Насколько существенным был «русский след» в воздушном бою с американскими истребителями 4 апреля 1965 года


участия советских военных специалистов во Вьетнамской войне, растянувшейся почти на десять лет - с 1965 по 1975 годы - остается во многом неисследованной. Причиной тому - усиленная завеса секретности, до сих пор укутывающая многие эпизоды, связанные с деятельностью Группы советских военных специалистов во Вьетнаме. Среди них были и военнослужащие войск ПВО, и военные разведчики, и военные моряки - и конечно же, военные летчики. Официально советские истребители занимались подготовкой и обучением вьетнамских коллег, осваивавших советскую и китайскую (то есть тоже советскую, но выпущенную по лицензии) авиатехнику. И участвовать непосредственно в боевых действиях им было прямо запрещено. Однако война зачастую отменяет вовсе или на время многие формальные запреты. Так что не стоит удивляться тому, что в последнее время в официальных источниках Министерства обороны России появились данные, которые вряд ли могли быть обнародованы раньше. Согласно этим сведениям, первая существенная победа ВВС Вьетнама над американской авиацией, одержанная 4 апреля 1965 года, была в действительности делом рук советских пилотов.

Однако формально до сих пор считается, что 4 апреля 1965 года восьмерку американских ударных истребителей F-105 «Тандерчиф» в небе над Тханьхоа атаковала четверка вьетнамских летчиков на самолетах МиГ-17. Американцы отправлялись на бомбежку моста в Хамранге и электростанции в Тхиньхоа, а об их планах стало известно, когда первыми по направлению к целям прошли самолеты-разведчики. Когда появилась информация о восьмерке F-105, идущих на штурмовку, в небо подняли два звена МиГ-17 из состава 921-го истребительного авиаполка ВВС Северного Вьетнама. Результатом схватки стали два сбитых вьетнамскими самолетами американских «Тандерчифа», а сам день 4 апреля с тех пор отмечается во Вьетнаме как День авиации.

Скорее всего, точные сведения о том, кто же находился в кабинах вьетнамских МиГ-17, появятся только после того, как в России откроют доступ к военным архивам той эпохи. Пока этого не сделано, и даже сами участники Группы советских военных специалистов во Вьетнаме зачастую не могут получить доступа к своим же данным - даже к собственным донесениям и служебным запискам. Но в любом случае, кто бы ни был «автором» победы 4 апреля 1965 года, это была первая победа советских истребителей над американскими, одержанная во вьетнамском небе. И эта победа была тем ценнее, что ее одержали дозвуковые истребителями, которым противостоял противник, способный развивать сверхзвуковую скорость!


Вьетнамские пилоты готовятся ко взлету. Фото: http://acepilots.com

Непосвященному человеку трудно представить себе, как дозвуковой самолет может стать грозным противником для сверхзвукового: это все равно, что пытаться, скажем, на тракторе угнаться за легковым автомобилем. Но стоит только поменять условия - скажем, пустить и того, и другого на бездорожье - и ситуация резко поменяется: на первый план выйдут преимущества трактора. Таким «трактором» и был созданный в самом начале 1950-х советский МиГ-17. Формально считалось, что он способен достигать скорости звука, что позволяло и крыло увеличенной стреловидности, но в реальности летал и маневрировал «семнадцатый» до дозвуковой скорости. Что и обеспечивало ему преимущество в бою на ближней дистанции, когда важнее оказывалась именно возможность маневра, а не скорость.

В свою очередь, американские летчики, пилотировавшие F-105 в 1965 году, совершенно не представляли себе всей опасности МиГ-17. «Тандерчифы», вооруженные ракетами и способные нести существенную бомбовую нагрузку, были более скоростными - но менее маневренными. К тому же подготовка первых подразделений, вооруженных этими самолетами, велась в стерильных полигонных условиях, без всякой попытки имитировать противодействие противника. И даже после того, как F-105 отправили во Вьетнам, их тактика при штурмовке осталась неизменной. Они отправлялись на боевой вылет стройной колонной по два, звеньями, сохраняя наиболее удобный для бомбометания режим полета и совершенно не учитывая, что он абсолютно не подходит для воздушного боя с истребителями противника. А противник, то есть вьетнамские ВВС, действия которых отрабатывались до автоматизма под суровым руководством советских военспецов и ими же координировались непосредственно в бою (как минимум по радио с наземных КП, а вполне возможно, и прямо в воздухе, если пилоты из СССР действительно участвовали в боях), не преминул воспользоваться этим просчетом.

Понимая, что догнать «Тандерчиф» в хвост будет трудно, даже если противник полностью нагружен бомбами и существенно потерял в скорости, пилоты МиГ-17 взяли на вооружение тактику наземных засад и навязывания встречного ближнего боя. Рано утром одно или два звена «семнадцатых» со своего основного аэродрома на сверхмалой высоте перелетали на аэродром подскока, расположенный поблизости от трассы, которой пользовались американцы (кстати, привычка летать на штурмовку и бомбежку по одним и тем же маршрутам тоже дорого стоила летчикам США). И как только становилось известно о приближении F-105, МиГ-17 поднимались в воздух и встречали «Тандерчифы» пушечным огнем, сводя на нет все их преимущество в скорости. Именно в этих условиях лучше всего проявлялось и преимущество советского самолета в маневренности, а также наличие у него пушки: на коротких дистанциях маневренного боя американские ракеты «воздух-воздух» той поры оказывались бесполезными.

Именно так развивался и воздушный бой 4 апреля 1965 года, ставший прологом к большой воздушной битве над Вьетнамом. Ее результаты оказались неприятным сюрпризом для Америки: общий счет оказался в итоге в пользу вьетнамских ВВС. Причем с существенным перевесом: только по МиГ-17 соотношение составило один к полутора, то есть на как минимум 150 вражеских самолетов, сбитых «семнадцатыми», пришлось всего около сотни потерянных МиГов. И в этом - колоссальная заслуга советских военных специалистов, прежде всего летчиков-истребителей, щедро делившихся с вьетнамскими товарищами по своим опытом и тактическими находками. Так что если даже воздушный бой 4 апреля 1965 года вели исключительно вьетнамские летчики, «русский след» в нем был более чем существенным. Однако нужно учесть, насколько велика была роль идеологической работы в те годы, и потому нетрудно предположить, что даже если МиГ-17 в тот день пилотировали советские летчики, Северный Вьетнам просто из пропагандистских соображений не мог не приписать ту победу своим пилотам - не говоря уже о том, что это полностью соответствовало требованиям секретности, которую строго соблюдала советская сторона…

Вертолёт Agusta-Westland Super Lynx представляет собой экспортный вариант вертолёта Lynx HAS Mk.8 с радиолокатором Sea Spray Mk.3 и двумя газотурбинными двигателями Gem Мк42-1. Бортовое оборудование вертолёта комплектуется под требования заказчика. Предусмотрена возможность установки опускаемой гидроакустической станции, лёгких противокорабельных ракет и лёгких торпед. Первые заказы на эти вертолёты поступили от ВМС Бразилии (Super Lynx Mk.21A) и Португалии (Super Lynx Mk.95) в варианте с установленной в подфюзеляжном обтекателе РЛС RDR-1500 и опускаемой гидроакустической станицей ASQ-1. Южная Корея заказала вертолет Super Lynx Mk.99 с противокорабельными ракетами Sea Skua, радиолокатором Sea Spray Mk.3, инфракрасной системой обзора передней полусферы и аппаратурой РЭБ. Позже были получены заказы от ВМС Германии (Super Lynx Mk.88А) и Дании (Super Lynx Mk.90B).

Модернизированный вариант Super Lynx 300 заказали Малайзия, Оман, ЮАР и Таиланд. На Super Lynx 300 установлены два газотурбинных двигателя LHTEC CTS800-4N, приборное оборудование выполнено на основе многофункциональных дисплеев. Первый полет Super Lynx 300 выполнил 12 июня 2001 года. Силовая установка повышенной мощности значительно увеличила возможности вертолёта при его эксплуатации в условиях жары и высокогорья. 22 июня 2006 года министерство обороны Великобритании выделило миллиард фунтов стерлингов на программу разработки и испытаний вертолета Future Lynx. Армия и ВМС Великобритании намерены заказать 40 и 30 таких вертолетов, причем заказ может быть увеличен до 45 и 35 машин соответственно. Future Lynx позиционируется как вертолёт с классическими динамическими системами, но с новейшим бортовым оборудованием, хотя часть систем планируется заимствовать у вертолета Super Lynx. Фюзеляж будет перепроектирован. С целью увеличения внутреннего объема ему придадут треугольную в сечении форму В качестве силовой установки рассматриваются два двигателя LHTEC CTS800. Первый полет вертолёта Future Lynx запланирован на 2009 год начало поставок - на 2011 год. Принятие на вооружение армейского варианта ожидается в 2014 году, морской модификации - в 2015-м

Фюзеляж вертолета Super Lynx - цельнометаллический, типа полумонокок. Особенностью конструкции является отсутствие перегородки между кабиной пилотов и основной кабиной. С боков основной кабины расположены большие сдвижные двери. На опытных машинах в каждой двери было прорезано по три окна, на серийных - по одному, но большего размера. Для внешней подвески грузов и вооружения с каждой стороны фюзеляжа предусмотрены универсальные фланцевые узлы крепления. Носовая часть фюзеляжа имеет большие поверхности остекления, обеспечивающие хороший обзор. Хвостовая балка - монококовой конструкции выполнена из легких сплавов и заканчивается стреловидной концевой балкой, выполняющей роль вертикального оперения. Несущий винт - четырехлопастный, с полужестким креплением лопастей. В конструкции втулки отсутствуют горизонтальные и вертикальные шарниры. Лопасти прямоугольной в плане формы, взаимозаменяемые, обшивка лопастей изготовлена из стеклопластика. Конструкция втулки и крепление лопастей несущего винта с использованием только осевого шарнира обеспечивают безопасную эксплуатацию на всех режимах, включая полет с максимальной скоростью вблизи земли. В верхней части фюзеляжа установлены два двигателя Rolls-Royce Gem Mk. 42-1.

Система управления вертолётом - гидравлическая бустерная. Основные топливные баки располагаются по бортам фюзеляжа за кабиной. Кроме основных, имеются два расходных бака и один резервный, который находится под полом передней части кабины. Все топливные баки протектированы и выдерживают попадания пуль калибром до 15 мм. Для уменьшения вероятности пожара при повреждениях от зенитного огня внешние трубопроводы топливной системы сведены до минимума. На Super Lynx установлен автопилот с двухкратным peзервированием, УКВ/KB приемопередающая радиостанция, резервная УКВ радиостанция, всенаправленный УКВ радиомаяк, доплеровская радионавигационная система, гировертикаль, гирокомпас и тактическая навигационная система TANS фирмы Декка. Морской вариант отличается от сухопутного трехопорным колесным шасси с одиночными основными колесами и спаренными носовыми, а также увеличенным обтекателем носовой части фюзеляжа. Увеличение габаритов вызвано установкой поисковой РЛС Ферранти "Сиспрей" или ORB-31/W французской фирмы Омера-Сежид. В большой степени морской и сухопутный варианты отличаются составом бортового оборудования.

Технические характеристики Super Lynx
Экипаж - 2 + 2 чел
Диаметр главного винта - 12,80 м
Диаметр хвостового винта - 2,21 м
Длина - 11,92 м
Высота - 3,67 м
Масса, кг
- пустого - 2740
- максимальная взлетная - 5330
Внутренние топливо - 973 л
Тип двигателя - 2 ГТД Rolls-Royce Gem Mk. 42-1
Мощность - 2 х 1135 л.с.
Максимальная скорость - 282 км/ч
Крейсерская скорость - 232 км/ч
Практическая дальность - 1047 км
Дальность действия - 685 км
Скороподъемность - 661 м/мин
Практический потолок - 5500 м
Статический потолок - 2275 м
Полезная нагрузка: 9 солдат или 10 пассажиров или 907 кг груза в кабине или 1360 на подвеске.
Вооружение: Боевая нагрузка - 726 кг на 2 узлах подвески: 4 торпеды Mk.46 или Mk.44 или Stingray или A244/S, или 4 ПКР Sea Skua или АМ.39 Exoce или Penguint, или 4 глубинные бомбы Mk.11.

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

Стрелково-пушечное:

  • 2х 20-мм пушки Oerlikon KAD-B с 570 патронами;
  • 1х 7.62-мм пулемет.

Westland Lynx - многоцелевой британский вертолет, принятый в 1971 году на вооружение странами НАТО. Разработка началась в конце 1960-х годов.

История создания

К 1963 г. все проектные работы по вертолетам сосредоточили во вновь организованном конструкторском бюро фирмы Westland в г.Йовил. В этом же году специалисты фирмы начали первые прикидки вертолетам, предназначенным для замены эксплуатировавшихся вооруженными силами Британии вертолетов "Скитер", "Скаут", "Уосп", "Уирлуинд", "Уэссекс" и "Бельведер". Были разработаны эскизные проекты четырех машин:

  • WG.1 (WG.11) взлетным весом 16 200 кг, способный перевозить 33 десантника,
  • WG.3 (WG-13) взлетным весом 3700 - 5000 кг,
  • WG.4 (WG.7) взлетным весом 7700 кг, вмещающий 24 солдата,
  • WG.5 - трехместный легкий многоцелевой.

Пока велись дискуссии по проектам, вооруженные силы приняли решение: закупить в США Сикорский "Си Кинг" для замены вертолетов "Уэссекс" и тяжелые транспортные вертолеты Боинг-Вертол СН-47 "Чинук". Из-за этого отпала необходимость в продолжении работ по проекту тяжелого WG.1. По совместному англо-французскому соглашению начались работы по созданию легкого вертолета, того же класса, что и WG.5. Таким образом, из четырех проектов дальнейшее развитие получил только один - WG.3.

Типичная история при проектировании летательных аппаратов во всех странах и во все времена: в процессе выработки технического задания аппетиты заказчика растут, проектанты по мере сил стараются их удовлетворить, благо на бумаге это сделать значительно легче, чем в металле. Поэтому разработчики на этапе эскизного проектирования настроены достаточно покладисто и не желают ссориться с заказчиком. В результате, как правило, растет взлетная масса аппарата. B npoeктах WG.3A и WG.3B взлетная масса предполагалась порядка 3600 кг, а в проекте WG.3C выросла до 5т. По сути, WG.3C вплотную приблизился к проекту среднего тактического транспортного вертолета WG.4/WG.7.

Lynx начал разрабатыватся как Westland WG.13 (Westland нумеруют каждый из своих проектов в таком формате и это означает, что они уже закончили около 12 других проектов, предшествующих WG.13), и был предназначен для замены устаревших платформ "Scout" и неуклюжей «Wasp». Вертолет позиционировался как такой, что может бросить вызов американскому вертолету Huey UH-1 Cobra. Первоначально в разработку были включены Aerospatiale Франции (для создания около 30% всех Lynx), но соглашение на сотрудничество и производство в 1967 году привели в никуда, и Westland разрабатывали вертолет самостоятельно, добившись первого полета 21 марта 1971 года, сделав в общей сложности 6 прототипов.

Lynx был в центре внимания основной программы экспорта, и был продан различным странам во многих конфигурациях в армию и флот. Хотя французская армия отказалась от Lynx, а французский военно-морской флот взял на вооружение вертолет, в комплекте с французскими системами (как радар OMERA-Segid).

14 июня 1984 года, прототип Lynx 3 произвел первый взлет и был представлен как преемник в данной линии вертолетов. Он был предназначен главным образом в качестве ударного вертолета с потенциальными покупателями во Франции и Германии. Этот проект был в аннулированы, когда французы и немцы стали заказывать Eurocopter Tiger. Lynx 3 тогда был официально отменен, а в 1987 году развития Lynx 3 сделал дальнейшее основная линия Lynx, что позволяет Westland, чтобы произвести AH.Mk 9, на основе AH.Mk 7.

Производство

Производственные линии Lynx были сделаны на мощностях Westland в Йовиле, Сомерсет, Англия. Общее число произведенных вертолетов - 451, 267 из них были построены для использования в военно-морском флоте.

Описание конструкции

Крыло и оперение

Лопасти несущего винта композитные. Втулка несущего винта и части гибкого кронштейна сделаны полыми, штамповкой, как титановый моноблок. Лопасти хвостового ротора имеют лонжероны из легкого сплава, обшивку и заднюю часть - из нержавеющей стали, как и главный винт.

Шасси

Не убирающиеся трубчатые механизмы с противоскольжением. Предусматривается пара регулируемых наземных колес на каждой стороне рамы, переднее - двойное. Оборудование для посадки на воду - опционально.

Силовая установка

В настоящее время доступны варианты включают два ГТД Rolls-Royce Gem 42-1, каждый рассчитан на 835kW, или два LHTEC CTS800-4N, каждый рассчитан на 995kW. Оценка передачи 1,372kW. Выхлопные диффузоры для подавления ИК дополнительно на боевых модификациях.

Вооружение и оборудование

Стрелково-пушечное:

  • 2х 20-мм пушки Oerlikon KAD-B с 570 патронами
  • 1х 7.62-мм пулемет

Навесное:

  • 8х ПТУР BGM-71 TOW или HOT,
  • 8х AGM-114 Hellfire (+ 8 в кабине),
  • ПУ 68-мм или 70-мм НУР,
  • УР воздух-воздух/воздух-поверхность.

Модификации

  • Lynx AH.7 - модификация с ГТД Rolls-Royce Gem Mk 41-1
  • Lynx AH.9 - модификация с ГТД Rolls-Royce Gem Mk 42-1
  • Battlefield Lynx - вариант с смонтированной на кабине системой наведения для 8 ПТУР BGM-71 TOW.
  • Battlefield Lynx 800 - вариант Battlefield Lynx с ГТД LHTEC (Allison/Garrett) T800.

Версии

Первичная схема

  • Lynx AH.Mk 1 - Вертолет общего назначения для Британской армии, возможно многоцелевое использование;
  • Lynx HAS.Mk 2 - Вертолет общего назначения для Британского флота, возможно многоцелевое использование;
  • Lynx Mk 2 (FN) - Версия для Французкого флота;
  • Lynx HAS.Mk 3 - Противолодочная верси для Британских ВМС;
  • Lynx HAS.Mk 3 ICE - Два вертолета сделанных для Британских ВМС ради работы в условиях низких температур;
  • Lynx HAS.Mk 4 (FN) - Версия Lynx HAS.Mk 3 для Французского флота;
  • Lynx AH.Mk 5 - Вертолет общего назначения для Британской армии, возможно многоцелевое использование. Усилены движки;
  • Lynx AH.Mk 7 - Вертолет общего назначения для Британской армии, возможно многоцелевое использование, переработан, используется и сейчас;
  • Lynx HAS.Mk 8 - Вертолет общего назначения для Британских ВМС, возможно многоцелевое использование, переработан, используется и сейчас;
  • Super Lynx Lynx AH.Mk 9 - Боевой вертолет Британской армии, используется и сейчас. Экспортное название - Battlefield Lynx;
  • Lynx Mk 21 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Бразильских ВМС;
  • Lynx Mk 22 - Не построенная версия для Египетских ВМС;
  • Lynx Mk 23 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Аргентинских ВМС;
  • Lynх Mk 24 - Не построенная версия для Иракской армии;
  • Lynx Mk 25 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Нидерландских ВМС;
  • Lynx Mk 26 - Не построенная версия для Иракской армии, не вооружен;
  • Lynx Mk 27 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Нидерландских ВМС, улучшенная;
  • Lynx Mk 28 - Версия Lynx HAS.Mk 1 для полиции Катара;
  • Lynx Mk 80 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для ВМС Дании;
  • Lynx Mk 81 - Версия Lynx HAS.Mk 2 для Нидерландских ВМС, улучшенная;
  • Lynx Mk 82 - Не построенная версия для Египетской армии;
  • Lynx Mk 83 - Не построенная версия для Саудовской армии;
  • Lynx Mk 84 - Не построенная версия для армии Катара;
  • Lynx Mk 85 - Не построенная версия для армии ОАЕ;

По техническим характеристикам «Линкс» фирмы «Вестланд» — лучший средний корабельный вертолет в мире. От первоначальной концепции WG.13, которая сформировалась из англо-французского вертолетного соглашения 1967 г. В итоге был создан ряд вариантов, которые очень расширили возможности вертолета. Хотя все они имеют практически одинаковые габариты, поздние варианты оснащены более мощными двигателями для компенсации возросшей массы. Дальнейшая модернизация вертолета «Вестланд» 30 (вариант с увеличенным фюзеляжем) открыла путь к машинам, которые полностью уравниваются по своим возможностям с вертолетом «Сикорский» SH-60B, но при этом более компактным.

Первая военно-морская модификация, «Линкс» HAS.MK 2 для Королевского военно-морского флота совершила первый полет в феврале 1976 г. Силовая установка — два двигателя «Гем» 2, мощностью по 750 л.с. (559 кВт). Вхаетная масса 4309 кг, экипаж два (три при выполнении противолодочной обороны или поисково-спасательной операции). Вертолет имеет оборудование для решения широкого круга задач при корабельном базировании, включая противолодочную оборону, поисково-спасательное оборудование, поиск и нанесение ударов по надводным кораблям, разведку, транспортировку солдат (обычно 10 человек), огневую поддержку, связь и доставку грузов, зависая над кораблем, находящимся в море.

Оборудование всех этих моделей включает поисковую радиолокационную станцию «Сиспрэй» фирмы «Ферранти», которая установлена на 60 «Линксах» HAS.MK 2 Королевского ВМФ. Аналогичные машины французских военно-морские силы оснащены радиолокационной станцией «ОМЕРА-Сигид» ORB 31W. Поиск подводных лодок может осуществляться с помощью опускаемых гидролокаторов «Бендикс» или «Алкатель» или магнитометра.

Базовая модель «Линкса» имеет одну из наиболее современных в мире систем управления полетом, которая, вместе с обширным навигационным оборудованием, позволяет пилотировать вертолет с требуемой точностью даже в условиях самой плохой погоды, что было наглядно доказано в течение более чем 3000 часов налета в ходе боевых действий в районе Фолклендских островов в 1982 г. В течение этой кампании впервые применили новые противокорабельные ракеты «Си Скьюа». Ракеты «Си Скьюа» использовалось также эффективно в ходе войны в Заливе. В 1979 г. Королевский флот Нидерландов принял модернизированный вариант «Линкс» Мк.27, первый в семействе Мк.2. Оснащенный двигателями «Гем» 41-1, он имеет полную массу в пределах от 4736 кг до 4990 кг. Последние серии для авиации военно-морских сил Великобритании и Франции имеют этот новый стандарт, который позволяет реализовать большие возможности. Модификация «Линкс» 3 имеет массу 5443 кг. «Линкс» 4 будет иметь взлетную массу 6577 кг и винт с 5 лопастями. Королевский ВМФ использует Мк.8. Более безопасная модель вертолета «Линкс» эксплуатируется Малайзией и Южной Кореей.

Тактико-технические характеристики «Линкс» HAS.Mk 2

  • Тип: многоцелевой вертолет корабельного базирования;
  • Силовая установка: два газотурбинных двигателя «Гем» 2 фирмы «Роллс-Ройс», мощностью по 750/900 л.с. (559/671 кВт);
  • Вооружение: две самонаводящиеся противолодочные торпеды Мк.44, Мк.46 или «Стингрэй», или четыре противокорабельные ракеты «Си Скьюа» фирмы ВАе, или две глубинные бомбы Мк.П.;
  • Максимальная крейсерская скорость: 232 км/ч;
  • Время на противолодочный поиск на дальности 93 км: в течение 2 ч;
  • Перегоночная дальность: 1046 км (650 миль);
  • Масса: пустого 2740 кг, максимальная взлетная 4309 кг (у первых машин) или 4763 (у последних серий);
  • Размеры: диаметр несущего винта 12,80 м; длина полная 15,16 м; высота 3,6 м; ометаемая площадь 128,71м 2 .

Вертолет разрабатывался с 1967 года по соглашению между Великобританией и Францией (фирмы Westland и Aerospatiale). Первый полет состоялся в марте 1971 г. Выпускался он в двух вариантах: для армии — Lynx АН.Мк.1 и для флота Lynx HAS Мк.2.

Фюзеляж вертолета цельно металлический, типа полумонокок. Несиловые узлы конструкции выполнены из стеклопластика. В кабине экипажа имеются две небольшие двери, а в грузовой кабине две широкие двери, сдвигаемые по направляющим.

Пол грузовой кабины рассчитан на нагрузку 9575 н/кв.м и имеет швартовочные кольца, установленные с шагом 508 мм. С обеих сторон фюзеляжа предусмотрены узлы крепления для подвески вооружения. Для поисково-спасательных операций вертолет оборудован лебедкой грузоподъемностью 265 кг. Хвостовая балка монококовой конструкции была выполнена из легких сплавов и стеклопластика.

В морском варианте балка складывается. Несущий винт с полужестким креплением лопастей имеет только осевые шарниры. Лопасти цельнометаллические прямоугольной формы, складывающиеся и взаимозаменяемые. Профиль лопасти имеет большую кривизну. Лопасть имеет стальной лонжерон D-образного сечения. К лонжерону приклеены хвостовые от секи из стеклопластика. Обшивка лопасти выполнена из стеклопластика с двойной накладкой вдоль носка и законцовкой из нержавеющей стали. Двигатели установлены рядом позади вала несущего винта и разделены между собой противопожарными перегородками. Воздухозаборники имеют электрическую противообледенительную систему. Топливо находится в пяти протектированных баках. Трансмиссия состоит из главного и промежуточного редуктора рулевого винта.

Морской вариант НАS.Мк.2 имеет трехколесное неубирающееся шасси с самоориентирующейся носовой стойкой. Для облегчения посадки вертолета на палубу и для удержания вертолета на месте используется система «Гарпун» с тросом, прикрепленным к швартовочному устройству на палубе. В систему внешнего освещения входят аэронавигационные огни, маяк предупреждения столкновений и управляемая посадочная фара. Оба варианта вертолета снабжены автоматической системой управления и стабилизации, радиооборудованием, аварийной радиостанцией, сигнально-переговорным устройством и доплеровской навигационной системой.

На морском варианте устанавливается гидроакустическая станция. В 1981 г. были выпущены модифицированные вертолеты Lynx II HAS Мк.3, оснащенные более мощными двигателями Роллс-Ройс Джем 41-1, 746 кВт х 2. Вертолет испытан в боевых действиях на Фолклендских островах (1982 г.) и в составе много национальных сил против Ирака в 1991 году. После установки новых лопастей с необычной формой концевой части (сочетание уступа с саблевидностью) на специально подготовленном вертолете Lynx G в 1986 году был установлен мировой рекорд скорости 400,87 км/ч.

Модификации:

Lynx HAS Мк.2 — первая серийная модификация.
Lynx Мк.2(FN) — модификация Lynx HAS Мк.2 для ВМС Франции с РЛС Omera-Segid ORB 31-W.
Lynx HAS Мк.3 — модификация Lynx HAS Мк.2 с ГТД Gem Mk 41-1.
Lynx HAS Мк.3S — модификация Lynx HAS Мк.3 с защищенной связью и улучшенной системой РЭР.
Lynx HAS Мк.3CTS — модификация Lynx HAS Мк.3 c тактической системой Racal RAMS 4000 CTS (Central Tactical System) от вертолета Lynx HAS Мк.8.
Lynx HAS Мк.3GM — специальная модификация Lynx HAS Мк.3CTS для действий в Персидском заливе.
Lynx Мк.4(FN) — модификация Lynx HAS Мк.3 для ВМС Франции.
Lynx HAS Мк.8 — противолодочная и противокорабельная модификация с улучшенной системой РЭР MIR-2, с тактической системой Racal RAMS 4000 CTS и РЛС Seaspray Mk.1. На вертолете установлены ГТД Rolls-Royce Gem Mk 42-1.
Lynx Мк.21 — модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Бразилии.
Lynx Мк.23 — модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Аргентины.
Lynx Мк.25 — модификация Lynx HAS.Мк.2 для ВМС Нидерландов.
Lynx Мк.27 — модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Нидерландов.
Lynx Мк.80 — модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Дании. В 90-х годах ГТД Gem Mk 41-1 заменены на Gem Mk 28.
Lynx Мк.81 — модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Дании с аппаратурой обнаружения магнитных аномалий.
Lynx Мк.86 — модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Норвегии.
Lynx Мк.87 — модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВМС Аргентины.
Lynx Мк.88 — модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС ФРГ.
Lynx Мк.89 — модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Нигерии.
Lynx Мк.90 — модификация Lynx HAS.Мк.3 для ВВС Дании по стандатру Lynx Мк.80 с системой РЭР Orange Crop и тактической системой Racal RAMS 400 Central Tactical System.

Технические характеристики.