Управление финансами - это сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территорий, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.
Система управления финансами в современной рыночной эконо-мике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инстру-ментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабиль-ное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.
В соответствии со структурой финансовой системы управление финансами по видам объектов управления подразделяют:
управление финансами федеральных органов власти страны;
управление финансами субъектов федерации;
управление финансами муниципальных образований;
управление финансами хозяйствующих субъектов (финансо-вый менеджмент).?
Управление финансами осуществляется с использованием ад-министративно-распорядительных и экономических методов.
В управлении финансами выделяются объекты, субъекты и ин-струменты управления.
К объектам управления финансами относят сферы финансовых отношений: государственные финансы (бюджеты разных уровней, государственные внебюджетные социальные фонды, государственный кредит, фондовый рынок), страхование, местные финансы (бюджеты муниципальных образований, местные внебюджетные фонды), финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Субъектами управления финансами является совокупность ор-ганизационных структур власти, которые регулируют и контроли-руют финансовые процессы в экономике (законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контро-лирующие финансовые процессы на общегосударственном, регио-нальном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в ком-мерческих и некоммерческих организациях).
Инструментом управления финансами служит финансовый ме-ханизм, являющийся составной частью хозяйственного механизма. Он представляет собой совокупность видов и методов организации финансовых отношений и используется для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства. Финансовый механизм нацелен на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, удовлетворение потребностей общества. Структура финансового механизма сложна в связи с разнообразием финансовых отношений. Выделяют три основные группы, отражающие экономическое содержание финан-сов: государственные и муниципальные финансы, финансы органи-заций разных организационно-правовых форм, включая и страховые организации, финансы домохозяйств.
В структуре финансового механизма выделяют такие функцио-нальные звенья, как мобилизация финансовых ресурсов, финанси-рование, стимулирование и др. Финансовый механизм приводит в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное про-изводство через финансовое обеспечение и финансовое регулиро-вание.
Построение финансового механизма осуществляется в соответ-ствии с финансовой политикой и нормами финансового права, от-раженными в финансовом законодательстве.
Управление финансами выполняет следующие функции:
финансовый анализ;
финансовое прогнозирование;
планирование финансовых ресурсов и финансовой деятель-ности;
оперативное регулирование финансов;
контроль за состоянием финансов.
Финансовый анализ проводится в целях формирования инфор-мации для принятия управленческих решений в области финансов исходя из сложившейся ситуации.
Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспек-тиве картину состояния финансовых ресурсов, является предпосыл-кой финансового планирования.
Планирование финансовых ресурсов связано с установлением параметров финансовой системы, величины и источников финан-совых ресурсов, каналов их расходования, уровня их дефицитности.
Оперативное регулирование финансов осуществляется как реак-ция на сложившуюся ситуацию в целях перераспределения и изме-нения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Оперативное управление финансами возложено на финансо-вый аппарат - министерство финансов, местные финансовые ор-ганы, финансовые службы предприятий.
Контроль за состоянием финансов создает обратную связь в цепи управления, предоставляя органам управления необходимую информацию о соблюдении законов, норм и правил формирования и использования финансов.
Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием банковской системы, так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов.
Органы управления финансами в Российской Федерации
В Российской Федерации управление финансами осуществляется аппаратом управления финансами, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.
Структура аппарата управления финансами в Российской Феде-рации по уровням управления следующая (см. Приложение 3).
На общегосударственном уровне аппарат управления финансами представлен:
комитетами и комиссиями в Государственной Думе и Совете Федерации;
аппаратом Президента РФ;
федеральными министерствами, руководство которыми осу-ществляет Правительство РФ;
федеральными службами и федеральными агентствами, ру-ководство которыми осуществляет Правительство РФ (Фе-деральная служба по финансовым рынкам, Федеральная та-моженная служба);
Центральным банком РФ;
федеральными службами и федеральными агентствами, под-ведомственными федеральным министерствам: Министерству финансов РФ (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство); Ми-нистерству здравоохранения и социального развития РФ.
Важнейшее направление деятельности руководящих органов управления финансами - выработка и осуществление государст-венной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, ва-лютной, банковской деятельности, государственного долга, ауди-торской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет-ности, других сфер в направлении обеспечения стратегических целей развития страны: повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе динамичного и устойчивого эко-номического роста, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе.
На уровне субъекта РФ аппарат управления финансовой системой включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне федеральных органов исполнительной власти.
Органы законодательной власти субъектов РФ рассматривают и утверждают законы в области финансов в рамках своей компетен-ции:
о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным Налоговым кодексом РФ;
о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период;
отчет об исполнении бюджета субъекта РФ;
о бюджете территориального фонда обязательного медицин-ского страхования на очередной финансовый год и плановый период;
отчет об исполнении бюджета территориального фонда обя-зательного медицинского страхования;
о мерах государственной финансовой поддержки организа-ций и отраслей региональной экономики и др.
Органы исполнительной власти субъектов РФ ответственны за:
выработку финансовой политики региона;
составление проекта бюджета субъекта РФ;
организацию его исполнения;
разработку программ государственной финансовой поддерж-ки отдельных отраслей и организаций региона;
осуществление государственных заимствований субъектом РФ.
Кроме того, законодательные и исполнительные органы власти
субъектов РФ имеют право законодательной инициативы по феде-ральным законам, в том числе и в области финансов.
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ само-стоятельно устанавливают систему региональных органов государ-ственной власти на основе общих принципов, определенных феде-ральным законодательством.
Принципиально такая же, как и на субъектном уровне, схема аппарата управления финансами на местном (муниципальном) уровне.
Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его испол-нении, а также принимают решения по другим финансовым вопро-сам, относящимся к ведению органов местного самоуправления.
Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление проекта и исполнение утвержденного местного бюджета, а также составление отчета об исполнении бюджета муниципального образования. Как правило, в составе исполнительных органов местного самоуправления действуют местные финансовые или финансовоказначейские органы.
Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции РФ.
Управление финансами в коммерческих организациях осуществ-ляется высшими органами управления (например, для акционерных обществ это собрание акционеров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовыми потоками управляет руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы, которые разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осу-ществляют взаимодействие с финансово-кредитными организация-ми. Для коммерческих организаций, входящих в состав финансово-промышленных групп, большое значение в управлении финансами имеют решения, принимаемые головной компанией этой группы. То же касается крупных холдингов, не зарегистрированных как фи-нансово-промышленные группы.
Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деяцельности. Решения по финансовым вопросам в некоммерческих организациях принимают руководители таких организаций, могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и т.д.
Наибольшую специфику управления финансами по сравнению с другими некоммерческими организациями имеют бюджетные учреждения. Финансовые планы - сметы доходов и расходов бюджетных учреждений - утверждают главные распорядители и распорядители бюджетных средств, от решения которых во многом зависит финансовое состояние учреждения и которые фактически определяют структуру расходования бюджетных средств учреждениями, принимают решения о возможности получения дополнительного финансирования за счет сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, а также утверждают сметы доходов и расходов от предпринимательской и приносящей доходы деятельности. Большую роль в управлении финансами бюджетных учреждений и других некоммерческих организаций играют бухгалтерии, которые разрабатывают проекты смет, ведут бухгалтерский учет и составляют отчетностъ об исполнении смет доходов и расходов. Бюджетные учреждения могут обслуживаться централизованными бухгалтериями, создаваемыми при органе государственной власти или органе местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией РФ общее управление финан-сами в Российской Федерации осуществляют высшие законода-тельные органы власти.
Управление финансами осуществляется Федеральным Собранием в процессе:
рассмотрения и принятия законов о налогах, сборах и обя-зательных платежах;
рассмотрения и утверждения Федерального закона «О феде-ральном бюджете Российской Федерации на очередной фи-нансовый год» и утверждении отчета о его исполнении;
установления предельного размера государственного внут-реннего и внешнего долга страны.
Важное место в управлении финансами занимают Президент РФ и Правительство РФ.
В области управления финансами Президент РФ осуществляет следующие функции:
вносит в Государственную Думу законопроекты по финан-сово-бюджетным вопросам;
подписывает и обнародует федеральные законы;
обращается к Федеральному Собранию с ежегодным бюджет-ным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;
издает указы и распоряжения, затрагивающие организацию финансовых отношений в стране. Указы и распоряжения
использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотрен-ных указами Президента РФ;
назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
имеет право председательствовать на заседаниях Правитель-ства Российской Федерации;
принимает решение об отставке Правительства РФ;
представляет Государственной Думе кандидатуру для назна-чения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобожде-нии от должности Председателя Центрального банка;
назначает на должность и освобождает от должности замес-тителей Председателя Правительства РФ, федеральных ми-нистров.
Правительство РФ в области управления финансами выполняет следующие функции:
разрабатывает, представляет Государственной Думе феде-ральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представ-ляет Государственной Думе отчет об исполнении федераль-ного бюджета;
обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, об-разования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
издает постановления и распоряжения по текущим финан-совым вопросам и обеспечивает их исполнение;
организует, регулирует, контролирует и координирует дея-тельность по оперативному государственному управлению финансами в Российской Федерации.
Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы Российской Федерации - звенья единой системы государственного управления финансами России.
Финансовые органы Российской Федерации включают (см. Приложение 4):
Министерство финансов РФ;
финансовые органы в субъектах РФ (министерства финансов республик в составе Российской Федерации; финансовые управления, департаменты и другие органы управления
финансовые органы муниципальных образований (муници-пальных районов, городских округов, внутригородских му-ниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городских и сельских поселе-ний).
Финансовые органы Российской Федерации действуют на еди-ных принципах финансово-бюджетного планирования и финанси-рования. Координацию их деятельности осуществляет Министерство финансов РФ путем разработки и реализации стратегических направлений единой государственной финансовой политики, уста-новления единых форм учета и отчетности по кассовому исполне-нию федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, издания ме-тодических указаний, инструкций и других документов по вопросам организации работы финансовых органов и выполнения ими своих функций.
Министерство финансов РФ функционирует в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (в действующей редакции), является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности; бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств; инвести-рования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии; организации и проведения лотерей; производства и оборота защищенной полиграфической продукции; финансового обеспечения государственной службы; противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и кон-троль деятельности находящихся в его ведении служб, а также кон-троль за исполнением Федеральной таможенной службой норма-тивных правовых актов по вопросам исчисления и взимания тамо-женных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов и другие документы по вопро-
принимает нормативные правовые акты по вопросам в уста-новленной сфере деятельности Министерства и подведомст-венных федеральных служб.
Для выполнения задач и функций, возложенных на Министерство финансов, в структуре его центрального аппарата созданы следующие подразделения: административный департамент; департамент управления делами и контроля; департамент бюджетной политики и методологии; департамент бюджетной политики в отраслях экономики; департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки; департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; департамент межбюджетных отношений; департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов; департамент налоговой и таможенно-тарифной политики; департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; департамент финансовой политики; правовой департамент.
В составе администраций субъектов РФ создаются финансовые органы:
министерства финансов в республиках, а также в некоторых краях и областях;
департаменты финансов;
комитеты по финансам и бюджету;
финансовые управления.
Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах компетенции исполнительных органов власти субъек-тов РФ.
Финансовые органы субъектов РФ в отличие от финансовых органов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов РФ. Тем не менее они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин РФ и в координации с ним проводят кадровую работу и работу по информатизации управления финансами.
Финансовые органы в субъектах РФ осуществляют на территории субъектов РФ управление финансами.
В зависимости от установленной организационной структуры органов управления финансовые органы возглавляются министром, начальником департамента или управления, которые назначаются высшим должностным лицом субъекта РФ.
Основные задачи, решаемые финансовыми органами субъектов РФ, следующие:
формирование проекта бюджета субъекта РФ и представление его администрации субъекта РФ;
обеспечение исполнения бюджета субъекта РФ, составление отчета об исполнении бюджета и представление его админи-страции субъекта РФ и Министерству финансов РФ;
организация и осуществление контроля за исполнением бюджета субъекта РФ, целевым, рациональным и результа-тивным использованием бюджетных средств;
разработка предложений по увеличению доходной базы бюджета и изысканию дополнительных финансовых ресурсов;
разработка и реализация единой финансовой политики ад-министрации субъекта РФ;
обеспечение устойчивости финансовой системы региона и ее активного воздействия на ускорение социально-экономического развития, повышение эффективности хо-зяйствования на территории субъекта РФ.
Финансовые органы в субъектах РФ финансируются за счет ре-гионального бюджета.
В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюд-жетов в соответствии с действующим бюджетным законодательст-вом. Вместе с тем, Конституцией РФ (ст. 78) предусмотрена воз-можность передачи части своих полномочий федеральными орга-нами исполнительной власти органам субъектов РФ, и наоборот. Именно на этом основании Бюджетным кодексом РФ (ст. 168) пре-дусмотрена возможность привлечения органов федерального казна-чейства к исполнению региональных бюджетов, средства которых находятся в собственности субъектов РФ и не подпадают в перечень федеральных полномочий. Исполнение бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения регио-нального бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ могут быть переданы исполнитель-ным государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в его собственности (пользовании, управлении) необходимого для их осуществления имущества.
Финансовые органы муниципальных образований обеспечивают (в рамках предоставленных полномочий) проведение единой государ-ственной финансовой политики и осуществляют общее руководство финансовыми ресурсами на территории муниципального образова-ния, действуют в соответствии с положениями, утвержденными главой администрации муниципального образования. Возглавляются заведующими (начальниками), назначенными главами админи-страции муниципальных образований по согласованию с финансо-выми органами вышестоящих органов власти.
К основным задачам финансовых органов муниципальных об-разований относятся:
составление проекта бюджета и представление его админи-страции муниципального образования;
исполнение бюджета муниципального образования, состав-ление отчета об исполнении бюджета и представление его администрации муниципального образования и администра-ции субъекта РФ;
организация и осуществление контроля за исполнением бюджета муниципального образования, целевым, рациональным;
результативным использованием бюджетных средств;
разработка предложений по увеличению доходной базы бюджета и изысканию дополнительных финансовых ресурсов.
Финансовые органы муниципальных образований финансиру-ются за счет бюджета муниципального образования.
Финансовые службы и отделы организаций. Финансовую службу составляют работники, группа в планово-финансовом отделе, фи-нансовый отдел, управление или любое другое структурное подраз-деление, на которое возложены функции управления финансами (денежными потоками).
Финансовый отдел является самостоятельным структурным под-разделением организации (предприятия) и подчиняется непосредст-венно заместителю директора по экономическим вопросам.
Основными задачами финансовой службы (отдела) на предпри-ятии являются:
выработка финансовой политики предприятия, цель которой - построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей деятельности предприятия;
организация финансовой деятельности предприятия, на-правленная на обеспечение финансовыми ресурсами заданий плана, сохранности и эффективного использования основных фондов и оборотных средств, трудовых и финансо-
В состав финансовой службы (отдела) могут входить подразде-ления (сектор, бюро, группа) финансово-кредитного планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности, организации рас-четов с поставщиками, инкассации, кассовых операций и т.д. Структуру и штаты утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.
Управление финансами в зарубежных странах
В ведущих зарубежных странах управление финансами находит-ся в ведении высших законодательных органов власти - парламен-тов. В США - это двухпалатный конгресс, в ФРГ - двухпалатный парламент со сроком полномочий 4 года, в Великобритании - двухпалатный парламент, во Франции - двухпалатный парламент, в Австралии - двухпалатный федеральный парламент, в Австрии - двухпалатный парламент, избираемый на 4 года, в Индии - прези-дент и двухпалатный парламент, в Канаде - двухпалатный парла-мент и т.п.
Парламенты имеют две палаты - нижнюю и верхнюю. Двумя палатами принимаются все основные финансовые законы, и прежде всего рассматривается и утверждается закон о федеральном бюджете (или бюджете центрального правительства) на очередной фи-нансовый год и подписываются главой государства.
Парламенты также утверждают законы о налогах, отчеты об ис-полнении федерального бюджета (или бюджета центрального пра-вительства), устанавливают предельный размер (лимит) государст-венного долга.
Непосредственное управление финансами находится в ведении финансового аппарата, главное звено которого - министерство финансов. Главными функциями министерства финансов является разработка финансовой и налоговой политики государства, полити-ки в области государственных расходов, проведение контроля за соблюдением финансовых законов. Министерство финансов со-ставляет законопроект о федеральном бюджете (или бюджете цен-трального правительства) на очередной финансовый год и органи-зует исполнение утвержденного высшими законодательными орга-нами власти и подписанного главой государства федерального бюд-жета (или бюджета центрального правительства). Важное подразде-ление министерства финансов - управление внутренних займов и государственного долга. Оно ведает эмиссией государственных цен-ных бумаг, выплатой по ним процентов и погашением государст-венного долга.
В каждой стране имеются особенности в управлении финансами. Так, в США помимо Министерства финансов имеется Админи-стративно-бюджетное управление при президенте, которое состав-ляет расходную часть федерального бюджета. В ФРГ управление финансами также возложено на федеральное министерство финан-сов. Во Франции управление финансами возложено на Министер-ство экономики, финансов и бюджета. В Великобритании управле-ние финансами осуществляет в основном Министерство финансов, именуемое Казначейством.
Важное значение в управлении финансами принадлежит специа-лизированным органам финансового контроля, которые независимы от правительства и подотчетны парламенту.
В США - это Главное контрольно-ревизионное управление, созданное в соответствии с Законом о бюджете и отчетности от 10 июня 1921 г. В его функции входят: толкование финансовых нормативных актов; контроль за законностью и эффективностью операций, проводимых правительственными ведомствами; оказание помощи Конгрессу, его комитетам и конгрессменам; контроль за выполнением отдельных платежных операций; установление правил ведения финансовых операций и отчетности в федеральных учреждениях. Фактически деятельность Главного контрольно-ревизионного управления сводится к ежегодным проверкам состояния финансов федеральных ведомств и составлению документов и рекомендаций президенту и конгрессу на основе проведения проверок.
В ФРГ контрольные функции в сфере финансов находятся в ве-дении Федеральной счетной палаты. Наиболее сложные дела пере-даются в суды, которые специализируются на финансовых спорах и нарушениях, связанных со злоупотреблением государственными средствами.
Во Франции контроль за исполнением бюджета всеми государ-ственными органами в центре и на местах осуществляет Счетная палата, которая представляет собой судебный орган, состоящий из несменяемых магистров.
В Великобритании специальным органом финансового контроля является Управление государственного контроля, созданное еще в 1866 г. Возглавляет его генеральный контролер - ревизор, который назначается правительством пожизненно и может быть смещен только по решению обеих палат парламента. Полномочия кон-трольного органа Великобритании более ограниченны, чем в США.
В частности, он не имеет права толковать финансовые нормативные акты, не может вмешиваться в оперативную деятельность фи-нансовых служб правительственных ведомств. В обязанности Управления государственного контроля входит проверка законности финансовой деятельности правительственных ведомств, а также эффективности и целесообразности расходования ими государст-венных средств. Управление обязано информировать парламент о результатах таких проверок.
Управление финансами членов федерации и местных органов власти в федеративных государствах и финансами местных органов власти в унитарных государствах осуществляют финансово-бюджетные советы, которые составляют проекты бюджетов и орга-низуют их исполнение.
Управление финансами частных национальных и транснацио-нальных корпораций в странах с развитой рыночной экономикой (финансовый менеджмент) осуществляют финансовые управления и финансовые менеджеры.
Структура финансовых управлений национальных и трансна-циональных корпораций соответствует организационно-правовой форме акционерных обществ.
Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпораций состоит в максими-зации реальных пассивов и активов корпораций.
Важное значение имеют следующие кардинальные вопросы фи-нансового менеджмента.
1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности корпораций. Финансовое управление корпорации разрабатывает финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений и финансовых ресурсов их обеспечения на год и на пять лет. Такие финансовые планы определяются для каждого подразделения корпорации, т.е. для отдельных фирм в рамках корпорации и для отдельных отраслевых управлений (департаментов) внутри одной фирмы. Главные показатели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения.
2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе ин-вестирования крупных средств. В успешно функционирующей кор-порации быстро растет объем реализации продукции, что требует новых инвестиций на расширение производства (приобретение оборудования, проведение НИОКР и т.д.). Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста объема реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации, способы инвестирования - за счет кредитов банков или путем выпуска соб-ственных акций и облигаций; в случае банковского кредита - дол-госрочный.
3. Координация финансовой деятельности корпорации со всеми ее службами. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что в свою очередь оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций.
4. Проведение крупных операций на финансовом рынке по мо-билизации дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций.

Управление финансами (financial management) — сознательное воздействие органов управления на страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении , твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В соответствии со структурой финансовой системы по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами органов местного самоуправления, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений, обществ, фондов) (см. ).

Составляющей управления финансами является управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учреждениями.

Субъектами управления служат законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях, учреждениях. К исполнительным органам управления финансами относятся: Министерство финансов и его территориальные органы, налоговые органы в центре и на местах, органы налоговой полиции, таможенные службы.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества.

Функции управления финансами включают:

  • финансовый анализ;
  • финансовое прогнозирование;
  • планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;
  • оперативное регулирование финансов;
  • контроль за состоянием финансов;
  • учет финансовых ресурсов.

Учет финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения, резервы. В управлении финансами сочетаются административно-распорядительные методы, основанные на жестком выполнении принятых органами управления решений о формировании, распределении, использовании финансовых ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных средств, и экономические методы, базирующиеся на материальной заинтересованности агентов финансовых отношений, участников финансовой деятельности в лучшем, эффективном использовании финансовых ресурсов.

В условиях главенствующее место в управлении финансами принадлежит административно-распорядительным методам, тогда как присуща высокая степень децентрализации управления финансовыми ресурсами. Однако значительная централизация управления финансами наблюдаются и в странах с рыночной системой ведения хозяйства, что является неизбежным следствием большой доли финансовых ресурсов, аккумулируемых и распределяемых через государственный бюджет, бюджеты территориальных образований (местные бюджеты).

Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием , так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов.

Применение экономико-математических методов и моделей, использование компьютерной техники и новейших средств передачи и обработки информации позволяет автоматизировать отдельные процессы управления финансами.

Развитие мирохозяйственной системы приводит к образованию мировой финансовой системы, вследствие чего выделяется, формируется управление , осуществляемое рядом комитетов Организации Объединенных Наций, и другими мировыми финансовыми институтами.

Вопрос 1: Управление финансами: сущность и функции.

Тема 12: Органы управления финансами

Вопросы:

1. Управление финансами: сущность и функции.

2. Органы управления финансами в Российской Федерации.

3. Информатизация управления финансами.

Вопрос 1: Управление финансами: сущность и функции.

Управление финансами - это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения целей, предусмотренных финансо­вой политикой. Субъект управления - совокупность государственных органов и органов управления юридическими лицами, которые в своей деятельности решают различные вопросы использования финансовых отношений; объект управления - финансовый механизм.

Процесс управления финансами заключается в выполнении трех основных функций:

1) финансового прогнозирования и планирования;

2) оперативного управления;

3) финансового контроля.

1. Начало управленческого процесса связано с определением па­раметров движения финансовых ресурсов на средне- и долгосроч­ную перспективу, что осуществляется в процессе финансового про­гнозирования. Целью финансового прогнозирования является опреде­ление реально возможного объема финансовьк ресурсов, источников их формирования и использования в прогнозируемом периоде. Про­гнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершен­ствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Финансовые прогнозы могут быть среднесрочными - на срок от 1 года до 5 лет и долгосрочными - на срок от 5 лет. Фи­нансовое прогнозирование предполагает применение различных ме­тодов: построения эконометрических моделей, корреляционно-рег­рессионного анализа, метода экспертной оценки и других.

Основным видом финансового прогноза в России является баланс финансовых ресурсов {сводный финансовый баланс). Он представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, включая доходы и расходы бюдже­тов, внебюджетных фондов и организаций. Прогнозирование фи­нансовых показателей осуществляется также в организациях в ходе составления различных технических и экономических обоснований инвестиционных проектов для определения эффективности проек­тов и сроков их окупаемости.

Важное место в системе управления финансами занимает финан­совое планирование. Именно в ходе планирования любой экономи­ческий субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направле­ния их наиболее эффективного использования.

Финансовое планирование включает в себя составление текущих краткосрочных годовых финансовых планов и оперативное внутри-годовое планирование. Основным финансовым планом является бюджет, который представляет собой смету ближайших расходов и доходов государства. Годовые планы организаций формируются в виде балансов (смет) их доходов и расходов, в которых отражаются все финансовые ресурсы организации и направления их использова­ния. Внутригодовые планы - это бюджетная роспись доходов и рас­ходов, различные платежные бюджеты и календари организаций, которые составляются по кварталам и месяцам для обеспечения внут-ригодовой сбалансированности доходов и расходов.

2. Оперативное управление предполагает исполнение финансовых планов и проведение финансового маневрирования. Оно представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного ана­лиза складывающейся ситуации и преследующих цель получения мак­симального эффекта при минимуме затрат при помощи перераспре­деления финансовых ресурсов. Исполнение финансового плана должно обеспечить получение запланированных доходов и финансирование всех расходов в полном размере и в установленный срок. Финансовое маневрирование связано с проведением мероприятий по устранению диспропорций, не предусмотренных в процессе планирования. Для обеспечения финансового маневрирования осуществляется формиро­вание и использование резервных и страховых фондов, получение и использование дополнительных доходов, привлечение кредитных ре­сурсов и перераспределение расходов между отдельными статьями.

Финансовый контроль, с одной стороны, - одна из завершающих функций управления финансами, а с другой, он выступает необхо­димым условием эффективности управления ими. Финансовый конт­роль представляет собой деятельность специальных органов по обес­печению соблюдения финансового законодательства и выявления резервов роста доходов и экономии расходов экономических субъек­тов. Существуют три формы финансового контроля:

государственный контроль осуществляется специальными конт­рольными органами государства и направлен на максимизацию до­ходов и соблюдение целевого расходования средств государства;

внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами, специальными ревизионными комиссиями и другими службами, которые проводят свою работу в целях повы­шения эффективности финансовой деятельности организаций;

аудиторский контроль - это контроль специальных юридичес­ких лиц или предпринимателей - физических лиц, которые имеют лицензию на проведение аудита. Лицензия дает право на проведение определенных видов контрольных работ (лицензии выдаются отдель­но на банковский аудит, страховой аудит, аудит паевых фондов, бирж и общий аудит). Аудит может быть обязательным и инициативным. Первый осуществляется в силу закона и ему подвергаются организа­ции, которые привлекают средства юридических и физических лиц (банки, страховые организации, паевые, инвестиционные фонды, ак­ционерные общества). Цель обязательного аудита - подтверждение данных отчетности, поэтому аудитор должен проверить соответствие отчетности данным учета, правильность ведения бухгалтерского уче­та и отсутствие нарушений финансового законодательства. Второй проводится по решению органов управления предприятия для повы­шения эффективности и качества управления финансами.

Тема 8 Финансовая политика и управление финансами

Государство разрабатывает финансовую политику как средство реализации своих целей и задач в финансовой сфере.

Финансовая политика – целенаправленная деятельность государства в области использования финансов, следовательно, это надстроечное понятие. Финансовая политика – это концентрированное выражение финансов.

В процессе выработки финансовой политики обеспечиваются материальные условия для выполнения поставленных перед страной задач. Именно поэтому финансовая политика выступает активным инструментом воздействия на экономику.

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.

Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической политикой.

Финансовая тактика предусматривает решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.

Выделяют следующие цели финансовой политики в зависимости от направлений финансовой деятельности государства, которую можно разделить на три вида:

Аллокация (распределение) – финансирование государством производства тех товаров и услуг, которые не может произвести частный сектор (оборона, управление, международная деятельность и т.д.);



Перераспределение – это финансовое перераспределение государством доходов и имущества с целью справедливого распределения доходов и достижения социальной справедливости;

Стабилизация – осуществление финансовых мер, направленных на достижение возможно более полной занятости, снижения инфляции, поддержание стабильного экономического роста.

Главной целью финансовой политики является увеличение объема и улучшение эффективности использования финансовых ресурсов.

Кроме того, разрабатывая финансовую политику, государство преследует достижение следующих целей:

Повышение уровня жизни населения на основе развития отраслей народного хозяйства;

Оздоровление и структурная перестройка экономики;

Снижение темпов инфляции.

Таким образом, финансовая политика направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение настоящих задач, именно это позволяет государству активно влиять на общественное производство. Воздействие финансовой политики на экономику и социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории. Опыт экономического развития показал, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития общества.

Финансовая политика называется прогрессивной , когда она базируется на научных разработках и научный подход служит тому, что финансовая политика неотрывна от реальных финансовых отношений.

Научный подход предполагает:

1. Финансовая политика должна объективно соответствовать закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации. Такая информация должна нести сведения о процессах, происходящих в экономике, в социальной сфере, и отражать результаты проводимых мероприятий. При этом развитие производства характеризуется рядом показателей:

ВНП или НД (национальный доход) – главные источники финансовых ресурсов;

Объемом инвестирования;

Темпами обновления основных фондов;

Ростом производительности труда;

Жизненный уровень населения;

Дефицитом государственного бюджета.

Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.

3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена на решение основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет специфические для нее способы и методы решения поставленных задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий.

Сущность финансовой политики, как экономической категории, проявляется в ее функциях.

Финансовая политика выполняет 2 основных функции – фискальную и экономическую.

Фискальная функция финансовой политики заключается в увеличении формирующейся доходной базы государства и рациональном ее использовании.

Экономическая функция сводится к регулированию механизма перераспределения национального дохода между территориями и отраслями хозяйствования.

С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3 составные части:

1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную (стратегия) и ближайшую (тактика) перспективу;

2) разработка соответствующего финансового механизма для достижения поставленных целей;

3) принятие нормативных актов и конкретных организационных мер в области использования финансов.

Если отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не удовлетворяет современным условиям.

Министерство финансов РФ, на которое возложена обязанность выработки финансовой политики, подготавливает несколько вариантов финансовой политики. Все они подвергаются экспертной оценке, и наиболее оптимальный вариант направляется в правительство. Многовариантный проект требует строго использования, математического моделирования и прогнозирования. При выработке финансовой политики необходимо создать запас финансовых ресурсов с их постоянным увеличением. Необходимо определить наиболее рациональные доли изъятия доходов предприятий государством. При выработке финансовой политики большое значение придается распределению финансовых ресурсов и их концентрации на основных направлениях.

Финансовая политика содержит в себе финансовые стимулы, использование которых позволяет увеличивать объемы финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы.

Финансовые стимулы - это экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования, а результатом использования становится увеличение объемов финансовых ресурсов.

Можно выделить следующие группы финансовых стимулов:

1. Финансовые стимулы, которые позволяют обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство. При выборе основных направлений инвестирования средств большое внимание уделяется показателям финансоемкости и финансоотдачи, являющимся критериями для выработки целевых программ.

Финансоемкость – показатель, который определяет количество финансовых ресурсов, необходимых для выполнения той или иной программы.

Финансоотдача – показатель, определяющий количество финансовых ресурсов, дополнительно возвращаемых при вложении определенного объема (количество прибыли, получаемой на вложенные ресурсы). Рост показателя финансоотдачи свидетельствует о действенности финансовой политики. Основной задачей является снижение финансоемкости и повышение финансоотдачи в общественном производстве. При этом необходимо помнить, что важным резервом роста финансовых ресурсов государства выступает улучшенная воспроизводственная структура финансовых ресурсов стоимости общественного продукта.

2. Использование специальных поощрительных фондов.

3. Финансовые стимулы, связанные с бюджетными методами интенсификации производства. Проводя активную финансовую политику, государство может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства. Чтобы бюджетные доходы превратились в бюджетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.

4. Специальные финансовые (налоговые) льготы и санкции.

Для возможности реализации финансовой политики разрабатывается соответствующий финансовый механизм, который является инструментом реализации финансовой политики.

Финансовый механизм – совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы государства. Инструментами финансового механизма выступают налоги и неналоговые поступления в бюджет страны.

Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения. Множество финансовых взаимосвязей предопределяет различные формы и методы организации.

Финансовый механизм делится:

– на финансовый механизм организаций;

– на страховой механизм;

– на механизм функционирования государственных органов;

– на кредитную политику.

В каждом из разделов выделяют структурные виды по звеньям финансовой системы.

В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации; финансовый механизм республики; финансовый механизм местных органов.

При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья:

Механизм мобилизации финансовых ресурсов;

Механизм предоставления финансовых ресурсов;

Механизм стимулирования общественного производства.

Каждый элемент является составной частью единого финансового механизма, но функционирующий самостоятельно. И все элементы требуют согласования.

Все звенья различаются степенью сложности и развитием отдельных элементов. Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков.

Блок 1 - Финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов.

К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение; другие методы. Составным элементом перечисленных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты и займы; процентные ставки; дивиденды; котировки валютных курсов; другие.

Блок 2 - Финансовые рычаги – совокупность действий финансового метода.

К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.

Блок 3 – Правовое обеспечение финансового механизма составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Сложность финансовой деятельности предприятий вызывает необходимость ее государственного регулирования: регулирование финансовых аспектов создания организаций; налоговое регулирование; регулирование процедур банкротства предприятий. Законодательство, регулирующее финансовую деятельность предприятия, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства и т.д.

Блок 4 – Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы). Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют: инструкции; нормативы; нормы; тарифные ставки; методические указания и разъяснения и т. п.

Блок 5 - Информационное обеспечение, представляющее собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Информационное обеспечение включает: компьютерные программы; статистическую и бухгалтерскую отчетность.

Эффективность используемого финансового механизма опре­деляется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функ­ционированием всех его элементов. Основными условиями эффек­тивности функционирования финансового механизма являются:

Объективная обоснованность финансового механизма, ко­торый должен быть сформирован с учетом объективных законо­мерностей развития экономики государства;

Соответствие условиям развития экономики и методам хо­зяйствования;

Связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отноше­ний;

Взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование.

Соблюдение указанных требований и подходов к органи­зации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финан­сами на централизованном и децентрализованном уровнях.

Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования ко всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику, т.е. финансовое право осуществляет регламентацию всех финансовых отношений.

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают:

1. Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий, проводимых государством в области формирования, использования и осуществления взаимодействия бюджетов всех уровней.

2. Налоговая политика – это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

3. Инвестиционная политика – это комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики.

4. Социальная финансовая политика – связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ (охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным категориям граждан и т.д.).

5. Таможенная политика – это осуществляемая государством система мер, правил и процедур, регулирующих движение товаров через таможенную границу в интересах национальной экономики.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Финансовая политика трансформируется в нормы финансового права;

Состояние финансов предопределяет цели и задачи финансовой политики;

Финансовая политика благодаря финансовому праву оформляется новыми нормативными актами и реализуется через финансовый механизм.

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями Стратегии долгосрочного социально - экономического развития России до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития регионов РФ до 2020 года, Программы повышения эффективности бюджетных расходов в РФ на период до 2012 года, Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2012–2014 годах», Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года, Основных направлений государственной долговой политики РФ на 2012-2014 гг.

В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на фор­мирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сы­рьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпо­сылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности», повышения благосостояния населения.

Управление финансами – процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

Без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику. Конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах.

Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений.

К финансовым объектам относятся:

– финансы предприятий и организаций;

– страховые отношения;

– государственные финансы и т.д.

Финансовые субъекты – организации, которые организуют и осуществляют это управление.

К финансовым субъектам относятся:

– финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии;

– финансовые органы государства (как Министерство финансов, финансовые министерства республик);

– налоговые инспекции.

Различают следующие виды управления финансами:

1. Стратегическое управление финансами осуществляется высши­ми органами законодательной и исполнительной власти (Прези­дентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов разви­тия экономики государства, государственного и муниципального секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. В процессе осуществления стратегичес­кого управления финансами определяются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизвод­ство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавлива­ется оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффектив­ные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста.

2. Оперативное управление финансами осуществляется министер­ствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых пла­нов на централизованном и децентрализованном уровнях.

Финансовое планирование и прогнозирование;

Оперативное управление;

Финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и ис­пользованием финансовых ресурсов.

1. Финансовое планирование – это процесс разработки и реализации финансовых планов. Финансовый план – это система анализа, обобщения, взаимосвязи финансовых показателей. Система финансовых планов характеризуется, во-первых, наличием разнообразных видов и форм финансовых планов; во-вторых, взаимосвязями разных финансовых планов между собой.

Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдель­ного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе планирования субъекты хозяйствования, органы государственной власти и органы местного самоуправления оценивают свое фи­нансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в бухгалтерской, ста­тистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

Этапы финансового планирования следующие:

1) анализ выполнения финансового плана за предыдущий период;

2) расчеты по конкретным видам доходов и расходов на планируемый год;

3) балансирование расходов с доходами.

Финансовое прогнозирование – это предвидение финансового положения на тот или иной период времени (среднесрочное 3-5 лет, долгосрочное – свыше 5 лет), главной целью которого является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и потребности в них.

Система финансовых прогнозов способствует выработке финан­совой концепции развития страны или субъекта хозяйствования, поскольку широко используется на макро- и микроуровнях как инструмент вариантного анализа, полу­чения дополнительной информации при выработке решений. Финансовые прогнозы позволяют органам управления финанса­ми наметить разные варианты развития финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики. При финансовом прогнозировании применяются экономичес­кие модели, с определенной степенью вероятности описываю­щие динамику показателей в зависимости от различных факто­ров, влияющих на финансовые процессы.

2. Оперативное управление - процесс разработ­ки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финан­совой ситуации и соответствующего перераспределения финан­совых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хо­зяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенден­ций развития экономики государства.

В ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждают­ся и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с це­лью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях.

3. Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления. Предметом финансового контроля являются различные финансовые показатели (доходы и расходы, себестоимость и прибыль). В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финан­совых средств на соответствующем уровне управления. Таким образом, с переходом к рыночным отношениям изменилась цель финансового контроля - от контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики к контролю за соблюдением законодательства. Финансовый контроль осущес­твляется также в ходе финансового планирования и прогнозиро­вания, когда при составлении финансовых прогнозов и финансо­вых планов осуществляется оценка финансовых последствий предполагаемых реформ, разрабатываемых программ, законов, инвестиционных проектов, отслеживаются долгосрочные нега­тивные тенденции в развитии экономики, ее отдельных отраслей и организаций с целью своевременного принятия соответствую­щих мер и предупреждения различного рода нарушений.

Различают следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий.

Взаимосвязь видов и субъектов финансового контроля представлена на рис. 16.

Рис 16- Элементы системы финансового контроля

Важнейшие этапы управления финансами представлены на рис. 11.

анализ планированиеорганизацияучет контрольрегулированиеанализ

Рисунок 11 – Этапы управления финансами

Система финансового управления осуществляется с помощью финансового аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций, занимающихся управлением финансами. Или, другими словами, финансовый аппарат - система финансовых органов. В свою очередь весь финансовый аппарат также состоит из элементов, аналогичных группировке финансовых отношений.

Первая сфера - финансовые подразделения в отраслях и на предприятиях. Они управляют финансовыми ресурсами, которые создаются и остаются в распоряжении отраслей и предприятий.

Вторая сфера - система страховых органов.

Третья сфера - государственные финансы - Министерство финансов РФ, все финансовые органы, налоговые службы и т.д. Органы управления внебюджетными фондами и все остальные фонды создаются в этой сфере.

Четвертая сфера - кредитные учреждения – Центральный банк РФ и коммерческие банки.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы.

1. Министерство финансов РФ принимает участие:

В разработке и реализации финансовой политики государства;

В составлении проекта и исполнении федерального бюджета;

В осуществлении финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

В обеспечении устойчивости государственных финансов и осуществлении мер по развитию финансовых рынков.

2. Федеральное казначейство (подразделение Минфина РФ) осуществляет:

Организацию, исполнение и контроль за исполнением бюджета;

Финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

Управление рынком ценных бумаг;

Предоставление отчетности о финансовых операциях Правительства.

3. Полномочиями Счетной палаты РФ (орган государственного финансового контроля, организуемый Федеральным Собранием РФ) являются:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов;

Предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета.

4. Федеральная налоговая служба выполняет следующие функции:

– контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

5. Федеральная таможенная служба несет ответственность за поступлением таможенных пошлин.


Совокупный общественный продукт – это вся продукция, созданная обществом за данный период времени (состоит из произведенных средств производства и вновь созданной стоимости, которую общество направляет на распределение).

В системе управления финансами выделяют объект и субъект управления.

Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В качестве объектов управления выделяют три основные группы: 1) финансы предприятий, учреждений, организаций; 2) финансы страхования и 3) государственные финансы.

Субъекты управления финансами – совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами (органы управления финансами).

Они включают: 1) финансовые службы предприятий, учреждений, организаций; 2) страховые органы; 3) государственные финансовые органы и налоговые службы.

Органы финансового управления государства:

Президент РФ;

Парламент;

Правительство;

Министерство финансов РФ;

Центральный банк;

Министерство государственного имущества;

Счетная палата.

Указом Президента РФ от 09.03. 2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована новая структура федеральных органов исполнительной власти.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства. Функции контроля и надзора – на федеральные службы.

Функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом – на федеральные агентства.

Органы управления финансами и их функции.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти:

Президент Российской Федерации (администрация Президента): 1) определяет финансовую политику в ежегодном бюджетном послании; 2) регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство;

Парламент Российской Федерации: 1) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи; 2) утверждает федеральный бюджет; 3) принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс, налоговый кодекс);

Правительство Российской Федерации: 1) рассматривает федеральный бюджет; 2) выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов Российской Федерации. 3) обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации; 4) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти;

Министерство финансов Российской Федерации: 1) осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; 2) организует разработку федерального бюджетного плана; 3) принимает активное участие (совместно с Министерством экономики Российской Федерации) в разработке баланса финансовых ресурсов страны.

Министерству финансов РФ подчинено пять федеральных служб:

Федеральная налоговая служба;

Федеральная служба страхового надзора;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Федеральная служба по финансовому мониторингу;

Федеральное казначейство.

Основные задачи Министерства финансов РФ определены Постановлением Правительства РФ от 30.06. 2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ»:

Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

Совершенствование бюджетной системы и бюджетного федерализма;

Обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;

Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

Разработка и обеспечение выполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

Разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом;

Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

Разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

Методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Основные функции Министерства финансов РФ в соответствии с указанными задачами:

Разработка проектов законов по развитию бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и разграничения бюджетных полномочий;

Разработка проектов законов в области налогообложения, форм документов учета и отчетности в налогообложении;

Разработка проекта закона о федеральном бюджете, организация его исполнения, составление отчетности об исполнении бюджета, федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

Координация бюджетной и денежно-кредитной политики;

Управление государственным долгом РФ;

Эмиссия государственным ценных бумаг от имени РФ;

Ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии ценных бумаг РФ и МО;

Разработка нормативных актов в области бюджетного управления и составления финансовой отчетности.

Постановление Правительства РФ от 07.04. 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов РФ» определяет, что Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

Финансовая налоговая служба осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).

Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Центральный банк РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных институтов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган - Счетная палата РФ, ее основным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

Корпорации.

Каждой из названных форм присущи определенные механизмы управления финансами. Старейшей формой организации бизнеса являются частные фирмы, основная черта которых – единоличная собственность. Основные преимущества частной фирмы:

Легко создается (регистрируется) и ликвидируется;

Возможны упрощенные условия ведения бухучета;

Пользуется некоторыми налоговыми льготами.

Недостатки такой формы собственности и хозяйствования также очевидны: частная фирма обычно не ведет крупных операций, владелец несет личную неограниченную ответственность, привлечение капитала затруднено из-за высокой рисковости.

Партнерство (товарищество) – во многом подобно индивидуальным фирмам, но при партнерстве у фирмы несколько собственников. К достоинствам добавляется возможность привлечения дополнительного капитала и ведения более крупных операций, однако реальна опасность разногласий между партнерами.

Корпорация – наиболее распространенная финансовая модель организации бизнеса. Она свободна от многих недостатков предыдущих форм. У корпорации ограниченная ответственность, легко передаваемая собственность (обычно – ценные бумаги). Однако создание корпорации – более сложный процесс. Законодательство большинства развитых стран предъявляет больше требований к оформлению учредительных документов, предполагает более жесткий контроль за деятельностью корпораций.

Что такое гибридные формы хозяйствования?

В современной экономической системе рассмотренные выше классические организационно-правовые формы предприятий встречаются редко. Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют о существовании значительного количества гибридных форм, которые в большей мере адаптированы к сегодняшнему уровню развития рыночных отношений.

Основной формой частного предпринимательства в современной России является «предприниматель без образования юридического лица» (ПБОЮЛ). Граждане РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Для некоторых видов деятельности необходимо иметь лицензию. В соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ в хозяйственной деятельности предприниматель без образования юридического лица выступает на равных правах с юридическими лицами, однако не утрачивает прав и обязанностей, присущих физическому лицу. Например, ПБОЮЛ имеет право на защиту не только деловой репутации, но и своей чести и достоинства. Ему как физическому лицу может быть возмещен моральный ущерб, что невозможно для юридических лиц. Это дает дополнительную гарантию против недобросовестности коммерческих партнеров и конкурентов. Как и юридическое лицо, ПБОЮЛ может использовать труд наемных работников, делая соответствующие взносы в Пенсионный и другие фонды.

Финансы индивидуальных предпринимателей – это особое звено финансовой системы, связанное с формированием и использованием финансовых ресурсов граждан с целью обеспечения их предпринимательской деятельности. (Г.252)

Финансовые ресурсы индивидуального предпринимателя – это денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении физического лица, в основном это собственные средства предпринимателя.

Основным источником финансовых ресурсов предпринимателя является предпринимательский доход. Совокупный доход предпринимателя уменьшается на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода.

Финансовые ресурсы предпринимателя используются на расширение дела, платежи в бюджет, личные сбережения и личное потребление. По своим обязательствам индивидуальный предприниматель отвечает как физическое лицо всем своим имуществом, за исключением списка вещей, взыскание на которые по исполнительным документам не разрешается (жилое помещение, предметы домашней обстановки и обихода).

При общем порядке налогообложения у индивидуальных предпринимателей доходы облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13%. Помимо общего подхода для индивидуальных предпринимателей существуют специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД).

Для смягчения главного недостатки индивидуального предпринимательства – полной финансовой ответственности – в соответствии с российским законодательством с 1998 г. возможно учреждение общества с ограниченной ответственностью (ООО) одним лицом, которое становится его единственным участником. Аналогично возможно партнерство с ограниченной финансовой ответственностью.

Обычно считается, что общества с ограниченной ответственностью как форма организации бизнеса и хозяйствования возникли как переходный этап между существовавшими полными товариществами (партнерствами) и акционерными обществами (АО). Они имеют общие черты как с теми, так и с другими. В настоящее время в России ООО – самая распространенная модель организации. Общества с ограниченной ответственностью можно отнести к организациям корпоративного типа, так как они основываются на членстве. Особенно много общего ООО имеет с закрытыми акционерными обществами (ЗАО).

Главная общая черта проявляется в ограниченной ответственности участников (акционеров) и самого общества. По общему правилу участники ООО и акционеры ЗАО не отвечают по обязательствам общества, а только несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87, п. 1 ст. 96 ГК РФ). В свою очередь, само общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников (акционеров) (п. 1, 2 ст. 87, п. 1 ст. 96 ГК РФ).

Для обеих форм ведения бизнеса ограничено количество участников (акционеров) – их число не должно превышать 50 (п. 2 ст. 10 ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 3 ст. 7 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью). Состав участников четко определен к моменту создания обществ обоих видов.

Участниками ООО и учредителями ЗАО могут быть граждане и юридические лица, при этом государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать участниками (учредителями) ООО и ЗАО, если иное не предусмотрено федеральными законами (см. п. 1 ст. 7 ФЗ от 08.02.98 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п. 1 ст. 10 ФЗ от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в ред. от 07.08.01 г.).

Несмотря на многие сходные черты, общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества имеют различные модели финансового управления и рыночного поведения, могут предоставлять разные возможности для ведения коммерческой, финансовой, инвестиционной деятельности. Поэтому перед предпринимателями часто стоит проблема выбора формы организации бизнеса: ООО или ЗАО. Основные различия между этими двумя формами организации бизнеса, представленные в таблице, могут в определенной степени облегчить проблему такого выбора.