В статье будет рассмотрен показатель рентабельность инвестиций — формула которого имеет несколько вариантов расчета. Финансовая независимость является мечтой практически любого человека, но достигнуть этой цели удается далеко не каждому.

Большинство людей на пути к финансовой независимости допускают множество очень простых ошибок, таких как:

  • отсутствие финансовой дисциплины;
  • нежелание учиться и читать финансовую литературу;
  • нежелание анализировать реальные события и осуществлять финансовые расчеты;
  • отсутствие системы риск-менеджмента и т.д.

Ответом на вопрос: как достичь успеха в сложном деле инвестирования — является использование показателя рентабельность инвестиций, формула расчета которого будет рассмотрена в этой статье.

Успешность инвестирования денежных средств возможна только в случае постоянного расчета рентабельности их вложения. Существует целая система не очень сложных показателей, помогающих оценить эффективность инвестиций. Без такого расчета вкладывать деньги не стоит.

Одним из таких показателей является формула рентабельности инвестиций — ROI (Return On Investment). Существует несколько вариантов использования формул.

Расчет рентабельности инвестиций

Это самая простая формула расчета рентабельности инвестиций: ROI=(Доход-Себестоимость)/(Сумма инвестиций)*100%

Формула рентабельность инвестиционного капитала позволяет получить важный показатель. Интерпретация результата расчетов очень проста. Если полученная цифра больше 100%, то инвестиция приносит прибыль, если меньше 100%, то Вы терпите убытки.

Рассмотрим составляющие формулы:

  • доход , который инвестор может получить при выходе из сделки и продаже актива;
  • себестоимость представляет собой сумму всех затрат, понесенных инвестором в период участия в проекте;
  • сумма инвестиций представляет собой все денежные средства, которые были вложены в проект.

Таблица 1- Данные по проектам:

Из таблицы 1 видно, что 1 и 2 проекты не окупаются, а третий приносит реальную прибыль. Рентабельность инвестиций – формула, которая наиболее часто используется инвесторами в силу своей простоты и наглядности.

Таким образом, формула — рентабельность инвестиций позволяет:

  • учесть распределение финансовых потоков во времени;
  • проанализировать все затраты и прибыль, полученную за все время участия в проекте;
  • корректно оценить различные по масштабу проекты.

Совет! Если на протяжении нескольких месяцев инвестиция приносит убытки, то необходимо еще раз оценить дальнейшие перспективы получения прибыли и принять решение о продолжении инвестирования или выходе из сделки.

Коэффициент рентабельности инвестиций

Коэффициент рентабельности инвестиций – формула, которая позволяет рассмотреть эффективность инвестирования немного с другой стороны.

ROI= ((Прибыль+(Цена продажи-Цена приобретения))/Цена приобретения)*100%

Где:

  • Прибыль представляет собой доходы, полученные инвестором за время владения активом;
  • Цена приобретения — стоимость, по которой инвестор приобрел актив;
  • Цена продажи — стоимость, по которой инвестором продал или собирается продать актив.

Эта формула учитывает прибыль, полученную по проекту, а также цену приобретения и продажи проекта. Рентабельность инвестиционного капитала – формула, характеризующая доходность инвестиционных вложений. Без расчета этого показателя не стоит принимать никаких ответственных решений по проекту.

Рассмотрим использование этого показателя на примере. Инвестор оценивает три проекта, данные по которым представлены в таблице 2.

Таблица 2- Данные по проектам:

Как видно из расчетов, несмотря на то, что все три проекта принесли прибыль, первый проект по финансовым показателям является наиболее затратным и, если необходимо продать один из проектов, то, безусловно, нужно продать именно его.

Совет! При принятии решения об инвестировании необходимо руководствоваться значениями нескольких показателей, а так же оценить перспективы инвестиций в данный проект и конъюнктуру рынка в исследуемой области. Часто бывает так, что финансовые показатели плохие и снижаются уже некоторое время, и, с одной стороны, правильно выйти из проекта, но, возможно, ситуация в ближайшее время начнет исправляться и инвестор сможет не только вернуть утраченный капитал, но и получить прибыль.

Стоит отметить и другие показатели, помогающие инвестору принять решение об инвестировании личных средств. Например, формула расчета нормы рентабельности инвестиций IRR (Internal Rate of Return, IRR), позволяет определить максимально возможную величину инвестиций, при которой инвестирование будет выгодным. Расчет этого показателя важен в тех случаях, когда объем инвестиций требуется большой, а выгоду от проекта рассчитать сложно.

Инвестирование – сложная наука! Прежде, чем вложить свои деньги, необходимо все тщательно рассчитать, причем, лучше это сделать самостоятельно, так как в этом случае Вы можете быть уверенны в том, что расчеты не фальсифицированы.

В статье описаны элементарные формулы для оценки финансовых показателей и дана краткая инструкция для их расчета. Чтобы стать специалистом, необходимо пройти обучение и посмотреть видео в этой статье.

Успех инвестирования, как показано на фото, это союз множества составляющих, изучение которых поможет Вам добиться успеха.

Любой инвестор согласится, что рентабельность инвестиций – необходимое условие эффективного управления деньгами, без которого невозможно достичь успеха и своей главной цели – . Показатель рентабельности имеет ценность только в том случае, если он проверяем и прогнозируем. В теории и практике инвестирования выработан целый ряд коэффициентов и индексов, которыми можно пользоваться при планировании и подсчете . Этим важным для частного инвестора показателям мы посвятим сегодняшнюю статью и ответим в ней на следующие вопросы:

  • Что это такое рентабельность инвестиций;
  • Коэффициент ROI и по какой формуле считать;
  • Что представляет собой индекс рентабельности PI.

Зачем нужно рассчитывать рентабельность инвестиций

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инветпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Понятие имеет множество названий, каждое из которых имеет право на существование и часто зависит от отрасли, в которой применяется: возврат на инвестиции, прибыль на инвестированный капитал, окупаемость инвестиций, норма доходности, доходность инвестированного капитала и др. Я предпочту использовать словосочетание «рентабельность инвестиций», потому что оно ближе по смыслу той деятельности, которой я занимаюсь. Любой инвестор, независимо от располагаемых финансовых ресурсов, ставит целью своих инвестиций получение прибыли. Казалось бы, все просто: нужно в конце срока инвестирования иметь на балансе капитал, который будет больше вложенного. Однако для достижения поставленной цели, необходимо учесть ряд факторов, которые влияют на финансовый результат:

  • Планируемый срок окупаемости проекта;
  • Доходность инвестиционного проекта;
  • Стоимость привлекаемых инвестором денег;
  • Издержки и риски, которые берет на себя инвестор в течение срока инвестирования.

Опытный инвестор рассчитывает, а затем отслеживает рентабельность своих вложений, чтобы выяснить:

  • Стоит ли вкладывать деньги в ?
  • Оправдан ли риск вложений в тот или иной ?
  • Насколько эффективными будут инвестиции в модернизацию ?
  • Станет ли результативной маркетинговая кампания?
  • Окупится ли кредит, взятый с целью инвестирования?

Коэффициент ROI и как он считается


Наиболее используемым показателем, отражающим рентабельность инвестиций, является коэффициент ROI (Return on Investment) , возврат на вложенный капитал. В Российскую финансовую систему он впервые пришел из отчетности «дочек» . ROI занимает центральное место в отчетах об эффективности использования капитала, ведь именно этот коэффициент объективно отражает, сколько прибыли или финансовых потерь получат акционеры по итогам работы компании.

Коэффициент имеет двоякий экономический смысл: его анализ важен как для действующих инвесторов, которые отслеживают текущую рентабельность и результаты своего проекта, так и для инвесторов потенциальных, которые оценивают прибыльность или убыточность вложений прежде, чем принять решение об инвестировании. На фондовом рынке ROI сигнализирует о качестве финансовых показателей того или иного эмитента. На рынке Forex использование коэффициента поможет просчитать потенциальную доходность инвестиционного портфеля. Финансовый результат, особенно на Forex, не может быть гарантированным, но даже здесь применение ROI дает общую картину окупаемости, с учетом имеющейся статистики и возможных .

Формула ROI выглядит так:

ROI = (Доход — Себестоимость) * 100%
Сумма инвестиций

Говоря проще, чистую прибыль делим на сумму инвестиций и умножаем на 100%. Для того чтобы наглядно показать практическое значение расчета рентабельности капитала, приведем простой пример. Вы вложили в управляющего 1000$. Через год вы рассчитываете вывести все средства в объеме 1400$, не снимая профит в течение всего периода инвестирования и не вводя дополнительных инвестиций. Примем во внимание, что ваш должен учитывать прямые издержки, понесенные в течение периода инвестирования. Это могут быть комиссии за ввод/вывод, конверсию, вознаграждение управляющего. Применяем формулу ROI к альтернативным счетам других управляющих и считаем по ним потенциальную доходность.

Счета Сумма инвестиций, $ Вес в инвестированном портфеле Расходная часть, $ Планируемый доход, $ ROI, %
Счет 1 1000 0.38 200 1400 120%
Счет 2 500 0.17 190 650 92%
Счет 3 1200 0.45 450 1600 85.2%
Портфель 2700 1.0 840 3650 99%

Из таблицы понятно, что счета 2 и 3 имеют коэффициент ниже 100% и их включение в под вопросом. Средний по портфелю ROI, с учетом весов инвестированных средств, близок к 100% (точка выхода в безубыток при выводе прибыли), благодаря счету 1. С помощью данного коэффициента можно также посчитать, на основании статистики прошлых периодов, потенциальную окупаемость инвестиций в биржевые акции той или иной компании либо составленного из акций портфеля (с учетом весов по количеству акций в портфеле). В приведенном выше расчете несложно заметить целый набор недостатков:

  • не берутся в расчет торговые и неторговые риски;
  • не учитывается разница в стоимости денежных средств на этапе инвестирования и в момент вывода прибыли;
  • при составлении портфеля, не учитываются веса планируемой доходности счетов, только веса по объему инвестированных средств.

Впрочем, на коэффициент ROI и не возлагается такой функции. Он эффективен только при использовании вкупе с другими показателями. Например, с учетом максимальной просадки, конъюнктуры рынка или возможных перспектив бизнеса, даже несмотря на отрицательные значения ROI в текущий момент. Если же нам нужно оценить уже завершенный инвестиционный проект, формула приобретает такой вид:

Допустим, вы купили акций определенной компании на 100к руб. В течение трех лет суммарно вы получили 80к. руб. прибыли за счет , с учетом налогов и комиссий. Продали пакет за 130к руб.

Плюсуем прибыль и разницу между ценой продажи и ценой покупки, делим на цену приобретения, умножаем на 100 %.

Индекс рентабельности PI как индикатор рентабельности

Далее, переходим к анализу еще одного распространенного индикатора – индекса рентабельности инвестиций PI (Profitability Index). Для контроля рентабельности проекта, инвестор должен проводить анализ PI на всех этапах инвестирования: в момент выбора объекта, сравнения с альтернативами, реализации и завершения. Если значение индекса больше 1, проект считается прибыльным. Если меньше 1 – убыточным. Если же индекс равен единице, необходимо провести более тщательный анализ прочих факторов рентабельности.

Определяется PI так:

NPV (Net Present Value) – чистая текущая стоимость инвестиций. Из русскоязычных аналогов NPV чаще всего встречается аббревиатура ЧДД – чистый дисконтированный доход. IC – инвестиции в проект (Invested Capital).


где:

CFt – (Cash Flow) в t-м году;

N – длительность жизненного цикла проекта (в месяцах, годах);

R – от слова Rate, ставка или норма дисконтирования.

Ставка дисконтирования — это цена в процентных пунктах, которую инвестор готов заплатить за издержки и риски проекта. Эту ставку можно назвать также стоимостью фондирования инвестиций. Она может иметь в своей основе только ставку по кредиту, но стоит предусмотреть и иные издержки: валютные и политические риски, человеческий фактор при реализации бизнес-плана и др. В любом случае, планируемая инвестором доходность проекта должна быть выше ставки дисконтирования, а дисконтированный денежный поток суммарно должен быть больше вложенных инвестиций вместе с затратами.

В качестве примера, попробуем подставить в формулу реальные данные. Допустим, вы инвестировали 300$ на 3 года. Банковский кредит обошёлся вам в 13% годовых (не рекомендую вкладывать кредитные деньги). Поскольку других затрат на привлечение средств у вас не было, мы условно приравняем это к ставке дисконтирования. Денежный поток прогнозируем, исходя из статистики аналогичных проектов и учитывая максимально возможное число факторов (риски, издержки, и т.п.). В первую очередь вычисляем коэффициент дисконтирования вложенной суммы, для каждого года инвестиционного цикла, по формуле 1 (1+R) t . В момент инвестирования 300$ мы имеет коэффициент дисконтирования, равный единице. По результатам первого года получаем коэффициент 1 (1+R) 1 = 0.885, для второго года 1 (1+R) 2 = 0.783, для третьего — 1 (1+R) 3 = 0.693. Переводим инвестиционный план в таблицу:

Год Cash Flow Коэффициент дисконтирования Дисконтированный денежный поток
-300 1 -300
1 110 0.885 97,35
2 135 0.783 105,71
3 156 0.693 108,11
ЧДД 11,17

Проект пригоден к реализации, так как NPV положительный. Делаем вывод, что чем выше ставка дисконтирования, тем ниже NPV. Индекс PI удобен при выборе из ряда альтернативных проектов того, что обеспечит наибольшую эффективность вложений. Он позволяет ранжировать проекты, имеющие схожие значения NPV. В отличие от коэффициента ROI, он учитывает риски, через применение ставки дисконтирования, а также оценивать будущие денежные потоки, с помощью коэффициента дисконтирования. Данный инструмент пригоден как для составления бизнес-плана, так и для выбора прибыльного объекта инвестирования. Недостатком PI можно назвать сложность прогнозирования ставки дисконтирования, которая иногда зависит от неконтролируемых факторов: стоимость заемных ресурсов, курсы валют, санкции.

Также в рамках формулы PI непросто спланировать будущие денежные потоки, которые могут сократиться в будущем по объективным причинам. Неточность в расчетах естественным образом возрастает при больших сроках инвестирования. Здесь полезно отметить, что в российской практике инвестирования, оценка NPV показывает, что окупаемость вложений не должна превышать 3-4 лет в зависимости от рисков. Для банковского потребительского кредитования максимальный цикл возврата инвестиций может достигать пяти лет. Это связано с большой и . Все это негативно влияет на прогнозируемость ставки дисконтирования и денежного потока. Если же говорить о , то в развитых странах положительный индекс PI планируется на горизонте от 7 лет и более.

P.S.

Всем рентабельных инвестиций!

Здравствуйте друзья, сегодня с вами Николай Танкушин и в это чудесное воскресенье я хотел бы рассказать про важнейший фактор привлекательности инвестиций. Тема сегодняшней стати – расчёт показателя ROI.

Традиционно прежде чем переходить к описательной части давайте договоримся о терминах

ROI (return on investment) – по-русски это коэффициент возврата инвестиций или показатель рентабельности вложений.

В сегодняшней статье я покажу на нескольких примерах как рассчитывается данный показатель и объясню почему важно его прикидывать при совершении сделок.

ROI рассчитывается по следующим формулам:

ROI (сделки)

ROI (владения активом)

Как видно ROI выражается в процентах. По определению процент это сотая часть числа, так что можно утверждать, что ROI величина безразмерная. Соответственно положительные значения ROI показывают доход, отрицательные убыток.

Давайте рассмотрим пару примеров.

Сейчас прошу не цепляться к опущениям, так как для упрощения я всё идеализирую. Квартира у меня сдаться в день покупки и на весь год, бизнес по продаже пива не будет иметь сезонности и доходность будет как заявлено продавцом, собаку продаёт сосед и кормить её во время продажи не надо, а проведённая рекламная компания не будет иметь долговременного эффекта и конечно я выключил инфляцию, и не мудрил с налогами.

ROI в недвижимости(владение активом).

Мы покупаем квартиру на вторичном рынке в ипотеку для после дующей сдачи в наём (хотя сейчас это делать глупо, так как рынок развернулся и кредит безумно дорог).

Чтобы не брать цифры с потолка я взял конкретный пример г. Н-Тагил. Ул. Зари 11, в этом доме по счастливой случайности оказалось 2 похожих квартиры, одна сдаётся в наём, вторая продаётся.

Продающаяся квартира: Цена 1 390 000 рублей. Эта квартира доступна в ипотеку при первом взносе 40% на срок 25 лет по ставке 13.5% сумма выплаты составляет 9560 рублей в месяц.

Сдающаяся квартира: Желаемая арендная плата 12000р, но квартира не мебелирована. Т.е. одна без ремонта, вторая почти без мебели вероятно первую квартиру примерно в эту цену можно сдать.

Чтобы купить квартиру нам надо вложить 1390*0,4=556000 рублей своих денег, сдать её можно за 12000, но из них надо заплатить 9560 рублей за ипотеку итого у нас остаётся после уплаты кредита остаётся 2440 рублей. Если предположить что сдавать мы будем все 12 месяцев, то расчёт roi выгладит так:

ROI = (((12000-9560)*12)/556000)*100%=5.2% т.е. покупка нами такой квартиры при вложении нами 556000 равносильно вложению этих денег на вклад под 5.2% в год. Главная фишка в том, что через 25 лет квартира просто будет нам печатать деньги, так как она полностью окупиться. Всё, в этом абзаце раскрыт секрет богатства Кийосаки т.к. вклад в Америке примерно под 3%, кредит ипотечный примерно под 5%, а сдача по такой схеме с ремонтом, торгом до слёз и т.д может дать 6-8% вот вам и денежный поток от недвижимости….

Ещё год назад такого рода сделки работали и в России, и могли дать проценты выше банковских вкладов. Первый взнос был не 20-40%, а 10%, и на эту сумму можно попросить оценщика завысить оценку, и/или «прожать» продавана и получить квартиру вообще не вкладывая своих денег, но сегодня я не рассматривал бы сдачу квартиры купленной в ипотеку как выгодное вложение средств.

ROI покупки готового бизнеса (владение активом).

Допустим мы хотим купить пивоналивайку ценой 200 000 рублей, и оцениваем её по показателям из объявления:

Чистая прибыль в месяц: 45 000 руб.
Среднемесячные обороты: 150 000 руб.
Среднемесячные расходы: 105 000 руб.

ROI в этом случае считается так:

(((150000-105000)*12)/200000)*100%=270% Круто. Надо вкладываться в пивоналивайки….. Но по факту живут они только май-сентябрь (остальное время существуют) и я думаю что продавец лукавит…. Во всяком случае, до конца сезона данную точку не отбить, а зиму она может не пережить.

Основной целью любой инвестиции является ее эффективное размещение для получения прибыли. И одним из важных показателей, который отражает насколько эффективно капиталовложение, является коэффициент рентабельности.

Таким образом, рентабельность инвестиций — это финансовый показатель, позволяющий инвестору определить, является ли вложение прибыльным или же убыточным. Можно также использовать следующую трактовку понятия: показывает, какие расходы в виде инвестиций необходимо понести для достижения желаемого уровня доходности/прибыли.

Принятое сокращение: коэффициент рентабельности инвестиций – ROI. Более детально и наглядно отражает формула, приведенная ниже на фото:

Где:

В финансовой практике также используется понятие рентабельность инвестиционного капитала. Фактически данное понятие является аналогом рентабельности инвестиций и можно просто сказать, что это иное название. Рассматриваемый показатель рассчитывается при определении эффективности и доходности любого инвестиционного проекта (см. ).

Его расчет позволяет решить такие задачи, как:

  • утвердить или отклонить проект, взяв за основу расчетные данные уровня эффективности;
  • позволяет сравнить два и более проекта и выбрать наиболее рентабельный;
  • сколько инвестор может получить прибыли с единицы вложенного капитала.

С учетом выше описанного, рентабельность инвестиционного проекта — это показатель, отражающий соотношение поступлений/прибыли к общей сумме первоначальных вложений инвестора в процентном выражении.

В финансовой практике анализ рентабельности инвестиционного капитала и проектов можно разделить на две основные группы.

Выделяют группы, в основу которых положены следующие:

  • методы с расчетами, построенными на дисконтировании;
  • методы, в основе которых лежит учетная оценка инвестиций.

Методы дисконтные

В первой группе можно выделить следующие методы:

Рассмотрим более подробно каждый метод.

Что показывает индекс рентабельности? Ответ прост: он отражает, покрывают ли доходы от проекта расходы, понесенные по нему инвестором. Если в результате расчета показатель больше или равен 1, – проект целесообразен к утверждению, в противном случае – отклоняется. Рассчитывается по формуле, указанной ниже.

Где: ЧДД – чистый дисконтированный доход (дисконтированная сумма денежных потоков за анализируемый период); И – вложенные инвестиции.

Совет! При выборе проекта из ряда альтернативных необходимо использовать расчет PI. Он является максимально удобным для определения эффективности проекта на первоначальном этапе.

Внутренняя норма рентабельности инвестиций — это ставка, при которой чистый доход дисконтированный приравнен к нулю.

Наглядно формула выглядит так:

Где, r – стоимость капитала инвестиционного проекта

Что отражает данный показатель? Ответ: отражает максимально допустимый уровень затрат/расходов по проекту, при котором сохраняется целесообразность вложения капитала.

Таким образом:

  • проект принимается при значении выше или равном капиталу;
  • проект отклоняется, если показатель меньше, нежели стоимость капитала.

Оба описанных метода основаны на оценке с учетом временных изменений.

Методы простого анализа

Ко второй указанной группе относится следующий метод расчета рентабельности инвестиций – расчет учетной нормы рентабельности (ARR). Что показывает? Ответ: какая среднегодовая прибыль может быть получена по итогу реализации проекта.

Данный метод рентабельности инвестиций используется в основном при анализе краткосрочных вложений. С чем это связано? Во-первых: не учитывает временное изменение, во-вторых: доход рассматривается как чистая прибыль. Метод считается простым в расчете. Статистические методы рентабельности инвестиций также характеризуются простотой расчетов без использования дисконтирования.

Именно поэтом расчет показателя ARR применяется при анализе с помощью статистических методов и может быть представлен в упрощенной формуле:

Где:

Совет! Расчет показателя ARR целесообразно использовать только при анализе краткосрочных проектов, используя данные бухгалтерского баланса.

Для более эффективного вложения капитала и более точного определения возможной прибыли, которая будет получена в будущем, необходимо использовать не только статистические методы, но в обязательном порядке применять дисконтирование. Что это даст? Ответ: более точное определение, какие будут самые рентабельные инвестиции для владельца капитала.

Нормативы показателей

Наряду с расчетными показателями существует понятие их нормативных значений. Они фактически являются базой, на основании которой делается вывод по итогам проведенного расчета. А именно: соответствуют ли рассчитанные коэффициенты и индексы нормативам.

Для примера приведем основные показатели эффективности (рентабельности) инвестиций в разрезе отраслей и видов: иностранные инвестиции и рентабельность промышленности – не менее 0,16; сельское хозяйство – не менее 0,12; торговля – 0,25; строительство – не менее 0,22 считаются нормой.

Если рассматривать нормативы для статистических методов, не учитывающих временной характер денежных потоков, не применяющих дисконтирование и использующие для анализа бухгалтерские данные, то:

  • нормативный показатель рентабельности для предприятий торговли допускается от 0 до 0,07;
  • норматив для предприятий промышленности от 0 до 0,16.

Неудовлетворительным является коэффициент рентабельности для любой отрасли без исключения, если его значение – меньше 0.

ROI (return on investment) – это коэффициент окупаемости инвестиций. Он позволяет рассчитать эффективность вложений компании. В статье расскажем подробнее, что такое ROI, как его считать, приведем формулы и примеры расчета.

В этой статье Вы узнаете:

Что такое ROI

ROI – это показатель возврата инвестиций, который используется для оценки рентабельности вложений. Он отражает прибыльность проекта в процентном соотношении – при значении больше 100%, или убыточность – при значении меньше 100%.

Вопрос оценки альтернативных предложений приобретает особую значимость в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Прежде чем вкладывать деньги, инвесторы определяют целесообразность и ожидаемую эффективность своих вложений, для чего и рассчитывают рентабельность инвестиций (ROI).

ROI формула расчета

Существует несколько формул расчета ROI. Наиболее часто используется следующая:

ROI = (Доход - Себестоимость) / Сумма инвестиций * 100%

Для расчета коэффициента ROI необходимы следующие данные:

  • себестоимость – затраты на покупку сырья и материалов, доставку, производство , затраты на маркетинг и рекламу и т.д.;
  • доход – конечная прибыль с продажи продукта или услуги;
  • сумма инвестиций – объем вложенных денежных средств.

Нормативное значение коэффициента окупаемости инвестиций

Отношение прибыли к сумме инвестиций показывает, во сколько раз первое больше второго. Если полученное значение меньше 100, то вложения не окупятся (см. также ).

Пример расчета ROI

Рассмотрим на условном примере сравнение отдачи от инвестиций в развитие трех видов продуктов:

Инвестиции в развитие

Количество

Себестоимость

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Вычисления:

Продукт 1 = ((1 350 – 1012) * 9) / 2 804 = 108,5%

Продукт 2 = ((1 450 – 1015) * 11) / 4 600 = 104%

Продукт 3 = ((980– 755) * 8) / 1 581 = 113,9%

Результаты расчетов говорят о том, что Продукт 2 имеет самое высокое значение по маржинальной рентабельности и в абсолютном значении приносит больше прибыли, однако отдача от инвестиций в него наименьшая. А вот Продукт 3 с самой низкой маржинальной рентабельностью показал наилучшие результаты по эффективности вложений. Менеджеры могут скорректировать политику продвижения продуктов: увеличить объемы по Продукту 3, оптимизировать себестоимость, чтобы повысить маржинальную рентабельность. При этом важно соблюдать баланс, чтобы активность и увеличение вложений в Продукт 3 не привели к снижению показателя ROI. Для этого важно рассчитывать его на постоянной основе и следить за динамикой, своевременно принимая управленческие решения. .

Оценка доходности за период

Если к предыдущей формуле добавить период, то она позволит оценить доходность за период владения активом и насколько объем вложенных средств вырос к концу периода:

ROI = (Общие инвестиции на конец периода + Прибыль за период - Сумма инвестиции в периоде) / Сумма инвестиции в периоде * 100%

ROI = (Прибыль + (Цена продажи – Цена приобретения)) / Цена приобретения * 100%

где прибыль – это доходы, которые получены за все время владения активом (капиталом);
Цена приобретения – это цена, по которой был куплен актив (капитал);
Цена продажи – это цена, по которой продастся актив (капитал) в конце срока владения.

ROI формула расчета эффективности рекламы

В индустрии рекламы показатель рентабельности инвестиций используют для оценки отдельных рекламных кампаний. В этом случае используется упрощенный расчет, который не учитывает затраты на закуп, логистику, зарплату и прочее. В оценку включаются только затраты на рекламную кампанию. Учитывая это, показатель корректнее называть ROMI (return on marketing investment), т.к. он оценивает эффективность маркетинговых вложений. Формула для расчета выглядит так:

  • маржинальная рентабельность или наценка (см. также расчет и анализ маржинальной прибыли на примере );
  • бюджет рекламной кампании;
  • доход от рекламной кампании.

Если значение показателя больше 100%, то это означает, что вложения в рекламу полностью окупились и принесли прибыль. Если значение равно 100%, вы заработали в два раза больше, чем вложили в рекламную кампанию. Отрицательное значение говорит об обратном – вложения в рекламу не были эффективными.

Пример расчета ROMI

Рассчитаем на примере значение ROMI, если нам известна маржинальная рентабельность (%):

  • маржинальная рентабельность 25%,
  • затраты на рекламу 190 тыс. руб.,
  • доход 970 тыс. руб.

Результат: Валовая прибыль = 970 * 0,25 = 242,5 тыс. руб.

ROMI = (242,5 – 190) / 190 *100% = 27,6%

Показатель ROMI имеет погрешности, т.к. не учитывает все траты бизнеса во время рекламной кампании. Но в данном случае важна динамика изменений – это объективный показатель. Такой анализ рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц. Отслеживая окупаемость инвестиций появляется возможность их более грамотного распределения, чтобы увеличить отдачу от вложенных средств.

Чем отличаются ROI И ROMI

Отличия двух показателей ROI и ROMI в том, что ROI является наиболее общим понятием и показывает эффективность любых инвестиций. ROI фактически является финансовым показателем, однако маркетологи взяли этот коэффициент на вооружение и стали использовать его при оценке отдельных маркетинговых кампаний, в результате чего появился более частный случай – показатель ROMI – return on marketing investment.

Анализ ROI

ROI – это относительный показатель, при сравнительном анализе нескольких объектов инвестирования он помогает выявить тот объект, который принесет наибольшую отдачу от вложений. При этом в абсолютном значении показатели прибыли других проектов могут быть выше.

После ранжирования проектов становится очевидно, какие из них требуют дальнейшего развития и продвижения, а какие следует приостановить.

Говоря о структуре ROI, следует назвать четыре категории потенциальной прибыли, которые компания может получить в результате проекта:

  • сокращение трудоемкости (затраты на труд);
  • снижение капитальных затрат (сокращение стоимости материалов, канцелярских принадлежностей, стоимости печати, затрат на электроэнергию и т. п.);
  • увеличение производительности труда (обычно достигается от внедрения решений, приводящих к снижению времени вынужденного простоя системы или увеличению эффективности выполнения определенных задач);
  • бизнес-прибыль (как правило, это увеличение реальной прибыли компании, что может быть достигнуто за счет увеличения уровня продаж, увеличения прибыли от одного покупателя и т. д.).

Часто возникает вопрос – зачем использовать четыре различные категории, чтобы просчитать возврат. Ответ прост: каждая из категорий служит для того, чтобы показать важный аспект относительных показателей доходов / расходов. Вместе они позволяют достаточно точно оценить успех проекта в целом.

Преимущества и недостатки ROI

Серьезный недостаток коэффициента рентабельности инвестиций заключается в том, что он не учитывает сроки получения прибыли. Каждый раз, когда деньги вкладываются в проект, он «консервируется» до тех пор, пока не начнет приносить прибыль. Деньги, привлеченные в один проект, нельзя инвестировать в другой. Поэтому инвесторы должны учитывать преимущества более раннего поступления денег от инвестиций для того, чтобы иметь ресурсы для других вложений.

Существую так же другие недостатки:

  1. В основу расчета заложена бухгалтерская прибыль, которая может зависеть от различных методов учета.
  2. ROI является относительной мерой и, следовательно, не учитывает объема инвестиций.
  3. Не учитывается продолжительность проекта
  4. Игнорируется временная стоимость денег.

Однако у данного коэффициента есть и преимущества:

  • Вычисления простые и могут быть сделаны достаточно быстро.
  • Используется общеизвестная концепция измерения доходности в процентах.
  • Бухгалтерскую прибыль можно легко посчитать из финансовой отчетности.
  • Охватывает всю продолжительность проекта.
  • Менеджеры и инвесторы привыкли мыслить в терминах прибыли и поэтому данный метод для них более понятный.

Выводы

Для полноценной оценки эффективности инвестиционных вложений с точки зрения собственника, инвестора, банка или государственных органов необходимо рассматривать различные составляющие проекта. При формировании только одного набора показателей эффективности может возникнуть опасность неадекватного представления проекта с точки зрения других заинтересованных сторон.