Проекты 677, 677М «Лада» и 677Э «Амур-1650»
(NATO – «Lada(?)» и «Amur(?)»).

1. Количество подводных лодок проекта: 677 - 1, 677М - 2 (в постройке) и 9 (по плану 2018 года), 667Э - 1 (недостроена)


2. Изображение проекта:



3.Состав проекта:

Наименование корабля

Заводской номер

Примечания

закладки

вступления в строй

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ФГУП/ОАО «Адмиралтейские Верфи», проект 677(1) и 677М (0+2)

1997 - "Санкт-Петербург"

2005 - "Кронштадт"
2013 - достройка по пр.677М

10.11.2006
19.03.2015

2006 - "Севастополь"
2014 - достройка по пр.677М
2015 - "Великие Луки"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ФГУП «Адмиралтейские Верфи», проект 677Э (1)

2009 - строительство остановлено

4. История проекта:


Возобновленная после Великой Отечественной войны постройка ДПЛ не прекращалась и после развертывания с конца 50-х годов крупномасштабного строительства АПЛ. При этом ДПЛ строились с торпедным и ракетньм вооружением. Однако, после завершения в 1968 г. серии ПЛ проекта ДПЛ с КР не строились. В дальнейшем велась постройка только торпедных ДПЛ проектов 641Б и . Вместе с тем за рубежом ДПЛ ряда государств с середины 80-х годов стали оснащаться ПКР «Гарпун», запускаемыми из ТА. Строящиеся для отечественного ВМФ ДПЛ проекта и экспортные модификации ПЛ этого проекта и его дальнейшего развития - ДПЛ проектов 877ЭКМ и КР в составе вооружения не имели. Только в последние годы появились модификации этих кораблей с комплексом КР на борту - 08773 , 636М и 06363 , чему способствовало создание малогабаритных (в размерах торпед) ПКР.

Однако еще в 1987 году в СССР были начаты НИОКР по проекту 677 "Лада" , представляющего собой корабли нового, четвертого поколения, создаваемые на основе нового вооружения, механизмов и оборудования. Новые лодки получили новое название - "неатомные (НПЛ)" (так как дизель более не являлся движителем корабля, а использовался для получения электроэнергии для питания электродвигателей, которые и используются для обеспечения движения).

Несмотря на развал СССР, работы по этому проекту продолжались даже в самое тяжелое для страны время. Технический проект НПЛ проект 677 был утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта был утвержден в 1997 г. При создании новой НПЛ было отработано 180 ОКР. Проект НПЛ разрабатывался ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н. Кормилицын. Однокорпусные, с минимальным запасом плавучести, необходимым для обеспечения надводной непотопляемости, НПЛ оснащены новыми образцами торпед, а также ПКР, запускаемыми из ТА. Для возможности эффективного использования оружия на НПЛ установлены совершенные средства обнаружения целей, целеуказания торпедам и ПКР на полную дальность, а также эффективные средства защиты по основным физическим полям ПЛ. На этих кораблях внедрено системное комплексно-автоматизированное управление всеми механизмами и системами, которое позволяет значительно сократить численность экипажа. Повышению скрытности и защиты НПЛ будет способствовать использование механизмов и источников энергии новой разработки, включающее в себя дизель-генератор (ДГ) переменного тока (вместо ДГ постоянного тока) и низкооборотный всережимный гребной электродвигатель (ГЭД), который позволил отказаться от ГЭД экономического хода. Корабли будут обладать большой автономностью и дальностью плавания, высокой боевой мощью, акустической скрытностью и надежностью.

Генеральный конструктор проекта Ю.Н. Кормилицын отмечал: "Подводная лодка задумана как своего рода морской подводный охотник, способный уничтожать любые цели, будь то боевые надводные корабли, транспортные суда или подводные лодки, нанесением торпедных, ракетных ударов, постановкой минных заграждений, а также с помощью боевых пловцов". За малошумность, затрудняющую обнаружение, рубиновскую подводную лодку предыдущего поколения проекта (по терминологии NATO - класс "Kilo") на Западе назвали "черной дырой в океане". На "Ладе" , благодаря применению новейших средств акустической защиты и оригинальных технических решений, прогнозируется снижение шумности в несколько раз по сравнению с ПЛ класса "Kilo".

Предполагалось, что ПЛ проекта 677 постепенно заменят в советском флоте ПЛБ проекта . Их постройку должны были развернуть на ЛАО (г.Ленинград), СМП (г.Северодвинск), ССЗ «Красное Сормово» (г.Горький) и ССЗ им.Ленинского комсомола (г.Комсомольск-на-Амуре). На СМП даже удалось создать определенный задел по головному заказу. После распада СССР головной корабль серии было решено строить на ГП «Адмиралтейские верфи», куда передали имевшийся задел.

В конце 1997 года на ГП "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге были заложены головные корабли: НПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" проекта 677 для отечественного ВМФ и НПЛ типа "Амур-1650" (в дальнейшем упоминаемый в СМИ как проект 677Э ) для экспортных поставок. В 2007 году головной корабль вышел на ходовые испытания и в марте 2009 года зам.начальника генштаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев заявлял, что всего для ВМФ планируется постройка серии из 8 ПЛ этого проекта. Однако испытания и доводка корабля шли несколько лет, и к 2011 году в СМИ уже не встречалось упоминаний о строительстве такой крупной серии, речь шла только о достройке еще двух уже заложенных кораблей, да и то их строительство в 2009 году было приостановлено по решению Минобороны РФ. В мае 2010 года НПЛ "Санкт-Петербург" наконец-то вошла в состав ВМФ. В декабре 2010 года генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.А. Дьячков в интервью заявил, что акватория Черного моря слишком мала для подводных лодок проекта 677 и поэтому НПЛ данного типа не будут входить в состав Черноморского флота. Так же было заявлено, что НПЛ "Санкт-Петербург" будет находиться в опытной эксплуатации в составе ВМФ России. В ходе опытной эксплуатации системы НПЛ будут доводиться до желаемых показателей.

В ноябре 2011 года генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.А. Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (в СМИ встречается как проект 677М , а в некоторых источниках - 677Д ). Новый технический проект будет готов в 2013 году, после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту. В феврале 2012 года в интервью СМИ главком Черноморского флота России Александр Федотенков заявил, что после успешных испытаний НПЛ "Санкт-Петербург" на Северном флоте, там, где есть большие глубины, и в случае, если будут подтверждены заложенные в проект передовые технические идеи, а также учтен опыт эксплуатации головного корабля, будет принято окончательное решение о достройке двух заложенных корпусов. В августе 2013 года в СМИ появилась информация о том, что НПЛ Б-586 "Кронштадт" достраивается по новому скорректированному проекту. В отличие от головной НПЛ "Санкт-Петербург" на серийном корабле устанавливаются модернизированные образцы оборудования - системы управления корабельными техническими средствами, электродвижения, навигационный комплекс. В ближайшей перспективе НПЛ типа "Лада" планировали оснастить анаэробной воздухонезависимой установкой. Над ее созданием уже работают специалисты ЦКБ МТ "Рубин". 03.09.2013 появилась информация от ИТАР-ТАСС о том, что до конца 2020 года в состав ВМФ поступят еще четыре неатомные подводные лодки нового проекта. Контракт на строительство Б-587 "Великие Луки" (до 2015 года - "Севастополь" ) был перезаключен в конце 2014 года. Контракт на строительство еще одной (четвертой по счету) неатомной подлодки проекта 677 "Лада" планировалось подписать в конце 2015 года, со сроком получения флотом в 2019 году. Об этом сообщило в январе 2015 года ТАСС со ссылкой на источник в Главном штабе ВМФ России - но этого не произошло, а 19.01.2016г. на сайте РИА "Новости" появилась информация: "Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 "Лада" больше строиться не будут, финансирование будет направлено на проект с шифром "Калина" (усовершенствованная "Лада" ). Преполжительно этот проект будет сочетать в себе лучшие качества "Лады" с учетом современных технологий и самых высоких требований к современным подводным кораблям.

Командование флота приняло решение достроить две лодки проекта 677 "Лада" и на этом прекратить строительство серии. Предположительно все три лодки этого проекта войдут в боевой состав Северного флота. 01.07.2017 в ходе Международного военно-морского салона МВМС-2017 глава ОАО "Адмиралтейские Верфи" Александр Бузаков сообщил, что по условиям госконтракта передача двух серийных заказов проекта 677 ВМФ России по графику запланирована в 2020 и 2021 году соответственно. В конце ноября 2018 года Главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королев в интервью Красной звезде заявил, что для ВМФ России в общей сложности построят двенадцать подводных лодок проекта 677 "Лада".

Судьба проекта 677Э (Амур-1650) находится под большим вопросом. По данным ИТАР-ТАСС, в 2005 году ПЛ экспортного варианта была готова на 47%, а к 2009 году его строительство было полностью остановлено. Кроме ПЛ типа "Амур-1650" для экспорта было разработано целое семейство различных вариантов ПЛ типа "Амур" , отличающихся водоизмещением и типом двигательной установки.


5. Схема проекта:


Продольный разрез:

1 - выгородка основной антенны ГАК; 2 - носовая ЦГБ; 3 - 533-мм ТА; 4 - торпедопогрузочный люк; 5 - якорь; 6 - носовой (торпедный) отсек; 7 - запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 8 - выгородка вспомогательных механизмов; 9 - носовая АБ; 10 - ходовой мостик; 11 - прочная рубка; 12 - второй (центрального поста) отсек; 13 - центральный пост; 14 - главный командный пост; 15 - агрегатная выгородка РЭВ; 16 - выгородка вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 17 - третий (жилой и аккумуляторный) отсек; 18 - кают-компания и камбузный блок; 19 - жилые помещения и медицинский блок; 20 - кормовая АБ; 21 - четвертый (дизель-генераторный) отсек; 22 - ДГ; 23 - выгородка вспомогательных механизмов; 24 - пятый (электромоторный) отсек; 25 - ГЭД; 26 - топливная цистерна; 27 - приводы кормовых рулей; 28 - линия вала; 29 - кормовая ЦГБ; 30 - кормовые вертикальные стабилизаторы; 31 - обтекатель канала выхода ГПБА.


6. Тактико-технические данные проекта (предполагаемые):


Водоизмещение, т:

надводное- 1765

Длина наибольшая, м- 67,0

Ширина корпуса наибольшая, м-7,1

Архитектурно-конструктивный тип- однокорпусный

Глубина погружения, м:

рабочая- 240 (250?)

предельная- 300

Автономность по запасам провизии, сут-45

Дальность плавания (при скорости хода, уз), мили:

подводная- 650 (3)

подводная в режиме РДП- 6 000 (?)

Экипаж, чел- 35 (34?)

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

тип-ДЭУ с полным электродвижением

кол-во х мощность ДГ, кВт- 2 х?

кол-во х мощность гл. ГЭД, л.с- 1 х 4100

кол-во х тип движителей- 1 х малошумный ВФШ

А ккумуляторная установка:

Кол-во групп АБ х элем.-2 х 120

Резервные средства движения:

количество х тип РСД- 2 х ВД

привод ВПК х мощность, кВт- ЭД х 102

Скорость хода наибольшая, уз:

надводная- 10,0

подводная- 21,0

Вооружение:

Торпедное:

кол-во х калибр ТА, мм- 6 х 533 (1*)

боезапас (тип) торпед или ПКР- 18 торпед (УСЭТ-80К) и ПКР (« Club - S »)

СУТА- «Мурена»

Зенитный ракетный комплекс:

тип ПЗРК- «Игла-1М»

кол-во конт. для хранения ЗР-1

боекомплект ЗР- 6

Радиоэлектронное:

К АС- «Литий»

КНС- «Андога»

РЛК- нового поколения

ГАК- нового поколения с антенной

большой эффективной площади


(1*) Носовые, два из которых приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами.


7.Источники:


Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Информация с сайта http://www.laes.sbor.ru/~psv/Catalog/lada.htm .
- Информация с сайта СКБ "Рубин" http://www.ckb-rubin.ru/Subs.html .
- Информация с сайта "Музей подводного флота" http://submarine.narod.ru/lada.html .
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- "В России прекращено строительство подлодок проекта 677 "Лада" (http://ria.ru/defense_safety/20160119/1361783316.html).
- Информация с сайтов новостных агентств.

Проект 677 Лада – ход конём русских «Чёрных дыр» (636-х) на радарах НАТО

Успех отечественных ДЭПЛ (дизель-электрической подводной лодки) 3-го поколения «Варшавянок» (для стран Варшавского Договора) продолжил развиваться в новом проекте 677, ещё незавершённом. Стелс-подлодка «Варшавянка» (проекта 877) получила громкое прозвище от западных военных – «Чёрная дыра», что в 1976-м положило конец гидрорадиоакустическому преимуществу США под водой (и как следствие – это замораживание противолодочной системы обнаружения СОСУС (США) и приход с началом 1980-х – корабельной боевой информационно-управляемой системы ИДЖИС). Устаревшая Варшавянка проекта 877 – по-прежнему «Чёрная дыра» для радаров НАТО, стала ещё боеспособней в проекте 4-го поколения 677 Лада.

Субмарины (подводные корабли) – это стратегическое вооружение, позволяющее наказать агрессоров ядерными ударами в любой точке мира, где бы они ни находились. Вопросы такого масштаба могут решать только технически, научно и экономически развитые страны, самые сильные из которых по-прежнему США и Россия. Глобальная агрессивная политика стран НАТО проводится по отношению ко всем государствам. Россия, не успев оправиться от распада СССР, вынуждено торгующая уникальностью природных запасов, собственностью предприятий и научных достижений, покупая необязательный западный и восточный ширпотреб – снова в состоянии равнозначно ответить на нападение как минимум ещё 30 лет – это благодаря проекту 677 Лада.

История проекта 677

История работы главного конструктора Ю.Кормилицына над одной и той же неатомной подводной лодкой (НЕАП) «Варшавянкой» привела от проекта 877 «Палтус» (отечественное название подводной лодки времён СССР, экспортный вариант – проект 636, который прошёл ряд модернизаций на экспорт 636М и 636.1, и для ВМФ РФ 636.3) до проекта 677 «Лада». Чтобы представить себе насколько современнее стала автоматика подлодки-невидимки под комплексным обеспечением центрального программного управления 2016-го – сразу станет заметным численность человек в команде, где 35 подводников заменили 52-х (в перспективе 20 чел). Освободившееся место от устаревшего оборудования и от жизнеобеспечения членов экипажа – это освободившееся место для последних разработок вооружения – более мощного, более дальнего, более точного, более неуязвимого и малогабаритного.

Мы уже писали ранее о «Варшавянке» (см. как дополнение к статье) и её значение для страны, в новой лодке приумножились её преимущества, размеры корпуса стали меньше (длина 74 м снизилась до 67 м, ширина 10 м стала меньше – 7 м). Уменьшенная отражающая поверхность, даже такого незаметного подводного корабля, со сверхсекретным постоянно-совершенствуемым корпусом (при строительстве каждой следующей субмарины – стел-улучшения) из не намагничиваемой стали со сложным композитным покрытием – это ещё большая неуязвимость и улучшенная мелко-глубинная проходимость. Дизельные двигатели остаются пока лучшими, но с ними приходится периодически всплывать, над решением новых источников энергии работаю давно, как у еас так и на Западе. У НАТО есть, в России ещё нет, только разрабатываются ВНЭУ (воздухонезависимые энергетические установки), которыми оборудуют как раз новейшие подлодки – Лада.

Технические характеристики Проекта 677 Лада – что обрела Варшавянка нового поколения

Время не стоит на месте, хотя воздухонезависимые (ВНЭУ) двигатели ещё не имеют преимущества над дизельными, но это только дело времени. К тому же ВНЭУ способны дополнить ДГ (дизель-генераторы), как альтернативный источник энергии. К субмаринам предьявляются и другие требования, не менее важные – дальность гидроакустического обнаружения, скорость обработки информации и принятие решений, взаимодействие в группе, точность и возможность залповой стрельбы, применение новеших РЭБ использование современных ракет для поражения надводных, подводных и наземных целей.

Лада на перископной глубине легко держится и выполняет боевые задачи при волнении моря 7 баллов, что не возможно для надводных кораблей, которые боеспособны до 5 баллов. Для уничтожения ПЛ, перспективных беспилотных подводных аппаратов – есть 18 торпед, для перекрытия фарватера – 44 мины. Для встреч с авиацией есть 6 ЗУР (зенитно-управляемых ракет) расположенных в ТПК (транспортно-пусковых контейнерах) и ещё ПУ (пусковая установка) ПЗРК «Игла-1М».

Дизельные двигатели Д49 работают в паре с ДГ (дизель-генераторами), гибридный вариант с ВНЭУ увеличивает дальность плавания на электрохимических генераторах с подзарядкой до 16 000 миль, а традиционно заявлена – 6 000 миль. Скорость над водой 10 узлов, под водой 20 узлов. Провизии на 45 суток.

Назначение НАПЛ Лада

Зачем Россия за явным преимуществом над НАТО улучшает невидимость и зоркость – развивает успех в гидроакустике? – на ближайшую перспективу, т.к. в США спешат разработать и внедрить новую противолодочную систему ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel) путем использования подводных беспилотников (БП). Именно результаты этой разработки могут свести на нет незаметность атомных подводных лодок за счёт дальности обнаружения до 3 км, при глубине погружения до 300 м и дальности плавания 6 000 км и с расчётом 80-ти дней пребывания под водой. Общий срок службы таких БП должен будет составлять 15 лет при стоимости 20 млн. долларов.

Данную программу собираются внедрить в течение к 2017-му году. Поэтому, чтобы всегда оставаться незамеченной «Чёрной дырой» в океане и у берегов – ВМС России должны иметь на вооружении более дальнозоркие и совсем незаметные подлодки (ПЛ). Стоящие сейчас на вооружении ДЭПЛ проекта 636.3 имеют шумность 30 дб – это естественный шум моря. Четвёртое поколение российских неатомных подводных лодок проекта 677 в сложившейся перспективе решает стоящие перед ней задачи в океанской и прибрежной зоне:

class="eliadunit">

  • вести разведку;
  • уничтожать ПЛ и БП;
  • уничтожать надводные корабли и АУГ (авианосные ударные группировки);
  • уничтожать наземные цели и укреплённые районы;
  • проводить диверсии путем транспортировки, выпуска и впуска водолазов;
  • ставить минные заграждения.


Главные отличия от предшественника (636-го)

В процессе создания этого начала проекта новой серии 677 Лада, различными НИИ, ОКБ и предприятиями ВПК России – произведено более 200-т работ, главным разработчиком является ЦКБМТ «Рубин». Результатами труда стало применение нового высокоточного оружия и создание современных малошумных субмарин с наименьшим энергопотреблением комплекса радиоэлектронного вооружения. Отличия от Варшавянок:

  • новый гидроакустический комплекс, работающий на базе шумопеленгаторной квазикомформной антенны большой площади – КФАР (квазиконформная фазированная антенная решетка);
  • возможности ведения залповых стрельб ракетами с ядерными зарядами по надводным целям до 800 км. – это П-800 (отечественного образца Оникс или импортного (индийского) БраМос), а также по наземным целям до 2 000 км. – НК--- - Калибр;
  • комплексная АСУ (автоматизированная система управления) подводным кораблём и его боевыми возможностями;
  • противогидролокационное покрытие для корпуса лодок 4-го поколения;
  • увеличенное применение радиоэлектронного вооружения;
  • в наличии непроникающие в корпус выдвижные системы за исключением перископа.

Гидроакустический комплекс и шумопеленгаторная станция

Шумопеленгаторная станция – это пассивное средство наблюдения для обнаружения шумящих объектов в толще воды и над ней, направление на этот объект тоже определяется этой станцией. Достоинство её работы – абсолютно скрытое. Поэтому эти станции применимы в первую очередь на ПЛ, где фактор обнаруживать и быть незаметным – определяющий.

Во время II Мировой войны шумопеленгаторная станция представляла собой одну базу от 8-ми до n десятков приёмников (из кристалла сегнетовой соли или ферримагнитного стержня), а ещё усилитель, конденсатор, фильтр, громкоговоритель и телефон. С помощью приёмников энергия звука приходящая к базе трансформировалась в электричество по одному из принципов – пьезоэлектрическому или магнитно-стрикционному эффекту.

Американцы давно отказались от дизельных ПЛ (а НАТО – нет, они разрабатываются в Швеции, Франции и Германии). США применяли для своих ДПЛ станции «УК» и «УР» с двумя приборными частями, одна – в боевой рубке, вторая – в торпедном отсеке. При торпедной атаке эти шумопеленгаторные станции определяли цель и куда она двигалась, данные поступали к спецгруппе (управляющей торпедной стрельбой) от гидроакустика.

Современный метод шумопеленгования – фазовый, основан на фиксировании разности времени звука 2-мя приёмниками (группами приёмников).

Квазиконформная фазированная антенная решетка

Изобретение из области радиотехники для улучшения технологичности – в повышении энергопотенциала, в уменьшении обзора полусферы, повышении точности пеленгования и для высокой помехозащищённости. Чтобы получить данные достижения путём установки n-го количества фазированных плоских подрешёток, прилегающих одна к другой и расположенные по кольцу поясами осесимметричную поверхность 2-ной кривизны, ещё к этому распределяющее устройство, а также соединение с каналами приёма и передачи. Плоские ФА (фазированные антенные) подрешётки одинаковой приёмопередающей конструкции АФАР с прямым углом апертуры, установлены так, что каждый кольцевой пояс состоит из 3-х подрешёток. А в каждом следующем из поясов (меньшего размера) подрешёток становится постоянно на 3 меньше. Обзор полусферы пространства производится квазиконформным способом единовременно 3-мя лучами, так что отставание проекции лучей в азимутальной плоскости составляет 1200. Практическое применение изобретения – в обзорных радиолокаторах. Изменение луча на 600 КФАР в пространстве верхней полусферы квазиконформным способом – это активный способ, если более 600 – это пассивный. При сканировании в активная зона проходит по поверхности КФАР (размеры и кол-во подрешёток не изменяется). Цифровая КФАР обладает высокой улучшенной точностью. Дальность обнаружения русских РЛС вдвое-втрое превышают натовские.

class="eliadunit">

21 января 1954 года произошло знаменательное событие, которое положило начало настоящей революции в военно-морском деле, – в США на воду была спущена первая в мире подводная лодка с ядерной силовой установкой Nautilus (SSN-571). В отличие от своих дизельных предшественников атомные подводные лодки (АПЛ) стали действительно «подводными» и получили качественно новые тактико-технические характеристики: практически неограниченную автономность, значительную скорость и мощный корпус, способный выдержать погружение на недостижимые ранее глубины. Высокая энерговооруженность АПЛ позволила разместить на их борту убийственное по своей силе оружие: баллистические и крылатые ракеты с ядерной боевой частью.

Казалось бы, время подводных лодок с дизель-электрическими энергетическими установками (ДЭПЛ) ушло безвозвратно, но вскоре выяснилось, что это не совсем так. Данный класс боевых кораблей по-прежнему находится на вооружении многих флотов мира, более того, создание неатомных подводных лодок является одним из наиболее приоритетных направлений развития военно-морской техники. Ведущие морские державы мира – Германия, Япония, Китай, Испания и Великобритания – ведут активные исследования в этом направлении. Сегодня на вооружении уже находятся неатомные подводные лодки четвертого поколения, а в конструкторских бюро вовсю кипит работа над созданием субмарин следующего поколения – пятого.

СССР, не раздумывая, принял американский вызов и с большим азартом включился в «подводную ядерную гонку». Уже в 1957 году на воду была спущена первая советская АПЛ К-3. В последующие десятилетия советский и американский атомный подводный флот неистово состязались за почетное звание сильнейшего на планете. Несмотря на явную приоритетность подводных лодок с ядерной силовой установкой, в СССР – в отличие от американцев – не отказались и дальнейшего использования дизельных субмарин.

В конце 80-х годов на вооружении военно-морского флота СССР состояли весьма совершенные дизель-электрические субмарины проекта 877 «Палтус» - эта подлодка за свою малошумность получила на Западе прозвище «Черная дыра». Шли работы над их улучшенной версией – ПЛ типа «Варшавянка», строительство которых началось уже в 90-е годы.

Венцом эволюции отечественных неатомных подлодок должны были стать корабли проекта 677 «Лада», разработка которых началась в конце 80-х годов.

Созданием этого проекта ПЛ занималось ленинградское ЦКБ «Рубин», а его практическое воплощение в металле было поручено государственному предприятию «Адмиралтейские верфи». Головная подводная лодка проекта 677 «Лада» была заложена в конце 1997 года, и только в 2010 году она была принята в состав ВМФ РФ. В настоящее время ведется строительство подводных лодок «Великие Луки» и «Кронштадт», ориентировочно они будут приняты в эксплуатацию в 2020 и 2021 году. Однако, учитывая, насколько тяжело движется этот проект, возникают определенные сомнения относительно указанных сроков.

Изначально в планах было создание масштабной серии этой ПЛ, но затем они были пересмотрены. Единственная подводная лодка проекта 677 «Лада» – Б-585 «Санкт-Петербург» – по сути, до сих пор является испытательным стендом…

История создания

Несмотря на все преимущества, которые обеспечивает подводным кораблям ядерная энергетическая установка, АПЛ имеют и значительные недостатки. Главным из них является высокая сложность и непомерная дороговизна подобных кораблей. Так, например, каждая из новейших американских АПЛ «Сивулф» обошлась бюджету в 4,3 млрд долларов, а стоимость подводной лодки «Северодвинск» – головного корабля проекта 885 «Ясень» – в 2011 году составляла 47 млрд рублей.

Есть у атомных субмарин и другая «ахиллесова пята» – значительный уровень шумности. Наличие на борту сложнейшей силовой установки, состоящей из ядерного реактора, турбин, насосов, генераторов и прочего оборудования порождает огромное количество самых разнообразных колебаний и требует сложнейшей и дорогостоящей системы снижения шума.

С другой стороны, есть целый комплекс боевых задач, для выполнения которых мощь атомных подводных лодок просто избыточна. Для несения береговой охраны, защиты прибрежных коммуникаций, постановке минных заграждений, проведения разведывательных и диверсионных акций дизельные подлодки подходят просто идеально. Поэтому ряд ведущих морских держав не только не отказался от использования ДЭПЛ, но и активно работают над их дальнейшим совершенствованием. Хотя, например, США и Великобритания полностью отказались от использования дизель-электрических подлодок, а Франция продолжает их использовать, но новые строит только на экспорт.

В конце 80-х годов в Советском Союзе при поддержке главкома ВМФ Чернавина начались работы над проектом новой дизель-электрической подводной лодки, получившим название «Лада». Его разработка была поручена конструкторам ЦКБ «Рубин», производство планировали развернуть на Балтийском заводе.

Уже подготовленный проект несколько раз возвращали на доработку. Первый раз это случилось в 1990 году, затем – в 1993, окончательно он был утвержден только в 1997 году. Тогда же началось строительство головного корабля серии. Из-за недофинансирования оно затянулось на целых семь лет, на воду подлодка была спущена только в 2004 году, после чего началась ее доводка. В 2007 году корабль вышел в море на ходовые испытания.

Тем временем в 2005 и 2006 году были заложены вторая и третья лодка серии – Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Великие Луки».

Планы на этот корабль были грандиозными. Его хотели сделать одним из четырех типов подлодок, принятых на вооружение. Контр-адмирал Бурцев заявлял о серии из восьми подлодок проекта «Лада», а в прессе появлялась информация о возможном заказе двадцати кораблей подобного типа. Однако испытания затянулись, и уже к 2011 году о постройке масштабной серии подлодок никто даже не вспоминал.

В ноябре того же года директор «Рубина» Дьячков сообщил о достройке трех кораблей по доработанному проекту, который в прессе иногда называют 677М или 677Д.

И тут, словно гром среди ясного неба, появилось заявление главкома ВМФ РФ Высоцкого, которое он сделал в начале 2012 года. «…В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые «мозги» с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у неё такие же», – резко высказался по данному вопросу адмирал.

Правда, потом он несколько смягчил свой тон, заявив, что лодки все-таки возьмут на вооружение, но только после серьезной доработки.

Окончательное решение относительно двух кораблей проекта 677 было принято только в 2013 году, уже при следующем главнокомандующем Чиркове. В этом же году с «Адмиралтейскими верфями» был заключен новый контракт на достройку субмарин, правда, с внесением многочисленных изменений в проект. Они появились с учетом опыта эксплуатации головного корабля серии. Тогда в качестве сроков принятия на вооружение «Великих Лук» и «Кронштадта» сначала называли 2018 и 2019 год, сейчас они передвинуты еще на два года.

В 2017 году главком Королев сообщил, что строительство серии будет продолжено и дальше. Будут заложены еще два корабля, планируется, что они, кроме дизель-электрической, получат еще и воздухонезависимую энергетическую установку.

Описание конструкции подлодок проекта 677

Подводная лодка проекта 677 выполнена по так называемой полуторакорпусной схеме, которая является несколько необычной для советской и российской школы кораблестроения. Это означает, что легкий корпус лишь частично закрывает прочный. Подобная схема обеспечивает субмарине меньший уровень шума, по сравнению с привычной нам двухкорпусной.

Проч­ный кор­пус имеет асимметричную форму и выполнен из ста­ли АБ-2. Его диаметр одинаков прак­ти­че­ски по всей дли­не. Законцовки корпуса сферические. Водонепроницаемыми плоскими пе­ре­бор­ка­ми кор­пус поделен на пять от­се­ков по длине, кроме того, по высоте платформы делят его на три яру­са.

Лег­кий кор­пу­с имеет об­те­кае­мую фор­му, которая обеспечивает кораблю отличные гид­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки. Ог­ра­ж­де­ние вы­движ­ных уст­ройств (рубка) по форме идентично аналогичному элементу конструкции подло­док про­ек­та 877. На нем размещены передние горизонтальные рули, что уменьшает помехи работе ГАК. Кор­мо­вое опе­ре­ние ПЛ проекта 677 сделано кре­сто­об­раз­ным.

Вооружение подводных лодок проекта 677 состоит из шести торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боекомплект составляет 18 торпед. Также для стрельбы могут быть использованы крылатые ракеты «Оникс» или «Калибр». На борту могут находиться 22 мины модели ДМ-1.

Лодка может вести как одиночную, так и залповую стрельбу, допускается залп из шести шахт одновременно. Перезарядка торпедных аппаратов автоматическая, она производится с помощью комплекса «Мурена», причем процесс управляется дистанционно с центрального поста. В целом подлодка проекта «Лада» стала первым кораблем подобного класса в отечественной истории с таким большим количеством сложной автоматики на борту. Корабль оснащен боевой информационно-управляющей системой «Литий» и автоматизированной системой управления движением «Лиана».

Высокая степень автоматизации корабля позволила сократить его экипаж до 35 человек.

Гидроакустический комплекс «Лира» включает в себя три высокочувствительные антенны, одна из которых занимает практически всю носовую оконечность корабля, а две другие расположены на его бортовых поверхностях. Кроме того, ПЛ оснащена и буксируемой антенной, выпускаемой из верхней точки вертикального стабилизатора.

Также лодка оснащена перископным комплексом «Парус-98», в состав которого, кроме командирского перископа непроникающего типа, входит РЛС, цифровой комплекс радиосвязи «Дистанция», лазерный дальномер и навигационный комплекс с инерциальной системой и системой спутниковой связи ГЛОНАСС/GPS.

Главная энергетическая установка лодки ди­зель-элек­три­че­скую с полным элек­тро­дви­же­нием. Она состоит из двух ди­зель-ге­не­ра­то­ров по­сто­ян­но­го то­ка (мощ­но­стью по 1 тыс. кВт), двух груп­п ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей (их об­щая мощ­ность составляет 10580 кВт/ч), и все­ре­жим­ного низ­ко­обо­рот­ного греб­ного элек­тро­дви­га­теля с воз­бу­ж­де­ни­ем по­сто­ян­ны­ми маг­ни­та­ми.

Элек­тро­дви­га­тель при­во­дит в дей­ст­вие ма­ло­шум­ный греб­ной винт с семью саб­ле­вид­ны­ми ло­па­стя­ми. Максимальная скорость подводного хода 21 узел, а в надводном положении субмарина может разгоняться до 10 узлов. Запасы топлива, воды и продовольствия обеспечивают подводной лодке автономность 45 суток.

На случай аварийной эвакуации субмарина оснащена спа­са­тель­ным ком­плек­сом ав­то­ма­ти­че­ско­го вы­пус­ка спа­са­тель­ных плотов.

Подводные лодки проекта 677 «Лада» отличаются крайне низким уровнем шумности. По этой характеристике они даже превосходят очень «тихие» корабли проекта «Варшавянка» и вплотную приближаются к фоновым значениям моря. Подобная скрытность достигается за счет использования виброизоляторов, специальной форме гребного винта и покрытия корпуса материалом нового поколения «Молния», которое не только эффективно гасит внутренние шумы подлодки, но и поглощает импульсы гидролокаторов.

Как несложно заметить из описания, подводные лодки проекта 677 «Лада» – это грозные боевые корабли, с высочайшей степенью автоматизации, низким уровнем шумности и мощным вооружением. Почему же тогда сами моряки относятся к этим подлодкам без особого энтузиазма, а флотское руководство вообще едва не зарубило этот проект «на корню»? В чем подвох?

Хмуриться не надо, Лада…

Проект 677 можно смело назвать многострадальным. Мало того что его реализация началась в «лихие» и «голодные» 90-е, когда стране было не до подводного флота, так и отношение военных к этому проекту, мягко говоря, неоднозначное. Из-за этого постройку второго и третьего корабля этой серии неоднократно останавливали, да и головной корабль серии строился почти тринадцать лет. За это время немцы успели построить четыре аналогичные подлодки проекта 212А.

В российской прессе ДЭПЛ проекта 677 «Лада» часто называют неатомными подлодками четвертого поколения, хотя с этим утверждением согласны далеко не все. Эти корабли действительно имеют много прогрессивных черт, но их основной проблемой является дизель-электрическая силовая установка. Хотя уже много лет подряд в отечественных СМИ появляется информация о создании российской ВНЭУ – воздухонезависимой энергетической установки.

Подобная установка является важнейшей составляющей неатомных подводных лодок четвертого поколения. Именно она позволяет субмарине находиться в подводном положении без всплытия на протяжении многих дней и недель. Так, например, немецкие субмарины проектов 212 и 214, оснащенные, кроме дизеля, еще и ВНЭУ могут пребывать в подводном положении до 20 суток, то есть в 8 раз больше, чем отечественные «Варшавянки». Данная энергетическая установка работает на основе специальных топливных элементов, заполненных гидридами металлов и криогенным кислородом. Есть ВНЭУ на основе так называемого двигателя Стирлинга, такую схему используют шведские корабелы. Она позволяет подлодке не всплывать на поверхность в течение 20-25 суток. Японцы и южные корейцы пытаются оснастить свои неатомные подлодки литий-ионными батареями. То есть, можно сказать, что основным направлением развития субмарин подобного класса является повышение длительности их подводного плавания.

Учитывая все вышесказанное, легко понять слова главкома Высоцкого о том, что лодки «Лада» – это отличные мозги с энергетикой Второй мировой войны. Без работоспособной и эффективной воздухонезависимой установки российские неатомные подводные лодки будут топтаться на рубежах, достигнутых 20-25 лет тому назад.

Причем, любопытно, что еще тридцать лет назад ведущие советские «подводные» КБ занимались созданием субмарин с ВНЭУ. Это были и системы с использованием электрохимических генераторов, и двигатели с замкнутым циклом. В этих работах принимало участие даже НПО «Энергия», которой нужна была подобная система для космоса. ВНЭУ планировали оснастить и подлодки проекта 677. Однако нормально работающую установку сделать так и не получилось.

В марте 2013 года в СМИ появилась информация о том, что специалисты ЦКБ «Рубин» приступили к работам над проектом неатомной подводной лодки пятого поколения, который получил наименование «Калина». Планируется, что корабли этой серии будут оснащены ВНЭУ и литий-ионными аккумуляторными батареями. В 2016 году было объявлено о завершении работ и начале этапа согласования облика новой ПЛ с Министерством обороны. Планируется, что постройка подводных лодок проекта «Калина» будет включена в программу развития вооружения до 2025 года, а первая субмарина будет заложена уже в 2018 году.

Также есть информация, что в 2016 году проводит испытания новой ВНЭУ на основе электрохимических генераторов. Причем от иностранных аналогов российская установка отличается тем, что водород для ее работы генерируется из дизельного топлива, а это более предпочтительно с точки зрения пожарной безопасности.

Большая часть информации о ней засекречена, но уже известно, что воздухонезависимая установка позволит кораблям проекта «Калина» находится под водой около 25 суток. Возможно, что если ВНЭУ для этих подлодок не удастся создать в срок, то их сначала оснастят обычными дизель-электрическими установками, а ВНЭУ будет установлена позже.

Большая дизель-электрическая подводная лодка

Проект 677 "Лада" разработана ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н.Кормилицын. Разработка начата в 1987 г. Строительство серии лодок планировалось вести на заводах "Ленинградское Адмиралтейское объединение" (г.Ленинград), "Севмаш" (г.Северодвинск), "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) и "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре)..

Технический проект подводной лодки проекта 677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. Головная лодка серии Б-585 (заводской №01570) заложена на ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. первый выход на ходовые испытания лодка совершила 14-21 декабря 2005 г. Испытания лодки продолжались около 5 лет и в итоге 22.04.2010 г. подводная лодка Б-585 "Санкт-Петербург" лодка принята Флотом в опытную эксплуатацию.

В 2013 г. подписан контракт на строительство серийных подводных лодок проекта - "Кронштадт" и "Великие Луки".

Подводная лодка "Санкт-Петербург" проекта 677
(http://www.ckb-rubin.ru)

Проект 677 в ВМФ России

Головная подводная лодка "Санкт-Петербург" несет опытно-боевую службу в составе Северного флота ВМФ России. Предполагается, что первые серийные подводные лодки "Кронштадт" и "Великие Луки" также будут нести службу на Северном флоте.

Конструкция подводной лодки

Конструкция лодки одно-полуторакорпусная. В конструкции корпуса используется сталь АБ-2 разработки ЦНИ КМ "Прометей". За счет применения самых современных средств акустической защиты предполагается, что шумность подводной лодки будет в несколько раз ниже шумности подводных лодок проекта 877. На лодке установлены рубочные горизонтальные рули. Используется специальное противогидроакустическое покрытие лодки.

Двигательная установка

На лодках проекта обеспечивается полное электродвижение с единым всережимным электродвигателем главного хода.

2 х дизель-генератора 28ДГ постоянного тока мощностью по 1000 кВт, в генераторе используется 8-цилиндровый V-образный дизель Д-49;

1 х главный гребной электродвигатель СЭД-1 (бесколлекторный низкооборотный всережимный электродвигатель с возбуждением постоянными магнитами) мощностью 4100 л.с. разработки ЦКБ МТ "Рубин" совместно с ФГУП НИИЭФА им. Д.В.Ефремова.

2 х выносных винтовых колонки РДК-35 с электродвигателями ПГ-102М мощностью по 140 л.с.

ТТХ подводной лодки

Экипаж - 35 чел Длина - 66.8 м Ширина - 7.1 м Осадка - 6.7 м Водоизмещение надводное - 1765 т Водоизмещение подводное - 2650 т Скорость надводного хода - 10 уз Скорость подводного хода - 21 уз Дальность плавания: - 16000 миль (экономическим ходом) - 6500 миль (под РДП) - 650 миль (подводная) Глубина погружения предельная - 300 м Автономность - 45 сут

Компоновочная схема подводной лодки "Амур-1650" проекта 677Э (http://www.ckb-rubin.ru)

Вооружение

6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания "Мурена"; Боезапас - мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), крылатые ракеты типа "Калибр-ПЛ" (Club-S); Зенитные комплексы - 6 х переносных зенитных ракетных комплексов "Игла-1М".

Главный командный пункт ПЛ пр.677 (http://www.ckb-rubin.ru)

Оборудование

Комплексная система автоматизированного управления кораблем "Литий" разработки НПО "Аврора" Автоматизированная система управления движением "Лиана"Гидроакустический комплекс "Лира" РЛС КРМ-66 "Кодак" Цифровой комплекс средств радиосвязи "Дистанция" Навигационный комплекс "Апассионата" Унифицированный перископный комплекс УПК "Парус-98" с командирским перископом и оптронной мачтой непроникающего типа.

Модификации:

пр.677 / 06770 "Лада" - серия подводных лодок для отечественного ВМФ. Производство серии ведется на заводе ФГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург).

пр.677Э "Амур" / "Амур-1650" - экспортная модификация подводной лодки проекта 677.

Амур-1650ВНЭУ - проект варианта большой неатомной подводной лодки проекта 677 с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ).

Военные действия на море обладают массой своеобразных особенностей. Недаром флотская служба всегда считалась особенно почетной, а звание «Адмирал» практически всегда ценилось выше генеральского. Одной из черт боя на воде является то, что нападения можно всегда ждать не только со стороны вражеских надводных кораблей и самолетов, но также и из-под воды.

Подлодки немцев стали настоящим кошмаром для союзников в годы Второй Мировой войны, отправив на дно Атлантики миллионы тонн грузов и тысячи кораблей. Советский Союз оценил немецкий вклад в дело развития подводного флота, начав в послевоенный период расширенные разработки в этом направлении.

При произнесении слова «подлодка» у большинства людей сразу возникает ассоциация с громадным кораблем АПЛ, несущим на борту смертоносный груз в виде тяжелых способных принести огромные проблемы вероятному противнику. При этом обыватели забывают, что в современном флоте не менее ценными являются небольшие дизель-электрические подлодки. Они незаменимы в диверсионном деле, для скрытной высадки десанта на вражеском берегу.

Одним из наиболее успешных проектов стала подводная лодка «Лада». О ней мы сегодня и расскажем.

Общие сведения

Суда проекта 667 предназначаются для выполнения разведывательных и диверсионных мероприятий против надводных кораблей и подлодок противника, защиты прибрежных районов от вражеских десантов, а также для постановки минных заграждений и прочих подобных задач. Таким образом, подводная лодка «Лада», фото которой есть в статье, является оптимально подходящей именно для задач современной войны, которая требует максимальной мобильности и незаметности.

Особенностью подлодок этой серии является схема их постройки, называемая «полуторной». Дело в том, что корпус (изготовленный из стали АБ-2) имеет одинаковый диаметр по всей длине. В отличие от больших атомных лодок, нос и корма имеют хорошо выраженную сферическую форму. Благодаря переборкам корпус делится на пять независимых отсеков. Палуб на корабле три.

Впечатляющие гидродинамические характеристики обеспечиваются благодаря корпусу специально разработанной, особенно хорошо обтекаемой формы. Выдвижные устройства имеют точно такое же заграждение, которым характеризуются корабли проекта 877, но кормовое оперение сделано крестообразным, а передние рули смонтированы на ограждении. Сделано это для того, дабы они создавали как можно меньше помех при работе гидролокационного оборудования, которым оснащена подводная лодка. Проект «Лада» в этом смысле является настоящим эталоном: она чрезвычайно тихая, ее крайне сложно обнаружить средствами гидролокации и гидроакустики.

Вооружение подлодки

Главным средством защиты и нападения являются шесть аппаратов для запуска торпед калибра 533 мм, причем две шахты на верхней палубе предназначены для стрельбы управляемыми боеприпасами. В стандартный боезапас входит 18 торпед. Чаще всего подводная лодка «Лада 677» использует боеприпасы универсального типа (САЭТ-60М, УГСТ), специальные торпеды для уничтожения вражеских подлодок. На борту могут находиться крылатые ракеты, а также 22 мины модели ДМ-1. Имеется возможность боевого использования противолодочных ракет типа «Шквал».

Система ведения огня допускает как одиночные выстрелы, так и залповые стрельбы из шести шахт одновременно. За перезарядку торпедных аппаратов отвечает комплекс «Мурена», который позволяет провести всю операцию в полностью автоматическом режиме. Весь процесс полностью контролируется из командного командирского пункта, которым оборудована подводная лодка. Проект «Лада» был первой в Советском Союзе разработкой неатомного подводного корабля, в котором бы использовалось такое количество сложной и высокоэффективной автоматики.

Чтобы обеспечить защиту лодки от боевой авиации противника, экипаж может воспользоваться шестью ПЗРК модели «Игла-1М». Координация работы всех боевых систем обеспечивается посредством использования системы «Литий». Таким образом, подводная лодка «Лада», вооружение которой мы расписали, при своих небольших габаритах способа доставить большие проблемы любому противнику.

Гидролокационный комплекс

За гидролокационную разведку отвечает комплекс «Лира», в состав которого входят мощные чувствительные антенны. В состав установки входит сразу три антенны, одна из которых расположена на носу подводной лодки, а две - смонтированы по ее бокам. Инженеры максимально увеличили их диаметр ради точности измерения подводных шумов. Так, передняя антенна занимает едва ли не все пространство на носу подлодки. На случай повреждения бортового оборудования имеется выпускаемая гидролокационная аппаратура, которую подводная лодка «Лада» (проект 677) может буксировать за собой на марше.

Система навигации

Навигационная система - инерциального типа. Отвечает за предоставление данных о точном месторасположении корабля, а также за определение той оптимальной скорости, при которой имеющееся на борту вооружение может быть использовано с максимальной эффективностью.

В составе системы имеется перископное оборудование типа УПК «Парус-98», в состав которого входят следующие элементы:

  • Непроникающий перископ командирский, «Парус-98КП». Имеет дневной и низкоуровневый каналы (оптический и ТВ). Степень увеличения варьируется от 1,5 до 12Х, есть возможность видеозаписи наблюдаемых данных.
  • Мачта оптронная, непроникающего типа «Парус-98УП». Фактически является многофункциональным универсальным перископом. В составе конструкции - два канала (дневной и низкоуровневый), степень увеличения - как у командирского телескопа, имеется высокоэффективный

Таким образом, подводная лодка «Лада», ТТХ которой мы вкратце расписали, может с равным успехом использоваться в дневных и ночных условиях. Она всегда оставаясь незаметной для противника.

Прочие элементы навигационной системы

Важнейшим элементом является радиолокационная система модели РЛС КРМ-66 «Кодак». Включает в свой состав активный и пассивный радиоканалы, может работать в совмещенном режиме. При активном использовании может быть активирован особо защищенный, скрытый Он дает полную картину окружающей подлодку обстановки (в том числе и надводной), но при этом никак не демаскирует корабль. В этом смысле подводная лодка «Лада» (проект 677) является во многом уникальным объектом, аналогов которого в мире действительно нет, как бы избито не звучало данное выражение.

Цифровая система связи модели «Дистанция». Позволяет обмениваться информацией по двунаправленному защищенному каналу передачи информации с береговыми командными пунктами, кораблями и самолетами (при условии нахождения на перископной глубине). Если возникает необходимость отправить экстренно важное сообщение с большой глубины, используется выпускная буксируемая антенна. Это оборудование находится в особо прочном корпусе, способном защитить его даже в случае боевых действий. Проще говоря, «Лада» - лодка весьма живучая.

Наконец, комплекс навигационного оборудования «Аппассионата». Содержит систему навигации инерциального типа, а также модуль спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Точность определения местонахождения при его использовании чрезвычайно велика, но зависит от близости расположения корректировки для того или иного «провайдера».

Силовая установка

«Сердцем» подлодки является дизель-электрическая силовая установка, выполненная по схеме, которая предусматривает движение исключительно на электрическом ходу. Этим и отличается от зарубежных аналогов подводная лодка «Лада». ТТС (транспортно-технические системы) зарубежных кораблей этого класса могут обеспечивать движение только на дизельном двигателе.

Дизельный двигатель располагается в четвертом отсеке. Для выработки электричества служат два генератора марки 28ДГ, сопряженные с выпрямителями мощностью по 1000 кВт каждый. Энергия запасается в двух группах аккумуляторных батарей. В каждой из них находится 126 элементов (они находятся в первом и третьем отсеках). Общая совокупная мощность всей установки в пиковом состоянии - 10580 кВт/ч. Рабочий двигатель - электрический, возбуждается постоянными магнитами. Марка СЭД-1, удельная мощность равна 4100 кВт.

Выбранная мощность двигателя и емкость аккумуляторных батарей не случайны. Дело в том, что именно при таком соотношении становится возможной ускоренная загрузка батарей, которая практически в два раза сокращает нахождение подлодки на перископной глубине. Так как в составе генератора нет щеточного токосъемного устройства, обслуживание и эксплуатация всей установки резко упрощается и становится намного безопаснее. В этом отношении «Лада» - лодка, во многом опередившая свое время.

Основная схема работы двигателей

Всережимная электрическая силовая установка исполняет роль главного движителя во всех походных состояниях корабля. В принципе, мы уже говорили о том, что движения на одном только дизельном ходе не предусмотрено в принципе. имеет семь лопастей, выполнен по особой, малошумной технологии. Такое положение вещей во многом было достигнуто благодаря саблевидной форме лопастей, которая выдает минимальный уровень шума при движении. Кроме того, подлодка имеет две выносных рулевых колонки марки РДК-35.

Максимально достижимая скорость в надводном положении достигает 21 узла. В подводном положении подлодка не разгоняется свыше 10 узлов. Дальность плавания составляет порядка 6000 миль, но при движении экономичным ходом можно увеличить ресурс приблизительно еще на 650 миль.

Об условиях жизни и работы экипажа судна

В состав экипажа входит 35 человек. Для спасения людей в случае ЧП предусмотрена спасательная система КСУ-600. Она предполагает дистанционный автоматический выпуск спасательных плотов модели ПСНЛ-20. Всего их две штуки, они расположены в надстройке для выдвижных устройств.

Жилая зона на подлодке располагается в третьем отсеке. В отличие от надводных кораблей СССР и РФ, для экипажа созданы весьма неплохие условия проживания. Для личного состава предназначены двухместные каюты. Каждому офицеру положено отдельное помещение.

Прием пищи происходит в кают-компании, совмещенной с буфетной комнатой. Запасы пищи, в зависимости от их характеристик и требований к хранению, располагаются в охлаждаемых и неохлаждаемых кладовых. В последние годы на подлодки этой серии стали устанавливать камбузное оборудование нового образца: при весьма компактных размерах оно обеспечивает приготовление полноценного и разнообразного пищевого довольствия экипажа.

Запасы пресной воды хранятся в цистернах из пищевой нержавеющей стали. Пополнить запас пищевой пресной воды можно прямо в походных условиях. Для этой цели предусмотрены опреснительные установки, которые для работы используют тепло от работающих дизельных двигателей. В общем и целом, при штатном протекании похода запасов воды вполне достаточно для обеспечения не только бытовых, но и технических нужд. Полностью загруженная всем необходимым подлодка остается автономной на протяжении 45 суток.

Дальнейшая эксплуатация и перспективы корабля

Как оно часто бывает, подводная лодка «Лада» не слишком успешно справилась с испытанием временем. Дело в том, что ее технические характеристики не соответствуют современным требованиям, которые предъявляются к такому классу судов. Так, в настоящий момент идет интенсивная работа над созданием анаэробных силовых установок. В конце 2012 года желание приобрести шесть таких лодок проекта 677 «Лада» изъявила Индия, давний стратегический партнер нашей страны.

Проще говоря, стране нужны такие дизель-электрические подводные лодки, которые бы могли находиться в боевых походах как можно более длительное время, не нуждаясь в подъеме даже на перископную глубину. Подводная лодка «Лада», воздухонезависимая энергетическая установка которой будет доведена до совершенства, сможет совершать многомесячные «заплывы». Нужно отметить, что научные изыскания в данном направлении идут вполне успешно.

Что нового?

Нововведений в конструкцию хорошо себя зарекомендовавшего корабля будет внесено немало. Разработчиком выступает знаменитое предприятие ЦКБ МТ «Рубин». В середине 2013 года было окончательно решено, что подводная лодка «Лада» продолжит стоять на вооружении ВМФ РФ. В модернизированном, конечно же, варианте.

Большое внимание отечественные специалисты уделили модернизации бортовых электронных систем. Была полностью переосмыслена автоматика торпедной установки, практически полностью переделана (с учетом использования современных технологий) механика электрической силовой установки.

Не осталась «обойденной» и навигация: учитывая, сколько новых решений было в нее заложено, можно смело говорить о том, что эта система заново создана. Неудивительно, что такая подводная лодка «Лада» неминуемо привлекает внимание иностранных заказчиков.

Первой со стапелей сойдет «Кронштадт». Как ни странно, но бывшие «старушки», которых готовились полностью списать, на сегодняшний день стали одними из наиболее совершенных неатомных подводных лодок во всем мире. Можно с уверенностью говорить о том, что при условии сохранения темпов работ их с удовольствием будет приобретать не только отечественный ВМФ, но и многие иностранные заказчики, поддерживая бюджет страны.

Впрочем, как можно больше лодок проекта 677 «Лада» на сегодняшний день нужно именно России, так как эти корабли являются отличным средством защиты морских границ и побережий, которых у нашей страны в достатке.