Ирина Морозова
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией «продавец»

НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме : Знакомство с профессией «Продавец » .

Реализация образовательных областей :

Социально – коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие.

Цель : познакомить детей с профессией продавца .

Задачи :

- Обучающие : обогащать представления детей о профессиях , познакомить с атрибутами , необходимыми для профессии продавца , содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии , учить рассказывать о профессиях .

- Развивающие : развивать связную речь, мышление, память, внимание, обогащать словарный запас.

- Воспитательные : воспитывать уважительное отношение к разным видам профессии .

Предварительная работа :

Беседа с детьми о профессиях , рассматривание плаката «Профессии » , сюжетно – ролевые игры; «Больница» , «Водитель» , «Магазин» ; настольная игра - лото «Профессии » , физкультминутка «Мы в профессии играли » , пальчиковая игра «Профессии .

Оборудование и материал :

Картинки «Профессии » , иллюстрация «Продавец » , картинки с атрибутами профессии продавца , игрушки : мяч, зайчик, машина, матрёшка, кукла, неваляшка, паровоз; картинки : «Овощной магазин» , «Хлебный магазин» , «Цветочный магазин» , «Магазин Фрукты – овощи» , презентация.

Методы и приёмы :

Словесные : чтение стихов, загадок, беседа.

Наглядные : рассматривание плаката, картинок, игрушек.

Практические : игры, игровое упражнение, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

Используемая литература :

1) Алешина Н. М. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – М. «Просвещение» , 2005.

2) Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет . - Сфера, 2016.

3) Доронова Т. Н. Игра в дошкольном возрасте . – М. «Просвещение» , 2005.

4) Жаренкова Н. З., Муртазина О. В. Знакомство с профессиями . - Детство – Пресс, 2014 г.

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга. Коммуникативная игра «Приветствие» :

Яркое солнышко

Встало опять,

«Доброе утро!»

Должны мы сказать!

«Доброе утро!» (Дети встают в круг и приветствуют друг друга) .

1. Вводная часть.

На доске картинки «Профессии » .

В : - Ребята, какие профессии вы знаете ?

Дети рассматривают картинки и называют профессии .

В. предлагает поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Профессии » :

Много есть профессий знатных ,

(Соединять пальцы правой руки с большим) .)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим) .

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец , шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим) .

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки) .

Вам продолжить предлагаю . (Выполняют движения в соответствии с текстом) .

2. Основная часть.

Воспитатель предлагает отгадать загадку и сказать, кто изображён на следующей картинке :

В магазине папа с Настей

Покупали к чаю сласти :

Шоколадный торт «Причуда»

Очень любит тётя Люба,

Три эклера, пять колец

Завернул им ….(продавец ) (Дети отгадывают загадку) .

Правильно, это продавец .

Показывает слайд «Продавец » . Рассматривают картинку «Продавец » , отвечают на вопросы. (Слайд 2)

Беседа о труде продавца .

Спрашивает детей , что они знают о труде продавца .

В.: Как называются люди, которые продают товар ?

Р.: Продавцы .

В.: А как называются люди, которые пришли в магазин за покупками?

Р.: Покупатели.

: Продавец приходит в магазин ещё до его открытия, чтобы успеть расставить товар на свои места. Продавец хорошо знает свой товар. Помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память.

Воспитатель показывает картинки с изображением атрибутов профессии продавца . Дети рассматривают картинки с атрибутами профессии продавца . (Слайды 3, 4)

Упражнение «Исправь ошибки» .

Воспитатель предлагает послушать утверждения и подумать, верны ли они, при необходимости исправить ошибку : Исправляют ошибку в утверждениях.

Швея продаёт товар , а продавец шьёт платье .

Продавец строит дом , строитель показывает товар.

Водитель взвешивает товар, а продавец водит автобус .

Врач упаковывает товар, а продавец лечит людей .

Предлагает отдохнуть.

Физкультминутка «Профессии » . Выполняют движения по тексту.

Мы в профессии играли –

Вмиг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едем мы вот класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Упражнение «Что продаётся в магазине ? Как называется магазин?» Рассматривают картинки, отвечают на вопросы воспитателя.

(Слайд 5)

Продавец ребятам рад ,

В магазине для ребят

Есть матрёшки расписные,

Есть машинки заводные.

Много кукол разных есть

И мячей цветных не счесть.

Что продаётся в магазине ?

Как называется этот магазин?

Как называется магазин, в котором продают хлеб ? (овощи и фрукты, одежда, книги, обувь, цветы) . (Слайды : 6, 7, 8, 9. 10,11)

Беседа по картине «Продавец » .

«Каким должен быть продавец ? Рассматривают картинку отвечают на вопросы.

(Слайд 12)

Обсуждает с детьми внешний вид продавца , отношение к людям. Продавец должен прекрасно знать свой товар, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая память! Немалое значение в этой профессии имеет его внешний вид! Спецодежда работника торговли должна быть чистой, прическа - аккуратной. Но главное, конечно, доброе уважительное отношение к людям, вежливость, улыбка.

Игра «Отгадайте, что купили» .

На столе разложены разные предметы – игрушки - это магазин «Игрушки» . Дети закрывают глаза. Покупатель, один из детей , прячет игрушку, затем остальные дети называют игрушку, которую он «купил» . Ребёнок показывает «купленный» товар.

Проводит игру несколько раз. Один ребёнок убирает игрушку, остальные определяют и называют «купленную игрушку» .

3. Заключительная часть.

Воспитатель подводит итог, побуждает детей к общению .

О какой профессии говорили ?

У кого мама работает продавцом ?

Кто желает работать продавцом ? Дети отвечают на вопросы.

Публикации по теме:

НОД для детей старшего дошкольного возраста с элементами интегрирования «Знакомство детей с Великой Отечественной войной» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка».

«Знакомство с композицией уральской росписи». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия. Тема: "Знакомство с композицией уральской росписи". Программное содержание: 1)Расширять знание детей о художественных.

Конспект открытого занятия для детей старшего возраста «Ознакомление с профессией модельера» Цель: познакомить с профессией модельера. Задачи: Обучающие - дать представление о профессии модельера, - о материалах и инструментах, используемых.

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с окружающим "Знакомство с профессией продавец» составила воспитатель МДОУ детский.

Торговое ремесло - одно из древнейших занятий человека. Оно появилось тогда, когда были придуманы первые деньги, и людям необходимо было обменять товар на товар или товар на деньги. Продавец – профессия старинная, берущая свое начало с незапамятных времен. Каждая эпоха придавала образу продавца своеобразную окраску, наделяла определенными чертами характера, особыми свойствами, да и отношение к этой профессии в разные времена было различным

Однако слово "продавец" пришло в наш обиход лишь в конце XIX века, когда в России стали появляться крупные торговые предприятия и универмаги. До этого люди, занимавшиеся торговлей, назывались по-разному. Долгое время центральной фигурой в торговле оставался купец. Он разъезжал по городам, продавал, покупал, перепродавал. Другой видной фигурой в русской торговле после купца был прасол - скупщик. Он ездил по деревням и скупал сельские продукты, скот, рыбу, а затем формировал из них партии и выгодно перепродавал более крупным торговцам. Наряду с прасолами на российском рынке действовала многочисленная группа мелких торговцев (офеней, ходебщиков, коробейников, щепетильников), занимающихся развозом промышленных изделий.

Развитию торговли поспособствовало изобретение скоростных видов транспорта, позволивших ускорить доставку товаров даже в самые отдалённые уголки земного шара в десятки и сотни раз.

Социальная значимость профессии в обществе: (значение профессии, важность профессии, потребность в профессии, востребованность профессии) . Профессия продавца относится к одной из самых востребованных, ведь с каждым городом количество товаров возрастает, и увеличивается количество торговых предприятий. Даже развитие интернета и онлайн-торговли не может отменить потребность в людях данной специальности, хотя сама профессия с появлением ПК сильно модернизировалась.
Массовость и уникальность профессии: (требования к профессии, перспективы) . К лицам, осуществляющим продажи, предъявляются высокие требования: знание психологии покупателя, коммуникабельность, стрессоустойчивость, внимание - вот лишь неполный перечень качеств, которыми должен обладать продавец. Риски профессии: (плюсы и минусы профессии, особенности профессии, трудности профессии) . Исходя из требований, можно предположить, какие трудности могут встать перед человеком, избравшим профессию продавца: высокая материальная ответственность, работа в сложных и напряжённых условиях, достаточно высокие физические нагрузки, иногда - работа с вредными для здоровья веществами. Одновременно, работа продавца может быть интересной и творческой: от умения разговаривать с людьми, красиво оформлять витрины и прилавки во многом зависит успешность торговли.
Сегодня продавец выступает в качестве посредника между производителем сложных видов товаров и населением, чаще не является хозяином товара. Продавец рассказывает покупателям об ассортименте, подробно разъясняет характеристики, параметры, свойства товаров, поясняет способы использования, хранения и ухода. Консультирует по вопросам преимущества различных моделей, помогает в выборе, предлагает взаимозаменяемый товар. Подсчитывает общую стоимость покупки, проверяет реквизиты чека, оформляет гарантийные паспорта на товары, проверяет комплектность, наличие пломб, упаковывает товар, выдает покупку. Следит за состоянием потока покупателей и порядком в торговом зале. Своевременно пополняет запас товаров.

Деятельность продавца специализируется по типу продаваемого товара (продуктовые, промышленные...).

Современный продавец должен знать: правила торговли товарами определенной группы, их ассортимент, классификацию, назначение, способы использования, хранения и ухода за ними. Состояние потребительского спроса.

Перспективы должностного роста продавца выглядят следующим образом. Если вы пришли работать простым продавцом в небольшой магазин, то при должном старании примерно через год можете стать старшим продавцом или менеджером, а дальше – как получится. В крупном магазине за аналогичный период рассчитывайте лишь на повышение зарплаты, но зато возможен должностной рост по следующей схеме: продавец – старший продавец – заведующий секцией. Дальнейшее зависит от вас. Конечно, все приведенные факты достаточно условны, но одно обстоятельство остается неизменным: профессионализм всегда бывает вознагражден.

Техника розничных продаж основывается в значительной степени на знании психологии , поэтому профессия требует, прежде всего, навыков коммуникабельности, суггестивных способностей (дара внушения), красноречия. Важно уметь разбираться в мотивации и поведении покупателя, облегчить ему дорогу в кассу. Атмосфера торгового зала и поведение персонала должны внушать людям мысль об удачной покупке. Отсюда вытекает кодекс поведения продавца, классический стиль его одежды, выражение лица, контроль эмоций. Древняя китайская поговорка гласит: "Если вы не улыбаетесь, то не начинайте торговлю".

Помимо знания психологии клиентов продавец должен хорошо разбираться в номенклатуре товаров, их потребительских характеристиках. Ему необходимо быть в курсе спроса и моды на продаваемую продукцию, в его компетенции находится уведомление старших продавцов о причинах затруднений в реализации определенных видов товара. Подобную информацию можно получить у покупателей, часто сориентированных в спросе на конкретные марки советами родственников и знакомых, которые уже этот товар приобрели.

Однажды выбранная профессия влияет на дальнейшую судьбу каждого человека. Поэтому необходимо с ранних лет приглядываться к той или иной профессии. Узнавать как можно о ней больше. Интересоваться работой и жизнью тех людей, которые заняты на том или ином производстве. Можно немного помечтать и представить себя на их месте.
Многие девочки мечтают иметь профессию продавца, работать в современных магазинах. Работать с людьми всегда сложно. Люди бывают разные: весёлые, грустные, обидчивые, скандальные. К каждому из них нужен подход. Бывает, идёт человек в магазин и не знает, что купить, какую подобрать вещь. У другого покупателя плохое настроение...
Многое зависит от продавца, от его умения понимать людей. Как приятно видеть в магазине красивого, культурного продавца, который приветливо встречает покупателей. Он внимательно выслушает и подскажет, поможет подобрать покупку. При общении с таким продавцом, любой покупатель становится доброжелательным и благодарным. Он забывает про плохое настроение, в его глазах появляются искорки радости. А значит, полученная энергия добра будет согревать всех окружающих и родных этого человека.
О таком продавце можно точно сказать, что человек на своём месте!

Продавец

В магазине, на базаре

И в буфете, наконец,

Всюду, где бы ни бывали,

Вас встречает продавец.

Он продаст кефир старушке

И свисток озорнику,

Ленту яркую девчушке

И ватрушку толстяку.

Удочку для дяди Пети,

А для тети Веры - брошь.

Так всегда любезно встретит -

Без покупки не уйдешь,

Математику он знает

Ну, конечно же, на пять -

Деньги быстро сосчитает,

Чтобы сдачу верно дать.

Покупатели толпою

Целый день к нему идут

Очень нужен нам с тобою

Продавца нелегкий труд!

Куда бы мы ни зашли: в магазин у дома или сетевой гипермаркет, там будет продавец. Даже кризис 2008 года, опустошив рынок вакансий, продавцов не тронул: в каждой организации они оставались нужны. В преддверии профессионального праздникаДня торгового работника – попытаемся расширить свои знания о продавцах.

История профессии

История профессии продавца напрямую связана с развитием торговли в нашей стране и в мире. Процесс натурального обмена (или бартера) появился задолго до денег, но и то, что происходило, можно назвать торговлей. Просто товары обменивались друг на друга без использования какого-либо эквивалента.

С появление денег, процесс обмена видоизменился и упростился: стало возможным легко обменивать любые товары на деньги. Чеканные монеты были введены в обращение с VII века до н. э.

Понятие «продавец » появилось в русском языке не сразу. Когда-то главной фигурой в торговле был купец. Он продавал, скупал, перепродавал. Также был прасол-скупщик. Он ездил по деревням и скупал сельские продукты, скот, рыбу, а затем формировал из них партии и выгодно перепродавал более крупным торговцам. И только с появление крупных торговых предприятий и универмагов в конце XIX века, закрепился термин «продавец».

Продавец сегодня: типология и должностные обязанности

Будучи такой массовой, профессия продавца, открывает свои двери многим: и тем, кто действительно любит эту профессию, и тем, кто хочет временно подзаработать. Потому что у профессии продавца широкая типология: от человека, работающего в продуктовом магазине, до человека, отвечающего за переговоры и сбыт продукции в крупной корпорации.
Любой продавец, прежде всего, должен быть хорошим психологом и уметь общаться, уметь расположить к себе любого незнакомого человека. Среди частых требований к вакансии продавца: грамотная речь, коммуникабельность, вежливость, ответственность, активная жизненная позиция и т. д.

Почти всегда продавцы – это молодые люди от 18 до 40 лет. Пожилых людей не берут из-за специфики работы – весь день на ногах. Моложе 18 лет не берут, потому что продавец – это материально-ответственное лицо.

Правила хорошего продавца

  • Не манипулировать покупателем

Продавец должен соблюдать баланс. С одной стороны, он выступает в роли советчика, пытается расположить к себе покупателя и помочь ему. С другой стороны, он мотивирован продать как можно больше товара/услуг. Но манипулировать покупателем, пытаться навязать ему свой вкус или продать что-то любой ценой – плохой признак. К такому продавцу покупатель второй раз не придет, а в условиях жесткой конкуренции, лояльность покупателя и его желание вернуться – куда важнее случайной выручки.

  • Не быть навязчивым

Хороший продавец предложит помощь покупателю только тогда, когда она потребуется. Он стоит в сторонке и ждет. Навязчивый сервис, когда покупатель только перешел порог магазина, а на некого уже кидается консультант, вызывает только раздражение и злость.

  • Быть вежливым

Как часто от наших людей или туристов можно услышать истории о том, как груб был с ними продавец. Мы объясняем это Советской закалкой, суровым климатом, плохой погодой – чем угодно, но мириться с этим не готовы. Поэтому многие люди порой готовы переплатить, но получить вежливое обращение, чем надеяться, что в этот раз не нахамят /не проигнорируют.

Мнения о профессии

Пошла работать продавцом в киоск после школы. У меня было среднее специальное образование бухгалтера, продолжала учиться в ВУЗе на заочке. Из плюсов: взяли без опыта, пошел стаж, и можно было покупать продукты по закупочной цене. Наталья

Однажды зашел молодой человек и говорит: «Девушка, почему вы мне не улыбаетесь? Вы обязаны мне улыбаться!». И ничего не скажешь, если своей работой дорожишь, ведь покупатель всегда прав. Отзыв с форума

Я работала консультантом и меня это не напрягало. Но целый день на ногах. С людьми очень полезное общение: учишься налаживать контакт, становишься более сдержанной. И из продавцов очень много администраторов, менеджеров вырастает. Если правильно себя ведешь, можно карьеру выстроить неплохую. Отзыв с форума

Мы поздравляем с Днем работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства всех работников этой отрасли. Желаем профессиональных успехов и личного благополучия!

Марина Клевцова (Журахова)
Проект «Профессия продавец»

Продолжительность проекта : краткосрочный (10.11.2014г. – 21.11.2014г.)

Тип проекта : информационно-игровой, творческий.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Возраст детей : 3-4 года (II младшая группа) .

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект :

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию , которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.

В наши дни профессий стало очень много . Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий . Трудно выбрать профессию своей жизни . Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых . Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности . Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий , ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги) .

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Очень важно у ребенка дошкольника вызвать интерес к различным профессиям , востребованным в современном обществе, в том числе продавца . Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представления о профессии продавца .

Цель проекта : дать детям представление о профессии продавца .

Задачи проекта :

Для детей

Познакомить детей с профессией продавца , его трудовыми процессами, с предметами - помощниками;

Познакомить с разными видами магазинов;

Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о труде людей;

Воспитывать уважение к труду продавца ;

Развивать познавательную активность.

Для педагогов

Создавать условия для получения детьми удовольствия от общения;

Активизировать творческий потенциал педагогов.

Для родителей

Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов.

Форма проведения итогового мероприятия проекта : сюжетно – ролевая игра.

Название итогового мероприятия проекта : «Магазин» .

Продукты проекта :

Для детей

Лепка из соленого теста ; выставка рисунков , «Овощи для магазина» ; аппликаций «Вывеска для магазина «Пятерочка» ; изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре.

Для педагогов

Методические разработки по теме проекта : «Профессия продавец » (конспекты НОД, мероприятий, бесед, консультации) .

Для родителей

Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми;

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с профессиями » .

Ожидаемые результаты по проекту :

Для детей

Дети 3-4 лет получат знания о профессии продавца , о разлиных видах магазина;

Проявление признательности и уважения к труду взрослых.

Для педагогов

Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов ) ;

Повышение профессионализма воспитателей в вопросах работы с семьями воспитанников;

Удовлетворенность работой.

Для родителей

Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;

Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;

Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

Мероприятия по реализации проекта «Пофессия Продавец » .

«Социально-коммуникативное развитие»

НОД «Что можно купить в магазине» ;

НОД «Идем в магазин за продуктами » ;

Этическая беседа о поведении в общественных местах;

Рассматривание иллюстраций «В магазине» ;

Дидактическая игра - Лото «Магазин» , «Разложи продукты по разделам » , «Оформи ветрину» ;

Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т. д.) .

«Речевое развитие»

НОД «Овощной магазин» ;

НОД «Магазин игрушек» ;

Беседа «Продавец » ;

Беседа «Кассир» ;

Беседа «Какие бывают магазины» .

«Художественно-эстетическое развитие»

Чтение стихов о продавце ;

Чтение литературного произведени Ч. Янчарского "В магазине игрушек". Э. Мошковской "Веселый магазин";

Лепка «Хлеб, батоны и баранки для магазина» (лепка из соленого теста) »;

Рисование «Шоколадные конфеты очень любят наши дети» , «Овощи для магазина» ;

Аппликация «Вывеска для магазина «Пятёрочка» (журнальная аппликация) .

«Физическое развитие»

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» , «Игрушки» , «На базар ходили мы» .

Взаимодействие с семьей.

Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Магазин» (фартуки, колпаки) ;

Консультация «Знакомим ребенка с профессиями » .

Список используемой литературы :

1. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2014.

2. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – 251с.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж : ЧП Лакоценин С. С., 2007.-392с.

4. http://pochemu4ka.ru/.

На территории стран бывшего Советского Союза до сих пор продавец товаров ассоциируется с навязчивым, хамоватым человеком, который во что бы то ни стало хочет обмануть покупателя и получить от него как можно больше денег. Конечно, некоторые торговцы не далеко ушли от этого определения, но с развитием бизнеса и качества этот стереотип все больше отходит в прошлое.

Описание работы

Профессия "продавец" не столь проста и очевидна, как может показаться на первый взгляд. Обобщенно, работник занимается реализацией компании отечественным и зарубежным клиентам. Ими являются: предприятия, правительственные организации, физические лица. Но важен не только поиск новых покупателей, но и работа с постоянными клиентами. С развитием торговли обязанности должностные продавца значительно расширились, чтобы отвечать новым требованиям рынка. Конкуренция присуща практически всем отраслям, поэтому за каждого покупателя разворачивается нешуточная борьба.

Аналогичными, по своей сути, являются должности торгового представителя, консультанта и менеджера по продажам, представителя по развитию бизнеса.

Основные обязанности

Профессия "продавец" предполагает такие главные задачи для работника:

  • Предложение/закрытие сделок с потенциальными и существующими клиентами на основе взаимовыгодного партнерства.
  • Демонстрация продуктов, товаров и услуг новым и постоянным покупателям и помощь им в выборе тех, которые наиболее полно отвечают их потребностям.

Идеальный сотрудник

В зависимости от сферы торговли, метода осуществления продаж работник должен:

  • Устанавливать, развивать, поддерживать деловые отношения с потенциальными и существующими клиентами в определенном сегменте рынка, чтобы создавать новые возможности для реализации товаров/услуг.
  • Совершать телефонные звонки, личные встречи, делать презентации для покупателей.
  • Исследовать новые источники для поиска
  • Разрабатывать четкие и эффективные письменные коммерческие предложения/прайс-листы для покупателей.
  • Способствовать устранению и решению проблем, связанных с обслуживанием клиентов.
  • Координировать свои действия с управления продажами, бухгалтерией, логистическим и техническим отделами.
  • Анализировать потенциальные территории/рынки сбыта и определять их коммерческий потенциал.
  • Создавать и вести план обслуживания существующих клиентов.
  • Определять преимущества и сравнивать товары/услуги предприятия.
  • Планировать и организовывать стратегию продаж с целью максимизации прибыли для определенной территории/сегмента рынка.
  • Обеспечивать руководство устными и письменными сообщениями о потребностях клиентов, их проблемах, интересах, конкурентоспособности товаров/услуг предприятия на рынке, а также информировать о потенциально выгодных новых продуктах.
  • Хорошо знать предназначение товара, его технические детали и обслуживание, конкурентные преимущества, методы рекламы.
  • Участвовать в выставках и ярмарках.

Образование и опыт

Профессия "продавец" предполагает наличие определенных знаний и навыков. Работодатели предъявляют к соискателю вакансии такие требования:

  • Уверенное использование соответствующих компьютерных программ (как правило, это Microsoft Office, 1С-предприятие, для интернет-магазинов - умение работать с популярными системами управления контентом и т. д.).
  • Знание принципов продаж, обслуживания клиентов.
  • в продажах.
  • Опыт в проведении презентаций.
  • Доказательства способности выполнять поставленные объемы продаж.

Личностные характеристики

Как и любая другая, профессия "продавец" требует наличия у человека определенных качеств. К ним относятся:

  • очень хорошие навыки устной и письменной коммуникации;
  • умение вести переговоры;
  • стойкость и упорство;
  • стрессоустойчивость;
  • работа до достижения определенных результатов, целеустремленность;
  • способность к планированию и разработке стратегий;
  • убедительность;
  • приспособляемость.

Продавец-кассир: должностная инструкция

Эта профессия также прошла свою эволюцию и обрела ряд новых требований. Спрос на нее только повышается, и получить работу довольно просто. Продавец-кассир должен:

  • Получать оплату наличными и по терминалу, давать сдачу.
  • Поддерживать считать деньги в кассе в начале и в конце смены, заполнять необходимые отчеты и выполнять требования бухгалтерии по оформлению документов.
  • Выдавать чек, оформлять возвраты в соответствии с правилами внутреннего распорядка.
  • Приветствовать клиентов.
  • Поддерживать в чистоте и порядке свое в кассовой зоне.
  • Выставлять ценники, подсчитывать стоимость покупок при помощи калькулятора, кассового аппарата или оптического сканера цен.
  • Выдавать купоны и материалы промоакций.
  • Принимать и передавать начальству жалобы клиентов.
  • Отвечать на вопросы покупателей, предоставлять информацию о товаре, способе покупки и оплаты, доставки и т. д.
  • Взвешивать товары для определения цены.
  • Предлагать и продавать подарочные сертификаты.
  • Упаковывать покупку в фирменный пакет, коробку, упаковывать товар для транспортировки или предлагать пакет.
  • Следить за кассовым аппаратом: убедиться, что в наличии имеется достаточно денежных средств для совершения торговых операций, и что он работает должным образом.

Модная работа

Успех магазина одежды во многом зависит от его персонала. И хоть иногда внимание излишне назойливого консультанта раздражает, настоящий профессионал поможет выбрать лучшее из ассортимента именно для вас и в кратчайший срок. Продавец одежды, согласно должностной инструкции, имеет такие обязанности:

  • Приветствие клиентов, которые входят в магазин.
  • Прием участия в контроле движения товара, учета остатков, оформления необходимых отчетов и документации, сообщение руководству о проблемных ситуациях.
  • Помощь покупателям в поиске товаров.
  • Обработка наличных и карточных платежей.
  • Размещение товаров на полках и витринах.

Должностная инструкция продавца одежды также предусматривает, что работник должен:

  • Отвечать на вопросы клиентов, давать советы и рекомендации по выбору.
  • Выдавать чек, оформлять возвраты.
  • Содержать магазин в чистоте и аккуратности, что включает в себя сухую и влажную уборку, раскладку товара, при необходимости - его отпаривание.
  • Рассматривать жалобы клиентов, доносить их до начальства.
  • Работать в рамках определенной политики, особенно это касается брендовых магазинов.
  • Устанавливать ценники.
  • Отвечать за безопасность в магазине, высматривать воров, не допускать мошеннических операций с кредитными картами и т. д.
  • Обновлять информацию об акциях на витринах, стойках и т. д.

Как попасть на работу

Кто-то считает, что торговля — это удел необразованных неудачников, а кто-то — что это единственный путь к успеху в сегодняшнем мире. Профессия "продавец" как никакая другая обеспечивает возможность бурного карьерного роста. Чаще всего "потолок" определяется только способностями работника. На квалифицированных и талантливых торговцев всегда высокий спрос на рынке труда, поскольку каждая компания желает повысить продажи, и как следствие - доходы. Потенциальная эффективность будущего сотрудника оценивается на основе обзора достигнутых и запланированных целей, представление о которых дает резюме продавца.

Работодатель ожидает, что вы всегда, при любых условиях сможете закрыть сделку. Вы должны уметь «продать» себя так, чтобы у работодателя не осталось никаких других вариантов, как только нанять вас. Настоящий профессионал торговли целеустремлен, настойчив, харизматичен, но при этом старается как можно лучше решить проблему клиента. Ваше резюме должно отражать эти качества. Оно должно быть ориентировано на результат, а не просто быть списком мест работы и обязанностей в хронологическом порядке.

Важные элементы

Резюме продавца должно содержать следующие сведения:

  • Обобщенный рассказ о вашей успешной карьере в сфере продаж, стратегиях, которые помогли вам добиться успеха в области.
  • Раздел о ваших навыках и умениях, чтобы показать, что вы обладаете всеми качествами, присущими хорошему торговцу. Это увеличит шансы на то, что вас пригласят на собеседование.
  • Резюме должно производить впечатление о вас как о человеке энергичном и целеустремленном. Поэтому употребляйте соответствующие фразы в начале предложений, например: достигнуто, улучшено, изменено, повышено, установлено, по инициативе, доказано, удалось, выстроено, оптимизировано и т. д.

Когда вы подаете резюме в крупную компанию, есть вероятность, что первым его будет обрабатывать компьютер путем отбора документов, в которых содержатся нужные ключевые слова. Позаботьтесь, чтобы они были в вашем файле. Это могут быть названия должностей, навыки, термины из сферы, к которой принадлежит предприятие, виды товаров и услуг.

Но ни в коем случае не лгите в резюме. Правда все равно когда-то откроется, и вы окажетесь в крайне неприятной ситуации. Если ваш реальный опыт продаж пока оставляет желать лучшего, то сделайте упор на быстрой обучаемости, энергичности и трудолюбии и подавайте резюме на те вакансии, которые вам действительно под силу.