Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика воздействия рекламных образов на психические процессы. Анализ особенностей механизмов трансформации убеждений, стереотипов и установок людей. Специфика применения внушения. Психологическое воздействие рекламной информации на человека.

    дипломная работа , добавлен 07.03.2016

    Понятие психологической характеристики рекламы. Цели рекламной деятельности. Закономерности запоминания информации. Анализ психологических аспектов воздействия рекламы на ОАО "Белстройматериалы". Направления ее эффективного использования и восприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2015

    Рассмотрение аспектов происхождения и понятия суггестии, распределение ее по классам. Определение суггестивных основ семантики текста. Анализ рекламных текстов с целью выявления механизмов создания в сознании человека потребности что-нибудь купить.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2015

    Концепция рекламы как формы психологических воздействий. Исследование особенностей внушения и гипноза в телевизионной рекламе. Описания метода заражения, подражания, убеждения, социально-психологических установок. Моделирование технологии "25-го кадра".

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Изучение основ суггестивных психотехник в рекламе. Рассмотрение видов косвенного внушения, особенностей гипнотического подхода. Лингвистические аспекты суггестивного метода. Анализ техники эриксонианского гипноза а материале местных бесплатных газет.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2015

    Основы рекламы и её среда. Понятие, цели, функции рекламы. Виды рекламы и структура рекламной деятельности. Повышение эффективности рекламного воздействия. Роль психических процессов в формировании рекламных образов. Эффективность рекламы.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2006

    Понятие и виды рекламы. Роль рекламы в коммерческой деятельности. Рекламные методы, используемые в кафе "Морс". Влияние рекламы на потребительский спрос. Аспекты разработки рекламной кампании. Факторы, влияющие на эффективность рекламной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Процесс суггестивного воздействия, повышение его эффективности, конкретные примеры использования и функции, возлагаемые на суггестивные приемы в интернет-рекламе. Методы внушения, задача которых побудить человека вступить в коммерческие отношения.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2017

\ Психотерапия \ Методы психотерапии \ Суггестия (внушение)

Суггестия (внушение)

Суггестия (внушение) - различные способы психологического воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Внушение направлено на разные составляющие нашей психики: ощущения, представления, эмоции, волевые процессы. В отличие от убеждения человек получает информацию без ее должного анализа и слабо контролирует этот процесс. Ярким примером могут служить ситуации, в которых посредством внушения (часто в сочетании с введением в транс) люди становятся жертвами различных «целителей», гадалок. Ежедневно мы получаем огромное количество информации, и наш мозг не всегда в состоянии ее утилизировать. Одновременно с полезной информацией посредством рекламы и различных механизмов (например, всем известный 25 кадр) в наше сознание поступает масса ненужной, а зачастую вредной информации.

Для внушения должны быть определенные предпосылки. Так, суггестии лучше всего подвержены люди со слабо развитыми волевыми процессами, низкой автономией, инфантильные, неуверенные, тревожные (иногда их характеризуют «внушаемые»).

Суггестии наиболее легко подвержены дети, пожилые и умственно отсталые люди. К успешной суггестии располагает обстановка, внешность, личность и авторитет врача, эмоциональное состояние пациента и много других факторов.

Различают гетеросуггестию (когда внушение исходит от какого-либо лица) и самовнушение. Последнее включает аутотренинг с саморегуляцией основных функций организма, йогу, медитацию и др. Основным достоинством самовнушения является то, что пациент сам может выбрать время и место для него. Также выделяют прямое внушение (непосредственно исходящее от психотерапевта) и косвенное (например, когда пациенту дается вещество, не обладающее лечебными свойствами и утверждается его терапевтический эффект, который наступает впоследствии).

Суггестия может проводиться в состоянии бодрствования (чаще всего), в состоянии гипнотического сна и в состоянии естественного сна. В последнее время широко распространены скрытые внушения в рамках недирективного подхода М. Эриксона

лат. – внушение) – внушение и способность педагога использовать его в целях воспитания. Внушение – это способы вербального (словесного, устного) и невербального (эмоционального, предметного) воздействия на воспитанника с целью побуждения его к определенным действиям, отношениям, оценкам. Различают «чужую суггестию», т.е. внушение со стороны (например, учителя), и аутосуггестию, т.е. самовнушение. Особой формой суггестии является гипноз, чем занимается особая наука гипнопедия. Элементы суггестии пронизывают всю педагогическую деятельность: воспитатель внушает ребенку полезность хорошего поведения, учитель внушает ученику оценку литературного произведения, задает наводящий вопрос и внушает желаемый ответ и т.д. При этом любой практик чувствует, что среди детей есть легко внушаемые дети, восприимчивые к приемам суггестии (суггестибельные) и мало внушаемые. Также и не каждый учитель владеет приемами суггестии, не каждый является суггестивным. Здесь много зависит и от природы человека, и от владения приемами внушения, и от воспитания.

Отличное определение

Неполное определение

СУГГЕСТИЯ

от лат suggestio - внушение, намек), процесс вербального (словесного). и невербального, эмоционально окрашенного воздействия на психику человека с целью создания у него определенного состояния, порождения нек-рых представлений, побуждения к к -л действиям Связана со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логич. анализа и оценки в соответствии с прошлым опытом и данным состоянием человека Содержанию сознания, усвоенному по механизму С, в дальнейшем присущ устойчивый и консервативный характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность «внушенных установок» (Д H Узнадзе). С (внушение). является одним из компонентов обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритич восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению.

Осуществляется в форме гетеросуггестии (внеш. воздействия, внушения со стороны). и аутосуггестии (самовнушения). Объектом гетеросуггестии (суггерендом). может выступать как отд человек, так и группа, социальный слой и т.д. , источником С (суггестором) - индивид, группа, средства массовой информации.

По методам реализации С подразделяется на прямое (императивное). и косвенное внушение, а также на преднамеренное и непреднамеренное Эффект С может возникать как следствие «эмоционального заражения» либо в процессе целенаправленного воздействия средствами рекламы, пропаганды и т.н. Прямое преднамеренное внушение заключается в использовании суггестором спец. «словесных формул» («установок»), к-рые внедряются в психич. сферу суггеренда и становятся активными элементами его сознания и поведения Действием этого механизма гл. обр. объясняется эффект религ. проповеди, полит. манифеста, рекламного призыва.

Содержание косвенного внушения включено в сообщаемую информацию в неявном, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения Косвенное внушение может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным Экспериментально установлено, что переживания и представления, порожденные косвенным внушением, отличаются большей устойчивостью, тку субъекта возникает иллюзия, что они не навязаны ему, а порождены им самостоятельно

Эффективность С определяется свойствами суггестора (социальный статус, обаяние, коммуникативные навыки, интеллектуальное и личностное превосходство), особенностями суггеренда (степень независимости, критичности или, наоборот, внушаемости, конформности), отношениями, складывающимися между ними (доверие, авторитетность, зависимость и т.д.),способом конструирования сообщения (уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление иными средствами - мимикой, жестами, действиями др. человека, условиями окружающей обстановки).

С широко применяется в медицине для коррекции психич. и соматич состояния больного (см Психотерапия). Аутосуг-гестия как метод лечебного самовнушения используется в разл вариантах, наиб. известен из к-рых метод аутогенной тренировки При лечении неврозов (в частности, невротич расстройств речи). внушение и самовнушение направлены на обучение пациента приемам самоконтроля и саморегуляции психич. состояний - концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги, страхов и др. невротич состояний

В эксперим. психологии С иногда служит приемом для направленного изменения эмоционального состояния, мотивации, установок личности

В педагогике предпринимаются попытки использования С в процессе обучения - т.н. суггестопедия (Г К Лозанов). В основе этой концепции лежит представление о том, что значит. часть информации из внеш. мира воспринимается человеком на неосознаваемом уровне и потому для ее усвоения и воспроизведения необходимо высвобождение скрытых резервов человеческой психики, снятие т.н. антисуггестивных барьеров Напр., при восприятии слова его содержание подвергается анализу и логич. обработке сознанием Но человек реагирует не только на слово, а и на целый комплекс сопровождающих его раздражителей - мимику, жесты, интонации и др. Эти раздражители остаются на периферии сознания, однако впоследствии могут стимулировать воспроизведение соответствующих слов На этой основе, в частности, построена разработанная Лозановым методика обучения иностр. языкам, позволяющая за короткое время усвоить значит. объем языкового материала, не вызывая утомления и раздражения Т о, способность человеческого мозга к обучению используется в суггестопедии наиб. естественным и эффективным путем Критика данной концепции основывается на том, что, обладая большими преимуществами в плане объема и скорости усвоения материала перед традиц. методами обучения, суггестопедич методика в целом уступает им по качествам глубины, осознанности и прочности

Отличное определение

Неполное определение ↓

Современной психотерапии подвластны практически любые расстройства. Для этого разработано немало методов и приемов. Некоторые из них до сих пор вызывают сомнения. Однако это не умаляет их эффективности. К таким относится суггестивная терапия. Что это такое и каковы ее особенности, узнаем в данной статье.

О методе

Суггестия (suggestio) в переводе означает "внушение". Первые попытки лечения таким способом возникли еще в начале прошлого столетия в Европе. Суть суггестивной терапии заключается в том, что врач с помощью определенных манипуляций и техник "вкладывает" в сознание пациента определенную информацию. И все это направлено на излечение, то есть, избавление от определенных психологических блоков и зависимостей, которые могут влиять на физиологию человека.

Особенности

Суггестивный метод отличается индивидуальностью. К каждому пациенту врач должен найти особый подход, чтобы лечение дало эффект. Это могут быть убедительные выражения, которые ориентированы на конкретный тип личности. Содержание этих убеждений отражает меры по лечению, которые психотерапевт должен использовать.

Он произносит правильную фразу четко и внятно, при этом сохраняя негромкий, твердый и спокойный тон. Каждое слово несет в себе программу, смысл ее глубок и продуман заранее. Лишь в редких случаях специалист может изменить тон и перейти к резким высказываниям. Опять-таки все зависит от частного случая.

Виды

Суггестивные методы делятся на три вида. Это гипноз, убеждение и аутотренинг. Каждый из них имеет свои особенности или крючки, которые позволяют эффективно воздействовать на пациента. Разберемся подробнее с каждым из этих видов суггестивного воздействия.

Гипноз

Этот вид также называют состоянием "частичного" сна. В транс пациент входит с помощью воздействия психотерапевта. Данный процесс позволяет не только произвести внушение, но и выявить истинные причины тех или иных психических расстройств пациента. Этот прием позволяет проникнуть в бессознательного человека и вложить в него важное сообщение с целью избавить от зависимости или болезни. Это, пожалуй, самый эффективный метод суггестивной психологии.

Гипноз известен уже более трех тысяч лет. Его использовали еще жрецы Древнего Египта и врачеватели Востока, называя "животным магнетизмом". Спустя столетия он претерпел немало изменений в общественном понимании и восприятии. В России большой вклад в развитие гипноза внесли ученые Владимир Бехтерев и Константин Платонов в начале 20 века. Среди европейских ученых известны труды и эксперименты Зигмунда Фрейда, Дэйва Элмана.

Противопоказаниями к гипнотическому методу являются эпилепсия, истерические реакции в виде неудержимого смеха/плача, судорожных припадков. Также психотерапевты воздерживаются от проведения гипноза при задержке интеллектуального развития у пациента, при приеме им психотропных препаратов или в состоянии наркотического, алкогольного опьянения. Беременность женщин в первые три месяца и соматические заболевания в стадии обострения тоже входят в список противопоказаний гипноза.

Убеждение

Этот процесс осуществляется в состоянии бодрствования пациента. Наверное, поэтому он считается более сложным по степени влияния. Специалисту необходимо найти правильный подход, "точки импульсов" и правильно воздействовать на эмоции и сознание человека, при этом, обходя контроль разума.

Различают открытые, закамуфлированные и рациональные убеждения. Первые предполагают прямое сообщение психотерапевта о том, что он воздействует на пациента и хочет произвести определенную подмену понятий в его сознании. Фразы здесь обычно строятся так: "Я досчитаю до трех и произойдет...". Однако сознание человека не всегда можно поймать на такие крючки.

Рациональные убеждения включают определенные логические понятия и объяснения, которыми пользуется специалист. Стандартные фразы здесь звучат примерно так: "Вам запрещается (не следует) делать то-то, потому что...". Этот вид внушения также работает далеко не со всеми пациентами.

Суггестивная психотерапия чаще всего использует скрытые убеждения. Они включают три приема: последовательность фраз до соглашения, удивление и творческие моменты, банальность.

Первый прием предполагает набор фраз, который произносится психотерапевтом с акцентом на согласие пациента и проявление его в виде ответных реакций тела (расслабления, восстановления ровного и спокойного дыхания). Например: "Вы пришли ко мне... сидите сейчас в удобном кресле... вы расслаблены... у вас есть проблема... но после нашего сеанса вам станет гораздо лучше". Первая часть серии фраз направлена на согласие пациента, а слова "вам станет лучше" и есть убеждение.

Удивление и творческие моменты - это чистая импровизация психотерапевта, который видит перед собой пациента, которому требуется особый подход.

Банальность - это набор фраз, которые опровергнуть пациент не может. После очередного подтверждения "банального сообщения" сознание пациента автоматически положительно встречает убеждение. Например: "Когда человеку удобно, он расслаблен. Каждый человек решает проблемы по-своему. Ваш симптом исчезнет после того, как ваше бессознательное поймет, что вы способны решать проблемы конструктивно". А также сюда могут входить пословицы и поговорки, которые связаны с темой сеанса.

Так, в ряде на первый взгляд обычных фраз с вектором подтверждения специалист использует крючок суггестивного воздействия - убеждения. Противопоказаниями здесь являются прием психотропных лекарств и эмоциональное возбуждение.

Аутотренинг

Эту технику называют еще самовнушением или самогипнозом. Уже из определения понятно, что вся работа производится пациентом самостоятельно, но под чутким контролем специалиста. В процессе аутотренинга в организме человека запускается механизм самовосстановления, избавление от вредных привычек и тому подобное. На уровне физиологии отмечается повышение тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что способствует нейтрализации стрессовых реакций.

Аутотренинг был предложен в качестве лечебного метода еще в 30-е годы прошлого столетия немецким ученым Иоганном Шульцем. В России этот метод получил распространение лишь 20 лет спустя.

Аутотренинг - это не просто повторение одной и той же ключевой фразы. Это целая серия упражнений, которые разделены на две ступени. Низшая включает аутотренинговые тренировки на восстановление ровного дыхания, спокойного сердцебиения, расширение кровеносных сосудов, расслабление мышц. Упражнения высшей ступени заключаются в вызове мысленных образов определенного цвета, формы и размера. Затем следует перенос данного предмета на конкретный объект действительности и формирование отвлеченных понятий (например, счастья или радости) в виде этих образов. В процессе такой тренировки пациент переживает состояние, которое Иоганн Шульц называл "катарсисом гипноза".

Также аутотренинговые тренировки по цели воздействия включают пять категорий:

  • нейтрализующие (формируют в пациенте безразличие к раздражающим факторам, например: "пыльца, мне все равно" - при аллергии);
  • усиливающие (активизируют скрытые мыслительные процессы, например: "я проснусь, когда захочу в туалет" - при энурезе);
  • парадоксальные (используют эффекты «обратного действия» фраз-формул с суггестивной функцией);
  • абстинентно-направленные (избавляют от вредных привычек и зависимостей, например: курения, алкоголизма);
  • поддерживающие (считаются самыми мягкими, стимулируют развитие положительных качеств личности).

Противопоказаниями аутотренингов являются состояние бреда, острые соматические приступы, вегетативные кризы.

Стадии лечения

Курс лечения с помощью суггестивных техник составляет несколько дней, обычно это не более двух недель. Один сеанс длится примерно 45 минут, однако, каждому пациенту требуется все же индивидуальный временной отрезок.

Специалисты выделяют три стадии, или этапа, стандартного суггестивного влияния: усыпление, внушение и побудка пациента. Если с внушением (и его вариантами) все более или менее понятно, то разберемся с пограничными двумя этапами.

Усыпление пациента

Этот этап является базовым и способствует расслаблению, настройке пациента на предстоящий сеанс лечения. Существует несколько суггестивных приемов для введения человека в нужное состояние покоя или "частичного" сна. Чаще всего это просто монотонная речь с определенными словами-крючками. Однако "снотворным" действием обладают и шум морского прибоя, метрономное постукивание, гудение зуммера, фиксация взгляда пациента на одном блестящем предмете и т. д.

Усыпление в случае обычного убеждения или аутотренинга не требуется. В качестве подготовительной части здесь психотерапевт просто применяет техники для максимального расслабления пациента. Это необходимо для того, чтобы организм был открыт для принятия внушения со стороны врача и купирования им определенных психических и физиологических отклонений.

Что касается гипноза, то тут различают три степени усыпления: сомноленцию (поверхностное мышечное расслабление), гипотаксию (полное мышечное расслабление) и сомнамбулизм (глубокий сон). Во время такого вида внушения пациент слышит голос психотерапевта и реагирует на его указания.

Побудка пациента

Побудка пациента - это заключительный этап в гипносуггестивной психотерапии. В подавляющем большинстве случаев этот этап проходит без осложнений. Суггестивный подход здесь заключается в том, что врач просто внушает своему пациенту информацию о том, что после пробуждения он будет чувствовать себя выспавшимся и отдохнувшим. Для обработки используются те же ключевые фразы, порядковый счет, звуковые воздействия и т. д.

Что лечат?

Суггестивная терапия весьма эффективна для лечения психосоматических заболеваний, которые проявляются на психологическом и физиологическом уровнях. Отмечено положительное влияние метода при избавлениях от головных болей различной этиологии, приступов удушья, панических атак, неврозов и даже бронхиальной астмы. Также прием внушения позволяет справиться с аллергическими реакциями и кожными недугами.

Данный метод лечения не должен быть навязанным. Многие пациенты настроены скептически по отношению к суггестивной терапии. Однако это только лишь снижает эффективность метода. Перед началом сеансов психотерапевту очень важно провести беседу с пациентом объяснить ему суть и принципы действия внушения. Вера человека и его добровольное желание - обязательные условия такой терапии. Однако при борьбе с наркотической и алкогольной зависимостью пациенты часто не выполняют указания психотерапевта либо бояться/не желают проводить лечение. В этом случае терапия внушения не принесет никакого эффекта.

Заключение

В настоящее время суггестивная терапия набирает популярность. Она считается абсолютно безопасным методом воздействия на психику человека. Исключением может быть только глубокий гипноз. Проведение его обязательно только под контролем опытного, квалифицированного специалиста.

Также психотерапевты рекомендуют использовать для лечения серьезных соматических и психосоматических заболеваний комплексно, чередуя суггестивную терапию с медикаментозным, медитациями и другими видами лечения и оздоровительными техниками.

Если рациональное воздействие - это обращение к логике, разуму и фактам, то суггестивное воздействие - это внушающее воздействие, обходящее сознательный контроль, идущее в обход разума через прямые либо косвенные внушения. Обычно это обращение к эмоциям, бессознательному, живым впечатлениям. Суггестивное воздействие осуществляется или через прямые внушения, или через ритуалы.

Суггестивное влияние часто называют , противопоставляя таким образом "рациональное" и "психологическое". Понятно, что это не совсем корректное противопоставление. Разговор, где идет обращение к разуму и логике - в широком смысле тоже вполне психологическое влияние. Однако по жизни о психологическом влиянии говорят обычно там, где прямого обращения к разуму и логике оказывается недостаточным, где нужны более тонкие способы влияния.

Общие разговоры, где происходит активный обмен информацией, где люди утверждают, анализируют и спорят, не всегда являются разумной деятельностью, но также не являются и суггестивным воздействием.

Если консультация происходит в форме суггестивная психотерапия, она имеет как правило следующий вид:

  • Контакт
  • Выслушивание жалобы и выстраивание гипотез
  • Проверка гипотезы и получение ярко выраженной эмоциональной отрицательной реакции на нее (поспешность, уверенность отрицания). Это показывает нам, что на сознательном уровне клиент не воспримет необходимость совершения определенных действий для решения его проблемы.
  • Проведение внушения
  • Итоги не подводятся, поскольку это было бы выходом на сознательный план, либо подводятся ложные итоги. То, что было сделано на самом деле, остается только в голове консультанта.

Внушение представляет из себя побуждение к действию. Это глагол в повелительном наклонении (сделай, займись, иди, изменись), по крайней мере, именно в таком виде оно должно существовать в голове консультанта. Консультант должен очень четко понимать, что именно должен совершить клиент. Если в голове нет этого действия, то внушение не состоится. До клиента же оно может доводиться опосредованно, не прямым текстом.

Подобная суггестивная психотерапия нередко маскируется под рациональную: «Я даже не стану вас грузить всякими рекомендациями. Вы - человек определенно разумный, и без моей помощи прекрасно придете к нужным выводам, рано или поздно, причем скорее рано, чем поздно. Что же касается ваших колебаний - то это обычное состояние выбора между достаточно значимыми вариантами. С одной стороны, конечно, полезно взвесит все тщательно, с другой - даже когда вы примете решение, вы не сможете узнать, правильное ли, поскольку не сможете вернуться в прошлое и поставить контрольный эксперимент. Поэтому момент решения зависит не от того, насколько полно вы все учли, и не от того, что я вам тут умного скажу, а от того, когда вы перестали по этом поводу париться. Поэтому перестаньте заботиться хотя бы самим фактом ваших сомнений, потерзайтесь себе спокойно, сколько вам ваша ответственность отмерит, не отвлекаясь от реальности, денек-другой…»

Таким образом, во внушении есть два важных пункта:

  • Понять, к какому действию мы подталкиваем клиента (Например, «подняться!»)
  • Запрятать это действие в контекст, в котором оно будет естественным. (не просто «поднимись», а «сходи посмотри, закрыта ли форточка», здесь подняться будет естественным, хотя мы и не говорили этого прямо). Это может быть также рассказанная история, в которой нужное действие «зашито» в контекст. Причем запрятывать действие нужно таким образом, чтобы человеку было непонятно, что именно на нем вы делаете упор. (Если нужно, условно говоря, чтобы человек передвинул кровать, то перечисляем несколько действий, включая передвижение кровати, и говорим «а над кроватью обязательно нужно повесить красный хвостик Иа»).

При результативном внушении человек либо а) не понял, что ему внушалось, либо б) забыл, что ему внушалось

Очень важно не делать внушение тогда, когда клиент его ожидает. В этом случае ограничиваемся общими словами. Рациональное ожидание сводит на нет эффективность воздействия. Смысл суггестивного воздействия - обойти сознательный план. Нужно подождать, когда клиент отвлечется. Либо отвлекаем его сами, а в это время проводим внушение.

Внушение может быть сделано с помощью:

  • директивного гипноза
  • недирективного гипноза
  • ритуальных действий
  • эмоционального влияния окружающих (группы)
  • сказок, метафор

Что касается ритуала, то здесь он используется не как способ наведения транса (хотя для этого он тоже может использоваться), а как метафора внушаемого действия.

Типичная конструкция, используемая в психотерапевтической работе - предваряющие внушения, основной ритуал и обрамляющие внушения.

Первый шаг - предваряющие внушения. Это введение в транс, начальное внушение на предмет высокой эффективности предлагаемых ритуальных действий в разрешении вопроса, поставленного клиентом. Тут описывается суть ритуала и то, что получит клиент в результате его выполнения; требование четкого выполнения инструкции (даю гарантию на результат только при условии четкого выполнения инструкции), получение от клиента подтверждения о ее/его готовности к ритуалу.

В конце - завершающие внушения. На фоне поддержание транса делается подведение итогов, часто завершающее внушение говорит клиенту о его высокой способности осуществить обнаруженное решение в своей жизни.

В качестве примера такой конструкции можно посмотреть фрагмент из работы Хеллингера в Расстановках, или структуру упражнения " " Геннадия Павленко.

Когда и с кем уместно использовать подобные формы психотерапевтической работы? Чаще всего это используется в случае, когда у психотерапевта нет толковых гипотез, в чем причина проблемы (непонятно как работать), а также если клиент склонен к ритуалистике. Суггестивное воздействие и суггестивная терапия предпочтительнее, когда клиент не дружит с логикой либо конкретная установка вызывает у него эмоциональный протест. Понятно, что в таком случае ответственность консультанта сильно возрастает: он внушает человеку что-то против его сознательных установок.