Морской флот - это, безусловно, предмет особой гордости любой современной морской державы. На сегодняшний день в мире самой мощной флотилией безоговорочно обладают Именно эта страна, активно претендующая на мировое господство, уделяет самое пристальное внимание техническому развитию своих кораблей, выполняющих самые различные боевые задания во всех уголках планеты. В данной статье будут рассмотрены ныне действующие авианосцы США.

В качестве вступления

В наше современное время в мире есть всего лишь десять государств, которые имеют в составе своих военно-морских сил авианосцы. Безусловными лидерами условного рейтинга являются именно американцы, у которых есть 11 авианосцев. Второе место поделили между собой Италия и Испания. У этих стран есть по два таких корабля. Далее следуют Франция, Бразилия, Индия, Таиланд, Великобритания. У всех этих государств имеется по одному авианосцу.

Назначение

Современные авианосцы Соединённых Штатов - по сути, яркий символ власти и силы. Адмиралы США именуют эти корабли «становыми хребтами» всего военно-морского флота их страны. В принципе, это легко объяснимо, поскольку данные морские суда способны на протяжении нескольких месяцев пребывать в автономном режиме в открытом море или океане, вдалеке от своих сухопутных баз, а также с большой скоростью перемещаться в любую точку на планете, принимать участие в боевых действиях против абсолютно любого противника и при этом находиться от него на громадном расстоянии, обеспечивая тем самым себе высокий уровень собственной безопасности.

Ядро команды

Несмотря на то, сколько авианосцев в США сейчас и сколько их будет в будущем, эти корабли были, есть и будут основой авианосной ударной группы. При этом любое такое судно не имеет собственного мощного оборонительного вооружения и не адаптировано для проведения самостоятельных действий. Авианосец перемещается по водной глади под прикрытием других кораблей. Отличительной чертой ударной группы является ее способность за сутки пройти расстояние почти 1500 километров и параллельно с этим остаться незамеченной для потенциального противника.

Задачи военного времени

Рассматривая боевые задания авианосцев, целесообразно ознакомиться с предназначением всей авианосной ударной группы, которая создана для:

  • Нанесения ударов по различным объектам, которые расположились как на побережье, так и на суше.
  • Авиационного прикрытия и оказания поддержки десанту и сухопутным частям, которые проводят свои действия в прибрежной зоне.
  • Завоевания и удержания абсолютного превосходства в воздушном пространстве в районе проведения запланированной военной операции.
  • Обеспечения других кораблей, десанта, конвоев во время движения их по морю.
  • Блокады прибрежной линии противника.
  • Ведения тактической авиационной разведки.

Собственно говоря, в мирное время Соединённые Штаты путем использования авиационных ударных групп показывают всему миру свою мощь и силу в ключевых с политической точки зрения для страны регионах планеты.

Американские титаны

Итак, давайте же подробнее рассмотрим, сколько авианосцев в США. Как уже было сказано выше, их насчитывается одиннадцать штук. Список авианосцев США имеет следующий вид:

  • «Нимиц».
  • «Дуайт Эйзенхауэр».
  • «Теодор Рузвельт».
  • «Карл Винсон».
  • «Авраам Линкольн».
  • «Джордж Вашингтон».
  • «Джон К. Стеннис».
  • «Гарри Труман».
  • «Джордж Буш».
  • «Рональд Рейган».
  • «Джеральд Р. Форд».

Теперь давайте познакомимся с ними поближе.

Шестой корабль типа «Нимиц»

Именно таким по счету является авианосец «Джордж Вашингтон». Судно был спущено на воду в июле 1990 года. Технические возможности корабля позволяют ему нести на себе около 90 самолетов и вертолетов, для подъема которых непосредственно на палубу используются четыре грузовых лифта. Суммарная площадь палубы составляет 18 000 квадратных метров. Авианосец способен разместить на своем борту порядка 6250 человек. Для остановки судно использует два якоря, вес каждого из которых составляет 30 тонн.

Корабль стал первым для США судном с ядерной энергетической установкой, которое было надолго размещено на военной базе на территории иностранного государства. Произошло это в 2008 году, когда авианосец был откомандирован в Японию. В том же году на корабле произошло чрезвычайное происшествие - сильный пожар. Экипаж смог полностью погасить возгорание лишь через 12 часов, а сумма ущерба составила порядка 70 миллионов долларов. Пострадало при этом 37 человек.

Корабль президентов

«Карл Винсон» - авианосец, вступивший в строй в мае 1982 года. Корабль назван в честь конгрессмена, который на протяжении 29 лет был главой Комитета по делам Основным местом службы корабля был Индийский и Тихий океан, а также Судно было задействовано в съемках киноленты «Лучший стрелок».

После уничтожения Усамы бен Ладена весной 2011 года его тело было доставлено именно на этот авианосец, после чего отправлено в воды Аравийского моря. А через полгода Барак Обама и его жена побывали на баскетбольном матче между студенческими командами, который проводился на палубе этого морского гиганта.

Корабль для женщин

На самом деле ничего оскорбительного в этой фразе для моряков-мужчин нет. Просто авианосец «Авраам Линкольн» стал первым в своем роде судном, на котором получили разрешение служить и женщины. К сожалению, здесь не обошлось без трагедии. В октябре 1994 года во время захода на посадку после выполнения учебного полёта погибла офицер Кара Халтринг.

Во время боевой операции в Ираке 2003 года с корабля было совершено свыше 16 500 боевых вылетов.

Авианосец - место, где все подчиняется очень четкой координации и порядку. Поскольку длина взлетно-посадочной полосы - всего лишь 150 метров, то истребители для взлета используют так называемую катапульту, которая, можно сказать, буквально выбрасывает самолет в воздух.

Но самым важным элементом взлетно-посадочной полосы является тормозной трос. Во время посадки пилот самолета должен суметь зацепиться крюком за один из четырех таких стопорных элементов. При этом самолет совершает посадку на полном ходу. Это связано с тем, что в случае неудачи он будет обязан вновь пойти на экстренный взлет. Кстати, на корабле есть так называемая красная комната, в которой пилоты дежурят в полной боевой готовности круглосуточно, будучи готовыми в любую минуту взлететь для выполнения задания.

Интересный факт: два раза в сутки абсолютно каждый член палубной команды выходит на марш. Все эти военные идут вплотную друг к другу и детально рассматривают палубу с целью найти различные посторонние предметы, которые могут нанести крайне нежелательные механические повреждения дорогостоящей турбине.

Борец с ИГИЛ

Авианосец «Гарри Труман» был спущен на воду 25 июля 1998 года при участии тогдашнего президента США Постройка корабля обошлась бюджету страны в 4,5 миллиарда долларов. Стоит также отметить, что этот американский авианосец имеет засекреченное бронирование и ресурс работоспособности, рассчитанный на 20-25 лет.

Первым боевым походом для судна оказался заплыв в Персидский залив в ноябре 2000 года. В конце декабря 2015 года авианосец принял активное участие в операции против террористической организации «Исламское государство». С палубы корабля были совершены боевые вылеты самолетов для совершения ударов по позициям боевиков. Судно и его авиационное крыло взаимодействовали с которые также участвовали в операции в Сирии.

Корабль будущего

Авианосец типа «Форд» - американское боевое судно, которое пришло на смену уже морально и физически устаревшим кораблям «Нимиц». Введение в эксплуатацию нового авианосца планируется на 2017 год.

Отличительной чертой нового судна является наличие на нем электромагнитной катапульты, которая работает с использованием линейного электрического двигателя. Катапульта дает возможность осуществлять разгон истребителей более плавно и аккуратно, что позволяет снизить перегрузки, действующие на стальную конструкцию каждого такого дорогостоящего воздушного борта.

Кроме того, пара новых реакторов, созданных специально для этого авианосца, имеют возможность производить на 25 % больше электрической энергии, чем предыдущие аналогичные энергетические установки. Возникший запас мощности позволяет судну гораздо быстрее выполнять перезарядку катапульты. Сократилось и число обслуживающего персонала, которое теперь составляет 4660 человек. Это позволяет снизить нагрузку на бюджет, поскольку этот американский авианосец обойдется в эксплуатации стране дешевле на 4 миллиарда, чем его предшественник.

Сороковой президент США

Авианосец «Рональд Рейган» стал полноправным членом флота в июле 2003 года. У судна есть пара существенных отличий от своих «собратьев». Первое заключается в наличии трех (а не четырех) высокопрочных тормозных тросов. Второе - носовая часть корабля имеет бульбообразную форму, что сделано для увеличения остойчивости всего авианосца.

«Рональд Рейган» способен нести на своем борту порядка девяноста вертолетов и самолетов. Основной ударной силой корабля являются боевые воздушные суда широкого назначения F/A-18 Hornet, которые уже были многократно испытаны на практике в различных боевых операциях США.

«Грязный» авианосец

Кораблю «Джордж Буш» такое прозвище присвоено неслучайно, а все потому, что на судне очень часто выходит из строя вакуумная система слива туалетов. То есть, проще говоря, забиваются все 423 унитаза корабля. Первые проблемы с ними возникли еще в 2011 году, когда авианосец совершал свой поход в Персидский залив для выполнения боевого задания.

Однако есть и положительные качества у этого корабля. Так, в частности, модернизирована система электроники и коммуникации. Также процесс выполнения заправки выведен на полуавтоматический уровень. На палубе обновлены газоотбойники.

Активный участник спецопераций

Изучая действующие авианосцы США, нельзя обойти своим вниманием и «Теодора Рузвельта». Этот корабль был первым из ныне существующих авианосцев, который собирался с применением модульной конструкции. Каждый модуль строился отдельно друг от друга, а монтаж всех этих частей производился уже в единой точке путем сваривания. Такой принцип постройки судна позволил значительно сократить заявленные изначально сроки выполнения строительных работ. В итоге 25 октября 1986 года корабль был принят на военную службу и стал полноправным членом военно-морских сил США. Начиная с 16 января 1991 года авианосец принимал участие в боевых действиях в Персидском заливе. С его палубы было выполнено 4200 вылетов, которые позволили сбросить почти 5 миллионов фунтов боеприпасов на территорию противника.

После террористических актов, произошедших 11 сентября 2001 года, корабль вышел в боевой поход против Аль-Каиды, базирующейся на тот момент в Афганистане. 4 октября 2001 года с авианосца были нанесены разрушительные ракетные удары из Аравийской акватории по позициям боевиков. В результате операции судно провело 159 дней в море, чем поставило рекорд пребывания кораблей в открытом море после Второй мировой войны.

Вне зависимости от того, сколько авианосцев в США находятся на боевом посту, каждый из них в обязательном порядке регулярно проходит полноценный капитальный ремонт. Не стал исключением в этом вопросе и «Теодор Рузвельт». С лета 2009-го по лето 2013 года он пробыл на верфи Newport News Shipbuilding Благодаря этой реконструкции корабль сможет пробыть в рядах флота США еще 23 года. Итоговая стоимость работ составила 2,6 миллиарда долларов.

Корабль мира

В заключение, заканчивая рассматривать вопрос о том, сколько авианосцев в США, обратим внимание на корабль данного типа под названием «Дуайт Эйзенхауэр».

Это боевое судно было сдано в эксплуатацию в 1977 году. В период 1985-1987 годов корабль пребывал на первой своей плановой реконструкции, а вторая пришлась на 2001-2005 годы. Почти двадцать лет авианосец был «мирным» и не принимал участия в каких-либо военных операциях. Однако в 1991 году его привлекли в зону боевых действий - Персидский залив. В 2000 году корабль обеспечивал бесполетные зоны в Иране во время выполнения операции «Южный дозор».

В настоящее время в составе военного флота США имеется 11 атомных авианосцев. Каждый из этих судов, помимо своего названия, имеет специальное обозначение, содержащее три буквы (CVN), указывающие на то, что данный корабль является многоцелевым ядерным авианосцем, и цифры, являющиеся порядковым номером конкретного авианосца.

10 из 11 американских авианосцев относятся к типу «Нимиц». Строительство первого авианосца данного класса началось в 1968 году. Эти боевые корабли считаются самыми большими военными судами в мире: их длина превышает 300 метров, водоизмещение равно практически 100 000 тонн, а для обслуживания каждого такого авианосца требуется 5-6 тысяч человек.

Список авианосцев США

  • «Нимиц» (CVN-68) — был введён в состав американского флота в 1975 году. Данный авианосец использовался во время войны в Ираке.
  • «Дуайт Эйзенхауэр» (CVN-69) — числится в составе ВМС США с 1977 года. Авианосец принимал участие в известной операции американских войск «Буря в пустыне».
  • «Карл Винсон» (CVN-70) — стал частью ВМФ США в 1982 году. За то время, что авианосец находится в боевом строю, на его палубе успели побывать два американских президента — Билл Клинтон и Барак Обама.
  • «Теодор Рузвельт» (CVN-71) — введён в эксплуатацию в 1986 году. Сыграл одну из ключевых ролей в операции «Буря в пустыне».
  • «Авраам Линкольн» (CVN-72) — был спущен на воду в 1989 году. Это первый авианосец американского флота, на котором стали служить женщины.
  • «Джордж Вашингтон» (CVN-73) — числится в составе ВМФ США с 1992 года. Авианосец несёт службу преимущественно в водах Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей.
  • «Джон Стеннис» (CVN-74) — введён в эксплуатацию в 1995 году. В 2016 году принимал участие в крупнейших международных военно-морских учениях, в которых были задействованы армии 26 стран.
  • «Гарри Трумэн» (CVN-75) — спущен на воду в 1998 году. В июне 2016 года авианосец вошёл в акваторию Средиземного моря. С его палубы в рамках борьбы с ИГИЛ было совершено множество успешных боевых вылетов.
  • «Рональд Рейган» (CVN-76) — является частью ВМС США с 2003 года. Благодаря усовершенствованной тормозной системе, этот авианосец может принимать тяжёлые самолёты.
  • «Джордж Буш» (CVN-77) — вошёл в состав американского флота в 2009 году. Один из самых больших военных кораблей в мире. Экипаж размещённого в Средиземном море судна также принимает участие в борьбе с ИГИЛ.

Спуск на воду авианосца «Генри Форд»

«Джордж Буш» стал последним американским авианосцем класса «Нимиц». В 2009 году началось строительство корабля нового типа «Форд». Согласно планам американских судостроителей, авианосцы «Форд» должны стать усовершенствованной версией кораблей класса «Нимиц». Новые авианосцы будут оборудованы по последнему слову техники, их корпуса будут крупнее и прочнее, а для обслуживания этих судов потребуется меньшее количество человек.

В 2017 году на воду был спущен первый корабль нового класса — «Джеральд Форд» (CVN-77), ставший одиннадцатым авианосцем в составе ВМФ США. Строительство этого величественного корабля обошлось американскому правительству в 13 млрд долларов. «Джеральд Форд» практически невидим для радаров противника, оборудован 25 палубами и улучшенной системой приёма и запуска самолётов.

Введение авианосца в эксплуатацию несколько раз переносилось из-за технических неполадок. Несмотря на то, что судно было официально зачислено в состав военного флота США, «Джеральд Форд» до сих пор не прошёл все необходимые испытания. Скорее всего, полноценная эксплуатация судна в боевом режиме начнётся только в 2020 году.

К 2023 году правительство США планирует закончить строительство ещё двух авианосцев класса «Форд».

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Президент США Джордж Буш-младший и его отец экс-президент США Джордж Буш-старший примут участие в торжественной церемонии ввода в строй нового атомного авианосца "Джордж Буш", которая состоится 10 января в военно-морском порту в Норфолке (штат Вирджиния).

Авианосцы класса "Нимиц" - серия американских авианосцев с ядерной силовой установкой, являются самыми большими военными судами в мире. Класс получил название по первому построенному авианосцу "Нимиц".

Первый атомный многоцелевой авианосец типа "Нимиц" был заложен 22 июня 1968 года. Строительство продолжалось четыре года, передача флоту состоялась 3 мая 1975 года.

Всего, начиная с 1968 года, было построено 10 судов. Серия кораблей "Нимиц" стала крупнейшей в послевоенный период. Все авианосцы этого типа были построены и продолжают строиться на судостроительной верфи в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния.

Основные характеристики:

Длина: 333 м
Ширина полётной палубы: 76,8-78,4 м
Водоизмещение: 98 235 тонн, максимум 104 112 тонн при полной загрузке
Скорость: 30 узлов (около 56 км/ч)
Энергоустановка: два реактора A4W, четыре шахты
Авиация: максимум 90 единиц, в том числе 64 самолёта (включая 48 ударных и 16 самолётов поддержки) и 26 вертолётов палубного базирования
Команда: экипаж 3200 человек + авиакрыло 2480 человек
Срок эксплуатации: более 50 лет
Время эксплуатации реакторов без замены энергоносителей: около 20 лет.

В соответствии с классификацией кораблей ВМС США все суда этого типа имеют бортовой номер, например первый корабль этого класса имеет номер CVN-68, где обозначение CVN - многоцелевой авианосец с ядерной энергоустановкой, а 68 — порядковый номер авианосца в ВМС США.

Все корабли класса "Нимиц" конструктивно практически одинаковы, однако начиная с четвертого, имеют увеличенные водоизмещение, осадку и период между перезарядками топлива ядерных реакторов (до 20 лет). Они могут отличаться составом действующих с них авиакрыльев, комплексом радиоэлектронного вооружения, а также наличием дополнительного оборудования. Например, на авианосце "Карл Винсон" установлен тренажерный комплекс, позволяющий отрабатывать учебно-боевые задачи в масштабе соединения.

Авианосцы типа "Нимиц" построены по классической схеме, но в то же время имеют ряд особенностей : корпус сварен из стальных листов, а основные несущие конструкции, включая полетную палубу, выполнены из броневой стали.

Полное водоизмещение кораблей поздней (начиная с CVN72) постройки составляет 102 000 тонн. Силовая установка состоит из двух водо-водяных реакторов A4G/A1W, которые работают на четыре паровых турбины общей максимальной мощностью 280000 л.с. Турбины вращают четыре пятилопастных винта. Вспомогательная силовая установка состоит из четырех дизелей общей мощностью 10720 л.с.

На корабле имеется более 4000 помещений различного назначения.

Экипаж корабля состоит из 3184 человек (203 офицера) корабельной команды, 2800 человек (366 офицеров) авиагруппы, и 70 (25) человек командования авианосной ударной группы. Всего на корабле можно разместить более 6000 человек.

В настоящее время стандартное авиакрыло включает 78 самолетов и вертолетов: 20 истребителей F-14B/D "Томкэт", 36 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 "Хорнет" или "Супер Хорнет", 8 самолетов противолодочной обороны (ПЛО) S-3A/B "Викинг" (часто используются как разведчики или летающие танкеры), 4 самолета ДРЛО Е-2С "Хокай", 4 самолета радиоэлектронной борьбы ЕА-6В "Проулер", 4 вертолета ПЛО SH-60F "СиВи Хело" и 2 поисково-спасательных вертолетов HH-60H "Си Хок".

Оборонительное вооружение корабля включает три зенитных ракетных комплекса "Си Спарроу" и четыре 20-миллиметровых зенитных артиллерийских комплекса "Вулкан - Фаланкс". Бортовое вооружение предназначено для обеспечения защиты корабля главным образом от воздушного противника, прорвавшего дальний и средние рубежи ПВО авианосной ударной группы. Два трехтрубных 324-миллиметровых торпедных аппарата служат для борьбы с торпедами, находящимися по кильватерному следу.

Радиоэлектронные средства включают радиолокационные станции обнаружения, управления воздушным движением и навигации, станции спутниковой связи системы SATCOM, управления с цифровыми линиями связи, станции радиоэлектронной борьбы и постановки помех, станции ЗРК, а также навигационную систему TACAN. Последняя обеспечивает одновременно до ста самолетов данными об их местонахождении в радиусе трехсот миль от авианосца.

Список авианосцев класса "Нимиц":

"Нимиц" (CVN-68) - введен в эксплуатацию 3 мая 1975 года
"Дуайт Эйзенхауэр" (CVN-69) - введён в эксплуатацию 18 октября 1977 года
"Карл Винсон" (CVN-70) - введён в состав флота 13 мая 1982 года.
"Теодор Рузвельт" (CVN-71) - введён в состав флота 25 октября 1986 года
"Авраам Линкольн" (CVN-72) - введён в состав флота 11 ноября 1989 года
"Джордж Вашингтон" (CVN-73) - зачислен в состав флота 4 июля 1992 года
"Джон К. Стеннис" (CVN-74) - введён в состав флота 9 декабря 1995 года
"Гарри Трумэн" (CVN-75) - введён в состав флота 25 июля 1998 года
"Рональд Рейган" (CVN-76) - введён в состав флота 12 июля 2003 года.

Десятый и последний корабль этого класса "Джордж Буш" будет спущен на воду в январе 2009 года. Торжественная церемония ввода в строй нового атомного авианосца состоится 10 января в военно-морском порту в Норфолке (штат Вирджиния).

CVN77 будет "переходным" кораблем от типа "Нимиц" к новым авианосцам CVX. На этом корабле предполагается отработать перспективные технологии, предполагаемые к использованию в конструкции CVX. Авианосец будет иметь измененную конструкцию корпуса и острова, уменьшенную радиолокационную заметность, усовершенствованные катапульты и системы обслуживания самолетов, а также сокращенный экипаж. CVN77 заменит в строю последний американский авианосец с неядерной силовой установкой, CV63 "Китти Хок", срок службы которого к 2008 году составит 47 лет.

Американская военная мысль. Будущее авианосных сил США

С этого момента я время от времени буду переводить статьи на военную тематику, написанные действующими или бывшими американскими военными, для того, чтобы мы были в курсе того, как эти люди видят будущее ВС США, и с чем, возможно нам придётся столкнуться в ближайшее время. На мой взгляд, это представляет определённый интерес, в том числе и практический.

Статья ниже написана действующим офицером ВМС США . Она была опубликована на сайте Центра Международной Морской Безопасности – CIMSEC, 22 февраля 2017 года, под псевдонимом. CIMSEC серьёзный ресурс, и нет оснований не доверять их информации об авторе, и поэтому статья заслуживает особенного внимания, как раз потому, что написана именно действующим военнослужащим.

Ниже даётся её перевод с моими примечаниями, и комментариями. Мне пришлось их написать, потому, что мы не понимаем американский контекст, а он крайне важен для передачи смысла. Мои добавления помечены цифрами и находятся ниже текста статьи, а также содержатся в скобках. Знакомство с ними важно для понимания прочитанного. Перевод статьи ниже.

Время ударных авианосцев закончилось.

Время ударных авианосцев закончилось. Так как США входят в эру, когда В Евразии драматически вырос потенциал для современных войн Великих Держав, требуется вернуть авианосцам их традиционную роль – обеспечивать [для ВМС США] доступ в морские акватории. В ходе конфликтов прошлого, когда имела место тяжелая борьба с ПВО противника, удары авианосной авиации по наземным целям не показали себя каким-то средством решающего значения. В потенциальных высокотехнологичных конфликтах двадцать первого столетия, возможность нанесения ударов палубной авиации по наземным целям практически отсутствует. К счастью, традиционная роль авианосной авиации, как средства недопущения противника в море и обеспечения ПВО корабельных соединений сохранилась, но эти её роли, задачи и тактика целенаправленно приносились в жертву в течение прошедших шестидесяти лет. Обретение этих возможностей снова потребует вполне скромных инвестиций, и в ближайшие годы должно стать важнейшей целью ВМС, Вооружённых сил и нации в целом.

Авианосцы в ударах по наземным целям

Воздушная мощь американских авианосцев получила свои доктрины применения в ходе войны на Тихом Океане. Однако, искажение военной истории этой кампании как деятелями палубной авиации, так и энтузиастами воздушной мощи, спустя время, требует проявить к ней более жёсткий подход. В ходе той военной кампании под командованием Адмирала Флота Честера Нимитца , авианосцы, и их авиакрылья, в основном обеспечивали пресечение действия надводных сил противника, и ПВО корабельных группировок. У этого есть три основных исключения:
– Рейд Дулитла на Токио;
– Выгрузка авиагруппы АВ "Энтерпрайз" на аэродром Хендерсон Филд в ходе Битвы за Соломоновы острова;
– Удары по японским опорным пунктам на собственно японских островах в самом конце войны.
К этому можно добавить оказание воздушной поддержки морской пехоте в ходе её высадок, и помощь морской авиации армейским частям в ходе их высадок, наиболее известные примеры которой связаны с битвой при Лейте. Значительная часть этих усилий была поддержана лёгкими авианосцами адмирала Кинкейда , а также мобильными авиансными группами из состава Третьего флота адмирала Уильяма Хэлси и Пятого флота Рэймонда Спрюэнса .

Рейд Дулитла, который пропаганда преподнесла как стратегический успех, на самом деле не имел ни оперативного, ни стратегического значения, и не создал для японцев никаких помех для дальнейшего ведения войны. К тому же он был выполнен бомбардировщиками Б-25 "Митчелл" Воздушного Корпуса Армии США (USAAC, предшественник ВВС США, организационно подчинённый на тот момент Сухопутным войскам ); Только армейские самолёты с их боевым радиусом и боевой нагрузки сделали возможным это предприятие над Токио, хотя бы в виде пропагандистского трюка.

Авианосец Энтерпрайз

Авиагруппа с "Энтерпрайза", действовавшая с Хендерсон Филд , действительно оказала достаточно ценную воздушную поддержку морской пехоте в ходе боёв за Гуадалканал и американским надводным кораблям, действовавшим в проливе Железное Дно. В ходе боёв, обеспечение ПВО и ударов по надводным целям было самым ценным, что дали эти самолёты. Авиагруппа "Энтерпрайза" выполняла воздушное патрулирование, осуществляла поиск целей в проливе в светлое время суток, и атаковала любой корабль, по несчастью оказавшийся в её зоне поражения днём. Воздушные патрули авиагруппы, её возможности по контролю моря и поражению надводных целей, сделали снабжение японских войск в светлое время суток невозможным. Имея недостаточную огневую мощь, для выбивания японцев из джунглей, авиагруппа эфективно изолировала "боевое пространство" (американский военный термин, означающий всю совокупность сред, в которых ведутся боевые действия "здесь и сейчас", то есть поле боя на земле и под ней, воздушное пространство над полем боя и районами, оказывающими влияние на исход сражения, космическое пространство в том же смысле, информационная среда и раидоэфир и морские акватории, влияющие на исход сражения. Применительно к чисто морской битве морские акватории и поле боя это одно и тоже. Это современный термин, в ходе ВМВ его ещё не было ), контролируя морские подступы со стороны пролива Железное Дно, и дала в итоге морской пехоте сделать свою работу.

После Мидуэя и Соломоновых островов, американская авианосная авиация стала выполнять некоторые атаки наземных целей, в основном в виде рейдов против баз противника, но главными задачами авианосных боевых групп остались ПВО корабельных соединений и удары по надводным целям. Это указывает на то, что слабеющие японские надводные и воздушные силы и в 1942-м году представляли собой угрозу для ведения Америкой боевых действий. Так было до тех пор, пока пока у них оставалась возможность провести разрушительную атаку против американских флотов.

Битва в заливе Лейте полностью уничтожила эту возможность и с этого момента американские авианосцы начали увлечённо поддерживать морские десанты. Однако, они оставили довольно сумбурную память о ходе этих попыток, оказавшись неспособными доставить достаточное количество боевой нагрузки, и использовать её с достаточной точностью, чтобы существенно облегчить морской пехоте выполнение её задач, пока она наступала по твёрдым вулканическим скалам Иводзимы , и в глубине сильнопересечённой обороны на Окинаве . В действительности, в ходе этих кампаний, палубная авиация доказала свои способности по уничтожению японских суперлинкоров, а не по нанесению ударов "воздух-земля".

История второй мировой войны была искажена лётчиками палубной авиации, сумевшими представить этот конфликт как эпоху авианосцев. Это утверждение не выдерживает никакой критики с точки зрения истории. Чашу весов в кампании на Соломоновых островах, уравновешивают операции, где вообще не было авианосцев, также как и на Мидуэе , и в Коралловом море . Более того, линкоры с их мощным противовоздушным вооружением, и радиолокаторами высшего класса также оказались крайне полезными для ближней противовоздушной обороны соединений. История войны на Тихом Океане содержит в себе значительно больше нюансов, чем утверждают энтузиасты морской авиации, и они заключаются в том, что не авианосец, а авианосное соединение было главным средством ведения той войны, с морской авиацией, показавшей скудные результаты в оказании непосредственной авиаподдержки и стратегическим ударам по наземным целям.

То, что широко известно именно как "ударный" авианосец, это атомный авианосец. Контр-адмирал Дэниел В. Гэллери , помощник командующего морскими операциями (главком ВМС США ) по управляемым ракетам, в своём меморандуме выражал мнение о том, что ВМС США смогут наносить удары более гибко, эффективно и за меньшую стоимость, чем вооружённые атомными бомбами бомбардировщики наземного базирования, требующие наличия баз вблизи атакуемых целей, с которых мог бы стартовать истребительный эскорт. Мотивация Гэллери была продиктована отчасти "корпоративными" интересами ВМС. Вновь образованные ВВС в те годы вели попытки монополизировать планирование ядерных ударов. Во времена единственной ядерной сверхдержавы, участие в нанесении ядерных ударов выглядело самым лучшим способом "продлить жизнь" флоту ВМС США . В ходе этих усилий, ВМС переконфигурировало авиагруппы авианосцев для доставки к цели спецбоеприпасов. Эта реконфигурация была первым случаем, когда авиакрыло авианосца было на доктринальном уровне признано средством для нанесения ударов по суше, и нанесения ударов стратегического значения, тогда как ПВО и удары по надводным кораблям стали второстепенными задачами. Со временем, такой ударный авианосец стал нормой.

Премьера ударной конфигурации произошла в ходе Корейской войны . На полуострове не было развитой ПВО или систем дальнего радиолокационного предупреждения и коммунистические силы оспаривали превосходство в воздухе только над "аллеей МиГов" на западе, над корейско-китайской границей (зона действия советской истребительной авиации, прославившейся в Корее ). Как следствие, самолёты ВМС и Морской пехоты достигли примечательных результатов в операциях по непосредственной поддержке наземных войск. Однако, учитывая ограниченность военного конфликта, специфику местности на полуострове, недостатки технического оснащения китайских и корейских войск, трудно определить какой общий эффект реально оказали палубные самолёты.В любом случае и при всех имевшихся тактических, оперативных и стратегических ограничениях, конфликт закончился неопределённо, вне связи с достижениями морской авиации.

Аналогично, неоднозначные оценки применимости ударных самолётов палубного базирования были показаны над Вьетнамом . В ходе войны во Вьетнаме, коммунистический север полагался на военной и дипломатическое сотрудничество с русскими и китайцами. Советы обеспечили Вьетнам тотально интегрированной и единой сетью ПВО вокруг жизненно важных районов, включая два стратегических – Ханой и гавань Хайпонг . Эта система ПВО показала себя слишком плотной и совершенной, чтобы палубные самолёты ВМС могли прорвать её и нанести удар. Действительно, в ходе операции "Лайнбэйкер II" только B-52D с их продвинутыми комплексами РЭБ могли вести операции в этих зонах. Всё это показало провал американской авианосной воздушной мощи. Если многочисленные авианосцы, ведущие свои операции из Тонкинского залива, не могли пробить северо-вьетнамскую противовоздушную оборону, то какими были бы их шансы над Кольским полуостровом или Балтийским морем ?

Несмотря на такую же как над Ханоем сеть ПВО [в Ираке], морская авиация США способствовала, но не внесла решающего вклада в результаты операций "Щит пустыни " и "Буря в пустыне ". В ходе оказания впечатляющей боевой поддержки со стороны самолётов, самолёты F-117, крылатые ракеты и самолёты ВВС в целом наносили высокоточные удары, взломавшие иракский "экран" ПВО. Авиация ВМС доказала свою полную неготовность к революции в применении высокоточного оружия, не имея систем лазерного наведения на своих А-6 и А-7, которые всё ещё составляли основу их парка боевых самолётов.В большинстве случаев, морская авиация атаковала цели неуправляемыми бомбами серии Mk.80 вместо управляемых бомб серии "Paveway", которые применяла небольшая, но растущая в численности часть самолётов ВВС, включая F-117. Это сделало для них невозможным нанесение ударов с высоким риском побочного ущерба, и сделало запретными для атаки многие цели в населённых районах Ирака, ограничивая вклад ВМС в успехи тактического и, в некоторых случаях, оперативного значения.

В ходе войн на Балканах и в Ираке , американская палубная авиация больше не встречалась с интегрированной ПВО. Большие высоты полёта свели к нулю эффективность огня ПЗРК и устаревших мобильных систем ПВО, и сделали подавление ПВО второстепенной задачей, в сравнении с жизненной необходимостью этого в начале 2000-х.

Палубные самолёты, запоздало модернизированные для получения всех преимуществ "революции управляемых боеприпасов", сбросили на цели в этих конфликтах существенное количество боеприпасов, сравнившись с американскими ВВС сухопутного базирования. Однако, морские самолёты не могли достаточно долго находиться над целью или районом цели, и им также не хватало боевой нагрузки, демонстрируя предпочтение, которое отдаёт морская авиация многоцелевым истребителям-бомбардировщикам с ограниченной дальностью, перед истребителями дальнего радиуса действия, необходимыми для перехвата воздушных целей, и ударными самолётами дальнего радиуса действия, необходимыми для ударов по надводным целям. Тем не менее, в конфронтации с противником, имевшим крайне бедную и недостаточную ПВО, они, как и самолёты ВВС, смогли добиться превосходства [над противником].

Никогда в истории американская палубная авиация не противостояла интегрированной высококлассной ПВО так, чтобы продемонстрировать эффективность и стратегически важный эффект. Гипотетически, в эпоху Холодной войны американские реконфигурированные под ударные задачи авианосцы могли бы это сделать, но эра систем ПВО, объединённых в оптико-волоконные сети, использующих разные частоты излучения и РЛС с фазированными антенными решётками, делает это полностью невозможным. Более того, дальность, которую имеют самолёты ВМС, меньше той, которая необходима для удара по стратегическим целям внутри территории России или Китая, она не при каких условиях не может превысить 1000 морских миль.

Современное использование авианосцев в войне великих держав.

Возможность использования авианосцев для ударов по наземным целям закончена. Более того, как было показано выше, она никогда по-настоящему не существовала. Американские ударные авианосцы в ходе своей истории показали неспособность добиться доступа в сильнозащищённые воздушные пространства и удержать его, и этот тренд будет только расти в дальнейшем. "Великая Китайская стена ПВО " на севере Тайваньского пролива опять не даст американским авианосцам доступ к стратегическим районам Китая. Высокозначимые российские регионы и так хорошо защищены. Продолжающиеся китайские инвестиции в системы ПВО повлекут за собой распространение этой проблемы по всей Азии. Дальнейшее развёртывание систем предотвращения доступа Китаем, и, во всё увеличивающихся масштабах, Россией, выдавливает ВМС США на за пределы дальности любых американских палубных самолётов.

Американские планировщики надеятся, даже практически веруют в то, увеличение радиуса действия палубных самолётов, обеспечит им постоянный доступ [к важным целям в глубине суши]. Это неверный подход. Во-первых, какими наземными целями эти самолёты будут заниматься? Долина Хайнань Дао , или какие-нибудь скалы на юге и востоке южно-китайского моря вряд ли являются стратегически важными целями. Во-вторых, как эти самолёты проббьются к этим целям? Американские палубные самолёты слишком устарели для того, чтобы иметь дело даже с самыми легкозащищаемыми целями, и Ф-35 не изменит эту ситуацию значимо.

Так что теперь, сдаться? Признать, что эта тема закрыта? Усилить финансирование ВВС? Даже близко не так. Сила американской морской авиации это критически важная возможность, имеющаяся в американском арсенале в западной части Тихого океане и северной Атлантике. Вместо [отказа от авианосцев] американские планировщики должны снова призвать авианосцы США на первое место в их критически важной стратегической роли, которую они когда-то играли: ударам по надводным кораблям, и ПВО морских соединений. Американская авианосная мощь в войне а Тихом океане была связана не с массированными ударами по суше, а с массированными ударами по японским надводным кораблям, с уничтожением японской авиации, с защитой флота в ходе боевых операций и важных десантов. Это то направление, на которое морская авиация должна бросить основные усилия.

Современные авиакрылья гораздо сильнее приспособлены для малорискованных ударов по суше, чем для действий против вражеских флотов. Операции на Тихом океане требовали массирования сил, подтверждая на практике "аксиому Хэлси" о том, что мощь авианосцев, при увеличении их количества, растёт по экспоненте. Эти операции охватывали масштабные боевые вылеты, с сотнями задействованных самолётов в каждой значимой операции флотов. За последние двадцать пять лет эти умения были потеряны. Американские авианосные силы теперь тренируются действовать в составе АУГ вокруг одного или двух авианосцев. В эру Хэлси и Спрюэнса их флоты плавали с на порядок большим количеством авианосцев, не считая полчищ эскортных авианосцев, обеспечивавших патрулирование, борьбу с подводными лодками и поддержку десантов. И особенностью той войны были рейды сотен самолётов против корабельных групп противника.

Критики утверждают, что такие количества более не требуются, в связи с появлением высокоточного оружия , но практике и защитные системы стали намного совершеннее, и насыщение ПВО огромным количеством целей в настоящее время является единственным способом её прорыва. Говоря конкретно, автор не пытается доказать необходимость всеобщего возврата к мобильным авианосным соединениям Честера Нимитца . Однако техника, тактика, процедуры и подготовка американской палубной авиации потеряли контакт с ведением современной войны за контроль над морем, и каждый атомный авианосец должен быть способен генерировать массированные атаки и огневую мощь необходимую для того, чтобы сражаться в оспариваемой современным противником морской среде.

Американская морская авиация не имеет опыта борьбы с "платформами", имеющими такие противовоздушные возможности, как например эсминцы "Ланчжоу " проекта 052С. Боевые вылеты, в которых участвуют два или четыре самолёта, тотально неадекватны задачам по уничтожению корабля обладающего эквивалентом ситемы AEGIS. Чтобы подавить китайские или стареющие русские корабельные группы, понадобятся десятки противокорабельных крылатых ракет. Одиночный авианосец должен обладать возможностью вывести из строя такой корабль (в идеале группу кораблей), и быстро. Однако в настоящее время, такая задача требует массы современных авиакрыльев, чтобы создать необходимую огневую производительность. Это, в свою очередь, потребует тотального перевооружения арсеналов авианосца, с упором на вооружения, необходимые для контроля моря, чтобы авианосец не остался без противокорабельных ракет после первых нескольких боевых вылетов.

Более того, "распределение летальности" (американская концепция Distributed lethality, согласно которой силы должны быть рассредоточены, а сосредоточен должен быть только их огонь по любой цели), требует и распределённой воздушной мощи. Без высокоманёвренных корабельных [авианосных] сил ПВО, действующих малыми группами, американские ВМС обнаружат себя крайне уязвимыми для атаки. Дальность действительного огня ПВО современных кораблей остаётся на величине около 100 морских миль (185 км). Современная запускаемая с самолёта ПКР имеет как минимум вдвое большую дальность, и эта разница растёт всё сильнее. Без оборонительных противовоздушных формирований, действующих совместно с лёгкими морскими силами, вражеские самолёты смогут использовать широкий набор средств поражения, для ведения массированного огня, оставаясь при этом на безопасном расстоянии за горизонтом. Добавление распределённых лёгких сил с противовоздушными возможностями, позволит срывать такие атаки, идеально предотвращая насыщение ПВО американских кораблей, обходясь без излучения РЛС основной боевой группы, делая прицеливание значительно более сложным для противника, и повышая, таким образом, выживаемость корабельных соединений.

Соединённые штаты определённо имеют возможность поддержать превосходство своих авианосных сил, особенно в западной части Тихого океана, где доминируют действия флотов [над береговой авиацией и ракетами]. Для максимизации своего потенциала, США должны использовать все свои корабли с авианесущими возможностями. Речь идёт в данном случае о универсальных десантных кораблях. Десантные возможности этих кораблей вряд ли добавят что-то к начальной фазе войны супердержав, когда контроль над морем и превосходство в воздухе оспариваются. Значительным фактом является то, насколько полезными оказались лёгкие авианосцы на Атлантическом и Тихоокеанском театрах военных действий, обеспечивая ПВО с большим радиусом действия, и надёжные противолодочные возможности вне боевого радиуса береговой авиации.

Авианосец класса "Эссекс"

В 60-х США начали использовать авианосцы класса "Эссекс " в противолодочном варианте, фактически же АВ ПЛО "Интерпид " наносил удары по Вьетнаму со "Станции Янки" (место в Тонкинском заливе, откуда авианосцы США выполняли свои операции против Вьетнама), после того, как стало ясно, что опасности от китайских подлодок нет. Аналогично это же относится и к британским авианосцам класса "Инвинсибл ", при создании которых приоритет был отдан противолодочным возможностям и корабельной ПВО, и которые проявили себя в Фолклендском конфликте в 1982-м году. Американские УДК классов "Уосп " и "Америка ", несущие на борту самолёты Ф-35Б, вертолёты SH-60 и конвертопланы MV-22 смогут обеспечить то же самое – ПВО и защиту от надводных кораблей и ПЛ. Действуя вблизи оперативных районов боевых корабельных групп, эти силы смогут обеспечить ПВО "здесь и сейчас", визуально идентифицировать неизвестные объекты, и усилят противолодочные летательные аппараты боевой корабельной группы, усиливая противолодочные, и противокорабельные возможности группы.

ВМС США проделали только часть пути, по исследованию всех возможностей конвертоплана МV-22. В настоящее время ВМС проверили этот летательный аппарат только в задачах по доставке грузов на авианосец (Carrier on board delivery – COD, военный термин) в его модификации CMV-22. Однако, помимо всего прочего, этот летательный аппарат имеет существенный потенциал для выполнения задач по противолодочной обороне и дальнему радиолокационному обнаружению. До начала 2000-х годов, ВМС имели на вооружении скоростной околозвуковой противолодочный самолёт S-3 Viking . В начале 2000-х годов он был снят с вооружения из-за потери интереса ВМС к авианосным противолодочным операциям. В жёстко оспариваемых северной Атлантике и западной части Тихого океана, перед лицом противников, имеющих развитые подводные силы, противолодочные возможности снова окажутся востребованными. MV-22 увеличит эти возможности. Будучи медленнее [чем "Викинг"], он имеет превосходство в дальности, в возможности маловысотного полёта, во времени патрулирования и полезной нагрузке.

Такой летательный аппарат обеспечит шаг вперёд в противолодочных возможностях надводных сил, потенциально имея возможность нести погружаемые гидроакустические станции, гидроакустические буи и большое количество торпед Mk.54. В дальнейшем, установка РЛС дальнего обнаружения на этот конвертоплан, даст возможность обеспечения дальнего радиолокационного обнаружения для небольших морских соединений. Создание соответствующих сетей передачи данных позволит придать маленькой боевой корабельной группе все возможности по ПЛО, ПВО и ударам по кораблям противника, которые были описаны выше и увеличит смертоносность малых авианосных групп, которые, подобно спутникам, будут действовать вокруг большой АУГ. В дополнение, MV-22, благодаря вертикальному взлёту и посадке, сможет базироваться на кораблях меньшего размера, например на "литторальных" боевых кораблях класса "Индепенденс ", увеличивая их боевые возможности. Пока решение проблемы избыточного тепла от двигателей буксует, можно защищать палубы кораблей временными съёмными экранами. MV-22 обеспечивает дешёвый метод восстановления противолодочных возможностей и создание скоростного средства разведки и ДРЛО с высокой выживаемостью.

Ходят активные слухи о возвращении ПКР на базе ракеты "Томагавк ".
Надо также помнить, что хотя имеющиеся ПКР "Гарпун " и являются устаревшими, они, тем не менее, при массированном применении, способны осуществить то самое "насыщение" корабельной ПВО, когда количество атакующих целей будет в разы больше, чем средства ПВО могут обстреливать. Эта ракета идёт к цели над самой водой, где у большинства кораблей есть проблемы с обнаружением целей, и её не стоит недооценивать. Эту ракету могут нести все палубные боевые самолёты ВМС США, базовые противолодочные самолёты "Посейдон ", подводные лодки, все типы боевых надводных кораблей, а также в её носитель было переоборудовано 12 бомбардировщиков B-52H Stratofortress, правда неизвестно, сколько их них ещё в строю.

Уже сформирована концепция "Групп морского контроля", состоящих из УДК с истребителями F-35B и вертолётами,и нескольких эсминцев УРО, способных наносить удары по берегу, а после принятия на вооружение LRASM, ещё и по надводным кораблям. Каждая такая группа сможет полагаться на систему ПВО AEGIS и противолодочные возможности эсминцев и вертолётов. Пока не решён вопрос с очевидной слабостью противолодочной обороны АУГ. Её придётся строить, опираясь на береговую авиацию, впрочем, первый потопленный авианосец заставит решить эту проблему мгновенно.
Активно обсуждается возвращение в боевой состав ВМС фрегатов, причём как ремонт и возвращение в строй старых кораблей "Оливер Перри ", так и строительство новых высокотехнологичных кораблей.

Для всех незашоренных наблюдателей факт отказа ВМС США от дорогих игрушек типа ЭМ "Замволт ", и "Литторальных " боевых кораблей в пользу подготовки к реальной войне на море с противником, имеющим собственные развитые и мощные ВМС, абсолютно очевиден. И хотя эта подготовка ещё только начинается, её предполагаемые контуры уже впечатляют. Противовоздушная оборона кораблей также сделала шаг вперёд. Новая ракета SM-6 уже неоднократно осуществляла загоризонтный перехват сверхзвуковой маневрирующей цели и скоро именно она станет "главным калибром" ПВО ВМС США. А значит, прорыв бомбардировщиков и ракет к этим кораблям окажется невозможным без высоких потерь. Потерь в самолётах, некоторые типы которых мы больше не можем производить...

Понимают ли это в ВМФ РФ? Однозначно да. Именно этим обусловлено желание военных иметь сверхмощные комплексы ПВО "Редут " даже на корветах прибрежной зоны. Однако надо понимать, что в дуэли меча и щита всегда побеждает меч. Даже, если ЗРК "Редут" реально сможет создать непробиваемый огневой заслон для вражеских ракет, его ракеты в любом случае будут израсходованы, а перезарядить их в море как правило невозможно. Отбив три или четыре атаки с воздуха, любое российское корабельное соединение останется беззащитным. Это ограничивает зоны их действия дальностью береговой авиации. И оставляет подлодки за пределами этой зоны беззащитными. Впрочем, они тоже могут её не покидать...

Но если военные всё понимают, то про политиков и "командиров ВПК" этого сказать нельзя. Есть риски, что в очередной раз возобладает "континентальное" мышление, и для противодействия всему этому мы будем строить танки. Тысячами...

Для России не существует возможности экстенсивно создать флот, способный остановить ВМС США, после того, как их преобразование закончится. Требуются нестандартные решения, способные обесценить всю эту подготовку за счёт в сотни раз меньших расходов. Будут ли такие решения найдены, покажет время. Но их жизненная необходимость очевидно уже сегодня.

Примечания в тексте.

– здесь и далее в этот термин вкладывается следующее понимание – авианосец, авиакрыло которого выполняет задачи по нанесению ударов по наземным целям. Это не свосем точная формулировка, но именно в этом текте значение будет именно таким, в целях упрощения понимания.

– Речь идёт о событии под названием "Восстание адмиралов". Гарри Трумэн, и его министр обороны, планировали ликвидировать Корпус Морской Пехоты, превратить ВМС во вспомогательный вид ВС, который бы занимался эскортированием конвоев с грузами для армии, а основой боевой мощи ВС США должны были стать ВВС с их межконтинентальными бомбардировщиками и ядерными бомбами. В этих условиях адмиралы устроили настоящий бунт, выплеснув всю внтуреннюю дискуссию Пентагона на страницы печати. Упомянутому Гэллери это стоило карьеры. Разгон флота удалось на время отсрочить, а потом началась война в Корее , которая и расставила точки над "и", и, фактически спасла и ВМС, и морскую пехоту. Справедливости ради отметим, что задачу по нанесению ударов по советским надводным кораблям ВМС США с повестки не снимало. Предпологалось, что быстрые атаки палубных самолётов с ядерной бомбой позволят уничтожать советские корабельные группировки. Чуть позже американцы действительно овладели это возможностью.
Что до ядерного удара по СССР, до до конца 50-х годов ВМС США действительно моли это сделать с помощью палубных самолётов. Потом эта возможность стремительно стала сокращаться, и к середине 70-х это уже было невозможно. Впрочем, для ВМС США это стало неважно уже после Кореи. Война в Корее спасла ВМС, и теперь им ничего не угрожало, хоть могли бы они бомбить СССР, хоть нет. К тому же, появление подводных лодок "Джордж Вашингтон" с баллистическими ракетами, свело значение палубных бомбардировщиков – носителей ядерного оружия к очень малой величине. Впрочем, до Вьетнама они служили.

– В корне неверное утверждение. Как раз в Корее палубная авиация выполнила более 40% всех боевых вылетов, причём значительную часть в условиях, когда возможности использовать сухопутные истребители просто не было. Фактически, именно результаты Корейской войны и заставили американский истеблишмент поверить в то, что палубная авиация действительно может выполнять ударные задачи в сухопутной войне. Собственно, она и смогла.

– Невероятная ложь. К началу войны оказалось, что у ВВС просто нет самолётов, пригодных для действий во Вьетнаме. Вся "сотая серия" истребителей предназначалась для совсем других войн, прежде всего для ядерной войны с СССР, исключение отчасти составляли F-100 Supersabre и F-105 Thunderchief. Но эти самолёты хоть и могли использоваться для решения ударных задач, но были бессильны в ходе операций по непосредственной поддержке наземных войск из-за плохого обзора, высокой скорости и малого количества точек подвески оружия. Программа COIN, которая позже привела к созданию OV-10 Bronco к началу войны не была реализована, да и не мог этот самолёт решить все задачи ВВС, а программа "реанимации" поршневых бомбардировщиков B-26 вообще не оказала серьёзного влияния на ход боёв, да и эти машины тоже опоздали.

Доктрины ВВС, их косность и неповоротливость привели к тому, что и имевшиеся B-57 Canberra тоже не попали на войну вовремя.
Единственным полностью полноценным боевым самолётом ВВС был сухопутный вариант F-4 Phantom, но в отличие от флотских машин, самолёты ВВС первые два года страдали от массы неисправностей, и в силу этого, не могли использоваться также, как "Фантомы" ВМС и Морской пехоты, которые к моменту начала войны были полностью боеготовы.

В противоположность ВВС, ВМС сразу же вступили в войну с отлаженной боевой авиацией. В отличие от ВВС, ВМС реально имели машины, способные вести боевые действия во Вьетнаме. У ВМС был штурмовик, способный поражать точечные цели в джунглях перед передним краем американских войск, и спецподразделений – А-4 Skyhawk. Также ВМС сразу же вернули в строй старые поршневые самолёты A-1 Skyraider, хорошо проявившие себя в Корее, и имевшие броню и 15 точек подвески бомб и ракет. Флотские "Фантомы" работали безупречно, и кроме них в бой могли пойти истребители F-8 Crusader. Удары по наземным силам были не их задачей, но они её выполняли за счёт удачной конструкции. Фактически только ВМС могли осуществлять задачи по поддержке наземных войск в первые годы войны, и только морская пехота имела эту поддержку с первого дня войны. Армия получила её только когда было отлажено её взаимодействие с флотом. Чуть позже ВМС получили А-7 Corsair 2, один из лучших американских штурмовиков. И ещё чуть позже – А-6 Intruder, способный взлететь с авианосца с 4500 кг бомб.

В прорывах в Северный Вьетнам авиация ВМС показала себя ЛУЧШЕ, чем авиация ВВС. Например, критически важные для уничтожения цели поручались эскадрильям, вооружённым самолётами А-6 и А-7, которые единственные имели на вооружении качественную и "доведённую до ума" управляемую по телевизионному каналу бомбу AGM-62 Walleye.

Операцию "Лайнбрекер II" автору лучше бы было не упоминать, в силу того, что во-первых, это было военное преступление, так как планом операции изначально предусматривались удары по густонаселённым районам, во-вторых, потери бомбардировщиков в ней были огромны, а в третьих, потому, что ВМС в ней тоже участвовали, и успешно. Насколько может быть успешным военное преступление...

У ВМС всегда было что бросить на чашу весов. В начале войны, когда у Вьетнама ещё не было ЗРК, хорошо "получались" удары со средних и больших высот, и у флота работали палубные дальние бомбардировщики A3D Skywarrior, когда ситуация изменилась, в бою остались "Фантомы" и "Скайхоки", буквально через год к ним добавились "Корсары" и "Интрудеры". На передовой и в ближнем тылу работали "Скайрейдеры", и все потребности в воздушных ударах у ВМС были закрыты сразу же.

У ВВС же была беда. ВВС так и не решили вопрос со "своим" штурмовиком, их попытки с T-28 были просто смехотворны, а A-37 Dragonfly хоть и оказались успешными, но им было очень далеко до палубных штурмовиков, да и поздно они появились. В итоге ВВС просто заказало "сухопутную" версию палубного А-7, с опозданием, конечно. ВВС не сообразили пустить в ход В-57 пока это могло дать большой эффект (в отличие от ВМС с их А3D). Фактически, ВВС реабилитировались окончательно только в 1968-м, когда было поставлено "на поток" применение F-5 Tiger, а у сухопутных "Фантомов" были изжиты все недостатки. Да, ВВС придумали "Ганшипы", да, они одни могли использовать тяжёлые бомбардировщики, к концу войны они пустили в ход и В-57, и новейшие F-111, но если сравнивать их работу, с работой ВМС, то ВВС проигрывают.

Кроме того, сама география благоволила к авианосным ударным самолётам. С точки Yankee station в Тонкинском заливе любой палубный самолёт очень быстро мог оказаться над любой точкой Северного Вьетнама, с точки Dixi station там же – над любой точкой Южного. И если над Южным Вьетнамом самолёты ВВС оказывались примерно с одинаковой скоростью, что и самолёты ВМС, то в Северный Вьетнам им было дольше и дальше лететь, с баз на юге страны или в Тайланде, и это полностью "съедало" то преимущество, которое сухопутный самолёт имеет во взлётном весе, в сравнении со своим палубным аналогом.

Вьетнам – это пример обратный тому, что пытается доказать автор. Именно после Вьетнама в головах американцев окончательно закрепилась концепция "ударного" авианосца.
Как и Корея, это парадоксальный пример использования негодного аргумента для подтверждения правильной и логичной концепции.
Всё вышеперечисленное конечно же не значит, что у американских палубников получилось бы прорваться к Мурманску.

И опять передёргивание. Да, ВМС выполнили в этой войне значительно меньшее количество боевых вылетов, чем ВВС, и это было вполне объяснимо, так как ВВС имели развитую сеть аэродоромов в регионе, а ВМС только шесть авианосцев, включая 45-летний "Мидуэй", и те аэродромы, на которые не претендовали ВВС. Но ВМС вполне массово применяли бомбы с лазерным наведением, и делали это также, как и ВВС – по внешнему целеуказанию. Пешие спецгруппы с переносными лазерами это вообще визитная карточка той войны, и ВМС тут были не одиноки. Кроме того, А-7 применяли свои "Вьетнамские" ТВ-управляемые бомбы Walleye. И все они, как и самолёты ВВС, массово использовали УР AGM-65 Maverick в разных вариантах.

С другой стороны, ВВС вполне массово использовали неуправляемы бомбы.
Стоило бы отметить палубный самолёт РЭБ EA-6 Prowler, оказавшийся экстремально успешным. Фактически, меньший вклад авиации ВМС в победу был обусловлен тем, что её самой было меньше, и меньше было возможностей для развёртывания.

Это одно из последствий распада СССР – некому стало поставлять оружие в развивающиеся страны и они остались беззащитны.

Справедливости ради – такие "лёгкие силы" вполне предусматриваются действующими тактическими приёмами, просто в их составе нет (пока) авианесущих кораблей, есть только эсминцы УРО. Но в любом случае российской или китайской ПКР придётся сначала прорваться через ракетный заслон кораблей дозора, потом через ещё более плотный заслон кораблей т.н. "противоракетного барьера" (современный российский военный термин), и только потом по ней откроют огонь корабли основного охранения АУГ, которые её, конечно уже будут ждать. Вся эта многоэшелонная ПРО и ПВО имеет глубину около 150 км и дальность открытия огня по цели 20-150 км (в зависимости от высоты полёта ПКР), и внутри этих 170-300 км ПКР будет под огнём непрерывно. Добавление в эти группы перехватчиков и конвертопланов ДРЛО, существенно упрочит американскую оборону и усложнит её прорыв, хотя бы за счёт того, что рубеж обнаружения ракет будет отодвинут на пару сотен километров как минимум.

Военно-морские силы - одна из главных составных частей армии любой державы, имеющей выход в моря и океаны. Многие империи, такие, как, например, Великобритания, построили свою мощь благодаря сильному флоту, способному реагировать на любую угрозу за многие тысячи километров от родной земли.

Безусловно, современные военные корабли сильно отличаются от своих прародителей. Флагманом любой флотилии сегодня является авианосная группа, позволяющая атаковать и защищаться не только с помощью установленных орудий, но и размещенных на палубах авиагрупп.

Наличие самолетов предъявляет требования к размерам кораблей. Все авианосцы могут похвастаться внушительными объемами, однако некоторые их них выделяются даже на этом фоне. В данной статье мы расскажем как раз о таких кораблях, а также ответим на вопрос: «Какой самый большой авианосец в мире?».

Первое место - Энтерпрайз (Соединенные Штаты Америки)

Данный корабль является первым представителем из авианосцев, имеющих двигатель, работающий на ядерном топливе. На воду он был спущен в далеком 1961 году, но до сих пор остается самым крупным судном в мире в своем классе. Стоимость строительства Энтерпрайза обошлась государству в 450 миллионов долларов. Высокая цена стала одной из причин, почему данная серия кораблей ограничена всего одним авианосцем, хотя изначально планировалось создание еще нескольких таких судов.

Длина корабля составляет целых 342 метра. Он вмещает около 80-ти самолетов. Полный экипаж авианосца составляет более трех тысяч человек. Энтерпрайз имеет 4 паровые катапульты. Половина размещается в передней части корабля, а вторая половина – на посадочных полосах. С помощью катапульт Энтерпрайз способен поднимать в воздух один самолет за четверть минуты.

Напротив, посадка авиагрупп осуществляется с помощью аэрофинишера, который состоит из четырех тросов, которые натягиваются в подпалубном помещении и помогают работе специальных тормозных цилиндров. Кроме того, на авианосце имеется нейлоновая сетка, которая способна поймать самолет в случае, если по непредвиденным обстоятельствам он пролетит аэрофинишерную позицию.

Второе место - Нимиц (Соединенные Штаты Америки)

Более современный американский авианосец, который также имеет мощный атомный двигатель. Первый корабль был спущен на воду в 1975 году. Производство продолжалось до 2009 года, когда последнее судно поступило на службу. Всего за это время было создано 10 таких кораблей. Длина корабля составляет 330 метров. Данные корабли активно применялись во время нескольких военных конфликтов, в том числе в Югославии и Ираке.

Стоимость одного корабля составляет четыре с половиной миллиарда долларов США. Авианосец переносит 66 кораблей разного назначения (48 из них - многоцелевые истребители). Ядерный реактор, который установлен в корабле, позволяет ему работать около 25 лет без замены. В год на содержание одного авианосца государство тратит около 160 миллионов долларов США.

Нимиц может эксплуатироваться более 50-ти лет. На сегодняшний день все 10 кораблей несут боевую службу.

Третье место - Китти Хоук (Соединенные Штаты Америки)

Авианосец был спущен на воду в 1955 году. Его длина - 325 метров. Это первые корабли свое класса, не имеющие богатого арсенала артиллерии, вместо которой устанавливаются ракетные комплексы. Кроме того, это последние американские авианосцы, на которые не устанавливались ядерные реакторы. Авианосец на момент спуска на воду имел всю современную электронику и гидролокационную станцию. Последнее судно этой линейки (всего их было четыре) было выведено из строя в 2007 году.

Четвертое место - Форрестол (Соединенные Штаты Америки)

Еще один американский авианосец, принадлежащий к числу самых больших. Его длина составляет 320 метров. Форрестол создавался под нужды реактивной авиации после окончания Второй мировой войны, опыт которой учитывался при создании корабля. На воду первое судно линейки было спущено в 1955 году. Интересно, что данный авианосец среди американских моряков считался несчастливым и получал много насмешливых прозвищ из-за большего числа несчастных случаев, связанных с возгораниями на корабле. В результате одного из них погибло около 135 человек.
Последний корабль линейки был выведен из строя в 1993 году. Он был продан на аукционе за один центр, так как желающий купить его не было, кроме одной единственной компании.

Пятое место - Джон Кеннеди (Соединенные Штаты Америки)

Получив свое имя в честь знаменитого американского президента, этот корабль был спущен на воду в 1968 году. Его длина составляет 320 метров. Этот корабль относится к классу Китти Хоук. Так же, как и другие корабли, он не имел ядерного двигателя (хотя изначально установка планировалась). Вместо него использовалось газотурбинное оборудование.

Большую часть времени авианосец находился в Средиземном море, выполняя там различные задачи во время холодной войны. Корабль прослужил около 40 лет и за это время претерпел несколько серьезных ремонтов. Во флоте корабль прослыл не самым удачным, так как за время эксплуатации пережил несколько столкновений.

Самая крупная авария произошла в 1975 году в результате столкновения корабля с крейсером, который от удара был практически полностью уничтожен.
Джон Кеннеди был снят со службы в 2007 году, была организована целая церемония по его проводам.
Авианосец также стал кинозвездой. Именно он изображен в фильме 2012 обрушивающимся на Белый Дом.

Шестое место - Мидуей (Соединенные Штаты Америки)

Это не только крупный авианосец, произведенный в год окончания Второй мировой, но и первый тяжелый авианосец в составе американского ВМФ. Корабль эксплуатировался на протяжении 50-ти лет. За это время он поучаствовал в нескольких военных операциях страны, в том числе во вьетнамской и иракской.

Покинул службу Мидвей в 1992 году, а спустя пять лет на его базе был создан огромный музей флота. Длина корабля составляет 305 метров.

Кроме того, судно участвовало в знаменитой спасательной операции во времена окончания вьетнамской войны, когда Вьетконг захватил столицу южан. Для того чтобы посадить самолет, загруженный беженцами, спасавшимися от неминуемой расправы и тоталитарного режима, экипаж авианосца сбросил в воду вертолеты, находившиеся на борту, общей стоимостью свыше 10-ти миллионов долларов. Эта операция вошла в страницы боевой славы США.

Седьмое место - Адмирал Кузнецов (СССР, Российская Федерация)

Самый мощный авианесущий корабль в СССР и в России. Корабль был создан в Николаеве и получил имя известного советского адмирала. После развала СССР он вошел в состав российского ВМФ. Сегодня он служит в составе северного флота. На нем располагаются истребители и противолодочные вертолеты.

Корабль был заложен в 1982 году, а на воду он был спущен в 1985. Интересно, что на момент закладки ему присваивали имя “Рига”, а на момент первого спуска - “Леонид Брежнев”. После спуска продолжались работы по строительству корабля на воде. В 1989 году судно, еще незаконченное, вышло в море для проведения испытаний с самолетами. В 1990 строительство было завершено, и корабль был вновь переименован.

В настоящее время он проходит капитальный ремонт. Уже летом этого года планируется поход корабля в Средиземное море, скорее всего к берегам Сирийской Арабской Республики. Длина корабля - 300 метров.

Восьмое место - Лексингтон (Соединенные Штаты Америки)

Самый старый авианосец в этом списке. Всего было произведено два судна данного типа, оба приняли активное участие в начале (для США) Второй мировой войны. Один из авианосцев был уничтожен весной 1942 года во время тяжелых боев с японцами. Второй корабль, несмотря на многочисленные повреждения, пережил войны и был затоплен после участия в испытании ядерного оружия в 1946 году.

Лексингтон был способен разместить 63 самолета. Большую часть составляли истребители, а также самолеты-разведчики. Авианосцы данной серии появились в результате жарких споров между американскими военными экспертами. В то время шел конфликт между двумя мнениями о будущем военно-морских сражений. Одна часть специалистов выступала за создание береговых аэродромов и мощных линкоров, так как считала, что самолеты недостаточно хороши в деле уничтожения кораблей. Другая же часть настаивала на создании мощных авианосных групп, отдавая им решающую роль в будущих сражениях. В результате испытаний, проведенных с помощью трофейных немецких судов, победила вторая точка зрения, и, что и подтвердила Вторая мировая война, вполне обоснованно.

Девятое место - Варяг (СССР, Украина, КНР)

Еще один длинный авианосец, принадлежащий к Советскому Союзу. История «Варяга», действительно, представляет интерес. Его строительство началось в Николаеве в 1986 году. Через два года он уже был спущен на воду, после чего продолжились работы над ним уже на воде. После того, как СССР перестал существовать, корабль отошел к украинскому ВМФ, однако с тех пор он не использовался, денежные вливания в него прекратились, а нужные ремонтные работы не проводились, поэтому судно медленно деградировало.

В результате «Варяг» был продан китайской компании за 20 миллионов долларов США, что гораздо ниже его фактической стоимости. Покупатели заявили, что планировали создать на его базе развлекательный центр. Однако впоследствии судно было достроено в качестве боевого корабля. Он был переименован в «Ляонин» и сейчас успешно выполняет боевые задачи в составе китайского ВМФ.

Десятое место - Шинано (Япония)

Самый длинный японский авианосец времен Второй мировой. Изначально он строился как линкор, однако после первого серьезного поражения против американского флота в 1941 году японское командование решило сделать ставку на авианосные группы, увидев то, каким преимуществом пользуются на воде американские авианосцы.

Судно было завершено через один год. На тот момент это был самый защищенный авианосец. Особенно хорошо защищались контейнеры для хранения авиационного топлива, которые при попадании вражеского снаряда могли бы уничтожить весь корабль.