На восточном побережье Каспийского моря расположился значимый для всей республики объект – актауский морской порт. Это важный транспортный шлюз в сфере грузоперевозок страны. Морской порт с каждым годом наращивает эффективность работы, сохраняя лидирующие позиции на Каспии.

Великий Шелковый Путь стал историей, но его первопричина – выгодное географическое расположение Казахстана – по-прежнему позволяет республике обеспечивать транспортные коридоры с Севера на Юг и с Запада на Восток, связывая регионы для развития международной торговли. Порт Актау – важнейший узел транспортных коридоров Европа – Азия (водное пролегание: через Каспийское и Черное моря, Волгу, Волго-Дон и Беломоро-Балтийский канал), а также маршрута проекта ТРАСЕКА (пролегает через порты Актау – Баку (Азербайджан) – Поти (Грузия)).

(ТРАСЕКА (ТRACECA – Transport Corridor Europe Caucasus Asia) – проект евроазиатского транспортного коридора Запад – Восток: из Европы через Черное море, Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию, получивший поддержку международных организаций, в т.ч. Евросоюза. Страны – участницы проекта: Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина).

Актауский порт – уникальный объект для экономики всей страны (ключевой для Мангыстауской области), это единственный морской порт Казахстана, предназначенный для международных перевозок нефти и нефтепродуктов, различных сухих грузов на экспорт. В перечень услуг, предоставляемых портом, на сегодня входят буксировка судов, оформление прихода-отхода судна, транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами, услуги по фрахтованию судов и др.

За январь-май 2014 года в порт зашло 744 морских судна (против 692 в прошлом году).

История предприятия

Начало строительства порта было положено в 1963 году с главного и вспомогательного волноломов. К 1986 году были созданы паромный комплекс и четыре нефтеналивных причала. Появление порта сделало возможным развертывание масштабных проектов, значительную роль деятельность порта сыграла в строительстве города Актау , атомной электростанции БН-350, заводов химической отрасли.

Порт сразу начал работать на благо тогда еще Советского Союза – через этот морской узел транспортировали продукцию урановой промышленности и нефтяных месторождений Мангышлакской области. Большая часть перевозок во время СССР приходилась именно на нефть. После распада Союза был период стагнации, но с 1995 года объемы перевозок через порт стали стабильно возрастать в связи с экспортом казахстанского металла и деятельностью «Тенгизшевройл», увеличившего объемы морской перевозки нефти. В 1996 году по постановлению Правительства порт был внесен в перечень республиканских государственных предприятий.

Грузоперевозки

Железнодорожное паромное сообщение актауского порта – современная, соответствующе автоматизированная транспортная система. На сегодняшний день среди комбинированных перевозок вариант «суша-вода-суша» успешно доказывает свою эффективность и предпочтительность. В морских перевозках паромные суда выполняют функции «плавучих мостов» на мировых транспортных путях, рассеченных водными преградами. Морская перевозка обладает рядом очевидных преимуществ. Ни один вид транспорта, будь то наземное, воздушное или автомобильное сообщение, не способен за один раз перевезти количество груза, сравнимое с масштабом морской перевозки, кроме того, практически отсутствуют габаритные ограничения и снижается фактор форс-мажора – область морских перевозок известна самой низкой долей катастроф и аварий.

Общий объем грузов, перевозимых на Каспии (водным сообщением), на настоящий момент составляет около 30 млн тонн. Доля актауского морского порта в нем составляет порядка 29%. За последние годы прирост объемов перевалки порта возрос более чем в три раза; за 5 месяцев текущего года – более чем на 500 000 тонн. Так, за январь-май 2014 года портом обработано 4 млн. 669 тонн нефтеналивных и генеральных грузов, - это на 512 тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам же полного прошлого года объем перевозок через морпорт составил 10 млн тонн грузов, что превысило запланированный на 300 000 тонн.

Пропускная мощность железнодорожной паромной переправы порта, откуда большинство грузов идет по маршруту Актау – Баку, составляет более 20 000 вагонов в год, груженых сжиженным газом, сырой нефтью, генеральными грузами, стройматериалами, продуктами питания, товарами народного потребления и др. Масштабному паромному сообщению через порт способствует развитая связь транспортной инфраструктуры порта с железнодорожными магистралями. С развитием международного транспортного коридора ТРАСЕКА объем транзитных грузов устойчиво растет, по итогам 5 месяцев в сравнении с прошлым годом зафиксировано увеличение на 356 тыс. тонн – 797 тыс. тонн текущего года против 441 тыс. тонн прошлого. Свою лепту в это внесло и внедрение автоматизированной системы управления, что позволяет значительно увеличить пропускную способность паромного терминала.

Перспективы

Сегодня РГП «Актауский международный морской торговый порт» является современным многоцелевым терминалом, обладающим всеми необходимыми для текущей деятельности и дальнейшего развития технологическими возможностями.

В текущем году деятельность порта обещает расшириться за счет модернизации предприятия – в 2013 году были начаты дноуглубительные работы, завершилась корректировка ТЭО по проекту строительства трех сухогрузных терминалов, два мощностью 1,5 млн тонн, третий – 1 млн тонн. Завершение их строительства (2014 год) позволит увеличить пропускную способность порта с 16,5 млн до 19 млн тонн.

Кроме того, в прошлом году создана первая для нашей страны сухогрузная морская компания. Все время отсутствия у республики собственного сухогрузного флота грузы из порта вывозились иностранными судами, теперь же обеспечена возможность реализации модели «свой груз – свой порт – свой флот». Двум сухогрузным судам девейтом 5 тыс. тонн президент республики дал имена «Туркестан» и «Бекет-Ата». К 2020 году казахстанский сухогрузный флот предполагает составить 20 судов.

Вкупе с этим расширение и модернизация морпорта Актау обеспечит республике увеличение экспорта зерна, нефти, металлов по более низким ценам, что повысит конкурентоспособность казахстанских товаров и однозначно положительно повлияет на экономику страны. Кроме экспорта, деятельность порта продолжит развиваться в областях расширения перспективных маршрутов, снижения стоимости и продолжительности перевозок, транзита груза из Китая, уральских регионов России и стран Персидского залива. В любом случае, кроме запланированного развития продолжается естественное: оживление деловой активности и товарооборота между разными странами гарантирует рот нагрузки на актауский порт, с чем работники РГП справляются с честью.

В своем выступлении 17 января 2014г. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев отметил: «Мы приняли Государственную программу по освоению нефтяных месторождений Каспийского моря. Каспий с давних времен является чистым морем. Это единственное море в стране, поэтому чтобы сохранить его экологическое состояние, чистоту, рыбное богатство, государство всегда принимает меры. Какой бы инвестор ни пришел на Каспий, перед ним в первую очередь ставится требования – дать гарантию на не загрязнение вод Каспия… Поэтому для сохранения нефтяного богатства и богатства моря государство принимает все меры» .

Каспийское море вытянуто в меридиональном направлении почти на 630 миль и имеет среднюю ширину 175 миль. Оно лежит между параллелями 47 о 02´ и 36 о 35´ сев. шир. и меридианами 46 о 45´ и 54 о 46´ вост. долг. Наименьшая ширина моря по параллели 40 о 18´ сев. шир. составляет около 106 миль.

Размеры Каспийского моря зависят от изменений его уровня, который в свою очередь зависит главным образ от речного стока.

В физико-географическом отношении Каспийское море принято делить на три части: северную, среднюю и южную. Северной частью считается район, расположенный к северу от линии, соединяющей восточную оконечность острова Чечень с мысом Тюб-Караган. Границей между средней и южной частями моря является линия, проведенная от знака Лебяжий Камень (40 о 22´ N, 50 o 22´ E) до мыса Куули .

Каспийское море омывает берега следующих государств, в соответствии с рисунком 1:

Азербайджанской Республики;

Российской Федерации;

Исламской Республики Иран;

Республики Туркменистан;

Республики Казахстан.

Приведем краткую характеристику морских портов этих стран.

Республика Азербайджан. Бакинский международный морской торговый порт (БММТП) расположен на западном побережье Каспийского моря и является ключевым транзитным центром по перевалке каспийской нефти. Инфраструктура порта включает 10 причалов с максимальной допустимой глубиной у причальной стенки 7 метров.

Рисунок 1.1 - Схема района побережья Каспийского моря

В 2010 году в порту Баку начал работу новый частный нефтяной терминал «Азпетрол», включающий 5 резервуаров для хранения нефтепродуктов, погрузочную эстакаду с прямым доступом к магистральной железной дороге на Грузию.

Участок Актау – Баку является связующим звеном транспортного коридора ТРАСЕКА . С сентября 2011 года функционирует железнодорожное паромное сообщение Актау – Баку – Актау. На данной линии задействованы суда типа «Советский Дагестан» грузовместимостью 28 железнодорожных вагонов, время в пути составляет 18-20 часов, помимо вагонов паром перевозит и пассажиров.


Международный морской порт Баку в 2013 году увеличил перевалку транзитных нефтепродуктов на 15% - до 4 млн. тонн. В общей структуре ожидаемого объема транзита около 60% составит казахстанская, а оставшуюся часть - туркменская нефть. Азербайджанскую нефть в текущем году порт не переваливает. Кроме того, через грузовой терминал порта планируется транспортировать в текущем году до 300 тыс. тонн различных грузов.

Нефтяной терминал Дюбенди является частью порта Баку. Порт состоит из нефтяного терминала с тремя выносными пирсами, резервуарным парком (пропускная способность - 350 тыс. тонн в месяц) и причального фронта для одновременной швартовки 4 танкеров. Нефтепроводы соединяют Баку и железной дорогой с прямым доступом к магистральной железной дороге на Грузию. Ограничения по осадке в районе порта 7 метров, обрабатываются танкеры грузоподъемностью до 10000 тонн.

В настоящее время для доставки каспийской нефти на мировые рынки преимущественно используются магистральные трубопроводы: Баку-Новороссийск, Махачкала-Новороссийск, Баку-Супса, Тенгиз-Новороссийск, Атырау-Самара и Нека-Тегеран. По состоянию на 2013 год общая пропускная способность этих трубопроводов составила почти 90 млн. тонн, при этом прогнозируемый рост их пропускной способности к 2015 году увеличится до 122 млн. тонн. Вместе с тем к 2015 году производство нефти в странах Каспийского региона может составить порядка 250-300 млн. тонн, что свидетельствует о необходимости создания дополнительных инфраструктур по её транспортировке в целях заблаговременного решения перспективных потребностей в доставке и сбыте нефти.

Российская Федерация. Порт Астрахань является одним из крупных портов каспийского региона. Портовые воды и территория порта включают в себя часть реки Волга, Волго-Каспийский канал, Астраханский рейд, протоку Серебряная Воложка, причалы организаций. Всего в порту Астрахань имеется 24 причал. Правительство России планирует создать направления, связывающие транспортные сети России и страны Центральной Азии с использованием паромных переправ через Каспий, подключить транспортный маршрут, соединяющий Каспийское и Черное моря по Волго-Донскому каналу к системе евроазиатских транспортных связей путем развития порта Астрахань.

Общий объем перевалки за 2013 год по МАП Астрахань составил около 350 тыс. тонн грузов.

Морской торговый порт Оля в Астраханской области является важным объектом инфраструктуры международного транзитного коридора Север-Юг. Имеет сухогрузный причал длиной 200 м и автопаромный комплекс, оснащенный для приема судов типа Ро-Ро, работающих на линии Туркменбаши (Туркменистан) и Анзали (Иран). В соответствии с Программой возрождения торгового флота России построено контейнерный терминал мощностью около 400 тыс. тонн.

Общий объем перевалки за 2013 год по порту Оля составил 239 тыс. тонн грузов.

Махачкалинский международный морской торговый порт является одним из старейших каспийских российских портов (135 лет). Акватория порта свободна ото льда круглый год. Нефтебаза порта располагает емкостями на 500 тыс. куб. м, что позволяет одновременно обрабатывать до 100 цистерн, соединена с магистральным нефтепроводом Баку-Новороссийск. Проведен дноуглубительные работы, на полную реконструкцию 5 пирсов и волноломов. Максимальная длина судов, входящих в порт 135-150 м, ширина – 20-25 м, грузоподъемность – 10-20080 тонн, с осадкой - не более 9 м. Перегрузочные мощности порта позволяют переработать 6 млн. тонн грузов, из них 80% составляет перевалка углеводородного сырья. Порт Махачкала завершили строительства 12 новых причалов и, как следствие, увеличение грузооборота порта до 12 млн. тонн.

В настоящее время основной объем перевозок в направлении порта Махачкала составляет нефть и нефтепродукты. Принимая во внимание, что проект реконструкции железнодорожного паромного комплекса в порту Махачкала завершен, рассматривается вопрос организации железнодорожного сообщения по маршруту Актау – Махачкала – Актау и автопаромного сообщения Актау – Астрахань (Оля) – Актау.

Открытие паромного сообщения позволит не только снизить стоимость перевозок и время в пути грузопассажирского потока на маршруте, но и будет способствовать дальнейшему укреплению торгово-экономического сотрудничества России и Казахстана.

Общий объем перевалки за 2014 год составил более 8,5 млн. тонн сухих и наливных грузов.

Республика Туркменистан. В настоящее время, порт Туркменбаши является одним из конкурентов, представляющий в рамках коридора ТРАСЕКА, альтернативный маршрут транспортировки транзитных грузов через собственный порт Туркменбаши (в обход территории Казахстана).

С 2010 года планировалось начало модернизации с капитальным ремонтом сухогрузного, паромного и нефтеналивного терминалов. Кредит на его реализацию в размере 30 млн. долл. США выделялся Европейским Банком Реконструкции и Развития (далее ЕБРР). Существующие нефтепричалы могут одновременно принимать шесть танкеров. С 2011 года действует причал для обслуживания судов типа Ро-Ро. Каждый квадратный метр бетонных площадок причала, примыкающего к сухогрузному терминалу и рассчитанному на прием тяжеловесных грузов, способен выдержать вес более 250 тонн. Причал оборудован специальными платформами для наката грузов на судно.

Порт Туркменбаши (Туркменистан) в основном перевалку грузов осуществляет паромами, их объем за 2012 год составил 1 млн. 612 тыс. тонн.

Порты Астрахань (Оля), Махачкала и Туркменбаши (Туркменистан) являются портами-конкурентами в свете привлечения (переориентации) транзитных грузопотоков следующих в рамках соответственно транспортных маршрутов.

С 2013 года устаревшее перегрузочное оборудование в этих портах оказывает существенное влияние на качество производимых работ и величину ставок за перевалку груза. Порт не является единым транспортным комплексом, а состоит из нескольких причалов находящих вдоль устья, собственниками которых являются частные компании, что позволяет им проводить более гибкую тарифную политику.

Вместе с тем порт является устьевым, что увеличивает расходы на поддержание безопасной судовой обстановки (гарантированной глубины на судовом ходе), а также ставку фрахта в 2013 году закрытый навигационный период вследствие ледовой проводки судов по каналу.

Развитие контейнерного терминала в порту Актау способно открыть перспективы для привлечения грузопотока контейнеров на маршруте: Поти (Батуми) - Баку - Актау Серхетабад (Термез) и далее в Афганистан. По различным оценкам прогнозируемый контейнерный поток может составить порядка 10÷15 тыс. единиц в год, что подтверждается национальным оператором контейнерного парка - ЗАО «Казтранссервис». В данных условиях развитие контейнерного терминала в порту Актау с созданием благоприятного тарифного режима способно перспективно увеличить объемы грузопотока контейнеров.

Сложившаяся ситуация на рынке портовых услуг Каспийского бассейна свидетельствует об активном развитии портов соседних государств, наличии инвестиционных программ, направленных на повышение их конкуренто-способности и реализации госпрограмм на Каспии.

Активизация транзитных грузопотоков (глинозем, хлопок, шрот, контейнеры и др.) следующей в настоящее время через конкурентный маршрут Туркменбаши зависит от создания привлекательного тарифного режима позитивного решения аффинированных грузоотправителей основных грузов.

Исламская Республика Иран. Порт Анзали позволяет осуществлять перевалку до 6 млн. тонн грузов в год. Проходная осадка на акватории порта ограничена 5.5 метрами. Порт способен обработать судов с максимальной длиной в 170.7 метров, дедвейтом около 4.5тыс.тонн. В порту имеется 12 причалов, обеспечивающих одновременную швартовку 12 судов водоизмещением до 6тыс.тонн.

С 2011 года в порту действуют 20 грузоподъёмных кранов мощностью 10÷20т. Причалы длиной 1430 м способны принять одновременно 10 торговых судов следующим образом:

8 общегрузовых причалов длиной 1200м для судов до 4500 БРТ;

2 нефтяной причал длиной 92.3м для судов до 4500 БРТ.

Порт Анзали имеет 7 хорошо укомплектованных складов площадью 2452м 2 , которые делятся на склады для экспортного и импортного груза, а также контейнеров.

С 2012 года функционирует автопаромное сообщение по маршруту Актау - Анзали.

Порт Ноушахр имеет восемь полностью укомплектованных складов, площадью 27412м 2 , 7 из которых - для временного хранения груза, один для экспортного груза. Остальные используются как многоцелевые хранилища для различных грузов.

Порт Нека располагает двумя причалами с максимальной допустимой осадкой в 4 метров для обработки танкеров грузоподъемностью 4.5тыс. тонн. Порт Нека является пунктом поставки казахстанской нефти и нефтепродуктов на условиях SWAP-операций.

Порт Амирабад (Хазар), имеющий мощность 6 млн. тонн, с разветвленной инфраструктурной сетью и подъездными путями из-за малой глубины подходного канала использует только незначительную часть своих мощностей.

В 2014 году пропускная способность составила 15 млн. тонн грузов в год

Береговая линия Каспийского моря оценивается примерно в 6500 - 6700 километров, с островами - до 7000 километров. Берега Каспийского моря на большей части его территории - низменные и гладкие. В северной части береговая линия изрезана водными потоками и островами дельты Волги и Урала, берега низкие и заболоченные, а водная поверхность во многих местах покрыта зарослями. На восточном побережье преобладают известняковые берега, примыкающие к полупустыням и пустыням. Наиболее извилистые берега - на западном побережье в районе Апшеронского полуострова и на восточном побережье в районе Казахского залива и Кара-Богаз-Гола.

Полуострова Каспийского моря

Крупные полуострова Каспийского моря:
* Аграханский полуостров
* Апшеронский полуостров, расположенный на западном побережье Каспия на территории Азербайджана, на северно-восточном окончании Большого Кавказа, на его территории расположены города Баку и Сумгаит
* Бузачи
* Мангышлак, расположен на восточном побережье Каспия, на территории Казахстана, на его территории находится город Актау.
* Мианкале
* Туб-Караган

В Каспийском море расположено около 50 крупных и средних островов общей площадью примерно 350 квадратных километров.

Наиболее крупные острова:

* Ашур-Ада
* Гарасу
* Гум
* Даш
* Зира (остров)
* Зянбил
* Кюр Дашы
* Хара-Зира
* Сенги-Мугань
* Чечень (остров)
* Чыгыл

Крупные заливы Каспийского моря:

* Аграханский залив,
* Комсомолец (залив),
* Мангышлак,
* Казах (залив),
* Туркменбаши (залив) (бывший Красноводск),
* Туркмен (залив),
* Гызылагач,
* Астрахань (залив)
* Гызлар
* Гиркан (бывший Астарабад) и
* Энзели (бывший Пехлеви).

Реки, впадающие в Каспийское море

В Каспийское море впадает 130 рек, из них 9 рек имеют устье в форме дельты. Крупные реки, впадающие в Каспийское море - Волга, Терек (Россия), Урал, Эмба (Казахстан), Кура (Азербайджан), Самур (граница России с Азербайджаном), Атрек (Туркменистан) и другие. Крупнейшая река, впадающая в Каспийское море - Волга, её среднегодовой водосток составляет 215-224 кубических километра. Волга, Урал, Терек и Эмба дают до 88 - 90 % годового водостока Каспийского моря.

Бассейн Каспийского моря

Площадь бассейна Каспийского моря составляет примерно 3,1 - 3,5 миллионов квадратных километров, что составляет примерно 10 процентов от мировой территории закрытых водных бассейнов. Протяженность бассейна Каспийского моря с севера на юг - около 2500 километров, с запада на восток - около 1000 километров. Бассейн Каспийского моря охватывает 9 государств - Азербайджан, Армению, Грузию, Иран, Казахстан, Россию, Узбекистан, Турцию и Туркменистан.

Прибрежные государства

Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств:
* России (Дагестана, Калмыкии и Астраханской области) - на западне и северо-западе, длина береговой линии 695 километров
* Казахстана - на севере, северо-востоке и востоке, длина береговой линии 2320 километров
* Туркмении - на юго-востоке, длина береговой линии 1200 километров
* Ирана - на юге, длина береговой линии - 724 километра
* Азербайджана - на юго-западе, длина береговой линии 955 километров

Города на побережье Каспийского моря

Крупнейший город - порт на Каспийском море - Баку, столица Азербайджана, который находится в южной части Апшеронского полуострова и насчитывает 2,070 тыс. человек (2003). Другие крупные азербайджанские прикаспийские города - Сумгаит, который находится в северной части Апшеронского полуострова, и Ленкорань, которая находится недалеко от южной границы Азербайджана. К Юго-Востоку от Абшеронского полуострова, расположен посёлок нефтяников Нефтяные Камни, сооружения которого стоят на искусственных островах, эстакадах и технологических площадках.

Крупные российские города - столица Дагестана Махачкала и самый южный город России Дербент - расположены на западном побережье Каспийского моря. Портовым городом Каспийского моря считается также Астрахань, которая, однако, находится не на берегу Каспийского моря, а в дельте Волги, в 60 километрах от северного побережья Каспийского моря.

На восточном берегу Каспийского моря расположен казахский город - порт Актау, на севере в дельте Урала в 20 км от моря, расположен город Атырау, южнее Кара-Богаз-Гола на северном берегу Красноводского залива - туркменский город Туркменбаши, бывший Красноводск. Несколько прикаспийских городов расположены на южном (Иранском) побережье, самый крупный из них - Энзели.

Площадь, глубина, объём воды

Площадь и объем воды Каспийского моря значительно изменяется в зависимости от колебаний уровня воды. При уровне воды −26,75 м площадь составил примерно 392600 квадратных километров, объем вод - 78648 кубических километров, что составляет примерно 44 процента мировых запасов озёрных вод. Максимальная глубина Каспийского моря - в Южно-Каспийской впадине, в 1025 метрах от уровня его поверхности. По величине максимальной глубины Каспийское море уступает лишь Байкалу (1620 м.) и Танганьике (1435 м.). Средняя глубина Каспийского моря, рассчитанная по батиграфической кривой, составляет 208 метров. В то же время в северная часть Каспия - мелководная, её максимальная глубина не превышает 25 метров, а средняя глубина - 4 метров.

Колебания уровня воды

Уровень воды в Каспийском море подвержен значительным колебаниям. По данным современной науки, за последние 3 тысячи лет амплитуда изменений уровня воды Каспийского моря составила 15 метров. Инструментальное измерение уровня Каспийского моря и систематические наблюдения за его колебанием ведутся с 1837 года, за это время самый высокий уровень воды зарегистрирован в 1882 году (-25,2 м.), самый низкий - в 1977 году (-29,0 м.), с 1978 года уровень воды повышался и в 1995 году достиг отметки −26,7 м, с 1996 года опять наметилась тенденция к понижению уровня Каспийского моря. Причины изменения уровня воды Каспийского моря учёные связывают с климатическими, геологическими и антропогенными факторами.

Температура воды

Температура воды подвержена значительным широтным изменениям, наиболее отчетливо выраженным в зимний период, когда температура изменяется от 0-0.5 °C у кромки льда на севере моря до 10-11 °C на юге, то есть разность температуры воды составляет около 10 °C. Для мелководных районов с глубинами менее 25 м годовая амплитуда может достигать 25-26 °C. В среднем температура воды у западного побережья на 1-2 °C выше, чем у восточного, а в открытом море температура воды выше, чем у побережий на 2-4 °C.По характеру горизонтальной структуры поля температуры в годовом цикле изменчивости можно выделить три временных отрезка в верхнем 2-метровом слое. С октября по март температура воды увеличивается в южном и в восточном, что особенно хорошо прослеживается в Среднем Каспии. Можно выделить две устойчивые квазиширотные зоны, где градиенты температуры повышены. Это, во-первых, граница между Северным и Средним Каспием, и, во-вторых, между Средним и Южным. У кромки льда, на северной фронтальной зоне, температура в феврале-марте увеличивается с 0 до 5 °C, на южной фронтальной зоне, в районе Апшеронского порога, с 7 до 10 °C. В данный период наименее охлаждены воды в центре Южного Каспия, которые образуют квазистационарное ядро.

В апреле-мае область минимальных температур перемещается в Средний Каспий, что связано с более быстрым прогревом вод в мелководной северной части моря. Правда, в начале сезона в северной части моря большое количество тепла тратится на таяние льда, но уже в мае температура повышается здесь до 16-17 °C. В средней части температура в это время составляет 13-15 °C, а на юге увеличивается до 17-18 °C.

Весенний прогрев воды выравнивает горизонтальные градиенты, и разность температур между прибрежными районами и открытым морем не превышает 0.5 °C. Прогрев поверхностного слоя, начинающийся в марте, нарушает однородность в распределении температуры с глубиной.В июне-сентябре наблюдается горизонтальная однородность в распределении температуры в поверхностном слое. В августе, который является месяцем наибольшего прогрева, температура воды по всему морю составляет 24-26 °C, а в южных районах возрастает до 28 °C. В августе температура воды в мелководных заливах, к примеру, в Красноводском, может достигать 32 °C.Основной особенностью поля температуры воды в это время является апвеллинг. Он наблюдается ежегодно вдоль всего восточного побережья Среднего Каспия и частично проникает даже в Южный Каспий.

Подъем холодных глубинных вод происходит с различной интенсивностью в результате воздействия преобладающих в летний сезон северо-западных ветров. Ветер данного направления вызывает отток теплых поверхностных вод от берега и подъем более холодных вод из промежуточных слоев. Начало апвеллинга приходится на июнь, однако наибольшей интенсивности он достигает в июле-августе. Как следствие, на поверхности воды наблюдается понижение температуры (7-15 °C). Горизонтальные градиенты температуры достигают 2.3 °C на поверхности и 4.2 °C на глубине 20 м.

Очаг апвеллинга постепенно смещается с 41-42° сев. широты в июне, к 43-45° сев. широты в сентябре. Летний апвеллинг имеет большое значение для Каспийского моря, в корне меняя динамические процессы на глубоководной акватории.В открытых районах моря в конце мая - начале июня начинается формирование слоя скачка температуры, который наиболее четко выражен в августе. Чаще всего он располагается между горизонтами 20 и 30 м в средней части моря и 30 и 40 м в южной. Вертикальные градиенты температуры в слое скачка очень значительны и могут достигать нескольких градусов на метр. В средней части моря вследствие сгона у восточного побережья слой скачка поднимается близко к поверхности.

Поскольку в Каспийском море отсутствует стабильный бароклинный слой с большим запасом потенциальной энергии подобный главному термоклину Мирового океана, то с прекращением действия преобладающих ветров, вызывающих апвеллинг, и с началом осенне-зимней конвекции в октябре-ноябре происходит быстрая перестройка полей температуры к зимнему режиму. В открытом море температура воды в поверхностном слое понижается в средней части до 12-13 °C, в южной до 16-17 °C. В вертикальной структуре слой скачка размывается за счет конвективного перемешивания и к концу ноября исчезает.

Состав воды

Солевой состав вод замкнутого Каспийского моря отличается от океанского. Существуют значительные различия в соотношениях концентраций солеобразующих ионов особенно для вод районов, находящихся под непосредственным влиянием материкового стока. Процесс метаморфизации вод моря под влиянием материкового стока приводит к уменьшению относительного содержания хлоридов в общей сумме солей морских вод, увеличению относительного количества карбонатов, сульфатов, кальция, которые являются основными компонентами в химическом составе речных вод.Наиболее консервативными ионами являются калий, натрий, хлор и магний. Наименее консервативны кальций и гидрокарбонат-ион. В Каспии содержание катионов кальция и магния почти в два раза выше, чем в Азовском море, а сульфат-аниона - в три раза.Соленость воды особенно резко изменяется в северной части моря: от 0.1 ед. psu в устьевых областях Волги и Урала до 10-11 ед. psu на границе со Средним Каспием.

Минерализация в мелководных соленых заливах-култуках может достигать 60-100 г/кг. В Северном Каспии в течение всего безледного периода с апреля по ноябрь наблюдается соленостный фронт квазиширотного расположения. Наибольшее опреснение, связанное с распространением речного стока по акватории моря, наблюдается в июне. На формирование поля солености в Северном Каспии большое влияние оказывает поле ветра. В средней и южной частях моря колебания солености невелики. В основном она составляет 11.2-12.8 ед. psu, увеличиваясь в южном и восточном направлениях. С глубиной соленость возрастает незначительно (на 0.1-0.2 ед. psu).

В глубоководной части Каспийского моря в вертикальном профиле солености наблюдаются характерные прогибы изогалин и локальные экстремумы в районе восточного материкового склона, которые свидетельствуют о процессах придонного сползания вод, осолоняющихся на восточном мелководье Южного Каспия. Величина солености также сильно зависит от уровня моря и (что взаимосвязано) от объёма материкового стока.

Рельеф дна

Рельеф северной части Каспия - мелководная волнистая равнина с банками и аккумулятивными островами, средняя глубина Северного Каспия - около 4-8 метров, максимальная не превышает 25 метров. Мангышлакский порог отделяет Северный Каспий от Среднего. Средний Каспий достаточно глубоководный, глубина воды в Дербентской впадине достигает 788 метров. Апшеронский порог разделяет Средний и Южный Каспий. Южный Каспий считается глубоководным, глубина воды в Южно-Каспийской впадине достигает 1025 метров от поверхности Каспийского моря. На каспийском шельфе распространены ракушечные пески, глубоководные участки покрыты илистыми осадками, на отдельных участках имеется выход коренных пород.

Климат

Климат Каспийского моря - континентальный в северной части, умеренный в средней части и субтропический в южной части. В зимний период среднемесячная температура Каспия изменяется от −8 −10 в северной части до +8-10 в южной части, в летний период - от +24-25 в северной части до +26-27 в южной части. Максимальная температура зафиксирована на восточном побережье - 44 градуса.

Среднегодовое количество осадков составляет 200 миллиметров в год, от 90-100 миллиметров в засушливой восточной части до 1700 миллиметров у юго-западного субтропического побережья. Испарение воды с поверхности Каспийского моря - около 1000 миллиметров в год, наиболее интенсивное испарение в районе Апшеронского полуострова и в восточной части Южного Каспия - до 1400 миллиметров в год.

На территории Каспийского моря часто дуют ветры, их среднегодовая скорость составляет 3-7 метра в секунду, в розе ветров преобладают северные ветры. В осенние и зимние месяцы ветры усиливаются, скорость ветров нередко достигает 35-40 метров в секунду. Наиболее ветренные территории - Апшеронский полуостров и окрестности Махачкалы - Дербента, там же зафиксирована наиболее высокая волна - 11 метров.

Течения

Циркуляция вод в Каспийском море связана с водостоком и ветрами. Поскольку большая часть водостока приходится на Северный Каспий, преобладают северные течения. Интенсивное северное течение выносит воды с Северного Каспия вдоль западного побережья к Апшеронскому полуострову, где течение разделяется на две ветви, одна из которых движется дальше вдоль западного берега, другая уходит к Восточному каспию.

Животный мир

Животный мир Каспия представлен 1809 видами, из которых 415 относятся к позвоночным. В Каспийском мире зарегистрирован 101 вид рыб, в нем же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак. Каспийское море - среда обитания таких рыб, как карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее - Каспийский тюлень.C 31 марта 2008 года на побережье Каспийского моря в Казахстане обнаружено 363 мертвых тюленя.

Растительный мир

Растительный мир Каспийского моря и его побережья представлен 728 видами. Из растений в Каспийском море преобладают водоросли - синезелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых - зостера и руппия. По происхождению флора относится преимущественно к неогеновому возрасту, однако некоторые растения были занесены в Каспийское море человеком сознательно либо на днищах судов.

Происхождение Каспийского моря

Каспий имеет океаническое происхождение - его ложе сложено земной корой океанического типа. Он сформировался примерно 10 миллионов лет назад, когда закрытое Сарматское море, потерявшее связь с мировым океаном примерно 70 миллионов лет назад, разделилось на две части - "Каспийское море " и Чёрное море.

Антропологическая и культурная история Каспийского моря

Находки в пещере Хуто у южного побережья Каспийского моря свидетельствуют, что человек жил в этих краях примерно 75 тысяч лет назад. Первые упоминания о Каспийском море и проживающих на его побережье племенах встречаются у Геродота. Примерно в V-II вв. до н. э. на побережье Каспия жили племена саков. Позже, в период расселения тюрков, в период IV-V вв. н. э. здесь жили талышские племена (талыши). Согласно древним армянским и иранским рукописям, русские плавали по Каспийскому морю с 9 - 10 в.

Исследования Каспийского моря

Исследования Каспийского моря начаты Петром Великим, когда по его приказу в 1714-1715 была организована экспедиция под руководством А. Бековича-Черкасского. В 1820-х годах гидрографические исследования продолжены И. Ф. Сойомовым, позднее - И. В. Токмачёвым, М. И. Войновичем и другими исследователями. В начале 19 века инструментальная съёмка берегов проведена И. Ф. Колодкиным, в середине 19 в. - инструментальная географическая съемка под руководством Н. А. Ивашинцева. С 1866 года в течение более 50 лет велись экспедиционные исследования по гидрологии и гидробиологии Каспия под руководством Н. М. Книповича. В 1897 году основана Астраханская научно-исследовательская станция. В первые десятилетия Советской власти в Каспийском море активно велись геологические исследования И. М. Губкина и других советских геологов, преимущественно направленные на поиск нефти, а также исследования по изучению водного баланса и колебаний уровня Каспийского моря.

Добыча нефти и газа

В Каспийском море разрабатывается множество месторождений нефти и газа. Доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18-20 миллиардов тонн.

Нефтедобыча в Каспийском море началась в 1820 году, когда на Апшеронском шельфе была пробурена первая нефтяная скважина. Во второй половине 19 века началась добыча нефти в промышленных объёмах на Апшеронском полуострове, затем - и на других территориях.

Помимо добычи нефти и газа, на побережье Каспийского моря и каспийском шельфе ведется также добыча соли, известняка, камня, песка, глины.

Судоходство

В Каспийском море развито судоходство. На Каспийском море действуют паромные переправы, в частности, Баку - Туркменбаши, Баку - Актау, Махачкала - Актау. Каспийское море имеет судоходную связь с Азовским морем через реки Волгу, Дон и Волго-Донский канал.

Рыболовство и добыча морепродуктов

Рыболовство (осетровые, лещ, сазан, судак, килька), добыча икры, а также промысел тюленя. В Каспийском море осуществляется более 90 процентов мирового вылова осетровых. Помимо промышленной добычи, в Каспийском море процветает нелегальная добыча осетровых и их икры.

Рекреационные ресурсы

Природная среда Каспийского побережья с песчанными пляжами, минеральными водами и лечебными грязями в прибрежной зоне создает хорошие условия для отдыха и лечения. В то же время по степени развитости курортов и туристской индустрии Каспийское побережье заметно проигрывает Черноморскому побережью Кавказа. Вместе с тем, в последние годы туристическая индустрия активно развивается на побережье Азербайджана, Ирана, Туркменистана и российского Дагестана.

Экологические проблемы

Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих вешеств из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.

Пограничный спор о статусе Каспийского моря

После распада СССР раздел Каспийского моря долгое время был и до сих пор остается предметом не урегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа - нефти и газа, а также биологических ресурсов. В течение длительного времени шли переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря - Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран - на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. В 2003 году Россия, Азербайджан и Казахстан подписали соглашение о частичном разделе Каспийского моря по срединной линии.

Координаты: 42.622596 50.041848

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, редко заявляющий о значимости того или иного проекта, сказал, что новый порт станет важным морским связующим звеном для торговли между Европой и Азией.

ДА И НЕТ

Новый порт, пожалуй, важен для Туркменистана, поскольку он представляет собой крайне необходимый новый торговый путь для страны. Но, скорее всего, он будет ограничен главным образом экспортом и импортом Туркменистана, поскольку на восточном побережье Каспийского моря существует конкуренция.

В течение многих лет Туркменистан выступал в качестве торгового перекрестка Евразии. Это может быть географически правильно, но изоляционистская политика Ашгабата превратила страну в черную дыру межконтинентальных торговых путей.

За более чем четверть века своей независимости Туркменистан не намного стал ближе к внешнему миру, чем тогда, когда это была советская республика. В течение многих лет Ашгабат полагался на доходы от экспорта природного газа. Поскольку газ шел по трубопроводу, туркменскому правительству было легко закрыть свои границы и изолировать страну.

Падение мировых цен на газ и нефть с рекордных высот, установившихся полдесятилетия назад, негативно повлияло на экономику Туркменистана. Азиатский банк развития в сентябре 2016 года сообщил , что «экономика Туркменистана в значительной степени зависит от нефти и газа, на долю которых приходится более 85 процентов экспорта страны».

Проблема в том, что около 88 процентов территории Туркменистана - пустыня и страна мало что производит для экспорта. Но Туркменистан работает над поисками новых возможностей для продажи газа и нефти.

Дизельное топливо и бензин, которые должны вырабатываться из сжиженного газа на втором заводе, находящемся в Овадан-Депе (в том числе на участке самой известной тюрьмы Туркменистана), а также полиэтилен, полипропилен, серная и азотная кислота, аммиак и другие продукты химических производств и двух нефтеперерабатывающих заводов страны могут быть отправлены контейнерами по железной дороге и/или танкерами.

В новый порт также входит судостроительный и ремонтный завод. Туркменистан покупает у российского судостроительного завода «Красное Сормово» танкеры (не менее девяти, каждый из которых, по сообщениям, способен одновременно перевозить шесть видов нефтепродуктов). Некоторые из танкеров Туркменистана поставляют нефть в российский каспийский порт в Махачкале; но другие туркменские танкеры поставляют нефть в Баку, где ее закачивают в трубопроводы Баку - Махачкала - Новороссийск и Баку - Тбилиси - Джейхан.

Танкеры предприятия «Красное Сормово» грузоподъемностью по 7100 тонн, но в новом порту Туркменистана планируется в конечном итоге после выхода на полную мощность принимать около 25 миллионов тонн в год.

КОНКУРЕНЦИЯ С КАЗАХСТАНСКИМИ ПОРТАМИ

Порт Туркменбаши, вероятно, никогда не выйдет на заявленную мощность из-за портов Актау и Курык в Казахстане. Третий из трех новых терминалов Казахстана в порту Актау начал функционировать в 2014 году и увеличил пропускную способность до 19 миллионов тонн в год. (Эта новость поступила из Актау недавно, когда правительство Казахстана предложило Соединенным Штатам отправлять грузы для Афганистана через Актау.)

Казахстан также инвестировал деньги в новый порт Курык, примерно в 60 километрах к югу от Актау. Порт Курык, предназначенный в основном для транспортировки нефти с казахстанского месторождения Кашаган, планирует к 2020 году принимать около семи миллионов тонн грузов. И Казахстан строит новые железнодорожные линии, в том числе те, которые ведут в Китай.

Кроме экспорта собственных товаров и импорта грузов, необходимых внутри страны, порты в Казахстане и Туркменистане конкурируют за транзит товаров из Китая и других стран Восточной Азии, входящих в общий проект глобальной торговой сети «Один пояс - один путь», инициированный Пекином.

Разница в том, что Казахстан граничит с Китаем, и Казахстан четко видит, что его порты играют ключевую роль в перевозке товаров между Китаем и Европой. Турбек Спанов, заместитель начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог в Мангистауской области, заявил в октябре 2017 года, что порт Курык станет «важным звеном Транскаспийского международного транспортного маршрута». Спанов назвал Курык одним из перспективных транспортных коридоров в Евразии, который проходит из Китая по территории Казахстана, акватории Каспийского моря, через Азербайджан и Грузию с последующим выходом в страны Европы.

Железная дорога Казахстан - Туркменистан - Иран, запущенная в конце 2014 года, предусматривает транспортировку около 15 миллионов тонн грузов в год к 2022 году.

Китайские товары, идущие на Запад, в настоящее время могут транспортироваться по железной дороге в России или Казахстане (есть проект для железнодорожной линии из западного Китая в Кыргызстан и Узбекистан).

Чтобы добраться до железной дороги Казахстан - Туркменистан - Иран, поезда из Китая должны повернуть на юг вдоль железнодорожной сети Казахстана. Станцией на железнодорожном маршруте Казахстан - Туркменистан - Иран в Казахстане является Узень, который находится примерно в 90 километрах к востоку от Курыка. Это означает, что грузы из Восточной Азии, перевозимые железнодорожным транспортом в восточнокаспийские порты, должны проходить через Актау и Курык, прежде чем они достигнут начала железнодорожной линии в Туркменистан и Иран.

ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ КАСПИЯ

Есть еще одна часть Каспийского транзитного коридора, который нужно рассмотреть, - это новый порт в Азербайджане, недалеко от Баку. Бакинский международный морской торговый порт (терминал Алат) заменяет старый порт в Баку. В 2017 году объем грузовых перевозок увеличился примерно на 31 процент и составил около 4,4 миллиона тонн.

Первая фаза порта Алат должна быть завершена в этом году и достигнет мощности примерно 15 миллионов тонн в год. Когда второй этап будет завершен, порт должен иметь возможность обрабатывать около 25 миллионов тонн груза.

Из Баку большая часть груза шла по железной дороге через Кавказ в Турцию и Черное море. Неудивительно, что, когда в конце октября 2017 года была открыта новая железная дорога Баку - Тбилиси - Карс, на церемонии открытия присутствовали премьер-министры Казахстана и Узбекистана, а также делегация из Туркменистана. По этой железнодорожной линии, когда она достигнет максимальной мощности, планируют ежегодно перевозить около 17 миллионов тонн грузов.

Есть другие железные дороги, ведущие к черноморскому побережью Грузии. На черноморском побережье Грузии функционируют четыре порта, два из которых специализируются на жидких грузах. Один находится в Батуми. Им управляет казахстанская государственная компания «КазТрансОйл». Есть порт в Кулеви, которым управляет государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР). Так что даже здесь Туркменистан находится в неблагоприятной позиции по отношению к своим соседям по Каспию.

Есть еще один момент в связи с железнодорожными линиями и новым морским портом Туркменистана. Президент Бердымухамедов предложил Узбекистану использовать портовые сооружения, но в прошлом году официальные лица из Казахстана и Узбекистана, в том числе руководители государственных железнодорожных компаний, встречались несколько раз, чтобы обсудить доставку узбекских товаров через Актау и Курык.

Новый порт Туркменбаши выгоден для Туркменистана, хотя, возможно, потребуется время, прежде чем он окупятся 1,5 миллиарда долларов, потраченных на его строительство. Но в конце концов он рискует присоединиться к таким убыточным инвестиционным проектам, как железная дорога Теджен - Серахс - Мешхед, когда-то рекламировавшаяся как «перекресток планеты», и новый международный аэропорт в Ашгабате стоимостью 2,5 миллиарда долларов.

В подготовке статьи участвовали Азербайджанская, Казахская, Туркменская и Узбекская редакции Радио «Свободная Европа» / Радио «Свобода». Мнения, выраженные в этой статье, не обязательно отражают позицию Азаттыка. Перевела с английского Анна Клевцова.

Развитие транспортной деятельности в Каспийском море после распада СССР осложнялось его неопределенным правовым статусом. Подписание Конвенции о статусе Каспия положило конец его «переходной» постсоветской истории. Впереди большие планы, но и проблем немало.

Подписанная Конвенция предусматривает, что каспийские государства имеют право на добычу водных биоресурсов в пределах 25 морских миль от побережья, при этом национальный суверенитет будет распространяться на 15 морских миль, также десять примыкающих к ним для добычи биоресурсов. Основная акватория моря находится в общем пользовании сторон Конвенции, дно и недра разделены между государствами на основании соответствующих договоренностей и международного права. Судоходство, промысел биоресурсов, прокладка трубопроводов могут осуществляться по согласованным маршрутам и правилам теми странами, по акватории которых они будут проходить.

В настоящее время в Каспийском бассейне функционируют три российских морских порта: Астрахань, Оля и Махачкала. При этом до недавних пор порты Каспийского бассейна демонстрировали наихудшую динамику в сравнении с показателями других бассейнов: начиная с 2012 года объем перевалки грузов через порты бассейна сократился наполовину, а его доля в общем объеме грузооборота портов России достигла величины на уровне статистической погрешности.

Тем не менее, по итогам I полугодия 2018 года Каспийский бассейн после затяжного падения продемонстрировал взрывной рост, обеспеченный, главным образом, транзитом казахстанской нефти через порт Махачкала. Прирост по сухогрузам в бассейне был связан с перевалкой зерна в направлении Ирана.

Перспективы бассейна, на наш взгляд, связаны с созданием сухогрузных мощностей (которых в России, особенно на Юге, остро не хватает) для организации поставок в Иран и в Индию, представляющую огромный и пока малоосвоенный Россией рынок, а также обеспечения транзитных перевозок.

Так, по экспертным оценкам, потенциальный транзитный грузпоток по международному транспортному коридору «Север-Юг» между Индией и Ираном, с одной стороны, и странами Северной и Центральной Европы, с другой, может составить 35-40 млн тонн в год, из которых примерно половина придётся на грузы в контейнерах. При этом для обеспечения рентабельности таких перевозок и конкурентоспособности с портами Азово-Черноморского бассейна необходимо, чтобы эти суда были достаточно вместительными (от 1700 TEUs). С этой целью необходимо создавать соответствующую инфраструктуру.

Строить каспийские контейнеровозы такой вместимости без государственной поддержки будет нерентабельно. В настоящее время существует ряд мер господдержки, которые уже хорошо себя зарекомендовали: это субсидирование процентных ставок по кредитным и лизинговым платежам, судовой утилизационный грант.

В ноябре 2017 года правительством России была утверждена Стратегия развития портов Каспийского бассейна до 2030 года. Стратегией предусмотрено создание порта в Каспийске. Как заявил на днях президент России Владимир Путин, порт должен быть построен к 2025 году. Новый порт будет способен принимать суда с полезной нагрузкой от 15 до 25 тыс. тонн.

«Мы поддерживаем проект международного коридора «Север – Юг», он предусматривает железнодорожное, паромное, автомобильное сообщения, которые мы намерены развивать. Его запуск позволит в 2,5 раза быстрее, чем сегодня, доставлять грузы – ежегодно это до 25 млн тонн из европейских стран через Иран на Ближний Восток и Средний Восток, а также в Южную Азию», - подчеркнул Владимир Путин.

Каспийск расположен в непосредственной близости от Махачкалы, при этом обладает свободными площадями для развития стивидорной деятельности. Там же планируется создать базу Каспийской флотилии ВМФ России.

Упомянутой Стратегией также предусмотрено создание на Каспии новых пассажирских терминалов в портах Астрахань, Махачкала и Дербент.

В настоящее время в России уже строится пассажирское судно, предназначенное для каспийских круизов. Речь идет о строительстве первого (головного в серии PV300) за последние 60 лет пассажирского круизного лайнера класса «река-море», которое стартовало на судзаводе «Лотос» (Астрахань) в августе 2016 года. Заказчиком судна выступило Московское речное пароходство. Два судна (головное и серийное) планируется сдать в 2020 году. Круизный лайнер проекта PV-300 – это четырехпалубное судно нового поколения длиной в 141 м.

Строительством таких судов на заводе «Лотос» заинтересовались также иранские компании.

Конвенция о правовом статусе Каспийского моря дает импульс для развития рыболовства. В настоящее время в России прорабатываются механизмы господдержки строительства малотоннажных рыболовных судов, в том числе для работы в Каспийском море. По данным руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, потребность в добыче кильки на Каспии составляет порядка 100 тыс. тонн в год, при этом в настоящее время отечественными рыбаками добывается лишь десятая доля от этого объема.

Чтобы все означенные планы заработали, необходимо создать условия для эффективной логистики, поскольку в противном случае обеспечить конкурентоспособность каспийских маршрутов в сравнении с привычными азово-черноморскими схемами окажется невозможным. Здесь нужно будет подумать и о едином транспортном документе, и об оптимизации таможенных процедур, и о создании сервисных центров, в том числе судоремонтных, для обеспечения стабильного судоходства. Кроме того, нужно продумать меры господдержки для строительства каспийского флота и функционирования соответствующей инфраструктуры.

Однако, если все это будет сделано, то некогда депрессивный регион получит хороший синергетический эффект и импульс к развитию. Тем более, что все предпосылки для этого имеются: и политическая воля, и поддержка первых лиц государства, и выигрыш по скорости доставки, и близость к крупнейшим рынкам Ирана и Индии. А теперь к этому добавилось и урегулирование правового статуса моря.