Ловко продуманная импровизация на тему потерянного карнавального духа, насыщенная образами почти раблезианского характера

Из всех видов искусств именно фотография как средство моментального запечатления действительности вынуждена быть самым гибким и чутким к веяниям времени. При этом она всегда оказывается на стыке различных восприятий, в зоне конфликта: то ей приписывают качества документа, то средства выражения субъективного взгляда на мир, то ее лишают специфических свойств, то видят в ней средство отражения социального статуса. Пожалуй, наиболее остро подобные противоречия и сомнения высказываются в профессиональных кругах. В фотографических школах разворачивается классический конфликт поколений.

В основе обучения московской Школы имени Родченко лежит разделение на мастерские - проектная фотография (Владислав Ефимов), непосредственная фотография (Игорь Мухин), документальная фотография (Валерий Нистратов). Хотя у каждого из мастеров существует собственная рецептура приготовления успешных проектов, нередко ученики сопротивляются, перебегают из одной мастерской в другую, едва встречая непонимание своих творческих экспериментов со стороны преподавателей, что, впрочем, является вполне естественным явлением для любого творческого вуза. С одной стороны, любая школа создает определенный канон, с другой - разумеется, интереснее всего наблюдать за теми, кто устанавливаемый канон преодолевает.

Изначально обучение в Школе Родченко было посвящено преимущественно фотографии. Спустя десять лет акценты изменились: сейчас фотография воспринимается как неотъемлемая часть поля современного искусства. Это стало возможным отчасти и благодаря самим выпускникам, провоцировавшим дискуссии на тему границ медиума, а также столкновения этического и эстетического.

Одним из таких «провокаторов», окончивших школу имени Родченко, является Никита Шохов - выпускник мастерской Игоря Мухина. В связи с его дипломным проектом “Рублевка” возникло обсуждение: имеет ли право автор производить манипуляции со снимком, хотя в этом конкретном случае ретушь носила исключительно эстетически-косметический характер и никак не влияла на сюжет. В 2013-м году Игорь Мухин, будучи научным руководителем Никиты, поднял вопрос об использовании Фотошопа. Состоялся круглый стол , в ходе которого эксперты высказывались на тему фотографии как документа. Извечный спор о фотографической правде, впрочем, так и не был разрешён.

От едва заметного вмешательства в композицию кадра Никита почти сразу перешел к куда более радикальным формальным экспериментам. В том же 2013 он начал снимать серию “Scan”. Последние снимки были сделаны летом 2016.

Фото: Никита Шохов, из серии «Scan». Предоставлено автором

Технический фокус заключается в следующем: камера (toyo 4×5) стоит на штативе, в кадре движется толпа; в фотоаппарат вставляется сканер “betterlight” вместо пленки. Принцип тот же, что и у обычного планшетного сканера. Вот только объект не статичный, за счет чего возникает специфический эффект пластической деформации. Датчик сканирует по пикселю в данной точке пространства в течении 40 секунд.

Эта серия возникла вслед за съемками в Утрише и ночных клубах столицы. “Утриш” - это постановочные кадры, интерпретация мифологических сюжетов о пространстве первозданной свободы, времени до появления капитализма и национальных государств. Серия “Moscow Nightlife” - про парадоксальную попытку обретения того же самого места и ощущения освобождения - вот только уже посредством погружения в самую сердцевину машины наслаждения и потребления. Никита рассказывает, что все три серии явились для него своего рода исследованием, поиском ответа на вопрос, что осталось от карнавала сегодня - в том понимании, которое было предложено философом Михаилом Бахтиным. В его теории за основу взято явление средневекового карнавала - действо, в ходе которого привычные социальные маски срываются, верх и низ меняются местами, а непристойное оказывается допустимым.

По мнению Никиты, сущность карнавала сохраняется разве что в закрытых сообществах: коммунах хиппи, на сходках нудистов. В сегодняшних же массовых событиях, напротив, не осталось места спонтанности; любое движение запланировано и срежиссировано, социальные роли не то что не прекращают действовать, но будто бы даже становятся ещё более концентрированными.

Фото: Никита Шохов, из серии «Scan». Предоставлено автором

Впрочем, тут возникает вопрос - насколько фотография в принципе способна передать это ощущение освобождения и ниспровержения существующего порядка? Ведь кадр - всегда компромисс между случайностью момента и соглашением между автором и моделью. А если говорить о жанре портрета, не содержится ли уже в самом факте позирования на камеру элемент карнавального - обнаружение в себе иного, разыгрывание некой роли?

В серии “Scan” привлекает то, что фотография оказывается как документацией, прямым способом регистрации движения толпы, так и ёмкой визуальной метафорой феномена массового собрания. Демонстрируется смещение взгляда: ты неотделим от массы, индивидуальное оказывается смазано и искажено. Чувство времени и пространства также подвергается трансформации. Совместность превращается в неразличимость. Техническая мощь - машины, танки - кажется картонной декорацией. Простые аналогии, возникающие при первом взгляде на снимки из серии Scan - кривое зеркало, игрушечность - точно совпадают с присущим массовым мероприятиям плакатному языку и ярмарочным образам. Фотография приобретает оттенок карикатуры.

Репортажная съемка сочетается с использованием технического приема, который делает более очевидной, «выпуклой» авторскую субъективность. Работа на стыке жанров и демонстративная субъективность взгляда в противовес традиционному противопоставлению документального и постановочного соответствует духу современной фотографии - фотографии в эпоху “постправды” , когда “объективные факты менее важны для формирования общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям“.

Фото: Никита Шохов, из серии «Scan». Предоставлено автором

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

Фотография: Никита Шохов

Вера, 9 лет : «Это со мной первый раз: пришел фотограф и придумал такие разные сценки: говорил, как нам с братом вставать, одежду выбирал. Мне очень-очень понравилось, было весело. Самое смешное: я в ванной крашусь, мой брат чистит зубы, и ему на ноги льется душ.

Вообще, я учусь в школе и хожу на танцы в ДК ЗИЛ и на гимнастику в «Олимпийский». Люблю с папой порисовать, повырезать, полепить. Я бы хотела стать дизайнером, планировать квартиры. Гулять люблю на ЗИЛе и по Красной площади. Когда приходит брат (ему 16), мы обычно говорим, играем - и он уходит».

Егор и Надя Грязновы, Аня Харитонова


Фотография: Никита Шохов

Надя, 9 лет : «Я люблю книжки, сейчас читаю про Гарри Поттера. Занимаюсь верховой ездой, мне очень нравятся лошади, а также собаки, кошки там всякие. Когда я была помладше, хотела стать учителем, но сейчас уже не уверена».

Егор, 11 лет : «Мы с Надей любим в шашки играть, обычно я побеждаю. Иногда всей семьей играем в «Монополию», там чаще всего папа выигрывает. Я занимаюсь борьбой на стадионе «Торпедо». Кем я хочу стать? Как папа, в президентском полку водителем работать».

Катя и Миша Сапрыкины


Фотография: Никита Шохов

Миша, 18 лет : «Я нынче учусь в Высшей школе экономики. Свободного времени у меня немного, но в принципе я люблю играть в футбол и ходить на концерты. Бывают в Москве вечеринки, когда акцент делается не на музыку, а на пафос, на уровень посетителей, - на такие я не хожу. В последний раз был на концерте Кати Шилоносовой на «Стрелке».

Съемка прошла классно, потому что мы с фотографом Никитой более-менее знакомы - он снимал нас в лагере «Камчатка». Еще меня как-то фотографировали для одного журнала, но он закрылся. Так что для меня это не первый опыт. А вот сестре было тяжелее, конечно, она не привыкла позировать. К сожалению, не было дома нашего младшего брата Феди (ему 4 года), думаю, вот он бы с удовольствием перед камерой отплясывал. Нам с Катей нужно было изобразить такой сюжет, что типа я ее наставник и помогаю ей во всем (на самом деле, конечно, не так, но мы сумели это сыграть). Самая моя любимая фотография в этой серии - где мы с Катей стоим в комнате с велосипедом. Потому что велосипед - моя радость, и сестра - моя радость. А еще дело в том, что мой велосипед по правилам родителей все время стоит в подъезде снаружи, а тут появилась возможность безнаказанно затащить его домой».

Данила Пермин, Клим Калашников, Елисей и Савелий Романенко


Фотография: Никита Шохов

Клим, 12 лет : «Я в 6-м классе. Мне очень нравятся наши учителя, хорошо преподают. Люблю математику, обществознание и русский. У меня немного свободного время, английским и французским занимаюсь и еще в видеоигры играю. Любимые - всякие бродилки, квесты, шутеры, Cаll of Duty. А любимая книжка - «Двадцать тысяч лье под водой».

Меня не особо волнует, кем я буду, главное, чтобы много получал. Ну я и думаю бизнесом каким-то заняться. У меня папа тоже этим занимается, не прямо сам, но он там значительное лицо. Он меня брал несколько раз на работу, объяснял. Я заинтересовался и даже работал. Все понравилось. С какой-то стороны, хотелось бы пойти уже сейчас работать, но с другой - в школе весело и интересно, каждый раз новое что-то изучаешь, а на работе приходится делать одно и то же постоянно.

В фотосессии я участвовал вместе со своими друзьями, нас просили показать, как мы обычно проводим досуг. Вот мы и присели поиграть в приставку, погуляли. Шашлыки еще жарили: мы это и правда делаем, нас папа научил. После съемок мяса поели, вкусно было».

Настя Тихонова


Фотография: Никита Шохов

«Мне 15 лет, я учусь в Пушкинском лицее и уже 7 лет рисую. Мой папа художник и дизайнер, а мама - учительница мировой художественной культуры и литературы. По воскресеньям родители ведут занятия в Музее Москвы, а я им помогаю вести детские мастер-классы. Я хочу быть реставратором, нам в Пушкинском музее показывали, как это делается. А еще с детства люблю Хеллоу Китти, у меня все тетрадки с ней.

На этой фотографии я не сплю наяву, а танцую перед зеркалом. Фотограф Никита меня спросил, что я обычно делаю, когда никого нет дома, я и рассказала. А еще часто, когда я не занимаюсь дома уроками, хотя должна, то делаю коллажи. Просто у меня какой-то образ перед глазами встает, я вырезаю разные изображения и складываю в новую картинку».

Нина Гридчина и Маруся Аджави


Фотография: Никита Шохов

Нина, 18 лет : «Я изучаю менеджмент в РАНХиГС при президенте РФ, хотя это не совсем то, чем я планирую заниматься. На самом деле я мечтаю открыть ресторан и помимо учебы хожу на курсы кондитерского мастерства. Как-то так случается, что в Москве все места, которые мы с друзьями любим, постоянно закрываются, и мы от этого страшно страдаем. И хотелось бы создать место, рассчитанное на то, что там будут собираться ребята примерно моего возраста: 16–20 лет. Там они смогут чувствовать себя комфортно, и к тому же там будет вкусная еда. Во-первых, мое любимое место из тех, что существуют сегодня, это Pie Point, еще я очень любила U-Shake на Тверской-Ямской. В свободное время готовлю торты на заказ, печенья, постоянно думаю над новыми рецептами, учусь фотографировать еду. Пока только на пленку.

На съемке Никита просил меня сделать вид, как будто меня дети ужасно раздражают, но на самом деле я люблю своих младших брата и сестру. И они меня очень любят, что мне безумно льстит. Я чирлидингом, помимо всего, занимаюсь и очень редко бываю дома, но когда мы вместе, я, например, прививаю детям любовь к науке. Мы вместе смотрим документальное кино, и хотя моему брату Артему только четыре, он может от начала и до конца высидеть документальный фильм про горы. Ну а Маруся еще маленькая, ей всего два».

Федор и Маргарита Дорофеевы


Фотография: Никита Шохов

Маргарита, 7 лет : «Когда мы фотографировались в Фединой комнате, я играла на игрушечном пианино, а Федя решал задачки. Мне это очень понравилось. Мы с Федей вообще редко вместе что-то делаем, обычно играем сами с собой или учим уроки, а после того сразу садимся ужинать. Во что я играю? Ну читаю, мне нравится «Королевство кривых зеркал». Там девочка Оля попала в зазеркалье, и там все слова были наоборот, а плохие люди мальчика Гурда (это как «друг») заковали в наручники. Моя самая любимая игрушка My Little Pony. У меня есть несколько пони: Искорка, Силестия, Эпплджек и Радуга. И несколько хобби: я занимаюсь хором и танцами хип-хоп в ДК ЗИЛ».

Федор, 9 лет: «Очень люблю математику, мне она легко дается, потому что я занимаюсь шахматами, а эти две вещи связаны. Когда меня с сестрой снимали, я расставил все свои доски, чтобы показать, какие у меня есть разнообразные шахматы, и наша кошка в этот момент начала разбрасывать фигуры. В итоге фото, кажется, неплохие получились».

Дуня Ковшарова, Ерофей и Илья Бабицкие


Фотография: Никита Шохов

Ерофей, 17 лет : «Хочу поступать в МГУ и сейчас ничем почти не занимаюсь, вот только к ЕГЭ этому дурацкому готовлюсь. Когда-то давно ходил в музыкальную школу на балалайку, уже не играю, да и раньше особо не усердствовал. Из литературы мне Достоевский нравится, он отличный, умные вещи говорит. Я прочитал «Бесов», «Идиота», «Братьев Карамазовых», «Преступление и наказание».

У меня две сестры и брат, родные. Им сниматься очень понравилось, хотя в реальной жизни мы почти ничего такого не делаем - ни в ванной не лежим, ни на гитаре не играем. Мама у меня художник, а папа - астроном-любитель. Часто объясняет нам всякие вещи, которые мы в школе не понимаем, и вообще просто интересные вещи. Себя лет через 20 я вижу бородатым-бородатым биологом».

Настя и Полина Веденяпины


Фотография: Никита Шохов

Полина, 16 лет: «Обычно мы с сестрой (ей 10) не так много общаемся. Наши беседы сводятся к паре фраз в стиле «отдай, это мое» или «можно не входить в мою комнату?». Но, когда есть время, мы вместе гуляем, рисуем, сестра любит, когда я ей помогаю с ее школьными проектами. Из-за поступления у меня мало времени, Настя на меня обижается, может подойти сказать: «Знаешь, ты не обращаешь на меня внимания, поэтому я не подарю тебе подарок на Новый год». Потом приходит извиняется и говорит, что очень меня любит. Когда мне самой было 10, я думала, что у меня наконец-то появился человек, с которым я буду играть без остановки, у нас совпадали интересы. Сейчас, конечно, все не так, но она тоже становится какой-то взрослой, с ней можно просто поговорить, и это очень здорово.

Я и сама люблю фотографировать и думаю этим потом заняться. Я часто бываю в музеях вроде МАММ, но я совсем себе не представляла, что такое съемка, пока Никита не пришел. Первая съемка была очень странной, он надел на нас халаты, и мы должны были завтракать. Представьте себе, что два ребенка пытаются изобразить, что они вдвоем завтракают, и им очень весело. Но самая странная съемка была в ванной, она у нас очень розовая, как у таких настоящих девочек, и мы в розовой одежде должны были залезть в воду с нашим шпицем на руках. Еще я бегала в каком-то очень красивом мамином платье на тренажере. Как я поняла, идея фотографа в том, чтобы как-то утрировать образы и потом запечатлеть это, только тогда это будет круто и интересно выглядеть».

Виктория и Алексей Малиновские


Фотография: Никита Шохов

Виктория, 15 лет : «Я занимаюсь в театральной студии на ЗИЛе, она называется «Город мастеров». Мечтаю связать с этим свою жизнь, решила для начала пойти в художественный колледж и стать гримером. Свободное время по-разному провожу - сегодня вот была на концерте Дианы Арбениной. Вообще, очень люблю собак и уделяю им много времени, хожу на собачьи выставки. У меня такса Дрема.

Когда мы предвкушали съемку, даже не ожидали, что это будет настолько интересно. Больше всего понравилась съемка в ванной. Мы с братом пытались изобразить танец рок-н-ролл (мы учили его на юбилей нашего театра), после чего мама надела на брата белое одеяние, и, как я помню, он возомнил себя богом».

В Artplay открылась выставка, на которой представлены работы победителей международного конкурса Word Press Photo-2014. Один из награжденных участников конкурса Никита Шохов отметился своими работами, объединенными в серию под названием «Утриш».

Новое направление

В этом году в конкурсе участвовало стали победителями только три представителя из России. Помимо Шохова с его серией работ «Утриш» удачным участием отметился Данила Ткаченко с проектом «Побег», которые основан на портретах людей, абстрагировавшихся от цивилизации, а также Елена Чернышева с серией фотографий «Дни ночей – ночи дней», на которых запечатлена повседневная жизнь Норильска. Сам Шохов в серии «Утриш» использовал фотографии нудистской компании на одном из островов в Черном море. Кроме них объектом внимания фотографа стали отдыхающие на пляже, хипстеры, студенты Политеха и посетители стрип-клубов.

Проект «Утриш» изначально должен был стать продолжением проекта «Черноморские каникулы», который собрал в себе снимки загорающих людей. Однако затем вектор сменился в сторону человеческого естества и первобытному чувству, которое отсылает к тем временам, когда люди не пользовались одеждой и не делились по признаку национальности. Тема пляжа является для Шохова родной, поскольку с детства ему знакома смена ощущений и чувств при входе и выходе из воды.

Проект получился лирическим, в отличие от карнавального «Moscow Night Life» или типично русских «Черноморских каникул». Утриш – место не тронутое туризмом. Все, кто отдыхает там с точки зрения фотографа являются чистыми людьми, которые не привыкли отдыхать цивилизованно. Тем и привлекательнее осветить этот отдых. Обнаженная натура здесь – это воплощение естества, искренности, правды, которое стирает все те различия на сословия, которые дает одежда. Одежда – это своеобразное клеймо, которое может рассказать о заработке, достижениях человека и его роли в обществе. Когда все эти вещи становятся неважными, одежда уходит на второй план. Фотография из серии «Утриш» Никиты Шохова

Антиглянец

Работы Шохова – это полная противоположность глянцу, который часто можно встретить на множестве выставок. Здесь идет работа с жизнью и правдой, являющейся ее неотъемлемой частью. Автор не ищет выдающихся вещей, которые, по его мнению, превращают все в шоу-бизнес. Также он не выбирает героев для своих съемок. Скорее, они находят его.

Ученик школы Родченко, Шохов закончил мастерскую Игоря Мухина, работы которого запечатлели признаки перемен в нашей стране. Главная цель тех работ – поиск истинного лица России, занятие весьма амбициозное. При всех березах, куполах и высоких заборах Шохов считает, что истинное отражение лица нашей страны – лицо в маске. Фотография из серии «Утриш»

Под контролем искусства

Также Шохову довелось принять участие в проекте «С чего начинается Родина?», который проходил в Музее Москвы. Съемки предполагалось проводить в детском лагере «Камчатка», а цель, поставленную перед собой, он описал так – изображение жизни лагеря в стиле старого доброго советского кино. Однако в лагере предупредили, что постановочные съемки строго запрещены, поэтому пришлось делать обычные фотографии, каких много во всяких журналах. Поэтому автор остался не очень довольным своей работой.

По мнению Шохова, тематическая наклонность в сторону катастроф, нищеты, голода и бедности на конкурсах World Press Photo является не чем иным, как попыткой удержать народ в узде. При взгляде на ужасы, запечатленные на фотографии, у человека появляется спокойствие за то, что в его жизни все лучше, после чего начинается принятие существующего режима и действующей власти. Начинает казаться, будто человек участвует во всех событиях, которые происходят в мире. Но подобное участие сидя перед монитором не более, чем иллюзия действия.