Спросите тех, кто возражает, знают ли они что-либо о жизни, о «сознании» за пределами того, что они ощущают на Земле? Какое представление могут они иметь, если только они не прирожденные ясновидцы, о состоянии и сознании индивидуальности после того, как она отделилась от своего грубого Земного тела? В чем благо всего процесса жизни на Земле, можете в свою очередь спросить их, если мы лишь только чистые, бессознательные сущности перед рождением, во время сна и в конце нашей жизни? Разве смерть, согласно науке, не сопровождается тем же состоянием бессознания, как и перед рождением? Разве жизнь, когда она покидает наше тело, не становится безличной, какова она была до оживления утробного плода?
Жизнь, в конце концов, - величайшая проблема в кругозоре человеческого представления - есть тайна, которую величайшие из ваших ученых никогда не разрешат. Чтобы быть правильно понятою, жизнь должна быть изучаема в полном объеме ее проявлений, иначе она никогда не может быть не только исследована, но даже понята в ее простейших выявлениях - жизни как состояния бытия на Земле. Никогда это не может быть постигнуто до тех пор, пока она изучается в разнообразии и особо обособленно от мировой жизни. Чтобы разрешить великую проблему, вы должны стать оккультистом, анализировать и испытывать лично во всех ее фазах, как жизнь на Земле, жизнь за пределами физической смерти, жизнь минерала, растения, животного и духовного, жизнь в сочетании с конкретной Материей, так же как и в невесомом атоме. Пусть они попытаются исследовать или проанализировать жизнь отдельно от организма, и что останется от нее? Просто род движения, который должен остаться неразрешенным до тех пор, пока ваша доктрина о Всепроникающей, бесконечной, вездесущей Жизни не будет принята хотя бы как гипотеза, лишь немного более разумная, нежели их научные гипотезы, которые все нелепы. Если вы будете возражать - мы ответим им, употребляя их же оружие. Мы скажем - есть и останется всегда доказанным, что раз движение всепроникающее, всенаполняющее, абсолютный же покой немыслим, невообразим, то под какой бы формой или видом ни проявлялось движение, как свет, тепло, магнетизм, химическое сродство или электричество, все это лишь фазы Единой, той же самой всемогущей Силы, которому они поклоняются, как Великому Неизвестному, а мы просто называем «Единой Жизнью», «Единым Законом», «Единым Элементом». Я могу доказать вам на вашем собственном столе, что жизнь, не только превращаема в другие виды или фазы всепроникающей Силы, но что она, действительно, может быть вселяема в искусственного человека. Физики и медики последней шестой расы будут прививать жизнь и воскрешать трупы для опыта, как они сейчас прививают оспу.
Афоризм мудрецов:
Достойная только та жизнь, которая прожита ради других людей.
То, что я существую, - для меня постоянное чудо: это и есть жизнь.
Жизнь - как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться.
Самая прекрасная жизнь — это жизнь, прожитая для других людей.
(X. Келлер)
Большинство людей тратит большую половину своей жизни на то, чтобы другую половину сделать несчастной. (Ж.Лабрюйер)
Легко жить тому, кто нахален, как ворона, дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен. Но трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста. (Будда)
Жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя.
(X. Геббель)
Величайшая из книг — книга жизни, которую нельзя ни закрыть, ни снова открыть по своему произволу. (А. Ламартин)
Жизнь — гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро. (Г. Мопассан)
С точки зрения молодости, жизнь есть бесконечно далекое будущее, с точки зрения старости — очень короткое прошлое (А. Шопенгауэр)
Два бесценных дара - жизнь и время - даются нам даром. Поэтому мы так расточительны и небрежны в обращении с ними.
Делай жизнь, а не давай жизни делать тебя…
Чем ярче горят за спиной мосты, тем светлее путь впереди.
Хватит вести себя так, будто Вам осталось жить 500 лет.

Будет трудно - крепись,
Будет больно - не плачь,
Будет ветер - не гнись,
Глаз в ладони не прячь,
Если слезы - сотри,
Если страшно - держись,
Помни, жизнь- это жизнь.

Если постоянное удовольствие, счастье и отсутствие страданий для многих из нас остаются лишь незбыточной мечтой, то исполнение долга - это то, что доступно нам ежедневно. Долг перед семьей, перед обществом, перед Природой.

Может быть, достаточно этот долг просто исполнять? И не нужно больше ни к чему стремиться, не нужно желать удовольствий и счастья, не нужно самореализовываться, не нужно познавать себя и мир, не нужно любить. Жить для других, - может быть, в этом наше предназначение?

Исполнение долга перед кем-то, - что это, вынужденная необходимость , исполнив которую мы уменьшаем свое страдание, или возможность реализовать себя , получив удовольствие? Рассмотрим оба варианта.

.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - В ИСПОЛНЕНИИ ДОЛГА?

Долг - это перечень действий человека, которые он должен произвести в силу какой-то необходимости, ради достижения какой-то необходимой цели. Чтобы действия стали долгом, человек прежде должен узнать о необходимости их произвести. Узнать можно от родителей, от воспитателей, от окружающих, из книг, из законов и т.д. Узнать можно из своих ощущений, чувств, от интуиции. Но узнать, не значит осознать. Знать или чувствовать свой долг, не значит осознавать его необходимость.

Предположим, человек исполняет долг только ради уменьшения своего страдания . Это, конечно, не только физическое страдание, это может быть страдание и эмоциональное, и интеллектуальное, и душевное, и духовное.

Отвечая на вопрос - "Может ли смысл жизни заключаться только в … отсутствии страданий?" - мы выяснили, что главный источник человеческих страданий - незнание, в том числе незнание человеком причин своих страданий.

Если человек познал необходимость исполнения долга, если он исполняет этот долг осознанно, он перестает страдать. Если бы целью человека было избежать страдания, то познание необходимости исполнять долг привело бы к тому, что человеку больше нет смысла продолжать его исполнять. Отсутствие страданий, как было доказано ранее, не может являться ни смыслом, ни целью человеческого существования.

Но может быть, человек исполняет долг ради удовольствия? Возьмем для примера только два типа удовольствий - на уровне физического тела и на уровне высших чувств.

Удовольствия от исполнения долга на уровне физического тела.

Человек должен заботиться о своей семье - о родителях, супруге, детях. Он должен кормить, одевать, обеспечить удобное жилище - тогда продлится его род. Человек обязан заботиться о продолжении жизни своего народа, а значит, о физическом существовании народов, могущих повлиять на его народ, на его семью. Чем лучше материальные условия жизни, тем она продолжительнее, тем больше вероятность того, что она не прекратится. Безусловно, все перечисленное является важной частью смысла человеческого существования.

Все это не только обязанность, но и источник удовольствия. Забота о материальном благе окружающих всегда несет быструю и конкретную радость - человек горд и доволен собой, ему благодарны, и следы его заботы долго видны. Приносит удовольствие и познание возможностей физических тел, творческая реализация возможностей материи доставляет весьма конкретное наслаждение. Строительство, приготовление пищи, сооружение машин и космических кораблей, лечение и развитие тела, возведение городов, создание новых материалов, изменение внешнего вида любых объектов и многое другое.

Но для чего сохранять физические тела своих близких, своего и чужого народа? Для чего сооружать новые механизмы и строить города? Чтобы отдыхать и размножаться? Что делать, когда дети выросли и стали самостоятельными? Должен ли человек умереть? И бессмысленна ли жизнь бездетного человека? Для чего Природа всячески сохраняет жизнь каждого человека, независимо от наличия у него потомства? Для чего бесконечно улучшать условия жизни - чтобы меньше работать и больше отдыхать? Но зачем?

Однообразное материальное благополучие группы близких нам людей почему-то не доставляет удовольствия на уровне эмоций, не дает удовлетворения и любознательности рассудка.

Высшие чувства человека не могут смириться, когда только меньшинство может обладать теми же материальными благами. Но больше всех противится такому «благу» наш духовный уровень.

Материальные условия всегда будут не достаточны для счастья людей. А значит и человек обеспечивший им эти условия, тоже не получит от этого длительного удовольствия. Чтобы человек не делал для людей, им всегда будет чего-то не хватать.

Удовольствия от исполнения долга на уровне высших чувств.

Огромное влияние на человека имеет другая группа восприятий - удовольствия и страдания на уровне высших чувств. Здесь сосредоточены все принципы морали, понятия доброты, ответственности, справедливости и честности. Дружба, уважение к людям, радость творчества и многое другое. Мы получаем удовольствие от познания этих чувств, от познания их необходимости, от познания способов их получения.

Нам доставляет удовлетворение творческая реализация возможностей, приводящих к возникновению подобных чувств - это обязательно совместное творчество с людьми и объектами Природы, и чувства рождаются у многих людей одновременно. Нам интересно выяснить, - в чем долг каждого, как достигнуть общей справедливости и любви, что должны делать люди, чтобы испытывать уважение, как рождается чувственная любовь между людьми и как ее удержать.

Ничто так не сближает людей, как общие высшие чувства, возникающее гармоничное единство - любовь на уровне высших чувств сильнее, стабильнее и продолжительнее, чем любовь физическая, эмоциональная и рассудочная , а значит и удовольствия от нее больше.

Удовольствие от исполнения своего долга, от бескорыстной помощи, от совместного творчества, от радости, подаренной другому. Именно эти удовольствия отличают человека от животного, а вовсе не количество приобретенных знаний, как иногда пишут в учебниках.

Но можно ли абсолютизировать перечисленные удовольствия? Можно ли сделать их целью жизни? Так и хочется сказать, - конечно, да! Но, что делать с людьми, которые не могут быть ответственными, у которых не получается совершать только добрые поступки? Что делать человеку, который сам является обузой для других? Что делать инвалиду, беспомощному старику, нищему? Бессмысленна ли их жизнь? Бесполезен ли человек, нарушивший закон, моральный или экономический? Потерял ли он свою неповторимую индивидуальность? Конечно, нет.

Разве эгоистичный и равнодушный к человечеству индивидуум подлежит уничтожению? Кто будет судить его? Кто сравнит ценность жизни грешника и праведника, священника и преступника? Большинство? Но из опыта известно, - большинство очень часто ошибается. Сколько зла на Земле совершено во имя высших целей равенства, братства, свободы и справедливости! Для чего вообще нужна справедливость? Для самой себя или для чего-то более важного?

Василий Розанов отвечает так: «Справедливость составляет необходимость для всякого действия человека лишь под условием, что она необходима для его счастья, и в меру этой необходимости» (Цель человеческой жизни»).

Что может ограничить удовольствия высших чувств в безопасных пределах? Ответ есть в любой религии - смирение перед Высшей мудростью, Высшей истиной, Высшей любовью, перед Абсолютным Единством, перед Тем, что является источником и целью всего. А это уже удовольствие на следующем уровне человека - духовном.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - ЖИТЬ РАДИ ДРУГИХ?

Достижение внешних целей, работа ради людей, ради живых существ, ради человечества и планеты Земля, все это приносит огромное удовлетворение, - от уважения других, от осознания своего влияния на чужое совершенствование, от внешнего познания и внешней любви. Альтруистичные цели - прекрасны .

Человек - часть семьи, часть общества, часть человечества, часть Природы. Человек работает для семьи, для общества, для человечества ради уменьшения страдания и роста удовольствия на всех их уровнях. Внешняя работа - это реализация внешних возможностей. А внешних возможностей для человека - бесчисленное множество, и любая при желании может быть сделана целью в жизни.

Что будет, если сделать целью жизни какие-либо внешние цели, касающиеся только группы объектов, например, семьи, фирмы или целого народа? Посвятить себя воспитанию детей, процветанию компании, благополучию города или страны. Это значит, интересами других групп можно частично, но пренебречь. Ограниченные цели вступят в противоречие с целями других уровней - с внешними духовными удовольствиями и удовольствиями высших чувств, с внешними удовольствиями физического тела.

Но другие семьи и другие народы не будут долго терпеть. Рано или поздно, жизнь ради нескольких избранных объектов вступит в противоречие с интересами других объектов, возникнет страдание. Смысл жизни, ограниченный только семьей или только работой, или только интересами группы людей, вступит в противоречие с другими необходимыми частями смысла.

Франкл Виктор : «Способность и возможность трудиться сама по себе еще ничего не значит, она не может составить ни достаточной, ни даже сколько-нибудь существенной основы для осмысленного существования» («В борьбе за смысл»).

Что будет, если всю жизнь стремиться к реализации целей только на одном внешнем уровне? Например, пытаться всех накормить, пренебрегая моральными законами. Или развивать бизнес путем выпуска некачественного товара, или другим способом «хитрить» с покупателем. Или стремиться к всеобщему образованию, заставляя людей учиться, лишая при этом положительных эмоций, не связанных с образованием. Или заниматься политикой ради интересов группы людей, прикрываясь заботой о всеобщем благе. Или стремиться к всеобщей справедливости, не слушая аргументов рассудка. Кто скажет спасибо за реализацию таких целей? Многим ли доставят удовольствие подобные цели?

А что делать, когда достигнута самая желанная цель, ради которой вынесено столько страданий, потрачено столько сил и времени? Что делать, когда человек не видит больше достойных целей вокруг себя? В такой ситуации даже сильный и целеустремленный человек может задуматься о самоубийстве.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - В ПРОДОЛЖЕНИИ РОДА?

Противоречивость формулировки - Смысл жизни в самой жизни, в ее бесконечном продолжении - мы уже рассматривали в разделе "Смысл жизни - в самой жизни?" . Для чего же человеческому виду поддерживать свое существование?

Согласно современной синтетической теории эволюции, любая популяция обладает таинственной врожденной способностью наследственной передачи изменений при смене поколений. Такая эволюция не содержит никакой цели, а является лишь статистическим результатом случайного процесса, на который оказывают влияние разнообразные эволюционные факторы. Это и случайные генные мутации, и колебания численности популяции, и изоляция популяции, и дрейф генов, и, конечно, естественный отбор, определяющий вероятность достижения отдельным организмом возраста, когда он сможет произвести и вырастить потомство.

Естественный отбор , по мнению современных дарвинистов, является главным фактором, направляющим эволюционный процесс в целом. С его помощью Природа (окружающая среда) случайным образом отбирает, какой популяции давать потомство и развиваться, а какой погибнуть. В результате выживают всегда наиболее приспособленные. Жизнеспособное потомство могут дать только более приспособленные особи.

Чарльз Дарвин писал: «По-видимому, в изменчивости живых существ и в действии естественного отбора не больше преднамеренного плана, чем в том направлении, по которому дует ветер» («Воспоминания о развитии моего ума и характера»). И еще: «Естественный отбор, или выживание наиболее приспособленного, не заключает в себе неизбежного прогрессивного развития, он только использует такие изменения, которые возникают и оказываются полезными для каждого живого существа в сложных условиях его жизни» («О происхождении видов путем естественного отбора»).

Но Дарвин не рассматривал причины наследственности, изменчивости и естественного отбора, ограничившись тем, что назвал это «законом природы». Он честно признался: «В целом я могу заранее сказать, что не занимаюсь здесь вопросом о происхождении умственных способностей, как не занимался и вопросом о происхождении жизни» («О происхождении видов путем естественного отбора»).

Если подобная теория эволюции верна, то жизнь отдельного человека - не более чем случайный набор событий в череде случайной эволюции. Смысл отдельной жизни в таком случае сводится к нулю. Отдельного смысла вообще нет, остается только смысл популяции. Но и его тоже нет. Смысл существования человечества уходит в какой-то бессмысленный закон Природы. Все смыслы становятся бессмыслицей.

В очередной раз приведем цитату Трубецкого Е.Н.: «Заслуживает ли названия жизни это бессмысленное чередование рождений и смертей, эта однообразная смена умирающих поколений? Самая целесообразность устройства живых организмов, сообщающая ему видимость разумности, на самом деле только подчеркивает суетность их существования в его целом, потому что вся эта целесообразность рассчитана на ту единую и единственную цель, которая никогда не достигается, — цель сохранения жизни. Умирает каждый живой индивид, а жизнь рода слагается из бесконечной серии смертей. Это — не жизнь, а пустая видимость жизни. К тому же и эта видимость поддерживается в непрерывной «борьбе за существование». Для сохранения каждой отдельной жизни нужна гибель других жизней. Чтобы жила гусеница, нужно, чтобы истреблялись леса. Порочный круг каждой жизни поддерживается за счет соседних, столь же замкнутых кругов, а дурная бесконечность жизни вообще заключается в том, что все пожирают друг друга и никогда до конца не насыщаются… Нас возмущает это рабство духа, это подчинение воли, мысли и чувства роковой необходимости биологического закона». («Смысл жизни»).

Вернемся к исполнению долга. Наш вывод следующий: исполнение долга - не может быть способом, используемым лишь для уменьшения страданий или для получения удовольствий. Исполнение долга - это необходимость . Если человек осознает эту необходимость и действует в согласии с ней, исчезает страдание и возникает удовольствие. Страдание и удовольствие - универсальные индикаторы, позволяющие каждому человеку точно определить, верно ли он осознает и исполняет свой долг.

Долг - это необходимые действия, совершаемые человеком в течение жизни. Необходимость этих действий заключается не в самих действиях, а в необходимости достижения какой-то цели. Действия не могут быть целью самих себя.

Смысл и сущность жизни человека, в соответствии с их определениями, заключены во всех причинах жизни, а не только в целевых. В свою очередь, целевая составляющая сущности и цель жизни не могут заключаться в каких-то действиях, они могут заключаться только в их результате. Сущность и цель жизни не могут заключаться только в исполнении долга , они могут заключаться в необходимом результате, достигаемым исполнением долга.

Выражение «сущность или цель жизни - в исполнении долга перед кем-то» звучит так же странно, как выражение «сущность или цель питания - в исполнении долга перед организмом». Эти утверждения ни истинны и ни ложны. И сущность, и цель, и долг - все эти понятия имеют отношение к необходимому результату каких-то действий, и не могут быть выражены друг через друга.

Исполнение долга - не цель, а средство достижения других целей. Исполнение долга - необходимая составляющая смысла существования человека, условие реализации полного смысла его жизни, но не смысл в целом, не самоцель.

Прежде чем утверждать смыслом и целью жизни долг перед людьми, человечеством, Природой или Богом, необходимо узнать, в чем собственно заключается этот долг.

Чтобы определить перечень действий, соответствующих исполнению долга, необходимо познать конечный результат, к которому эти действия должны привести. Так может быть, смысл жизни - в познании? Об этом смотрите в разделе "Смысл познания" .

Настало время проверить гипотезу: "Может ли смысл жизни заключаться только в познании? ".

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивается с трудным выбором: жить ради себя или ради других. На первый взгляд, выбор очевиден, ведь каждому из нас с детства говорят: «Будь отзывчивым, всегда приходи на помощь людям, не будь эгоистичным». Но так ли легко жить тем, кто заботится только о других? Правда ли, что самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»? Может ли случиться так, что человек, ставящий интересы окружающих выше своих, останется ни с чем?

Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Герой этого рассказа Данко – храбрый молодой юноша, отважившийся спасти свой народ – вывести его через лес на свободу. Народ согласился следовать за ним, но, столкнувшись тяготами пути, соплеменники обвинили Данко в намерении погубить их. Чтобы вернуть народу веру, Данко вырвал из груди своё сердце, и его свет озарил путь.

В душе Данко жила любовь к соплеменникам, ради которых он пожертвовал жизнью. Полной противоположностью Данко является Ларра – ещё один герой этого рассказа. Ларрабыл сыном орла, считал себя необыкновенным и не видел никого на земле кроме себя. За его гордость люди изгнали его из племени. Ларра стал жить один и изредка похищал у племени скот и девушек. Однажды люди поняли, что всё, о чём он мечтает – это умереть. Ларра был бессмертным, но жизнь, прожитая в изгнании, стала для него мукой. Он превратился в тень, ожидающую своей смерти. В отличие от Данко, Ларра не погиб, но его эгоизм сделал его несчастным. На примере этих двух героев мы видим, что даже недолгая жизнь, прожитая ради других, может быть счастливее длинной жизни, прожитой только ради себя.

Ещё одним произведением, способным дать нам ответы на поставленные вопросы, является роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого. Две его героини – Наташа Ростова и Элен Курагина также являются противоположностями друг друга. Наташа – юная дворянка, щедрая и бескорыстная. Вспомним один из самых запоминающихся поступков героини. Уезжая из Москвы, семья Ростовых увозила всё нажитое в большой повозке. Но, увидев раненных солдат, которым некуда деться, Наташа Ростова попросила отца отдать повозку солдатам, чтобы те смогли поехать в ней. Она понимала, что такой поступок повлечёт разорение семьи, но не могла поступить иначе. Совершенно другие ценности были у Элен Курагиной. Она думала только себе, ею управляла корысть. Элен вышла замуж за Пьера Безухова, чтобы заполучить его состояние. При этом она не была верной женой и открыто смеялась над своим мужем. На протяжении всего романа Элен добивается собственных целей, не обращая внимания на окружающих её людей. Судьбы двух противоположных друг другу героинь сложились по-разному. Наташа Ростова вышла замуж и прожила долгую, счастливую жизнь в окружении своей семьи, а Элен, напротив, скоропостижно скончалась в одиночестве. На примере этих двух героинь мы видим, что человек, живущий для других, не будет одиноким, а в его жизни всегда будет место счастью.

Таким образом, нельзя сказать однозначно, как сложится судьба человека, живущего ради других людей. Но одно можно утверждать точно: жизнь, прожитая для других людей – самая яркая и прекрасная.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Дети рождаются из плоти и крови своих родителей. Без родителей не было бы и детей. Однако люди в нашем мире стоят горой за индивидуализм, словно они появились на свет сами по себе. Лишь тот, кто ни разу в жизни не получал никакой помощи ни от кого, имеет право ратовать за индивидуализм. В нашем мире ничто не появляется на свет только лишь ради себя. Все сотворенные существа созданы друг ради друга. Я существую ради вас, а вы - ради меня.

Нет больших глупцов, чем эгоисты, живущие только ради себя. Может показаться, что жить ради себя выгодно, однако в конечном итоге такая жизнь ведет к саморазрушению. Человек должен жить ради своей семьи, семья - ради страны, страна - ради всего мира, а мир - ради Бога.

Во всех учебных заведениях, основанных мной, есть три девиза. Первый гласит: «Живите так, чтобы не отбрасывать тени, словно под полуденным солнцем». Жить, не отбрасывая тени, - это значит жить с чистой совестью.

Когда наша земная жизнь подойдет к концу и мы окажемся в духовном мире, вся жизнь пронесется перед нами в один миг, словно на видеопленке. Куда мы отправимся, на Небеса или в ад, зависит от того, как мы жили, поэтому наша жизнь должна быть незапятнанной и чистой, без малейшей тени.

Второй девиз - «Живи, проливая пот за землю, слезы за человечество и кровь за Небеса». В крови, поте и слезах, пролитых людьми, нет ни капли фальши. Они - настоящие. Однако если человек проливает кровь, пот и слезы ради самого себя, в них нет особого смысла. Этот великий вклад должен быть сделан ради блага других.

И третий девиз - «Единая семья под Богом!». Есть лишь один Бог, и все люди - братья и сестры. Языковые, расовые и культурные различия составляют менее одного процента. Мы, люди, более чем на 99% схожи между собой.

В южной части Тихого океана есть четырнадцать островных государств. Когда я был на Маршалловых островах, я спросил президента:

Ваша страна очень красива, но вам, должно быть, непросто управлять ею, не так ли?

Президент, вздохнув, ответил:

Наше население составляет всего шестьдесят тысяч, и наши земли расположены в среднем всего на два метра выше уровня моря. Поэтому любая волна метровой высоты может затопить большую часть страны. Тем не менее, наша самая острая проблема - это образование. Дети из богатых семей уезжают на учебу в Америку или Европу и не возвращаются назад. А для детей из бедных семей у нас просто нет школ, где они могли бы получить хорошее образование, поэтому даже самые способные дети не могут выучиться, выйти в люди и стать лидерами в нашем обществе. Основная проблема островных государств - таких как наше, - заключается в том, что у нас нет возможности воспитать лидеров, которые возглавят страну в будущем.

Выслушав озабоченность президента, я вскоре открыл «Тихоокеанскую среднюю школу» в Кона на Гавайях для детей из островных государств. Эта школа дает среднее образование детям из различных островных государств с возможностью позднее поступить в колледж. Мы оплачиваем авиабилеты в обе стороны, обучение и питание и предоставляем компьютеры, чтобы дети могли получить самое лучшее образование. Перед детьми из островных государств мы ставим лишь одно условие: как только они закончат учебу, они должны будут вернуться в свои страны и трудиться там, служа своей стране и своему народу.

Жизнь ради блага других порой требует от нас идти на жертвы. Несколько лет назад один из миссионеров нашей Церкви путешествовал по Южной Америке, и в это же время в районе, в котором он находился, произошло мощное землетрясение. Жена этого миссионера прибежала ко мне, бледная, как простыня.

Что мне делать? - рыдала она. - Я так переживаю! Я просто не знаю, что делать...

Как вы думаете, что я ответил? Вместо того чтобы похлопать ее по плечу и утешить, я накричал на нее:

Тебя больше всего волнует безопасность мужа? Или ты беспокоишься о том, сколько жизней он может спасти в том районе бедствия?

Для нее было совершенно естественно переживать, все ли у мужа хорошо. Однако ее, как жену миссионера, должны были заботить вещи более высокого порядка. Вместо того чтобы молиться исключительно о его безопасности, она должна была молиться о том, чтобы ее муж мог спасти как можно больше жизней.

Ничто в нашем мире не существует ради собственного блага. Бог не по этому принципу создал наш мир. Мужчина существует ради женщины, а женщина - ради мужчины. Природа существует ради человека, а человек - ради природы. Все сотворенные существа в нашем мире живут ради своих партнеров, с которыми они взаимодействуют. Это аксиома Небес: все, что есть в нашем мире, существует ради блага партнера.

Счастье возможно лишь во взаимоотношениях с партнером. Представьте себе человека, который всю жизнь был певцом и вдруг оказался на необитаемом острове. Он будет петь там во весь голос, но если вокруг нет ни единого слушателя, он не будет счастлив.

Поэтому осознание того, что мы существуем ради блага других, - это огромное достижение, способное изменить нашу жизнь. Когда мы понимаем, что наша жизнь принадлежит не только нам и должна быть прожита ради других, мы выбираем совсем другой путь, отличный от того, по которому шли до сих пор.

Как пение в одиночестве не сделает вас счастливыми, так и вы не достигнете счастья в одиночку, без партнера. Даже самый маленький и незначительный поступок может принести вам счастье, если вы посвятили его другому человеку.