Одной из новых и весьма полезных функций iOS 7 стала серийная съемка. Все любители мобильной фотографии наверняка оценили возможность сделать целую серию снимков и затем выбрать из них наиболее удачный. Особенно хороша серийная съемка на , где в секунду устройство делает до 10 кадров. Однако есть у всего этого великолепия и один существенный минус – память устройства утекает ровно с той же скоростью, что и появляются новые фотографии. Но у этой проблемы теперь есть решение для всех, кто обновился до iOS 7.0.2 или .

Сперва небольшое отступление. Так получилось, что далеко не все пользователи в курсе, что вместе с седьмой версией мобильной операционной системы Apple в их смартфоне, начиная с iPhone 4s, появился режим серийной съемки или Burst Mode в английском варианте. Работает она следующим образом: необходимо запустить камеру, а затем нажать и удерживать клавишу съемки. Если вы используете iPhone 5s , то на экране отобразится счетчик, отмечающий количество сделанных таким образом снимков. Серийная съемка идеально подходит для фотографирования движущихся объектов, так как позволяет впоследствии выбрать наиболее удачные снимки из всей серии. На iPhone 5 и iPhone 4s никакого счетчика не будет. Фотографии просто отправятся в фотопленку так, словно вы делали обычные снимки.

Но есть, как упоминалось в самом начале, одна небольшая проблема, способствующая быстрому заполнению памяти смартфона при частом использовании серийной съемки. iOS 7.0, а затем и iOS 7.0.1 предлагали сохранить лучшие снимки из получившихся, но никаким образом не предлагали избавиться от остальных снимков. Многие активные фотографы вскоре обнаруживали, что встроенная память занята множеством лишних и абсолютно ненужных снимков.

Решение этой проблемы предложила сама Apple в iOS 7.0.2 и 7.0.3. Теперь, сделав серию снимков, достаточно зайти в приложение «Фото», где открыть получившуюся коллекцию. Там, используя кнопку «Избранное», можно отметить те фотографии, которые по вашему мнению получились наиболее удачными. Выбрав фотографии и нажав готово, мы увидим предложение системы удалить оставшиеся фотографии или сохранить для дальнейшего использования. Таким образом, теперь у пользователей есть не только выбор, но и возможность сэкономить ценные сотни мегабайт, а то и все гигабайты дискового пространства своих смартфонов.

сайт Одной из новых и весьма полезных функций iOS 7 стала серийная съемка. Все любители мобильной фотографии наверняка оценили возможность сделать целую серию снимков и затем выбрать из них наиболее удачный. Особенно хороша серийная съемка на iPhone 5s, где в секунду устройство делает до 10 кадров. Однако есть у всего этого великолепия и один существенный минус...

March 8th, 2012

Сейчас довольно популярны так называемые "живые" фотографии - синематографии, где часть изображения, словно живая - движется. Действительно, довольно красивые результаты можно получить, если правильно подобрать объект анимации.
Для сообщества 30_day_photo (где одним из заданий является создание как раз такой "живой" фотографии) я написала урок. Очень старалась писать подробно - так, чтобы даже новичок, недавно познакомившийся с фотошопом, сумел создать свою собственную синематографию.

Сначала, вдохновения ради, предлагаю вам посмотреть несколько чудесных "живых" снимков!

Конечно же, мой пример в уроке не такой эффектный, но моей задачей было лишь показать принцип созданий подобных изображений. А уж с полученными навыками их оригинальность и эффектность полностью в ваших руках!

Теоретический урок.

Итак, что же такое синематография?
По сути - это набор кадров, сменяющих друг друга.
Например, на первом кадре человек с закрытыми глазами, на втором - начинает открывать, на третьем - еще больше, на четвертом - глаза совсем открыты, а дальше - в обратном порядке.
Чтобы на вашем снимке двигались только глаза (а не случайно дернувшаяся рука, уголок губ, или упавшая прядь волос), анимацию оставляют только на нужном участке снимка.
Как это сделать?
Двумя способами.

1) Из каждого кадра вырезать область, которая должна двигаться на фото, а остальное - удалить, оставив лишь один кадр невредимым - он и станет фоном для всей анимации. Допустим, вы анимируете то же моргание человека. У вас, скажем, 10 кадров на который человек моргает.
В 9-ти из 10-ти кадров вы удалите все, кроме глаз. 10-й кадр будет фоном, его мы расположим под остальными. Фон будет видно всегда, а вот кадры с морганием будут попеременно сменять друг друга.

2) Все кадры оставляем невредимыми, кроме одного - в нем вырезаем "дырку" в том месте, где хотим видеть движение, и располагаем его выше других.
Допустим, в том же примере с морганием, мы берем один из 10 кадров и удаляем на изображении глазницы (жутковато:))). Перед нами картинка, у которой нет глаз - это фон. Зато через эту "дырку" можно видеть кадры, расположенные под фоном. Фон остается на месте все время, а кадры сменяют друг друга.

Возможно звучит все это немного заморочено, но на деле все окажется простым, вот увидите:)
В своем практическом примере я буду разбирать второй случай, мне так удобнее. Но вам может показаться удобнее первый, поэтому не сбрасывайте его со счетов:)

Откуда взять эти самые кадры для анимации?
Откуда же взять эти самые кадры, из которых нужно что-то вырезать?
Опять же - есть два варианта - можно использовать для создания синематографии видео (снятое самостоятельно, или готовое, взятое из сети), а можно - ряд фотографий.
В первом случае вам нужно будет снять или найти подходящее видео, а потом придется пользоваться специальной программой (или ставить дополнительные кодеки для ФШ) для того, чтобы сохранить часть из этого видео как набор скриншотов, кадров, которые мы в последствии сможем использовать.
Во втором случае нам нужно выбрать объект съемки, и с помощью режима скоростной съемки вашего фотоаппарата сделать серию снимков, где выбранный вами объект движется.

Так как мы в этом сообществе все-таки фотолюбители, а не видеолюбители - я предлагаю разобраться во втором случае - скоростной съемке, и работой с множеством получившихся дублей (по желанию расскажу позднее как работать с видео).

Что именно фотографировать/снимать на видео?
Сложность синематографий в их оптимизации, ведь формат gif, поддерживающий анимацию, может содержать в себе не больше 256 цветов (считаются все оттенки!). Отсюда первое правило создания "живого" снимка:

Правило №1. Не выбирайте объектом вашей анимации предметы ярких насыщенных цветов. При их оптимизации на вашем снимке проявится немало неприятных артефактов (проще говоря - фотография запестрит пикселями). Берите спокойные тона, желательно, чтобы на всей вашей будущей синематографии этих цветов оказалось немного. Избегайте градиентов, радуги, и других пестрых текстур.

Правило №2. Выбирайте объект, который совершает цикличное движение! Проще говоря, не фотографируйте рыбок, хаотично плавающих в аквариуме - вы никогда не сможете "закольцевать" такую съемку. Ваш предмет должен совершать движение и возвращаться на тоже место, на котором был в начале!
Человек открыл глаза - человек закрыл глаза. Листик на ветке качнулся и вернулся обратно. Или же ваш объект должен изначально отсутствовать в кадре, потом появляться, а потом снова исчезать. Например, таракан, пробегающий по столу раз за разом. Или капля воды, падающая из крана вниз.
Если в качестве вашей модели выступает живой человек, просите модель как можно меньше шевелиться, не совершать лишних движений.

Правило №3. Берите маленький движущийся объект (небольшую область анимации). С большим сложнее работать - легче допустить ошибку при съемке. К тому же анимация большого объекта будет немало "весить". А какой смысл живой фотографии, если ее нельзя никому показать?

Итак, мы с вами обсудили теорию создания синематографии. Переходим к практике:)

Практический урок.

Этап 1. Фотографируем.
Для первых экспериментов предлагаю выбирать неодушевленный объект, совершающий простое повторяющееся движение. И лучше, для первого раза, один. Ну вот, например, вентилятор. Стоит на месте, никуда не убежит, крутится циклично - отличная модель.
Я ставлю свой вентилятор на кухонный стол, где достаточно света для съемки, расставляю там еще несколько предметов, создавая натюрморт. Сажаю ребенка, чтобы получилось живописнее. Убираю все лишние предметы, стараясь свести к минимуму последующую обработку в фотошопе.

Дальше разбираемся с настройками вашего фотоаппарата.
Вам необходимо найти режим скоростной съемки, чтобы быстро и без проблем отснять движение лопастей вентилятора. Этот режим означает, что, зажав кнопку съемки, вы сделаете не один кадр, а сразу много - фотоаппарат будет снимать, пока вы не отпустите кнопку (или пока не закончится флешка:))
Скорость съемки напрямую зависит от того, какая именно у вас камера.

Ну а дальше все просто - ставите свой фотоаппарат на штатив (или на ровную устойчивую поверхность), чтобы все кадры были сняты с одинаковой точки, и наша анимация не прыгала. Это очень важный момент! Если камера будет сдвигаться хоть на мм во время серийной съемки - все пропало:)

Включаем вентилятор, а потом делаем серию снимков.
Сколько именно снимков - вы легко выясните, приступив к практике. Конечно, чем дольше длится движение вашего объекта - тем больше кадров вам нужно сделать. Вентилятор делает поворот вокруг своей оси довольно быстро, поэтому мне хватило 30 кадров (и то - при обработке мы часть дублей удалим, чтобы уменьшить вес нашей анимации).

Этап 2. Работаем с получившимся материалом.

Я работаю в фотошопе версии Cs2 и Cs5 (оба - на английском языке), урок буду писать, пользуясь 5 версией. В принципе в новой версии не появилось ничего уникального, связанного с анимацией, но некоторые команды изменили свое расположение. Поэтому спрашивайте, если что:)

1. Посмотрите все кадры, которые вы отсняли.
Найдите начало и конец движения, в нашем случае - когда вентилятор сделал полный круг. Все кадры после этого можно удалить.

2. Если ваш объект совершает небольшое движение, а дублей вышло слишком много - удалите лишние кадры через один.
Как правило, после двух этих действий у вас останется немного кадров - 10-30.

3. Откройте все снимки в фотошопе. Перетащите все снимки в один файл - один слой над другим, в том порядке, в котором вы их снимали. Нижним слоем получится начало движения, наверху - конец.

4. Теперь создаем ту самую дырку - маску - через которую будет видно движение только в необходимой области.
В нашем случае эту дырку нужно сделать на месте, где лопасти вентилятора.
Пусть слой, оказавшийся выше всех станет фоном, в котором мы и будем делать дырку. Выделите его, щелкнув по нему мышкой.
Теперь перейдите в режим быстрой маски - кнопка для перехода в этот режим находится внизу панели инструментов:

После этого возьмите инструмент "Brush tool" (кисть) и закрасьте с его помощью ту область, где нужно сделать дырку. Лучше пользоваться кистью с жесткими краями, чтобы видеть четкие границы области, которую вы выделяете:

После того, как вы закончили с закрашиваем области, снова нажмите на кнопку режима быстрой маски, выключив его. Вы увидите выделенную область:

Теперь превратим выделенную область в векторную маску. Для этого щелкнем по кнопке "Add vector mask" на панели "Layers" (Слои):

И вы увидите, что около вашего слоя появилась маска с черной областью - это и есть дырка, через которую мы будем видеть слои, расположенные под нашим "фоном":

Важно: Напоминаю, что я использую этот способ (делаю дырку-маску в самом верхнем слое, а остальные оставляю нетронутыми) потому, что он удобен лично мне, и хорошо подходит для этого конкретного случая, когда вентилятор крутится всегда в одной и той же области, по кругу.
Здесь мы сразу видим область, в которой будет происходить анимация. Но бывает и иначе.
Когда необходимо сделать более аккуратные выделения (например у нас анимация человека в толпе, и мы не хотим, чтобы другие люди двигались), то удобнее пользоваться вторым способом, который я описывала выше - фон, который останется нетронутым, размещать под всеми остальными слоями. А к ним, в свою очередь, (к каждому слою!) дорисовывать маску нужной формы.
Если этот момент непонятен кому-то - напишите, я могу дописать урок, приведя конкретные практические примеры.

5. Теперь создаем анимацию.
Для этого откроем панель "Animation" (Анимация) с помощью команды "Window - Animation".
Панель выглядит вот так:

Сейчас перед вами только один кадр - значит анимации нет.
Прежде всего нам нужно создать другие кадры. Кадров должно быть столько же, сколько у вас слоев (за исключением фона с маской). У меня 8 слоев, поэтому я должна создать еще 7 кадров.
Это делается с помощью кнопки "Duplicate selected frames" (дублировать выделенные кадры):

Я нажала 7 раз на эту кнопку, и вот все мои 8 кадров:

Сейчас они все выглядят одинаково, ничего не меняется от кадра к кадру.
Нам необходимо выставить правильную видимость слоев для каждого кадра.
На всех кадрах должен быть виден наш фон-верхний слой один из оставшихся кадров.
Т.е. на первом кадре видно фон слой0, на втором - фон слой 1, на третьем - фон слой 2, и т.д.
Сделать слой видимым или невидимым можно нажав на значок глазика рядом с ним.
Вот, для наглядности:

Выставляя видимость слоев, вы сразу же будете видеть результат - как происходит анимация от кадра к кадру.
Когда вы закончите - подберите скорость перехода от кадра к кадру. Выделите все кадры с помощью кнопок Shift или Ctrl на клавиатуре и из выпадающего списа выберите нужное значение:

Я выбрала 0,1 секунды. No delay - значит без остановки.
Вот и все! Анимация готова:)

6. Доводим картинку до ума.
Т.е. занимаемся украшательствами:) Этот шаг необязательный в создании синематографии, но совсем без обработки не делается практически ни одно фото. На моей картинке явно не хватает света. И еще хотелось бы подправить цвета.

Я создаю два корректирующих слоя (убедитесь, что при этой вы находитесь на первой кадре анимации! действия, сделанные на первом кадре анимации - будут распространяться и на все остальные кадры) - Selective color (редактирование цветов) и Curves (кривые) с помощью кнопки "Create new fill or adjustments layer" (создать новую заливку или корректирующий слой), которая находится внизу на панели "Layers" (Слои):

Получаем вот такой красивый результат:

С помощью команды "Image - Image Size" (Изображение - размер изображения) уменьшаем нашу синематографию до нужный размеров. Я выбрала размер 700 по большой стороне.

7. Сохраняем нашу синематографию.
Для этого пользуемся командой "File - Save for Web & Devises" (Файл - Сохранить для Веб и устройств).
В появившемся окне нам предлагают выбрать настройки оптимизации формата gif. Как я и говорила ранее, в формате gif лишь 256 цветов, поэтому качество изображения непременно пострадает, это неизбежно. В каких-то случаях это видно не сильно, в каких-то - довольно заметно. Именно поэтому я давала советы по выбору исходника по цветам.

Расписывать все настройки оптимизации я не возьмусь - это материал для отдельного большого урока, извините:) Но, меняя настройки, вы сами сможете увидеть, что лучше в вашем случае - все изменения будут отображаться на превью слева.
Покажу лишь какие настройки выставила я:

После этого жмете "Save", даете имя, и ваша "живая" фотография готова!

Чем лучше вы продумаете свою синематографию, чем тщательнее выберите объект анимации, чем аккуратнее снимете - тем лучше получится результат.

Важно: Мы создали синематографию с помощью серийной съемки. Но не у всех фотоаппаратов есть возможность делать быструю серийную съемку. Да и не всегда этот способ удобен. Помните, что вы можете также снимать видео! При съемке видео обязательно ставьте видеокамеру/фотоаппарат на штатив. И не делайте длинных роликов (не больше 10-20 секунд), иначе замучаетесь удалять ненужные кадры.
Получившийся ролик необходимо разобрать на кадры, которые потом вы сможете, словно серийную съемку, с которой мы работали, превратить в анимацию. В последних версиях фотошопа есть возможность разложения видео на кадры-слои, это очень удобно. Команда звучит как "Fшle - Import - Video Frames to Layers"
(Файл - импорт - Видео кадры как слои). У кого фотошоп старых версий - придется воспользоваться Adobe Image Ready, или сторонней программой для сохранения скриншотов из фильмов.
Если кому-то будет интересен данный способ создания синематографий - напишите, я расскажу.

Творческих успехов вам!

Каждый снимок должен содержать что-то новое, не быть повторением уже достигнутого ранее.
Йозеф Судек

«Решающий момент» в отборе

В послесъемочном периоде перед фотографом стоит непростая задача - отобрать из отснятого материала лучшие фотографии и составить фотоисторию. О важности этого этапа пишет Картье-Брессон: «У нас есть две возможности отбора нужного материала… Первая - это непосредственно сама фотосъемка, когда фотограф рамкой видоискателя и нажатием на спусковую кнопку камеры вычленяет из бесконечной реальности значимые моменты. Вторая - это послесъемочный отбор».

В отснятом материале может и не оказаться «фотографических шедевров», но правильно отобранные фотографии в смысловой и изобразительной связке друг с другом способны создать новое качество - интересный, запоминающийся фоторассказ. Такой фоторассказ, построенный грамотным отбором и расположением снимков, способен выразить сложную мысль, показать событие под углом авторского видения, что ценно само по себе.

Отбор фотографий - довольно кропотливый процесс, заключающийся в анализе всей съемки. Вначале просматриваются все кадры; безжалостно отсеиваются прежде всего те, которые представляют собой технический и композиционный брак. Репортажная фотография - в отличие от других видов, как вы уже поняли, - это реалистическая, информационно насыщенная фотография, стремящаяся к объективному отражению реальности. Исходя из этого понимания и удаляются снимки нерезкие, недо- или переэкспонированные с непроработанными важными деталями. Удаляются кадры, искажающие внешность человека или смысл происходящего из-за неправильно выбранной точки съемки, ракурса или недостатков освещения.

Даже после предварительного отбора материал может содержать не один десяток фотографий. Как правильно распорядиться ими? Сколько и какие фотографии оставить для составления фотоистории? Последующий отбор и окончательное количество фотографий будут зависеть от того, где вы планируете показывать свою съемку. Так, на газетной странице или журнальном развороте обычно размещают в среднем 3-8 репортажных снимков (иногда больше). В свой личный виртуальный альбом или видеоряд в слайд-шоу фотограф может включить значительно большее количество фотоснимков. Некоторые фотографические проекты, например фотовыставки, допускают тематические серии из десятков фотографий.

Независимо от того, имеются или отсутствуют внешние ограничения по количеству снимков в серии, фотограф должен стремиться к лаконизму - умению в немногом раскрыть многое. Во- первых, лаконизм - признак мастерства. Во-вторых, несколько выразительных фотографий запомнятся лучше, нежели длинный ряд неплохих снимков по той же теме.

Человеческое внимание имеет свойство утомляться. Главный «утомитель» нашего внимания - монотонность, однообразие. Мы должны помнить об этом, собирая фотоисторию. Чтобы зритель не заскучал, рассматривая фотографии, вы должны тщательно отобрать сюжеты. Сюжеты должны быть разнообразными! Основное правило вотборе сюжетов - не допускать повторов! Найдите самые яркие, ключевые моменты съемки, которые вы без сомнений включили бы в свой видеоряд. Они будут «держать» всю фотоисторию. Затем отсортируйте другие сюжеты, менее важные, но детализирующие информацию и усиливающие общее впечатление, которого вы хотите достичь.

Трудности возникают при отборе лучшего кадра из нескольких, сходных по сюжету и композиции. Особенно сложно выбирать, если снимки равноценны по своим достоинствам. В этих случаях я, к примеру, доверяю первому впечатлению от съемки и выбираю те снимки, которые понравились сразу. Если сомнения велики, зову на помощь жену или дочь. Мнение стороннего человека очень полезно - разумеется, того, чьему вкусу вы доверяете. Лично я ценю мнение художников. Даже противоположная точка зрения вашего эксперта поможет вам сделать правильный выбор, ибо собственный взгляд в процессе отбора нередко «замыливается», теряет свежесть восприятия.

Посмотрим, каких критериев отбора придерживались известные мастера фотографии. Картье-Брессон советует выбирать те сюжеты, «…в которых сконцентрируются глубокие отношения к реальности». Майнор Уайт пишет: «Я всегда смотрю, есть ли в фотографии дух». Арнольд Ньюман убежден: «Фотография тогда может считаться интересной, когда она западает нам в сознание». Павел Кривцов целенаправленно показывает нам человека с лучшей стороны: «Главная задача - открыть самые лучшие черты человека, лучшие его качества». Научитесь и вы оставлять только самые выразительные, самые впечатляющие сюжеты.

После того, как вы позаботились о разнообразии содержания и отобрали основные сюжеты, снова проанализируйте получившийся набор снимков - насколько фотографии разнообразны по форме? Мы уже знаем, что богатство фотографических форм дают нам планы, точка съемки, светотеневые решения, композиция и другие изобразительные средства, которые мы изучали на нашем курсе. Зритель легко освоит информацию, если перед ним пройдет чередование планов - крупного, среднего, общего; вертикальных и горизонтальных кадров; видов, снятых с разных точек. Глубинные, многослойные композиции создадут эффект присутствия, а светотеневые решения и эффекты цвета придадут вашему повествованию нужную эмоциональную тональность.

Возможно, вы обнаружите, что почти все отобранные фотографии сняты средним планом, нет крупных, а ведь они приближают нас к человеку или важным деталям. Может быть другая промашка: все снимки окажутся горизонтальными. Попробуйте вернуться к отсеянным кадрам и поискать аналоги, выполненные в нужном плане или в нужном формате. Если их не окажется, «упущенного уже не вернешь, но лучше на будущее понять, что и почему не получилось, чтобы быть готовым к этому в следующей съемке» (Картье-Брессон). Всегда помните: разнообразие сюжетов и фотографических форм - необходимое условие создания запоминающейся фотоистории.

Построение фотоистории

Отбор фотографий завершен. Теперь перед нами стоит задача составить из отобранных кадров связную фотоисторию - расположить снимки в определенной последовательности по отношению друг к другу. Расположить так, чтобы они ярко и четко выразили ваш личный взгляд, вашу мысль. В связи с этим неплохо перед окончательной редакцией сформулировать идею съемки в двух-трех фразах и дать название своему фоторассказу. Название может быть простым, в виде назывного предложения. Например, «На отдыхе», «Жизнь прихода», «Стройка»…

Такое названиепросто обозначает тему и позволяет фотографиям самим раскрыть ее. Многие авторы более активно используют силу слова. Метафорой, цитатой, поэтической строчкой они стремятся вычленить свою главную мысль, направив зрительское внимание в нужное русло (например, «Сказки старого города», «Терра инкогнита», «Чудаки украшают мир»). Безусловно, выразительное название будет работать на вашу фотоисторию, но подобрать его не так просто. Не стесняйтесь обращаться за помощью к друзьям.

По-существу, фотоистория есть повествование в картинках, развивающееся по тем же законам и правилам, что и литературные рассказы. Изложение истории предполагает разнообразие авторских стилей, манер и сюжетных ходов. Это творческий процесс. По формальной организации материала можно выделить следующие варианты построения фотоистории:

1. На основе жесткой сюжетной структуры, предусматривающей завязку, кульминацию и развязку. События показываются в хронологической последовательности. («Мир художника Алексея Павельева» в Примерах).

2. На основе главного, ключевого кадра, объединяющего вокруг себя мозаику второстепенных («Свадьба с приданым» в Примерах).

3. На основе ассоциативных связей, возникших между кадрами, сделанных в разное время, по разным поводам и даже в разных местах, но объединенных общей темой («В Соловецкой обители» в Примерах).

Хочу обратить ваше внимание, что расстановкой фотографий в линейном ряду на фотовыставке, интернет-экспозиции, слайд-шоу мы создаем новое визуальное произведение, новую композицию. В ней каждый снимок должен эффективно поддерживать вашу идею, ваш замысел. Снимки рассматриваются по очереди, в движении от одного к другому. Впечатление от отдельного кадра переносится на следующий.

Эстетически правильная подборка соседних кадров по цвету, свету, графике, композиции, планам помогает поддерживать внимание зрителя, направляет восприятие в задуманном направлении. В фотоистории «…каждая фотография рассматривается в соотношении с другими точно так же, как при написании эссе» (Юджин Смит). Выстраивая композицию фотоистории, мы можем намеренно остановить движение главной мысли крупным планом, портретом или введением пейзажа. Наоборот, цветовым, графическим, композиционным контрастом соседствующих фотографий поставить акцент на главном, создать необходимое напряжение внимания. Даже легкая перестановка фотографий в изобразительном ряду, удаление или добавление новых фрагментов может существенно изменить интонацию фотоистории, создать новый контекст. И, наконец, редактированием мы должны найти такое соотношение между фотографиями, которое позволит воспринять всю композицию как цельный, законченный рассказ, а не как пеструю мозаику разрозненных картин.

Разумеется, нужно позаботиться о ярком начале и логическом завершении истории. В любой фотоистории имеется начало (заходной кадр), развитие (движение от снимка к снимку показывает нам место, действие, ситуации, характеры, ключевой кадр), завершение (закрывающий кадр). Желательно уже первым, заходным кадром заинтриговать, увлечь зрителя, ввести его в тему. Последний, закрывающий кадр может подводить итог спокойным лирическим пейзажем, жизнеутверждающей сценой, символическим или проблемным кадром. Каким будет завершение, зависит от вашей концепции и драматургии истории.При построении фотоистории я опираюсь на следующие принципы, которые, надеюсь, пригодятся и вам.

Принцип лаконизма.

Не обязательно все отобранные сюжеты включать в фоторассказ. От некоторых фотографий по ходу построения придется отказаться, дабы не утяжелять восприятие зрителя. Степень перегрузки я определяю так. Сначала собираю рассказ из нескольких - трех-пяти - самых выразительных и интересных кадров. Ставлю их в необходимом порядке. Затем постепенно ввожу в изобразительный ряд новые снимки, наблюдая за тем, как они соотносятся и дополняют друг друга. Набор фотографий увеличивается до восьми-двенадцати штук и более. Я останавливаюсь, когда вижу, что расширение фотоистории уже не улучшает ее качество. Хорошо снятая фотоистория может быть показана всего в нескольких кадрах. Например, многокадровый репортаж (18 кадров) Геннадия Михеева «Свадьба с приданым», который мы рассматривали раньше, может быть отредактирован так — девять кадров.


Принцип согласованности.

Здесь я имею ввиду сюжетно-смысловую связь соседних кадров в движении от одного к другому. А также - согласованность изобразительную и эстетическую. Например, если в репортажном портрете взгляд человека устремлен в сторону, то целесообразно со стороны, куда он смотрит, поставить фотографию с какой-либо сценой или пространством, общим планом.

Принцип разнообразия.

Используйте, насколько это возможно, горизонтальные и вертикальные снимки, крупные, средние и общие планы. Включайте глубокие композиции, кадры-символы. Используйте все богатство фотографического языка. Не допускайте повторов! Этими «хитростями» вы сохраните чувство новизны у зрителя на протяжении всей фотоистории.

Принцип контраста.

Это один из главных принципов, мобилизующий внимание зрителя. Крупные планы не ставьте рядом, чередуйте их с общими или средними планами. Пусть на ваших снимках огонь соседствует с водой, небо - с землей, движение - с покоем, масштабный процесс - с отдельной укрупненной деталью, темная тональность - со светлой и т. д. Контрасты
внутри вашей фотоистории создают зоны напряженного внимания, своеобразный ритм внимания.

Мы - кадеты. Фотографии Михаила Рогозина.

В этой серии работают все принципы построения фотоистории. В заключении нашего курса я желаю вам успеха в освоении репортажного метода. Помните — фоторепортаж это творчество, игра. Пусть фотография доставляет вам радость!

Задания к уроку No9 «Построение фотоистории: отбор, редактирование»

Учимся делать отбор фотографий и составлять фотоисторию

Составляем фотоисторию из любого материала, отснятого в предыдущих уроках. Количество снимков может быть любым. Если вы снимали несколько тем, составьте две фотоистории.
Придумайте название своим фотоисториям и вышлите их.

В заключении нашего курса я желаю вам успеха в освоении репортажного метода. Помните — фоторепортаж это творчество, игра. Пусть фотография доставляет вам радость!

Напоминаю вам, что выполненные задания принимаются в виде ZIP-архива, внутри которого находятся снятые вами фотографии. Архив необходимо загружать в поле для исходной
фотографии, а в поле для загрузки основной фотографии задания необходимо загрузить один выбранный вами снимок.

Количество всех фотографий - до 30 штук, а архивов (серий фотографий) должно быть не более трех. Это очень важно. Еще раз повторю, что принимаются фотографии на любую тему.

Так вот, серийность в фотопроектах может быть представлена двумя вариантами - серия-фотоистория и серия-типология. Давайте разберемся что это такое, и чем они отличаются друг от друга.

Фотоистория . Фотоистория пришла к нам из фотожурналистики, где задачей фотографа было проиллюстрировать своими фотографиями текст статьи, рассказывающей о каких-то событиях или явлениях. Её же называют фотоочерком, фоторепортажем. Здесь каждая фотография выступает как бы иллюстрацией мысли, каждая новая фотография эту идею подтверждает снова. Итак, каждая фотография - иллюстрация. Фотографии как маленькие рассказы, из которых и складывается текст - большая фотоистория. Например, проект «Дети Африки». Каждая фотография этого проекта как бы говорит - дети Африки страдают. Когда мы видим 30 таких фотографий в серии, то мы точно понимаем, что хотел сказать нам автор проекта «Дети Африки».

Проект Мартин Парра «Лакшери» хороший пример фотоистории. Уже по одной картинке становится понятно, о чем идет речь. С каждый новой картинкой - эти предположения подтверждаются в большей степени. Каждая фотография - это маленький рассказ, из которых складывается фотоистория.

Фото Мартин Парр (Martin Parr) «Лакшери»

Красивая фотоистория у Набуёси Араки, посвященная смерти его жены. Фотографии в рамке по всей квартире, застывшие виды в окне, лужи, а потом снег, кошка, которая лежит, идет, смотрит и ждет.

Фото Набуёси Араки (Nabuyoshi Araki)

Часто фотографы, работающие с фотоисторией, снимают в смешанном жанре, то есть в одном проекте объединяют фотографии разных жанров: ортреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены. Хороши пример - книга Манфреда Виллманна «Деревня». Манфред поехал в немецкую деревню снимать проект и прожил там 2 года. Это отличная фотоистория о том, как живут люди в деревни, что такое действительно настоящая жизнь и счастье по-настоящему.

Фото Манфред Виллманн (Manfred Willmann)

Типология . Современная серия - это всё-таки типология. Это не фотоочерк, не фоторепортаж и не фотоистория. Типология пришла нам в виде наследие Августа Зандера (August Sander), Карла Блосфельда (Karl Blossfeldt), Бернда и Хиллы Бехеров (Bernd and Hilla Becher). Типология - это набор отдельных изображений, каждое из которых не несет никакого отдельного высказывания, а смысл проекта всплывает только тогда, когда Вы посмотрели все эти фотографии вместе. То есть каждая из фото, в отличие от случая с фотоисторией, не иллюстрации мысли автора. Она просто слово. И так у Вас слово за словом складывается предложение. Предложение, которые и несет смысл. Смысл не иллюстрируется каждой фотографией отдельно, как это было в фотоистории. Здесь вся серия целиком - и есть мысль. Это называется синтагматический принцип. Принцип, по которому не возможно понять смысл, не услышав фразу целиком. Только когда все слова фразы собраны вместе в предложные и каждое на своем месте - тогда и появляется смысл. На таких фотографиях часто нет ситуаций и сюжетов, раскрывающих мысль всего проекта в целом. Часто может показаться, что это бессвязные наблюдения или заметки, ничего не значащие картинки.

Как снять типологию? Перед тем, как снимать подумайте, иллюстрирует ли фотография напрямую главную идею проекта или нет. Если нет - не снимайте. Собирайте фотографии передающие ощущение, а не конкретные понятные явные смыслы, вторящие теме проекта. В серии-фотоистории каждая фотография снова и снова подтверждает смысл, заявленный в заголовке проекта. Для современного проекта - это было бы слишком просто. Смысл в проекте-типологии рождается на пересечении фотографий, составляющих проект. И сами эти фотографии, составляющие проект, по отдельности часто кажутся безликими, невыразительными и ни о чём конкретном не говорящими. И только будучи собранными вместе в серию-типологию, они на ваших глазах создают смысл проекта.

Как правило такие проекты исследуют типичекое в группах или наоборот в похожем, пытаются выявить тонкие различия. Это как социологическое исследование, когда из большого количества ответов можно выделить и выявить общие черты. Типология - это как научная работа по исследованию закономерностей, в окружающем нас мире.

Август Зандер - один из первых фотографов, который начал снимать типологию. Конечно, тогда еще он не знал, что это такое и что это станет языком фотографии XXI века. В любом случае исследование типологическое людей Германии по профессиям, увлечениям, роду деятельности положило начало первым типологиям в фотографии.

Фото Август Зандер (August Sander)

Карл Блосфельд снимал растения и систематизировал их. На фото мы можем видеть тонкие отличия во вроде бы одинаковых и никому не интересных стеблях, теперь поражающих воображение.

Фото Карл Блосфельд (Karl Blossfeldt)

Бехеры снимали газгольдеры, водонапорные башни и другие промышленные объекты в Германии, а затем и за ее пределами. Собирая фотографии в серии, они получили типологии, которые имеют не только прикладное значение для изучения этих объектов, но и показали миру, что искусством может быть не только красивая фотография, но и сама идея.

Фото Бернд и Хилла Бехеры (Bernd and Hilla Becher)

Это же принцип заложен и во многих современных фотопроектах. Из современных авторов, использующих типологию в своих фотопроектах надо отметить следующих: Алек Сот (Alec Soth), Синди Шерман (Сindy Sherman), Андреас Гурски (Andreas Gursky), Томас Руфф (Thomas Ruff), Шерри Левин (Sherrie Levine).

Томас Руфф снимает «как на паспорт» выходцев из бывшего ГДР, чтобы зритель не отвлекаясь на эмоции, жесты, то есть не отвлекаясь от сути, смог проследить типическое в серии эти портретов - то есть выявить то общее, что есть в этих людях и нет в других.

Фото Томас Руфф (Thomas Ruff)

Алек Сот, наверное, самый важный фотограф, работающий с типологией, потому что ему удалось в одном проекте объединить несколько линий типологии и построить на этом вест свой проект. При внимательном изучении Вы увидите, что здесь повторяются типы объектов: бородачи, заброшенные дома, объекты-одиночества, пустынные пейзажи. Алек Сот очень тонко перемешивает это все в своем проекте, и через этот неповторимый коктейль из нескольких линий типологии, собирает своё большое высказывание о безысходности.

Фото Алек Сот (Alec Soth) «Broken Manual»

И последний автор Шерри Левин - современный художник, предлагает нам найти 26 отличий на современных отпечатках фотографий Уолкера Эванса (Walker Evans), выставленных в галерее, подражая современным фотопроектам в виде типологии. Это концептуальный проект, исследующий как изменилось отношение к фотографии со времен Эванса до наших дней, как изменилось наше представление о фотографии, чего современный зритель ожидает от фотографии и тд. Все это решено через популярную сейчас типологию. Фактически, это типология одной и той же фотографии.

Фото Шерри Левин (Sherrie Levine)


Сегодня не фотографирует разве что ленивый. И конечно, каждый мечтает сделать красивые фотографии, которые бы нравились всем. При этом для действительно хороших фотографий совсем необязательно иметь дорогую фотокамеру. Делать профессиональные снимки позволит знание простых секретов.

1. Эффект боке



Прикрепите кусок фольги к любой вертикальной поверхности, поставьте предмет съемки, напротив поставьте зеркало и снимайте. Такая хитрость позволит создать удивительные снимки с эффектом боке.

2. Подводная съемка



Не стоит отчаиваться, если у вас нет специального оборудования для популярной подводной съемки. Сделать восхитительные снимки подводного мира поможет прозрачный пластиковый контейнер. Убедитесь, что он не протекает, поместите в него камеру, настроенную на съемку, и осторожно опустите в воду.



Весьма интересные фотографии с верхнего ракурса можно сделать и без посторонней помощи. Для этого из картона нужно смастерить специальную подставку для смартфона, с помощью скотча закрепить ее на стене над головой и включить режим автоматической съемки.

4. Цветные блики



Используйте CD-диск, чтобы получить оригинальный эффект цветных бликов. Просто приложите его к нижней части объектива и нажимайте на кнопку спуска затвора - красивые фотографии будут вам гарантированы.

5. Сквозь розовые очки



Еще один интересный эффект можно получить, фотографируя через стекло солнцезащитных очков.

6. Смягчение



Оберните объектив фотоаппарата пленкой, контур линзы под пленкой смажьте небольшим количеством вазелина или крема. Такой прием позволит делать восхитительные снимки с эффектом размытой экспозиции без использования дополнительного оборудования и фильтров.

7. Четкость



Хотите, чтобы снимки были более четкие и резкие, используйте чистый кофейный фильтр или плотную обертку кофейных стаканчиков. Такая хитрость позволит предотвратить появление нежелательных бликов на фото и улучшить качество изображений.

8. Кружево



Использование кружевной ткани позволит получить действительно красивые и необычные снимки. Кружевную ткань можно накинуть на себя, на объектив фотоаппарата или на источник освещения, получая при этом абсолютно разные результаты.

9. Цветной фильтр



Пара полосок скотча, раскрашенные цветными маркерами и наклеенные на объектив зеркального фотоаппарата, помогут получить фантастические снимки с необычным эффектом.

10. Зефирный эффект



Из деревянного круга и цветной шерсти можно сделать оригинальные приспособления для съемки, которые помогут создавать креативные фотографии с очаровательными цветными эффектами.

11. Засвет



Во время съемки посветите на линзу маленьким фонариком. Это позволит получить эффект мягкой дымки, которая сделает снимки загадочными и необычными.

Видео-бонус:

12. Тени



В искусстве фотографии тени играют такое же важное значение, как и свет. Отсутствие теней сделает фотографии плоскими, а присутствие какой-то необычной тени - наоборот, наполнит снимок смыслом. Поэтому, начинающим фотографам или любителям не стоит боятся экспериментов, играя с тенями при помощи дуршлага, тканей или бумажных трафаретов.

13. Мягкая вспышка



Часто фотографии со вспышкой получаются слишком резкими и неестественными. Чаще всего это происходит из-за неподходящего освещения и неправильных настроек камеры. Как бы то не было, смягчить действие вспышки можно поместив ее в белый целлофановый пакет.

14. Переход цветов



Двухцветная пленка с отверстием в центре, надетая на объектив фотоаппарата, поможет получить завораживающие фотографии с необычным цветовым эффектом без использования специального оборудования.

15. Защита от непогоды



Дождь и снег могут не только сорвать работу фотографа, но и навредить фотоаппарату. Защитить свой рабочий инструмент от дождя можно с помощью пластикового контейнера для CD и плотного целлофана.

16. Отражатель



Используйте белый лист бумаги вместо отражателя, чтобы ваши портреты получались более светлыми и естественными.

Видео-бонус:

17. Сквозь стекло



Хотите пополнить свою коллекцию фотографиями с необычными эффектами, фотографируйте через стекло. Эффект легкой дымки, необычные блики и мягкие цвета вам гарантированы.

18. Отражатель для вспышки



Из небольшого белого куска пластика или обычной визитки можно сделать прекрасный отражатель для вспышки.

Видео-бонус:

Впрочем, классные фотографии можно делать и при помощи смартфона.
Многие задаются вопросом: . Мы готовы дать ответ на этот вопрос.