Каждому тренеру приходится разрабатывать и проводить новые тренинги. Как сделать новый тренинг? Есть несколько вариантов создания: тренер может взять свой старый тренинг, доработать его, изменить под новые заказы и требования рынка. Может пойти и другим путем - создать новую программу под новую тему. Это может быть заказ от компаний, но может быть и желание самого тренера. Нередко это связано с запросами его аудитории или ему в голову пришла новая тема. Тренер еще не знает, будет ли этот тренинг востребован на рынке тренинговых услуг. Создавая новую программу, тренер имеет определенные критерии качественного тренинга. У разных тренеров они разные. Я предлагаю следующие критерии качественного тренинга личностного роста. Эти критерии основаны на том, что нравится, интересно участникам тренинга а не тренеру. Критерии должны быть достаточно объективны.

Критерии качественного тренинга

1. Новизна темы.

2. Новизна, структурированность и оригинальность подачи информации.

3. Новизна упражнений.

4. Практичность и понятность упражнений и игр.

5. Успешное использование приобретенных умений в реальной жизни

6. Получение ответов на свои вопросы

7. Приятная атмосфера на тренинге.

8. Личность самого тренера

Я считаю, что главный интегральный критерий качественного тренинга - его востребованность на рынке тренинговых услуг. Естественно, на успешность проведения тренинга влияет и подача материала самим тренером. От каких качеств тренера зависит восприятие программы, а значит и успех тренинга?

Профессиональные тренерские качества: умение публично выступать, организовать и управлять дискуссиями, давать эффективную обратную связь участникам тренинга, самому участвовать в демонстрации некоторых упражнений.

Личностные качества: энергетика, артистизм, эмоциональность, гибкость, остроумие, юмор и др.

Определенный профессиональный и жизненный опыт.

Достаточно глубокие знания по теме тренинга.

Один из критериев удавшегося тренинга - эмоциональный подъем, который испытывает сам тренер. Другими критериями могут быть – постоянный интерес к программе, желание сделать ее более яркой, оригинальной. Тренер готов думать о программе 24 часа в сутки Но бывает и так, что субъективное восприятие тренером процесса тренинга может кардинально отличаться от восприятия участников - как в положительную, так в отрицательную сторону.

Для меня, пожалуй, важный критерий успешности тренинга – это умение тренера давать обратную связь участникам, с последующим повтором отрабатываемого упражнения. Участники тренинга всегда хотят понять, что они делают правильно, а что нет.

Чтобы создать новую программу тренинга, имеет смысл задавать себе следующие вопросы:

Зачем я делаю этот тренинг, какую цель я преследую?

Какие цели и задачи тренинга?

На какую аудиторию рассчитан тренинг?

Чем я отличаюсь от конкурентов?

Соответствуют упражнения информационным блокам?

Как сделать тренинг ярче, наглядней?

Какие еще есть варианты проведения тренинга?

Будет тренинг интересен аудитории и чем?

Насколько тренинг рентабелен?

Конечно, можно обойтись и без этих вопросов. Но вопросы помогают нам посмотреть на программу тренинга шире и увидеть новые возможности в его разработке.

Как создать идею, сценарий нового тренинга и грамотно его срежиссировать?

Возьми у лучших тренеров программу и сделай под себя.

Комбинация модулей из разных имеющихся программ

Возьми материалы для тренинга из других сфер жизни: упражнения, игры, информацию.

Ищи новый диапазон применения уже имеющейся программы тренинга

Какая информация особенно интересует участников тренингов - новая программа,

Какие модули тренинга пользуются особым успехом новая программа.

Что делать с бизнес–тренингами?

В случае создания новых бизнес–тренингов, мы должны руководствоваться и другими критериями. Существует много вариантов оценки успешности проводимых бизнес-тренингов. Возьмем наиболее распространенную модель критериев результативности тренинга.

Модель Киркпатрика

1.Реакция: насколько тренинг понравился участникам (ведущий тренинга, атмосфера на тренинге, программа, организация тренинга)

2.Усвоение: какая информация, какие компетенции, навыки были усвоены в результате обучения.

3.Поведение: как в результате обучения изменилось поведение участников тренинга в их профессиональной деятельности.

Имеет смысл проводить диагностику уровня знаний, компетенций, навыков и уровня мотивации на обучение участников тренинга перед началом программы, а также задуматься над тем, кто и как после тренинга будут контролировать, стимулировать и мотивировать участников на использование полученных знаний и умений в их деятельности.

Выводы

1. Нужно иметь четкие критерии оценки, чтобы разработать и проводить качественный тренинг личностного роста.

2. При разработке бизнес - тренинга мы должны иметь не только четкие критерии его оценки, но учитывать и другие общепринятые модели оценки тренинга, ориентированные на анализ изменения поведения участников тренинга в их непосредственной деятельности и экономических показателей эффективности.

Щарыпова Елена Владимировна,

Педагог-психолог МАОУ гимназия №55 города Томска

Тренинг личностного роста для педагогов, направленный на изменение восприятия самого себя; формирование положительной самооценки, оптимизм, умение принимать самого себя; умение воспринимать окружающих адекватно и позитивно.

Тренинг личностного роста для педагогов

В современном обществе человек живет в окружении разнообразных проблем, связанных с его социальной жизнью, материальным положением, межличностными отношениями и многими другими.

И живя в рамках уже существующей общественной системы, далеко не каждый успевает задумываться о своем предназначении, внутреннем мире; о самопознании, самосовершенствовании, не успевает, как говорил еще Марк Аврелий, «смотреть внутрь себя».

По-нашему мнению, гармонизация и духовный рост личности способны быть «универсальным средством» в решении многих жизненных вопросов – сила человека в нем самом.

Серьезные проблемы возникают у педагога, которые не умеют общаться в обычной и профессиональной жизни, где необходимо отказываться от многих привычек и ломать стереотипы. Неподготовленному педагогу очень трудно выйти из этой ситуации без потерь, нервных срывов и даже заболеваний, депрессий, конфликтных ситуаций. Поэтому, педагог должен находиться в постоянном личностном росте.

Личностный рост педагога изменяет общую характеристику личности педагога – расширяет диапазон гуманности, справедливости, честности, демократичности, способствует повышению эмпатии, гибкости поведения в зависимости от ситуации, профессиональной компетентности в практической передаче знаний, способность к поиску нового, осуществляет постоянную рефлексию настроения, достижения.

Личностный рост педагога меняет восприятие самого себя - формирует положительную самооценку, оптимизм, учит принимать самого себя, учит воспринимать окружающих адекватно и позитивно.

Когда происходит личностный рост педагога, то у него меняются профессиональные функции, т.е. от традиционной трансляции знаний и развития ребенка до процесса открытия и самостоятельного выбора ребенка, развития индивидуальной креативности во всех сферах жизни. У педагога меняются цели образования – появляется желание помочь каждому ребенку стать исследователем и развить способность к обучению на всю жизнь.

Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы и внутриличностные конфликты, мешающие работать радостно и счастливо, прежде всего, во взаимодействии с детьми и родителями.

Цель: Активизация процесса самопознания у педагогов, помощь педагогу в изменении своего отношения к социальному окружению и к собственной личности, в умении выражать себя своими индивидуальными средствами, характерными для каждого.

Задачи:

    Сформировать адекватную самооценку профессиональных качеств и уровня притязаний.

    Обрести навыки конструктивного самопознания.

    Выработать успешное поведение.

    Научиться воспринимать и понимать себя.

    Развивать коммуникативные навыки и групповую сплоченность.

Ход тренинга

Упражнение «Моя визитная карточка»

Цель:

Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру «Снежный ком».

Участники игры садятся в круг. Один из них, например, говорит « Меня зовут Миша, я люблю пельмени » ; следующий говорит « Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре » ; третий говорит « Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол » и т.д. То есть каждый из участников, выступающих с « визиткой » , сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.

Игра «Добрый день, шалом, салют!» (Упражнение-разогрев для участников группы)

Участники представляются и приветствуют друг друга на разных языках Материалы. Для каждого участника необходимо приготовить карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов вашей группы вы расширите список слов-приветствий.)

Приветствия

    Италия: Bon giorno;

    Швеция: Grüezi;

    США: Hi;

    Англия: Hello;

    Германия: Guten Tag;

    Испания: Buenos Dias;

    Гавайи: Aloha;

    Франция : Bonjours, Salut;

    Малайзия : Selamat datang;

    Россия: Здравствуй;

    Чехия: Dobry den;

    Польша: Dzièn;

    Япония: Konnichiwa ;

    Израиль: Shalom;

    Египет: Asalamu Aleikum;

    Чероки (США): Schijou;

    Финляндия: Hyvä päivää;

    Дания: Goddag;

    Турция: Merhaba.

Попросите участников начать игру, встав в круг.

Пройдите по кругу, держа в руках (или в коробке) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя, по одной.

Предложить членам группы прогуляться по помещению и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.

В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.

Игра-активатор «Друг к дружке»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.

    Правая рука к правой руке!

    Левая рука к левой руке!

    Спина к спине!

    Друг к дружке!

    Бедро к бедру!

    Ладошка к ладошке!

    Пятка к пятке!

    Друг к дружке!

    Носок к носку!

    Живот к животу!

    Большой палец руки к большому пальцу руки!

    Друг к дружке!

    Бок к боку!

    Колено к колену!

    Мизинец к мизинцу!

    Друг к дружке!

    Затылок к затылку!

    Локоть к локтю!

    Кулак к кулаку!

Рефлексия чувств:

    Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

Игра «Веревочка»

Цель : сплочение группы, выявление лидера.

Материалы: веревка длиной около 6 метров.

Участники стоят в кругу, держась руками за общую веревку. Веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат». Сначала возникает пауза и полное бездействие участников игры, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб. Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи?»

Упражнение «Найди пару»

Цель : сплочение участников тренинга.

Участники садятся в круг.

Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Упражнение «Идеальный педагог»

Ход упражнения

1 этап

Ведущий. Многим из нас свойственно стремление к совершенству. Что же такое совершенство. Давайте назовем по кругу ассоциации со словом «совершенство».

По определению Ожегова, совершенство – это полнота всех достоинств, высшая степень какого – либо положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства).

Давайте поищем положительные черты своего характера, которые замаскированы в нашем имени.

2 этап

Ход упражнения. Участники разбиваются на 2 группы – родители и педагоги по форме бейджей – сердечки и цветочки.

Ведущий. В течение 4 минут каждая группа формирует и записывает на листочке качества идеального, с их точки зрения, педагога. Затем каждая группа предлагает свой вариант с пояснениями. (Ведущий записывает на доске).

Потом все объединяются в одну группу и уже с общей позиции находятся 6 качеств совершенного педагога. (Ведущий записывает на доске).

Ведущий. Теперь мы с вами попробуем оценить себя по предложенным 6 критериям (участникам раздаются бланки со шкалами самооценки (См. приложение к тренингу) . Самооценивание проводится анонимно). Уровень развития каждого выбранного качества можно условно изобразить цифрой. Нижняя точка – это нижняя ступень развития, а верхняя – наивысшее. (Участники выполняют задание). Посмотрите на ваши шкалы, если ваши отметки на шкале пересекаются или находятся около 10, мы вас поздравляем, вы близки к совершенству. Ну а если расстояние между точками большое или они находятся ниже пяти, замечательно, вам есть к чему стремиться.


Упражнение «Нарисуй свою мандалу»

Цель : снятие стресса, усталости, напряжения или внутреннего конфликта.

Нарисуйте простым карандашом круг диаметром, соответствующим размеру вашей головы. До края листа должно оставаться не меньше 3 см. Найдите в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощущение равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например, про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра – вашего центра – изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой, как бы без вашего непосредственного участия. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто новое. Когда вы закончите рисовать, вы сможете обсудить вашу мандалу со всеми участниками тренинга.

Упражнение «Счёт»

Цель: Снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.

Все участники садятся по кругу.

Ведущий: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Ведущий несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине - 1-2. В ходе выполнения упражнения ведущий блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении психолог может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

Упражнение «Душечка-Марфушечка»

Все члены группы выходят за дверь. В помещении остается один человек. Ведущий зачитывает ему некий текст. Далее по одному в зал приглашаются участники и текст передается от одного к другому. После завершения передачи текста всем участникам зачитывается первоначальный текст.

«Марфуша была примерной девушкой. На демонстрации не ходила. Секс по пятницам и только с мужем. Вот пошла она в лес и повстречала НЛО. И с тех пор у нее все переменилось: дома сплошные демонстрации и продукты только с рынка».

Делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.

Игра «Ладонь»

Инструкция: Все участники тренинга стоят, образуя круг. Правая ладонь сверху – что я отдаю хорошего, левая ладонь снизу – что я беру, чего мне не хватает.

Анализ:

    Какие чувства вы испытали?

    Открылся ли кто-нибудь из коллег с неожиданной стороны?

Упражнение «Ценное качество»

Участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь».

После первого, а также каждого из последующих рассказов ведущий обращается к группе с вопросом: «Как вам кажется, о каком качестве шла речь?» (или: «Как вам кажется, о каком качестве нам хотела сообщить Елена Викторовна?»). После того как участники группы выскажут свои предложения, тренер обращается к самому рассказчику и просит его сказать, какое качество выбрал он.

Упражнение позволяет участникам тренинга лучше узнать друг друга, оно побуждает педагогов к проявлению творческой активности, развивает воображение. Кроме того, оно побуждает вникать в смысл того, что рассказывает один из них, а эта задача соответствует содержательным целям многих тренинговых программ личностного роста.

Правила поднятия самооценки

Все человечество состоит из оптимистов и пессимистов. А по отношению к себе, к своим способностям и возможностям все люди делятся на уверенных в себе, имеющих высокую самооценку, и малоуверенных в себе, имеющих заниженную самооценку. Если у первых все хорошо, то вторые не прочь изменить свою жизнь. Существуют определенные правила:

    Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить, все ли в порядке. Последний раз сделайте это перед сном.

    Помните о том, что большинство окружающих вас не знают о ваших недостатках, либо не замечают их. А изъяны есть у всех!

    Помните, что люди не замечают вещей столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что у вас дрожат колени, а для других вы просто стоите в расслабленной позе.

    Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей и это стало вашей привычкой, от нее следует немедленно избавиться, иначе вы все время будете думать, что ваши внешность, одежда, поступки тоже отличная мишень для критики.

    Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно выдавать фейерверк остроумных и блестящих мыслей. Внимательно слушайте других и они будут вам благодарны.

    Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным и отстраненным, вы лишь отталкиваете от себя людей.

    Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания. Сами подойдите к тому, кого выбрали, от этого выбора вы выиграете оба.

    Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то разговаривает резко, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может, для такого человека это единственный способ побороть смущение.

    Самое худшее, что вы можете сделать – это выставить себя в невыгодном свете. Но если подобное произойдет, то окружающие будут относиться к вам с симпатией: ведь вы дали им возможность испытать чувство превосходства.

Арт-терапевтическое упражнение «Солнечная поляна»

Цель : снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.

Материал : лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава и солнце.

Цветная и белая бумага, фломастеры, маркеры, акварельные краски, ножницы, клей. Магнитофон и аудиокассета с записью звуков природы.

Инструкция : Представьте, что мы находимся на чудесной солнечной поляне, где вот-вот раскроются бутоны разных прекрасных цветов. Это и ромашки, и васильки, и одуванчики, и ландыши. И каждый из вас сможет найти на этой поляне свой цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте цветок, который появился в вашем воображении.

Вырежьте этот цветок, раскрасьте, напишите на нем пожелания своим друзьям и приклейте на нашу солнечную поляну.

Посмотрите, какая получилась прекрасная поляна с цветами! Если подойти к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат цветов. Они ободряюще улыбаются всем нам и желают удачной сдачи экзаменов.

Примечание : Создание участниками тренинга цветочной поляны сопровождается звуками природы или легкой приятной музыкой. (Например, можно использовать мелодии композитора Е.Доги, «Симфонию любви» Ф.Гойи, классические произведения Моцарта, Бетховена и др.).

Анализ:

  • Какие чувства у вас возникли после выполнения упражнения?

Рефлексия.

    По кругу продолжить фразу «Сегодня я….».

Подведение итогов тренинга. Прощание.

Приложение

Шкала для самооценивания

С усложнением цивилизационного развития в XX столетии произошло повышение требований к профессиональным навыкам, а также производительности труда рабочих и служащих.

Для достижения отличных результатов человеку необходим постоянный личностный рост (Абрахам Маслоу).

Мотивировать личность на положительные изменения, помочь ей сформировать или раскрыть в себе полезные для жизнедеятельности качества – вот в чем заключалась польза

Первые тренинги появились в первой половине прошлого столетия и получили огромную популярность благодаря трудам Дейла Карнеги, Курта Левина, Карла Роджерса, Александра Эверетта, Манфреда Форберга. Слово «тренинг» происходит от английского «обучать, воспитывать», поэтому такая форма предполагает активные методы обучения для совершенствования личной и профессиональной сферы человека.

Двигательной силой тренингов выступало, прежде всего, желание больше зарабатывать при минимальном расходовании ресурсов человека. Они были направлены на развитие потенциальных способностей человека, расширение его возможностей, а также эффективного использования скрытых талантов и резервов. В результате применения обучающих программ А. Эверетта обычные служащие превращались в эффективных продавцов, финансовое благосостояние которых многократно повышалось.

В соответствии с целью предполагаемых изменений тренинги делятся на профессионально ориентированные, психотерапевтические и тренинги личностного роста.

Профессионально ориентированный тренинг всегда имеет четкую цель, которая достигается в результате применения ряда методик, таких как ролевые игры, диалог, ситуационное моделирование, повышение личной и профессиональной эффективности. Участники обычно ставят перед собой задачи развития лидерских качеств, карьерных успехов, формирования какого-либо важного навыка, умения говорить и убеждать и т.д. Очень удобно проводить такие занятия в групповой форме, когда происходит активное общение и взаимодействие между участниками.

Психотерапевтический тренинг предполагает использование максимально гибких методов, исключающих стрессовые реакции у участников. Его целью является плавная естественная трансформация личности, формирование необходимых индивидуальных особенностей и преодоление негативных психологических проявлений. На занятиях складывается непринужденная гармоничная атмосфера, эмоциональный комфорт, что позволяет объективно проанализировать опыт прошлого, понять свои ошибки.

Тренинг личностного роста позволяет добиться изменения жизненной позиции человека, его привычек и стереотипов, которые мешают обрести счастье и успех. От такого типа занятий стоит ожидать качественных позитивных изменений в психике человека, которые позволят ему перейти на новый этап развития.

Смысл и особенности тренингов личностного роста


Они имеют целью увеличение потенциала личности, раскрытие и совершенствование самых лучших качеств. Специально разработанные методики позволяют буквально запрограммировать человека на успех, после чего он обретает уверенность и спокойствие в любых ситуациях.

Данные методики делятся на два основных направления:

  • тренинги естественного личностного роста;
  • тренинги активного личностного роста.

Тренинговые занятия, которые способствуют естественному личностному росту, оказывают общий оздоравливающий эффект, снимают комплексы и блоки, дают возможность проявиться потенциалу личности, создавая условия для жизненного успеха. Часто они носят название трансформационные, намекая на работу с глубинными механизмами сознания и бессознательного.

Вид тренингов личностного роста, предполагающий активное развитие человека, содержит задачи, связанные с формированием ряда умений и навыков. Целями здесь являются развитие лидерских качеств, навыков целеполагания и целедостижения, повышение квалификации, эффективности деятельности, уверенности в себе. Активное применение находят методики, оказывающие активное позитивное воздействие на волевую сферу человека.

Польза тренинговых занятий очевидна для развития и самосовершенствования человека. Взаимодействие в группе дает возможность осуществить:

  • Формирование необходимых знаний, умений и навыков, социальных установок.
  • Получение нового опыта общения и взаимодействия с другими людьми.
  • Развитие уверенности в себе, снятие комплексов.
  • Воспитание и закрепление личностных качеств.
  • Возможность саморефлексии, углубленного самоанализа.
  • Выявление собственных положительных задатков, избавление от качеств – тормозов развития.

Вместе с тем, относительно влияния тренингов на психику человека и его последующее поведение нет однозначного мнения. Многие скептики сомневаются в невероятных возможностях таких методик. Если формирование каких-либо конкретных профессиональных или личностных качеств, умений, навыков более-менее понятно, то тренинги по саморазвитию в целом вызывают недоверие. Как правило, тренер на занятиях очень много рассказывает, а моделированию жизненных ситуаций уделяется минимум времени.

Также пессимисты замечают, что почти невозможно за несколько недель полностью поменять себя, перестроить свой жизненный путь, поскольку психические структуры обладают определенной долей консерватизма. В то же время, разумные опасения вызывает слишком бурная реакция людей на происходящие события после окончания занятий. Некоторые участники начинают смело увольняться с работы, менять семейного партнера, прекращать многолетние контакты с друзьями, что никак нельзя однозначно назвать позитивными изменениями.

Для того, чтобы от посещения занятий действительно могла ощущаться реальная польза, следует учитывать некоторые моменты при выборе тренинговых программ:

Необходимо решать проблемы, имеющие значение на сегодняшний день (профессиональный рост, увеличение дохода, улучшение семейных отношений), чему может помочь объективный самоанализ.

  • Программа должна быть максимально понятна участвующему.

Это развернутая информация о целях обучения, принципах, методах, действиях, которые будут реализовываться на тренинге. Исчерпывающая ясность исключит неожиданное попадание в руки мошенников или в секту.

  • Важно не допустить бесцеремонного вторжения в психику обучающегося.

Существуют специальные правила по безопасному выходу из тренинга, которые обязательно нужно знать. Не стоит безоговорочно доверяться тренеру как гуру, ведь он просто направляет развитие человека, но не несет ответственности за его жизнь. Крайне важно не принимать скоропалительных решений, что часто характерно для эмоциональных людей.

  • Собираясь на тренинговые занятия, нужно быть готовым к возможным изменениям в своей жизни, принимать их без сомнения и страха.

Придется выйти из «зоны комфорта», чтобы начать активно работать над собой. Цели участия должны быть предельно конкретизированы, например: не просто «улучшить карьеру», но «получить должность начальника отдела».

  • Результаты тренинга следует подкреплять непрерывным самообразованием, самомотивацией, самодисциплиной. Полученные знания обязательно должны быть апробированы на практике.

Понять, что тренинговая программа идет человеку на пользу, несложно. Опытные специалисты обязательно объяснят, с чем связаны его проблемы, а также предложат альтернативные действенные варианты поведения. Чтобы участник привык к данной модели, знания будут закрепляться путем групповой работы. После этого человек не только начнет вести себя иначе, он станет думать по-другому.

Неважно, какую цель преследовало участие в тренинге – улучшение здоровья, отношений с окружающими, приобретение профессиональных навыков, улучшение самооценки или повышение дохода, – эти занятия позволяют поверить в собственные возможности и силы, выбрать лучшее, достойное, подняться на новую ступень развития.

Тренинг личностного роста – это ряд занятий, устремленных на совершенствование индивидуальных качеств, содействующих успеху человека. Благодаря упражнениям, ориентированных на рост личности, человек способен менять нежелательные черты характера на более положительные, может освободиться от разнообразных отрицательных мыслей и негативных комплексов.

Личностный рост – целеустремленный процесс усовершенствования человека, стремление стать лучше. Личностным ростом считаются все ситуации, факторы и возможности, которые приближают индивида к достижению идеала.

Личностный рост предполагает формирование потенциала человека. Потенциал – совокупность характеристик , выражающих его способность отталкиваться от внутренних устойчивых ориентиров, хранить стабильность деятельности при периодически меняющихся факторах влияния среды. Это ряд характерных свойств, которые помогают индивиду стать способным регулировать поведение, принимать решения, согласно личным представлениям.

Каждому потенциальному участнику группы важно знать, чем опасны тренинги личностного роста, чтобы вместо полезности не получить больше ущерба, и сохранить психическое здоровье.

Базовая цель тренинга личностного роста – внутренний рост индивида, саморазвитие и .

Психологический тренинг личностного роста

Цель тренинга личностного роста – модификация мировоззрения, изменение стереотипов деятельности, препятствующей индивиду быть удачливым и более счастливым.

Субъект, желающий трансформировать индивидуальные особенности в более положительные и качественно другие характеристики должен пройти тренинг личностного роста. Индивид, прошедший данные занятия, станет более спокойным, уверенным, счастливым и духовно свободным, независимо от влияния обстоятельств и факторов среды проживания. Благодаря специальным психологическим методикам человек способен запрограммироваться на успех. Это происходит благодаря занятиям и специальным упражнениям, содействующим тому, что член группы сможет постигнуть свои глубинные установки, которые подсознательно больше всего влияют на существование и провоцируют определенные результаты деятельности.

Цель тренинга личностного роста – познать и осознать возможности (потенциал), заложенные в личности, которые предполагают качественные изменения. Цель способна изменяться зависимо от характеристик группы. Часто цели упражнений охватывают некоторые общие аспекты:

— формирование самопознания посредством снижения психологических барьеров и устранения чувства неискренности самой личности;

— вырабатывание условий и факторов, которые затруднят или облегчат функционирование группы (членство или размер группы);

— изучение отношений членов группы;

— усвоение умений диагностики организационных, групповых, индивидуальных проблем, как например, решение групповых конфликтных ситуаций, упрочение групповых связей, создание условий тренинга, достижение индивидуальных запросов.

Цель тренинга личностного роста достигается тогда, когда член группы может принимать независимое решение, как ему следует жить. Участники сами находят, насколько разнообразно можно воспринимать всю жизнь вокруг, могут делать ценные жизненные открытия, относительно своих самых родных людей, близких друзей и себя самого.

Человек, может переживать интенсивные эмоциональные потрясения и встряски, что зачастую приводит к утрате самоконтроля, поскольку ему нужно выполнять все упражнения или указания тренера, которые, бывает, не имеют очевидного смысла.

Каждому желающему участвовать в таких занятиях необходимо подумать, реально он собирается что-то изменить или все-таки нынешняя жизнь вполне его устраивает. Если человек окажется неготовым к изменениям или они ему не понадобятся, тогда тренер не допустит его в группу.

Будущие члены тренинга должны иметь желание начать новую жизнь, но еще должны подходить по определенным параметрам. Желающие стать участниками тренингов личностного роста обязаны быть психически здоровыми, эмоционально уравновешенными, спокойными и без психических отклонений.

Тренер группы должен стимулировать процесс принятия автономных решений индивидом, его ранжирование и структурирование жизненных ценностей, ориентиров и целей. Это делается посредством применения различных техник, приемов и исследовательских подходов, таких как гештальт, когнитивная психология, экзистенциальный подход.

Виды тренингов личностного роста выделяют психологические и эзотерические.

Психологический тренинг выполняется под наставлением ведущего, имеющего оконченное психологическое образование, использующего психологические категории и дефиниции. В отличие от эзотерических, какими руководит человек со знаниями психологии на бытовом уровне и владеющим эзотерическими и мистическими знаниями.

Виды тренингов личностного роста :

— развитие личности (применяется для освоения общих знаний, нужных для ориентирования в большом кругу потенциальных ситуаций). Например, человек учится эффективному взаимодействию, он вырабатывает в себе сильные и хорошие черты, усваивает уверенное поведение, учится самоконтролю;

— психотерапевтические тренинги (проводятся с целью усовершенствования качества жизни, они содержат специальные процедуры, техники, методы и упражнения, посредством которых осуществляется усвоение способов поведения в жизненных и личностных трудностях);

— тренинги состояний (это особый вид, включающий методы преодоления состояния и прочих внутренних барьеров и различных комплексов, которые возникают у человека);

— тренинги исследования (помогают личностям, которые ставят цели разобраться в личных ограничениях и приобрести эмоциональный опыт, который часто помогает в осознании чего-либо);

— трансформационные (ориентированы на базовые (глубинные) убеждения человека, его ценности и состояния). У индивида возникают очень мощные внутренние духовные трансформации (озарение, прорыв, ), благодаря возникновению каких он сумеет выявить нечто новое в каждодневной привычной жизни или осознать кое-что по-другому.

Тренинг личностного роста для женщин предполагает деление на группы, которые полярно различаются. Первую группу составляют женщины, подверженные угнетению членами семьи.

Цель тренинга личностного роста заключается в обретении самопознания и воспитании силы духа, что помогает приобрести уверенность и противостоять людям, которые желают удержать женскую волю от независимой, счастливой и самодостаточной жизни.

Тренинг для женщин бывает в групповой форме и в индивидуальной. Участие в групповых тренингах дает женщине мощный импульс, поскольку находясь между единомышленниками, она чувствует себя уверенной.

Вторую группу тренинга личностного роста составляют женщины, которые работают в больших организациях и компания, занимающие руководящий пост.

Не все от природы могут быть лидерами, однако многим приходится работать в организации и занимать ведущую должность. Харизматическая притягательность личности помогает добиться человеку значительных результатов в продвижении по карьере. Кто не обладает данной характеристикой нужно напористо работать и воспитывать в себе дисциплинированность. Однако упорный труд не помогает женщине преодолеть такую проблему, как внутренняя робость в отношениях с коллективом, которым она руководит. Чаще подобная робость возникает, если коллектив составляют мужчины.

Тренинг роста личности для женщин сориентирован на развитие и открытие внутреннего потенциала; распознавание страхов, мешающих жить полноценно; развитие положительных черт и качеств; поиск ресурсов, помогающих развитию.

Не все подряд занятия для могут быть в одинаковой степени полезными. Весьма часто они заключают прикрытую угрозу и способны только навредить самой личности. Участник группы должен знать, чем опасны тренинги личностного роста, и распознавать эту опасность.

На деструктивных занятиях участников призывают, чтобы они уничтожали свою личность или часть себя, которую считают недостойной и делали это чрезвычайно резко, как будто отрезают её. Такой тренинг совсем не приводит к прогрессу личностного роста, наоборот, он только ломает психику человека. Советы, типа «откажись от себя старого» или «убей свою слабость» являются очень разрушительными, не располагают ничем совместным с профессиональной психотерапией, и не способствуют повышению личностного роста.

Опасность этих встреч заключается в личности самого ведущего группы. После работы с истинным психотерапевтом человек начинает замечать, что его эмоциональнее состояние улучшилось, в жизни случаются основательные перемены, он делается уверенным и успешным.

В результате общения с деструктивным тренером член группы чувствует себя опустошенным и униженным. Такой «гуру» ведет себя с членами группы нагло и жестоко. Он оскорбляет, ставит людей в неудобное положение, упрекает в слабости и незнании. Такой ведущий как будто нарочно пытается причинить эмоциональные страдания, объясняя это в качестве мотивации и закалки.

Через эмоциональную раскачку ведущий пытается заслужить одобрение, он желает самоутвердиться, а не обучить этому участников тренинга личностного роста. Он видит конечной целью данного тренинга не помощь другим, а подчинение их воли себе, чтобы заставить следовать всему, что «тренер» скажет.

Чтобы вовремя понять опасность такого тренинга, нужно вслушаться в свои ощущения. Если возникает чувство опустошенности и унижение – бежать нужно от этого тренера.

Деструктивные тренера учат, что переживание негативных эмоций, агрессии и страданий только предоставят пользу члену тренинга личностного роста. Потому инструктора часто оскорбляют членов группы и пытаются спровоцировать их на агрессию. Человека заставляют выполнять нелогичные действия: обзывать самого себя, выражать радость без причины, целовать или обнимать незнакомых, заявляя, что это «ради их блага».

Деструктивный тренер учит участников быть грубыми и наглыми, поскольку эти качества, по их мнению, характеризуют человека самоуверенного, значит удачливого.

Вначале давление, потом унижение, затем похвала – это способ эмоционального раскачивания, который приводит к подчинению участников тренеру.

Действительно опытный, умный и добросовестный психотерапевт, ведущий группу или персональное консультирование, никогда в личной практике не унизит клиента, не вынудит делать его то, что тот категорично не принимает.

Умный и доброжелательный психотерапевт научит индивидов, как вступиться за себя без применения грубости и хамства.

Опасность этих занятий может содержаться в том, что членов группы учат активно и агрессивно нападать, а не защищаться, таким образом, выходит подмена понятий, когда их учат, что нападение является лучшей защитой, или наглость есть вторым счастьем.

Если человека учат быть агрессивным и грубым, значит, он оказался на деструктивном тренинге. После посещения подобного тренинга человек испытывает вину. Даже тогда, как он абсолютно не желает переступать через себя, чтобы проявить агрессию его вынуждают это совершить.

Если человеку все же, получается «выдавить» несвойственную себе наглую выходку, тогда это с восхищением одобряет лидер и группа, хотя самому человеку это не нравится. По возвращении домой, человек испытывает чувство стыда и считает себя виновным за проделанное на тренинге. Состояние усугубляется тем, что образовывается внутренний между тем, что ему навязывают на тренинговых занятиях и тем, что он считает для себя нормой. Именно эти ощущения считаются признаками опасности тренингов личностного роста. Если по завершению тренинга человек ощущает , вину, которых прежде не было, значит больше посещать этот тренинг нет необходимости.

Предлагаю пройти тренинг личностного роста. Опишу основные компоненты тренинга роста, и в особенности, правила заботы о себе. Личностный рост невозможен без умения заботиться о себе.

Личностный рост: зачем?

Тема личностного роста весьма популярна в сети Интернет вот уже несколько лет. Отчасти ее подогревают коучи и тренеры, которые внушают, что успех в бизнесе без тренинга роста невозможен.

Однако личностный рост нужен прежде всего тому, кто личностно не вырос и ищет заботу о себе, подобно ребенку вовне — у других людей.

Личностный рост — это рост и развитие , чтобы укрепит силу своего Взрослого начала.

Личностный рост — это забота о себе

Такой рост личности невозможен без навыка заботы о себе и умения опираться на собственные ресурсы.

Кому нужен личностный рост?

Вам нужно сделать шаг навстречу себе и личностно вырасти, если:

  • Вы постоянно нуждаетесь, чтобы Вас приняли безусловно и поняли близкие Вам люди

  • Вы много жалуетесь на жизнь и обстоятельства

  • Вы не умеете наслаждаться тем, что имеете

  • Несмотря на возраст Вы иногда ощущаете и ведете себя как маленький

  • Большинство Ваших мечт и целей не исполняются

  • Вы вошли и не можете выйти из пике негативного сценария, который повторяется с завидным постоянством

  • Вы несчастны и больны душой и телом, у Вас буквально нет сил жить

Скорее всего именно Вам и прямо сейчас пора решить расти личностно, эмоционально и психологически.

Личностный рост начинается с шага к себе

А это невозможно без заботы о себе, без навыка и правил новой жизни, которые Вы вполне сможете выработать, прочитав информацию ниже.

Правила заботы о себе помогут вырасти личностно

Итак, первый шаг на лесенке личностного роста — это принятие самого главного решения в жизни — жить с опорой на себя и следовать правилам заботы о себе.

Прямо сейчас, сформулируйте намерение и решите для себя — я буду заботится о себе!

Причем забота о себе вовсе не исключает заботы о Вас других людей.

Забота о себе - залог вашего успеха как в бизнесе, так и в других областях Вашей жизни.

Если вы не позаботитесь о себе, то как сможете заботиться обо всем остальном?

Все вы наверняка слышали известную историю про самолет и кислородную маску. Суть в том, что по правилам безопасности в случае аварии вы должны сначала надеть маску на себя, а затем помочь ребенку. И это логично: если сначала вы позаботитесь о себе, то потом у вас будет возможность позаботиться и о нем. А вот если вы сначала наденете маску на ребенка и помощь понадобится вам, то он может с ней и не справиться.

Тот же принцип можно применить и в в Вашей жизни: не стоит ждать от мира, что он сам наденет на Вас кислородную маску счастья — Вам нужно самому позаботиться об этом. Начните с Вашей жизни.

Упражнение 1. Вспомните все свои занятия в течение дня или недели. Что из этого вы делаете для себя, а что для других? Чего бы вы предпочли не делать? Какие занятия забирают ваше время и вызывают у вас стресс? Можно ли избежать их на следующей неделе?

Напишите ответы в комментариях.

Тренинг Личностного Роста — это внутренний рост и обретение личностной силы

Тренинг личностного роста и правила заботы о себе

Если вы не в состоянии удовлетворять свои базовые потребности: хорошо питаться, высыпаться и выполнять другие жизненные задачи, - то и управлять своей жизнью у вас не получится.

Забота о себе - это забота о своих обязанностях, надеждах и мечтах.

Разумеется, каждый из нас живет своей жизнью. Я не знаю всех подробностей ни вашего бизнеса, ни вашего быта, ни личной жизни. Никто не может встать на ваше место, кроме вас. И никто не сумеет позаботиться о вас лучше, чем вы.

Вот некоторые правила заботы о себе:

  • Высыпайтесь . Разные люди имеют разную потребность в сне. Моей жене Ольге нужно спать не менее восьми часов. Моя отец редко спит более 5 часов в сутки. Я где-то посередине: чтобы чувствовать себя хорошо и эффективно функционировать, мне нужно около шести часов, хотя семь или восемь - тоже неплохо. Выясните свой режим сна и постарайтесь не нарушать его.

  • Пейте воду. Я уверен, что вы знаете, как важно поддерживать оптимальный баланс воды в организме. Поэтому не стану распространяться на эту тему. Просто налейте стакан воды и выпейте его, пока читаете эту статью. А потом налейте еще один.

  • Знайте свои границы. Чтобы заботиться о себе как следует, необходимо знать, или ненависть к задачам, которые должны быть выполнены. Когда вы определите, что выводит вас из себя, подумайте, почему так происходит и как этого избежать.

  • Выделите время для себя. Этот совет звучит просто, но следовать ему сложнее, чем кажется. Постарайтесь каждую неделю выбирать время для чего-то особенного. Например, если вас вдохновляет шоппинг в онлайн-магазинах или вы можете часами играть в мяч (как я), то выделите себе время на любимые занятия в течение рабочего дня. Один мой знакомый ходил в бассейн прямо во время обеденного перерыва. Как Вы могли бы использовать время для себя в течение рабочего дня?

  • Отдыхайте! Установите четкие ограничения на работу! Чтобы не терять связь со своей жизнью и уважать свои чувства, можно раз в неделю отдохнуть от дел, которые отнимают много времени или творческой энергии.

  • Научитесь справляться со стрессом. Лично мне помогают подвижные игры, прогулки на природе, и медитация, но я знаю, что есть Пройдите тренинг по цигун , и лучше как можно раньше узнать, какая из них вам подходит. Я часто хожу на работу пешком и в это время стараюсь представлять себе свое будущее.

  • Исцелите Внутреннего Ребенка. Самотерапия или психотерапия Вам в помощь! Ощущение недостатка любви очень сильно выматывает. Нужно насытить своего Дитя любовью , заботой и уверенностью, что он принят и понят — по крайней мере Вами — ему это будет достаточно, а Вы получите мощный прилив сил и энергии для решения повседневных задач.

  • Создайте поле поддержки. Если вы хотите заботиться о себе, одной самоподдержки будет недостаточно, один из лучших способов получить заряд положительной энергии и добиться успеха - создать команду поддержки. Речь о вашей семье, о ваших друзьях или хотя бы о психологе , с которым Вы сможете созваниваться или обсуждать свой прогресс в росте и новые задания по е-почте . Окружите себя людьми, которые вас поддерживают, понимают, что такое долгая работа и как важно воплощать свои мечты в жизнь, готовы предоставлять вам ресурсы и поддержку.

  • Устройте себе творческий отпуск. Иногда жизнь в колесе белки и крысиные бега работы не позволяют, не дают времени и сил задуматься о жизни. Тогда творческий отпуск - прекрасный способ подзарядиться. Это иногда необходимо всем нам. Возьмите тайм-аут и всерьез задумайтесь над целями для личностного роста.

Это далеко не все правила заботы о себе, необходимые для Вашего личностного роста — есть еще много других — придумайте несколько своих правил и поделитесь ими в комментариях к статье.

Упражнение 2 . Выделите время, чтобы поразмышлять о своей жизни. Да-да, я знаю, что вы и так постоянно о ней думаете. Но я имею в виду свободные рассуждения. Выберите цель для роста и рассмотрите ее с разных сторон. Позвольте себе самые нелепые, самые дикие мысли. Не давите на себя и не ожидайте от себя каких-то результатов. Неважно, уделите вы этому упражнению час или все выходные. Суть в том, чтобы освободить свое сознание от волнений и тревог и дать дорогу новым идеям. Считайте такой отпуск подарком самому себе.

СОВЕТ НАПОСЛЕДОК. Чтобы понять, чего вы хотите, куда желаете отправиться или кем хотите быть, нужно мечтать. НЕОБЪЯТНЫЕ мечты - это очень здорово. Они помогают вам чувствовать себя лучше и узнавать о себе то, о чем вы даже не догадывались. Надеюсь, каждый из вас выделяет в день хотя бы по нескольку минут на мечты. Я именно так и делаю. Иначе я не смог бы двигаться вперед. Двигайтесь вперед. Вперед!