Арт-директор - художественный руководитель и воплотитель проекта.
От англ. art - искусство. Профессия подходит тем, кого интересует экономика, психология, рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Особенности профессии
Арт-директор может работать в областях, требующих применения творческих и организаторских способностей. Это может быть издательское дело, дизайн, брендинг, реклама а также индустрия развлечений. Все эти области накладывают на данного специалиста несколько разные обязанности.
В дизайн-студиях и брендинговых агентствах арт-директор занимается разработкой фирменного стиля различных компаний и их товаров или услуг, работает над концепцией бренда, дизайном упаковки, сопутствующей полиграфической продукции и web-сайта, а также создает бренд-буки (многостраничные документы, объясняющие концепцию бренда, содержащие руководство по работе с графическими составляющими его стиля).
Арт-директор руководит штатом дизайнеров в процессе работы над различными проектами. Отвечает за качество творческой работы и сроки её выполнения, контролирует процесс технического воплощения дизайна (в печати, в нестандартных конструкциях и т.п.). Общается с заказчиком по вопросам художественной части ведения проекта, сотрудничает с внутренним отделом маркетинга и стратегического планирования и может работать в паре копирайтером.
В издательствах арт-директор занимается художественным оформлением книг или журналов и газет. Он подчиняется главному редактору издания, работает сообща с редакторами различных рубрик, имеет в подчинении дизайнеров, иллюстраторов и технических специалистов, которые занимаются версткой и цветокоррекцией. Для журнала или газеты арт-директор разрабатывает общую концепцию издания, сетку верстки, выбирает шрифты. В глянцевых журналах он также придумывает идеи для фотосессий и контролирует их воплощение, как и воплощение всего журнала. При разработке книг, арт-директорработает над стилем издания, соблюдая требования ГОСТ, особенно при работе с детскими книгами, где важно соблюдение требований к размеру шрифта, контрасту цветов и выбору бумаги.
Арт-директор рекламного агентства подчиняется руководителю творческой группы и креативному директору. Работает в паре с копирайтером. В его подчинении может находиться дизайнер, а также подрядчики (фотографы, иллюстраторы, режиссеры, привлечённые со стороны), перед которыми он ставит творческие задачи. Обычно креативная пара (копирайтер и арт-директор) предлагают несколько концепций, арт-директор отвечает за их визуальную часть. Далее идет оценка предложений сначала внутри агентства (проверяется соответствие заданию и духу бренда, оценивается неожиданность и свежесть решения). Когда концепции одобрены внутри агентства, их представляют клиенту, т.е. проводят презентацию, визуальную часть которых также готовит арт-директор.
После утверждения одной из концепций клиентом идет уже конкретная работа над проектом рекламной кампании. На этой стадии работы наиболее активно подключается дизайнер, занимающийся визуализацией идей креативной пары и созданием дизайна. Арт-директор, как ответственное лицо, контролирует качество всех этапов работы, включая допечатную подготовку, техническое воплощение нестандартных конструкций и видеосъемку рекламных роликов.
В небольших рекламных агентствах арт-директор выполняет вышеперечисленные функции лишь частично. Здесь он занимается разработкой дизайна полиграфической и сувенирной продукции, упаковки, фирменного стиля и является по сути старшим дизайнером. Подчиняется непосредственно генеральному директору или начальнику отдела дизайна.
В индустрии развлечений арт-директор работает с клубами, ресторанами и другими развлекательными заведениями. В его обязанности входит подбор репертуара, соответствующего стилю заведения, и организация концертов и вечеринок. Он также занимается продвижением этих заведений, то есть часто выступает как менеджер и PR-специалист. Следит за модой и новинками в шоу-бизнесе.
Важные качества
Не смотря на все различия содержания работы в таких разных областях, все арт-директора должны обладать следующими качествами. Арт-директору необходимо иметь образное мышление, чувство стиля, развитый художественный вкус, чувство формы и цвета, уверенность в своих силах, инициативность, высокую трудоспособность, хороший управленческий потенциал, харизму, дипломатичность и чувство такта.
Знания и навыки
Арт-директору необходимо иметь глубокие знания в области современного дизайна, рекламы и культуры, навыки разработки концепций рекламных акций, стиля изданий или образа бренда, опыт руководства штатом подчиненных сотрудников и подрядчиков, опыт презентации идей и конкретных разработок клиентам и умение защищать проект, умение работать в коллективе, планировать свою работу и подразделять ее на этапы.
Ему также важно обладать знаниями в области истории и теории дизайна и искусства, шрифта, цвета и композиции. Кроме того, арт-директор должен профессионально владеть компьютерными программами, такими как Photoshop, Illustrator, InDesign и другими. Необходимо обладать знанием закона об авторском праве. Арт-директор должен следить за новинками в своей области работы и идти в ногу со временем, отслеживая модные тенденции и изучая психологию и убеждения целевой аудитории.
Где учат
Подобное образование можно получить в вузах, имеющих факультеты рекламы и дизайна. Лучше всего обучаться в престижных вузах, например,таких как
- Международный институт рекламы или МГХПА им. С. Г. Строганова.
Возможно также получение практических навыков на специализированных курсах, которые проводятся в таких образовательных учреждениях как
- Академия коммуникаций или Британская высшая школа дизайна.
1. Общие положения
1.1. Арт-директор относится к категории руководителей.
1.2. Требования к квалификации:
Высшее профессиональное оборудование и стаж работы по специальности не менее 2 лет либо среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
1.3. Арт-директор должен знать:
- основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность предприятия;
- законодательство о рекламе, защите прав потребителей, авторском праве и смежных правах, осуществлении предпринимательской деятельности;
- теорию и практику художественной и сценической работы;
- конъюнктуру рынка товаров, работ, услуг;
- теорию и практику рекламного маркетинга и менеджмента; принципы организации рекламной деятельности;
- основы межличностного общения и этикета;
- основы эстетики, общей и специальной психологии, социологии, филологии;
- графические компьютерные программы, инструменты; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- порядок разработки и заключения хозяйственных договоров;
- профессиональную терминологию;
- правила и требования пожарной безопасности;
- формы и правила оформления отчетности и внутренней документации;
- режим работы предприятия;
- внутренние стандарты одежды (униформы);
- основы законодательства о труде;
- правила и нормы охраны труда.
1.4. Назначение на должность арт-директора и освобождение от должности производятся приказом генерального директора.
1.5. Арт-директор подчиняется генеральному директору.
1.6. Арт-директору для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
1.7. На время отсутствия арт-директора (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
Арт-директор:
2.2. Руководит работой художественного отдела.
2.3. Согласовывает с заказчиками основные цели шоу-программ и рекламных кампаний.
2.4. Выясняет у заказчика потребности и желания.
2.5. Разрабатывает концепции и сценарии шоу-программ клубных вечеров, специальных предложений, банкетов и т.д.
2.6. Распределяет работу между работниками творческого (рекламного) коллектива (команды), объясняет работникам основную идею рекламного проекта и основные направления шоу-программы.
2.7. Принимает непосредственное участие в разработке рекламных средств, отвечает за визуальное восприятие рекламного продукта.
2.9. Обеспечивает внесение корректив в сценарий шоу-программ на основании замечаний, предложений заказчиков.
2.11. Составляет сметы расходов и утверждает их у генерального директора.
2.12. Проводит менеджмент воплощенных творческих концепций.
2.13. Устанавливает связи с типографиями, средствами массовой информации, рекламными агентствами, студиями, иными организациями.
2.14. Организует работу художественного совета.
3. Права
Арт-директор имеет право:
3.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений сведения, справочные и другие материалы, необходимые для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией.
3.2. Давать подчиненным ему сотрудникам обязательные для исполнения указания.
3.3. Принимать меры при обнаружении дисциплинарных нарушений подчиненных работников и докладывать об этих нарушениях руководителю предприятия для привлечения виновных к ответственности.
3.4. По согласованию с руководителем предприятия привлекать экспертов и специалистов для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.
3.5. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3.6. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Инструкцией обязанностями.
3.7. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность
Арт-директор несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Приобрести книги по кадровому делопроизводству
Настольная книга кадровика (книга + дискM)
В настоящем издании приведены практические рекомендации по организации работы кадровой службы и кадровому делопроизводству. Материал четко систематизирован и содержит большое количество конкретных примеров и образцов документов.
|
|
Автор подробно разъясняет, что собой представляет трудовая инспекция и каковы пределы ее полномочий, как проводятся проверки соблюдения трудового законодательства и чем они могут закончиться, какие нарушения могут привести к наложению штрафа, а какие повлекут за собой дисквалификацию руководителя организации. В книге приведены практические рекомендации для работодателей-организаций и индивидуальных предпринимателей, которые помогут избежать претензий трудовых инспекторов. При подготовке книги учтены все последние изменения законодательства.
|
|
В сборник включены должностные инструкции, составленные в соответствии с квалификационными характеристиками, содержащимися в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, а также в соответствии с другими нормативными актами по тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям).
|
Бывший арт-директор бара «Стрелка»
«Любое развлекательное мероприятие - абсолютно непредсказуемое явление, случайный генератор надежд и ожиданий гостей и артистов, их настроений, погодных условий, различных технических нюансов, спонсорских и агентских желаний, качества и стойкости декораций, скорости барменов, любезности охраны, перечислять можно до бесконечности. Для того чтобы этот сложный и непредсказуемый организм функционировал и принимал правильные формы - нужен арт-директор. Человек, в голове которого есть план мероприятия: от изначальной задумки до финального конца, который он контролирует и корректирует на каждом этапе, учитывая все нюансы и создавая максимально комфортные условия для гостей в силу своего вкуса, возможностей, амбиций, сил, стрессоустойчивости, а самое главное - профессионализма.
Если бы пару лет назад мне сказали, что в роли арт-директора я буду строить индейские типи и лабиринты, руководить хором и бурлеск кабаре, программировать бегущие строки, вешать всю ночь новогодний дождик, красить сценические конструкции, выводить невменяемых и агрессивных людей c площадки, одевать барменов и официантов, продавать и бесконечно переставлять мебель, придумывать сладкую вату из водки, руководить световиками, составлять графики монтажей/демонтажей с самыми невообразимыми временными рамками, убеждать спонсоров дать денег на неизвестных им артистов и самые безумные проекты, искать иностранных музыкантов за четыре дня до мероприятия, танцевать на столах и прыгать по диванам с Каролин Полачек из Chairlift, слушать в гримерке концерт для трех человек от Арчи Маршалла, он же King Krule, выбирать вино в «Азбуке вкуса» с Р. Стиви Муром, смотреть на звезды в московском планетарии с Ариель Пинком, пить водку всю ночь c Джеймсом Ферраро и дегустировать соленые огурцы на кухне с Дином Блантом, то, наверное, я бы снова не задумываясь согласилась, потому что, несмотря на все безумие и непредсказуемость, это чертовски весело и интересно, хотя каждый раз я говорю себе - это был последний».
Бывший арт-директор клуба «Солянка»
«У арт-директора много менеджерских обязанностей, одна из них - это проводить время с музыкантами. У меня много таких историй, расскажу несколько. Например, на вечеринку «Capital Bass» приезжал Лил Силва, парень 19-летний из Лондона. Фстеп, промоутер «Capital Bass», попросил меня посадить этого музыканта в такси. Но после вечеринки парень не хотел ехать в отель, хотел дальше тусить. Я был с моими друзьями, и мы пошли в Plunk, я даже не помню, почему именно туда. Был октябрь, но уже выпал адский снег. И мы идем по сугробам огромным, Лил Силва вообще офигевает, приходим в Plunk, там странная вечеринка какая-то драм-н-бейса, еще мы встречаем наших друзей из «Солянки», и начинается жесткий бухач. А Лил Силва говорит, что он хочет найти себе какую-нибудь подругу. Я начинаю ходить по клубу и спрашивать у каждой, не хочет ли она познакомиться с диджеем, который только что отыграл сет в «Солянке». И в итоге я нахожу какую-то казашку. Все мы идем потом ко мне домой, с этой девушкой тоже. Куча людей. В какой-то момент Лил Силва вырубается на пуфике, а мы все пьем и пьем, но где-то глубоко внутри понимаем, что надо его уже везти в аэропорт. Мы заказываем такси, едем и попадаем в адскую пробку. Фстеп уже звонит в панике. Мы очень пьяны, но едем. Доезжаем до аэропорта Домодедово, но из-за пробки опаздываем. А следующий рейс только из аэропорта Внуково, и мы пьяные едем потом туда. Это было очень тяжело.
Еще недавно, в феврале, приезжал диджей Ассолт. Он уже отыграл, заметил девушку какую-то в толпе, подошел к ней и протянул сложенную купюру в 5000 рублей, а в ней презерватив. Видимо, у них так в Атланте все делают - деньги протягивают просто, и все. Девушка пошла с ним в гримерку, но он сидел и молчал там. Девушка уехала домой потом. А на следующий день Ассолт сказал, что хочет поехать в мужской клуб. Но мои коллеги были очень уставшими и сказали, что не поедут с ним. Тогда Ассолт нашел в отеле какую-то брошюрку, заказал себе такси и один поехал в какой-то мужской клуб. Один!
Еще очень интересны бытовые райдеры групп. Иногда такое просят! Вот, например, RL Grime, совсем еще юный музыкант, ему лет двадцать, кажется, просил поле для гольфа, Xbox в гримерке и фильм «День независимости» на DVD. Или Egyptian Hip Hop, они просили какое-то вегетарианское пиво, не знаю даже, что это такое. Но самое классное - это райдер «Коррозии металла», просили стриптизерш или «бухую герлу». Вот небольшой кусок из их райдера (орфография сохранена): «Гостиница (простейшие номера с душем) или квартира трешка (6муз+ тех чел) на 7 рыл, сразу с поезда или с транспорта, + транспорт по городу. Если в домик не менее 2 отдельных комнаты + холл и кухня. Если мы приезжаем на пол дня, можно один большой гостиничный номер или квартира на несколько часов + ОДИН хозяин. С возможностью приготовления еды. Для этого надо мобилизовать хозяйственную герлу, она должна частично заранее приготовить все ингредиенты (химическая еда по типу ДОШЕРАК непреемлема). Если мы едим в следующий город, желательно подрыватца сразу после концерта и фуршета с местной тусовкой».
Бывший арт-директор клуба «Мастерская»
«Арт-директор преимущественно составляет программу клуба - причем в российских условиях, когда клуб не может работать только как концертная площадка, арт-директорство помимо концертов и дискотек включает в себя и программинг кучи немузыкальных событий: ярмарки, аукционы, детские игротеки, мастер-классы поваров, лекции и еще кучу всего, что может привести в клуб самый разный народ, - и, конечно, корпоративы и заказники, без которых в Москве не может выжить ни одно место. Помимо этого, арт-директор отвечает за то, чтобы этот самый народ действительно дошел до клуба, - то есть контролирует пиар-активность вокруг всех событий. Остальная часть работы сугубо техническая (впрочем, именно она и занимает все свободное время): обсудить технический райдер, назначить саундчек, разбудить звукорежиссера (который на выходных работает практически круглосуточно), заказать дизайн афиш, ответить на сотню писем в день, посчитать билеты и гонорары артистов, накормить артистов, поздравить артистов или дать им плакательную жилетку и объяснить, почему на их концерт пришли две случайные калеки. Фактически арт-директор клуба - это такой профессиональный handshaker, который помогает артистам сделать их концерт от начала до конца, который понимает, как будет звучать и выглядеть их творчество в конкретном месте. Плюс пиарщик, плюс бухгалтер, плюс мистер «можно-водичку-на-сцену» и капитан «нам-очень-нужен-ксилосинт-без-него-не-состоится-концерт», а также фюрер «в-москве-нет-ксилосинтов-вот-рваный-баян».
Вероятно, главный вопрос, который беспокоит общественность, - слушают ли арт-директора присылаемые демозаписи? Лично я исправно слушал всю музыку, которую мне присылали, и со спокойным сердцем давал группам дни под их концерт на основании таких писем. Правда, ни разу не открывал приложенные MP3-файлы и не открывал ни одного оставленного мне CD - подобная корреспонденция сразу дает понять о легкой неадекватности артиста, а сотрудничать с таковыми не хочется. Но если артист присылает имейлом ссылку хоть телефонное видео последнего концерта, и это видео сообщает о том, что вечер в клубе сложится хорошо, - то почему бы ему не дать дату? С другой стороны, если артистом занимается адекватный менеджер, продвигающий артиста, и если этот артист по жанру музыки и публике соотносится с политикой клуба, то такой менеджер, с большой долей вероятности, может не отлавливать арт-директора на рабочем месте, а дожидаться входящего звонка с предложением - все адекватные артисты на виду, в Москве уж точно. Для бесталанного артиста арт-директор - это «жаба на трубе»; для регулярного посетителя клуба - это «санитар леса», а на самом деле мы просто хотим максимально интересно и разнообразно наполнить расписание клуба яркими событиями. Вот и все. Артистам, особенно начинающим, просто стоит уметь работать в самых разных условиях и уметь привлекать свою аудиторию - это всяко полезно, и в случае гастролей по России, и на фестивалях, и в европейских залах. Зритель приходит в клуб не за кристально чистым звуком - его можно и на альбоме послушать, - зритель приходит ради шоу, ради сценической харизмы артиста. А хорошее шоу сложно испортить плохим звуком, погодой за окном или недосоленным борщом.
Но бывают разные истории. Например, официанты «Мастерской» поколениями из уст в уста передают историю, как группа «Сегодня ночью» напилась до такого состояния, что исполнили четыре песни, после чего концерт превратился в запинающийся конферанс в духе «кому не нравится, могут уходить» - к слову, с тех пор Никита Козлов сменил состав, и теперь они работают очень качественно, на минералочке. Самые забавные истории наверняка всегда связаны с ментами - нас, например, один раз накрыли по ошибке. После беспорядков в Бирюлево московские правоохранители стали искать гастарбайтеров по Москве и среди прочих накрыли наших соседей, реконструирующих магазин «Детский мир». По каким-то причинам они на удачу зашли в «Мастерскую», где как раз в этот день проходил концерт датской мод-группы The Movement: гастарбайтеров на нем, разумеется, не было, но полторы сотни приятных джентльменов с татуировками A.C.A.B. показались правоохранителям подозрительными, и они изрядно задержали концерт. После долгих уговоров (это, кстати, тоже входит в обязанности арт-директора) доблестные служители правопорядка позволили его проведение, но с условием присутствия их представителей в «штатском» - эти самые представители в серых «гражданских» фуфайках, конечно, сильно выделялись на фоне ликующих молодчиков в подтяжках, но уже, скорее, веселили их и концерту не мешали. В общем, все закончилось хорошо - как и для гастарбайтеров, которых утренними «икарусами» свезли обратно к месту профессиональной дислокации».
Бывший арт-директор клуба China-Town-Café
«Многие считают, что арт-директор клуба - это работа мечты, связанная с исключительно приятным и расслабленным времяпрепровождением, свободным графиком и легкими обязанностями. На самом деле это совсем не так. Я с начала нулевых работал как независимый промоутер, потом занимался пиаром в клубах «Апельсин» и «Икра». Поэтому к началу своего арт-директорства считал, что понимаю про клубы все, знаю всю инфраструктуру изнутри, а работа в небольшом China-Town-Café после более крупных площадок не составит для меня особого труда. Это может показаться парадоксом, но работа в маленьком клубе - намного более стрессовый и энергозатратный процесс. И вот почему: в большом клубе больше штат и больше сотрудников. За работу с прессой там отвечает пресс-атташе, за подготовку пресс-релизов - копирайтер, за пребывание музыкантов на площадке и бытовой райдер - концертный администратор. И так далее. В маленьком клубе почти всеми этими вопросами так или иначе должен заниматься арт-директор.
Конкретно в China-Town-Café мы с моей напарницей (сначала Викой Косаревой, а потом Аней Гавриловой) делили концертную сетку примерно пополам, и каждый отвечал за свои мероприятия. В итоге обязанности у каждого были приблизительно такими: формирование концертного расписания с ценами на билеты (здесь надо уточнить, что в клубе в неделю было 9 мероприятий, без этого его экономика не складывалась: по понедельникам и вторникам - интеллектуальные игры, со среды по воскресенье включительно - концерты, по пятницам и субботам - ночные вечеринки); промоподдержка - написание и редактирование пресс-релизов с последующим размещением на сайте клуба, анонсы в СМИ, социальных сетях и аккредитация; составление технического задания для дизайнера по интернет-баннерам и афишам; согласование технических райдеров со звукорежиссером; частичное администрирование концертов и еще тысяча всяких мелочей.
Мой рабочий день выглядел так: утром работа из дома, к окончанию саундчека к 19–20 часам - в клуб, после концерта - снова домой, к компьютеру, и снова работа до глубокой ночи. В какой-то момент я взял за правило включать мобильный телефон после 15 часов дня - музыканты, желающие выступить в клубе, особенно незнакомые, не утруждают себя никакими нормами приличия и могут звонить как в 7 утра, так и в 2 часа ночи. Поэтому утром надо было избавить себя от разрывающегося мобильного телефона, чтобы спокойно посидеть за монитором, разгрести всю почту и написать важные рабочие письма. Музыканты - люди крайне забывчивые, поэтому у меня было обязательное правило: все договоренности резюмировать в переписке. Вообще, работа арт-директора - она не про чистое искусство (хотя культуртрегерская составляющая для меня очень важна, без любви к музыке это не имеет никакого смысла), она в большей степени про цифры. За нужными клубу и востребованными музыкантами нужно буквально гоняться, конкуренция среди площадок очень велика, а с директорами групп обязательно нужно торговаться, потому что они почти всегда выставляют сильно завышенные гонорары. Небольшие площадки почти ничего не зарабатывают с билетов, весь доход идет с барно-ресторанной выручки, 60–70% которой делается именно на мероприятиях. От этих цифр в конечном счете и зависит успех клуба, с ними нужно работать.
В приличный клуб нужно привлекать приличную аудиторию, никакому пристойному заведению не нужна агрессивная публика и отъявленные маргиналы, которые выпьют чайник чая на пятерых в течение концерта, а потом украдут с подоконников свечи вместе с подсвечниками или разрисуют граффити все заведение, начиная от туалета и заканчивая барной стойкой. Увы, такие прецеденты были неоднократно. Нужно следить и за музыкантами - они постоянно забывают вывесить анонс концерта к себе в группу «ВКонтакте» и разослать приглашения, опаздывают на саундчеки, а еще могут внезапно решить сделать из своего выступления незабываемое шоу с файерами и пиротехникой. В клубах такие вещи в принципе не возможны. Так что нужно быть всегда начеку и быть готовым задушить их очередной прекрасный порыв в зародыше.
Отдельная история - это общение с владельцами заведения. Как правило, их основной бизнес к площадке не имеет никакого отношения, поэтому погружаться в клубно-ресторанную тему и ее актуальные тренды они не имеют никакой возможности. А значит, практически еженедельно арт-директору приходится вооружаться цифрами, апеллировать к резонансу и рейтингам и доказывать правильность выбранной репертуарной политики.
При такой плотности событий и объемах работа превращается в калейдоскоп очень быстро сменяющихся картинок. Так что особых историй, связанных с ней, у меня нет. Чего уж там греха таить - после концертов случались посиделки с друзьями-музыкантами до 7 утра, но позволить себе вести насыщенную рок-н-ролльную жизнь я не мог. Но тем не менее истории случались: с The National за три дня мы посетили кучу питейных заведений, а потом в их гостиничном номере целый вечер играли в игру, которую музыканты назвали «smert-ushanka»: разделились на две команды и кидали на точность бумажки в купленную на Арбате шапку. Меланхолики-построкеры Peace Burial at Sea оказались большими поклонниками футбола и играли с командой «Апельсина» во дворе по соседству от клуба, а на следующий день ходили на «Гражданскую оборону» и очень прониклись. А вообще, всем рекомендую книгу своего коллеги Григория Гольденцвайга «Клуб, которого не было» про «Икру» - это самое лучшее описание будней арт-директора».
Кто такой арт-директор? Под ним следует понимать специалиста, который способен не только проявлять свою креативность. Это еще и эффективный менеджер. Что входит в обязанности арт-директора? Он должен хорошо разбираться в вопросах дизайна, экономики и маркетинга. Специалист обязан отлично знать продукт организации, чтобы уметь сделать его наиболее привлекательным для потенциальных клиентов.
С чем связана проблема поиска профессионалов?
Многие компании на сегодняшний день испытывают проблемы, связанные с поиском такого специалиста. Обычно арт-директоры хорошо разбираются в вопросах дизайна, при этом ничего не понимая в основных механизмах работы компании. Есть и такие специалисты, которые не способны разобраться в достоинствах товаров и услуг компании. В этой ситуации можно заметить ту же самую проблему, которая возникает в процессе подбора интервьюеров: человека наняли, возложили на него надежды, а он просто не способен эффективно работать. Чтобы деятельность компании не пострадала, требуется нанимать профессионалов.
Что должен уметь специалист?
Обязанности арт-директора заключаются в проработке визуальной части рекламы. Он должен сначала генерировать идеи, а затем реализовывать их. Творчества в данной специальности мало. Да и для души поработать сложно. Есть достаточно четкие задачи, которые необходимо решить в самые короткие сроки.
Специалист может работать один. Однако в большинстве случаев ему нужен копирайтер. Также в подчинении арт-директора могут находиться такие специалисты, как дизайнеры, иллюстраторы, фотографы. В сравнительно небольших фирмах, в которых руководство не способно оплатить работу такого количества людей, обязанности арт-директора включают в себя и эти направления.
При каких случаях увеличивается ценность специалиста?
Нет никаких сомнений в том, что арт-директор должен уметь абсолютно все. Необходимо разбираться в вопросах дизайна, проявлять креатив, понимать механизмы маркетинга, менеджмента, экономики. Ко всему прочему он должен быть психологом. И это только минимальные обязанности арт-директора. Если ранее описанных знаний нет, то и ценности для предприятия специалист иметь не будет. На сегодняшний день ценятся и знания графических редакторов.
Следует обратить внимание на некоторые моменты. Они следующие:
- Естественно, на работу требуется брать только профессионала. В обязанности арт-директора входит не только проявление креатива, но и анализ рынка и ценообразования. Он должен разрабатывать презентации, проводить выставки и формировать планы с отчетами.
- Большое значение играет наличие опыта в сфере дизайна и рекламного бизнеса, и чем больше он будет, тем лучше.
- Профессионал должен иметь портфолио, которое он обязан продемонстрировать на собеседовании. Встречаются и такие специалисты, которые, не имея большого опыта, выполнили число задач, характерное для бывалых профессионалов.
- Необходимо знать, что представляет собой арт-директор. Для этого надо навести о нем справки с предыдущих мест работы.
- Кандидат на должность арт-директора должен быть готов к выполнению небольшого задания на собеседовании. Перед ним будет поставлена условная проблема, которую он должен будет решить.
- Особую роль играют заслуги арт-директора, а не его пол.
- Специалисту необходимо быть лидером. Именно он должен принимать решения и вести за собой команду.
Обязанности специалиста в издательском деле
Арт-директор является художественным руководителем и воплотителем проектов. Это общее название, характерное для нескольких аналогичных должностей в самых разных сферах деятельности. Среди них следует выделить рекламу, издательство, кино, телевидение, дизайн и т.п.
В издательстве должностные обязанности арт-директора заключаются в работе над дизайном журналов или газет. Специалист должен сотрудничать с редакторами, выбирать или участвовать в создании требуемых изображений с фотографиями. Обычно руководство над арт-директором осуществляет главный редактор. В достаточно крупных издательских организациях специалист имеет ассистентов. Он осуществляет контроль над деятельностью творческой команды. Соответственно, всю ответственность за нее принимает на себя именно арт-директор.
Что призван делать специалист в ночном клубе?
Обязанности арт-директора ночного клуба заключаются в административных функциях. Он должен организовывать концерты и вечеринки, подбирать репертуары, участвовать в продвижении заведения. Специалист обязан позиционировать ночной клуб, привлекать новых клиентов, организовывать мероприятия развлекательного характера. В его ответственность входит и формирование концепций программ, а также работа с партнерами.
Арт-директор ресторана или кафе
В чем заключаются обязанности арт-директора кафе или ресторана? В первую очередь специалист должен продвигать то заведение, в котором он работает. Естественно, он не обязан составлять рекламные тексты и вести переговоры с представителями рекламных площадок. Этими вопросами обычно занимается PR-менеджер, если он, конечно, имеется. Так что же должен делать арт-директор ресторана? Обязанности его заключаются в разработке общей концепции. Именно этот специалист должен задавать вектор развития предприятия.
Общие обязанности специалиста
Какие гости будут желанными? Каким именно образом будет представлено заведение в газетах и журналах? За счет каких мероприятий можно привлечь максимальное число гостей? Это лишь малая часть тех вопросов, которые должен решать арт-директор клуба. Обязанности эти являются актуальными и для ресторанов, кафе, дизайнерских агентств и т.п. Если упростить вышеописанные вопросы, то получится, что арт-директор осуществляет контроль над проектированием концепций и последующим следованием им. Естественно, специалист будет заниматься и организацией самых разных мероприятий, которые направлены в первую очередь на привлечение гостей. А формат этих торжеств будет основываться на общей концепции. К примеру, для ресторана, специализирующегося на французской кухне, уместно будет провести тематический вечер с дегустацией вин. А для пивных ресторанов превосходным решением будет пивной фестиваль. Основная задача арт-директора заключается в повышении дохода. Самые разнообразные программы и мероприятия являются хорошим инструментом для ее достижения. Как демонстрирует практика, в большинстве случаев функциональные обязанности творческого директора не ограничивается вышеописанными задачами.
Мир профессий велик и разнообразен. Он, как живой организм, постоянно растет и обновляется. С развитием экономики, технического прогресса, уровня жизни в целом возникают одни специальности и исчезают другие. Одной из новых, востребованных сегодня должностей является арт-директор. О том, в каких сферах она имеет значимость, что входит в круг обязанностей этого специалиста и какими качествами необходимо обладать для работы, и пойдет речь в нашей статье.
Возникновение профессии
Данная должность появилась относительно недавно: около 20 лет назад. Ее появление было связано с быстрым развитием рекламного бизнеса. Во время стремительного роста конкуренции возникла необходимость в специалисте, который сможет продуцировать курировать создание креативных проектов, организовывая работу творческого отдела.
Первые представители профессии не имели были художники-оформители, сотрудники издательств, одним словом, люди, связанные с творчеством. Именно у них были необходимые арт-директору навыки: чувство цвета, умение рисовать, знание оформительских стилей и видов шрифтов.
Значение термина
Если исходить из названия профессии, где art (англ.) — это искусство, а director —руководитель предприятия, можно сделать вывод, что эти 2 составляющие дословно означают "творческий начальник", то есть человек, который возглавляет целый отдел сотрудников данного направления, сам выдвигает новые идеи и способствует их воплощению. Он курирует творческую деятельность компании и непосредственно отвечает за реализацию креативных проектов. Как правило, в работе напрямую сотрудничает с фотографами, редакторами, дизайнерами, копирайтерами и другими представителями данной сферы.
Объем работы, возложенных обязанностей и штат подчиненных всегда зависит от профессиональных качеств сотрудника и масштаба организации, в которой он работает.
Сегодня должность арт-директора относится к управленческим и имеет ряд других названий: арт-менеджер, художественный руководитель, администратор... Сверхзадача деятельности этого сотрудника — повышение прибыли заведения.
Необходимый сегмент рынка труда
Эта профессия, как правило, является востребованной в сферах, связанных с творчеством. Среди них: издательство, дизайн, кино, телевидение, реклама, развлечения, Интернет, создание видеоигр, брендинг и т. п. Во всех этих направлениях "творческий руководитель" выполняет как общие задачи, так и специализированные (в зависимости от рода деятельности компании).
Должностные обязанности
Работа арт-директора сводится к выполнению двух основных функций, а именно:
1. Творческой:
- Создание концепции бренда.
- Выбор средств СМИ для проведения рекламной кампании.
- Подготовка контента для интернет-ресурса.
- Работа в социальных сетях.
- Подготовка материалов для пиара (подготовка полиграфии, макетов, эскизов рекламной продукции).
- Внедрение акций и специальных предложений для клиентов.
- Работа над презентациями бренда.
2. Управленческой:
- Совместная работа с творческой группой дизайнеров, авторов, художников и других задействованных специалистов над созданием проекта, контроль за выполнением в срок поставленных им задач.
- Анализ рынка и стратегическое планирование работы отдела.
- Мониторинг результатов проведения рекламной кампании.
- Составление отчетов.
- Подписание договоров с подрядчиками.
- Коммуникация с партнерами компании.
По необходимости в работу арт-директора входит организация фото- и видеосъемки, осуществление продаж, подготовка участия в тендерах.
Следует отметить, что список данных обязанностей является общепринятым, так как в зависимости от творческого направления специалист будет иметь дополнительный объем работы.
Особенности профессии в различных сферах
Каждое творческое направление накладывает на арт-директора дополнительные обязанности. Так, например, в студиях дизайна и брендинговых компаниях одной из главных задач данного сотрудника является создание уникального стиля компании, ее товаров и услуг, подготовка типографской рекламной продукции и разработка эскиза упаковки товара.
В издательском деле в обязанности арт-директора входит работа с редакторами рубрик, дизайнерами, иллюстраторами и техническими работниками над художественным оформлением печатной литературы. Он анализирует общий замысел издания, разрабатывает сетку верстки, делает подбор шрифтов, в случае необходимости предлагает идеи для фотосессии. При создании типографской литературы именно творческий директор следит за соответствием требованиям ГОСТ, особенно для маленьких читателей.
Незаменим представитель данной профессии и в индустрии развлечений, а именно в ресторанах и ночных клубах. Здесь к его обязанностям относится анализ потребностей клиентов, составление плана зрелищных мероприятий и смет расходов, выбор средств СМИ для проведения рекламы, менеджмент творческих идей и концепций. При этом арт-директор ресторана проводит анализ конкурентной среды, рекламные фотосессии, работает над отзывами посетителей.
В ночном клубе творческий руководитель выполняет административные функции: ищет и привлекает арендаторов для проведения заказных мероприятий, занимается организацией концертов, вечеринок, зрелищных шоу-программ и выполняет все сопутствующие задачи (подбор репертуара, подписание договоров с артистами, бронирование гостиниц), работает над продвижением заведения (размещает информацию на сайте, занимается подбором контента и дизайном рекламной продукции). Арт-директор клуба также постоянно следит за выполнением сотрудниками своих обязанностей с целью слаженной работы заведения.
Для хорошей личной результативности и умелого управления творческим отделом необходимы определенные навыки:
- умение работать в офисных программах: Excel, Power Point, Word;
- владение графическими программами (Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDRAW, InDesign);
- понимание основ композиции и графического дизайна;
- скетчинг;
- верстка.
Обязательной для творческого руководителя является грамотная речь, так как итог его деятельности напрямую зависит от умения достигать взаимопонимания с сотрудниками, клиентами и партнерами по бизнесу.
Личные качества управляющего отделом
Арт-директор - довольно ответственная профессия, поэтому человеку, решившему заниматься данным видом деятельности, должны быть присущи:
- Организаторские способности.
- Стрессоустойчивость.
- Целеустремленность.
- Решительность.
- Креативность.
- Лидерские качества.
- Ответственность.
- Коммуникабельность.
Имея все вышеперечисленные качества и профильное образование, можно добиться хорошей результативности в профессии и достойной оплаты своего труда.
Необходимое образование
Как показывает анализ требований к должности арт-директора (вакансии по России), соискатель должен иметь высшее профильное образование (художественное), поэтому для обучения в вузе подходят специальности "Арт-менеджмент", "Предпринимательство в культуре" и т.п. Не лишними будут дополнительные курсы в коммерческих заведениях, таких как Школа дизайна и компьютерной графики. А для тех, кто хочет получить должность в крупной компании, работающей на международном рынке, необходимо хорошее владение английским языком.
Возможности карьерного роста
Профессия арт-директора относится к престижным, так как это руководящая должность с хорошей заработной платой. Понятно, что не все дается сразу, и иногда продвижение по служебной лестнице начинается с простого менеджера, но при полной самоотдаче и целеустремленности можно сделать отличную карьеру. Так, имея хорошие организаторские способности, опыт работы и лидерские качества, вполне возможно за короткий срок получить вышеупомянутую должность с хорошей оплатой. Сегодня начинающий арт-директор (Москва), по данным специализированных по трудоустройству сайтов, получает 30-40 тысяч рублей, а профессионал — от 50 до 150. Необходимо учитывать, что данный специалист имеет большой круг обязанностей и немалую ответственность, поэтому его финансовое вознаграждение напрямую зависит от уровня профессионализма, объема и результативности выполняемой работы.
При желании, постигнув все азы этой творческой профессии, человек может открыть свою фирму, набрать штат сотрудников и успешно заниматься любимым делом.
Таким образом, услуги арт-директора сегодня достаточно востребованы. В сфере образования имеются все возможности для получения нужной специальности, а рынок труда наполнен интересными и перспективными предложениями для соискателей в этой сфере. Данная должность идеально подойдет людям, которые не любят однообразия, могут работать в условиях многозадачности, не боятся трудностей и хотят стать успешными в своей профессии.