x

x


международные выставки, организуемые с целью показа разносторонней деятельности народов в области экономики, науки, техники, культуры и искусства. Различаются В. в. универсальные (демонстрация достижений в различных областях человеческой деятельности) и специализированные (показ достижений в какой-либо одной конкретной сфере деятельности). Первой В. в. была международная промышленная выставка в Лондоне в 1851. Строго определённой периодичности В. в. не имели и устраивались с промежутками от 2 до 7 лет. На первых В. в. в основном демонстрировались успехи промышленности, в дальнейшем их тематика расширялась. С ростом популярности В. в. постепенно увеличивалось число стран-участников, количество и ассортимент экспонатов (в том числе крупных машин, транспортных средств и др.); если на первых В. в. все экспонаты сосредоточивались в одном большом здании (например, "Хрустальный дворец" в Лондоне), то с 1878 (на В. в. в Париже) практикуется постройка различных павильонов. Всего с 1851 по 1970 было организовано 39 универсальных В. в.: в Нью-Йорке (1853, 1939), Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1890, 1900, 1937), Лондоне (1862, 1886, 1908), Вене (1873), Филадельфии (1876, 1926), Сиднее (1879), Мельбурне (1880), Чикаго (1893, 1933, 1934), Брюсселе (1897, 1910, 1935, 1958), Буффало (1901), Глазго (1901), Сент-Луисе (1904), Льеже (1909), Генте (1913), Сан-Франциско (1915), Гётеборге (1923), Уэмбли (1924/25), Барселоне (1926), Антверпене (1930). Порт-о-Пренсе (1948), Сиэтле (1962), Монреале (1967), Осаке (1970). В. в. обычно проводятся под определённым девизом, который определяет основную тему выставки, например, первая В. в. в Лондоне имела девиз "Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствования человечества"; в Нью-Йорке (1939) - "Миру завтрашнего дня", в Брюсселе (1958) - "Человек и прогресс", в Монреале (1967) - "Земля людей", в Осаке (1970) - "Прогресс и гармония для человечества". Каждая страна-участница экспонатами раскрывает девиз В. в. сообразно своему общественному строю и экономическим возможностям.

Начиная с 1851 Россия неоднократно участвовала в В. в.: в Лондоне (1851, 1862), в Париже (1867, 1890) и др. Со времени своего образования Советское государство приняло участие в 5 В. в.: в Париже (1937), в Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958), Монреале (1967) и в Осаке (1970). На В. в. в Париже, которая совпала с 20-летием Советской власти, были продемонстрированы огромные масштабы социалистического строительства в СССР. На В. в. в Нью-Йорке советская экспозиция была разработана на тему: "Будущее принадлежит социализму". В советском павильоне были широко показаны достижения народов СССР в выполнении пятилетних планов. На В. в. в Брюсселе посетители получили представление о достижениях СССР в области экономики, науки, культуры и повышения благосостояния советских людей. Павильон СССР был признан одним из лучших и за экспозицию в целом удостоен высшей награды - Золотой звезды. В. в. в Монреале совпала с 50-летием Советского государства. Главная идея советской экспозиции - показать преимущество социалистического строя. Первая В. в., организованная в Азии (Осака), по времени проведения совпала с празднованием 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Основные темы советского павильона - "Ленин - создатель социалистического государства", "Развитие идей Ленина в наши дни", "Гармоническое развитие личности в социалистическом государстве".

Д. М. Серов.

Архитектура выставок. Павильоны и сооружения В. в. сами стали экспонатами, демонстрирующими достижения архитектуры и строительной техники, а также оформительского искусства (См. ), нередко определяя основные тенденции их развития на многие годы вперёд. Громадное число экспонатов (для размещения и удобного осмотра которых требуется обширное, хорошо освещённое внутреннее пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого строительства и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архитектурных форм и технических приёмов. Огромное здание (длина 503 м ) павильона 1-й Всемирной выставки в Лондоне в 1851 (так называемый "Хрустальный дворец", инженер Дж. Пакстон), построенное всего за 6 месяцев благодаря применению ажурного сборного каркаса из стандартных металлических (главным образом чугунных) деталей и рам ограждения с заполнением из стекла, по своему облику резко отличалось от традиционной ордерной архитектуры. Постепенно складываются организационные принципы показа экспонатов; например, на В. в. в Чикаго в 1893 наряду с главным павильоном, где были представлены все государства, участвующие в выставке, построили тематические (по отраслям промышленности) и национальные павильоны; в одном месте были сгруппированы павильоны страны - организатора В. в. (павильоны отдельных штатов США). Огромные размеры экспозиций В. в. вызвали необходимость создания мест для отдыха (впервые на парижской В. в. в 1878). Для покрытия огромных затрат по организации В. в. и для извлечения доходов устраивались платные зрелища и развлечения. Собственно выставочная зона и зона отдыха и развлечений вместе с озеленением, фонтанами, бассейнами образовали сложный комплекс (эту структуру в основных чертах сохранили все В. в.), планировка которого обычно имела регулярные черты. Вслед за строительством на парижской В. в. 1889 так называемой Эйфелевой башни (инженер А. Г. Эйфель), предназначавшейся лишь для демонстрации достижений французской строительной техники и создания высотной доминанты в ансамбле выставки, возникает традиция создания сооружений, символизирующих девиз В. в. (например, так называемый "Атомиум" в виде увеличенной в 165 миллиардов раз молекулы железа, архитектор А. Ватеркейн, инженер А. Падюар, на В. в. в Брюсселе в 1958). Для павильонов В. в. 2-й половины 19 в. характерен разрыв между новаторским инженерным решением сооружений, в которых использовались металл, стекло, железобетон, усовершенствованные металлические каркасные конструкции, позволившие резко увеличить пролёт перекрытий (до 104 м в "Галерее машин" архитектора Ф. Л. Дютера на парижской В. в. 1889), и фасадами дворцового типа в исторических архитектурных стилях, а чаще - покрытых пышным эклектическим декором. Вплоть до начала 20 в. размещение экспонатов в павильоне было лишено общей композиционной идеи, экспозиция распадалась на ряд отдельных, не связанных между собой участков. Среди обилия декоративного убранства трудно было разглядеть сами экспонаты, расположение которых напоминало раскладку товаров в большом магазине. Привлечь внимание к промышленному изделию или сырью первоначально старались за счёт его обильного и вычурного оформления, уникальности и гипертрофированных размеров (например, огромные самовары на парижской В. в. 1900) или необычности использования (например, крепость, сложенная из мешочков муки, во Дворце земледелия на В. в. в Чикаго в 1893). Позже появляются модели, а затем и макеты для показа сложных производственных процессов и машин, используются новейшие достижения оптики, электротехники и др.

В выставочной архитектуре и искусстве экспозиции в 1920-х - начале 30-х гг. определяющую роль сыграли идеи а и а. Почти все экспонаты стран - участниц В. в. размещаются в национальных павильонах, архитектура которых становится одним из средств, раскрывающих идейное содержание национальной экспозиции. Участие СССР в В. в. способствовало усилению идеологической роли архитектуры павильонов. Величественный, динамичный по формам павильон СССР на парижской В. в. 1937 (архитектор Б. М. Иофан), увенчанный скульптурной группой "Рабочий и колхозница" (1935-37, нержавеющая сталь, скульптор В. И. Мухина), явился прекрасным образцом синтеза архитектуры и скульптуры и стал символом побед советского народа в строительстве социализма, а его экспозиция - примером активной пропаганды передовых социальных идей. Общие тенденции развития выставочной архитектуры и искусства экспозиции в период после 2-й мировой войны 1939-45 особенно ярко проявились на В. в. 1970 в Осаке (Япония), где все архитектурные средства были подчинены задаче наиболее полного раскрытия девиза выставки "Прогресс и гармония для человечества". Этот девиз был символически (в соответствии с традициями национальной японской культуры) воплощён в компактном, построенном по функциональному принципу генеральном плане в виде разветвлённого дерева (группа японских архитекторов под руководством К. Тангэ). "Стволом" дерева был центр В. в., так называемая Символическая зона (архитектурно организованное пространство для различных международных мероприятий и церемоний, выступлений артистов, встреч и отдыха посетителей, а также для размещения международных тематических и художественных выставок), "ветвями" - главные дороги, ведущие к входам, "листьями" и "плодами" - павильоны, сгруппированные вокруг 8 площадей на "ветвях" дерева. Так как одной из главных тем В. в. становится научно-технический прогресс, в архитектуре многих павильонов реализуются экспериментальные проекты, где воплощаются новые инженерные идеи, применяются новые конструктивные и объёмно-пространственные решения, основанные на использовании современных строительных материалов и архитектонических принципов (например, павильон группы "Фудзи" с надувными конструкциями, архитектор Ютака Мурата). На этой новой технической основе отдельным павильонам придаётся символический архитектурный облик (например, павильон СССР в виде развёрнутого красного знамени, символизирующего торжество идей ленинизма в мире, государственный павильон Японии, пять цилиндрических объёмов которого образуют в плане национальный японский символ - пятилепестковый цветок вишни). Усложняются приёмы экспозиции, которая организуется по плану-сценарию, основанному на театрализованных методах показа (с применением светодинамических эффектов, достижений электроники и кибернетики, а также кино, диапозитивов и т.п.), нередко по сеансовой программе.

История всемирных выставок (Рерайт. Исходник расположен ниже).

1 мая 1851 года в столице туманного Альбиона, городе Лондоне состоялось открытие «Великой выставки изделий промышленности всех наций ». С этого момента началась история всемирных выставок. Впервые на этом международном форуме проанализировали результаты произошедшей к тому времени в развитых странах, Промышленной революции. Специально для этого мероприятия, по указу правительства Британии, был сооружен павильон, получивший название «Хрустального дворца». Впоследствии это здание стало своеобразным эталоном, на который равнялись строители выставочных павильонов следующих всемирных выставок. Ажиотаж вокруг выставки был настолько огромным, что за шесть месяцев работы на ней побывало более шести миллионов человек. Это позволило получить организаторам форума колоссальную прибыль. Позже, именно на эти деньги в Англии были открыты новые научные и образовательные заведения, к числу, которых принадлежат снискавший громкую славу и геологический музей . На эти же средства построили павильон, в котором в 1862 году расположилась третья Всемирная выставка.

Повышенный интерес у публики вызывали экспонаты Русского отдела выставки. Российские мастера привезли пуховые платки, уральские самоцветы, изделия металлургии, великолепную парчу, валенки и многое, многое другое. Необычайно высоко как публикой, так и специалистами были оценены платки и ткани российского производства. Первую награду выставки завоевала яшмовая ваза екатеринбургской фабрики. В работе выставки принял участие известный металлург - , выставивший особо ценный экспонат Русского отдела – булат. Это оружие было изготовлено по давно утраченной и восстановленной им в 1841 году рецептуре. Всего русским отделом было выставлено 365 экспонатов, 130 из которых были отмечены особо, о чем свидетельствуют 3 медали высшего достоинства, 60 медалей второй степени, а также 67 похвальных отзывов.

География первых всемирных выставок совпадает с распределением крупных торговых и промышленных центров мира. Международные форумы проходили в наиболее промышленно развитых странах и городах. 1851 и 1862 гг. – Лондон, 1855, 1867, 1878, 1889, 1900 гг. – Париж, 1873 г. – Вена, 1876 г. – Филадельфия, 1893 г. – Чикаго, 1901 г. – Глазго, 1904 г. – Сент-Луис, 1905 г. – Льеж и так далее. Для того чтобы продемонстрировать миру необычайные возможности, организаторы всемирных выставок создавали неповторимые проекты павильонов (первые всемирные выставки проводились только в одном павильоне), а также каких-либо отдельных аттракционов или сооружений.

Примером такого строительства может послужить «Хрустальный дворец» Джозефа Пакстона, на несколько десятилетий ставший эталоном выставочных павильонов. Для проведения международной выставки в Вене организаторы соорудили Ротонду, павильон, под самым огромным в мире куполом. Для всемирной выставки в Мельбурне в 1880 году построили Королевский выставочный павильон, который в наши дни включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Эйфилева башня, возведенная в Париже для выставки 1889 года, стала его символом, а мост Александра III , сооруженный для всемирной выставки 1900 года, проходившей в этом же городе, стал самым роскошным мостом через Сену.

Первые международные выставки были призваны показать представленных на них стран. Именно поэтому основными экспонатами таких форумов являлись не только уникальные образцы науки и техники, но и великолепные ювелирные изделия из золота и драгоценных камней .

Несколько позже к ним присоединились этнографические экспозиции и выставки произведений искусств. На всемирных выставках стали проводиться того времени.

Впервые такая выставка изобразительного искусства была проведена одновременно с международным промышленным форумом в 1862 году, в Лондоне. С того времени изобразительные выставки стали обязательным атрибутом всех всемирных выставок. С огромным успехом на них представлялись картины известных русских художников. К примеру, на выставке 1873 года, проходившей в Вене, выставлялись «Грачи прилетели» Саврасова, «Петр и Алексей» Ге, «Бурлаки» Репина, «Рыболов» и «Охотники на привале» Перова. А картина Пикассо на выставке 1937 года в Париже стала основным экспонатом Испании.

Конгрессы, посвященные наиболее важным мировым проблемам того времени проходили во время работы всемирных выставок, начиная с Парижской выставки 1878 года. Именно на ней Первый литературный конгресс принял международное соглашение об авторских правах и литературе. Именно на нем были признаны заслуги русских писателей в развитии мировой литературы. Совместно с Виктором Гюго конгресс возглавлял. На проходившем в то же самое время конгрессе по промышленной собственности, были затронуты актуальные вопросы авторских прав в промышленности. Всемирная почтовая конвенция, которая подвела под единый стандарт международную почтовую корреспонденцию, была принята на Втором конгрессе работников связи Конгрессом по улучшению условий жизни слепых для обучения в школах слепых была предложена система Брайля. Практически во всех конгрессах как этой, так и других, последующих международных выставок, активное участие принимали российские специалисты.

Важными для науки стали электротехнические конгрессы. Именно на Третьем конгрессе, проходившем в рамках всемирной выставки 1893 года в Чикаго, были приняты международные электротехнические единицы, такие как – Ом, Ватт, Джоуль, Фарад, Вольт, Генри. На Четвертом конгрессе, проходившем во время работы всемирной Парижской выставки в 1900 году, был утвержден новый термин, впервые прозвучавший в докладе российского исследователя К. Перского, - «телевидение».

Начиная с международных ЭКСПО, состоявшихся в 1967 году в Монреале и в 1970 году в Осаке организаторы всемирных выставок перестали делать упор на достижения отдельных стран, а перешли к решению мировых проблем, возникающих перед людьми. Прежде всего, таких, как экология, урбанизация, глобальное потепление и так далее. Каждая страна, участвующая в форуме, в своей экспозиции отражает свое видение проблемы и то, как она решается в этой стране.

Россия на всемирных выставках ЭКСПО.

И Советский Союз, и Россия являлись традиционными участниками каждого международного форума. Они помогали создавать архитектурные ансамбли выставок , которые зачастую становились новыми страницами в истории архитектуры.

Русская экспозиция на выставке 1900 года в Париже была сооружена по проекту знаменитого архитектора Ропета (Петрова). Архитектор, проектировавший русский павильон на выставке 1901 года в Глазго, после этой работы получил звание

академика архитектуры и стал почетным членом Британского королевского института архитектуры. Высших наград удостоились советские павильоны в 1937 году в Париже и в 1958 году в Брюсселе. Павильон Советского Союза, сооруженный на всемирной выставке в 1970 году в Осаке, вошел в историю мировой архитектуры. Он имел форму развернутого знамени и был выполнен в виде стальной складчатой конструкции.

Неизменно интерес публики к экспозициям нашей страны, представленной на всемирных выставках, был огромным. А в советский период организаторы международных выставок были крайне заинтересованы в участии выставки СССР, так как высочайший уровень его экспозиции был своеобразным эталоном для других государств.

Исходник:

http://www. *****/expo_history. php

История всемирных выставок ЭКСПО - World EXPO

История всемирных выставок начинается с 1 мая 1851 г., когда в Лондоне открылась «Великая выставка изделий промышленности всех наций» . На ней были подведены итоги Промышленной революции, прошедшей в развитых странах; выставку за 6 месяцев посетило 6 млн. человек, - количество, равное трети населения Британии того времени. Выставка прошла в специально созданном для нее павильоне, названном «Хрустальным дворцом» и ставшим образцом для выставочных павильонов многих последующих всемирных выставок. Огромная популярность выставки дала огромную прибыль, на которую был основан ряд просветительских и учебных учреждений в Англии, среди которых геологический музей и знаменитый Лондонский музей науки и естествознания . А также, спустя несколько лет, построен павильон третьей Всемирной выставки (1862 года).

Русский отдел выставки представлял уральские самоцветы, пуховые платки, валенки, парчу и т. п. Ткани и платки получили высокую оценку публики и специалистов. Самоцветы (яшмовая ваза екатеринбургской фабрики) получили первые награды выставки. Одним из важных экспонатов Русского отдела был булат , чью утраченную рецептуру в 1841 г. восстановил металлург , также участвовавший в выставке. Из 365 русских экспонатов 130 удостоились наград: 3 высшие медали, 60 медалей второй степени и 67 похвальных отзывов.

География первых выставок совпадает с распределением торговых и промышленных центров, проходя в самых промышленно развитых странах:
Лондон 1851 и 1862 гг., Париж 1855, 1867, 1878, 1889, 1900 гг., Вена 1873 г., Филадельфия 1876 г., Чикаго 1893 г., Глазго 1901 г., Сент-Луис 1904 г., Льеж 1905 г., и т. п. Как правило, организаторы использовали для демонстрации своих возможностей уникальные проекты павильонов (первые выставки проводились в единственном павильоне), и отдельных строений или аттракционов. Так, «Хрустальный дворец» Джозефа Пакстона на десятилетия стал образцом выставочных павильонов; для выставки в Вене была построена Ротонда - павильон с самым большим в мире куполом; Королевский выставочный павильон международной выставки в Мельбурне (1880) включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО; построенная для выставки 1889 г. Эйфелева башня стала символом Парижа, а построенный для парижской выставки 1900 г. мост Александра III является городской достопримечательностью как самый роскошный мост через Сену.

Первые всемирные выставки, как правило, демонстрировали промышленную и государственную мощь своих стран; основными экспонатами были рекордные промышленные образцы и новинки, а также предметы роскоши. Вскоре к ним добавились этнографические экспозиции, выставки произведений искусств, а также конгрессы по самым актуальным вопросам того времени.

Выставка изобразительного искусства впервые прошла параллельно с промышленной выставкой на всемирной Экспо в Лондоне в 1862 г., с тех пор искусство стало непременным участником всемирной выставки. Так, экспонатами всемирной выставки в Вене 1873 г. были знаменитые русские полотна: «Охотники на привале» и «Рыболов» Перова, «Бурлаки» Репина, «Петр и Алексей» Ге, «Грачи прилетели» Саврасова. Полотно Пикассо «Герника» было ключевым экспонатом испанского павильона на выставке в Париже 1937 г.

Мощная конгрессная программа начала сопровождать всемирные Экспо начиная с выставки в Париже 1878 г. - Первый литературный конгресс заложил основу первому международному соглашению об авторских правах в литературе, а также признал заслуги русской литературы - сопредседателем конгресса, вместе с Виктором Гюго, был избран. Проходивший тогда же конгресс по промышленной собственности поднимал вопросы авторских прав в промышленности, Конгресс по улучшению условий жизни слепых рекомендовал систему Брайля к обучению в школах для слепых, а Второй конгресс работников связи принял Всемирную почтовую конвенцию (введшую единый стандарт международной почтовой корреспонденции). Российские ученые участвовали во многих конгрессах этой и последующих выставок.

Заметный след оставили в истории электротехнические конгрессы - так, Третий конгресс в Чикаго (всемирная выставка 1893 г.) выставки принял международные электротехнические единицы названные именами их первооткрывателей - Ом, Ампер, Вольт, Генри, Фарад, Джоуль, Ватт . Четвертый конгресс (всемирная экспо в Париже, 1900 г.) ввел слово «телевидение», прозвучавшее в докладе русского инженера К. Перского.

Послевоенные выставки, начиная с выставок в Монреале 1967 г. и Осаке 1970 г., постепенно отошли от демонстрации достижений отдельных стран к рассмотрению глобальных вопросов, стоящих перед человечеством - человек и мир, человек и море, человек и природа, жизнь в городе и т. п. Каждая страна-участник формирует экспозицию, отражающую то, как общая тема выставки решается в этой стране.

Россия на всемирных выставках ЭКСПО

Россия и СССР традиционно участвовали в создании архитектурного ансамбля выставки сильными архитектурными проектами , часто становившимися страницей истории архитектуры.
Русский павильон в Париже 1900 г. строился по проекту известного архитектора Ропета (Петрова); павильон России в Глазго 1901 г. принес автору проекта, звание академика архитектуры и почетного члена Британского королевского института архитектуры; советские павильоны на выставках в Париже 1937 г., и Брюсселе 1958 г. получили высшие награды своих выставок; в историю мировой архитектуры вошел также павильон СССР в Осаке 1970 г., имеющий форму развернутого знамени, выполненного в виде стальной складчатой конструкции.
Экспозиция нашей страны также вызывала особый интерес публики. В советский период считалось особой удачей организаторов добиться участия СССР - потому что уровень его экспозиции заставлял другие страны бороться за внимание публики.

Было инициировано принцем Альбертом. Главной достопримечательностью выставки стал Хрустальный дворец, спроектированный Джозефом Пакстоном из железа и стекла. Наряду с экспонатами, внутри вдоль главных проходов были размещены деревья и скульптуры. После закрытия выставки здание было перенесено в новый парк, но в 1936 году оно сгорело.

В 1928 году было образовано Международное бюро выставок (Bureau International des Expositions, BIE), курирующее международные экспозиции более 100 стран-членов.

На Универсальных выставках были величайшие изобретения человечества, инновационные для своего времени технологии, всемирно известные памятники и сооружения.

В 1876 году на Всемирной выставке в Филадельфии (США) Александр Белл впервые представил широкой публике телефон.

В 1889 году в качестве входных ворот специально ко Всемирной выставке в Париже (Франция) была построена Эйфелева башня.

В 1893 году посетители Всемирной выставки в Чикаго (США) осматривали территорию с высоты 80 метров при помощи первого в мире колеса обозрения.

В 1901 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке (США) впервые был представлен рентгеновский аппарат.

В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке (США) представлены первые коммерческие образцы люминесцентной лампы.

В 1958 году ко Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия) был построен стометровый Атомиум как символ мирной ядерной эпохи.

В 1970 году на Всемирной выставке в Осаке (Япония) представили одну из первых моделей сотового телефона.

В 1982 году на Всемирной выставке в Ноксвилле (США) представлен прототип сенсорного экрана.

Для проведения каждой Всемирной выставки городом-организатором выделяется пространство, на котором страны-участники возводят собственные выставочные павильоны. Каждая новая выставка "ЭКСПО" посвящена единой глобальной теме.

Всемирная выставка "ЭКСПО-2015" пройдет в Милане с 1 мая по 31 октября 2015 года. Тема выставки — "Питание для планеты. Энергия для жизни".

К 2050 году население планеты составит девять миллиардов человек, поэтому проблема питания сегодня наиболее актуальна.

Всемирная выставка рассмотрит эту тему с экономической, научной и культурно-социальной точек зрения, объединив для ее решения лучшие интеллектуальные ресурсы человечества.

Для наиболее полного раскрытия основной темы выставки организаторы определили семь ключевых направлений : солидарность и сотрудничество в пищевой сфере; наука для безопасности и качества пищи, продовольственной безопасности; технология для сельского хозяйства и биоразнообразие; еда и улучшение образа жизни; правильное и здоровое питание; питание в культурах народов мира и этнических группах; инновации в цепи поставок сельхозпродукции.

Милан не случайно выбран в качестве города-организатора. Обладая репутацией центра европейской моды и стиля, Милан также выступает промышленным центром Италии — страны, известной своими достопримечательностями, самобытной культурой, традициями и кухней.

Павильоны "ЭКСПО" размещаются на острове, окруженном искусственными каналами. Остров разделен на четыре части двумя главными перпендикулярными улицами, на пересечении которых расположится Площадь Италии. На острове помимо павильонов возведены Дворец Италии, в котором пройдут официальные церемонии и приемы, арена для проведения культурно-зрелищных мероприятий, а также амфитеатр.

История участия России во Всемирных выставках насчитывает более полутора веков, начиная с самой первой "ЭКСПО" в Лондоне.

Соблюдая традицию, в 2015 году в Милане возведен российский павильон под девизом "Растим во благо мира. Возделываем во имя будущего".

Архитектурная концепция павильона была создана в бюро Speech Сергеем Чобаном, проектировавшим Башню Федерации в Москве, Дом Акваре в Берлине и Невскую ратушу в Санкт-Петербурге, Алексеем Ильиным и Мариной Кузнецкой. Павильон 2015 года олицетворяет собой молниеносное движение, устремленность ввысь.

На его строительство Россия выделила более 2 миллиардов рублей.

Во время работы выставки экспозиция российского павильона будет меняться каждые две недели в зависимости от того, какой из регионов будет представлен на "ЭКСПО".

Российский павильон продемонстрирует масштабы страны в аспекте продовольствия: мировые запасы воды и пахотных земель, личности великих российских ученых и их труды, многообразие национальных кухонь и традиций народов России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

1 мая 1851 года в Лондоне открылась первая Всемирная выставка "Великая выставка изделий промышленности всех наций" (название ЭКСПО появилось позже).

Для ее проведения в Гайд-парке был построен огромный Хрустальный дворец. Инициатором выставки был принц Альберт, супруг королевы Виктории, а дворец был воздвигнут по проекту Джозефа Пекстона. В 1936 году это уникальное сооружение сгорело дотла. Первая Всемирная универсальная выставка в Лондоне имела огромный успех, поэтому было решено провести вторую. Однако, итоги парижской выставки 1855 года были иными - 8 млн. франков убытков. Но это лишь раззадорило принца Альберта - он решил организовать третью выставку, которая открылась в 1862 году. На ней в качестве спецкора венской газеты Presse работал Карл Маркс.

Выставку посетили 6,2 млн. человек, однако с экономической точки зрения она оказалась не такой успешной. Это охладило энтузиазм англичан, однако начало новой эпохе было положено - именно эти три выставки считаются родоначальницами нынешних всемирных выставок ЭКСПО.
В 1867 году в Париже прошла очередная Всемирная ярмарка, положившая начало традиции размещать экспозиции стран-участниц в специально построенных национальных павильонах. Итогами венской выставки 1873 года стали 7,26 млн. посетителей и 14,86 млн. австрийских шиллингов прибыли - рентабельность составила 350%. Всемирная выставка, прошедшая через три года в Филадельфии, приняла уже 10 млн. человек и принесла 3,3 млн. долл. прибыли.
На Всемирной выставке в Париже 1878 года впервые состоялись международные научные конгрессы и конференции. Всемирные выставки стали символом торговой власти над миром, поэтому для них стали строить самые запоминающиеся архитектурные символы. Памятником Парижской выставки 1889 года стала Эйфелева башня.

В 1900 году Всемирную выставку в Париже посетило рекордное за всю историю всемирных выставок прошедшего столетия количество зрителей - 51 млн. человек. Лишь немногие выставки первой волны оказывались убыточными, поэтому находилась масса желающих организовать нечто подобное. В результате, начиная примерно с 1889 года, доходность официальных выставок стала снижаться. В 1907 году, чтобы как-то бороться с таким "клонированием", национальные выставочные комитеты европейских стран объединились в международную федерацию, а в 1912 году в Берлине была созвана дипломатическая конференция, подготовившая Конвенцию о международных выставках. Однако начавшаяся мировая война помешала ей вступить в силу. Это произошло только в 1928 году. Тогда же было учреждено Международное бюро выставок, в задачу которого входила координация соответствующих проектов. В шести разделах конвенции оговаривались сроки и частота проведения выставок, а также
обязательства приглашающей и участвующих стран. Например, продолжительность Всемирных выставок не могла быть меньше трех недель и больше шести месяцев.

В 1925 году на выставке в Париже вывеска "Россия" сменилась на "СССР". Каталог советской экспозиции подготовил поэт В. Маяковский, получивший за это серебряную медаль.В 1937 году главной темой Всемирной универсальной выставки в Париже стало "Искусство и техника в современной жизни". В павильоне СССР была представлена скульптура "Рабочий и Колхозница", установленная затем на входе в ВДНХ. Напротив статуи стоял нацистский орел - интрига, придуманная руководством выставки.
Всемирная выставка 1939 года прошла в Нью-Йорке. После закрытия выставки была замурована "капсула времени" (цилиндр высотой 2 м и диаметром 20 см), которая содержала различные предметы, характеризующие жизнь Соединенных Штатов тех лет. "Капсулу" надлежит открыть через 5 тысяч лет - в 6939 году. В 1958 году выставка прошла в Брюсселе и была посвящена теме "Человек и прогресс".
ЭКСПО-58 поразила совершенно новым мышлением, прежде всего, в архитектуре павильонов. Павильон США, к примеру, был построен по принципу велосипедного колеса. Создавался эффект, что крыша диаметром в 120 м висит в воздухе. Но павильоны при всей своей уникальности были, по сути, пусты. Новинок почти не было. Причину открыл глава американской делегации: "Частные фирмы боятся выставлять новинки, опасаясь европейских конкурентов, а правительственная техника в основном военная".
В 1967 году Всемирная универсальная выставка, прошедшая в Монреале под девизом "Земля и люди", получила название ЭКСПО. Первоначально выставку предполагалось провести в Москве, на территории площадью 500 га в районе Теплого стана, приурочив к 50-летию Октябрьской революции. В 1960 году был объявлен конкурс на разработку генплана выставки, однако вскоре из-за финансовых проблем СССР ее проводить отказался. Выставку перенесли в Канаду, и та в результате получила 210,7 млн. долл. прибыли (продали 50 млн. билетов). Для проведения выставки было искусственно создано несколько островов на реке Св. Лаврентия. Для этого было засыпано около 30 млн. кубометров камня скальных пород и намыто 10 млн. кубометров грунта, взятого со дна реки.
В 1970 году Всемирная выставка впервые прошла на азиатском континенте - в Японии (Осака). Главным архитектором экспозиции в Осаке стал знаменитый Кэндзо Танге, возглавивший школу японского метаболизма (отрицание законченности композиции). Павильоны выставки напоминали то исполинских размеров кристаллы, то развёрнутое крыло бабочки, то перо птицы или причудливое туловище насекомого.
Выставку, проведенную под девизом "Прогресс и гармония человечества", посетило рекордное количество зрителей - 65 млн. человек. До сих пор рекордом остается и прибыль выставки - 52 млн. долл. На выставке Осака впервые показала возможности электронных медиа. Именно с той поры всемирные выставки стали превращаться в шоу, изумляя зрителей мультимедийными представлениями и выходами в виртуальное пространство.
Выставку 1974 года отличило самое маленькое число стран-участниц - 10, и посетителей - 5,6 млн. человек. Она прошла в Спокане (США) под девизом "За обновленную, свежую окружающую среду завтрашнего дня". Темой ЭКСПО-75, проведенной на японском острове Окинава, стало "Море- каким мы его хотим видеть". Вершиной выставки стал город-остров Акваполис - фрагмент будущего плавучего города, созданный японскими инженерами.
Местом проведения Всемирной специализированной выставки 1985 года снова стала Япония. Прошедшая в городе Цугуба выставка под девизом "Дом и быт - наука техника на службе у человека" продемонстрировала новейшие компьютеризированные системы. Выставка стала техническим "Диснейлэндом". Всюду были роботы: играющие на гитаре по нотам, рисующий тушью портрет любого посетителя. По деревьям в механическом парке лазили механические звери. Японская техника превзошла самоё себя в этой последней выставке ХХ столетия.
В 1986 году под девизом "Мир в движении - стремление человека к достижениям в области транспорта и связи" открылась Всемирная специализированная выставка в Ванкувере (Канада). В ней приняло участие рекордное количество для специализированных выставок стран - 54. Темой Всемирной специализированной выставки в Брисбене (Австралия, 1988) стал "Досуг человека в технологический век". Чтобы увеличить количество посетителей, каждому австралийцу было предложено направить своим родственникам и друзьям приглашение, подписанное премьер-министром страны.
В 1992 году Всемирная выставка в Севилье (Испания) была посвящена 500-летию открытия Нового Света Христофором Колумбом. Участниками выставки стали 111 стран. На специализированной выставке, прошедшей в 1993 году в городе Тэджон (Южная Корея), количество стран-участниц в очередной раз достигло очередной рекордной отметки - 108.
В 1998 году Всемирная выставка в Лиссабоне была посвящена теме океана. В поддержку выставки ЮНЕСКО провозгласил 1998 год международным годом Мирового океана. На площади более 50 гектаров разместились павильоны 146 стран, 14 международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Олимпийский комитет), океанариум, башня Васко де Гамы со смотровой площадкой, порт, фуникулер, множество открытых концертных площадок и аттракционов. "ЭКСПО-98" стоила организаторам 1 млрд 600 млн. долл. Россия выделила своему павильону из бюджета 3,5 млн. долл.
"ЭКСПО-2000" работала в Ганновере с 1 июня по 30 октября 2000 года под девизом "Человек - Природа - Техника". Достопримечательность выставки - "Тематический парк", который стал такой же особенностью выставки, как Хрустальный дворец на Первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году или Эйфелева башня на прошедшей в 1889 году выставке в Париже. Одиннадцать экспозиций тематического парка посвящены путям решения будущего труда, здравоохранения, коммуникации и информации общества, окружающему миру и человеку. Кроме того - это также совершенно новое явление в истории Всемирных выставок - на ЭКСПО в Ганновере представлены 770 проектов 120 стран, под девизом "Возрождение нового мира". Это практическое развитие идей о том, что будущее пришло и требует другого к себе отношения.

Выставка побила все рекорды по числу стран-участниц - 173 государства. Однако общие убытки выставки в Ганновере составили более 2,4 млрд. марок (500 млн. долл.) при 3,4 млрд. вложенных. С этой выставкой фатальным образом совпали европейский чемпионат по футболу и Олимпийские игры в Сиднее, что резко снизило интерес к ней. Из запланированных 40 млн. билетов там были проданы лишь 20 млн.
Специалисты связывают убытки выставки с неучастием США. Отказ американцев впервые за 149 лет от участия во всемирной выставке был мотивирован невозможностью оплатить затребованные оргкомитетом 40 млн. долл. за право постройки павильона.

по материалам rian.ru, .itar-tass.com, en.wikipedia.org

С момента проведения самой первой универсальной выставки, которая прошла в Лондоне в 1851 году Россия была постоянным участником всемирных выставок, затем получивших свое окончательное название – ЭКСПО.

Утверждение русской нации, ее самостоятельности неразрывно связано с участием России на всемирных и международных выставках. Российская империя, Советский союз и Российская Федерация являлись традиционными участниками всемирных универсальных выставок. Сильные архитектурные и экспозиционные проекты нашей страны помогали создавать архитектурные ансамбли выставок и зачастую становились новыми страницами в истории архитектуры.

Именно на всемирных выставках впервые произошло широкое знакомство мира с самобытной русской архитектурой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, предметами промышленного, сельскохозяйственного и кустарного производства, что значительно способствовало укреплению престижа России за рубежом. Участие России на этих выставках укрепляло торговые связи с иностранными партнерами, способствовало возникновению тесных культурных связей и совместных проектов.

Российская империя участвовала в международных выставках регулярно, преследуя при этом вполне традиционные цели: изучить международный опыт, представить свои разработки и продукцию, наладить контакты с зарубежными партнерами. На первых всемирных выставках россияне возводили павильоны, стилизованные под московский Кремль, угощали иностранцев изысканными блюдами русской кухни и предлагали полюбоваться сибирскими мехами и самоцветами.

К началу ХХ века Россия стала заявлять о себе как об индустриальной державе. Уже на Парижской выставке 1900 года помимо теремов и изделий Фаберже можно было увидеть русскую мебель, фабричный ситец и другие промышленные изделия, а также экспозицию, посвященную Транссибирской железной дороге и первым русским автомобилям.

С возникновением СССР экспозиции для всемирных выставок наполнились новой идеологией, но ничуть не потеряли своего величия, монументальности и основательности.

Российская Федерация уже представила свои экспозиции на нескольких всемирных выставках. Постоянное развитие экономики, технологий, промышленности позволяет нам из года в год поддерживать высокий имидж страны на мировой арене, а также демонстрировать новейшие проекты и разработки во всех стратегически важных и передовых областях.

Некоторые Всемирные выставки, в которых Россия принимала участие:


1851 год, Лондон


1855 год, Париж


1878 год, Париж


1900 год, Париж


1925 год, Париж


1937 год, Париж


1939 год, Нью-Йорк


1958 год, Брюссель


1967 год, Монреаль


1970 год, Осака


1975 год, Окинава