку, который назвал себя врачом, не получив должного диплома. И ни один нормальный человек не поручит строительство дома человеку, не имеющему специальных знаний и навыков в этой области. Но почему-то считается, что сценарии писать и снимать кино может любой».

«Я в профессию попал случайно - из креативных продюсеров телевизионного ток-шоу в креативные продюсеры кинокомпании. К тому времени я уже написал пару «пилотов» и немного разбирался в ремесле, хотя очень скоро понял, что совершенно недостаточно. Вот и начал заполнять лакуны в киношколе, на мастер-классах».

У обучения в киношколе есть два больших плюса , которые перевешивают недостатки, и, что самое важное - труднодостижимы в процессе самообразования: обратная связь и профессиональный круг . Сценарист-самоучка может освоить теорию сценарного мастерства, посмотреть все фильмы категории «Золотой фонд мирового кинематографа» и разбирать по три фильма в неделю - но для получения обратной связи и входа в профессию ему придется проявить недюжинную настойчивость и сатанинскую изобретательность.

«Теоретические знания по драматургии можно получить и без школы: учебников и сценариев в открытом доступе очень много. Но школа дает ментора, обратную связь, которая помогает понять качество собственной работы, слабые и сильные стороны автора, изучить различные взгляды на сам процесс создания сценария - как преподавателей, так и однокурсников».

Обратная связь - это оценка работы сценариста профессионалами. Мнение заинтересованных друзей и родственников в зачет не идет, разве что вы в родстве с редактором или продюсером. Профессиональная оценка - это и указание на недостатки сценарной работы. Очень часто сценарист повторяет одни и те же ошибки, а без работы над ошибками профессиональный рост невозможен. Не стоит писать сценарий за сценарием, если в каждом из них будет неубедительный герой, затянутый первый акт или скомканная кульминация.

«Киношкола создает среду, в которой ты будешь вынужден как минимум ежемесячно что-то приносить из написанного и получать отклик, анализ и оценку своей работы исходя из вкусов и предпочтений мастеров, мнений однокурсников или других студентов. Всё это настраивает твой мозг на определенный алгоритм мышления и существования, который поможет тебе в дальнейшем».

«В первую очередь, киношкола - это социальные и профессиональные связи, без которых войти в мир кино невозможно. Один ваш однокурсник станет редактором, второй - соавтором, а третий просто даст вам ценный совет или своим примером покажет правильное направление движения».

Кроме обратной связи и профессионального круга, киношкола дает возможность учиться у признанных мастеров драматургии. Любые учебники можно прочитать дома, но вряд ли к вам домой придет живой классик сценарного дела, чтобы лично прочитать ваш сценарий и сказать, как его улучшить.

«Для меня обучение в киношколе было в первую очередь ценно личным общением с Мастерами. Например, мой мастер Леонид Николаевич Нехорошев, сценарист, главред Мосфильма в самые интересные годы, друг Тарковского. Вряд ли я с ним мог где-нибудь встретиться, кроме стен ВУЗа».

Куда пойти учиться

Профессионалы обучают будущих сценаристов на семинарах, краткосрочных курсах и в киношколе.

Семинары - самая стремительная форма обучения кинодраматургии, займет от 1 до 6 дней. Обычно это лекция на узкую тему с сессией вопросов-ответов. Участие стоит от 2 до 20 тысяч рублей. Семинар - неплохое дополнение к образованию, возможность пообщаться с авторами учебников по сценарному мастерству, в том числе и зарубежными, отвлечься от привычных писательских приемов, которые могут ограничивать ваши творческие возможности. Но рассматривать посещение семинаров как системное образование кинодраматурга я бы не стала.

Краткосрочные курсы делают упор на практическую работу и больше подойдут тем, кто уже имеет представление о законах кинодраматургии и/или опыт сценарной работы. Как правило, теорию дают кратко и без обсуждений. На таких курсах ученики под руководством преподавателя пишут сценарий полнометражного фильма или концепцию и пилотную (первую) серию сериала. Некоторые курсы предоставляют возможность своим студентам участвовать в питчинге - провести презентацию своего сценария, чтобы продать его заинтересованным кино- и телепродюсерам.

Зато можно отточить практические навыки: построение сюжета, разработка персонажей, работа с жанрами, написание диалогов, презентация сценария и т.д.


Илья Щербинин
сценарист

«Сценаристы должны получить практику на съемочной площадке, понимать, что такое производство, как проходят съемки, услышать, как их текст произносят актеры, увидеть его с экрана в смонтированном кино».

Киношкола дает полноценное и всестороннее образование в сфере кинодраматургии: вы прослушаете теорию, под руководством куратора курса и преподавателей напишете много практических работ и защитите диплом - сценарий полнометражного фильма или концепцию телесериала и его пилотную (первую) серию.

«Девяносто процентов информации, которую нам давали, впоследствии не пригодилось и надеюсь, не пригодится уже никогда. Но оставшиеся десять процентов трудно переоценить. Это та самая база, без которой в нашей профессии невозможно сделать даже несколько первых шагов».

Бывают варианты, когда выдают диплом о дополнительном образовании или диплом об окончании конкретной киношколы («прослушал курс такой-то»), поэтому уточните, что будет написано в вашем дипломе до того, как подпишете с киношколой договор на обучение и заплатите деньги. Учеба в киношколе займет от одного года до пяти лет, в среднем же - два-три года. За каждый из них придется заплатить 140-320 тысяч рублей.

тысяч рублей стоит год обучения в киношколе

В какую киношколу пойти учиться? Предположим, вы сопоставили свои возможности (время и деньги) с желаниями (творческие и профессиональные задачи) - всё равно у вас будет выбор из нескольких киношкол. В первую очередь, обращайте внимание на работы и отзывы выпускников киношколы: показатель качества образования - их профессиональная востребованность и успех, а вовсе не звездный состав преподавателей. В школе в числе преподавателей вообще может не быть признанных сценаристов - далеко не всякий талантливый кинодраматург одновременно и хороший наставник. Чем шире преподавательский состав школы, тем лучше: вы сможете узнать и оценить личный творческий подход, технические приемы и навыки не одного человека, а нескольких профессионалов.


Михаил Колодинский
сценарист

«Мне жаль, что в учебной программе было мало часов психологии, хотелось бы больше. Также маловато продюсирования и режиссуры: сценаристу важно понимать, как работает команда».

Обязательно сходите на день открытых дверей, чтобы лично познакомиться с преподавателями и изучить программу курса. Попросите для ознакомления договор об оказании образовательных услуг, изучите его вдумчиво - особенно, если в нём есть положения про авторские и исключительные права на ваши студенческие работы. Многие киношколы высокую стоимость обучения объясняют тем, что они интегрируют своих учеников в профессиональный мир кино- и телебизнеса. Не стесняйтесь задавать вопросы. Какие именно преференции и профессиональные гарантии получают выпускники? Как киношкола участвует в трудоустройстве своих выпускников (и участвует ли в нем вообще)? Одним словом, руководствуйтесь универсальным правилом: не отдавать деньги до тех пор, пока не поймете, что вы на них покупаете.

К сожалению - или к счастью - ни одна киношкола, даже самая именитая, не напишет за вас сценарий. Сценарии будут требовать от вас, причем постоянно, поэтому оцените заранее свои силы. Учтите, что единого формата обучения в киношколах нет, поэтому заранее изучите программу курса: не исключено, что вам придется высиживать по шесть пар в день и учить Вергилия наизусть. Хватит ли у вас на это времени (особенно если вы решили совмещать работу и учебу), а главное - подходит ли Вергилий лично вам?




Самообразование

Если по каким-то причинам вы не хотите или не можете учиться в киношколе, вы все равно можете стать сценаристом. В российском кино достаточно востребованных кинодраматургов, которые не учились в киношколе и ограничились самообразованием.


Маргарита Варламова
сценарист, шеф-редактор

сериалы «Граница времени», «След» «Свидетели»

«Я сомневаюсь, что профессиональное образование необходимо: я вижу множество примеров, когда закончившие профильные вузы или курсы не способны придумать хорошую сцену, и наоборот. Так же, как видела много выпускников журфака, неспособных написать не то, что статью - пресс-релиз».

На первый взгляд, самообразование выглядит заманчиво: вы экономите деньги, изучаете только то, что считаете нужным и полезным, сразу же пишете сценарий того формата и жанра, который вам близок. Всё это справедливо, но уравновешивается одним минусом: вам придется колоссально потрудиться без малейших гарантий преуспеть - некому дать вам обратную связь по ходу работы, профессиональный круг общения к самообучению тоже не прилагается.

Стать сценаристом проще будет тем, кто имеет смежное образование: журналистика, филология, лингвистика - все направления, которые хотя бы по касательной изучают работу с языком и с сюжетом. Задача упрощается еще больше, если у вас уже есть опыт работы в кино и/или диплом режиссера, оператора, актера, монтажера и т.п.

«Мне кажется, что сценарист, как и писатель, как и журналист - природная склонность, практика и мозг. До того, как писать сценарии, я уже умела писать в принципе. У меня журфак МГУ, я работала в Коммерсанте, в Столице, в Совершенно Секретно, а вообще пишу за деньги с 6-го класса».


Надежда Беркман
сценарист

сериалы «Кулагин и партнеры», «След»

«Самообразование, причем постоянное, просто необходимо, без него работа невозможна. В моем случае отсутствие профильного образования - тот самый волшебный пендель, заставляющий постоянно повышать свой уровень, чтобы чувствовать себя в профессии достойно».

Пригодится любой писательский опыт: блог, путевые заметки, рассказы, книги, журналистские работы, пресс-релизы, рецензии на кинофильмы.

Вы должны принять, что учиться придется очень и очень долго: чтение книг, просмотры сотен видео, самостоятельные разборы фильмов - всё это требует времени. Придется самостоятельно искать и исправлять свои же ошибки, раз за разом набивать одни и те же шишки и стать не только сценаристом, но и редактором самому себе.


Илья Щербинин
сценарист

«Я считаю, без киношколы сценаристу обойтись можно. Но, при трех условиях: он видел и читал очень много, он уже работает в индустрии по другой профессии, и он много пишет».

На писательском мастерстве знания и работа сценариста не заканчиваются. Нужно знать, как устроена киноиндустрия: какие материалы можно предлагать продюсеру, кроме готового сценария, как выстраивать отношения с редакторами и соавторами, как проходят съемки, разобраться юридических вопросах, чтобы не подписывать не глядя авторские договоры. Всё это тоже придется освоить самостоятельно.

Как самому научиться писать сценарии

Если вы решили учится самостоятельно, вам пригодится вся общедоступная информация о кинодраматургии.

Книги и учебники о сценарном мастерстве на любых языках: их написали намного больше, чем перевели на русский. Ваша задача не только усвоить базовые принципы кинодраматургии, но и найти способ выстроить сюжет и проработать персонажей, который подойдет именно вам. В отсутствие наставника вам придется искать свой собственный авторский путь самому - перебирать техники, предлагаемые разными авторами. Добавьте сюда книги по писательскому мастерству и самомотивации: все дедлайны вы будете устанавливать себе сами, а выдержать их без писательской дисциплины не получится: писательский труд требует напряжения и больших усилий, вознаграждение за которые приходит не скоро и далеко не всегда. При таких условиях искушение отложить работу над сценарием и посмотреть фильм, почитать книгу, погулять или даже сходить на пробежку становится почти непреодолимым, особенно если учесть, что следить за дисциплиной придется тоже вам.

Помните, что нет волшебных 3-5 книг, прочитав которые, вы наутро проснетесь знаменитым сценаристом. Читать придётся постоянно и много.

В ожидании чуда

В настоящий момент можно наблюдать такую картину: сценаристы, окончившие профильный вуз, по заверениям знакомого режиссера, «торгуют картошкой на рынке», а те, кто пришел в мир кино со стороны, становятся востребованными. Почему? Соль в том, что те, кто не получил профильного образования, работали с самого первого дня, как стали сценаристами. Им пришла в голову идея — и они начали ее осуществлять. Для того, чтобы начать зарабатывать сценариями, достаточно одного-двух месяцев. Заходите в любую тематическую группу Вконтакте, пишите свое предложение «Пишу сценарии» либо ищите объявление о поиске сценаристов — и вуаля! У вас уже есть первый заказ. За полгода можно вырасти в достаточно умелого сценариста. Многие, кто писал сценарии по объявлениям VK, вырастают до сценаристов сериалов и даже кино.

Что делает студент, поступивший на первый курс? Правильно: он расслабляется. И это касается сценаристов, юристов, докторов — кого угодно. Студент, возможно, и слышал о конкуренции на профессиональном рынке. Но эти страшные слова коснутся его после пятого курса. Они далеко, где-то там. В итоге получается, что человек выходит из вуза с дипломом и в теории он — специалист. Но у свежеиспеченного кадра за плечами почти нет практики. Работы для вуза «по заданию» в расчет не принимаются, так как преподавателям платят за то, что они прочитают студенческие труды, разберут все ошибки, подскажут, что правильно, а что нет. Работодатели же не церемонятся, тем более в мире сценаристов, жестоком и беспощадном. Не жди, когда рак на горе свистнет.

В это время твой коллега продал еще один сценарий.

Креатив креативу рознь

Еще одна проблема, которая корнями уходит в высшее образование — «недокреативность». В вузах слишком много места отведено бюрократии. Творческих людей пытаются учить в общих рамках. Студенты жалуются на то, что система образования перерезает глотку их песне. Когда я училась в Женеве, то любила заглянуть в школу искусств и дизайна. Вход был похож на тоннель в пещеру гномов — он сверкал. На каждом кусочке стены что-то было: мозаика или фрески, статуэтки в стене или граффити. Каждое помещение в этой школе было уникальным, потому что администрация школы приняла интересное решение: сделать здание площадкой для творчества учеников. Не могу сказать, что это не пошло на пользу.

Креативность для сценариста очень важна, архиважна , ведь сценарий начинается с идеи, а идеи просто так не рождаются.

Чтобы сценарист фонтанировал идеями, а именно это качество помогает всегда иметь работу, мало событий, которые происходят в жизни. Вдохновение — полезная привычка, и как любую другую, ее нужно нарабатывать.

Часовой механизм

Срыв дедлайна для сценариста равносилен профессиональному самоубийству. Если постоянно не сдаешь сценарий для сериала вовремя, потом ты просто не найдешь работу. Мир киноиндустрии очень тесен. Если автор хорошо себя зарекомендовал, его передают буквально из рук руки , так как у продюсеров и режиссеров огромный голод на тех, кто достойно делает свою работу.

Если сценарист не присылает сценарий вовремя, не выходит на связь, а уж тем более берет предоплату за серию и исчезает, слухи о нем распространяются со сверхзвуковой скоростью. Это все равно что сделать себе татуировку на лбу «Дедлайны— для слабаков» . Воспитывайте в себе пунктуальность. Не опаздывайте на встречи с друзьями, заведите органайзер, делайте все вовремя.

Нарцисс был неправ

Практика показывает, что самомнение и профессионализм не в ладах. Успешный автор может запросто порвать сценарий и начать заново. У сценариста не должно быть ни капли сочувствия к проделанной работе! Писатель может себе позволить отстаивать свое видение, поэт может защищать свои стихи. Сценарист работает для людей, а не для себя. Его творчество призвано приносить пользу людям. Поэтому он должен сделать все для того, чтобы фильм или серия, снятые по его сценарию, зацепили некие струны в душе каждого. И если продюсер говорит, что эта сцена не цепляет, нужно послушаться продюсера и переписать сцену. Потому что написание сценария —это, прежде всего, работа в команде.

Горячие новости

Для того, чтобы быть востребованным, сценарист обязан быть в курсе последних событий. Нельзя жить в коробке. Просматривайте сайты, на которых анонсируются фильмы в работе — американские и отечественные. Во-первых, это позволяет избежать повтора, во-вторых, идеи рождают новые идеи. Читайте журналы, посвященные искусству, кино, театру, лучше на нескольких языках. Английский для сценариста очень важен: на этом языке написано значительно больше литературы и статей, нежели на русском, плюс знание языка дает возможность предлагать свои услуги на двух рынках труда — российском и международном, а значит, вдвое увеличивает шансы найти работу.

Команда

В любой момент будьте готовы предложить нужного специалиста — дизайнера, композитора, декоратора. И вы станете незаменимы! Профессионала отличает от новичка способность быстро решать проблемы. Клиент, обратившийся с просьбой написать спектакль, получит полный пакет услуг. Он запомнит, что его задачу выполнили намного быстрее, чем он ожидал. После написания сценария ему не пришлось искать декорации или подбирать музыку. Для клиента это удобно, для вас — тем более. Потому что, если вы находите заказы для своих друзей, вы — первый человек, имя которого они вспоминают , когда у друзей спрашивают, кто может написать сценарий. У меня уже есть ладно скроенная команда, и часто мы начинаем работу одновременно. Если у меня заказывают мероприятие или спектакль, мы с друзьями собираемся вместе и действуем, как единый организм.

Важные детали...

...которые совсем не детали. Портфолио, сайт, визитки и прочее, о чем часто забывают сценаристы — это ваш внешний образ. Мы столько внимания уделяем одежде, но забываем про одежду виртуальную. Сайт и группа Вконтакте должны помочь составить о вас правильное представление. Профессионально оформленное портфолио говорит о том, что клиент имеет дело с профессионалом. Визитки увеличивают коэффициент успешности в глазах окружающих в разы. Визитки — нечто из мира руководства, они есть у директора или известного фотографа. Не забывайте про подобные мелочи. Чаще всего разница между кремом из супермаркета и кремом из элитного магазина заметна только по упаковке, но крем из элитного магазина более желанен для большинства. И он стоит дороже.

Лежачий камень

Чтобы быть востребованным, необходимо постоянно расти. Ставьте цели и не застревайте на одном месте. Писать для сериалов — не предел мечтаний, хотя многие сценаристы и этим довольны. После удовлетворения потребностей финансовых обратите внимание на потребности в самореализации. Не задавайте себе стоп-вопрос «Вот получу я Оскар — и что дальше?». Получите — решение найдет вас само.

Когда мы забираемся на очередную ступень мастерства, нам открываются новые горизонты.

И следующие ступени.


Перевод с английского: Sergey Toronto

«Если вы написали супер сценарий и готовы потратить от трёх до пяти лет, пытаясь с ним хоть куда-то пробиться, возможно, у вас есть то, что необходимо тому, кто хочет быть сценаристом»
- Стивен Дэвис


Вас будут оценивать по качеству вашего творчества, а не по той квалификации, которой вы обладаете.

Умения, которые вы развиваете в процессе получения квалификации, могут быть бесценными. Но, от самой корочки подтверждающей, что вы сценарист - толку не много. После окончания учёбы ваша успешность будет определяться, прежде всего, качеством того креатива который вы создаёте. В некоторых случаях, подтверждение квалификации от уважаемого учебного учреждения, может рассматриваться как знак того, что вы компетентны и сможете сделать свою работу, плюс продюсеры и агенты с большей вероятностью рассмотрят вашу заявку. Но вопрос того, продолжат ли они читать ваш сценарий после нескольких первых страниц, ни как не связан с вашей квалификацией. Единственное, что имеет значение, это то, насколько им понравится то, что они начнут читать.

Создайте круг доверенных читателей, которые будут критиковать то, что вы написали.

Основы сценарного мастерства можно изучить через самостоятельное обучение, плюс, возможно, вам нужно будет несколько раз посетить библиотеку. В курсы сценаристов стоит инвестировать только в случае, если они помогут вам развить необходимую критическую хватку нужную для того, чтобы выявит слабые места в вашей работе и понять, как их исправить. Большинству авторов необходим круг мудрых и надёжных читателей, способных на конструктивную критику работы находящейся в процессе написания. Хорошим местом для поиска таких людей может стать университет или киноцентр.

Начинайте рассылать свои сценарии, но не ждите, что вам тут же кто-то ответит.
Начните с BBC writersroom , там приветствуют новые сценарии и дают отзыв на те работы, которые выглядят обещающими. Раньше писатели имели обыкновение сразу отправлять сценарии непосредственно в Британский совет финансового развития киноиндустрии, но теперь их денежными средствами распоряжается BFI где отдают предпочтение заявкам от связки писатель-продюсер. Для того чтобы найти продюсера вы можете связаться с ближайшим киноагентством - там вам могут подсказать кто из продюсеров работает в вашем регионе. Самое главное, не ждите, что что-то из этого получится, по крайней мере, в первый раз.

Справляться с отказами - это важная часть процесса, но упорство окупает себя. Я переписывался с Киноагентством Уэльса почти два года с очень небольшим успехом, но в октябре прошлого года, после того как я отправил им два сценария и подал одну неудачную заявку на финансирование проекта, они связали меня с независимым продюсером, который проявил интерес к одному из моих сценариев.

Голливудские студии и кинокомпании устраивают конкурсы на лучший сценарий.

Соблазнительная часть при написании сценария состоит в идеи того, что из нищеты безызвестности вы буквально за пару дней можете стать воплощением истории богатства и успеха. Всё это эквивалент того, как если бы вас играющего в футбол на улице во вторник, увидел Фабио Капелло, а уже в среду вы бы держали в руках Кубок Англии. За исключением того, что со сценаристами такое иногда действительно случается.

Хорошей новостью для сценаристов, живущих в Англии, является то, что Голливуду все рано, откуда вы родом. Если вы написали высококлассный коммерчески привлекательный сценарий, который просто требует, чтобы его воплотили в жизнь и который может привлечь внимание звёзд киноиндустрии, то у вас есть шанс продать свой сценарий. Но как вам показать им свой сценарий?

Конкурсы сценаристов, предлагают разные возможности. Не все такие конкурсы стоят того, чтобы платить вступительный взнос за участие, но некоторые конкурсы, такие как, например, Nicholl Fellowship , хорошо зарекомендовали себя как стартовые площадки для новых сценаристов. Многие Голливудские студии и продюсерские компании обращают внимание часто не только на сценарии-победители, но и на те, которые входят в десятку или двадцатку финалистов крупнейших конкурсов. В последние годы, такие сайты как InkTip стали предоставлять услуги помогающие связать сценаристов с профессионалами из шоу-бизнеса, теми, кто ищет новый материал.

Закулисная работа связанная с киноиндустрией, для того чтобы найти зацепки - не обязательна. Но если вы решили, что работа официантом, как запасной план вашей карьеры приемлем для вас, то лучше бы у вас уже на руках был звёздный сценарий.

Большинству начинающих автором нужна вторая (а иногда и третья) работа, для того чтобы оплачивать свои счета и вовсе не обязательно чтобы эта работа была связана с кино или телевиденьем. На самом деле, работа не связанная с фильмами, которая хорошо оплачивается и оставляет вам достаточно времени, чтобы писать, может быть более выгодной для вашей карьеры писателя, нежели чем высасывающая энергию работа где-то на задворках индустрии развлечений. За последние три года я сменил много специальностей, начиная от ассистента кинорежиссёра и до подсобного рабочего в супермаркете Северного Уэльса. Я не рекомендую заниматься той работой, которую я упомянул последней, но и первая не станет волшебным стартом вашей карьеры.

Работа с продюсером (ежедневное чтение голливудских финансовых документов и описание сценариев рассматриваемых для запуска в производство) дала мне ценную информацию о процессе производства фильмов, но главное было в том, что я постоянно продолжал работать над своими проектами по вечерам и в выходные дни. У меня появилось много связей, но интерес к вам, как к писателю полезен только в том случае, если у вас действительно уже есть хороший сценарий, который вы можете показать людям в тот момент, когда они проявят интерес. Если вы встретите продюсера, продавая билеты на кинофестивале и она предложит вам прислать её один из ваших сценариев (такое произошло со мной один раз в Торонто), она не будет ждать шесть месяцев, пока вы наконец соизволите закончить что-нибудь. Подготовьте свой звёздный сценарий и держите его наготове, чтобы отправить его тому человеку, который его у вас попросил, пока он ещё не забыл кто вы вообще такой.

Будьте готовы потратить от трёх до пяти лет, пока вы хоть чего-то добьётесь: вам нужна уверенность в себе, граничащая с иллюзиями.

Самый полезный совет я получил, от успешного сценариста, который сказал всем студентам в моем классе, дать себе от трех до пяти лет попыток проникнуть в эту индустрию, прежде чем мы вообще даже начнём думать о чём-либо другом. Это три или даже пять лет, без денег, возможности купить себе жильё и без какой-либо гарантированной работы. Конечно, есть много других, более простых способов заработать деньги, нежели чем писать сценарии. Быть сценаристом - тяжёлая работа, которая требует уверенности в себе часто граничащей с иллюзиями. Нужно искать возможности по всему миру. В 2009 году после года неудачных попыток в Уэльсе, я чуть было не растерял весь свой энтузиазм, поэтому я переехал в Торонто по рабочей визе. У работал на трёх работах с неполной занятостью (в театре, на фестивале телевизионных фильмов и в концертном зале), но это была настолько стимулирующая обстановка, что там я писал больше, чем когда-либо раньше в моей жизни.

Ещё какие-нибудь советы?

Да, всё это правда: чем больше вы пишете, тем лучше вы становитесь. Никогда не слишком рано вступит в эту игру, но вы должны быть уверенны, что у вас уже есть, что показать людям, когда они узнают что вы сценарист. Будьте мобильны, не ждите, что удача сама упадёт к вам в руки. Набирайте опыт работы и стажируйтесь столько, сколько вы можете себе позволить. Не бойтесь облажаться - ошибки это просто «исследование» для писателя. Проведите хотя бы один день на съёмочной площадке. Подойдите ближе к актёрам и режиссёру, чтобы увидеть, как они работаю со сценарием. Практикуйтесь в ораторском мастерстве, большинству сценаристов в какой-то момент придётся рассказывать истории. Путешествуйте, это покажет вам, что то, что нормально для вас совсем не является нормальным для других и освободит вас, позволив писать исходя из своего собственного опыта. Помните, что хорошие истории полны конфликтов и эмоций. Но прежде всего - пишите каждый день. Ну или, по крайней мере, знайте, что вы конкурируете с людьми которые это делают.

Почему вы решили стать сценаристом? Ответ не может лежать в плоскости «потому что хочу стать богатым и знаменитым». Будет и богатство, и известность, но только в том случае, если они не будут являться причиной выбора профессии.

Вы достигнете успеха, оставите после себя наследие, своей деятельностью принесёте пользу людям, только если вы действительно полюбите то, чем хотите заниматься, если вы готовы больше отдавать, чем брать.

Любовь - очень редкое чувство. По большому счёту, мы любим по-настоящему всего несколько раз в жизни. Именно такое чувство к профессии и нужно искать.

Шаг 2. Честно ответить на вопрос, ваше ли это призвание

Как понять, можно в вашем случае говорить о призвании или нет? Призвание - это когда профессия зовёт вас, везде оставляет невидимые знаки и ведёт вас по жизни.

Она делает так, что вы любите истории (слушать, пересказывать, собирать, выискивать, вычитывать и высматривать).

Она делает так, что вы любите слушать людей (большую часть времени вы находитесь в режиме «слушание», нежели «вещание» и чувствуете счастье от этого).

Вы любите разбираться в причинах того или иного события и понимаете две важных вещи: просто плохих людей не бывает, и всему на свете есть объяснение, скрытое от глаз окружающих. Но не от глаз сценариста, автора, писателя.

Шаг 3. Начать учиться

Тут два пути: поступить в какое-то профильное учебное заведение либо начать учиться самому. В первом случае важно выбрать себе мастера, который не противоречит вашей картине мира.

Ищите человека, которого вам хочется слушать, выбирайте мастера интуитивно.

Если по каким-то причинам официальная учёба не для вас, начните учиться сами. Что вам тут понадобится: самодисциплина (регулярность обучения), рекомендации (системность в выборе материала) и значимый практик, то есть человек, который уже что-то из себя представляет. Он сможет оценивать ваши первые работы и давать практические советы, о которых не сказано в книгах.

Литература по сценарному мастерству - вещь прекрасная, но там есть две большие опасности. Во-первых, очень многое мифологизировано. Так как профессия сценариста связана с творчеством, его механизмы очень трудно описать, поэтому каждый делает это как может и не всегда то, что работает для автора, подойдёт для читателя. Во-вторых, сценарное мастерство не сводится к жёстким схемам и сюжетным поворотам в определённых местах. Что работает, а что нет, надо будет перенять из рук практика.

Шаг 4. Много писать

В самом начале пути вам надо понять важную вещь: не надо , чтобы писать. Вам нужны точно такие же ежедневные тренировки, какими изматывает себя Майкл Фелпс, который готовится проплыть четыре километра и взять новый мировой рекорд.

Когда мы учимся (когда работаем тоже), надо просто выполнять упражнения, делать работу. И ваши упражнения - это придумывание историй и расписывание их. Берёте тему «Неожиданный поворот» и придумываете себе 50 упражнений. Например, взять обычные ситуации, которые произошли с вами за день, и перевернуть их так, чтобы это было достоверно, интересно, неожиданно. Дальше выбираете следующую тему и снова придумываете себе комплекс на отработку этого элемента. Только практика научит вас быть сценаристом.

Шаг 5. Определить свою авторскую территорию

Когда вы отработали элементы и более-менее научились держаться на воде сценарного мастерства, важно понять, о чём вы можете рассказывать.

Если говорить честно, в творческих профессиях конкуренции как таковой быть не может. Потому что каждый человек уникален. У него уникальная точка зрения, уникальный голос, способ чувственного восприятия мира и способ письма. Поэтому вам важно понять, какие темы вы можете сделать своим коньком, за изучением чего вы можете проводить сутки напролёт. Например, для кого-то это тема отношений с мамой, для кого-то тема смерти близкого человека, а для кого-то и вовсе «робот и человек». Ищите то, что будоражит ваше воображение и наполняет его жизнью.

Шаг 6. Заявить о себе

Когда вы точно очертили себе свою авторскую вселенную, вам надо заявить о том, что вы такой-то и дико любите писать вот на такие темы. И начать участвовать в конкурсах и питчингах (их можно найти в интернете), рассылать свои заявки на истории в кинокомпании, знакомиться с режиссёрами и предлагать им работу над вашими или же их идеями.

Если вы только начинаете, хорошо бы соглашаться на все предложения, даже на те, за которые вам не заплатят.

Ваша задача - собрать себе портфолио, ведь только оно даёт вам право выхода на большой рынок.

Шаг 7. Усмирить своё эго

Это очень важный пункт. Если вы считаете себя во всём правым, а ваш способ видения мира - единственно верным, вам будет сложно работать в кино. Причём сложно будет и вам, и людям, с которыми вы столкнётесь.

Кино - командная работа. А чтобы существовать в команде, надо научиться быть гибким. Понять, что история, которую вы написали, - это ваш общий прекрасный сад. Работать в этом саду даже без вашего разрешения могут разные люди. И в большинстве случаев взгляд со стороны режиссёра или редактора помогает сделать ваш сад лучше.

Поэтому будьте готовы, что в профессии сценариста первых драфтов не бывает. Вариант, который вы написали в самом начале, - это ваши личные домашние радости. На его основе будет создаваться настоящий сценарий, но он никогда не станет вариантом для запуска съёмок.

Количество переписываний вашей истории в редких случаях доходит до 60–70. Иногда в ней ничего не остаётся от вашего первого варианта.

Но в этом нет ничего личного. Просто команда пытается совместить ваше творчество со своим творчеством и, что важно, производством.

Если вас буду выбивать из колеи бесконечные правки и переписывания, займитесь параллельно написанием пьесы или прозы. Это даст вам ощущение авторского контроля над миром, где принимаете решения только вы (то есть солируете), и вам будет легче продолжать быть сценаристом (в оркестре) - командным игроком.

Шаг 8. Снять фильм в качестве режиссёра

Доказано, что сценарист, который хотя бы раз в жизни снял пусть даже короткометражный фильм, будет относиться к профессии совсем по-другому. Он поймёт какие-то очень простые вещи, например о локациях. Или о том, как актёр может изменить вашего героя, увести в другую сторону тон повествования. Эти вещи прекрасны, их надо использовать для того, чтобы сделать ваш сценарий сильнее, а не расстраиваться, что у вас две локации на полнометражный фильм, а актёр вообще не тот, какого вы представляли.

Чем больше вы будете знать о своей профессии и на практическом уровне, и на теоретическом, тем быстрее вы станете мастером.

«Сценарист - это тот, кто остаётся». Страшно, трудно, унизительно и невыносимо бывает всем. Важно остаться, важно победить. Ведь если вы хотите узнать про вашего героя всё, поместите его в трудные жизненные обстоятельства. С человеком всё так же. Я надеюсь, что вы останетесь. Потому что вы - победитель.

5 лет назад

Выскажу свое мнение, самой большой проблемой во все этом является тот факт, что большинство начинающих авторов не хотят учиться. Учиться это далеко не только посещение курсов, семинаров, чтения пособий и книг, которых огромное количество, учиться - это когда ты работаешь, допускаешь ошибки, видишь их, исправляешь, и уже не наступаешь на эти грабли в следующий раз. И это длиться на протяжении многих лет. Все талантливые сценаристы, я имею в виду голливудских, говорят, что научиться писать сценарии можно, только надо поставить перед собой цель, к которой надо стремиться, понимать, что вы действительно этого хотите и работать, работать и работать. В Голливуде есть такая практика, что тебя может прославить один сценарий, написав которой ты на следующий же день становишься знаменитым, но веник стреляет очень редко. Большинство сценаристов, прежде чем крепко встать на ноги, шли к этому долгие годы. Если не ошибаюсь, Сид Филд, продал свой первый сценарий, после 7 лет работы в индустрии. Так что ув. друзья, нам надо работать, работать и работать. И я больше чем уверен, что нет ни какой схемы, по которой мы можем добиться успеха в написании сценариев, мы должны стремиться к поставленной цели и осознавать, что мы действительно этого хотим. Хочу привести небольшой пример из личного опыта. Три года назад, у меня даже не было компа, но я горел желанием писать сценарии, и я их писал, писал на бумаге обычной шариковой ручкой. Мой родственник, который был в курсе, что я увлекаюсь написанием сценариев, спросил меня, а ты вообще имеешь представление, что такое сценарий и как его писать? Я серьезно задумался над этим вопросом, и действительно, мой багаж знаний о написание сценария, о его формате, структуре, был настолько примитивным, скажу кратко, я лишь знал, что сценарий это история, у которой есть начало, середина и конец, и писал его я как пьесу. Мой родственник, подарил мне книгу Сида Филда «Сценарное мастерство», с которой я начал изучение профессию. Далее, я приобрел комп, получил неограниченный доступ к интернету, и многое сразу же прояснилось, а самое главное, я понял, чего хочу на самом деле. Прошло три года, и если оглянуться назад, и посмотреть с чего все начиналось, то я могу смело сказать, что успехи есть, конечно, мировой славы я не добился, но я занимаюсь работой, которая мне нравиться, я понимаю, что делать и как делать. Я не останавливаюсь на том, чего знаю, потому что, профессия сценарист – это профессия, в которой надо постоянно совершенствоваться, достигнув одной вершины, стремиться к следующей, более высокой. И только благодаря упорному труду, стремлению к поставленной цели, мы сможем достичь того, к чему стремимся, и самое главное, нужно четко понимать, что выбранная цель, это в действительности именно то, чего мы хотим.

Анонимус

5 лет назад

Сценарий писать не трудно если сам любишь смотреть кино и понимаешь чем оно притягивает, просто некоторые товарищи не любят смотреть фильмы и видели их очень мало за свою жизнь, но хотят денег чемоданы. Самое главное качество сценариста это не вся эта галюматья с семинаров и прочей хрени, а способность вызывать нужные чувства у зрителя, а какие такие нужные кто-то может спросить, а те самые которые зритель хочет испытать во время просмотра, а вовсе не то говно которое ты желаешь ему втюхать за его деньги! Если ты сам не зритель, то какой ты, пардон, в жопу сценарист!

Анонимус

5 лет назад

Сначала даже захотелось написать огромный ответ, и рассказать по пунктам - что вы не правы. С другой стороны - это ваша реальность, вы в ней живете. Я бы просто советовал выйти из нее. Скажу лишь про две вещи: первая - сценарии читают. а хорошие сценарии еще и ждут. хорошие сценарии не крадут, к автору и его работе относятся уважительно. только хороших сценариев очень мало. а в нашей стране почти нет.
второе - не опасайтесь заимствований. вся мировая драматургия построена на заимствовании, все гениальные идеи - это соединения других идей.
и так, на заметку. Ни на одном полнометражном проекте, ни один профессиональный и уважающий себя актер не читает сценарий на съемочной площадке, это происходит заранее. На площадке читают только в сериалах. В плохих сериалах. А других у нас нет.

Evgeny

5 лет назад

Да, реальность у каждого своя. Точнее не «реальность», а точка зрения.

Я видел как в кино и театральной среде в наглую воруют идеи и тексты. И это нередкое явление. Бездарей всегда было больше чем тех, кто может хоть что-то сделать. И бездари компенсируют свою бездарность другими вещами - предприимчивостью например.

А по поводу сценариев - продюсеры их не читают. Они отгораживаются от мегабайтов текста (99% из которых - графоманский мусор) с помощью своих секретарей, редакторов, критиков и т.д. А эти самые редактора и критики тоже, как правило, не читают их полностью. На практике видел - просматривают бегло. И то в лучшем случае. И не факт что даже хороший текст они смогут воспринять в этом информационном шуме.

Pavel Morozov

5 лет назад

Что статья автора, что ваш, Анонимус, отзыв - очевидные вещи, близкие к «ни о чем», по поводу которых не вижу смысла развивать дискуссию. Честно, не ставлю целью кого-то из вас двоих задеть. А вот если развить мысль » только хороших сценариев очень мало» - был бы другой разговор.
Для себя давно сделал вывод, что винить в ситуации некого. Неразвитая киноиндустрия, как результат
а) малая компенсация за проделанную работу, просто мизерная по сравнению с Голливудом
б) вторю автору статьи, уровень нравственности и правовой защищенности оставляет желать лучшего

Мне очень нравятся красивые истории про то как был парень австралийским таксистом, стал фантазировать на тему «а что, если» и… спустя годы упорного труда в Голливуде сняли отличный фильм «Соучастник» с Томом Крузом. Карьера бывшего таксиста с тех пор пошла в гору… Гонорар и последующие возможности мотивируют тысячи, миллионы людей. Понятно, что в России так не получится.
Хочешь быть в чем-то хорош - нужны годы практики. Меня шокируют собственные писульки полугодовой давности, но то же испытываю, когда смотрю «Метро» или «Легенду 17» - фильмы вроде бы не лишены добротно сделанных моментов, но сценаристам то и дело хочется дать в морду за их косяки.
Нет мотивации у масс лезть в эту отрасль в нашей стране. Чтобы из этой массы находились десятки лучших и у них бы что-то покупалось. А из десятка лучших отсеивать настоящий шедевр.
И не будет.
У кого есть бабло - нет таланта\опыта. У кого есть второе - нет первого. Друг друга они не находят по причине, обозначенной выше.