\ Психотерапия \ Методы психотерапии \ Суггестия (внушение)

Суггестия (внушение)

Суггестия (внушение) - различные способы психологического воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Внушение направлено на разные составляющие нашей психики: ощущения, представления, эмоции, волевые процессы. В отличие от убеждения человек получает информацию без ее должного анализа и слабо контролирует этот процесс. Ярким примером могут служить ситуации, в которых посредством внушения (часто в сочетании с введением в транс) люди становятся жертвами различных «целителей», гадалок. Ежедневно мы получаем огромное количество информации, и наш мозг не всегда в состоянии ее утилизировать. Одновременно с полезной информацией посредством рекламы и различных механизмов (например, всем известный 25 кадр) в наше сознание поступает масса ненужной, а зачастую вредной информации.

Для внушения должны быть определенные предпосылки. Так, суггестии лучше всего подвержены люди со слабо развитыми волевыми процессами, низкой автономией, инфантильные, неуверенные, тревожные (иногда их характеризуют «внушаемые»).

Суггестии наиболее легко подвержены дети, пожилые и умственно отсталые люди. К успешной суггестии располагает обстановка, внешность, личность и авторитет врача, эмоциональное состояние пациента и много других факторов.

Различают гетеросуггестию (когда внушение исходит от какого-либо лица) и самовнушение. Последнее включает аутотренинг с саморегуляцией основных функций организма, йогу, медитацию и др. Основным достоинством самовнушения является то, что пациент сам может выбрать время и место для него. Также выделяют прямое внушение (непосредственно исходящее от психотерапевта) и косвенное (например, когда пациенту дается вещество, не обладающее лечебными свойствами и утверждается его терапевтический эффект, который наступает впоследствии).

Суггестия может проводиться в состоянии бодрствования (чаще всего), в состоянии гипнотического сна и в состоянии естественного сна. В последнее время широко распространены скрытые внушения в рамках недирективного подхода М. Эриксона

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика воздействия рекламных образов на психические процессы. Анализ особенностей механизмов трансформации убеждений, стереотипов и установок людей. Специфика применения внушения. Психологическое воздействие рекламной информации на человека.

    дипломная работа , добавлен 07.03.2016

    Понятие психологической характеристики рекламы. Цели рекламной деятельности. Закономерности запоминания информации. Анализ психологических аспектов воздействия рекламы на ОАО "Белстройматериалы". Направления ее эффективного использования и восприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2015

    Рассмотрение аспектов происхождения и понятия суггестии, распределение ее по классам. Определение суггестивных основ семантики текста. Анализ рекламных текстов с целью выявления механизмов создания в сознании человека потребности что-нибудь купить.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2015

    Концепция рекламы как формы психологических воздействий. Исследование особенностей внушения и гипноза в телевизионной рекламе. Описания метода заражения, подражания, убеждения, социально-психологических установок. Моделирование технологии "25-го кадра".

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Изучение основ суггестивных психотехник в рекламе. Рассмотрение видов косвенного внушения, особенностей гипнотического подхода. Лингвистические аспекты суггестивного метода. Анализ техники эриксонианского гипноза а материале местных бесплатных газет.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2015

    Основы рекламы и её среда. Понятие, цели, функции рекламы. Виды рекламы и структура рекламной деятельности. Повышение эффективности рекламного воздействия. Роль психических процессов в формировании рекламных образов. Эффективность рекламы.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2006

    Понятие и виды рекламы. Роль рекламы в коммерческой деятельности. Рекламные методы, используемые в кафе "Морс". Влияние рекламы на потребительский спрос. Аспекты разработки рекламной кампании. Факторы, влияющие на эффективность рекламной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Процесс суггестивного воздействия, повышение его эффективности, конкретные примеры использования и функции, возлагаемые на суггестивные приемы в интернет-рекламе. Методы внушения, задача которых побудить человека вступить в коммерческие отношения.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2017

Каждое утро становитесь перед зеркалом, улыбайтесь себе и произносите:

«Сегодня самый удачный день моей жизни. Я испытываю радость от работы, я дружелюбно отношусь ко всем людям, я смогу убедительно изложить свое предложение во время совещания…».

Вы сразу же ощутите, что чувствуете себя лучше. Как это получается?

Внушение и самовнушение являются намеренно применяемыми способами оказания влияния. Вы хотите оказывать влияние на окружающих, вы хотите воодушевлять, мотивировать и побуждать их к каким-либо действиям? Прежде чем оказывать влияние на других, вы должны оказать влияние на самого себя, так как только та сила, которая исходит из самой вашей человеческой сущности, может действительно эффективно подействовать на других и произвести на них благоприятное впечатление. Вот почему аутосуггестия, т. е. самовнушение, имеет такое важное значение.

Иногда суггестию характеризуют как манипулирование. В старом толковом словаре Майера, изданном в Лейпциге и Вене в 1897 г. среди прочего говорится:

«…Под термином „суггестия“ понимают процесс, в результате которого наступает успех благодаря влиянию, оказываемому на какого-либо человека… Можно предположить, что под воздействием внушения у этого человека формируется представление, это представление имеет тенденцию осуществляться… Подверженность внушению… особенно повышается в состоянии гипноза…».

На практике это означает, что, если вы внушаете себе, что станете харизматической личностью, у вас формируется определенное представление, под влиянием которого проявляются все ваши способности для того, чтобы соответствовать сформировавшемуся представлению.

Кстати, очень наглядно и убедительно проявляется действие положительного программирования в спорте. Если тренер сумеет запрограммировать свою команду на успех, матч складывается удачно. И у менеджера дело обстоит точно так же.

Вы можете сконцентрировать свои силы и направить их на раскрытие своих харизматических способностей. Вы можете отучиться от плохих привычек и усвоить новые, хорошие.

Однако суггестия означает гораздо больше. Поэтому я предлагаю вам познакомиться с разработанными мной десятью заповедями суггестии.

1-й принцип суггестии:

Король должен выглядеть как король.

Придавайте большое значение одежде. В первые 30 секунд незнакомый вам человек делает о вас вывод только по внешнему виду.

2-й принцип суггестии:

Если на колокольне ударить в колокол и заставить его звучать, то и другие колокола начнут звучать в той же тональности.

Это означает, что в других людях вы можете пробудить лишь то, что кроется глубоко в вас. Если вы сердитесь и пребываете в дурном настроении, это передается окружающим. Если вы улыбаетесь, то и окружающие испытывают радость.

3-й принцип суггестии:

Чем звонче звук, тем звонче эхо.

Чем четче выражены ваши мысли и чувства, тем больше вероятность того, что они возвратятся к вам в том же четко выраженном виде.

4-й принцип суггестии:

Ваше имя обладает суггестивным действием.

Некоторые люди боятся называть свое имя. Они произносят его невнятно и поэтому окружающие быстро его забывают. Гордитесь своим именем. Всегда произносите его громко и внятно, называйте полностью имя и фамилию. Всегда имейте при себе визитные карточки и, начиная разговор с неизвестным вам прежде собеседником, вручайте ему свою визитку. Бывая на вечеринках, торжественных приемах и иных мероприятиях, всегда представляйтесь, а не дожидайтесь, даже если вы - женщина, пока другие подойдут к вам.

5-й принцип суггестии:

Обособленный человек никогда не добьется успеха.

Как уже говорилось, инициатива всегда должна исходить от вас. Не дожидайтесь, пока окружающие обратятся к вам. Проявляйте активность, делайте первый шаг сами. Пуская в ход свое обаяние и своеобразие, делайте людей своими друзьями.

6-й принцип суггестии:

Чем больше сила концентрации, тем сильнее ваша притягательность.

Вы должны очаровывать окружающих вас людей. Вы должны научиться обращать на себя внимание и удерживать его.

7-й принцип суггестии:

Чем спокойнее человек, тем больше своей энергии он направляет на то, что говорит. Мышление - это биоэлектрический процесс.

Сосредоточившись на своих мыслях и речи, вы сможете вызвать интерес к себе со стороны окружающих. Большим недостатком является склонность сначала говорить и лишь потом думать.

8-й принцип суггестии

Осознанное использование наших глаз повышает силу внушения наших слов на 25%.

Наши глаза являются окнами вовнутрь и наружу. Все тело человека может излучать спокойствие или беспокойство, но особенно интенсивно это излучение происходит через глаза.

Развивайте силу внушения, исходящую от вашего взгляда. Для этого надо периодически пристально смотреть на нарисованную точку до тех пор, пока у вас не задрожат веки. После этого надо на 20 секунд закрыть глаза, чтобы мышцы глаз могли расслабиться и отдохнуть. Это упражнение нужно делать до тех пор, пока вы не сможете в течение трех минут внимательно смотреть на точку приветливым одобряющим взглядом.

9-й принцип суггестии:

Благодарность представляет собой положительную суггестию.

С помощью благодарности вы побуждаете окружающих вас людей к повторным положительным действиям. Благодарите своих ближних за все, что они для вас делают. Таким образом вы открываете души и сердца своих ближних. Каждый из них будет стараться вновь сделать для вас что-то хорошее.

10-й принцип суггестии:

Каждый оказывающий сильное воздействие посыл исходит из сердца и обращен к сердцу.

Чтобы убеждать людей в правильности своих идей, нужно говорить с воодушевлением, чтобы увлечь их своей речью. Вы должны уметь говорить образно, гладко и понятно, эффективно используя и невербальный язык. Одной объективности и профессиональных знаний недостаточно. Люди хотят не только что-то услышать, но и пережить.

передача критериальных программ сознания от одного человека к другому или от общества к человеку и наоборот, которые начинают функционировать в этом другом человеке без изменения. Чтобы быть принятым людьми и добиться успеха, человеку, кроме организационного таланта, необходимо выполнить несколько условий: быть не только поэтом и композитором своей идеи, но еще и талантливым аранжировщиком и исполнителем. А это все требует знания критериев в каждой из перечисленных областей.

Отличное определение

Неполное определение

Суггестия

от лат. suggestio - внушение; намек) Одна из существенных категорий эстетики символизма (особенно в его западноевропейской редакции). Ш.Бодлер определял «чистое искусство» как «продукт суггестивной магии, объединяющей объект и субъект, мир внешний художнику и самого художника». Один из теоретиков символизма Ш.Морис считал С. более важным принципом символистского искусства, чем выразительность. Он дал развернутое определение суггестии: «это язык соответствий, сродства души и природы. Она не стремится передать образ предмета, она проникает внутрь его естества, становится его голосом. Суггестия не может быть бесстрастной, она всегда нова, поскольку в ней заключается сокровенное, неизъяснимое, невыразимая суть вещей, к которым она прикасается». Она одновременно является голосом предмета, о котором идет речь, и голосом души, к которой обращено произведение. Она не описывает и не называет предмет, но передает глубинное ощущение его, концентрированно являет «изначальную взаимосвязь всего со всем»; заставляет по-новому звучать банальные и вроде бы давно знакомые стершиеся слова. Она пользуется языком не рабски, как обыденная речь, но творчески; «суггестия обратилась к первоисточнику любого языка - закону соответствия звука и цвета слов идеям», то есть интуитивно опирается на законы языковой синестезии. Бельгийский поэт-символист и критик А.Мокель, подчеркнув» что суггестию «в восторженных выражениях восславил Шопенгауэр», усматривает ее главный смысл в том, что искусство не до конца описывает объект изображения, но только рядом тропов намекает на него, заставляя читателя доработать, завершить образ в своем воображении. Именно намек и недосказанность вызывают у читателя «трепет перед бездонностью произведения». Символический образ как бы исподволь внушается (suggere) субъекту восприятия системой художественных средств, неясных намеков, туманных ассоциаций, полисемией смысловых ходов. Э.Верхарн утверждал, что символ «не демонстративен, а суггестивен; он - враг всякой случайности, готового факта или детали; символ - наиболее высокое и самое духовное выражение в искусстве». Непосредственно с С. связана повышенная синестезичность символических образов и метафор, когда аромат мысли, цвет музыкальной фразы, звучание цвета или запаха становятся предметами особого внимания поэзии, восходящими к знаменитому сонету А. Рембо «Гласные»: «А - черный, белый - Е, И - красный, У - зеленый, // О - голубой - цвета причудливой загадки: // А - черный полог мух, которым в полдень сладки // Миазмы трупные и воздух воспаленный». В 1891 г. эти идеи развивал Р. Гиль; опираясь на опыты Гельмголь-ца, он размышлял о «цветном слухе, то есть о цвете Звуков». В.Б.

«Суггестия» - термин происходит от латинского suggestio - внушение, а внушение - от древнеславянского въи уши - вносить в уши.

Внушаемость - это своеобразное свойство психики человека, позволяющее ему воспринимать информацию без критической её оценки. Это непосредственное вливание в психику человека идеи, чувства, эмоции путем слова, интонации и жестов помимо его активного внимания, т.е. в обход его критики. Не следует смешивать внушаемость с гипнабельностью.

Нельзя подходить к внушаемости как к явлению всегда отрицательному. Так, в педагогической практике внушаемость (и внушение) играет положительную и даже существенную роль, о чем говорит В.М. Бехтерев: «Внушение или прививание психических состояний играет особо видную роль в нашем воспитании». Чем выше для учащегося авторитет педагога, тем большее значение имеет каждое сказанное им слово. На страницах Библии слово «внушение» встречается всего лишь 16 раз, но важно, что внушение здесь рассматривается как процесс программирования, который может осуществляться именно в конструктивных, благонамеренных целях.

Поэтому о положительном или отрицательном характере внушающего действия можно судить только по мотивам его применения. Однозначно, что в том и другом случае внушение установок производится тогда, когда их реализация в обычных обстоятельствах натолкнулась бы на сопротивление, отпор, была бы подвергнута критике. При осуществлении внушения все передаваемые идеи воспринимаются и исполняются «слепо», благодаря задержке в психике человека всех противоположных тенденций.

Следует признать, что в истории человеческих отношений внушение и гипноз чаще всего применялись и применяются в негативных, подчинительных целях, поэтому неудивительно, что вошедшее в употребление с конца ХV в. слово «суггестия» связывалось с понятиями о колдовстве и нечистой силе. Тогда все недостойные деяния человеческие рассматривались как «внушения дьявола». Согласно данным «Краткого оксфордского словаря» 1933 г., глагол «to suggest» в XVI в. буквально означал «подстрекать» или «искушать ко злу».

В современном понимании суггестия - это воздействие на личность, приводящее к:

  • - появлению у человека, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения;
  • - совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им до сих пор норм, установок и принципов деятельности.

Суггестор - источник суггестии. Возможные суггесторы - индивид, группа, средства массовой информации. Последние два являются источниками социальных факторов, имеющих суггестивное значение - рекламы, моды, господствующих взглядов, предрассудков, поверий и т.д.

Суггеренд - объект суггестии. Возможные суггеренды - индивид, группа, социальный слой.

Внушение различают по следующим видам:

  • - прямое , делящееся на:
    • 1) императивное кодирование, которое является стрессовым видом воздействия на человека (суггестивные команды и приказы). Носит авторитарный, директивный характер. Резкие, короткие фразы, обычно несколько раз повторяемые, сопровождаемые потоком сигналов, посылаемых мимикой, жестами и интонацией говорящего. Иногда называется отцовским методом суггестии;
    • 2) суггестивные наставления, влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения. Делаются спокойным тоном в виде мягких убаюкивающих длинных фраз, обычно несколько раз повторяемых. Иногда называются материнским методом суггестии;
  • - косвенное , включающееся в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризующееся неосознанностью, непроизвольностью и незаметностью усвоения.

Методы внушения используют для:

  • - блокировки нежелательного поведения или мышления человека;
  • - склонения индивида к желательному действию или поведению;
  • - быстрого скрытого распространения полезной информации и необходимых слухов.

Применительно к ситуации внушение делится на:

  • - внушение наяву;
  • - внушение в трансовых состояниях;
  • - внушение во сне и в просоночных состояниях;
  • - заочное внушение;
  • - внушение с отставным эффектом;
  • - прерывистое внушение;
  • - внушение с применением специальных процедур или препаратов и др.

Любой вид психологического воздействия небезопасен в руках людей, не знакомых с основами суггестологии.