Отправить

Класснуть

Запинить


Цели: познакомить учащихся с понятием «рисунок», его видами, техникой работы над рисунком, рассказать о наброске, его значении для художника, развивать в учениках творческие способности.
Материалы: учебный рисунок, наброски мастеров живописи (Рафаэль «Наброски Мадонны», А. Дюрер «Кусок дерна», «Заяц»); свежие осенние листья, бумага, карандаш, черная ручка.

Ход урока

Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

Беседа учителя

Введение в тему

Рисунком называется какое-либо изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. При помощи различных сочетаний этих средств (комбинации штрихов, пятен, линий и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Он, как правило, выполняется одним цветом либо с использованием разных цветов, органично сочетающихся между собой. И на сегодняшнем уроке мы начнем постигать технику его создания.
«Рисунок – это высшая честность искусства. Рисовать вовсе не значит просто обводить контуры. Рисунок – это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка. Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом» (Жан Огюст Доминик Энгр).

Рисунок является основой мастерства художника. Он одинаково необходим как художнику, так и скульптору и архитектору. Рисунок используется не только в процессе творчества, но и во время обучения.

На прошлом уроке мы говорили о различных видах художественных материалов. Вспомните, что относится к графическим материалам. (Карандаш, уголь, ручка, перо.)
Художественные рисунки представляют собой графические произведения. В начале своей работы художник прежде всего делает набросок рисунка.
Набросок – это рисунок, сделанный без особой затраты времени. Через набросок мастер воплощает свою основную идею. Это немного напоминает фотографию, сделанную на бегу. Или иначе – проект, эскиз будущей работы. Но у великих художников такие наброски бывают столь красивы, что их воспринимают как отдельные произведения искусства (рис. 1).

Рис. 1. Рафаэль «Наброски Мадонны»

Виды рисунка

Рисунок бывает долгим, изучающим, детальным, выполненным с натуры для закрепления определенных навыков. В этом случае его называют зарисовкой. Зарисовка выполняет вспомогательную функцию. Художники часто делают зарисовки понравившегося им предмета.

Существует технический рисунок, он используется для объяснения работы какого-либо прибора. Для того чтобы освоить правила изображения, грамоту изобразительного языка, создают учебный рисунок. Но особое место занимает творческий рисунок. С его помощью автор выражает свое отношение к интересующему его предмету.

История рисунка

Считается, что первые правила рисования установили египтяне. В обучении рисованию существовало два направления. Первое строилось на правиле свободного движения руки для того, чтобы человеку было проще наносить кистью главные контурные линии. Согласно второму направлению – ученик должен был иметь твердую руку для того, чтобы более уверенно царапать контур рисунка фрески на стене.

Древнегреческие художники прежде всего изучали человеческое тело. Древние греки видели красоту земного в стройном порядке, симметрии, гармонии частей и целого. Художники Древней Греции изображали мир как можно более точно, поэтому основой их творчества стал рисунок с натуры. В Римской империи рисунок имел прикладной характер. Римляне в своем творчестве в основном подражали грекам, копируя образцы их работ. В эпоху Средневековья рисунок, скорее, отражал эмоциональное состояние, нежели точность изображаемого.

Основные технические приемы рисунка сложились в эпоху Возрождения в Италии. Для выполнения рисунка применялись серебряные, свинцовые и другие металлические грифели, сангина, карандаш, уголь, графит, тушь, чернила, акварель, белила. Рисунок выполнялся гусиными и тростниковыми перьями, кисточками на бумаге (цветной или белой). Техника рисунка эпохи Возрождения оказала огромное влияние на последующие поколения великих творцов. Художники того времени выработали линейную манеру рисунка, созданного на скорую руку только при помощи линий (флорентийская и римская школы: Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Матеньи). Венецианские художники рисовали в более свободной манере – Тициан, Тинторетто и другие использовали легкий живописный штрих и пятно.

Многие мастера пользовались в своей работе пером. Оно служило инструментом для рисования Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициану, Рембрандту, А. Дюреру, И. Репину, В. Серову, М. Врубелю и др. Рисунок обычно выполняли тушью, чернилами, сепией на гладкой, плотной белой бумаге. Рисунок пером требовал от художника предельной точности и уверенности, так как вносить исправления в него было крайне трудно. Мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным шрифтом, признаны Ян ван Эйк и Альбрехт Дюрер.

Биографическая справка

Ян ван Эйк. Художник Ян ван Эйк является представителем искусства северного Возрождения. Самобытный характер северного Возрождения проявился в культуре Нидерландов и Германии. Главным его центром был Амстердам, а также Нюрнберг, Аугсбург, Галле. В то время широкое распространение получило учение мистиков, согласно которому человек может лично общаться с Богом. Искусство еще не стало светским. В нидерландском портрете красота прежде всего связана с духовной жизнью личности. Лидерство в искусстве принадлежит живописи. Художник Ян ван Эйк работал в паре со своим братом Губертом. «Гентский алтарь» был начат вместе, но после смерти Губерта Ян закончил его один. Одно из наиболее известных произведений Яна – «Алтарь Мероде», где Иосиф как бы мастерит мышеловку – олицетворение Христа, сооружающего ловушку для дьявола.

Альбрехт Дюрер – основоположник искусства немецкого Возрождения. Ему принадлежит серия гравюр на тему «Апокалипсис». Художник был известен как тонкий наблюдатель – рисоваль. Выходец из Венгрии, он несколько лет учился у своего отца, затем у нюрнбергского живописца Михаэля Вольгемута. Наиболее прославленные акварели Дюрера – «Кусок дерна», «Заяц» – выполнены с холодной кристальностью и отстраненностью. Первая значительная работа Дюрера – серия пейзажей, написанная во время его путешествия в Италию. Художник также успешно работал в области ксилографии – гравюры на дереве. Гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в Келье», «Меланхолия» не были задуманы как единый цикл, однако их объединяет морально – философский подтекст.

Русская школа рисунка

Русская школа XVIII–XIX вв. многое внесла в развитие техники рисунка. Мастерами рисунка были О. Кипренский, К. Брюллов и другие ученики Академии художеств. Их работы выполнены на слегка желтой или голубой бумаге. В своем рисунке «Натурщик с красным плащом» О. Кипренскому удалось достичь обилия полутонов и такого живописного впечатления при помощи итальянского карандаша, сангины и мела. К. Брюллов выполнил рисунок «Портрет Полины Виардо» графитным карандашом и, таким образом, сумел передать тончайшую моделировку объема средствами светотени. В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» К. Брюллов использовал сангину, пастель, уголь и мел. Таким образом, ему удалось достичь богатства оттенков и цветовых нюансов. Свои рисунки Брюллов выполнял в основном акварелью, и они производят впечатление законченных картин (например, «Турчанка»).

Рисунки таких русских мастеров, как И. Репин, А. Лосенко, А.А. Иванов, – наилучшие примеры различных приемов использования материала.
Великий живописец А.А. Иванов обогатил возможности акварели, использовав именно ее в качестве наиболее выразительной силы. Рисунки Иванова поражают своей одухотворенностью и близостью к библейским и евангельским сюжетам. Свои работы художник выполнял на бумаге приятного теплого тона при помощи белил. Все его работы – многофигурные сложные композиции, которые раскрывают человеческие характеры. Иванов сумел достичь гармонии цветовых сочетаний. Наиболее известным его произведением стала картина «Явление Христа народу».

Русские художники второй половины XIX в. развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса (соус похож на черную или цветную тушь, дает бархатистый тон и легко разносится по бумаге). Н. Крамской в своей работе «Неутешное горе» использовал небольшой штрих в технике сухого соуса. В. Серов, работая над «Портретом О.К. Орловой», использовал уголь, цветные карандаши, сангину. Таким образом, рисунок получился близким к живописному изображению. Особую манеру наложения штрихов использовал М. Врубель. Розу в стакане, ребенка в кроватке, пейзаж – все, что он изображал, выполнялось при помощи штрихов.

В XX в. художники продолжали развивать традиции русской школы. Много нового было создано в области свободного, остро – выразительного, нетрадиционного авангардного рисунка.
«Метод, которым я руководствуюсь всю свою жизнь, – рисовать, рисовать, рисовать. Рисовать каждый день, рисовать, пока ты жив, пока ты существуешь, потому что рисовать – это значит жить, приобщаться ко всему живому. Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов» (Д.И. Митрохин).

«Художник может позднее прорабатывать отдельные части до нужной степени, но пусть он не забывает все время проверять, не разрушает ли он целостного впечатления, заканчивая отдельные детали» (Джошуа Рейнольдс). «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры, рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всей науки» (Микеланджело).

Творческое задание

Сегодня на занятии мы будем учиться делать зарисовки с натуры. Перед вами осенние листья разных цветов. Внимательно посмотрите на них, обратите внимание на детали. Помните, для того чтобы стать мастером рисунка, необходимо научиться видеть. Исследуя предмет, постарайтесь наиболее правдиво воспроизвести его на бумаге, создав свой художественный образ. Работу выполняйте при помощи простого карандаша или черной ручки.

Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
– Давайте вспомним, что такое рисунок.
– Какие виды рисунков вы знаете?
– Что представляют собой художественные рисунки?
– Что такое набросок?
– Объясните понятие «ксилография».
– Назовите одно произведение А. Иванова.

Вместе с этим также читают:

Урок №2 Класс:6 Дата:__________________________ Тема: Рисунок - основа изобразительного творчества. Цели: познакомить учащихся с понятием «рисунок», его видами, техникой работы над рисунком, рассказать о наброске, его значении для художника, развивать в учениках творческие способности. Материалы: наброски мастеров живописи, учебный рисунок, свежие осенние листья (фотографии листьев), бумага, карандаши, черная ручка Ход урока. 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Приветствие, проверка готовности учеников к уроку 2.БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ. 1.Введение в тему Рисунком называется какое-либо изображение, выполненное от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. При помощи различных сочетаний этих средств (комбинации штрихов, пятен, линий и т.д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Он, как правило, выполняется одним цветом либо с использованием различных цветов, ограничено сочетающихся между собой. И сегодня мы начнем постигать технику его создания. «Рисунок - это высшая честность искусства. Рисовать вовсе не значит просто обводить контуры. Рисунок - это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка. Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом. » (Жан Огюст Доминик Энгр) Рисунок является основой мастерства художника. Он одинаково необходим как художнику, так и скульптору, и архитектору. Рисунок используется не только в процессе творчества, но и во время обучения. -На прошлом уроке мы говорили о различных видах художественных материалов. Вспомните, что относится к графическим материалам? (карандаш, уголь, ручка, перо) Художественные рисунки представляют собой графические произведения. В начале своей работы художник, прежде всего, делает набросок рисунка. Набросок - это рисунок, сделанный без особой затраты времени. Через набросок мастер воплощает свою основную идею. Это немного напоминает фотографию, сделанную на бегу. Или иначе - проект, эскиз будущей работы. Но у великих художников такие наброски бывают столь красивы, что их воспринимают как отдельные произведения искусства. 2 Виды рисунка Рисунок бывает долгим, изучающим, детальным, выполненным с натуры для закрепления определенных навыков. В этом случае его называют зарисовкой. Зарисовка выполняет вспомогательную функцию. Художники часто делают зарисовки понравившихся им предметов. Существует технический рисунок , он используется для объяснения работы какого-либо прибора. Для того чтобы освоить правила изображения, грамоту изобразительного языка, создают учебный рисунок . Но особое место занимает творческий рисунок . С его помощью автор выражает основное отношение к интересующему его предмету. 3.История рисунка. Считается, что первые правила рисования установили египтяне. В обучении рисованию существовало два направления. Первое строилось на правиле свободного движения руки для того, что бы человеку было проще наносить кистью главные контурные линии. Согласно второму направлению ученик должен был иметь твердую руку для того чтобы более уверенно царапать контур рисунка фрески на стене. Древнегреческие художники, прежде всего, изучали человеческое тело. Древние греки видели красоту земного в стройном порядке. Симметрии, гармонии частей и целого. Художники Древней Греции изображали мир как можно более точно, поэтому основой их творчества стал рисунок с натуры. В Римской империи рисунок имел прикладной характер. Римляне в своем творчестве в основном подражали грекам, копирую их образцы работ. В эпоху Средневековья рисунок, скорее, отражал эмоциональное состояние, нежели точность изображаемого. Основные технические приемы рисунка сложились в эпоху Возрождения в Италии. Для выполнения рисунка применялись серебряные, свинцовые и другие металлические грифели, сангина, карандаш, уголь, тушь, чернила, акварель, белила. Рисунок выполнялся гусиными и тростниковыми перьями, кисточками на бумаге (цветной или белой) Эпоха Возрождения оказала огромное влияние на последующее поколения великих творцов. Художники того времени выработали линейную манеру рисунка, созданного на скорую руку только при помощи линий (флорентийская и римская школы: Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Метенье). Венецианские художники рисовали в более свободной манере- Тициан, Тинторетто и др. использовали легкий живописный штрих и пятно. Многие мастера пользовались в своей работе пером. Оно служило инструментом для рисования Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициану, И. Репину, В. Серову, М. Врубелю и др. Рисунок обычно выполняли тушью, чернилами, сепией на гладкой, плотной бумаге. Рисунок пером требовал от художника предельной точности и уверенности, так как вносить исправления в него было крайне трудно. 4.Русская школа рисунка. Русская школа 18-19вв. многое внесла в развитие техники рисунка. Мастерами рисунка были О. Кипренский, К. Брюллов и др. ученики Академии художеств. Их работы выполнены на слегка желтой или голубой бумаге. (демонстрация работ). Они в своих работах использовали сангину, уголь, пастель, мел, графитный карандаш. Рисунки таких мастеров, как И. Репин, А. Лосенко, А.А. Иванов,-наилучшие примеры различных приемов использования материалов. Великий живописец А.А. Иванов обогатил возможности акварели. Выполнял работы на бумаге приятного теплого тона при помощи белил. Наиболее известная работа «Явление Христа народу». Русские художники второй половины 19 века развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса (соус похож на черную или цветную тушь, дает бархатистый тон и легко разносится по бумаге). Н. Крамской «неутешное горе», В. Серов «Портрет О. К. Орловой». В 20 веке художники продолжали развивать традиции русской школы. Много было создано в области свободного, островыразительного, нетрадиционного авангардного рисунка. 3.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Сегодня на занятии мы будем учиться делать зарисовки с натуры и по памяти, или представлению отдельных травянистых растений., листьев или веточек.. Постарайтесь наиболее правдиво воспроизвести предмет на бумаге, создав свой художественный образ. Работу выполняем с помощью простого карандаша или черной ручки. 4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. (Учащиеся демонстрируют свои работы) -Давайте вспомним, что такое рисунок? -Какие виды рисунков вы знаете? -Что представляют собой художественные рисунки? -Что такое набросок?

Тема урока: «Рисунок – основа изобразительного искусства».

Цель урока: научить выполнять с натуры эскиз травянистого растения.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами выполнения рисунка, техникой работы над ним.

2.учить выполнять рисунок карандашом с натуры.

3.развивать навыки овладения техникой рисования.

4.учить сопоставлять предметы с геометрическими фигурами прямоугольной, треугольной, трапецевидной формы.

Развивающие:

1.развивать моторику руки.

2.коррегировать и развивать пространственную ориентировку на листе.

3. развивать мыслительные операции при анализе объектов.

4. развивать речь и обогащать словарный запас.

5.совершенствовать представления.

Воспитательные:

1. воспитывать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира.

2.воспитывать позитивное отношение к урокам изобразительного искусства и к изобразительной деятельности вообще.

3.воспитывать оценочное отношение к своим рисункам и к рисункам товарищей.

4.воспитывать аккуратность при рисовании.

Методы:

Словесные - беседа, рассказ, объяснение

Наглядно-иллюстративные.

Тип урока: практический, комбинированный.

Оборудование: схема видов рисунков,

образцы травянистых растений,

схема строения травянистых растений,

работы детей,

плакаты с изображением материалов для рисования.

Ход урока.

Приветствие.

  1. Организационный момент.

Как правило, такие дети часто бывают возбуждены. Чтобы настроить их на рабочий лад, я включаю спокойную музыку (А.Глазунов «Лес») на 2-3 мин. и мы начинаем урок.

Эпиграф: «О вдохновение рожденья!

Мне с ним знакомиться дано,

Ко мне является виденье …»

М. Светлов

  1. Сообщение темы урока.

Рисунок – важнейшее средство изучения и отображения действительности. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: скульпторам, живописцам, архитекторам, оформителям, дизайнерам. Оно необходимо и инженеру, и географу, и многим другим.

Сегодня на уроке вы начнёте постигать технику выполнения рисунка.

  1. Изучение нового материала.

(Рассказ, запись схемы на доске и демонстрация наглядных пособий).

  1. Сообщение теоретических сведений о рисунке (виды рисунка).

Свои первые идеи художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках – набросках.

Набросок – это произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Набросок может выполняться как с натуры, так и по памяти. Наглядным примером служит работа Ф.А.Малявина «Набросок. Карандаш».Здесь же показ детской работы. Прокомментировать.

Затем художник делает зарисовку с натуры.

Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача брать с натуры самое главное, характерное, что даёт возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.Показ рисунков М.А. Врубеля «Скачущий всадник « ,комментарий, сравнение с работой Ф.А.Малявина.

Потом художник накапливает нужные наблюдения в рисунках – этюдах.

Этюд – выполняется с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения. Показ студенческих и детских работ близких по заданию.

И, наконец, художник отыскивает будущую композицию произведения в рисунке – эскизе.

Эскиз – подготовительный рисунок для более крупной работы. Продемонстрировать эскизы В.М.Васнецова «Витязь на распутье» Комментарий.

Рисунок

Набросок

Эскиз

Зарисовка

с натуры

Этюд

Чем набросок отличается от эскиза?

  1. Ознакомление с материалами и техникой работы с рисунками.

Для рисования художники используют такие инструменты как:

  1. карандаш;
  2. резинка.

Держат карандаш при рисовании особым образом, не так как при письме. (Продемонстрировать, как правильно держать карандаш при рисовании).

Графитные карандаши выпускают в большом диапазоне различных степеней твердости. Более твердые обозначают буквой Т , более мягкие – М , средние – ТМ .

(Демонстрация карандашей и пробы их твердости и мягкости на листе бумаги).

Для рисования подходят более мягкие карандаши, так как они могут давать линии различной толщины.

(Показ на листе бумаги линий от светлой до почти черной).

Так же следует иметь хорошую мягкую резинку.

Физкультминутка.

1. И. п. – стоя, руки опущены вдоль туловища вниз. На счет «раз»- подняться на носки, поднять руки вверх и потянуться, на счет «два»- вернуться в исх. полож.

2 . И. п. – стоя ноги врозь. Туловище слегка наклонено вперед, расслабленные руки спущены вниз. Покачиваясь из стороны в сторону расслабленными руками и туловищем.

3. Следующее упражнение необходимо для тренировки мышц глаз. Медленно переводите взгляд справа налево и обратно.

Все упражнения выполнять 8-10 раз.

3. Практическая работа.

Объяснение задания.

Сегодня на уроке мы будем делать зарисовку с натуры отдельных травянистых растений.

А сначала мы поиграем в игру.

Я знаю пять названий полевых цветов

Я знаю пять названий трав

(дети называют названия трав и цветов)

Прием соотнесения.

(Ребенок должен представить себя каким-нибудь растением и ответить на вопросы учителя): «Какие Вы?»

  • Крупные или мелкие?
  • Листья узкие или широкие?
  • Гибкие или колючие?
  • Высокие или низкие?

А теперь давайте рассмотрим веточки деревьев и травянистых растений, которые я принесла на урок.

Показ растений.

Итак, взглянув на натуру, а это веточки деревьев и травянистые растения (зонтичные и колоски) вы должны отметить сразу все:

  1. Пропорции
  2. Формы
  3. Цвет
  4. Освещение

Но так, как нарисовать предмет сразу, как его видишь, невозможно, необходимо прежде всего все детали привести к простейшей и характерной для неё форме. Попробуем разделить стебли и листья на группы.

Тонкие и толстые Прямые и изогнутые

Длинные и короткие Гладкие и колючие

Листья

Крупные и мелкие Разных форм

Резные и простые Плоские и завернутые

Также все должны отметить – какую геометрическую фигуру имеет в целом по форме травянистые растения?

Круг – квадрат –

прямоугольник: по вертикали – по горизонтали –

трапеции – или

Раздать учащимся травянистые растения и попросить сделать словесное описание своего растения. Ответить на следующие вопросы:

  1. Из чего состоит растение?
  2. Какой стебель?
  3. Какие листья?
  4. Какую геометрическую фигуру в целом имеет растение?
  5. Какие вы видите характерные черты в натуре, которые придадут рисунку особую выразительность?

Алгоритм задания.

Приступая к работе, вы должны не только уместить, но и красиво композиционно разместить на листе обобщенную форму рисуемого предмет. (Показ детских работ с правильно размещенной композицией и неправильной).

  1. Для этого предварительно легкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину, а также взаимное расположение отдельных предметов.
  2. Когда натура расположена и намечены её очертания, то следует находить и размешать основные части предмета, выявляющие форму (стебли, листья).
  • В процессе работы не следует сосредотачивать свое внимание на кончике карандаша, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом.
  1. Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для предания ему выразительности (прожилки, тычинки и т.д.)
  2. Слегка заштриховать, отметить свет и тень карандашами разной твердости.

Во время практической работы делать целевые обходы:

  1. Контроль правильности выполнения приемов рисунка
  2. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
  3. Контроль объёма и качества выполненной работы.
  1. Итоги урока.
  1. Провести выставку работ учащихся.

Критерии оценивания работ:

  • Соразмерная компоновка в листе (горизонтальное или вертикальное расположение);
  • Правильные формы (пропорции, строение);
  • Хорошее владение графическими материалами;
  • Аккуратность исполнения;
  • Завершенность.
  1. Экспресс-выставка

Задать вопрос детям: «Какие работы вам больше всего понравились и почему?»

Дети называют понравившиеся работы и оценивают по критериям вместе с учителем.

Выставление оценок.

Заключительное слово.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, вместе с тем показать объемность предметов, и материал из которого они сделаны, и даже подчеркнуть детали, которые помогут зрителю увидеть их выразительными. В лучших ваших работах вы сумели эти приёмы отразить.

  1. Домашнее задание: познакомиться со словарями по изобразительному искусству, поиск терминов – тон, силуэт, контур и их обозначение.






Набросок – произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назначение наброска – быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.


Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача заключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характерное, что в свою очередь даёт возможность легче запоминать и восстанавливать увиденное.


Эскиз – в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие художественные средства. Эскиз даёт общее представление о том произведении, для которого он исполняется.






Необходимо, прежде всего, все детали привести к простейшей и характерной для неё форме. Важно композиционно разместить на листе обобщённую форму рисуемого предмета. Для этого предварительно нужно лёгкими касаниями карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину, а также взаимное положение отдельных предметов. Когда натура расположена и намечены её очертания, то следует находить и размещать основные части предмета, выявляющие форму. Нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом. Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему выразительности. Последовательность работы над рисунком.

Рисунок - основа изобразительного творчества

Леонардо да Винчи


Рисунок – первооснова всего изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо всем художникам, независимо от специальности. Виды рисунка.

Зарисовка с натуры (главное не детали, а существенное, характерное).

Набросок (небольшой, беглый, быстрая фиксация наблюдений).


(подготовительный набросок для крупной работы, в которой художник ищет будущую композицию

Дейнека. Эскиз к картине

«Оборона Севастополя»



Этюд (изучаю и наблюдаю с натуры, разрабатываю детали для будущего произведения)

Подготовительные рисунки Микеланджело Буонарроти к росписи потолка Сикстинской капеллы (1508-1512)

«Ливийская сивилла»


Учебный рисунок (цель - освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка)


Технический рисунок (наглядное объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала)



Рисунок основан на выразительных возможностях линии, штриха, пятна . Примером могут послужить рисунки В. Ватагина.


Линия - это главное выразительное средство рисунка. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой.

В.Янкилевский. Набросок. Карандаш

В. Косорукое. Набросок танцующей балерины. Карандаш


Средства художественной выразительности в рисунке

Штрих - это короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, их фактура. Системой штрихов можно создать выразительные эффекты динамики, света и тени.

Ж. Сера. Сидящая женщина с зонтиком. Карандаш

В. ван Тог. Скала. Карандаш, перо, кисть, черные чернила


Средства художественной выразительности в рисунке

Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт - пятно. Силуэт - плоское цветовое пятно на более темномили более светлом фоне. Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигур и предметов. Пятно при кажущейся непластичности может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию.

В.Лебедев. Матрос и девушка. Карандаш, кисть, тушь

В. Стекольщиков. На бульваре. Набросок


Задание:


Задание: выполнить зарисовки травянистых растений